РСЧС – структура, основные задачи и функции системы

Привет студент

Организация РСЧС; ее структура и задачи

В 1992 году функции по защите населения и территорий России между Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и Гражданской обороной (ГО) были поделены, РСЧС решает задачи в мирное время, а ГО – в военное время.

При этом в мирное время силы и средства Гражданской обороны могут привлекаться для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.

В феврале 1994 года был принят Федеральный закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера», который стал законодательной основой РСЧС. В роли ее управляющего и организующего центра выступило Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС).

Окончательно Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС была организована МЧС России в ноябре 1995 года.

Система РСЧС структурно состоит из следующих подсистем:

• функциональных (создаются федеральными органами власти),

РСЧС имеет пять уровней:

• Каждый уровень РСЧС имеет:

о координирующие органы,

• силы и средства РСЧС,

• системы связи и оповещения,

• резервы финансовых и материальных ресурсов.

2. Основные задачи РСЧС

Основными задачами РСЧС являются:

• проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации ЧС, а в случае возникновения чрезвычайной ситуации – защита жизни, здоровья людей, ценностей и окружающей среды;

• формирование и внедрение правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территории;

• оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях;

• ликвидация чрезвычайных ситуаций;

• создание и обеспечение готовности сил и средств РСЧС;

• выполнение мероприятий Гражданской обороны (ГО);

• оказание гуманитарной помощи и др.

При этом координирующими органами РСЧС являются:

• на федеральном уровне – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

• на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов Российской Федерации, – региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий;

• на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ, – комиссии по ЧС органов

исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

• на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), – комиссии по ЧС органов местного самоуправления;

• на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, – объектовые комиссии по ЧС (создаются в случае необходимости при наличии соответствующей материальнотехнической базы).

Органами повседневного управления РСЧС являются:

• пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС всех уровней;

• дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти и организаций.

Специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации ЧС в порядке, определенным Президентом РФ.

3. Режимы функционирования РСЧС

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливаются режимы функционирования РСЧС.

При этом режим повседневной деятельности включает:

• осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;

• планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных (иди сельскохозяйственных) объектов и отраслей экономики в ЧС;

• совершенствование подготовки органов управления по делам ГО, ЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам – защиты и действиям при ЧС;

• создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

• осуществление целевых видов страхования.

Режим повышенной готовности предусматривает:

• принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование, при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработку предложений по ее нормализации;

• усиление дежурно-диспетчерской службы;

• усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

• принятие мер по защите населения и окружающей среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;

• приведение в состояние повышенной готовности сил и средств, уточнение планов и действий. Режим чрезвычайной ситуации (ЧС) включает:

• организацию защиты населения;

• выдвижение оперативных групп в район ЧС;

• организацию ликвидации ЧС;

• определение границ зоны ЧС;

• организацию работ по обеспечению устойчивости функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

• осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.

4. Силы и средства РСЧС; организация ликвидации последствий ЧС Для ликвидации ЧС создаются специальные фонды и материальные резервы.

Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась ЧС, под непосредственным руководством соответствующей комиссии по ЧС (КЧС).

Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ее невозможно, указанные комиссии обращаются за помощью к вышестоящей КЧС.

Она может взять на себя координацию или руководство ликвидацией этой ЧС и оказать необходимую помощь.

При недостаточности имеющихся сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти. В отдельных случаях для ликвидации ЧС и ее последствий может быть образована правительственная комиссия.

Постановлением Правительства Российской Федерации определен перечень сил и средств РСЧС. Одна их часть предназначена для наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды (ОПС), обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, санитарноэпидемиологической обстановкой и другими сферами жизни и деятельности. Вторая – для ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС).

В настоящее время намечен ряд мероприятий направленных на укрепление служб МЧС.

Скачать реферат: У вас нет доступа к скачиванию файлов с нашего сервера. КАК ТУТ СКАЧИВАТЬ

РСЧС: расшифровка, структура и задачи

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Каждому из нас важно знать, что в случае наступления чрезвычайной природной или техногенной катастрофы нас не бросят на произвол судьбы.

Как правило, во всем мире функцию предупреждения чрезвычайных ситуаций (ЧС) и ликвидацию их последствий берет на себя государство. В Российской Федерации эту функцию выполняет РСЧС.

Сегодня поговорим, что такое РСЧС, как расшифровывается, какова ее структура, каковы ее основные задачи.

РСЧС – это…

РСЧС – это аббревиатура наименования «Российская Система Чрезвычайных Ситуаций», но это сокращение только части наименования.

Полное же название системы, которая была создана в 1992 году, звучало так: «Российская единая Система предупреждения и ликвидации Чрезвычайных Ситуаций». Согласитесь, аббревиатуру «РЕСПЛЧС» выговорить довольно трудно. Поэтому было принято сокращение РСЧС.

В наши дни наименование еще более изменилось: «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (Постановление Правительства № 794 от 30.12.2003 г.), но аббревиатуру оставили прежнюю: РСЧС.

РСЧС создана с целью объединения отдельных организаций и учреждений для оптимизации решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС.

То есть для того, чтобы в случае возникновения чрезвычайной ситуации единый центр руководства приступил бы к немедленной работе, координируя и направляя деятельность спасателей, медицинской помощи, служб жизненного обеспечения населения и т.д.

Задачи РСЧС

Основные задачи РСЧС:

  1. предупреждать наступление природных и техногенных катастроф;
  2. минимизировать возможные последствия ЧС;
  3. ликвидировать ЧС.

