Доклад на тему «МЧС России»

И опасна, и трудна: история создания МЧС России, героизм и подвиги спасателей

В последнюю пятницу апреля в России отмечается День памяти сотрудников МЧС, погибших при выполнении служебных обязанностей. И сегодня мы расскажем, как формировалось министерство, поговорим о некоторых трагических случаях, в ходе которых сотрудники МЧС и/или рядовые граждане проявили истинный героизм, спасая людей ценою собственного здоровья и жизней.

Создание Министерства чрезвычайных ситуаций

Дата создания МЧС России – 11 июля 2004 года, однако корни министерства, как всегда, залегают гораздо глубже. В советские годы защитой населения во время ведения боевых действий, в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и биолого-социального характера занималась система гражданской обороны. Первые мероприятия этого ведомства проводились в Российской империи еще в годы Первой мировой войны, так как в ходе масштабных боевых действий в связи с развитием авиации и тяжелой артиллерии, а также подразделений РХБЗ, удары наносились в том числе и по людям и объектам инфраструктуры, находящимся в тылу.

По окончанию Первой мировой войны гражданская оборона в России продолжила свое совершенствование. С 4 октября 1932 года ведется учет записей Гражданской обороны, как новой государственной системы. Именно в этот день была сформирована местная противовоздушная оборона, которая входит в основную часть войск ПВО СССР. Эта система была призвана защищать население и объекты инфраструктуры городов и более мелких населенных пунктов от авиационного налета, для ликвидации последствий ударов, а также для создания нормальных условий работы промышленных предприятий, электростанций, транспорта и других не менее важных объектов.

В 1961 году МПВО была реорганизована в Гражданскую оборону СССР, вместе с чем ввели должность начальника ГО. К 1965 году были созданы штабы при каждом ведомстве, регламентирована работа системы с партийно-государственным аппаратом, в том числе и с военной администрацией. Гражданская оборона СССР приняла свой окончательный облик, в котором просуществовала до распада государства. Советское население начало активно принимать участие в масштабных учениях, которые стали обязательными и регулярными для граждан всех возрастов – от детей до пенсионеров.

С 1971 года ГО начало курировать Министерство обороны СССР. В 1991 году Гражданскую оборону включили в состав Государственного комитета Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а с 1994 года это ведомство переименовали в МЧС.

Тем не менее, датой создания МЧС России считается 27 декабря 1990 года, когда постановлением Совета министров РСФСР был образован Российский корпус спасателей, а 17 апреля 1991 года его руководителем назначили Сергея Шойгу – будущего главу МЧС и Министерства обороны России .

Евгений Табаков , 7 лет

Самым молодым героем в нашем списке является Евгений Табаков . Мальчика вряд ли можно назвать полноценным сотрудником МЧС, однако обойти стороной эту историю мы не можем. 28 ноября 2008 года Женя вместе с 12-летней сестрой Яной находились дома, когда в дверь их квартиры позвонил неизвестный мужчина, сообщив, что принес заказное письмо. Девочка впустила мужчину внутрь, однако он достал нож и потребовал от детей отдать деньги и драгоценности. Дети сказали, что ничего не знают, преступник заставил Женю искать материальные ценности, а сам потащил Яну в ванную, где начал раздевать.

Мальчик быстро заскочил на кухню, схватил острый нож и вонзил его в поясницу мужчине. Преступник взвыл от боли, из-за которой ослабил хватку, и девочке удалось сбежать. Семилетний Женя остался один на один с преступником, который вытащил нож из поясницы и нанес мальчику восемь колотых ран, несовместимых с жизнью. Преступник потерял много крови, по следу которой его нашли правоохранители.

Указом президента России от 20 января 2009 года Табакова Евгения Евгеньевича наградили Орденом Мужества (посмертно) за мужество и самоотверженность, проявленные при исполнении гражданского долга.

Иван Ватрич и пожар на Белоярской АЭС

В ночь на 31 декабря 1978 года, задолго до формирования МЧС РФ , в городе Заречный , расположенном на расстоянии 45 километров от Екатеринбурга , произошел пожар на Белоярской АЭС.

Пламя начало распространяться в машинном зале турбогенератора № 2. Одной из версий происшествия является перепад температур: в те дни Урал из-за капризов погоды представлял собой самую настоящую Арктику. Итак, конструкции крыши обрушились на маслопровод, и пожарным пришлось подключаться к источникам воды внутри станции, так как из-за мороза рукава примерзали к земле.

Огонь перекинулся на оборудование, существовала угроза распространения пламени по кабелям в другие помещения. Ситуация накалилась до предела, отключить электричество не удавалось, так как сначала нужно было заглушить реакторы. Тушением пожара руководил заместитель начальника пожарной части Иван Ватрич, который предложил тушить пламя методом наброса струи. Вода выливалась на провода, «как из ведра», и благодаря этому спасателей не убило током.

Из Заречного планировали эвакуировать 16 тысяч человек, к городу стянули более 300 автобусов, некоторые из которых пришлось снять с рейсов. Пожарные в это время продолжали тушить пламя, для победы над которым понадобилось 20 часов. Пострадали восемь человек, погибших не было, а Ивану Ватричу вручили орден «Трудового Красного Знамени».

Леонид Телятников и авария на Чернобыльской АЭС

Стороной нельзя обойти и аварию на Чернобыльской АЭС. Авария произошла 26 апреля 1986 года. В окружающую среду были выброшены изотопы урана, плутония, йода-131, цезия-134, цезия-137 и стронция-90. Взрыв произошел на четвертом реакторе, к станции в 01:23 по местному времени выехали три отделения пожарной части, из Припяти выехал караул 6-й городской пожарной части, а руководством тушения пожара занимался майор Леонид Телятников , получивший впоследствии звание Героя СССР.

