Критика о романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – обзор и отзывы

Критика о романе “Капитанская дочка” Пушкина, отзывы современников

Иллюстрация к роману
“Капитанская дочка”.
Художник С. Герасимов

Роман “Капитанская дочка” – выдающееся произведение великого русского поэта и произаика А. С. Пушкина.

Критика о романе “Капитанская дочка” Пушкина, отзывы современников

В. Ф. Одоевский:

“Вы знаете все, что я об Вас думаю и к Вам чувствую, но вот критика не в художественном, но в читательском отношении: Пугачев слишком скоро после того, как о нем в первый раз говорится, нападает на крепость; увеличение слухов не довольно растянуто — читатель не имеет времени побояться за жителей Белогорской крепости, когда она уже и взята.

Семейство Гринева хотелось бы видеть еще раз после всей передряги [не верится], хочется знать, что скажет Гринев, увидя Машу с Савельичем. Савельич чудо! это лицо самое трагическое, т. е. которого больше всех жаль в Повести.

Пугачев чудесен, он нарисован мастерски. Швабрин набросан прекрасно, но только набросан; для зубов Читателя трудно пережевать его переход из Гвардии Офицера в сообщники Пугачева: [неужели] по выражению Иосифа прекрасного, Швабрин слишком умен и тонок, чтобы поверить возможности успеха Пугачева, и недовольно страстей, чтобы из любви к Маше решиться на такое дело. Маша так долго в его власти, а он не пользуется этими минутами. Покаместь Швабрин для меня имеет много нравственно‑чудесного; может быть, как прочту в 3‑й раз, лучше пойму.

О подробностях не говорю, об интересе тоже — я не мог ни на минуту оставить книги, читая ее даже не как Художник, но стараясь быть просто Читателем, добравшимся до Повести.”

(В. Ф. Одоевский – А. С. Пушкину, конец декабря 1836 г.)

П. А. Катенин:

“Проза Пушкина тем только хуже его стихов, что проза, и не знаю, кто бы у нас писал лучше, разумеется, в тех же родах, а в других нет ни причины, ни способа сравнивать. . картинную, сценическую сторону любопытной эпохи схватил он и представил мастерски в «Капитанской дочке»; сия повесть, пусть и побочная, но все-таки родная сестра «Евгению Онегину»: одного отца дети и во многом сходны между собою. Другие маленькие романы его не так отличны, но все умны, натуральны и приманчивы. “

(П. А. Катенин “Воспоминания о Пушкине”)

В. А. Соллогуб:

“Есть произведение Пушкина, мало оцененное, мало замеченное, а в котором, однако, он выразил все свое знание, все свои художественные убеждения. Это история Пугачевского бунта. В руках Пушкина, с одной стороны, были сухие документы, тема готовая. С другой стороны, его воображению не могли не улыбаться картины удалой разбойничьей жизни, русского прежнего быта, волжского раздолья, степной природы. Тут поэту дидактическому и лирическому был неисчерпаемый источник для описаний, для порывов.

Но Пушкин превозмог самого себя. Он не дозволил себе отступить от связи исторических событий, не проронил лишнего слова, — спокойно распределил в должной соразмерности все части своего рассказа, утвердил свой слог достоинством, спокойствием и лаконизмом истории и передал просто, но гармоническим языком исторический эпизод.

В этом произведении нельзя не видеть, как художник мог управлять своим талантом, но нельзя же было и поэту удержать избыток своих личных ощущений, и они вылились в “Капитанской дочке”, они придали ей цвет, верность, прелесть, законченность, до которой Пушкин никогда еще не возвышался в цельности своих произведений.

“Капитанская дочка” была, так сказать, наградой за Пугачевский бунт. Она служит доказательством, что в делах искусства всякое усилие таланта, всякое критическое самообуздывание приносит свое плодотворное последствие и дает дальнейшим попыткам новые силы, новую твердость.”

(В. А. Соллогуб “Опыты критических оценок. Пушкин в его сочинениях. 15 апреля 1865 года.”)

“Кстати о литературных новостях: они, однако ж, не тощи. Где выберется у нас полугодие, в течение которого явились бы разом две такие вещи, каковы «Полководец» и «Капитанская дочь». Видана ли была где такая прелесть! Я рад, что «Капитанская дочь» произвела всеобщий эффект.”

(Н. В. Гоголь – Н. Я. Прокоповичу, 25 января 1837 года)

“Пушкин. написал «Капитанскую дочку», решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде. Сравнительно с «Капитанскою дочкою» все наши романы и повести кажутся приторною размазнею.

Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую степень, что сама действительность кажется перед нею искусственною и карикатурною. В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственною пушкою, бестолковщина времени и простое величие простых людей — все не только самая правда, но еще как бы лучше ее. Так оно и быть должно: на то и призвание поэта, чтобы из нас же взять нас и нас же возвратить нам в очищенном и лучшем виде.”

(Н. В. Гоголь, статья “В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность”)


В. Г. Белинский:

“«Капитанская дочка» – нечто вроде «Онегина» в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины, по верности, истине содержания и мастерству изложения, – чудо совершенства. Таковы портреты отца и матери героя, его гувернера-француза и в особенности его дядьки из псарей, Савельича, этого русского Калеба, – Зурина, Миронова и его жены, их кума Ивана Игнатьевича, наконец, самого Пугачева, с его “господами енаралами”; таковы многие сцены, которых, за их множеством, не находим нужным пересчитывать.

Ничтожный, бесцветный характер героя повести и его возлюбленной Марьи Ивановны и мелодраматический характер Швабрина хотя принадлежат к резким недостаткам повести, однако ж не мешают ей быть одним из замечательных произведений русской литературы.

(В. Г. Белинский “Сочинения Александра Пушкина”)

“Есть в русской литературе классическое произведение, с которым «Война и мир» имеет больше сходства, чем с каким бы то ни было другим произведением. Это — «Капитанская дочка» Пушкина.

Сходство есть и во внешней манере, в самом тоне и предмете рассказа; но главное сходство — во внутреннем духе обоих произведений. «Капитанская дочка» тоже не исторический роман, то есть вовсе не имеет в виду в форме романа рисовать жизнь и нравы, уже ставшие для нас чуждыми, и лица, игравшие важную роль в истории того времени.

Исторические лица, Пугачев, Екатерина, являются у Пушкина мельком, в немногих сценах, совершенно так, как в «Войне и мире» являются Кутузов, Наполеон и пр. Главное же внимание сосредоточено на событиях частной жизни Гриневых и Мироновых, и исторические события описаны лишь в той мере, в какой они прикасались к жизни этих простых людей. «Капитанская дочка», собственно говоря, есть хроника семейства Гриневых; это — тот рассказ, о котором Пушкин мечтал еще в третьей главе «Онегина», — рассказ, изображающий “Преданья русского семейства”.”

(Н. Н. Страхов “Критические статьи об И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом”, статья о романе “Война и мир”, март 1869 г.)

В. О. Ключевский:

“Пушкин был историком там, где не думал быть им и где часто не удается стать им настоящему историку. «Капитанская дочка» была написана между делом, среди работ над пугачевщиной, но в ней больше истории, чем в «Истории пугачевского бунта», которая кажется длинным объяснительным примечанием к роману.

