Вольтер (1694-1778) – краткая биография, жизнь и творчество французского философа и писателя

Вольтер: краткая биография, основные идеи и философия

Всемирно известный философ эпохи Просвещения Вольтер удивлял мир своими революционными и противоречивыми взглядами на общество, систему власти и взаимоотношений государства и его граждан. Его труды и в наше время не потеряли своей актуальности и вызывают споры, а философские идеи о состоянии общества и положения человека в социуме требуют долгого изучения и понимания. И хотя Вольтер творил в 18 веке, его исследования достаточно современны и в свете политических событий требуют особого подхода и подробного изучения.

Краткая биография Вольтера

Мари Франсуа Аруе (будущий Вольтер) родился 21 ноября 1694 года в одном из округов Парижа в семье нотариуса и сборщика налогов Франсуа Аруе. Его мать Мари Маргерит Демар была дочерью секретаря уголовного суда. Семья Вольтер вела жизнь добропорядочных буржуа. Гораздо позже будущий философ отказался от своего отца и объявил себя незаконнорожденным отпрыском шевалье де Рошбрюна, нищего мушкетера и поэта, поскольку жизнь рантье и буржуа вызывала в молодом человеке протест, с которым он не мог мириться.

Поскольку в то время было принято подросткам идти по стопам своих родителей то по настоянию отца молодой Вольтер пошел учиться в иезуитский лицей, где в течение семи лет (1704-1711) он изучал право. Но свободолюбивая натура юноши взяла свое и он бросил изучать скучные закона и принялся за сочинение дерзких, свободолюбивых стихов и бросился в водоворот светской жизни.

Очень скоро в мае 1717 молодой поэт попал в Бастилию, наводящую ужас на всех крепость – незыблемый символ королевской власти, за написанную эпиграмму на герцога Орлеанского, регента Франции, но один год тюремного заключения не заставил юного поэта пересмотреть свое мировоззрение.

Первые опыты в драматургии

В 1718 году в парижском театре была поставлена его первая пьеса «Эдип», по мотивам греческих мифов, но на самом деле это был первый укол существующей системе власти и общественных законов. Пьеса была благосклонно принята публикой. В это время драматург выступил впервые под псевдонимом «дю Вольтер».

Следующая крупная пьеса «Лига», вскоре переименованная в «Генриаду» принесла молодому Вольтеру успех как борцу за идею и гражданские вольности. Пьеса изображала время религиозных войн во Франции (16 век) и была посвящена королю Генриху VI, идеей пьесы был конфликт между взглядами на общество короля – деспота, не терпящего никаких возражений, и короля, толерантно относящегося к общественному мнению.

Поскольку Вольтер продолжал вращаться в вихре светской жизни, неизбежно должны были возникать столкновения между остроумным поэтом и высокородными дворянами, не терпящими превосходства ни в ком. В 1726 году подобная стычка произошла между Вольтером и шевалье Роганом, который упрекнул литератора в том, что за псевдонимом он прячет низкое происхождение.

Отъезд в Англию

Молодой человек дерзко ответил дворянину, но тот не счел нужным вызвать его на дуэль, а просто приказал своим лакеям избить драматурга. Это унижение сильно повлияло на моральное состояние философа, он понимал, что живет в сословном обществе, но надеялся, что ум, образование и блестящие способности помогут ему подняться в глазах света.

Вооружившись дуэльными пистолетами, он попытался ответить за нанесенное оскорбление, но был вновь арестован и брошен в Бастилию. Через несколько месяцев молодой человек покинул негостеприимную Францию и уехал в Англию. Пребывание в Англии в течение двух лет в условиях веротерпимости и борьбе за политические свободы, сильно изменило молодого человека и помогло закончить формирование его убеждений. Новые взгляды нашли свое отражение в сборнике статей «Философские письма», которые были изданы в 1733 году на английском языке, а в 1734 году – на французском.

В этом произведении, вновь на приеме контраста, сравнивались английские либеральные порядки и в мрачном свете описывалась политическая ситуация во Франции.

По возвращению Вольтера на Родину, книгу признали еретической и по приговору Французского парламента сожгли, а сам автор долго находился под следствием. Над ним опять нависла угроза заключения в Бастилию.

Пребывание в Шампани

В этом же году, чтобы не искушать судьбу, Вольтер уехал подальше от Парижа в Шампань, в замок Сирей, принадлежавший его любовнице маркизе де Шатле. Для своего времени женщина чрезвычайно образованная, она разделяла рискованные взгляды Вольтера, увлекалась метафизикой, естественными науками и серьезно изучала Библию. Десять лет, что Вольтер и его возлюбленная провели в уединенном замке, были чрезвычайно плодотворными.

Именно здесь были написаны драмы «Альзира», «Магомет», большой «Трактат о метафизике» и «Основы философии Ньютона». Отчеты о проведённых лабораторных опытах, подтверждающие его выводы, постоянно отправлялись в Королевскую Академию наук. В это же время был почти закончен большой исторический труд «Жизнь и век Людовика ХIV».

Научный подход к изучению мира постепенно меняли взгляды ученого и так критически относившегося к христианскому объяснению появления Вселенной. Пытливый ум старался научно объяснить причины возникновение государства и социальных отношений, законов и частной собственности.

Именно в этот период была написана наделавшая много шума драма «Орлеанская девственница», посвященная одному из самых тяжелых периодов французской истории и ее национальной героине Жанне Д, Арк. Поэма была закончена еще в 1735 году, но официально опубликована она была лишь в 1762 году.

В этом произведении драматург попытался развенчать двуличие и лицемерие иезуитов – церковников. Для этого он не побоялся немного иронично показать мистицизм и религиозные видения молодой Жанны, он смеялся над чудесами якобы сотворенными девушкой и явно не верил в ее божественное предназначение.

Даже говоря о девственности Жанны он иронизировал над словами иезуитов, что только невинная девушка могла в то время спасти Францию.

Но в конце произведения Вольтер отказался от иронии и скепсиса, он с пафосом и восторгом показывал самоотверженность Жанны, ее веру в успех дела, ее умение повести за собой целую армию и внушить своим солдатам уверенность в победе.

В страшной гибели девушки на костре он прямо обвиняет короля и иезуитов, он с гневом клеймит ее палачей и предателей народной героини.

Вольтер – царедворец

Карьера Вольтера – придворного была довольно короткой и весьма неудачной. В 1745 году он был назначен историографом Франции, а в 1746 году его назначили действующим членом Французской Академии наук.

И в этот момент философ хотел снискать одобрение короля и получить постоянные доходы от казны, но все его творчество, известное правительству, так и не снискало одобрения короны.

Смерть его возлюбленной маркизы дю Шатле, разочарование в высшем свете, равнодушие короля — все это подвигло философа искать прибежища в Пруссии, при дворе короля Фридриха II. Их отношения завязались еще в 1736 году, когда молодой кронпринц обратился с восторженным письмом к Вольтеру. Теперь (в 1750) Вольтер уехал из Франции в Пруссию, где он надеялся снискать понимание и уважение, а также рассчитывал на щедрость и доброжелательность короля – философа.

Но при прусском дворе Вольтер пробыл недолго, всего три года. За это время он обнаружил в своем «друге» не только широту взглядов и острый ум, но и деспотичность, чванcтво и неприятие чужих точек зрения. Поэтому в 1753 году он выехал из Пруссии и почти целый год путешествовал по Европе, пока в 1754 году не осел в Швейцарии.

Создание «Энциклопедии»

В Швейцарии неподалеку от Женевы Вольтер купил маленькое имение и назвал его «Отрада». Именно здесь совместно с Дени Дидро и Жаном Д,Аламбером была создана знаменитая «Энциклопедия», прославившая имена этих философов на весь мир.

Уже в 1755 году в пятом томе издания вышли статьи «Дух и душа», «Красноречие», «Изящество», принадлежащие перу Вольтера.

В своей статье «История» философ усомнился во многих исторических событиях и их правильном освещении, особенно в той ее части, где описывались различные чудеса и видения.

В очерке «Идолы и идолопоклонство» он упрекал христиан в поклонении идолам не менее чем язычники, только христиане при этом прикрываются высшими идеями и красивыми словами, но жертвы приносят не прямо, как это было у язычников, но тайно под покровом темноты и невежества.

В 1757 году вышла статья «Женева», наделавшая много шума и позднее признанная неудачной. В этой статье Вольтер ополчился против теоретиков реформаторской церкви и, в частности, Жана Кальвина.

С одной стороны он воспевал свободолюбивых швейцарцев и их политический строй, и это звучало как критика французской политики. Но с другой стороны Вольтер показывал Кальвина и его последователей как людей, опьяненных одной идеей и ради этого способных инициировать еще одну «Варфоломеевскую ночь».

Эта статье негативно отразилась не только на отношении к самому Вольтеру, но и поставила под сомнение авторитет его друзей – философов.

Творчество в Фернее

Опасаясь репрессий со стороны швейцарского духовенства, Вольтер решил себя обезопасить и приобрел два небольших поместья по обе стороны женевского озера, вблизи границы с Францией.

Поместье Ферней стало его небольшим государством, где он творил расправу и суд, уподобляясь «просвещенным монархам». К этому времени материальное положение Вольера значительно улучшилось, и он смог позволить себе почти роскошный образ жизни. Он получал несколько пансионов от власть имущих из разных стран мира. Плюс полученное наследство от родителей, переиздание его литературных произведений, и умение правильно вести финансовые операции – все это к 1776 году превратило некогда бедного философа в одного из богатейших людей Франции.

