Тема Родины в творчестве Анны Ахматовой – образ родной земли в стихах

Тема Родины в творчестве Ахматовой (в лирике, поэзии, стихах) сочинение 11 класс

В принципе, тема Родины важна для любого поэта. А в сложные периоды (революций и войн) она становится ещё более значимой. Анне Ахматовой пришлось пройти и через первое, и через второе. Пришлось совершать сложный выбор, вот почему стихи о Родине так глубоки.

Конечно, начинается всё с малой Родины. У Ахматовой есть прекрасные стихотворения о её родном доме, о желании вернуться туда. Например, в «Летнем саду» она говорит, что там всё для неё лучшее в мире, что одушевленные предметы помнят её молодой… Речь о любимом городе Петербурге, Ленинграде.

Город Бежецк поэтесса с нежностью рисует в одноименном стихотворении. Тут уже воспоминания приятные о детстве собственного сына, а также об ангельски добрых людях, о красоте церквей и природы.

Во время первой Мировой войны Анна Андреевна вспоминает «Белый дом». Войска идут куда-то, а героиня, будто во сне, пытается найти тот самый дом – свой. Но он теряется в хлопьях снега, похожих на лепестки. А на самом деле дома уже нет… Стихотворение пронизано печалью.

До второй Мировой войны Ахматова вспоминала, вторя Пушкину, об Иве, которую она смогла пережить. Обычно жизнь деревьев дольше. Но её иву срубили, убили, как будто брата Ахматовой. Здесь снова показана тоска, сожаление о том, что безвозвратно уходит. Кстати, Ахматова училась в Царскосельском лицее, чувствовала преемственность Александру Сергеевичу.

В стихотворении «Здесь всё то же…» представлен пейзаж русской деревни. Важно, что это первая деревня, которую Ахматова посетила. Впечатления, конечно, не очень радужные: непроезжая дорога, неприветливый дом, вокруг конокрады, мечтать – напрасно.

И всё-таки позже забываются черты неустройства, видится только хорошее, но не только в родном доме, столице, а в родной стране. Кто-то в «Высокомерьем дух…» ругает Россию «грешной», но Ахматова смеётся, что это просто безбожная страна. Любую вину страна сможет искупить, по мнению Ахматовой.

Поэтесса много путешествовала по Европе, в основном по Италии и Франции. Даже очаровываясь местным народом и пейзажами, не забывала о родной стране. Конечно, она отделяет страну и народ от государства, которое забрало (репрессировало) её близких.

Вариант 2

Патриотическая лирика была популярна среди многих поэтов серебряного века, однако далеко не у всех была наполнена трагизмом, присущим произведениям А. А. Ахматовой. Теме Родины А.А. Ахматова посвятила более десятка произведений, каждое из которых отличается эмоциональностью и проникновенностью. Эти стихотворения увидели свет в годы революции и гражданской войны, которые потрясли Россию.

Впервые патриотическую тематику в своем творчестве А. А. Ахматова раскрыла в стихотворном сборнике “Белая стая”, написанном в 1917 году. Произведения, вошедшие в сборник, описывают положение в стране без политического подтекста. По мнению А. А. Ахматовой, революция стала настоящей катастрофой, которая привела Россию к возможной гибели.

Поэтесса в те годы, как и многие, задавалась вопросом, остаться на Родине или мигрировать за рубеж. Будучи патриоткой, А. А. Ахматова не решилась покинуть Россию. Об этом она размышляла в стихотворении “Не с теми я, кто бросил землю…”, противопоставляя себя многочисленным мигрантам, спасающимся за рубежом. Но делает она это без осуждения и агрессии. Поэтесса испытывает лишь жалость к несчастным беглецам.

Стихотворение «Ты отступник…» опубликованное в 1921 году является автобиографичным. Оно посвящено Б. Анрепе, покинувшему Россию в годы гражданской войны. В строках произведения читается упрек. Лирическая героиня негативно относится к человеку, предавшему не только ее, но и родную страну.

В своих произведениях А. А. Ахматова стремилась связать себя с простым народом. Наиболее сильна эта связь в поэме “Реквием”, в которой несчастье лирической героини перекликается с трагедией тысяч обреченных людей. Каждая строка произведения наполнена болью и отчаянием.

С годами тема Родины в произведениях А. А. Ахматовой значительно видоизменяется и эволюционирует. Это связано с изменениями в душе поэтессы и ее восприятии окружающего мира. В юности своей родиной она считала Царское село, где провела детские годы, позже она прониклась Санкт-Петербургом, а в военные года она наконец ощутила себя частью огромного народа и прониклась любовью к необъятной России.

Она переживает за дальнейшую судьбу страны, но несмотря на все царившие в ней бедствия, ни капли не жалеет о том, что осталась на Родине. Более того, поэтесса не отреклась от страны даже после того, как ее муж и сын были репрессированы советской властью.

Сочинение Родина в лирике Ахматовой

Анна Ахматова, была всесторонней и всеми известной русской писательницей. Но достаточно много произведений она посвящает своей Родине. Безусловно, каждое стихотворение ее наполнено смыслом и пропитано особыми событиями душевными переживаниями.

На написание произведений патриотической тематики, ее сильно подтолкнула происходившая в начале XX веке, революция. Муж Анны был обычным и отважным военнослужащим, добровольцем на фронте. Во многих своих произведениях поэтесса задается, вопросом может, стоило, покинуть Россию и уехать далеко за границу или все же нет? Но, будучи патриоткой своей страны, она решает остаться на родине, так как особые нотки патриотизма перебороли и заставили ее остаться в своей стране.

В своем творчестве Анна Ахматова, не раз упоминает о тех, кто сбежал и покинул свою страну в тяжелый для нее период, не вдаваясь в подробности их такого решения, и неоднократно упоминает о тех, кто все же решил, остался, до конца защищая, свою родину. Она не в коем случае не обвиняет тех людей, и не пытается осуждать, ведь не имеет на это права, а испытывает лишь одно чувство жалости и призрения к эмигрантам. Поэтесса лишь проводит небольшое, но очень чувствительное сравнение между патриотами и покинувшими беженцами, что те, кто остался, сражаться, за родину душой и телом навсегда оставив, в своем сердце родину.

Одним единственным утешением для Ахматовой, является осознание, что когда-то будущие потомки, будут благодарными за их подвиги, и оценят их героизм по достоинству. Потому, что эти люди не продали и бросили свою страну, а положили неисчисляемое количество жизней на защиту своей родины. Она была довольно решительной и отважной женщиной, которая не боялась утратить свою жизнь в неспокойное время для своей страны.

Подводя итог непростому и интересному творчеству Анны Андреевны Ахматовой, можно сказать, она своими произведениями заставляет задуматься о происходившем времени и исторических событиях, и принимать свои решения в такое опасное и тяжелое время. Давая человеку свое право выбора, быть героем или сбежавшим по каким-то причинам эмигрантом недовольным своей страной предателем.

Вариант 4

В своих произведениях многие авторы описывают свою родину с самых разных сторон, как с хороших, так и не с очень, но всех их связывает одна вещь – желание помочь своей родине. Все они, через свои произведения, пытаются помочь своей стране своим творчеством, либо, вознося её, либо указывая на её недостатки, но не с целью оскорбить, а с целью сделать её лучше. Так или иначе, эти люди являются истинными патриотами, желающими своей родине только добра. Одной из таких людей и была Ахматова.

Писательница Ахматова чаще всего писала стихи и прозу, на различные темы. Во многих произведениях она благодарит свою страну за её богатую природу, в другом рассказывает о широте русской души, отождествляя её со своим идеалом.

Также во многих произведениях она размышляет о родине, обо всём том, что в ней происходит. Она описывает свою страну множеством прилагательных, стараясь передать её красоту читателю, используя различные литературные тропы, она делает свои произведения очень душевными и лирическими. Во многих произведениях она также описывает человеческие пороки, худшие черты характера человека, описывает всё то, о чём человеку хотелось бы молчать.