Среди образов XVIII в. не мог Пушкин не отметить и недоросля и отметил его беспристрастнее и правдивее Фонвизина. Пушкин отметил два вида недоросля или, точнее, два момента его истории: один является в Петре Андреевиче Гриневе, невольном приятеле Пугачева, другой — в наивном беллетристе и летописце села Горюхина Иване Петровиче Белкине, уже человеке XIX в., «времен новейших Митрофанов». К обоим Пушкин отнесся с сочувствием. Недаром и капитанская дочь М. И. Миронова предпочла добродушного армейца Гринева остроумному и знакомому с французской литературой гвардейцу Швабрину. Историку XVIII в. остается одобрить и сочувствие Пушкина и вкус Марьи Ивановны.”

(В. О. Ключевский “Речь, произнесенная в торжественном собрании Московского университета 6 июня 1880 г., в день открытия памятника Пушкину”)

П. И. Чайковский:

“«Капитанскую дочку» я не пишу и вряд ли когда-нибудь напишу. По зрелом обдумании я пришел к заключению, что этот сюжет не оперный. Он слишком дробен, требует слишком многих не подлежащих музыкальному воспроизведению разговоров, разъяснений и действий. Кроме того, героиня, Мария Ивановна, недостаточно интересна и характерна, ибо она безупречно добрая и честная девушка и больше ничего, а этого для музыки недостаточно.

При распределении сюжета на действия и картины оказалось, что таковых потребуется ужасно много, как бы ни заботиться о краткости. Но самое важное препятствие. это Пугачев, пугачевщина, Берда и все эти Хлопуши, Чики и т. п. Чувствую себя бессильным их художественно воспроизвести музыкальными красками. Быть может, задача и выполнима, но она не по мне.

Наконец, несмотря на самые благоприятные условия, я не думаю, чтобы оказалось возможным появление на сцене Пугачева. Ведь без него обойтись нельзя, а изображать его приходится таким, каким он у Пушкина, т. е. в сущности удивительно симпатичным злодеем. Думаю, что как бы цензура ни оказалась благосклонной, она затруднится пропустить такое сценическое представление, из коего зритель уходит совершенно очарованный Пугачевым. В повести это возможно — в драме и опере вряд ли, по крайней мере у нас.”

(П. И. Чайковский – великому князу Константину Константиновичу, 30 мая 1888 г.)


А. М. Скабичевский:

“. историческое беспристрастие, полное отсутствие каких-либо патриотических славословий и трезвый реализм видите вы. в “Капитанской дочке” Пушкина. . здесь нет героя в том пошлом виде безукоризненно идеального молодого человека, блещущего всеми и материальными, и умственными доблестями, в каком подобный герой подвизался в то время во всех романах. Гринев. Это самый заурядный помещичий сынок 18-го века, не особенно далекий, не Бог весть как образованный, отличающийся всего на всего доброю душою и нежным сердцем.

Детство его описано не без юмора, именно того добродушного, тонкого и чисто народного пушкинского юмора, который, к сожалению, до сих пор еще не оценен в должной мере, хотя, по моему мнению, он нисколько не уступает гоголевскому юмору.

. здесь. Пушкин является перед нами не только реалистом вообще, но и натуралистом в том смысле, что. перед вами развертывается картина жизни не каких-либл идеальных и эксцентрических личностей, а самых заурядных людей; вы переноситесь в обыденную массовую жизнб 18-ого века и видите, как эта жизнь текла день за день со всеми своими мелкими будничными интересами. Этим и отличаются исторические романы Пушкина от всех последующих изображений жизни 18-ого века.

Перенесясь за сто лет назад к его “Капитанской дочке”, вы отнюдь не попадаете в какой-то сказочный мир, а видите все ту же самую жизнь, которая, катясб года за год, докатилась и до сего дня.

Но верх художественного совершенства по строгой, трезвой реальности, историческиому беспристрастию и глубине понимания бесспорно представляет собою образ самого Пугачева. Можно смело сказать, что во всей нашей литературе другого такого Пугачева вы не найдете.

. Пугачев. Это вовсе не злодей и не герой, вовсе не человек, устрашающий и увлекающий толпу обаянием какой-нибудь грозной и бездонной мрачности своей титанической натуры, и тем более отнюдь не фанатик, сознательно стремившийся к раз намеченной цели. До самого конца романа он остается все тем же случайным степным бродягою и добродушным плутом. Натура его, с сущности, вовсе не хищная и не кровожадная. . он поневоле должен напускать на себя грозное величие и беспощадность. До какой степени он весь отдален влекущему его течению, не преследуя никакой сознательной личной цели, и был вполне в руках толпы. “

(А. М. Скабичевский “Сочинения А. Скабичевского. Критические этюды, публицистические очерки, литературные характеристики”, 1890 г.)

“«Капитанская дочка» – венец творчества Пушкина-прозаика. Ни одно из произведений Пушкина, за исключением “Евгения Онегина”, не занимало так долго его внимания, как “Капитанская дочка”.

История Пугачевского бунта. дала фон для семейной хроники Гриневых. “Капитанская Дочка”. немыслима вне занятий Пушкиным Пугачевщиной; также немыслим и весь второй, зрелый период творчества Пушкина вне его занятий историей.

. Пушкин своей гармонией, своим мягким человечным всеоправдывающим объективизмом сильно обязан занятиям историей, которая научила его беспристрастно и справедливо смотреть на вещи. Зрелый Пушкин, по его собственному свидетельству, на все взирает очами истории. Пушкина влекла к истории его природа, и интерес к ней начинает в нем пробуждаться очень рано.

. необходимо отметить два существенных недостатка: образ Пугачева. созданный Пушкиным, не соответствует историческому Пугачеву и социальный элемент движения Пугачевщины совершенно оставлен без внимания Пушкиным.

“Капитанская дочка”, одно из наиболее зрелых произведений Пушкина, останется и на все времена образцовой повестью, образцовой «семейной хроникой» и «историческим романом».”

(Модест Гофман, статья в книге “Пушкин. Библиотека великих писателей” под ред. С. А. Венгерова, издание “Брокгауз-Ефрон”, 1910 г.)

Критика и отзывы о романе Капитанская дочка Пушкина

Роман Александра Сергеевича Пушкина не оставил в стороне никого из современников, многие из них отправляют автору личные письма, в которых обсуждаются все нюансы авторской работы.

Ф.В. Одоевский в конце декабря 1836 года отправляет ему личное письмо, где излагает собственные пожелания относительно написанного. Он отмечает, что черты Пугачева прорисованы чудесно, но вот он слишком быстро наступает на крепость, читатели не успевают близко с ним познакомиться. Также они не успевают толком сродниться с жителями самой Белогородской крепости, он не успевает моргнуть глазом, как крепость уже оказывается взята солдатами. Внешность и характер Швабрина были только набросаны, читателю трудно понять, почему он решил перейти под предводительство Пугачева. При этом он отмечает, что на протяжении всего чтения не мог и на минуту оторваться от произведения и как художник, наблюдающий со стороны, так и как простой читатель, намеренный дойти до последней главы.

П.А.Катенин в собственных воспоминаниях о Пушкине пишет, что его проза отчасти хуже его стихов, но несмотря на это она намного лучше прозы остальных. Он признает, что отчасти роман «Капитанская дочка» можно назвать братом или сестрой «Евгения Онегина». Так, как и другие его романы не столь отличны друг от друга, но все из них обладают достаточно натуральными и умными чертами.

В.А.Соллогуб в «Опытах критических оценок», вышедшем из-под пера в 1865 году, пишет собственный обзор на произведение. Он отчасти восхищается тем, насколько точно Пушкин смог сохранить историческую точность произведения. Он смог рассказать всю историю Пугачевского восстания, для этого он посещает ряд мест, которые автор собирается описывать. При этом он старается избегать сухости в повествовании, что удается ему достаточно удачно. Пушкин в полной мере пользуется дарованным ему от природы талантом, который он старается развивать.

