Как помочь ребёнку привыкнуть к новому учителю: советы родителям

Как помочь ребенку адаптироваться к новым школьным условиям? (рекомендации для родителей)
материал (1 класс) по теме

Как помочь ребенку адаптироваться к новым школьным условиям? (рекомендации для родителей)

Цель: помочь родителям и их детям адаптироваться к новым школьным условиям.

Ход собрания.

Здравствуйте уважаемые родители первоклассников!

Переход в новую школу, новый класс всегда связан с возрастанием нагрузки на психику ребенка. Новый учитель, новые требования, новый уже сложившийся коллектив сверстников – все это может по-разному переживаться ребенком. И задача родителей – помочь своему ребенку пережить этот сложный этап адаптации.

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы ребенок постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

Постарайтесь придерживаться наших рекомендаций, чтобы облегчить Вашему ребенку адаптацию к новым условиям учебы.

1. Расспрашивайте Вашего ребенка о его школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: “Как дела”? Выбирайте время, свободное от домашних дел, и подробно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте события и детали, о которых ребенок рассказывает Вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы. Обязательно спрашивайте ребенка об одноклассниках, школьных предметах, педагогах.

2. Регулярно беседуйте с учителями Вашего ребенка о его успеваемости, о поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
rodit._sob._s_pervoklassnikami_29.08.13.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4» г. Белгорода

Как помочь ребенку адаптироваться

к новым школьным условиям? (рекомендации для родителей)

на родительском собрании в 1 «А» классе

Белгород 2013 год

Дата: 29.08.2013 г. Время:17.30-17.40

Как помочь ребенку адаптироваться к новым школьным условиям? (рекомендации для родителей)

Цель: помочь родителям и их детям адаптироваться к новым школьным условиям.

Здравствуйте уважаемые родители первоклассников!

Переход в новую школу, новый класс всегда связан с возрастанием нагрузки на психику ребенка. Новый учитель, новые требования, новый уже сложившийся коллектив сверстников – все это может по-разному переживаться ребенком. И задача родителей – помочь своему ребенку пережить этот сложный этап адаптации.

В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим, то есть сделать так, чтобы ребенок постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

Постарайтесь придерживаться наших рекомендаций, чтобы облегчить Вашему ребенку адаптацию к новым условиям учебы.

1. Расспрашивайте Вашего ребенка о его школьных делах.

Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: “Как дела”? Выбирайте время, свободное от домашних дел, и подробно беседуйте с ребенком о школе. Запоминайте события и детали, о которых ребенок рассказывает Вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы. Обязательно спрашивайте ребенка об одноклассниках, школьных предметах, педагогах.

2. Регулярно беседуйте с учителями Вашего ребенка о его успеваемости, о поведении и взаимоотношениях с другими детьми.

Непременно побеседуйте с Вашим классным руководителем, если Вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни Вашего ребенка или о его проблемах, связанных со школой. Даже если нет особенных поводов для беспокойства, старайтесь консультироваться с учителями Вашего ребенка не реже, чем раз в месяц.

3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.

4. Познакомьтесь с программой обучения и особенностями школы, где учится Ваш ребенок.

Посещайте все мероприятия и встречи, организуемые родительским комитетом и педагогами. Узнайте о дисциплинарных правилах, установленных в школе, о различных возможностях обучения, предоставляемые школой.

5. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не делайте их сами.

Обязательно установите вместе с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания.

6. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе.

7. Поддерживайте спокойную и стабильную атмосферу в доме.

Спокойствие домашней жизни Вашего ребенка поможет ему более эффективно решать школьные проблемы.

Правила общения с ребёнком.

1. Можно выражать своё недовольство отдельными действиями ребёнка, но не ребёнком в целом.

2. Можно осуждать действия ребёнка, но не его чувства , какими бы непозволительными они ни были.

3. Не требовать от ребёнка невозможного или трудновыполнимого. Лучше посмотрите, что можно изменить в окружающей обстановке.

4. Недовольство действиями ребёнка не должно быть постоянным, иначе оно перестаёт восприниматься.

5. Позволяйте ребёнку встречаться с отрицательными последствиями своих действий (или бездействия). Тогда у него будет шанс повзрослеть.

6. Не вмешивайтесь в дело, которым занят ребёнок, если он не просит помощи. Если ребёнку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно окажите её.

7. Если ребёнок вызывает у вас отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

8. Чтобы избежать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

9. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя ответственность за личные дела вашего ребёнка, пусть он почувствует себя ответственным за их выполнение.

10. В своих чувствах говорите ребёнку от первого лица. Сообщайте о себе, своих мыслях и чувствах, а не о нём и его поведении.

Важно, чтобы у вашего ребенка был четкий режим дня, в котором будет отведены свои определенные часы на учебную деятельность, отдых, развлечения, прогулки и внеучебные занятия.

Что касается именно учебной деятельности младших школьников, то можно дать следующие рекомендации по выполнению домашнего задания:

 Объясните своему ребёнку, что домашнее задание – дело первоочередной важности. Помогите ему составить план выполнения домашней работы. Никакие другие занятия не должны мешать её выполнению.

 Не выполняйте домашнее задание за вашего ребёнка. Вместо этого дайте ему понять, что цель вашего присутствия – поддержка.

 Приучите своего ребёнка заблаговременно готовиться к контрольным работам. Не оставляете его на вечер накануне контрольной.

