«Овод» Э.Войнич – краткое содержание

«Овод» Э.Войнич – краткое содержание

Микропересказ : Италия, ХІХ век. Юноша, потеряв любимую, товарищей и узнав об обмане самого близкого человека, исчезает. Через 13 лет он возвращается реализовать революционные идеи и вернуть любовь близких людей.

Часть первая

Девятнадцатилетний Артур Бёртон много времени проводит со своим духовником Лоренцо Монтанелли, ректором семинарии. Артур боготворит padre (так он называет католического священника). Год назад умерла мать юноши, Глэдис. Теперь Артур живёт в Пизе со сводными братьями.

Юноша очень хорош собой: «Слишком уж всё было в нём изящно, словно выточено: длинные стрелки бровей, тонкие губы, маленькие руки, ноги. Когда он сидел спокойно, его можно было принять за хорошенькую девушку, переодетую в мужское платье; но гибкими движениями он напоминал приручённую пантеру — правда, без когтей».

Артур доверяет наставнику свою тайну: он стал частью «Молодой Италии» и будет бороться за свободу этой страны с товарищами. Монтанелли чувствует беду, однако не может отговорить юношу от этой идеи.

В организации состоит и подруга детства Артура — Джемма Уоррен, Джим, как Бёртон называет её.

Монтанелли предлагают епископство, и он уезжает в Рим на несколько месяцев. В его отсутствие юноша на исповеди у нового ректора рассказывает о своей любви к девушке и ревности к однопартийцу Болле.

Вскоре Артура арестовывают. Он коротает время в камере горячими молитвами. На допросах он не выдаёт товарищей. Артура отпускают, но от Джим он узнаёт, что в организации считают его виновным в аресте Боллы. Понимая, что священник нарушил тайну исповеди, Артур бессознательно подтверждает предательство. Джим награждает его пощёчиной, и юноша не успевает объясниться с нею.

Дома жена брата устраивает скандал и рассказывает Артуру, что его родной отец — Монтанелли. Юноша разбивает распятие и пишет предсмертную записку. Он бросает шляпу в реку и нелегально уплывает в Буэнос-Айрес.

Часть вторая. Тринадцать лет спустя

1846 год. Во Флоренции члены партии Мадзини обсуждают способы борьбы с властью. Доктор Риккардо предлагает просить помощи у Овода — Феличе Ривареса, политического сатирика. Острое слово Ривареса в памфлетах — то, что нужно.

На вечере у партийца Грассини Джемма Болла, вдова Джованни Боллы, впервые видит Овода. «Он был смугл, как мулат, и, несмотря на хромоту, проворен, как кошка. Всем своим обликом он напоминал чёрного ягуара. Лоб и левая щека у него были обезображены длинным кривым шрамом — по-видимому, от удара саблей. когда он начинал заикаться, левую сторону лица подёргивала нервная судорога». Овод дерзок и не считается с приличиями: он появился у Грассини со своей любовницей — танцовщицей Зитой Рени.

Во Флоренцию приезжает кардинал Монтанелли. Джемма видела его последний раз сразу после смерти Артура. Тогда, словно окаменев, сановник сказал девушке: «Успокойтесь, дитя моё, не вы убили Артура, а я. Я обманывал его и он узнал об этом». В тот день padre упал на улице в припадке. Синьора Болла вновь хочет увидеть Монтанелли и идёт с Мартини к мосту, где будет ехать кардинал.

На этой прогулке они встречают Овода. Джемма в ужасе отшатывается от Ривареса: она увидела в нём Артура.

Риварес сильно заболевает. Его мучат тяжкие боли, члены партии по очереди дежурят у его постели. Зиту во время болезни он не подпускает к себе. Выходя от него после дежурства, Мартини сталкивается с танцовщицей. Неожиданно она разражается упрёками: «Ненавижу вас всех. Он позволяет вам сидеть около него всю ночь и давать ему лекарства, а я не смею даже посмотреть на него в дверную щёлку!» Мартини ошарашен: «Эта женщина не на шутку любит его!»

Овод идёт на поправку. Во время дежурства Джеммы он рассказывает ей, как в Южной Америке был избит кочергой пьяным матросом, о работе в цирке уродом, как сбежал в юности из дому. Сеньора Болла открывает ему своё горе: по её вине погиб человек, «которого любила больше всех на свете».

Джемма мучается сомнениями: а что, если Овод — это Артур? Столько совпадений. «А эти синие глаза и эти нервные пальцы?» Она пытается выяснить правду, показывая портрет десятилетнего Артура Оводу, но тот ничем не выдаёт себя.

Риварес просит синьору Болла использовать её связи для переправки оружия в Папскую область. Она соглашается.

Зита осыпает Ривареса упрёками: он никогда не любил её. Человек, которого Феличе любит больше всего на свете — кардинал Монтанелли: «думаешь, я не заметила, каким взглядом ты провожал его коляску?» И Овод подтверждает это.

В Бризигелле он, переодевшись нищим, получает нужную записку от сообщников. Там Риваресу удаётся поговорить с Монтанелли. Видя, что рана padre не зажила, он готов открыться ему, но, вспомнив о своей боли, останавливается. «О, если бы он мог простить! Если бы только он мог изгладить из памяти прошлое — пьяного матроса, сахарную плантацию, бродячий цирк! Какое страдание сравнишь с этим».

Вернувшись, Овод узнаёт, что Зита ушла с табором и собирается выйти за цыгана.

Часть третья

Человек, занимавшийся перевозкой оружия, арестован. Овод решается ехать, чтобы исправить ситуацию. Перед его отъездом Джемма пытается в очередной раз добиться от него признания, но в этот момент входит Мартини.

В Бризигелле Ривареса арестовывают: в перестрелке Овод потерял самообладание, увидев Монтанелли. Полковник просит у кардинала согласия на военный суд, однако тот хочет видеть заключённого. При встрече Овод всячески оскорбляет кардинала.

Друзья организовывают побег для Овода. Но с ним случается новый приступ болезни, и уже оказавшись во дворе крепости, он теряет сознание. Его заковывают в кандалы и пристёгивают ремнями. Несмотря на уговоры врача, полковник отказывает Риваресу в опиуме.

Овод просит встречи с Монтанелли. Тот посещает тюрьму. Зная о тяжёлой болезни заключённого, кардинал приходит в ужас от жестокого обращения с ним. Овод не выдерживает и открывается padre. Сановник понимает, что его carino не утонул. Артур ставит Монтанелли перед выбором: либо он, либо бог. Кардинал покидает камеру. Овод кричит ему вслед: «Я не вынесу этого! Рadre, вернитесь! Вернитесь!»

Кардинал даёт согласие на военный суд. Солдаты, успевшие полюбить Овода, стреляют мимо. Наконец Риварес падает. В этот момент во дворе появляется Монтанелли. Последние слова Артура обращены к кардиналу: «Рadre. ваш бог. удовлетворён?»

Друзья Овода узнают о его расстреле.

Во время праздничной службы Монтанелли видит кровь во всём: лучах солнца, розах, красных коврах. В своей речи он обвиняет прихожан в погибели сына, принесённого кардиналом в жертву ради них, как Господь принёс в жертву Христа.

Джемма получает письмо от Овода, написанное перед казнью. Оно подтверждает, что Феличе Риварес — это Артур. «Она потеряла его. Опять потеряла!» Мартини приносит весть о кончине Монтанелли от сердечного приступа.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Краткое содержание Войнич Овод

Роман повествует о молодом человеке, который пережил много неприятных событий в жизни, вернулся назад домой с целью расположить к себе друзей и близких, претворить революционные идеи.

1 часть

С первых страниц произведения перед нами предстает главный герой Артур Бертон, которому было 19 лет. Молодой человек очаровывал окружающих своей внешностью, ведь его утонченные черты лица говорили о том, что он очень красив. Свое свободное время Артур занят беседами со священником, являющийся его духовным наставником. Юноша совсем недавно остался без матери и проживал со своими братьями. Артур признается Лоренци Монтанелли, что состоит в подпольной молодежной организации, и будет со своими друзьями отстаивать права граждан Италии. Святой отец хочет отговорить его от этой затеи, однако тот не слушает его, возможно еще и потому, что среди единомышленников находится девушка, с которой он дружил с детства Джемма Уоррен. В скором времени Лоренци отбывает в Рим, так как ему предложили должность епископа, а Артур, терзаемый переживаниями по поводу отношений с Джеммой, исповедуется у нового священника по вопросу неразделенной любви и ревности приятелю Болле.

Неожиданно молодого человека заключают в тюрьму, но он, ни слова не говорит про подпольщиков. Вскоре Артур оказывается на свободе, но при разговоре с Джим он услышал о том, что его товарищи считают предателем. Понимая, что святой отец рассказал все то, о чем он говорил на исповеди, подтверждает это. Девушка рвет с ним все отношения. Но на этом неприятности не заканчиваются. Когда он приходит домой, то золовка объясняет ему, что Лоренци на самом деле является его отцом. Молодой человек создает ситуацию таким образом, как будто он погиб, а сам отправляется тайно в Буэнос- Айрес.