Рассказывая читателю, через различные приёмы поэзии, она превозносит свою страну как обитель человеческой мысли и благородства, из-за чего с ней имели место быть разногласия у других авторов. За её чрезмерный патриотизм её считали бездарным писателем, не способным писать ничего другого.

Но, несмотря на все упреки, она продолжает писать то, о чём думает и что у неё на душе, из-за чего вскоре получает уважение других автор, которые признают её литературный талант, и извиняются за свои слова в её адрес. Данный период жизни придаёт ей всё большей уверенности, из-за чего она очень сильно мотивируется на продолжение своей деятельности как автора, продолжая писать стихи на тему родины и патриотизма. Именно поэтому данный автор и заслуживает уважения. Она не побоялась делать то, что она хотела. Даже несмотря на гендерные предрассудки окружающих она смогла стать той, кем она являлась. Однако не всё так хорошо и солнечно в её жизни. Из-за своих причин она заканчивает свою жизнь самоубийством. Так Россия потеряла очень талантливую поэтессу, которая могла вытянуть патриотическое направление в поэзии на новый, ранее не виданный уровень. Это моё мнение, и я считаю, что приведенные аргументы имели вес.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема Родины в лирике Ахматовой

Популярные сегодня темы

В основу рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский Пленник» легли реальные события, происходящие с ним лично в период кровопролитной Кавказской войны при Николае I, когда русские войска в завоевательных походах

Девочка Маруся – одна из жительниц подземелья. Ей всего четыре года, но она так много уже настрадалась в жизни. У девочки нет мамы, о ней с братом заботится пан Тыбурций, которого они называют отцом

Рассказ носит довольно необычное название понять суть которого можно лишь полностью прочитав его. Главным героем своего рассказа В.М. Шукшин сделал простого деревенского работягу по имени Глеб Капустин

Татьяна – простодушная девушка из деревни. Она не знает лжи и фальши. Воспринимает окружающих людей как порядочных и добродушных односельчан. Только милая Таня не подозревает о том

Андрей Болконский и Пьер Безухов – два главных героя, которое постоянно находятся в духовных поисках и поисках себя. Их не устраивает обыкновенная жизнь

Урок литературы в 11 классе по теме “Тема Родины в лирике А.А.Ахматовой”
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Урок литературы в 11 классе по теме “Тема Родины в лирике А.А.ахматовой”

Скачать:

ВложениеРазмер
tema_rodiny_v_lirike_akhmatovoy.docx30.19 КБ

Как сдать ЕГЭ на 80+ баллов?

Репетиторы Учи.Дома помогут подготовиться к ЕГЭ. Приходите на бесплатный пробный урок, на котором репетиторы определят ваш уровень подготовки и составят индивидуальный план обучения.

Бесплатно, онлайн, 40 минут

Предварительный просмотр:

Урок «Тема Родины в лирике Ахматовой»

Лашманова Л.Ю., учитель русского языка и литературы

  1. Расширить и углубить знания учащихся о жизни и творчестве А.Ахматовой, вызвать интерес к слову художественного произведения; помочь учащимся понять всю сложность переживаний поэта, связанных с темой родины; определить гражданскую позицию лирической героини Ахматовой
  2. Повторить литературоведческие понятия, их роль в поэтическом тексте, формировать навыки анализа лирического стихотворения, навыки выразительного чтения

Оборудование : фотографии разных лет Ахматовой, выставка книг, сборники стихотворений

Методические приемы : проверка изученного материала, анализ стихотворения, рассказ учителя с элементами беседы.

Эпиграфы к уроку:

“Не с теми я, кто бросил землю
на растерзание врагам”.

“Я счастлива, что жила в эти годы и видела
события, которым не было равных.”
А. Ахматова.

Вступительное слово учителя.

Поэзия Анны Ахматовой – это уникальное явление в русской литературе начала ХХ века. Анна Ахматова, родившаяся по ее словам “. в один год с Чарли Чаплином, “Крейцеровой сонатой” Толстого, Эйфелевой башней”, гордилась тем, что застала конец столетия, в котором жил и творил величайший гений всей русской литературы А. С. Пушкин. Вся ее жизнь была неразрывно связана с творчеством: будь то горе или радость, – все это находило свое отражение в стихах. Свои лишения и трагедии она связывала с трагедией всего народа в целом. Тяжелейшие общественные потрясения: мировые войны, февральская революция в России 1917 года, гражданская война, тяжелейшие 30-е годы – все это затронуло и ее, ее семью; навсегда впечаталось в историю русской поэзии ее стихами.

Беседа. Я предлагаю в начале урока вспомнить о начале творческой биографии А. Ахматовой

В. Вспомните, к какому литературному течению принадлежала А. Ахматова? В чем его суть?

О. А. А. Ахматова была акмеисткой. Это литературное течение генетически связано с символизмом, но противостояло его крайностям. Акмеисты пытались заново открыть ценность человеческой жизни, ценность простого предметного мира, первоначал ценность слова. Они выработали тонкие способы передачи внутреннего лирического мира героя – через психологически значимый жест, движение деталь. Манера «материализации переживаний» была характерна для творчества А. Ахматовой.

В. Как называются первые сборники Ахматовой?

О. «Вечер» 1912 г. и «Чётки» 1914 г.

В. Каковы темы её раннего творчества?

О. Главная тема раннего творчества – любовь. Чувство это про является драматически, но оно земное, лишённое мистики и тайны.

Учитель. С самых первых стихов вошла в поэзию Ахматовой еще одна любовь – любовь к родной земле, к Родине, к России, которой Ахматова никогда не изменяла. Книги « Белая стая»(1917), «Подорожник» (1921) упрочили за Ахматовой славу одного из первых поэтов России. В раннем сборнике “Белая стая” есть стихотворение “Молитва” (за которое М Цветаева ругала Ахматову, считая “что все, что написано в стихах, сбывается).

Выразительное чтение стихотворения « Молитва».

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар —

Так молюсь за Твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

Учитель. Это молитва за Россию, готовность на любые жертвы ради того, «чтобы туча над тёмной Россией стала облаком в славе лучей».

Кровная связь с Россией ощущалась особенно резко в самые тяжёлые времена. Трагическая судьба России пережита Ахматовой вместе с ней, она разделила участь своей родины.

Пошёл 1917 год. Царь отрёкся от престола, а в октябре власть перешла в руки большевиков. Была объявлена диктатура пролетариата. Интеллигенция стала покидать Россию.

А.Ахматова понимала, что на народ нашло какое-то безумие, подогретое большевиками, ведь расправа с теми , кто составлял цвет нации, ни к чему хорошему привести не может. Она решила остаться на родине, чтобы помочь народу понять, что он натворил, и исправить то, что было сделано политическими безумцами.

Выразительное чтение стихотворения « Мне голос был. Он звал утешно…»

Мне голос был.
Он звал утешно.
Он говорил:
“Иди сюда.
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук твоих отмою,
Из сердца выну чёрный стыд,
Я новым именем покрою боль поражений и обид”.

Но равнодушно
и спокойно
Руками я
замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной не осквернился скорбный дух.

В. Как характеризуется в стихотворении революционная Россия?

О. Это «край глухой и грешный», окровавленный и покрытый «чёрным стыдом», «болью поражений и обид».

В. Какова нравственная позиция автора?

О . Она готова к худшему, ведь остаться- значит непременно принять и поражения, и обиды, и кровь, и стыд, и скорбь. Но по-другому поступить невозможно, поэтому «равнодушно и спокойно» отстраняется от речи недостойной.

В. Какими худ. средствами создаётся тональность стихотворения?

О. В 1 части стиха стиль библейский, пророческий, размеренный. Он создаётся торжественным ритмом, глаголами повелительного наклонения, анафорой – единоначалие строк, синтаксическим параллелизмом. Всё это диктует волю «голоса». А 2 часть – последнее четверостишие- передаёт одно движение, спокойное и гордое, нет возмущения- недостойно слушать подобные речи.

