Мережковский Дмитрий Сергеевич (1865-1941) – биография, творчество и стихи писателя

Дмитрий Сергеевич Мережковский

Фото Все

Видео Все

Дмитрий Мережковский. “Христос и Антихрист” / Библейский сюжет / Телеканал Культура

Сто лекций с Быковым. Дмитрий Мережковский «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», 1901

Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус. Больше, чем любовь

Дмитрий Мережковский — биография

Дмитрий Мережковский – отечественный поэт и прозаик, яркий представитель эпохи «Серебряного века», один из основателей русского символизма. Супруг известной поэтессы и покорительницы мужских сердец Зинаиды Гиппиус.

Дмитрий Мережковский – автор произведений, понять и принять которые под силу далеко не каждому читателю. В литературных кругах он стал известен благодаря религиозно-философским работам и созданному им журналу «Новый путь». Вместе со своей златокудрой музой Зинаидой Гиппиус автор основал легендарный литературный салон, где впервые прозвучали стихи Осипа Мандельштама, Александра Блока и Сергея Есенина.

Детство и юность

Родился писатель 2 августа 1865 года во французской столице. Отец Димы работал на госслужбе, а мама занималась хозяйством и воспитывала детей. Сергей Иванович и Варвара Васильевна были многодетной парой: в их семье подрастало шестеро мальчиков и три девочки. Будущий писатель был самым младшим ребенком Мережковских.

Дом чиновника был небогатым, а быт семьи довольно скромным. Родители приучали детей к сытой, но экономной жизни. Кода отцу с матерью приходилось уезжать в командировки, с ребятами оставались гувернантка и старенькая няня, чьи библейские истории обожал слушать Дмитрий.

Дмитрий Мережковский

Многими годами позже литературоведы сделали вывод, что именно нянины сказки сделали писателя глубоко религиозным человеком. Помимо этого, духовный мир Мережковского был сформирован под влиянием постоянного чувства одиночества, которое в будущем отразилось в его произведениях. Первым осознанным сочинением автора стало стихотворение «Дети ночи», в котором четко прослеживаются его детские и юношеские переживания.

После переезда в Россию в 1876 году мальчик стал учеником Третьей классической гимназии в Петербурге. Первым его поэтический талант заметил отец, на тот момент вхожий в дом вдовы Алексея Толстого, графини Софьи Андреевны. Воспользовавшись ее знакомствами в литературных кругах, Сергей Иванович привел сына в гости к Федору Достоевскому, чтобы тот оценил способности маленького поэта.

Как вспоминал Мережковский-младший, визит к великому писателю был для него крайне волнительным. Достоевский сдержано похвалил стихи, но отметил, что сочинения еще слишком сырые и слабые. Для создания настоящих шедевров автор должен пройти немало испытаний, прочувствовать на себе страдания от непонимания и неприятия.

В 1884-м юноша поступил на историко-филологическое отделение Петербургского университета. В этот период молодой человек открыл для себя философию позитивизма и увлекся французскими произведениями. Темой дипломной работы Мережковского стала биография философа Мишеля де Монтеня – яркого представителя эпохи Возрождения. После окончания университета юноша осознал, что свяжет жизнь исключительно с литературной деятельностью.

Творчество

Первая работа Дмитрия была опубликована в 1880 году на страницах журнала «Живописное обозрение». Это были одни из самых ранних его стихотворений – «Осенняя мелодия» и «Тучка». Через восемь лет петербургское издательство опубликовало сборник сочинений Мережковского «Стихотворения», а позже появилось собрание песен и поэм «Символы». В 1893 году в свет вышла брошюра автора под названием «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы».

Дмитрий Мережковский в творческом процессе

Знаковым для творчества поэта стал 1899 год. В его сочинениях все чаще звучали религиозные нотки, и постепенно эта тема привела к созданию философско-религиозного клуба, где представители интеллигенции обсуждали волнующие общественность вопросы. У истоков основания кружка вместе с Мережковским стояла его муза с «русалочьими» глазами – Зинаида Гиппиус.