Благодаря самоотверженности Леонида Телятникова и его подчиненных пламя с четвертого энергоблока не перекинулось на третий реактор. Офицер получил огромную дозу облучения, и выжил он благодаря пересадке костного мозга, которую ему произвели в Великобритании . Умер Леонид Телятников в 2004 году из-за развившегося рака.

К 04:00 пожар был локализован на крыше машинного зала четвертого энергоблока, а спустя два часа пламя было полностью потушено. Последствия аварии на ЧАЭС нужно рассматривать в отдельном тексте, однако героизм пожарных не отметить нельзя, так как они выше всяких похвал справились с поставленной задачей не позволили огню перекинуться на третий энергоблок.

Константин Лукьянов и наводнение в Саратове

24 июня 2014 года Саратов едва не утонул от количества выпавших осадков. Транспорт встал, и бригада спасателей выдвинулась вызволять пассажиров одного из автобусов. Вместе с ними ехал и водитель Константин Лукьянов , который ждал коллег, находясь за рулем КАМАЗа. Будущий герой увидел, как в направлении пассажирского автобуса, из которого эвакуировали людей, несется грузовой автомобиль. Водитель большегруза потерял управление и несся на огромной скорости к автомобильной пробке.

Константин Лукьянов вырулил наперерез грузовику, чтобы предотвратить столкновение. Тем не менее, большегруз смял на своем пути 37 автомобилей, стоящих в пробке, из-за чего пострадали 17 человек. Но мгновенное решение Константина Лукьянова помогло спасти большое число человеческих жизней, ведь основная часть удара пришлась на его КАМАЗ.

Константину Лукьянову вручили орден «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Евгений Чернышев и пожар в московском бизнес-центре

20 марта 2010 года в Москве произошел пожар в пятиэтажном бизнес-центре. Начальник государственной службы пожаротушения города Москвы Евгений Чернышев прибыл к месту происшествия. К этому моменту пламя распространилось на площади 300 квадратных метров, позднее общая площадь возгорания выросла до 800 квадратных метров.

Евгений Чернышев лично занимался эвакуацией людей из здания, несмотря на то, что в этот день у него был выходной. Когда всех людей вывели, он приказал коллегам покинуть помещение. После того, как он вернулся в здание, чтобы проверить и убедиться, что в нем никто не остался, он по рации сообщил, что в его дыхательном аппарате заканчивается кислород. Сразу после этого в помещении обрушилась кровля, которая и убила Евгения Чернышева .

Начальника службы пожаротушения Москвы посмертно вручили звание Героя России.

Николай Шестаков и наводнение на реке Кавка

В июне 1993 года на Киселевском водохранилище, которое построили на реке Кавка в городе Серове , произошло масштабное наводнение. На спасение местного населения отправились спасатели из пожарной части №56, одним из которых являлся Николай Шестаков .

«Мы прилетели к месту наводнения на вертолете Ми-8. Людей сносило потоками воды, поэтому жители выбирались на крыши, к которым мы десантировались при помощи лебедок с импровизированным сидением из парашюта. Я привязывал человека веревкой, и лебедка поднимала его на борт вертолета, а я оставался на дрейфующих обломках разрушенных домов.», – вспоминал Николай Шестаков .

Николай Шестаков лично вытащил из воды 36 человек, в том числе 10 детей. Всего спасатели за 2,5 часа эвакуировали 676 человек, включая 575 детей. Николая Шестакова за его подвиг наградили медалью «За отвагу».

Продолжать этот список можно бесконечно. И что немаловажно, этот перечень никогда не пустовал, несмотря на отсутствие зарплат и помощи со стороны государства в 90-х, ведь люди делали благо не ради выгоды или денег, а потому, что помнили: все мы – люди, и каждый заслуживает человеческого отношения. И именно благодаря таким людям, благодаря простым россиянам, честно выполняющим работу на своем месте, и продолжает жить наша страна. Перед героями-спасателями нужно склонять голову, их подвигами нужно гордиться и показывать подрастающему поколению в качестве примера. Ведь как известно, в жизни всегда есть место подвигу.

Фото: Алексей Булатов / КП-Екатеринбург / из открытых источников

МЧС РФ по защите населения от ЧС

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 12:42, реферат

Краткое описание

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, а также координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти в указанной области.

Содержание

Введение.
Основная часть:
Исторические факты.
Понятие ЧС.
Основные задачи МЧС РФ.
Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
Заключение.
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Задачи МЧС РФ по защите населения от ЧС.docx

      1. Введение.
      2. Основная часть:
    1. Исторические факты.
    1. Понятие ЧС.
    2. Основные задачи МЧС РФ.
    3. Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций.
      1. Заключение.
      1. Список используемой литературы.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, а также координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти в указанной области.

История создания МЧС России начинается с Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1990 г., решением которого был образован Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР. Основные цели его создания: прогнозирование; предотвращение и ликвидация последствий, вызванных авариями, катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и другими чрезвычайными ситуациями; координация деятельности министерств, ведомств и других органов управления в экстремальных условиях.

Позже Указом Президента РФ от 19 ноября 1991 г. на базе Госкомитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба ГО РСФСР был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Через два года, 10 января 1994 г., этот госкомитет был преобразован в Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

чрезвычайная ситуация – состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, экономике и окружающей природной среде.

Под источником ЧС понимают опасное природное явление, аварию или опасное техногенное происшествие, широко распространенную инфекционную болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть ЧС.

Чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы по значительному числу признаков, по типам и видам событий, лежащих в основе этих ситуаций, по масштабу распространения, по сложности обстановки, тяжести последствий.

3.Основные задачи МЧС РФ.

Основными задачами МЧС России являются:

1) выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;

2) организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

3) осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4) осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

5) осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

МЧС России в пределах своей компетенции осуществляет следующие основные мероприятия:

  • издаёт нормативные правовые акты по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и осуществляет контроль за их исполнением;
  • проводит в установленном порядке проверки готовности министерств и ведомств к осуществлению мероприятий гражданской обороны;
  • в случае возникновения чрезвычайных ситуаций запрашивает в установленном порядке от министерств и ведомств, субъектов РФ информацию, необходимую для выполнения возложенных на МЧС России задач;
  • привлекает в установленном порядке отдельных специалистов и организации для участия в проведении государственной экспертизы градостроительной, предпроектной и проектной документации в области гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций;
  • осуществляет государственный пожарный надзор за соблюдением требований пожарной безопасности министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти субъектов, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в порядке, установленном законодательством;

заключает в установленном порядке с международными и неправительственными организациями договоры, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий и оказанием иностранным государствам гуманитарной помощи и др.

4.Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает в себя следующие мероприятия:

• оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;

• эвакуация и рассредоточение;

• инженерная защита населения и территорий;

• радиационная и химическая защита;

• обеспечение пожарной безопасности;

• подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.

Оповещение и информирование .

Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз. Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно–климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки проведения этих мероприятий определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. Как правило, они осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или возникла чрезвычайная ситуация.

Важным мероприятием по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является своевременное оповещение и информирование людей о возникновении или угрозе возникновения какой–либо опасности. Под оповещением понимается доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также до населения на соответствующей территории.

Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация. В некоторых ситуациях (катастрофическое затопление, длительное радиоактивное загрязнение местности) этот способ является единственно возможным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

Одним из мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций в основном военного характера является рассредоточение. Рассредоточение – это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещению в загородной зоне для проживания и отдыха персонала объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.

• персонал уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы располагаются в категорированных городах, а в загородной зоне отсутствуют;

• персонал организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городских энергосетей, коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта, связи и т. п.).

Он размещается в ближайших к границам категорированных городов районах загородной зоны вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения. Районы его размещения в загородной зоне оборудуются противорадиационными и простейшими укрытиями.

Мероприятия инженерной защиты.

В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях входят мероприятия инженерной защиты. По оценкам специалистов, эти мероприятия способны обеспечить снижение возможных людских потерь и материального ущерба примерно на 30 %, а в сейсмо – , селе–и лавиноопасных районах – до 70 %.

Инженерная защита планируется и осуществляется на основе оценки возможной опасности; учета категорий защищаемого населения; результатов инженерно–геодезических, геологических, гидрометеорологических исследований; схем инженерной защиты территорий (генеральных, детальных, специальных); учета особенностей использования территорий.

Основными мероприятиями инженерной защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:

• укрытие людей и материальных ценностей в существующих защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленном для защиты подземном пространстве городов;

• использование для жилья, работы и отдыха жилых, общественных и производственных зданий, возведенных с учетом сейсмичности соответствующих территорий;

• использование отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданиях на территориях, прилегающих к радиационно и химически опасным объектам;

• укрытие семей и трудовых коллективов в квартирах и производственных помещениях, в которых в оперативном порядке проведена самостоятельная герметизация;

• предотвращение разливов аварийно химически опасных веществ (АХОВ) путем обваловки или заглубления емкостей;

• возведение и эксплуатация инженерных сооружений для защиты от опасных природных явлений и процессов.

Наиболее эффективным среди указанных мероприятий является укрытие населения в защитных сооружениях гражданской обороны. Защитные сооружения гражданской обороны подразделяются на убежища и противорадиационн ые укрытия.

Убежища классифицируют по их защитным свойствам, вместимости, месту расположения, обеспечению фильтровентиляционным оборудованием, времени возведения .

Убежища обеспечивают защиту укрывающихся в них людей от всех поражающих факторов ядерного взрыва, ударной волны, отравляющих веществ, бактериологических средств и теплового воздействия при пожарах. Их возводят на участках местности, не подвергающихся затоплению. Они имеют входы и выходы с такой же степенью защиты, что и основные помещения, а на случаи их завала оборудуются аварийные выходы и свободные подходы. Противорадиационные укрытия (ПРУ) используются главным образом для защиты от радиоактивного заражения населения сельской местности и небольших городов. Часть из них возводится заблаговременно в мирное время, другие приспосабливаются при угрозе чрезвычайной ситуации или возникновении вооруженного конфликта. Как правило, их устраивают в подвалах, цокольных и первых этажах зданий, в сооружениях хозяйственного назначения (погребах, подпольях, овощехранилищах). ПРУ обеспечивают необходимое ослабление радиоактивных излучений, защищают при авариях на химически опасных объектах и некоторых стихийных бедствиях (бурях, ураганах, смерчах, тайфунах, снежных заносах). Поэтому их располагают вблизи мест проживания или работы большинства укрываемых. Кроме убежищ и ПРУ для защиты населения используются простейшие укрытия.

Классификация убежищ по вместимости, месту расположения и времени возведения

Анализ чрезвычайных ситуаций показывает, что негативные факторы техногенного и природного характера становятся все более масштабными и представляют одну из наиболее реальных угроз обеспечению стабильного социально-экономического развития страны, повышению качества жизни населения, укреплению национальной безопасности Российской Федерации.