Учитель. Уже в первые послереволюционные годы имя Ахматовой замалчивалось. В 20-е г. её не печатают, она и сама не желает печататься. Ахматова молчит, потому что не согласна с советской властью. Она с болью в сердце видела, как расхищается богатство, созданное народом, как уничтожаются произведения искусства, как предают друзья, а близкие люди становятся по разные стороны баррикад, идут друг на друга с оружием в руках.

Выразительное чтение стихотворения « Всё расхищено, предано, продано…»

Всё расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,
Отчего же нам стало светло?

Днем дыханьями веет вишневыми
Небывалый под городом лес,
Ночью блещет созвездьями новыми
Глубь прозрачных июльских небес,-

И так близко подходит чудесное
К развалившимся грязным домам…
Никому, никому неизвестное,
Но от века желанное нам.

В. Как рисуется образ родины, каково настроение этого произведения?

О. Картина разрушения, «чёрной смерти», «голодной тоски» в первых 3 строчках противопоставлена остальному стихотворению, его светлой интонации, настроению надежды, которое создаётся высокой лексикой и риторическим вопросом.

В. От какого лица идёт речь?

О. Ахматова заявляет о себе не как «я», а как «мы», выступая от имени своего поколения.

Учитель. Поэтесса верит, что безумство кончится. Ведь не может народ, живущий в прекрасной России и создавший прекрасные творения, не понять, что так жить нельзя.

Но в 1921 г. по обвинению в контрреволюционном заговоре арестован и вскоре расстрелян Н.Гумилёв.

Выразительное чтение стихотворения «Не бывать тебе в живых…»

Не бывать тебе в живых,

Со снегу не встать.

Двадцать восемь штыковых,

Любит, любит кровушку

В 30-е годы волна сталинских репрессий накрыла и Ахматову. Был арестован её единственный сын Лев Гумилёв. Вскоре освобождённый, он вновь был арестован. Во время войны воевал на фронте до победного конца, а в 1949 году его посадили в 3 раз, и лишь в мае 1954 года он оказался на свободе.

Но для Ахматовой слова «родина» и «власть» никогда не были синонимами. Для неё не было выбора- уехать из России или остаться. Она считает бегство предательством.

Выразительное чтение стихотворения « Не с теми я , кто бросил землю…»

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой лести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы ни единого удара

Не отклонили от себя.

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час.

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

В. В каком стиле написано стихотворение ?

О. В высоком стиле.

В. Какие противопоставления мы видим в нём?

О. Не только уехавшие и оставшиеся, но и «бросившие землю» и «изгнанники».

В. Каково отношение автора к тем и другим?

О. К первым сочувствия нет. « Но вечно жалок мне изгнанник…»: имеются в виду литераторы и философы, высланные из России в 1922г. в качестве враждебного элемента.

В. Однако судьба оставшихся не лучше. Почему?

О. Мученическая жизнь.

В. Какова идея стихотворения?

О. Протест против высылки цвета русской интеллигенции. Но главное – приятие собственного жребия: исторически « оправдан будет каждый час» мученической жизни.

Учитель. Два десятилетия спустя Ахматова восприняла В.О. войну как искупление народом греха революции и безбожия, обернувшегося неисчислимыми жертвами.

Во время войны Ахматова оставалась в блокадном Ленинграде. На всю страну зазвучала её «Клятва».

И та , что сегодня прощается с милым,-

Пусть боль свою в силу она переплавит.

Мы детям клянёмся, клянёмся могилам,

Что нас покориться никто не заставит!

Ахматова видит своё предназначение в том, чтобы стать голосом мужества и скорби, разделить судьбу своей страны.

Выразительное чтение стихотворения « Мужество».

Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки.

В. С чем отождествляется родина в стихотворении?

О. С русской речью, с родным словом, с самым дорогим, за что стоит бороться, что нужно отстаивать.

В 1946 г. была открыта кампания против Ахматовой, настоящая травля: в выступлении Жданова её поэзия объявлялась чуждой народу, враждебной ему. Она была исключена из Союза писателей, лишена средств к существованию, оказалась изгоем в собственной стране. Тираж сборника стихов был уничтожен. Ахматовой не смогли простить ни происхождения, ни независимости, ни таланта.

И опять замолчала Анна Ахматова на долгие 15 лет, зарабатывая себе на жизнь переводами.

Слава нашла её в 1964 году: в Италии ей была присуждена лит. премия, а в 1965 г.она была удостоена звания почётного доктора Оксфордского университета.

Совсем не просты были отношения Ахматовой с родиной. Здесь она испытала страдания и муки, разделила боль с народом. Но точкой опоры для неё всегда оставалась родная земля.

Стихотворение «Родная земля».

В заветных ладанках не носим на груди,
О ней стихи навзрыд не сочиняем,
Наш горький сон она не бередит,
Не кажется обетованным раем.
Не делаем ее в душе своей
Предметом купли и продажи,
Хворая, бедствуя, немотствуя на ней,
О ней не вспоминаем даже.
Да, для нас это грязь на калошах,
Да, для нас это хруст на зубах.
И мы мелем, и месим, и крошим
Тот ни в чем не замешанный прах.
Но ложимся в нее и становимся ею,
Оттого и зовем так свободно — своею.

Анна Ахматова умерла в Москве летом 1966 года. Поэтесса похоронена в г. Комарово под Санкт-Петербургом, как и хотелось этой великой женщине с трудной судьбой.

В. Как трактуется тема Родины в поэзии А. Ахматовой?

О. Родина в поэзии А. Ахматовой — понятие священное, часто вызывающее библейские ассоциации. В годы Первой мировой войны тема Родины трактуется поэтом в антивоенном, пацифистском плане. А. Ахматова в стихах готова на любые жертвы ради того, «чтобы туча над темной Россией / стала облаком в славе лучей». В предреволюционные годы и после революции, когда многие деятели культуры эмигрировали, А. Ахматова не оставила Родину.

В. Как относилась А. Ахматова к возможности покинуть родину (по стихам)?

О. А. Ахматова выразила свое отношение к эмиграции в стихах «Мне голос был, он звал утешно», «Не с теми я, кто бросил землю». Она отметает возможность покинуть Родину в тяжелый час как недостойный шаг. Покинувшие страну вызывают жалость: «Темна твоя дорога, странник, /Полынью пахнет хлеб чужой». Она горда тем, что «ни единого удара не отклонили от себя», чем и будет «оправдан каждый час».

Учитель. Жить в нашей стране всегда было не просто. Судьба Ахматовой — это две мировые войны, революция и гражданская война, годы сталинских репрессий и хрущевская оттепель. Но и сегодняшнее молодое поколение — это тоже не простая эпоха. Это и чеченская война, терроризм, растерянность молодого поколения и, как следствие, алкоголизм и наркомания. Ахматова — патриот, она выстояла. А как не сломиться сегодняшним молодым?

Написать сочинение-миниатюру на тему: «В чем созвучие патриотизма Ахматовой и патриотизма нынешнего поколения?».

Анализ стихотворения Ахматовой «Родная земля»

В творчестве Анны Ахматовой тема родины всегда играла большую роль. Судьбу поэтессы нельзя было назвать легкой. Власть то и дело клеветала на нее, создавала трудности и преграды, но она оставалась стойкой и верной патриоткой своей страны. Анализ стихотворения Ахматовой «Родная земля» описывает особенности произведения, его идеи и смысл.

  1. История создания
  2. Тема и идея
  3. Жанр и стихотворный размер
  4. Особенности композиции
  5. Образы и символы
  6. Художественные приемы

История создания

Ахматова написала «Родную землю» в 1961 году. Поэтесса была уже в преклонном возрасте и находилась на лечении в больнице. Поздний период творчества Анны Андреевны отличался большим количеством раздумий, воспоминаний и подведением итогов прожитой жизни. Стихотворение было опубликовано в сборнике «Венок мертвым».

