Компьютер – как устроен внутри, структура и принцип работы

Компьютер — как устроен внутри, структура и принцип работы

Техническая революция подарила человечеству одно из самых полезных устройств для хранения и обработки информации — компьютер. Изначально это была огромная машина, которая едва помещалась в комнату, сегодня он не занимает много места и широко используется для разнообразных целей от работы до развлечений. Понимание того, как устроен компьютер внутри, требуется, чтобы обеспечить ему полноценную работу без поломок.

Конструктивные особенности

Компьютер состоит из многих механизмов. Главная его часть — системный блок. Это специальный металлический короб, в котором расположены так называемые внутренности машины. Все составляющие персонального компьютера делятся на две группы:

  • Внутренние устройства — находятся непосредственно в системном контейнере.
  • Периферийные устройства. К ним относится всё, что подключается к системному блоку снаружи: монитор, клавиатура, мышь и т. д.

    Первые отвечают за работоспособность машины в целом, а периферийные элементы обеспечивают бесперебойный ввод и вывод информации. Отсутствие одной из этих составных частей делает неработоспособной всю конструкцию.

    Системный блок бывает двух типов в зависимости от формы:

    • Горизонтальный. Может быть плоским и особо плоским.
    • Вертикальный. Делится ещё на три вида в зависимости от габаритов: полноразмерный, среднеразмерный и малоразмерный.

    В любой из них помещается как минимум 5 основных внутренних устройств. Конфигурацию компьютера можно оставить такой, какой она была при покупке, или же внести собственные коррективы, если механизмы не устраивают пользователя, сломались и должны быть заменены. Это также позволяет в случае необходимости модернизировать аппарат.

    Компьютерная «начинка»

    Изнутри строение компьютера выглядит как очень запутанная система, тем не менее схема его устройства стандартна и проста. Достаточно запомнить, какие механизмы здесь есть и за что они отвечают. Они не только заставляют компьютер функционировать, но и влияют на качество работы: скорость обработки информации, объёмы поступающих и содержимых данных, их считывание с внешних устройств и т. д. Все они связаны друг с другом, и если выходит из строя хотя бы один, проблемы появляются в работе всей машины.

  • Материнская плата. Это печатная плата, к которой подсоединяются все остальные механизмы компьютера, для них она является системой управления. Многие устройства подключаются к ней напрямую, например, оперативная память и процессор, другие — через провода и кабели, например, дисковод.
  • Блок питания. Обеспечивает энергией все составные части компьютера. Обычно от него тянутся провода по всему пространству короба, но есть и такой вариант, при котором он питает механизмы через материнскую плату, используя её как проводник.
  • Процессор. Это «мозг» компьютера, будучи крупной микросхемой, он располагается непосредственно на материнской плате. Его главная функция — обработка всей поступающей на машину информации.
  • Оперативная память. Это часть системы компьютерной памяти, которая сохраняет выходные и входные данные, а также запоминает действия пользователя во время работы с компьютером. После его выключения все данные стираются. Она крепится непосредственно на материнскую плату.
  • Видеокарта. Отвечает за графическую составляющую. Именно она выводит картинку на монитор. От того, как работает видеокарта, насколько она мощная и исправная, зависит качество получаемого изображения. Она крепится непосредственно в специальные слоты материнской платы.
  • Жёсткий диск. В отличие от оперативной памяти, сохраняет всю поступающую на него информацию даже после выключения компьютера. Фильмы, музыка, фотографии и только что написанные доклады — всё это остаётся именно на жёстком диске.
  • Привод для чтения DVD и CD дисков. Они предназначены для считывания информации. В современных моделях компьютеров это устройство встречается всё реже, тем более что появились их внешние аналоги, которые можно подключать к компьютеру при необходимости.
  • Система охлаждения. Предназначена для устранения перегрева механизмов системного блока. Она представляет собой несколько вентиляторов разных габаритов, которые вытягивают из короба тёплый воздух и поставляют в него холодный. Чаще всего их 3 и более. Обязательно хотя бы один есть рядом с процессором, видеокартой и блоком питания. По желанию пользователя можно устроить добавочные вентиляторы.

    К дополнительным элементам набора комплектующих, которые также обеспечивают работу компьютера, относятся: беспроводные интернет-карты, ТВ-тюнеры и звуковые карты. Они подключаются непосредственно к материнской плате через специальные слоты.

    Профилактика неполадок

    Комплектующим компьютера требуется соответствующий уход, который предупредит нежелательные поломки. При этом проводить эти мероприятия можно дома самостоятельно.

    Необходимо регулярно чистить память компьютера от «информационной грязи» и лишних данных, в которых нет потребности. Для этого необязательно разбирать системный блок, достаточно с помощью специальных программ провести анализ информации, хранящейся на внутренних запоминающих устройствах, и удалить ненужные файлы.

    Проверка внутренних механизмов системного блока важна в первую очередь для отслеживания их перегрева, который может происходить как по причине их сильного разгона во время работы, так и из-за не справляющейся со своими функциями системы охлаждения. Для отслеживания неполадок также существуют специальные программы, а на самих устройствах есть термодатчики, посмотрев на которые можно сделать определённые выводы. В особо критических случаях может потребоваться замена вентиляторов.

    Процессор от перегрева защищают не только устройства системы охлаждения, но и специальная термопаста. Иногда её приходится заменять, удаляя старый подсохший слой и нанося новый. Купить её можно в любом специализированном магазине или магазине бытовой техники.

    Системный блок, как и дом, часто наполняется пылью, а её крупные скопления на механизмах приводит к выводу их из строя. По этой причине важно вовремя избавляться от грязи, оседающей на внутренних комплектующих компьютера. Особенно обильно она скапливается на вентиляторах. В противном случае со временем они начнут выходить из строя или затруднять работу машины.

    Все детали ПК очень хрупкие, а некоторые его механизмы имеют маленькие размеры и легко повреждаются, если с ними обращаться неправильно. Аккуратность очень важна в профилактических работах. Поэтому при проведении чистки деталей от пыли и тестировании их на работоспособность ни в коем случае нельзя подпускать ребёнка к разобранному системному блоку. Любое его неосторожное движение может привести к нарушению целостности микросхем и как следствие выведению их из строя.

    Если кратко, то придерживаясь этих несложных правил, можно без труда привести запылённые механизмы в порядок. Тем самым сэкономив деньги на сервисном обслуживании и продлив жизненный цикл своего ПК.

    Урок 7. Внутреннее устройство компьютера

    В этом уроке мы заглянем внутрь системного блока и познакомимся со всеми основными внутренними компонентами компьютера.

    В третьем уроке мы узнали для чего нужны процессор, оперативная память и жесткий диск. В четвертом уроке мы увидели компьютер снаружи и узнали для чего нужны различные кнопки и разъёмы. Сегодня мы откроем крышку системного блока и познакомимся со всеми внутренними компонентами.

    Внутреннее устройство компьютера

    Когда говорят о внутреннем устройстве компьютера, обычно имеют в виду те компоненты, которые находятся внутри его корпуса. У настольного компьютера корпус – это системный блок, у ноутбуков и нетбуков – это нижняя из раскрываемых половинок (напомню, что разновидностям компьютерной техники у нас был посвящен второй IT-урок).

    Компоненты системного блока

    Для начала возьмем не слишком новый, но и не слишком старый системный блок, в котором установлены все основные компоненты. А потом сравним с более недорогим вариантом с меньшим количеством дополнительных комплектующих.

    Итак, посмотрим на фотографию системного блока автора сайта IT-уроки.

    Что мы увидим, если снять крышку системного блока компьютера

    Первое, что бросается в глаза – много всяких печатных плат, «коробочек» и проводов. Все платы и устройства в отдельном корпусе – это компоненты, выполняющие различные задачи. С помощью проводов компоненты обмениваются информацией и получают электрическое питание.

    Разберемся со всеми компонентами по очереди.