2 часть

События переносят на 13 лет вперед во Флоренцию. Перед нами происходит вечер у одного из партийцев. Здесь обсуждаются вопросы борьбы с правящими кругами. В этом обсуждении участвует бывшая девушка Артура, впоследствии бывшая замужем, а ныне вдова Джемми Болла. Она с интересом смотрит на Феличе Ривареса, которого называли Оводом. Он был дерзок со всеми, и прибыл на вечер со своей любовницей. Неожиданно приезжает Монтанелли, который к тому времени стал кардиналом. Джемми не видела его давно. Он после гибели Артура долго винил себя. Теперь же вдова вновь горела желанием увидеть священника. Она отправилась к месту, где Лоренци должен был проезжать, и сталкивается лицом к лицу с Риваресом. Джемми узнает в нем Артура. Вскоре его одолевает тяжелый недуг. Его друзья по очереди ухаживают за ним. Однако, он не желает видеть около себя женщину, с которой был в любовной связи. Зита обижена таким поведением, и обвиняет всех в этом. Когда Джемми помогает ему в выздоровлении, Овод рассказывает историю своей жизни. Женщина в свою очередь признается ему, что в далекой молодости совершила ошибку, из-за которой погиб юноша. Она надеется, что это на самом деле Артур. Однако, Риварес даже не показывает виду, что он живет под чужой фамилией. Овод уговаривает синьору использовать ее связи для того, чтобы переправить оружие в Папскую область. Отправившись в Бризгеллу, он встречается с Монтанелли и замечает, что священник до сих пор переживает из-за гибели сына. Риварес хочет ему открыть свою тайну, но сдерживается. Вернувшись из поездки, Овод узнает, что его Зита убежала с цыганами.

3 часть

Операция по отправке оружия провалилась, и человека, который занимался этим делом, берут под стражу. Риварес отправляется туда, чтобы исправить сложившийся непорядок, но там его арестовывают. У кардинала полковник просит, чтобы в отношении заключенного состоялся военный суд. Но Монтанелли желает увидеть Овода. При встрече с ним Лоренци подвергается оскорблениям. Сообщники пытаются помочь ему сбежать из заключения, но Риваресу вновь становится плохо и он впадает в беспамятство. Для того, чтобы побег не состоялся, на Овода надевают кандалы. Доктор просит обезболивающее лекарство для узника, однако ему отказывают. В последние дни перед казнью Овод попросил, чтобы ему дали разрешение на встречу с кардиналом. Когда Монтанелли беседует с ним, то узнает, что его сын на самом деле жив и находится перед ним. Овод предлагает священнику выбрать его, но святой отец предпочел веру в Бога Он дает разрешение на суд. На казни солдаты, полюбившие заключенного, пытались промахнуться, но приказ нужно было выполнить, и поэтому его все-таки расстреляли. Последние слова повстанца были обращены к кардиналу. Они звучали как укор, и долго звучали в его голове.

Позже в ходе церковной службы в своих речах он долго будет обвинять людей в смерти его сына, и от долгих переживаний скончается от приступа сердца. Узнав из письма, что Риварес был на самом деле ее Артуром, Джемми долгое время носила в себе душевную рану.

Роман учит оставаться решительности и стойкости в своих взглядах.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Войнич – Овод. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В уличном кабаке, который наполнен шумом и пьяными разговорами, которые создают музыку трактирной пошлости. Царит атмосфера сюрреализма, половой и хозяин похожи друг на друга

Речь идет о первом противоречии, которое автору удалось пережить в глубоком детстве. Они с братишкой играли во дворе, пытаясь выудить рыбу из старой бочки с тухлой водой, тут во дворе начал собираться народ со всей округи

«Наука любви» Публия Овидия Назона написана еще в I веке н.э., но до сих пор не теряет культурной значимости, к ней возникает интерес у многих людей, потому что тема взаимоотношений между мужчиной и женщиной

Иван Васильевич Лузгин был капитаном второго ранга. У него была красавица-жена и двое детей. Жену звали Марья Ивановна. Она была женщиной властной. Муж слушался её и выполнял все капризы любимой жены.

Гена и Слава спорили, сидя на берегу реки. Из города вернулся Миша с книгами и провизией для летнего лагеря, куда ребята всем классом поехали на отдых. Тут его ждала новость о побеге Игоря и Севы

Краткое содержание «Овод» по главам

Краткое содержание

Часть первая

Невысокий, хрупкий девятнадцатилетний Артур Бертон «скорее походил на итальянца с портрета XVI века, чем на юношу 30-х годов из английской буржуазной семьи». Он много времени проводил со своим духовником Лоренцо Монтанелли, которого боготворил и почтительно называл padre. После смерти матери юноша переехал в Пизу, где жил со сводными братьями.

Юноша был необычайно хорош собой. Когда он спокойно сидел, то его можно было легко принять «за хорошенькую девушку, переодетую в мужское платье». Однако в движении Артур больше напоминал сильную грациозную пантеру, «правда, без когтей».

Артур доверил духовнику свою тайну: студент стал участником тайной организации «Молодая Италия», чтобы бороться за свободу родной страны. Это было «политическое общество, которое издает газету в Марселе и распространяет ее в Италии с целью подготовить народ к восстанию и изгнать австрийскую армию из пределов страны». Наставник пытался отговорить Артура от опасной затеи, но безрезультатно. К тому же, в организации состояла и подруга детства Артура, Джемма Уоррен, в которую он был влюблен.

Тем временем Монтанелли предложили епископство, и он на несколько месяцев уехал в Рим. На исповеди Артур поведал новому священнику о своей любви к Джемме, которую он ревновал к однопартийцу Болле. Вскоре Артура арестовали, но на допросах он не выдал своих товарищей. Ему уже было известно о многочисленных арестах, и эти сведения вызвали в юноше «лихорадочную тревогу за участь Джеммы и остальных друзей». Вскоре Артура отпустили, и он узнал, что члены «Молодой Италии» обвинили его в аресте Боллы.

Артур догадался, что его сдал священник, нарушивший тайну исповеди. Он поссорился с Джеммой и так и не успел с ней объясниться. Брат Артура был взбешен тем, что юноша оказался связан с «нарушителями закона, с бунтовщиками, с людьми сомнительной репутации». Во время разыгравшегося скандала жена брата рассказала юноше, что его настоящим отцом является священник Монтанелли. Артур написал прощальную записку, инсценировал самоубийство и отправился в Буэнос-Айрес.

Часть вторая. Тринадцать лет спустя

1846 год. Во Флоренции члены партии Мадзини обсуждали способы борьбы с действующей властью. Доктор Риккардо предложил воспользоваться услугами Овода – остроумного политического сатирика Феличе Ривареса. Его памфлеты могли бы наносить точные и весьма болезненные удары. У Овода были особые приметы: «прихрамывает на правую ногу, левая рука скрючена, недостаёт двух пальцев. Шрам на лице. Заикается».

На вечере у партийца Джемма, вдова Джованни Боллы, впервые увидела Овода. Молодой мужчина вел себя весьма дерзко и вызывающе. К тому же он явился в салон со своей любовницей-цыганкой, танцовщицей Зитой Рени, чем глубоко оскорбил всех присутствующих здесь дам.

Во Флоренцию пожаловал Монтанелли, который к тому времени стал кардиналом. Джемма решила взглянуть на священника, которого в последний раз видела после самоубийства Артура. До сих пор она была уверена, что стала причиной смерти «своего лучшего друга», и эта мысль не давала ей покоя. Когда Джемма на мосту увидела Овода, она смертельно побледнела. Ей почудилось, будто Артур вернулся к ней из иного мира.

Риварес серьезно заболел, и партийцы принялись ухаживать за ним. Как сказал доктор, у него были «не в порядке нервы, но главная причина болезни – старая, запущенная рана». Во время одного из дежурств Джемме удалось разговорить Овода. Он поделился с ней злоключениями, выпавшими на его долю. В ответ Джемма рассказала о своем горе: много лет назад она стала причиной гибели человека, «которого любила больше всех на свете». Ее не покидала навязчивая мысль, будто Овод и есть Артур. Чтобы проверить свою догадку, она показала ему портрет десятилетнего Артура Бертона. Однако Овод ничем не выдал себя.

После выздоровления Овод вернулся к революционной деятельности. Однажды, встретив кардинала Монтанелли, он хотел ему раскрыться, но так и не решился на этот шаг. Зита, которую Овод жестоко игнорировал во время болезни, обиделась на него. Она ушла с табором и собиралась стать женой цыгана.

Часть третья

Овод отправился на помощь поставщику оружия, который был арестован. Во время перестрелки он потерял самообладание, и его арестовали. Поскольку Овод – «очень влиятельный член одного из самых зловредных тайных обществ», ему грозил военный суд. Благодаря влиянию Монтанелли этого удалось избежать. Кардинал навестил заключенного, который жестоко оскорбил его.

Друзья Овода попытались организовать его побег, однако он не удался. Вмешалось само провидение: обострилась старая болезнь, «припадок начался внезапно, когда Риварес был уже близок к цели». Арестанта заковали в кандалы и пристегнули ремнями – они «были затянуты так туго, что при каждом движении врезались в тело». Подобная предосторожность тюремного руководства еще более усиливала страдания Овода «от приступов мучительной болезни». Несмотря на уговоры врача, больному отказали в спасительном опиуме.

Овод попросил о свидании с Монтанелли, на котором признался, что является Артуром. Кардинал никак не мог поверить, что не признал в Оводе родного сына. Артур же обвинил отца в безразличии и в том, что ему «гораздо важнее снискать расположение» бога, чем спасти собственного сына. Он поставил кардинала перед непростым выбором: либо он, либо бог. В расстроенных чувствах Монтанелли покинул тюрьму. Он дал разрешение на военный суд.

В день казни первая попытка расстрелять Овода оказалась неудачной: «каждый карабинер целился в сторону, в тайной надежде, что смертельная пуля будет пущена рукой соседа, а не его собственной». Узник был лишь ранен, и казнь превратилась «в ненужную пытку». Овод подбодрил растерявшихся солдат – он «сам командовал своим расстрелом». Когда он упал, истекая кровью, появился кардинал. Свои последние слова Овод обратил к отцу: «Padre… ваш бог… удовлетворен?».