Именно поместье Ферней стало местом паломничества философов изо всех стран мира. Здесь Вольтер провел почти двадцать счастливых лет. Все просвещенные путешественники считали своим долгом посетить философа – отшельника. Именно отсюда он вел обширную переписку, причем со многими августейшими особами: прусским королем Фридрихом II, российской императрицей Екатериной Великой, польским монархом Станиславом Августом, королем Швеции Густавом III и королем Дании Христианом VII.

Даже в возрасте 65 лет, Вольтер писал и отправлял сотни писем. По заказу российского правительства он написал «Историю Российской империи при Петре Великом», опубликованную в 1763 году. Его произведение показывало Петра Алексеевича, как великого реформатора, сумевшего порвать с варварством и невежеством.

Именно в фернейский период были написаны известнейшие повести «Кандид» и «Простодушный», показывающие ложь и лицемерие современного общества.

В это же время Вольтер ополчился на роль католической церкви в политических гонения и защищал ее жертвы, таких видных деятелей как Серлен, Калас, граф де Лалли, шевалье ле Ла Бар. Воззвание философа из письма к Аламберу (1760 г): «Раздавите гадину!»- было направлено против католицизма и абсолютной власти иезуитов.

Впрочем, не менее известна и другая крытая фраза Вольтера: «Если бы Бога не было, его бы следовало придумать». Он, как истинный сын своего времени, считал, что только религия может сдерживать народ, и только помощь церкви поможет правительству держать третье сословие в узде.

Смерть в Париже

На склоне лет, в 1778 году философ решил в последний раз посетить город своего детства и юности. В феврале он прибыл в Париж, где был встречен с огромным воодушевлением.

Посещение столицы Франции было очень насыщенным: Вольтер посетил несколько раз заседания французской Академии наук, увидел премьерный спектакль своей пьемы «Ирен», вступил в массонскую ложу «Девять сестер», а спустя три месяца умер.

Понимая перед своей кончиной, что католическая церковь попытается отомстить ему за все нападки, он формально исповедовался и причастился. Но архиепископ Франции Кристоф де Бомон посчитал, что раскаяние еретика было явно недостаточным, и отказал философу в христианском погребении.

Близкие философа вывезли его тело в Шампань, где он и был похоронен. Такое небрежение к всемирно известному человеку, прославившему свою Родину, вызвало негодование у широких кругов населения. В 1791 году тело философа торжественно ввезли в Париж, где оно было вновь захоронено в Пантеоне, служившим усыпальницей для всех известных людей Франции.

Основные идеи Вольтера (кратко)

Основные идеи философов эпохи Просвещения заключались в нравственном перевоспитании общества, которое должно подняться на революцию и завоевать свою свободу с оружием в руках.

Вольтер был противником существующей материалистической школы, и придерживался эмпирического (опытного) направления в науке.

Философ отстаивал естественные права и свободы каждого человека: жизнь, свободу, безопасность, право собственности и всеобщее равенство без классов и сословий. При этом он понимал, что люди лживы и злы по своей природе, поэтому общество должно создать разумные законы для гармонизации общественных отношений.

Интересно, что отстаивая равенство, Вольтер, тем не менее делил общество на две большие группы: богатых и образованных людей и необразованных и небогатых, которые должны трудиться на высший класс. При этом бедным и трудящимся не обязательно давать образование, поскольку их ненужное образование и неверные рассуждения могут погубить весь государственный строй.

Философия Вольтера (кратко)

Любая философская школа должна, прежде всего, отвечать на вопрос, интересующий все просвещенное человечество с древнейших времен. Это вопросы: «Кто я? Для чего пришел в этот мир? В чем заключается смысл человеческого существования?»

В своих философских трудах Вольтер причиной всех зол в обществе считал католическую церковь и ее абсолютную власть над миром. Если судить по церковным канонам, то человек живет и умирает по воле Бога, и не может противиться божественному провидению.

Именно церковь уничтожает свободу совести и свободу слова. Но Вольтер, как истинный сын своего времени, не мог отрицать существование Бога и необходимость религии. При этом он считал, что доказательства существования Бога должны быть добыты эмпирическим путем, а не слепой верой.

При всех свободолюбивых взглядах Вольтер не был сторонником демократии, он ратовал за «просвещенную монархию». Он боялся народовластия и считал, что народ нужно держать в узде. При этом философ резко критиковал устои феодального общества, его законы и сословные предрассудки. Все произведения его пронизаны гуманизмом и толерантностью.

Вольтер

Биография

Два звездочета сказали Вольтеру, что тот проживет до 33-х лет. Но великому мыслителю удалось обмануть саму смерть, он чудом остался в живых из-за несостоявшейся дуэли с неким дворянином из рода де Роган. Биография французского философа полна как взлетов, так и падений, но, тем не менее, его имя стало бессмертным на века.

Вольтер, уехавший в Англию писателем и вернувшийся мудрецом, сделал неоспоримый вклад в особую форму познания мира, его имя стоит в одном ряду с Дени Дидро и Жан-Жаком Руссо. Писателю, в жилах которого не было ни капли дворянской крови, благоволили великие правители – российская императрица Екатерина II, король Пруссии Фридрих «Старый Фриц» II и владелец швейцарской короны Гюстав III.

Мыслитель оставил потомкам повести, поэмы, трагедии, а его книги «Кандид, или оптимизм» и «Задиг, или Судьба» разошлись на цитаты и крылатые выражения.

Детство и юность

Франсуа-Мари Аруэ (имя философа при рождении) родился 21 ноября 1694 года в городе любви – Париже. Младенец был настолько хил и слаб, что сразу же после рождения родители послали за священником. К сожалению, Мари Маргерит Домар, мать Вольтера, умерла, когда мальчику было семь лет. Поэтому будущий властитель дум Западной Европы рос и воспитывался с отцом, который пребывал на чиновничьей службе.

Памятник Вольтеру

Не сказать, что отношения маленького Франсуа и его родителя были дружественными, поэтому неудивительно, что уже в зрелом возрасте Аруэ объявил себя незаконнорожденным отпрыском шевалье де Рошбрюна – нищего поэта и мушкетера. Франсуа Аруэ-старший отдал свое чадо в иезуитский коллеж, который ныне носит название лицея Людовика Великого.

В этом колледже Вольтер обучался «латыни и всяким глупостям», потому что юноша хоть и получил серьезную литературную подготовку, но на всю жизнь возненавидел фанатичность местных отцов-иезуитов, которые ставили религиозные догмы превыше человеческой жизни.

Дом Вольтера

Отец Вольтера хотел, чтобы сын пошел по его стопам и стал нотариусом, поэтому Франсуа был быстро пристроен в адвокатскую контору. Вскоре молодой человек понял, что юридическая наука, которой благоволит древнегреческая богиня Фемида, не его стезя. Поэтому, чтобы разбавить зеленую тоску яркими красками, Вольтер взялся за чернильницу и перо не для переписи документов, а для сочинения сатирических рассказов.

Литература

Когда Вольтеру исполнилось 18 лет, он сочинил первую пьесу и уже тогда не сомневался, что обязательно оставит след в истории как писатель. Через два года Франсуа-Мари Аруэ уже успел снискать в парижских салонах и у искушенных дам и господ славу короля насмешек. Поэтому некоторые литературные деятели и высокопоставленные лица боялись найти публикацию Вольтера, выставляющую их перед обществом в дурном свете.

Писатель Вольтер

Но в 1717 году Франсуа-Мари Аруэ поплатился за свои остроумные сатиры. Дело в том, что талантливый молодой человек высмеял регента французского королевства при малолетнем короле Людовике XV – Филиппа II Орлеанского. Но правитель не отнесся к стишкам Вольтера с должным юмором, поэтому сочинитель был отправлен на год в Бастилию.

Но в месте лишения свободы Вольтер не потерял свой творческий пыл, а наоборот, начал усиленно заниматься литературой. Оказавшись на воле, Вольтер получил признание и славу, потому что на подмостках театра «Комеди Франсэз» прошла его трагедия «Эдип», написанная в 1718 году.

Вольтер рассказывает басню

Молодого человека стали сравнивать с именитыми французскими драматургами, поэтому поверивший в свой литературный талант Вольтер сочинял одно произведение за другим, причем это были не только философские трагедии, но и романы, а также памфлеты. Писатель опирался на исторические образы, поэтому завсегдатаи театров могли узреть на сцене актеров, переодетых в Цезаря, Брута или Магомета.

Итого в послужном списке Франсуа-Мари Аруэ 28 произведений, которые можно отнести к классической трагедии. Также Вольтер культивировал и аристократические жанры поэзии, из-под его пера нередко выходили послания, галантная лирика и оды. Но стоит сказать, что писатель не боялся экспериментировать и смешивать, казалось бы, несовместимые вещи (трагичное и комичное) в одном флаконе.

Он не побоялся разбавлять рациональную холодность нотами сентиментальной чувствительности, а также в его античных произведениях нередко фигурировали экзотические персонажи: китайцы, ираноязычные скифы и исповедующие зороастризм гербы.

