Интеллект будущего: познание и творчество в жизни человека

Творчество – талант в жизни человека.

Творчество – это, то, что помогает в жизни людей достичь больших успехов. Именно творческие люди становятся мировыми знаменитостями и звёздами шоу-бизнеса. Но что бы стать мировой звездой, творчество нужно развивать с раннего детства. Творчество может проявляться в разных отраслях – это может быть как и рисование, так и лепка, пение или игра на каком-нибудь инструменте, или ещё что-нибудь сказочно-интересное.

Поскольку именно творческие люди создают новое во всех видах человеческой деятельности, поиск творчески одаренных детей и развитие креативности – этой важные качества личности. В условиях школьного обучения приобретает немалое значение то, что однако, оправдывается некоторыми сложностями, связанными, главным образом, необходимостью усвоения учащимися определенных стандартных программ обучения.

Уровень творчества детей младшего школьного возраста, как правило, зависит от тех навыков, которые ребенок дошкольного возраста приобрел в играх, общении с окружающими, производительных видах деятельности. Действительно, попав в школу, ребенок значительной мере теряет ту свободу, которая разрешена, это во-первых, а во-вторых, в школе несколько теряется возможность для игровых детей, фантазирование, личного познания мира, и тому подобное.

Школьное обучение ограничивает и время. Большую часть его ребенок должен тратить на обучение. Итак, для большинства детей творчество и творческое мышление меняются шаблонным изучением учебных предметов. Однако, указанные ограничения не лишают ребенка творчества, они лишь несколько ее сдерживают.

Творчество детей в школьном возрасте может проявляться в разных направлениях, но это не всегда становится понятным для учителя: учащиеся, имеющие высокий творческий потенциал, противостоят суровой дисциплине, конформизма, они склонны к независимости, имеют повышенное чувство юмора и острее реагируют на несправедливость. Такие дети не воспринимают строго регламентированных занятий, которые повторяются и навевают скуку. Но одновременно они удивительно любознательные и интеллектуально активны.

Обязательно поддерживайте ребенка при его творческих занятиях. Результаты работы обязательно должны быть оценены высшей оценкой, даже если вам немного не понравилось. Хвалите ребенка и искренне радуйтесь ее успехам. Любая деятельность (труд), физическая и умственная, может стать творческой деятельностью или творчеством.

Сейчас в мире для развития творческих способностей у детей придумано и создано очень много товаров, например, самые элементарные карандаши и фломастеры в руках детей уже наталкивают их на творчество. Детки начинают рисовать и потом в обиход пойдут краски, акварель, гуашь, палитра, холсты и всё остальное, что необходимо для рисования. Дети, у которых проявляются способности к рисованию в будущем могут стать или великими художниками, или дизайнерами, или визажистами.А детки, которые с детства тянутся к пластилину, позже к глине, занимаются лепкой и не могут представить своей жизни без этого, в будущем становятся знаменитыми скульпторами и архитекторами.А квиллинг, бисер, оригами, которые в умелых ручках превращаются или в прекрасные разнообразные цветы, или в разные интересные фигурки. Благодаря творчеству можно создавать столько прекрасного, красивого и загадочно-изумительного. Без творческих способностей, а точнее, без людей. которые обладают этими творческими способностями, практически не возможно нигде обойтись. Творчество – это то, что делает нашу жизнь ярче и красивее.

Творчество – продуктивная человеческая деятельность, способна порождать качественно новые материальные и духовные ценности общественного значения. Способность к творчеству – главное свойство человека, которая отличает ее от животных. Быть творцом – главное призвание человека. Человек может быть умным и рассудительным, обдумывать каждый свой шаг и при этом оставаться исполнителем. Деятельность человека только тогда становится творчеством, когда способствует развитию человеческой личности, человеческой культуры, а самое главное – духовности личности. Творчество всегда обусловлена ??принципами истины, добра, красоты, их синтезом – духовностью.

Интеллект будущего: познание и творчество в жизни человека

Новости

09.02.2020

Юность, наука, культура-Арктика

5-7 февраля 2020 года в Мурманске состоялась IX Российская конференция учащихся «Юность. Наука. Культура – Арктика». В работе конференции принял участие председатель Общероссийской Малой академии наук «Интеллект будущего» Л.Ю. Ляшко.

08.02.2020

II Региональный турнир “Лига любознательных” для учащихся Свердловской области!

14 и 15 марта 2020 года в городе Екатеринбург состоится II Региональный турнир “Лига любознательных” для учащихся 3-5 и 6-8 классов Свердловской области! Срок приёма заявок до 05 марта 2020 года . Успейте подать свою заявку на участие в турнире!

05.02.2020

Клуб любителей истории!

22 февраля 2020 года с 12.00 до 15.00 в городском музее г. Балабаново будут проходить “УРОКИ ПОБЕДЫ” (вход свободный)

27 февраля 2020 года в 17.00 в 17.00 в библиотеке №93 им. А. Блока г. Москва будет проходить “Исторический блиндаж” (вход свободный)

03.02.2020

Фестиваль науки и техники

С 7 по 8 февраля 2020 года в г. Обнинске состоится Фестиваль детского и молодежного научно-технического творчества, приуроченный к Дню Российской науки. Приглашаем дошкольников и младших школьников, их родителей и педагогов в Центр “РИО”. З аявки на участие в программе на базе Центра “РИО” принимаются по телефону +7-484-399-72-23 (или по e-mail: ros@future4you.ru) до 5 февраля включительно . Программа Фестиваля.

01.02.2020

Фестиваль открытий «Содружество – 2020»: путь в науку начинается с детства

С 28 по 31 января 2020 года состоялась 2-я сессия XV Российского Рождественского фестиваля открытий «Содружество», организованная Общероссийской Малой академией наук «Интеллект будущего». Фестиваль проводился с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

27.01.2020

Стартовал новый тур конкурсов “Интеллект-экспресс” и “Познание и творчество”. Приглашаем к участию в тестовых и творческих олимпиадах.

24.01.2020

Уважаемые педагоги!

