Структура научного знания, уровни объективность и специфика

ЕГЭ. Познание. Тема 5. Научное познание

Научное познание – это вид познавательной деятельности человека, направленной на получение объективных, систематизированных, обоснованных и организованных знаний о природе, человеке и обществе.

Особенности научного познания

  • Объективность знаний о природе, человеке и обществе
  • Непротиворечивость, доказательность, системность
  • Проверяемость
  • Наличие и постоянное развитие понятийного аппарата (терминологии)
  • Использование в деятельности специальных методов и способов добывания знаний об изучаемом предмете
  • Высокий уровень обобщения полученных знаний
  • Универсальность знаний, то есть возможность их использования в различных отраслях знаний и сферах деятельности людей.

Принципы научного познания (то есть исходные положения, правила, на которых строится научная деятельность)

  • Принцип причинности — установление причинно-следственных связей между изучаемыми явлениями, процессами, событиями.
  • Принцип истинности– то есть соответствие знаний содержанию объекта, который изучается.
  • Принцип относительности– любое научное знание относительное, так как ограничено возможностями науки на данный период развития общества и будет добавляться с развитием науки, техники и человеческого разума.

Уровни научного познания

  1. Эмпирический — это выявление фактов, очевидных, видимых в результате описания предметов и явлений. В основе эмпирических методов научного познания лежит чувственное познание (ощущения, восприятие, представление) и показания конкретных научных приборов.
  2. Теоретический– это выявление фундаментальных знаний, которые порой скрыты за внешними признаками изучаемых предметов, познание сущности явлений и процессов, которые нельзя наблюдать. В основе теоретических методов лежит рациональное познание (понятия, суждения, умозаключения и выводы.)

Каждый уровень научного познания имеет свои методы (от греч. hypothesis — предположение) изучения предметов познания, то есть средств, путей познания.

Эмпирические методы научного познания

  • Наблюдение –восприятие предметов, явлений со стороны, невмешательство в них (например, наблюдение солнечного затмения)
  • Эксперимент-изучение предметов познания в управляемых, специально созданных человеком условиях (например, изучение роста растения в изменённых условиях)
  • Сравнение – выявление различия и сходства между изучаемыми предметами познания (например, сравнение причастия и деепричастия)
  • Измерение –определение отношения измеряемой величины чего-либо по сравнению с эталоном (например, к метру, грамму).

Пояснение.

Эмпирические методы в научной деятельности в совершенно чистом виде использовать невозможно. Обязательно они сочетаются с теоретическими.

Теоретические методы научного познания

  • Анализ –(от греч. разложение, расчленение)процесс мысленного и фактического разложения целого предмета изучения на составляющие его части, изучение каждой части в отдельности (например, анализ литературного произведения, его темы, идеи, характеристика героев).
  • Синтез– (от греч. соединение, сочетание, составление) процесс мысленного и фактического соединения частей и изучение изучаемого предмета как единого целого (например, обобщение всех подтем по единой теме «Имя существительное»)
  • Индукция —(от лат. наведение)переход от изучения отдельных частей к изучению целого, от частного — к общему (например, изучение сначала отдельных признаков глагола в причастии, а затем выведение итогового суждения о том, что причастие имеет признаки глагола).
  • Дедукция —(от лат. — выведение) выведение нового знания на основе нескольких других утверждений об изучаемом предмете, от общего к частному( например, сначала учитель даёт учащимся общие правила написания Н и НН в причастиях, а затем каждое правило разбирает отдельно на конкретных примерах).
  • Абстрагирование –(от лат. — отвлечение) отвлечение от свойств и признаков изучаемого предмета ради выявления какого-либо определённого его свойства (например, на уроках анатомии учащиеся изучают систему кровообращения человека, не говоря в это время о других системах, хотя кровообращение тесно связано с дыханием, пищеварением и т.д.)
  • Моделирование –создание модели изучаемого предмета с целью его наиболее полного познания (например, на уроках химии учащиеся изучают строение вещества по модели атома).
  • Аналогия –(от греч. соответствие) изучение предметов и явлений по их сходству в чём-либо (например, решение задач, подобных той, которую объяснил учитель)
  • Идеализация — (от лат. образ) ,мысленное, абстрактное воссоздание изучаемых предметов, которые в действительности не могут быть воспроизведены (например, невозможно увидеть, как в результате Большого взрыва образовалась Вселенная).
  • Классификация– (от лат.— разряд и делать) объединение различных изучаемых предметов в группы по каким-либо признакам (например, классификация растений).
  • Формализация (от лат. — вид, образ)знаковая, символическая система отражения знаний (например, химические символы для отражения веществ)

Теоретические методы тоже тесно связаны с эмпирическими, так как требуют проверки, сравнения, проведения эксперимента. Обе группы методов находятся во взаимосвязи, чтобы получить достоверные научные знания.