Даже Гоголь в своем письме Прокоповичу в 1837 году пишет о том, что выход романа произвел настоящий фурор среди его современников и что, он безмерно рад что вышла подобная прелесть, которая стала достоянием мировой литературы.

В отдельной статье, Гоголь пишет о том, что данное произведении можно по заслуге признать одним из лучших. Подчеркивая то, что за основу всех характеров были взяты настоящие русские характеры, которые некогда существовали на самом деле. Пушкин смог подчеркнуть величие простого российского народа и бестолковщину времени, в которое они попали. Автор смог отразить не только саму правду, но даже лучше ее, отразил ее внутреннюю сущность, влияние на другие поколения и взаимосвязь времен.

Белинский также сравнивает «Капитанскую дочку» с «Евгением Онегиным» но только в прозе. В обоих произведениях автор с лихвой изображает характер русского народа, показывая нравы при правлении одного и того же человека. Он отображает внутреннее состояние отдельных слоев населения, их волнения и переживания за собственное будущее.

Также читают:

Картинка к сочинению Критика о романе Капитанская дочка

Популярные сегодня темы

Дворянство является неотъемлемой часть великого романа Льва Николаевича Толстого. Он условно разделяет его на две части: салонное и поместное. Первое напрямую связано с Анной Шерер, а второе с Ростовыми.

Данте Алигьери был автором «Божественной комедии». Он написал его незадолго до смерти. В ней три части.

Родина – это самое тёплое и любимое слово каждого человека. Ведь оно ассоциируется с твоим родным домом, где ты родился и вырос. Под ним мы подразумеваем семью, кто нас воспитал и дал нам направления на верный жизненный путь

И.С. Тургенев написал чудесное произведение «Бежин луг». Одним из интересных персонажей которого является Костя. Этот мальчишка занимается тем, что сторожит коней. От других ребят он отличался грустными глазами. Костя выглядел печально и задумчиво.

Стихотворение Тургенева «В дороге» рассказывает про самое красивое время года осень. И здесь описывается вся ее красота. Кроме этого ему нужно было как раз отправляться в путешествие и поэтому поводу

Критика о романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – обзор и отзывы

В «Капитанской дочке» история пугачевского бунта или подробности о нем как-то живее, нежели в самой истории. В этой повести коротко знакомишься с положением России в эту странную и страшную годину. Сам Пугачев обрисован метко и впечатлительно. Его видишь, его слышишь. Может быть, в некоторых чертах автор несколько идеализировал его. В его – странно сказать, а иначе сказать нельзя – простодушии, которое в нем по временам оказывается, в его искренности относительно Гринева, пред которым он готов не выдаваться за Петра III, есть что-то напоминающее очерк Дмитрия Самозванца, начертанный тем же Пушкиным. Но если некоторые подробности встречаешь с недоумением, то основа целого и басня, на ней изложенная, верны. Скажем опять: если оно было и не так, то могло так быть. От крепости Белогорской вплоть до Царского Села картина сжатая, но полная и мастерски воспроизведенная. Императрица Екатерина так же удачно и верно схвачена кистью мастера, как и комендантша Василиса Егоровна. А что за прелесть Мария! Как бы ни было, она принадлежит русской былине о Пугачеве. Она воплотилась с нею и отсвечивается на ней отрадным и светлым оттенком. Она другая Татьяна того же поэта.

Вяземский П. А. Взгляд на литературу нашу в десятилетие после смерти Пушкина. 1847. – Полн. собр. соч. Спб., 1879, т. 2, с. 377.

«Капитанскую дочь» я читал два раза сряду и буду писать о ней особо в «Л при » – комплиментов Вам в лицо делать не буду – Вы знаете все, что я об Вас думаю и к Вам чувствую, но вот критика не в художественном, но в читательском отношении: Пугачев слишком скоро, после того как о нем в первый раз говорится, нападает на крепость; увеличение слухов не довольно растянуто – читатель не имеет времени побояться за жителей Белогорской крепости, когда она уже и взята. Семейство Гринева хотелось бы видеть еще раз после всей передряги: хочется знать, что скажет Гринев, увидя Машу с Савельичем. Савельич чудо! Это лицо самое трагическое, т. е. которого больше всех жаль в повести. Пугачев чудесен; он нарисован мастерски. Швабрин набросан прекрасно, но только набросан; для зубов читателя трудно пережевать его переход из гвардии офицера в сообщники Пугачева. По выражению Иосифа Прекрасного, Швабрин слишком умен и тонок, чтобы поверить возможности успеха Пугачева, и не довольно страстен, чтобы из любви к Маше решиться на такое дело. Маша так долго в его власти, а он не пользуется этими минутами. Покаместь Швабрин для меня имеет много нравственно-чудесного; может быть, как прочту в третий раз, лучше пойму.

Письмо В. Ф. Одоевского к Пушкину. Около 26 октября 1836 г. – 16, 195–196.

Повесть Пушкина «Капитанская дочь» так здесь прославилась, что Барант, не шутя, предлагал автору, при мне, перевести ее на французский с его помощию, но как он выразит оригинальность этого слога, этой эпохи, этих характеров старорусских и этой девичьей русской прелести – кои набросаны во всей повести? Главная прелесть в рассказе, а рассказ перерассказать на другом языке – трудно. Француз поймет нашего дядьку (menin), такие и у них бывали; но поймет ли верную жену верного коменданта?

Письмо А. И. Тургенева к К. Я. Булгакову. 9 января 1837 г. – В кн.: Письма Александра Тургенева Булгаковым. М., 1939, с. 204.

Мысль о романе, который бы поведал простую, безыскусственную повесть прямо русской жизни, занимала его в последнее время неотступно. Он бросил стихи единственно затем, чтобы не увлечься ничем по сторонам и быть проще в описаньях, и самую прозу упростил он до того, что даже не нашли никакого достоинства в первых повестях его. Пушкин был этому рад и написал «Капитанскую дочь», решительно лучшее русское произведенье в повествовательном роде. Сравнительно с «Капитанской дочкой» все наши романы и повести кажутся приторной размазней. Чистота и безыскусственность взошли в ней на такую высокую степень, что сама действительно кажется перед нею искусственной и карикатурной. В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственной пушкой, бестолковщина времени и простое величие простых людей, все – не только самая правда, но еще как бы лучше ее. Так оно и быть должно: на то и призванье поэта, чтобы из нас же взять нас и нас же возвратить нам в очищенном в лучшем виде.

Гоголь Н. В. Выбранные места из переписки с друзьями (гл. XXXI – «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность»). 1847. – Полн. собр. соч. М., 1952, т. 8, с. 384—385.

«Капитанская дочка» – нечто вроде «Онегина» в прозе. Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины. Многие картины по верности, истине содержания и мастерству изложения — чудо совершенства. Таковы портреты отца и матери героя, его гувернера-француза и в особенности его дядьки из псарей, Савельича, этого русского Калеба, Зурина, Миронова и его жены, их кума Ивана Игнатьевича, наконец, самого Пугачева, с его «господами енаралами», таковы многие сцены, которых, за их множеством, не находим нужным пересчитывать. Ничтожный, бесчувственный характер героя повести и его возлюбленной Марьи Ивановны и мелодраматический характер Швабрина хотя принадлежат к резким недостаткам повести, однако ж не мешают ей быть одним из замечательных произведений русской литературы.

Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина, статья одиннадцатая и последняя. – Отеч. зап., 1846, № 10, отд. 5, с. 66; Полн. собр. соч. М., 1955, т. 7, с. 577.

Есть произведение Пушкина, мало оцененное, мало замеченное, а в котором, однако, он выразил все свое знание, все свои художественные убеждения. Это история Пугачевского бунта. В руках Пушкина, с одной стороны, были сухие документы, тема готовая. С другой стороны, его воображению не могли не улыбаться картины удалой разбойничьей жизни, русского прежнего быта, волжского раздолья, степной природы. Тут поэту дидактическому и лирическому был неисчерпаемый источник для описаний, для порывов. Но Пушкин превозмог самого себя. Он не дозволил себе отступить от связи исторических событий, не проронил лишнего слова, — спокойно распределил в должной соразмерности все части своего рассказа, утвердил свой слог достоинством, спокойствием и лаконизмом истории, и передал просто, но гармоническим языком исторический эпизод. В этом произведении нельзя не видеть, как художник мог управлять своим талантом, но нельзя же было и поэту удержать избыток своих личных ощущений и они вылились в Капитанской дочке, они придали ей цвет, верность, прелесть, законченность до которой Пушкин никогда еще не возвышался в цельности своих произведений. Капитанская дочка была, так сказать, наградой за Пугачевский бунт. Она служит доказательством, что в делах искусства всякое усилие таланта, всякое критическое самообуздывание приносит свое плодотворное последствие и дает дальнейшим попыткам новые силы, новую твердость.

Соллогуб В. А. Опыты критических оценок: Пушкин в его сочинениях. 15 апреля 1865 г. — В кн.: Беседы в Обществе любителей российской словесности при имп. Московском университете, М., 1867, вып. 1., отд. 2, с. 4.

«Капитанская дочка», собственно говоря, есть хроника семейства Гриневых ; это – тот рассказ, о котором Пушкин мечтал еще в третьей главе Онегина, – рассказ, изображающий
Преданья русского семейства.
Впоследствии у нас явилось не мало подобных рассказов, между которыми высшее место занимает «Семейная хроника» С. Т. Аксакова. Критики заметили сходство этой хроники с произведением Пушкина . Стоит немножко вглядеться в «Войну и мир», чтобы убедиться, что это — тоже некоторая семейная хроника . Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника; это – хроника семейная .
Этот своеобразный род, которого нет в других словесностях, и идея которого долго тревожила Пушкина и, наконец, была осуществлена им, может быть характеризован двумя особенностями, на которые указывает его название. Во-первых, это – хроника , т. е. простой, бесхитростный рассказ, без всяких завязок и запутанных приключений, без наружного единства и связи. Эта форма, очевидно, проще, чем роман, – ближе к действительности, к правде: она хочет, чтобы ее принимали за быль, а не за возможность. Во-вторых, это быль семейная , т. е. не похождения отдельного лица, на котором должно сосредоточиваться все внимание читателя, а события, так или иначе важные для целого семейства. Для художника как будто одинаково дороги, одинаково герои — все члены семейства, хронику которого он пишет. И центр тяжести произведения всегда в семейных отношениях, а не в чем-нибудь другом. «Капитанская дочка» есть рассказ о том, как Петр Гринев женился на дочери капитана Миронова. Дело вовсе не в любопытных ощущениях, и все приключения жениха и невесты касаются не изменения их чувств, простых и ясных от самого начала, а составляют случайные препятствия, мешавшие простой развязке, — не помехи страсти, а помехи женитьбе. Отсюда – такая естественная простота этого рассказа; романтической нити в нем собственно нет .
Что же такое «Капитанская дочка»? Всем известно, что это – одно из драгоценнейших достояний нашей литературы. По простоте и чистоте своей поэзии, это произведение одинаково доступно, одинаково привлекательно для взрослых и детей. На «Капитанской дочке» (так же, как на «Семейной хронике» С. Аксакова) русские дети воспитывают свой ум и свое чувство, так как учителя, без всяких посторонних указаний, находят, что нет в нашей литературе книги более понятной и занимательной, и вместе с тем столь серьезной по содержанию и высокой по творчеству.

Страхов Н. «Война и мир». Сочинение графа Л. Н. Толстого. Статья вторая и последняя. – Заря, 1869, № 2, с. 209–212. См. также в кн.: Страхов Н. Н. Критические статьи об И. С. Тургеневе и Л. Н. Толстом. 4-е изд. Киев, 1901, с. 222–225.

Повесть А.С. Пушкина “Капитанская дочка” на сайте “К уроку литературы”

3224. Критика о романе Капитанская дочка Пушкина и отзывы современников Русский язык

Сочинение — Критика о романе Капитанская дочка. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Сама публикация романа в журнале «Современник» не вызвала интереса со стороны критиков. Ни один журнал или газета, издаваемые в Санкт-Петербурге и Москве, никак не прокомментировали новое произведение Пушкина. Не была исключением и «Северная пчела», особенностью которой было внимание к литературным новинкам.

О первой реакции современников можно судить по переписке. Свои замечания по поводу романа высказал литературный критик, поэт, историк, публицист и автор мемуаров князь П.А. Вяземский.

Он высказал автору ряд претензий по поводу исторической достоверности событий, изображенных в «Капитанской дочке». Князь замечал, что история о переводе Гринева из гвардии в армию только по письму его отца к генералу неправдоподобна. Потемкин во время событий, описанных в романе, еще не был вторым после императрицы человеком, поэтому слова, сказанные Пугачеву о возвеличивании его до этого уровня исторически недостоверны. Кроме того, Вяземский указывал на не соответствующее сезону описание реки.

Однако, в целом, литератор-историк оценил произведение положительно. Несмотря на ряд неточностей, роман дает живое впечатление об эпохе и описываемых событиях.

Вяземский отмечал живость, с которой написан роман, проявленное в образах героев. Это он относил как к вымышленным персонажам, так и к реальным историческим лицам, в частности к Екатерине II. Удачным, по мнению критика, получился и Пугачев, обрисованный очень ярко. Особенно высоко он оценил женские образы. Марию сравнил с Татьяной из «Евгения Онегина» и охарактеризовал, как былинного персонажа.

Князь писатель и издатель журналов В.Ф. Одоевский рассмотрел произведение с точки зрения читателя. Он считал, что некоторые эпизоды могли бы быть описаны более подробно. Кроме того, Одоевский хвалил Пушкина за хорошо прописанные образы героев.

Мыслитель П.Я. Чаадаев в письме А.И. Тургеневу положительно отозвался о «Капитанской дочке», выделив изящество и простоту изложения.

Гоголь подчеркивал национальный характер романа, отсутствие вычурности и прекрасные образы русских людей.

Критик В. Г. Белинский также положительно отозвался о произведении. Однако, выделив хорошее изображение действующих лиц и нравов описываемого времени, он все же ставил «Капитанскую дочку» ниже поэтических творений Пушкина.

Поэт и декабрист В.К. Кюхельбекер считал этот роман одним из лучших произведений Пушкина. И. Г. Головин отзывался о «Капитанской дочке» примерно также.

Драматург, поэт и критик П.А. Катенин высоко оценил произведение, сравнив с «Евгением Онегиным», хотя и отметил недостаточное освещение исторических событий.

Журналист консервативного направления и писатель Н. И. Греч хвалил роман за выразительность, достоверное изображение екатерининской эпохи и естественность изложения.

Критик и историк литературы П. В. Анненков тоже подчеркнул прекрасное описание в произведении времени, в которое происходили описываемые в нем события.

