Цифровые технологии в образовании – особенности развития и применения

Цифровые технологии в образовательном процессе
учебно-методический материал

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – это необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, “привязанных” к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.

Внедрение новых информационных технологий, ЦОР, в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным. Использование ЦОР на уроках географии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, ребусов, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее.

Скачать:

ВложениеРазмер
tsifrovye_tehnologii_v_obrazovatelnom_protsesse.docx981.81 КБ

Предварительный просмотр:

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Быстро изменяющийся мир вокруг нас обязывает школу так же стремительно меняться. Сегодня в мире происходит рывок в цифровую эпоху.

Посудите сами: планшеты, мобильные телефоны, смарт-часы, очки виртуальной реальности прочно вошли в повседневную жизнь сегодняшних учеников. Наша цифровая жизнь стремительно развивается. И на уроках показ презентаций, видеороликов, аудио приложений — это уже не новинка. Цифровые технологии-основа образования 21 века.

Каждый современный учитель понимает, что учить надо по-новому, используя инновационные компьютерные технологии в образовательном процессе.

Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) – это необходимые для организации учебного процесса и представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, модели, ролевые игры, картографические материалы, отобранные в соответствии с содержанием конкретного учебника, “привязанных” к поурочному планированию и снабженные необходимыми методическими рекомендациями.

Внедрение новых информационных технологий, ЦОР, в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.

Использование ЦОР на уроках географии позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, ребусов, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее.

Применение ИКТ на уроках позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Причем материал могут находить и сами учащиеся в Интернете и на дисках (Например, очень богатый материал содержится на диске «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» ). Таким образом, формируется информативная компетенция обучающихся. Использование интерактивных тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания, свои возможности.

Использование мультипликации и анимации разнообразят уроки, активизируют учащихся.

Интересно звучит на уроке лекция с использованием мультимедиа проектора, когда лекция сопровождается демонстрацией учащимся красочных схем.

Важно продумать, где и как целесообразно использовать информационные технологии на уроке.

Использование электронных образовательных ресурсов в процессе обучения предоставляет большие возможности и перспективы для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся.

Электронные образовательные ресурсы предлагают преподавателю множество обучающих программ учебного назначения .

Уроки географии–это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием видео-сопровождений. Всем этим может обеспечить компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями.

Мне бы хотелось остановиться на тех ресурсах, которые чаще всего используются на уроке.

Чаще всего я использую презентации . Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальной.

Анимации и иллюстрации , например, использую при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления природы. Также эти ресурсы можно использовать для организации работы (составить рассказ на основе картинки).

На уроках обобщения и повторения целесообразно использовать интерактивные таблицы , схемы; они помогают систематизировать изученный материал. Впрочем, можно их использовать и при объяснении нового материала. С помощью таблиц дети учатся анализировать явления, делать выводы и обобщения, схематично представлять материал. Одну и ту же таблицу можно использовать в течение всего периода изучения какой-либо темы, так как таблицы бывают многоуровневые, содержащие полную информацию по какому-либо разделу.

Основные направления использования электронных образовательных ресурсов на уроках:

– Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)

– Интерактивный демонстрационный материал (опорные схемы, таблицы, понятия)

– Контроль над умениями, навыками учащихся

– Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся.

Выбор цифровых средств обучения на уроке осуществляется в зависимости от цели учебного занятия, типа урока:

Этап урока. Назначение в образовательной практике

Текстовые материалы в цифровом формате

Для поддержки этапов презентации, закрепления и контроля.

Иллюстрации и видеофильмы

На этапе презентации нового материала. Каждый объект включает текст-комментарий, который организует работу.

При организации индивидуальной самостоятельной работы учащихся. Основная функция таких заданий – тренировочная на этапе закрепления и контролирующая на этапе контроля.

Цифровые образовательные ресурсы (электронные учебные пособия, репетиторы, тренажеры, интерактивные коллекции, словари, справочники) помогают учителю провести интересный урок, а учащимся успешно усвоить материал.

ЦОР может использоваться на всех этапах обучения:

– при объяснении нового материала;

– при контроле знаний, умений и навыков.

Применение ЦОР на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они:

– позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке;

– способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся;

– позволяют индивидуализировать процесс обучения;

– повышают интерес к урокам;

– активизируют познавательную деятельность учащихся;

– развивают творческий потенциал учащихся;

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет: «Совместная работа школы №538 и ЦИК по использованию современных цифровых ресурсов в образовательном процессе»

Процесс обучения в средней общеобразовательной школе представлен многообразием форм организации учебных занятий. В связи с этим возникает проблема рационального использования цифровых обра.

Опыт использования новых образовательных технологий в образовательном процессе. ИКТ технологии на уроках английского языка.

Уроки с использованием ИКТ технологии делают обучение более эффективным, а также способствуют творческому развитию учащихся. В статье описывается опыт использования ИКТ технологии на уроках англ.

статья на тему «Инновационные технологии в образовательном процессе. Концентрированное обучение в процессе преподавания татарского языка»

Материалы данной статьи могут быть использованы не только учителями татарского языка и литературы, так как в статье дано определение понятия «педагогическая технология», раскрыты причины их появ.

Новые цифровые технологии, новые образовательные результаты

Материал конференции “Инновации для образования”.

Использование цифровых технологий в учебном процессе

Современному учителю приходится не только обучать детей, но и постоянно учиться самому, ведь скорость появления новых цифровых технологий огромна. А умение пользоваться техническим.

Оценка интеграции цифровых технологий в рабочие процессы общеобразовательных организаций методом кластеризации: как выявить передовые школы?

Приведены результаты оценки интеграции цифровых технологий в рабочие процессы общеобразовательных организаций методом кластеризации.

Использование цифровых технологий в образовательном процессе

Одним из приоритетных направлений развития современной системы образования является внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Становится реальной практикой использование цифровых .

Школа и цифровые технологии: памятка современному педагогу

Статья создана по материалам онлайн-конференции «Цифра: инвестиции в педагога», проходившей 5 апреля 2018 г. в Сколково.

О цифровой школе
  • Нет, это не школа, нашпигованная проекторами и интерактивными досками. Это пространство, в котором возможно создание каждым учащимся своей личной школы при помощи цифровых технологий. Цифровые компетенции не могут быть целью образования, а могут быть только средством. Они позволяют нам выйти на новые актуальные задачи. Цифровая школа дает каждому безграничные возможности: ребенок сам может выбирать для себя источники знаний.
  • Затем необходима удобная навигация по информационному пространству: иначе как разобраться в безумном потоке знаний.
  • Следующий компонент — цифровая среда, которая опирается на онлайн-взаимодействие везде, где это эффективно.
  • Ну и, наконец, за всем этим следует максимальное упрощение формальных задач, которые сейчас так мешают учителю. Для этого тоже разумно использовать цифровые технологии.

Михаил Кушнир, «Лига образования»

Об электронном учебнике

Не стоит путать электронный учебник с электронной версией бумажного учебника. Это совершенно другой, принципиально новый продукт, созданный на стыке содержания и технологий. На содержание учебника влияют все заявленные актуальные компетенции, подходы к проведению контроля и оценивания.