Если же детализировать задачи всех служб системы, то получится целый перечень необходимых к проведению мероприятий:

  1. разрабатывать и выполнять специальные профилактические программы по предотвращению ЧС, в том числе – внедрять в практику научные разработки по прогнозированию природных катаклизмов и уменьшению масштабов негативных последствий после ЧС;
  2. обеспечивать техническую оснащенность и физическую готовность структур, предназначенных для выполнения спасательных действий при возникновении ЧС;
  3. проводить подготовку населения к возможным ЧС (учения, тренировки, наглядная агитация, разъяснительная работа и т.д.);
  4. координировать работу всех уровней РСЧС (про уровни – в следующем разделе);
  5. ликвидировать последствия ЧС;
  6. изучать методики проведения расчета материального ущерба от возможных ЧС;
  7. создавать финансовый резерв на случай ликвидации последствий ЧС, в том числе – для помощи пострадавшим лицам, для восстановления систем жизнеобеспечения и инфраструктуры пострадавших территорий;
  8. создавать и оборудовать пункты мед.помощи и пункты временного размещения людей в случае ЧС;
  9. поддерживать сотрудничество с аналогичными международными организациями.

” alt=””>

Структура РСЧС

Структура (что это?) РСЧС состоит из 5 уровней и относится к иерархическому типу организации.

На схеме изображены следующие уровни системы (от высшего к низшему):

  1. федеральный (государственный уровень);
  2. межрегиональный (уровень 6 федеральных округов: Центрального, Северо-Западного, Южного, Приволжско-Уральского, Сибирского, Дальневосточного);
  3. региональный (дифференциация (это как?) по субъектам РФ);
  4. муниципальный (уровень муниципальных образований);
  5. объектовый (конкретные объекты, например, АЭС (атомные электростанции), крупные промышленные предприятия и т.д.).

Каждый из перечисленных уровней находится в координационном подчинении у вышестоящего уровня, но действует автономно.

Например, если произошло землетрясение на Курильских островах (а там они случаются довольно часто), то будет действовать региональный уровень РСЧС (Сахалинской области), а также муниципальный и объектовый.

В случае необходимости будут задействованы вышестоящие межрегиональный и федеральный уровни.

Каждый из уровней РСЧС имеет собственный комплекс сил и средств, способный в автономном режиме выполнять поставленные перед РСЧС задачи.

В этот комплекс входят:

  1. органы управления:
    1. координационные органы (комиссии), осуществляют координацию работы вверенных им сил, а также организуют взаимодействие с остальными уровнями РСЧС;
    2. постоянно действующие органы управления (подразделения МЧС различного уровня);
    3. органы повседневного управления – пункты управления РСЧС, осуществляют непрерывный мониторинг в режиме реального времени вверенных территорий;
  2. непосредственно силы и средства, находящиеся в состоянии постоянной готовности (специалисты, техника, оснащение, т.е. аварийно-спасательные службы и общественные формирования), готовые выполнять аварийно-спасательные работы в зоне ЧС в течение 3 суток в автономном режиме;

    Режимы функционирования РСЧС

    Режим функционирования РСЧС зависит от обстановки, связанной с чрезвычайными ситуациями.

    Следовательно, существует 3 возможных режима:

    1. ЧС нет;
    2. ЧС возможна;
    3. возникновение ЧС.


    *при клике по картинке она откроется в полный размер в новом окне

    Теперь о каждом из режимов немного подробней.

    1. Режим повседневной деятельности (в отсутствии ЧС). Проводимые мероприятия:
      1. мониторинг окружающей среды;
      2. прогнозирование вероятности ЧС;
      3. разработка и реализация программ по предупреждению ЧС;
      4. подготовка к возможным ЧС (техническое оснащение и обучение соответствующих подразделений, информирование населения);
      5. резервирование материальных ресурсов на случай наступления ЧС;
      6. подготовка возможностей для эвакуации населения и материальных ценностей в случае ЧС;
      7. ведение статистической отчетности и анализ уже произошедших ЧС.
    2. Режим деятельности в состоянии готовности к возможной ЧС. Мероприятия:
      1. усиление мониторинга окружающей среды и уточнение прогнозов относительно возникновения ЧС;
      2. усиление готовности органов управления и органов быстрого реагирования к возникновению ЧС;
      3. информирование населения о возможной ЧС посредством всех возможных средств связи (объявление по радио и телевидению, смс-оповещение и т.д.);
      4. принятие мер по снижению возможного ущерба от потенциальной ЧС;
      5. уточнение планов действий (планов развертывания сил быстрого реагирования, эвакуации населения и т.д.);
      6. эвакуация людей и мат.ценностей при необходимости.
    3. Режим деятельности при возникновении ЧС. Проводимые мероприятия:
      1. непрерывный контроль за обстановкой;
      2. оповещение населения и органов управления РСЧС о чрезвычайной ситуации;
      3. выполнение действий по защите людей и территорий от ЧС;
      4. выполнение работ по ликвидации последствий ЧС;

        Заключение

        Чрезвычайная ситуация, независимо от причин ее возникновения – это нелегкое испытание и для людей, и для структур, призванных их защищать.

        Природа каждый год проверяет РСЧС нашей страны на прочность. Это масштабные природные пожары, возгорания крупных технических объектов, мощнейшие наводнения.

        Мы можем быть уверены, что в случае возникновения чрезвычайной ситуации нас не оставят с бедой один на один.

