Микеланджело Буонарроти (1475 – 1564) – биография, интересные факты

Микеланджело Буонарроти

Фото Все

Видео Все

Микеланджело Буонарроти. “Страшный суд” / Цвет времени / Телеканал Культура

Микеланджело Буонарроти Скрижали Завета

Микеланджело Буонарроти — биография

Микеланджело Буонарроти – итальянский скульптор, архитектор, художник. Автор скульптур «Бахус», «Давид», «Пьета», статуй Лии и Рахили, Моисея и фресок, украшающих потолок Сикстинской капеллы.

Микеланджело Буонарроти называют самым удивительным и непостижимым мастером эпохи Возрождения. Он настоящий универсал – великий скульптор, гениальный живописец, поэт, архитектор, мыслитель. В его творениях присутствует хвала физической и духовной красоте человека, его поистине безграничных возможностей. Он первый из всех скульпторов был знаком со строением организма человека и высек его из мрамора, показав всем, насколько прекрасно человеческое тело. Очень много планов и идей мастера так и не были реализованы, очень много из его наследия до наших дней не сохранилось, хотя и то, что осталось после него, поражает величественностью и красотой.

Детство

Родился Микеланджело Буонарроти 6 марта 1475 года в итальянском городке Карпезе. Он стал вторым ребенком мэра этого городка Буонарроти Симони, представителя благородного рода. Предки Микеланджело по отцовской линии были очень успешными банкирами, но отец не имел больших доходов. Должность мэра приносила мало денег, но физической работой он не хотел заниматься, считал, что это унизительно для его статуса. Спустя месяц после рождения второго сына отец ушел в отставку, так как вышел срок его полномочий. Семейство приняло решение о переезде в родовое имение во Флоренции.

Портрет Микеланджело в молодости

Маму мальчика звали Франческа, она отличалась слабым здоровьем, да к тому же во время беременности умудрилась упасть с лошади. Кормить новорожденного женщина не могла, поэтому малыша отправили к кормилице, жене каменотеса, где и прошли несколько лет его жизни. Первыми игрушками Мике стали камушки и долото, мальчик научился окультуривать глыбы. Повзрослев, он заявил, что любовь к камню впитал с молоком приемной мамаши.

Мике было всего шесть, когда умерла его родная мама. От такого удара судьбы ребенок получил большой стресс, его характер полностью поменялся. Вместо доброжелательного и веселого мальчугана появился раздражительный, замкнутый и нелюдимый человечек. Отец волновался за состояние мальчика, поэтому отдал его в школу под названием «Francesco Galeota». Особого рвения к изучению школьных предметов у мальчика нет, зато появляются друзья, благодаря которым он полюбил живопись.

В возрасте тринадцати лет Микеланджело сказал, что не желает заниматься семейным делом, банкира из него не получится. Он изъявил желание продолжать изучение художественного мастерства.

В 1488-м он поступает на обучение к братьям Гирландайо, благодаря которым он научился создавать фрески и познал азы живописи.

Микеланджело учился в мастерской братьев на протяжении года, а потом решил посетить сады Медичи, где продолжил изучать скульптуру. Там он и попался на глаза итальянскому правителю Лоренцо Великолепному, который заинтересовался неординарным талантом юноши. Во время работы в садах Сан Марко Мике встречается с настоятелем церкви Нико Бичелини, который великодушно разрешает молодому человеку изучать человеческие трупы. В знак благодарности скульптор дарит священнику распятие с высеченным на нем лицом Христа. Изучение скелетов и мышц мертвых людей помогло Микеланджело хорошо рассмотреть строение тела человека, но здоровье самого скульптора было подорвано.

Творческая биография скульптора началась в 16 лет. Именно тогда он стал создателем двух рельефных скульптур – «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Эти первые работы доказали всем, что у Микеланджело необычный дар, и что в будущем его ждет колоссальный успех.

Творчество

После того, как Лоренцо Великолепный приказал долго жить, его место на престоле занял сын – Пьеро Медичи. Его политическая недальновидность привела к тому, что республиканский строй во Флоренции был разрушен. Италия терпит нападение французской армии, возглавляемой Карлом VIII. В стране начинается революция. Под натиском междоусобных фракционных войн Флоренция капитулирует. Обстановка в стране становится все более накаленной, и Микеланджело понимает, что не может работать в таких условиях. Он уезжает в Рим, затем в Венецию, где продолжает заниматься любимым делом – изучать скульптуры и древние статуи.

Скульптура «Вакх»

В 1498-м Микеланджело представляет свои новые творения – статую «Вакх» и художественную композицию под названием «Пьета», которые прославляют его имя на весь мир. Вторая композиция заняла свое место в церкви Святого Питера, и буквально через несколько дней скульптор услышал, как одна из прихожанок говорила второй, что это великолепие создал Christoforo Solari. Гнев скульптора был настолько велик, что той же ночью он проник в церковь и сделал гравировку на ленте, украшающей грудь Марии. Он написал, что авторство принадлежит Микеланджело Буонарроти из Флоренции.

Буквально на следующий день ему уже было стыдно за свою гордыню, и с тех пор он больше никогда не подписывал свои работы.

С каждой новой работой скульптор усложнял себе задачу. Ему исполнилось 26, когда он решился на воплощение в жизнь достаточно трудной задачи. Микеланджело решил высечь статую из куска испорченного мрамора высотой пять метров. Камень был просто брошен одним из его современников, который отчаялся что-нибудь из него сделать. Никто из мастеров тех лет не претендовал на эту глыбу, поэтому для Мике путь был открыт. Он работал над своим новым шедевром на протяжении трех лет, и спустя это время перед ошеломленной публикой предстала статуя Давида, во всей ее величественности. Скульптуру характеризует сочетание гармонии формы, энергии и внутренней силы. Он буквально вдохнул жизнь в этот брошенный мраморный кусок.

После окончания работы над этим шедевром, создали комиссию, которая должна была решить, где место Давиду. Тогда и встретились впервые два таланта – Микеланджело и Леонардо да Винчи. Встреча прошла не в дружеской обстановке, Леонардо на тот момент исполнилось 50, и он понимал, что перед ним потенциальный соперник. По инициативе молодого Пьеро Содерини между двумя художниками решили устроить своего рода художественное соревнование, и в качестве задания им нужно было расписать стены Большого Совета в палаццо Веккьо.

Основой сюжета для своей фрески Леонардо выбрал «Битву при Ангиари», а молодой скульптор опирался на «Битву при Кашине». Через некоторое время оба наброска были готовы и представлены на суд критиков. Но никто не решался отдать кому-нибудь предпочтение, потому что обе работы оказались настолько умелыми, что их признали равноценными.

Однако Микеланджело сумел прославиться не только талантом скульптора, но и гениального художника, поэтому его позвали на роспись римской церкви в Ватикане. Он два раза начинал работу в этой церкви. В 1508-1512-м годах живописец работал над росписью церковного потолка площадью 600 м2. Он изобразил сюжеты Ветхого Завета сначала сотворения мира и до Потопа. Художник сумел ярко передать образ первого человека – Адама. Вначале он планировал остановиться только на 12 апостолах, однако так сильно вдохновился проектом, что трудился над ним четыре года.

Портрет Микеланджело

Вначале Микеланджело помогали Джулиано Бугардини, Франсеско Гранакси и сотня подсобных работников. Но однажды он так разгневался, что уволил всех своих помощников. Художник не показывал свою работу в процессе ее создания, он не пускал в церковь даже Папу Римского, которому не терпелось посмотреть, что там получается. И только в 1511-м, после настоятельных просьб всех жаждущих полюбоваться творением его рук, художник приоткрыл таинственную завесу. Многие были потрясены увиденным, сам Рафаэль не смог скрыть своего восторга и удивления. Прославленный мастер даже попытался изменить свой собственный стиль.

Эта работа потребовала от Микеланджело много душевных и физических сил, по окончанию он написал в дневнике, что после такого титанического труда он почувствовал смертельную усталость. Ему только исполнилось 37, а он уже выглядел настоящим стариком, которого не узнавали даже друзья.