В связи с этим представляется целесообразным сосредоточить деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организации на совершенствовании нормативной правовой и методической базы, разработки и осуществления мероприятий инженерной, радиационной химической и медико-биологической защиты, обеспечения пожарной безопасности, сохранения жизни и здоровья людей на водных объектах, а также на формировании культуры безопасности жизнедеятельности населения и развитии системы информирования и оповещения населения.

МЧС РФ – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС»

В апреле 1992 г. для реализации государственной политики по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций постановлением Правительства РФ был образован Российский комитет по чрезвычайным ситуациям, преобразованный в 1994 г. в Министерство чрезвычайных ситуаций, осуществляющее свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

В состав МЧС России входят:

– территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации;

– Государственная инспекция по маломерным судам;

– аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, образовательные, научно-исследовательские, медицинские, санаторно-курортные и иные учреждения и организации, находящиеся в ведении МЧС России;

– российский национальный корпус чрезвычайного гуманитарного реагирования (создается для решения гуманитарных задач за пределами Российской Федерации из части сил системы МЧС России).

– выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;Основными задачами МЧС России являются:

– организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

– осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

– осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации и другие.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами МЧС РФ в режиме повседневной деятельности, являются:

– изучение состояния окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

– сбор, обработка и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

– разработка и реализация целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности;

– планирование действий органов управления и сил единой системы, организация подготовки и обеспечения их деятельности;

– подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях;

– пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

– руководство созданием, размещением, хранением и восполнением резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– проведение в пределах своих полномочий государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

– осуществление в пределах своих полномочий необходимых видов страхования;

– проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, их размещению и возвращению соответственно в места постоянного проживания либо хранения, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

– ведение статистической отчетности о чрезвычайных ситуациях, участие в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами МЧС РФ в режиме повышенной готовности, являются:

– усиление контроля за состоянием окружающей среды, прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий;

-введение при необходимости круглосуточного дежурства руководителей и должностных лиц органов управления и сил единой системы на стационарных пунктах управления;

-непрерывный сбор, обработка и передача органам управления и силам единой системы данных о прогнозируемых чрезвычайных ситуациях, информирование населения о приемах и способах защиты от них;

– принятие оперативных мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, снижению размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, а также повышению устойчивости и безопасности функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях;

– уточнение планов действий (взаимодействия) по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и иных документов;

– приведение при необходимости сил и средств единой системы в готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации, формирование оперативных групп и организация выдвижения их в предполагаемые районы действий;

– восполнение при необходимости резервов материальных ресурсов, созданных для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– проведение при необходимости эвакуационных мероприятий.

Основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами МЧС в режиме чрезвычайной ситуации, являются:

– непрерывный контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития возникшей чрезвычайной ситуации и её последствий;

– оповещение руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, а также населения о возникшей чрезвычайной ситуации;

– проведение мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации;

– организация работ по ликвидации чрезвычайной ситуации и всестороннему обеспечению действий сил и средств спасения, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения, а также привлечению при необходимости в установленном порядке общественных организаций и населения к ликвидации возникшей чрезвычайной ситуации;

– непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и в ходе проведения работ по ее ликвидации;

– организация и поддержание непрерывного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций по вопросам ликвидации чрезвычайной ситуации и её последствий;

– проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в чрезвычайной ситуации.

Заключение

– в Конституции Российской Федерации закреплены права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, возмещении ущерба, причиненного здоровью или имуществу;

– в России вопросы защиты человека при катастрофах природного и техногенного характера подняты на уровень государственной политики;

– формирование и реализация этой политики осуществляется с соблюдением основных принципов, главный из которых заключается в «приоритете жизни человека»;

– существует целый ряд Федеральных законов, регламентирующих деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, в частности «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», «О пожарной безопасности» и другие;

– в стране на сегодня сформировалась единая законодательная и нормативная правовая база в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, позволившая создать Единую государственную систему по предупреждению и ликвидации ЧС (РСЧС);

– Единая система объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

– Единая система состоит из функциональных и территориальных подсистем;

– Единая система действует на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях;

– на каждом уровне Единой системы создаются: координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения;

– в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и режиме чрезвычайной ситуации существует перечень мероприятий, проводимых органами управления и силами Единой системы, главным образом МЧС;

– МЧС России – федеральный орган управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

– состав МЧС России многоуровневый и включает в себя различные службы, учреждения и организации;

– к основным задачам МЧС России относятся: управление в области гражданской обороны, защита населения и территорий от ЧС, обеспечение пожарной безопасности, осуществление нормативного регулирования и другие;

– существует перечень мероприятий по защите населения и территорий, входящий в компетенцию МЧС России;

– обозначены приоритетные направления деятельности МЧС России.

Изучив материалы лекции «Правовые и организационные основы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций», проверьте свои знания, ответив на вопросы и выполнив указанные задания для внеаудиторной самостоятельной работы:

Законспектировать: определения, понятия, сокращения и термины.

Быть в готовности: устно и письменно ответить на вопросы:

1. Назовите основные принципы защиты населения и территорий от ЧС.

2. Перечислите основные задачи, возложенные на РСЧС.

3. Раскройте структуру МЧС в настоящее время.

4. Сформулируйте основные мероприятия, которые будут выполнять силы МЧС в режиме повседневной деятельности.

5. Сформулируйте основные мероприятия, которые будут выполнять силы МЧС в режиме повышенной готовности.

6. Сформулируйте основные мероприятия, которые будут выполнять силы МЧС в режиме ЧС.

7. Раскройте структуру РСЧС в настоящее время.

8. Перечислите Федеральные законы, в которых определены основные положения по защите населения от ЧС.