Во время праздничной службы Монтанелли стало плохо. Кардиналу везде мерещилась кровь. В своей проповеди он обвинил прихожан в гибели единственного сына, которого он был вынужден принести в жертву, как Господь в свое время пожертвовал Христом ради человечества.

Джемма получила письмо от Овода, в котором он подтвердил ее догадку. Женщина с горечью поняла, что дважды потеряла любимого человека. В этот момент послышался звук колокола: «его преосвященство кардинал монсеньер Лоренцо Монтанелли скоропостижно скончался в Равенне от разрыва сердца».

«Овод». Краткое содержание романа

Главный герой книги – Артур Бертон, он студент и участник тайной организации «Молодая Италия». Его секрет раскрывает исповедник, и юношу арестовывают, а вместе с ним и его товарища. В организации Бертона считают предателем. Артуру кажется, что все от него отвернулись, в довершение всего он ссорится с любимой девушкой, а из скандала с родственниками узнает, что его отец – ректор семинарии Монтанелли. Юноша инсценирует самоубийство и уезжает в Буэнос-Айрес.

Через 13 лет Артур возвращается в Италию и называет себя Риваресом. Он пишет сатирические памфлеты под псевдонимом «Овод». В результате вооруженного столкновения Бертон попадает в тюрьму, после суда его приговаривают к смертной казни. Монтанелли предлагает помощь в побеге, но Артур не соглашается и ставит условие: кардинал должен отказаться от сана и религии. В результате Овода расстреливают, а священник умирает после проповеди.

Часть первая

Девятнадцатилетний Артур Бёртон много времени проводит со своим духовником Лоренцо Монтанелли, ректором семинарии. Артур боготворит padre (так он называет католического священника). Год назад умерла мать юноши, Глэдис. Теперь Артур живёт в Пизе со сводными братьями.
Юноша очень хорош собой: «Слишком уж всё было в нём изящно, словно выточено: длинные стрелки бровей, тонкие губы, маленькие руки, ноги. Когда он сидел спокойно, его можно было принять за хорошенькую девушку, переодетую в мужское платье; но гибкими движениями он напоминал приручённую пантеру — правда, без когтей».

Артур доверяет наставнику свою тайну: он стал частью «Молодой Италии» и будет бороться за свободу этой страны с товарищами. Монтанелли чувствует беду, однако не может отговорить юношу от этой идеи.

В организации состоит и подруга детства Артура — Джемма Уоррен, Джим, как Бёртон называет её.

Монтанелли предлагают епископство, и он уезжает в Рим на несколько месяцев. В его отсутствие юноша на исповеди у нового ректора рассказывает о своей любви к девушке и ревности к однопартийцу Болле.

Вскоре Артура арестовывают. Он коротает время в камере горячими молитвами. На допросах он не выдаёт товарищей. Артура отпускают, но от Джим он узнаёт, что в организации считают его виновным в аресте Боллы. Понимая, что священник нарушил тайну исповеди, Артур бессознательно подтверждает предательство. Джим награждает его пощёчиной, и юноша не успевает объясниться с нею.

Дома жена брата устраивает скандал и рассказывает Артуру, что его родной отец — Монтанелли. Юноша разбивает распятие и пишет предсмертную записку. Он бросает шляпу в реку и нелегально уплывает в Буэнос-Айрес.

Краткое содержание «Овод» по главам

«Овод» Войнич краткое содержание по главам

следует лишь в том случае, если у вас не хватает времени прочитать повесть полностью.
«Овод» в сокращении
не сможет донести все мелкие подробности из жизни героев, не погрузит вас в атмосферу того времени. «Овод» краткое содержание представлено ниже, и читается за 5 минут.

Бертон Артур — студент англо-итальянского происхождения, участник итальянского национально-освободительного движения «Молодая Италия». Преданный нарушившим тайну исповеди духовником, он оказывается невольным виновником ареста своего соратника по делу и одновременно соперника в любви. Потеряв любовь считающей его предателем девушки Джем-мы, разочаровавшись в религии, а в довершение всего узнав, что его настоящим отцом является старший друг и покровитель каноник (впоследствии кардинал) Монтанелли, А., инсценировав свою смерть, отправляется в Южную Америку. Вернувшись через 13 лет в Италию в качестве сурового и внешне обезображенного Ривареса, революционера и памфлетиста, пишущего свои антицерковные статьи под псевдонимом «Овод», он в конце концов после вооруженного инцидента попадает в тюрьму. Принять помощь в побеге от признавшего в нем своего сына кардинала он согласен лишь ценой отказа последнего от сана и религии, что тот не в силах сделать. Овода расстреливают, а Монтанелли умирает после страстной и полубезумной проповеди, в которой, живописуя страдания Бога Отца, отдавшего Христа на распятие, оплакивает себя и собственного сына. Герой В. повторяет путь многих молодых людей из романов XIX в., исчезнувших из жизни после трагического происшествия, казалось бы, навсегда, но возвращающихся неузнанными и под другим именем, с тем чтобы восстановить справедливость и воздать должное врагам. Наиболее ярким примером такого рода служит Эдмон Дантес — граф Монте-Кристо у Дюма. Но подобных персонажей можно найти и у Диккенса. Характерен эффектный контраст образа героя в прошлом и при его вторичном появлении (часто, как у Диккенса, идентичность обоих раскрывается лишь в конце). А. в начале романа — возвышенный романтический юноша, погруженный в стихию католицизма и переживающий кризис веры, Овод его основной части — тоже романтический герой, но уже разочарованный одинокий циник и атеист, у которого в жизни осталось лишь одно его революционное дело и лелеемая в глубине души старая любовь. Мотив «утраченных иллюзий», весьма характерный для «истории молодого человека» XIX в., также присутствует здесь. Оводом А. сделало прежде всего разочарование в ценностях религии. Мировоззренческий переворот в романе Войнич имеет в своей основе конкретные частные факты, касающиеся конкретных служителей церкви, один из которых нарушил тайну исповеди, а другой — обет безбрачия. С последним из этих фактов связан характерный мелодраматический, коренящийся в фольклоре прием — раскрытие тайны родства, происходящее дважды: в первой части о своем сыновстве узнает А., в третьей части своего сына А. узнает в Оводе Монтанелли.

Э.Войнич «Овод» краткое содержание по главам.Срочно

Часть первая Девятнадцатилетний Артур Бёртон много времени проводит со своим духовником Лоренцо Монтанелли, ректором семинарии. Артур боготворит padre (так он называет католического священника). Год назад умерла мать юноши, Глэдис. Теперь Артур живёт в Пизе со сводными братьями.Юноша очень хорош собой: «Слишком уж всё было в нём изящно, словно выточено: длинные стрелки бровей, тонкие губы, маленькие руки, ноги. Когда он сидел спокойно, его можно было принять за хорошенькую девушку, переодетую в мужское платье; но гибкими движениями он напоминал приручённую пантеру — правда, без Артур доверяет наставнику свою тайну: он стал частью «Молодой Италии» и будет бороться за свободу этой страны с товарищами. Монтанелли чувствует беду, однако не может отговорить юношу от этой идеи. В организации состоит и подруга детства Артура — Джемма Уоррен, Джим, как Бёртон называет её. Монтанелли предлагают епископство, и он уезжает в Рим на несколько месяцев. В его отсутствие юноша на исповеди у нового ректора рассказывает о своей любви к девушке и ревности к однопартийцу Болле. Вскоре Артура арестовывают. Он коротает время в камере горячими молитвами. На допросах он не выдаёт товарищей. Артура отпускают, но от Джим он узнаёт, что в организации считают его виновным в аресте Боллы. Понимая, что священник нарушил тайну исповеди, Артур бессознательно подтверждает предательство. Джим награждает его пощёчиной, и юноша не успевает объясниться с нею. Дома жена брата устраивает скандал и рассказывает Артуру, что его родной отец — Монтанелли. Юноша разбивает распятие и пишет предсмертную записку. Он бросает шляпу в реку и нелегально уплывает в Буэнос-Айрес.
Часть вторая. Тринадцать лет спустя 1846 год. Во Флоренции члены партии Мадзини обсуждают способы борьбы с властью. Доктор Риккардо предлагает просить помощи у Овода — Феличе Ривареса, политического сатирика. Острое слово Ривареса в памфлетах — то, что нужно. На вечере у партийца Грассини Джемма Болла, вдова Джованни Боллы, впервые видит Овода. «Он был смугл, как мулат, и, несмотря на хромоту, проворен, как кошка. Всем своим обликом он напоминал чёрного ягуара. Лоб и левая щека у него были обезображены длинным кривым шрамом — по-видимому, от удара саблей… когда он начинал заикаться, левую сторону лица подёргивала нервная судорога». Овод дерзок и не считается с приличиями: он появился у Грассини со своей любовницей — танцовщицей Зитой Рени. Во Флоренцию приезжает кардинал Монтанелли. Джемма видела его последний раз сразу после смерти Артура. Тогда, словно окаменев, сановник сказал девушке: «Успокойтесь, дитя моё, не вы убили Артура, а я. Я обманывал его и он узнал об этом». В тот день padre упал на улице в припадке. Синьора Болла вновь хочет увидеть Монтанелли и идёт с Мартини к мосту, где будет ехать кардинал. На этой прогулке они встречают Овода. Джемма в ужасе отшатывается от Ривареса: она увидела в нём Артура. Риварес сильно заболевает. Его мучат тяжкие боли, члены партии по очереди дежурят у его постели. Зиту во время болезни он не подпускает к себе. Выходя от него после дежурства, Мартини сталкивается с танцовщицей. Неожиданно она разражается упрёками: «Ненавижу вас всех. Он позволяет вам сидеть около него всю ночь и давать ему лекарства, а я не смею даже посмотреть на него в дверную щёлку!» Мартини ошарашен: «Эта женщина не на шутку любит его!» Овод идёт на поправку. Во время дежурства Джеммы он рассказывает ей, как в Южной Америке был избит кочергой пьяным матросом, о работе в цирке уродом, как сбежал в юности из дому. Сеньора Болла открывает ему своё горе: по её вине погиб человек, «которого любила больше всех на свете». Джемма мучается сомнениями: а что, если Овод — это Артур? Столько совпадений… «А эти синие глаза и эти нервные пальцы?» Она пытается выяснить правду, показывая портрет десятилетнего Артура Оводу, но тот ничем не выдаёт себя. Риварес просит синьору Болла использовать её связи для переправки оружия в Папскую область. Она соглашается. Зита осыпает Ривареса упрёками: он никогда не любил её. Человек, которого Феличе любит больше всего на свете — кардинал Монтанелли: «думаешь, я не заметила, каким взглядом ты провожал его коляску?» И Овод подтверждает это.В Бризигелле он, переодевшись нищим, получает нужную записку от сообщников. Там Риваресу удаётся поговорить с Монтанелли. Видя, что рана padre не зажила, он готов открыться ему, но, вспомнив о своей боли, останавливается. «О, если бы он мог простить! Если бы только он мог изгладить из памяти прошлое — пьяного матроса, сахарную плантацию, бродячий цирк! Какое страдание сравнишь с этим».Вернувшись, Овод узнаёт, что Зита ушла с табором и собирается выйти за цыгана.