Художник жаловался, что практически ослеп, и жизнь превратилась в серое и мрачное существование.

Второй раз Микеланджело приступил к работе в капелле в 1535-м. Он начал расписывать стены помещения, и создал одну из самых знаменитых своих работ – фреску «Страшный суд». Эта работа, с Иисусом Христом в центре и обнаженными людьми со всех сторон, вызвала настоящий шквал негодования прихожан. Фигуры частично принадлежали праведникам, поднимающимся к небесам, частично грешникам, которых Харон забирает в Ад.

Фрески Сикстинской капеллы Микеланджело

Верующие протестовали не против самой картины, а против обнаженных тел, которым, по их мнению, не место в церкви. Все чаще раздавались возгласы и призывы уничтожить это творение Микеланджело. В процессе работы над полотном он свалился с лесов, и получил серьезную травму ноги. Художник воспринял это как знак, и принял решение отказаться от дальнейшего создания шедевра. Переубедить Микеланджело удалось только лучшему другу доктору, который быстро поставил мастера на ноги.

Личная жизнь

Во все времена поклонники знаменитостей интересуются не только их творчеством, но и личной жизнью. Не стал исключением и великий скульптор. Ходили слухи, что он находился в близких отношениях со своими натурщиками, то есть был гомосексуалистом. Эта версия может соответствовать действительности, потому что за всю свою долгую жизнь мастер так ни разу и не женился. Он считал, что искусство очень ревниво, и требует полной отдачи от человека. Именно его он считал своей супругой, а детьми – свои произведения.

Портрет Виттории Колонны

В жизни великого мастера была одна романтическая история, и связана она с женщиной. Ею стала маркиза Виттория Колонна, к которой Микеланджело был привязан всей душой. Она стала единственной из женщин, чье имя упоминается вместе с Микеланджело.

Их знакомство состоялось в 1536-м, когда Виттория поселилась в Риме. Спустя несколько лет она уехала в Витербо, из-за того, что ее брат восстал против Павла III. Теперь они общаются исключительно с помощью писем, которые тоже остались в истории как памятник тем годам. Историки утверждают, что их связывала исключительно платоническая любовь, Виттория так и не нарушила верность своему мужу, погибшему на поле боя. С художником маркизу связывала лишь дружба.

Смерть

Умер Микеланджело 18 февраля 1564 года в Риме. Буквально за несколько дней до завершения своего земного пути, он избавился от рисунков, набросков и незавершенных поэм. После этого пошел в небольшую церквушку Санта-Мария дель Анджели, с целью усовершенствовать изваяние Мадонны. В последнее время его преследовала мысль, что все его творения недостойны, и сам он недостоин попасть в Рай, потому что не оставил после себя ни одного потомка, только каменные изваяния. Он решил, что просто обязан довести до совершенства Мадонну, чтобы закончить с земными делами.

Памятник Микеланджело

От сильного напряжения мастер упал в обморок, и очнулся только утром на следующий день. Художник кое-как добрался домой, упал на кровать, и как только продиктовал завещание, сразу умер.

Интересные факты

В биографии известного скульптора эпохи Возрождения есть факты, которые знают немногие.

  • Микеланджело занимался изучением трупов, потому что хотел создавать свои мраморные скульптуры с мельчайшими подробностями. Чтобы этого добиться, он много времени уделял изучению анатомии и на протяжении многих ночей находился в морге монастыря.
  • Величайший из художников не любил традиционную живопись. Пейзажи и натюрморты вызывали в нем отвращение, он считал, что нечего тратить на них свое время, и проводить жизнь за созданием пустых картинок для дам.
  • Своему сломанному носу Микеланджело обязан собственному учителю. Этот факт отразил в своих дневниках Джорджо Вазари в подробностях описав происшествие.
  • Последние 15 лет своей жизни художник преодолевал сильные суставные боли. Краски, которыми работал мастер, были ядовитыми, а он годами дышал их испарениями.
  • Микеланджело прославился и как замечательный поэт, создатель сотен сонетов, которые при жизни так и не были опубликованы.
  • Слава и богатство пришли к великому итальянцу при жизни. Он узнал, что такое мировая известность, и успел насладиться ею, тогда как многие его коллеги не испытали такого счастья.

Микеланджело

Биография

Микеланджело Буонарроти – признанный гений эпохи Возрождения, который принес неоценимый вклад в сокровищницу мировой культуры.

Детство и юность

6 марта 1475 года в семье Буонарроти Симони родился второй ребенок, которого назвали Микеланджело. Отец мальчика был мэром итальянского городка Карпезе и являлся отпрыском благородного рода. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. Через месяц после рождения сына срок службы Лодовико ди Лионардо на посту мэра подошел к концу. И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции.

Франческа, мама малыша, постоянно болела, а будучи беременной, упала с лошади, поэтому не смогла самостоятельно выкармливать младенца. Из-за этого крошечного Мике поручили кормилице, и первые годы его жизни прошли в семье каменотеса. Малыш с раннего детства играл с камушками и долотом, пристрастившись к окультуриванию глыб. Когда мальчик подрос, то частенько говорил, что своим талантом обязан молоку приемной матери.

Родная мама мальчика умерла, когда Мике исполнилось 6 лет. Это так сильно повлияло на психику ребенка, что он становится замкнутым, раздражительным и нелюдимым. Отец, беспокоясь за душевное состояние сына, отдает его в школу «Francesco Galeota». Рвения к грамматике ученик не проявляет, зато заводит друзей, которые прививают ему любовь к живописи.

Happy Birthday Michelangelo (1475-1564)

В 13-летнем возрасте Микеланджело объявил отцу, что продолжать семейное финансовое дело не намерен, а будет обучаться художественному мастерству. Таким образом, в 1488 году подросток становится учеником братьев Гирландайо, которые приобщают его к искусству создания фресок и прививают азы живописи.

В мастерской Ghirlandaio провел год, после чего отправился изучать скульптуры в садах Медичи, где талантом юноши заинтересовался правитель Италии Лоренцо Великолепный. Теперь биография Микеланджело пополнилась знакомством с молодыми Медичи, которые потом стали римскими папами. Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа. Изучая скелеты и мышцы мертвых тел, Микеланджело досконально познакомился со строением человеческого тела, но подорвал собственное здоровье.

В 16 лет юноша создает две первые рельефные скульптуры – “Мадонну у лестницы” и “Битву Кентавров”. Эти первые барельефы, вышедшие из-под его рук, доказывают, что юный мастер наделен необычайным даром, и его ожидает блестящее будущее.

Творчество

После смерти Лоренцо Медичи на престол взошел его сын Пьеро, который политической недальновидностью разрушил республиканский строй Флоренции. В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. В стране вспыхивает революция. Флоренция, раздираемая междоусобными фракционными войнами, не выдерживает военного натиска и сдается. Политическая и внутренняя обстановка в Италии накаляется до предела, что отнюдь не способствует творчеству Микеланджело. Мужчина отправляется в Венецию и Рим, где продолжает обучение и изучает статуи и скульптуры древности.

В 1498 году скульптор создал статую «Вакх» и композицию «Пьета», которые приносят ему мировую известность. Скульптуру, где юная Мария держит на руках мертвого Иисуса, разместили в церкови Святого Питера. Через несколько дней Микеланджело услышал разговор одного из паломников, который заявлял, что композиция «Пьета» создана Christoforo Solari. Этой же ночью юный мастер, охваченный гневом, пробрался в церковь и высек надпись на нагрудной ленте Марии. Гравировка гласила: «MICHEL ANGELUS BONAROTUS FLORENT FACIBAT – это сделал Микеланджело Буонароти, Флоренция».

Чуть позже он раскаялся в своем приступе гордыни и решил больше не подписывать свои работы.