На основе анализа содержания принципов и задач в области защиты населения от ЧС мирного и военного характера обоснуйте возможность интеграции РСЧС и Гражданской обороны в единую систему гражданской защиты.

Основные задачи МЧС России

МЧС России – Федеральный орган управления в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций (ЧС). Направления деятельности МЧС России в области гражданской обороны, защиты населения и территории от ЧС. Функции и задачи Вооруженных Сил.

РубрикаВоенное дело и гражданская оборона
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления20.02.2014
Размер файла14,7 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Содержание

    1. МЧС России – Федеральный орган управления в области защиты населения и территории от ЧС. Основные задачи МЧС России в области ГО, защиты населения и территории от ЧС
  • 2. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль в системе обеспечения национальной безопасности страны
  • 3. Общественное здоровье
  • Список литературы

1. МЧС России – Федеральный орган управления в области защиты населения и территории от ЧС. Основные задачи МЧС России в области ГО, защиты населения и территории от ЧС

Официальной датой создания МЧС является 27 декабря 1990 года. Тогда был образован Российский корпус спасателей (РКС). Впоследствии РКС переименован в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС) Позже, 19 ноября 1991 года, на базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба гражданской обороны РСФСР, был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР.

30 сентября 1992 года, Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР был реорганизован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

И 10 января 1994 года, Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Его возглавил новое министр Сергей Кужугетович Шойгу, с 21 мая 2012 этот пост занимает Пучков Владимир Андреевич.

Основными задачами МЧС России являются:

1) выработка и реализация государственной политики в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, а также безопасности людей на водных объектах в пределах компетенции МЧС России;

2) организация подготовки и утверждения в установленном порядке проектов нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах;

3) осуществление управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах, а также управление деятельностью федеральных органов исполнительной власти в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

4) осуществление нормативного регулирования в целях предупреждения, прогнозирования и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров, а также осуществление специальных, разрешительных, надзорных и контрольных функций по вопросам, отнесенным к компетенции МЧС России;

5) осуществление деятельности по организации и ведению гражданской обороны, экстренному реагированию при чрезвычайных ситуациях, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечению безопасности людей на водных объектах, а также осуществление мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию, в том числе за пределами Российской Федерации.

2. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль в системе обеспечения национальной безопасности страны

Для выполнения отдельных задач в области обороны могут быть привлечены инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, а также создаваемые на военное время специальные формирования.

Законом Российской Федерации “О безопасности” установлено, что безопасность – это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, а основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Основные функции системы безопасности:

– выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление мер по их предупреждению и нейтрализации;

– создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;

– управление силами и средствами обеспечения безопасности;

чрезвычайная ситуация защита население

– осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайных ситуаций;

– участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с между народными договорами и соглашениями.

Система безопасности включает в себя Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, налоговой службы, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны, пограничные войска, внутренние войска и другие государственные органы обеспечения безопасности, действующие на основании законодательства.

Вооруженные Силы РФ составляют основу обороны государства и являются главным элементом обеспечения его безопасности. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории нашей страны, а так же для выполнения задач в соответствии с международными договорами России.

3. Общественное здоровье

Демографические показатели (рождаемость, смертность, средняя продолжительность жизни) дают косвенную характеристику здоровья населения, сильно зависят от социально-экономических факторов и характера государственной демографической политики – стимулирования или, напротив, ограничения рождаемости.

Показатели заболеваемости – число заболеваний, зарегистрированных в регионе, на 100, 1 000, 10 000 или 100 000 населения – дают прямую характеристику нездоровья населения. Они зависят от социально-экономических условий, а также от активности проведения профилактических мероприятий.

Показатели физического развития дают прямую характеристику здоровья населения. Для такой характеристики используются антропометрические показатели (средний рост, средний вес), показатели функционального состояния – соматометрические (например, жизненная емкость легких) и соматоскопические (развитие подкожно-жировой клетчатки, вторичных половых признаков).

В группу дополнительных медико-демографических показателей входят указанные показатели, отнесенные к отдельным контингентам населения – возрастным, половым, профессиональным группам.

К социологическим относятся показатели: здорового образа жизни (количество населения, в процентах, ведущего здоровый образ жизни), субъективного благополучия, повседневной активности, продолжительности жизни (при физической активности), социальной адаптации (к семейной жизни, родительским обязанностям, материальной независимости).

Общественное здоровье складывается из здоровья каждого члена общества, индивидуального здоровья. Наиболее важное практическое значение из всего множества известных из литературы имеют два определения здоровья.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия. Физическое благополучие – способность человека к повседневной физической активности, полноценному труду, оцененная при учете его индивидуальных характеристик: возраста, пола, трудовых навыков, характера профессиональной деятельности, региональных условий жизни.

Психическое благополучие – способность к контролю своего поведения и эмоций, познавательной деятельности, а также испытывать положительные эмоции, которые характеризуются определенной частотой и интенсивностью.

Социальное благополучие – удовлетворенность человека местом и ролью в обществе, отношениями с коллегами, друзьями, знакомыми, уровнем и качеством жизни.

Список литературы

2. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда /П.П. Кукин, В.Л. Лапин, Н.Л. Пономарев и др. – М.: Высшая школа, 2001.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий в условиях мирного времени от ЧС природного и техногенного характера. Задачи МЧС России по ликвидации последствий катастроф.

презентация [2,7 M], добавлен 16.07.2015

Основные задачи МЧС России в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Гражданская оборона, ее структура и задачи по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие них.