        Читайте наш блог, это информативно и познавательно.

        Автор статьи: Елена Копейкина

        Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

        Эта статья относится к рубрикам:

        Комментарии и отзывы (3)

        Так это они ездили и вещали через громкоговорители, чтоб мы все по домам сидели, а то страшный вирус бродит по улицам.

        Павел: это российская структура. У вас она, наверное, по другом как-то называется.

        Устранять последствия, это понятно, а вот как можно предупреждать природные катаклизмы? Если население оповестят и то хорошо будет.

        РСЧС — структура, основные задачи и функции системы

        РСЧС это принятая аббревиатура, при помощи которой кратко обозначают систему органов, существующих ради охраны населения страны и ее территории от чрезвычайных ситуаций (далее ЧС).

        РСЧС- расшифровка и цель создания

        РСЧС это всем известное сокращение, которое определяется как «Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

        Рассматривая историю возникновения, система, впервые появившаяся на свет в 1992 г., имела своё чёткое предназначение и цель.

        Она была необходима для объединения в одно целое всех существующих органов управления, сил и средств, находящихся в границах российских земель, отвечающих за разрешение вопросов по надлежащему предоставлению сохранности и защищенности площади своей страны и народа, населяющего ее, от ЧС.

        Задачи и функции РСЧС

        Такая система необходима для выполнения трех наиболее важных функций:

        профилактика и устранение возможности наступления крушений, стихийных бедствий и других патогенных ситуаций;

        значительное снижение количества вреда, принесенного ЧС;

        предотвращение самих происшествий и их результатов.


        В соответствии с задачами РСЧС необходима для:

        создания и предварения в жизнь нормативно-правовых актов, содержание которых связанно с защитными действиями от ЧС;

        воплощения специализированных программ по профилактике и уничтожению ЧС;

        обеспечения режима и готовности органов, специально созданных для исполнения всех необходимых действий при ЧС;

        предварительной работы с различными категориями населения страны по подготовке к действиям в ЧС (проведение специальных учений, тренингов, квестов и других мероприятий);

        расчета ущерба, нанесенного ЧС;

        организации резерва необходимых ресурсов — как финансовых, так и материальных, необходимых для сведения на нет самой ситуации и ее последствий;

        проведения акций и других мероприятий для сбора денег и другой необходимой помощи людям, понесшим утраты или получившим ранения при ЧС (организуются места сбора пострадавших, обеспечивается горячее питание, первая медпомощь и т. д.);

        международного сотрудничества (осуществляется при масштабных катастрофах, поражающих большую часть площади страны, в этих случаях гуманитарная помощь может оказываться при помощи поддержки других стран).

        Структура единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС

        Структура данной системы состоит из пяти уровней:

        Федеральный — данный уровень составляют централизованные органы подчинения федеральных органов исполнительной власти (далее ФОИВ).

        Межрегиональный — образован из шести округов, в которые вошли: центральный (Москва), Северо-Западный (СПб), Приволжско-Уральский, Сибирский, Южный, Дальневосточный. При этом в каждый округ входят земли, находящиеся в границах нескольких субъектов страны.

        Региональный — уровень состоит из ОИВ определенного субъекта.

        Муниципальный — к нему относится вся территория города.

        Объектовый — охватывает территории предприятий.

        На рисунке представлена таблица, включающая в себя все уровни РСЧС. Все данные территориальные звенья действуют для наиболее эффективного решения повседневных задач, координации действий, исполнения и регулирования.

        Координационные органы РСЧС

        В их составе находятся: комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС (КЧС) и противопожарной безопасности ФОИВ, ОИВ субъекта, ОИВ ОМСУ и существующие организации.

        Основные задачи КЧС

        Задачами КЧС являются:

        руководство над организацией по подготовке и приведению в исполнение действий по ликвидации ЧС;

        увеличение степени безопасности неустойчивых объектов;

        подготовка и воплощение специальных программ по устранению ЧС;

        принятие участия в действиях, нацеленных на охрану населения от ЧС и их последствий;

        упорядочивание подготовки персонала организаций к необходимым действиям при наступлении ЧС;

        регулирование проведение аттестации спасателей.

        Органы управления РСЧС

        На каждом уровне все органы управления подразделяются на органы повседневного управления, координационные и постоянно действующие.

        Силы и средства РСЧС

        К силам, всегда находящимся в полной готовности можно отнести: аварийно-спасательные службы и формирования, а также общественные объединения, в арсенале которых имеются специализированное оборудование, техника и приспособления.

        Основные направления деятельности РСЧС

        На сегодняшний день РСЧС является одним из ключевых звеньев государственной власти.


        Приоритетными направлениями деятельности системы РСЧС являются:

        разработка возможных оргтехмероприятия по защите земель РФ и ее народа от ЧС, которые впоследствии могут быть внесены в закон;

        регулирование функционирования РСЧС;

        контроль за работой подразделений МЧС;

        исполнение работ, нацеленных на профилактику ЧС;

        профессиональная подготовка профессионалов по спасению населения;

        финансирование и материально-техническая поддержка РСЧС.

        На данный момент она отлично справляется со своей работой и превосходит все ожидания. Благодаря деятельности данной системы, во всех уголках России эффективно организована работа с населением, проводятся всевозможные тренинги, лекции, на которых сотрудники рассказывают не только взрослым, но и детям (даже детсадовского возраста) о том, что из себя представляет ЧС, как необходимо себя вести при ее наступлении и какие меры следует соблюдать для недопущения ее возникновения.

