Я научилась просто, мудро жить – анализ стихотоворения Анны Ахматовой

Литературный анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить»

Знакомясь с поэзией Анны Ахматовой, неискушенный читатель сразу же чувствует необычайную душевность и искренность ее произведений, написанных простым и чистым языком. Конечно, хочется разобраться, как у поэта получается так точно передать свои мысли и чувства, с помощью нескольких штрихов создать емкие и яркие образы. Анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить» помогает раскрыть грани произведения, которые на первый взгляд сложно заметить.

  1. План и история создания
  2. Тема, идея и композиция
  3. Образ лирической героини
  4. Отзывы читателей

План и история создания

Прежде чем сделать литературный анализ стихотворения, нужно составить краткий план. На него удобно опираться при работе с текстом:

  1. История создания стихотворения.
  2. Тема и идея.
  3. Композиция стихотворения.
  4. Образ лирического героя.
  5. Изобразительно-выразительные средства.

Анализ стихотворения Анны Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…» не будет полным, если не затронуть историю его создания. Оно было написано в 1912 году, когда Ахматова, полная надежд и мечтаний, пишет довольно «легкие» стихи о любви и юности, но уже тогда в ее строчках чувствуется настоящий талант. Стихотворение вошло в первый изданный сборник «Вечер», принесший ей славу и признание. Оно стало довольно-таки знаковым произведением, свидетельствующим о начале духовного становления Ахматовой как поэта.

Несмотря на юные годы и пока еще не слишком большой творческий опыт, поэтесса почувствовала силу своего слова. Кроме того, серьезные изменения в личной жизни (замужество, рождение ребенка) не могли не всколыхнуть душу.

Из юной романтичной девушки Ахматова превращается в обворожительную молодую женщину, которая уже может говорить о каком-то жизненном опыте. Взрослая жизнь приносит ей немало разочарований: муж, боготворивший ее ранее, постоянно отсутствует, предпочитая увлекательные путешествия и развлечения обществу молодой жены. Живя в это время в Слепневском, отдаленном имении супруга, окруженная прекрасной природой, Ахматова чувствовала себя одиноко, но умиротворенно и спокойно.

Все эти изменения нашли свое отражение в строках стихотворения, написанного в 1912 году, когда поэтессе было всего 23 года. Тогда еще никто не мог предположить, какое будущее ждет весь литературный цвет Петербурга.

Тема, идея и композиция

Основная тема стихотворения — смутная тоска по идеальной семье и несбывшимся мечтам, некое примирение со сложившейся ситуацией. Идею произведения выражает вновь обретенный смысл жизни: спокойствие, умиротворение, созерцательность.

Композиция стихотворения — трехчастная. В первой строфе лирическая героиня делится своим открытием: она обрела смысл жизни в простоте и неспешности. В последующих двух строфах читатель узнает подробности этой жизни: прогулки, наблюдения за природой, занятия героини («слагаю я веселые стихи»). Последняя строфа резюмирует состояние героини: она почти уверена, что прошлое больше не всколыхнет ее душу, но присутствует и некоторое сомнение («мне кажется»).

Образ лирической героини

Лирическая героиня читателю представляется немного уставшей от жизненных перипетий молодой женщиной, в душе которой живут разные стремления. У нее есть горячее желание писать стихи, такие, чтобы их признали действительно стоящими, и мечта о тихом и уютном женском счастье. Прослеживается в строках и попытка забыть некогда любимого человека:

И если в дверь мою ты постучишь, мне кажется, я даже не услышу.

Изобразительно-выразительные средства активно используются автором для создания неповторимой атмосферы природной тишины, гармонирующей с покоем в душе. Анна Ахматова прибегает к использованию следующих средств художественной выразительности:

  1. Эпитеты: ненужная тревога, пушистый кот, веселые стихи, жизнь тленная, прекрасная, яркий огонь, желто-красная рябина. Эпитеты позволяют создать идиллическую картинку уюта и спокойствия, где тревога не нужна, а стихи сочиняются в теплом свете огней и красок природы под умильное мурлыканье кота.
  2. Метафоры: утомить тревогу, крик прорезывает тишь.
  3. Звукопись: шуршат лопухи, мурлыкает умильней — звуки [ш], [рл] и слова с подобным значением помогают в создании умиротворенной атмосферы. Крик прорезывает тишь — внезапный резкий звук [р] меняет настроение, заставляет вздрогнуть.
  4. Инверсия: яркий загорается огонь, лижет мне ладонь пушистый кот.

Стихи Ахматовой, особенно ранние, всегда очень личные. Создается ощущение, что лирическая героиня в доверительной беседе рассказывает о себе. Ее поэзия не кажется юношеской или незрелой. Литературный анализ «Я научилась просто, мудро жить» подтверждает это.

Отзывы читателей

Сборник Ахматовой «Вечер» мой самый любимый! А это стихотворение со школы нравится, чувствуется в нем искренность. Люблю Ахматову за простоту и ясность ее произведений, они не замудренные, а очень живые и пронзительные. Мечтаю собрать все ее книги в домашней библиотеке.

Замечательное стихотворение, мечтательное. Оно о том, как обрести покой, если любовь не сложилась. Вообще, у Ахматовой есть стихи «на все случаи» любви… И счастливой, и неразделенной, и трагической. В любой ситуации читаешь о себе.

Очень близка лирика Ахматовой и Цветаевой. Стихи женской души. Часто перечитываю сборники «Четки», «Белая стая». Это стихотворение тоже очень нравится, но оно серьезное, для него нужно особое настроение.

Анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить» Ахматовой

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 48.

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 48.

Стихотворение “Я научилась просто, мудро жить” А. А. Ахматовой стало одним из первых известных произведений тогда ещё молодой поэтессы. Она готовилась стать матерью, превратилась из девочки в умудренную женщину – и всё это отразила в поэтической форме. Краткий анализ “Я научилась просто, мудро жить” по плану, который может быть использован на уроке литературы в 8 классе, покажет, как видела мир эта повзрослевшая поэтесса, о чём она мечтала и молилась.

Краткий анализ

История создания – Ахматова написала это стихотворение, когда жила в усадьбе, принадлежавшей её мужу, Николаю Гумилеву. Очевидно, он, любитель путешествий, как раз отправился покорять мир, оставив жену хранить семейный очаг. Её грусть из-за отсутствия взаимопонимания и разочарование в муже стали основой данного произведения.

Тема – основной темой являются размышления героини о своей жизни, её тоска по нормальному семейному очагу.

Композиция – стихотворение состоит из четырёх строф. Первая является зачином, две последующие рассказывают о жизни лирической героини, а третья резюмирует её душевное состояние. Таким образом, можно говорить о трёхчастной композиции.

Жанр – лирическое стихотворение.

Эпитеты“ненужная тревога”, “желто-красная рябина”, “весёлые стихи”, “тленная жизнь”, пушистый кот”, “яркий огонь”, “озёрная лесопильня”.

Метафоры“утомить тревогу”, “огонь загорается”, “крик прорезывает тишь”.

Инверсия – “и яркий разгорается огонь на башенке озёрной лесопильни“.

История создания

К моменту написания этого стихотворения у Ахматовой уже сложились достаточно напряженные отношения с Николаем Гумилевым – именно с этим фактом и связана его история создания. Ветреный муж уехал в очередное путешествие, оставив супругу в своём имении в Слепнёве. Анне было одиноко, она много гуляла и писала, среди написанного в 1912 году было и стихотворение “Я научилась просто, мудро жить”, которое вошло в опубликованный в том же году сборник “Вечер”. Поэтесса не скрывала того, что глубоко разочарована в муже, но всё же надеялась на возобновление прежней жизни, поскольку всё ещё испытывала к Гумилёву глубокие чувства.