контрольная работа [30,5 K], добавлен 14.04.2012

Федеральный закон о гражданской обороне и его содержание. Основные понятия и система мероприятий. Структура гражданской обороны Российской Федерации. Задачи в области гражданской обороны, принципы ее организации и ведения. Руководство гражданской обороны.

презентация [2,7 M], добавлен 03.09.2014

Обучение населения в области гражданской обороны. Подготовка населения по защите от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Личный состав формирований и служб. Повышение квалификации в области защиты от ЧС, совершенствование знаний.

презентация [2,1 M], добавлен 03.09.2014

Место Гражданской обороны в общегосударственной системе. Основные задачи органов управления по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения. Планирование мероприятий в случае возникновения ЧС. Структура ГО на промышленном предприятии.

реферат [18,4 K], добавлен 26.08.2015

История создания МЧС России. Служба в МЧС России. Основные задачи МЧС России

Содание МЧС России

МЧС России, или «Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий», в своем современном состоянии существует с 1991 года. Первым прообразом МЧС были пожарные части, созданные еще при Иване III.

Современное МЧС берет свое начало после распада СССР. С того времени ведомство прошло через две реорганизации – на смену существовавшей со времен СССР организации «Гражданская Оборона» пришел «Российский Корпус Спасателей». Однако, образованный в июле 1990 года, к середине 1991 года данный орган был преобразован в «Государственный Комитет чрезвычайных ситуаций» (ГКЧС). Официальными причинами переформатирования ведомства были названы малая эффективность вследствие недостаточности полномочий в условиях проведения ликвидаций чрезвычайных ситуаций. Но и этот формат ведомства просуществовал недолго –19 ноября 1991 года на основе ГКЧС была создана более эффективная и мобильная структура с названием МЧС, которая с незначительными преобразованиями существует и до сегодняшнего дня.

Основные задачи МЧС России

Основными задачами ведомства принято считать борьбу со стихийными бедствиями, эпидемиями и катастрофами на территории России, а также в соответствии с международными договорами и в рамках межгосударственного сотрудничества на территориях других стран.

Но такое понимание слишком упрощено. В перечень направлений деятельности и структурных подразделений МЧС России, наряду с перечисленными ранее, включены:

  1. ГПС МЧС России (пожарная охрана);
  2. Служба поисковиков спасателей;
  3. Авиация;
  4. Воинские формирования спасения;
  5. Военизированные горноспасательные части;
  6. Инспекция по маломерным судам;
  7. НЦУКС.

Каждое из перечисленных направлений и подразделений заслуживает более широкого рассмотрения.

  1. ГПС МЧС России, или пожарная охрана определяется как служба для проведения комплекса мероприятий должностными лицами, которые направлены на выявление, предупреждение, локализацию, ликвидацию пожаров и очагов возгораний. Противопожарная служба делится по территориальному признаку на федеральную и субъектную пожарные службы. По официальной статистике, ежегодно пожарная охрана совершает более 2 миллионов выездов, чем спасает порядка 100 тысяч человек в год, а также сохраняет имущества на сумму свыше 120 миллиардов рублей.
  2. Поисковая спасательная служба (ПСС) находится в составе МЧС и в чрезвычайных условиях занимается проведением поисково-спасательных операций. В состав ПСС включены региональные спасательные группы (всего 8 – по одному в каждом федеральном округе), а также отдельные спасательные подразделения. Конкретные задачи каждой из групп определяются в соответствии с позицией региональной власти и по согласованию с министерством.
  3. Авиация российского МЧС функционирует с мая 1995 года. В ее задачи входит осуществление спасательных и гуманитарных акций по всему миру, развитие беспилотной авиации, создание, обеспечение безопасности на дорогах при участии авиационной техники. За все время работы авиация участвовала в более четырёхстах спасательных операциях. Точное количество авиационной техники не раскрывается, однако известно, что на вооружении МЧС стоят тяжелые транспортные самолеты ИЛ-76ТД, самолеты класса «Амфибии» БЕ-200ЧС, многозадачные вертолеты МИ-8ИТВ-1, и пожарные вертолеты КА-32А.
  4. Спасательные воинские формирования созданы для решения целого ряда задач, условно разделенных на три большие группы: a) мирное время (мероприятия по локализации и ликвидации ЧС, внедрение новых технологических средств ликвидации ЧС, и другие); b) условия чрезвычайных ситуаций в мирное время (разведка в зонах ЧС, локализация и ликвидация ЧС, эвакуация населения); c) условия военного времени (выполнение отдельных мероприятий в зоне боевых действий, эвакуация населения из очагов поражения, гражданская оборона объектов).
  5. Военизированные горноспасательные подразделения (ВГП) созданы для пресечения аварийных ситуаций при проведении горных работ, выполнения операций по спасению людей и минимизации ущерба в ходе аварий; оказания необходимой медицинской помощи лицам, пострадавшим в ходе аварийной ситуации при горных работ. Структура ВГП включает в себя горноспасательный центр, управление спасательными частями в строительстве, а также военные спасательные части.
  6. Инспекция по маломерным судам проводит технический мониторинг за маломерными судами и их стоянками, обеспечивает сохранность жизни людей на объектах в пределах своей компетенции. Основной кадровой единицей являются инспекторы по маломерным судам.
  7. НЦУКС – центр управления в кризисных ситуациях проводит накопление и обработку информации о чрезвычайных происшествиях по всей стране, осуществляет прогнозирование возможного наступления чрезвычайных происшествий.
  8. Помимо вышеуказанных направлений, МЧС имеет специальные образовательные учреждения, где занимается подготовкой кадров для целевой службы в системе.