Осенью 1900 года Дмитрий и Зинаида у себя на квартире провели первое «мистическое собрание», инициатором которого выступила Гиппиус. В свое «новое религиозное братство» супруги пытались вовлечь членов литературного общества «Мир искусства», но их идеями проникся лишь публицист Д. Философов. В результате «новая церковь» превратилась в треугольник, внутри которого переплетались мировоззренческие коллизии и личные взаимоотношения участников. Тройственный союз Мережковского, Гиппиус и Философова вызывал определенный интерес в обществе, но примкнуть к нему не решался никто.

В доме Мережковских стали проходить «малые богослужения», непременными атрибутами которого стали цветы и виноград. Члены Троебратства читали импровизированные молитвы, проводили придуманные ими ритуалы и считали свой союз новой прогрессивной церковью.

Дмитрий Мережковский с книгой

Появившаяся доморощенная церковь приводила обывателей в недоумение, а у некоторых вызывала откровенный гнев. «Мир искусства», имевший репутацию «мужского союза», обвинил Мережковского в предательстве. С этого момента участники нового кружка стали непримиримыми оппонентами Дягилева, редактора популярного издательства. Вскоре Мережковские и сами столкнулись с изменой: Философов решил покинуть новую церковь и вернуться к Дягилеву.

Отношения Дмитрия Сергеевича с «Миром искусства» прекратились полностью, когда журнал завершил выпуск его трактата о творчестве Толстого. В начале 1902 года скончалась А. Давыдова, после чего перед Мережковским закрылись двери издания «Мир Божий».

Писатель столкнулся с проблемой издания своих трудов. Это подтолкнуло его к мысли о создании собственного издательства. Объединившись с П. П. Перцовым, автор выступил с идеей открытия журнала, который смог бы объединить религиозную общественность. Коллеги смогли достучаться до министра внутренних дел Сипягина, который по своим каналам выбил разрешение на создание журнала. Так появилось издание «Новый путь», над развитием которого Мережковский и Гиппиус отправились работать в имение Заклинье.

Широкую известность сочинитель получил после выхода его романной трилогии «Христос и Антихрист», состоявшей из трех томов: «Смерть богов. Юлиан Отступник», «Антихрист Петр и Алексей», «Воскресшие боги».

В 1906 году Дмитрий с супругой жили и работали в Париже. Плодом их совместного творчества стала книга «Царь и революция». Здесь же, во Франции, Мережковский начал писать трилогию «Царство Зверя», посвященную отечественной истории 18-19 веков.

Первая часть этого труда – «Павел I» — увидела свет в 1908 году. За это произведение автор чуть не попал под арест, но работу продолжил. Спустя пять лет писатель закончил работу над частью «Александр I», а в 1918-м вышла завершающая книга цикла «14 декабря».

Поэтический сборник Мережковского «Собрание стихов» был издан в 1909 году. Позже появилась книга «Было и будет: Дневник 1910-1914» и исследовательский труд «Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев».

Популярными в 20-30-х годах прошлого века стали произведения литератора «Данте», «Павел и Августин», «Тайна Запада: Атлантида-Европа», «Наполеон», «Иисус Неизвестный», «Рождение Богов», «Мессия» и «Франциск Ассизский».

Личная жизнь

Первую любовь Мережковский встретил в юности, увлекшись дочерью издательницы петербургского журнала «Северный вестник». Вместе с семьей возлюбленной в 1885 году он даже предпринял путешествие по Европе, но любовный роман скоро закончился.

В начале 1889-го Дмитрий женился на поэтессе Зинаиде Гиппиус. Эта женщина стала не просто частью личной жизни автора, но и верным другом, соратницей и соавтором всех его творческих изысканий. В Серебряном веке этот союз стал самым известным за всю его историю.

Дмитрий Мережковский с Зинаидой Гиппиус

Несмотря на то, что Мережковский и Гиппиус были абсолютно противоположными личностями, они удивительным образом дополняли друг друга. По свидетельствам современников пары, в начале знакомства они встречались каждый раз, как в первый раз. На свиданиях в парке молодые люди заводили неспешный разговор, который вскоре перерастал в горячую дискуссию. В источниках неоднократно упоминается о невероятном мистическом родстве их душ.