    1. Системная плата

    Все компоненты компьютера связаны между собой одной самой большой печатной платой (которую сразу можно узнать на фотографии по размерам), её называют системной платой или материнской платой (в английском варианте motherboard или mainboard).

    Системная плата (компонент системного блока)

    Одни компоненты устанавливаются сразу в разъемы, находящиеся на системной плате, другие компоненты подключаются к ней с помощью специальных проводов в соответствующие разъемы, а устанавливаются в специальные отсеки корпуса.

    Более подробно о системной плате можно будет узнать из последующих IT-уроков, но уже на более высоком уровне знаний.

    Напомню, можно подписаться на новости сайта по этой ссылке и получать их на e-mail.

    2. Блок питания

    Чтобы все компоненты могли выполнять свою задачу, их нужно запитать электрической энергией. Для снабжения этой энергией используется компьютерный блок питания (по-английски power supply unit или PSU), от которого тянутся провода по всему системному блоку.

    Блок питания компьютера

    Большинство устройств имеют специальный разъем для подключения питания, но некоторые получают электрическую энергию через системную плату (которая в этом случае будет посредником между блоком питания и устройством).

    3. Центральный процессор

    С процессором мы уже знакомились в третьем IT-уроке, напомню, что задача процессора – обрабатывать информацию.

    Процессор (англ. central processing unit и CPU) устанавливается в специальный разъем на системной плате (английское название разъема – «Socket»). Процессорный разъем обычно находится в верхней части системной платы.

    После установки процессора в разъем, поверх устанавливают систему охлаждения – кулер (алюминиевый радиатор с вентилятором).

    Кулер, под которым находится центральный процессор

    На фотографии мы видим кулер, под которым и находится центральный процессор.

    4. Оперативная память

    С оперативной памятью мы тоже познакомились в третьем уроке.

    Оперативная память (ОЗУ, Random Access Memory, RAM), как и процессор, устанавливается в специальные разъемы на системной плате.

    Оперативная память (компонент системного блока)

    Оперативная память выполнена в виде небольшой печатной платы с установленными на неё микросхемами памяти, всю эту конструкцию называют «модулем памяти». Из-за специфичной формы платы, её называют «планкой».

    На фотографии видно, что разъемов четыре, а модуля оперативной памяти два и установлены они в разъемы одного цвета для повышения скорости работы (подробнее о таком режиме в последующих IT-уроках на более «продвинутых» уровнях).

    5. Видеокарта

    Видеокарта (видеоадаптер, графический адаптер, графическая карта, графическая плата, video card, video adapter, display card, graphics card и т.д.) предназначена для обработки графических объектов, которые выводятся в виде/форме изображения на экране монитора.

    Видеокарта (видеоадаптер, графический адаптер)

    На фотографии видно, что в данном случае видеокарта выполнена в виде печатной платы (карты расширения), вставленной в специальный разъем на системной плате (слот расширения). Так как эта видеокарта сильно греется, то в нижней части можно видеть большую систему охлаждения (да-да, это тоже кулер).

    Мы впервые на IT-уроках столкнулись с понятиями «карта расширения» и «слот расширения», поэтому сразу зададим определение, от которого будем отталкиваться в дальнейшем.

    Карта расширения – устройство в виде печатной платы с универсальным разъемом для установки на системную плату (например, видеокарта, сетевая карта, звуковая карта).

    Карты расширения устанавливаются дополнительно к основным компонентам для того, чтобы расширить возможности компьютера, они могут иметь различное назначение (обработка графики, звука или соединение с компьютерной сетью и т.д.).

    Пример карты расширения (более простой видеоадаптер)

    Слот расширения — специальный универсальный разъем на системной плате, предназначенный для установки дополнительных устройств компьютера выполненных виде карт расширения.

    С новыми определениями разобрались, движемся дальше.

    6. Сетевая карта

    Сетевая карта (сетевой адаптер, Ethernet-адаптер, network adapter, LAN adapter) предназначена для подключения компьютера к компьютерной сети.

    Сетевая карта (компонент системного блока)

    В данном случае сетевая карта также выполнена в виде карты расширения (печатной платы), которая устанавливается в разъем на системной плате.

    7. Звуковая карта

    Звуковая карта (аудиокарта, звуковой адаптер, sound card) обрабатывает звук и выводит его на акустические системы (колонки) или наушники.

    Звуковая карта (компонент системного блока)

    Как и два предыдущих устройства, звуковая карта – это печатная плата, вставленная в разъем на системной плате. Правда, данный звуковой адаптер не обычный, он состоит из двух печатных плат, но это исключение из правил.

    8. Жесткий диск

    На жестком диске хранятся все программы и данные компьютера (подробнее об этом в третьем IT-уроке).

    Жесткий диск в отличие от предыдущих компонентов, не устанавливается на системную плату, а крепится в специальном отсеке корпуса системного блока (посмотрите на фотографию).

    Жесткий диск (он же винчестер)

    В такие отсеки можно установить несколько жестких дисков и увеличить объем внутренней памяти компьютера.

    Жесткий диск иногда называют аббревиатурой НМЖД (Накопитель на жёстких магнитных дисках), часто говорят «винчестер«, а на английском языке hard disk drive или HDD.

    9. Оптический привод

    Оптический привод (DVD-привод, optical disc drive или ODD) нужен для чтения и записи DVD и CD дисков. Как и жесткий диск, оптический привод устанавливается в специальный отсек системного блока.

    Оптический привод (компонент системного блока)

    Этот отсек находится в передней верхней части корпуса, он более широкий, чем для жесткого диска, так как размеры DVD-привода заметно больше.

    Компоненты системного блока (вариант 2)

    Итак, мы рассмотрели все основные компоненты системного блока. А теперь посмотрим, как может отличаться внутреннее устройство компьютера на примере менее дорогого варианта ПК.

    Внутреннее устройство недорогого компьютера

    На фотографии видны те же компоненты, но не видно карт расширения (видеокарты, сетевой и звуковой карты). Как же этот компьютер будет работать без этих комплектующих? На самом деле эти компоненты есть, но их не видно на первый взгляд.

    Встроенные компоненты

    Дело в том, что некоторые компоненты могут быть выполнены не в виде карт расширения, а могут быть встроенными (интегрированными) в системную плату или центральный процессор.

    В данном случае, на системной плате установлены дополнительные микросхемы, которые выполняют функции сетевого и звукового адаптера. Видеоадаптер встроен (интегрирован) в главную микросхему системной платы.

    Видеоадаптер, сетевой и звуковой адаптер, встроенные в системную плату

    На фотографии цифрой 1 отмечен видео адаптер, цифрой 2 – сетевой адаптер, а цифрой 3 – звуковой адаптер.

    При этом на системной плате остались слоты расширения (цифра 4) для установки более функциональных компонентов (если встроенные вас, по каким либо причинам, не устраивают).

    Компоненты ноутбуков

    В принципе, можно было бы сделать отдельный урок по внутреннему устройству ноутбуков и нетбуков. Но, по сути, там находятся те же компоненты, что и в настольном компьютере, только эти компоненты меньшего размера и крепятся по-другому.

    Производительность компьютера

    Каждая из перечисленных в этом IT-уроке комплектующих выполняет свою задачу, но, наверное, интересно знать, какие компоненты больше всего влияют на скорость работы вашего компьютера?

    Так как большую часть вычислений выполняет центральный процессор, то он больше всего и влияет на производительность компьютера.

    Оперативная память нужна процессору для того, чтобы подавать данные и программы для выполнения расчетов. Поэтому объем памяти тоже заметно влияет на производительность всего компьютера.

    Если компьютер нужен для игр или работы с трехмерной графикой, то большое значение имеет скорость работы видеоадаптера.

    Но если компьютер используется для работы в Интернете, а также с текстовыми документами, фотографиями, просмотра фильмов и прослушивания музыки, то можно обойтись и самым медленным (но современным) видеоадаптером, в том числе и встроенным в системную плату или процессор.