Что касается поэзии, то классическая эпопея Вольтера «Генриада» вышла в свет в 1728 году. В этом произведении великий француз осуждал королей-деспотов за их неистовое почитание Бога, используя не вымышленные образы, а реальные прототипы. Далее, приблизительно в 1730 году, Вольтер трудится над основополагающей сатирической пародийной поэмой «Орлеанская девственница». Но сама книга впервые была напечатана только в 1762-ом, до этого выходили анонимные издания.

Книга Вольтера «Орлеанская девственница»

«Орлеанская девственница» Вольтера, написанная силлабическим двенадцатисложником, окунает читателя в историю реально существующей личности, небезызвестной национальной героини Франции Жанны д’Арк. Но произведение писателя – отнюдь не биография командующей войсками, а сплошная ирония на устройство французского общества и церковь.

Стоит отметить, что этой рукописью зачитывался в молодости Александр Сергеевич Пушкин, российский поэт даже стремился подражать Вольтеру в своей поэме «Руслан и Людмила» (но, повзрослев, Пушкин адресует в адрес «французского наставника» весьма критическое произведение).

Бюст Вольтера

Помимо прочего, Франсуа-Мари Аруэ отличился и философской прозой, которая приобрела невиданную популярность среди современников. Мастер пера не только погружал держателя книги в приключенческие истории, но и заставлял задумываться о тщетности бытия, величестве человека, а также о бессмысленности чистого оптимизма и абсурдности идеального пессимизма.

Произведение «Простодушный», вышедшее в 1767 году, рассказывает о злоключениях приверженца «теории естественного права». Эта рукопись является смесью лирической стихии, романа-воспитания и философской повести.

Сюжет вращается вокруг типичного персонажа – благородного дикаря, эдакого Робинзона Крузо эпохи Просвещения, который иллюстрирует врожденную нравственность человека до его соприкосновения с цивилизацией. Но также стоит обратить внимание на новеллу Вольтера «Кандид, или Оптимизм» (1759), которая вмиг стала мировым бестселлером.

Сочинение долгое время пылилось за беспросветным занавесом, так как произведение было запрещено из-за непристойности. Интересно то, что сам сочинитель «Кандида» считал этот роман глупостью и даже отказывался признавать свое авторство. «Кандид, или Оптимизм» чем-то напоминает типичный плутовской роман – жанр, сложившийся в Испании. Как правило, главное действующее лицо такого произведения – авантюрист, который вызывает симпатию.

Книга Вольтера «Кандид, или Оптимизм»

Но самая цитируемая книга Вольтера наделена абсурдом и гневным сарказмом: все приключения героев придуманы для того, чтобы высмеять общество, правительство и церковь. В особенности попал под опалу саксонский философ Готфрид Лейбниц, пропагандирующий учение, описанное в «Теодицее, или Оправдании Бога».

Римско-католическая церковь занесла эту книгу в черный список, однако это не помешало «Кандиду» снискать поклонников в лице Александра Пушкина, Гюстава Флобера, Федора Достоевского и американского композитора Леонарда Бернстайна.

Философия

Случилось так, что Вольтер вновь вернулся в холодные стены Бастилии. В 1725–1726 году между литератором и шевалье де Роганом произошел конфликт: провокатор позволил себе публично высмеять Франсуа-Мари Аруэ, который под псевдонимом Вольтер якобы пытался скрыть свое недворянское происхождение. Так как автор трагедий за словом в карман не полезет, он позволил заявить обидчику:

«Сударь, мое имя ждет слава, а ваше – забвение!».

За эти дерзкие слова француз поплатился в буквальном смысле – он был избит лакеем де Рогана. Таким образом, писатель почувствовал на собственном опыте, что такое предвзятость, стал ярым защитником справедливости и социальных реформ. Выйдя из зоны отчуждения, ненужный на родине Вольтер по приказу короля был изгнан в Англию.

Примечательно, что государственное устройство Соединенного Королевства, которое в корне отличалось от консервативной монархической Франции, поразило его до кончиков пальцев. Полезным было и знакомство с английскими мыслителями, которые в один голос утверждали, что человек может обращаться к Богу, не прибегая к помощи церкви.

Портрет Вольтера

Свои впечатления о путешествии по островному государству французский мыслитель изложил в трактате «Философские письма», пропагандируя в нем учения Джона Локка и отрицая материалистическую философию. Основными идеями «Философских писем» были равенство, уважение к собственности, безопасность и свобода. Также Вольтер колебался в вопросе насчет бессмертия души, он не отрицал, но и не утверждал тот факт, что существует жизнь после смерти.

А вот в вопросе о свободе человеческой воли Вольтер переходил от индетерминизма к детерминизму. Людовик XV, узнав о трактате, приказал сжечь труд Вольтера, а самого автора непарадного произведения отправить в Бастилию. Чтобы избежать третьего заключения в камере, Франсуа-Мари Аруэ отправился в Шампань, к своей возлюбленной.

Эксцентричный Вольтер диктует письмо

Вольтер, сторонник неравенства и рьяный противник абсолютизма, критиковал устройство церкви в пух и прах, однако он не поддерживал атеизм. Француз был деистом, то есть признавал существование Творца, но отрицал религиозный догматизм и сверхъестественные явления. Но в 60–70-е годы Вольтером овладели скептические мысли. Когда современники спросили просветителя, существует ли «высшая инстанция», он ответил:

«Бога нет, но этого не должны знать мои лакей и жена, так как я не хочу, чтобы мой лакей меня зарезал, а жена вышла из послушания».

Хотя Вольтер, вопреки желанию отца, так и не стал адвокатом, в дальнейшем философ занимался и правозащитной деятельностью. В 1762 году автор «Кандида» участвовал в петиции по отмене смертного приговора торговцу Жану Каласу, который стал жертвой предвзятого суда из-за иной конфессии. Калас олицетворял христианскую ксенофобию во Франции: он был протестантом, тогда как другие исповедовали католицизм.

Философ Вольтер

Причина, по которой Жан в 1762 году был казнен через колесование, – самоубийство его сына. В то время человек, собственноручно сводивший счеты с жизнью, считался преступником, из-за чего его тело публично таскали на веревках и вешали на площади. Поэтому семья Каласа представила самоубийство отпрыска как убийство, и суд посчитал, что Жан умертвил молодого человека, потому что тот принял католицизм. Благодаря Вольтеру через три года Жан Калас был реабилитирован.

Личная жизнь

В свободное от сочинения трактатов и философских дум время Вольтер играл в шахматы. На протяжении 17 лет соперником француза был иезуит отец Адам, который жил в доме Франсуа-Мари Аруэ.

Возлюбленной, а также музой и вдохновительницей Вольтера была маркиза дю Шатле, страстно любившая математику и физику. Этой барышне даже доводилось переводить фундаментальный труд Исаака Ньютона в 1745 году.

Эмили была замужней женщиной, но считала, что все обязанности перед мужчиной должны быть выполнены только после рождения детей. Поэтому барышня, не преступая рамок приличия, окуналась в мимолетные романы с математиками и философами.

С Вольтером красавица познакомилась в 1733 году, а в 1734 предоставила убежище от повторного заключения в Бастилии – полуразрушенный замок супруга, в котором философ провел 15 лет своей жизни, возвращаясь туда из многочисленных поездок.

Вольтер в старости

Дю Шатле привила Вольтеру любовь к уравнениям, законам физики и математическим формулам, поэтому влюбленные зачастую решали сложные задачи. Осенью 1749 года Эмили умерла после рождения ребенка, и Вольтер, потерявший любовь всей своей жизни, погрузился в депрессию.

Кстати, мало кто знает, что на самом деле Вольтер был миллионером. Еще в молодости философ познакомился с банкирами, научившими Франсуа инвестировать капиталы. Разбогатевший к сорока годам писатель вкладывал в снаряжение французской армии, давал денег на покупку кораблей и скупал произведения искусства, а в его поместье в Швейцарии находилось гончарное производство.

Смерть

В последние годы жизни Вольтер был популярен, каждый современник считал своим долгом посетить швейцарский дом премудрого старца. Философ прятался от французских королей, но с помощью уговоров вернулся в страну Сезанна и пармезана, где и умер в возрасте 83-х лет.

Саркофаг Вольтера

Останки автора замысловатых высказываний и взглядов были захоронены в национальной усыпальнице в Пантеоне (Париж).

Биография Вольтера

французский философ, романист, историк, драматург и поэт эпохи Просвещения, один из величайших французских писателей. Известен преимущественно под именем Вольтер. Родился 21 ноября 1694 в Париже, в семь лет потерял мать. Его отец, Франсуа Аруэ, был нотариусом. Сын провел шесть лет в иезуитском коллеже Людовика Великого в Париже. Когда он в 1711 вышел из коллежа, практически мыслящий отец устроил его в контору адвоката Аллена изучать законы. Однако юный Аруэ гораздо живее интересовался поэзией и драмами, вращаясь в кругу вольнодумцев-аристократов (т.н. «Общество Тампля»), объединившихся вокруг герцога Вандома, главы Ордена мальтийских рыцарей.