        Вплоть до сегодняшнего времени эта структурированная система позволяет действенно организовать работу входящих в нее подразделений, способствует проведению всех необходимых мероприятий, направленных на профилактику ЧС, спасение людей от гибели и уничтожение последствий от различных катаклизмов и других катастроф.

        Предназначение, задачи и структура РСЧС и ГО

        Предназначение РСЧС

        РСЧС предназначена для предупреждения и ликви­дации чрезвычайных ситуаций техногенного, природ­ного и экологического характера, а в условиях ведения боевых действий и вследствие этих действий (при оп­ределенных структурных изменениях) и для реше­ния задач по защите населения и территорий в чрезвы­чайных ситуациях военного характера.

        Основные задачи РСЧС:

        · разработка и реализация правовых и экологичес­ких норм, связанных с обеспечением защиты насе­ления и территорий от ЧС;

        · осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и устойчивость функционирования предприятий, учреждений и организаций, а также подведомст­венных им объектов в ЧС;

        · обеспечение готовности к действиям органов уп­равления, сил и средств, предназначенных для пре­дупреждения и ликвидации ЧС;

        · сбор, обработка, обмен и выдача информации в об­ласти защиты населения и территорий в ЧС;

        · подготовка населения к действиям в ЧС;

        · прогнозирование и оценка социально-экономичес­ких последствий ЧС;

        · создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

        · осуществление государственной экспертизы, над­зора и контроля в области защиты населения и тер­риторий в ЧС;

        · осуществление мероприятий по социальной защи­те населения, пострадавшего в ЧС; проведение гу­манитарных акций;

        · реализация прав и обязанностей населения в обла­сти защиты в ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвовавших в их ликвидации;

        · международное сотрудничество в области защиты населения и территорий в ЧС.

        Предназначение ГО

        Гражданская оборона — система мероприятий РСЧС, выполняемых ее структурными элементами, по подготовке к защите и по защите населения, матери­альных и культурных ценностей на территории Россий­ской Федерации от опасностей, возникающих при веде­нии боевых действий или вследствие этих действий.

        В современных условиях гражданская оборона яв­ляется одним из важных элементов национальной бе­зопасности России, обеспечения выживаемости госу­дарства в военное время.

        Основные задачи ГО:

        · обучение населения способам защиты от опаснос­тей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий;

        · оповещение населения об опасностях, возникаю­щих при ведении боевых действий или вследствие этих действий;

        · эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

        · предоставление населению убежищ и средств ин­дивидуальной защиты;

        · проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

        · проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ве­дении военных действий или вследствие этих дей­ствий;

        · первоочередное обеспечение населения, постра­давшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицин­ское обеспечение, включая оказание первой меди­цинской помощи, срочное предоставление жилья
        и принятие других необходимых мер;

        · борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

        · обнаружение районов, подвергшихся радиоактив­ному загрязнению, химическому, биологическому или иному заражению;

        · санитарная обработка населения, обеззаражива­ние (дезактивация) техники, зданий, территории и проведение других необходимых мероприятий;

        · восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении боевых действий или вследствие этих действий;

        · оценка восстановления функционирования необ­ходимых коммунальных служб в военное время;

        · разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

        · обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

        Структура РСЧС

        Организационная структура РСЧС объединяет ор­ганы управления, силы и средства органов исполни­тельной власти (от федеральных до местного само­управления) и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения в ЧС в мирное и военное время. Она состоит из территори­альных и функциональных систем и имеет пять уров­ней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый.

        Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соот­ветствующих их административно-территориальному делению.

        Функциональные подсистемы создаются федераль­ными органами власти и включают органы управле­ния, силы и средства министерств и ведомств, органи­зующих работы по защите населения от ЧС в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.

        На каждом уровне РСЧС имеются координирую­щие органы, постоянно действующие органы и органы повседневного управления, а также соответствующие силы и средства, резервы материальных и финансо­вых ресурсов и системы связи, оповещения и инфор­мационного обеспечения.

        Координирующими органами на федеральном и ре­гиональном уровнях являются, соответственно, Меж­ведомственная и ведомственная комиссии по преду­преждению и ликвидации ЧС и региональные центры по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации по­следствий стихийных бедствий; на территориальном, местном и объектовом уровне — комиссии по ЧС (КЧС).

        Координирующие органы организуют, контроли­руют и руководят осуществлением всего комплекса задач по защите населения и территорий, предупреж­дению и ликвидации ЧС на подведомственных им тер­риториях и объектах.

        Органами постоянного управления по делам граж­данской обороны и ЧС (ОУ ГОЧС) являются: на феде­ральном уровне — Министерство по делам ГОЧС, на региональном уровне — региональные центры (РЦ), на территориальном и местном уровнях — ко­митеты, главные управления, управления, отделы, со­здаваемые при органах исполнительной власти и ор­ганах местного самоуправления, органы управления по делам ГОЧС и на объектовом уровне — отделы (секторы или специально назначенные лица) по де­лам ГОЧС. ОУ ГОЧС выполняют функции рабочих органов КЧС.

        Органами повседневного управления являются центры управления в кризисных ситуациях. Единые дежурно-диспечерские службы (ЕДДС), оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС (ОДС) и дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти (ДДС).