    Видео-дополнение

    В качестве закрепления новой информации очень любопытное видео, в котором простым языком описано назначение компонентов компьютера. К сожалению комментарии на английском, но есть перевод субтитрами (пользуйтесь паузой, чтобы успеть прочитать).

    Заключение

    Итак, в седьмом IT-уроке мы познакомились с внутренним устройством компьютера и кратко рассмотрели все компоненты системного блока. Для уровня «Новичок» этих знаний вполне достаточно, чтобы осознанно работать в большинстве программ, которые вам могут понадобиться.

    В следующем уроке мы узнаем, какие устройства еще можно подключить к компьютеру (внешние устройства), называется он Основные периферийные устройства ПК.

    Подписывайтесь на новости сайта, чтобы не пропустить свежие полезные материалы сайта IT-uroki.ru

    Если остались вопросы, задавайте их в комментариях, постараюсь на все ответить.

    Копировать запрещено, но можно делиться ссылками:

    Компьютер – как устроен внутри, структура и принцип работы

    Процессор . CPU (центральный процессор), обеспечивает главную обработку всей информации. Производительность во многом зависит от процессора.
    Именно этот элемент внутреннего устройства компьютера, отвечает за команды другим комплектующим ПК. Это устройство, способное обрабатывать программный код и определяющее основные функции компьютера по обработке информации.

    Оперативная память . Она относится к ОЗУ (оперативно запоминающие устройства), то есть эта память хранит информацию, пока она нужна компьютеру. Информация все время обновляется. От объема оперативной памяти зависит то, какое количество информации компьютер способен держать в “уме”, а значит и быстродействие компьютера. Э нергозависимая часть системы компьютерной памяти , в которой во время работы компьютера хранится выполняемый машинный код ( программы ), а также входные, выходные и промежуточные данные.

    Жесткий диск или винчестер . Относится к ПЗУ (постоянно запоминающие устройства). Этот элемент внутреннего устройства ПК, отвечает за постоянное хранение информации. Винчестер работает по принципу магнитных дисков. На него можно записывать файлы для постоянного хранения. Также к ПЗУ относятся и микросхемы памяти, расположенные на материнской плате, например BIOS. Эта информация необходима для работы компьютера. И нформация в НЖМД записывается на жёсткие ( алюминиевые или стеклянные ) пластины , покрытые слоем ферромагнитного материала, чаще всего двуокиси хрома — магнитные диски. В НЖМД используется одна или несколько пластин на одной оси .

    Видеокарта . Также составляет внутреннее устройство компьютера. Эта плата отвечает за вывод графической информации на устройство вывода, монитор, проектор и так далее. Важный элемент для современных видео игр. Так как они используют большое количество видео ресурсов, для обеспечения красивой и реалистичной графики. Это все обязательные элементы, которые составляют внутреннее устройство компьютера. Они есть в каждом ПК. Преобразовывает изображение, находящееся в памяти компьютера, в видеосигнал для монитора. Обычно видеокарта является платой расширения и вставляется в специальный разъём для видеокарт на материнской плате, но бывает и интегрированной. Видеокарты имеют встроенный графический процессор (GP), который производит обработку информации, не нагружая центральный процессор компьютера.

    Звуковая карта . Является устройством вывода звукового сигнала на периферийные устройства вывода, акустические системы, наушники и так далее. Чаще всего, используется звуковая карта, встроенная в материнскую плату, но можно установить и отдельную. Звуковая карта преобразует аналоговый сигнал поступающий на линейный вход в цифровой сигнал, который поступает в компьютер. Или превращает цифровой сигнал, хранимый или создаваемый в компьютере в аналоговый, который можно прослушать через колонки или наушники.

    Сетевая плата. Используется для соединения компьютеров в локальную сеть. Чаще, интегрирована в материнскую плату. Д ополнительное устройство, позволяющее компьютеру взаимодействовать с другими устройствами сети . В настоящее время в персональных компьютерах и ноутбуках контроллер и компоненты, выполняющие функции сетевой платы, довольно часто интегрированы в материнские платы для удобства, в том числе унификации драйвера и удешевления всего компьютера в целом.

    Дисковод и оптический привод . Необходим для взаимодействия компьютера с внешней информацией. По средствам дискет или дисков, можно заносить или выносить информацию. устройство, имеющее механическую составляющую, управляемую электронной схемой и предназначенное для считывания и (в большинстве современных моделей) записи информации с оптических носителей информации в виде пластикового диска с отверстием в центре ; процесс считывания/записи информации с диска осуществляется при помощи лазера .

    Коммуникационные порты . Для связи с другими устройствами (принтером, сканером, клавиатурой, мышью и т.д.) компьютер оснащается портами. Порт – это сложное устройство, имеющее свои микросхемы. Примеры портов: COM (последовательный порт), LTP (параллельный порт), USB (последовательный с высокой производительностью), PS/2 (универсальный для подключения мыши и клавиатуры).

    Устройство компьютера

    В этой статье, которая подготавливалась для начинающих пользователей, мы рассмотрим устройство компьютера. Также узнаем основные характеристики устройств и какие функции они выполняют.

    Обычный персональный компьютер, который мы используем в нашей повседневной жизни состоит из таких частей:

    • Клавиатуры и мыши;

    • Дополнительных устройств (принтер, сканер, веб-камера и др.)

    Устройство персонального компьютера. Содержание статьи:

    Вертикальные системные блоки

    Горизонтальный системный блок

    Системный блок — это центральная часть компьютера, в которой располагаются все самые важные составляющие. Всё, благодаря чему работает компьютер. Выпускаются самые разнообразные системные блоки, которые различаются по размерам, дизайну и способу сборки.

    Основные элементы системного блока:

    • Материнская плата;
    • Процессор;
    • Оперативная память;
    • Видеокарта;
    • Жёсткий диск;
    • Оптический привод (DVD, Blu-ray);
    • Блок питания

    Давайте рассмотрим каждый из них подробнее.

    Материнская плата

    Материнская плата – это самая большая плата системного блока. На ней устанавливаются основные устройства компьютера: процессор, оперативная память, видеокарта, слоты (разъёмы), BIOS, с помощью шлейфов и кабелей к материнской плате подключаются DVD-привод, жёсткий диск, клавиатура, мышь и др. Главная задача материнской платы – соединить все эти устройства и заставить их работать как одно целое. Кроме того на ней находятся контроллёры. Контроллёры – это электронные платы вставляемые в разъёмы (слоты) на материнской плате, они управляют устройствами подключаемыми к компьютеру. Некоторые контроллёры входят в состав материнской платы. Такие контроллёры называются интегрированными или встроенными. Так контролёры мыши и клавиатуры всегда являются встроенными. Добавляя и заменяя платы контроллёров можно расширять возможности компьютера и настраивать его под свои требования. Например пользователь может добавить дополнительную звуковую карту, которая может работать с новыми многоканальными акустическими системами.

    Процессор

    Центральный процессор (ЦП, CPU) является главным элементом компьютера, его “мозгом”. Он отвечает за все вычисления и обработку информации. Кроме этого, он выполняет управление всеми устройствами компьютера. От его мощности зависит быстродействие компьютера и его возможности.

    Основные характеристики центрального процессора:

    • количество ядер
    • тактовая частота
    • кэш
    • сокет

    Давайте рассмотрим их подробнее.

    Чем больше у процессора ядер, тем большее число операций он может выполнять одновременно. По сути, несколько ядер – это несколько процессоров, которые расположены на одном кристалле или в одном корпусе. В одноядерном процессоре команды, поступившие на его вход, последовательно проходят через нужные для их выполнения блоки, то есть пока процессором выполняется очередная команда, остальные ждут своей очереди. В многоядерном процессоре на вход приходят несколько отдельных потоков команд и данных и также раздельно выходят, не оказывая влияния друг на друга. За счёт параллельной обработки процессором нескольких потоков команд увеличивается производительность компьютера. Сегодня на персональные компьютеры устанавливаются, как правило, 2-8 ядерные процессоры. Однако не все программы рассчитаны на использование нескольких ядер.