Лирическая героиня этого произведения тоскует о семейном очаге – это и есть основная его тема. Она старается унять тоску, считая её уже ненужной, пытается отказаться от своих чувств к возлюбленному и найти утешение в природе и привычных жизненных буднях. Но всё же она хотела бы стать действительно спокойной, и потому говорит о своем умиротворении как о том, что действительно с ней происходит.

Композиция

Композиция этого стихотворения трёхчастная. В первой строфе она говорит о своём желании обрести покой как об уже свершившемся факте. Следующие две строфы являются описанием того, какую спокойную жизнь она ведёт, прогуливаясь и любуясь осенней природой, а потом возвращаясь к тёплому очагу и ласковому коту.

Но конец стихотворения показывает её неуверенность в обретённом покое: она вроде бы забыла свои прошлые переживания и даже готова к тому, что не услышит, когда в её дверь постучит любимый, но фраза “мне кажется” , использованная в последней строке, завершает последовательно развивающуюся композицию мыслью о том, что её душевное спокойствие всё же зыбко. Это основная мысль произведения.

Произведение написано пятистопным ямбом с точной рифмой, что помогает передать эмоциональное состояние и показать, что лирическая героиня находится в спокойном и умиротворённом, но всё же достаточно зыбком душевном настрое.

Это лирическое стихотворение, которое описывает чувства лирической героини, её душевные метания и желание обрести спокойствие.

Средства выразительности

В этом стихотворении поэт использует разнообразные средства выразительности, которые помогают ей максимально полно передать переживания лирической героини. Это такие средства, как:

    Эпитеты – “ненужная тревога”, “жёлто-красная рябина”, “весёлые стихи”, “тленная жизнь”, пушистый кот”, “яркий огонь”, “озерная лесопильня” .

Анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить» (А. А. Ахматова)

Автор: Guru · 17.08.2018

Анна Андреевна Ахматова — величайшая поэтесса 20 века. Она творила более 50 лет, ее стихотворения учат и знают уже 4 поколения. Ее творчество нельзя делить на период профессиональной поэзии и период пробы пера. Даже ранняя лирика поэтессы великолепна. Она начала писать ещё в детстве, а в 1911 году была впервые опубликована ее работа. Каждое последующее произведение Анны Андреевны раскрывало ее все больше и больше, она показывала новые грани своего мастерства, обращалась к новым темам и мотивам.

История создания

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить» написано в 1912 году. В это время Ахматова не жила в городе, ее вдохновляла природа близ уютного домика в имении супруга, в Слепневском. Природа и помогла тогда ещё юной поэтессе впервые обратиться к философским темам, размышлениям о сути и смысле жизни и этого мира.

Также стоит отметить, что изначально стихотворение не было понято широкой публикой. Общество 1910-ых годов ещё не чувствовало предстоящие проблемы России, а вот Ахматова стала задумываться над ними. Произведение получилось несколько мрачным и меланхоличным. Это не понравилось просвещенному читателю, поэтому в свет стихотворение вышло далеко не сразу.

Жанр, направление и размер

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить» — пример ранней философской лирики Анны Ахматовой. Она обращается к вечным вопросам о тленности и скоротечности жизни, печальной и радостной одновременно.

Уже в ранний период своего творчества поэтесса отдала предпочтение правилам акмеизма. Анна Ахматова считала главным смысл, а не форму, она не хотела перегружать стихотворения ни по объёму, ни по лексическому содержанию — не использовала сложных метафор, не увлекалась не всегда понятными сравнениями. Ее лирика была рассчитана на всех, как на просвещённого, так и для малограмотного читателя. Лирика для всего русского народа.

Стихотворение написано ямбом с использованием перекрестной рифмы (АВАВ). Использование данного размера мотивированно, поэтесса использует ямб, как самый динамичный размер из всех силлабо-тонических, за счет него создаётся ощущение легкого и неформального разговора с читателем.

Образы и символы

Систему образов и символов в данном стихотворении нельзя назвать масштабной. Традиция философской лирики несколько обязывает поэтов не перегружать произведение множеством образов, чтобы акцентировать внимание на главном образе — лирическом герое.

Образ лирической героини в стихотворении очень сильно выражен, с первых строчек мы видим ее размышления о смысле жизни, о том, как живет героиня, то, чем наполняется ее жизнь. Она не мучает себя ненужными тревогами, находясь в гармонии с собой и тем, что ее окружает. Духовные потребности она удовлетворяет в вере. Покой и тишина становятся ее постоянными спутниками. Ее уединение настолько и концентрированность на себе настолько полны, что даже стук в дверь, проявление внешнего мира, не сможет ее отвлечь. Поэтесса передаёт внутренний мир женщины через природу, поэтому она (природа) и становится вторым главным образом лирического произведения. Это умиротворяющая сила, способная дать человеку отдых и способность погружаться в себя.

Темы и настроение

Настроение всего стихотворения далеко не однозначное — меланхоличные нотки, вызванные размышлениями о скоротечности и тленности жизни и мира, сочетаются с радостными эмоциями довольного человека, который нашел в уединенной и тихой местности себя самого.

  • Основная тема стихотворения — тема быстротечности жизни. Все проходит быстро, поэтому так важно научиться мудро жить. Поэтесса описывает стиль жизни своей героини, то, как она проводит свой обычный день. В этой гармонии она находит время для самопознания, место для себя самой. Это необходимо для творчества, и нет сомнений, что такой человек точно успеет сделать на своем веку что-то стоящее.
  • Тема природы. В ее душе невозможно прочитать «ненужные тревоги», справиться с которыми ей помогает Бог и царство великой природы. Лирическая героиня находит спокойствие в природе и даже обретает некоторую радость и силы начать слагать «весёлые стихи» и радоваться жизни, прекрасной, хоть и тленной.
  • Тема одиночества. Иногда человеку просто необходимо побыть одному, чтобы разобраться в себе и найти свои ответы на вечные вопросы. В данном стихотворении одиночество – не наказание и проклятие людей, а их благо, которое позволяет обрести внутреннюю гармонию.

Основная идея

Главная мысль стихотворения — уверить читателя в том, что жизнь, хоть и скоротечная, все равно прекрасная, нужно только пробовать искать счастье в мелочах. Лирическая героиня — настоящая женщина, у которой есть свои тревоги и переживания. Плохих эмоций может быть очень много, но она смогла найти выход: успокоение ей приносят природа и Бог.

Смысл жизненной позиции Ахматовой прост: чтобы не становиться заложником своих негативных эмоций, нужно открывать душу лёгким и счастливым настроениям, искать их в самых обычных вещах – прогулке, тихом вечере наедине с собой, безмолвной молитве.

Средства художественной выразительности

Данное стихотворение невелико по объёму, поэтому его нельзя назвать кладовой изобразительно-выразительных средств.

Лирическое произведение содержит в себе немногочисленные, но очень красивые эпитеты — «ненужная тревога» — так подчёркивается отношении героини и даже поэтессы к этому чувству; «тленная и прекрасная жизнь» — главный эпитет стихотворения, содержащий в себе не только высокую образность, но и главную идею произведения.

Эссе по стихотворению А.Ахматовой «Я научилась просто мудро жить»

Краткий анализ

История создания – Ахматова написала это стихотворение, когда жила в усадьбе, принадлежавшей ее мужу, Николаю Гумилеву. Очевидно, он, любитель путешествий, как раз отправился покорять мир, оставив жену хранить семейный очаг. Ее грусть из-за отсутствия взаимопонимания и разочарование в муже стали основой для данного произведения.
Тема – основной темой являются размышления героини о своей жизни, ее тоска по нормальному семейному очагу.

Композиция – стихотворение состоит из четырех строф. Первая является зачином, две последующие рассказывают о жизни лирической героини, а третья резюмирует ее душевное состояние. Таким образом, можно говорить о трехчастной композиции.