После многочисленных житейских передряг юный Аруэ со свойственной ему порывистостью и безоглядностью принялся сочинять сатирические стихи, которые метили в герцога Орлеанского. Эта затея, естественно, закончилась заточением в Бастилии. Там ему предстояло провести одиннадцать месяцев, и говорят, что, желая скрасить долгие часы в тюремной камере, он положил начало будущей своей прославленной эпической поэме Генриада (Henriade). Его трагедия Эдип (Oedipe,1718) имела шумный успех на сцене «Комеди Франсез», и ее двадцатичетырехлетний автор был провозглашен достойным соперником Софокла, Корнеля и Расина. Автор без ложной скромности добавил к своей подписи аристократическое «де Вольтер». Под именем Вольтер он и достиг славы.

В конце 1725 в театре Опера Вольтера оскорбил отпрыск одного из самых родовитых семейств Франции – шевалье де Роан-Шабо. Полный иронии ответ Вольтера, как можно догадаться, был скорее колким, чем тактичным. Два дня спустя последовала новая стычка в «Комеди Франсез». Вскоре Вольтера, обедавшего у герцога де Сюлли, вызвали на улицу, набросились на него и избили, причем шевалье давал указания, сидя в карете поблизости.

Высокородные приятели Вольтера без колебаний приняли в этом конфликте сторону аристократа. Правительство решило избежать дальнейших осложнений и упрятало в Бастилию не шевалье, а Вольтера. Это случилось в середине апреля 1726. Примерно через две недели его выпустили, поставив условие, что он удалится из Парижа и будет жить в изгнании. Вольтер решил уехать в Англию, куда прибыл в мае и где оставался до конца 1728 или ранней весны 1729. Он с энтузиазмом изучал различные стороны английской жизни, литературы и общественной мысли. Его поразили живостью действия увиденные на сцене пьесы Шекспира.

Вернувшись во Францию, Вольтер следующие двадцать лет большей частью жил со своей любовницей мадам дю Шатле, «божественной Эмилией», в ее замке Сире на востоке страны, у границы Лотарингии. Она усердно занималась науками, в особенности математикой. Отчасти под ее влиянием Вольтер стал интересоваться, помимо литературы, ньютоновой физикой. Годы в Сире стали решающим периодом в долгой карьере Вольтера как мыслителя и писателя. В 1745 он стал королевским историографом, был избран во Французскую Академию, в 1746 стал «кавалером, допускаемым в королевскую опочивальню».

В сентябре 1749 мадам дю Шатле неожиданно скончалась. Несколько лет она, движимая чувством ревности, хотя, конечно, и благоразумием, отговаривала Вольтера принять приглашение Фридриха Великого и обосноваться при прусском дворе. Теперь более не было причин отклонять это предложение. В июле 1750 Вольтер прибыл в Потсдам. Поначалу его тесное общение с «королем-философом» внушало только энтузиазм. В Потсдаме не было во всех деталях продуманного ритуала и формальностей, типичных для французского двора, и не чувствовалось робости перед лицом нетривиальных идей – если они не выходили за пределы частного разговора.

Но вскоре Вольтеру стала в тягость обязанность править французские писания короля в стихах и прозе. Фридрих был человеком резким и деспотичным; Вольтер был тщеславен, завидовал Мопертюи, поставленному во главе королевской Академии, и, невзирая на приказания монарха, добивался своих целей в обход установленных порядков. Столкновение с королем становилось неизбежным. В конце концов, Вольтер ощутил себя счастливым, когда ему удалось вырваться «из львиных когтей» (1753).

Дом Вольтера в поместье Ферне

Поскольку три года назад он, как считалось, сбежал в Германию, Париж был для него теперь закрыт. После долгих колебаний он обосновался в Женеве. Одно время зиму он проводил в соседней Лозанне, обладавшей собственным законодательством, потом купил средневековый замок Торне и еще один, более современный, – Ферне; они находились близко один от другого, по обе стороны французской границы. Около двадцати лет, с 1758 по 1778, Вольтер, по его словам, «царил» в своем маленьком королевстве. Он устроил там часовые мастерские, гончарное производство, производил опыты с выведением новых пород скота и лошадей, испытывал разные усовершенствования в земледелии, вел обширную переписку. В Ферне приезжали из самых разных краев. Но главным было его творчество, обличавшее войны и гонения, вступавшееся за несправедливо преследуемых – и все это с целью защитить религиозную и политическую свободу. Вольтер – один из основоположников Просвещения, он – провозвестник пенитенциарной реформы, осуществленной в годы Французской революции.

В феврале 1778 Вольтера уговорили вернуться в Париж. Там, окруженный всеобщим поклонением, невзирая на открытое нерасположение Людовика XVI и испытывая прилив энергии, он увлекался одним начинанием за другим: присутствовал в «Комеди Франсез» на представлении своей последней трагедии Ирина (Irene), встречался с Б.Франклином, предложил Академии подготовить все статьи на «А» для нового издания ее Словаря. Смерть настигла его 30 мая 1778.

Сочинения Вольтера составили в известном издании Молана пятьдесят томов почти по шестьсот страниц каждый, дополненные двумя большими томами Указателей. Восемнадцать томов этого издания занимает эпистолярное наследие – более десяти тысяч писем.

Многочисленные трагедии Вольтера, хотя они в большой степени способствовали его славе в 18 в., ныне мало читаются и в современную эпоху почти не ставились на сцене. Среди них лучшими остаются Заира (Za re, 1732), Альзира (Alzire, 1736), Магомет (Mahomet, 1741) и Меропа (M rope, 1743).

Вольтер, скульптор Жан-Антуан Гудон, 1778 год. Из коллекции Национальной галереи искусства

Легкие стихи Вольтера на светские темы не утратили блеска, его стихотворные сатиры все так же способны уязвить, его философские поэмы демонстрируют редкую способность полностью выражать идеи автора, нигде не отступая от строгих требований поэтической формы. Среди последних наиболее важны Послание к Урании (Ep tre Uranie, 1722) – одно из первых произведений, обличающих религиозную ортодоксию; Светский человек (Mondain, 1736), шутливое по тону, однако вполне серьезное по мысли обоснование преимуществ жизни в роскоши перед самоограничением и опрощением;

Рассуждение о человеке (Discours sur l’Homme, 1738–1739); Поэма о естественном законе (Рo me sur la Loi naturelle, 1756), где речь идет о «естественной» религии – тема в ту пору популярная, но опасная; знаменитая Поэма о гибели Лиссабона (Po me sur le D sastre de Lisbonne, 1756) – о философской проблеме зла в мире и о страданиях жертв ужасного землетрясения в Лиссабоне 1 ноября 1755. Руководствуясь благоразумием и вняв советам друзей, Вольтер, однако, придал заключительным строкам этой поэмы умеренно оптимистическое звучание.

История жизни Вольтера

Одним из высших достижений Вольтера являются его труды по истории: История Карла XII, короля Швеции (Histoire de Charles XII, roi de Su de, 1731), Век Людовика XIV (S иcle de Louis XIV, 1751) и Опыт о нравах и о духе народов (Essai sur les moeurs et l’esprit des nations, 1756), сначала называвшийся Всеобщая история. Он внес в исторические сочинения свой замечательный дар ясного, увлекательного повествования.

Одно из ранних произведений Вольтера-философа, заслуживающее особого внимания, – Философские письма (Les Lettres philosophiques, 1734). Нередко его называют также Письмами об англичанах, поскольку в нем непосредственно отразились впечатления, вынесенные автором из пребывания в Англии в 1726–1728. С неизменной проницательностью и иронией автор изображает квакеров, англикан и пресвитериан, английскую систему управления, парламент. Он пропагандирует прививки от оспы, представляет читателям философа Локка, излагает основные положения ньютоновой теории земного притяжения, в нескольких остро написанных абзацах характеризует трагедии Шекспира, а также комедии У.Уичерли, Д. Ванбру и У.Конгрива.

В целом лестная картина английской жизни таит в себе критику вольтеровской Франции, проигрывающей на этом фоне. По этой причине книга, вышедшая без имени автора, тут же была осуждена французским правительством и подверглась публичному сожжению, что только способствовало популярности произведения и усилило его воздействие на умы. Вольтер отдал должное умению Шекспира строить сценическое действие и оценил его сюжеты, почерпнутые из английской истории. Однако как последовательный ученик Расина он не мог не возмутиться тем, что Шекспир пренебрегает классицистским «законом трех единств» и в его пьесах смешиваются элементы трагедии и комедии.

Надгробие на могиле Вольтера в парижском Пантеоне

Трактат о веротерпимости (Trait sur la tol rance, 1763), реакция на вспышку религиозной нетерпимости в Тулузе, представлял собой попытку реабилитировать память Жана Каласа, протестанта, который пал жертвой пыток. Философский словарь (Dictionnaire philosophique, 1764) удобно, в алфавитном порядке излагает взгляды автора на природу власти, религии, войны и многие другие характерные для него идеи. На протяжении своей долгой жизни Вольтер оставался убежденным деистом. Он искренне симпатизировал религии нравственного поведения и братской любви, не признающей власти догм и преследований за инакомыслие. Поэтому его привлекали английские квакеры, хотя многое в их обиходе казалось ему забавным чудачеством.

Из всего написанного Вольтером более всего известна философская повесть Кандид (Candide, 1759). В стремительно развивающемся рассказе описаны превратности судьбы наивного и простодушного молодого человека по имени Кандид. Кандид учился у философа Панглоса (букв. «одни слова», «пустозвон»), внушавшего ему, вслед за Лейбницем, что «все к лучшему в этом лучшем из возможных миров». Мало-помалу, после повторяющихся ударов судьбы, Кандид проникается сомнением насчет верности этой доктрины.