 Интересуйтесь работой вашего сына или дочери, просматривайте дневник и тетради. Попросите его(её) постоянно держать Вас в курсе школьных дел.

 Постарайтесь выяснить, с какими предметами Ваш ребёнок справляется без особого труда, а какие требуют определённых усилий. Наблюдайте за тем, что он делает, когда не понимает задания, или какого-либо определения.

 Создайте своему ребёнку спокойную обстановку для учёбы.

И самое главное!

Ребенок должен быть уверен, что дома его по-прежнему любят и уважают, несмотря на все школьные трудности.

1 класс и адаптация к школе: 6 советов родителям первоклассников

Трудности первоклассников: все только начинается. Когда нужен психолог

Наступил второй учебный месяц, и многим родителям кажется, что самое сложное в первом классе уже позади. Школу выбрали, 1 сентября пережили, с детьми ребенок подружился, родительское собрание прошло — вроде бы все, можно вздохнуть с облегчением. Но психологи советуют оставаться начеку.

Начало обучения в школе — это не только учеба, новые знакомые и впечатления. Это новая среда и необходимость подстраиваться под новые условия деятельности, включающие в себя физические, умственные, эмоциональные нагрузки для детей. Чтобы привыкнуть к новой среде, ребёнку необходимо время — и это не две недели и даже не месяц. Специалисты отмечают, что первичная адаптация к школе продолжается от 2 месяцев до полугода. При этом общих рецептов быть не может, адаптация — длительный и индивидуальный процесс и во многом зависит от:

  • личностных особенностей ребёнка;
  • степени готовности к школе (не только интеллектуальной, но и психологической, и физической);
  • от того, достаточно ли малыш социализирован, развиты ли у него навыки сотрудничества, посещал ли он детский сад.

Признаки успешной адаптации к школе

Ребенок весел, спокоен, быстро находит приятелей среди одноклассников, хорошо отзывается об учителях и ровесниках, без напряжения выполняет домашние задания, легко принимает правила школьной жизни, новый режим дня для него комфортен (не плачет по утрам, нормально засыпает вечером и т.д.). У ребенка нет страхов по поводу сверстников и учителей, он адекватно реагирует на замечания учителя.

Признаки дезадаптации

Вы часто видите ребёнка уставшим, он не может заснуть вечером и с трудом просыпается утром. Ребёнок жалуется на одноклассников, на требования учителя. Ему сложно соответствовать школьным требованиям, он внутренне сопротивляется, капризничает, обижается. Обычно такие дети испытывают трудности в учебной деятельности. Лишь к концу первого полугодия при помощи работы педагога, психолога, родителей они адаптируются к школьной среде.

Часто бывает, что внешние проявления у детей одинаковые — чаще всего это слезливость, обиды, усталость, — но имеют совершенно разные причины. И с ними надо разбираться индивидуально.

Мама Ирины в беседе с психологом отмечала, что девочка негативно отзывается об одноклассниках, отрицательные эмоции проявлялись в виде криков, слёз, нежелания ходить в школу. Как выяснили позже психологи, у Ирины недостаточно развиты моторные навыки, слабо развита концентрация и устойчивость внимания, девочке не хватает воли и усилий высидеть на уроке.

В середине первого класса мама Савелия стала жаловаться психологу: мальчик грубит, не реагирует на замечания учителя, чуть что — в слёзы. Разговор с учителем прояснил, что Савелию сложно даётся математика, он с трудом считает и плохо запоминает. Проблемы накапливаются и накапливаются, а наказания взрослых и их строгость только мешает.

Довольно часто родители по незнанию усложняют жизнь первоклассников тем, что:

  • загружают новыми кружками (в период адаптации они могут привести к перегрузкам; лучше оставить лишь то, что малыш давно знает и умеет);
  • резко меняют отношения в семье (“Ты теперь большой, должен сам мыть посуду” и т.д.)

Как помочь ребенку?

  • В первые недели обучения первоклассника в школе важно помочь ребёнку поверить в себя, в свои силы и возможности.
  • Проявляйте интерес к школе, классу, в котором учится ваш ребёнок. Очень полезно ребенка просто послушать.
  • Не критикуйте своего малыша, даже если он плохо пишет, медленно считает, неаккуратен. Критика, особенно при посторонних людях, только усилит его проблемы.
  • Учитывайте темперамент своего ребенка в период адаптации к школьному обучению. Активным детям тяжело долго сидеть на одном месте, медлительным сложно привыкать к школьному ритму.
  • Поощряйте ребенка не только за учебные успехи. Любое моральное стимулирование, слова поддержки со стороны взрослых помогают ребёнку почувствовать себя значимым в той или иной деятельности.
  • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.

И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.

Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.

Советы учителю начальной школы: как помочь первокласснику адаптироваться к новым условиям

По данным недавних исследований, 90% детей не желают идти в школу. Для сравнения: в 1970–1971 учебном году статистика была диаметрально противоположной — 90% детей очень хотели учиться в первом классе.

В чем причина столь резкой перемены? Что должны сделать педагоги для того, чтобы учеба стала не тяжким бременем, а радостью для детей?

На эти и другие важные вопросы отвечают ведущие специалисты в области дошкольного и начального образования Марьяна Безруких, директор Института возрастной физиологии РАО, академик, доктор биологических наук, профессор, лауреат Премии Президента РФ в области образования, и член-корреспондент РАО, лауреат Премии Президента РФ в области образования Наталья Виноградова.