Giudizio universale Michelangelo Buonarroti

В 26 лет Мике взялся за невероятно трудную работу – высечение статуи из 5-метровой глыбы испорченного мрамора. Один из его современников, не создав ничего интересного, просто бросил камень. Больше никто из мастеров не был готов облагородить искалеченный мрамор. Только Микеланджело не побоялся трудностей и спустя три года явил миру величественную статую Давида. Этот шедевр обладает невероятной гармонией форм, наполнен энергией и внутренней силой. Скульптор сумел вдохнуть жизнь в холодный кусок мрамора.

Когда мастер закончил работу над скульптурой, была создана комиссия, которая определила место размещения шедевра. Здесь состоялась первая встреча Микеланджело с Леонардо да Винчи. Эту встречу нельзя было назвать дружественной, ведь 50-летний Леонардо сильно проигрывал молодому скульптору и даже возвел Микеланджело в ряды соперников. Увидев это, молодой Пьеро Содерини устраивает соревнование между художниками, поручив им роспись стен Большого Совета в палаццо Веккьо.

Да Винчи начал работу над фреской по сюжету «Битва при Ангиари», а Микеланджело взял за основу «Битву при Кашине». Когда 2 наброска выставили на всеобщее обозрение, то никто из критиков не смог отдать предпочтение ни одному из них. Оба картона оказались изготовлены так умело, что чаша справедливости уравняла талант мастеров кисти и красок.

Так как Микеланджело слыл еще и гениальным художником, его попросили расписать потолок одной из римских церквей в Ватикане. За эту работу живописец принимался дважды. С 1508 по 1512 года разрисовал потолок церкви, площадь которого составляла 600 кв. метров, сюжетами из Ветхого Завета от момента Сотворения мира до Потопа. Ярчайшим образом здесь выступает первый человек – Адам. Изначально Мике планировал нарисовать только 12 Апостолов, но проект настолько сильно вдохновил мастера, что он посвятил ему 4 года жизни.

Сперва художник расписывал потолок вместе с Франсеско Гранакси, Джулиано Бугардини и сотней чернорабочих, но потом в припадке гнева уволил подручных. Моменты создания шедевра он скрывал даже от папы римского, который неоднократно порывался посмотреть на роспись. В конце 1511 Микеланджело настолько измучили просьбы жаждущих увидеть творение, что приоткрыл завесу тайны. Увиденное потрясло воображение многих людей. Даже Рафаэль, находясь под впечатлением от этой росписи, частично изменил собственный стиль письма.

Работа в Сикстинской капелле настолько утомила великого скульптора, что он пишет в своем дневнике следующее:

«После четырех замученных лет, сделав более чем 400 фигур в натуральную величину, я чувствовал себя настолько старым и уставшим. Мне было только 37, а все друзья уже не узнавали старика, которым я стал».

Michelangelo Buonarroti (1475-1564) (Detail) “David”

Также он пишет, что от напряженной работы его глаза почти перестали видеть, а жизнь стала мрачной и серой.

В 1535 году Микеланджело вновь берется за роспись стен в Сикстинской капелле. На этот раз он создает фреску «Страшный Суд», которая вызвала бурю негодования среди прихожан. В центре композиции изображен Иисус Христос, окруженный обнаженными людьми. Эти человеческие фигуры символизируют грешников и праведников. Души правоверных поднимаются в небеса к ангелам, а души грешников собирает на своей ладье Харон и гонит их в Ад.

Протест верующих вызвала не сама картина, а именно обнаженные тела, которые не должны находиться в святом месте. Неоднократно звучали призывы к уничтожению крупнейшей фрески итальянского Возрождения. Во время работы над картиной художник упал с лесов, сильно повредив ногу. Эмоциональный мужчина увидел в этом божественный знак и решил отказаться от работы. Переубедить его смог только лучший друг, а по совместительству доктор, который помог больному исцелиться.

Личная жизнь

Вокруг личной жизни знаменитого скульптора всегда ходило множество слухов. Ему предписывают различные близкие отношения со своими натурщиками. В поддержку версии о гомосексуализме Микеланджело говорит и тот факт, что он никогда не был женат. Сам он объяснял это следующим образом:

«Искусство – ревниво и требует всего человека. Я имею супругу, которой весь принадлежу, а мои дети – это мои произведения».

Точное подтверждение у историков находят его романтические отношения с маркизой Витторией Колонна. Эта женщина, отличавшаяся незаурядным умом, заслужила любовь и глубокую привязанность Микеланджело. Более того, маркиза Пескара считается единственной женщиной, чье имя связано с великим художником.

Известно, что познакомились они в 1536 году, когда маркиза прибыла в Рим. Через несколько лет женщина была вынуждена покинуть город и отправиться в Витербо. Причиной послужило восстание ее брата против Павла III. С этого момента начинается переписка Микеланджело и Виттории, которая стала настоящим памятником исторической эпохи. Считается, что отношения Микеланджело и Виттории носили лишь характер платонической любви. Оставаясь преданной погибшему в бою мужу, маркиза испытывала к художнику лишь дружеские чувства.

Смерть

Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564. За несколько дней до смерти художник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Затем он направился в крохотную церковь Санта-Мария дель Анджели, где хотел довести до совершенства скульптуру Мадонны. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога. И сам он не достоин встречи с Раем, так как не оставил после себя потомков, за исключением бездушных каменных изваяний. Мике хотел в последние свои дни вдохнуть жизнь в статую Мадонны, чтобы таким образом завершить земные дела.

Но в церкви от перенапряжения он потерял сознание, а очнулся к утру следующего дня. Добравшись до дома, мужчина падает в кровать, диктует завещание и испускает дух.

Творческие страдания и платоническая любовь Микеланджело Буонарроти: Несколько увлекательных страниц из жизни гения

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Воплощая в жизнь творческие проекты, мастер мог годами находиться в каменоломнях, где выбирал подходящие глыбы мрамора и прокладывал дороги для их перевозки. Микеланджело пытался сделать все собственноручно, он был и инженером, и чернорабочим, и каменотесом.

Жизненный путь великого Буонарроти был полон удивительных трудовых подвигов, которые он совершал, скорбя и страдая, словно бы не по своей воле, а вынуждаемый своим гением. И отличаясь резким и чрезвычайно сильным характером, он имел волю тверже самого гранита.

Детство Мике

В марте 1475 года в семье бедного дворянина родился второй сын из пяти мальчиков. Когда Мике было 6 лет, его мать, измученная частыми беременностями, умерла. И эта трагедия оставила неизгладимый след на психологическом состоянии мальчугана, чем и объяснялась его замкнутость, раздражительность и нелюдимость.

Отец Мике не долго горевал по своей супруге и, женившись снова, отдал сына на воспитание в приемную семью кормилицы, которая вскармливала Мике в младенчестве. Ее муж был каменотесом, и первые навыки в ваянии будущий гений получил именно от приемного отца.

Становление юного художника

Достигнув 13-летнего возраста, Мике заявил родному отцу, который хотел дать сыну достойное финансовое образование, что намерен обучаться художественному ремеслу.
И тому ничего не оставалось, как отправить сына на обучение к мастеру Доменико Гирлaндайо.

По истечению года Микеланджело поступает в художественное училище, где его сразу заметил Лоренцо Медичи, правитель Флоренции, который и взял под свое покровительство юного художника: поселил у себя в доме, обеспечивал дорогими заказами и ввел в неоплатонический кружок философов и литераторов.

Уже в 1490 году стали поговаривать об исключительном даровании совсем еще юного Микеланджело Буонарроти, а было ему в то время всего лишь 15 лет. А через два года на счету начинающего скульптора уже были мраморные рельефы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров».

Трагедия творчества гениального мастера

Практически весь свой творческий потенциал Микеланджело положил на сложнейшие и трудоемкие заказы Римских пап, правящих в то время: девять из тринадцати приглашали гениального творца для оформления храмов Рима и Ватикана.

Трагедия мастера заключалась в том, что ему, гениальному скульптору, потрясающе чувствовавшему природу мрамора, приходилось подчиняться прихотям покровителей-пап и заниматься живописью, архитектурой, бронзовым литьем и созданием фресок. Поэтому множество грандиозных планов и идей он так и не смог воплотить в жизнь.