Он воссоединяется со своей возлюбленной Кунигундой, которая из-за перенесенных невзгод стала уродливой и сварливой; он вновь рядом с философом Панглосом, который, хотя и не столь уверенно, исповедует все тот же самый взгляд на мир; его небольшое общество составляют еще несколько персонажей. Все вместе они организуют неподалеку от Константинополя маленькую коммуну, в которой торжествует практичная философия, обязывающая каждого «возделывать свой сад», выполняя необходимую работу без чрезмерно усердного выяснения вопросов «почему» и «для какой цели», без попыток разгадать неразрешимые умозрительные тайны метафизического толка. Весь рассказ кажется беспечной шуткой, а его ирония скрывает убийственное опровержение фатализма.

Вотер (1694-1778) — краткая биография, жизнь и творчество французского философа и писателя

Франсуа Мари Вольтер — один из величайших мыслителей XVII века. Поэт, правовед, историк, экономист и философ оказал влияние на развитие науки во всей Европе. Его труды стали примером для подражания, написанные им книги являются настольными для многочисленных поколений просвещенных людей, а краткая биография Вольтера позволит познакомиться с этим уникальным и разносторонним человеком.

Ранние годы

Родился Франсуа Мари Аруэ (известный под псевдонимом Вольтер) в 1694 году в Париже. Появившийся на свет младенец был слаб и хил, поэтому родители вскоре даже послали за священником, чтобы он причастил ребенка, который в любой момент мог умереть. Однако мальчик выжил, при этом он медленно рос и был крайне болезненным в детстве. Когда малышу исполнилось 7 лет, умирает его мать Мария Маргарита, поэтому будущий философ и писатель воспитывался отцом, который служил мелким чиновником.

В те времена как таковой заботы о детях не было, поэтому как только мальчик подрос, Франсуа Аруэ-старший отдает сына в иезуитский колледж Людовика Великого. Отношения Вольтера с отцом были достаточно натянутыми, поэтому неудивительно, что в будущем Франсуа утверждал, что он является незаконнорожденным ребенком шевалье Рошбрюна, чем и объяснял свои крайне холодные отношения с родителями.

В колледже Вольтер занимался:

  • изучал науки;
  • научился игре в шахматы;
  • начал писать.

В иезуитском колледже Вальтер постигал латынь, учил историю и литературу. По его воспоминаниям, он от всей души ненавидел фанатичную веру иезуитов, ставивших религиозные догмы намного выше человеческой жизни. Отец Вольтера видел в сыне продолжателя своего дела, поэтому он пристроил Франсуа нотариусом в адвокатскую контору. Однако вскоре юноша понял, что такие юридические науки — это явно не то, с чем бы он хотел связать свою жизнь.

Литературное творчество

Уже в юные годы Вольтер увлекся литературой, а свою первую пьесу он сочинил, когда ему исполнилось лишь 18 лет. Удивительно, но буквально через 2 года после своей первой пробы пера Вольтер уже снискал славу в парижских салонах как король насмешек и прекрасный литератор. Именно на таком сатирическом жанре первоначально специализировался этот поэт, причём он высмеивал в своих произведениях высокопоставленных лиц и известных писателей.

Однако такая смелость сыграла с молодым человеком злую шутку: в 1717 году в одном из своих произведений Франсуа Мари высмеивал малолетнего короля Людовика XV и его регента, в результате чего сочинитель оказался на год заточён в Бастилию. Это несколько охладило пыл поэта, который теперь, перед тем как написать ту или иную работу или заметку, неизменно задумывался о морально-нравственных сторонах своего творчества.

Еще будучи заточенным в Бастилию, Вольтер начал работать над трагедией «Эдип», которую завершил в 1718 году. Вскоре это произведение было поставлено в театре Комеди Франсез, принеся её автору настоящую славу и признание.

Многие критики сравнивали молодого писателя с именитыми драматургами, неизменно восхваляя его талант. Вольтер в то время был чрезвычайно плодовитым автором: он писал многочисленные романы, философские трагедии и памфлеты.

Основной темой произведений писатель выбрал исторические образы, поэтому в представлениях по его книгам зрители могли увидеть Брута, Цезаря и даже пророка Магомета. В послужном списке Вольтера значится 28 произведений, многие из которых относятся к жанру классической трагедии. Это был чрезвычайно разносторонний автор, поэтому из-под его пера выходили разнообразные оды, романтичная лирика и любовные послания.

Величайшие произведения Вольтера

В 1728 году выходит классическая эпопея этого автора под названием «Генриада». В этом произведении Вольтер высмеивал королей-деспотов и их неистовое рвение в почитании Господа Бога. Причём писатель использовал не вымышленные образы, а многочисленные реальные прототипы. Это произведение пользовалось отличной популярностью у читателей, поэтому Франсуа Мари сразу же берется за работу над ещё одной пародийной поэмой в жанре сатира «Орлеанская девственница». Эта книга была завершена и напечатана лишь в 1762 году.

Самые известные произведения Вольтера:

  • Орлеанская девственница.
  • Генриада.
  • Простодушный.
  • Кандид или оптимизм.

Читатель в «Орлеанской девственнице» окунается в реальную историю, знакомится с существующими личностями и, в частности, с национальной героиней Жанной д’Арк.

Однако это произведение было не биографией освободительницы Франции от англичан, а скорее иронией на церковную жизнь и устройство современного парижского общества.

Помимо сатиры, Вольтер занимался философской прозой, которая была популярна у его современников. В 1767 году выходит произведение «Простодушный», в котором повествуется о многочисленных приключениях главного героя, являющегося приверженцем теории естественного права. Еще одним значимым произведением Вольтера является «Кандид или оптимизм», эта книга вышла в свет в 1759 году, сразу же став французским бестселлером.

Известно, что «Кандид или оптимизм» вызвала резкое осуждение римско-католической церкви, включившей это произведение в чёрный список. Однако, как это часто бывает, запретный плод стал сладким, поэтому в последующем об этом произведении восторженно отзывались такие личности как Гюстав Флобер, Александр Пушкин и Фёдор Достоевский. К счастью, времена инквизиции уже прошли, поэтому Вольтеру, даже написавшему такую смелую антицерковную философскую притчу, уже ничего не грозило.

Иммиграция в Великобританию

В двадцатые-тридцатые годы XVIII века Вольтер, еще полный сил, вновь попадает в Бастилию, причиной заточения стало ложное обвинение шевалье де Рогана. Франсуа Мари впервые в своей жизни столкнулся с такой несправедливостью, после чего стал ярым сторонником социальных реформ. Выйдя из застенок Бастилии, писатель по приказу короля был изгнан из Франции, поэтому отправляется в Великобританию.

Соединённое Королевство по своему государственному устройству просто поразило Вольтера, столь явно отличаясь от монархической и консервативной Франции.

Франсуа Мари, к тому времени уже хорошо знакомый с английскими философами, быстро стал своим в высшем обществе. Именно в Лондоне он написал многие свои известные литературные произведения и философские трактаты.

Удивительно, что его творчество пользовалось большой популярностью в Великобритании, но во Франции по приказу короля все его книги неизменно уничтожались.

Личная жизнь

Известно, что кроме сочинения трактатов и глубоких философских дум, Вольтер был страстным игроком в шахматы. На протяжении более чем 17 лет единственным его соперником был иезуитский монах отец Адам. Первой музой Вольтера стала маркиза дю Шатле, которая была известна своей любовью к физике и математике. Девушка, будучи страстной натурой, часто заводила романы с философами и учеными. Неудивительно, что между маркизой и Вольтером началась прочная, но кратковременная связь.

К сожалению, в 1749 году Эмили дю Шатле умирает во время родов, Волтер потерял любовь всей своей жизни, после чего погрузился в глубокую депрессию. Это, казалось бы, мимолетное увлечение оставило свой след в судьбе этого великого философа, который до конца дней вспоминал о своей рано ушедшей любви. Несомненно, в последующем у Франсуа Мари были многочисленные связи, однако он никогда не женился, сохраняя верность Эмили дю Шатле.

Последние годы

За несколько лет до смерти уже престарелый Вольтер решается покинуть Великобританию и перебирается в Швейцарию. Эта нейтральная страна дала ему кров и приют, тут в тишине и на лоне природы провел свои последние года известный философ.

Умер Вольтер в возрасте 83 лет, сначала он был похоронен в Швейцарии, а в последующем его останки были с почестями перезахоронены в парижской усыпальнице Пантеоне.

Биография просветителя и философа Вольтера изучается в рамках школьной программы, поэтому ученикам потребуется подготовить различные сообщения, в которых рассказываются интересные факты о его жизни. Такие доклады раскрывают не только его философию и идеи, но и взгляды на устройство мира.

Франсуа-Мари Аруэ (Вольтер). Биография

Французский писатель и философ-просветитель Вольтер (Voltaire), настоящее имя Франсуа-Мари Аруэ (François-Marie Arouet), родился 21 ноября 1694 года в Париже.

Он был младшим из пяти детей дочери секретаря уголовного суда Мари Маргерит Домар, и нотариуса Франсуа Аруэ. Когда мальчику исполнилось семь лет, его мать умерла.