Три столпа, на которых держится электронный учебник:

  • теория
  • практика
  • методика

Учителю сложно выстраивать программу самостоятельно. Гораздо удобнее, если все приемы, теория, практика и методика собраны в единый удобный продукт, в готовые дидактические единицы.

В электронном учебнике теория поддерживается наглядными материалами и хрестоматиями, практика — рабочими тетрадями и задачниками, методика — методическими пособиями и рабочей программой. Практика преобразуется в учебные игры, на стыке практики и методики действуют интерактивные практические работы, тренажеры (у платформы LECTA это интерактивные контрольные работы), на стыке методики и теории рождается новая форма работы в классе. Применяется весь спектр приемов, чтобы использовать новую технику в классах.

Андрей Ковалев, Российский учебник

Об электронном дневнике, журнале и бюрократических задачах

«Цифровой контент разумно использовать только там, где он оправдан. Если какой-нибудь инструмент не полезен школе — он просто не должен использоваться. Современная технология не имеет права быть избыточной: не нужно трех разных систем, нужна одна, удобная и полезная. В этом смысле дублирование одних и тех же форм отчетности на «цифре» и на бумаге — совершенно бесполезное занятие. К сожалению, сейчас сочетание электронной и бумажной формы отчетности ведется довольно безалаберно».

Основные задачи, которые мы ставим перед собой как создатели электронного ресурса для школы — сократить временные и денежные затраты, создать защищенную оперативную систему коммуникации. Экономический эффект от отмены бумажной отчетности, по нашим расчетам, должен составить более 120 млрд в год, не говоря о том, что у учителя наконец-то появится свободное время. Бумагу нужно заменить на цифровую технологию везде, где это возможно.

Андрей Першин, «Дневник.ру»

О значении уровня технического оснащения школ

Не во всем мире школы хорошо оснащены. В Ирландии, например, на один школьный компьютер приходится по 20 учащихся, это явное отставание в плане технического оснащения. Россия в данном вопросе занимает средние позиции, и для масштабов нашей страны это вполне достойные показатели.

Валерий Никитин, «Я-класс»

Мы всегда идем от пользователя — учителя, ученика. Да, не во всех школах страны сейчас есть возможность каждому ученику выходить в электронный учебник через собственный планшет. Но пользоваться всеми благами нового цифрового продукта хочется уже сейчас, поэтому, даже если не у каждого вашего ученика есть подходящий планшет, вы можете провести урок ярко и интересно.

Наша редакция заботится о том, чтобы педагог мог на каждом уроке пользоваться удобным раздаточным материалом, распечатывать важнейшие слайды для учеников.

Андрей Ковалев, Российский учебник

Педагоги и директора школ часто обращаются к нам с подобными жалобами: нет возможности купить компьютеры на весь класс, не на всех хватает планшетов, в школе нет Интернет-сети. Но даже при всех этих трудностях мы готовы помочь вам советом, чтобы вы выбрали удобную, подходящую для вас цифровую платформу.

Ольга Ильченко, ФИРО, проект «Реформатика»

О едином образовательном пространстве и конкуренции

Единство — не то же самое, что единственность. Учить всех по единственному учебнику или программному продукту не просто необязательно: этого делать нельзя. Ведь единство возможно только при многообразии, и только тогда, когда у всех элементов системы выработаны единые ключевые принципы и миссия. Технологии в образовании могут и должны конкурировать между собой. Никакая цензура не поможет, нужен свободный выбор, а для выбора — рекомендации.

Михаил Кушнир, «Лига образования»

О комфортном внедрении цифровых технологий

Сервисы электронного учебника формируют свойства для новой цифровой образовательной среды. Они интерактивны и адаптивны: учитель может быстро, оперативно собрать данные, мнения, провести игру, показать видеоматериалы. С электронным учебником удобнее обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику — кому дать послушать аудио, кому показать картинку, а кому-то текст.

Ребенок имеет возможность выбирать темп обучения, а также тип деятельности. Таким образом формируются разные пути к одной цели.

Учителю электронный дневник позволяет легче выполнять формальные задачи: каждый сервис мгновенно отдает информацию в дневник, помогает вести контроль. Ускоряет подготовку к проведению урока, сдавать администрации тематическое планирование.

Для каждого урока уже прописаны виды деятельности, цели, задачи, к каждому моменту даны урока методические комментарии. Есть и пространство для творчества: уроки можно менять местами, дополнять контент, добавлять свои картинки, видео и другие материалы.

Андрей Ковалев, Российский учебник

Цель проекта ФИРО «Реформатика» — агрегирование различных сценариев по внедрению цифровой технологии в учебный и административный процесс и тиражирование этих сценариев другим участникам.

Участвовать в проекте могут все, совершенно бесплатно и без особых усилий: задавать вопросы, рассказывать о своем удачном или неудачном опыте внедрения цифровых технологий. Это площадка, где происходит активный обмен мнениями, педагоги помогают друг другу в решении различных задач по цифровизации образовательного процесса.

Мы обсуждаем инструменты для разработки ЭОР и приложений, инструменты для проведения вебинаров и конференций, вместе рассматриваем способы систематизации и хранения информации в вашей школе —в зависимости от того, какой у вас класс, каков уровень учащихся, есть ли в школе интернет и т.д.

Интеграция в цифровое общество дает возможность учителю стимул для саморазвития, участия в конкурсах. Для начала можно просто смотреть на сайте проекта открытые курсы, вебинары, осмыслять личный опыт других педагогов.

Ольга Ильченко, ФИРО, проект «Реформатика»

«По моему мнению, именно разработчики программных продуктов должны позаботиться о том, чтобы их продукт был внесен в реестр, проверен, и школам можно было бы им спокойно пользоваться. А педагогам, директорам школ я хочу дать совет. Выбирая платформу, сразу продумывайте механизмы интеграции, сопоставляйте каждую платформу с программой развития вашей образовательной организации, а может быть, даже вашего региона. Тогда процесс цифровизации пройдет более успешно и безболезненно».

Статья «Цифровые технологии в образовании»

Цифровые технологии в образовании.

1.Ни для кого не секрет, что использование цифровых технологий считается основным требованием во многих профессиональных областях. Это, конечно, касается и образования. Теперь с помощью цифровых технологий преподаватели могут эффективнее преподносить материал, поэтому возможности обучения значительно расширяются.

Сегодня преподаватели могут общаться с коллегами со всего мира, из других институтов и школ. Они давно вышли из офлайн пространства конференций и собраний и с удовольствием участвуют в вебинарах, видео конференциях, онлайн чатах.

Цифровые технологии в образовании – это способ организации современной образовательной среды, основанный на цифровых технологиях.

Цифровые технологии развиваются с огромной скоростью. Многие сферы деятельности переходят на цифровые системы: больницы, заведения общественного питания, обучающие учреждения. Эксперты все чаще говорят о переходе школьной программы на электронный формат. Когда эта задумка воплотиться в жизнь, изменится не только система образование, но и ее смысл и предназначение.

Современная формулировка школьного обучения в корне отличается от старой. Цифровизация образования — именно так называется процесс перехода на электронную систему.

2. Цифровизация образования: особенности и свойства

Пока что, подробно говорить о будущих изменениях сложно, но уже сейчас можно сказать, что поменяется.