Краткое содержание «Овод»

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 188.

О произведении

Роман «Овод» Войнич был написан в 1897 году. В произведении описывается деятельность участников подпольной революционной организации в первой половине XIX века. Роман показывает, на какие жертвы может пойти человек ради своей цели, ради веры.

Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Овод» на нашем сайте. Пересказ произведения будет полезен для читательского дневника и при подготовке к уроку литературы.

Главные герои

  • Овод (Артур Бертон, Феличе Риваерс) – принципиальный, решительный молодой мужчина, революционер, переживший на своем веку немало горя.
  • Лоренцо Монтанелли – священник, кардинал, духовник Артура, его настоящий отец.
  • Джемма – возлюбленная Артура, участница революционного движения.

Другие персонажи

  • Джованни Болла – товарищ Артура, его любовный соперник, в дальнейшем муж Джеммы.
  • Риккардо – профессор, врач.
  • Зита Рени – любовница Овода, цыганка, танцовщица.

Краткое содержание

Часть первая

Невысокий, хрупкий девятнадцатилетний Артур Бертон «скорее походил на итальянца с портрета XVI века, чем на юношу 30-х годов из английской буржуазной семьи» . Он много времени проводил со своим духовником Лоренцо Монтанелли, которого боготворил и почтительно называл padre. После смерти матери юноша переехал в Пизу, где жил со сводными братьями.

Юноша был необычайно хорош собой. Когда он спокойно сидел, то его можно было легко принять «за хорошенькую девушку, переодетую в мужское платье» . Однако в движении Артур больше напоминал сильную грациозную пантеру, «правда, без когтей» .

Артур доверил духовнику свою тайну: студент стал участником тайной организации «Молодая Италия», чтобы бороться за свободу родной страны. Это было «политическое общество, которое издает газету в Марселе и распространяет ее в Италии с целью подготовить народ к восстанию и изгнать австрийскую армию из пределов страны» . Наставник пытался отговорить Артура от опасной затеи, но безрезультатно. К тому же, в организации состояла и подруга детства Артура, Джемма Уоррен, в которую он был влюблен.

Тем временем Монтанелли предложили епископство, и он на несколько месяцев уехал в Рим. На исповеди Артур поведал новому священнику о своей любви к Джемме, которую он ревновал к однопартийцу Болле. Вскоре Артура арестовали, но на допросах он не выдал своих товарищей. Ему уже было известно о многочисленных арестах, и эти сведения вызвали в юноше «лихорадочную тревогу за участь Джеммы и остальных друзей» . Вскоре Артура отпустили, и он узнал, что члены «Молодой Италии» обвинили его в аресте Боллы.

Артур догадался, что его сдал священник, нарушивший тайну исповеди. Он поссорился с Джеммой и так и не успел с ней объясниться. Брат Артура был взбешен тем, что юноша оказался связан с «нарушителями закона, с бунтовщиками, с людьми сомнительной репутации» . Во время разыгравшегося скандала жена брата рассказала юноше, что его настоящим отцом является священник Монтанелли. Артур написал прощальную записку, инсценировал самоубийство и отправился в Буэнос-Айрес.

Часть вторая. Тринадцать лет спустя

1846 год. Во Флоренции члены партии Мадзини обсуждали способы борьбы с действующей властью. Доктор Риккардо предложил воспользоваться услугами Овода – остроумного политического сатирика Феличе Ривареса. Его памфлеты могли бы наносить точные и весьма болезненные удары. У Овода были особые приметы: «прихрамывает на правую ногу, левая рука скрючена, недостаёт двух пальцев. Шрам на лице. Заикается» .

На вечере у партийца Джемма, вдова Джованни Боллы, впервые увидела Овода. Молодой мужчина вел себя весьма дерзко и вызывающе. К тому же он явился в салон со своей любовницей-цыганкой, танцовщицей Зитой Рени, чем глубоко оскорбил всех присутствующих здесь дам.

Во Флоренцию пожаловал Монтанелли, который к тому времени стал кардиналом. Джемма решила взглянуть на священника, которого в последний раз видела после самоубийства Артура. До сих пор она была уверена, что стала причиной смерти «своего лучшего друга» , и эта мысль не давала ей покоя. Когда Джемма на мосту увидела Овода, она смертельно побледнела. Ей почудилось, будто Артур вернулся к ней из иного мира.

Риварес серьезно заболел, и партийцы принялись ухаживать за ним. Как сказал доктор, у него были «не в порядке нервы, но главная причина болезни – старая, запущенная рана» . Во время одного из дежурств Джемме удалось разговорить Овода. Он поделился с ней злоключениями, выпавшими на его долю. В ответ Джемма рассказала о своем горе: много лет назад она стала причиной гибели человека, «которого любила больше всех на свете» . Ее не покидала навязчивая мысль, будто Овод и есть Артур. Чтобы проверить свою догадку, она показала ему портрет десятилетнего Артура Бертона. Однако Овод ничем не выдал себя.

После выздоровления Овод вернулся к революционной деятельности. Однажды, встретив кардинала Монтанелли, он хотел ему раскрыться, но так и не решился на этот шаг. Зита, которую Овод жестоко игнорировал во время болезни, обиделась на него. Она ушла с табором и собиралась стать женой цыгана.

Часть третья

Овод отправился на помощь поставщику оружия, который был арестован. Во время перестрелки он потерял самообладание, и его арестовали. Поскольку Овод – «очень влиятельный член одного из самых зловредных тайных обществ» , ему грозил военный суд. Благодаря влиянию Монтанелли этого удалось избежать. Кардинал навестил заключенного, который жестоко оскорбил его.

Друзья Овода попытались организовать его побег, однако он не удался. Вмешалось само провидение: обострилась старая болезнь, «припадок начался внезапно, когда Риварес был уже близок к цели» . Арестанта заковали в кандалы и пристегнули ремнями – они «были затянуты так туго, что при каждом движении врезались в тело» . Подобная предосторожность тюремного руководства еще более усиливала страдания Овода «от приступов мучительной болезни» . Несмотря на уговоры врача, больному отказали в спасительном опиуме.

Овод попросил о свидании с Монтанелли, на котором признался, что является Артуром. Кардинал никак не мог поверить, что не признал в Оводе родного сына. Артур же обвинил отца в безразличии и в том, что ему «гораздо важнее снискать расположение» бога, чем спасти собственного сына. Он поставил кардинала перед непростым выбором: либо он, либо бог. В расстроенных чувствах Монтанелли покинул тюрьму. Он дал разрешение на военный суд.

В день казни первая попытка расстрелять Овода оказалась неудачной: «каждый карабинер целился в сторону, в тайной надежде, что смертельная пуля будет пущена рукой соседа, а не его собственной» . Узник был лишь ранен, и казнь превратилась «в ненужную пытку» . Овод подбодрил растерявшихся солдат – он «сам командовал своим расстрелом» . Когда он упал, истекая кровью, появился кардинал. Свои последние слова Овод обратил к отцу: «Padre… ваш бог… удовлетворен?» .

Во время праздничной службы Монтанелли стало плохо. Кардиналу везде мерещилась кровь. В своей проповеди он обвинил прихожан в гибели единственного сына, которого он был вынужден принести в жертву, как Господь в свое время пожертвовал Христом ради человечества.

Джемма получила письмо от Овода, в котором он подтвердил ее догадку. Женщина с горечью поняла, что дважды потеряла любимого человека. В этот момент послышался звук колокола: «его преосвященство кардинал монсеньер Лоренцо Монтанелли скоропостижно скончался в Равенне от разрыва сердца» .

Заключение

В романе Войнич описывается тяжелая судьба молодого человека, которому пришлось многое пережить на своем пути. Он отчаянно борется за правду и свободу, однако вынужден принять смерть.

После ознакомления с кратким пересказом «Овод» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

«Овод», краткое содержание романа (Э. Л. Войнич)

Литеровед предлагает познакомиться с кратким содержанием романа английской писательницы Э. Л. Войнич «Овод», рассказывающего о борьбе за свободу, любви и ненависти.