Жанр – лирическое стихотворение.

Эпитеты – “ненужная тревога”, “желто-красная рябина”, “веселые стихи”, “тленная жизнь”, пушистый кот”, “яркий огонь”, “озерная лесопильня”.

Метафоры – “утомить тревогу”, “огонь загорается”, “крик прорезываеть тишь”.

Инверсия – “и яркий разгорается огонь на башенке озерной лесопильни“.

Лирическая героиня этого произведения тоскует о семейном очаге – это и есть основная его тема. Она старается унять тоску, считая ее уже ненужной, пытается отказаться от своих чувств к возлюбленному и найти утешение в природе и привычных жизненных буднях. Но все же она хотела бы стать действительно спокойной – и потому говорит о своем умиротворении как о том, что действительно с ней происходит.

«Зимнее утро» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко (6 класс) – главный герой, жанр, гипербола, тема

История создания

К моменту написания этого стихотворения у Ахматовой уже сложились достаточно напряженные отношения с Николаем Гумилевым – именно с этим фактом и связана его история создания. Ветреный муж уехал в очередное путешествие, оставив супругу в своем имении в Слепневском. Анне было одиноко, она много гуляла и писала, среди написанного в 1912 году было и стихотворение “Я научилась просто, мудро жить”, которое вошло в опубликованный в том же году сборник “Вечер”. Поэтесса не скрывала того, что глубоко разочарована в муже, но все же надеялась, что возобновление прежней жизни, поскольку все еще испытывала к Гумилеву глубокие чувства.

Анализ стихотворения Я научилась мудро жить Ахматовой

Это прекрасное лирическое стихотворение было создано Анной Ахматовой в далеком 1912 году, почти на заре ее творчества. На момент написания ей исполнилось всего 23 года, однако она уже выпустила свой первый стихотворный сборник – «Вечер».

Стихотворение «Я научилась просто мудро жить…» — одно из ярчайших произведений автора. Несмотря на юный возраст, в нем уже отражается спокойный и рассудительный след житейской мудрости поэтессы. Лирическая героиня рассуждает о скоротечности человеческой жизни. Всему придет конец, а за ним – неизвестность. Однако наряду с этими печальными нотами, явственно звучать и другие – светлые, легкие, по мнению автора, жизнь тленна, но прекрасна.

Душевное состояние героини передается через мир природы, окружающей ее. В строках стихотворения сквозит нежность и любовь поэтессы к родным краям. И здесь отчетливо соединяются спокойствие и умиротворение (мурлыкающий кот, лесопильни уютный огонь) и нотки задумчивой грусти, которая живет в тонах осени (лопухи, что шуршат в овраге, поникшая гроздь рябины). Именно осень обнажает перед читателем сердечные тревоги автора.

Как любая истинно русская душой женщина, Ахматова никогда не умаляла роли Бога в жизни обыкновенного человека. И молитва здесь преподносится как способ успокоения душевных терзаний и лечения сердечных ран. О чем же эти молитвы? Наверное, как и у всех, о семейном счастье и тепле очага. Об этом нам говорит символ аиста, который слетел на крышу, и об этом же последняя строчка стихотворения. Все это – отголосок непростой семейной ситуации этого периода в отношениях Анны Ахматовой и Николая Гумилева. Анна понимает, что былых отношений не вернуть и словно предчувствует скорое расставание, и пытается примирить чувства с неизбежным, чтобы забыть свои мечты о простом семейном счастье.

Композиция

Композиция этого стиха трехчастная. В первой строфе-зачине она говорит о своем желании обрести покой как об уже свершившемся факте. Следующие две строфы являются описанием того, какую спокойную жизнь она ведет, прогуливаясь и любуясь осенней природой, а потом возвращаясь к теплому очагу и ласковому коту.

Но окончание стиха показывает ее неуверенность в обретенном покое: она вроде бы забыла свои прошлые переживания и даже готова к тому, что не услышит, когда в ее дверь постучит любимый, но фраза “мне кажется”, использованная в последней строке, завершает последовательно развивающуюся композицию мыслью о том, что ее душевное спокойствие все же зыбко. Это основная идея произведения.

Композиция и жанр

Композиция стихотворения представлена четырьмя строфами. Первые 4 строки — зачин. В нём говорится о том, что героиня обрела покой. Факт представляется свершившимся, хотя в действительности это было не так. Следующие 2 строфы занимает рассказ лирической героини о жизни. Она повествует о том, что делает:

  • прогуливается;
  • любуется красотой природы;
  • возвращается к ласковому коту и уютному очагу.

Последняя строфа подводит итог всему тексту, выражая душевное состояние как персонажа, так и самого автора. Читатель может подумать, будто Ахматова позабыла всё, что тревожило и волновало её раньше. Она даже предполагает, что не заметит, как любимый супруг постучит в дверь.

Но в последней строке сквозит неуверенность, выраженная словами «мне кажется». Таким образом, композиционно текст разделён на 3 части. Мысль развивается логично и последовательно, в завершение у читателя возникает ощущение неопределённости: лирическая героиня не до конца решила для себя, хочет ли она, чтобы любимый вернулся, или ей милее покой и одиночество.

В глубине души рассказчица понимает: обретённое спокойствие ещё не значит, что впредь не придётся испытать потрясений. В этом и заключается основная мысль поэтических строк.

Жанровую принадлежность можно определить как лирическое стихотворение, содержащее элементы описания пейзажей. Если послушать этот стих с музыкальным сопровождением, можно легко понять, что он очень похож на песню. В нём используются средства выразительности нескольких видов. Повествование затрагивает такие аспекты:

  • жизнь и чувства героини (и автора);
  • душевные метания;
  • желание спокойной жизни.

В произведении использована точная рифма, стихотворный размер — пятистопный ямб. Эти особенности помогают точно передать эмоциональный настрой рассказчика и показать противоречивость устремлений. С одной стороны, героиня смотрит на жизнь философски и как бы безучастно, а с другой — она не уверена, что впредь ей не захочется вернуться к яркому и мятежному прошлому. Средства выразительности, использованные в тексте:

  1. Инверсия. «Яркий разгорается огонь».
  2. Метафора. «Крик прорезывает тишь», «огонь загорается», «утомить тревогу».
  3. Эпитеты. «Озёрная лесопильня», «пушистый кот», «яркий огонь», «тленная жизнь», «жёлто-красная рябина», «ненужная тревога», «весёлые стихи».

Средства выразительности

В этом стихотворении поэтесса использует разнообразные средства выразительности, которые помогают ей максимально полно передать переживания лирической героини. Это такие классические приемы, как:

  • Эпитеты – “ненужная тревога”, “желто-красная рябина”, “веселые стихи”, “тленная жизнь”, пушистый кот”, “яркий огонь”, “озерная лесопильня”.
  • Метафоры – “утомить тревогу”, “огонь загорается”, “крик прорезываеть тишь”.
  • Инверсия – “и яркий разгорается огонь на башенке озерной лесопильни“.

Крушение надежд

В момент написания стихотворения Ахматова уже не робкая девочка, которая часами рассматривает облака и с замиранием сердца гадает на кофейной гуще. Она сделала шаг в узы брака, перешла полог таинства венчания и увидела, что в храме совместной жизни нет плюшевых игрушек и мыльных пузырей – там обычная рутина, которая почитателями семейных традиций именуется как жизнь.

Ахматова хочет писать и любить, Гумилёв желает открывать для себя новые страницы жизни. Анна поддерживает костёр семейного очага, Николай не обращает на него внимания, считая это пустой тратой времени. Поэтесса смотрит на небо и молится Богу у окна семейного пристанища. Муж не берёт на себя никаких обязанностей, кроме вечного напоминания жене, что она супруга, а не поэт.

Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу.