Учебные материалы, планы, занятия, журналы и дневники — все это перейдет на онлайн-версии . Ученик сможет проводить уроки, не выходя из дома, по Интернету. Создадутся электронные ресурсы, на которых обучающийся найдет подробную информацию для занятий.

Школы будут оснащаться современными технологиями : компьютеры, планшетные панели. В каждом заведении проведут Интернет для доступа к информационному контенту.

Учителям придется обучаться новой системе образования. Эта профессия полностью изменится. Цифровизация подразумевает самостоятельное изучение материала. Педагог выступает в роли помощника, куратора, к которому придется обращаться лишь при необходимости.

Приучение к самостоятельности . Так как будущая система подразумевает самостоятельную работу, ребенок с детства поймет, что он сам должен стремится к знаниям. Такое воспитание в дальнейшем сделает характер человека более твердым. Без излишней заботы педагогов ученик добьется более высоких результатов.

Отсутствие бумажной волокиты . Школьникам приходится носить сразу несколько учебников и тетрадок, которые занимают значительное место и много весят в сумке. Нагрузка может быть такой сильной, что у ребенка будет болеть тело. Цифровое образование избавляет человека от горы бумаг и книг. В компьютере вместятся все учебники и пособия, а планшет заменит рабочие тетради.

Экономия . Так как Цифровизация избавляет от бумажных версий, родителям не придется тратить деньги на тетради, учебники, ручки и прочую канцелярию. Тем более, школьные принадлежности очень дорогие. Электронные версии необходимо будет заменять на новые только в случае поломки старой техники.

Упрощение работы педагогов . Профессия учителя считается одной из самых сложных. На воспитание юных умов тратится много энергии и нервов. В цифровой системе работа учителя подразумевает лишь помощь. Педагог задает направление, по которому развиваются ученики. Школьники обращаются к нему лишь в спорных ситуациях.

Шаг в будущее . Переход к цифровому образованию — это значимый этап к созданию Интернет-технологий. Сейчас наука развивается с большой скоростью, каждый день появляются новые структуры. Цифровизация обучения поможет школьникам лучше ориентироваться в информационном мире в будущем.

Риск отрицательного результата . Эти изменения будут кардинальными. Нет возможности точно сказать: будет ли такое новшество положительным. Данная система применится впервые, поэтому сравнить с чем-то подобным не получится.

Отсутствие творчества . Ученые доказали, что цветовое оформление помогает человеку лучше запомнить информацию. Даже взрослым людям рекомендуется создавать свои записи с небольшими корректировками. Это также способствует развитию творческих способностей. Однако информационные технологии исключают возможность проявить себя. Электронные версии носят «сухой» характер. Ребенок быстро привыкнет к скучному повествованию. Детское творчество заметно пострадает.

Снижение умственной активности . Это явление можно наблюдать уже сейчас. Человеку нет нужды размышлять о чем-то, он перестал самостоятельно добывать информацию. Достаточно иметь доступ в Интернет, чтобы узнать необходимые сведения. Это приводит к ослаблению мыслительных способностей.

Плохая социализация . Когда ученик впервые приходит в школу, есть лишь малая вероятность, что там он встретит знакомого. Ребенок тут же попадает в другой социум, где никого не знает. В учреждении он получает не только знания, но и обретает друзей, учится взаимодействовать с обществом. Информационная система значительно снижает уровень социализации человека. Это повлияет на дальнейшее развитие личности.

Проблемы с физическим развитием . Зрение и мелкая моторика изменятся в первую очередь. Длительное пребывание за экранами приводит к глазной усталости. Со временем, появятся: сухость; покраснение; раздражение; ухудшение зрения. В следующих поколениях уже вряд ли найдется человек с хорошим зрением. Однако, возможно, в будущем технологии станут более безопасными для детского развития. Работа с клавиатурой и планшетом приведет к изменению физиологии пальцев. Могут поменяться строение костей, суставов и мышц.

Абсолютный контроль . Это относится к школьникам, педагогам и родителям. На каждого человека заводится личное дело, собирается подробная информация о семье. Это приведет к тотальному контролю общества. Если рассуждать на более низком уровне: ребенок не сможет ничего скрыть от взрослых. Раньше можно было спрятать дневник, исправить оценку, умолчать о замечании. В будущем такой возможности не будет, что плохо для детей. Это заметно ударит по самостоятельности. Когда ребенок сталкивается с проблемами, он пытается их решить сам, хоть и не правильными способами.

Функция педагогов . После цифровизации понятие учителя будет полностью изменено. Профессионалов заменят роботы и виртуальные системы. Люди лишатся работы.

На своих уроках по географии я применяю следующие цифровые технологии и ресурсы:

ЕКЦОР-Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

ФЦИОР – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.

https :// Learningapps . org – сервис для создания интерактивных заданий.

www . raptivity . com –программа для создания интерактивных упражнений

https :// storymap . knightlab . com –программа для создания виртуальных экскурсий. и.т.д.

Нужны ли информационные изменения

Оценить все плюсы и минусы такой системы, ее последствия будет возможно спустя десятилетия. Когда придет время, поменяется вся структура образования. Хорошо это или плохо — решится спустя время.

Как цифровое обучение изменит школы и образование в целом

Сегодня поговорим о цифровом образовании будущего. Каким оно будет уже совсем скоро, чего боятся родители и учителя, какие меры по цифровизации образования государство принимает уже сейчас и что школьников России ждет в ближайшие 10 лет.

Что такое цифровое обучение

Под цифровым обучением обычно понимается целая когорта явлений. Иногда, говоря о цифровизации образования, подразумевается переход учеников на дистанционное обучение с использованием современных средств связи типа Zoom или Discord. А иногда речь идет об использовании IT-технологий в качестве дополнения к уже существующим образовательным практикам. Туда же относится и подготовка будущих специалистов, которые смогут обрести необходимые навыки, чтобы соответствовать реалиям цифровой экономики и помочь сократить дефицит кадров в сфере информационных технологий.

В общем, это комплексная система модернизации процесса обучения, так или иначе затрагивающая все ключевые аспекты образовательного процесса.

Обновленный формат школ

Формат школ постепенно меняется, организуется так называемая цифровая среда. Даже в России задействуются облачные системы (электронные дневники), электронные доски с интерактивным контентом, компьютеры и планшеты. В школах появляется доступ к высокоскоростному интернету. Все чаще план урока включает в себя интерактив на базе информационных технологий и прочие прелести цифровой эпохи.

Цифровое образование не ограничивает школы классическими методами и средствами обучения. Сам процесс обучения становится гораздо шире, вовлекает учеников эффективнее, чем когда-либо и предлагает все необходимое для благополучного усвоения знаний.

Учебники будущего

Знания постепенно кочуют в интернет. И студенты вузов, и школьники задействуют в процессе обучения интернет-ресурсы, черпая оттуда необходимую информацию. Стандартные школьные пособия еще в ходу, но постепенно отходят на второй план, так как ученики сами предпочитают электронные варианты учебников и методичек.

Поэтому в школах будущего важную роль играют цифровые библиотеки. Такие уже много лет существуют на базах высших учебных заведений. А с 2015 года по закону все школьные учебники должны иметь электронную копию. Но что еще важнее, цифровые технологии позволяют сделать образовательный контент интерактивным, внедряя в обычные школьные уроки AR- и VR-технологии.