Как видите, ребята, по приведённым примерам, все данные методы используются учителями буквально на каждом учебном предмете, а вы в школе получаете первичные навыки их использования в процессе познания мира.

Формы научного познания

Знания, получаемые в процессе научного познания, имеют свою форму выражения. Их несколько.

  • Научный факт — это объективное отражение в сознании человека сущности изучаемого предмета или явления, описанного, доказанного им . Нужно отличать объективный факт (реально существующий предмет, явление и т.д.) и научный факт (подтверждённое знание в результате научной деятельности)

Например, начало Великой Отечественной войны – это объективный факт, а то, что Луна- спутник Земли — это научный факт.

  • Эмпирический закон –форма познания, выраженная в суждении, которое объективно доказано, выражает повторяющиеся, устойчивые связи между явлениями и процессами (например, законы Ньютона)
  • Проблема —(от греч.— задача) это вопросы, осознанно сформулированные в ходе научного познания, ответы на которые необходимо найти и доказать.
  • Гипотеза-(от греч.— предположение) научное предположение, которое научно обосновано и требует проверки, доказательства.
  • Теория –(от греч. — наблюдение), форма знания, представляющая собой наиболее целостное отражение закономерных и существенных связей в какой-либо изучаемой области.
  • Концепция —(от греч. — понимание, система)- полная система взглядов на предмет познания, которая сложилась на данный период времени развития науки (например, концепция развития человечества). Синонимом слова является слово «доктрина», то есть совокупность официально принятых взглядов на определённую проблему.

Таким образом, научное познание — это сложный процесс, включающий в себя самые различные формы и методы исследования для получения объективных знаний об изучаемом предмете.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Структура и специфика научного познания. Уровни научного познания

Научное познание — это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

цель научного познания – это теоретическое осмысление действительности.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ:

1. Первая и основная задача научного познания, как мы уже выяснили, — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на существенные свойства предмета и их выражение в системе абстракций. Без этого не может быть науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания. Активность субъекта — важнейшее условие и предпосылка научного познания. Но приоритет в нем отдается объективности. ОБЪЕКТИВНОСТЬ — характерная черта научного познания.

3. Наука в большей мере, чем другие формы познания, ориентирована на практическую воплощенность. Жизненный смысл научного изыскания может быть выражен формулой: «Знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы практически действовать» — не только в настоящем, но и в будущем.

4. Научное познание в гносеологическом плане — это сложный, противоречивый процесс воспроизводства знаний, которые образуют целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или, что более характерно, — искусственном (математическая символика, химические формулы и т. п.). Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель научности.

5. В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое т. н. «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т. д.). Кроме того, для науки в большей мере, чем других форм познания, характерно использование в исследованиях своих объектов и самой себя таких идеальных (духовных) средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика, системный, кибернетический и другие общенаучные приемы и методы (об этом — ниже).

6. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем в нем немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений. Вот почему важнейшее значение здесь имеет логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, умение правильно использовать законы и принципы мышления.

В современной методологии выделяют различные критерии научности. К ним относят, кроме выше названных, такие, как внутренняя системность знания, его формальная непротиворечивость, опытная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и др. В других формах познания указанные критерии проявляются в разной мере, но не являются определяющими.

ДВА ОСНОВНЫХ УРОВНЯ — эмпирический и теоретический.

Они хоть и связаны, но отличаются друг от друга, каждый из них имеет свою специфику. В чем она заключается?

На ЭМПИРИЧЕСКОМ УРОВНЕ преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Поэтому объект исследуется преимущественно со стороны своих внешних связей и отношений, доступных живому созерцанию. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная фактофиксирующая деятельность — характерные признаки эмпирического познания.

Эмпирическое исследование направлено непосредственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как сравнение, измерение, наблюдение, эксперимент, анализ, индукция (об этих приемах — ниже). Однако не следует забывать, что опыт никогда, тем более в современной науке, не бывает слепым: он планируется, конструируется теорией, а факты всегда так или иначе теоретически нагружены. Поэтому ИСХОДНЫЙ ПУНКТ, НАЧАЛО НАУКИ — это, строго говоря, не сами по себе предметы, не голые факты (даже в их совокупности), а теоретические схемы, «концептуальные каркасы действительности». Они состоят из абстрактных объектов («идеальных конструктов») разного рода — постулаты, принципы, определения, концептуальные модели и т. п.

Мы, оказывается, сами «делаем» наш опыт. Именно теоретик указывает путь экспериментатору. Причем, теория господствует над экспериментальной работой от ее первоначального плана и до последних штрихов в лаборатории. Соответственно, не может быть и «чистого языка наблюдений», так как все языки «пронизаны теориями», а голые факты, взятые вне и помимо концептуальных рамок, не являются основой теории.