Важно отметить, что Марьяна Безруких является автором программы для дошкольников «Ступеньки к школе», а Наталья Виноградова — автором УМК «Начальная школа ХХI века», выпущенных объединенной издательской группой «Дрофа» — «Вентана-Граф». Также их перу принадлежит целый ряд книг, посвященных подготовке детей к школе.

Какими качествами и компетенциями должен обладать учитель начальной школы? Какие методики должны быть в его арсенале для того, чтобы помочь первокласснику адаптироваться к новым условиям?

Марьяна Безруких:

«Современной школе нужен компетентный, квалифицированный учитель, способный учитывать индивидуальные особенности детей (а сегодня растет количество детей, испытывающих проблемы развития). Например, у нас примерно 25% медлительных детей, которые не успевают за общим темпом деятельности. А учитель ждет моментального ответа, и, если ребенок не оправдывает его ожиданий, учитель зачастую перестает его спрашивать, сажает на заднюю парту, и ученик превращается в изгоя. Такая ситуация грозит закончиться для ребенка неврозом. Чтобы этого не случилось, мы должны научить педагога работать в малых группах, каждой из которых предлагаются разные задания. В начальной школе необходимо отказываться от фронтальных методик обучения.

Нет каких-то специальных методик, помогающих первокласснику адаптироваться в школе, но есть определенная тактика взаимодействия и работы с детьми, которая помогает снять стресс и напряжение первых недель занятий.

Процесс адаптации довольно длителен: психологическая адаптация занимает примерно 4 недели, а вот физиологическая дольше — 6–8 недель. Следует учесть, что детям необходимо привыкнуть не только к новому режиму и новой деятельности, но и к учителю: к темпу и тембру его речи, к требованиям, к выражению эмоций и т.п.

Дети очень отзывчивы на любые проявления внимания и поддержки, они нуждаются в этом внимании и испытывают настоящую боль и страдания, если на них не обращают внимания, подчеркивают неудачи, стыдят при всех.

В первые недели обучения дети особенно остро воспринимают свою неумелость, неловкость, неудачи, поэтому учитель ни в коем случае не должен это подчеркивать или демонстрировать свое неодобрение. Конечно, важно, что учитель говорит, но не менее красноречивым может быть взгляд, мимика, интонация. Дети очень чувствительны к этим проявлениям.

Первые недели обучения — это период очень высокого физического и психологического напряжения организма. Дети сильно устают, переполнены впечатлениями, они порой возвращаются домой совершенно без сил. Они могут быть суетливы и плаксивы, беспокойны и тревожны, им еще сложно концентрировать внимание на всех уроках и контролировать свою деятельность.

Учитель должен быть готов учесть все эти особенности и перестраивать методику и технологию организации занятий. Главное — в первые месяцы обучения не торопиться, не спешить, так как именно в этот период начинается формирование навыков письма, чтения и счета, то, что не усвоено и не закреплено на начальных этапах, порой не компенсируется в течение всех лет обучения».

УМК «Ступеньки к школе»
14 ярких рабочих тетрадей и книга для учителей, воспитателей и родителей помогут подготовить к школе детей 5–6 лет, а также будут полезны и в работе с первоклассниками. Грамотная речь, математические понятия, пространственное мышление, художественные навыки — пособия направлены на развитие у старших дошкольников этих необходимых навыков. УМК дает возможность диагностировать проблемные аспекты и составить для каждого ребенка индивидуальный план занятий по подготовке к первому классу.

Наталья Виноградова:

«Никакими особыми качествами учитель не должен обладать, чтобы дети благополучно прошли адаптацию к школьной жизни. Любой учитель в соответствии со своими профессиональными обязанностями должен знать, что:

  • адаптационный период — это не какой-то отрицательный момент в жизни ребенка, а объективная реальность: попав в новые условия, человек должен к ним привыкнуть, приспособиться. «Плохо» не сам процесс адаптации, а его отрицательные проявления, то есть дезадаптация;
  • это происходит в том случае, если учитель не понимает, что в адаптационный период (он протекает 2–3 месяца — по закону психологии! — и значительно дольше, если условия для адаптации нарушаются) ребенок пока еще не стал школьником, он еще почти по всем показателям дошкольник. Это означает, что первоклассник не умеет принимать требования взрослого, не может ставить перед собой самые простые учебные задачи (не сформирована в полной мере произвольная деятельность). Это означает, что ребенок пока остается сам по себе, в лучшем случае в системе «ученик—учитель», но первоклассник пока не член классного коллектива и не понимает, что он член учебного сообщества. Это означает, что ребенок ведет себя как капризная внучка, вздорный сын, слишком разговорчивый внук, который пока не хочет считаться, что он не один и все капризы и дурные настроения нужно оставить дома. И все это не должно вызывать раздражения ни учителя, ни родителей!

Исходя из этого, хороший педагог:

  • не будет сразу заваливать детей обучающими заданиями, будет предлагать игры, в которые учебная задача «спрятана». Уделит особое внимание полагающемуся по режиму часу отдыха от уроков и продумает их подвижную игровую структуру. В адаптационный период не будет проводить «слитные» уроки, когда дети пишут (читают, считают, рассказывают и т.д.) все 35 минут урока. Урок, как правило, делается «дробным»: 10 минут чтения, 10 минут письма, 10 минут слушания и т.д. Это правило для всего первого класса, но особо должно выполняться в первые три месяца обучения;
  • не будет по пустякам делать замечания («не так сидишь, почему смотришь в окно, не заглядывай в тетрадь соседа, слушай внимательно, смотри внимательно…»). Все требования вводятся постепенно, осторожно, настойчиво повторяются в доброжелательном тоне и обязательно заканчиваются двоеточием — учитель каждый раз спокойно разъясняет, почему это нужно делать.