24 января 2020 года состоялся вебинар “Юный исследователь: метапредметный подход в исследовательской деятельности”. Ведущий вебинара: Клепиков Валерий Николаевич. Запись вебинара доступна всем желающим.

Ошибка в тексте?

♦ Каждый год наши эксперты разрабатывают около 300 конкурсов-олимпиад по всем школьным предметам.

Олимпиады предназначены для разных возрастных групп. Каждый участник соревнуется в своей возрастной категории.

Наши конкурсы разной сложности. Для этого олимпиады в проекте “Познание и творчество” делятся на группы «Базовая» и «Премиум».

♦ Чтобы было интересно при выполнении заданий, вопросы заданы в различной форме. Здесь вы найдёте кроссворды, ребусы, работу с текстами, географическими картами, задания на соотнесение понятий и исключение лишнего, творческие задания и многое другое.

Почему участвуют в наших конкурсах?

1. Наши конкурсы позволяют привлечь внимание участников к предмету и сохранить устойчивый интерес к нему. Многие сложные темы будут восприниматься гораздо легче!

2. Участие в олимпиадах – отличный способ повторения пройденного материала, проверки и оценки своих собственных знаний.

3. Наши конкурсы развивают. Участники включаются в самостоятельную работу по изучению материала, приобретают навыки получения знания (поиск, анализ, отбор нужной информации, обобщение, формулирование выводов).

4. Участие в олимпиадах – отличный способ расширения кругозора благодаря получению новых знаний.

5. Это одна из ступеней на пути к успешной сдаче ЕГЭ и поступлению в ВУЗ.

6. Все результаты участников входят во всероссийский рейтинг программы «Интеллектуально-творческий потенциал России». Набравший за год самый высокий рейтинговый балл участник награждается годовой премией в размере 30000 рублей. ( Показатели начисления рейтинговых баллов – Таблица 1 скачать )

Мы с большой признательностью благодарим педагогов за поддержку талантливых ребят, поэтому:

По итогам года самые результативные педагоги награждаются медалями «За вклад в развитие образования», «За активную работу в Малой академии наук» и «Лучший педагог проекта “Познание и творчество”».

По всем интересующим вас вопросам вы можете связаться с менеджерами наших конкурсов по телефону напрямую – просто набрав добавочный номер!

1.5. Интеллект и творчество

1.5. Интеллект и творчество

Существуют самые разные взгляды на взаимосвязь интеллекта и творчества. Противоречия объясняются прежде всего разными подходами в толковании каждого из этих понятий.

Стремясь уйти от дискуссий, часть авторов предпочитают называть интеллектом то, что измеряется тестами на интеллект [69]. Есть точка зрения, что интеллект – это способность человека эффективно адаптироваться к окружающей среде. В этом случае различают разные варианты интеллекта: академический, социальный [176] и эмоциональный [150]. Академический интеллект определяет объем академических знаний, которые усвоил данный индивидуум, и умение применять их в жизни, социальный – совокупность знаний о социальной среде и навыков для пребывания в ней. Эмоциональный интеллект описывает возможности человека понимать переживания других людей и свои собственные, вести себя адекватно в эмоциональных ситуациях и умение управлять своими эмоциями [150].

Наконец, интеллектом называют форму организации индивидуального ментального опыта, в которой отражены свойственные человеку картина устройства мира, положение его самого в нем, отношения между людьми. В этом ментальном опыте представлены взаимосвязи явлений и объектов, не описанные наукой, а найденные личностью в ежедневном собственном познании действительности, критерием истинности которых являются успехи и ошибки индивидуального развития [187].

Существует и различие в том, что понимается под творчеством. Весьма часто творчество рассматривается как высшая форма интеллектуальной деятельности, углубленное познание. Оно возникает тогда, когда человек, решающий задачу, делает целью не только этот конечный результат, но и сам процесс познания. Он стремится расширить рамки задачи, что и позволяет ему обнаружить «непредвиденное». Подлинное творчество характеризуется тем, что его результат шире, чем цель, которая некогда была поставлена автором [29]. Оно рождается не вопреки внешним требованиям и не из них, а как раскрытие глубинных потенций личности, как внутренне обусловленное и в этом смысле свободное действие. Поэтому творчество – свойство целостной личности, отражающее взаимодействие ее познавательной и эмоциональной сфер в их единстве, где исключение одной из сторон невозможно [28].

Согласно концепции творческого развития человека Я. А. Пономарева [139], фундаментальной составляющей человеческой психики является способность действовать «в уме», которая связывается со степенью сформированности общих способностей для любых форм поведения, в том числе и творческого, особенностей его психологического механизма. Его мысль продолжает Д. Е Богоявленская [28], полагающая, что творческие способности – это максимальный уровень развития способностей, а потому они связаны с интеллектом.

Исследования креативности как способности к творчеству рассматривают креативность и интеллект как независимые параметры, которые встречаются в природе во всех возможных вариантах: есть люди с высоким интеллектом и высокими креативными способностями, низким интеллектом и высокими креативными способностями, обоими низкими показателями и высокой креативностью и низким интеллектом [68].

Если тесты на интеллект достаточно точно предсказывают как академическую успеваемость, так и профессиональный успех (обзор – [175]), то тесты на креативность имеют меньшую предсказательную силу [284]. Так, Э. Торренс сопоставил результаты, выявленные у младших школьников в тестах на креативность в 1958 г., с реальными достижениями этих людей через 22 года. Корреляция (показатель связанности) между результатами составила 0,4 и не отличалась от корреляции между достижениями и коэффициентом интеллекта, что свидетельствует о возможности сведения понятия креативности к понятию интеллект [176].