Специфику ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ научного познания определяет преобладание рационального момента — понятий, теорий, за-конов и других форм и «мыслительных операций». Живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса. Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Эта обработка включает в себя систему абстракций «высшего порядка», таких, как понятия, умозаключения, законы, категории, принципы и др.

На основе эмпирических данных исследуемые объекты мысленно объединяются, постигается их сущность, «внутреннее движение», законы их существования, составляющие основное содержание теорий — «квинтэссенции» знания на данном уровне.

Важнейшая задача теоретического познания — достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование — отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация — процесс создания чисто мысленных предметов («точка», «идеальный газ» и др.), синтез — объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция — движение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др. Присутствие в познании идеализаций служит показателем развитости теоретического знания как набора определенных идеальных моделей.

Характерной чертой теоретического познания является его направленность на себя, ВНУТРИНАУЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ, т. е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т. д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществляется предсказание, научное предвидение будущего.

ЭМПИРИЧЕСКИЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВНИ ПОЗНАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗАНЫ, граница между ними условна и подвижна. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому.

ЭМПИРИЗМ сводит научное познание как целое к эмпирическому его уровню, принижая или вовсе отвергая теоретическое познание. «СХОЛАСТИЧЕСКОЕ ТЕОРЕТИЗИРОВАНИЕ» игнорирует значение эмпирических данных, отвергает необходимость всестороннего анализа фактов как источника и основы теоретических построений, отрывается от реальной жизни. Его продуктом являются иллюзорно-утопические, догматические построения, такие, например, как концепция о «введении коммунизма в 1980 г.» или «теория» развитого социализма.

Рассматривая теоретическое познание как высшее и наиболее развитое, следует прежде всего определить его структурные компоненты. К основным из них относятся: проблема, гипотеза и теория («узловые моменты» построения и развития знания на его теоретическом уровне).

ПРОБЛЕМА — форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать. Иначе говоря, это знание о незнании, вопрос, возникший в ходе познания и требующий ответа. Проблема не есть застывшая форма знания, а процесс, включающий два основных момента (этапа движения познания) — ее постановку и решение. Правильное выведение проблемного знания из предшествующих фактов и обобщений, умение верно поставить проблему — необходимая предпосылка ее успешного решения.

Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем), например, проблема создания вечного двигателя. Решение какой-либо конкретной проблемы есть существенный момент развития знания, в ходе которого возникают новые проблемы, а также выдвигаются новые проблемы, те или иные концептуальные идеи, в т. ч. и гипотезы.

ГИПОТЕЗА — форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве. Гипотетическое знание носит вероятный, а не достоверный характер и требует проверки, обоснования. В ходе доказательства выдвинутых гипотез одни из них становятся истинной теорией, другие видоизменяются, уточняются и конкретизируются, превращаются в заблуждения, если проверка дает отрицательный результат.

Стадию гипотезы прошли и открытый Д. И. Менделеевым периодический закон, и теория Ч. Дарвина, и т. д. Решающей проверкой истинности гипотезы является практика (логический критерий истины играет при этом вспомогательную роль). Проверенная и доказанная гипотеза переходит в разряд достоверных истин, становится научной теорией.

ТЕОРИЯ — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Дарвина, теория относительности Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др.

В практике научные знания успешно реализуются лишь в том случае, когда люди убеждены в их истинности. Без превращения идеи в личное убеждение, веру человека невозможна успешная практическая реализация теоретических идей.

Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 976 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Специфика и структура научного знания

Основной формой познавательной деятельности в обществе является наука. Главная задача научного познания – постижение объективных законов природы, общества и самого процесса познания.

Знания приобретаются людьми во всех сферах жизни – в повседневности, в политике, в экономике, в искусстве. Но в этих сферах жизнедеятельности знания не являются главной целью. Так, в искусстве, главной целью является не объективное знание о реальности, а отношение к ней художника, который создает мир новых чувственно-выразительных форм – эстетических ценностей.

Каждая наука имеет свой предмет, методы исследования, свой язык (понятийный аппарат), способы проверки полученного знания на истинность. Научное знание характеризуется объективностью, систематичностью, логической непротиворечивостью, фактической и логической обоснованностью, открытостью для изменений. В соответствии с исследуемым предметом научное знание делится на естественно-научное, социально-гуманитарное и техническое.