Статуи Микеланджело, как титаны, хранящие свою каменную природу, всегда отличались монолитностью и вместе с тем изяществом. Сам же скульптор утверждал, что “хороша та скульптура, которую можно скатить с горы и у нее не отколется ни одна часть”.

Единственный шедевр гения с его автографом

В 1499 году 24-летний художник изваял из глыбы розового мрамора композицию «Пьета», после чего о нем заговорили как о гениальном мастере Италии. На этом шедевре в первый и последний раз Буонарроти оставил свой автограф. Он высек на нагрудной ленте Мадонны, держащей на своих коленях умершего Иисуса, надпись, которая гласила: «МИКЕЛАНДЖЕЛО БУОНАРРОТИ ФЛОРЕНТИЕЦ ИСПОЛНИЛ».

Эту подпись он сделал в порыве гнева на посетителей храма, которые приписали его творение другому скульптору. А немногим позже мастер раскаялся в своем приступе гордыни и больше никогда не подписал ни одну из своих работ.

4-летний каторжный труд над фресками Сикстинской капеллы

В 33 года Микеланджело начнет свой титанический труд над величайшим достижением в области живописи – фресками Сикстинской капеллы. Роспись общей площадью в 600 квадратных метров была взята из сюжетов Ветхого Завета: от момента Сотворения мира до Всемирного Потопа.

Изначально было запланировано написать только образы 12 Апостолов, но проект настолько сильно вдохновил мастера, что он посвятил ему четыре года жизни.
Вначале работ живописец работал еще с двумя художниками и сотней чернорабочих, но потом в приступе гнева разогнал всех подручных и остался один.

Работа над этой росписью была для художника изнурительной и сложной. Даже леса ему приходилось мастерить самому. И лежа на них изо дня в день на протяжении четырех лет, он расписывал потолок Сикстинской капеллы в одиночку.

По окончании работ мастер практически ослеп от того, что ядовитая краска при работе постоянно капала в его глаза, а ее испарения полностью подорвали здоровье великого мастера.

«После четырех замученных лет, сделав более чем 400 фигур в натуральную величину, я чувствовал себя настолько старым и уставшим. Мне было только 37, а все друзья уже не узнавали старика, которым я стал» .

Личная жизнь художника, окутанная тайнами и домыслами.

Вокруг личной жизни знаменитого скульптора всегда ходило множество слухов.
Биографы констатировали, что ввиду того что Микеланджело был лишен материнской любви, у него не складывались отношения с женщинами.

Зато ему приписывали различные близкие отношения со своими натурщиками. В подтверждение версии о гомосексуализме Микеланджело говорил лишь тот факт, что он никогда не был женат. Сам же он объяснял это следующим образом: «Искусство ревниво, – говорил Микеланжело, – и требует всего человека. Я имею супругу, которой весь принадлежу, и мои дети – это мои произведения».

Некоторые исследователи считали, что Микеланджело вообще избегал физического секса будь то с женщинами или с мужчинами. Иные же считали его бисексуалом. Однако, как художник он предпочитал мужскую наготу женской, а в его любовных сонетах, посвященных преимущественно мужчинам, явно присутствуют гомоэротические мотивы.

Первые упоминания романтического характера появятся лишь тогда, когда Микеланджело будет уже за пятьдесят. Познакомившись с молодым человеком по имени Томмасо де’Кавалиери, мастер посвящает ему многочисленные любовные поэмы. Но этот факт не является достоверным свидетельством их интимной связи, так как разглашать об этом на весь мир посредством любовной поэзии было опасно по тем временам даже для Микеланджело, который в молодости дважды подвергался гомосексуальному шантажу и научился осторожности.

Но одно достоверно точно, что этих двух людей связывала глубокая дружба и духовная близость до самой смерти мастера. Именно Томассо до последнего вздоха сидел у постели умирающего друга.

Когда художнику было уже под 60 судьба его свела с талантливой поэтессой по имени Виттория Колонна, внучкой герцога Урбанского и вдовой знаменитого полководца маркиза Пескаро. Лишь эта 47-летняя женщина, отличающаяся сильным мужским характером и обладающая необыкновенным умом и врожденным тактом, смогла понять в полной мере душевное состояние одинокого гения.

На протяжении десяти лет до самой ее смерти они постоянно общались, обменивались стихами, вели переписку, которая стала настоящим памятником исторической эпохи.

Известно, что отношения Микеланджело и Виттории носили лишь характер платонической любви. Оставаясь преданной погибшему мужу, маркиза испытывала к художнику лишь теплые дружеские чувства. Существуют то ли свидетельства, то ли слухи, что он несколько раз делал ей предложение. Но она оставалась верной памяти своего погибшего мужа и непоколебимой по отношению к новому браку.

Ее смерть явилась тяжелой утратой для художника, который до конца своих дней жалел, что поцеловал лишь руку прекрасной возлюбленной, а ему так хотелось поцеловать её в уста, но он “не смел осквернить своим смрадным прикосновением её прекрасные и свежие черты”.

Он посвятил посмертный сонет любимой женщине, который стал последним в его поэтическом творчестве.

Смерть гения

Умер гениальный художник в 89-летнем возрасте в Риме. Предчувствуя свой конец, он сжег наброски, рисунки и недописанные поэтические творения. После чего решил окончить начатую скульптурную работу в одной из церквей Рима – вдохнуть жизнь в статую Мадонны, чтобы таким образом завершить земные дела. Но во время работы мастер потерял сознание и, очнувшись лишь на утро следующего дня, еле добрался до своего дома.

Умирая, продиктовал краткое завещание, как и в жизни, он не любил многословия. «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным» .Тело его погребено в церкви Санта-Кроче во Флоренции.

Микеланджело еще при жизни был почитаем поклонниками и наслаждался огромной популярностью, чего не имели многие его коллеги.

Так, венец творчества гениального мастера Возрождения – величественная статуя “Давида” , перевоплощенная из 5-метровой глыбы испорченного мрамора в шедевр, прославила его на весь мир и до сих пор считается одним из самых известных и совершенных произведений искусства.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Великий гений Микеланджело Буонарроти

Микеланджело Буонарроти – один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Он еще при жизни получил признание и считался гением мирового значения.

Родившись 6 марта 1475 года, он прожил долгую жизнь, умерев в 1564 г. За свои 88 лет он создал столько великолепных работ, что их хватило бы на добрый десяток талантливых людей. Кроме того, что Микеланджело Буонарроти был великим художником, скульптором и архитектором, он является также крупнейшим мыслителем и известным поэтом Ренессанса.

Наверняка все видели знаменитые скульптуры Давида и Моисея, а также потрясающие фрески потолка Сикстинской капеллы. К слову статуя «Давид», по словам великих современников мастера, «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Она и до сих пор считается одним из самых известных и совершенных произведений искусства.

Портрет Микеланджело Буонарроти

Любопытно, что этот выдающийся деятель обладал весьма неказистой внешностью. Подобная ситуация обстояла и с внешностью другого гения – Александра Пушкина, о котором мы уже писали. Может именно поэтому Микеланджело не оставил ни одного автопортрета, как это делали многие художники?

По описанию людей, знавших мастера, он имел редкие, немного вьющиеся волосы, жиденькую бороденку, круглое лицо с квадратным лбом и впалыми щеками.

Но это совершенно не мешало правителям того времени и самым знатным людям с благоговейным трепетом относиться к невиданному до тех пор гению искусства.

Итак, вашему вниманию предлагаются интересные факты из жизни великого Микеланджело Буонарроти.

История одной фальшивки

В Древнем Риме знатные и богатые граждане жаловались, что в продаже стало появляться слишком много различных подделок еще более древних шедевров искусства.

Во времена великого итальянца, о котором мы рассказываем, этим также грешили талантливые умельцы.

Однажды Микеланджело сделал копию одной известной греческой статуи. Она была очень хороша, и близкий друг сказал ему: «Если ты закопаешь ее в землю, то через несколько лет она буде выглядеть как оригинал».