  1. Главные герои
  2. Краткое содержание
  3. Часть 1
  4. Часть 2
  5. Часть 3

Главные герои

Артур Бертон – молодой человек, примкнувший к борцам за свободу Италии.

Джемма Болла – любимая девушка Артура.

Кардинал Монтанелли – отец Артура.

Краткое содержание

Часть 1

Июньским вечером Артур просматривал проповеди в семинарской библиотеке. Ректор Монтанелли смотрел на него с любовью.

Артур учился в университете на философском факультете. Ректор заметил, что у него утомленный вид. После смерти матери ему следовало отдохнуть. Молодой человек ответил, что не мог оставаться в городе, где все напоминало о матери. Монтанелли побледнел, услышав об этом. Он приглашает Артура в горы, куда он повезет своих воспитанников. Тот соглашается, но сначала ему нужно спросить разрешения у брата.

Артур случайно проговорился о собрании, где он побывал и где говорили о свободе Италии. Монтанелли просит его быть осторожным, он не перенесет его гибели. Оставшись один, падре подумал, что настал час платить за свои грехи.

У Артура было два сводных брата. Их отец женился на матери Артура, которая была их гувернанткой, когда умерла мать мальчиков. Дети не противились решению отца. Артура они не любили, но делали щедрые подарки и многое позволяли ему. В ответ на письмо о поездке в горы Артур получил разрешение и чек.

Путешествие дарило множество положительных эмоций. Однажды, когда они сидели в террасе, невольно подслушали разговор двух сидящих рядом художников. Один говорил, что юношу можно использовать в качестве натуры для христианина первых веков. Другой сказал, что «отец гораздо живописнее». Услышав это, Монтанелли сильно побледнел.

Прошли осень и зима. Артур стал членом организации «Молодая Италия». В нее входила и его подруга детства, которую звали на итальянский манер Джемма. Артур впервые влюбился, и девушка также была неравнодушна к нему. Юноша был «безоблачно счастлив».

Монтанелли предложили епископство, в семинарию прибыл новый ректор отец Карди. Он понравился Артуру. На исповеди он рассказал ему о «Молодой Италии», о ревности, которую он испытывает из-за Джеммы. На следующий день арестовали всех, чьи имена он назвал, включая его самого. На допросах он ни в чем не признался. Надзиратель Энрико сочувствовал ему и рассказывал о том, что происходит с его товарищами. Болле сказали, что Артур донес на него из-за ревности. Молодой человек понял, что его выдал отец Карди.

Артура выпустили. Его встречала Джемма. Он признался ей: в том, что Болла арестован, есть его вина. Девушка ударила его и убежала, он не успел ей рассказать, как все было на самом деле.

Артур хотел покончить с собой. Вернувшись домой, он нашел записку от Монтанелли. Жена его брата Джули открыла ему семейную тайну, что он сын Монтанелли. Это был удар страшнее предыдущего. Артур схватил молоток и разбил распятие. Он написал предсмертную записку и пошел в порт. Юноша бросил в воду шляпу, чтобы ее нашли, когда будут искать его труп. Потом он договорился с первым встречным матросом, чтобы тот провел его на корабль, и уехал в Буэнос-Айрес.

Часть 2

Прошло тринадцать лет. В 1846 году в доме профессора Фабрицци во Флоренции собрались члены партии Мадзини, чтобы обсудить свои планы. Они решили, что нужно издавать сатирические листки. Разговор зашел о Феличе Риварисе по прозвищу Овод. Он был талантливым сатириком. О нем ходили легенды. Говорили, что он бразилец, очень остроумный человек. Его жизнь полна «сомнительных похождений». Он сражался за республику в Аргентине, искусный стрелок. Экспедиция Дюпре подобрала его в Южной Америки в ужасном состоянии, он стал у них переводчиком. Внешность его примечательна, потому что он хромает, лицо обезображено шрамом.

Мартини пришел к Джемме и приглашает ее пойти на вечер к Грассини. Мы узнаем, что Джемма вышла замуж за Боллу. Не так давно он умер от чахотки. Потеряла она и ребенка. Эти несчастья она едва пережила.

На вечере Джемма встретилась с Риваресом, он произвел неприятное впечатление. Кроме того, он привел с собой танцовщицу цыганку, которая, по слухам, была его любовницей. Это шокировало гостей. Риварес походил на черного ягуара, сходство подчеркивала его манера говорить, «точно мурлыкая». Мартини высказал недоверие к нему в разговоре с Джеммой.

Через некоторое время Мартини пришел к Джемме просить ее поговорить с Оводом. Нужно было, чтобы он смягчил некоторые положения в своей статье. Он принял ее сначала сухо, потом они разговорились. Овод рассказал, что Монтанелли назначен кардиналом. Он враждебно настроен по отношению к священнику.

Монсеньер приехал во Флоренцию в начале октября. У него был талант проповедника. Джемма пошла посмотреть на него. Последний раз она его видела через два дня после смерти Артура. Тогда он сказал ей, что виноват в его смерти: «Я обманывал его, и он узнал об этом». Женщину сопровождал Мартини. Они встретили там и Ривареса. Помогая Джемме сесть в коляску, Овод посмотрел на нее так, что она отшатнулась и побледнела. Ей показалось, что она увидела Артура.

Однажды после собрания литературного комитета Овод пошел проводить Джемму. Он пригласил ее прогуляться. На улице Риварес увидел маленького оборвыша, которого избил дядя. Он хотел отвезти его к себе, чтобы накормить, но свободных колясок не оказалось. Джемма предложила отнести его к ней, ее дом рядом. Так они и сделали.

В январе Риварес тяжело заболел. Товарищи дежурили около него по очереди. Мартини, испытывающий к Оводу враждебные чувства, вызвался первым. Овод рассказал Галли романтичную историю о своих увечьях. Тот искренне восхищался, Джемма не поверила его байкам.

Когда Галли ушел, Риварес рассказал Джемме о своей жизни. Большинство увечий у него появилось, когда его избили кочергой. Он приехал в Южную Америку на судне, перевозившем скот. Там подхватил лихорадку, долго лежал один в какой-то лачуге. В Кальяно устроился в игровой притон. Ему поручили вытолкать проигравшегося матроса за дверь. У того в руках была кочерга. Присутствующие с восторгом наблюдали за «представлением». Он избил юношу, но у того хватило сил вернуться к жизни. Корабельный врач помог ему прийти в себя. Старуха-туземка взяла Ривареса к себе, проявив милосердие. Проведя у старухи четыре месяца, он ушел от нее, бродил по стране, перебиваясь случайными заработками.

Риварес вырос в богатой семье, был изнеженным белоручкой, думал, что «мир сделан из розовой ваты». Однажды он узнал, что человек, которому он верил, обманывал его. В знак протеста он убежал из дома без гроша в кармане и попал в ад. Он работал на сахарных плантациях, в бродячем цирке. Ему приделали фальшивый горб, надели шутовской наряд. Публика издевалась, улюлюкала, бросала в него банановую кожуру. Через пять лет экспедиция Дюпре вытащила его «на поверхность».

Джемма назвала его смелым человеком. Она не смогла выслушать историю его злоключений до конца.

Под окнами зазвучала песня. Это была цыганка Зита с друзьями. Джемма попросила их говорить потише, и они ушли. Овод сказал, что не может оставаться один, в этом причина их с Зитой отношений.

Он попросил Джемму поделиться своими душевными страданиями. Она рассказала о том, как много лет назад ударила по лицу одного товарища. Он после этого утопился. Овод поцеловал ее руку.

У Джеммы появились мысли о том, что Риварес – это Артур. Она показала Оводу детскую фотографию своего друга. Он ничем не выдал себя. Он говорит ей о своей ненависти к религии. Риварес просит сеньору Боллу о помощи в переправке оружия. Джемма свела его с пароходным агентом, который оказывал им финансовые услуги. Бэйли после разговоров с Риваресом взял все заботы на себя.

Зита упрекает Феличе, что он не любит ее. Она просит его уехать отсюда, но он отказывается. Тогда она называет причину. По ее мнению, его держит здесь человек, которого он любит больше всего. Это кардинал Монтанелли. Овод подтверждает ее слова.

В Бризигелле Риварес установил связь с товарищами. В храме он увидел Монтанелли, понял, что тот до сих пор страдает, потеряв его. Риварес заговорил с ним и даже хотел открыться ему, но не решился.

Вернувшись домой, он узнал, что Зита оставила его, ушла с цыганским табором.

Часть 3

Доминикано, занимавшийся переправкой оружия, арестован. Овод собрался ехать вместо него. Он всем говорит, что это его последнее дело. Перед отъездом он чуть не открылся Джемме, но помешал Мартини.

Риварес попадает в перестрелку. Там же оказался Монтанелли, увидев которого, Овод потерял самообладание и попал в руки солдат. Он посмотрел на кардинала и сказал побледневшими губами: «Поздравляю, ваше преосвященство!»

Его заточили в крепость, он был ранен. Полковник добивался для него военного суда. Для этого требовалось согласие Монтанелли, а он упорствовал. Он решил встретиться с заключенным. При встрече Овод наговорил ему колкостей.

Друзья организовали для Ривареса побег. Он был в одном шаге от свободы, когда с ним случился приступ болезни. Его нашли у самой двери без сознания в три часа утра. После этого его пристегнули ремнями и заковали в кандалы.

Монтанелли снова встречается с Риваресом. На этот раз он признается ему, что он его сын Артур. Овод просит отца сделать выбор между ним и богом. Он согласен на помощь Монтанелли только при условии, что тот отречется от бога. Кардинал молча уходит. Артур просит, чтобы он вернулся. Всю ночь он рыдал в одиночестве.