Главная установка научного знания – объяснить все существующее из самого существующего на основе выявления действующих в нем законов. Эта установка отличает научное знание от религиозного. Религия также дает людям систематическое и обоснованное знание, но оно подчинено вере в сверхъестественное. Наиболее близка к науке философия. Однако в целом философия наукой не является. Главная задача философии – проявить всю глубину сущности и существования человека в мире. Вместе с тем решение этой задачи невозможно без исследования общей структуры мира и методов проникновения в нее. Эта область исследований сближает философию с наукой. Для науки, как и для философии характерна постоянная методологическая рефлексия, то есть осознание, анализ самих исследовательских процедур, средств и методов получения знания.

Научное знание имеет сложно организованную структуру. В этой структуре выделяют три уровня:

1) уровень эмпирических знаний;

2) уровень теоретических знаний;

3) уровень философских оснований.

Эмпирический уровень знания является результатом непосредственного контакта с исследуемым объектом в процессе наблюдения или эксперимента. На этом уровне мы получаем знание о свойствах объектов, фиксируем их отношения и устанавливаем эмпирические регулярности, обобщения, то есть эмпирические законы. Объекты эмпирического знания отличаются от объектов реальности тем, что в них выделяются те свойства и отношения, которые существенны с точки зрения данной познавательной цели, а от множества других свойств отвлекаются.

Теоретический уровень знания выявляет сущность объекта, дает объяснение эмпирическим свойствам и обобщениям. На теоретическом уровне познания нет непосредственного взаимодействия субъекта с изучаемым объектом. Теоретическое познание имеет дело с идеализированными объектами. Они вводятся как результат мысленного конструирования: эмпирические объекты наделяются только существенными в данном познавательном отношении признаками и в подобном виде не существуют реально. Примерами таких объектов в классической механике являются «точка», «масса», «тело», «сила». Теоретическое исследование выявляет сущностные связи в чистом виде (в реальном же объекте сущность неотделима от явления). Такое выявление осуществляется путем мысленных логических операций с идеализированным объектом и его сторонами.

Эмпирический закон следует отличать от теоретического закона. Эмпирический закон является результатом обобщения опыта и представляет собой вероятностно-истинное знание. Теоретический закон – это знание логически необходимое, достоверное, ибо является следствием теории. Например, закон, описывающий соотношение между давлением и объемом газа (PV = const), вначале был открыт Р. Бойлем как обобщение опытных данных. Экспериментально им была обнаружена зависимость между объемом сжимаемого под давлением газа и величиной этого давления. Теоретический же закон PV = const был получен позднее на основе модели идеального газа. К идеальному газу, находящемуся в идеальном сосуде под давлением, физик Бернулли (академик Санкт-Петербургской императорской академии) применил законы ньютоновской механики и путем расчетов получил ту же формулу. Однако смысл ее был уже иной. У Бойля эта формула соотносилась с реальными экспериментами и таблицами их результатов, а у Бернулли она была связана с теоретической моделью идеального газа. В этой модели были выражены сущностные характеристики поведения любых газов при относительно небольших давлениях. Закон, описывающий эти сущностные связи, носит характер достоверно-истинного знания.

Таким образом, и теоретическое, и эмпирическое познание имеет дело с разными срезами одного и того же объекта. Эмпирическое знание в явлениях и их соотношениях улавливает проявление закономерности. Однако в чистом виде закон раскрывается только в теоретическом исследовании. Следует подчеркнуть, что теория не возникает как прямое индуктивное обобщение опыта – между опытом и теорией нет «логического мостика».

Однако, оба уровня познания всегда взаимосвязаны. Теоретическое исследование опирается на эмпирический базис, а эмпирическое знание всегда погружено в теоретический контекст. Так, если мы не имеем теоретических знаний о микромире, то траектории на фотобумаге, щелчки счетчика Гейзера или траектории в камере Вильсона нам ничего не говорят об этом мире. В определенных точках развития науки знание эмпирическое переходит в теоретическое. Теоретическое знание открывает новые горизонты для эмпирического исследования, ориентируя и направляя его в поисках новых фактов, способствуя совершенствованию его методов и средств.

Включение знания в культуру предполагает его философское обоснование. Философские основания научного знания – это общие представления о структуре мира, о пространстве и времени, о типах связей между его частями, о путях их познания.

Иллюстрацией роли философии в научном познании может служить истолкование результатов квантовой механики. Как соотнести вероятностный характер ее предсказаний с представлением о структуре мира в целом? Известна полемика по данному вопросу между А. Эйнштейном и Н. Бором.

Позиция Эйнштейна. Вероятностный характер предсказаний в квантовой механике обусловлен тем, что она опирается на неполную информацию о действительности. Сама же действительность строго закономерна – детерминистична, в ней все определено, и вплоть до деталей – предсказуемо.

Позиция Бора. Квантовая механика отражает объективную вероятность, случайность, свойственную микромиру.