Ниточка между Анной и Николаем

В 1912 году Лев единственная паутинка, которая не даёт браку окончательно рассыпаться.

Рождение сына – это ещё один шаг к мудрости, теперь Ахматова может смотреть на мир со спокойствием олимпийца, не строя больше иллюзорных планов счастливого замужества. Уже нет той девичьей надежды, когда весь мир готов покориться желаниям, появляется практичность и мудрость не девицы, но женщины.

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить» подводит черту между Ахматовой и Гумилёвым, делая их супругами только по факту венчания, но уже не по зову сердца. Черта проведена – теперь Николай отец ребёнка, не более. Мечты о счастье? Полученная за счёт горьких уроков мудрость говорит автору строк, что сейчас ей остаётся жить практичностью и надеждой. Если кладовка счастья в судьбе Ахматовой ещё не пуста, то оно появится на горизонте.

«Я научилась просто мудро жить…» (философские мотивы лирики А. А. Ахматовой)

Философские мотивы в лирике Анны Ахматовой впервые начали звучать еще в раннем периоде творчества. Хотя, тогда это были лишь отдельные нотки. Личностная, больше любовная лирика поэтессы не предусматривала углубления в философский мир, рассмотрения проблем бытия.

Особняком ото всех произведений начального периода стоит стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…» Первый раз мы слышим голос мудрой женщины, размышляющей о тленности жизни. Все стихотворение проникнуто грустным, меланхолическим настроением. Тема дороги и одиночества в первом катрене стихотворения напоминает подобные мотивы в стихотворении «Выхожу один я на дорогу…» М. Ю. Лермонтова. Основной прием описания внутреннего мира героя через окружающую природу также заимствован у Лермонтова. Отличие от философской лирики поэта здесь в том, что все-таки подоплекой переживаний лирической героини является не размышления о смысле жизни и смерти, а любовное чувство. Это мы понимаем из последней фразы стихотворения: «И если в дверь мою ты постучишь, // Мне кажется, я даже не услышу», в которой появляется еще один герой – «ты», и, скорее всего, это мужчина. Но все-таки именно в «Я научилась просто, мудро жить…» впервые мы можем говорить о философской тематике: лирическая героиня сочиняет «веселые стихи // О жизни тленной, тленной, тленной и прекрасной». В произведении она как бы задает себе вопрос: «А стоит ли жить?» И отвечает на него положительно.

Стихотворение «Все расхищено, предано, продано…» можно рассматривать как одно из переломных в творчестве Ахматовой. Оно свидетельствует о конкретном переходе от психологического любовного «романа в стихах» к философско-гражданской лирике. Здесь личная боль и трагедия израненной души сливаются с судьбой и трагедией всего народа и эпохи в целом. Но здесь указан и выход, путь к возрождению – это вера в бессмертие и в высшую справедливость, христианское всепрощение и надежда на светлое и чудесное в будущем, на вечное обновление жизни и победу духа и красоты над слабостью, смертью и жестокостью. Начальные строки звучат трагически как на смысловом (благодаря градации «расхищено, предано, продано»), так и на звуковом уровне из-за рыдающих, разрывающих душу «р» («Все расхищено, предано, продано, черной смерти…»). За общими словами «Все расхищено, предано, продано…» стоят миллионы искореженных судеб, море крови и слез. Как же начать снова жить, где взять силы, на что опереться? Нужно увидеть то светлое, то чудесное, которое подходит уже «так близко». Для лирической героини это уже произошло, уже «стало светло». Она видит и призывает других увидеть чудесное в оживающей природе, в «вишневых дыханьях леса», в «созвездьях новых».

В основе ахматовского восприятия жизни и ее веры в чудесное лежит христианство, а не вера в утопическое светлое будущее. Об этом говорит усиленное повтором отрицание – «никому, никому не известное…».

В философской лирике Анны Ахматовой раскрывается тема вечного и бренного, жизни, непрерывно текущей вперёд. В «Приморском сонете» дорога в иной мир не кажется страшной. Стихотворение умиротворяет своей глубокой, отнюдь не показной верой в вечную жизнь и примиряет с мыслью о смерти.

Лирический герой сонета условен: единственное слово, напрямую связанное с ним, – местоимение «меня». Этим достигается высокий уровень обобщения, в котором присутствует философский подтекст: любой человек рано или поздно задумывается над вечными вопросами. «Голос вечности» предполагает существование «иного измерения»: созданное в этом «ветхом» мире обретет новую жизнь в «вечности». Лирический герой словно балансирует на грани вечного и настоящего. Без сомнения, между мирами должна существовать какая-то связь. И действительно, символический образ дороги, уходящей в вечность, возникает перед нами в виде сияния, изливаемого месяцем. Чуть раньше появляется образ «цветущей черешни», связанный с лунной дорожкой. Прилагательное «цветущий» помогает восстановить связь: цветение — это жизнь. Путь к пониманию своего предназначения, дорога к вечному у каждого человека своя.

Для подтверждения этой мысли Ахматова использует прием умолчания: «Дорога не скажу куда…» Ахматову ее дорога привела к Царскосельскому пруду. Переход от настоящего к будущему в начале сонета и возвращение к Пушкину в финале значительно расширяют художественное время и пространство, создавая впечатление их неразрывности и бесконечности.

Стихотворение «Мне ни к чему одические рати…» состоит из трех строф, из которых вторая стала хрестоматийной формулой ахматовской поэзии. Основная мысль, которую хотела выразить поэтесса с помощью системы метафор, — она не может жить в холодной, безвоздушной среде, создавая торжественные «одические рати», или в мире отвлеченных ценностей, творя прекрасные, «чистые» элегии. Для творчества ей необходимо чувство земли, воздуха, родной природы. Именно «сор» ежедневности, обыденности всегда питал ее поэзию. В этом стихотворении чувствуется глубина мысли и высота мастерства, за которыми скрывается неразгаданная тайна. Тайна происхождения, тайна тех почвенных соков, которые существуют под видимым, внешним «сором» и питают возникающее чудо подлинного произведения искусства.

Наличие тайны сама Ахматова больше всего ценила в своих и чужих стихах. Возможно, именно эту тайну, которая обыденную прозу превращает в поэзию, неповторимость, которая отличает каждого настоящего поэта, имела в виду Ахматова, когда писала:

По мне, в стихах должно быть все некстати,

Не так, как у людей.

Ее стихи могут вырасти из мелочей будничной жизни, в которой переплетаются противоречивые чувства, сосуществуют красота и неприглядность, розы и лебеда, песни любви и «сердитый окрик». Но ведь это редкий дар художника – умение зачерпнуть поэзию из обиходности, придать бренной прозе жизни поэтический блеск.

Тема, идея и композиция

Основная тема стихотворения — смутная тоска по идеальной семье и несбывшимся мечтам, некое примирение со сложившейся ситуацией. Идею произведения выражает вновь обретенный смысл жизни: спокойствие, умиротворение, созерцательность.

Композиция стихотворения — трехчастная. В первой строфе лирическая героиня делится своим открытием: она обрела смысл жизни в простоте и неспешности. В последующих двух строфах читатель узнает подробности этой жизни: прогулки, наблюдения за природой, занятия героини («слагаю я веселые стихи»). Последняя строфа резюмирует состояние героини: она почти уверена, что прошлое больше не всколыхнет ее душу, но присутствует и некоторое сомнение («мне кажется»).

Анализ стиха «Я научилась просто, мудро жить» Ахматовой

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить» А. А. Ахматовой стало одним из первых известных произведений тогда ещё молодой поэтессы. Она готовилась стать матерью, превратилась из девочки в умудренную женщину – и всё это отразила в поэтической форме.

Сочинение и анализ стиха «Я научилась просто, мудро жить», который может быть использован на уроке литературы в 8 классе, покажет, как видела мир эта повзрослевшая поэтесса, о чём она мечтала и молилась.