Кардинал согласился на военный суд, второй раз убив сына. Солдаты, испытывающие уважение к осужденному, стреляют мимо. Он начинает сам командовать своим расстрелом. Наконец он падает. В это время появляется Монтанелли. В Артуре еще теплится жизнь, его последними словами было: «Падре, ваш бог удовлетворен?»

Смерть сына потрясла кардинала. Во время службы он всюду видит кровь. Он разражается обвинительной речью.

Джемма получила предсмертное письмо Артура, в котором он рассказал ей о своих чувствах. Ее догадки оказались верными, но она снова его потеряла, теперь уже навсегда. Монтанелли умер от разрыва сердца.

Я филолог по образованию. Более 20 лет помогаю детям научиться читать и грамотно излагать свои мысли.
Мне близка классика: я знакомлюсь с авторами, их мыслями, тревогами, надеждами. Мне нравятся детективы с их загадками, поиском преступников, логикой расследования и неожиданными финалами. Исторические произведения уводят меня в глубь веков, а фантастика рисует картины будущего. Одним словом, я очень люблю читать!
В своих работах я поделюсь с вами тем, что знаю сама. Верю, что вы станете хорошими, вдумчивыми читателями и успешными учениками!

Краткое содержание романа «Овод» Э. Л. Войнич

Революционно-романтический роман «Овод» Этель Войнич написала в 1897 году. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Овод» для ознакомления с сюжетом и персонажами произведения. В нем отображена деятельность участников подпольной революционной организации «Молодая Италия» в первой половине XIX века; резко критикуется христианство.

  1. Основные персонажи романа
  2. Войнич «Овод» очень кратко
  3. Пересказ «Овода» по частям
  4. Видео фрагмент из экранизации «Овода»

Основные персонажи романа

Овод (Артур Бертон, Феличе Риварес) — революционер.

  • Лоренцо Монтанелли — кардинал, настоящий отец Артура
  • Джемма Уоррен (Дженнифер, Джим, после замужества Синьора Болла) — возлюбленная Артура (Овода).
  • Джеймс Бертон — сводный старший брат Артура.
  • Джули Бертон — жена Джеймса Бертона.
  • Джованни Болла — любовный соперник, товарищ Артура, умерший муж Джеммы.
  • Чезаре Мартини — любовный соперник, товарищ Овода.
  • Риккардо — профессор, врач.
  • Грассини и Галли — товарищи Овода.
  • Зита Рени — цыганка-танцовщица, любовница Овода.
  • Полковник Феррари — командир гарнизона в Бризигелле.

Войнич «Овод» очень кратко

Этель Войнич «Овод» краткое содержание для читательского дневника

Действие романа происходит в Италии. Хрупкий юноша часто бывает в духовной семинарии у ректора Монтанелли. Вот и сейчас он пришёл к падре, чтобы рассказать ему о своих планах. Артур объясняет падре, что он хочет сделать всё возможное для Италии, для её народа, чтобы крестьянам жилось лучше. Парень горячо заявляет, что готов положить жизнь ради этого дела.

Монтанелли не на шутку опечалился и встревожился. Он с горечью в голосе пытается убедить Артура, что это очень опасное занятие. Падре относится к Артуру с отцовской теплотой и некоторые находили между ними сходство. Монтанелли было больно осознавать решительный и импульсивный настрой молодого человека.

Когда юноша вошёл в комнату, где проходило собрание, он увидел подругу детства и очень обрадовался. Джемма сильно изменилась: она выросла и превратилась в стройную красавицу. Лишь только две косы оставались такими же, как прежде. Артур радостно удивился, узнав, что его дорогая подруга Джим, тоже вступает в ту же организацию, что и он, дабы помочь Италии.

Однажды ночью жандармы арестовали Артура и заключили в огромную средневековую крепость. После первого допроса Артур попал в карцер. Когда его освободили, Джемма пришла встречать и радостно его обняла, но Артур начал что-то говорить о допросах, из чего девушка сделала вывод, что Артур предал товарища. От ярости и отвращения её глаза наполнились слезами, и она убежала.

Вспыльчивый молодой человек, обившись на весь мир, инсценирует свою смерть. Ему даже не приходит в голову, как всё это переживут дорогие ему сердцу люди. Он так и не понял, какой жестокий удар он нанёс тем, кто искренне его любили. Жизнь преподнесла ему хороший урок и искалечила его. Вернувшись на Родину, главный герой постоянно ищет встречи с любимой женщиной и падре. Лишь в конце, так бессмысленно оборвавшейся, жизни он открывает им своё имя.

Главная мысль романа – это то, что неосторожное слово может очень больно ранить.

Это интересно: Роман «Три мушкетера» Дюма был написан в 1844 году. Для лучшей подготовки к литературе рекомендуем прочитать краткое содержание «Три мушкетера» по главам и частям. Это увлекательная история о приключениях юноши по имени д’Артаньян и его трех друзей-мушкетеров – Атоса, Портоса и Арамиса, живших в начале 17 века. На протяжении многих лет книга неизменно пользуется большим успехом у детей и взрослых.

Пересказ «Овода» по частям

Роман «Овод» Войнич краткое содержание с описанием каждой части:

Италия, ХІХ век. Юноша, потеряв любимую, товарищей и узнав об обмане самого близкого человека, исчезает. Через 13 лет он возвращается реализовать революционные идеи и вернуть любовь близких людей.

Часть первая

Девятнадцатилетний Артур Бёртон много времени проводит со своим духовником Лоренцо Монтанелли, ректором семинарии. Артур боготворит padre (так он называет католического священника). Год назад умерла мать юноши, Глэдис. Теперь Артур живёт в Пизе со сводными братьями.

Юноша очень хорош собой: «Слишком уж всё было в нём изящно, словно выточено: длинные стрелки бровей, тонкие губы, маленькие руки, ноги. Когда он сидел спокойно, его можно было принять за хорошенькую девушку, переодетую в мужское платье; но гибкими движениями он напоминал приручённую пантеру — правда, без когтей».

Артур доверяет наставнику свою тайну: он стал частью «Молодой Италии» и будет бороться за свободу этой страны с товарищами. Монтанелли чувствует беду, однако не может отговорить юношу от этой идеи.

В организации состоит и подруга детства Артура — Джемма Уоррен, Джим, как Бёртон называет её.

Монтанелли предлагают епископство, и он уезжает в Рим на несколько месяцев. В его отсутствие юноша на исповеди у нового ректора рассказывает о своей любви к девушке и ревности к однопартийцу Болле.

Вскоре Артура арестовывают. Он коротает время в камере горячими молитвами. На допросах он не выдаёт товарищей. Артура отпускают, но от Джим он узнаёт, что в организации считают его виновным в аресте Боллы. Понимая, что священник нарушил тайну исповеди, Артур бессознательно подтверждает предательство. Джим награждает его пощёчиной, и юноша не успевает объясниться с нею.

Дома жена брата устраивает скандал и рассказывает Артуру, что его родной отец — Монтанелли. Юноша разбивает распятие и пишет предсмертную записку. Он бросает шляпу в реку и нелегально уплывает в Буэнос-Айрес.

Часть вторая. Тринадцать лет спустя

1846 год. Во Флоренции члены партии Мадзини обсуждают способы борьбы с властью. Доктор Риккардо предлагает просить помощи у Овода — Феличе Ривареса, политического сатирика. Острое слово Ривареса в памфлетах — то, что нужно.

На вечере у партийца Грассини Джемма Болла, вдова Джованни Боллы, впервые видит Овода. «Он был смугл, как мулат, и, несмотря на хромоту, проворен, как кошка. Всем своим обликом он напоминал чёрного ягуара.

Лоб и левая щека у него были обезображены длинным кривым шрамом — по-видимому, от удара саблей… когда он начинал заикаться, левую сторону лица подёргивала нервная судорога». Овод дерзок и не считается с приличиями: он появился у Грассини со своей любовницей — танцовщицей Зитой Рени.

Во Флоренцию приезжает кардинал Монтанелли. Джемма видела его последний раз сразу после смерти Артура. Тогда, словно окаменев, сановник сказал девушке: «Успокойтесь, дитя моё, не вы убили Артура, а я. Я обманывал его и он узнал об этом». В тот день padre упал на улице в припадке. Синьора Болла вновь хочет увидеть Монтанелли и идёт с Мартини к мосту, где будет ехать кардинал.

На этой прогулке они встречают Овода. Джемма в ужасе отшатывается от Ривареса: она увидела в нём Артура.

Риварес сильно заболевает. Его мучат тяжкие боли, члены партии по очереди дежурят у его постели. Зиту во время болезни он не подпускает к себе. Выходя от него после дежурства, Мартини сталкивается с танцовщицей. Неожиданно она разражается упрёками: «Ненавижу вас всех. Он позволяет вам сидеть около него всю ночь и давать ему лекарства, а я не смею даже посмотреть на него в дверную щёлку!» Мартини ошарашен: «Эта женщина не на шутку любит его!»

Овод идёт на поправку. Во время дежурства Джеммы он рассказывает ей, как в Южной Америке был избит кочергой пьяным матросом, о работе в цирке уродом, как сбежал в юности из дому. Сеньора Болла открывает ему своё горе: по её вине погиб человек, «которого любила больше всех на свете».

Джемма мучается сомнениями: а что, если Овод — это Артур? Столько совпадений… «А эти синие глаза и эти нервные пальцы?» Она пытается выяснить правду, показывая портрет десятилетнего Артура Оводу, но тот ничем не выдаёт себя.

Риварес просит синьору Болла использовать её связи для переправки оружия в Папскую область. Она соглашается.