    Кэш применяется для значительного ускорения вычислений. Это встроенная в корпус процессора сверхбыстрая память, содержащая данные, к которым процессор часто обращается. Кэш-память может быть первого (L1), второго (L2) или третьего (L3) уровня.

    Сокет (socket) – это разъём (гнездо) на материнской плате, куда устанавливается процессор. Но когда мы говорим «сокет процессора», то подразумеваем под этим, как гнездо на материнской плате, так и поддержку данного сокета определенными моделями процессоров. Сокет нужен именно для того, чтобы можно было с легкостью заменить вышедший из строя процессор или модернизировать компьютер более мощным процессором.

    Следующий важный элемент компьютера, который находится в системном блоке – оперативная память (RAM или ОЗУ-оперативное запоминающие устройство). Именно в ней запоминаются обрабатываемая процессором информация и запущенные пользователем программы. Оперативной она называется потому, что предоставляет процессору быстрый доступ к данным.

    DDR DDR2 DDR3

    Основные характеристики оперативной памяти:

    • объём – измеряется в мегабайтах (Мбайт) или гигабайтах (Гбайт), значительно влияет на производительность компьютера. Из-за недостаточного объёма оперативной памяти многие программы или не станут загружаться, или будут выполняться очень медленно. В современном типичном компьютере используется как минимум 2 Гбайт памяти, хотя для удобной работы лучше иметь 4 или 8 Гбайта;
    • частота шины – измеряется в мегагерцах (МГц), также оказывает большое влияние на скорость работы компьютера. Чем она больше, тем быстрее передача данных между процессором и самой памятью.
    • тип памяти – указывает на поколение, к которому относится память. На сегодняшний день можно встретить оперативную память следующих типов (размещены по хронологии появления):

    -DDR SDRAM(100 – 267 МГц)

    -DDR2 SDRAM (400 – 1066 МГц)

    -DDR3 SDRAM(800 – 2400 МГц)

    -DDR4 SDRAM(1600 – 2400 МГц)

    Видеокарта | Устройство компьютера

    Видеокарта – электронная плата, обеспечивающая формирования видеосигнала и тем самым определяет изображение, показываемое монитором. У существующих видеокарт разные возможности. Если на компьютере используются офисные программы, то особых требований к видеокарте не предъявляют. Другое дело игровой компьютер, в котором основную работу берёт на себя видеокарта, а центральному процессору отводится второстепенная роль.

    Основные характеристики видеокарты:

    • объём видеопамяти – измеряется в мегабайтах (Мбайт) или гигабайтах (Гбайт), влияет на максимальное разрешение монитора, количество цветов и скорость обработки изображения. На данное время производятся модели видеокарт с объёмом видеопамяти от 1 Гбайт до 24 Гбайт. Оптимальный средний объём 2 Гбайт или 4 Гбайт;
    • разрядность шины видеопамяти – измеряется в битах, определяет объём данных, который можно одновременно передать из видеопамяти (в память). Стандартная разрядность шины современных видеокарт 256 бит;
    • частота видеопамяти – измеряется в мегагерцах (МГц), чем выше, тем больше общая производительность видеокарты.

    В настоящее время самые распространенные видеокарты производят на основе чипсетов nVidia GeForce и ATI Radeon.

    Жёсткий диск | Устройство компьютера Жёсткий диск без верхней крышки | Устройство компьютера

    Жёсткий диск, называемый также винчестером или HDD, предназначен для долговременного хранения информации. Именно на жестком диске вашего компьютера хранится вся информация: операционная система, нужные программы, документы, фотографии, фильмы, музыка и прочие файлы. Именно он является основным у стройством хранения информации в компьютере.

    Для пользователя жёсткие диски различаются между собой прежде всего следующими характеристиками:

    • ёмкостью (объёмом) – измеряется в гигабайтах (Гбайт) или терабайтах (Тбайт), определяет какой объём информации можно записать на жёсткий диск. На данный момент объём современного винчестера измеряется от нескольких сотен гигабайт до нескольких терабайт;
    • быстродействием, которое складывается из времени доступа к информации и скорости чтения/записи информации. Типичное время доступа у современных дисков составляет 5-10 мс (миллисекунд), средняя скорость чтения/записи – 150 Мбайт/с (мегабайт в секунду);
    • интерфейсом – типом контролёра, к которому должен подключаться жёсткий диск (раньше использовался EIDE, сейчас различные варианты SATA 1-3).

    DVD-привод | Устройство компьютера

    DVD-привод используется для чтения DVD и CD-дисков. Если в названии стоит приставка “RW”, то привод способен не только читать, но и записывать на диски. Привод характеризуется скоростью чтения/записи и обозначается посредством множителя (1x, 2x и т.д.). Единица скорости здесь равна 1.385 мегабайт в секунду (Мб/с). То есть, когда на приводе указано значение скорости 8x, то действительная скорость будет составлять 8 * 1.385 Мб/с=11.08 Мб/с.

    Blu-ray (Блю-рей) привод

    Blu-ray (Блю-рей) привод | Устройство компьютера

    Blu-ray приводы могут быть трёх видов: считывающие, комбо и пишущие. Считывающий Blu-ray привод может считывать CD, DVD и Blu-ray диски. Комбо может дополнительно записывать CD и DVD-диски. Пишущий Blu-ray привод может считывать и записывать все диски.

    Блок питания снабжает электроэнергией устройства компьютера, и обычно продаётся вместе с корпусом. В настоящий момент производят блоки питания мощностью 450, 550 и 750 Ватт. Более мощные блоки питания (до 1500 Ватт) могут понадобиться компьютеру с мощной игровой видеокартой.

    Монитор предназначен для показа изображений поступающих от компьютера. Он относится к устройствам вывода информации компьютера.

    Монитор 4 : 3 (квадратный) Монитор 16 : 9 (широкоформатный)

    Основные характеристики мониторов:

    • размер экрана – измеряется в дюймах (1 дюйм=2,54 см) по диагонали. На данный момент наиболее популярными являются ЖК-мониторы с диагональю 19-23 дюймов;
    • формат экрана (соотношение сторон по вертикали и горизонтали), сейчас почти все мониторы продаются в широкоформатном исполнении: формат 16:9 и 16:10;
    • тип матрицы – основная часть ЖК-монитора, от которой на 90% зависит его качество. В современных мониторах применяется один из трёх основных типов матриц: TN-film (наиболее простой, самый дешёвый и распространённый), S-IPS (обладают наилучшей цветопередачей, применяется для профессиональной работы с изображениями) и PVA/ MVA (дороже TN-film и дешевле IPS, можно сказать, что эти матрицы являются компромиссом между TN+Film и IPS.);
    • разрешение экрана – число точек (пикселей) в ширину и в высоту, из которых состоит изображение. Наиболее распространённые 17 и 19-дюймовые мониторы имеют разрешение 1280х1024 и 1600х1200 точек. Чем выше разрешение, тем, естественно, детальней получается изображение;
    • тип разъёма используемый для соединения с компьютером, аналоговый VGA (D-Sub) или цифровые разъемы DVI, HDMI.

    Клавиатура и мышь

    Клавиатура | Устройство компьютера

    Клавиатура — одно из наиболее часто используемых устройств ввода данных в компьютер.

    Компьютерная мышь | Устройство компьютера

    Компьютерная мышь также, как и клавиатура, является устройством ввода информации в компьютер. Компьютерные мышки бывают разные и по дизайну и по принципу работы и по функциональности. Сегодня наиболее распространены оптические мышки, с двумя кнопками и одним колесом прокрутки.

    Звуковые колонки | Устройство компьютера

    К омпьютерные колонки – отвечают за вывод звуковых сигналов. Колонки бывают активные (со встроенным усилителем) и пассивные (без усилителя и дополнительного питания). Преимущество таких пассивных колонок в их небольшой цене, но при этом страдает качество звучания. Активные колонки способны обеспечить более качественное и громкое воспроизведение звука.