В 1711 году он окончил иезуитский коллеж (ныне лицей Людовика Великого) в Париже. После окончания колледжа по настоянию отца был определен в Школу права.

Юридическая карьера юношу не привлекала, еще в колледже он начал писать стихи. Родственник матери аббат Шатонеф, сочувствовавший его литературным увлечениям, ввел молодого человека в аристократический круг. Это было так называемое общество Тампля, объединившееся вокруг герцога Вандома — главы Ордена мальтийских рыцарей.

В мае 1717 года за составление сатиры на регента Франции герцога Орлеанского он провел почти год в Бастилии — тюрьме-крепости в Париже. Желая скрасить часы в тюремной камере, работал над эпической поэмой “Генриада” и трагедией “Эдип”.

В 1718 году была поставлена его пьеса “Эдип”, благосклонно принятая публикой “Комеди Франсез”. В том же году ее автор впервые выступил под псевдонимом “де Вольтер”. Поэма “Генриада”, первоначально названная “Лига” (1723), упрочила его репутацию искусного рассказчика и борца за идею. Посвященная эпохе Религиозных войн XVI века и ее главному герою королю Генриху IV, поэма осуждала религиозный фанатизм и прославляла монарха, сделавшего веротерпимость лозунгом своего правления.

В начале 1726 года произошла стычка Вольтера с шевалье де Роганом, позволившим публично насмехаться над попыткой поэта скрыть под псевдонимом свое недворянское происхождение. За ответ: “Сударь, мое имя ждет слава, а ваше — забвение!” он был избит лакеями де Рогана.

Вооружившись пистолетами, Вольтер пытался отомстить обидчику, но был арестован и брошен в Бастилию. Через две недели его выпустили, запретив жить в Париже.

В 1726-1728 годах Вольтер жил в Англии, изучая ее политический строй, науку, философию и литературу. Вернувшись во Францию, он издал свои английские впечатления под заглавием “Философские письма”. “Письма” идеализировали английские порядки и в самом мрачном свете рисовали состояние общественных институтов Франции. В 1734 году книга была конфискована, а ее издатель поплатился Бастилией.

Вольтер удалился в Сире, расположенный в Шампани замок своей возлюбленной маркизы дю Шатле, с которой прожил 15 лет. В этот период им были созданы трагедии “Альзира” (1736) и “Магомет” (1742), “Трактат о метафизике” (1734) и “Основы философии Ньютона” (1738), написана большая часть исторического труда “Век Людовика XIV” (1751). Тогда же была создана эпическая поэма “Орлеанская девственница”, в течение долгого времени распространявшаяся в списках (официальная публикация состоялась в 1762 году в Женеве).

В 1745 году Вольтер был назначен придворным поэтом и историографом. В 1746 состоялось его избрание во французскую академию наук. В том же году он стал почетным членом Петербургской академии наук.

Холодность Людовика XV, разочарование в версальском дворе, смерть маркизы дю Шатле в 1749 году склонили Вольтера принять в 1750 году приглашение прусского короля Фридриха II, с которым с 1736 года он находился в переписке, и поселиться в Берлине.

Разлад с прусским королем вынудил Вольтера в 1753 году уехать из Пруссии. Он нашел пристанище в Швейцарии. В конце 1758 года он арендовал поместье Турне, а в начале 1759 года приобрел поместье Ферне, расположенные по обе стороны границы Женевского кантона с Францией, откуда вел обширнейшую переписку и принимал гостей со всей Европы. К числу корреспондентов Вольтера помимо Фридриха II принадлежали: российская императрица Екатерина II, польский король Станислав Август Понятовский, шведский король Густав III, датский король Христиан VII.

1750-1760-е годы были чрезвычайно плодотворными для Вольтера. К этому периоду относится активное сотрудничество в “Энциклопедии” Дидро и Д’Аламбера. В Ферне он выпустил множество литературных, публицистических, философских и исторических сочинений, одним из которых является “История Российской империи при Петре Великом” (1759-1763). Среди произведений фернейского периода — философские повести “Кандид” (1759) и “Простодушный” (1767), “Трактат о веротерпимости” (1763), “Опыт о всеобщей истории и нравах и духе народа” (1756-69), “Карманный философский словарь” (1764), “Вопросы об “Энциклопедии” (1770-1772).

Состояние Вольтера пополнялось из разных источников: пенсионы от знатных особ, наследство отца, гонорары за издание и переиздание сочинений, поступления от продажи принадлежавших ему должностей и от финансовых спекуляций. В 1776 году его годовой доход составил 200 тысяч ливров, что превращало философа одного из богатейших людей Франции.

В феврале 1778 года 84-летний Вольтер вернулся в Париж, где ему была устроена восторженная встреча. Он четырежды побывал на заседаниях французской академии, посмотрел постановку своей пьесы “Ирена” (1776) в “Комеди Франсез”. Несмотря на преклонный возраст, философ приступил к переработке академического словаря.

За два месяца до смерти он был принят в масонскую ложу “Девять сестер”, основанную в 1769 году астрономом Жозефом Лаландом.

В марте он примирился с церковью и получил отпущение грехов.

30 мая 1778 года Вольтер скончался во сне в Париже.

Архиепископ Парижский отказал в христианском погребении его тела. Панихида по Вольтеру была совершена в масонской ложе, его прах был тайно похоронен в аббатстве Сельер в Шампани, настоятелем которого был племянник философа.

В 1791 году Конвент постановил перевести останки Вольтера в национальную усыпальницу выдающихся людей — Пантеон в Париже и переименовать Набережную Театинцев в Набережную Вольтера.

Сочинения философа составили в полном издании Молана (1878-1885) пятьдесят томов — каждый почти по 600 страниц, дополненные двумя большими томами “Указателей”. 18 томов этого издания занимает эпистолярное наследие — более десяти тысяч писем.

Вольтер сыграл значительную роль в развитии мировой, в том числе русской, философской мысли, в идейной подготовке Французской революции конца XVIII века. С именем Вольтера связано распространение в России т. н. вольтерьянства — политического и религиозного свободомыслия.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Вольтер

Вольтер (имя при рождении Франсуа-Мари Аруэ) – один из величайших французских философов-просветителей 18 века, поэт, прозаик, сатирик, трагик, историк и публицист. Точное происхождение псевдонима «Вольтер» неизвестно.

Биография Вольтера полна интересных фактов. В ней было много взлетов и падений, но, тем не менее, имя философа прочно закрепилось в истории.

Итак, перед вами краткая биография Вольтера.

Биография Вольтера

Вольтер появился на свет 21 ноября 1694 г. в Париже. Он рос и воспитывался в семье чиновника Франсуа Мари Аруэ.

Мать будущего мыслителя, Мари Маргариты Даумард, происходила из дворянской семьи. Всего у родителей Вольтера родилось пятеро детей.

Детство и юность

Вольтер родился настолько слабым ребенком, что его мать и отец изначально не верили, что мальчик сможет выжить. Они даже позвали священника думая, что их сын вот-вот умрет. Однако малышу все-таки удалось выкарабкаться.

Когда Вольтеру едва исполнилось 7 лет скончалась его мать. Это была первая серьезная трагедия в его биографии.

В результате, воспитание и забота о сыне всецело легла на плечи отца. Вольтер часто не ладил со своим родителем, вследствие чего между ними неоднократно происходили ссоры.

Со временем Вольтер начал учиться в иезуитском колледже. За эти годы он возненавидел иезуитов, которые превозносили религиозные традиции выше человеческой жизни.

Позже отец устроил Вольтера в адвокатскую контору, однако парень быстро понял, что юридические дела его мало интересуют. Вместо этого он с большим удовольствием писал разные саркастические произведения.

Литература

В 18-летнем возрасте Вольтер написал свою первую пьесу. Он продолжал заниматься писательской деятельностью, снискав себе репутацию короля насмешек.

Скульптура Вольтера

Вследствие этого, некоторые литераторы и высокопоставленные лица боялись обнаружить произведения Вольтера, в которых они выставлялись в дурном свете.

В 1717 г. остроумный француз поплатился за свои колкие шутки. Осмеяв регента и его дочь, Вольтер был арестован и отправлен в Бастилию.

Находясь в заключении писатель продолжил заниматься литературой (см. интересные факты о литературе). Когда его выпустили на свободу, Вольтер обрел популярность благодаря своей пьесе «Эдип», успешно поставленной на сцене местного театра.

После этого драматург издал еще около 30 трагедий, многие из которых вошли во французскую классику. Помимо этого, из-под его пера выходили послания, галантная лирика и оды. В произведениях француза нередко переплетались трагедия с сатирой.

В 1728 г. Вольтер опубликовал свою эпопею «Генриада», в которой бесстрашно критиковал монархов-деспотов за их фанатичную веру в Бога.

Спустя 2 года философ издал поэму «Орлеанская девственница», которая стала одним из самых ярких трудов в его литературной биографии. Интересен факт, что поэма была разрешена к печати только через 32 года после ее появления на свет, выходя до этого только анонимными тиражами.

В «Орлеанской деве» говорилось о знаменитой французской героине Жанне д’Арк. Однако речь шла не столько о Жанне, сколько о политическом устройстве и религиозных институтах.

Вольтер также писал в жанре философской прозы, заставляя читателя размышлять о смысле жизни, нравственных нормах, поведении общества и других аспектах.