Линия УМК Н. Ф. Виноградовой. Литературное чтение (1-4)
Учебники знакомят младших школьников с жанрами фольклора и художественной литературы, включают задания на анализ текста и отработку техники чтения, помогают развить речь, познакомиться с основами библиографии. Обучение в 1 классе начинается с базовых языковых компетенций, затем дети учатся воспринимать тексты разных жанров и направлений.

Очень опасно в адаптационный период эмоционально отталкивать от себя детей. Учитель авторитарный не допускает, чтобы к нему прижались, заглянули в глаза, не дай бог, обняли… Эмоционально-положительный контакт очень важен в этот период. Хороший педагог знает, что неспокойному ребенку можно сделать сто тысяч замечаний и он все равно будет продолжать выполнять задуманное, но стоит подойти к нему, спокойно, немножко небрежно и случайно положить руку на плечо (продолжая при этом общаться с классом), и «нарушитель» успокоится…Учитель должен уметь «забирать» плохое настроение детей себе.

Также очень важен контакт учителя с родителями. В этот период особенно важны советы педагога о том, что в семье должна быть спокойная обстановка, увеличено время для прогулок, для многих детей — для сна после прихода из школы. Никакие занятия, повторяющие задания в школе, в этот период недопустимы. И также никаких отрицательных оценок школьной жизни!

Не нужно в первый года обучения нагружать дополнительными занятиями в различных кружках и секциях. Все это можно сделать после того, как ребенок привык к школе».

*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.

Как помочь старшекласснику адаптироваться в новой школе: 10 советов для родителей

«Ребята, теперь с вами будет учиться новичок — его зовут Саша. Проходи на свободное место. Итак, начинаем урок…» И под внимательные изучающие взгляды одноклассников мальчик проходит к парте, смущается и неуютно себя чувствует…

Как будут складываться его отношения с учителями и одноклассниками? Сценариев может быть множество.
Чтобы ваш ребенок успешно влился в новый коллектив, прислушайтесь к рекомендациям психолога и психотерапевта Валерии Зинатулиной.

Чтобы наладить новые классные связи в прямом и переносном смысле слова, рассмотрим перемену обстановки со всех ракурсов.

Почему в старших классах переходить в другую школу сложнее

Подростку сложнее дается процесс адаптации в силу происходящих перемен в организме. Переход из детства в юность сопровождается изменениями психики и тела. Скачки настроения, импульсивность или замкнутость, а также чувствительность к оценке окружающих и появление комплексов — все это усугубляет процесс привыкания к новому месту.

Есть и положительные стороны, о которых обязательно должны знать дети, чтобы процесс адаптации проходил веселее.

Плюсы и минусы перехода в другую школу

• Положительные стороны

Опыт вхождения в новую образовательную среду — это репетиция предстоящей учебы в дальнейшем: в колледже, институте, университете. А еще это возможность проявить себя в ином качестве. Например, в старой школе подросток был застенчив, не успевал по некоторым предметам, а теперь у него есть шанс начать все с чистого листа. Но лучше заранее продумать, каким старшеклассник хочет показать себя в новом коллективе.

• Отрицательные стороны

Требования новых педагогов будут иными как по объему информации, так и в формате уроков.

Помимо необходимости освоения школьной программы перед старшеклассником стоит еще одна задача: встроиться в коллектив новых одноклассников. Ведь дети могут вначале устроить новичку проверку на прочность. И чувствительных подростков может ранить шутка или безобидное прозвище. Все это скажется на будущих успехах ребенка в этой школе — в том числе на успеваемости и его мотивации к учебе.

Как помочь старшекласснику, который переходит в новую школу

В умении адаптироваться немалую роль имеет психотип подростка.

Экстравертам будет проще адаптироваться к новым условиям и людям. А вот интровертам (а это меланхолический и флегматические типы) всегда сложнее найти общий язык с ровесниками. Если вы знаете, что ваш сын или дочь слишком чувствительны, склонны к переживаниям и не очень общительны, то обязательно подготовьте их морально.

Вот несколько важных советов для родителей, школьники которых меняют школу.

  1. Постарайтесь момент перехода в другую школу приурочить к началу учебного года.

Расскажите подростку, что возможны трудности, что в коллективе мы не всегда будем вызывать симпатии других. Но всегда можно наладить отношения и даже подружиться. Поделитесь своим личным опытом — как вы осваивались в новом месте учебы, как вливались в коллектив на своей первой работе. Дайте совет, как вы сами когда-то справлялись с неуверенностью и опасениями критики. Что помогло лично вам? Положительный опыт родителей придаст ребенку уверенности в собственных силах.

Перед первым посещением школы желательно вместе с подростком «освоить территорию» — опробовать маршрут от дома до школы, познакомиться с классным руководителем, прогуляться по этажам.

  1. Узнайте, какие секции есть в школе, ведь их посещение даст возможность обрести новых друзей.

Подумайте, как вашему ребенку можно заранее познакомиться с одноклассниками. Например, расположить будущих одноклассников поможет «дружеская» пицца.