Наиболее показательным можно считать исследование, проводившееся Л. Терменом на протяжении практически 60 лет [175]. Он обследовал более 150 тысяч школьников, из которых выбрал около 1,5 тысячи детей с коэффициентом интеллекта (согласно тесту Стэнфорд – Бине) выше 136. Повторное исследование достижений проводилось в течение многих лет (последний срок – 60 лет). Практически все дети из выборки с высоким интеллектом добились высокого социального статуса, две трети из них закончили университеты, доход этой группы людей в 4 раза превышал средний по стране. Но единственный лауреат Нобелевской премии при первом обследовании немного не дотянул до 136 баллов и не попал в выборку [176]. Если бы результатам тестов был придан статус решающих в государственном масштабе, человечество лишилось бы гения. Эти данные свидетельствуют о том, что нет резкой черты между высоким интеллектом и средним, а творчество не только зиждется на способностях человека, но и требует включения его эмоциональных, ценностных и личностных особенностей. Чтобы созидать, необходимо не только обладать некоторыми способностями к определенному виду деятельности, но и овладевать необходимыми умениями и навыками, уметь трудиться, стремиться к завершению начатого, несмотря на активное противодействие мира любым изменениям.

В. Н. Дружинин [70] предложил модель «интеллектуального диапазона», которая не использует параметр «креативность», но объясняет результативность в творчестве. Согласно этой модели, у людей, имеющих одинаковый интеллект, продуктивность определяется мотивацией и интересом к задаче. В этом случае у одаренных детей должен быть большой разброс достижений в разных сферах деятельности, что определяется конкретным распределением внимания на данном этапе развития человека.

Если рассматривать креативность как способность к творчеству, но не как само творчество, тогда, возможно, противоречие исчезнет: чтобы креативность переросла в творчество, она должна быть соединена с высокими показателями интеллекта.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Искусственный интеллект: ближайшее будущее

Электроника совершенствуется стремительно, и, вероятно, темпы её прогресса не снизятся ещё полтора-два десятилетия. Но не стоит опасаться (или надеяться), что они останутся неизменными на протяжении столетий.

Развитие технологий происходит рывками. Так, с 1910-х по 1960-е на разработку новых самолётов отводилось порой несколько месяцев, иначе машина устаревала, ещё не родившись. А потом — как отрезало. Многие самолёты, сконструированные в 1950-е, выпускают до сих пор. Ценой титанических усилий раз в 5-10 лет создают новые модели, которые чуть-чуть безопаснее, немного экономичнее, слегка комфортнее, зато в разы дороже предыдущих.

Прогресс не остановился, но темпы его замедлились до нормы. В определённый момент изделие начинает так хорошо отвечать назначению, что улучшить его сложно, да и не нужно. Взять хотя бы топор: сильно ли его усовершенствовали за последнюю тысячу лет?

Сверхзвуковые авиалайнеры «Конкорд» и Ту-144 — яркая иллюстрация «ограниченности» прогресса. Летать быстрее 800-900 км/ч пассажирскому самолёту оказалось не нужно и слишком дорого, и их вывели из эксплуатации

Сравнение мобильных устройств — телефонов, ноутбуков, планшетов, навигаторов — с топором вполне уместно. Они столь же распространены, только дороже и куда надёжнее. Последнее может показаться спорным: электроника ломается то и дело, а топор, купленный дедом, как лежал на даче, так и будет лежать в полной исправности. Но это потому, что топором пользуются редко. Если тратить на рубку дров столько же времени, сколько на разговоры по мобильнику, станет ясно — телефон-то покрепче будет.

Перспективы усовершенствования электронники необъятны. Но фантасты могут спать спокойно: принципиально цифровые друзья человека почти не изменятся, когда будет достигнут потолок целесообразности. А современный мобильный телефон уже решает большинство задач в области связи, навигации и получения информации. Конечно, лет через 20 технологии позволят сделать его в сто раз миниатюрнее и даже встроить в человеческое тело. Но принцип останется тем же.

Следует ожидать объединения разных мобильных устройств в одно, оптимизированное для постоянного ношения и использования. Оборудование карманного компьютера 19-дюймовым монитором и полноценной клавиатурой представляет собой задачу нетривиальную, но разрешимую. Можно, например, представить гибкий сенсорный экран.

Прогресс вычислительной техники огромен даже за последние пять лет. А вот современные ракеты-носители принципиально не отличаются от разработок Цандера и Королёва

Предпосылки ИИ

В прошлом футурологи опасались, что машины, вытеснив человека из сферы производства, вызовут массовую безработицу. Таким мир торжествующих технологий видел, например, Курт Воннегут в опубликованном в 1952 году романе «Механическое пианино». Пессимизмом, в сущности, проникнуты и утопии советских авторов, воображение которых рисовало картины поужаснее воннегутовской антиутопии. Предполагалось, что при коммунизме машины заменят человека всюду, где не требуется творческий подход.

К творчеству же большинство людей — давайте смотреть правде в глаза — не способны. В чём легко убедиться в наше время, поглядев в интернете на массу горе-графоманов и горе-музыкантов. Этот момент хорошо обыгран в «Сказке о тройке» Стругацких: пришелец Константин работает читателем скверных стихов — должен же их хоть кто-то читать! Его труд справедливо считается тяжёлым и вредным для здоровья.

Воннегут совершил ошибку, типичную для мыслителей конца XIX — середины XX века, исходивших из идеи, что у человека есть некий «разумный» уровень потребностей. Философы не учитывали, что технический прогресс удовлетворяет потребности, им же и порождённые. Обеспечивать население персональными автомобилями или персональными компьютерами не планировалось, пока автомобили и компьютеры не были изобретены, — то есть предложение здесь рождает спрос.

Британские учёные полагают, что мозг человека, оставленный электроникой без работы, в будущем начнёт уменьшаться, постепенно сократившись до размера мозга британского учёного (кадр из «Фантастической четвёрки»)

Машины заменили людей у станков и на пашне, но это не вызвало массовой безработицы. Освобождённые от физического труда массы были поглощены сферами управления и обслуживания. Цивилизация вошла в постиндустриальную стадию, и вдруг стало ясно, что производство как таковое вообще не представляет собой проблему. Выпуск любого товара в любом количестве можно в любой момент организовать в любой точке Китая.

Загвоздка только в реализации продукта. Значит, главный трудяга, создающий богатство нации, — скромный менеджер, изредка поднимающий телефонную трубку и неохотно отрывающийся от жизни в соцсетях, чтобы переложить файл из одной папки в другую. И это перекладывание ныне создаёт прибавочную стоимость, за которую менеджеру платят деньги.