Когда считается, что в самом мире нет никакой случайности, вероятности, то и теория не может содержать в себе вероятности. Ученые всегда работают на основе некоторых философских предпосылок, и хотя многие из них могут не осознавать этого, данные предпосылки в действительности определяют их общую позицию в исследовании.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Научное знание: его специфика и общая структура. Критерии научности. Развитие научного знания. Понятие рациональности.

Структура научного знания включает основные элементы научного знания, уровни познания и основания науки. В качестве элементов научного знания выступают многообразные формы организации научной информации. Научное познание реализуется в особой исследовательской деятельности, включающей разнообразные методы изучения объекта, которые, в свою очередь, подразделяются на два уровня познания – эмпирический и теоретический. И, наконец, важнейшим моментом структуры научного познания в настоящее время считают основания науки, которые выступают ее теоретическим базисом.

Научное знание представляет собой сложно организованную систему, которая объединяет различные формы организации научной информации: научные понятия и научные факты, законы, цели, принципы, концепции, проблемы, гипотезы, научные программы и т. д. Центральным звеном научного знания является теория.

В зависимости от глубины проникновения в сущность изучаемых явлений и процессов выделяются два уровня научного познания – эмпирический и теоретический .

Между теоретическим и эмпирическим знанием существует тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, которые состоят в следующем: теоретическопе знание в значительной степени опирается на эмпирические материал, поэтому уровень развития теории во многом зависит от уровня развития эмпирического базиса науки; с другой стороны, само развитие эмпирических исследований во многом определяется теми целями и задачами, которые были поставлены теоретическим познанием.

Прежде чем обратиться к рассмотрению методологии кратко охарактеризуем третий элемент в структуре научного познания – его основания. Основаниями научного познания выступают: 1) идеалы, нормы и принципы исследования, 2) научная картина мира, 3) философские идеи и принципы. Они составляют тот теоретический базис науки, на который опираются ее законы, теории и гипотезы.

Идеалы и нормы исследования представляют собой признанные в науке требования к научной рациональности, выраженной в обоснованности и доказательности научных положений, а также способах описания и научного объяснения, построения и организации знания. Исторически эти нормы и идеалы менялись, что было связано с качественными изменениями в науке (научными революциями). Так, важнейшей нормой рациональности научного знания выступают его систематичность и организованность. Это выражено в том, что каждый новый результат в науке опирается на предшествующие ее достижения, каждое новое положение в науке выводят, опираясь на уже доказанные ранее высказывания и положения. В качестве идеалов и норм научного познания выступают ряд принципов, например: принцип простоты, принцип точности, принцип выявления минимального числа допущений при построении теории, принцип преемственности в развитии и организации научного знания в единую систему.

Логические нормы научного мышления прошли длительный путь развития. В XVIII в. Г.В. Лейбниц сформулировал в логике принцип достаточного основания, который стал четвертым законом логики после трех законов правильного мышления, выведенных Аристотелем – закона тождества (сохранения смысла термина или тезиса на всем протяжении рассуждения), принципа непротиворечивости в рассуждениях и закона исключенного третьего, утверждающего, что об одном и том же предмете в одном и том же отношении (смысле) может существовать либо утвердительное, либо отрицательное суждение, при этом одно из них истинно, а другое ложно, и третьего не дано). Все идеалы и нормы науки находят свое воплощение в методах научного исследования, которые доминируют в ту или иною историческую эпоху.

Научная картина мира представляет собой целостную систему представлений об общих свойствах и закономерностях природы и общества, возникающую в результате обобщения и синтеза основных принципов и достижений наук в данную историческую эпоху. Картина мира играет в познании роль систематизации научных представлений и принципов, что позволяет ей выполнять эвристическую и прогностическую функции, успешнее решать междисциплинарные проблемы. Научная картина мира тесно связана с мировоззренческими ориентирами культуры, во многом зависит от стиля мышления эпохи и, в свою очередь, оказывает на них значительное влияние, при этом она выступает в качестве ориентиров исследовательской деятельности ученых, выполняя, таким образом, роль фундаментальной исследовательской программы.

Велико значение философских оснований науки. Как известно, философия была колыбелью науки на ранних стадиях ее формирования. Именно в рамках философской рефлексии закладывались истоки научной рациональности. Философия ставила перед наукой общие мировоззренческие ориентиры и, отвечая на потребности развития самой науки, осмысливала ее методологические и гносеологические проблемы. В недрах философского знания сформировалась традиция диалектического познания мира, воплотившаяся в трудах Гегеля, Маркса и Энгельса в науку о диалектическом методе исследования природы, общества и самого мышления. В истории развития общества можно наблюдать взаимовлияние философской и научной картин мира: изменение основ и содержания научной картины мира неоднократно оказывало влияние на развитие философии.