    Самые распространённые дополнительные устройства

    Принтер — устройство для печати текста и изображений на бумагу. Также относится к устройствам вывода информации ПК.

    Принтер

    Сканер — устройство для считывания и ввода текстовой и графической информации в компьютер.

    Сканер

    МФУ — Многофункциональное устройство. Объединяет в себе принтер, сканер и ксерокс.

    Веб-камера — это небольшая цифровая камера, которая совместно с компьютером служит для передачи изображения при общении в интернете.

    Веб-камера

    Вот и все, мы с вами подробно рассмотрели внутреннее устройство персонального компьютера и основные периферийные устройства предназначенные для ввода и вывода информации компьютера.

    Компьютер – как устроен внутри, структура и принцип работы

    Код ОГЭ: 1.4.1. Основные компоненты компьютера и их функции.

    Компьютер — это электронное устройство для программной обработки информации.

    Архитектура компьютера описывает его организацию и принципы функционирования его структурных элементов. Она включает в себя основные устройства компьютера и структуру связей между ними. Состав ПК еще называют конфигурацией.

    Базовая конфигурация — минимальный состав компьютера, достаточный для начала работы с компьютером. В базовую конфигурацию обычно входят системный блок, монитор (дисплей) и клавиатура.

    Системный (базовый) блок — это основной узел компьютерной системы; он содержит наиболее важные компоненты, осуществляющие обработку данных. Устройства, находящиеся внутри системного блока, называют внутренними, а устройства, подключаемые к нему снаружи, — внешними. Внешние дополнительные устройства, предназначенные для ввода, вывода, обмена и длительного хранения данных, называют периферийными.

    Монитор (дисплей) компьютера предназначен для отображения информации, передаваемой в виде сигналов от видеоконтроллера (видеокарты).

    Клавиатура — клавишное устройство, предназначенное для управления работой компьютера и ввода в него информации в виде алфавитно-цифровых символьных данных.

    Системный блок содержит материнскую плату, накопители на магнитных и лазерных дисках, блок питания с вентилятором. В системном блоке также могут быть установлены звуковая карта, видеокарта и др.

    Материнская (системная) плата — это сложная многослойная печатная плата, на которой располагаются все необходимые компоненты для работы компьютера. Она обеспечивает обмен информацией между устройствами с помощью различных шин. На ней расположены разъемы (слоты) для подключения разных устройств: процессора, модулей памяти, адаптеров и контроллеров, соединенных системной шиной. Материнская плата осуществляет основные функции по объединению этих компонентов компьютера в согласованно работающее устройство.

    Процессор (центральный процессор, ЦП) выполняет все действия по обработке информации и управляет работой компьютера. Производительность процессора зависит от его частоты и разрядности. Тактовая частота — количество операций, которые процессор производит за секунду. Она измеряется в мегагерцах (МГц) и гигагерцах (ГГц): 1 МГц означает выполнение 10 6 (миллион) операций за секунду, 1 ГГц — 10 9 (миллиард) операций за секунду. Разрядность — длина двоичного кода, который процессор может обработать или передать целиком одновременно. Современные ПК обычно оснащены 32– или 64–разрядными процессорами; существуют процессоры с разрядностью 128 бит. Современные процессоры — многоядерные, они содержат несколько (до 32) процессорных ядер в одном корпусе. Однако частота процессора намного важнее количества ядер. Так что одноядерный процессор с 3,6 ГГц лучше 4 ядерного процессора с 1,5 ГГц.

    Основная память компьютера состоит из оперативной памяти (ОП, ОЗУ, оперативного запоминающего устройства) и постоянной памяти (ПП, ПЗУ, постоянного запоминающего устройства). Оперативная память — это набор микросхем, предназначенных для временного хранения данных, когда компьютер включен (после его выключения содержимое ОЗУ теряется). В ней сохраняются команды и промежуточные результаты, с которыми компьютер работает в данный момент. Постоянная память — это микросхема, предназначенная для длительного хранения данных, в том числе когда компьютер выключен. Она сохраняет постоянную информацию, которая записывается лишь один раз в заводских условиях и не может быть изменена пользователем. Самой важной характеристикой памяти является ее объем. Современным программам, например, требуется оперативная память объемом 128, 256 Мбайт и больше.

    Обмен данными между отдельными элементами компьютера осуществляется через системную шину (магистраль). Шина — это кабель, состоящий из множества проводников. Обычно шина управляется специальной программой — драйвером.

    Внешние устройства (клавиатура, монитор, дисководы, мышь и др.) подсоединяются к системной шине через адаптеры и контроллеры, которые обеспечивают функционирование этих устройств.

    Устройства внешней памяти называются накопителями. Они предназначены для длительного сохранения информации. К ним относятся накопители на жестких, гибких и оптических дисках, флеш–память и др. Накопитель на жестких магнитных дисках (НЖМД, HDD — Hard Disk Drive, он же «винчестер») — основное устройство для долговременного хранения больших объемов данных и программ практически всех современных компьютеров. Одна из основных характеристик жесткого диска — емкость (количество данных, которые могут храниться накопителем; для современных устройств достигает нескольких терабайт). Гибкие магнитные диски были вытеснены компакт–дисками (оптическими дисками) и DVD, а затем — флеш-памятью (твердотельными носителями данных), которые имеют значительно большую емкость и надежность. В настоящее время существуют не только внутренние, но и внешние дисководы, имеющие удобное подключение к настольному ПК, ноутбуку, нетбуку.

    Звуковая карта (звуковая плата) — это плата, которая позволяет работать на компьютере со звуком.

    Видеокарта (графическая плата, видеоадаптер) — устройство, преобразующее изображение, находящееся в памяти компьютера, в видеосигнал для монитора.

    Периферийные устройства

    Периферийные устройства — устройства для ввода или вывода информации: принтеры, клавиатуры, мыши, сканеры и т. д. Подсоединение их к компьютеру производится через специальные разъемы — порты ввода/вывода. По способу передачи информации различают последовательные (информация передается последовательно) и параллельные (несколько битов информации передается одновременно) порты. В настоящее время они вытесняются шиной USB и беспроводными технологиями передачи информации.

    Устройства ввода информации

    Клавиатура. Сегодня существует огромное количество различных клавиатур: мультимедийные и веб–клавиатуры, эргономичные и игровые, беспроводные и гибкие, виртуальные лазерные и др. По методу подключения к системному блоку различают проводные (все чаще подключаемые с помощью USB) и беспроводные клавиатуры.

    Мышь — устройство управления манипуляторного типа. По сути, это датчик координат, определяющих положение указателя на экране. Перемещение мыши по плоской поверхности синхронизировано с перемещением графического объекта (указателя мыши) на экране монитора. Комбинация монитора и мыши обеспечивает наиболее современный тип интерфейса пользователя — графический. С помощью мыши пользователь изменяет свойства графических объектов и приводит в действие элементы управления компьютером.

    Существуют мыши мало распространенного механического (шарикового) типа и современные — оптического типа, а также беспроводные мыши. В шариковой мыши ее движение передается в компьютер благодаря встроенному металлическому шарику, покрытому резиной, который вращается при перемещении мыши. В оптической — датчик улавливает свет, излучаемый встроенным диодом и отражаемый от поверхности стола. В лазерных мышах вместо диода установлен лазер, благодаря чему свет почти не рассеивается и достигается большая точность. Беспроводные мыши используют радиосвязь или инфракрасный порт.

    Трекбол — встроенный в клавиатуру или мышь шарик, вращение которого вызывает перемещение курсора (по сути, это «перевернутая» шариковая мышь).

    Сенсорная панель (тачпад) — сенсорная пластина, реагирующая на движение пальца пользователя по поверхности. Удар пальцем по поверхности тачпада воспринимается как нажатие кнопки.