Технический прогресс не вызвал социальной катастрофы — можно не опасаться этого и в будущем. Даже если роботы сумеют согнать с насиженных мест офисный планктон, останется ещё сфера услуг. Появятся новые специальности — хотя бы те же профессиональные читатели. Должен же кто-то принять на себя удар несущейся на человека информационной лавины? Специально обученные люди встанут на пути неконтролируемо множащихся публикаций, отбирая из тысяч те немногие, которые стоит читать (пахнет цензурой, не так ли?).

Куда важнее другой факт, ещё не осознанный, но уже свершившийся. Освободив человека от физического труда, машина начинает брать на себя и функции его мозга. Многие ли умеют сегодня умножать в столбик и грамотно писать без помощи «спеллчекера»? Впрочем, разобрать каракули, написанные на бумаге привыкшей к клавиатуре рукой, всё равно невозможно.

Иногда кажется, что некоторым индивидуумам смартфон уже заменил мозг, не дожидаясь создания пресловутого ИИ

Доступ к информации и её фиксация упростились до предела. Электроника не просто дополняет человеческую память — всё чаще она её заменяет. А всякая способность утрачивается без упражнения. Можно безуспешно бороться с этой тенденцией, а можно смириться с тем, что до конца века фундаментальные признаки грамотности — умение считать и писать — постигнет участь стрельбы из лука. Когда-то владеть этим икусством было необходимо, потом — полезно, потом бесполезно, но принято. Наконец стрельба превратилась в спорт. Пожалуй, лет через 50 устный счёт и чистописание включат в программу Олимпиады.

Конечно, ситуация внушает беспокойство. Вдруг потребуется помножить семь на восемь, а калькулятора не будет под рукой? Подобные сомнения наверняка терзали и австралопитека, впервые взявшего в руку камень. Привыкнешь, думал он, а потом понадобится раздробить кость, а камня нет. Но если бы австралопитек, побоявшись остаться без камня, принялся упражнять челюсти, это не только оказалось бы глупостью, но и направило бы эволюцию в совершенно иное, не ведущее к человеку разумному русло. Наша сила, грозящая вот-вот стать богоравной, — именно в нашей неспособности обойтись без орудий.

Мир меняется. Умение считать заменяется умением пользоваться калькулятором (точнее, уже компьютером). Значит, именно обращению с этим устройством следует учить. Для того же, чтобы владеть калькулятором, требуется понимать суть арифметических действий, тригонометрических функций, возведения в степень, извлечения корня, логарифма. А знать таблицу умножения — излишне.

Тест Тьюринга

Ограничится ли дело только лишь памятью и способностью к счёту? Что ещё может заменить (а значит, неизбежно заменит) искусственный интеллект? В 1950 году математик Алан Тьюринг предложил оценивать искусственный интеллект по умению программы выдать себя за человека. Если квалифицированный, специально готовившийся к испытанию экзаменатор, знающий, что один из его невидимых собеседников робот, а второй — человек, в 30% случаев ошибётся, пытаясь определить, кто есть кто, — можно считать, что машина научилась мыслить. Почему 30 процентов, а не 50, которые означали бы, что различий нет в принципе и угадать удаётся только случайно? Потому что для действительно безупречного притворства необходим некий «запас прочности», вот и всё.

Победа компьютера, обоснованно полагал Тьюринг, будет означать, что машина способна заменить человека. Робота можно посадить на телефон, и на другом конце провода никто не заметит разницы. Программа скажет то, что сказал бы человек, и даже отдаст такие же распоряжения, которые отдал бы человек на её месте.

Чемпион мира по шахматам Гарри Каспаров играет против компьютера Deep Blue в 1997 году. Каспаров проиграл, расстроился, отказался признавать результаты матча и зарёкся впредь играть с роботами

Сейчас боты вплотную подошли к преодолению барьера. Пессимисты считают, что он будет преодолён в ближайшие 15 лет, оптимисты же полагают, что успех уже пора отмечать. В августе 2012 года российская программа «Евгений» набрала на тесте 29,2%. А ведь речь идёт о состязании робота со специалистами, пытающимися разоблачить бота изощрёнными и каверзными методами.

В ближайшем будущем реальностью станет то, на что у фантастов не хватает воображения. Появятся, например, телефоны, которые сами , через неравные (чтобы пунктуальность не показалась подозрительной) промежутки времени будут обзванивать пожилых родственников хозяина, справляясь об их здоровье, терпеливо выслушивать пересказы сериалов, анализировать рост цен на гречку и вступать в полемику о воспитании пуделей. В рабочее время такой аппарат сможет вести переговоры с клиентами и лепетать оправдания, услышав в трубке начальственный голос. Обладатель которого, впрочем, в этот момент будет рубиться на том же игровом сервере, что и подчинённые, поручив имитацию руководства своему телефону.

Речь идёт лишь об имитации, не так ли? Робот продаёт морозильное оборудование, общается на форуме, причём постит страшную чушь, и его даже банят за хамство… Программа не думает, а лишь симулирует мыслительный процесс человека, просчитывая, какие решения могли бы быть приняты им в данной ситуации. Но и шахматный суперкомпьютер на самом-то деле в шахматы не играет. Он просто преобразует входящий сигнал по сложному алгоритму.

В сентябре 2012 года сразу два бота, появившись на игровом сервере Unreal Tournament 2004, прошли тест Тьюринга с результатом 52%, то есть оказались более человекоподобными, чем живые игроки

А не замахнуться ли нам…

Какая разница между «мыслит» и «не мыслит», если результат одинаков? Где граница между качественной подделкой, доступной уже сейчас, и остающимся фантастикой разумным дроидом C-3PO из кинофильма «Звёздные войны»? Теоретически разницу можно будет заметить. Например, виртуальный менеджер среднего звена, удостоверившись, что фотография на личной странице девушки отвечает критериям привлекательности, будет пытаться назначить ей свидание, не замечая, что это фотография Миллы Йовович времён «Пятого элемента». Человек такой ошибки не совершит.