Другой консервативный публицист М. Н. Катков отметил превосходное изображение исторических деталей и образ Пугачева. Однако, в целом, по его мнению, произведение получилось слишком сухим.

Драматург, поэт и писатель В. А. Соллогуб подчеркивал правильную структуру романа, соответствие его историческим фактам.

Литературный критик и публицист Н. И. Черняев также писал о соразмерности частей, подчиненности изложения общему замыслу. Подчеркнул также и отсутствие излишней мишуры, которой наполняли свои творения писатели его времени. При этом наряду с объективным изложением исторических событий и бытовых подробностей описываемой эпохи, по его мнению, роман получился интересным и захватывающим. Персонажи произведения изображены правдоподобно и дают полное достоверное представление о времени пугачевского восстания.

В целом, можно заключить, что современники Пушкина, которые на момент публикации «Капитанской дочки» достигли взрослого возраста, приняли роман положительно. Принадлежащие к разным общественно-политическим лагерям от декабристов до сторонников незыблемости самодержавия, они положительно оценивали образы героев произведения. Замечания, касавшиеся исторических деталей романа и стиля изложения, по мнению критиков, не перечеркивали его достоинств.

Рецензии на книгу «Капитанская дочка» Александр Пушкин

Пасюк учился в шестом классе вечерней школы, учился безнадежно плохо, и его грозились перевести обратно в пятый класс. По литературе учительница уже отказалась аттестовать его в первой четверти, потому что в домашнем сочинении «Почему мы любим Гринева и ненавидим Швабрина?» Пасюк написал: «Я не люблю Гринева, потому что он бестолковый барчук, и не скажу, что ненавижу Швабрина, потому как он хотя бы вместе с Пугачевым стоял против ненавистного царизма». Жеглов, узнав об этом сочинении, хохотал до слез и сказал, что Пасюка правильно выгонят из школы — если ты такой умный, то ходи в Академию наук, а не в шестой класс

Эх, прямо школа вспомнилась. Хотя я ее и не любил. Пишу тебе, о, моя незабвенная учительница по литературе, единственная настоящая среди глупых и уродливых мещанок.

Да, я люблю Гринева и мне плевать на Швабрина. За что люблю? А за что вообще любят? Да ни за что. Просто так. Мне нравится его манера писать. И не говорите, что этого Гринева зовут Александр Пушкин, ибо я во время чтения почти напрочь об этом забыл, полностью растворившись в повествовании. Почему Марья, капитанская дочка, полюбила Гринева, а не Швабрина? Конечно не за его благородный образ, патриотический, истинно христианский, какой там еще. Бог его знает – за что. Может овал лица понравился, а может его переизбыток тестостерона. Или у него икры были такие выразительные. Кто это может знать. Пушкин? Да, Пушкин! Только он. За что женщины любили самого Пушкина? Наверное за то, что он был великий русский поэт. Вот и Гринев получился такой же – доброжелательный, широчайшей души человечище, хорошо воспитанный папой с мамой, барин. Еще и проницательный – всегда мог понять чего от него хотят люди. Даже если эти люди душегубы и лиходеи типа Пугачева.

Автор умудрился побыть другом и беспристрастным критиком самого Пугачева, выделить себя на фоне общей людской массы с помощью незамысловатого сюжета. Пушкин -красавец и определенно не страдал от скромности. Главный герой так по-детски наивен, по-юношески романтичен и по-крови благороден, что все это не воспринимается как похвальба.

Швабрин – за что его ненавидеть? Человеком двигала исключительно любовь. Ну, и все, что любви сопутствует. Ревность, месть и всякое другое приятнопахнущее. Его так называемое “предательство” опровергает в самом начале цитатой друг Глеба Жеглова. Туда же предлагаю заткнуть весь другой патриотический пафос. История в этом случае не только не рассудит, она еще посмеется, а историки в очередной раз все переврут. Поэтому оставим политические темы в стороне, ибо никому из нас не дано залезть в голову Швабрину и внезапно отыскать там раннего декабриста. В остальном Швабрин продемонстрировал трезвый расчет и предприимчивость в том, что перешел на сторону пугачевцев.

“Капитанская дочка”, конечно, произведение патриотическое, но, как и обычно, основной темой является любовь. И любовь не к Родине, а к женщине. Князь Мышкин Достоевского, например, тоже был этим грешен, ибо любовь к стране у него заключалась прежде всего в любви к определенной русской женщине. Поэтому особо патриотичным особам стоит избегать контактов со всякими неграми, потому что любовь зла, а бегать с российским флагом где-то в пустыне во время очередной африканской революции небезопасно.

В общем, к чему я это все вел, уже сам не помню, но, если кто-то тоже хочет запутаться, то это реальный повод перечитать “Капитанскую дочку”. Произведение небольшое по объему, читается очень легко и еще его написал великий Пушкин. Тот самый, да.

Тулупчик заячий

Много ли песен, ставших шлягерами на российской эстраде, написаны на темы литературных произведений отечественной классики? Может их и больше, но мне на ум приходят только две: “Олеся”, из репертуара белорусских “Сябров”, которая имеет отсылки к купринской повести, и “Тулупчик заячий”, который пели парни из люберецкого “Любэ”. “Тулупчик” явился на эстраду со страниц пушкинского романа “Капитанская дочка”.

Этот тулупчик запомнился всякому, кто на школьной скамье изучал роман Пушкина. Он стал своеобразным символом честности, благородства, сочувствия и сострадания, присущего русскому человеку. По большому счёту тулупчик решил судьбу главных героев. Через тулупчик Пушкин показывает страшного и ненавистного дворянством Пугачева в неожиданном для того времени свете, разбойник и “вор” предстает не лишенным человеческих чувств, знающим, что такое справедливость и благодарность.

Фигура Пугачева вышла у Пушкина настолько мощной и колоритной, что, например, Марина Цветаева видела в нем “единственное действующее лицо”, полностью заслоняющее более блеклых Гринева и Швабрина. А Чайковский, думавший над возможностью написания оперы по “Капитанской дочке”, считал его “удивительно симпатичным злодеем”.

Рискну предположить, что на Пушкина большую роль оказало влияние Вальтера Скотта, чьи исторические романы на тот момент были невероятно популярны в Европе, и в России. Пушкин, вдохновленный примером шотландца, задумывает роман из отечественной истории. Одна из черт вальтерскотовских произведений – тесное переплетение истории страны, в которой происходят события, с историей рода главных героев. Так появляется тема – история пушкинского предка – Абрама Ганнибала. Пушкин начинает работать над романом “Арап Петра Великого”.

Сам император присылает ему материалы по времени правления Петра, так, кстати, появляется пушкинская “История Петра”. Но поэт-романист обращает внимание на затесавшийся среди петровских документов лист, касающийся пугачевских событий, и оказывается очарован новой темой, материалы собираются в “Историю Пугачёва”, а следом рождается роман, в котором принцип переплетения историй страны и рода сохранился, это род Гриневых.

Что же касаемо Пугачева, тут сплелись воедино два фактора: подражая Вальтеру Скотту, Пушкин пытается даже в самом злодейском злодее найти какие-то положительные черты, а другое – знакомясь с документами по восстанию, он проникся идеей о том, что все же была у сурового казака какая-то своя, мужицкая правда, не совсем понятная дворянам, но от этого не перестающая быть правдой. И он решается на смелый ход, показав мятежника более благородным типом, чем дворянин Швабрин, и более мудрым и опытным, чем дворянин Гринев.