Нельзя не вспомнить о верности поэтессы родине. Ведь она оставалась в России, даже когда жизнь создавала невыносимые условия. После того как в государстве прошла революция 1917 года, Анна Ахматова имела много возможностей уехать из страны, в которой творились массовые беспорядки.

Немало родственников и друзей писательницы жили на постоянной основе в Европе. Однако на каждое их приглашение к себе Анна Андреевна отвечала отказом, ей было тяжело покинуть дорогие сердцу места. Поэтесса не могла представить жизнь среди незнакомцев, вдали от родины. После государственного переворота, в важнейший период в истории России, она опять-таки решила, невзирая ни на что, разделить участь своей страны.

Но принятое решение стоило женщине немало пролитых слез. Ахматова разделила судьбы миллионов граждан. Ей пришлось увидеть аресты близких людей, многие из которых были расстреляны или умерли в лагерях, не дождавшись своего освобождения. Расстреляли власти и супруга Анны Андреевны, ареста не избежал и единственный сын женщины — Лев Гумилев. Он пробыл в заключении 10 лет. Над самой поэтессой также все время висела угроза репрессирования и ссылки. Пережила Ахматова и все ужасы блокадного Ленинграда.

В 1961 году Ахматова написала стихотворение. Она рассматривала в нем родину не просто как страну, а как землю, которая вскормила и вырастила многие поколения, она подобна матери всего народа. Однако ее ценность стали забывать современники.

Тема и идея

Основная тема стихотворения — любовь к родной земле. Однако Ахматова описывает это чувства без лишней эмоциональности. Она убирает любой пафос в этом вопросе, думая, что с неискренним патриотизмом произведение выглядело бы фальшиво.

Анна Андреевна поставила в центр стихотворения не страну, как государство, а плодородную русскую землю, которая кормит своих детей, дает им неисчерпаемую силу и кров над головой. Поэтесса огорчена, что к земле стали относиться просто как к одному из природных ресурсов планеты, а не как к самой большой ценности человечества.

Главная идея произведения — человек может называть страну своей родиной только при условии, что остается с ней даже в трудные времена, а не уезжает жить, потому что отечество подобно матери — его нельзя поменять, даже если оно далеко от идеала. Люди любят мать при любых обстоятельствах и принимают ее такой, какая она есть — так должно быть и со страной. Родственные связи невозможно поменять. И точно так же и родину не меняют, даже если она неласкова к человеку и переживает тяжелые времена.

Анна Ахматова доказала на своем примере, что истинный патриот сможет хранить верность родине при любых обстоятельствах — она сама не уехала из России ни после смены власти, ни во времена сталинской диктатуры. Поэтесса объясняет, что Отчизна — это и есть настоящая ценность народа.

Тема родины всегда была одной из ключевых в творчестве Анны Андреевны. Она не понимала тех, что покидали страну в поисках места под солнцем, хотя отчизна и принесла ей много страданий — муж умер, а сына посадили в тюрьму. Эти муки отразились в поэзии женщины и послужили основанием для создания трагичной лирики.

Жанр и стихотворный размер

Анна Андреевна отнесла произведение к гражданской лирике. Оно наполнено патриотизмом, а также уважением и любовью к стране. Для поэтессы гражданская лирика — это еще и служение отечеству, несмотря на проверки на прочность.

Литературное направление стиха — акмеизм.

Произведение состоит из 14 строчек. Стихотворный размер первых 8 строк — ямб, в последних 6 использовался анапест. Рифма — перекрестная, нестрогая. Такой стиль создает впечатление произвольной композиции и указывает, что диалог лирической героини с читателями написан в открытой, неофициальной манере. У произведения нет строгой внешней формы.

Особенности композиции

Стихотворение лишено излишней эмоциональности, автор дает понять, что настоящая любовь к родной стране не выражается внешне, поскольку перед ней не стоит цель покорить слушателя. Это личное чувство каждого и, в зависимости от человека, у нее свое проявление.

Композиция стихотворения по своей структуре поделена на 2 части:

  1. В первой лирическая героиня выражает свою печаль по поводу обесценивания понятия родины. Она отрицает излишнюю экспрессию в проявлении любви к ней.
  2. Во второй части она объясняет, что же для нее значит родина и в чем она проявляется.

Опытному читателю сразу станет заметна схожесть между стихотворением Ахматовой и «Родиной» Михаила Лермонтова. В каждом из них авторы в первых строках отрицают пафос и патриотизм, смыслом которого является прославление и пение гимнов.

Поэты показывают иную любовь к отечеству, ее не нужно доказывать стихами и ладанками на груди. И ни к чему, гордо выпрямив спину, кричать окружающим о своем патриотизме, как о чем-то великом. И Лермонтов, и Ахматова говорят, что настоящая любовь к родине лишена внешних проявлений чувств. Ей не нужен зритель, поскольку это интимное чувство для каждого человека, оно не похоже на то, что переживают другие.

В стихотворении Анны Андреевны Россия — это плодородная земля, а не страна военных достижений и побед. Перед простыми, любящими ее гражданами она предстает именно такой.

Образы и символы

В этом стихотворении, так же как и в другой гражданской лирике, присутствует образ Родины. Ахматова представляет читателям ее не в виде страны, а землей, которая всегда своя, хоть и грязная, неровная. В произведении нет большого количества символов, автор пишет о родине, как о художественном образе.

Образом лирического героя служит сама поэтесса, поэтому все выражаемые им мысли ее собственные. Анна рассказывает не только о том, что есть для нее отечество, но и на какие поступки она сама готова ради него пойти. Она спокойно выражает свои мысли, не используя при этом знаков восклицания. Несмотря на сухость произведения, создается впечатление, что Ахматова говорит о любви к родине с тихой печалью. Ведь это чувство просто есть, оно существует и от него никуда не деться.

Художественные приемы

В «Родной земле» нет большого количества средств выразительности. Это объясняется тем, что Ахматова хотела передать свои мысли максимально просто, без использования лишних образов. Но все же в стихотворении встречаются:

  • эпитеты — «горький», «заветный», «обетованный» ;
  • метафорами «грязь на калошах» и «хруст на зубах» Анна показывает, за что именно люди любят свою родину;
  • сравнение «не делаем ее в душе своей предметом купли и продажи» одновременно также выступает и инверсией;

Художественным приемом также выступает манера написания произведения. Ахматова писала его максимально легко и непринуждённо, не нагружала стих тропами, значение которых читатель должен был сначала осмыслить, прежде чем осознать суть самого стиха.

«Родную землю» читают ученики 8 класса на уроках литературы. Анализ стихотворения будет полезным во время подготовки к занятию и в написании сочинения по произведению.

Полезные материалы по теме:

Анализ стихотворения «Родная земля» Ахматовой

Средняя оценка: 4.9

Всего получено оценок: 48.

Средняя оценка: 4.9

Всего получено оценок: 48.

Тема родины в поэзии Анны Ахматовой занимает одно из важнейших мест. В стихотворении «Родная земля» она рассматривает родину не как страну, а как землю, вскормившую и взрастившую своих детей. Предлагаем к ознакомлению краткий анализ «Родная земля» по плану, который будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку литературы.

Краткий анализ

История написания – Стихотворение написано в 1961 году, и относится к завершающему периоду творчества поэта.

Тема стихотворения – Любовь к родине.

Композиция – Композиционно стихотворение делится на две части. В первой части лирическая героиня отрицает любое внешнее проявление любви к родине, а во второй – делится своим определением отчизны.

Жанр – Лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – Первые 8 строк написаны ямбом, последующие 6 строчек – анапестом, с использованием перекрёстной и парной рифмовки.

Метафоры – «грязь на калошах», «хруст на зубах».

Эпитеты«заветные», «горький», «обетованный».

Инверсия – « в душе своей».