Но это в теории. В реальности программа будет знать в тысячу раз больше уловок и методов их распознавания, чем живой пользователь. И уж подавно больше, чем обаятельный, но простодушный дроид. Скорее всего, бот просто взломает сервер и сверит фотографию с паспортными данными.

Для C-3PO каждый разговор с человеком — успешно пройденный тест Тьюринга. В отличие от реальных программ, робот из «Звёздных войн» разумен и обладает не только интеллектом, но и чувствами

Тем не менее разум — нечто большее, чем интеллект. Разумной можно назвать лишь машину, обладающую волей и сознанием. И как взяться за её создание, не слишком-то ясно. Не потому, что сознание — столь уж великая тайна. Просто появ ление «железа», способного потянуть такой софт, ожидается только лет через сорок. И это при сохранении прежних темпов развития электроники, на что вряд ли можно рассчитывать.

В природе программы — безусловные рефлексы — пишутся путём отбора мутаций, затрагивающих нервную систему. Это крайне непроизводительный метод, который обеспечивает приемлемые результаты лишь для видов, отличающихся плодовитостью. Именно по этой причине у позвоночных эволюция пошла другим путём. Долгоживущее существо анализирует опыт, вычленяя связи между событиями, затем сопоставляет между собой выявленные закономерности, — и так без конца. Для приобретения условных рефлексов требуется большой и свободный от «врождённого софта» мозг. Метод очень трудоёмок, но потенциально позволяет приспосабливаться к любым условиям.

Сейчас интеллект мощнейших компьютеров лишь приближается к интеллекту лягушки, но для имитации человека этого хватает. На рисунке — мозг лягушки в сравнении с человеческим

Но боту не нужно накапливать и анализировать личный опыт. У него есть программист, способный научить всему сразу, а не постепенно, за миллион лет отбора. Поэтому непонятно, стоит ли в принципе браться за создание подлинного машинного разума, если проще написать программу, воспроизводящую любые реакции настоящего C-3PO на внешние раздражители. Благо они столь же предсказуемы, как и у человека. Поддерживая беседу, бот мастерски будет разыгрывать наивность, тугодумие и затруднённую речь, якобы характерные для разумных роботов. Оснащённый интеллектом, но не разумом, бот будет подконтролен — программа не взбунтуется против создателей. Она не личность и не живёт, а значит, удаляя её с диска, не придётся терзаться угрызениями совести.

При этом бот может обучаться и даже способен к творчеству. Программы уже давно пишут музыку, расставляя семь нот в порядке, соответствующем человеческим представлениям о гармонии, — живым композиторам далеко не всегда это удаётся! Боты способны даже делать изобретения, ведь всё новое — это удачная комбинация уже существующих элементов, а просчёт комбинаций — сильное место машин.

Вьетнамский робот-художник Tosy SketRobo создаёт чёрно-белые скетчи, но лишь в рамках заданной программы. Воображения робот лишён

Перспективные направления

Киборгизация

Робокоп — довольно здравая с технической точки зрения идея. Мозг офицера Мёрфи давал роботу именно то, чего не могли добиться механическим путём, — разум, воображение и чувства

Замена человеческих органов электронными протезами — перспективное направление в трансплантологии. Как далеко может зайти слияние человека с машиной?

В будущем наверняка появится возможность производить крошечные компьютеры, пригодные для вшивания под кожу. Способность подключаться к интернету и по мысленному запросу получать из Сети любые сведения прямо в мозг, минуя органы чувств, кажется привлекательной, особенно на экзаменах. Но в достаточной ли мере человек контролирует свои мысли для того, чтобы управлять таким устройством? И даже если решить эту проблему, останется вторая: мозг не будет расценивать сигнал, поступающий не с глазного нерва, как зрительную информацию.

Знание не возникнет ниоткуда. Человеку по-прежнему придётся читать либо прослушивать текст. Не удобнее ли в таком случае по старинке пользоваться наушниками и экраном? Во всяком случае, это позволит избежать сложной и небезопасной операции по вживлению электродов в нервные волокна.

Кибертранспорт

Ещё в 1988 году автопилот поднял, свёл с орбиты и посадил космический корабль «Буран». А эта задача сложнее, чем управление автомобилем

Уже сегодня сотовый телефон умеет практически всё, но функции грядущего универсального мобильного устройства окажутся ещё шире. Почему, например, навигатор в телефоне лишь подсказывает, куда и когда следует повернуть? Если он такой умный, пусть сам и рулит.

Конечно, управление можно возложить и на бортовой компьютер автомобиля, но это явное излишество. Машине незачем двигаться без пассажира, а человек никуда не денется от своего телефона. Таким образом, один электронный интеллект в салоне присутствовать всегда будет. Для чего тогда нужен второй? Телефон можно будет объединить с автомобилем, вставил в слот — и поехал.

Автомобиль с автопилотом — не фантастика уже сегодня. Конечно, нетрудно представить себе ситуацию на дороге, с которой робот не справится. Но — будем откровенны — представить себе ситуацию, с которой не справится человек, несравненно проще.

Нанороботы

В романе Артура Кларка «2001: Космическая одиссея» пришельцы превращают Юпитер в звезду, переработав его атмосферу с помощью экспоненциальных машин

В романах «Непобедимый», «Осмотр на месте», а также в нескольких других произведениях Станислав Лем высказывает предположение, что мы неправильно строим машины. Место больших автоматов должны занять крошечные, однообразные элементы (наноботы), при необходимости образующие из своих тел любые другие конструкции. В том числе и мозг.

Только на таком принципе, кстати, можно создать встречающиеся в фантастике «экспоненциальные машины», которые расширенно воспроизводят себя без участия человека и одновременно совершают какую-то полезную работу. Автомат традиционного типа слишком сложен для размножения, так как состоит из множества деталей, для производства которых требуется разнообразное оборудование, заведомо не помещающееся внутри самой машины.