Основные задачи МЧС России

Сегодня мы с вами поговорим об основных задачах МЧС. Перед этим введем расшифровку аббревиатуры. Итак, МЧС России – это федеральный орган исполнительной власти. Министерство Российской Федерации, занимающееся делами гражданской обороны, чрезвычайными ситуациями и ликвидацией последствий различных стихийных бедствий.

Этот орган (МЧС РФ) осуществляет множество важных функций, например, выработку и реализацию государственной политики, нормативно-правовое регулирование, надзор и контроль, который касается защиты населения от ЧС различного характера:

  • природного;
  • техногенного.

Далее в статье будет использоваться термин “чрезвычайная ситуация”, подразумевая и тот, и другой характер. Помимо этого к задачам МЧС России относятся:

  • обеспечение пожарной безопасности;
  • защита населения на водных объектах.

МЧС России

Итак, МЧС выполняет несколько функций, касающихся области гражданской обороны, защиты людей и территорий от ЧС, а именно:

  • управление;
  • координация;
  • контроль;
  • реагирование;
  • обеспечение противопожарной безопасности;
  • обеспечение безопасности на водных объектах.

Задачи МЧС многочисленны, свою деятельность орган осуществляет через:

  • территориальные органы;
  • Государственную противопожарную службу;
  • специально подготовленные войска для гражданской обороны;
  • Государственную инспекцию по маломерным судам;
  • образованные аварийно-спасательные организации;
  • поисково-спасательные формирования;
  • образовательные учреждения;
  • научно-исследовательские организации;
  • медицинские, санитарно-курортные учреждения и другие.

Задачи

Итак, теперь более подробно рассмотрим следующий вопрос: какие задачи решает МЧС России? К основным относят:

  1. выработку и реализацию государственной политики гражданской обороны;
  2. организацию, подготовку и утверждение нормативно-правовых актов, касающихся гражданской обороны;
  3. управление гражданской обороной и надзор за действиями органов исполнительной власти;
  4. нормативное регулирование, необходимое для предупреждения, прогноза и смягчения последствий ЧС;
  5. организация и ведение гражданской обороны;
  6. реагирование в экстренном порядке при ЧС;
  7. защита от ЧС и пожаров как людей, так и территорий;
  8. гуманитарное реагирование как на территории РФ, так и за ее пределами.

Функции

Вы в предыдущем разделе узнали, какие основные задачи решает МЧС России, теперь переходим к основным функциям данного органа.

Итак, здесь можно выделить:

  • разработку и предоставление Президенту РФ проектов нормативно-правовых актов, касающихся компетенции данного органа;
  • предоставление проекта плана ГО (гражданской обороны);
  • предоставление ежегодного доклада о состоянии защиты от ЧС различного характера;
  • разработку и утверждение НПА (нормативно-правовых актов) об органах МЧС;
  • утверждение НПА, касающихся мониторинга и прогнозирования ЧС;
  • разработку методик оценки ущерба от ЧС;
  • организацию работ, которые касаются предупреждения и устранения ЧС;
  • планировку действий для выполнения поставленных задач;
  • подготовку войск для обороны РФ;
  • передачу информации населению о возникших или возможных ЧС;
  • информирование населения о методах защиты от ЧС;
  • осуществление надзора за выполнением требований гражданской обороны;
  • координирование и руководство над действиями всех видов пожарной охраны;
  • предупреждение и ликвидацию ЧС во внутренних водах и территориальном море РФ.

Полномочия

После рассмотрения задач МЧС РФ необходимо ознакомиться и с полномочиями данного органа. Этим мы сейчас и займемся. Итак, к полномочиям МЧС РФ можно отнести:

  • издательство различных нормативно-правовых актов, касающихся вопросов гражданской обороны;
  • осуществление контроля за выполнением принятых НПА;
  • создание, реорганизацию и ликвидацию учреждений, которые находятся в ведении данного органа;
  • создание межведомственных, координационных и совещательных органов (комиссий или групп), помимо этого возможно создание других органов – научных, научно-технических, методологических, которые необходимы в ходе обсуждения актуальных вопросов, касающихся деятельности органа МЧС;
  • проведение проверок, которые показывают готовность федеральных органов для осуществления мероприятий, касающихся гражданской обороны;
  • осуществление проверки готовности органов к осуществлению мероприятий по гражданской обороне;
  • возможность связи с воздушными и морскими судами, специализированными транспортными средствами посредством специального оборудования;
  • осуществление деятельности за пределами Российской Федерации по установленному порядку;
  • осуществление надзора по соблюдению требований в установленном законодательством порядке;
  • проведение проверок, в результате которых становится ясно, насколько выполнены федеральные целевые программы в установленном порядке;
  • осуществление функций управления государственным имуществом в установленном порядке;
  • МЧС России – это главный распорядитель средств всего федерального бюджета;
  • запрос и получение необходимых материалов и информации, которые относятся к компетенции МЧС РФ, помощь оказывается различными органами: исполнительная власть, местное самоуправление и другие организации;
  • заключение договоров с организациями (речь идет о международных и неправительственных структурах) в установленном порядке для ликвидации последствий ЧС и помощи иностранным государствам.

Организация деятельности

Нами подробно рассмотрены задачи МЧС России. Теперь переходим к организационному вопросу. Очень важно сказать, что глава МЧС – это Министр РФ, который освобождается от президентской должности. Как и у всего начальства, Министр имеет заместителей, которые также освобождаются от должности президента РФ. Их число может быть разным, все зависит от приказа Президента Российской Федерации.

Весь личный состав МЧС РФ имеет специальные служебные удостоверения, которые подтверждают их полномочия. Очень важно и то, что порядок получения данных удостоверений определяется Министром.