История создания

Стихотворение написано Анной Андреевной на склоне лет, в 1961 году, во время пребывания в больнице. Это был завершающий период в творчестве Ахматовой – время размышлений, воспоминаний и подведения итогов. Произведение вошло в сборник под названием «Венок мертвым».

После Октябрьской революции у Ахматовой было немало шансов покинуть страну, в которой царил хаос и мятеж. В Европе проживало немало родственников и друзей, но каждый раз, получая приглашение, она наотрез отказывалась покинуть дорогие её сердцу места. Анна Андреевна искренне не понимала, как можно жить вдали от своей отчизны, среди чужих людей. В 1917 году, в переломный период в истории России, Ахматова сделала свой осознанный выбор – невзирая ни на что, разделить участь своей родины.

Однако подобное решение стоило Ахматовой немало слёз. Ей пришлось пережить расстрел супруга, аресты друзей, расстрелянных или заживо сгнивших в лагерях, арест единственного сына.

Во время Великой Отечественной войны Ахматова разделила участь миллионов сограждан. Анна Андреевна пережила все ужасы блокадного Ленинграда, голод, над ней постоянно висела угроза репрессий.

В 1961 году поэтесса написала свой стих «Родная земля», которое посвятила земле-кормилице, терпеливой и всепрощающей матери, ценность которой перестало понимать современное общество.

Произведение относится к патриотической лирике. Центральная тема произведения – любовь к родине. Однако это чувство Ахматова преподносит без излишней патетики. Более того, она отметает любое проявление пафоса в этом вопросе, полагая, что от выставления чувств напоказ веет фальшью и наигранным патриотизмом.

В центре произведения Ахматовой – не страна как таковая, а плодородная кормилица-земля, дающая своим детям кров, пищу и неисчерпаемую силу. В этом и заключается главная мысль стихотворения. Поэтессу печалит, что к земле стали относиться лишь как к природному ресурсу, но не как к самой большой ценности, которая есть у человека.

Ахматова доносит читателям идею своего произведения – человек только в том случае может называть своей родину, если живет в ней, несмотря на все преграды и жизненные трудности. Ведь мать никогда не меняют, даже если она в чем-то далека от идеала: её любят и принимают такой, какова она есть, со всеми достоинствами и недостатками.

Композиция

Особенность композиционной структуры стихотворения заключается в условном разделении его на две части.

  • В первой части лирическая героиня выражает свою печаль по поводу обесценивания истинного понятия родины, то есть земли, на которой живём.
  • Во второй части она даёт точное обозначение тому, что для неё есть родина.

Анна Андреевна даёт понять, что истинная любовь к родине лишена ярких внешних проявлений и не имеет цель покорить слушателя. Это очень интимное чувство, которое у каждого человека проявляется по-своему.
При написании стихотворения Ахматова не придерживалась строгой внешней формы. Так, первые восемь строчек написаны ямбом, а оставшиеся шесть – трёхстопным и четырёхстопным анапестом. Ощущение вольности композиции усиливается и благодаря чередованию двух видов рифмовки – парной и перекрёстной.

«Родная земля» написано в жанре лирического стихотворения. В нём явно отражены мысли и чувства лирической героини: её любовь, её негодование.

Средства выразительности

Особенность стихотворения «Родная земля» такова, что оно не изобилует средствами выразительности. Его смысл поэт передаёт просто и лаконично, без применения разнообразных художественных средств.

Но всё же в произведении встречаются эпитеты ( «заветные», «горький», «обетованный» ), метафоры ( «грязь на калошах», «хруст на зубах» ), инверсия ( « в душе своей» ).

Тема Родины в творчестве А. Ахматовой

ТЕМА РОДИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А. АХМАТОВОЙ

К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она по­лучила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахма­товой. Тема Родины стала одной из основных в ее поэзии прежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для России и для самой Ахматовой эпоху. Это также связано с личностью поэта, с тем, что, восприняв судь­бу России, как свою, она не уехала из страны, а, выдержав все испытания, осталась до конца верна своей Родине, не из­менив при этом и самой себе.

Тема Родины меняется в разные периоды творчества поэта. Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.

Стихотворения первых сборников Ахматовой — «Вечера» и «Чёток» — написаны в основном на любовную тему. В этих сборниках нет стихов о Родине. Тема Родины впервые появля­ется у Ахматовой в сборнике «Белая стая».

Сборник «Белая стая» был опубликован в 1917 году, в него вошли стихотворения, написанные в 1912—1916 годах, в пе­риод больших потрясений и испытаний для России, в период первой мировой войны. В это время многое меняется и в жизни самой Ахматовой: Гумилев уходит на фронт, Ахматова болеет туберкулезом, Ахматова встречает Б. Анрепа. Перелом в жизни Ахматовой и в жизни страны приводит к существен­ным изменениям в творчестве поэта. Ахматова уже не может писать стихи только на узко любовную тему. В «Йелой стае» появляется тема Родины. Ахматова воспринимает первую ми­ровую войну как страшную национальную трагедию. «И ран­ней смерти так ужасен вид, что не могу на Божий мир гля­деть я», — пишет она в стихотворении «Майский снег».

Стихи «Белой стаи» строгие и философские, в них ощуща­ется близость неотвратимой катастрофы, предчувствие страш­ных и трагических событий в жизни России. Ахматова всегда оставалась в стороне от политики, но она выражала отноше­ние к России в своих стихах («Думали: нищие мы. »).

В «Белой стае» возникает тепло жертвенной любви к Роди­не. Острую боль переживания за судьбу России мы видим в стихотворении «Молитва». Ахматова готова на все ради Рос­сии, она готова принести в жертву себя, свой «песенный дар», близких, друзей, даже ребенка, только бы «туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».

С изменением в тематике стихов меняется и общая стилистика ахматовского слога: стиль Ахматовой становится очень строгим, аскетичным.

В «Белой стае» начинает проявляться национальное самосознание Ахматовой. Теперь Ахматова ощущает свою оторван­ность от жизни народа. В этом сборнике проявляется стремле­ние поэта слиться с народом:

Лучше б мне частушки задорно выкликать,

А тебе на хриплой гармонике играть.

И ходить на кладбище в поминальный день

И смотреть на белую Божию сирень.

Ахматова знает, что «где-то есть простая жизнь и свет, прозрачный, теплый и веселый. », но она пока не может от­казаться от своей жизни, она еще не готова жить одной жиз­нью с народом:

Но ни на что не променяем пышный

Гранитный город славы и беды,

Широких рек синеющие льды,

Бессолнечные мрачные сады

И голос Музы еле слышный.

Следующий сборник «Подорожник» выходит в 1921 году. Он создается в трагические для России годы. Особенность сти­хотворений этого сборника заключается в том, что все истори­ческие события: война и революция — осмысляются не в историческо-философском, а в личностно-поэтическом плане. Поэты и писатели XX века либо принимали революцию и вос­певали ее, либо уезжали в эмиграцию. Ахматова, одна из не­многих, выбрала третий путь. Стихотворения «Петроград», «Не с теми я, кто. », «Мне голос был. » далеки от принятия революции, но они также далеки от политической ненависти. Гражданские стихи Ахматовой относятся не к политике, они связаны с проблемой нравственного и жизненного выбора.

Стихотворение «Ты отступник. » адресовано конкретному человеку, в основе стихотворения конкретная ситуация из личной жизни Ахматовой. Оно связано с эмиграцией Б. Анрепа. В стихотворении звучит горький упрек человеку, предав­шему не только свою любимую, но и свою страну. Судьба ге­роини стихотворения сливается с судьбой России. Примеча­тельно, что для Ахматовой теперь Россия связана с народом, народными традициями, православием:

Ты — отступник: за остров зеленый

Отдал, отдал родную страну,

Наши песни, и наши иконы,

И над озером тихим сосну.

Стихотворение «Мне голос был. » уже менее конкретное. Непонятно, чей голос зовет героиню оставить Россию: или внутренний, или «глас свыше» (или считать, что лирическая ситуация стихотворения напоминает о библейской теме «исхода» праведников из грешной земли), или это голос Анрепа и друзей-эмигрантов Ахматовой.