Аналогия с клетками, составляющими человеческое тело, бросается в глаза. Но, несмотря на впечатляющие успехи миниатюризации, дело не выгорит. Проблема в том, что наши роботы — твёрдые. А все процессы, протекающие в живых организмах, имеют химическую природу и происходят в растворе. Воспроизвести клетку можно, работы в этом направлении уже близки к завершению, но при этом реальная экспоненциальная машина будет просто живым существом со всеми присущими ему слабостями.

Что бы там ни воображали фантасты, восстания машин не будет. Искусственный интеллект в современном понимании — не более чем имитация. Другой вопрос, насколько реалистичной она может быть. Если робот подумает, что для людей характерно уничтожение себе подобных (а оно, к слову, характерно), он начнёт это уничтожение имитировать. И смешно не покажется. Поэтому три закона Азимова нам всё-таки пригодятся.

Если вы нашли опечатку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Познание и творчество

Познание – это творческий процесс. Как и почему ученые открывают тайны природы? Познание нельзя свести только к мыслительной рефлексии, оно опирается также на возможности творческого воображения, интуиции.

Интуиция в науке – это нечто вроде вдохновения, постижение истины непосредственно, без участия сознания. Интуиция – это прямое переживание действительности или, говоря словами немецкого поэта Иоганна Гете, “откровение, развивающееся внутри человека”. Интуиция близка состоянию вдохновения, духовного видения, откровения, которое коренится в бессознательном слое психики.

Об интуиции вспоминают тогда, когда всепроникающий ум достигает пределов усталости, обнаруживают себя неосознанно идущие мыслительные процессы. Такая интуиция оказывается востребованной. Подспудная работа сознания начинает плодоносить. Искра озарения венчает аналитическую работу интеллекта, демонстрируя неисчерпаемый потенциал размышления. Так разум берет на вооружение тончайшие механизмы творчества, внезапного просветления.

Приведем такой пример. Кибернетику (так называется наука о контроле и коммуникации в мире машин и животных) “изобрел” в 1948 г. физик Норберт Винер (от греч. κυβερνητική – рулевой, правитель). Наука сложная, но импульсом к ее созданию явилось наблюдение за поплавком в сливном бачке. Когда бачок наполнен водой, поплавок свободно плавает на ее поверхности. “Проявив немного изобретательности, – пишет Уилсон, – я мог бы использовать данную систему контроля при закрывании кранов в ванной, когда вода достигает определенного уровня, и, сидя в ванне, не беспокоить себя ничем. Но в науке и в производстве процесс, который я хочу контролировать, может оказаться во много раз сложнее, чем закрывание кранов в ванной; например, это может быть какой-нибудь химический процесс, развивающийся при соблюдении многих условий. В этом случае, чтобы контролировать все возможные ситуации, я должен прибегнуть к использованию какой-нибудь специальной компьютерной программы. Однако карты с несколькими пробитыми в ней дырками вполне достаточно, чтобы обеспечить осуществление компьютерных команд и заставить компьютер выполнять функции прораба, наблюдающего за тем, чтобы работа была хорошо сделана”.

С конца XIX в. стало понятно, что живые существа получают свои качества от маленьких клеток, называемых генами, которые содержатся как в мужском семени, так и в женской яйцеклетке. Цвет волос и глаз, величина ног – все это определено генами. Но до середины 50-х гг. прошлого столетия никто толком не знал, как гены это делают. И только в середине века постепенно стало ясно, что гены подобны компьютерной ДНК, соединенные друг с другом в форме двойной спирали, что чем-то напоминают две пружинки, завитые вместе в противоположных направлениях.

Известно, что большинство открытий совершается самым непредвиденным образом. Мышление действительно связано с творческим порывом. Известно, что Альберт Эйнштейн любил играть на скрипке. Он пытался достичь эмоционального подъема, чтобы преодолеть трудность мысли. Не случайно говорят, что его теория относительности – плод гениальной интуиции. Известно, что идея многих изобретений и художественных произведений возникла именно во сне. Элиас Хау, создавая конструкцию швейной машины, уже готов был отчаяться, и вот однажды во сне он увидел иголку с ушком внизу, а не вверху или в середине, как в тех моделях, которые работали плохо.

Немецкий химик Август Кекуле не находил себе покоя, разгадывая формулу молекулы бензола. В ней явно не хватало атомов водорода, чтобы компенсировать валентность шести атомов углерода, расположенных по прямой линии (так изображались тогда формулы органических соединений). Он заснул. “Атомы извивались у меня перед глазами. извивались как змеи. Одна из змей схватила собственный хвост, и этот образ стал неотступно вертеться в моей голове. Как будто от вспышки света я проснулся: весь остаток ночи я работал над следствиями, вытекающими из этой гипотезы”. Вот так Кекуле пришла идея представить формулу бензола в виде кольца, что положило начало химии красителей и фармацевтических соединений.

Раймонд де Бекер приводит множество примеров творческих снов. Нильс Бор “увидел” свою знаменитую модель атома в сновидении о планетах, вращающихся вокруг Солнца. “Божественная комедия” Данте, вторая часть “Фауста” Гете, неоконченный фрагмент “Кубла хан” (1798) английского поэта и литературного критика Сэмюэля Колриджа были навеяны снами. Под влиянием снов творили Моцарт, Вагнер, Толстой, По, Сен-Санс, Ван-Гог, Гейне, Вольтер, Лафонтен.

Австрийский физиолог Отто Леви получил Нобелевскую премию за открытие, которое было результатом двойного сна. Он бился над загадкой механизма, с помощью которого нервная система регулирует сердечные сокращения. Ему приснилось, что он открыл принцип воздействия химических веществ на нервную систему. Ученый очнулся, сделал некоторые записи и опять уснул. На следующую ночь он спал тревожно, но в середине ночи ему стал сниться тот же самый сон. На этот раз ученый не стал полагаться на записи, а встал и прямиком отправился в лабораторию, чтобы начать эксперимент.