Недолго думая молодой еще гений последовал этому совету. И действительно, в прошествии некоторого времени он весьма удачно и за высокую цену продал «древнюю скульптуру».

Как видите, история фальшивок и всевозможных подделок стара, как мир.

Флорентиец Микеланджело Буонарроти

Известно, что Микеланджело никогда не подписывал своих произведений. Однако тут имеется единственное исключение. Он подписал скульптурную композицию «Пьета». Говорят, что это происходило следующим образом.

Когда шедевр был готов и выставлен на всеобщее обозрение, молодой 25-летний мастер затерялся в толпе и пытался определить, какое впечатление оказывает его работа на народ.

И вот к своему ужасу он услышал, как двое жителей итальянского города Милана активно рассуждали о том, что такую дивную вещь мог создать только их земляк.

А в то время между культурными центрами Европы происходили настоящие состязания за звание наиболее престижных и плодовитых, в плане гениев, городов.

Будучи же коренным жителем Флоренции, наш герой не стерпел гнусного обвинения в том, что он миланец и пробрался ночью в собор, прихватив с собой необходимые резцы и прочие инструменты. При свете лампы он высек на поясе Мадонны гордую надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец».

После этого никто не смел «приватизировать» происхождение великого мастера. Однако говорят, что он потом жалел об этой вспышке гордости.

Кстати, вас может заинтересовать один забавный случай из жизни Тициана, также великого художника эпохи Возрождения.

«Страшный суд» Микеланджело

Когда художник работал над фреской «Страшный суд», римский папа Павел III нередко посещал его и наблюдал за продвижением дела. Нередко он приходил смотреть фреску со своим церемониймейстером Бьяджо да Чезена.

Однажды Павел III спросил у Чезена о том, как ему нравится создаваемая фреска.

– Ваша светлость, – отвечал церемониймейстер, – эти изображения скорее подходят для какого-нибудь трактира, а не для вашей святой капеллы.

Услышав это оскорбление, Микеланджело Буонарроти на фреске изобразил своего критика в виде царя Миноса, судьи душ умерших. У него были ослиные уши и обмотанная змеей шея.

В следующий раз Чезена сразу же заметил, что этот образ написан с него. Придя в ярость, он настойчиво просил папу Павла, чтобы тот приказал Микеланджело стереть его изображение.

Но римский папа, забавляясь бессильной злобой своего придворного сказал:

– Мое влияние распространяется только на небесные силы, а над представителями ада я, к сожалению, не имею никакой власти.

Таким образом, он намекал, что Чезара должен был сам найти общий язык с художником и обо всем договориться.

По трупам к искусству

В начале своего творческого пути Микеланджело Буонарроти очень слабо разбирался в особенностях строения человеческого тела. Но его сильно привлекала данная тема, ведь чтобы стать хорошим скульптором и художником нужно было безупречно знать анатомию.

Интересно, что для восполнения недостающих знаний юный мастер много времени проводил в морге, который находился при монастыре, где он изучал трупы умерших людей. К слову сказать, великий Леонардо да Винчи промышлял в своих научных изысканиях подобным образом.

Сломанный нос Микеланджело

Гениальные способности будущего мастера проявились очень рано. Обучаясь в школе скульпторов, которой покровительствовал сам Лоренцо де Медичи, глава Флорентийской республики, он нажил себе немало врагов не только необычным дарованием, но и упрямым характером.

Известно, что однажды один из учителей по имени Пьетро Торриджано ударом кулака сломал нос Микеланджело Буонарроти. Говорят, что он не совладал собой из-за дикой зависти к талантливому ученику.

Разные факты о Микеланджело

Интересен факт, что великий гений до 60 лет не имел близких отношений с женщинами. По всей видимости, искусство всецело поглотило его, и всю свою энергию он направил только для служения призванию.

Однако в 60 лет он повстречал 47-летнюю вдову, которую звали Виктория Колонна, маркиза Пескара. Но даже тогда, когда он писал ей множество сонетов исполненных сладостной тоски, по мнению многих биографов у них не было более близких отношений, чем платоническая любовь.

Когда Микеланджело Буонарроти работал над фресками Сикстинской капеллы, он серьезно подорвал свое здоровье. Дело в том, что он без помощников, целых 4 года не покладая рук трудился над этим мировым шедевром.

Свидетели сообщают, что он неделями мог не снимать обувь и, забывая о сне и еде, расписывал тысячи квадратных метров потолка собственноручно. При всем этом он дышал вредными парами красок, которые, к тому же, постоянно попадали в глаза.

Напоследок стоит лишь добавить, что Микеланджело отличался резким и чрезвычайно сильным характером. Его воля была тверже гранита, и этот факт признавали многие современники, имевшие с ним дело.

Рассказывают, что Лев X говорил про Микеланджело: «Он страшен. С ним нельзя иметь дела!».

Чем мог великий скульптор и художник так запугать всемогущего римского папу – неизвестно.

Произведения Микеланджело

Предлагаем вам ознакомиться с самыми известными произведениями Микеланджело. Многие работы мастер делал без всяких набросков и эскизов, а просто так, держа в голове готовую модель.

Страшный Суд

Фреска Микеланджело на алтарной стене Сикстинской капеллы в Ватикане.

Потолок Сикстинской капеллы

Известнейший цикл фресок Микеланджело.

Давид

Мраморная статуя работы Микеланджело в Академии изящных искусств во Флоренции.

Бахус

Мраморная скульптура в музее Барджелло.

Мадонна Брюгге

Мраморная статуя Мадонны с младенцем Христом в церкви Богоматери Нотр-Дам.

Мучения Святого Антония

Итальянская картина 12-ти или 13-летнего Микеланджело: самая ранняя работа маэстро.

Мадонна Дони

Круглая по форме картина (тондо) 120 см в диаметре с изображением Святого Семейства.

Пьета

«Пьета» или «Оплакивание Христа» – единственная работа, которую маэстро подписал.

Моисей

Мраморная статуя высотой 235 см, которая занимает центральное место в скульптурной гробнице папы Юлия II в Риме.

Распятие Святого Петра

Фреска в Апостольском дворце Ватикана, в Капелле Паолина.

Лестница в библиотеке Лауренциана

Одно из величайших архитектурных свершений Микеланджело — лестница Лауренцианы, которая напоминает поток лавы (поток мысли).

Проект купола Собора Святого Петра

По причине смерти Микеланджело, строительство купола заканчивал Джакомо Делла Порта, сохранив замыслы маэстро без отступлений.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Микеланджело — величайший в мире скульптор: биография и произведения итальянского художника

Микеланджело (Michelangelo; родился 6 марта 1475 г. — умер18 февраля 1564 г.) был великим итальянским художником эпохи Возрождения: скульптором, архитектором, живописцем, литератором и философом. Работы Микеланджело еще при жизни гениального мастера были признаны шедеврами, а сам он первым из деятелей европейского искусства удостоился чести написания подробной биографии.

Микеланджело прожил долгую насыщенную интересными событиями жизнь и внес огромный вклад в мировую культуру. Его имя стоит в одном ряду с двумя другими величайшими фигурами Ренессанса: Рафаэлем (Raffaello Santi) и Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), а гениальные произведения художника уже в течение 5 столетий считаются образцами совершенства в изобразительном искусстве.

Биография Микеланджело

Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони появился на свет в понедельник, 6 марта 1475 года в небольшом городке Капрезе недалеко от Флоренции. Он был вторым ребенком в семье потомственного банкира аристократического происхождения Лодовико Буонарроти. Мать мальчика умерла, когда ему едва исполнилось 6 лет и отец женился во второй раз, а сына отдал на воспитание деревенской супружеской паре Тополино. Юный гений рано научился обращаться с глиной и проявил недюжинные способности к искусству.