Героиня этого стихотворения поставлена перед нравствен­ным выбором. И она выбирает Россию, принимая ее судьбу как свою:

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не оскорбился (у Ахматовой -“не осквернился») скорбный дух.

Стихотворение 1922 года «Не с теми я, кто. », вошедшее в третий сборник «Anno Domini», опубликованный в 1922 году, содержит еще большие обобщения: Ахматова отделяет себя от всех эмигрантов, от всех, кто «бросил землю». В первых двух строфах стихотворения речь идет о тех, кто уехал, в двух пос­ледних — о тех, кто остался. Бросившие землю у Ахматовой вызывают жалость, а не презрение и пренебрежение. Остав­шиеся в России воспринимают свою трагическую судьбу «бес­слезно», «надменно» и «просто», поэтому они намного выше уехавших.

Стихотворение «Петроград» продолжает эту же тему:

Никто нам не хотел помочь

За то, что, город свой любя,

А не крылатую свободу,

Мы сохранили для себя,

Его дворцы, огонь и воду.

В стихотворении появляется местоимение «мы». Ахматова чувствует связь со всеми патриотами, оставшимися на Роди­не, она уже не одинока.

В «Anno Domini» появляется неожиданная радость, среди несчастий, горя, смертей Ахматова все-таки видит свет и ус­покаивается, со смирением принимает она все, что происхо­дит с Россией:

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькает крыло,

Все голодной тоской изглодано,

Отчего же нам стало светло?

В «Anno Domini» усиливается народное начало. Образ ге­роини становится более цельным и гармоничным. Появляется все больше стихотворении, близких фольклору, например « Третий Зачатьевский».

Горло петелькой затянул.

Тянет свежесть с Москва-реки

В окнах теплятся огоньки.

Ахматова полностью сливается с русским народом в поэме «Реквием», посвященной страданиям всего репрессированного народа. В поэме можно выделить несколько смысловых пла­нов. Первый план представляет личное горе героини — арест сына. Но голос автора сливается с голосом тысяч российских женщин — сестер, жен, вдов репрессированных — это второй план рассмотрения личной ситуации. Ахматова говорит от лица своих «невольных подруг». Ахматова обращается к кро­вавым страницам истории России со времен стрелецкого бунта. План повествования соотносится с историей России. Евангельский сюжет «Распятие» расширяет рамки «Реквие­ма» до общечеловеческого масштаба.

«Реквием» — это не только самое личное, но и наиболее всеобщее из произведений Ахматовой. «Реквием» — это ис­тинно народное произведение и по форме (Ахматова использу­ет фольклорные элементы), и по содержанию: в нем говорится о трагедии и скорби всего русского народа.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощутив свою жизнь как часть народно-национального бытия, пишет стихотворения, которые отражают душевный настрой сража­ющейся России.

Интимная лирика полностью исчезает. Все стихотворения наполнены патриотической взволнованностью за судьбу Рос­сии. В цикл «Ветер войны» входят стихотворения, пронизан­ные как утверждением силы, воли, мужества народа, так и щемящим чувством матерей, жен, сестер русских солдат. Ха­рактерно, что в лирике второй мировой войны господствует местоимение «мы». Стихотворения, посвященные войне, сви­детельствуют о торжестве народного начала. Ахматова чувст­вует, что вся страна — это и Родина. В своих стихотворениях она выражает любовь к России и веру в победу.

Стихотворение «Родная земля» звучит заключительным аккордом в теме Родины. В нем представлены разные значе­ния слова «земля». Это и грунт («грязь на калошах»), и пыль («хруст на зубах»), и нравственная почва, и первоматерия («ложимся в нее и становимся ею»). В позднем творчестве Ах­матовой Родиной становится просто русская земля и все, что на ней находится.

Таким образом, тема Родины в творчестве Ахматовой пре­терпевает сложную эволюцию. Само понятие Родины меня­лось в поэзии Ахматовой. Сначала Родиной для Ахматовой было Царское Село, конкретное место, где прошли ее детские и юношеские годы. Потом Родиной становится Петербург. В годы великих испытаний и народных бедствий, в период реп­рессий Сталина и в период Великой Отечественной войны Ах­матова сливается с русским народом, ощущает себя его час­тью, считая своей Родиной всю страну. К концу жизни Ахма­това приходит к осознанию Родины как просто русской земли.

В течение всей своей жизни Ахматова не перестает пере­живать, страдать за Россию. Она с христианским смирением принимает все, что происходит- с Россией, не жалея о том, что не уехала из страны. Ахматова считает, что быть поэтом и творить можно только на Родине.

«Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической ис­тории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и виде­ла события, которым не было равных».

Анализ стихотворения «Родная земля» (А. А. Ахматова)

Автор: Guru · 12.07.2018

Анна Ахматова – выдающаяся поэтесса 20 столетия. Ее жизнь и творческий путь нельзя назвать легкими. Советская пропагандистская машина клеветала на нее, создавала трудности и преграды, но поэтесса оставалась сильной и непоколебимой патриоткой своей страны. Ее гражданская лирика направлена на то, чтобы сказать всем, за что стоит любить и гордиться своей родной землей.

История создания

Анна Андреевна Ахматова написала «Родную землю» в 1961году. В это время поэтесса находилась в Ленинградской больнице. Стихотворение входит в состав сборника «Венок мертвым».

«Родная земля» принадлежит к гражданской лирике великой поэтессы – поэтому весьма ясен мотив написания произведения. Для Ахматовой послевоенное время было сложным периодом: личные семейные трагедии и невозможность свободно издаваться, но поэтесса не сдавалась и продолжала писать. Патриотические стихотворения Анны Андреевны создавались как бы тайком, свободно обнародовать свои произведения ей запрещалось. С середины 50-ых годов ей не давали спокойно жить, но она не позволяла себе сломаться и писала вновь и вновь о том, что ее родная страна, пусть и не идеальная («не кажется обетованным раем»), все равно остается любимой. В это же время многие деятели искусства (писатели, поэты, драматурги, актеры) уезжали из страны, разочарованные и несколько униженные. Они все разуверились в Родине, не видели ничего положительного, а Ахматова видела, пыталась нащупать в этой тьме хоть малейший лучик света и нашла. Нашла она его в естестве России — в ее невероятной природе — кормилице всего русского народа.

Жанр, направление и размер

«Родная земля» — глубоко патриотическое лирическое произведение. Сама Ахматова определила жанр этого стихотворения, как гражданская лирика. Сильная любовь и уважение к своей стране – вот те чувства, которыми пронизаны эти строчки.

Для автора гражданская лирика – это не просто преданность, это служение Родине, невзирая ни на какие испытания и тяжбы.

Анна Андреевна творила в рамках направления — акмеизм. Стихотворение невелико по объему – 14 строк, первые 8 из которых написаны ямбом, а последние 6 анапестом. Нестрогая перекрестная рифма (АВАВ) создает впечатление вольной композиции. Стоит отметить, что тип рифмы указывает на неофициальность диалога лирической героини со слушателями. Произведение не подчиненно строгой внешней форме.

Композиция

Подготовленный читатель сразу же заметит некоторое сходство «Родной земли» Ахматовой и «Родины» Лермонтова. В обоих стихотворениях в первых строчках поэты отрицают пафос и патриотизм, но только тот, который стал несколько типичным для людей — прославление, гимны. Мастера слова указывают на «другую» любовь, которую не приходится доказывать «ладанками» на груди и стихами. Оба поэта говорят на то, что настоящая любовь к Родине лишена внешних проявлений и не направлена на зрителя – это интимное чувство, личное для каждого человека, не похожее ни на чьё-либо.

Стоит также отметить, что в данном стихотворении Россия – это именно земля, место плодородных почв, а не страна с военными заслугами. Именно такой отчизна и предстает перед обычными людьми, для которых и пишет Ахматова.