Среди наиболее успешных трудов Вольтера считается новелла «Кандид, или Оптимизм», которая в кротчайшие сроки стала мировым бестселлером. Долгое время она не допускалась к печати в связи с большим количеством саркастических фраз и непристойных диалогов.

Все приключения героев книги были направлены на высмеивание общества, чиновников и религиозных деятелей.

Римско-католическая церковь занесла новеллу в черный список, однако это не помешало ей обрести большую армию поклонников, включая Пушкина, Флобера и Достоевского.

Философия

В период биографии 1725-1726 гг. между Вольтером и дворянином де Роганом произошел конфликт. Последний избил философа за то, что тот посмел высмеять его.

Картина Жана Гюбера «Утро Вольтера»

В результате, Вольтер снова был отправлен в Бастилию. Таким образом мыслитель на своем опыте убедился в предвзятости и несправедливости общества. В будущем он стал ярым защитником справедливости и социальных реформ.

Выйдя на свободу Вольтер по распоряжению главы государства был выдворен в Англию. Там он познакомился со многими мыслителями, которые убеждали его, что без помощи церкви приблизиться к Богу невозможно.

Со временем Вольтер издает «Философские письма», в которых пропагандирует идеи Джона Локка, наряду с отрицанием материалистической философии.

В своем труде автор рассуждал о равноправии, безопасности и свободе. При этом он не давал точного ответа в вопросе относительно существования жизни после смерти.

Хотя Вольтер в жесткой форме критиковал церковные традиции и священнослужителей, он не поддерживал атеизм. Мыслитель являлся деистом – вера в существование Творца, при котором отрицаются какие-либо догмы или чудеса.

Личная жизнь

Помимо писательской деятельности Вольтер любил играть в шахматы. В течение почти 20 лет его соперником был иезуит Адам, с которым он сыграл тысячи партий.

Возлюбленной известного француза была маркиза дю Шатле, любившая математику и физику. Интересен факт, что в свое время девушка занималась переводом некоторых трудов Исаака Ньютона.

Маркиза была замужней женщиной, но считала, что все обязанности перед супругом должны быть выполнены только после рождения детей. Вследствие этого девушка неоднократно заводила недолгие романы с разными учеными.

Дю Шатле привила Вольтеру любовь к уравнениям и сложным задачам, которые молодые люди часто решали вместе.

В 1749 г. женщина умерла после рождения ребенка, что стало для мыслителя настоящей трагедией. На какое-то время он потерял всякий интерес к жизни, впав в глубокую депрессию.

Немногие знают о том, что Вольтер являлся миллионером. Еще в молодости он получил немало хороших советов от банкиров, которые научили его правильно распоряжаться капиталом.

К сорока годам Вальтер сколотил огромное состояние, вкладывая деньги в снаряжение армии и выделяя средства на покупку кораблей.

Кроме этого, он приобретал разные произведения искусства, и получал доход от гончарного производства находящегося в его поместье в Швейцарии.

Смерть

В преклонном возрасте Вольтер был невероятно популярен. С ним хотели общаться видные политики, общественные и культурные деятели.

Саркофаг Вольтера

Философ вел переписку с разными главами государств, включая Екатерину 2 и прусского короля Фридриха 2.

Вольтер умер 30 мая 1778 года в Париже в возрасте 83 лет. Позже его останки были перенесены в парижский Пантеон, где они находятся и сегодня.

Вольтер: биография, мысли, работы и вклады

Содержание:

  • биография
  • Исследования
  • Родительское вмешательство
  • Олимп
  • Назад к закону
  • Тюрьма
  • Изгнание
  • Вернуться в Париж
  • Другие направления и смерть
  • Думал
  • Религия
  • Толерантность
  • Политика
  • Экономика и общество
  • Пьесы
  • Трактат о толерантности
  • Фанатизм или пророк Мухаммед
  • Век Людовика XIV
  • Карманный философский словарь
  • Взносы
  • Религия и философия
  • Политическое и социальное влияние
  • Поэзия
  • Проза и другие художественные произведения
  • Вклад в науку и историю
  • Ссылки

Вольтернастоящее имя Франсуа-Мари Аруэ (1694-1778), французский философ и писатель эпохи Просвещения, защитник свободы слова, разделения церкви и государства, критик католической церкви, христианства, Ислам и иудаизм. Он писал стихи, пьесы, философские и исторические произведения.

Вклад Вольтера в развитие мысли и искусства был разнообразным и имел огромное значение для различных дисциплин, от философии и политики до религии и даже науки. Работы Вольтера всегда были источником споров из-за их ссылок и их позиции в политике и религии.

Из-за его сатирического тона трудно понять, когда Вольтер серьезно высказывал свои идеи, а когда нет, что вызвало разногласия среди тех, кто его изучает. В настоящее время его фигура не столь противоречива, в отличие от крайних ненависти и любви, которые он породил в свое время.

Он был вегетарианцем и защитником прав животных, считая индуизм «невинными и мирными людьми, неспособными причинить вред другим или защитить себя».

биография

Имя при рождении Вольтера было Франсуа Мари Аруэ. Он родился 21 ноября 1694 года в Париже, Франция, и сыграл решающую роль в эпоху Просвещения.

Исторические записи показывают, что мысль Вольтера оказала значительное влияние на поколение Французской революции, движение, которое стало поворотным моментом в контексте, в котором они жили.

Исследования

Семья Вольтера отличалась богатством, что позволяло ему получить хорошее образование.

В 1704 году он поступил в Иезуитский колледж Луи ле Гранда, где получил свое первое обучение. Он был там до 1711 года, и его обучение в этом учреждении дало ему обширные знания греческого и латинского языков.

Школа Луи ле-Гранда оказалась местом, высоко оцененным Вольтером, и несколько друзей, которых он приобрел в этой обстановке, присутствовали на протяжении всей его жизни; более того, многие из них впоследствии стали влиятельными фигурами в общественной сфере.

Например, одним из этих персонажей был Агустин де Ферриоль, граф Д’Арженталь, полномочный министр и советник парламента того времени.

Примерно в эти же годы крестный отец Вольтера, аббат де Шатонеф, пригласил его участвовать в собраниях так называемого Храмового общества.

Это была группа, которая делила литературные занятия и в целом имела неблагоприятное отношение к религии. Эти встречи сильно повлияли на Вольтера и во многом сформировали его более поздние взгляды.

Его крестный отец также познакомил его с известной в то время куртизанкой по имени Нинон де Ленклос. Вольтер произвел на эту женщину такое впечатление, что после смерти решил оставить ей две тысячи франков, чтобы позволить себе больше книг.

Родительское вмешательство

Намерение Вольтера состояло в том, чтобы жить в этом беззаботном контексте, полном встреч с самыми избранными слоями общества и в благополучной экономической ситуации. Его отец беспокоился о таком подходе к жизни и заставил его поступить на юридический факультет.

Вольтер не интересовался правом, поэтому большую часть своего времени он тратил на написание од и других литературных форм, ничего не связанного с тем, что он изучал.

Увидев этот результат, отец Вольтера взял его на какое-то время в Кан, город, расположенный на западе Франции; Однако это действие также не повлияло положительно на цель по центру ее сына.

Затем отец Вольтера отправил его в Гаагу, чтобы он работал секретарем у маркиза де Шатонефа, который был новым послом Гааги, а также братом его крестного отца, аббата де Шатонефа.

Олимп

В этом сценарии Вольтер встретил Олимпу, молодую женщину, в которую он влюбился и которая оказалась дочерью мадам Дюнуайе, бежавшей из Франции и имевшей широкие протестантские и критические идеи, направленные на монархию этой страны. Эти идеи были воплощены в периодическом издании под названием Квинтэссенция, написанное ею.

Мадам Дюнуайе считала Вольтера никем, а отец Вольтера не терпел, чтобы его сын общался с дочерью женщины, у которой было такое противоречивое представление. За это ни один из двух наставников не одобрил союз Вольтера и Олимпа, и его отправили обратно в Париж.

Оказавшись в Париже, Вольтер всеми силами пытался снова встретиться с Олимпом, но в конце концов отец убедил его в обратном, заставив его увидеть, что он может даже приказать изгнание, если не послушает его.

Назад к закону

Вольтер начал работать клерком в нотариальной конторе, но эта работа его еще не интересовала. С другой стороны, ему очень нравилось публиковать насмешливые стихи, в которых говорилось о социальном и политическом контексте того времени и которые могли беспокоить более богатые классы Парижа того времени.

Принимая во внимание этот новый контекст, отец решил действовать снова и заставил его отправиться в Сент-Анж, где Вольтер вернулся к своему юридическому образованию. Несмотря на это, он продолжал писать и публиковать, что привело к росту его известности в определенных французских кругах.

Тюрьма

В 1716 году Вольтер был отправлен в тюрьму в результате опубликованных им стихов, в которых он критиковал герцога Орлеанского.

Вследствие этого ему был назначен приговор к заключению в замке Сюлли-сюр-Луар, но этот приговор был ужесточен, когда в 1717 году Вольтер опубликовал новое стихотворение под названием Порт Ренанте, в котором он издевался над герцогом Орлеанским еще хуже.

Итак, Вольтер был доставлен в Бастилию и провел там одиннадцать месяцев. Находясь в тюрьме, он написал свое культовое произведение Эдип, который после его публикации в 1719 году имел успех.