Быть опытнее Гринева не трудно, но сколько их – романтических героев дворянского происхождения, у которых молоко на губах не обсохло, разделывались лихо на сказочных страницах книг других авторов со всеми злодеями подряд без разбора. Пушкин же, оставаясь в традициях романтизма, пытается вносить в свои произведения штрихи реализма, становясь в этом деле пионером в отечественной литературе.

Хотя, все же, главный ход, позволивший оклеветанному Гриневу получить прощение решен в романтическом ключе – случайная встреча Маши и не узнанной ею императрицы.

Напоследок хочу сказать пару слов о брендовой теме романа – “русском бунте”, том самом, который “бессмысленный и беспощадный”, и который видеть “не приведи бог”. В принципе, говоря о бунте, как выражении любой революции, Пушкин абсолютно прав, указывая на его беспощадность. Про бессмысленность – вопрос спорный, если с философской точки зрения, то, возможно, и так – на место одних придут другие, и все снова вернется на круги своя, но с точки зрения бунтующих смысл есть всегда, хоть в екатериненской Руси, хоть в трамповской Америке. Я неспроста помянул Америку, потому что в пушкинском определении слово “русский” совершенно лишнее – бунты везде одинаковые, русский ничем не лучше и не хуже любого другого. И, кстати, про беспощадность, ведь автор опроверг сам себя, когда привел сцену пощады Пугачевым Гринева. Круг замыкается и мы снова возвращаемся к тому, с чего начинали – к тулупчику заячьему.

19 октября 1811 года считается днем основания Царскосельского лицея – Пушкинская дата. Почти каждый год к этому событию Александр Сергеевич писал новые стихи.

Рецензии на книгу Капитанская дочка

Это будет моментом моего позора, но ничего, справлюсь) У меня было такое сильное предубеждение касательно любых произведений школьной программы, что я не читала практически ничего из нее. Вот и насчет Капитанской дочки даже не знаю, как сказать.. С чего вдруг я вообще была уверена, что речь о каком-то морском путешествии и капитане корабля, красивом таком, в белом костюме, и о его маленькой дочурке?))) Откуда что берется?) В общем, когда я поняла, чему на самом деле посвящено это произведение, я:
1) долго смеялась над собой.
2) поняла, что я МОГУ читать школьную программу и даже в состоянии все понять и мне даже не скучно!
3) прониклась благодарностью к МарьИванне @natalya.s.alex ,потому что, если бы не она со своим Пушкиным, я бы никогда не сдвинулась с мертвой точки.
4) пообещала себе, что каждый год буду читать по несколько произведений, которые должна была прочесть еще 20 лет назад, и лучше ооочень поздно, чем никогда)

В общем, писать о самой повести не вижу особого смысла, так как уверена, что я единственная, кто до сих пор ее не читал. Разве что только если посмотреть на нее с точки зрения современных реалий, то, во-первых, Гринев получается эдакий красавец-удалец и нетакойкафсе, которому везде и во всем сопутствует удача, и там где другие находят смертушку свою, он умудряется выходить сухим из воды, просто человек-кроличья лапка!) А в-вторых, я хоть убей, не поняла, чем его “служба”, на которую его отправил отец, отличалась от его обычного времяпровождения дома?) Он что до этого балбесничал, что потом. И больше всего я орала с того, что он типа “славно служил” в Белогородской крепости, и когда на нее напал Емельян Пугачев, не сделал вообще ничего, можно сказать, ее сдали без боя, и он такой: “Ну, тут я больше ничем помочь не могу, поеду-ка я служить в какое-нибудь другое место!” А толку-то от твоей службы?) Только лишний рот, который кормить надо, а пользы как от козла молока)

В общем, ко всему происходящему я отнеслась довольно скептически, но зато мне, можно сказать, было весело. Ну и учитывая наивность всего написанного, такое, конечно, лучше и правда читать в детстве, когда ты еще не оцениваешь все через свою призму циничности и просто можешь порадоваться за молодых влюбленных, Петеньку и Машеньку, которые друг за друга горой, готовы куда угодно пойти ради спасения любимого человека и все-то у них получается)

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне
  • Поделиться
    • ВКонтакте
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Одноклассники
    • Мой Мир
    • Googe+

Я рада, что вынимаю из всех вас эмоции))) любого рода)

Помню, как я в школе страдала над этой книгой, она казалась мне буквально бесконечной, вызывая дикое желание бросить и выкинуть подальше, чтоб глаза мои её не видели. Из всей книги я помнила лишь разговор Марьи с незнакомой дамой. Так что перечитывать могла с чистой совестью. И честно говоря, крайне удивилась, когда мне сказали, СКОЛЬКО часов длится аудиокнига… Вопрос, чего ж я так страдала в школе, меня заинтересовал настолько, что я прочла книгу за вечер.

И не поняла, чего меня так мучило в юные годы. Мне понравилась и книга, и её герои, и смысл, которого я, увы, не помнила, или не поняла когда-то. Хотя, казалось бы, чего здесь можно НЕ понять? Любовь к отечеству, честность, благородство. Главный герой Пётр Андреич из юного дворянина и глупого беззаботного мальчики превращается в сильного духом воина, готового постоять за себя и нести ответ за свои поступки и слова. Да, в чём-то ему повезло, и «случай» подарил шанс не висеть вместе с командиром, но остальное он сделал сам, не сломался, не струсил. Выбесил меня знатно Швабрин со своими хитрыми ходами. Не зря про него говорили, что предавший однажды, сделает это ещё не раз…

Так что книга для меня была совершенно не тягомотной или скучной, пускай я и знала, что всё кончится хорошо. И теперь у меня есть вопрос к моему учителю литературы, раз в книге я ничего такого не обнаружила: а чего меня так с неё воротило-то.
#чума – Африка (Издательство Рипол-классик)
#школа_пушкин
#буклайв_аудиокнига
#буклайв_клуб_ветер (#буклайв_навык_кулинария(Жареный сыр))

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне
  • Поделиться
    • ВКонтакте
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Одноклассники
    • Мой Мир
    • Googe+

Классика классикой, но эта повесть безнадёжно устарела. Она наивная и абсолютно не жизненная. И почему то совсем не верится всем тем 9-кам и 10-кам, поставленным рецензентами. Считаю, что главную роль в высоких оценках сыграло не качество повести, а имя автора, вызывающее определённые рефлексы у каждого русскоговорящего человека.

Это история из жизни юного Гринёва во время восстания Пугачева. Гринёв гордый, храбрый и честный. Только вот в реальной жизни все его поступки очень быстро привели бы его на виселицу, а уж никак не к хэппи энду. Но в сказочной жизни этой повести его ждёт одно счастливое событие за другим, не реалистичный радужный мир.

Кстати, о чести и честности Гринёва я бы сильно поспорила. Видно, что автор (да и читатели) видят его совесть кристально чистой. Но меня крайне смущают его открещивания от Пугачева, но при этом активное пользование его благами и пропусками. Гринёв настоящий мастак и рыбку съесть и сковородку не помыть.

Историческое произведение, реальное из которого только сам факт существования Емельяна Пугачева и его бунта. Похоже на современные фанфики, чем на нечто серьёзное.

Наверное, не стоило портить приятные детские воспоминания об этой повести. Как же всё здорово воспринималось в школьные годы!

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне
  • Поделиться
    • ВКонтакте
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Одноклассники
    • Мой Мир
    • Googe+

У меня сохранились хорошие воспоминания о “Капитанской дочке” со школы, и мне давно хотелось перечитать данное произведение. Вот и появился повод. За что Марье Иванне, спасибо.

Действие происходит во времена восстания Емельяна Пугачёва. Главный герой случайно встречает главаря бунтовщиков по дороге в Оренбург. Воистину судьбоносная встреча. Не будь ее и повесть сократилась бы в разы.

После большого количества прочитанных романов сюжет не кажется чем-то особенным. По воспоминаниям, в детстве мне больше понравилось. Сейчас слишком чудесными кажутся произошедшие события, нереальными. Уж больно везучим оказался главный герой Петр Андреевич Гринев. Столько раз был, можно сказать, на волоске от гибели, и все завершалось благополучно.

Однако, произведение хорошее. О том, что добро не забывается, о любви, чести и смелости. Нисколько не пожалела, что взялась за произведение спустя столько лет.

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне
  • Поделиться
    • ВКонтакте
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Одноклассники
    • Мой Мир
    • Googe+

Чем больше читаю литературы 18-19 века, тем больше радуюсь тому, что живу в своем.

«Мы о чем? Да, о поэзии. Помнишь, у Пушкина?
«Мы памятник себе воздвигли. И фигли. » (А. Кондратьев)

Мы увидим жизнь Петра Андреевича Гринева в бытность его воинским офицером. Красной нитью через вес повествование идет рассказ о восстании под предводительством Емельяна Пугачева. Интересно было почитать о том, как раскрываются люди в таких обстоятельствах. Кто-то проявляет неожиданное благородство души, даже если это может навредить его авторитету (как Пугачеву), а кто-то, получив власть, делает жизнь других невыносимой (как Швабрин).

Для меня является дикостью то, как обучались и воспитывались люди в те времена (и это еще дворянство, которое может себе позволить такую роскошь, как образование). Петр Гринев в рамках своего времени в данных обстоятельствах проявил себя взросло и справедливо, хотя, в силу своей жизни в другом веке, причину умалчивания истории с Марией Ивановной (ой, прямо как нашу учительницу *тихий смешок*), а также его отношение и обращение с Савельичем, до конца понять не смогу, как и некоторых других его поступков.

Можно многое говорить о творчестве классиков, но по общей атмосфере это произведение не навевает уныние, несмотря на не самое счастливое время, в которое и происходят все события. Поэтому если кто-то еще не брался по школьной программе за творчество Пушкина, то можно выбрать именно Капитанскую дочку ;).

  • Опции
    • Пожаловаться
    • Открыть в новом окне
  • Поделиться
    • ВКонтакте
    • Твиттер
    • Фейсбук
    • Одноклассники
    • Мой Мир
    • Googe+

В очередной раз, перечитывая любимые произведения из русской классики, убеждаюсь, что она будет актуальна всегда, по крайней мере для меня. Так, А.С. Пушкин в “Капитанской дочке” поднимает не только важные для русского народа исторические темы, но и темы общечеловеческие – любовь и ненависть, смелость и трусость, благородство и низость, честность и подлость.

Одной из главных тем является восстание казаков под предводительством Емельяна Пугачёва, которое впоследствии переросло в крестьянскую войну. Начало ему было положено в 1772 году. Агитация казаков сделала своё дело, и к бунтовщикам присоединились многочисленные группы людей из различных народов, не довольных правящим режимом. Постепенно восстание разрасталось, простираясь на территории Оренбургского края, Урала, Западной Сибири и других мест нашей необъятной страны. Именно во время службы под Оренбургом, в Белогорской крепости, находящейся от него в 40-ка верстах, и застало восстание Петра Андреевича Гринёва, главного героя повести.

В этот страшный период многие люди показали своё истинное лицо. Кто-то остался верен долгу и защищал жизни, а кто-то при первой же удобной возможности переметнулся на сторону врага, прикрывая собственную спину. Да-да, речь идёт о Швабрине, лживом, трусливом и жалком человеке, не достойном звания офицера. Он не понравился мне с первых страниц. Уже во время первого прочтения повести я, ещё не зная сюжета, поняла, что этот персонаж отвратителен, когда он позволил себе наглость обсуждать Машу с Гринёвым, точнее, клеветать и сплетничать о ней. Мне даже было всё равно, правду он говорит или же нет, сам его поступок оказался очень низким. Если он имел что-то против девушки, то мог бы лично ей об этом сказать, а не говорить гадости первому встречному. А в дальнейшем мои догадки о Швабрине только подтвердились, и я окончательно поняла, насколько жалок этот литературный герой.

В отличие от него, Пётр Андреевич Гринёв – добрый, искренний и благородный молодой человек. В начале повести он казался мне не слишком серьёзным, в какой-то мере безответственным и наивным, но служба и непростые события закалили его характер, сделали Гринёва взрослее и сильнее, и в конце он предстаёт уже не “зелёным” мальчишкой, которого так легко обмануть, а зрелым юношей, готовым отстаивать свою честь и защищать любимую женщину.

Интересно, что при работе над повестью автор проделал обширную и трудоёмкую работу. Он даже ездил на Урал, чтобы лично поговорить с очевидцами восстания! Также он изучил множество архивных материалов, чтобы составить для себя и будущих читателей полную картину исторических событий. Оказывается, у некоторых персонажей есть реальные прототипы. Так, образ Швабрина Пушкин написал с подпоручика Шванвича, добровольно перешедшего на сторону Пугачёва, а образ Гринёва – с офицера Вашарина, участвовавшего в подавлении Пугачёвского бунта.

Но для меня в этом произведении особенно важна нравственная тематика, доказывающая, что даже жестокий человек может быть благодарным за проявленную к нему однажды доброту. Емельян Пугачёв не забыл подаренный Петром Андреевичем тулуп и доброе отношение, и впоследствии его благосклонность в ответ на прошлые благодеяния спасла жизнь не только самому офицеру, но и дорогим ему людям, таким, как Савельич и Маша. Да и сам Гринёв не может ненавидеть того, кого должен бы считать врагом и злодеем. Он сочувствует бунтовщику, видя его хорошие качества.

Прекрасное произведение, которое я, уверена, перечитаю ещё не один раз, чтобы вновь встретиться на его страницах с полюбившимися мне героями.

Рецензии на книгу «Капитанская дочка» Александр Пушкин

Пасюк учился в шестом классе вечерней школы, учился безнадежно плохо, и его грозились перевести обратно в пятый класс. По литературе учительница уже отказалась аттестовать его в первой четверти, потому что в домашнем сочинении «Почему мы любим Гринева и ненавидим Швабрина?» Пасюк написал: «Я не люблю Гринева, потому что он бестолковый барчук, и не скажу, что ненавижу Швабрина, потому как он хотя бы вместе с Пугачевым стоял против ненавистного царизма». Жеглов, узнав об этом сочинении, хохотал до слез и сказал, что Пасюка правильно выгонят из школы — если ты такой умный, то ходи в Академию наук, а не в шестой класс

Эх, прямо школа вспомнилась. Хотя я ее и не любил. Пишу тебе, о, моя незабвенная учительница по литературе, единственная настоящая среди глупых и уродливых мещанок.

Да, я люблю Гринева и мне плевать на Швабрина. За что люблю? А за что вообще любят? Да ни за что. Просто так. Мне нравится его манера писать. И не говорите, что этого Гринева зовут Александр Пушкин, ибо я во время чтения почти напрочь об этом забыл, полностью растворившись в повествовании. Почему Марья, капитанская дочка, полюбила Гринева, а не Швабрина? Конечно не за его благородный образ, патриотический, истинно христианский, какой там еще. Бог его знает – за что. Может овал лица понравился, а может его переизбыток тестостерона. Или у него икры были такие выразительные. Кто это может знать. Пушкин? Да, Пушкин! Только он. За что женщины любили самого Пушкина? Наверное за то, что он был великий русский поэт. Вот и Гринев получился такой же – доброжелательный, широчайшей души человечище, хорошо воспитанный папой с мамой, барин. Еще и проницательный – всегда мог понять чего от него хотят люди. Даже если эти люди душегубы и лиходеи типа Пугачева.