  1. Текст стихотворения «Я научилась просто, мудро жить»
  2. Краткий анализ произведения
  3. Анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить»
  4. Подробный анализ стихотворения
  5. Сочинение о стихотворении Я научилась просто, мудро жить

Текст стихотворения «Я научилась просто, мудро жить»

Анна Ахматова

Я научилась просто, мудро жить

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

Краткий анализ произведения

Философские мотивы в лирике Анны Ахматовой впервые начали звучать еще в раннем периоде творчества. Хотя, тогда это были лишь отдельные нотки. Личностная, больше любовная лирика поэтессы не предусматривала углубления в философский мир, рассмотрения проблем бытия.

Особняком ото всех произведений начального периода стоит стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…» Первый раз мы слышим голос мудрой женщины, размышляющей о тленности жизни. Все стихотворение проникнуто грустным, меланхолическим настроением.

  • История создания – Ахматова написала это стихотворение, когда жила в усадьбе, принадлежавшей её мужу, Николаю Гумилеву. Очевидно, он, любитель путешествий, как раз отправился покорять мир, оставив жену хранить семейный очаг. Её грусть из-за отсутствия взаимопонимания и разочарование в муже стали основой данного произведения.
  • Тема – основной темой являются размышления героини о своей жизни, её тоска по нормальному семейному очагу.
  • Композиция – стихотворение состоит из четырёх строф. Первая является зачином, две последующие рассказывают о жизни лирической героини, а третья резюмирует её душевное состояние. Таким образом, можно говорить о трёхчастной композиции.
  • Жанр – лирическое стихотворение.
  • Эпитеты – “ненужная тревога”, “желто-красная рябина”, “весёлые стихи”, “тленная жизнь”, пушистый кот”, “яркий огонь”, “озёрная лесопильня”.
  • Метафоры – “утомить тревогу”, “огонь загорается”, “крик прорезывает тишь”.
  • Инверсия – “и яркий разгорается огонь на башенке озёрной лесопильни“.

Стихи Анны Ахматовой могут вырасти из мелочей будничной жизни, в которой переплетаются противоречивые чувства, сосуществуют красота и неприглядность, розы и лебеда, песни любви и «сердитый окрик». Но ведь это редкий дар художника – умение зачерпнуть поэзию из обиходности, придать бренной прозе жизни поэтический блеск.

Мне нравится 11

Анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить»

Стихотворение А.А. Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить…», написанное в 1912 году, проникнуто грустным настроением, в нём звучит мотив одиночества.

Жанр стихотворения — элегия, лирика — философская и любовная. Основная мысль — размышления о тленности жизни, спокойствии. Эмоциональное состояние лирической героини выражено в отчуждении, непринятии тревог.

В стихотворении используется следующие художественные средства: эпитеты («ненужную тревогу», «весёлые стихи», «о жизни тленной»), олицетворение («шуршат в овраге лопухи», «никнет гроздь рябины», «прорезывает тишь крик аиста»).

Композиция стихотворения последовательная, размер — пятистопный ямб, рифма — точная («жить — бродить», «Богу — тревогу», «лопухи — стихи»), рифмовка — перекрестная, присутствует инверсия: «И яркий загорается огонь на башенке озёрной лесопильни».

В стихотворении представлены как и простые, и сложносочиненные предложения с однородными членами, так и сложноподчинённые, в которых из частей речи больше всех преобладают существительные и глаголы, описывающие действия как и самой лирической героини, так и того, что её окружает.

Подробный анализ стихотворения

История создания

К моменту написания этого стихотворения у Ахматовой уже сложились достаточно напряженные отношения с Николаем Гумилевым – именно с этим фактом и связана его история создания. Ветреный муж уехал в очередное путешествие, оставив супругу в своём имении в Слепнёве.

Анне было одиноко, она много гуляла и писала, среди написанного в 1912 году было и стихотворение “Я научилась просто, мудро жить”, которое вошло в опубликованный в том же году сборник “Вечер”. Поэтесса не скрывала того, что глубоко разочарована в муже, но всё же надеялась на возобновление прежней жизни, поскольку всё ещё испытывала к Гумилёву глубокие чувства.

Тема

Лирическая героиня этого произведения тоскует о семейном очаге – это и есть основная его тема. Она старается унять тоску, считая её уже ненужной, пытается отказаться от своих чувств к возлюбленному и найти утешение в природе и привычных жизненных буднях.

Но всё же она хотела бы стать действительно спокойной, и потому говорит о своем умиротворении как о том, что действительно с ней происходит.

Композиция

Композиция этого стихотворения трёхчастная. В первой строфе она говорит о своём желании обрести покой как об уже свершившемся факте. Следующие две строфы являются описанием того, какую спокойную жизнь она ведёт, прогуливаясь и любуясь осенней природой, а потом возвращаясь к тёплому очагу и ласковому коту.

Но конец стихотворения показывает её неуверенность в обретённом покое: она вроде бы забыла свои прошлые переживания и даже готова к тому, что не услышит, когда в её дверь постучит любимый, но фраза “мне кажется”, использованная в последней строке, завершает последовательно развивающуюся композицию мыслью о том, что её душевное спокойствие всё же зыбко. Это основная мысль произведения.

Произведение написано пятистопным ямбом с точной рифмой, что помогает передать эмоциональное состояние и показать, что лирическая героиня находится в спокойном и умиротворённом, но всё же достаточно зыбком душевном настрое.

Жанр

Это лирическое стихотворение, которое описывает чувства лирической героини, её душевные метания и желание обрести спокойствие.

Средства выразительности

В этом стихотворении поэт использует разнообразные средства выразительности, которые помогают ей максимально полно передать переживания лирической героини. Это такие средства, как:

  • Эпитеты – “ненужная тревога”, “жёлто-красная рябина”, “весёлые стихи”, “тленная жизнь”, пушистый кот”, “яркий огонь”, “озерная лесопильня”.
  • Метафоры – “утомить тревогу”, “огонь загорается”, “крик прорезывает тишь”.
  • Инверсия – “и яркий разгорается огонь на башенке озёрной лесопильни“.

Великая Анна Ахматова стала нашим поэтом. Нашим великим русским поэтом, который так дорог и любим всеми современниками. А её умение мудро просто жить является главным устремлением сильных настоящих женщин.

Сочинение о стихотворении Я научилась просто, мудро жить

При упоминании имени Анны Ахматовой у меня возникает образ царственной дамы, хозяйки муз. Эта женщина прожила большую, драматическую и в то же время счастливую жизнь. Поэты “серебряного века” в своих стихах нередко признавались в любви к этой королеве русской поэзии.

В бурях века Анна Ахматова потеряла почти все, что Бог дает человеку на земле для любви и запрещает кому бы то ни было отнимать у человека. Мужа, Николая Гумилева, расстреляли по ложному обвинению в контрреволюционном заговоре, сына репрессировали, сама подвергалась гонениям и нападкам со стороны не только “литударников”, но и государственных блюстителей партийной идеологии.

И все-таки в огне событий она не потеряла свою царственную осанку, а поэзия ее всегда была исполнена благородства, любви и веры в торжество добра над злом. В ее произведениях есть много личного, чисто женского, того, что Ахматова пережила своей душой, чем она и дорога мне.

«Я научилась просто мудро жить…» Моё знакомство с творчеством Анны Андреевны началось именно с этого стихотворения. Оно является шедевром лирики поэтессы. Потрясающее стихотворение, потрясающая Ахматова!

Это поэтическое произведение было создано Анной Ахматовой в 1912 году, почти в самом начале её творчества. Но уже в нем мы можем уловить тонкие ноты философской лирики. Поэтесса размышляет о жизни, о смерти, о столь драгоценных минутах, которые каждому нужно научиться находить в своей жизни.

