Характеристики групп здоровья по физкультуре в школе и вузе

Группы здоровья и группы физической подготовки детей – в чем разница?

И почему мастер спорта может быть освобожден от уроков физкультуры

Каждый год дети проходят диспансеризацию, по итогам которой педиатр делает отметку о группе здоровья. А первый вопрос, который ученики слышат в школе на уроке физкультуры: «Кто освобожден?»

Как же связаны эти два момента? Объясняет спортивный врач Елена Панина (esera).

Для того чтобы понять это – чуть-чуть теории.

Группы здоровья

” Группы здоровья – это условный термин, используемый для ориентировочной оценки здоровья детей и подростков до 17 лет включительно.

Всего существует 5 групп здоровья, которые обозначаются римскими цифрами (I, II, III, IV, V).

Распределение детей по группам здоровья осуществляется на основании Инструкции по комплексной оценке состояния здоровья детей, утвержденной приказом Минздрава от 30.12.2003 №621 и правил комплексной оценки состояния здоровья несовершеннолетних, утержденных приказом Минздрава от 21.12.2012 №1346н., Приказ Минздрава от 23.10.2020 N 1144н.

I группа

Здоровые дети, имеющие нормальное психическое и физическое развитие по возрасту, без анатомических дефектов и пороков развития.

II группа

Дети, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, слабую сопротивляемость острым заболеваниям, выздоравливающие дети после перенесенных острых заболеваний, травм, операций без нарушения функций органа, имеющие нормальное психическое и физическое развитие по возрасту либо незначительное отставание.

III группа

Дети, имеющие хроническое заболевание в стадии клинической ремиссии, дети с недостаточной или избыточной массой тела, имеющие нормальное психическое и физическое развитие по возрасту либо незначительное отставание.

IV группа

Дети, имеющие хроническое заболевание в острый и подострый период с сохраненной или компенсированной функцией органа.
Дети, имеющие хроническое заболевание с нарушением функции органов или систем организма, требующим наблюдения и поддерживающей терапии. Имеющие нормальное психическое и физическое развитие по возрасту либо незначительное отставание.

Дети, имеющие физический недостаток последствие травм или операций с неполной компенсацией функции органа.

V группа

Дети с тяжелым течением хронических заболеваний, частыми обострениями, декомпенсацией.
Дети – инвалиды.

Группы физподготовки

” Группа физической подготовки детей – это распределение детей в соответствии с общим состоянием и учётом группы здоровья на занятия физической культурой и спортом.

Они делятся на общую, подготовительную, спецгруппу А и спецгруппу В.

И вот здесь начинается самое интересное.

В наших школах в большинстве случаев есть либо общая группа физподготовки, либо понятие «освобожден», с остальными категориями никто чаще всего не «заморачивается». Так вот, ребенок может быть ОСВОБОЖДЕН от физкультуры в школе, при этом успешно заниматься в спортивной секции и побеждать на соревнованиях, и – о, боже! – даже иметь не только спортивный разряд, но даже медали международного уровня.


Физкультуре «нет», спорту «да»?

В чем же дело? А все очень просто. При посещении поликлиники, пройдя диспансеризацию педиатр дает допуск на занятия физкультурой и спортом для детей I и II группы.

А вот дети с III, IV и V группами здоровья допуск получают с учетом своего заболевания у спортивного врача, а у педиатра они получают освобождение от физкультуры по своему основному заболеванию.

Например, у ребенка бронхиальная астма аллергической природы, это III или IV группа здоровья, группа физической подготовки спец. А.
Заниматься в зале со всеми он не может, сделать для него спецгруппу для занятий школа не может: «освобожден, пиши реферат». При этом ребенок занимается в секции скалолазания с очень хорошими результатами, и затем с 16 лет работает промышленным альпинистом.

Следующий ребенок: сахарный диабет 1 типа, инсулинозависимый, группа здоровья IV, стоит инсулиновая помпа. Занимается беговыми лыжами и велоспортом.

Или обратный момент. У всех врачей здоров, но есть изменения на глазном дне, зрение 100 %. Вид спорта – греко-римская борьба, КМС. Отправляем к хирургам, делают операцию по фиксированию сетчатки и дают ограничение по весу, не более 10 килограмм. Все – это приговор, смена вида спорта. Но на физкультуру недопуск 21 день, после операции, затем ограничений нет.

” И группы здоровья, и группы физической подготовки могут меняться по мере роста ребенка, с учетом острых заболеваний и травм.

Есть еще один момент, который мне хотелось бы уточнить.

Занятия ЛФК – это медицинская процедура, назначаемая врачом. Она проводится в условиях специализированного центра либо поликлиники, санатория, с оценкой начального обращения и уровнем прогресса занятий комплексной терапии. Здесь ни группа здоровья, ни группа физической подготовки значения не имеют.

Характеристики групп здоровья по физкультуре в школе и вузе

Для анализа здоровья населения в медицинских учреждениях регулярно проводятся профилактические комплексные обследования. При диагностировании заболеваний воспитанникам детских садов, ученикам школ и студентам вузов присваивается группа здоровья по физкультуре (ГЗФ). Взрослым лицам оформляется инвалидность.

Медицинские показания

Чтобы присвоить спецгруппу, пациента осматривает консилиум врачей, состоящий из лора, окулиста, хирурга, кардиолога, невропатолога и стоматолога. Окончательное решение принимает педиатр либо семейный врач. При оценке здоровья не учитываются острые и инфекционные заболевания, которыми ранее болел ребенок, если они не носят хронический характер. В основе разделения на группы здоровья по физкультуре лежат следующие принципы:

  • Наследственность. На первичном медицинском осмотре собирается анамнез, выявляются заболевания, передающиеся по наследству, а также характер течения беременности у матери ребёнка.
  • Физическое развитие. Основные критерии оценивания — рост и вес. Если ребенок новорожденный, сопоставляются разные показатели (длина ног и рук, окружность головы) с таблицей норм по месяцам.
  • Внутренние органы и системы. В первый год жизни детский врач следит за НПР (нервно-психическим развитием) и работой сердца. Для предотвращения риска развития тяжёлых патологий регулярно сдаются анализы крови, мочи и кала.
  • Иммунитет. При ослаблении защитных сил организм подвергается атакам разных микробов, вирусов, грибков. Несвоевременное лечение провоцирует развитие осложнений, которые нарушают привычный образ жизни. Пациенту назначается СМГ (специальная медицинская группа).
  • Физическое и психологическое состояние. С рождения рекомендуется показывать малыша психологу и неврологу.

    Медгруппы для физической культуры

    В соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ категория присваивается ребятам в возрасте 3—17 лет.

    Перед оформлением в дошкольное учебное учреждение ребенок проходит профилактический осмотр у основных специалистов. Если он здоров, тогда выдаётся соответствующая справка, в противном случае малышу назначается определенная группа.