    Трекпойнт — специальная гибкая клавиша на клавиатуре, прогиб которой в нужном направлении перемещает курсор на экране дисплея.

    Графический планшет — используется для рисования, а также для ввода рукописного текста с помощью специальной ручки.

    Джойстик — рукоять с кнопкой. При вращении рукояти перемещается курсор на экране.

    Сканер — устройство для переноса печатного текста и графических изображений (схем, рисунков, графиков, фотографий и др.) с бумаги в компьютер. Считывающая головка сканера равномерно движется над изображением, а специальное устройство преобразует его в цифровые коды.

    Цифровая фотокамера — устройство для ввода фотоснимков в память компьютера.

    Звуковая карта и микрофон — устройство для ввода звуковой информации.

    Устройства вывода информации

    Монитор. Основным компонентом мониторов обычно является матрица жидкокристаллических (ЖК) элементов, реже — электронно-лучевая трубка (ЭЛТ). Перспективными моделями считаются плазменные, проекционные и OLED–мониторы (в основе которых — органические светоизлучающие диоды).

    Монитор подключается к компьютеру через устройство сопряжения — видеоадаптер. Основные параметры мониторов:

    • размер экрана — длина его диагонали; измеряется в дюймах* (например, 15″, 17″, 19″, 21″, 22″ и т. д.);
    • разрешение (разрешающая способность) — число пикселей** по вертикали и горизонтали. Чем больше разрешение, тем выше качество изображения. Для размера экрана 17″ ЖК–монитора оптимальным считается разрешение 1280 х 1024 пикселей;
    • время отклика пикселей, или инерционность — измеряется в миллисекундах (лучшие мониторы имеют значение этого параметра около 2 мс);
    • угол обзора — параметр, показывающий, на какой угол может отклониться взгляд человека без потери им видимости изображения на мониторе. Принтер — устройство вывода информации на бумагу. Существует множество видов принтеров; чаще всего используют два вида:
    • струйные — изображение формируется из капель чернил (тонера), которые выбрасывает печатающая головка принтера;
    • лазерные — изображение создается лазерным лучом на светочувствительном барабане внутри принтера. Там, где луч подсвечивает поверхность барабана, возникает электрический заряд, который притягивает сухие частицы краски–тонера. Когда барабан касается бумаги, тонер переводится на нее, затем нагревается, плавится и фиксируется на бумаге.

    Плоттер (графопостроитель) — устройство печати сложных графических изображений — чертежей, схем, графиков, карт, диаграмм;

    Акустические колонки и наушники — устройство для прослушивания звука.

    Конспект урока по информатике «Основные компоненты компьютера и их функции».

    От основ к вершинам или Как оно всё работает?

    Вы знаете, как работает компьютер? Нет, я серьёзно! Не в смысле – какую кнопку нажать, чтобы получить результат, а в более глобальном? Не думаю, что на нашей планете вообще есть хоть один человек, который полностью понимает, как устроен компьютер у него на столе. Но попробовать в этом разобраться, право же, стоит. Рискнём?

    Отмазка
    Прежде, чем начать рассказ, сделаю необходимое пояснение о его цели и аудитории. Статья рассчитана на обычного пользователя, знакомого с базовым курсом физики и информатики, желающего лучше понять принципы работы компьютера. Приведённое ниже описание – очень условное, отражающее лишь самые основные принципы функционирования компьютера. Дабы сделать полное технически верное описание, понадобятся совместные усилия десятков специалистов самых различных областей (физиков, инженеров, программистов…) и тысячи страниц печатного текста. Но в этом случае во-первых, неизбежны некоторые ошибки, а во-вторых, такой труд вряд ли поможет рядовому пользователю (скорее наоборот – запутает ещё больше).
    Если конфигурация вашего мозга удовлетворяет приведённым требованиям, можете приступать к прочтению.

    Фундамент

    Начнём, пожалуй, с самого низкого уровня. Как знает любой школьник, прошедший полный курс физики, в природе существует такая штука, как p‑n‑p‑переход. Его свойства (а он, как знают студенты, изучающие физические основы электротехники, может выполнять роль «ключа», пропуская или останавливая поток электронов в зависимости от того, как приложено напряжение) легли в основу самого простого электронного компонента – транзистора. Транзистор может находится в двух состояниях – «открыто» и «закрыто». Знакомые с базовым курсом информатики уже догадались, к чему я клоню. Правильно: эти состояния – ни что иное, как «0» и «1» – два базовых элемента бинарной системы счисления, используемой компьютерами.

    Схема устройства транзистора

    Будучи объединёнными, несколько транзисторов могут создавать простейшую логическую схему. Если приложить напряжение ко входам этой схемы, подачей напряжения на управляющие контакты можно добиться изменения состояния на выходе. Проще говоря, замыкая и размыкая логический ключ, мы можем подавать ток на следующий элемент схемы – или не подавать его. Таким образом, с помощью нескольких транзисторов мы можем выполнять простейшие арифметические и логические операции в бинарной системе счисления.
    На основе групп таких простейших логических элементов можно строить уже более сложные схемы – процессоры (к примеру, в процессоре Intel Core 2 Duo (Conroe) 291 млн транзисторов). Однако, как вы понимаете, в наше время никто не перетыкает сотни проводков, чтобы управлять компьютером (хотя раньше компьютеры программировались именно таким трудоёмким способом). Для облегчения жизни программистам, инженеры-электронщики оснастили сложные логические цепи процессора особыми управляющими точками, подача напряжения на которые приводит к выполнению целого каскада внутренних команд или же перестроению отдельного участка схемы с целью подготовить его к приёму другой команды. Такие наборы команд получили название ассемблера – базового языка процессора. Для каждого типа процессора он свой, но в основе всех разновидностей лежит один принцип. Фактически именно ассемблер является переходом от аппаратной составляющей компьютера к программной.
    Разумеется, всё изложенное выше – лишь общая схема работы процессора. Однако в основе даже самых современных микросхем лежит именно она.

    Цоколь

    Как вы понимаете, процессор как таковой – штука малополезная. Для полноценной работы компьютера нужно ещё немало элементов. Основные из них знакомы всем – устройства временного и постоянного хранения информации, управления/ввода, а также вывода информации. Проще говоря, оперативная память, жёсткий диск, клавиатура/мышь и монитор. Все эти устройства соединены с процессором так называемой общей шиной, которая делится на шину данных, адресную шину и шину команд. По названиям уже можно догадаться, для чего предназначена каждая из них. Но соединяются все эти устройства не напрямую, а через промежуточные звенья – так называемые контроллеры («процессор-шина-контроллер-шина-устройство»). Контроллеры позволяют каждому отдельному устройству общаться с процессором, являясь как бы переводчиками. В основе их лежат опять-таки логические схемы (в зависимости от типа устройства, которым управляет контроллер, его схемы могут быть более или менее простыми).
    Возьмём для примера ввод двух чисел с клавиатуры, их сложение и последующий вывод на экран. Примерная схема работы электронной части компьютера (программную составляющую мы пока пропустим, дабы было проще всё это дело осмыслить) выглядит следующим образом. Пользователь нажимает на клавиатуре клавишу (скажем, с цифрой «0»). Электронный импульс попадает в контроллер клавиатуры, который «понимает», что нажата именно клавиша «0». Эта информация по шине данных поступает в процессор. Тот – опять же, по шине данных – отправляет цифру в память, одновременно по адресной шине передавая адрес ячейки в памяти, куда информацию нужно записать. Аналогичным образом в память попадает вторая цифра (скажем, «1»). Затем мы отдаём команду на сложение чисел (нажав клавишу «+»). Уже знакомым нам путём (только вместо шины данных используется командная шина) эта информация доходит до процессора. Он, поняв, что пришли не данные, а команда, начинает выполнять более сложную операцию: отправляет по адресной шине адреса ячеек памяти, в которых лежат числа, берёт эти числа и выполняет необходимую операцию. Результат отправляется обратно в память (с указанием нового адреса, разумеется) и одновременно – на контроллер монитора. Он, в свою очередь, формирует изображение цифры «1» (т.е. результата выполнения программы) и отправляет команду на отрисовку этого изображения на экране. Казалось бы, простейшая операция, а в её выполнении задействовано немало компонентов компьютера. Конечно же, все эти действия выполняются с огромной скоростью.
    Подобным образом выполняются абсолютно все команды пользователя (хотя обычно схема работы ещё сложнее – ведь данных и команд в тысячи раз больше).