Преподаватели как медиаторы

В новой образовательной парадигме сменится роль преподавателя. Он перестанет быть фигурой, непосредственно ретранслирующей знания и с которой нужно досконально «копировать» каждое действие.

В школах будущего уклон будет сделан на самостоятельность обучающихся. Поэтому преподаватель должен не столько «обучать», сколько «направлять», подсказывая, как сделать что-то собственными силами, не давая при этом четких указаний.

Сейчас знаний хватает в интернете, и учитель не является эксклюзивным источником информации. Но при этом он все еще необходим, чтобы сориентировать учеников и не дать им потеряться в огромном количестве доступной информации.

Цифровой аттестат

Правовая база в разных странах мира также постепенно адаптируется под новые реалии. В частности, в РФ планируется до конца 2025 года создать более 3500 онлайн-курсов. Впоследствии обучение на этих курсах будет сопровождаться выдачей соответствующих документов.

Уже сейчас можно получить диплом государственного образца, пройдя обучение на платформе Skillbox, то есть это неиллюзорная возможность получить полноценное высшее образование в сети. Со временем эта тенденция будет только ускоряться в своем развитии и проникновении в различные сферы жизни.

Цель цифрового обучения

Цифровизация образования – это не альтруистическое движение по развитию общества и стремление к киберпанк-будущему. У государства свои выгоды – ему не хватает специалистов, работающих в IT-сфере. Нужны люди, которые могут сделать вклад в цифровую экономику. А таких регулярно не хватает.

Если верить аналитикам при правительстве РФ, то более 60% компаний в России не могут «оцифровать» свой бизнес, потому что им попросту не хватает кадров. И это не самое страшное, ведь по словам Олега Подольского, директора Университета 20.35, в IT трудится лишь 2% всего рабочего населения РФ. Этот показатель скромнее, чем в Румынии и Сербии.

Правительство наконец сообразило, что нужно что-то срочно менять и поэтому активнее продвигает госпрограммы, направленные на цифровизацию образования. Иначе бизнес так и не сможет на равных конкурировать с представителями стран Европы и США.

Какие элементы технологий и какую роль играют в образовании

Финский журнал Phenomenal Education поддерживает точку зрения, что всеобщая цифровизация должна непосредственно коснуться образовательного процесса. Более того, в этом журнале был опубликован материал, описывающий значимость различных видов контента в образовательном процессе 21 века.

Медиа

Медиаконтент в сети, а также интерактивные цифровые учебники постепенно заменяют классические источники знаний.

Сейчас проще усвоить что-то, взглянув на красочный ролик, пройдя тест на компьютере или ознакомившись с объектам изучения в виртуальной реальности. Именно контент в разных его формациях станет основой для обучения.

Главное, чтобы преподаватель был достаточно компетентен в использовании современных технологий для построения эффективного учебного процесса в эпоху цифровизации образования.

Коммуникационные ресурсы

Возможность коммуницировать по сети в образовательном процессе становится краеугольным камнем в цифровизации всего образования. Все онлайн-курсы построены на общении по сети, и в школах будущего такой метод взаимодействия определенно будет необходим.

Сейчас дистанционное обучение практикуется чаще ввиду пандемии. Многие занятия проводятся онлайн: через Zoom, Teams и другие сервисы, где можно создавать «комнаты» для общения большого числа учащихся.

Важную роль играют сервисы в духе Discord, на которых происходит общение между студентами, а также хранятся ссылки на важные учебные материалы.

Информационные ресурсы

Это к вопросу о хранении данных. Интернет – это бесконечное пространство для добычи знаний, но эта бесконечность может стать проблемой. Важно, чтобы в мире существовали доверенные образовательные ресурсы, доступные студентам по всему миру.

Да, есть Википедия, на которой хранится большой стек знаний со ссылками на источники, которые несложно проверить. Кроме нее, есть специализированные онлайн-библиотеки и вебинары от специалистов в разных областях науки.

Но хватает и низкосортных ресурсов с некорректными данными. Поэтому нужны верифицированные сайты, проверенные профессионалами.

Программы для создания контента

Стандартные средства будут отходить на второй план. Дети будут набирать тексты на компьютерах. Этот навык им будет нужнее, чем навык письма от руки. Рисовать будут на Айпэдах, используя различные программы и стилусы, а музыку сочинять в Logic Pro и его аналогах. На практике же творчество целиком и полностью оцифровано не будет. Люди не откажутся от масляных красок и акустических гитар, но решать примеры, писать сочинения и делать чертежи с большей долей вероятности будут в основном на компьютерах.

Программы для создания новых сценариев мышления

IT-технологии позволяют не только быстро находить нужную информацию, но и использовать ее по-новому: организовывать в различных форматах, интерпретировать, визуализировать, делать доступнее для восприятия и популярнее.

Компьютер может выступать в роли бесконечного полотна для категоризации полученных из сети данных и их демонстрации в максимально удобном для восприятия виде. Это как дополнительный мозг с продвинутым набором инструментов для работы с информацией.

Доверив хранение и распределение данных компьютеру, ученики смогут посвятить себя более значимым видам деятельности.

Платформы для кооперативной работы

Уже существуют онлайн-площадки, форумы, приложения наподобие Discord, позволяющие создавать некие сообщества в сети и имитировать в них «живое» общение, дискуссии и обмен информацией.

Clubhouse – это отличный пример того, как мог бы выглядеть идеальный цифровой учебный класс. В группу по клику присоединяется весь класс, слушает, при необходимости делает запрос и получает право голоса. Никто друг другу не мешает.

Подобные сервисы станут ключевым ПО для организации цифрового обучения.

Плюсы цифрового образования

Студенты начнут больше работать самостоятельно. Им больше не будут разжевывать информацию в школе. Они будут сами ее искать, учиться применять и распространять.

Больше не придется тратить бумагу, таскать учебники, заводить тетради. Во-первых, все это носить нецелесообразно и неудобно. Во-вторых, планета скажет спасибо.

Родителям не придется сдавать деньги на шторы, новые парты, бассейн (то есть на машину директору). Даже за учебники вряд ли придется платить, если только государство и школы не захотят продавать электронные учебные материалы по подписке через App Store или Госуслуги.

Учебная программа будет развиваться стремительнее. Больше не будет ограничений в виде изданных книг и пособий. Самая актуальная информация будет всегда под рукой, а IT-технологии будущего помогут создавать уроки все более разнообразными и захватывающими.

Зумеры и их дети погружены в мир технологий, и новые преподаватели будут подкованы в той сфере, где учащиеся уже чуть ли не с рождения спецы.

Мир лишится технологий только в случае ядерной войны или падения метеорита. Если эти события нас не настигнут, то стоит с ними быть «на ты». Даже если не особо и хочется.

Минусы цифрового образования

Некоторые преподаватели считают, что технологии будут отвлекать детей от обучения. Исследования подтверждают, что даже взрослых уведомление в смартфоне может сбить с толку. На учителей кладется обязательство сделать уроки интереснее ленты в Тик Токе. И это будет трудно.

Технологии могут негативно повлиять на коммуникационные навыки детей. Были проведены различные эксперименты, доказывающие, что смартфоны и другие гаджеты мешают «живому» общению. Но это не повод отказываться от цифровизации. Это повод внедрить другие виды активности, где требуется общение с глазу на глаз в реальности.