Стихотворение “Я научилась просто, мудро жить…” – одно из лучших лирических стихотворений автора. Оно находится несколько в стороне от остальных поэтических произведений Ахматовой этого времени, поскольку именно в нём первый раз зазвучали философские ноты.

В своем стихотворении Анна почти впервые размышляет о том, насколько быстротечна наша земная жизнь и, осознав эту негласную истину для самой себя, она учится «просто, мудро жить», успокаивает «ненужную тревогу» и слагает «веселые стихи».

Таким образом, она старается уловить каждую минуту, каждое мгновенье этой мимолетной жизни. Ничто уже не заставит ее вернуться к прежней жизни, наполненной трудностей и «ненужных тревог».

В последних двух стихах можно уловить и ноты любви, возможно, несчастной, если лирическая героиня не хочет возвращаться к чувствам и отказываться от своей «простой, мудрой» жизни. Она и не вернется. Настолько наполнил ее покой и тихая радость, что «стук» прошлого, зов старых ран уже не тронет струн ее души.

Она уже не услышит печальный звон «бывшей» тленной жизни, теперь у нее жизнь другая – наполненная меланхоличной радостью, тихой и мягкой. Эта радость окутывает ее чувством, что жизнь, несмотря на свою временность, прекрасна и стоит того, чтобы ее прожить правильно и приятно для своей души.

Все свое спокойствие и тихую радость лирическая героиня находит в окружающем ее мире и природе: это и лопухи, что шуршат в овраге, и рябиновые желто-красные грозди, и яркое пламя огня, и пушистый кот.

Лирическая героиня Ахматовой далека от бытовых мелочей и связанных с ними треволнений, не окружённая бытом и сиюминутными тревогами, но бытийная, вечная женщина. В то же время она — обычная смертная женщина.

В стихотворении говорится о тленности жизни: ” жизни тленной, тленной и прекрасной”. Ничего нет вечного, всё приходящее. Но остановись, мгновенье! Посмотрите, как всё кругом прекрасно, божье творение. Часто ли мы это замечаем, задумываемся об этом. Вот об этом и стихотворение- миниатюра. Прислушайтесь, с каким по-женски добрым настроем звучит стих.

Таким образом, стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…» Анны Ахматовой помогает осознать главное: наша жизнь быстротечна, и ценить нужно каждую минуту, поэтесса сама говорит нам о нашей «жизни тленной, тленной и прекрасной». То, что наша жизнь тленна, не должно заставлять нас отказываться от нее, отказываться видеть ее яркие краски, прекрасные картины, которые нас окружают.

Все наоборот: только лишь оттого, что когда-нибудь мы уйдем из этого мира, мы должны как можно больше внимания и времени посвятить всем тем чудесным вещам, которые есть в нашей жизни. Только когда мы научимся, как и поэтесса, «просто, мудро жить», только тогда мы и обретем настоящее счастье и покой.

Анна Ахматова – великий поэт своей эпохи, её творчество оценено не вполне, даже учитывая современное к нему отношение. Она не только поэт эпохи – она сама эпоха. В её жизни в полной мере отразились все перипетии конца девятнадцатого начала и середины двадцатых веков. Она вынесла на своих плечах войны, революции, репрессии – всё, чем так богат был страшный век.

Но, тем не менее, в своей автобиографии она напишет: «Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных». Сколько мудрости в этих словах. Как после стольких испытаний быть счастливой и не проклинать ни время, ни судьбу. Для этого надо было научиться «…просто мудро жить».

Анализ стихотворения «Я научилась просто, мудро жить» Ахматовой

Стихотворение “Я научилась просто, мудро жить” А. А. Ахматовой стало одним из первых известных произведений тогда ещё молодой поэтессы. Она готовилась стать матерью, превратилась из девочки в умудренную женщину – и всё это отразила в поэтической форме. Краткий анализ “Я научилась просто, мудро жить” по плану, который может быть использован на уроке литературы в 8 классе, покажет, как видела мир эта повзрослевшая поэтесса, о чём она мечтала и молилась.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

История создания – Ахматова написала это стихотворение, когда жила в усадьбе, принадлежавшей её мужу, Николаю Гумилеву. Очевидно, он, любитель путешествий, как раз отправился покорять мир, оставив жену хранить семейный очаг. Её грусть из-за отсутствия взаимопонимания и разочарование в муже стали основой данного произведения.
Тема – основной темой являются размышления героини о своей жизни, её тоска по нормальному семейному очагу.

Композиция – стихотворение состоит из четырёх строф. Первая является зачином, две последующие рассказывают о жизни лирической героини, а третья резюмирует её душевное состояние. Таким образом, можно говорить о трёхчастной композиции.

Жанр – лирическое стихотворение.

Эпитеты – “ненужная тревога”, “желто-красная рябина”, “весёлые стихи”, “тленная жизнь”, пушистый кот”, “яркий огонь”, “озёрная лесопильня”.

Метафоры – “утомить тревогу”, “огонь загорается”, “крик прорезывает тишь”.

Инверсия – “и яркий разгорается огонь на башенке озёрной лесопильни“.

Тема и проблематика

Основная тема лирического стихотворения — тоска героини по уютному домашнему очагу и размеренной семейной жизни. В её сердце живёт любовь к супругу, который так опрометчиво оставил её одну. Рассказчице кажется, что чувства почти угасли, однако это больше похоже на самообман.

Поэтесса рассказывает о себе, о том, как ей хорошо и спокойно в окружении природы. Но внимательный читатель может заметить, что привычные будни не способны подарить женщине настоящее утешение. Покой, которого хочет достигнуть рассказчица, представлен в произведении как её истинное состояние, а на деле это всего лишь мечты.

Ахматова и сама не до конца понимает, что у неё на душе, хочет ли она вновь испытывать страсть или её душе милее неспешные прогулки среди деревьев, на которых висят гроздья рябины жёлто-красного цвета.

История создания

К моменту написания этого стихотворения у Ахматовой уже сложились достаточно напряженные отношения с Николаем Гумилевым – именно с этим фактом и связана его история создания. Ветреный муж уехал в очередное путешествие, оставив супругу в своём имении в Слепнёве. Анне было одиноко, она много гуляла и писала, среди написанного в 1912 году было и стихотворение “Я научилась просто, мудро жить”, которое вошло в опубликованный в том же году сборник “Вечер”. Поэтесса не скрывала того, что глубоко разочарована в муже, но всё же надеялась на возобновление прежней жизни, поскольку всё ещё испытывала к Гумилёву глубокие чувства.

Образ женщины

До того как произведения А. Ахматовой стали широко известными, считалось, что женщины не способны чувствовать глубоко и воспринимать события так тонко, как мужчины. Своим появлением в литературе поэтесса смогла опровергнуть этот миф. Она доказала, что женщины испытывают более сильные эмоции, любят сильнее и крепче, чем представители сильной половины человечества.

Популярность в кругу поэтов и писателей Ахматовой принёс сборник «Вечер», выпущенный в 1912 г. В него вошёл и стих «Я научилась просто, мудро жить». Он пронзительный, мудрый и лаконичный одновременно. В нескольких строках поэтесса передала всю глубину своей печали.

После того как было опубликовано это творение, молодую женщину начали воспринимать всерьёз, а до этого она была для всех женой Николая Гумилёва. В то время Анне исполнилось 23 года, но уже в этом возрасте она успела почувствовать, какой горькой может быть семейная жизнь, ведь отношение супруга к ней изменилось от доброго до откровенно враждебного.

Композиция

Композиция этого стихотворения трёхчастная. В первой строфе она говорит о своём желании обрести покой как об уже свершившемся факте. Следующие две строфы являются описанием того, какую спокойную жизнь она ведёт, прогуливаясь и любуясь осенней природой, а потом возвращаясь к тёплому очагу и ласковому коту.