    Первый этаж

    Описанная мной схема (повторюсь ещё раз – упрощённая!) устраивала бы всех, если бы не одно «но»: большинству пользователей компьютер нужен вовсе не для сложения ноликов и единичек в различных комбинациях. А управлять кучей умного «железа» посредством одного лишь ассемблера – дело хотя и не невозможное, но довольно хлопотное. Дабы упростить процесс, программисты (люди, как известно, очень ленивые) придумали расширенные наборы команд. Самые известные из них – MMX, 3D Now! и SSE (трёх версий). По сути, они являются своеобразной прослойкой (очередной) между ассемблером и программами более высокого уровня (о них – далее). Одна команда такого набора запускает на выполнение целую последовательность (иногда – очень и очень большую) ассемблерных команд.
    Но даже при помощи таких команд создание сложных программ было бы утомительным процессом, так что самые ленивые (но самые умные) программисты придумали себе так называемые «языки высокого уровня». Названия всех их перечислять не буду – тут и всего номера может не хватить. Самые распространённые из них на слуху у всех: Pascal, Basic, C++. Каким бы ни был язык программирования (не буду сейчас рассуждать о преимуществах и недостатках каждого из названных), в конечном итоге, написанный на нём код преобразуется в набор ассемблерных команд (процессор-то, как вы помните, ничего другого не понимает).

    Второй этаж

    И всё бы ничего, но программа сама по себе (даже самая простая) выполняться не начнёт. Конечно, можно добавлять к каждой программе набор команд, выполнение которых заставит процессор считать все необходимые данные и подготовить к работе все прочие устройства в составе компьютера. Но делать такое для каждой программы – занятие нудное. А программисты… Ну, вы уже в курсе.

    Схема передачи данных между компонентами компьютера

    И вот на свет появляются особые программы – операционные системы. Они берут на себя всю нудную, но нужную работу: загружают программы, отдают процессору базовые команду на их выполнение… Конечно, работа современных ОС этим далеко не ограничивается, но описанные функции обязательны для любой операционки.

    Третий этаж

    Да, вы правильно поняли – лень программистов не знает границ. Дабы программам было легче общаться с операционными системами (и наоборот), они придумали ещё одну прослойку – так называемые API (Applicaton Program’s Interface; программный интерфейс приложений). Таких интерфейсов очень много. Самый известный, наверное, – это WinAPI. Он содержит команды для отрисовки окон и выполнения базовых операций в рамках операционных систем Windows. Использование команд WinAPI ограждает (ленивых) программистов от постоянного рисования на экране собственных окон, кнопок и прочих радостей пользователя своими силами.
    Дальше – больше. Для дальнейшего облегчения жизни программистам были придуманы более функциональные API, охватывающие практически все сферы:
    • .NET. Часть ОС Windows Vista (а также Windows XP SP2), позволяющая писать Windows-программы быстрее и проще, чем средствами WinAPI; хотя сама, по сути, является надстройкой над оным);
    • DirectX. Набор программных средств для работы с мультимедиа. Облегчает жизнь разработчикам игр и всяческих проигрывателей, беря на себя базовые функции по отрисовке графики, воспроизведению звука и т.п.
    • OpenGL. Во многом похож на DirectX, но ограничивается 3D-графикой.
    Перечислять можно долго, но суть, думаю, уже ясна. Приведу лишь пример. Допустим, программист, взявшийся за написание игры, использовал некую команду из API OpenGL. Эта команда вызвала на выполнение из соответствующей библиотеки некую последовательность программ, которые должны нарисовать на экране, скажем, сферу. Эти программы, в свою очередь, выполняют цепочку ассемблерных команд, управляя таким образом, контроллером монитора и формируя на экране необходимое изображение (проекцию сферы).

    Для конечных пользователей, как вы понимаете, работа с компьютером сводится обычно к простому вводу текста с клавиатуры, тыканию по красивым окошкам на экране и просмотру не менее красивых картинок. Развитие операционных систем привело к тому, что человеку просто не нужно знать всё, про что я сегодня рассказал. А ведь если задуматься – какие интересные процессы происходят внутри серого ящика, стоящего на нашем столе! Более интересные, пожалуй, происходят лишь в одном устройстве…

    Крыша

    И устройство это – человеческий мозг. Его невозможно разложить на составляющие, как процессор компьютера. Его логику невозможно проследить. Практически невозможно полностью проследить путь отдельных электронных импульсов, бегущих по дендритам и аксонам. Хотя, если задуматься, наш мозг очень похож на компьютер – только очень сложный. И кто знает, что будет, когда такой же сложности достигнут машины?

    Устройство компьютера

    Компьютер, в обыденном понимании, состоит из системного блока, монитора, клавиатуры, мышки, аудиосистемы. К нему можно подключить геймпад, принтер, сканер и много других устройств.

    Но самой главной, сложной и дорогостоящей частью компьютера является системный блок. Собственно, это и есть компьютер (в классическом понимании). Остальные устройства предназначены лишь для ввода и вывода информации в различной форме. Потому они и называются периферийными (английское слово peripheral переводится как “второстепенный, внешний, окружной, удаленный”).

    Если к системному блоку присоединить более современный монитор, клавиатуру или мышь, станет удобней смотреть фильмы, работать с текстом или играть, но возможности компьютера от этого не улучшатся. Более того, при отключении любого из периферийных устройств компьютер будет продолжать работать, поскольку все вычислительные процессы происходят внутри системного блока.

    О его строении и пойдет речь в этой публикации.

    Системный блок состоит из нескольких ключевых частей, без которых компьютер не может функционировать – это материнская плата, процессор, оперативная память, постоянное запоминающее устройство и блок питания. Критически важным является также наличие видеокарты, без которой невозможен вывод из компьютера графической информации.

    Внутрь системного блока могут устанавливаться другие устройства, которые, по сути, являются “внутренними” аналогами периферийных устройств и без них вполне можно обойтись (телевизионные тюнеры, карты захвата видео, звуковые карты, модемы, wi-fi модули, дисководы, карт-ридеры и др.).

    Материнская плата

    Основой любого компьютера (системного блока) является материнская плата (главная плата, англ. motherboard, MB, mainboard, разг. – мамка, материнка, мать и др.). Ее невозможно не заметить, если открыть крышку системного блока (она самая большая).

    К материнской плате подсоединяются центральный процессор, оперативная память, видеокарта, запоминающие устройства и др. На ней же размещены USB и другие разъемы для подключения остального оборудования (см. рис.). Главная задача материнской платы – соединить все эти компоненты и заставить их работать как единое целое.

    Подробнее о материнской плате читайте здесь.

    Процессор

    Процессор (центральный процессор, CPU) – главная микросхема компьютера. Он исполняет все команды пользователя и “руководит” остальным “железом”. От него напрямую зависит быстродействие компьютера и его возможности.

    Внешне процессор представляет собой небольшую плату с множеством контактов с одной стороны и плоской металлической коробочкой с другой (см. рис.). Внутри он имеет очень сложную микроструктуру, включающую миллионы транзисторов. Подробнее о процессоре можно узнать здесь.

    На материнской плате процессор крепится в специальном разъёме, называемом разъёмом центрального процессора или сокетом (socket). Есть много видов сокетов, в каждый из которых можно установить только процессоры определенного типа (с таким-же разъёмом). Например, на материнскую плату с Socket LGA1151 можно установить только процессоры Intel Celeron, Pentium, Core i3, Core i5 и Core i7 с разъёмом LGA1151. Для процессоров AMD (Athlon, Phenom, Ryzen и др.) понадобятся материнские платы с другими подходящими разъемами.