Критерии научности – объективность, истинность, интерсубъективность(особая общность), универсализм, воспроизводимость, достоверность и опытность знания.

Важнейшей характеристикой знания является его динамика, т.е. его рост, изменение, развитие и т.п. а Гегель говорил “истина есть процесс”, а не “готовый результат”. Развитие знания – сложный диалектический процесс, имеющий определенные качественно различные этапы. Так, этот процесс можно рассматривать как движение от мифа к логосу, от незнания к знанию, от неглубокого, неполного к более глубокому и совершенному знанию и т.д.В современной западной философии проблема роста, развития знания является центральной в философии науки, представленной особенно ярко в таких течениях, как эволюционная эпистемология и постпозитивизм. Эволюционная эпистемология – направление в западной философско-гносеологической мысли, основная задача которого – выявление генезиса и этапов развития познания, его форм и механизмов в эволюционном ключе и, в частности, построение на этой основе теории эволюции науки. Эволюционная эпистемология стремится создать обобщенную теорию развития науки, положив в основу принцип историзма и пытаясь опосредовать крайности рационализма и иррационализма, эмпиризма и рационализма, когнитивного и социального, естествознания и социально-гуманитарных наук и т.д.Особенно активно проблему роста знания разрабатывали, начиная с 60-х гг. XX столетия сторонники постпозитивизма – К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, Обратившись лицом к истории, развитию науки. Они считали, что существует тесная аналогия между ростом знания и биологическим ростом, т.е. эволюцией растений и животных. В постпозитивизме происходит существенное изменение проблематики философских исследований: если логический позитивизм основное внимание обращал на анализ структуры научного познания, то постпозитивизм главной своей проблемой делает понимание роста, теорий и осуществлении их опровержений, в результате чего и решаются научные проблемы. Лакатос рассматривает рост зрелой (развитой) науки как смену ряда непрерывно связанных теорий – притом не отдельных, а серии (совокупности) теорий, за которыми стоит исследовательская программа. Иначе говоря, сравниваются и оцениваются не просто две теории, а теории и их серии, в последовательности, определяемой реализацией исследовательской программы. Смена основных научно-исследовательских программ и есть научная революция. Фейерабенд делает вывод о том, что нельзя упрощать науку и ее историю, делать их бедными и однообразными. Напротив, и история науки, и научные идеи и мышление их создателей должны быть рассмотрены как нечто диалектическое – сложное, хаотичное, полное ошибок и разнообразия, а не как нечто неизмененное или однолинейный процесс Синергетический подход сегодня становится все более перспективным и распространенным, во-первых, потому, что идея самоорганизации лежит в основе прогрессивной эволюции, которая характеризуется возникновением все более сложных и иерархически организованных систем; во-вторых, она позволяет лучше учитывать воздействие социальной среды на развитие научного познания; в-третьих, такой подход свободен от малообоснованного метода “проб и ошибок” в качестве средства решения научных проблем.

В истории науки существует два крайних подхода к анализу динамики, развития научного знания и механизмов этого развития. Кумулятивизм (от лат. cumula – увеличение, скопление) считает, что развитие знания происходит путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме знаний. Такое понимание борьбы и смены теорий и методов, между которыми нет ни логической, ни даже содержательной преемственности. Объективно процесс развития науки далек от этих крайностей и представляет собой диалектическое взаимодействие количественных и качественных (скачки) изменений научного знания, единство прерывности и непрерывности в его развитии.

Рациональность (от лат.) – 1) счет, исчисление; 2) разум, мышление. В греч. – связано с представлением о выразимости ясности. Т.е. рациональность отождествляется с логическим, противостоит чувственному.

Существуют несколько определений рациональности:

1) Макс Вебер. Выделяет европейское и традиционное общества. Европейское общество — целесообразное (рац.) общество (калькуляции, расчет без остатка, количественный учет, контроль, разделение функций, ориентация на стандарты, нормы, установленные правила); традиционное – традиционно-целесообразное общество (ценностно-рациональное).

2) Лебедев С.А. Рациональность — тип мышления и знания. Свойства: языковая выразительность; определенность понятий; системность; обоснованность, рефлексивность; открытость для критики; способность к самосовершенствованию.

3) Г. Ленк. Понятие рациональности дается через перечисление всех значений, употребляемых в жизни: логическое следование аргумента из принятых посылок; разумная координация и комбинация отдельных знаний в некую системную связь; развитие рациональной выразимости понятий; инструментальная рациональность (миним. затрат при достижении того или иного результата в практической деятельности человека); формально – научно доказуемость; Рациональность – совокупность правил, стандартов, норм, доказательности знания, этапов его объяснения, обоснования и описания.