Не забывайте следить за психоэмоциональным состоянием сына или дочери. Расспрашивайте о впечатлениях, интересуйтесь, какие учителя и одноклассники понравились, а что вызывает негативные эмоции.

Новенький в классе: как помочь ребенку адаптироваться в коллективе

Как облегчить переход ребенка в новую школу или в новый класс? Как найти общий язык с одноклассниками, избежать проблем и адаптироваться?

Об этом мы побеседовали с семейным психологом и руководителем центра «СоДействие» Анной Хныкиной.

«АиФ»: – Как облегчить переход ребенка в новый класс или в новую школу?

Анна Хныкина: – Переход в новый класс – острый момент для многих.

Важный момент: поступая в школу, не важно – в первый класс вы идёте или в любой другой, вся семья сдаёт экзамен на социальную успешность. Вся семья переключается на новый порядок жизни ребёнка в новом учебном заведении.

Счастлива та семья, где образовавшиеся трудности решают вместе. Разочарование ждёт тех, кто свои обиды и досады выносит наружу, уничтожая семейный покой и добродушие.

Хуже всего, когда «отдуваться» за всё приходится ребёнку. Важно здесь обратить внимание на общий фон, настрой в семье к происходящему, ведь кроме прямых указаний и разговоров, существуют и косвенные.

Понаблюдайте за собой и окружением — что вы говорите в присутствии ребёнка о переходе в новый класс. Не заводите разговоров о «страшном ужасе быть новеньким», не позволяйте знакомым рассказывать и делиться впечатлениями на эту тему. Создавайте вокруг ребёнка атмосферу уверенности и благополучия, ведь на самом деле всё зависит только от того, какие отношения именно он выстроит в новом коллективе. А если его убедить, что школа – это опасный мир, где на каждом шагу его поджидают садисты-хулиганы и из-за каждого угла плюют из трубочек, а учителя ежечасно оценивают его умственные качества и поведение, не всегда положительно и объективно, то тогда основной задачей ребенка станет глухая оборона от мира трудностей и опасностей, а с таким настроем хороших отношений не сложится, будьте уверены на 100%!

«АиФ»: – Есть мнение, что взрослый человек адаптируется в новом коллективе приблизительно три месяца. Сколько на адаптацию уходит у детей школьного возраста?

А.Х.: – Через месяц-два всё обычно встаёт на свои места. Если этого не происходит, необходимо вмешаться, но делать это осторожно, чтобы не усугубить ситуацию.

«АиФ»: – Что делать, если ребенок приходит домой и рассказывает о конфликтах? Как реагировать родителям? Стоит ли вмешиваться или только давать советы и направлять?

А.Х.: – Приходя в новый коллектив, класс, ребёнок часто оказывается на нижней ступеньке иерархии. Как можно больше разговаривайте с ребёнком в этот период дома. Причём, не надо натужно отбирать темы «про школу». Вы можете говорить о похожих сюжетах в сказках, фильмах, книгах, главное – делать это непринуждённо, не связывая сюжет с ребёнком, не проводя аналогий. Беседуйте, поощряйте вопросы, разворачивайте свои ответы, просто будьте рядом, как источник поддержки и информации, как самый лучший друг, который всегда поймёт и поможет по возможности.

Главное, сами не нагнетайте напряжение. Старайтесь добродушно поддерживать весёлый нрав и идею, что всегда можно со всеми договориться. Постарайтесь понять происходящее с точки зрения тех норм и правил, которые существуют в классе. Ребёнок зачастую теряется в новой обстановке. Помогите ему сориентироваться в новой ситуации, объясните, что ничего страшного не происходит, просто ему надо понять новые правила и привыкнуть к ним.

Как жестоки бывают дети…

«АиФ»: – Кулаки – решение проблемы? Стоит ли разрешать мальчику таким способом завоевывать уважение в классе?

А.Х.: – Конечно, нет! Стоит объяснять мальчику, что самый большой авторитет — это когда тебя уважают. Что отношения, построенные на страхе всегда чреваты подлостью, настоящей дружбы, построенной на превосходстве, не бывает. Другой вопрос, если приходится постоять за себя. Но ни о каком уважении не может идти речи в данном случае.

«АиФ»: – Если ребенка откровенно «гнобят» в классе – это упущение родителей или учителя? Как решить такую проблему?

А.Х.: – Безусловно, это – упущение и проблема учителя. Научить детей объединяться, чтобы поиграть друг с другом, разговаривать, конструктивно общаться – задача педагога. Но в нашей системе образования учителя очень часто не считают это своими прямыми обязанностями. И чтобы решить возникшую проблему, об этом говорить нельзя. Вот такой вот парадокс. Тут надо действовать сообща, поэтому-то от обвинений толку особо не будет.

Можно сходить ко всем учителям, познакомиться, объяснить ситуацию: вы не жаловаться, не контролировать пришли, а сотрудничать. Попросите понаблюдать за ситуацией на переменах. А через недельку зайдите ещё. Против травли может сработать организация мероприятия для класса на вашей территории — дома или в кафе, не важно. Важно, что приглашаете вы, при этом полезно созвониться с другими родителями и по-доброму объяснить ситуацию и попросить о поддержке. Нужно, чтобы они отпустили чадо к вам на праздник и потом дома ненавязчиво обсудили со своими детьми, что происходит в школе, как здорово им было в гостях у ребёнка, которого они раньше не замечали.