Начиная с VI в. до н.э. и по VI в. н.э. в Греции и Риме практиковали метод инкубации сна, когда люди уходили в священные места, чтобы получить от Бога нужный им сон. Человек мог попросить о божественном совете по поводу кладки камня, средства от бесплодия, диагноза и лечения любой болезни. Он направлялся в один из многочисленных храмов Эскулапа, там вместе со жрецами участвовал в молитвенных песнопениях, воздерживался от вина, женщин и той пищи, которая, как считалась, препятствует появлению сновидений, совершал ритуальные очистительные омовения. Затем, получив первое божественное приглашение ко сну, он проводил ночь, лежа на окровавленных шкурах принесенных в жертву овец и быков в компании извивающихся (хотя и неядовитых) священных змей храма. Совсем не удивительно, что такому человеку снился сон, полный значения. Если страждущему снился непонятный сон, он мог пойти к одному из местных толкователей сновидений. В древнеегипетском городе Мемфисе над дверью одного из таких толкователей висела следующая табличка: “Толкую сны, Мандат выдан самим господом Богом”.

В процессе научного творчества взаимодействуют интуиция и логика. Один из центральных моментов творчества – как возникают новые идеи. В момент озарения логика может быть отключена. Способность не проходить мимо случайностей, замечать их и давать им соответствующее истолкование – важная сторона творчества. Когда В. Гершель в 1781 г. открыл планету Уран, оказалось, что многие астрономы уже наблюдали это небесное тело (не менее 200 зарегистрированных наблюдений), но выяснилось, что некоторые физики встречались с этим видом излучения и рассматривали его как помеху, из-за которой портятся фотографические пластинки.

Разумеется, случай благоприятствует подготовленному уму. Способность к научным открытиям проявляется у людей, с детства отличавшихся любознательностью и получивших такую подготовку и образование, которые не подавили умение видеть события и процессы под неожиданным углом зрения.

Творчество – индивидуальный акт, глубоко личный, несомненно, подверженный влиянию предрассудков, предвзятых мнений. Критерии оценки нового в науке одинаковы для всех ученых мира. Новое открытие проверяется путем сопоставления его с уже известными, устоявшимися взглядами в науке. Одно из условий научного открытия – способность обращать внимание на странности, на необычные, пусть кажущиеся незначительными, события. Ученые спорят о том, возможна ли в науке “счастливая догадка”. Некоторые считают, что догадка всегда связана со слепой верой, отказом от критического суждения. Однако догадка может быть “дикой”, сделанной “наугад”, но основанной на глубоком размышлении.

Многие ученые рассказывают о роли интуиции в их творчестве. Д. И. Менделеев увидел во сне долго не дававшееся ему расположение элементов периодической таблицы. Известный ученый Луи Пастер говорил, что его открытия основаны на разнообразных взглядах, взятых из разных областей науки. Например, процесс брожения винограда послужил ему подсказкой для разгадки механизма гниения мяса. Изобретатель паровой машины Джеймс Уайт утверждал, что начал свою работу исходя из аналогии между потоком пара и потоком воды в гидравлической турбине.

Существует общее впечатление, что все, во что мы верим, может быть доказанным или же по крайней мере может быть показано как нечто весьма вероятное. Многие понимают, что вера, которую нельзя обосновать, является неразумной верой. В основном этот взгляд правилен. Знание обычно противопоставляется вере, которая во многом отказывается от сомнения и доказательств. В то же время вера является необходимым элементом процесса познания.

Английский философ Бертран Рассел (1872–1970) иллюстрирует эту мысль такими рассуждениями. Почти все наши обычные убеждения выводятся или могут быть выведены из других убеждений, которые могут рассматриваться в качестве их основы. Как правило, эта основа или забыта, или никогда не осознавалась. Философ рассуждает: представим себе настойчивого Сократа, который, не удовлетворяясь никаким основанием, продолжает требовать основание. Идя от обычных повседневных взглядов, мы можем пойти назад, от пункта к пункту, пока не достигнем некоторого общего принципа. Так, в процессе познания ученый может подвергнуть сомнению все, с чем он работает. В то же время ему приходится опираться на самоочевидные истины. Степени самоочевидности важны в познании.

Паука провозглашает: истина не достижима, пока человек ограничивается ближайшей сферой своего непосредственного опыта. Вместо того чтобы описывать отдельные и изолированные факты, наука стремится дать всесторонний взгляд на мир. Наука ищет в явлениях не одну только простоту – она ищет порядок. Существование регулярностей, единой формы в явлениях природы – в движении планет, во вращении Солнца и Луны, смене времен года – было одним из первых великих открытий человечества.

Наука – последняя ступень в умственном развитии человечества. Ее можно считать высшим и наиболее специфичным достижением человеческой культуры. К науке можно применить слова Архимеда: “Дайте мне точку опоры и я переверну мир”. Однако не следует понимать науку только как множество открытий. В Древнем Китае был изобретен порох, изготовлялись бумага, шелк. Появились различные технические приспособления вроде коромысла. Однако наука там не появилась, ибо для появления науки важно, чтобы отдельные открытия сложились в относительную целостность. Это произошло в античной Греции.

Логика – наука об общезначимых формах мысли (понятиях, суждениях, умозаключениях), о правилах их образования и вывода, об отношениях между значениями понятий, а также о способах их формализации. Проблема логики порождена тем обстоятельством, что выражение мысли в языке приводит к искажению характера знания. По выражению Л. Витгенштейна, язык переодевает мысли, причем переодевает столь неузнаваемо, что внешняя форма одежды не позволяет судить о форме облаченной в нее мысли. И это понятно, ведь внешняя форма одежды создается вовсе не для того, что по ней судили о форме тела. Скорее, наоборот.

Родоначальник логики как таковой – Аристотель – не употребляет понятие “логика”, тем более “логика формальная”. Термин “формальная” по отношению к аристотелевской и схоластической логике впервые употребил Кант. Дальнейшее утверждение в науке термина “логика” связано с именами Канта и Гегеля. Логика пользуется категориальным аппаратом. Среди них: понятие – одна из форм отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка, форма обобщения предметов и явлений. Суждение – мысль, выраженная в форме предложения, в котором нечто утверждается или отрицается об объектах, и являющаяся объективно либо истинной, либо ложной. Умозаключение – рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками умозаключения, выводится новое суждение (называемое заключением или следствием), логически вытекающее из посылок.