Понятие рациональности применяется также, ко всем видам практической деятельности. Понятие рациональность (стандарт, правило) имеет тенденцию превратить все виды человеческой деятельности (теория, практика) в схему, в которой нет места чувствам, влечениям, желаниям, ценностям и т.д. Рациональность в теоретическо-познавательном плане означает характеристику процесса познания для которого существенно следующее: это знание должно быть выражено в понятии, логически обосновано, теоретически основано, систематизированно.

Последнее изменение этой страницы: 2017-02-08; Нарушение авторского права страницы

Особенности научного познания и его структура.

Наука специализированная система идеальной, знаково-смысловой и вещественно-предметной деятельности людей, направленная на достижение максимально достоверного истинного знания о действительности. Возникает в 6 в. до н.э. в Древней Греции. Особенности научного познания: 1. систематичность 2. доказательность. а) эмпирическая (проверить факты) – опытная. б) логико-математическая доказательность. 3.фиксация и предъявление строгих требований к методам познания. 4. строгость и однозначность языка. 5. объективность и общеобязательность открываемых истин, т.е. их независимость от познающего субъекта, безусловную воспроизводимость. 6. объекты научного познания – идеализированные объекты. Структура научного познания: 1. эмпирические факторы. 2. закон – всеобщая существенная, необходимая, устойчивая связь между явлениями, предметами или их свойствами. 3. теория – высшая форма организации научного знания, которая при помощи системы законов, объясняет какой-либо фрагмент реальности. 4. методы – способы, правила познавательной, практической, исследовательной деятельности, исходящих из особенностей изучаемого предмета. Основными элементами научного познания являются: 1. Твердо установленные факты; 2. Закономерности, обобщающие группы фактов; 3. Теории, представляющие собой системы закономерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент реальности; 4. Научные картины мира, рисующие обобщенные образы всей реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование. Главной опорой, фундаментом науки являются установленные факты. Если они установлены правильно (подтверждены многочисленными свидетельствами наблюдений, экспериментов, проверок и т.д.), то считаются бесспорными и обязательными. Это эмпирический, т.е. опытный базис науки. Проблема различения двух уровней научного познания – теоретического и эмпирического (опытного) – вытекает из одной специфической особенности его организации. Суть этой особенности заключается в существовании различных типов обобщения доступного изучению материала. Общее же в вещах устанавливается путем абстрагирования, отвлечения от них тех свойств, признаков, характеристик, которые повторяются, являются сходными, одинаковыми во множестве вещей одного класса. Именно эта разница в способах отыскания общего в вещах, т.е. установления закономерностей, и разводит эмпирический и теоретический уровни познания. На уровне чувственно-практического опыта (эмпирическом) возможно фиксирование только внешних общих признаков вещей и явлений. Существенные же внутренние их признаки здесь можно только угадать, схватить случайно. Объяснить же их и обосновать позволяет лишь теоретический уровень познания. Наука потому и считается делом сложным и творческим, что от эмпирии к теории нет прямого перехода. Теория не строится путем непосредственного индуктивного обобщения опыта. Это, конечно, не означает, что теория вообще не связана с опытом. Изначальный толчок к созданию любой теоретической конструкции дает как раз практический опыт. Различаются рассматриваемые уровни познания и по объектам исследования. Проводя исследование на эмпирическом уровне, ученый имеет дело непосредственно с природными и социальными объектами. Теория же оперирует исключительно с идеализированными объектами. Существуют и методы, применяемые на всех уровнях научного познания: абстрагирование, обобщение, аналогия, анализ и синтез и др. В XVII, в эпоху зарождения классического естествознания, Ф.Бэкон и Р. Декарт сформулировали 2 разнонаправленные методологические программы развития науки: эмпирическую (индукционистскую) и рационалистическую (дедукционистскую). Такой способ рассуждения, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок, принято называть индукцией. Это движение познания от частного к общему. Движение в противоположном направлении, от общего к частному, получило название дедукции.