Вообще, при таких проблемах, неплохо войти в родительский комитет – вы будете всегда в курсе всего происходящего, в хорошем контакте с другими родителями и учителями, то есть у Вас будут «все карты на руках».

У кого лучше?

«АиФ»: – Если одноклассники «меряются» техникой – телефонами, например – стоит ли потакать желанию ребенка «иметь такой же» или нет?

А.Х.: – Тут всё зависит от правил вашей семьи. Я бы лишь подчеркнула, что в подростковом возрасте презренные «понты» являются необходимым условием самопринятия. «Правильные» вещи действительно важнее для подростка, чем хорошая успеваемость. Это свойство возраста. Это действительно влияет на формирование личности и на ваш контакт с ребёнком.

«АиФ»: – Умение влиться в коллектив, ужиться с одноклассниками и дружить – этому можно как-то научить ребенка?

А.Х.: – Конечно! Это не только можно, но и нужно делать. Родители делают это ежедневно, начиная с первых дней жизни ребенка. Не все это осознают, но мы постоянно даём оценки другим, выказываемся как-то, всё это является косвенной формой внушения и научения. Общаться с людьми человек учится в семье. Ещё раз повторю, важнее не те вещи, которые вы говорите ребёнку прямо, а та настоящая правда, которая происходит как бы «за кадром». Если семья доброжелательна и открыта, люди умеют выражать уважение к другим, нет напряжения и страха перед жизнью за пределами дома, нет сравнения себя с другими по степени успешности, но есть, например, чёткое убеждение, что «вместе мы — сила» – тогда скорее всего у ребёнка не будет проблем в коллективе ни в каком возрасте.

Студенческая пора

«АиФ»: – Если говорить об уже почти взрослых людях – студентах первых курсов, которые только вышли из школы и также попадают в новый коллектив – как им помочь освоиться с сокурсниками?

А.Х.: – В основном всё зависит от вашей внутренней доброжелательности и уверенности. Если вы будете казаться лёгким, оптимистичным и спокойным, вы произведёте впечатление уверенного и сильного духом человека. С такими всегда хочется общаться.

Следите за своим выражением лица. Напряжённого, убитого сложностями жизни человека в лучшем случае пожалеют. В обычном – обойдут за километр.

Если вы стеснительны и вам не очень комфортно в новом коллективе, постарайтесь первое время не выделяться. Осмотритесь, найдите в группе «себе подобных», постарайтесь найти с ними контакт. Всегда найдутся единомышленники, если нет задачи доказать себе, что их нет. Излучайте благополучие, спокойствие и добродушие.

В ВУЗе немного иначе, чем в школе всё устроено – там проще быть собой, не так всё завязано друг на друге, не такая «кучность» как в школе, тут уже действительно каждый сам за себя.

Если у вас трудности в общении, может быть и не стоит пытаться заводить беседу с каждым, но поддерживать уже начатый диалог важно уметь: отследите, отвечая на заданный вопрос, не закрываете ли вы тему сразу? Старайтесь отвечать новым знакомцам не односложно, можно ответив, тут же что-то ещё спросить и таким образом развить диалог дальше. Будьте открыты для новых контактов, не заканчивайте разговор, толком не начинав.

«АиФ»: – Обычно с поступлением в вуз у подростков начинается «взрослая жизнь» – это и романы, и вечеринки со всеми вытекающими вредными привычками. Как родителям говорить об этом с выросшими детьми? Какую долю самостоятельности предоставлять ребенку?

А.Х.: – Предоставлять такую долю свободы, которая предполагается в вашей семье для взрослого человека. То есть, открыто говорить об обязанностях и ответственности каждого члена семьи перед другими, временных рамках отсутствия и поддержании контакта, например раз в три часа звонить, когда ты не дома. Если вы смогли к этому времени установить с ребёнком хорошие доверительные отношения, то всё, что вам нужно знать, вы узнаете. Если нет, никогда не поздно начать всё заново, но важно что-то изменить в себе, ведь у вас не получилось за 17 лет. И может быть, тут потребуется помощь специалиста.

Как помочь ребёнку адаптироваться к школе. Советы психолога

Что делать, если ребёнок отказывается идти в школу и как родителям перестать волноваться – читайте в нашем материале.

Перед началом нового учебного года “Омск Здесь” встретился с психологом, доцентом факультета психологии ОмГУ Ольгой Гроголевой и узнал, какие стрессовые факторы воздействуют на детей в школе и как снизить их влияние.

– Ольга Юрьевна, как правильно психологически подготовить ребёнка к школе?

Если говорить про подготовку дошкольника, то, конечно, здесь существует целая система, но главный пункт – знакомство с режимом и требованиями к школе, что, в общем-то, происходит на подготовительных курсах. И очень хорошо, если ребёнок заранее знает своего учителя и с ним уже как-то контактировал ещё до того, как пойдёт в школу. На мой взгляд, важнее не интеллектуальная готовность, а именно мотивационная готовность. Ребёнок должен хотеть стать взрослым, перейти на новый уровень взросления. Он должен хотеть узнать новое в школе, а не просто использовать новые красивые карандашики и ранцы, которые купили родители. Ведь такая внешняя мотивация относительно формы, портфеля работает недолго.

– Это актуально для подготовки малышей, а что посоветуете родителям детей среднего и старшего школьного звена?