Коллегия, которая образуется в МЧС, имеет в своем составе министра (то есть председателя), его заместителей и руководителей других организаций МЧС. При этом численность этой самой коллегии устанавливается Президентом РФ и министром.

Создание советов

Выполнение основных задач МЧС России невозможно без создания советов. О чем идет речь, вы сможете узнать в данном разделе статьи.

Если необходимо рассмотреть и выработать рекомендации, касающиеся важных проблем компетенции органа МЧС РФ, то создается специальный научно-технический совет. Кто же входит в его состав? Сюда относятся представители органов исполнительной власти, научных и общественных организаций. При этом положение обязательно утверждается Министром.

Если необходима разработка направлений международного сотрудничества, то при МЧС РФ создается совет, который решает важные вопросы:

  • оценка международной деятельности;
  • стратегическое планирование деятельности.

Как и в предыдущем случае, положение обязательно утверждается министром.

В заключение данного раздела хочется заметить, что МЧС России – это юридическое лицо, имеющее печать, на которой изображен государственный герб России и наименование. Помимо этого существуют другие печати, штампы, бланки и так далее, которые должны строго соответствовать установленному образцу. МЧС России имеет эмблему и флаг.

Аварийно-спасательные работы

Основные задачи МЧС России были бы невыполнимы без множества входящих в его состав органов. В этом разделе мы кратко осветим вопрос, касающийся аварийно-спасательных работ.

Итак, аварийно-спасательная служба – это совокупность элементов, таких как:

  • органы управления;
  • силы и средства, которые необходимы для ликвидации или предупреждения ЧС.

Между собой все элементы взаимосвязаны и объединены в одну систему. А что же такое аварийно-спасательные работы? К ним относят:

  • поисково-спасательную;
  • горноспасательную;
  • газоспасательную;
  • тушение пожаров;
  • ликвидацию последствий ЧС.

Принципы действия аварийно-спасательных служб

При решении задач МЧС России привлекает множество других служб. В этом разделе вы сможете узнать основные принципы деятельности аварийно-спасательной службы. Среди них:

  • гуманизм и милосердие (приоритет – сохранение жизни и окружающей среды);
  • единоначалие руководства аварийно-спасательной службы;
  • оправданный риск при проведении спасательной операции;
  • постоянная готовность.

Таким образом, при возникновении ЧС обязательно вас предупредят, сделают все возможное, чтобы спасти вашу жизнь. Служба МЧС России никогда не дремлет, и всегда готова прийти на помощь.

История создания МЧС России

27 декабря МЧС отмечает 24-ю годовщину создания. Для России, территория которой расположена в различных климатических поясах, а хозяйственный комплекс отличается высокой степенью концентрации опасных производств, риск аварий и стихийных бедствий особенно велик.

27 декабря МЧС России отмечает 17-ю годовщину создания. Российский корпус спасателей (предшественник МЧС) был образован постановлением Совета министров СССР 27 декабря 1990 года. С апреля 1991 года ведомство бессменно возглавляет Сергей Шойгу.

Для России, территория которой расположена в различных физико-географических и климатических поясах, а хозяйственный комплекс отличается высокой степенью концентрации опасных производств, риск техногенных аварий и стихийных бедствий особенно велик. Не случайно именно в нашей стране практически впервые в мировой практике была сформирована специальная структура – Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Начало создания структуры – 27 декабря 1990 года, когда было принято постановление Совета министров РСФСР «Об образовании Российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций». Корпус возглавил Сергей Шойгу. Именно этот день – 27 декабря – в 1995 году Указом Президента РФ объявлен Днем спасателя Российской Федерации. 30 июля 1991 года Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем которого был назначен Сергей Кужугетович Шойгу.

19 ноября Указом Президента РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председатель – С.К.Шойгу. Новый государственный орган объединил силы и средства ГКЧС и Штаба гражданской обороны РСФСР Министерства обороны СССР. 10 января 1994 года ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), министр – Сергей Шойгу. 9 декабря 1992 года на базе бывших Высших центральных курсов гражданской обороны создана Академия гражданской защиты МЧС РФ, уникальное, не имеющего аналогов в мире учебное заведение.

21 декабря 1994 года был принят закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Этот закон стал началом создания правовой основы деятельности Чрезвычайной службы России. 14 июля 1995 года был принят федеральный закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Этот Закон определил общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, закрепил права, обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей и других граждан Российской Федерации, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В сентябре 1995 года было подписано соглашение с Международной организацией гражданской обороны об открытии Московского регионального учебного центра подготовки специалистов гражданской обороны на базе Академии гражданской защиты. Международный центр подготовки спасателей был открыт седьмого мая 1996 года в подмосковном городе Ногинске. Статус Центра как международного учреждения гуманитарной направленности поддержан ООН. Задачи Центра – подготовка спасателей из различных государств по методике, разработанной специалистами МЧС России с учетом международного опыта, привлечение обучаемых спасателей к участию в крупных учениях, организуемых МЧС, и к реальным спасательным акциям в качестве международного резерва. Центр оснащен новейшими образцами спасательной техники и оборудования, а также аэромобильным госпиталем МЧС. Выпускникам присваивается квалификация «спасатель международного класса». МЧС России – это структура, которая покрывает сетью практически всю страну. На оснащении спасателей находятся самые современные спасательные технологии. Российские спасатели прошли обучение в лучших спасательных службах мира, а некоторые зарубежные специалисты-спасатели приезжали в Россию, в Центр подготовки спасателей, чтобы перенять наш опыт реагирования на чрезвычайные ситуации.

2 РОНД Управления ЮВАО ГУ МЧС России по г. Москве

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Ссылка на основную публикацию