Автор умудрился побыть другом и беспристрастным критиком самого Пугачева, выделить себя на фоне общей людской массы с помощью незамысловатого сюжета. Пушкин -красавец и определенно не страдал от скромности. Главный герой так по-детски наивен, по-юношески романтичен и по-крови благороден, что все это не воспринимается как похвальба.

Швабрин – за что его ненавидеть? Человеком двигала исключительно любовь. Ну, и все, что любви сопутствует. Ревность, месть и всякое другое приятнопахнущее. Его так называемое “предательство” опровергает в самом начале цитатой друг Глеба Жеглова. Туда же предлагаю заткнуть весь другой патриотический пафос. История в этом случае не только не рассудит, она еще посмеется, а историки в очередной раз все переврут. Поэтому оставим политические темы в стороне, ибо никому из нас не дано залезть в голову Швабрину и внезапно отыскать там раннего декабриста. В остальном Швабрин продемонстрировал трезвый расчет и предприимчивость в том, что перешел на сторону пугачевцев.

“Капитанская дочка”, конечно, произведение патриотическое, но, как и обычно, основной темой является любовь. И любовь не к Родине, а к женщине. Князь Мышкин Достоевского, например, тоже был этим грешен, ибо любовь к стране у него заключалась прежде всего в любви к определенной русской женщине. Поэтому особо патриотичным особам стоит избегать контактов со всякими неграми, потому что любовь зла, а бегать с российским флагом где-то в пустыне во время очередной африканской революции небезопасно.

В общем, к чему я это все вел, уже сам не помню, но, если кто-то тоже хочет запутаться, то это реальный повод перечитать “Капитанскую дочку”. Произведение небольшое по объему, читается очень легко и еще его написал великий Пушкин. Тот самый, да.

Все мы в рамках школьной программы знакомились с этим произведением и скорее всего писали сочинения на тему, что же хотел сказать автор. Но со школьной скамьи прошло немало времени, произведения позабылись, и теперь они воспринимаются иначе, чем тогда. Но к сожалению, я не помню своих впечатлений.
Не буду расписывать сюжет, большинство или его помнит, или не так давно освежили, как и я. Расскажу немного о том, что меня зацепило в романе.
Главный герой Гринев показал, каким может быть мужчина, на что он может пойти ради своей любимой женщины. В начале повести он понес серьезные убытки: проигрыш 100 рублей и подарок бродяжке – заячий тулупчик. Но помимо трат произошли и судьбоносные знакомства. Также Пушкин показывает, что злодеи могут быть не только злыми, но и добрыми, могут пойти спасать сироту, если узнали, что ее обижают.
Произведение прочиталось за один присест.

В произведение “Капитанская дочка” А.С. Пушкина показана проверка взглядов, убеждений, идеалов на прочность. В условиях, когда предательство прошлых ценностей сохраняет жизнь, а верность им приводит к смерти, что выберет среднестатистический человек? Мне кажется, большинство бы присягнуло на верность Емельяну Пугачеву, как Швабрин, но главный герой Петр Гринев решает принять смерть. Да, его спасает подаренный заячий тулуп и то, что Пугачев его вспомнил, но это ничего не меняет. Гринев верен своим взглядам.
Также в романе показана верность любви. Как Гринев спас Машу, так и она поехала в столицу просить аудиенции у самой императрицы, чтобы та помиловала Петра.
Этот роман очень о преданности и верности, о чувстве любви и долга. Рекомендую перечитать хорошо знакомый со школьной скамьи роман и прочувствовать эти ощущения вновь.

В очередной раз, перечитывая любимые произведения из русской классики, убеждаюсь, что она будет актуальна всегда, по крайней мере для меня. Так, А.С. Пушкин в “Капитанской дочке” поднимает не только важные для русского народа исторические темы, но и темы общечеловеческие – любовь и ненависть, смелость и трусость, благородство и низость, честность и подлость.

Одной из главных тем является восстание казаков под предводительством Емельяна Пугачёва, которое впоследствии переросло в крестьянскую войну. Начало ему было положено в 1772 году. Агитация казаков сделала своё дело, и к бунтовщикам присоединились многочисленные группы людей из различных народов, не довольных правящим режимом. Постепенно восстание разрасталось, простираясь на территории Оренбургского края, Урала, Западной Сибири и других мест нашей необъятной страны. Именно во время службы под Оренбургом, в Белогорской крепости, находящейся от него в 40-ка верстах, и застало восстание Петра Андреевича Гринёва, главного героя повести.

В этот страшный период многие люди показали своё истинное лицо. Кто-то остался верен долгу и защищал жизни, а кто-то при первой же удобной возможности переметнулся на сторону врага, прикрывая собственную спину. Да-да, речь идёт о Швабрине, лживом, трусливом и жалком человеке, не достойном звания офицера. Он не понравился мне с первых страниц. Уже во время первого прочтения повести я, ещё не зная сюжета, поняла, что этот персонаж отвратителен, когда он позволил себе наглость обсуждать Машу с Гринёвым, точнее, клеветать и сплетничать о ней. Мне даже было всё равно, правду он говорит или же нет, сам его поступок оказался очень низким. Если он имел что-то против девушки, то мог бы лично ей об этом сказать, а не говорить гадости первому встречному. А в дальнейшем мои догадки о Швабрине только подтвердились, и я окончательно поняла, насколько жалок этот литературный герой.

В отличие от него, Пётр Андреевич Гринёв – добрый, искренний и благородный молодой человек. В начале повести он казался мне не слишком серьёзным, в какой-то мере безответственным и наивным, но служба и непростые события закалили его характер, сделали Гринёва взрослее и сильнее, и в конце он предстаёт уже не “зелёным” мальчишкой, которого так легко обмануть, а зрелым юношей, готовым отстаивать свою честь и защищать любимую женщину.

Интересно, что при работе над повестью автор проделал обширную и трудоёмкую работу. Он даже ездил на Урал, чтобы лично поговорить с очевидцами восстания! Также он изучил множество архивных материалов, чтобы составить для себя и будущих читателей полную картину исторических событий. Оказывается, у некоторых персонажей есть реальные прототипы. Так, образ Швабрина Пушкин написал с подпоручика Шванвича, добровольно перешедшего на сторону Пугачёва, а образ Гринёва – с офицера Вашарина, участвовавшего в подавлении Пугачёвского бунта.

Но для меня в этом произведении особенно важна нравственная тематика, доказывающая, что даже жестокий человек может быть благодарным за проявленную к нему однажды доброту. Емельян Пугачёв не забыл подаренный Петром Андреевичем тулуп и доброе отношение, и впоследствии его благосклонность в ответ на прошлые благодеяния спасла жизнь не только самому офицеру, но и дорогим ему людям, таким, как Савельич и Маша. Да и сам Гринёв не может ненавидеть того, кого должен бы считать врагом и злодеем. Он сочувствует бунтовщику, видя его хорошие качества.

Прекрасное произведение, которое я, уверена, перечитаю ещё не один раз, чтобы вновь встретиться на его страницах с полюбившимися мне героями.

Ссылка на основную публикацию