Но конец стихотворения показывает её неуверенность в обретённом покое: она вроде бы забыла свои прошлые переживания и даже готова к тому, что не услышит, когда в её дверь постучит любимый, но фраза “мне кажется”, использованная в последней строке, завершает последовательно развивающуюся композицию мыслью о том, что её душевное спокойствие всё же зыбко. Это основная мысль произведения.

Произведение написано пятистопным ямбом с точной рифмой, что помогает передать эмоциональное состояние и показать, что лирическая героиня находится в спокойном и умиротворённом, но всё же достаточно зыбком душевном настрое.

Основная идея

Главная мысль стихотворения — уверить читателя в том, что жизнь, хоть и скоротечная, все равно прекрасная, нужно только пробовать искать счастье в мелочах. Лирическая героиня — настоящая женщина, у которой есть свои тревоги и переживания. Плохих эмоций может быть очень много, но она смогла найти выход: успокоение ей приносят природа и Бог.

Смысл жизненной позиции Ахматовой прост: чтобы не становиться заложником своих негативных эмоций, нужно открывать душу лёгким и счастливым настроениям, искать их в самых обычных вещах – прогулке, тихом вечере наедине с собой, безмолвной молитве.

Средства выразительности

В этом стихотворении поэт использует разнообразные средства выразительности, которые помогают ей максимально полно передать переживания лирической героини. Это такие средства, как:

  • Эпитеты – “ненужная тревога”, “жёлто-красная рябина”, “весёлые стихи”, “тленная жизнь”, пушистый кот”, “яркий огонь”, “озерная лесопильня”.
  • Метафоры – “утомить тревогу”, “огонь загорается”, “крик прорезывает тишь”.
  • Инверсия – “и яркий разгорается огонь на башенке озёрной лесопильни“.

«Я научилась просто, мудро жить…» (Философские мотивы лирики A.A. Ахматовой)

Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться Богу…

Эти стихи A.A. Ахматова пишет в 1912 году. Ей всего двадцать три, но она уже автор своей первой поэтической книги «Вечер», любящая жена и мать. Она молода, привлекательна и, безусловно, талантлива. А вокруг революции, война, крах устоев и традиций. И ей нужны мудрость и молитва, потому что слишком тяжелый крест взвалила она на свои плечи.

Что мне поступь Железной Маски, Я еще пожелезней тех…

«Железная» Ахматова гордилась тем, что даже в самые мрачные дни своей биографии «не переставала писать стихи».

Мне близка поэзия A.A. Ахматовой, полная глубокого психологизма и чувственности, утверждающая права обыденных вещей. В ее стихах душа оживает «для великой земной любви», она «поет» «о великой щедрости Божией» и о России. Ее философия — это философия любви и искренности, поэтому так притягательны пленительные ахматовские строки.

Как поэт A.A. Ахматова сформировалась под влиянием классической литературы и новых модернистских веяний, став неким звеном, соединяющим культуру прошлых десятилетий с нынешним веком. Она не дискутировала по поводу традиций в литературе и нового искусства, а создавала их. Ее стихи отличаются законченностью формы, неповторимостью образов, глубиной переживаний лирического героя, мудростью и философичностью.

У A.A. Ахматовой своя философия — философия любви. Поистине, любить по-настоящему способен только талантливый человек. Ведь это чувство вечное, как сама жизнь. По признанию поэтессы, «должен на этой земле испытать каждый любовную пытку».

В стихотворениях A.A. Ахматовой лирическая героиня — страдалица, и оттого «словно тронуты черной, густою тушью тяжелые веки» ее. Перед нами образ женской души, которая приняла любовь как сладкую боль, лихорадку. Ей нужна мука, трудно представить себе героиню счастливой:

Я не плачу, я не жалуюсь, Мне счастливой не бывать…

Героиня многолика. Она хочет быть прирученной, покоренной, почти рабыню видим мы в стихотворении «Муж хлестал меня узорчатым, вдвое сложенным ремнем», в другом — картина почти не меняется:

И висит на стенке плеть, Чтобы песен мне не петь.

«Как соломинкой» пьют ее душу, но она «пытки мольбой не нарушит». Беззаветна, отреченна, смиренна ее любовь, но одновременно и страстна:

Не любишь, не хочешь смотреть…

О, как ты красив, проклятый!

Когда же страдания почти невыносимы, возникает протест, исступленный крик:

Я к тебе никогда не вернусь или грустный полушепот опустошенного сердца:

И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу.

Стихи A.A. Ахматовой о любви — это ее жизнь, исповедь, вышедшая за пределы личного, остающаяся в сердце навсегда.

Однако любовные переживания все чаще соединяются с мыслями о державном Петербурге («Стихи о Петербурге»), войне 1914 года («Утешение»), революции («Для того ль тебя носила…»), Боге («Библейские стихи»), И это тоже философия Ахматовой — философия смысла жизни. Происходит наполнение традиционных мотивов новым содержанием. Дом, родная земля, Отечество все чаще тревожат сознание героини. Личная драма не сводится только к горечи переживаний, скорее дает представление о безграничных возможностях человека. В стихах о России как-то почти незаметно, но очень естественно сближаются драма личной жизни и подвиг человека.

История и современность у A.A. Ахматовой переплетаются. Данное единство направлено на то, чтобы выразить свое понимание взаимоотношений человека и обстоятельств. Очень показательно в этом плане стихотворение «Лотова жена». Нравственная сила, тяга к добру, идеалу способны соперничать с неблагоприятными, драматическими обстоятельствами. Логическим завершением авторской мысли станет представление о возможности счастья, которое укладывается в один миг жизни, равный подвигу, и остается в памяти на века. Такова история Лотовой жены. Особую силу в этом произведении приобретают, на мой взгляд, два заключительных стиха:

Лишь сердце мое никогда не забудет Отдавшую жизнь за единственный взгляд.

Аллегорический образ жены приобретает новое философское звучание в годы войны, когда поэтесса с болью и мужеством заговорила о возможности подчинить все свои чувства общенародной цели:

И та, что сегодня прощается с милым, — Пусть боль свою в силу она переплавит. Мы детям клянемся, клянемся могилам, Что нас покориться никто не заставит.

Перед нами другая героиня, другая Ахматова, и все-таки она та же. В тяжелое пятилетие голос поэтессы приобрел особую силу, стал звучать как торжественная клятва, проповедь взамен лирической исповеди. Вместе с тем, как и в начале века, так и во время войны драма человека неразрывно связана у A.A. Ахматовой с его мужеством. Пророчество «Клятвы», «Ветра войны» нашло свое продолжение в послевоенной лирике. Груз житейских забот не заглушил голос сердца, разума, честного и гордого человека.

Ахматовская философия любви, жизни, истории необычна, поэтому так притягательны для меня ее стихи.

Вариант 2

Это стихотворение является одним из прекрасных образцов любовной лирики Анны Ахматовой, пропитанное большим жизненным и философским смыслом. Это очень чувственное женское стихотворение, написанное Ахматовой под влиянием очередного расставания со своим мужем Николаем Гумилевым.

Рассказ женщины, вылившийся в стихи. Она пережила любовную драму , закончившуюся расставанием с любимым. Вернуть свое душевное равновесие ей помогает природа и вера в высшую справедливость ,именно в них она ищет смысл бытия , поэтому в первых строках слова о Боге, мудрости жизни. Утешение приходит от простых повседневных вещей, на которые раньше может быть она даже и не обращала внимание. Как, например, на простое мурлыканье кота, при возвращении домой.

Такое отношение к действительности помогает найти во всем этом положительную составляющую, именно поэтому автор пишет именно о веселых стихах, о прекрасной и тленной жизни. Осознание того, что все в этой жизни проходящее, и даже эта «ненужная тревога», приводит ее в состояния умиротворенности и покоя.