Композиционно стихотворение можно разделить на две части.

  1. В первой части на первый план выходит отрицание излишней экспрессии в проявлении любви к Родине.
  2. Во второй части идет разъяснение – что есть Родина для самой поэтессы: «грязь на калошах», «хруст на зубах».

Образы и символы

Стихотворения подобной направленности всегда содержат в себе образ Родины. В данном произведении Ахматова акцентирует внимание читателей на том, что отчизна – это не страна, а земля в буквальном смысле – рыхлая, грязная, своя!

Стихотворение не изобилует множеством символов, потому что это и не требуется. Поэтесса не пишет о Родине, как о художественном образе, она изображает все просто и ясно, описывает то, что есть отчизна для нее, и то, что лично она готова сделать для отечества.

Конечно, стоит отметить, что в лирическом произведении практически всегда присутствует образ лирического героя. В данном стихотворении лирическая героиня — сама поэтесса, Ахматова изображает собственные мысли, то, что близко именно ей — Родина в ее естестве, земля, родные пейзажи, знакомые и любимые ландшафты.

Темы и настроение

Основная тема «Родной земли» — изображение любимой страны, но не традиционно – величественно и по-военному, а с бытовой стороны – родная земля, место тяжелых работ и титанического труда.

С первых же строчек каждый читатель начинает испытывать те чувства и то настроение, которое испытывала сама поэтесса – любовь. Ахматова беззаветно и преданно любит Русь, не кричит об этом всему миру, а любит по-свойски, за то, что близко именно ей. Она трезво оценивает Родину, не идеализирует ее, ведь универсальных идеалов, которые были бы по нраву каждому, нет на свете: человек находит в совокупности плюсов и минусов то, что близко именно ему, за это и начинает любить, красиво, жертвенно, самозабвенно.

Смысл

Стихотворение философское, сразу невозможно дать ответ, что есть Родина. Только в конце текста виднеется авторская позиция и идея стихотворения – человек может назвать край своим, только если он намерен прожить в нем до конца своих дней, невзирая на трудности и препоны. Сразу же хочется провести параллель с матерью: ее никто не меняет на другую, она с нами до конца. Родство, кровные узы никак не изменить. Так и отечество не меняют, даже если оно не ласково или не красиво. Поэтесса на своем опыте доказала, что настоящему патриоту под силу сохранить верность своей стране. Ахматова говорит о том, что Отчизна — истинная ценность человечества, вечная, верная, непреходящая.

Хочется отметить, что тема родины для Ахматовой — она из основных мыслей в творчестве. Она негативно относилась к тем, кто уезжал из страны в поисках лучшей жизни, хотя с ней страна поступила весьма жестоко — муж оказался в могиле, сын отбывал наказание в тюрьме. Эти мучения оказали влияние на творчество поэтессы, создавая непередаваемый трагизм лирики.

Средства художественной выразительности

Стихотворение «Родная земля» нельзя отнести к лирическим произведениям, которые изобилуют изобразительно-выразительными средствами, потому что поэтесса хотела передать все просто и свободно. Один из немногочисленных тропов — эпитет «горький сон», передающий боль русского человека. Очень выразительно сравнение «не делаем ее в душе своей предметом купли и продажи». Поэтесса опять же акцентирует внимание на том, что Родина – самое сокровенное и дорогое для людей, то, что невозможно даже оценить. Очень метафоричны строки «Да, для нас это грязь на колошах. Да, для нас это хруст на зубах». Автор показывает то, за что именно любит родную землю.

Стоит отметить, что сама манера написания данного стихотворения является художественным средством. Анна Андреевна хотела этим лирическим произведением лаконично и просто показать, как и за что можно любить Родину. Она будто доказывает, что Отчизну любят не внешне, не на публику, а сокровенно и интимно, каждый по-свойски. Чтобы донести это максимально легко и непринуждённо, поэтесса намеренно не нагружает текст развёрнутыми метафорами, гиперболами и градациями, над которыми каждый читатель должен задуматься, прежде чем всецело осмыслить.

Тема Родины в творчестве А. Ахматовой

Изучение творчества Анны Ахматовой, исследование темы Родины в ее поэзии, появляющейся впервые в сборнике “Белая стая”. Острая боль переживания за судьбу России в стихотворении “Молитва”. Историческая особенность стихотворений сборника “Подорожник”.

РубрикаЛитература
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления09.04.2010
Размер файла19,5 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Тема родины в творчестве А. Ахматовой

К теме Родины обращались многие поэты, но не у всех она получила развитие в таком масштабе, как в творчестве А. Ахматовой. Тема Родины стала одной из основных в ее поэзии прежде всего потому, что Ахматова жила в очень сложную, трагическую для России и для самой Ахматовой эпоху. Это также связано с личностью поэта, с тем, что, восприняв судьбу России, как свою, она не уехала из страны, а, выдержав все испытания, осталась до конца верна своей Родине, не изменив при этом и самой себе.

Тема Родины меняется в разные периоды творчества поэта. Проследим эволюцию этой темы в поэзии Ахматовой.

Стихотворения первых сборников Ахматовой — «Вечера» и «Чёток» — написаны в основном на любовную тему. В этих сборниках нет стихов о Родине. Тема Родины впервые появляется у Ахматовой в сборнике «Белая стая».

Сборник «Белая стая» был опубликован в 1917 году, в него вошли стихотворения, написанные в 1912–1916 годах, в период больших потрясений и испытаний для России, в период первой мировой войны. В это время многое меняется и в жизни самой Ахматовой: Гумилев уходит на фронт, Ахматова болеет туберкулезом, Ахматова встречает Б. Анрепа. Перелом в жизни Ахматовой и в жизни страны приводит к существенным изменениям в творчестве поэта. Ахматова уже не может писать стихи только на узко любовную тему. В «Белой стае» появляется тема Родины. Ахматова воспринимает первую мировую войну как страшную национальную трагедию. «И ранней смерти так ужасен вид, что не могу на Божий мир глядеть я», — пишет она в стихотворении «Майский снег».

Стихи «Белой стаи» строгие и философские, в них ощущается близость неотвратимой катастрофы, предчувствие страшных и трагических событий в жизни России. Ахматова всегда оставалась в стороне от политики, но она выражала отношение к России в своих стихах («Думали: нищие мы. »).

В «Белой стае» возникает тепло жертвенной любви к Родине. Острую боль переживания за судьбу России мы видим в стихотворении «Молитва». Ахматова готова на все ради России, она готова принести в жертву себя, свой «песенный дар», близких, друзей, даже ребенка, только бы «туча над темной Россией стала облаком в славе лучей».

С изменением в тематике стихов меняется и общая стилистика ахматовского слога: стиль Ахматовой становится очень строгим, аскетичным.

В «Белой стае» начинает проявляться национальное самосознание Ахматовой. Теперь Ахматова ощущает свою оторванность от жизни народа. В этом сборнике проявляется стремление поэта слиться с народом:

Лучше б мне частушки задорно выкликать,

А тебе на хриплой гармонике играть.

И ходить на кладбище в поминальный день

И смотреть на белую Божию сирень.

Ахматова знает, что «где-то есть простая жизнь и свет, прозрачный, теплый и веселый. », но она пока не может отказаться от своей жизни, она еще не готова жить одной жизнью с народом:

Но ни на что не променяем пышный

Гранитный город славы и беды,

Широких рек синеющие льды,

Бессолнечные мрачные сады

И голос Музы еле слышный.

Следующий сборник «Подорожник» выходит в 1921 году. Он создается в трагические для России годы. Особенность стихотворений этого сборника заключается в том, что все исторические события: война и революция — осмысляются не в историческо-философском, а в личностно-поэтическом плане. Поэты и писатели XX века либо принимали революцию и воспевали ее, либо уезжали в эмиграцию. Ахматова, одна из немногих, выбрала третий путь. Стихотворения «Петроград», «Не с теми я, кто. », «Мне голос был. » далеки от принятия революции, но они также далеки от политической ненависти. Гражданские стихи Ахматовой относятся не к политике, они связаны с проблемой нравственного и жизненного выбора.