В тюрьме он стал известен как Вольтер; на самом деле его работа Эдип является первым, кто подписывается под этим псевдонимом.

Нет ясности относительно происхождения этого прозвища; некоторые утверждают, что это конструкция, основанная на его же имени, а другие указывают, что это происходит из-за изменения способа, которым его мать называла его в детстве («petit volontaire “, что означает «упрямый малыш»).

После Эдип, общественные Генриада в 1723 г. – поэма в честь Энрике VI; обе работы сделали его великим писателем своего времени.

Изгнание

Вскоре Вольтер снова столкнулся с законом. На этот раз это стало следствием серии бесед, которые он провел с благородным Ги Огюстом де Рохан-Шабо.

Все началось на светской вечеринке, на которой Рохан-Шабо спросил Вольтера о его настоящей фамилии. Последний ответил саркастическим пренебрежением, и Рохан-Шабо был так оскорблен, что устроил засаду, в которой несколько человек избили Вольтера.

Вольтер попросил своих благородных друзей помочь в разоблачении Рохана-Шабо, но ни один из них не хотел действовать против другого дворянина, поэтому он решил отомстить самостоятельно и начал обучение искусству фехтования.

Как только Рохан-Шабо узнал о его намерениях, он потребовал приговора к заключению против него, и Вольтер был доставлен в Бастилию, а затем был сослан в Англию с запретом приближаться менее чем в 50 лье от Парижа. Вольтер прибыл в Англию в мае 1726 года.

В конце концов, изгнание в Англию пошло на пользу Вольтеру, так как ему удалось связаться с очень влиятельными фигурами того времени, такими как Исаак Ньютон и Джон Локк.

Вернуться в Париж

В 1729 году он вернулся в Париж, получив множество новых знаний, полученных в Англии. В последующие годы он посвятил себя публикации различных критических работ с упором на ценность свободы и ее продвижение.

Еще одним определяющим моментом в жизни Вольтера стал его публикация. Философские письма, также называется Английские буквы, в котором он критиковал французский кумовство и говорил о положительных сторонах терпимости в религиозных сферах, а также о продвижении свободы мысли.

Это возмутило тогдашние власти, которые изъяли копии этого произведения и публично сожгли их. В этот момент Вольтер увидел необходимость бежать в замок маркизы Эмили дю Шатле, который находился в Сирее.

Он оставался там до смерти маркизы в 1739 году, когда он возобновил отношения с администрацией Людовика XV, у которого он работал историографом.

Другие направления и смерть

Более десяти лет спустя, в 1750 году, Вольтер был вызван королем Пруссии Фридрихом II, при дворе которого он был назначен историографом, академиком и рыцарем королевской палаты. В этом дворе он опубликовал несколько своих самых знаковых работ, таких как Век Людовика XIV, опубликовано в 1751 г.

Некоторое время спустя Вольтер поссорился с королем Фридрихом II, в результате которого он покинул Пруссию. Оттуда он отправился в Женеву, где оставался до 1758 года и где его публикации не очень хорошо принимались.

Наконец, в 1759 году он переехал в Ферни, Франция, где получил собственность, на которой прожил 18 лет. Вольтер умер в 1778 году; некоторое время до этого он получил большую дань в Париже, где оставался до самой смерти.

Думал

Говорят, что большинство идей, которые сформировали мышление Вольтера, возникли примерно в то время, когда он жил в Ферне, ближе к концу его жизни в 1760 году.

Религия

Первым важным аспектом мысли Вольтера является то, что он считал религию скорее деятельностью, полной фанатизма и суеверий.

Стоит отметить, что Вольтер не был атеистом, он верил в Бога, но резко критиковал действия духовенства. Для него люди, которые верили в Бога, были естественно почетными.

Он был стойким защитником свободы вероисповедания и терпимости, особенно в религиозной сфере. Для этого мыслителя войны, основанные на религиозных элементах, порождали абсурдный сценарий.

Его критика религиозного фанатизма включала как католиков, так и протестантов, в рамках которой он выступал за свободу вероисповедания.

Толерантность

Терпимость, которую проповедовал Вольтер, распространяется и на религиозную сферу, но не ограничивается только ею. Согласно Вольтеру, терпимость важна во всех ситуациях.

В этой области Вольтер предлагает фразу, которая широко используется сегодня: «Не делайте другим того, чего вы не хотите, чтобы они делали с вами».

Для Вольтера фундамент естественного права был фундаментальным, чтобы показать, что любой тип нетерпимых действий неуместен и даже может считаться варварством. Эти идеи о толерантности можно считать актуальными и сегодня.

Политика

Концепция Вольтера в политической сфере явно гармонировала с британской системой, к которой он имел доступ во время изгнания.

Для Вольтера самым важным было поддержание индивидуальных свобод, и он верил в системы, которые продвигали бы такие свободы. Для этого Вольтер не обязательно был против монархий, при условии, что они уважают свободы личности.

Кроме того, Вольтер был против произвола монархов; Чтобы избежать этого, он предложил создать совет министров, пропитанный идеями Просвещения, который предотвратил бы эгоистичные действия и другую деспотическую деятельность.

Экономика и общество

В экономической и социальной сфере Вольтер всегда был сторонником частной собственности. Как мы видели, он был человеком, которого очень привлекали богатство и богатая жизнь аристократии.

Этот мыслитель не верил в равенство; Он считал это не естественным правом, а скорее утопической концепцией. Фактически, исторические записи скорее показывают, что Вольтер не предпринимал никаких действий в интересах наиболее обездоленных классов того времени; ему не хватало социальной чувствительности.

Вместо этого у него было краткое видение простых людей, что указывало на то, что они не могли рассуждать. И на дворян он не смотрел благосклонно; они были только в благоприятном для него сценарии, когда он был среди дворян.

Частью элементов, за которые он выступал в течение своей жизни, была эффективная судебная система, без кумовства, с большей способностью обеспечивать настоящее правосудие.

Пьесы

Вольтер опубликовал большое количество произведений, включая эссе, пьесы, стихи и оды, среди других литературных жанров. Ниже мы упомянем некоторые из наиболее важных:

Трактат о толерантности

Эта работа была написана в контексте того, что случилось с Жаном Каласом, торговцем протестантской религии, которому в 1762 году была назначена смертная казнь за то, что он был обвинен в убийстве своего собственного сына за обращение в католическую религию.

Это оказалось ложью, и спустя годы его невиновность была признана, но Вольтер был вдохновлен этим фактом, чтобы очень сильно критиковать духовенство.

Фанатизм или пророк Мухаммед

Эта работа посвящена фанатизму как очень вредному и неблагоприятному элементу для любого общества. В этом случае фанатизм сосредоточен в религиозной сфере.

Век Людовика XIV

Это была хвалебная работа Людовику XIV, в которой он признает влияние, которое оказал этот монарх, окруженный очень способными советниками. Это была одна из самых важных его историографических работ.

Карманный философский словарь

В этой книге, опубликованной в 1764 году, Вольтер анализирует аспекты политики и экономики, хотя основное внимание он уделяет религиозной сфере. Именно в этом словаре этот мыслитель говорит о равенстве как о химере, не связанной с каким-либо естественным правом.

Взносы

Религия и философия

Труды Вольтера о религии были разнообразны. Среди них есть письма, которые он написал лидерам, предлагая им взять на себя обязательство исключить религию из общественного строя.

Вольтер был деистом и, несмотря на его нападки на христианство, всегда защищал исповедание различных религий от своей работы.

Среди своего вклада в религию и философию Вольтер писал об Иисусе как о понимании «естественной религии» и защищал религиозную систему вознаграждений и наказаний в ее практических целях.

Политическое и социальное влияние

Вклад Вольтера в политику и общество оказал большое влияние на общество его времени. Его эссе, брошюры и работы распространяли его мысли в этом отношении.

Благодаря своему либеральному видению, основанному на праве людей на свободу, Вольтер считается одним из главных мыслителей французского просвещения.

Поэзия

Поэтическое творчество Вольтера также считается одним из величайших достижений этого француза.

Вольтер представил поэзию как проявление произведения искусства, направленного на создание красоты.

Исходя из своего видения поэзии и искусства, Вольтер определил различие между гуманитарными науками, стремящимися к красоте, и техникой, требующей специальных знаний.

Самым известным его поэтическим произведением была «Генриада». «Генриада» – длинная эпическая поэма из 10 песен, опубликованная Вольтером в 1723 году.

Проза и другие художественные произведения

Творчество Вольтера поэзией не ограничивалось. Вольтер также дал человечеству прекрасные прозаические произведения, включая сатиры, романы и пьесы.

Во многом известность Вольтера обязана свету и ясности его прозы.

Среди самых известных текстов Вольтера – пьеса «Эдип» и романы «Задиг, или судьба» и «Микромегас».

Вклад в науку и историю

Вольтер также написал несколько работ по науке и истории.

В области науки Вольтер написал несколько книг о открытиях Ньютона и его философии. Вольтер получил известность в науке не столько своими открытиями, сколько своим огромным любопытством в различных областях науки и способностью интерпретировать существенную часть исследовательских работ.

Его исторические труды имеют большое значение. Среди исторических тем, на которые писал Вольтер, – тексты против войн и церквей, а также тексты о таких фигурах, как Карл XII Швейцарский и Людовик XV.

Ссылка на основную публикацию