В целом же это стихотворное послание любимому человеку, рассказ о жизни без него, которая проникнута тихой грустью и тоской.

Стихотворение и анализ «Я научилась просто мудро жить…»

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться Богу,

И долго перед вечером бродить,

Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной,

Слагаю я веселые стихи

О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь

Пушистый кот, мурлыкает умильней,

И яркий загорается огонь

На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь

Крик аиста, слетевшего на крышу.

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

Краткое содержание

Анна Ахматова и Николай Гумилёв. Фотография

Рассуждая о сюжете произведения, следует иметь в виду, что в момент его написания Ахматовой было чуть более двадцати лет, она являлась женой Николая Гумилёва и ожидала рождения сына. По этой причине поэтесса использует множество понятных ассоциаций с домашним очагом. Кроме того, первая строчка стиха свидетельствует о постулате, который способен родиться лишь в сознании самодостаточной женщины, душевно зрелой, всецело ориентированной на сохранение семейного счастья. Ведь для того, чтобы спокойно воспитывать ребёнка, не разрушая семейный союз, необходимо научиться «просто мудро жить».

Лирическая героиня чётко очерчивает все составляющие своего мудрого и простого существования, такие как: созерцание неба, осознание многогранности мироздания и пр. Героиня освоила искусство наслаждения простыми радостями окружающего мира. К примеру, поэтесса тонко ощущает великолепие природы, проявляющееся в самых незначительных деталях: в шуршании лопухов, в свисающих рябиновых гроздьях, в огоньке на башне ближайшей лесопильни. Все эти детали оставили свой неизгладимый след в душе лирической героини. Незначительные фрагменты жизни при их грамотном восприятии складываются в общую прекрасную мозаику под фундаментальным названием «жизнь». Главное для героини (поэтессы) увидеть и понять, в какой последовательности складывать жизненные впечатления, чтобы получилась гармоничная картина бытия.

История создания

Важно заметить, что к моменту написания данного произведения, у Анны Андреевны сложились непростые взаимоотношения с супругом. Непосредственно с этим фактом и связана история создания стиха. Николай Гумилев в это время отправился в очередное увлекательное путешествие за рубеж, оставив молодую беременную супругу в своём фамильном имении в Слепневском. Ахматова чувствовала себя невероятно одинокой: она подолгу гуляла и проводила много времени за сочинительством стихов.

Среди произведений, созданных в 1912 г., было и стихотворение «Я научилась просто мудро жить». В том же году оно вошло в поэтический сборник «Вечер». Анна Андреевна не скрывала того, что испытывает глубочайшее разочарование в собственном супруге. Она искренне надеялась: с возвращением мужа из поездки отношения в семье наладятся. Ахматова в то непростое для себя время всё ещё испытывала к Гумилёву глубокое чувство любви.

Жанр, направление, размер

Произведение относится к жанру философской лирики. Посредством стихотворных строк поэтесса затрагивает вечные вопросы тленности и быстротечности человеческой жизни, которая может быть счастливой и несчастной одновременно. Как известно, все произведения, относящиеся к раннему периоду творчества Ахматовой, относятся к литературному направлению «акмеизм». И это стихотворение – не исключение. Поэтесса была убеждена, что основную роль в поэтическом произведении играет смысл, а вовсе не форма. Поэтому она осознанно не перегружает стихотворные строки сложными метафорами, туманными сравнениями и пр.

Поэтический размер – пятистопный ямб с точной рифмовкой. Данный размер помогает автору максимально полно транслировать психоэмоциональное состояние лирической героини: внешне умиротворённое, но, при этом, весьма зыбкое.

Композиция

Композиционное «здание» произведения можно разделить на три семантических части:

  1. Часть первая – в первом четверостишии, представляющем собою зачин, лирическая героиня повествует об остром желании обрести душевный покой так, будто бы ей уже удалось это сделать.
  2. Часть вторая – последующие два четверостишия посвящены повествованию о том, какую спокойную жизнь ведёт лирическая героиня. Мы узнаём, что она гуляет, любуется красотой осеннего леса, а затем с радостью возвращается в свой уютный дом, где её ждёт ласковый кот.
  3. Третья часть – заключительная. В этой части заметна неуверенность лирической героини в обретённом покое. С одной стороны, она, вроде бы, забыла прошлые обиды и горести, а с другой стороны – они живут в глубине её сердца, постоянно напоминая о себе. О зыбкости душевного состояния лирической героини свидетельствует словосочетание «мне кажется», уместно использованное в заключительной строке.
Образы и символы

Сложно назвать масштабной образную систему произведения. Дело в том, что по традиции классической философской лирики всё внимание автора сосредоточивается вокруг ключевого образа – образа лирического героя. Данное произведение не является исключением:

  • образ лирической героини – центральный. Героиня полностью идентична поэтессе. С самых первых строк мы погружаемся в размышления героини о смысле существования, узнаём, какими событиями наполнены её дни. Женщина старается не мучить себя лишними волнениями, пребывая в гармонии с окружающим миром и с самой собой. Потребности духовного плана она научилась удовлетворять через веру в бога. Тишина и покой становятся настолько верными спутниками лирической героини, что даже обычный стук в дверь, нарушающий эту гармонию, не в состоянии отвлечь её.
Темы и настроение

Ахматова поднимает в стихотворении три важных для себя темы:

  1. Тема быстротечности жизни – всё в жизни происходит быстротечно, поэтому важно уметь жить просто и мудро. Лирическая героиня подробно описывает стиль своего существования в пределах одного дня. Пребывая в гармонии и умиротворённости, героиня занимается самопознанием. Это необходимо ей для творчества и правильного восприятия жизни.
  2. Тема природы – в душе лирической героини отсутствуют «ненужные тревоги». Но, если они вдруг появляются, справиться с ними ей помогает вера в бога и величие окружающей природы. Вдохновившись красотой окружающего мира, героиня начинает слагать «весёлые стихи» о жизни «тленной», но, вместе с тем, «прекрасной».
  3. Тема одиночества – лирическая героиня убеждена, что каждому человеку полезно одиночество, чтобы суметь разобраться в своей душе, найти ответы на мучающие вопросы бытия. В данном произведении одиночество не является наказанием или проклятием: оно воспринимается, как величайшее благо для человека.

Настроенческий пафос произведения проникнут мрачными эмоциями глубокой меланхолии, тоски, грусти и, одновременно с этим, яркими эмоциями веры в светлое завтра, чувствами радости и удовольствия от жизни на земле.

Основная идея

Основная идея произведения заключается в следующем утверждении: человеческая жизнь, невзирая на её быстротечность и хрупкость, всё равно остаётся прекрасной. Чтобы сполна ощутить прелесть бытия, следует искать «крупицы» счастья в любых мелочах. Ахматова убеждена в следующем: чтобы не стать заложником собственных негативных чувств и эмоций, надо не бояться открывать сердце лёгким и счастливым настроениям, обращая особое внимание на обыденные вещи, такие как: прогулка, безмолвная молитва, гроздь рябины, ласковый кот и пр. Ведь именно из всего этого состоит полноценная человеческая жизнь.

Средства выразительности

Ахматова использует в стихотворении выразительные средства, помогающие ей в полной мере транслировать читателям эмоциональные переживания лирической героини, обманывающей себя зыбкой иллюзией «простой» жизни. В произведении представлены следующие тропы:

  • эпитеты – «ненужная тревога», «желто-красная рябина», «веселые стихи», «тленная жизнь»;
  • метафоры – «утомить тревогу», «огонь загорается», «крик прорезывает тишь»;
  • инверсия – «… и яркий разгорается огонь на башенке озерной лесопильни».
Ссылка на основную публикацию