        Общее руководство гражданской обороны и защитой населения и территорий в чрезвычайных ситуациях осуществляют руководители органов исполнительной власти всех уровней именуемые руководителями гражданской обороны и защиты населения и территорий в ЧС (РГО и ЗНиТ)

        В системе управления РСЧС предусмотрено созда­ние стационарных и подвижных пунктов управления (ПУ). Стационарные ПУ могут быть повседневными (мирное время) и запасными (военное время).

        Для непосредственного управления ликвидацией ЧС на базе органов управления ГОЧС создаются не­штатные органы управления: оперативные штабы (группы) — ОШ (ОГ) ГОЧС с включением в них пред­ставителей ФСБ, МВД и других служб.

        К силам и средствам наблюдения и контроля РСЧС относятся: службы (учреждения) и организа­ции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоя­нием природной среды и обстановкой на потенциаль­но опасных объектах; формирования Госсанэпиднад­зора России; ветеринарная служба Минсельхозпрода России; геофизическая служба РАН; оперативные группы Росгидромета и подразделения Минатома России; учреждения и агентства по мониторингу ЧС; учреждения сети наблюдения и лабораторного кон­троля ЧС.

        Основу группировки сил ликвидации ЧС различного назначения составляют части и подразделения посто­янной готовности различных уровней и подсистем РСЧС:

        · части и подразделения МЧС:

        ü поисково-спасательная служба (ПСС), включаю­щая Центральный аэромобильный отряд («Центро-спас»), Центр по проведению спасательных работ особого риска «Лидер», региональные и территори­альные спасательные службы;

        ü противопожарные части и подразделения;

        ü войска ГО, состоящие из отдельных спасательных бригад, полков и батальонов;

        · специально подготовленные инженерные и хими­ческие части и подразделения Минобороны (МО) России;

        · сводные мобильные формирования частей войск ГО и МО России;

        · бригады экстренного реагирования и специализи­рованной медицинской помощи Всероссийской службы медицины катастроф;

        · профессиональные спасательные отряды и различ­ные формирования Минатома и других профиль­ных министерств и ведомств.

        Кроме сил постоянной готовности различной степе­ни к ликвидации ЧС привлекаются нештатные аварий­но-спасательные формирования общего назначения и специальных служб министерств, ведомств, организа­ций, отдельных объектов на различных уровнях РСЧС.

        Формирования общего назначения подразделяют­ся на сводные отряды (команды, группы), предназна­ченные для проведения как аварийных, так и спаса­тельных работ, и спасательные формирования, выпол­няющие в основном спасательные работы.

        Формирования служб (группы, звенья) могут со­здаваться для наблюдения за экологической обстанов­кой, а также проведения противопожарных, медицин­ских мероприятий, охраны общественного порядка и т. д.

        Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, которая включает: центр управления в кри­зисных ситуациях МЧС; информационные центры федеральных органов исполнительной власти; инфор­мационно-управляющие центры регионов и органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Фе­дерации; абонентские пункты районных и городских органов управления по делам ГОЧС; информационные центры организаций; средства связи и передачи дан­ных (рис. 7.1).

        Структура ГО РФ

        Организационная структура ГО базируется на осно­ве структуры РСЧС с учетом определенных и заранее спланированных изменений в ее элементах на основе требований Федерального закона «О гражданской обо­роне», и полностью развертывается при переводе стра­ны (отдельных регионов) на военное положение или при возникновении военных действий (рис. 7.2).

        Руководство гражданской обороной Российской федерации осуществляется правительством РФ во гла­ве с премьер-министром — начальником ГО страны.

        Руководство гражданской обороной в Федеральных органах исполнительной власти и в организациях осу­ществляют их руководители, являющиеся по должнос­ти начальниками гражданской обороны указанных ор­ганов и организаций.

        Руководство гражданской обороной на территори­ях субъектов Российской Федерации, территориаль­ных образований, в отдельных организациях и на объ­ектах осуществляют соответственно главы исполни­тельной власти субъектов РФ, руководители органов местного самоуправления, руководители отдельных организаций и объектов, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.

        Начальники гражданской обороны несут персо­нальную ответственность за организацию и проведе­ние мероприятий ГО в Федеральных органах исполни­тельной власти, на предприятиях, а также в организа­циях (на объектах).

        Координирующие органы управления, в силу необ­ходимости соблюдения принципа единоначалия в ус­ловиях военного времени, могут быть преобразованы в консультативные органы сокращенного состава, а при необходимости и упразднены с переходом их функций к постоянным органам управления.

        Функции постоянных органов управления, уполномо­ченных на решение задач в области ГО, будут выполнять­ся в основном имеющимися органами управления РСЧС (МЧС, РЦ, органы управления ГОЧС территориальных уровней) с определенными изменениями: на федераль­ном уровне МЧС будет взаимодействовать в решении за­дач с Генеральным штабом МО, на региональном уровне — Региональный центр — со штабом данного военного

        округа, на остальных уровнях в органах управления ГОЧС возможно увеличение количественного состава групп ГО в составе этих органов управления.

        Службы различных назначений, имеющиеся в РСЧС в мирное время, продолжают выполнять свои задачи и в военных условиях с приоритетом задач ГО. Могут со­здаваться также и новые службы — маскировки, радио­перехвата, борьбы с диверсантами и т. п.

        Повседневное управление гражданской обороной будет осуществляться теми же органами РСЧС, что и в мирное время (Центры по управлению в кризис­ных ситуациях, оперативно-диспетчерские службы, дежурно-диспетчерские службы), но с обязательным развертыванием на всех уровнях системы запасных пунктов управления (ЗПУ).