Если говорить про остальных детей – они уже всё знают. Важно постараться сохранить летом режим, что очень сложно, ведь дети ложатся поздно. Я абсолютно уверена в том, что ребёнку летом нужен полноценный отдых и восстановление, физическое в том числе, эмоциональная разгрузка. То есть должен накопиться за лето какой-то банк положительных эмоций, который снимет эмоциональную нагрузку, накопившуюся за прошлый учебный год, а занятия, если и должны быть, то в удовольствие.

– Какие основные стрессовые факторы воздействуют на ребёнка в начале учебного года? Как минимизировать их влияние?

Естественно, смена режима дня, о чём я уже говорила; повышенные нагрузки. Если говорить про первоклассников, то особенно повышенные нагрузки. Есть такой психотерапевт Базаров, который сравнивает нахождение первоклассника в стационарной позе в течение 40 минут с нагрузкой космонавта при взлёте ракеты. Поэтому такая нагрузка особенно на детей младшего школьного возраста оказывает серьёзное влияние. И так как у них моторика крупная работает больше, чем мелкая, а ребёнка заставляют писать и выполнять мелкие движения, то, конечно, нужно чтобы была физическая разгрузка и активность. Особенно у детей с гиперактивностью, это отдельная тема для разговора. Такой ребёнок может минут 10 посидеть спокойно, а потом ему нужно бежать. Лучше, конечно, чередовать физическую нагрузку с интеллектуальной.

Ситуация оценивания. Подчеркну, что этот фактор может оказывать очень сильное стрессовое влияние, если у родителей повышенное внимание к оценкам. Ребёнок это считывает, даже если родитель не говорит напрямую. Ребёнок чувствует, когда он допускает ошибки, видит реакцию родителей. Здесь важно, чтобы родители объяснили ребёнку, что оценка – это всего лишь результат твоей работы, а ошибки можно и нужно исправлять. Это не окончательный итог твоей работы, а просто подсказка, что нужно изменить. Тогда этот стресс становится меньше. Ещё хочу отметить, что в младшем школьном возрасте оценка моментально переходит в самооценку. Поэтому в первом классе и отменили оценки. У детей в этом возрасте неадекватно завышенная самооценка, и когда они получают результат “двойка”, “тройка”, ещё и родители подчёркивают этот отрицательный момент, то у ребёнка моментально меняется отношение к себе. А это может очень негативно отразиться и на его эмоциональном фоне в процессе учёбы. Как минимизировать влияние? Во-первых, научиться слушать ребёнка, чтобы не было односторонней связи. Знаете, “радио включают” родители, говорят-говорят, ребёнок только слушает, и родители думают, что он услышал. Нужно всё-таки без бомбардировки вопросами подключиться к эмоциональному состоянию ребёнка. “Тебе грустно, ты расстроился.” Точка. И ждать, когда ребёнок начнёт говорить о чем-то. Диалог с детьми сложно выстроить, но нужно слушать ребёнка, помочь ему создать ситуацию успеха, хотя бы минимальную. Посмотреть, где у него получается, и момент успешности всячески поощрять. Это повышает мотивацию и по остальным предметам. То есть можно в одном предмете ситуацию успеха создать, и тогда всё может измениться и в целом.

Важно помочь ребёнку организовать комфортные условия для выполнения домашних заданий, следить за режимом свободного времени. Чередовать прогулки и домашние задания, и чтобы ребёнок что-то делал по дому, потому что есть такая опасность создать ученический эгоцентризм, когда родители думают: “Лишь бы хорошо учился”. Мы забываем, что домашние обязанности формируют общую ответственность, а это важно учитывать.

– Сколько длится период адаптации в начале учебного года?

Норма адаптации у первоклассников – 2-3 месяца. Через 3 месяца психологи начинают диагностировать школьную дезадаптацию. Я хочу сказать, что есть индивидуальные особенности, и у интровентированных, не очень общительных замкнутых детей период адаптации может затягиваться на 5-6 месяцев. Конечно, у каждого ребёнка свой темп адаптации, но через полгода нужно уже думать о причинах, почему так получилось, что произошло.

Старшие школьники, конечно, перестраиваются быстрее – они могут втянуться в учёбу через 2-3 недели при адекватном отношении и сформированной мотивации. А если не получается, надо искать основания такого негативного отношения к школе, и эмоционального и соматического состояния. Потому что, если ребёнок дезадаптирован, то на соматике, на теле это отражается – голова болит, живот болит – дети чаще жалуются на такие состояния. Температура может повышаться утром: в выходные дни нет температуры, а перед школой повышается. Значит, эмоционально ребёнок не готов, и нужно понять – почему.

– Есть ли различия в стрессовых факторах для малышей, средней школы и старшеклассников?

Для начальной школы это, прежде всего, новизна ситуации – новые ситуации, новые требования, которые нужно как-то усвоить. Ситуация оценивания, ведь даже в первом классе всё равно оценка какая-то есть: солнышки, смайлики, учитель всё равно высказывает эмоциональное отношение. Сама оценка – это же не главное. Главное – эмоциональное отношение педагога к результату, который ребёнок получил, и родителей в том числе. Поэтому ситуация оценивания не в плане отметки, а в плане эмоциональной оценки. И нагрузка, о которой я говорила уже – физическая нагрузка для начальной школы.

В средней школе более значимой становится не оценка учителей, а оценка сверстников, поэтому стресс может быть связан с общением в классе. В классах педагог не всегда успевает отследить эмоциональный климат и создать команду. Классы большие – и 30, и 32 человека, на воспитание времени не хватает. Поэтому здесь нужно с ребёнком уметь поговорить и выявить проблемы в общении, если они есть.