Онлайн-уроки легче прогуливать. Достаточно отключить веб-камеру в большой «аудитории» и лечь спать. Но разве это проблема? Не хочет ребенок учиться, пусть не учится. Привить ему дисциплину смогут только родители.

Умственное и физическое развитие замедлятся. Меньше активности как для мозга (чаще можно обратиться за информацией в сети), так и для тела (меньше прогулок и занятий физкультурой в школе) может негативно сказаться на людях будущего.

Мифы о цифровом обучении (в РФ и не только)

Такая благодатная тема, как цифровизация образования, не могла не обрасти десятками мифов от озабоченных родителей и чересчур активных граждан. Причем мифы тут на уровне самых безумных антипривочников.

Существует документ, утверждающий, что дистанционный формат обучения станет основным

Такого нет. Минпросвещения это подтверждает. Никто в одночасье не уничтожит все существующие в РФ школы.

Проект «Цифровая образовательная среда» упразднит очное обучение

Этот миф вытекает из первого. Многие люди почему-то решили, что слово «цифровой» и «дистанционный» – синонимы. На деле ЦОС – это государственная программа по оснащению школ современным оборудованием и средствами для эффективного обучения в реалиях современного общества.

Развитие технологий приведет к полному переходу на онлайн-обучение

Все проекты, связанные с дистанционным обучением, нацелены на тех детей, что не могут посещать школу. Остальных не станут насильно переводить в онлайн. Это станет выбором родителей.

Проекты в духе ЦОС нужны, чтобы сократить количество учителей и школ

Никто не исключает школу и действующих преподавателей из образовательной деятельности. Роботов-педагогов у нас пока нет.

Цифровизация сделает детей глупее

Если правильно организовать процесс обучения, то «отупление» никому не грозит. А те индивиды, что учиться не хотят, и без компьютеров справятся с деградацией на всех уровнях.

Цифровизация стоит слишком дорого. Где-то есть подвох

Нет. Просто необходимое оборудование стоит больших денег. Сэкономить тут не получится, ведь в стране больше 40 000 школ, нуждающихся в обновленной технике.

Цифровизация не нужна, потому что раньше нормально учились без гаджетов и интернета

А еще раньше женщин на костре жгли и ездили на гужевых повозках. Никто же не отказывается от авто и не проводит безумные ритуалы?

В интернете хватает онлайн-курсов. Нет надобности в госпрограммах

Нужна централизованная платформа для государственных школ с единой программой, чтобы та могла стать безукоризненной альтернативой для текущей.

Как происходит цифровизация образования в России

Россия предпринимает меры по цифровизации образования. Появляется все больше госпрограмм, грантов и льгот для тех, кто все это дело двигает в массы.

Как я уже отметил выше, страна нуждается в специалистах нового поколения, подкованных в области IT и способных повлиять на развитие различных сфер бизнеса в пределах РФ.

Программа цифровизации образования из отчетов EdCrunch

EdCrunch – это крупная конференция, организованная силами Минобрнауки, Минпросвещения и десятком других организаций. На конференции обсуждаются вопросы цифрового образования. Спикеры рассказывают о том, как можно усовершенствовать процесс обучения с применением современных технологий, сделав его эффективнее.

По данным с EdCrunch 2019, российские специалисты планируют и дальше «уничтожать» преграды в виде возраста, состояния здоровья и местожительства обучающихся. Для этого уже давно в сети размещаются лучшие онлайн-курсы от отечественных преподавателей.

Стандарты «Цифровой школы»

Да, уже есть стандарты школы будущего, и звучат они крайне футуристично. К примеру, у каждого преподавателя должен быть планшетный компьютер на базе отечественной операционной системы. В школах наконец появится система видеонаблюдения, нормально работающий WiFi и телевизоры со Smart TV.

Документ получился весьма подробным. В нем детально описано необходимое программное и аппаратное оснащение, прописаны необходимые стандарты, а также указаны цели внедрения тех или иных технологий и устройств в образовательный процесс. Ознакомьтесь ради интереса!

Проект ВШЭ и ЦСР

Разработка и апробация новых цифровых учебно-методических комплексов, замещающих традиционных учебники. В их проектировании даже искусственный интеллект применяется, чтобы тот подстраивались под нужды конкретного ученика.

Создание систем автоматической объективной оценки знаний.

Создание систем-фильтров для поисковых служб, чтобы обучающиеся могли пользоваться только качественными и безопасными источниками информации в сети.

Включение в образовательную программу обучающих игр и цифровых симуляторов, чтобы сильнее вовлечь учеников в процесс обучения.

Внедрение в образовательную систему программного обеспечения, которое упростит ведение отчетности и сведет к минимум все бюрократические помехи.

Вместо заключения

Избежать цифровизации образования не получится, как и не удалось это провернуть с любой другой сферой деятельности человека. Технологии всех повлекут за собой в будущее, а людям нужно подготовиться к этому и вовремя адаптироваться.

Насколько гладко пройдет процесс и насколько полезен окажется переход в новую эру, зависит от технических средств и компетенции учителей. Нужно проделать большую работу, чтобы уровень образования не пострадал. И эффективные меры в этом направлении уже принимаются.

Мечты о новой школе: какую стратегию цифровой трансформации подготовили для образования

В будущем нас ждут ИИ-помощники учителей, цифровые портфолио школьников и онлайн-курсы вместо учебников.

Управление системой образования в России разделено между двумя министерствами, а значит, и стратегий цифровой трансформации должно быть две. О документе Министерства науки и высшего образования мы уже рассказывали, а теперь заглянем в недавно опубликованный Министерством просвещения паспорт стратегии «Цифровая трансформация образования».

Разработанные образовательными ведомствами документы — две из одиннадцати отраслевых стратегий цифровой трансформации, подготовленных Правительством России по поручению президента.

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.

Зачем оцифровывать школы

В стратегии перечислено несколько проблем, которые можно решить за счёт цифровой трансформации:

  • Некачественный и неверифицированный образовательный контент. Бумажные учебники в школы закупает государство, и в стратегии говорится о том, что это большие затраты. В то же время в официальном федеральном перечне учебников, по мнению разработчиков стратегии, много лишнего: встречаются даже экземпляры с фейковыми информационными блоками, с помощью которых создаётся «идеологический подрыв» (цитата из паспорта стратегии). Что касается цифрового образовательного контента, то он сейчас существует на разрозненных платформах, нет единой точки сборки, где размещались бы все верифицированные властями и соответствующие стандартам учебные материалы.

С учётом таких проблем, говорится в стратегии, крайне сложно продолжать работу школ при форс-мажорах, предлагать учащимся разнообразный верифицированный цифровой контент, обоснованно формировать индивидуальные траектории обучения и цифровые портфолио учеников. Что же предлагает Минпросвещения для решения этих проблем?

Какие сервисы планируется разработать

В структуре стратегии выделяется так называемый большой межведомственный проект «Цифровая трансформация отрасли „Образование (общее)“». Минпросвещения будет управлять им совместно с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. За реализацию отвечает подведомственный Минпросвещения Федеральный институт цифровой трансформации в сфере образования (ФИЦТО). Участвуют министерства культуры и спорта, а также Рособрнадзор. Как иные возможные участники указаны субъекты федерации и ИТ-компании. Об источниках финансирования в стратегии говорится только, что проект планируется реализовать за счёт федерального бюджета, но необходимый для этого объём средств не указан.