Зита осыпает Ривареса упрёками: он никогда не любил её. Человек, которого Феличе любит больше всего на свете — кардинал Монтанелли: «думаешь, я не заметила, каким взглядом ты провожал его коляску?» И Овод подтверждает это.

В Бризигелле он, переодевшись нищим, получает нужную записку от сообщников. Там Риваресу удаётся поговорить с Монтанелли. Видя, что рана padre не зажила, он готов открыться ему, но, вспомнив о своей боли, останавливается. «О, если бы он мог простить! Если бы только он мог изгладить из памяти прошлое — пьяного матроса, сахарную плантацию, бродячий цирк! Какое страдание сравнишь с этим».

Вернувшись, Овод узнаёт, что Зита ушла с табором и собирается выйти за цыгана.

Часть третья

Человек, занимавшийся перевозкой оружия, арестован. Овод решается ехать, чтобы исправить ситуацию. Перед его отъездом Джемма пытается в очередной раз добиться от него признания, но в этот момент входит Мартини.

В Бризигелле Ривареса арестовывают: в перестрелке Овод потерял самообладание, увидев Монтанелли. Полковник просит у кардинала согласия на военный суд, однако тот хочет видеть заключённого. При встрече Овод всячески оскорбляет кардинала.

Друзья организовывают побег для Овода. Но с ним случается новый приступ болезни, и уже оказавшись во дворе крепости, он теряет сознание. Его заковывают в кандалы и пристёгивают ремнями. Несмотря на уговоры врача, полковник отказывает Риваресу в опиуме.

Овод просит встречи с Монтанелли. Тот посещает тюрьму. Зная о тяжёлой болезни заключённого, кардинал приходит в ужас от жестокого обращения с ним. Овод не выдерживает и открывается padre. Сановник понимает, что его cari­no не утонул. Артур ставит Монтанелли перед выбором: либо он, либо бог. Кардинал покидает камеру. Овод кричит ему вслед: «Я не вынесу этого! Рadre, вернитесь! Вернитесь!»

Кардинал даёт согласие на военный суд. Солдаты, успевшие полюбить Овода, стреляют мимо. Наконец Риварес падает. В этот момент во дворе появляется Монтанелли. Последние слова Артура обращены к кардиналу: «Рadre… ваш бог… удовлетворён?»

Друзья Овода узнают о его расстреле.

Во время праздничной службы Монтанелли видит кровь во всём: лучах солнца, розах, красных коврах. В своей речи он обвиняет прихожан в погибели сына, принесённого кардиналом в жертву ради них, как Господь принёс в жертву Христа.

Джемма получает письмо от Овода, написанное перед казнью. Оно подтверждает, что Феличе Риварес — это Артур. «Она потеряла его. Опять потеряла!» Мартини приносит весть о кончине Монтанелли от сердечного приступа.

Читайте также: Роман Достоевского «Подросток» написан в 1875 году. В произведении рассматривается проблема «отцов и детей» через взаимоотношения главного героя со своим отцом. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Подростка» для читательского дневника.

Видео фрагмент из экранизации «Овода»

Прозвище «Овод», вероятно, является отсылкой к обличающему пороки афинян Сократу, которого Платон сравнивал c оводом, который жалит неторопливого коня, и тем побуждает действовать. Изучив краткое содержание «Овод» Войнич,обязательно прочитайте произведение полностью.

Роман Этель Лилиан Войнич «Овод»: краткое содержание, анализ произведения

Главные действующие лица

Персонажи «Овода» вызывали много споров среди исследователей. Особенно это касалось главного героя. Польские литературоведы считали, что его прототипом является деятель социально-революционной польской партии. Русские читатели и литературные деятели сразу в нем усмотрели черты русских революционеров.

Сама писательница Э.Л. Войнич позднее сказала, что только у одного персонажа из романа был прототип. Это Джемма, чей образ был списан с близкой подруги писательницы.

Овод или Артур — главное действующее лицо, революционер.

Лоренцо Монтанелли — священник, настоящий отец Артура.

Джемма — возлюбленная главного героя.

Джованни Болла — друг Артура, его соперник. Умерший муж Джеммы.

Зита Рени — любовница Овода, цыганка.

Краткое содержание «Овода» следует начать с того, что действия разворачиваются в Италии 19 века. В обществе начинают появляться революционные идеи.

Историческое наследие известного романа

Первая публикация романа Э.Л. Войнич происходит в США в 1897 году, а его перевод в России был осуществлен уже через год.

Сначала это было приложение к литературному журналу, но уже в 1900 году вышла отдельная книга. Роман стал распространяться в нашей стране посредством активного участия популярных революционных деятелей. Советские люди признавали, что «Овод» стал их самым любимым художественным произведением. В СССР этот роман был трижды экранизирован, а на его сюжетной основе поставили балет и рок-мюзикл.

Семейная тайна Артура

Краткое содержание «Овода» начинается со знакомства читателей с молодым итальянским юношей, Артуром Бертоном. Он очень хорош собой, пылок и благоговеет перед своим духовным наставником. Артур живет со своими сводными братьями.

Юноша признается Лоренцо Монтанелли в том, что он является членом общества «Молодая Италия». Артур говорит ему, что будет бороться за справедливость, свободу. Лоренцо пытается отговорить его от участия в революционных замыслах, но напрасно.

Вместе с юношей в «Молодой Италии» состоит и его подруга с детских лет, Джемма Уоррен. Монтанелли отправляется в Рим на некоторое время. Пока его не было, юноша на исповеди признается новому духовному лицу в любви к Джем и тому, что ревнует ее к своему товарищу Болле.

Артура арестовывают, в тюрьме юноша горячо молится. На допросах юноша не раскрывает имена однопартийцев. Его отпускают, Джем ему рассказывает, что его считают виноватым в том, что Боллу арестовали. Артур догадывается, что новый священник нарушил тайну исповеди. Тем самым он случайно подтверждает предположения однопартийцев. Девушка дает ему пощечину, Артур не успевает с ней объясниться.

Жена брата возмущена произошедшим. И в порыве гнева раскрывает Артуру тайну его рождения. Его настоящий отец — Лоренцо Монтанелли. Юноша в ужасе от этого признания. Он пишет предсмертную записку, бросает шляпу на реку и тайно покидает Италию.

«Овод». Краткое содержание романа

Главный герой книги – Артур Бертон, он студент и участник тайной организации «Молодая Италия». Его секрет раскрывает исповедник, и юношу арестовывают, а вместе с ним и его товарища. В организации Бертона считают предателем. Артуру кажется, что все от него отвернулись, в довершение всего он ссорится с любимой девушкой, а из скандала с родственниками узнает, что его отец – ректор семинарии Монтанелли. Юноша инсценирует самоубийство и уезжает в Буэнос-Айрес.

Через 13 лет Артур возвращается в Италию и называет себя Риваресом. Он пишет сатирические памфлеты под псевдонимом «Овод». В результате вооруженного столкновения Бертон попадает в тюрьму, после суда его приговаривают к смертной казни. Монтанелли предлагает помощь в побеге, но Артур не соглашается и ставит условие: кардинал должен отказаться от сана и религии. В результате Овода расстреливают, а священник умирает после проповеди.

Спустя 13 лет

Краткое содержание «Овода» продолжается пересказом событий, произошедших спустя 13 лет после бегства Артура. Члены партии Мадзини обсуждают пути борьбы с властью. Высказывается предложение о том, что стоит пригласить Овода, известного под именем Феличе Ривареса, имеющего репутацию политического сатирика.

Впервые происходит встреча с Оводом на вечере, устроенном у Грассини, Джеммы Боллы, вдовы Джованни Боллы. Риварес производит впечатление дерзкого человека, не привыкшего считаться с приличиями. Его лицо обезображено шрамом на левой щеке, когда он говорил, начинал немного заикаться. Овод шокировал всех тем, что появился на этом вечере в обществе своей любовницы Зиты Рени.

Тем временем во Флоренции появляется Монтанелли. Джемма видела его только один раз после гибели Артура. В тот день Лоренцо был раздавлен горем. Он сказал девушке, что это из-за него погиб юноша, потому что он скрывал от него правду. Джемма захотела еще раз встретиться с ним. Поэтому она вместе с Мартини отправляется туда, где будет проезжать кардинал.

Главная тема и проблема рассказа

В произведении автор поднимает важную тему борьбы итальянского народа с иноземными захватчиками за независимость. Источником вдохновения для Войнич стала история Италии. В течение полувека в государстве продолжалась борьба против восстановления феодального строя и иностранных захватчиков. Прогрессивное сообщество мечтало видеть Италию единой и свободной. В стране велась активная борьба против церкви, которая оказывала сильное влияние на правительство. Основными темами романа также стали:

  • поиск места человека в жизни;
  • переосмысление происходящих событий;
  • справедливость;
  • любовь;
  • вера;
  • доброта и сочувствие.

В основе конфликта лежит принцип противопоставления. Оводу противопоставлен кардинал Монтанелли, который любит единственного сына, но преданность Богу и церкви вынуждают его подписать бумаги и отправить его на смерть. Поединок разных взглядов на жизнь заканчивается победой Артура.

Краткое содержание романа «Овод» можно записать в читательский дневник или использовать для пересказа на уроке. После ознакомления с сюжетом по главам произведение следует прочитать полностью.

Овод — это Артур?

Краткое содержание «Овода» продолжается тем, что во время прогулки синьора Болла случайно встречает Ривареса. Ее эта встреча напугала: он ей показался похожим на Артура. Овод тяжело заболевает. Революционеры все заботятся о нем, а Зиту Рени Риварес не желает видеть. Цыганка ненавидит всех его однопартийцев. Мартини понимает, что она очень сильно любит его.