В 1488 году отец отправил Микеланджело на обучение флорентийскому художнику Доменико Гирландайо (Domenico Ghirlandaio), который научил мальчика азам живописи. Но подростка больше интересовала скульптура, поэтому через год он перебрался в школу Бертольдо ди Джованни (Bertoldo di Giovanni), которой покровительствовал могущественный Лоренцо де Медичи (Lorenzo de Medici). Всесильный хозяин Флоренции моментально разглядел талант паренька и взял его под личное покровительство. Но в 1492 году Лоренцо умер, а Микеланджело был вынужден вернуться домой к отцу.

1495 год стал знаковым в жизни художника. Он получил первый крупный заказ на изготовление скульптурных композиций для ковчега мощей святого Доминика в Болонье и обрел известность по всей Италии. В 1496 году Микеланджело по приглашению кардинала Рафаэля Риарио (Raffaele Riario) переехал в Рим и прожил там 5 лет, создавая многочисленные скульптуры для папского престола и городских храмов.

На протяжении всей жизни Микеланджело часто переезжал из Флоренции в Рим и обратно. Его приглашали в столицу главы католической церкви и делали объемные заказы. В общей сложности художнику пришлось сотрудничать с девятью римскими папами, каждый из которых высоко ценил гения.

Помимо скульптурных работ Микеланджело много времени уделял созданию фресок. Росписью потолка Сикстинской капеллы мастер занимался целых 4 года, но результат превзошел самые смелые ожидания заказчиков. Эта грандиозная композиция включает более 300 тщательно прорисованных фигур, ею ежегодно любуются миллионы туристов, приезжающие в Рим.

Значительный вклад внес Микеланджело и в мировую литературу. Он оставил потомкам более 300 сонетов на любовно-философскую тематику. Практически все свои стихотворные произведения мастер посвящал поэтессе Виттории Колонне (Vittoria Colonna), с которой дружил около 40 лет. Но их отношения были сугубо платоническими, Микеланджело никогда не был женат и тщательно скрывал от посторонних свою личную жизнь.

С середины 1540-х годов художник получает большое количество архитектурных заказов. К числу знаменитых работ мастера относятся создание дворцового фасада Палаццо Фарнезе и нового убранства римского Капитолия. Но всемирную славу гению принесло его главное архитектурное творение — собор Святого Петра.

Именно Микеланджело принадлежит главная идея проекта знаменитого центральнокупольного сооружения. В общей сложности он руководил архитектурными работами в главном католическом храме мира 18 лет, а закончилось строительство собора уже после смерти гения в начале XVII века.

Творческое наследие Микеланджело в живописи заметно уступает по объему многочисленным скульптурным и архитектурным работам. До наших дней сохранилось всего несколько картин великого мастера, которыми он не особенно гордился. Зато гениальный художник оставил потомкам огромное количество сделанных собственноручно эскизов. Он создавал их сотнями в процессе работы над скульптурами и архитектурными проектами на протяжении всей жизни. Рисунки гения и сегодня поражают ценителей искусства величавостью форм и благородством стиля.

Микеланджело умер 18 февраля 1564 года в возрасте 88 лет. После смерти мастера Папа римский Пий IV отдал распоряжение построить для него роскошную гробницу в соборе Святого Петра, но этим планам не суждено было сбыться. Тело гения через 5 месяцев перевезли во Флоренцию и с большим почетом захоронили в базилике Санта-Кроче, рядом с останками другого великого итальянца Никколо Макиавелли (Niccolò Machiavelli).

Над созданием уникальной гробницы Микеланджело трудились сразу 5 известных художников:

  • Джорджо Вазари (Giorgio Vasari);
  • Баттиста Лоренци (Battista Lorenzi);
  • Джованни делла Опера (Giovanni della Opera);
  • Валерио Чоли (Valerio Cioli);
  • Джованни Баттиста Нальдини (Giovanni Battista Naldini).

Самые известные произведения Микеланджело

Многие произведения Микеланджело хорошо знакомы каждому образованному человеку. Они давно причислены к величайшим шедеврам мирового искусства и считаются воистину бесценными. Среди творений гения особо выделяются следующие работы:

  • «Пьета» (Оплакивание Христа) (1499) — первая и самая знаменитая Пьета художника, безупречно проработанная до мельчайших деталей сложная скульптурная композиция. Копии этой работы сегодня украшают десятки католических храмов по всему миру.
  • «Давид» (1504) — огромная пятиметровая статуя кругового обзора, грандиозный символ искусства эпохи Возрождения. По преданию, Микеланджело так понравилась эта работа, что он в сердцах воскликнул, обращаясь к изображенному герою: «Почему ты молчишь!» Почти 370 лет статуя украшала площадь перед Палаццо Веккьо во Флоренции, а сегодня находится в Академии изящных искусств.
  • «Роспись свода Сикстинской капеллы» (1508-1512) — масштабная фреска на тему Ветхого Завета в центральном зале старинного здания. Самый популярный среди туристов экспонат среди всех музеев Ватикана и гордость католической церкви
  • «Моисей» (1515) — центральная статуя гробницы Папы римского Юлия IV. Ветхозаветный пророк изображен в оригинальной манере с двумя небольшими костяными наростами на голове. По мнению искусствоведов это объясняется неправильным переводом с иврита слова cornuta («рогатый» вместо «лучезарный») в Библиях XVI века.
  • «Купол храма Святого Петра» (1546-1564) — величайший архитектурный шедевр гения, самая грандиозная часть священного здания для католиков всей Земли и самый высокий в мире купол. Окончательно завершили работу мастера его ученики через 26 лет после смерти художника.

На портале Very Important Lot ценители искусства со всего мира имеют возможность не только почитать интересные статьи в блоге, но и принять участие в арт-аукционах. Здесь же можно купить картины и скульптуры у современных художников без посредников.

Микеланджело: биография и творчество художника

  • 14 Декабря, 2019
  • Искусство
  • Prekrasnaya Pysatelnytsa

Возможно ли, чтобы человек обладал несколькими способностями?! Да, возможно. Таким был Микеланджело Буонарроти. Биография и творчество великого художника вдохновляют многих людей. Он является ярким примером того, что можно реализовать себя в нескольких видах деятельности. Каждый человек может все в этой жизни, но многие ленятся что-либо предпринимать и делать. Великий деятель искусства имел творческое начало, эстетическое восприятие, мудрость и уникальное видение этого мира. Он каждый раз совершенствовал свои таланты, их приумножал, не боялся показать миру свою гениальность и за это получил признание.

Происхождение гения искусства

Биография Микеланджело Буонарроти начинается в итальянском маленьком городке Капрезе в Тоскане. Здесь он родился в 1475 году. Его родители хоть и влиятельные, благородного рода (древний род графов Каносса) люди, но жили бедно. На то время должность мэра была малодоходной. А отец Микеланджело как раз занимал этот чин в родном городке. Ему казалось унизительным работать на физической работе. Поэтому он не менял вид деятельности, и семье приходилось кое-как выживать. Когда новорожденному Микеланджело исполнился месяц, закончилась служба у отца. Семья переезжает на новое место жительства возле Флоренции.

Потеря матери

Франческа ди Нери ди Миниато дель Сиена – мама будущего знаменитого живописца. Она рано вышла замуж, умерла от истощения организма, когда малышу было 6 лет. На него сильно повлияло это известие. Он по-детски переживал, начал вести себя отчужденно, замкнулся в себе. Отец беспокоился о малыше. Ему было тревожно, что душевное состояние сына только ухудшалось. И отец, чтобы хоть как-то отвлечь ребенка от страданий, отдает его в школу. Школа называется Francesco Galeota. Здесь он заводит дружбу с любителями живописи. Они прививают ему интерес к этому виду деятельности.

Юность

В возрасте около 13 лет Микеланджело объявляет отцу, что у него есть стремление обучаться художественному искусству. Он не намерен продолжать финансовое семейное дело и хочет реализовать себя в творчестве. Конечно, в первое время отец серьезно к этому не относился, но потом понял, что действительно у его ребенка необыкновенный талант, который нужно развивать. Так, с 1488 по 1489 год Микеланджело обучается у братьев Гирландайо. От них он получает знания по искусству создания фресок, базовые знания живописи.