В составе проекта — шесть стратегических инициатив по разработке цифровых сервисов с 2021 по 2030 год.

1. К сервису «Библиотека цифрового образовательного контента», где будет содержаться базовый и вариативный верифицированный контент, к 2030 году должны получить доступ все учащиеся и педагоги. Предполагается, что уже к 2024 году треть всех уроков будет проводиться с использованием современных цифровых материалов. Составители стратегии рассчитывают, что сервис позволит одновременно реализовывать образовательные программы углублённого уровня, выстраивать индивидуальные образовательные траектории и повышать профессиональные компетенции педагогов. О судьбе бумажных учебников и тетрадей документ ничего не говорит.

2. «Цифровой помощник ученика», судя по описанию, должен быть рекомендательной системой, которая будет составлять для учащихся персонализированные подборки учебных материалов и планы обучения на основе цифрового профиля. Выгрузку данных для профилей планируется организовать уже в этом году, возможность предоставлять подборки по запросу — к 2024 году. Полноценный «цифровой органайзер» для планирования обучения должен появиться к 2030 году. В стратегии подчёркивается ориентация на саморазвитие и самообразование — например, ученики должны проходить самообследование на выявление интересов и склонностей и вести самодиагностику того, как они осваивают образовательную программу.

3. Сервис «Цифровое портфолио ученика» похож по описанию на анонсированную Рособрнадзором платформу «Мои успехи». С согласия родителей он будет фиксировать образовательную траекторию и все достижения ученика. По данным сервиса можно будет сформировать пакет документов для поступления в вуз или колледж. Согласно стратегии, эти функции будут доступны к 2024 году. А в 2030 году, по плану, школьник сможет управлять образовательной траекторией на основе бесшовного перехода между разными сервисами и с использованием технологий искусственного интеллекта.

4. Сервис «Цифровой помощник родителей» станет каналом взаимодействия школы и родителей, в том числе обеспечит обмен мгновенными сообщениями с учителями. Первым, уже в 2021 году, должен заработать сервис автоматизированной записи в школу. К 2024 году родители смогут записывать детей в школы, сады и на программы дополнительного образования по принципу «4 ОК» (то есть без лишних поисков и кликов). К 2030 году в систему должны добавиться олимпиады, конкурсы, соревнования, государственные экзамены и получение документов об образовании.

5. Задача сервиса «Цифровой помощник учителя» — автоматизировать за счёт систем искусственного интеллекта часть работы педагогов: проверку всех домашних заданий, для которых это возможно (по оценке стратегии, их более 50% — этого показателя планируется достичь к 2030 году) и планирование рабочих программ. Другой частью сервиса должна стать система повышения квалификации педагогов в онлайн-формате. Цифровые курсы должны стать доступны учителям уже в 2021 году, к 2024-му каждому должен предлагаться перечень необходимых именно ему программ, а к 2030-му сервис должен стать проактивным, то есть предугадывать потребности и запросы педагогов.

6. Информационная система управления в образовательной организации подразумевает переход на безбумажные технологии к 2024 году. Предполагается, что 90% документооборота перейдёт в электронный вид. К 2030 году все управленческие решения, сказано в стратегии, должны приниматься на основе анализа «Больших данных» интеллектуальными алгоритмами. Кстати, практически все показатели реализации стратегии планируется оценивать уже не по самоотчётам школ, а по данным из аналитических подсистем в новых сервисах.

Какого результата ждут от всего этого

Главная цель — чтобы школьникам во всех регионах России стал доступен качественный и, что очень важно, верифицированный цифровой образовательный контент, а также сопутствующие сервисы. Ожидается, что все образовательные программы общего образования можно будет реализовывать с применением электронного обучения через единую систему Минпросвещения, интегрированную с региональными ресурсами.

Согласно стратегии, это пойдёт на пользу всем сторонам образовательного процесса:

  • Школьники смогут использовать цифровой контент для персонализированного развития, а в определении собственной траектории им поможет ИИ.
  • У учителей станет в несколько раз меньше рутинной работы за счёт автоматизированной проверки домашних заданий, электронного расписания и документооборота, а возможностей для повышения квалификации — больше.
  • Родители улучшат контакт со школой.
  • Государство получит электронную отчётность и выйдет на новый уровень управления образовательной системой на основе объективных данных и удобных для граждан сервисов.
  • Школы смогут реализовывать индивидуальные траектории развития учащихся, применяя передовые цифровые технологии.

В образовательном сообществе на документ Минпросвещения, как и на аналог от Минобрнауки, отреагировали с недоверием. С одной стороны, сейчас только в 37% российских школ подключён скоростной интернет — значит, остальным школам ещё далеко до автоматизированной системы управления с отгрузкой данных. С другой стороны, в ставке на автоматизацию многие видят угрозу для занятости учителей: а нужен ли будет педагог, когда персонализацию, обратную связь и сбор достижений ученика возьмёт на себя ИИ? Этого опасаются, например, в профсоюзе «Учитель».

Как всё будет на самом деле, покажет время: это не первые и, вероятно, не последние проекты цифровизации образования.

Обложка: Катя Павловская для Skillbox Media

Цифровые технологии в образовании — особенности развития и применения

Развитие информационных возможностей и использование современных гаджетов в разных отраслях науки привели к достижению качественно высокого уровня развития. Процесс обучения с помощью дополнительных гаджетов стал намного интереснее. Сегодня цифровые технологии в образовании используются для подачи материала и формирования в учеников обширных знаний из разных научных тем.

Описание школы

Назвать такой формат обучения пространством, нашпигованным проекторами и мультимедийными досками будет неправильно. Это новая форма для познания, где каждый преподаватель создаёт свой научный мир с помощью дополнительных элементов, помогающих визуализировать задания. В такой школе технологии не являются целью, а только средствами для достижения удачного образовательного процесса.

Информационные технологии и новинки информатики дают возможность выходить на новые уровни познания и предоставлять учащимся знания в объёмном живом виде. Это ключевая возможность цифровизации образования. К другим особенностям можно отнести такие факторы:

  • Безграничные возможности, ведь ребёнок сам выбирает процесс и курс обучения, который будет проходить и настраивается на познание тех материалов, что ему интересны.
  • Удобная навигация по всему процессу обучения. Это гарантирует детальное электронное изучение составляющих курс тем.
  • Педагогическая работа приобретает новые краски и становится более интересной учителю благодаря использованию digital educational technology.
  • Онлайн-взаимодействие осуществляется с помощью цифровой среды. Обучение не прерывается даже на расстоянии, процесс запускается независимо от местонахождения. Это упрощает процесс подачи знаний и даёт возможность для успешного прохождения курса всем желающим.

Благодаря упрощению формальных задач, которые мешают учителю полноценно вести урок и заниматься подачей данных, смысловое наполнение курса повышается в несколько раз и становится более разнообразным. Школьники изучают материал не только из книг, но и с использованием ярких примеров для каждой темы.

Внедрение возможностей цифровой школы в каждую подачу урока помогает улучшить качество подачи материала и повышает общий процент эффективности.