Овод начинает выздоравливать. Он рассказывает Джемме о себе. В свою очередь, она рассказывает Риваресу о своем горе: она считает, что из-за нее погиб человек, которого она любила, и который был ей дороже всех на свете. Синьору Боллу терзают сомнения: она думает, что Овод — это Артур. Но Риварес ничем не выдает себя.

Он просит Джемму помочь ему с доставкой оружия в Папскую область. Она дает ему свое согласие. Зита говорит, что знает, кого он любит больше всех — кардинала Монтанелли. Риварес не отрицает этого. Ему удается в образе нищего переговорить с Лоренцо. Он понимает, что кардинал все еще страдает. Овод хотел было все рассказать ему, но потом вспоминает все, что пришлось ему пережить. Вернувшись домой, Риварес узнает, что его любовница ушла вместе с табором и собирается замуж за цыгана.

Пересказ «Овода» по частям

Роман «Овод» Войнич краткое содержание с описанием каждой части:

Италия, ХІХ век. Юноша, потеряв любимую, товарищей и узнав об обмане самого близкого человека, исчезает. Через 13 лет он возвращается реализовать революционные идеи и вернуть любовь близких людей.

Часть первая

Девятнадцатилетний Артур Бёртон много времени проводит со своим духовником Лоренцо Монтанелли, ректором семинарии. Артур боготворит padre (так он называет католического священника). Год назад умерла мать юноши, Глэдис. Теперь Артур живёт в Пизе со сводными братьями.

Юноша очень хорош собой: «Слишком уж всё было в нём изящно, словно выточено: длинные стрелки бровей, тонкие губы, маленькие руки, ноги. Когда он сидел спокойно, его можно было принять за хорошенькую девушку, переодетую в мужское платье; но гибкими движениями он напоминал приручённую пантеру — правда, без когтей».

Артур доверяет наставнику свою тайну: он стал частью «Молодой Италии» и будет бороться за свободу этой страны с товарищами. Монтанелли чувствует беду, однако не может отговорить юношу от этой идеи.

В организации состоит и подруга детства Артура — Джемма Уоррен, Джим, как Бёртон называет её.

Монтанелли предлагают епископство, и он уезжает в Рим на несколько месяцев. В его отсутствие юноша на исповеди у нового ректора рассказывает о своей любви к девушке и ревности к однопартийцу Болле.

Вскоре Артура арестовывают. Он коротает время в камере горячими молитвами. На допросах он не выдаёт товарищей. Артура отпускают, но от Джим он узнаёт, что в организации считают его виновным в аресте Боллы. Понимая, что священник нарушил тайну исповеди, Артур бессознательно подтверждает предательство. Джим награждает его пощёчиной, и юноша не успевает объясниться с нею.

Дома жена брата устраивает скандал и рассказывает Артуру, что его родной отец — Монтанелли. Юноша разбивает распятие и пишет предсмертную записку. Он бросает шляпу в реку и нелегально уплывает в Буэнос-Айрес.

Часть вторая. Тринадцать лет спустя

1846 год. Во Флоренции члены партии Мадзини обсуждают способы борьбы с властью. Доктор Риккардо предлагает просить помощи у Овода — Феличе Ривареса, политического сатирика. Острое слово Ривареса в памфлетах — то, что нужно.

На вечере у партийца Грассини Джемма Болла, вдова Джованни Боллы, впервые видит Овода. «Он был смугл, как мулат, и, несмотря на хромоту, проворен, как кошка. Всем своим обликом он напоминал чёрного ягуара.

Лоб и левая щека у него были обезображены длинным кривым шрамом — по-видимому, от удара саблей… когда он начинал заикаться, левую сторону лица подёргивала нервная судорога». Овод дерзок и не считается с приличиями: он появился у Грассини со своей любовницей — танцовщицей Зитой Рени.

Во Флоренцию приезжает кардинал Монтанелли. Джемма видела его последний раз сразу после смерти Артура. Тогда, словно окаменев, сановник сказал девушке: «Успокойтесь, дитя моё, не вы убили Артура, а я. Я обманывал его и он узнал об этом». В тот день padre упал на улице в припадке. Синьора Болла вновь хочет увидеть Монтанелли и идёт с Мартини к мосту, где будет ехать кардинал.

На этой прогулке они встречают Овода. Джемма в ужасе отшатывается от Ривареса: она увидела в нём Артура.

Риварес сильно заболевает. Его мучат тяжкие боли, члены партии по очереди дежурят у его постели. Зиту во время болезни он не подпускает к себе. Выходя от него после дежурства, Мартини сталкивается с танцовщицей. Неожиданно она разражается упрёками: «Ненавижу вас всех. Он позволяет вам сидеть около него всю ночь и давать ему лекарства, а я не смею даже посмотреть на него в дверную щёлку!» Мартини ошарашен: «Эта женщина не на шутку любит его!»

Овод идёт на поправку. Во время дежурства Джеммы он рассказывает ей, как в Южной Америке был избит кочергой пьяным матросом, о работе в цирке уродом, как сбежал в юности из дому. Сеньора Болла открывает ему своё горе: по её вине погиб человек, «которого любила больше всех на свете».

Джемма мучается сомнениями: а что, если Овод — это Артур? Столько совпадений… «А эти синие глаза и эти нервные пальцы?» Она пытается выяснить правду, показывая портрет десятилетнего Артура Оводу, но тот ничем не выдаёт себя.

Риварес просит синьору Болла использовать её связи для переправки оружия в Папскую область. Она соглашается.

Зита осыпает Ривареса упрёками: он никогда не любил её. Человек, которого Феличе любит больше всего на свете — кардинал Монтанелли: «думаешь, я не заметила, каким взглядом ты провожал его коляску?» И Овод подтверждает это.

В Бризигелле он, переодевшись нищим, получает нужную записку от сообщников. Там Риваресу удаётся поговорить с Монтанелли. Видя, что рана padre не зажила, он готов открыться ему, но, вспомнив о своей боли, останавливается. «О, если бы он мог простить! Если бы только он мог изгладить из памяти прошлое — пьяного матроса, сахарную плантацию, бродячий цирк! Какое страдание сравнишь с этим».

Вернувшись, Овод узнаёт, что Зита ушла с табором и собирается выйти за цыгана.

Часть третья

Человек, занимавшийся перевозкой оружия, арестован. Овод решается ехать, чтобы исправить ситуацию. Перед его отъездом Джемма пытается в очередной раз добиться от него признания, но в этот момент входит Мартини.

В Бризигелле Ривареса арестовывают: в перестрелке Овод потерял самообладание, увидев Монтанелли. Полковник просит у кардинала согласия на военный суд, однако тот хочет видеть заключённого. При встрече Овод всячески оскорбляет кардинала.

Друзья организовывают побег для Овода. Но с ним случается новый приступ болезни, и уже оказавшись во дворе крепости, он теряет сознание. Его заковывают в кандалы и пристёгивают ремнями. Несмотря на уговоры врача, полковник отказывает Риваресу в опиуме.

Овод просит встречи с Монтанелли. Тот посещает тюрьму. Зная о тяжёлой болезни заключённого, кардинал приходит в ужас от жестокого обращения с ним. Овод не выдерживает и открывается padre. Сановник понимает, что его cari­no не утонул. Артур ставит Монтанелли перед выбором: либо он, либо бог. Кардинал покидает камеру. Овод кричит ему вслед: «Я не вынесу этого! Рadre, вернитесь! Вернитесь!»

Кардинал даёт согласие на военный суд. Солдаты, успевшие полюбить Овода, стреляют мимо. Наконец Риварес падает. В этот момент во дворе появляется Монтанелли. Последние слова Артура обращены к кардиналу: «Рadre… ваш бог… удовлетворён?»

Друзья Овода узнают о его расстреле.

Во время праздничной службы Монтанелли видит кровь во всём: лучах солнца, розах, красных коврах. В своей речи он обвиняет прихожан в погибели сына, принесённого кардиналом в жертву ради них, как Господь принёс в жертву Христа.

Джемма получает письмо от Овода, написанное перед казнью. Оно подтверждает, что Феличе Риварес — это Артур. «Она потеряла его. Опять потеряла!» Мартини приносит весть о кончине Монтанелли от сердечного приступа.

Трагедия Ривареса

В «Оводе» Войнич в третьей части происходит раскрытие личности главного персонажа и кульминация основной сюжетной линии. Берут под арест человека, занимающегося перевозкой оружия. Риварес отправляется в Бризигеллу, чтобы ему помочь. Джемме снова не удается доказать, что Овод — это Артур.

Овода арестовывают: мужчина потерял над собой контроль, когда во время перестрелки видит кардинала. Нужно разрешение кардинала на проведение военного суда. Во время встречи с Риваресом он оскорбляет Монтанелли.

Революционеры помогают сбежать ему, но во время побега Овод теряет сознание. Его заковывают в кандалы, несмотря на его состояние. Он просит встречи с кардиналом. Во время их встречи Овод говорит Монтанелли, что он — Артур. Мужчина ставит своего отца перед выбором: либо он, либо религия. Кардинал оставляет его.

Лоренцо дает согласие на военный суд. Ривареса приговаривают к расстрелу. Солдаты прониклись теплыми чувствами к нему и стреляли мимо. Но Артур все-таки погибает. Его последние слова были обращены к кардиналу, который пришел на расстрел.

Друзья узнали о гибели Овода. Джемме приносят записку, в которой Риварес сообщает ей, что она не ошибалась, и он — Артур. Мартини сообщает ей, что кардинал Монтанелли скончался от сердечного приступа.

«Овод» Войнич затрагивает не только тему революции, но и трудности во взаимоотношениях людей. Поэтому его следует рассматривать шире, чем просто революционное произведение.

Ссылка на основную публикацию