В старшей школе стресс связан с выбором профессиональной направленности. Это, в первую очередь, стресс для родителей, потому что дети не так рано задумываются об этом. А вот экзамены, нагрузки, особенно в том случае, если ребёнок не видит смысла в этом – стресс для ребёнка. Если родитель заставляет его поступать куда-то, подталкивает извне готовиться к экзаменам – ребёнок не понимает смысла того, что он делает. Это всё создаёт невероятный стресс.

– Что делать, если ребёнок отказывается идти в школу?

Искать причины. Если не умеете разговаривать с ребёнком, то нужно обращаться к специалистам. Отказ ходить в школу – это уже крик о помощи, это уже сирена. Симптомы неблагополучия проявляются раньше. И родители, по-хорошему, должны заметить это: нежелание собираться, плохое настроение, жалобы на педагога, на сверстников. Что делать? Зависит от обнаруженной причины. Это может быть и буллинг, школьное насилие – сейчас очень распространённая проблема. Это может быть давление со стороны сверстников, педагогов. Отсутствие интереса. Кстати, одарённые дети – это группа риска: ребёнок знает больше, родители его подготовили очень хорошо к школе. Приходит – стандартная учебная программа, дети неравномерно подготовлены, в результате ребёнок теряет интерес. Это тоже может стать причиной отказа. В любом случае нужно уметь услышать ребёнка, разделить неприятности вместе с ним. Ни в коем случае не высмеивать, не обесценивать эти трудности, потому что для ребёнка эти трудности большие. Нам кажется, что это мелочи жизни, а для ребёнка – это проблемы, препятствия. И, конечно, нужно быть рядом. Хотя бы эмоционально родителю важно быть рядом в этот момент – активно слушать, эмоционально присоединиться. Если вы любите и желаете помочь ребёнку, это всё автоматически, без помощи специалиста, обязательно проявится.

– Как родителям самим перестать тревожиться, что их ребёнок отправился в школу?

Здесь важно помнить о том, что ваша тревога автоматически становится тревогой ребёнка, и он это эмоционально чувствует. Даже если вы не озвучиваете свои переживания. До 12 лет ребёнок связан с мамой эмоциональной пуповиной. Проявиться это может по-разному – не обязательно ребёнок будет бояться всего, он может просто эмоционально быть напряжён, он может проявлять агрессию или физическое недомогание. Поэтому родителю важно разобраться в себе, почему он тревожится. Тревога – это же размытое чувство. А чего вы боитесь-то конкретно? Это может быть ваш опыт школьной жизни. Это может быть перфекционизм – очень распространённая проблема, синдром отличника. И очень многие родители хотят, чтобы ребёнок был лучше, чем они когда-то, или избежал каких-то неприятностей. Но ребёнку от этого не легче. Здесь важно учитывать его состояние, его возможности, и не устанавливать недостижимую планку, потому что ребёнок может сорваться просто.

– С какого возраста нужно переставать делать с детьми домашнее задание?

Тревожные родители с синдромом отличника стараются предотвратить все неприятности, которые могут случиться, и ошибки ребёнка ещё до того, как он с ними столкнулся. Поэтому, когда родитель сидит и делает домашнее задание, он, конечно, оказывает медвежью услугу ребёнку. Считаю, что домашнее задание делать с ребенком не нужно, даже начиная с первого класса. Но важно быть рядом с ребёнком, он должен знать, что вы можете прийти на помощь в любую минуту. И контроль за выполнением всё-таки должен оставаться вплоть до 5 класса, чтобы ребёнок понимал, что вы вместе – не он сам по себе, а вы рядом. Чтобы отпустить ребёнка с выполнением домашних заданий, у него должна быть сформирована ответственность. Это чувство формируется ещё в дошкольном возрасте, оно не появляется ни с того ни с сего. Здесь, конечно, ребёнок должен понимать, что от его действий зависит результат. Сейчас очень распространена позиция у детей, что все кругом виноваты. Такую позицию иногда транслируют родители. Если присутствует такое отношение к окружающим, то ответственность формировать очень сложно. У ребёнка должен формироваться самоконтроль, он должен понимать, что от его действий зависит и результат. Поэтому если вы будете делать домашнее задание с ребёнком, то он никогда этого не почувствует, и самоконтроль не возникнет.

– Помимо школы дети ходят в различные кружки и секции. Стоит ли нагружать детей дополнительным образованием с первого класса общеобразовательной школы или это не играет роли?

Перегружать ребёнка нельзя ни в коем случае. Но вопрос – что такое перегрузка? Если у ребёнка много свободного времени, и родитель не контролирует это свободное время, как правило, в силу своей занятости, то ребёнок перегружается не тем, что нужно. Он всё равно найдёт, чем себя загрузить – телефон, планшет и так далее – это неправильная нагрузка свободного времени. Поэтому дополнительные занятия должны быть, чтобы заполнить и как-то структурировать свободное время ребёнка. Но кружки должны быть в радость и должны помогать ребёнку реализоваться. Это та самая ситуация успеха. То есть дополнительные кружки нужно рассматривать как источник или ситуацию успеха. Если ребёнок там достиг результата какого-то, и это повысило его самооценку, то это только плюс к школе. Он и в школе начнёт учиться лучше. Поэтому нужно выбрать то, что нравится и что получается.

Ссылка на основную публикацию