Новые возможности

Для подачи материала программы цифровой школы ориентированы на цифровой учебник. Он отличается от электронного, который является простым перенабором из бумажной книги. Это полностью другой и новый в плане подачи информации продукт, благодаря которому урок качественно отличается от обычного изложения материала. Электронный элемент подобных школ держится на трёх столбах:

  • теория;
  • практика;
  • методика.

Последний фактор включает в себя подходы к проведению контроля и качественного оценивания. Учителю тяжело составлять программу самостоятельно, поэтому он пользуется цифровым учебником, где собранны все необходимые для качественного школьного процесса ведомости. Теоретический материал в таком учебнике поддерживается хрестоматиями и наглядными примерами из энциклопедий, практические задания воплощаются с помощью тетрадей и специальных задачников, которые разработаны под новые учебники.

Методика подкреплена с помощью современной программы и дополнительных пособий. Обязательным условием является и визуализация данных с помощью видео и аудиального восприятия. Работать с учебником сначала сложно, ведь это кардинально другой подход к обучению и формату подачи. Но комплексное использование всех учебных материалов поможет ученику качественно пройти обучение и получить необходимые знания.

Многие информационные платформы предлагают разработку учебников под курсы, включая в процесс интерактивные проверки знаний, разные тренажёры и учебные игры. Благодаря этому на стыке методики и теоретического материала рождается новая интересная форма работы в классе.

Преимущества системы

Специалисты рекомендуют использовать современные технические возможности только там, где они оправданы. Проверить эффективность можно на практике, но если цифровой элемент не подходит для использования в школе, то от него лучше отказаться, заменив на более качественный.

Ключевой особенностью цифровой технологии является то, что она не может быть избыточной. Не нужно применять несколько технологий, для качественного результата достаточно одной системы. К сожалению, большинство учебных заведений воспринимают современные технологии, как возможность продублировать данные из учебников и «вывести» их на большой экран. Это не цифровая система обучения, а банальный плагиат.

При выборе школе, предлагающей инновационные технологии и подачу материала с применением нововведений, нужно сначала проанализировать программу обучения, ведь это основа работы, указывающая на качество. Если там используются те же авторские учебники, что и в обычной школе, но с некоторыми дополнениями в виде аудио и видеоматериала, то это не цифровое обучение, а неудачная попытка совместить две разные системы. Качественный общеобразовательный процесс формируется на основе новых технологий с интерактивными методами преподавания.

Ещё одним отличием современного типа обучения от стандартного школьного является отсутствие бумажной отчётности. Этот ненужный элемент забирает много времени в учителя. Вместо того чтобы определить способности учеников и подобрать для них качественные методы подачи информации педагог должен использовать стандартный подход, слабо влияющий на развитие школьников, но гарантирующий подконтрольность и отчётность.

К тому же бумажные конспекты неэкологичны. Это неправильный расход бумаги, наносящий большой урон экосистеме. Замена бумаги на цифру приведёт к экономическому эффекту на сумму, примерно 120 млрд рублей в год.

Эффективное внедрение среды

Благодаря работающим сервисам электронного учебника можно говорить о формировании свойств новой цифровой образовательной среды. В процессе работы система позволяет вносить корректировки или добавлять необходимые ведомости. Таким образом, обучать класс с помощью электронного средства намного эффективнее и проще.

Стандартная школьная система обновляет учебники крайне редко, из-за этого стиль изложения материала стареет и теряет актуальность, а благодаря современной базе информации, которая используется для учебного процесса, данные можно корректировать и выбирать для подачи те методы, что, по мнению учителя, будут максимально эффективными для ученика. К плюсам электронного учебника специалисты относят:

  • Интерактивность. Можно подать большую часть материала, сделав её усвоение намного интереснее за счёт разных элементов технологий. Например, применение презентаций, специальных видео, цифровых таблиц делает изучение более интересным.
  • Адаптивность. Можно подобрать темп обучения, разделив материал на несколько частей. А также подобрать индивидуальный стиль изложения для каждого ученика. В стандартной школе развитие способностей учеников происходит в процессе обучения с помощью одной и той же книги. В современной школе цифровой учебник подстраивается под ребёнка. Уже с дошкольного века возможно такое обучение.

Ребёнок сам выбирает темп деятельности и может выполнять больше заданий независимо от местонахождения тем методом, который ему подходит больше всего. Благодаря этим качествам цифровая школа является полностью нативной. Основатель одной из таких платформ Михаил Кушнир считает, что новый формат обучения способен лучше раскрыть потенциал учеников и представить им окружающий мир с разных сторон, без ограничения бумажными учебниками.

Значение уровня оснащения

Из-за нехватки компьютеров и планшетов заниматься эффективным учебным процессом тяжело. Это тормозит подачу материала и детальное глубокое изучение каждой темы. Во многих статьях описывается проблема оснащения и низкие показатели обеспечения нужными средствами. Большинство кабинетов обустроены за стандартным принципом и не во всех есть мультимедийная доска или установлен проектор.

К сожалению, государственные программы не могут обеспечить покупку всего оборудования, но процесс обновления запущен и уже есть первые примеры школ, где процесс обучения полностью синхронизирован с веб-возможностями и цифровыми технологиями. Остальным учебным заведениям специалисты советуют использовать вариант кооперации с родителями и позволять ученикам пользоваться планшетами или мобильными устройствами.

Новый современный формат обучения не означает только технический момент. Можно подключиться к уже готовой цифровой платформе, на которой размещены необходимые для получения знаний задания и материалы. Такие платформы гарантируют качественное обучение и подготовку к экзаменам. При выборе платформы надо продумывать все механизмы интеграции и сопоставлять данные с требованиями образовательной организации. Только благодаря налаженным кооперативным действиям со стороны учителей и создателей платформ цифрового формата возможен качественный учебный процесс.

Использование цифровых технологий в образовательном процессе

Рубрика: Информационные технологии

Дата публикации: 12.04.2021 2021-04-12

Статья просмотрена: 716 раз

Библиографическое описание:

Шефер, Е. А. Использование цифровых технологий в образовательном процессе / Е. А. Шефер. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/archive/358/79973/ (дата обращения: 17.11.2021).

В данной статье говорится о современных цифровых технологиях, используемых на школьных уроках. В настоящее время с цифровыми технологиями мы встречаемся повсюду, образование также преуспевает в данном направлении. Педагог идёт в ногу со временем и со своими учениками и умело пользуется модными гаджетами и технологиями. В данной статье будут перечислены некоторые цифровые технологии, которыми необходимо владеть учителям.

Ключевые слова: цифровые технологии в образовательном процессе, скринкаст, видеоскрайбинг, хромакей.

This article talks about modern digital technologies used in school lessons. At present, we meet with digital technologies everywhere, and education is also doing well in this direction. The teacher keeps up with the times and with his students, and skillfully uses fashionable gadgets and technologies. This article will list some of the digital technologies that teachers need to master.

Keywords: digital technologies in the educational process, screencast, video scribing, chromakey.

Одним из приоритетных направлений развития современной системы образования является внедрение информационных технологий в образовательный процесс. Становится реальной практикой использование цифровых технологий в образовательной деятельности. Обеспеченность школ оборудованием растет, уже почти в каждой школе есть интерактивные доски, планшеты, хорошие компьютеры, очки виртуальной реальности и многое другое. В настоящее время создана образовательная среда, в которой возможно использование цифровых технологий и большинство учителей этим успешно пользуются.