        Силами гражданской обороны, предназначенными для выполнения возложенных на них задач, являются со­единения, воинские части и другие формирования войск гражданской обороны а также нештатные формирования гражданской обороны.

        Нештатные формирования гражданской обороны являются формированиями, создаваемыми на потен­циально опасных объектах и на объектах, имеющих важное оборонное и экономическое значение по тер­риториально-производственному принципу, владею­щими специальной техникой и подготовленными для защиты населения, материальных ценностей от опас­ностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Они составляют наи­большие по численности формирования ГО и предназ­начаются для выполнения основного объема аварий­но-спасательных работ и других мероприятий ГО.

        Организациями могут создаваться спасательные, медицинские, противопожарные, инженерные, ава­рийно-технические, автомобильные формирования, а также формирования разведки, радиационного и хи­мического наблюдения радиационной и химической защиты, связи, механизации работ, охраны общест­венного порядка, торговли и другие виды формирова­ний. В состав этих формирований могут входить: свод­ные и спасательные команды и группы; сводные ко­манды механизации работ; команды, группы, звенья разведки и связи; медицинские отряды, бригады, группы, звенья; подвижные госпитали; санитарные посты; аварийно-технические команды и группы; автомо­бильные и автосанитарные колонны; команды и груп­пы охраны общественного порядка и т. д.

        Для выполнения задач в области ГО в зависимости от обстановки могут привлекаться также профессио­нальные аварийно-спасательные службы различных уровней, аварийно-спасательные формирования, мо­бильные группировки ГО и МО, воинские части и под­разделения МО, другие части и подразделения посто­янной готовности РСЧС.

        Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 8079 ; Мы поможем в написании вашей работы!

        Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

        РСЧС предназначена для предупреждения чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время, а в случае их возникновения – для ликвидации последствий, обеспечения безопасности населения, защиты окружающей среды и уменьшения ущерба народному хозяйству.

        Основные задачи РСЧС:

        • разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
        • осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
        • обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
        • сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
        • подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;
        • организация своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях в местах массового пребывания людей;
        • прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций;
        • создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
        • осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
        • ликвидация чрезвычайных ситуаций;
        • осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;
        • реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, а также лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
        • международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

        РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС.

        Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем (рис. 1.1) и имеет уровни (рис. 1.2): федеральный, межрегиональный, региональный, муниципальный и объектовый.

        Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ и состоят из звеньев, соответствующих принятому административно-территориальному делению этих территорий. Каждая территориальная подсистема предназначена для предупреждения и ликвидации ЧС на подведомственной территории.

        Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

        Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти (министерствами, федеральными службами, агентствами) для организации работы по защите населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов.

        Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти по согласованию с МЧС России.

        Система и подсистемы РСЧС всех уровней функционируют в трех режимах:

        1. повседневной деятельности;
        2. повышенной готовности;
        3. чрезвычайной ситуации.

        Режим повседневной деятельности – при нормальной производственной, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.

        В режиме повседневной деятельности осуществляется наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды, выполняются целевые программы и превентивные меры по предупреждению ЧС, повышению уровня безопасности населения, укреплению устойчивости функционирования производства и сокращению материального ущерба от возможных ЧС. Проводятся мероприятия по поддержанию в высокой готовности органов управления, защитных сооружений, сил и средств, пригодных к действиям в ЧС, по созданию и поддержанию финансовых резервов, продовольственных, медицинских и материально-технических ресурсов.

        Режим повышенной готовности – функционирование РСЧС при ухудшении производственной, радиационной, химической, биологической, гидрометеорологической, сейсмической обстановки, при получении прогноза о возможном возникновении ЧС или угрозе начала военных действий.

        В режиме повышенной готовности при необходимости формируются оперативные группы для выявления причин ухудшения обстановки, для выработки предложений по ее нормализации, усиливается дежурная диспетчерская служба, наблюдение и контроль за окружающей средой, осуществляется прогнозирование возможности возникновения ЧС, их масштабов и последствий. Принимаются меры по защите населения, запасов материально-технических средств, по повышению устойчивости функционирования производства. Приводятся в повышенную готовность формирования ГО, предназначенные для ликвидации ЧС, уточняются планы их действий и при необходимости осуществляется выдвижение их в район предполагаемых действий.

        Режим чрезвычайной ситуации – функционирование РСЧС при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также в случае применения противником средств поражения.

        В чрезвычайном режиме принимаются меры по защите населения. В район ЧС выдвигаются органы управления для организации разведки, оценки обстановки и непосредственного руководства работами по ликвидации ЧС; направляются силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ ; принимаются меры по жизнеобеспечению пострадавших; усиливается постоянный контроль за состоянием окружающей среды в районе ЧС; приводятся в готовность защитные сооружения для приема укрываемых.

        На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

        Координационными органами РСЧС являются:

        • на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии федеральных органов исполнительной власти по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
        • на региональном уровне (в пределах территории субъекта Российской Федерации) – комиссия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
        • на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия органа местного самоуправления по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;
        • на объектовом уровне – комиссия организации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

        В пределах соответствующего федерального округа (межрегиональный уровень) функции и задачи по обеспечению координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и общественными объединениями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляет в установленном порядке полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе.

        Образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

        На каждом уровне РСЧС работу комиссий по ЧС обеспечивают постоянно действующие органы управления ГОЧС, которыми являются (рис. 1.2):

        • на федеральном уровне – МЧС России;
        • на межрегиональном – региональные центры;
        • на региональном – органы управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ;
        • на муниципальном – органы управления по делам ГОЧС, создаваемые при органах местного самоуправления;
        • на объектовом – отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

        К органам повседневного управления РСЧС относятся:

        • центры управления в кризисных ситуациях, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти;
        • центры управления в кризисных ситуациях региональных центров;
        • центры управления в кризисных ситуациях главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, информационные центры, дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти;
        • единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований;
        • дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов).

        На органы повседневного управления возлагается: постоянный контроль за обстановкой, обеспечение устойчивого управления подчиненными органами и силами РСЧС, организация непрерывного информационного обеспечения органов управления ГОЧС.

        Состав сил и средств постоянной готовности федерального уровня определяется Правительством РФ, а в территориальных подсистемах – органами исполнительной власти субъектов РФ.

        Силы и средства РСЧС (рис. 1.3) подразделяются на :

        • силы и средства наблюдения и контроля;
        • силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС.

        Силы и средства наблюдения и контроля осуществляют наблюдение и контроль за деятельностью потенциально опасных объектов, состоянием окружающей природной среды, качеством пищевого сырья и продуктов питания, сохраняют и обрабатывают данные об обстановке, осуществляют ее прогнозирование и информируют органы управления об угрозе ЧС.

        Силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС выполняют мероприятия по предупреждению ЧС и уменьшению ущерба от них, защите населения и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ .

        В состав этих сил входят соединения и части Войск ГО РФ, аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения их работы в автономном режиме и находящиеся в постоянной готовности к экстренным действиям, они могут привлекаться к действиям по распоряжению МЧС России и других органов управления ГОЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, субъектов РФ, местного самоуправления и организациями РФ.

        Кроме сил РСЧС к ликвидации ЧС могут привлекаться специально подготовленные силы и средства Министерства обороны Российской Федерации, других войск и воинских формирований в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации.

        Силы и средства органов внутренних дел при ликвидации ЧС применяются в соответствии с задачами, определяемыми для них законами и другими правовыми актами РФ и ее субъектов.

        РСЧС: цель, задачи, уровни, режимы функционирования.

        Цели РСЧС:

        – предупреждение возникновения и развития ЧС;

        – снижение размеров ущерба и потерь от ЧС;

        Основными задачами РСЧС являются:

        · разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

        · осуществление целевых и научно – технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно – правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

        · обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

        · сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

        · подготовка населения к действиям при чрезвычайных ситуациях;

        · прогнозирование и оценка социально – экономических последствий ЧС;

        · создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

        · осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

        · ликвидация чрезвычайных ситуаций;

        · осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, проведение гуманитарных акций;

        · реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;

        · международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

        В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС:

        · режим повседневной деятельности— при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии и эпифитотий;

        · режим повышенной готовности — при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;

        · режим ЧС при возникновении и во время ликвидации ЧС.

        Основными мероприятиями, осуществляемыми при функционировании РСЧС являются:

        а) в режиме повседневной деятельности:

        – осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

        – планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС;

        – совершенствование подготовки органов управления по делам ГО и ЧС, сил и средств к действиям при ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;

        – создание и восполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

        – осуществление целевых видов страхования;

        б) в режиме повышенной готовности:

        – принятие на себя соответствующими комиссиями по ЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;

        – усиление дежурно-диспетчерской службы;

        – усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

        – принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов;

        – приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС;

        в) в режиме ЧС:

        – организация защиты населения;

        – выдвижение оперативных групп в район ЧС;

        – организация ликвидации ЧС;

        – определение границ зоны ЧС;

        – организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;

        – осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории

        Каждый уровень РСЧС имеет:

        – постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС – органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ОУ ГО ЧС);

        – органы повседневного управления;

        – силы и средства;

        – системы: связи; оповещения; информационного обеспечения;

        – резервы финансовых и материальных ресурсов.

        Координирующими органами РСЧС являются:

        – на федеральном уровне – Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации последствий ЧС при Правительстве РФ и ведомственные комиссии по ЧС в федеральных органах исполнительной власти;

        – на региональном уровне, охватывающем территории нескольких субъектов РФ – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГОЧС);

        – на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ – комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ;

        – на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе) – комиссии по ЧС органов местного самоуправления (КЧС);

        – на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или объекта, – объектовые комиссии по ЧС (КЧС).

        Постоянно действующими органами управления являются:

        – на федеральном уровне – МЧС РФ;

        – на региональном уровне – региональные центры;

        – на территориальном уровне – органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ (ОУ ГОЧС);

        – на местном уровне – органы управления по делам ГО и ЧС, создаваемые при органах местного самоуправления (ОУ ГО ЧС);

        – на объектовом уровне – отделы (секторы, специально назначенные лица) по делам ГО и ЧС.

        Органами повседневного управления РСЧС являются:

        – центры управления в кризисных ситуациях в МЧС и РЦ;

        – дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти;

        – оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГО и ЧС (ОУ ГОЧС), на территориальном и местном уровнях;

        – дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения организаций.

        Размещение органов повседневного управления РСЧС осуществляется на пунктах управления, оснащаемых средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

        Силы и средства

        Основу сил и средств РСЧС на всех уровнях составляют силы и средства, участвующие в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

        В состав сил и средств РСЧС входят:

        – силы и средства федеральных органов исполнительной власти;

        – силы и средства органов исполнительной власти субъектов РФ;

        – силы и средства органов местного самоуправления;

        – силы и средства организаций.