После этого будущий скульптор отправляется изучать скульптуры в садах Медичи. С этого момента жизнь Микеланджело становится более насыщенной и интересной. Он начинает упорно работать над развитием своих способностей, и юношу замечает Лоренцо Великолепный. На то время Лоренцо управлял Италией. Великого правителя заинтересовал талант молодого человека. И среди знакомых Микеланджело появляются выдающиеся личности – молодые Медичи, которые впоследствии становятся высшими религиозными деятелями.

В садах Сан-Марко Микеланджело изучал человеческие трупы. Ему дал на это разрешение настоятель церкви – Нико Бичелини. Молодой скульптор не остался в долгу и за это подарил священнику распятие Христа.

Первые успешные работы Микеланджело

В возрасте 16-17 лет он создает свои первые барельефы. Это известные сейчас всему миру «Мадонна у лестницы» и «Битва Кентавров». После первых творений сразу же стало понятно, что он будет популярной личностью.

«Мадонна у лестницы» – это первое творение, высеченное из мрамора. Микеланджело в эту скульптуру добавил свою «изюминку», свой шарм. Поражает каждая деталь барельефа. Идеально видны все изгибы, из-за этого ощущается пластичность образов. Только великий мастер способен на такую изысканную работу.

«Мадонна у лестницы»» – творение, которое отличается от других привычных скульптур. В биографии Микеланджело прослеживается неординарный подход к своей работе. Пресвятая Дева является основой этой скульптуры. В образ Богоматери художник вложил всю свою душу. У него Она получилась серьезной, сосредоточенной и величавой. Ощущается некая нотка героизма, чувствуется переживание, но при этом все внешне спокойно.

Точность, высокая рельефность, удачные сочетания образов – так можно охарактеризовать барельеф “Битва кентавров”. Грамотно подчеркнуты все фигуры: мальчик, который пытается бросить камень, старец с камнем в руках, поверженный кентавр, раненый юноша, обозленная толпа кентавров.

Примечательно, что этот барельеф Микеланджело сотворил, когда ему было около 17 лет. Как можно показать весь накал сражения, когда мастер этого не видел? Такую работу выполнить сложно, но он справился. Буонарроти продемонстрировал свое мастерство и талант. При создании композиции применен разной обработки мрамор, есть отшлифованный и неотшлифованный камень. С помощью объемности всех фигур автор передал динамику образов. Зритель может ощутить всю жестокость сражения.

Время “застоя” в творчестве Микеланджело

Каждое событие, которое происходит в государстве, влияет на жизнь человека и его успешность. То, что происходило с Италией, негативно отразилось на биографии Микеланджело. В творчестве наступает время “застоя”. Он, как яркая и творческая личность, стремился к успешной, лучшей жизни. Но события в Италии неблагоприятно влияли на творческий процесс. Неумелое, неосознанное политическое правление Пьеро, который пришел к власти после смерти отца Лоренцо Медичи, приводит к началу военных действий. На Италию наступает французская армия, люди начинают бунтовать, Флоренция сдается, прекращает вести борьбу. Политическая и внутренняя обстановка только ухудшается. Микеланджело в этот период ничего гениального не создает. По этой причине он решает отправиться в Венецию и Рим. Там он изучает древние скульптуры, статуи, получает новые знания.

Новые шедевры Микеланджело

Мировая известность к талантливому деятелю приходит около 1498 года. Это время нового подьема в биографии Микеланджело Буонарроти. Краткое описание творений мастера, представленное в статье, лишь слегка приоткрывает завесу над тайной его высочайшего нового искусства. В этот период приходит к нему вдохновение, и он создает статую «Вакх», композицию «Пьета».

Влиятельные личности и знаменитые художники стали замечать, что скульптор все значительнее выделялся среди всех деятелей искусства. Его шедевры сохранились до наших дней и являются памятными творениями раннего творческого периода.

Статуя Давида

В жизни нужно все «попробовать». Любая тяжелая работа принесет фееричный успех, более значимый, нежели легкий труд. Таких принципов придерживался в своем творчестве Микеланджело. В биографии (краткое ее изложение не может открыть всю глубину натуры скульптора) можно почерпнуть ценную информацию. Людям необходимо понимать, что выдающийся скульптор обладал всеми необходимыми навыками и методами в работе. Ведь только благодаря упорному труду, смелости, благоразумию, терпению, работе над собой он достиг неимоверных высот.

Около 1501 года Микеланджело работает над новой скульптурой. Мастер не побоялся из испорченного мрамора высечь статую Давида. Никто из современников бы и не осмелился так сделать, а он смог. Хотя до этого была попытка у одного из скульпторов, но у него ничего не вышло. В холодный испорченный мрамор лишь Микеланджело смог вдохнуть жизнь и подарить миру новый шедевр.

Леонардо да Винчи и Микеланджело

Сфера интересов и степень таланта Микеланджело была на высочайшем уровне. Биография художника рассматривается как образец человека эпохи Возрождения. Он был универсальным мастером. Поэтому у него осталось и живописное наследие. Через свои росписи, зарисовки он отражал сущность бытия, изображал персонажей физически развитых и духовно красивых. В этом и была его гениальность. Даже соперничество с Леонардо да Винчи “открыло глаза” на то, что Микеланджело являлся одним из титанов творческой сферы.

Встреча двух великих личностей произошла в довольно необычной обстановке. В то время, когда комиссия определяла, куда поместить статую Давида, присутствовал и Леонардо да Винчи. Но встреча эта не была дружеской. Каждый деятель искусства считал себя лучше другого и не уступал другому ни в чем. Члены комиссии решают дать задание Леонардо да Винчи и Микеланджело, и кто лучше справится, тот и будет первым среди них. Им необходимо было расписать стены Большого Совета в палаццо Веккьо. Микеланджело выполнял набросок «Битва при Кашине», а да Винчи фреску «Битва при Ангиаре». Сравнение ошеломило всех критиков. Они оба выполнили полотна искусно: молодой Микеланджело был на равных с 50-летним да Винчи, каждый идеально владел творческими способностями.

Роспись в Римской церкви в Ватикане

Работа, которая удивила многих людей, в том числе и художника Рафаэля, – роспись в Римской церкви в Ватикане. Около 4 лет Микеланджело трудился над этой работой. Он рисовал сюжеты из Ветхого Завета. Первый эпизод – “Сотворение Мира”, и так до “Потопа” несколько эпизодов. Он принимался за эту роспись дважды, много времени отнимала разрисовка потолка храма. Сначала в планах у живописца было нарисовать 12 апостолов, но, вдохновленный процессом, он продолжает работать дальше и создает много других образов. Самый яркий в росписи Римской церкви – Адам.

После этих четырех лет, проведенных за росписью церкви, здоровье мастера ухудшилось. Наступил тяжелый этап в биографии Микеланджело: художник стал хуже видеть, чувствовал себя усталым и обессиленным. Написав более 400 фигур в полный рост, он был настолько изможден и постарел, что его не узнавали даже друзья, хотя было ему на тот момент всего 37 лет.

Роспись в Сикстинской капелле

Фреска «Страшный Суд» – новая роспись Микеланджело. Над ней он берется работать в 1535 году, уже в 60-летнем возрасте. Данный шедевр у верующих людей вызвал противоречие и бунт. Нарисован был Господь, и Его окружали люди в обнаженном виде. В храме, по мнению прихожан, не должны изображаться обнаженные тела. Много раз обсуждался вопрос, чтобы уничтожить данную роспись. Расстроенный непониманием окружающих, упав с лесов и сломав ногу, он решает отказаться от работы. Убедил его дорисовать фреску друг, доктор, который и излечил художника от недуга.