    Дети с одинаковым диагнозом могут получить разные рекомендации. Необходимо отличать группы здоровья (ГЗ) от ГЗФ. ГЗ бывает первой, второй, третьей, четвертой либо пятой. Существуют 3 медицинские группы здоровья для занятий физической культурой:

  • Основная. У детей нет серьезных проблем со здоровьем. Они занимаются по программе ГТО (готов к труду и обороне). Физкультурные упражнения, разработанные Министерством образования, обязаны к выполнению.
  • Подготовительная. У этой категории детей присутствуют незначительные отклонения от нормы. Для поддержки организма им проводят поддерживающую терапию и ЛФК (лечебную физкультуру).
  • Специальная. У детей присутствуют серьезные нарушения в работе основных органов и систем, протекают хронические патологические процессы. С таким диагнозом ребенок ставится на диспансерный учет.

    Здоровье детей

    Характеристики групп здоровья для детей описаны в приказе № 1346 Министерства здравоохранения. К основным критериям оценки состояния организма относят наличие или отсутствие хронического заболевания, работоспособность систем, степень сопротивляемости организма к внешней среде, уровень физического развития.

    После осмотра и сбора анамнеза ребенок до пяти лет, школьник либо пациент подросткового возраста определяется в одну из 5 групп.

    В первую входят здоровые лица. Их физическое развитие находится в пределах возрастной нормы. Это значит, что они могут выполнять на физкультуре нормативы, разработанные Министерством образования. Во вторую группу входят дети:

    • с функциональными нарушениями;
    • после заболевания средней и тяжелой степени тяжести;
    • с низким ростом либо другой задержкой физического развития;
    • часто болеющие ОРЗ;
    • с физическим недостатком после травмы либо операции.

    В третью группу входят лица с хроническими болезнями в стадии ремиссии, дисфункциями органов и систем. Четвертая категория включает в себя пациентов с хроническими патологическими процессами, частыми обострениями, физическими недостатками. Пятая группа присваивается при тяжелом хроническом течении болезни, когда ребёнку требуется постоянная терапия, а также при значительных физических ограничениях.

    Занятия в школе

    Группа для занятий физической культурой выбирается до поступления в учебное заведение. Результат обследования указывается в медицинской карте. Состояние школьника оценивается педиатром. Когда диагностику проходит подросток, группа присваивается терапевтом. При зачислении ребенка в специальную группу указывается диагноз и определяется степень нарушений в функционировании организма. В тяжелых случаях требуется заключение медицинской комиссии.

    Категория подтверждается ежегодно. В школе нормативы подготовительной группы по физкультуре отличаются от обычной по объему нагрузки и интенсивности занятий. Состав специальной группы формируется приказом директора. Занятия проводятся 2—3 раза в неделю по полчаса.

    Дети первой и частично второй группы здоровья не страдают от заболеваний. Их физическое и психологическое развитие в норме. В эту категорию входят лица с незначительным избыточным весом либо аллергией. Они могут принимать участие в соревнованиях и спортивных мероприятиях. Что означает подготовительная группа по физкультуре, родителям объясняет педиатр. Она включает в себя:

    • выполнение специальных упражнений;
    • диету;
    • соблюдение режима дня.

    Для оформления специальной группы собирается комиссия. Справка выдается на конкретный срок. В ней указывается категория «В» либо «А». В первом случае дети посещают теоретические занятия. От физкультуры они освобождаются. Отдельно с врачом разрабатывается ЛФК. Некоторые упражнения нужно выполнять дома.

    В группу «А» входят дети с существенными ограничениями по физическим нагрузкам. Они не занимаются с одноклассниками. Если в школе работает врач по ЛФК, тогда в его задачи входит проведение отдельных уроков по физкультуре для детей специальной категории.

    Оценка учеников

    Оценивание школьников, которые входят в первую или вторую группу здоровья, осуществляется на основе сдаваемых нормативов. Оценка выставляется по общему принципу. Если ребенок входит в специальную либо подготовительную группу, тогда необходимо учитывать его посещаемость занятий, качество выполнения упражнений ЛФК, знания по теории.

    Ребята из спецгруппы подготавливают реферат, доклад либо презентацию на спортивную тематику. Им показано освобождение от физических упражнений.

    Министерствами здравоохранения и образования разрабатываются разные программы диспансеризации. Их цель заключается в проведении бесплатных профилактических медосмотров с целью предупреждения массовых заболеваний среди населения. Рекомендуется ежегодно сдавать анализы, проходить обследования даже без наличия отрицательной клинической картины. Своевременная диагностика патологий у женщин и мужчин репродуктивного возраста позволяет предупредить развитие наследственных и других заболеваний у детей.

    Аналогичная классификация ГЗ предусмотрена в вузах, где одним из предметов является физическая культура. Если у подростка выявлены значительные отклонения в развитии, тогда о поступлении в спортивное учебное заведение ему можно забыть.

    Что означают медицинские группы здоровья у детей по физкультуре, и какая группа здоровья у вашего ребенка?

    Автор журнала Сolady, журналист

    Время на чтение: 7 минут

    Один из главных школьных предметов, отвечающих за здоровье ребенка – это, как известно, физкультура. Без нее невозможно полноценное физическое развитие наших детей – особенно, в условиях школы, где большую часть времени дети проводят неподвижно, за партами.

    Как правило, на физкультуру «выгоняют» весь класс, предлагая упражнения, которые, согласно программе развития, «прописаны» всем здоровым деткам. И мало кто сегодня вспоминает, что существуют 3 медицинские группы по физкультуре, и далеко не все дети попадают в основную – здоровую.

    Содержание статьи:

    Сколько физкультурных групп здоровья у школьников – принципы разделения на группы здоровья

    Прежде всего, следует понять, что группы здоровья, и группы здоровья для занятий физкультурой – это не одно и то же.

    1. Под группами здоровья понимают 5 групп, в которые зачисляют детей, в соответствии с оценкой их здоровья.
    2. Что касается медицинских групп здоровья для занятий физкультурой – их 3.

    Они имеют значение при участии ребенка в школьных уроках физкультуры:

    • Основная. Здоровые дети, не имеющие серьезных проблем со здоровьем и соответствующие нормам по развитию.
    • Подготовительная. Дети с незначительными проблемами со здоровьем.
    • Специальная (А, Б). Дети с серьезными нарушениями в работе главных систем организма и с хроническими заболеваниями.

    Многие родители (и даже учителя) не знают, но для каждой физкультурной группы здоровья существуют свои противопоказания, показания, комплекс занятий и даже время, которое положено на эти занятия.

    Не все понимают, что специальные медицинские группы отличаются от обычной ЛФК. А разница проста: ЛФК проводят врачи, тогда как занятия для медицинских групп по физкультуре проводят педагоги, но с учетом оптимальных методик тренировок.

    Что еще нужно знать о физкультурных группах здоровья?

    1. Выбор группы для занятий физкультурой осуществляется до поступления в школу — и обязательно указывается в медицинской карте.
    2. Оценку состоянию ребенка дает исключительно педиатр (или терапевт, подростковый специалист). Именно он и определяет ребенка после обследования в одну из 3-х групп. При зачислении в специальную группу врач обязан не только указать диагноз, но установить степень нарушений в работе организма. В определенных случаях может потребоваться заключение медицинской комиссии.
    3. Группу здоровья следует подтверждать ежегодно.
    4. Группу здоровья могут поменять, если на ежегодном обследовании выяснено, что состояние ребенка улучшилось или ухудшилось.

    Распределение детей по физкультурным группам здоровья в школе

    Детишки из первых 2-х медицинских физкультурных групп обычно занимаются вместе, но для детей из подготовительной группы снижают, как объем нагрузки, так и ее интенсивность.

    Что касается состава специальной группы – он формируется приказом школьного директора и по заключению выездной бригады специалистов. Занятия для этой группы проводят в школе дважды в неделю или трижды, но — по полчаса.

    Физкультурные группы здоровья школьников в России — статистика

    Основная 1-я группа здоровья учеников школы в России

    К основной физкультурной группе здоровья относят здоровых детей с 1-й и 2-й группами здоровья:

    • Не имеющих нарушений в состоянии здоровья.
    • Имеющих легкие нарушения, которые не влекут за собой отставание в развитии от сверстников. Например, лишний вес, ВСД, дискинезию или же легкую аллергию.

    Детей из данной группы допускают до…

    1. Сдачи норм ГТО.
    2. Учебных занятий в полном объеме.
    3. Сдачи нормативов.
    4. Тренировок в спортивных секциях.
    5. Участия в соревнованиях, турнирах, олимпиадах. Как собрать ребенка в поездку на соревнования в другом городе?
    6. Участия в туристических походах.
    7. Занятий в ДЮСШ и ДЮКФП.

    Безусловно, важно также помнить, допуская детей до занятий спортом, и об относительных противопоказаниях.

    В частности:

    • При круглой спине будут противопоказаны бокс, гребля и велосипед.
    • При астигматизме и близорукости – прыжки в воду, бокс, мотоспорт и тяжелая атлетика, горные лыжи.
    • При перфорации барабанной перепонки – любые виды водного спорта.

    Подготовительная группа здоровья школьников по физкультуре

    В подготовительную физкультурную группу определяют детей со 2-й группой здоровья (по статистике – более 10% всех учащихся в российских школах):

    • Слабо подготовленных в физическом плане.
    • С морфофункциональными нарушениями здоровья.
    • Входящих в группы риска по определенным заболеваниям.
    • Имеющих хронические заболевания в стадии ремиссии, которая длится около 3-5-ти лет.

    Детей из данной группы допускают до:

    1. Занятий по обычной программе, но с исключением отдельных видов тренировок и упражнений.
    2. Сдачи ГТО, тестовых и обычных контрольных испытаний, участия в спортивных мероприятиях — только при условии особого разрешения специалиста.

    До участия в спортивных соревнованиях дети из данной физкультурной группы не допускаются.

    Также им запрещены:

    • Большие объемы высокоинтенсивных физических нагрузок.
    • Длительный бег.
    • Большое количество повторений упражнений.

    Педагог обязан выбрать для детей специальный комплекс упражнений, в соответствии с медицинской картой, в которой прописаны все противопоказания.

    В медицинской справке в обязательном порядке должен быть указан и срок перевода ребенка в основную группу.

    Детям из данной группы рекомендуется:

    1. Чередование сложных упражнений со специальными дыхательными.
    2. Замена бега на ходьбу.
    3. Проведение спокойных игр без резких передвижений.
    4. Увеличение пауз для отдыха.

    Заключения комиссии для определения ребенка в данную группу не требуется – достаточно лишь справки от участкового педиатра, на которой должны присутствовать:

    • Печать и подпись.
    • Рекомендации, основанные на рекомендациях узконаправленного специалиста, а также конкретные ограничения.
    • Диагноз.
    • А также период, на который определяется ребенок в подготовительную группу.

    Специальная группа здоровья детей по физкультуре в школе – проводят ли уроки физкультуры с детьми специальных групп «А» и «В»?

    Данная физкультурная группа делится еще на две – А и Б.

    В специальную физкультурную группу А зачисляют детей с 3-й группой здоровья:

    • Имеющих хронические заболевания, пороки развития, и пр.
    • С нарушениями развития, которые требуют обязательного ограничения физической нагрузки.
    • Имеющих серьезные нарушения в работе организма, не мешающие учебе, но являющиеся противопоказаниями к занятиям физкультурой.

    Детей из специальной группы А допускают до:

    1. Занятий по специально разработанной программе.
    2. Занятий отдельными видами школьной программы с обязательным снижением нормативов.
    3. ЛФК.

    В обязательном порядке ограничивают следующие упражнения:

    • Акробатические.
    • Силовые.
    • Скоростные.
    • Умеренно-интенсивные подвижные игры.

    Запрещено:

    1. Участие в соревнованиях.
    2. Участие в массовых физкультурных мероприятиях.
    3. Посещение спортивных секций.
    4. Сдача нормативов.

    Дети из специальной группы А не занимаются с остальными детьми – для них следует проводить отдельные уроки, которые должны вести специально подготовленные инструкторы по специальным программам.

    В специальную физкультурную группу Б зачисляют детей с 4-й группой здоровья:

    • Имеющих хронические заболевания без выраженных признаков нарушения общего самочувствия.

    То есть, дети из этой группы допускаются до общих теоретических занятий, но от физкультуры в школе в целом освобождены.

    Детей из специальной группы Б допускают до:

    1. Занятий ЛФК.
    2. Занятий по комплексной специальной программе, разработанной специалистом – дома, самостоятельно.

    В данную группу ребенка можно определить только решением врачебной комиссии, а справка выдается исключительно на определенный срок, по истечении которого требуется ее повторная выдача с проведением комиссии и обследованием ребенка.

    Сайт Colady.ru благодарит вас за внимание к статье — надеемся, что она была для вас полезна. Просим поделиться отзывами с нашими читательницами!


    Что подарить подруге?
    Подарочный сертификат! Его можно подарить любимому человеку или использовать самому.
    А еще мы каждый месяц разыгрываем сертификат на 3000 руб. среди новых подписчиков на Email. Подпишись!
    Выбрать сертификат в магазине

    Организация групп здоровья

    Надо непременно встряхивать себя физически,
    чтобы быть здоровым нравственно.

    Л.Н. Толстой

    Урок физкультуры — это неотъемлемая часть учебного процесса. Физическая нагрузка просто необходима современным детям. Увеличение количества детей с хроническими заболеваниями, избыточная масса тела детей, зависимость от компьютерных игр, как следствие сидячий образ жизни нуждаются в коррекции. В расписании каждого образовательного учреждения предусмотрены 3 урока физического воспитания.

    С целью укрепления здоровья, содействие гармоничному развитию и закаливанию организма школьника необходимо обеспечить каждому ученику полноценный, всесторонний двигательный режим. Решение данной задачи зависит от правильности выбора медицинской группы для конкретного ученика, и активного использования всех средств физического воспитания с целью оздоровления молодежи.

    Давайте сразу же уясним для себя, что группа здоровья и медицинская группа здоровья для занятий физкультурой — это разные вещи.

    В соответствии с Приложением № 2 Приказа МЗ РФ № 1346 н от 21.12.2012 г. оценка здоровья детей производится по следующим критериям:

    – степень функционирования основных систем организма;

    – отсутствие или наличие хронических заболеваний;

    – степень сопротивления неблагоприятным воздействиям;

    – степень гармоничности физического развития;

    – уровень физического развития.

    В соответствии этих критерий 5 групп здоровья:

    Группа здоровья

    Характеристика

    I группа состояния здоровья

    здоровые несовершеннолетние, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных нарушений

    II группа состояния здоровья

    – несовершеннолетние: у которых отсутствуют хронические заболевания (состояния), но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения;
    – с общей задержкой физического развития в отсутствие заболеваний эндокринной системы (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), с дефицитом массы тела или избыточной массой тела;
    – часто и (или) длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями;
    – с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности функций органов и систем организма;

    III группа состояния здоровья

    – несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма, при отсутствии осложнений основного заболевания (состояния);
    – с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации функций органов и систем организма, степень которой не ограничивает возможность обучения или труда

    IV группа состояния здоровья

    – несовершеннолетние: страдающие хроническими заболеваниями (состояниями) в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциями органов и систем организма либо неполной компенсацией функций;
    – с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии ремиссии, с нарушениями функций органов и систем организма, требующими назначения поддерживающего лечения;
    – с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией функций органов и систем организма, повлекшими ограничения возможности обучения или труда

    V группа состояния здоровья

    – несовершеннолетние: страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями (состояниями) с редкими клиническими ремиссиями, частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, выраженной декомпенсацией функций органов и систем организма, наличием осложнений и требующими назначения постоянного лечения;
    – с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением функций органов и систем организма и значительным ограничением возможности обучения или труда;
    – дети-инвалиды.

    На основании результатов профилактического осмотра и данных групп состояния здоровья врач, ответственный за проведение профилактического осмотра, определяет медицинскую группу для занятий физической культурой. Этих групп 3: основная, подготовительная и специальная.

    Медицинская (физкультурная) группа

    Характеристика

    Занятия физкультурой

    Основная медицинская группа
    (I группа)

    это здоровые дети, у которых нет хронических заболеваний, с физическим развитием, что соответствует их возрасту (совпадает с 1-й группой).
    – без нарушений состояния здоровья и физического развития;
    – с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.
    Разрешаются занятия в полном объеме по учебной программе физического воспитания с использованием профилактических технологий, подготовка и сдача тестов индивидуальной физической подготовленности.

    занятия проводятся по государственной программе ФВ в полном объеме, предусмотрена сдача определенных нормативов, разрешаются занятия в спортивных секциях и участие в соревнованиях. Итогом успешности освоения программы является определенная соответствующими критериями оценка.

    Подготовительная медицинская группа
    (II группа)

    это дети, у которых нет отклонений в состоянии здоровья (либо есть незначительные отклонения), но с недостаточным физическим развитием (совпадает со 2-й группой).
    – имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные;
    – входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний);
    – с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3-5 лет.
    Отнесенным к этой группе детям разрешаются занятия по учебным программам физического воспитания при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.
    Тестовые испытания, сдача индивидуальных нормативов и участие в массовых физ-культурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются. Рекомендуются дополнительные занятия для повышения общей физической подготовки в образовательном учреждении или в домашних условиях.

    Занятия проводятся по общей программе физического воспитания при условии более постепенного ее прохождения с отсрочкой сдачи контрольных испытаний (нормативов) и норм на срок до одного года. Непосредственно на занятиях школьники данной группы нуждаются в более тщательном контроле со стороны учителя ФК и медицинского работника образовательного учреждения. Помимо обязательных уроков физкультуры для таких школьников рекомендуются занятия в секции общей физической подготовки. Итоговая оценка, в отличие от школьников основной группы, преимущественно определяется учителем физкультуры в соответствии с установленными для данного этапа обучения индивидуальными критериями.

    Специальная медицинская группа А
    (III группа)

    это дети, которые есть отклонения нормального состояния здоровья и имеют ограничения в физической нагрузке (совпадает с 3-й и иногда 4-й группами).
    – с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки разви-тия, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;
    – с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.
    – разрешаются занятия оздоровительной физической культурой по специальным программам (профилактические и оздоровительные технологии).

    Занятия проводятся по особой программе или отдельным видам государственной программы, срок подготовки удлиняется, а нормативы.
    Переход из СМГ в подготовительную группу возможен при условии положительной динамики результатов лечения и успехов в занятиях физкультурой.

    Специальная медицинская группа Б
    (IV группа)

    – имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.

    – рекомендуются в обязатель-ном порядке занятия лечебной физкультурой в медицинской организации, а также проведение регулярных самостоятель-ных занятий в домашних условиях по комплексам, предложенным врачом по лечебной физкультуре медицинской организации.

    – с хроническими заболеваниями. Форма тяжелая. Ремиссии редкие, обострения частые. Наличие осложнений. Функции органов и систем организма не компенсированы. Требуется постоянное лечение.
    – с физическими недостатками, возникшими в следствие травм и операций, с нарушенными функциями органов и систем организма. Значительно ограниченные в возможности обучения и труда.
    – инвалиды.
    – Больные дети, принадлежащие к 5-й группе здоровья, обычно наблюдается в специальных лечебницах.

    рекомендованы занятия лечебной физкультурой на базе лечебных учреждений и физкультурных диспансеров, под наблюдением врача ЛФК. А также дополнительные занятия на дому по специально разработанному комплексу упражнений.

    По данным медицинского работника школы состояние групп здоровья за последние три года меняется.

    Состояние групп здоровья за 3 года

    Физкультурные группы здоровья: определение и критерии для деления

    В любой школе есть предмет, который нравится практически всем учащимся, – это уроки физкультуры. В зависимости от физиологического, а также физического состояния детей распределяют по физкультурным группам здоровья, которых всего три: основная, подготовительная и специальная.

    Формирование

    Детский доктор учреждения образования формирует группы для занятия физкультурой на основании заключений и рекомендаций врачей-специалистов, которые принимают участие в медицинском профилактическом осмотре детей. При этом берется во внимание:

    • наличие заболевания;
    • его стадия;
    • выраженность болезни;
    • риск развития осложнений.

    При необходимости ребенка направляют на дополнительные виды обследований или на консультацию к докторам врачебно-физкультурного диспансера. Дети, которые не прошли медицинский профилактический осмотр, не допускаются к занятиям физической культурой.

    Группы здоровья взрослого населения

    Граждане, достигшие 21 года, подлежат обязательной диспансеризации, которая проводится с целью раннего выявления и предупреждения некоторых опасных болезней, определения уровня физической активности, а также собирается информация о наличии вредных привычек у индивида. После прохождения соответствующих видов обследований, которые зависят от возрастной категории, определяют группу здоровья. Четких критериев распределения по физкультурным группам здоровья у взрослых не определено. Индивидам, отнесенным ко второй группе здоровья, рекомендуются регулярные занятия лечебной физкультурой. Далее, принимается решение о направлении пациента к врачам-специалистам – это уже второй этап диспансеризации.

    Критерии для деления на группы здоровья

    После прохождения медицинского осмотра всем детям, в зависимости от их состояния, присваивается группа здоровья. Основанием для включения в ту или иную группу являются данные, полученные по результатам обследований и заключений врачей-специалистов. Основными критериями являются:

    • генетические факторы (анализируется и обобщается информация, полученная от законных представителей ребенка и его близких родственников);
    • антропометрия и физическое развитие;
    • сопротивляемость организма.

    По мере взросления ребенка группа здоровья может изменяться, их различают пять:

    • первая – это здоровые индивиды;
    • вторая – практически здоровые, т.е. дети с небольшими функциональными отклонениями;
    • третья – в стадии компенсации. Наблюдаются выраженные нарушения, которые проявляются при обострении основной патологии;
    • четвертая – субкомпенсация. В этом случае имеется сбой функций органов, которые поражены заболеванием;
    • пятая – декомпенсация. К этой категории можно отнести детей со статусом “инвалид”.

    В зависимости от уровня здоровья, физического развития и подготовленности, а также функциональных возможностей определяют группу по физкультуре.

    Группы здоровья для занятий физической культурой

    В амбулаторной карте ребенка обязательно ставится отметка, к какой физкультурной группе здоровья он отнесен:

    • Основная. К ней принадлежат практически здоровые дети, физическое, а также психологическое состояние которых соответствует их возрасту. Им рекомендованы занятия на уроках физкультуры в рамках школьных нормативов, а кроме того, разрешается участие в спортивных соревнованиях.
    • Подготовительная. К ней приписывают детей, обладающих незначительными отклонениями в физическом развитии, которые стали следствием болезней или имеющихся хронических патологий с довольно частыми обострениями. Ребятишки занимаются физической культурой совместно с основной группой, но с меньшими нормативами и без интенсивных нагрузок.

    Факторы, которые учитываются при определении физкультурной группы

    Определение функциональных возможностей организма индивида имеет значение при определении физкультурной группы здоровья школьников, а особенно сердечно-сосудистой системы. Для этого применяют пробы с физической дозированной нагрузкой. Во время ее проведения фиксируется:

    • артериальное давление;
    • пульс;
    • цвет кожи лица;
    • дыхание;
    • потоотделение;
    • изменение самочувствия и другие признаки утомления.

    Сопоставляя все факторы, оценивают реакцию организма и уровень физической подготовки. Полученные результаты обрабатываются и анализируются вместе с результатами обследований и заключением специалистов. Далее детский доктор определяет физкультурную группу здоровья у детей.

    Основная группа по физкультуре

    К ней относят детей с первой и частично со второй группой здоровья. Это ребятишки, не имеющие отклонений в состоянии здоровья и обладающие согласно возрастной категории соответствующей физической подготовкой. А также дети, имеющие функциональные, т. е. несущественные отклонения состояния здоровья (астенические проявления в легкой степени, избыточная масса тела, аллергические реакции и др.) и не отстающие от своих сверстников. Несовершеннолетние, приписанные к основной физкультурной группе здоровья, выполняют в полном объеме все учебные программы по физкультуре, они могут заниматься в спортивных секциях, принимать участие в турнирах, праздниках, спартакиадах и соревнованиях. Тем не менее не следует забывать и о некоторых противопоказаниях к занятиям спортом. К примеру, при близорукости не рекомендуются прыжки с трамплина на лыжах, тяжелая атлетика и некоторые другие виды спорта.

    Подготовительная группа по физкультуре

    К этой физкультурной группе здоровья относят детишек, отстающих от своих сверстников в физическом развитии и имеющих несущественные отклонения в состоянии здоровья. К примеру, после перенесенных острых заболеваний, а также при их переходе в хроническое течение. Занятия в этой группе помогут поднять физическую подготовку до необходимого уровня. Несовершеннолетние занимаются вместе с детьми основной группы, однако при этом им категорически противопоказаны чрезмерные нагрузки.

    3 физкультурная группа здоровья

    К этой группе причислены дети, которым по состоянию здоровья требуется занятие физкультурой по специальной программе.

    К ней относят детишек, у которых имеются выраженные отклонения в состоянии здоровья, носящие обратимый (первая подгруппа, или она еще обозначается буквой А) и необратимый характер (вторая подгруппа – В). Рассмотрим более подробно каждую из них:

    • Первая (А). Несовершеннолетние, отнесенные к этой подгруппе, имеют временные или постоянные отклонения в состоянии здоровья. Им требуется ограничение интенсивности и объема физической нагрузки. Детям рекомендовано выполнение упражнений по специальным индивидуальным программам, которые разработаны совместно с медицинскими работниками. Регулярные физические занятия вместе с лечебно-профилактическими мероприятиями могут существенно улучшить состояние ребенка, и его могут перевести в подготовительную группу. Однако это возможно только после медицинского заключения, выданного после врачебного обследования.
    • Вторая (В). В этой подгруппе занимаются дети, имеющие существенные отклонения в состоянии здоровья. Некоторым из них требуются значительные ограничения интенсивности и объема физических нагрузок, а также выполнение индивидуальных и специальных лечебных упражнений под контролем медицинского работника. Их выполнение возможно в учреждении здравоохранении или дошкольном (школьном) образовательном заведении. При достижении определенных результатов некоторых деток могут перевести в подгруппу А.

    Освобождение от физкультуры

    В некоторых случаях ребенок не в состоянии посещать уроки физкультуры по состоянию здоровья. Основанием для этого является официальный документ, полученный в поликлинике по месту жительства ребенка. Справка медицинского работника об освобождении от физкультуры выдается:

    • Единолично лечащим доктором. На срок от двух до четырех недель после перенесенных нетяжелых заболеваний, таких как острые респираторные вирусные инфекции, ангины, пневмонии и другие.
    • По решению врачебной комиссии медицинской организации. На период более месяца после тяжелых патологий (заболевания печени, желудка, туберкулез и др.), оперативных вмешательств или травм (ушибы мозга, переломы). Освобождение от физкультуры может быть выдано и сроком на весь учебный год по медицинским показаниям. На специальную комиссию в поликлинику представляется выписной эпикриз из стационара и заключение медицинского работника, вписанное в амбулаторную карту ребенка с соответствующими рекомендациями. На основании представленных документов врачебная комиссия принимает решение, результаты которого доводятся до законного представителя ребенка. В каждом конкретном случае вопрос решается индивидуально.

    Правильно подобранный комплекс упражнений и регулярные занятия, независимо от того, к какой физкультурной группе здоровья отнесен ваш ребенок, помогут держать все мышцы тела в тонусе и правильно развиваться.

    Техника бега на длинные дистанции

    Бег на длинные дистанции представляет собой дисциплины, которые характеризуются расстоянием более 3000 метров. Если дистанция более 10 километров, тогда забег проходит по шоссе. В программу олимпиады включены дисциплины расстоянием 5000 и 10000 метров, которые проводятся внутри стадиона. Среди неклассических выделяют дистанции от 15 до 30 км.

    Несмотря на протяженность, длинные дистанции не входят в число марафонских забегов. Напомню, что марафоном считаются 21,097 и 42,195 километров, а забеги проводятся исключительно по шоссе.

    1. Техника бега на длинные дистанции
    2. Тактика бега
    3. Как правильно дышать?
    4. Как тренироваться?

    Техника бега на длинные дистанции

    Стайерский бег (спортсмен – стайер) требует от занимающегося высокий уровень развития общей выносливости, а также хороший навык владения техникой бега. Овладение элементами техники позволяет выполнять равное усилие за меньшую единицу потраченной энергии, что крайне важно при длительном беге.

    Основными элементами техники в стайерском беге являются старт и разгон, бег по дистанции и финиширование. При этом основное внимание уделяется последним двум элементам.

    Старт происходит из высокого положения. Все участвующие спортсмены бегут в одном единственном забеге. Подается две команды “На старт” и “Марш”, сигнал “Внимание” отсутствует. Поэтому по первой команде спортсмен занимает удобное положение возле стартовой линии и после выстрела начинает стартовый разгон.

    Стартовый разгон продолжается 60-80 метров и подразумевает более высокую скорость, чем в дальнейшем по дистанции. Спортсмены пытаются занять удобное расположение в группе соперников, чтобы постараться навязать борьбу лидерам или напротив соревноваться во второй группе преследователей.

    Бег по дистанции характеризуется ровным темпом на протяжении забега. Как правило, спортсмены уступают друг другу лидерство, чтобы отдохнуть. Редки случаи, когда занявший лидерство с самого начала стайер финишировал первым.

    Длина шага в стайерском беге зависит от антропометрических особенностей спортсмена и обычно варьируется в пределах 120-160 см. Существует закономерность, при которой более длинная дистанция подразумевает укорачивание шагов. В этом случае большее внимание уделяется частоте шагов, которая увеличивается с ростом квалификации спортсмена.

    Момент касания стопы с поверхностью должен составлять минимальный промежуток времени. Масса тела не должна давить на маховую ногу, поскольку это усложнит отталкивание.

    Финиширование начинается за 400 метров до финишной черты. Группа спортсменов начинает часто перестраиваться, сменяя лидера. Происходит ускорение на 80% от возможностей, а на последних 50 метрах спортсмен показывает свой максимум. В беге финишное усилие называется спурт.

    Тактика бега

    В качестве примера приведу три известных тактики в стайерском беге. Каждый из вариантов был опробован на соревнованиях. Определить оптимальную тактику можно на основании личных предпочтений и показателей, которые зависят от индивидуальных особенностей.

    За спиной соперника. После старта попытайтесь заприметить спортсмена, который способен показать хороший результат и держитесь за ним всю дистанцию. Существует шанс, что выбор будет сделан неверно и тогда можно уцепиться за бегуном на голову мастеровитее и не выдержать темпа или напротив обнаружить, что спортсмен явно отстает от группы.

    Личный опыт показал, что тактика работает с погрешностью. Однажды зацепившись за одного из участников спустя 3000 метров заметил, что наступаю на пятки. Ускорившись на последних 5 кругах, выиграл у него порядка 300 метров, но столько же проиграл лидеру.

    Лидерство. Если присутствует уверенность в своих силах, тогда можно попробовать потянуть группу участников за собой. В этом случае может случиться две вещи:

    1. Соперники будут вынуждены бежать за Вами, пока хватит сил, а после заметно отстать.
    2. Среди преследователей будет участник, который окажется значительно выносливее и в завершении дистанции уверенно обойдет.

    Опять же из личного опыта. Некоторых из участников видел ранее, примерно знал их результаты и хорошо готовился к забегу. Сначала дистанции удерживал лидерство в 50-60 метров. На последних 200 метрах соперник начал резко сокращать отставание и почти выровнялся, что вынудило увеличить темп до предела. После финиша еще раз убедился, что интервальный бег весьма полезен даже в длинных дистанциях.

    Рваный бег. В середине 20 века блистал француз Гордон Пири, который в качестве тактики первым использовал рваный бег. Он ускорялся с начала дистанции до темпа близкого к спринтерскому бегу и удерживал его 200 метров, потом понижал темп до уровня ниже среднего. Затем ускорение повторялось. Соперники на протяжении дистанции повторяли действия Пири, пока хватало сил, а затем отставали.

    Тактика хороша тем, что умение выдерживать значительные перепады темпа почти гарантирует победу. Однако функциональное состояние организма страдает и изнашивается быстрее. Считается, что именно тактика бега не позволила Гордону Пири вырастить поколение спортсменов при его тренерской деятельности. Он прожил до 60 лет.

    Также применяется тактика бега отрезками, когда спортсмен ставит перед собой задачу пробежать каждый кусок дистанции за установленное время. Обычно подобная тактика используется при соревновательной тренировке. То есть спортсмен участвует в соревнованиях, но его задачей является не победить, а выполнить поставленную тренером задачу.

    Как правильно дышать?

    Дыхательный навык дополнительно отрабатывается на тренировках, поскольку его значимость в стайерском беге весьма высока. При этом спортсмен должен уметь правильно дышать после наступления утомления и образования кислородного долга.

    Правилом дыхания на длинных дистанциях является использование рта и носа одновременно, как при вдохе, так и выдохе. Использование метода “вдох носом, выдох ртом” не оправдан, поскольку не способен удовлетворить потребности организма в кислороде после нескольких километров дистанции.

    По ходу дистанции стайеры дышат часто, но при этом достаточно глубоко. Процесс вдоха может заниматься до 5 шагов. На некоторых участках дистанции возможен переход на прерывистый вариант дыхания, когда вдох производится путем совершения трех коротких дыхательных движений. Затем следует более долгий цельный выдох.

    Перед стартом рекомендуется выполнить 3-5 резких вдохов и выдохов, чтобы улучшить гипервентиляцию легких и повысить частоту сердечных сокращений.

    Как тренироваться?

    Подготовка бегуна на дистанции свыше 3000 метров включает в себя 4 метода тренировки, осуществляемые в процессе выполнения спортсменом плана программы в которой распределена нагрузка на неделю, месяц и даже год вперед.

    1. Дистанционная тренировка. Занимает 60-70% от всей нагрузки выполняемой спортсменом в ходе тренировок. Заключается в пробежках ограниченных временем 30-50 минут с темпом 70-80% от максимальной частоты сердечных сокращений.
    2. Пороговая тренировка. Заключается в повторении отрезков по 500-1500 метров несколько раз с перерывом на отдых не более 2 минут. Интенсивность бега порядка 80-90% от максимально возможного пульсового значения. С помощью пороговых нагрузок тренируется уровень анаэробного обмена – выполнение усилий при высоком кислородном долге. Чем позже наступает анаэробный порог, тем более длительное время организм способен работать в оптимальном состоянии.
    3. Интервальная тренировка. Спортсмен бежит определенную дистанцию (5 или 10 км) и совершает ускорения ограниченные временем или расстоянием (1 мин. 20 сек. или 400 метров). После чего снижает темп, который был до ускорения и продолжает бежать 1-2 минуты или 300-500 метров.
    4. Скоростная тренировка. Используется бег отрезками по 400 метров (круг стадиона) с задачей пробежать на 5-10 секунд быстрее, чем во время прохождения целостной дистанции. Таким образом, спортсмен тренирует скоростно-силовую выносливость и вырабатывает способность преодолевать каждый отдельный отрезок дистанции быстрее, чем ранее.

    Бег на большие расстояния требует минимальных затрат энергии при совершении усилия. Это осуществляется путем регулярного совершенствования техники и повышения показателей физической подготовки бегуна.

    Техника бега на длинные дистанции

    Место бега в легкоатлетической программе Олимпийских игр, длинные, сверхдлинные, короткие дистанции, основы техники. Длина шага у спринтера. Постановка стопы на грунт и последующая “работа” ног и рук. Нахождение оптимальной длины и частоты шагов.

    РубрикаСпорт и туризм
    Видреферат
    Языкрусский
    Дата добавления22.10.2011
    Размер файла16,5 K
    • посмотреть текст работы
    • скачать работу можно здесь
    • полная информация о работе
    • весь список подобных работ

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Техника бега на длинные дистанции

    Бег на стайерские (длинные) дистанции является одним из наиболее интересных и популярных видов соревнований по лёгкой атлетике и с каждым годом получает всё большее распространение. К длинным дистанциям относится бег на 3000-5000 и 10000м. В зарубежных странах проводится также бег на длинные дистанции в милевом и ярдовом измерении. Кроме того, имеется еще часовой бег, где результат определяется расстоянием, пройденным бегуном за один час по дорожке стадиона. Средние и длинные дистанции: бег на средние длинные дистанции начинаются с высокого старта. В беге на 800м. старт дается на виражах по раздельным дорожкам в беге на 1500м. общий старт, а в беге на 5000 и 10000м. общий старт на вираже. В беге на 1500, 5000 и 10000м. команда «Внимание!» не подается.

    Сверхдлинные дистанции: 20000м, 25000м, 30000м, Часовой, двухчасовой. Бег на сверхдлинные дистанции отличается от бега на длинные дистанции в связи с тем, что бег продолжается длительное время, очень важно экономичность движений при сохранений довольно высокой средней скорости.

    По команде «На старт» бегун становится перед стартовой линии, так, чтобы толчковая нога находилась у стартовой линии, а другая была бы отставлена на полшага назад, туловище подано вперед, ноги согнуты, положение должно быть устойчивым и удобным. Затем бегун ещё больше сгибает ноги и отклоняет туловище вперед, но и в этом положении он должен чувствовать хорошую опору и сохранить устойчивость. Руки занимают беговое положение: вперед выводится рука, противоположная выставленной ноге. Взгляд бегуна направлен несколько вперед на дорожку. Допустимо опираться рукой о землю.

    Положение бегуна по команде:

    По команде «На старт!» бегун становится впереди колодок, приседает и ставит руки впереди стартовой линии. Из этого положения он движением спереди назад упирается ногой в опорную площадку стартовой колодки, стоящей впереди, а другой ногой – в заднюю колодку. Встав на колено сзади стоящей ноги, бегун переносит руки за стартовую линию к себе и ставит их вплотную к ней.

    По команде «Внимание!» бегун слегка выпрямляет ноги, отделяет колено сзади стоящей ноги, отделяет колено сзади стоящей ноги от дорожки. Этим он несколько перемещает О.Ц.Т. тела вверх и вперед. Теперь тяжесть тела распределяется между руками и ногой, стоящей впереди, но так, чтобы проекция О.Ц.Т. тела на дорожку не доходила до стартовой линии на 15 – 20 см. ступни плотно упираются в опорные площадки колодок. Туловище держится прямо. Таз приподнимается немного выше уровня плеч.

    По команде «Марш!», бегун мгновенно устремляется вперед. Это движение начинается с энергичного отталкивания ногами и быстрого взмаха руками (сгибая их). Отталкивание от стартовых колодок выполняется одновременно двумя ногами значительным давлением на стартовые колодки. Но оно сразу же перерастает в разновременную работу. Нога, стоящая сзади, лишь слегка разгибается и быстро выносится бедром вперед; вместе с этим нога, находящаяся впереди, резко выпрямляется, устремляя тело бегуна вперед.

    Первый шаг следует выполнять возможно быстрее. При большом наклоне туловища длина первого шага сокращается до 100-130см.

    Наклон тела при выходе со старта, подъем бедра, отталкивание, длина первого шага, быстрота постановки ноги и ее выпрямление тесно взаимосвязаны.

    К моменту достижения высшей скорости туловище бегуна незначительно(72 – 80?) наклонено вперед. Быстрее выпрямление толчковой ноги происходит в тот момент, когда бедро маховой ноги поднято достаточно высоко. Отталкивание завершается не только полным выпрямлением опорной ноги, но и разгибанием в голеностопном суставе. В полетной фазе происходит активное, возможно более быстрое сведение бедер нога после окончания отталкивания по инерции несколько движется назад – вверх, а затем, сгибаясь в колене, начинает быстро двигаться бедром вниз – вперед, а маховая, разгибаясь, стремительно идет вниз.

    Бег заканчивается в момент, когда бегун коснется туловищем вертикальной плоскости, проходящей через линию финиша. Бегущий первым касается ленточки, протянутой на высоте груди над линией, обозначающей конец дистанции. Чтобы быстрее её коснуться, надо на последнем шаге сделать резкий наклон грудью вперед, отбрасывая руки назад. Этот способ называется «бросок грудью».

    При броске на ленточку увеличивается опасность падения. Падение предотвращается быстрым выставлением маховой ноги далеко вперед после соприкосновения с финишной лентой. После финиша скорость бега нужно снижать постепенно.

    Длина шага у хорошего спринтера равна 73/4 – 9 стопам. Она может несколько изменяться в зависимости от качества грунта, ветра, подготовленности, утомления бегуна и других причин. Шаги с правой и левой ноги часто неодинаковы: с сильнейшей ноги они немного длиннее. Желательно добиться одинаковых шагов с каждой ноги, чтобы бег был ритмичным, а скорость равномерной. Это позволит достичь и более высокого темпа бега.

    Под совершенной техникой бега на длинные дистанции понимают наиболее эффективные, рациональные и экономичные движения бегуна, позволяющие ему показывать высокие результаты.

    Технику бега характеризуют постановка стопы на грунт и последующая «работа» ног, положение туловища и головы, «работа» рук, частота и длина шагов, скорость бега, степень расслабления мышц в нерабочие моменты. Основной и ведущей в беге является «работа» ног, анализ которой принято начинать с момента постановки стопы на грунт. Наиболее рациональной является постановка ноги с передней части наружного свода стопы с последующим перекатом на всю стопу. Тогда уменьшается тормозное действие переднего толчка, сокращается его длительность, лучше сохраняется поступательное движение бегуна вперед.

    Рассматриваемая нами постановка возможно лишь при наличии небольшого наклона туловища вперед и при высокой работе рук. До момента вертикали, мышцы бегуна, растягиваясь и напрягаясь, подготавливаются к сокращению в фазе отталкивания. Внешним признаком хорошего и эффективного отталкивания от грунта является полное и законченное выпрямление толчковой ноги во всех суставах в сочетании с активным выносом вперед – вверх бедра маховой ноги, что существенно усиливает мощность толчка. Задний толчок выполняется очень эффективно, угол отталкивания равен примерно 50 градусам. В момент окончания заднего толчка голова должна держаться прямо, взгляд направлен вперёд.

    При движении назад локоть руки идёт назад – наружу, угол сгибания уменьшается, а при движении вперед кисть идёт несколько внутрь, к средней линии туловища. Высокая работа рук позволяется увеличить частоту движений и, как следствие этого, повысить скорость бега. Ритм дыхания согласовывается с частотой беговых шагов и индивидуален для каждого спортсмена. спринтер дистанция бег

    Исследования показали, что более выгодным является частое дыхание, в лучшей мере обеспечивающее организм кислородом. Целесообразнее всего применять смешанный тип дыхания с преобладанием диафрагмального (брюшного) дыхания. Это способствует улучшению кровообращения.

    Нахождение оптимальной длины и частоты шагов – необходимое условие технического совершенства бегуна. Для каждого спортсмена, в зависимости от его роста, имеется определённый оптимум.

    Рекордных достижений в беге на длинные дистанции добиваются, как правило, спортсмены с большим стажем тренировки. Бег на длинные дистанции предъявляет очень высокие требования к деятельности сердечно – сосудистой системы. Силовая подготовка бегунов на длинные дистанции чаще всего проводится в условиях усложненной беговой деятельности (бег по песку, в гору, с отягощениями, прыжкообразный бег на мягком грунте или в гору, бег против ветра).

    Спортивные результаты стайеров в первую очередь зависят от уровня их выносливости, под которой подразумевается способность к высокому темповому бегу на основной дистанции или на удлинённых отрезках.

    Для проведения соревнований в соответствии с действующими правилами назначается руководство соревнованиями – судейская коллегия, а во время международных соревнований и первенств, кроме того, и апелляционное жюри. Во время национальных и международных соревнований руководство соревнованиями состоит из главного судьи соревнования (он обеспечивает общее руководство) и руководителя, ответственного за организацию и техническое обеспечение. Они отвечают за проведение соревнований в соответствии с правилами. Апелляционное жюри рассматривает все поданные протесты и выносит по ним своё решение, которое является окончательным. В судейскую коллегию полного состава входят, как минимум один главный судья и четыре старших судьи. Кроме того, 4 судьи на дорожке, 3 судьи – хронометриста, стартер, помощник стартёра и др. Главный судья отвечает за соблюдение правил соревнований и принимает решения по всем техническим вопросам.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

    Бег на короткие дистанции является самым древним видом легкоатлетических упражнений. Техника бега. Определение и краткая характеристика. Анализ техники бега. Техники бега на различных спринтерских дистанциях. Обучение технике бега на короткие дистанции.

    курсовая работа [33,5 K], добавлен 20.02.2009

    Техника выполнения спортивных упражнений. Последовательность выполнения низкого старта. Бег по дистанции. Работа мышц ног во время бега с высокой скоростью. Физиологические основы бега на короткие дистанции. Усилие бегуна на последних метрах дистанции.

    контрольная работа [29,8 K], добавлен 05.12.2009

    Понятие “бег на короткие дистанции”. Упражнения анаэробной мощности. Анализ техники спринтерского бега. Биомеханика двойного бегового шага. Виды эстафетного бега. Угловое перемещение тела спортсмена. Физиологическая характеристика спринтерского бега.

    курсовая работа [2,9 M], добавлен 23.10.2014

    История развития спортивного бега на короткие дистанции. Определение и характеристика этого вида спорта. Анализ техники спринтерского бега. Динамика ее совершенствования с ростом квалификации спортсмена. Практические задачи, средства и методы обучения.

    контрольная работа [279,8 K], добавлен 03.12.2014

    Бег на короткие дистанции в Древней Греции и Олимпийские игры современности. Основы техники бега по дистанции. Методика обучения технике бега на средние дистанции. Характерные ошибки и способы их устранения. Организация и правила проведения соревнований.

    реферат [211,4 K], добавлен 14.05.2012

    Анализ техники спринтерского бега. Динамика изменения техники бега с ростом квалификации спортсмена. Особенности техники бега на различных спринтерских дистанциях. Методика тренировки в беге на короткие дистанции на этапе предварительной подготовки.

    курсовая работа [595,8 K], добавлен 20.10.2012

    Техника бега на короткие дистанции. Структура бега на различных спринтерских дистанциях. Задачи, средства и методы подготовки юных спортсменов. Общие основы тренировки. Разработка учебно–тренировочного процесса по подготовке юных бегунов–спринтеров ДЮСШ.

    дипломная работа [1,3 M], добавлен 01.11.2015

  • Ссылка на основную публикацию