        В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учётом обеспечения работ в автономном режиме в течение не менее трёх суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности (Силы постоянной готовности).

        Вместе с тем специально подготовленные силы и средства Вооружённых Сил РФ, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом РФ.

        Силы и средства РСЧС.

        Состав сил и средств РСЧС определяется Постановлением Правительства РФ.

        Силы и средства РСЧС подразделяются:

        • по уровню готовности.

        По принадлежности в состав сил и средств РСЧС входят специально подготовленные силы и средства:

        – федеральных органов исполнительной власти;

        – органов исполнительной власти субъектов РФ;

        – органов местного самоуправления;

        – ГО (привлекаются для ликвидации ЧС федерального и регионального масштаба).

        По назначению силы и средства РСЧС включают:

        – силы и средства наблюдения и контроля;

        – силы и средства ликвидации ЧС.

        Силы и средства наблюдения и контроля:

        – службы учреждений и организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, и анализ воздействия вредных факторов на здоровье населения;

        – формирования государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ;

        – оперативные группы постоянной готовности Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.

        Силы и средства ликвидации ЧС включают:

        –противопожарные, поисковые, аварийно-спасательные, аварийно-восстановительные, восстановительные и аварийно-технические формирования федеральных органов исполнительной власти;

        – формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф;

        – специально подготовленные силы и средства войск ГО РФ, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС.

        По уровню готовности силы и средства РСЧС подразделяются:

        На каждом уровне РСЧС определены силы постоянной готовности. Они предназначены для оперативного реагирования на ЧС. В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учётом обеспечения работы в автономном режиме не менее трёх суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности.

        Например, от МЧС силы постоянной готовности включают:

        1. центральный аэромобильный спасательный отряд;

        2. поисково-спасательные службы (ППС);

        3. отдельные вертолётные отряды.

        Остальные силы постоянной готовности на федеральном уровне определены Постановлением Правительства РФ.

        Силы и средства ликвидации ЧС применяются эшелонировано.

        В первом эшелоне принимают участие:

        – ведомственные подразделения газо- и горноспасателей;

        – подразделения скорой медицинской помощи.

        Срок их прибытия в район ЧС не более 30 мин.

        Основные задачи первого эшелона: локализация ЧС, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково-спасательных работ, оказание первой медицинской помощи.

        Если первый эшелон не сумел решить задачу по ликвидации ЧС, во втором эшелоне принимают участие:

        – специализированные подразделения экстренной медицинской помощи (противоожоговые и др.);

        – ведомственные подразделения спасателей.

        Срок их прибытия в район бедствия не более 3 часов.

        Основные задачи второго эшелона: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, радиационной и химической разведки, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание специализированной медицинской помощи.

        Если второй эшелон не сумел решить задачу в полном объёме, то в третьем эшелоне принимают участие:

        – соединения и воинские части Вооружённых сил РФ;

        – войска ГО с тяжёлой техникой;

        – специализированные подразделения строительно-монтажных организаций и др.

        Срок их прибытия от 3 часов до нескольких суток.

        Основные задачи третьего эшелона: радиационный и химический контроль, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспечение питанием и т. п.).

        Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС), ее задачи.

        Постановлением правительства РФ от 18 апреля 1992 г. № 261 была создана Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (сокращенно РСЧС), преобразованная 5 ноября 1995 г. постановлением Правительства РФ № 1113 в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

        Основной целью создания этой системы было объединение усилий федеральных органов исполнительной власти, органов представительной и исполнительной власти субъектов Российс­кой Федерации, органов местного самоуправления и организаций, их сил и средств в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты от них населения и территорий в мирное время.

        В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» ос­новными задачами созданной системы являются:

        1. разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС;
        2. осуществление целевых и научно-технических программ, на­правленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования организаций, а также объектов социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
        3. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС;
        4. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области за­щиты населения и территорий от ЧС;
        5. подготовка населения к действиям в ЧС;
        6. прогнозирование и оценка социально-экономических послед­ствий ЧС;
        7. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
        8. осуществление государственной экспертизы, надзора и конт­роля в области защиты населения и территорий от ЧС;
        9. ликвидация чрезвычайных ситуаций;
        10. осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
        11. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, а также лиц, участвующих в их ликвидации;
        12. международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

        Организационная структура РСЧС [ ]

        РСЧС строится по террриториально-производственному принципу, включает в себя территориальные и функциональные подсистемы.

        Организационная структура РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет пять уровней:

        • федеральный, охватывающий всю территорию РФ;
        • региональный — территорию нескольких субъектов РФ;
        • территориальный — территорию субъектов РФ;
        • местный — территорию района (города, населенного пункта);
        • объектовый — территорию объекта производственного или социального назначения.

        Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий (районы, города и т.д.). Координирующим органом являются комиссии по чрезвычайным ситуациям органов исполнительной власти субъктов РФ.

        В субъектах РФ создано 88 территориальных подсистем которые состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий.

        Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации наблюдения и контроля за стихийными явлениями, состоянием окружающий среды и за потенциально опасными объектами.

        Подсистемы РСЧС каждого уровня включают в себя:

        • координирующие органы;
        • органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГО и ЧС);
        • органы повседневного управления;
        • силы и средства;
        • резервы финансовых и материальных ресурсов;
        • системы связи, оповещения и информационного обеспечения.

        ваычайных ситуаций; осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

Ссылка на основную публикацию