Стихотворение «Ты отступник. » адресовано конкретному человеку, в основе стихотворения конкретная ситуация из личной жизни Ахматовой. Оно связано с эмиграцией Б. Анрепа. В стихотворении звучит горький упрек человеку, предавшему не только свою любимую, но и свою страну. Судьба героини стихотворения сливается с судьбой России. Примечательно, что для Ахматовой теперь Россия связана с народом, народными традициями, православием:

Ты — отступник: за остров зеленый

Отдал, отдал родную страну,

Наши песни, и наши иконы,

И над озером тихим сосну.

Стихотворение «Мне голос был. » уже менее конкретное. Непонятно, чей голос зовет героиню оставить Россию: или внутренний, или «глас свыше» (или считать, что лирическая ситуация стихотворения напоминает о библейской теме «исхода» праведников из грешной земли), или это голос Анрепа и друзей-эмигрантов Ахматовой.

Героиня этого стихотворения поставлена перед нравственным выбором. И она выбирает Россию, принимая ее судьбу как свою:

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не оскорбился (у Ахматовой -“не осквернился») скорбный дух.

Стихотворение 1922 года «Не с теми я, кто. », вошедшее в третий сборник «Anno Domini», опубликованный в 1922 году, содержит еще большие обобщения: Ахматова отделяет себя от всех эмигрантов, от всех, кто «бросил землю». В первых двух строфах стихотворения речь идет о тех, кто уехал, в двух последних — о тех, кто остался. Бросившие землю у Ахматовой вызывают жалость, а не презрение и пренебрежение. Оставшиеся в России воспринимают свою трагическую судьбу «бесслезно», «надменно» и «просто», поэтому они намного выше уехавших.

Стихотворение «Петроград» продолжает эту же тему:

Никто нам не хотел помочь

За то, что, город свой любя,

А не крылатую свободу,

Мы сохранили для себя,

Его дворцы, огонь и воду.

В стихотворении появляется местоимение «мы». Ахматова чувствует связь со всеми патриотами, оставшимися на Родине, она уже не одинока.

В «Anno Domini» появляется неожиданная радость, среди несчастий, горя, смертей Ахматова все-таки видит свет и успокаивается, со смирением принимает она все, что происходит с Россией:

Все расхищено, предано, продано,

Черной смерти мелькает крыло,

Все голодной тоской изглодано,

Отчего же нам стало светло?

В «Anno Domini» усиливается народное начало. Образ героини становится более цельным и гармоничным. Появляется все больше стихотворении, близких фольклору, например « Третий Зачатьевский».

Горло петелькой затянул.

Тянет свежесть с Москва-реки

В окнах теплятся огоньки.

Ахматова полностью сливается с русским народом в поэме «Реквием», посвященной страданиям всего репрессированного народа. В поэме можно выделить несколько смысловых планов. Первый план представляет личное горе героини — арест сына. Но голос автора сливается с голосом тысяч российских женщин — сестер, жен, вдов репрессированных — это второй план рассмотрения личной ситуации. Ахматова говорит от лица своих «невольных подруг». Ахматова обращается к кровавым страницам истории России со времен стрелецкого бунта. План повествования соотносится с историей России. Евангельский сюжет «Распятие» расширяет рамки «Реквиема» до общечеловеческого масштаба.

«Реквием» — это не только самое личное, но и наиболее всеобщее из произведений Ахматовой. «Реквием» — это истинно народное произведение и по форме (Ахматова использует фольклорные элементы), и по содержанию: в нем говорится о трагедии и скорби всего русского народа.

В годы Великой Отечественной войны Ахматова, ощутив свою жизнь как часть народно-национального бытия, пишет стихотворения, которые отражают душевный настрой сражающейся России.

Интимная лирика полностью исчезает. Все стихотворения наполнены патриотической взволнованностью за судьбу России. В цикл «Ветер войны» входят стихотворения, пронизанные как утверждением силы, воли, мужества народа, так и щемящим чувством матерей, жен, сестер русских солдат. Характерно, что в лирике второй мировой войны господствует местоимение «мы». Стихотворения, посвященные войне, свидетельствуют о торжестве народного начала. Ахматова чувствует, что вся страна — это и Родина. В своих стихотворениях она выражает любовь к России и веру в победу.

Стихотворение «Родная земля» звучит заключительным аккордом в теме Родины. В нем представлены разные значения слова «земля». Это и грунт («грязь на калошах»), и пыль («хруст на зубах»), и нравственная почва, и первоматерия («ложимся в нее и становимся ею»). В позднем творчестве Ахматовой Родиной становится просто русская земля и все, что на ней находится.

Таким образом, тема Родины в творчестве Ахматовой претерпевает сложную эволюцию. Само понятие Родины менялось в поэзии Ахматовой. Сначала Родиной для Ахматовой было Царское Село, конкретное место, где прошли ее детские и юношеские годы. Потом Родиной становится Петербург. В годы великих испытаний и народных бедствий, в период репрессий Сталина и в период Великой Отечественной войны Ахматова сливается с русским народом, ощущает себя его частью, считая своей Родиной всю страну. К концу жизни Ахматова приходит к осознанию Родины как просто русской земли.

В течение всей своей жизни Ахматова не перестает переживать, страдать за Россию. Она с христианским смирением принимает все, что происходит- с Россией, не жалея о том, что не уехала из страны. Ахматова считает, что быть поэтом и творить можно только на Родине.

«Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

Источники

При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Подобные документы

Ознакомление с жизненным и творческим путями Анны Ахматовой. Выход первой книги “Вечер” и сборников “Четки”, “Белая стая”, “Подорожник”, лирико-эпической “Поэмы без героя”. Усиление звучания темы Родины, кровного единства в поэзиях Анны во время войны.

реферат [24,7 K], добавлен 18.03.2010

Традиции поэтов русской классической школы XIX века в поэзии Анны Ахматовой. Сравнение с поэзией Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тютчева, с прозой Достоевского, Гоголя и Толстого. Тема Петербурга, родины, любви, поэта и поэзии в творчестве Ахматовой.

дипломная работа [135,6 K], добавлен 23.05.2009

“Четки” – интимные переживания Ахматовой. История создания, индивидуализм речи, основные мотивы. “Белая стая” – ощущение личной жизни как жизни национальной, исторической. Исторические публикации и символика названия. “Хор” – начинания и основные темы.

реферат [42,1 K], добавлен 04.12.2007

Творческое становление А. Ахматовой в мире поэзии. Изучение её творчества в области любовной лирики. Обзор источников вдохновения для поэтессы. Верность теме любви в творчестве Ахматовой 20-30 годов. Анализ высказываний литературных критиков о её лирике.

реферат [152,0 K], добавлен 05.02.2014

Женская поэзия России – поэзия Анны Андреевной Ахматовой. Жизнь и творчество Анны Ахматовой. Тема любви в творчестве многих поэтов занимала и занимает центральное место, потому что любовь возвышает, пробуждает в человеке самые высокие чувства.

реферат [17,6 K], добавлен 07.07.2004

Особенности стиля ранней лирики Ахматовой и своеобразие композиции стихотворения. Два ранних сборника (“Четки” и “Белая стая”), их поэтическое своеобразие. Изменение характера лирической героини. Фольклорные мотивы в ранних лирических произведениях.

реферат [32,6 K], добавлен 24.04.2009

Жизненный путь Анны Андреевны Ахматовой и загадка популярности ее любовной лирики. Традиции современников в творчестве А. Ахматовой. “Великая земная любовь” в ранней лирике. Ахматовское “я” в поэзии. Анализ любовной лирики. Прототипы лирических героев.

реферат [120,8 K], добавлен 09.10.2013

Ссылка на основную публикацию