Любовь в жизни Микеланджело

Для многих людей является тайной личная жизнь Микеланджело. Биография творца – это прежде всего творческий путь живописца, где работа является смыслом всей жизни. Да, у него были романы с женщинами, которые ему позировали. Но он относился к ним без должного внимания. Хотя есть подтвержденная информация, что у него якобы были отношения с маркизой Витторией Колонна. Она личность с незаурядным нравом и характером. Знакомство их произошло примерно в 1536 году. Она приехала в Рим и на несколько лет здесь остановилась. Когда она уехала, то с выдающимся скульптором общалась через переписку.

Последние дни жизни

Жизнь Микеланджело закончил в одиночестве, без близких людей. Он так и не создал свою семью, не оставил наследников. Поэтому считал себя грешным человеком. Умер Микеланджело 18 февраля в 1564 года. Накануне, работая в церкви над статуей Мадонны, он почувствовал себя плохо и упал в обморок. На следующий день дома он пришел в себя, сделал последние распоряжения и отошел в мир иной. После смерти мастера остались незаконченные наброски, поэмы и рисунки.

Микеланджело Буонарроти

Микеланджело Буонарроти – один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Он еще при жизни получил признание и считался гением мирового значения.

Родившись 6 марта 1475 года, он прожил долгую жизнь, умерев в 1564 г. За свои 88 лет он создал столько великолепных работ, что их хватило бы на добрый десяток талантливых людей. Кроме того, что Микеланджело Буонарроти был великим художником, скульптором и архитектором, он является также крупнейшим мыслителем и известным поэтом Ренессанса.

Наверняка все видели знаменитые скульптуры Давида и Моисея, а также потрясающие фрески потолка Сикстинской капеллы. К слову статуя «Давид», по словам великих современников мастера, «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских». Она и до сих пор считается одним из самых известных и совершенных произведений искусства.

Портрет Микеланджело Буонарроти

Любопытно, что этот выдающийся деятель обладал весьма неказистой внешностью. Подобная ситуация обстояла и с внешностью другого гения – Александра Пушкина, о котором мы уже писали. Может именно поэтому Микеланджело не оставил ни одного автопортрета, как это делали многие художники?

По описанию людей, знавших мастера, он имел редкие, немного вьющиеся волосы, жиденькую бороденку, круглое лицо с квадратным лбом и впалыми щеками. Широкий нос с горбинкой и выпирающие скулы не делали его привлекательным, а скорее наоборот.

Но это совершенно не мешало правителям того времени и самым знатным людям с благоговейным трепетом относиться к невиданному до тех пор гению искусства.

Итак, вашему вниманию предлагаются интересные факты из жизни великого Микеланджело Буонарроти.

История одной фальшивки

В Древнем Риме знатные и богатые граждане жаловались, что в продаже стало появляться слишком много различных подделок еще более древних шедевров искусства.

Во времена великого итальянца, о котором мы рассказываем, этим также грешили талантливые умельцы.

Однажды Микеланджело сделал копию одной известной греческой статуи. Она была очень хороша, и близкий друг сказал ему: «Если ты закопаешь ее в землю, то через несколько лет она буде выглядеть как оригинал».

Недолго думая молодой еще гений последовал этому совету. И действительно, в прошествии некоторого времени он весьма удачно и за высокую цену продал «древнюю скульптуру».

Как видите, история фальшивок и всевозможных подделок стара, как мир.

Флорентиец Микеланджело Буонарроти

Известно, что Микеланджело никогда не подписывал своих произведений. Однако тут имеется единственное исключение. Он подписал скульптурную композицию «Пьета». Говорят, что это происходило следующим образом.

Когда шедевр был готов и выставлен на всеобщее обозрение, молодой 25-летний мастер затерялся в толпе и пытался определить, какое впечатление оказывает его работа на народ.

И вот к своему ужасу он услышал, как двое жителей итальянского города Милана активно рассуждали о том, что такую дивную вещь мог создать только их земляк.

А в то время между культурными центрами Европы происходили настоящие состязания за звание наиболее престижных и плодовитых, в плане гениев, городов.

Будучи же коренным жителем Флоренции, наш герой не стерпел гнусного обвинения в том, что он миланец и пробрался ночью в собор, прихватив с собой необходимые резцы и прочие инструменты. При свете лампы он высек на поясе Мадонны гордую надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец».

После этого никто не смел «приватизировать» происхождение великого мастера. Однако говорят, что он потом жалел об этой вспышке гордости.

Кстати, вас может заинтересовать один забавный случай из жизни Тициана, также великого художника эпохи Возрождения.

«Страшный суд» Микеланджело

Когда художник работал над фреской «Страшный суд», римский папа Павел III нередко посещал его и наблюдал за продвижением дела. Нередко он приходил смотреть фреску со своим церемониймейстером Бьяджо да Чезена.

Однажды Павел III спросил у Чезена о том, как ему нравится создаваемая фреска.

— Ваша светлость, — отвечал церемониймейстер, — эти изображения скорее подходят для какого-нибудь трактира, а не для вашей святой капеллы.

Услышав это оскорбление, Микеланджело Буонарроти на фреске изобразил своего критика в виде царя Миноса, судьи душ умерших. У него были ослиные уши и обмотанная змеей шея.

В следующий раз Чезена сразу же заметил, что этот образ написан с него. Придя в ярость, он настойчиво просил папу Павла, чтобы тот приказал Микеланджело стереть его изображение.

Но римский папа, забавляясь бессильной злобой своего придворного сказал:

— Мое влияние распространяется только на небесные силы, а над представителями ада я, к сожалению, не имею никакой власти.

Таким образом, он намекал, что Чезара должен был сам найти общий язык с художником и обо всем договориться.

По трупам к искусству

В начале своего творческого пути Микеланджело Буонарроти очень слабо разбирался в особенностях строения человеческого тела. Но его сильно привлекала данная тема, ведь чтобы стать хорошим скульптором и художником нужно было безупречно знать анатомию.

Интересно, что для восполнения недостающих знаний юный мастер много времени проводил в морге, который находился при монастыре, где он изучал трупы умерших людей. К слову сказать, великий Леонардо да Винчи (см. интересные факты о Леонардо да Винчи) промышлял в своих научных изысканиях подобным образом.

Сломанный нос Микеланджело

Гениальные способности будущего мастера проявились очень рано. Обучаясь в школе скульпторов, которой покровительствовал сам Лоренцо де Медичи, глава Флорентийской республики, он нажил себе немало врагов не только необычным дарованием, но и упрямым характером.

Известно, что однажды один из учителей по имени Пьетро Торриджано ударом кулака сломал нос Микеланджело Буонарроти. Говорят, что он не совладал собой из-за дикой зависти к талантливому ученику.

Разные факты о Микеланджело

Интересен факт, что великий гений до 60 лет не имел близких отношений с женщинами. По всей видимости, искусство всецело поглотило его, и всю свою энергию он направил только для служения призванию.

Однако в 60 лет он повстречал 47-летнюю вдову, которую звали Виктория Колонна, маркиза Пескара. Но даже тогда, когда он писал ей множество сонетов исполненных сладостной тоски, по мнению многих биографов у них не было более близких отношений, чем платоническая любовь.

Когда Микеланджело Буонарроти работал над фресками Сикстинской капеллы, он серьезно подорвал свое здоровье. Дело в том, что он без помощников, целых 4 года не покладая рук трудился над этим мировым шедевром.

Свидетели сообщают, что он неделями мог не снимать обувь и, забывая о сне и еде, расписывал тысячи квадратных метров потолка собственноручно. При всем этом он дышал вредными парами красок, которые, к тому же, постоянно попадали в глаза.

Напоследок стоит лишь добавить, что Микеланджело отличался резким и чрезвычайно сильным характером. Его воля была тверже гранита, и этот факт признавали многие современники, имевшие с ним дело.

Рассказывают, что Лев X говорил про Микеланджело: «Он страшен. С ним нельзя иметь дела!».

Чем мог великий скульптор и художник так запугать всемогущего римского папу – неизвестно.

Произведения Микеланджело

Предлагаем вам ознакомиться с самыми известными произведениями Микеланджело. Многие работы мастер делал без всяких набросков и эскизов, а просто так, держа в голове готовую модель.

Ссылка на основную публикацию