Формальная логика – наука, которая изучает формы мысли – понятия, суждения, умозаключения, доказательства – со стороны их логической структуры, т.е. отвлекаясь от конкретного содержания мыслей и вычленяя лишь общий способ связи частей этого содержания. Общая задача формальной логики – сформулировать законы и принципы, соблюдение которых является необходимым условием достижения истинных заключений в процессе получения выводного знания. Новый этап в развитии формальной логики наступил с конца XIX – начала XX в., когда стала интенсивно развиваться математическая логика.

Аналогия – это установление отношения между двумя предметами, которое дает возможность переносить информацию, полученную при исследовании предмета (модели) на другой предмет, называемый прототипом. Доказательство – рассуждение, имеющее целью обосновать истинность (или ложность) какого-либо утверждения, которое называется тезисом. Опровержение – обоснование ложности либо неправильности выдвинутых утверждений, предположений или доказательств.

Логика немыслима без постоянных споров, дискуссий и полемики.

Праздник интеллекта и души

Три незабываемых дня провели школьники 5-11 классов из разных городов России в Парк-отеле «Яхонты Таруса» – именно там с 14 по 16 ноября проходил Всероссийский чемпионат «Познание и творчество», организаторами которого стали Общероссийская малая академия наук «Интеллект будущего» (г. Обнинск) и Центр развития образования, науки и культуры «Обнинский полис». Проект «Познание и творчество» – это настоящий праздник интеллекта в российском образовательном пространстве, идеальная площадка для всестороннего развития талантливых детей, новых интересных открытий, судьбоносных встреч и знакомств с интересными людьми.

О фокусах, научных и визуальных
Атмосфера загородного Парк-отеля «Яхонты Таруса» отлично располагает не только к неспешному познанию и творчеству, но и к активной командной работе. Не случайно, едва заселившись, юные умники и умницы из Обнинска, Москвы, Краснообска, Волгограда, Серова, Казани, Самары и других городов России, отправились тренировать навыки командной работы в рамках стратегической игры «Башня».

Мотивированные кусочки души
Второй день дался интеллектуалам сложнее. Программа была расписана буквально по минутам, ведь турниры, проходящие в этом году по девяти направлениям, включали в себя личную олимпиаду, командные игры и соревнования, а также мастер-классы. Тем не менее, ребята отлично сработали по всем предметам, будь то география, биология, математика, история. Стоит также сказать, что чемпионат полностью оправдывает свое название, ведь и в вопросах олимпиад, и в содержании интеллектуальных поединков, и в тематике мастер-классов активно прослеживалась творческая составляющая. Чего стоил один только турнир по робототехнике, преуспеть в котором, обладая лишь «научными» познаниями, совершенно невозможно.
Впечатляющие творческие достижения наблюдались и у лингвистов. «В этом году дети меня очень порадовали, – делится итогами турнира разработчик и эксперт конкурсов МАН «Интеллект будущего» по английскому языку, отличник народного просвещения Нина Ивановна Медведева, – я впервые дала в 5-7 классах работу по поэзии и была приятно удивлена, что дети не только переводят Лэнгстона Хьюза, но и делают это талантливо и с особым трепетом. Я бы даже сказала, что это не переводы, а мотивированные кусочки человеческой души».

Образование без границ
Мамы и папы приехавших на чемпионат школьников также не теряли времени даром, ведь программа мероприятия предусматривала познавательные семинары не только для педагогов, но и для них. Неудивительно, что дети таких родителей не только осваивают школьную программу с тем, чтобы успешно сдать предстоящий ЕГЭ, но и стараются ежедневно расширять кругозор. «Сдача ЕГЭ – это не самоцель, – убеждён Олег Геннадьевич Чуднов, папа Богдана Чуднова, шестиклассника ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа» (г. Москва) – нужно, чтобы ребёнок развивался всесторонне».
В качестве «живого примера» успешного творческого развития перед участниками чемпионата, родителями и педагогами выступила известная актриса театра и кино, певица Валерия Ланская. Она поделилась опытом работы на сцене и в различных телевизионных проектах, среди которых небезызвестные «Две звезды» и «Голос», ответила на вопросы зала, которых было задано немало, и не только в отношении театра и кино. Прагматичных школьников также интересовала заработная плата артистов, реакция членов семьи Валерии на её профессиональный выбор, отношение актрисы к футболу и многое другое.

Свежий глоток надежды
Чтобы снять всеобщее напряжение перед самой торжественной частью чемпионата – церемонией награждения – утро третьего дня было решено начать с очередного соревнования: для юных интеллектуалов прошёл конкурс «Интеллектуальные гонки» – соревнование на логику и нестандартное мышление. Что же касается итогов мероприятия, то большинство экспертов сошлись в том, что ребята продемонстрировали лучшие, в сравнении с предыдущим годом, результаты.
Победителям Всероссийского чемпионата «Познание и творчество» по каждому направлению и номинации были вручены свидетельства участников, дипломы лауреатов, командные и личные дипломы конкурсов. Сумели показать себя с лучшей стороны команды из Обнинска, которые представили ЧОУ «Обнинская свободная школа», СОШ №12, «Лицей ФТШ» и МБОУ «Лицей «Держава».

«Чтобы лучше занимались детками»
Важной составляющей проекта «Познание и творчество» является и дополнительное образование для педагогов. Тем, кто принял участие в обширной обучающей программе чемпионата, были выданы удостоверения о повышении квалификации. Эксперты проекта единогласно признают важность непрерывного обучения членов педколлективов учебных заведений, ведь в конечном итоге от этого выигрывает весь образовательный процесс. «Несмотря на достойные результаты сегодняшнего турнира, крайне желательно проводить мастер-классы и для педагогов, чтобы они ещё больше и ещё лучше занимались детками», – говорит преподаватель ИАТЭ НИЯУ МИФИ, член Союза краеведов России, действительный член Русского Географического общества РАН, эксперт и разработчик конкурсов МАН «Интеллект будущего» Пётр Иванович Гремченко.

Ссылка на основную публикацию