Главное назначение научной деятельности — получение знаний о реальности. За два последних столетия наука развернула свои многочисленные возможности, превратившись в самостоятельную отрасль духовного производства. По большому историческому счету наука — сравнительно молодое социальное образование (2,5 тыс. лет). Достаточно определенную границу между наукой и «преднаукой» провести можно. Отличают их по многим явно выраженным особенностям научного знания. Европейской родиной науки считается Древняя Греция. Древнегреческие мудрецы не просто собирали и накапливали факты, они начали их доказывать, аргументировать, т.е. логически выводить одно знание из другого. Был проанализирован и сам процесс доказывания, создана теория доказательств — логика Аристотеля. Объектом анализа стали не вещи или стихии, а их мыслительные аналоги — понятия, суждения, числа, законы и т.п. Знание сформировало свою собственную сферу бытия — сферу теории. Античная культура за очень короткий исторический срок создала замечательные математические теории (Евклид), космологические модели (Аристарх Самосский), сформулировала ценные идеи ряда наук. Но самое важное – был апробирован первый образец научного знания, поняты его особенности. Перечислим их: 1) Научное знание характеризуется систематичностью, а также логической выводимостью одних знаний из других. 2) Объектами научного (теоретического) познания выступают не сами по себе предметы и явления реального мира, а их своеобразные аналоги — идеализированные объекты. 3) Важным признаком научного познания является контроль над процедурой получения нового знания. 4) Научное описание исследуемых объектов требует строгости. 5) Научное знание претендует на независимость от познающего субъекта. 5) Наука изучает только те явления, которые повторяются, и поэтому ее главная задача — искать законы их существования. 6) За 2,5 тыс. лет своего существования в науке чётко определилась структура. Основными элементами научного знания являются: 1) твердо установленные факты – главная опора, фундамент науки; 2) закономерности, обобщающие группы фактов; 3) теории, как правило, представляющие собой системы закономерностей, в совокупности описывающих некий фрагмент реальности; 4) научные картины мира, рисующие обобщенные образы всей реальности, в которых сведены в некое системное единство все теории, допускающие взаимное согласование.

Структура научного знания

Научное знание

Наука является основной формой познания природы, общества и человека.

Научное знание – это то, что является итогом научной деятельности и тем, чем оперирует наука. Оно характеризуется объективностью, обоснованностью и логической непротиворечивостью.

Исходя из своего предмета, научное знание может делиться на естественное, социально-гуманитарное и др.

В структуру научного знания входят следующие уровни: эмпирический, теоретический и метатеоретический или уровень философских обобщений.

Эмпирический уровень научного знания

Эмпирический уровень связан с непосредственным контактом с изучаемым предметом. Этот уровень включает в себя следующие элементы:

  1. Эмпирическое высказывание – описание наблюдаемого единичного события.
  2. Факт – это событие, у которого ученый выделяет основные свойства, устанавливает параллели.
  3. Эмпирические законы – это обобщения высказываний и фактов с целью выведения закономерности, которая может быть приложима к аналогичным явлениям или процессам в будущем.
  4. Феноменологические теории – наиболее высокая ступень обобщения в рамках эмпирического уровня, являющая собой совокупность эмпирических теорий.

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Указанные четыре уровня различаются между собой количеством используемой информации, дальше изучения данных полученных из опыта они не идут.

Основными методами эмпирического уровня научного знания являются наблюдение, эксперимент, сравнение.

Теоретический уровень научного знания

Между данными эмпирических наблюдений и теоретическими построениями существует диалектическая взаимосвязь. Эмпирические факты являются катализаторами научного исследования. Поэтому теоретический уровень не предполагает непосредственного, чувственного контакта с изучаемым предметом.

Основной элемент теоретического уровня – это «идеальный объект». Такой объект лежит в основе всякой теории.

В рамках теоретического уровня научного знания следует выделить следующие элементы:

Законы – это научные положения, отражающие существенные и повторяющиеся закономерности явлений и процессов. Они могут иметь как всеобщий характер, распространяться на понимание мира в целом (универсальные законы), так и частный, объясняющий случайности, выходящие за рамки массовых явлений. Наравне с указанными выше эмпирическими законами существуют и теоретические, которые связаны с выявление причинно-следственных связей между явлениями мира.

Научные теории – это целостные системы научного знания, стержнем которых являются смысловые и методологические взаимоотношения. Теория являет собой высшее проявление организации научного знания. Цель теории – более полное объяснение мира, происходящих в нем процессов, и выявление установленных связей между его элементами.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В рамках теоретического уровня применяется ряд научных методов: метод идеализации и формализации, системный, гипотетико-дедуктивный, аксиоматический методы.

Таковы основные элементы теоретического уровня – одного из ключевых в науке.

Метатеоретический уровень научного знания

Метатеоретический уровень занять в целом общенаучным обобщением. Он связан с конкретной научной парадигмой и поэтому не имеет всецело универсального характера.

Содержание метатеоретического уровня науки двояко: с одной стороны, он включает в себя научную картину мира и господствующую методологию научного исследования, с другой стороны, его содержанием являются фундаментальные основания науки.

К спектру оснований науки исследователи относят:

  1. научные идеалы, смысловые, методологические и ценностные установки, которым придерживается большинство ученых;
  2. господствующую картину мира, представление о структуре и специфике бытия как такового;
  3. философские основания и максимы, представляющие собой обобщенное осмысление в целом научности и дающие методологию исследования.

Итак, научное знание, имея в своей структуре рассмотренные три уровня, является себя единством, служащим пониманию мира.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию