Оздоровительные системы физических упражнений – характеристика и виды методик

Международный журнал

гуманитарных и естественных наук

Сбитнева О. А. Современные и традиционные системы физических упражнений как средство оздоровительной направленности студентов в процессе образовательной деятельности / О. А. Сбитнева. // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2018. – 4. – С. 65-68.

С ОВРЕМЕННЫЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ КАК СРЕДСТВО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ В

ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.А. Сбитнева , старший преподаватель

Перм ский государственный аграрно- т ехнологический университет име ни академика Д.Н. Прянишникова

( Росси я, г . Пермь)

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы здоровья студентов. Материалы статьи отображают значимость современных и традиционных оздоровительных систем. Рассмотрено влияние физической активности на учебный процесс. Обсуждаются пробл е мы пассивного образа жизни студентов. Приведен краткий обзор пользы йоги в разных в и дах спорта.

Ключевые слова: физическая активность, здоровье, физические нагрузки, современные и традиционные оздоровительные системы, образ жизни.

Проблема здоровья никогда не теряла своей актуальности . В наше время пробл е мы здоровья остаются самыми значимыми, тревожащими современный мир. Ухудш е ние здоровья зависит от целого ряда факт о ров , в том числе недостаток двигательной активности. В ажно последовательно фо р мировать здоровье на протяжении всего п е риода обучения. Поступив в ВУЗ, студенты сталкивается со многими проблемами: н ер е гулярное и неправильное питание, недос ы пание , недостаточная физическая акти в ность , д лительное пребывание в душных помещениях , п риобретение вредных прив ы чек (курение, алкоголь и др.) , п остоянные стрессы , б ольшая умственная, физическая нагрузка , н апряжение зрения. У словия и режим обучения, приобретение знаний, умений, навыков, достижение уровня физ и ческой подготовленности, гарантирует о х рану и укрепление здоровья студентов. Зд о ровье является потребностью жизнеде я тельности. Успешность усвоения знаний, творческая самоотдача, психологический комфорт, самосовершенствование, во мн о гом зависят от здоровья студентов. Здоровье играет большую роль в образовательном процессе, его отсутствие ведет к снижению умственной, физической работоспособн о сти. Адаптироваться к новым условиям жизни, обучения, труда , возможно собл ю дая ЗОЖ, направленный на укрепление здоровья и профилактику заболеваний. В е дя здоровый образ жизни, необходимо пр и держиваться некоторых правил: абсолю т ный отказ от пагубных привычек, ежедне в ное умеренное здоровое питание, систем а тическая двигательная активность, полн о ценный сон, гигиена (личная и обществе н ная), непрерывный контроль над эмоциями, интеллектуальное развитие, духовное и с о циальное самочувствие. Неотъемлемой ч а стью становления всесторонне развитых студентов, будущих специалистов, является фи зическое и психическое здоровье. Пр о цессы восприятия, внимания, мышления, памяти имеют большое значение в подг о товленности студентов к деятельности. Учебная деятельность ориентирована на умственный труд. Основная нагрузка пр и ходится на ЦНС, ее высший отдел головной мозг. Длительное пребывание в «сидячей» позе отрицательно воздействует на орг а низм. В современном обществе первое м е сто занимают « сидячие » работы . «Сидячий» образ жизни является фактором риска мн о гих заболеваний опорно-двигательного а п парата, сердечно — сосудистой , лимфатич е ской , нервной, пищеварительной, дыхател ь ной, иммунной систем. В студенческие г о ды организм молодых людей подвержен большому риску разви тия хронических з а болеваний. Одним из сп особов поддерж а ния здоровья, являю тся физические нагру з ки, оздоровительная физическая культура. Появляется необходимость в комплексах различных физических и психических у п ражнений , современных и традиционных оздоровительных систем.
Оздоровительные системы — это системы обеспечивающие формирование здоровья человека на основе практических методик, которые подразделяются на современные и традиционные. Современные оздоровител ь ные системы формиру ются в странах мол о дой культуры, позволяют обеспечить фо р мирование здоровья на основе системного подхода. Это шейпинг, аэробика, стре т чинг , пилатес , ритмическая гимнастика, калланетика . Шейпинг – это комплекс ри т мических упражнений и здорового питания, направленные на коррекцию фигуры и п о вышения тонуса мышц. Аэробика – это ра з новидность физической тренировки, когда специальные движения выполняются под ритмичную музыку, которая помогает сл е дить за ритмом выполнения упражнений. Улучшает деятельность дыхательной, се р дечно- сосудистой , нервной систем. Укре п ляется костная система. Наиболее популя р ными видами аэробики являются степ-аэробика и аква-аэробика . Стэп-аэробика это танцевальная аэробика, которая пров о дится на специальных платформах, наз ы ваемых «степами». Аква-аэробика – это у п ражнения, выполняемые в воде. Стретчинг – это спортивная гимнастика, подвид фитн е са, представляющий собой комплекс у п ражнений способствующих растяжке мышц и связок тела. Используется в качестве ра з минки, профилактики (гипокинезии, осте о пароза ) и лечению различны заболеваний. Положительно влияет на центральную и п е риферическую нервную систему. Активиз и руются обменные процессы. Пилатес – это комплекс статических упражнений, напра в ленных на развитие гибкости и подвижн о сти в сочетании с правильным дыханием и поддержанием тела в равновесии. Основная задача пилатеса заключается во взаимоде й ствии всех мышечных групп, связок и с у хожилий. Это способствует укреплению мышечной ткани организма, увеличению эластичности связок, поднятию настроения и морального состояния. Оказывает благ о творное действие на иммунную, лимфат и ческую, сердечно – сосудистую систему. Ритмическая гимнастика – разновидность оздоровительной гимнастики. Важным эл е ментом ритмической гимнастики является музыкальное сопровождение. Занятия ри т мической гимнастикой улучша ют работу сердечно-сосудистой , дыхательной систем, укрепляю т мышцы, восстанавливают коо р динац ию движений, исправляют осанку. В ырабатывается выносливость, силовые к а чества, улучшается подвижность суставов. В ритмическую гимнастику можно вкл ю чать следующие движения: движения о т дельными частями тела, сгибания и разг и бания, повороты и вращения с большим и маленьким напряжением, махи ногами и р у ками; ходьба, бег, подскоки, прыжки; эл е менты художественной гимнастики , танц е вально-хореографические . Калланетика – это комп лекс гимнастических упражнений. Это система комплексных статических у п ражнений, направленных на сокращение и растяжение мышц. Способствует коррекции фигуры. Традиционные системы родом из стран с непрерывн ой и старейшей культ у рой — Индии и Китая. Это йо га, ушу и цигун в их основе лежа т гимна стические компле к сы, дыхательная гимнастика , элементы пс и хофизического тренинга, изобразительного искусства, философской системы и опред е ленных взглядов на жизнь. Йога и спольз о валась для единения человека с божеством. Занятия приводят к полной гармонии тела, души и психики . Есть несколько путей до с тижения , на и х основе йога имеет нескол ь ко направлений. Регулярная практика ра з личных поз йоги, а также дыхательных у п ражнений помогает укрепить мышцы, ра з вить качественно новую силу, а также улучшить мышечную эластичность и массу. Йога является незаменимым помощником многих спортсменов. Средства йоги спосо б ствует оздоровлению организма, укрепл е нию координации движений, развитие пс и хоэмоциональной устойчивости у карат э ков . Восстановление и повышение спорти в ной работоспособности с применением средств йоги. Комплексы упражнений с применением йоги направлены на корре к тировку дисбаланса опорно – двигательного аппарата, разогрев, концентрацию, устойч и вость психоэмоционального состояния, б ы стрые восстановительные процессы. Йогу включают для развития гибкости суставов, связок, мышц волейболисты. Отмечается положительное воздействие на отделы п о звоночника, как средство борьбы со стре с сом, эмоциональным перевозбуждением. Польза йоги для силовых видов спорта (пауэрлифтинг, гиревой спорт, тяжелая а т летика, бодибилдинг) становится очеви д ной. Постановка правильного дыхания спортсменов; концентрация внимания на выполняемом действии; гибкость суставов, позвоночника; профилактика травматизма являются неотъемлемыми факторами пр и менения йоги в тренировочном процессе тяжелоатлетов. Средства йоги дают во з можность разогреть мышцы и поддерживать их в хорошей форме у легкоатлетов. У п ражнения йоги положительно влияют на формирование правильной осанки и пов ы шение подвижности суставов и позвоно ч ника. Стимулируют нервную, сердечно – сосудистую, эндокринную, дыхательную систему. Применяя упражнения йоги, спортсмен контролирует свое тело, дых а ние; концентрируется на выполнении дв и жений, двигательной деятельности. Йога полезна и для баскетболистов. Помогает предотвратить ряд травм; повысить по д вижность суставов; укрепить мышцы; улучшить баланс тела, способствующий лучшему контролю движений тела, его п о ложения в пространстве. Ушу – совоку п ность боевых искусств , объединяющи х множество стилей. Ушу строится на при н ципах управления внутренней энергии, к о торые развиваются с помощью психофиз и ческой тренировок, позволяющие активиз и ровать скрытые возможности органи з ма. Упражнения развивают координацию, быстроту двигательной реакции, гибкость, подвижность в суставах, выносливость. Ц и гун и спользуется с оздоровительной, тер а певтической цел ью . Упражнения просты в выполнении, отсутствует ограничение по состоянию здоровья. Основой упражнений является дыхательная гимнастика . Систему упражнений Цигун назначают при язвах, гастрите, гипертонии и т.д. Применение о з доровительных систем ведет к полной га р монии души и тела. С помощью этих си с тем функционирование внутренних органов нормализуется, укрепляются все основные системы организма, улучшается эмоци о нальное состояние, повышается концентр а ция внимания, уверенность в собственных силах. Физическая акти вность, оздоров и тельная физическая культура являются зн а чимыми для функциональной жизнеде я тельности организма на протяжении всей жизни. Укрепление, сохранение здоровья является возможным при применении с о временных, традиционных оздоровител ь ных систем. Регулярная физическая де я тельность способна приостановить возра с тные изменения физиологических функций. Физическая культура и спорт занимает ва ж ное место в учебе, работе, отдыхе.

Б иблиографический список

  1. Алексеев, С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев, Ю.Ф. Курамшин. — М.: Теор. и практ. физ. культ., 2013. – 780 c.
  2. Бароненко , В.А . Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие / В.А. Бароненко. — М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2012. — 336 c.
  3. Барчуков, И.С. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / И.С. Барчуков и др. — М.: Советский спорт, 2013. — 431 c.
  4. Виленский , М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: Учебное пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. — М.: КноРус, 2013. — 240 c.
  5. Дианов , Д.В. Физическая культура. Педагогические основы ценностного отношения к здоровью / Д.В. Дианов, Е.А. Радугина, Е Степанян. — М.: КноРус, 2012. — 184 c.
  6. Кобяков, Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие / Ю.П. Кобяков. — Рн/Д: Феникс, 2012. — 252 c.

MODERN AND TRADITIONAL SYSTEMS OF PHYSICAL EXERCISE AS A MEANS OF IMPROVING ORIENTATION OF STUDENTS IN EDUCATIONAL ACTIVITIES

O.A. Sbitneva , senior lecturer

Perm state agrarian and technological university named after Academician D.N. Pryanishnikov

Abstract. The article deals with the problems of students ‘ health. The materials of the article r e flect the importance of modern and traditional health systems. The influence of physical activity on the educational process is considered. The problems of students ‘ passive lifestyle are discussed. A brief overview of the benefits of yoga in different sports is given.

Keywords: physical activity, health, exercise, modern and traditional health systems, a way of life.

Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений
статья по физкультуре

Работа спортивно -оздоровительной системы ориентирована, на достижения максимально возможного оздоровительного эффекта. Существуют различные формы и виды занятий физическими упражнениям, которые обеспечивают профилактику различных заболеваний, повысить выносливость организма к вредным воздействиям внешней среды и профилактику заболеваний. Следовательно можно предположить, что современные спортивно-оздоровительные упражнения играю значимую роль для здоровья человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
sovremennye_sportivno-ozdorovitelnye_sistemy_fizicheskih_uprazhneniy.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Современные спортивно-оздоровительные системы физических упражнений

Работа спортивно -оздоровительной системы ориентирована, на достижения максимально возможного оздоровительного эффекта. Существуют различные формы и виды занятий физическими упражнениям, которые обеспечивают профилактику различных заболеваний, повысить выносливость организма к вредным воздействиям внешней среды и профилактику заболеваний. Следовательно можно предположить, что современные спортивно-оздоровительные упражнения играю значимую роль для здоровья человека.

Ключевые слова: физические упражнения, оздоровительные упражнения.

К современным спортивно-оздоровительным физическим упражнениям относятся: ритмическая гимнастика, шейпинг, степ-аэробика, слайд-аэробика, вело-аэробика, аква-аэробика.

Ритмическая гимнастика- разновидность гимнастики оздоровительно направленности, основным содержанием которой являются общеразвивающие упражнения, бег, прыжки и танце-вальные элементы, исполняемые под музыку преимущественно поточным методом ( почти без перерывов, без пауз и остановок для объяснения упражнений).
Ритмическая гимнастика развивает силу и гибкость, улучшает телосложение, координацию движений, развивает чувство ритма, способствует развитию грациозности, свободы движений, повышает физическую работоспособность. Тренирующий эффект достигается при 2-3 занятий в неделю продолжительностью 30-45мин.

Шейпинг -система физических упражнений (преимущественных силовых) для женщин, направленная на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма. Она представляет собой комплекс упражнений, последовательно нагружающих различные группы мышц. Они прорабатываются многократным повторением циклических упражнений, выполнять которые следует в умеренном тепле до максимума. Первый этап занятий- упражнения, направленные на уменьшение жировых отложений. Второй этап- увеличение мышечного объема в нужных местах, чтобы фигура приобрела красивые, изящные формы.

Степ-аэробика-система физических упражнений с использованием степ-платформы с изменяемой высотой (высота 15-30 см, ширина около 50 см). Выполняя под музыку различные шаги, танцевальные движения, быстрые переходы, часто меняя ритм и направление движений, можно получить нагрузку, равноценную беговой тренировке. А чтобы больше пропотеть и сжечь больше жира, можно использовать гантели. Степ-аэробика эффективна для коррекции формы голени, бедер и ягодиц. При регулярных занятиях улучшается работа сердечно-сосудистой системы, повышается выносливость.
Слайд-аэробика- это система физических упражнений на специальной гладкой (пластиковой) дорожке длиной 183 см и шириной 61см. Занимающиеся надевают особую обувь и носочки, встают на дорожку (слайд) и скользят по ней, имитируя движение конькобежца, лыжника или роллера.

Слайд-аэробика позволяет развивать общую выносливость, целенаправленно развивать силу мышц ног, корректировать форму бедер.
Вело-аэробика-тренировка на велотренажере под музыку и видеосопровождение. На экране монитора крутые горные подъемы сменяются пологими спусками или извилистыми лесными дорожками, создающими эффект присутствия. «Велосипедист» пытается на велотренажере преодолеть видеопрепятствия. Вело-аэробика незаменима для полных , она разгружает суставы и прекрасно сгоняет лишний жир .
Аква-аэробика-система физических упражнений в воде, выполняемых под музыку, сочетающая элементы плавания, гимнастики, стретчинга, силовые упражнения. Способствует более эффектному снижению веса , повышает выносливость , улучшает координацию движения .
Для занятий нужны специальные приспособления: аквапояс, позволяющий удерживать тело в вертикальном положении на глубокой воде, акваперчатки ,аквагантели , и акваштанги ,аквастеп, эластичные бинты, ласты,дощечки, обручи, отягощения, закрепленные на запястьях или лодыжках. Все они позволяют выполнять в воде самые разные упражнения (ходьба, бег, прыжки, подскоки в разных наклонениях, махи руками и ногами , танцевальные шаги и др.) .
Аквааэробика улучшает деятельность сердечно- сосудистой и дыхательной систем, развивает физические качества , способствует коррекции телосложения повышает уровень работоспособности ; оказывает положительное влияние на психику человека
Внешний эффект силовых упражнений выражается в соответствующих изменениях силовых упражнений состоит в обеспечении высокого уровня жизненно важных функций организма и осуществления двигательной активности.

Подводя итог, в основе современных спортивно-оздоровительных упражнений лежит правильный режим дня, сбалансированная физическая нагрузка и правильное питание. Любой человек следящий за своим здоровьем ,должен заниматься физической культурой ,благодаря занятиям улучшаются координация деятельности нервных центров и процессы мышления, память и концентрация внимания, также ориентация человека в пространстве становится наиболее точной, повышаются функциональные резервы многих органов и систем организма. Абсолютно все современные популярные оздоровительные системы физических упражнений объединяет дисциплина и воспитание личности. Человек, который осознал значение отличного здоровья, будет всегда поддерживать его на должном уровне, а оздоровительные системы помогут сосредоточиться на главном и достичь лучшего качества жизни.

Реферат. Современные системы оздоровительной физической культуры

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет»

Факультет иностранных языков

Направление подготовки: 45.03.02 Лингвистика

Направленность (профиль) подготовки: Теория и практика перевода

на тему: «Современные системы оздоровительной физической культуры»

студентка ФИЯ ЛВ-21

3. Атлетическая гимнастика……………………………………………………8-9

ВВЕДЕНИЕ
Физическая культура – система специальных упражнений и спортивной деятельности, направленная на развитие физических и духовных сил человека. Она опирается на научные данные о физических и психических возможностям организма, на специальную материально-техническую базу, способствующую их проявлению и развитию.

Физическая культура и спорт способствуют развитию интеллектуальных процессов – внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на занятиях, не пропускают их из-за простудных заболеваний.

Физическая культура – это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека.

Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь – это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни основан на принципах нравственности, рационально организован, активный, закаливающий и, в то же время, защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяет до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Для нормальной работы организма человека необходим достаточный уровень развития мышечной системы. Гармонично развитые мышцы имеют основное значение при формировании правильной осанки. Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Для достижения целей оздоровления организма, профилактики заболеваний существуют множество современных систем оздоровительной физической культуры.

  1. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ

Одной из возможностей сохранения, развития и восстановления здоровья человека, является оздоровительная физическая культура.

Системы знаний и практических методик, позволяющих обеспечить формирование здоровья, понимаются как оздоровительные системы.

Оздоровительные системы – это системы знаний и практических методик, позволяющих обеспечить формирование здоровья

Оздоровительные системы начали формироваться с момента зарождения человеческих цивилизаций и естественным образом входят в культуру человечества.

Известные оздоровительные системы условно можно разделить на современные и традиционные. Традиционные системы пришли к нам из стран с непрерывным и преемственным развитием культуры – Индии и Китая. Это йога, у-шу, цигун.

Йога в переводе с санскрита означает «союз, соединение, связь, гармония». Единение души человека с абсолютным духом или божеством, индивидуального сознания с космическим разумом. Гармония полного физического здоровья и духовной красоты человека. Совокупность методов, способствующих созданию единой, цельной личности. Гармония трех начал человека: физического, умственно-эмоционального, или психического, и духовного. Йога ставит своей целью такую гармонию, которая достигается различными направлениями йоги.

Ушу – это обобщенное название боевых искусств, существующих в Китае. Название состоит из двух иероглифов – «у» и «шу», что в переводе с китайского означает «военное искусство».
Исторически искусство ушу зарождалось как система знаний, позволяющая обеспечить выживание человека в любых условиях. Подобная подготовка помогала развить способности к быстрому принятию необходимого решения и немедленному действию. Однако ушу предназначено не только для боевой подготовки: методики, которые задействует искусство, позволяют также развить скрытые способности организма, быстро восстановить затраченные ресурсы, добиться оздоровления и самосовершенствования.
В основе понятия цигун лежит идея о существовании особой энергии ци, которая пронизывает весь мир, в том числе и каждого человека. Дословный перевод с китайского означает — работа с энергией . В более широком смысле цигун — это искусство применения энергии ци , которое позволяет поддерживать духовное и физическое здоровье, продлить жизнь, лечить различные заболевания, а также может применяться в бою.

Цигун — неотъемлемая часть китайской культуры. Последние исследования свидетельствуют, что практики, похожие на цигун, существовали еще до появления письменности. Возникновение цигун связано с традиционной китайской религией даосизмом . Изначально даосизм ориентировался на внешние алхимические практики, одной из целей которых являлось создание так называемой пилюли бессмертия , дающей возможность вечной жизни. Но в первом тысячелетии нашей эры даосы стали уделять больше внимания внутренним практикам, связанным с работой с ци. Цигун очень разнообразен — невозможно перечислить все его школы и направления

Современные системы оздоровительной физической культуры также довольно разнообразны. К ним относятся атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика, аэробика, а также ш ейпинг – система физических упражнений для женщин (преимущественно силовых), направленная на коррекцию фигуры и улучшение функционального состояния организма; калланетика – программа из 30 упражнений для женщин, выполняемых в изометрическом режиме и активирующих глубокие мышечные группы; аквааэробика – система физических упражнений в воде под музыку, сочетающая элементы плавания, гимнастику, силовые упражнения.

  1. РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Ритмическая гимнастика (ритмика, известна также как аэробика) — система музыкально-ритмического воспитания, созданная Эмилем Жак-Далькрозом . Метод заключается в развитии чувства ритма — чувства времени, иными словами, развитии координации между нервной и мускульной деятельностью человека, что помогает достичь автоматизма в самых сложных движениях. Система Далькроза способствует развитию и упражнению внимания и памяти. Работа над созданием и оформлением метода ритмического воспитания относится к 1900—1912 гг.; первоначальное название — faire les pas («делать шаги»), затем ритмическая гимнастика, но, поскольку из-за слова «гимнастика» метод начали путать с обыкновенной спортивной гимнастикой , Далькроз остановился на слове «ритмика». В настоящее время употребляются оба слова.

На идею создания системы Далькроза натолкнуло наблюдение над учениками, которым он преподавал сольфеджио: выяснилось, что даже самые неспособные запомнить и воспроизвести музыкальную фразу сразу понимали задание, как только начинали двигаться вместе с музыкой.

Ритмическая гимнастика – традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, основанный на подчинении двигательных действий задающему ритм и темп музыкальному сопровождению.

Ритмическая гимнастика представляет собой систему гимнастических упражнений, включающую упражнения общеразвивающего характера, циклические движения (ходьбу, бег, подскоки и прыжки, танцевальные элементы), выполняемые в заданном темпе и ритме.

Воздействие ритмической гимнастики на организм занимающихся можно определить как комплексное. Поскольку упражнения носят поточный характер, то нагрузка ложится прежде всего на сердечно-сосудистую и дыхательную системы и опорно-двигательный аппарат. Движения и их соединения координационного характера совершенствуют двигательные возможности, расширяют двигательный опыт, формируют правильную осанку и рациональную походку, воспитывают общую культуру движений и стиль поведения, при определенных условиях могут привить эстетические вкусы. В процессе выполнения комплексов совершенствуются выносливость, подвижность в суставах, силовые качества.

В целом направленное воздействие ритмической гимнастики заключается в поддержании здоровья, в гармоничном физическом и функциональном совершенствовании.

При этом решаются достаточно важные частные задачи: увеличение степени общей двигательной активности, коррекция фигуры, психологическая разрядка.

Содержание ритмической гимнастики составляют: движения отдельными звеньями тела, типа сгибаний и разгибаний, поворотов и вращений (с большими или меньшими напряжениями), махи; разновидности ходьбы и бега, подскоки и прыжки; элементы вольных упражнений и художественной гимнастики; танцевально-хореографические элементы.

Выполнение их в ритмической гимнастики имеет свои особенности: каждое упражнение в отдельности достаточно просто и поэтому доступно практически всем возрастным категориям занимающихся; многократные повторения каждого движения, их сочетаний в связках, сериях и целом потоке определяют их аэробный характер, стимулирующий работу сердечно сосудистой и дыхательной систем и обеспечивающий нагрузку опорно-двигательного аппарата; большинство упражнений красивы по форме и стилю исполнения, движения в них свободны – что создает благоприятные условия для воспитания выразительности и развития пластичности;
ритмичное музыкальное сопровождение, а также красивая и точная демонстрация движений преподавателем (или демонстратором) создают положительный эмоциональный фон, соответствующий настроению и вкусу занимающегося; отдельные упражнения объединяются в комплексы, позволяющие включить в работу большое количество мышечных групп, обеспечить гармоничность воздействия; отсутствие жестких требований к техническому обеспечению, возможность индивидуального выбора удобной и красивой экипировки и смены ее в соответствии с изменениями моды, общая «веселая» обстановка делают ритмическую гимнастику популярной и массовой.

Современная ритмическая гимнастика — это самостоятельный вид гимнастики с характерной методикой и правилами организации занятий. Упражнения ритмической гимнастики используются в форме утренней зарядки, физкультурной паузы в течение рабочего дня, в виде индивидуальных самостоятельных занятий или строго регламентированных уроков, спортивной разминки или части тренировочного занятия.

Особенность ритмической гимнастики состоит в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения. В ней используется комплекс различных средств, оказывающих влияние на организм. Так, серии беговых и прыжковых упражнений влияют преимущественно на сердечно-сосудистую систему, наклоны и приседания – на двигательный аппарат, методы релаксации и. самовнушения – на центральную нервную систему.

  1. АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА

Атлетическая гимнастика – это система гимнастических упражнений, направленная на развитие силовых качеств и способностей ими пользоваться. Атлетическая гимнастика – традиционный вид гимнастики оздоровительно-развивающей направленности, сочетающий силовую тренировку с разносторонней физической подго­товкой, гармоническим развитием и укреплением здоровья в целом.

Атлетическая гимнастика система разносторонних силовых упражнений, направленных на развитие силы, формирование пропорциональной фигуры и укрепление здоровья. Атлетическая гимнастика укрепляет здоровье, избавляет от многих физических изъянов (сутулость, впалая грудь, неправильная осанка, слаборазвитые мышцы и др.). Режим упражнений в сочетании с рациональным питанием позволяет избавиться от излишних жировых отложений или прибавить в весе в тех случаях, когда это необходимо. Система упражнений Тренирует сердечно-сосудистую (мышечную массу нередко называют вторым сердцем) и другие жизненно важные системы организма, через развитие мускулатуры активно и благотворно воздействует на работу внутренних органов, делает тело мускулистым и красивым, позволяет направленно управлять своим телосложением. с гантелями, гирями, штангой, собственным весом (отжимания, подтягивание на турнике), на специальных тренажёрах способствует достижению высокого уровня силы, развитию выносливости, укреплению нервной системы, исключению или резкому снижению вредного воздействия на организм так называемых факторов риска Женщинам эти занятия позволяют обрести грациозность, довести фигуру до совершенства, способствуют более быстрому послеродовому восстановлению организма. Гимнастика является средством активного отдыха и формирования здорового образа жизни.

Положительное влияние атлетической гимнастики умножается, если сочетать силовые упражнения с упражнениями на выносливость (бег, лыжи, плавание, велосипед).

Занятия с гантелями в сочетании с другими оздоровительно-физкультурными мероприятиями помогают поддерживать свой жизненный тонус, не позволяют мышцам ослабевать. Гантели можно использовать а любом помещении, элементарно просто разнообразя выполняемые упражнения, воздействуя практически на каждую мышцу всего тела. Предлагаемый ниже гантельный комплекс с успехом может использоваться начинающими атлетами и лицами со средним опытом занятий атлетизмом (до года), позволяет подготовиться к занятиям со штангой и на специальных тренажёрах, успешно овладеть силовыми и скоростно-силовыми упражнениями.

процессе занятия атлетической гимнастикой и силовыми упражнениями происходит укрепление опорно-двигательного аппарата – костей, связок, сухожилий, мышц, усиливается кровоснабжение мышечных тканей, что способствует их развитию. Выполнение комплекса упражнений с отягощениями положительно влияют на белковый обмен, усиливают анаболические процессы, вследствие чего улучшается способность организма к регенерации, возрастает его сопротивляемость заболеваниям.

Оздоровительный бег является наиболее простым и доступным (в техническом отношении) видом циклических упражнений, а потому и самым массовым.

Бег более интенсивное упражнение, чем ходьба, однако и его можно дозировать по расходу энергии, скорости передвижения, расстоянию и т. д.

Техника оздоровительного бега настолько проста, что не требует специального обучения, а его влияние на человеческий организм чрезвычайно велико. Однако при оценке эффективности его воздействия следует выделить два наиболее важных направления: общий и специальный эффект.

Общее влияние бега на организм связано с изменениями функционального состояния ЦНС, компенсацией недостающих энергозатрат, функциональными сдвигами в системе кровообращения и снижением заболеваемости. Тренировка в беге на выносливость является незаменимым средством разрядки и нейтрализации отрицательных эмоций, которые вызывают хроническое нервное перенапряжение. Эти же факторы значительно повышают риск миокарда в результате избыточного поступления в кровь гормонов надпочечников – адреналина и норадреналина.

Оздоровительный бег (в оптимальной дозировке) в сочетании с водными процедурами является лучшим средством борьбы с неврастенией и бессонницей. В результате снимается нервное напряжение, улучшается сон и самочувствие, повышается работоспособность.

Успокаивающее влияние бега усиливается действием гормонов гипофиза, которые выделяются в кровь при работе на выносливость. При интенсивной тренировке их содержание в крови возрастает в 5 раз по сравнению с уровнем покоя и удерживается в повышенной концентрации в течение нескольких часов. В результате такого многообразного влияния бега на центральную нервную систему при регулярных многолетних занятиях изменяется и тип личности бегуна, его психический статус, повышается не только физическая, но и умственная работоспособность, творческие возможности человека.

Занятия оздоровительным бегом оказывают существенное положительное влияние на систему кровообращения и иммунитет.

В результате занятий оздоровительным бегом важные изменения происходят и в биохимическом составе крови, что влияет на восприимчивость организма к раковым заболеваниям.

Таким образом, положительные изменения в результате занятий оздоровительным бегом способствуют укреплению здоровья и повышению сопротивляемости организма действию неблагоприятных факторов внешней среды.

Специальный эффект беговой тренировки заключается в повышении функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и аэробной производительности организма. Повышение функциональных возможностей проявляется прежде всего в увеличении сократительной и «насосной» функций сердца, росте физической работоспособности.

Благодаря активизации жирового обмена бег является эффективным средством нормализации массы тела. У людей, регулярно занимающихся оздоровительным бегом, вес тела близок к идеальному, а содержание жира в 1,5 раза меньше, чем у небегающих.

Рекомендуется начинать свою физическую подготовку именно с ходьбы. Также постепенно нужно переходить от ходьбы к бегу. Увеличение расстояния, дополнительные минуты бега должны приходить естественным путем. Необходимо познать собственные возможности и держать тренировочную нагрузку в их пределах. Один из основных способов – тренироваться, но не напрягаться.

Дозированный бег следует начинать после выполнения небольшого комплекса привычных общеразвивающих упражнений. Особое внимание обратите на подготовку суставных связок. Если на улице холодно, разминку лучше сделать дома.

Немаловажное значение имеет психологическая нагрузка, эмоциональный комфорт, возникающий во время длительного бега с оптимальной скоростью. Не случайно большинство поклонников оздоровительного бега отмечают тот факт, в результате длительных пробежек они неизменно испытывают чувство удовлетворения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Здоровье – способность человека адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, взаимодействуя с ними свободно на основании своей биологической, психологической и социальной сущности.

Здоровье человека находится в прямой зависимости от его образа жизни. Для сохранения здоровья человека необходимо вести именно здоровый образ жизни, который предусматривает физическую активность, необходимую для функциональной жизнедеятельности организма.

Здоровый образ жизни объединяет все то, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях, и выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Оздоровительные системы физических упражнений — характеристика и виды методик

    Сидячий образ жизни, а также связанные с ним вредные привычки становятся основными причинами заболеваний. Чтобы поддерживать и укреплять здоровье, человеку необходимо прилагать значительные усилия для этого и сознательно ограничивать себя во многих отношениях. Наиболее благотворное влияние в этом могут оказать оздоровительные системы физических упражнений.

    Физические нагрузки

    Оздоровительные системы физических упражнений (ОСФУ) представляют собой теоретические знания и методы, обеспечивающие развитие человека. Они начинают историю с рождения цивилизации, которая вошла в культуру человечества. Упражнения играют важную роль в обеспечении здоровья.

    Однако, как отмечают разные исследователи в рефератах, не в каждом случае, а только при условии грамотного применения средств, форм и методик физического воспитания будет положительный результат.

    Оздоровительная аэробика может сочетать разные приёмы и является эффективным средством оздоровительной культуры. Упражнения двигательного типа могут подбираться индивидуально, включая все особенности человека в программе.

    Правильное её использование оказывает лечебное воздействие на организм, а именно:

    • мобилизует основные ресурсы человека;
    • увеличивает силу и выносливость практически всех групп мышц;
    • жировые запасы исчезают, и образуется красивая фигура;
    • психические процессы балансируются;
    • нормализуется работа всех органов и систем, которые зависят от обменных процессов в организме.

    Доверие к физическим упражнениям как к лучшему оздоровительному средству в последнее время значительно возросло. Утверждение о том, что большинство болезней можно предотвратить, увеличив сопротивляемость характеристик организма, стало аксиомой.

    В то же время важно, чтобы естественное сопротивление формировалось преимущественно в процессе физических упражнений и закаливания.

    Профилактическая роль упражнений

    ОСФУ особенно важны при ограничении физической активности, которой вынуждены заниматься представители «сидячих» профессий, куда могут входить специалисты в области информатики и компьютерных технологий.

    Современные ОСФУ для формирования физкультурного движения и телосложения включают в себя:

    • ритмическую гимнастику;
    • степ-аэробику;
    • велосипедную физкультуру;
    • аквааэробику;
    • бодибилдинг.

    Современные спортивно-оздоровительные системы включают также шейпинг, дыхательные упражнения и другие занятия в соответствии со здоровьем.

    Современные занятия

    В прогрессивном обществе проблема сохранения самочувствия молодых людей, привязанных к малоподвижному образу существования, становится одной из наиболее важных не только в нашем государстве, но и абсолютно во всём обществе. Большая часть учёных определяет состояние здоровья как одну из главных образующих человеческого счастья, обязательных прав человека. Происходит эффективное общественное формирование сообщества.

    В содержание определения «здоровье» сегодняшнего молодого человека включают следующие факторы:

    • отсутствие разных болезней;
    • нормальная деятельность организма;
    • способность в полной мере исполнять общественные функции;
    • полное физиологическое, психическое и общественное благополучие, гармония в развитии;
    • динамическое соотношение организма, его функций и условий внешней среды;
    • способность приспособиться к беспрерывно меняющимся обстоятельствам жизни в окружающей среде.

    Поэтому необходимой частью развития общественно-приспособленного и полновесно-интеллектуального человека является поддержание самочувствия и развитие здорового образа жизни. Во время тренинга нужно сформировать отношение к самочувствию как к ценностям, уметь управлять собственным здоровьем и понимать современные способы лечения.

    В настоящее время в оздоровительной физической культуре свободно применяются различные тренажёры, которые помогают похудеть, обрести красивую осанку, укрепить сердечную мышцу и развить выносливость.

    Беговые дорожки становятся всё более популярными как современные методики оздоровления. Прежде всего это связано с тем, что в крупных городах воздух загрязнён и ущерб от бега на открытом воздухе может быть довольно большим. Кроме того, устройства обычно содержат мини-компьютер, который предоставляет полезную информацию.

    Здоровье — это основа жизни человека, материального благополучия, трудовой деятельности, творческого успеха и долголетия. В классическом смысле оздоровительные системы представляют собой сочетание знаний и практических приёмов. Традиционные системы оздоровления характеризуются набором различных нагрузок.

    В настоящее время особое значение приобретает здоровый, исторически сложившийся и адаптированный активный человек, который способен обеспечить себя и свою семью более высоким материальным уровнем.

    Роспотребнадзор (стенд)

    Роспотребнадзор (стенд)

    Оздоровительная физкультура. Влияние на организм человека – Рекомендации гражданам

    Оздоровительная физкультура. Влияние на организм человека

    • Преобразовать Оздоровительная физкультура. Влияние на организм человека в DOC
    • Преобразовать Оздоровительная физкультура. Влияние на организм человека в PDF

    Оздоровительная физкультура. Влияние на организм человека

    Регулярная физическая активность на протяжении многих веков считалась важным компонентом здорового образа жизни. В последнее время это положение подтвердилось новыми научными доказательствами. Выяснилось, что физическая активность оказывает положительное влияние не только на физическое, но и на психическое состояние человека, являясь одним из факторов профилактики рецидивов хронических заболеваний, в том числе и кишечника.
    Если вы начнете регулярно заниматься гимнастикой, то будете чувствовать себя более энергично, избавитесь от мышечных напряжений, связанных со стрессовыми ситуациями, у вас изменится отношение к работе, к себе, к жизни. У вас станет более ясным ум, вы будете лучше и моложе выглядеть, прямее держаться, станете стройнее. И, наконец, у вас нормализуется работа желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистая и дыхательная системы будут функционировать на более высоком уровне.
    Но, к сожалению, несмотря на все преимущества физической активности, многие люди уделяют ей мало внимания.
    После тщательного изучения физиологических, эпидемиологических и клинических данных эксперты сформулировали рекомендацию: ежедневно (или почти каждый день) взрослый человек должен набирать в совокупности не менее 30 минут физической активности умеренной интенсивности.
    Новый и весьма важный элемент в рекомендациях ученых – то, что эти 30 мин средней активности можно набирать в течение дня за несколько раз (поднявшись по лестнице вместо того, чтобы ехать на лифте, пройдя пешком 2 остановки, вместо поездки на транспорте, занявшись ритмической гимнастикой во время просмотра телевизора и т. д.).

    Специалисты по оздоровительной физической культуре единодушно утверждают, что в программу занятий надо включать 3 категории упражнений:
    1. Аэробные;
    2. Направленные на тренировку гибкости;
    3. Силовые.

    Причем все три компонента важны и необходимы. К сожалению, обычно предпочтение отдается одному виду активности, что, конечно же, значительно повышает уровень тренируемого физического качества, однако надежность других звеньев организма снижается. Например, если отсутствует силовая нагрузка, то к 60- 70 годам резко падает сила мышц плечевого пояса и туловища. Если в занятиях физической культурой не предусмотрена аэробная нагрузка, то нет тренирующего влияния на сердечно-сосудистую систему. Люди, поддерживающие или улучшающие и силу, и гибкость, способны лучше выполнять дневную нагрузку, у них почти не бывает болей в спине и суставах, не появляется “старческой” осанки. А те, кто в занятия включает аэробные упражнения, соответствующие уровню физического состояния организма, значительно уменьшают риск развития у себя таких грозных заболеваний, как гипертоническая болезнь, инфаркт миокарда, инсульт.
    Приступая к активным физическим упражнениям, нужно помнить несколько общих правил.
    • Правило для начинающих: нельзя упражняться до изнеможения.
    • Программа занятий должна доставлять вам удовольствие. Никогда не делайте того, что вам неприятно.
    • Не стоит заниматься раньше чем через 2 часа после завтрака или через 4 часа после сытного обеда.
    • Не выполняйте интенсивных упражнений перед сном, лучше – не позже чем за 2 часа до сна.
    • Перед началом занятий нужно опорожнить кишечник и мочевой пузырь.
    • Лучше всего заниматься на свежем воздухе.
    • После интенсивных упражнений следует принять душ.
    • Есть и пить лучше только через 30-40 минут после занятий.
    • Не бросайте занятий, если вы начали физические тренировки. Пусть они занимают одно из ведущих мест в вашем распорядке дня.
    УПРАЖНЕНИЯ АЭРОБНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ в наибольшей степени тренируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Они выполняются в относительно невысоком темпе в течение довольно длительного времени (от 15 минут до нескольких часов) и вовлекают в работу крупные мышцы. За 20-30 минут занятий частота пульса увеличивается в 2 раза, кровь значительно насыщается кислородом (это и дало название упражнениям), улучшаются обменные процессы, что замедляет механизм старения организма.
    Энергичная ходьба, бег, плавание, коньки, гребля, ходьба на лыжах, танцы, теннис, баскетбол, езда на велосипеде, ритмическая гимнастика (аэробика) – все это разновидности аэробной нагрузки.
    Упражнения аэробной направленности являются самым эффективным средством профилактики сердечнососудистых заболеваний, способствуют снижению веса, коррекции фигуры (за счет повышенного распада жиров), улучшают настроение, увеличивают способность организма противостоять стрессам, оказывают антисклеротический эффект, тренируют выносливость, повышают физическую работоспособность.
    Аэробные тренировки выгодно отличаются от других видов физической нагрузки (например, атлетической гимнастики) тем, что не приводят к росту мышечной массы, в результате которого увеличивается содержание холестерина в организме и зачастую может развиться атеросклероз.
    При выполнении аэробных упражнений обязательно следите за дыханием и пульсом: если частота сердечных сокращений (ЧСС) превышает безопасную величину, следует либо замедлить темп, либо сделать паузу для отдыха.

    Прогулка пешком является хорошей аэробной тренировкой. Она доступна каждому, в том числе ребенку, не требует дополнительных затрат времени, доставляет удовольствие, не требует специального костюма и снаряжения, оказывает оздоровительное действие на весь организм.
    Три долгие (1,5-2 часа) прогулки в неделю и короткие (15-20 минут) каждый день нормализуют вес тела. Один дополнительный километр в день через 2 месяца избавит от лишнего килограмма.
    При этом следует помнить, что важнее продолжительность прогулки, чем ее интенсивность. Час ходьбы лучше 15 минут бега.
    Когда вы станете тренированнее, можно увеличить продолжительность ходьбы с 20 до 40 минут, затем до 60. Можно начать ходить в гору, в дальние походы.
    “Если не бегаешь, пока здоров, придется побегать, когда заболеешь”, – писал Гораций.
    Бег эффективно тренирует сердечно-сосудистую систему, увеличивает способность организма противостоять психическому стрессу, улучшает настроение, хорошо нормализует массу тела, не требует специальной подготовки, тяжелого и дорогостоящего снаряжения, тренировки доставляют удовольствие, когда пройден начальный этап, и могут превратиться в привычку, с которой вы ни за что не захотите расстаться. Но при этом, начать бегать бывает очень сложно.
    Не рекомендуют врачи бегать беременным женщинам, людям со значительным превышением массы тела (более 10-12 кг), с остеохондрозом позвоночника, с плоскостопием, с желчно или почечно-каменной болезнью, с опущением внутренних органов.
    За получасовую пробежку ноги бегуна ударяют о землю не менее 2500 раз с силой, которая в 2-3 раза больше массы тела. Это не страшно для ног, обутых в правильно подобранные кроссовки. От неудобной обуви страдают ступни ног, а от них боль распространяется на лодыжки, голени, бедра, поясницу и доходит даже до головы.
    Учитывая важность этого обязательного атрибута бега, обратите на него особое внимание: покупайте обувь в специализированных магазинах, где есть большой выбор спортивной обуви, для примерки надевайте плотные хлопчатобумажные носки, которые вы собираетесь носить во время тренировок. Для бега нужны спортивные туфли с гибкой, но толстой и мягкой подошвой, с жестким задником, который должен крепко охватывать пятку, пальцам ног должно быть просторно: убедитесь, что можете свободно шевелить ими, а между самым длинным пальцем и носком обуви остается зазор.
    В холодную погоду надевайте несколько слоев одежды, чтобы можно было, согреваясь, постепенно раздеваться.
    При беге нагрузка на мышцы распределяется неравномерно; отдельные мышцы ног (особенно бедер), испытывая сильное напряжение, могут болеть, если предварительно не делать специальных разминочных упражнений.
    Перед каждой тренировкой отводите разминке не менее 5 минут. Разминочные упражнения помогут избежать травм. Кроме того, они поддерживают тонус тех мышц, которые при беге не испытывают больших нагрузок.
    Правила тренировки. В результате многолетней исследовательской работы специалисты определили, как нужно тренироваться, чтобы с помощью бега достичь оздоровительного эффекта. Вот главные принципы, которые легко запомнить:
    • бегайте через день или, как минимум, 2 раза в неделю;
    • тренируйтесь непрерывно в течение не менее 20 минут;
    • бегайте вдали от автомагистралей;
    • отдавайте предпочтение не асфальтовым, а более мягким земляным дорогам (тропинкам), бег по которым дает меньшую нагрузку на суставы;
    • не допускайте переутомления: во время занятий следите за дыханием (оно должно быть ритмичным) и пульсом;
    • доверяйте своему организму: он сам подскажет, когда двигаться быстрее, а когда следует сбавить темп или отдохнуть;
    • если во время бега или после него пульс неровный или вы почувствовали боль в груди, прекратите занятия и проконсультируйтесь с врачом;
    • до начала занятий бегом необходима врачебная консультация при наличии у вас заболевания сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь, стенокардия, перенесенный инфаркт миокарда и т. д.), а также в том случае, если вы практически здоровы, но старше 35 лет.
    Велосипед, плавание, гребля, теннис и другие виды спортивно-прикладных упражнений по сравнению с ходьбой дают более быстрый оздоровительный эффект, уверенность, что вы владеете своим телом, да и заниматься ими увлекательнее и интереснее.
    Каждый из этих видов обладает своими достоинствами и недостатками: во время занятий греблей на вас успокаивающе действует водный простор, но этот вид спорта требует обязательного наличия водоема. Велосипед можно использовать как транспорт, он дает возможность заниматься спортом всей семьей и при этом любоваться пейзажем. Однако это достаточно дорогое удовольствие, кроме того, проведение занятий ставится в зависимость от погоды и уличного движения. Плавание не зависит от погоды, не представляют помехи даже больные ноги, но необходим бассейн. Теннис увлекателен, но требует предварительной тренировки и значительных расходов на экипировку и аренду корта.
    В качестве аэробных упражнений в помещении рекомендуются скакалка, лестница, бег на месте, аэробика.
    С легкой руки американской кинозвезды, очаровательной и нестареющей Джейн Фонды, огромную популярность во всем мире получила ритмическая гимнастика (аэробика), выполняемая под музыку, где движения, как в танце, плавно перетекают одно в другое. Четкий ритм, относительно невысокий темп, использование несложных упражнений, которые выполняются друг за другом, – вот основные особенности этой гимнастики. Еще одна отличительная черта – музыкальное сопровождение. Музыка сама по себе несет сильный эмоциональный заряд, повышает настроение, улучшает работу всех органов и систем организма, оказывает оздоровительный эффект.
    Уже доказано, что аэробика стимулирует развитие познавательных способностей, повышает самооценку, освобождает от депрессии. Однако попытка постоянно придерживаться темпа и указаний инструктора может быть вредна для вашего организма. Для многих полезнее более естественные аэробные упражнения, такие, как прогулка или плавание.
    УПРАЖНЕНИЯ, ТРЕНИРУЮЩИЕ ГИБКОСТЬ (РАСТЯЖКА)
    Растяжка – это тренировка вашей гибкости, подвижности суставов. Это плавное растяжение основных мышечных групп за счет веса тела, позы или напряжения мышц-антагонистов. Каждый может придумать упражнения для растяжки сам, их основой должны являться наклоны, повороты, вращения. Упражнения для тренировки гибкости нужно включать первыми и последними в ежедневную программу тренировок. Независимо от физической силы без правильного растяжения мышц нельзя достичь высокой физической формы. Йоги считают гибкость признаком молодости и придают этим упражнениям очень большое значение (позы для растягивания основных мышечных групп подробно описаны в руководствах по хатха-йоге).
    СИЛОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
    Прекрасно тонизируют организм, способствуют укреплению и увеличению размеров мышц. Это профилактика старения. Кроме того, у людей со слабой физической силой в 5 раз чаще аблюдаются неврозы и психические перегрузки. К этому виду упражнений относятся популярный ныне культуризм, или бодибилдинг (“строительство тела”), а также атлетическая гимнастика.
    При правильной методике занятий силовые упражнения позволяют за короткий срок сформировать фигуру “по желанию” и избавиться от излишних жировых отложений в любом возрасте. Помимо формирования красивого тела, эти упражнения способствуют развитию силы и выносливости, что достигается за счет общей тренировки мускулатуры и целенаправленной нагрузки на отдельные мышцы.
    “Строительство тела” осуществляется с помощью упражнений, выполняемых с сопротивлением (эспандеры, тренажеры) и с отягощением (гантели, штанга, вес собственного тела и т. п.).
    Женщинам следует подходить к выполнению силовых упражнений осторожно: упоры, отжимания, висы на руках и т. п. способны изменить нормальное положение органов малого таза, что может привести к нарушению детородной функции.
    Занятия силовыми упражнения ми противопоказаны тем, кто страдает сердечно-сосудистыми заболеваниями, артериальной гипертонией, болезнями почек и эпилепсией.
    Наиболее эффективны для сохранения и улучшения здоровья комплексные занятия, включающие аэробные упражнения, – для тренировки сердечно-сосудистой системы и выносливости и силовые – для коррекции фигуры. Упражнения для развития гибкости начинают любую оздоровительную программу, составленную грамотным тренером, поскольку хорошая эластичность мышц, суставов и связок резко уменьшает вероятность травмы, увеличивает амплитуду движений и позволяет мышцам быстрее восстанавливаться после физических нагрузок.

    I группа

    К I-ой категории относятся лица, не имеющие каких-либо хронических заболеваний, а также факторов риска развития таких заболеваний или имеются указанные факторы риска при низком или среднем абсолютном сердечно-сосудистом риске и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).

    Результаты лабораторных обследований данной группы лиц находятся в пределах нормальных показателей. Как нетрудно догадаться, данная категория включает в себя граждан с наиболее благоприятным уровнем самочувствия.

    По итогам диспансеризации для лиц этой категории проводят профилактические консультации и другие лечебно-оздоровительные мероприятия, имеющие своей основной целью пропаганду здорового образа жизни и соблюдение санитарно-гигиенических норм.

    II группа

    В данную категорию входят лица, не обладающие какими-либо хроническими заболеваниями, но находящиеся в зоне повышенного риска их приобретения. Кроме этого, сюда относят людей, имеющих предрасположенность к развитию сердечно-сосудистых заболеваний. Данная группа – самая обширная по своей численности, что связано с большим количеством факторов, негативно влияющих на организм человека (вредные привычки, неправильное питание, сидячий образ жизни, загрязнение климата и т.д.).

    Эта категория граждан диагностируется путем проведения общепринятого стандартного обследования здоровья, а также дополнительных исследований отдельных рисков в случае наличия таковых.

    К II группе здоровья относятся граждане, у которых не установлены хронические неинфекционные заболевания, но имеются факторы риска развития таких заболеваний

    • при высоком или очень высоком абсолютном сердечно-сосудистом риске,
    • а также граждане, у которых выявлено ожирение и (или) гиперхолестеринемия с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более, и (или) лица,
    • курящие более 20 сигарет в день,
    • и (или) лица с выявленным риском пагубного потребления алкоголя и (или) риском потреблением наркотических средств и психотропных веществ без назначения врача, и которые не нуждаются в диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний (состояний).

    Граждане со II группой здоровья с высоким или очень высоким абсолютным сердечно-сосудистым риском подлежат диспансерному наблюдению врачом (фельдшером) отделения (кабинета) медицинской профилактики или центра здоровья, а также фельдшером фельдшерского здравпункта или фельдшерско-акушерского пункта, за исключением пациентов с уровнем общего холестерина 8 ммоль/л и более, которые подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом.

    Гражданам со II группой здоровья при наличии медицинских показаний врачом-терапевтом назначаются лекарственные препараты для медицинского применения в целях фармакологической коррекции выявленных факторов риска.

    III группа (а и б)

    К группе III а относятся лица, страдающие хроническими неинфекционными заболеваниями (ХНИЗ), которые требуют диспансерного наблюдения и высококвалифицированной медицинской помощи. Основная масса граждан в этой категории – люди старше 40 лет, недуги которых напрямую связаны с возрастом и старением организма. Диспансеризация таких лиц проводится с целью вторичной профилактики, а именно предупреждения осложнений и обострений уже имеющейся болезни.

    К категории III б относятся лица, у которых не выявлены ХНИЗы, но требующие установления диспансерного наблюдения или оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи по поводу иных заболеваний, а также граждане с подозрением на наличие этих заболеваний, нуждающиеся в дополнительном обследовании.

    Граждане с III а и III б группами здоровья подлежат диспансерному наблюдению врачом-терапевтом, врачами-специалистами с проведением профилактических, лечебных и реабилитационных мероприятий.

    Группы здоровья для детей

    Группы здоровья, выделяемые по итогам диспансеризации детского населения, значительно отличаются от аналогичных у взрослых. В первую очередь стоит сказать о том, что для классификации детей существует целых 5 категорий (в отличие от 3 у взрослых).

    Такое количество связано с повышенной уязвимостью детского организма перед различными заболеваниями, из-за чего их диспансеризация требует большего внимания и тщательности, что в результате приводит к получению значительного количества информации для классификации на категории.

    1 группа

    К данной категории относят физически и психически здоровых малышей, обладающих высокой сопротивляемостью организма болезням. Они тоже могут иногда болеть, но в момент осмотра какие-либо патологии у них отсутствуют. Фактически, в 1-ую группу входят дети, которые совсем не болеют, но на практике таких детей встречается очень мало.

    2 группа

    Данная категория включает в себя детей, не страдающих хроническими заболеваниями, но обладающих при этом пониженным иммунитетом. Такие малыши могут несколько раз в год перенести острые инфекции, но не более того. Обычно их разделяют на несколько подгрупп по типу риска. Например, в категорию «А» входят дети с проблемной наследственностью, а в «Б» включены малыши, подверженные риску развития хронических заболеваний.

    3 группа

    К 3-ей категории относят детей, имеющих какое-либо хроническое заболевание. Однако пациентов данной категории отличает тот факт, что такая болезнь протекает в состоянии компенсации. Это значит, что, несмотря на наличие патологии, ребенок не сталкивается с тяжелыми последствиями либо обострениями болезни и может вести нормальный образ жизни.

    4 группа

    Данная категория здоровья обозначает детей с хроническими недугами в стадии субкомпенсации. В этом состоянии уже наблюдаются значительные ухудшения самочувствия, нарушение работы некоторых органов и сниженная сопротивляемость организма. Таким детям зачастую нужно постоянное лечение и реабилитация, при этом их заболевания чаще всего выражены в какой-то физической неполноценности, а нервно-психическое развитие находится в состоянии нормы.

    5 группа

    К данной категории относятся дети с серьезными хроническими болезнями в состоянии декомпенсации. Это дети-инвалиды с тяжелыми проблемами в развитии либо сниженными функциональными возможностями. Стоит отметить, что заболевания этой группы не всегда являются врожденными. Абсолютно здоровый ребенок после перенесенной болезни, операции или травмы может получить 5 группу. Такие дети практически всегда требуют постоянного надзора и помощи.

    Заключение

    Таким образом, группы здоровья представляют собой шкалу, по которой определяется состояние организма, как взрослого, так и ребенка.

    Учитывая осмотры узких специалистов, группу здоровья определяет педиатр или терапевт, который в свою очередь осуществляет комплексную оценку состояния организма человека.

    Группы здоровья детей в ДОУ
    консультация на тему

    Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка с формализацией результата в виде отнесения к одной из “групп здоровья”

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    gruppy_zdorovya_detey_v_dou.docx17.91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Группы здоровья детей в ДОУ

    Термин “Группа здоровья” во многом условный и отражает состояние здоровья ребенка по совокупности данных. Он вошел в медицинскую практику в 1983 г., когда Институтом гигиены детей и подростков были разработаны и утверждены критерии комплексной оценки состояния здоровья детей.

    В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ за № 621 от 30.12.2003 «О комплексной оценке состояния здоровья детей» в целях совершенствования организации медицинского обеспечения детей и разработки мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей разных возрастных и социальных групп пунктом была утверждена инструкция по комплексной оценке состояния здоровья.

    В настоящее время по данной инструкции осуществляется распределение детей по группам здоровья.

    Согласно данной инструкции система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4-х базовых критериях:

    1.наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);

    2.уровень функционального состояния основных систем организма;

    3.степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;

    4.уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.

    Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.

    Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка с формализацией результата в виде отнесения к одной из “групп здоровья” дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.

    В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:

    – к I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;

    – ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют

    хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и

    морфофункциональные нарушения. Так же в данную группу входят реконвалесценты (больные в стадии выздоровления), особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания. Дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела или избыточной массой тела, дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;

    – к III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания. Кроме того, в эту группу входят дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка.

    – к IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии. Дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка.

    – к V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

    Отнесение больного ребенка или подростка ко II, III, IV или V группам здоровья проводится врачом с учетом всех приведенных критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение “здоров”.

    Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.

    Детям, с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др., по результатам профилактического медицинского осмотра комплексная оценка состояния здоровья не дается. В таких случаях, необходимо проведение в полном объеме диагностического обследования. После получения результатов обследования выносится уточненный диагноз и дается комплексная оценка состояния здоровья.

    Все дети, независимо от того, к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.

    Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.

    Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно – врачом-педиатром.

    Дети, отнесенные к III-V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.

    Результаты комплексной оценки состояния здоровья могут, в определенной степени (в качестве скрининга), помогать решать прикладные специальные задачи в отношении состояния здоровья детей (например, отнесение к определенным группам для занятия физической культурой).

    Таким образом, здоровым считается ребенок, гармонично физически и психомоторно развитый в соответствии с возрастом, этническими и средовыми особенностями, редко болеющий (не более 3 раз в год), не имеющий анамнестических (в том числе генетических и антенатальных) и объективных данных, которые могли бы быть предпосылками для формирования болезней.

    Оценка состояния здоровья по группам при нескольких диагнозах у ребенка дается по самому основному и тяжелому из них. При каждом последующем осмотре в декретированные сроки отмечается динамика в состоянии здоровья ребенка, например переход из II в I группу здоровья (в случае улучшения) или в III и IV (в случае ухудшения). Своевременная диспансеризация и оздоровление детей II группы здоровья препятствуют развитию патологических состояний с переходом в III группу здоровья.

    Ссылка на основную публикацию