Цифровые технологии — это уже не только инструмент, но и новая среда существования человека. Цифровая образовательная среда дает принципиально новые возможности: перейти от обучения в классной комнате к обучению в любом месте и в любое время; проектировать индивидуальный образовательный маршрут, тем самым удовлетворять образовательные потребности личности обучающегося; превратить обучающихся не только в активных потребителей электронных ресурсов, но и создателей новых ресурсов и т. д.

Благодаря множеству курсов, вебинаров, семинаров учителя знакомятся с новыми цифровыми технологиями, используемыми в образовании. Для стимулирования изучения данной темы проводятся разнообразные конкурсы на которых учителя делятся своими методами и приемами использования современных технологий. Чем большим количеством технологий владеет учитель, тем интересней и разнообразней, он может провести урок.

Цифровые технологии открывают учителю новые возможности, которые становятся безграничными. Демонстрация наглядности, которая возможна при использовании данных технологий проходит более успешно.

Существует огромное количество технологий. К современные цифровым технологиям относятся: технология совместных экспериментальных исследований учителя и ученика, «виртуальная реальность», технология «панорамных изображений», «3D моделирование», «образовательная робототехника», технология МСИ (использования малых средств информатизации), мультимедийный учебный контент, интерактивный электронный контент и т. д. Технологии мультимедиа гармонично внедряются в образовательный процесс.

Информатизация общества и, как частное проявление, информатизация образования приводят к появлению новых технологий организации образования. Одной из таких технологий, отражающих следствия информатизации, является открытое образование, а одним из эффективных методов расширения и глобализации открытого образовательного пространства есть развитие дистанционных образовательных технологий (ДОТ) как важнейшей компоненты формирующейся в России системы открытого образования [1].

Реальность такова, что ещё совсем недавно мы обсуждали информационные технологии, говорили о тенденциях их развития в России и в мире, обдумывая каждый про себя, на что он способен, чем из этих технологий может пользоваться в силу своих умений, а также технического обеспечения. Но оказалось, что тема использования цифровых технологий была так близка к повсеместному внедрению ее в практику, бежала за нами, а потом кажется совсем внезапно догнала и заставила подчиниться. И вот уже все, даже те, кто и не планировал своего развития в данном направлении, волею судьбы стали постигать новые вершины информационного образования. Каждый педагог в сложившейся ситуации выбрал себе наиболее удобные, понятные и продуктивные технологии. В свою очередь я поделюсь с вами своими фаворитами в этой области.

Умение использовать технологии — это жизненный навык и важный вид грамотности. В настоящее время идёт процесс внедрения информационных технологий в образование. Это отнимает много времени и сил, но в конечном итоге «технологии — это путь к новым знаниям и новому опыту». Со временем использование технологий становится для учителя привычным и легко осуществимым делом.

Неоценимыми помощниками учителя являются программы видеомонтажа и редактирования звука. При помощи таких программ можно создавать учебные видеоролики по разным темам учебной программы. Хочу рассказать вам сегодня, какими программами и технологиями пользуюсь я для создания мультимедийного контента. Видеоклипы я монтирую с помощью программы VideoPad Video Editor. Также пользуюсь программой oCam, которая мне нужна для того, чтобы получить скриншот экрана. Видеомонтажом необходимо уметь пользоваться, т. к. создание видеоматериала — необходимый навык, который используется учителем повсеместно. Создавать видеоурок, обрезать длинное видео, создавать и снимать что-то своё приходится учителю достаточно часто. Далее расскажу о моей любимой технологии, которой я пользуюсь очень часто.

Скринкаст — это цифровая видеозапись информации, выводимой на экран компьютера, иными словами «видеозахват экрана», часто сопровождающийся голосовыми комментариями. Данная технология позволяет произвести запись пошаговой работы, комментируя голосом происходящее на экране. Существует очень много программ для создания скринкастов. Моей любимицей в настоящее время является программа под названием OBS Studio, это бесплатная программа, с помощью которой я могу записывать видеоуроки для своих учеников. Как это происходит? Включив запись, я объясняю ученикам материал, используя заранее подготовленные картинки, видеозаписи, презентации, могу объяснить, как работать с той или иной образовательной платформой, показать, где искать информацию и многое-многое другое.

Скринкасты могут понадобиться в тех случаях, когда у учеников нет возможности присутствовать на уроках онлайн.

Технология экранного видео является очень удачным решением в образовательном процессе: наблюдая за каждым движением и словом, обучающийся сам внедряется в процесс; может неоднократно прокручивать видео, заостряя внимание на наиболее сложных для него моментах, изучать материал в индивидуальном темпе; немедленно применить на практике все увиденное и услышанное [3].

Ещё одна очень интересная технология — видеоскрайбинг (это динамичное рисованное видео, которое состоит из сочетания рисования и увлекательного рассказа, дополнено анимацией и спецэффектами).

Популярность этого явления обуславливается несколькими причинами. Прежде всего, видеоскрайбы привлекают внимание и способны удерживать его на протяжении длительного времени. По своей стилистике они сильно отличаются от видеороликов. Еще одной причиной популярности стало то, что видеоскрайбинг создает эффект присутствия, вовлекая зрителя в происходящее. Сюжет будто разворачивается наяву, прямо на глазах зрителей.

Видеоскрайбы вызывают эмоции. Сам процесс рисования образов действует гипнотически: глядя на создание анимационного изображения, зритель уже хочет узнать, как будет развиваться сюжет ролика и чем все закончится. Именно новизна видеоскрайбинга, его непривычность заставляют останавливать взгляд на видеороликах, созданных по данной технологии [4].

Также существуют технология хромакей и технология создания видеоуроков с видеосопровождением учителя, с которыми я ещё только знакомлюсь.

Технология хромакей — это технология экспресс-вырезания неугодной части контента из ряда кадров путем раскраски ее в заданный, однородный, ключевой цвет с последующим совмещения двух и более изображений или кадров в одной композиции. Как же работает хромакей? Во время съёмок объект помещается на однотонный цветной фон (рир-экран). При совмещении в кадре объекта с фоном во время записи сцены или при монтаже вместо фона можно поместить другое изображение. Это основной принцип, а дальше — фантазия режиссера, помноженная на профессионализм художников и монтажеров погружает нас в волшебные, нереальные, но такие реалистичные миры [5].

Создавать видео могут и сами учащиеся, в каждом классе найдутся дети, которые любят рисовать и заниматься монтажом видео. Здесь конечно весомую роль играет обеспечение учащихся компьютерами, планшетами и доступ к сети интернет.

Учителю просто необходимо изучать цифровые технологии и развивать свою компетентность в данном направлении, этого требует современность.

Но нельзя забывать, что электронное обучение не должно полностью заменять традиционное обучение, оно должно его дополнять, так как живого общения преподавателя с учащимися никто и ничто не заменит. Преподаватель, имея обратную связь с учеником, может по ходу преподавания перестраивать учебный материал, делая его более понятным и доступным. Само электронное обучение не может подстроиться под ученика так, как им управляет живой разум, в данном случае учитель [2].

Но как бы там ни было цифровые технологии уже вошли в нашу жизнь, и мы должны научиться ими пользоваться.

Ссылка на основную публикацию