    Сверху установленного на материнской плате процессора крепится охлаждение. Чаще всего, оно представляет собой радиатор с вентилятором (кулером) для рассеивания тепла (см.рис.). Это тоже важная часть компьютера, поскольку без охлаждения процессор будет перегреваться и при достижении им критической температуры (у каждой модели процессора она своя) компьютер выключится. Запустить его снова будет невозможно до тех пор, пока процессор не остынет.

    Между кулером и процессором обязательно прокладывается слой термопасты. Подробнее об этом здесь.

    Постоянное запоминающее устройство

    Постоянное запоминающее устройство предназначено для хранения информации. Главными его характеристиками являются объем хранимых данных и скорость чтения/записи. Чем больше объем запоминающего устройства, тем больше на нем можно хранить разного рода файлов. Ну а от скорости чтения/записи зависит то, насколько быстро система сможет получать к ним доступ.

    Постоянные запоминающие устройства бывают двух основных типов – SSD (англ. solid-state drive) и HDD (англ. hard disk drive, он же “жесткий диск”, в простонародье – “винчестер”).

    Главным преимуществом SSD-устройств является высокая скорость чтения/записи, что позитивно сказывается на “отзывчивости” компьютера (быстрее запускаются программы, открываются файлы и т.д.). Жесткие диски отличаются более высокой долговечностью и лучшим соотношением показателей “объем хранимых данных / стоимость устройства”.

    Чтобы пользоваться всеми преимуществами, в компьютеры часто устанавливают два запоминающих устройства. Одно из них – SSD, которое служит для хранения системных файлов и программ, второе – HDD для хранения остальной информации (видео, фото и т.п.). Внутренних запоминающих устройств в системном блоке может быть больше двух. Но для работы компьютера достаточно и одного такого устройства (любого типа).

    К материнской плате SSD и HDD обычно подключаются через интерфейс (разъем) SATA. Существуют более быстрые варианты SSD, предназначенные для подключения к разъемам M.2 или PCI-E материнской платы (см. рис.)

    Подробнее о постоянных запоминающих устройствах можно узнать здесь.

    Оперативная память

    В состав компьютера обязательно входит оперативная память (оперативное запоминающее устройство, сокращенно – ОЗУ). Это очень быстрый буфер памяти, используемый процессором. В упрощенной схеме его предназначение можно объяснить следующим образом.

    Процессор работает по конвейерной схеме. Для обработки данных он делит их на блоки. Временно эти блоки нужно где-то хранить, но так, чтобы получать к ним моментальный доступ. Использовать с этой целью постоянные запоминающие устройства нельзя, поскольку скорость доступа к находящейся на них информации слишком низкая. Для этого и предназначена оперативная память, скорость которой выше в разы.

    Важно, чтобы у компьютера был достаточный объем ОЗУ. Если при выполнении каких-то расчетов свободная оперативная память заканчивается, процессор для ее расширения начинает использовать постоянное запоминающее устройство. Скорость работы компьютера в такие моменты сильно снижается.

    Оперативная память компьютера состоит из одного или нескольких модулей ОЗУ – микросхем памяти (см. рис.), которые устанавливаются в специальные разъемы материнской платы. Эти микросхемы энергозависимы. То есть, все находящиеся в них данные “исчезают” при отключении питания (если вынуть модуль из разъема материнской платы или выключить компьютер).

    Модули ОЗУ бывают нескольких типов. Самым современным и быстрым типом ОЗУ сейчас является DDR4, хотя более старые и медленные DDR3 и DDR2 по-прежнему в ходу и являются достаточно распространенными. Разъемы разных типов ОЗУ отличаются. На материнскую плату, рассчитанную на установку DDR3, невозможно установить модули DDR4 или DDR2. Даже физически они туда не войдут.

    Подробнее об оперативной памяти можно узнать здесь.

    Видеокарта

    Видеокарта (видеоадаптер, графический адаптер, графический процессор, GPU) – часть компьютера, отвечающая за обработку видеоинформации и ее вывод на монитор (см. рис.). Современные видеокарты подсоединяются к разъему PCI-Express x16. Некоторые материнские платы имеют несколько разъёмов PCI-Express x16. Это позволяет одновременно использовать в системном блоке две или больше видеокарт, что делает графическую подсистему компьютера более быстрой.

    Во многих случаях компьютер может успешно работать и без отдельной видеокарты, поскольку многие современные процессоры оснащены интегрированными (встроенными) графическими чипами. Такой чип заменяет видеокарту. Он может быть интегрирован также и в материнскую плату (в очень старых компьютерах). Возможностей встроенных чипов вполне достаточно для офисной работы, т.е. обработки текста, чтения страниц Интернета, просмотра видео, фотографий и даже игры в несложные игры (типа пасьянс “Косынка” или “Солитер”). Если же компьютер предназначен не только для офисных задач, но и для серьезной работы с графикой или игры в 3D-игры, без отдельной (дискретной) видеокарты не обойтись.

    В игровом компьютере отсутствие отдельной видеокарты не может компенсироваться наличием быстрого процессора. Процессор среднего уровня в паре с хорошей видеокартой в играх оставит далеко позади самый быстрый процессор с интегрированным видеоадаптером. Необходимо также учитывать, что слишком слабый процессор не даст возможности видеокарте раскрыть весь свой игровой потенциал. Здесь важно найти баланс.

    Подробнее о видеокарте можно узнать здесь.

    Блок питания

    Для питания компьютера необходим блок питания. От его надежности зависит стабильность работы компьютера. Устанавливается блок питания в специальный отсек системного блока и подключается к материнской плате, видеокарте и некоторым другим внутренним устройствам посредством кабелей.

    При выборе блока питания необходимо учитывать его суммарную мощность, силу тока на линии 12В (эти показатели должны удовлетворять требования видеокарты, процессора и других “потребителей электричества”), а также наличие выводов с необходимыми разъемами и другие характеристики.

    Подробнее о выборе блока питания и его характеристиках можно узнать здесь.

    Другие важные устройства

    В системном блоке любого современного компьютера также есть:

    Сетевая карта.

    Как правило, она уже встроена в материнскую плату компьютера и приобретать ее не нужно. Но если, например, встроенная карта вышла из строя или ее возможностей недостаточно, можно купить отдельную сетевую карту. Как правило, устанавливается она в разъем PCI-E материнской платы.

    Звуковая карта.

    Здесь аналогичная ситуация. Все современные материнские платы оснащаются встроенной звуковой картой, которая выдает вполне качественный звук. Но если качество звучания “встройки” не устраивает, или же она вышла из строя, всегда можно приобрести отдельную звуковую карту и установить ее в PCI-E материнской платы.

    Для полноценной работы важно не только собрать компьютер в единое целое. Чтобы “оживить” все это “железо” обязательно нужна операционная система и другое программное обеспечение, которое устанавливается на постоянное запоминающее устройство.

    Подробнее об операционной системе можно узнать здесь.

    Выше перечислены только важные устройства, которые должны быть в компьютере. Однако, в системный блок можно установить еще много другого оборудования: дисководы оптических дисков, Wi-Fi-адаптеры, Bluetooth-адаптеры, модемы, карты захвата видео, ТВ-тюнеры, карт-ридеры и т.д.

    Если компьютер перегревается, в системный блок можно поставить дополнительные кулеры (вентиляторы). Если они создают много шума, можно установить реобас для ручной регулировки скорости их вращения. Для охлаждения процессоров и видеокарт существуют также высокоэффективные и тихие системы водяного охлаждения.

    Если важен внешний вид, можно купить прозрачный корпус системного блока и установить внутрь цветную подсветку.

    В общем, как и в случае с автомобилем, компьютер можно “тюнинговать” до бесконечности.

  • Ссылка на основную публикацию