До знакомства с Дмитрием Зинаида не раз получала предложения руки и сердца, но неизменно отвечала отказом. Встретив Мережковского, своенравная барышня сдалась, и уже совсем скоро молодые стали жить под одной крышей.

Их венчание состоялось зимой 1889 года. Свадебных гуляний молодожены не устраивали: вернувшись из храма, они продолжили свои обычные творческие дела. Как писала поэтесса в своих мемуарах, свадьба была для нее всего лишь формальностью.

Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус

Этот брак уникален еще и тем, что между супругами не было интимных отношений. Как утверждают исследователи, златокудрая бестия мало интересовалась плотскими утехами, а Мережковский воспринимал это совершенно спокойно. По другим данным, Гиппиус часто заводила интрижки на стороне, как, впрочем, и ее супруг. Якобы это и служило причиной бесконечных ссор между влюбленными.

Роман Мережковского с поклонницей его творчества Еленой Образцовой вызвал у Гиппиус бурю эмоций. Когда весной 1901-го Елена прибыла в Петербург, и между ней и писателем вспыхнула страсть. Через год фанатка вновь оказалась в доме писателей, якобы с целью оказать финансовую помощь изданию «Новый путь». На самом же деле Образцову сюда привели дела сердечные. В итоге взбешенная Зинаида выставила соперницу за дверь.

Был в семье Мережковских и тройственный союз. В 1905 году в их доме поселился публицист Дмитрий Философов, что вызвало в обществе бурю негодования и порицания. Мережковского осуждали за то, что он пошел на поводу у распутной жены и позволил себя опозорить.

Однако у этой истории есть и иная версия. Известно, что публицист Философов был нетрадиционных сексуальных взглядов, поэтому никак не мог быть любовником Гиппиус. Одна только мысль о физической близости с женщиной доводила его до тошноты.

Дмитрий Философов, Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус

Таким образом, супруги жили в полной романтической свободе, предоставив друг другу право выбора партнеров. Чувственная сторона брака при этом страдала, но между ними было много того, что обычным парам недоступно. Дмитрий и Зинаида жили в полном интеллектуальном и духовном согласии, правда, без привычной для общественного понимания любви. Компенсировать недостающие эмоции каждый из них отправлялся на сторону.

Смерть

Дмитрий Мережковский умер внезапно – причиной стало обширное мозговое кровоизлияние. Это случилось 9 декабря 1941 года, когда писателю было 76 лет.

Могила Дмитрия Мережковского

По христианским традициям отпевание усопшего состоялось через три дня, и было проведено на территории православного храма Святого Александра Невского. Могила литератора находится во Франции, в русской части кладбища Сент-Женевьев-де-Буа.

Избранные произведения

  • «Христос и Антихрист»
  • «Царство Зверя»
  • «Дилогия о примордиальном Христианстве»
  • «Тайна Трех: Египет и Вавилон»
  • «Тайна Запада: Атлантида- Европа»
  • «Иисус Неизвестный»
Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Дмитрий Мережковский

Биография

Произведения представителя Серебряного века Дмитрия Мережковского крайне сложны для понимания и восприятия. Современному читателю этот писатель знаком как создатель журнала «Новый путь» и автор ряда религиозно-философских собраний сочинений. Помимо прочего этот мужчина вместе с дьяволицей с русалочьими глазами, поэтессой Зинаидой Гиппиус, являлся владельцем крупного петербургского литературного салона, на вечерах которого свои первые пробы пера демонстрировали классики Сергей Есенин, Александр Блок и Осип Мандельштам.

Детство и юность

Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 2 августа 1865 в столице Франции – Париже. Отец писателя Сергей Иванович был чиновником, а мать Варвара Васильевна вела домашнее хозяйство и занималась воспитанием детей. Известно, что в семье Мережковских было шестеро сыновей и три дочери. Дмитрий был самым младшим и поддерживал тесные отношения только с братом Константином, который впоследствии стал биологом.

Портрет Дмитрия Мережковского

Обстановка в доме Мережковских была простая: стол никогда не ломился от яств, так как глава семейства таким образом заранее отучал детей от распространенных пороков — мотовства и стремления к роскоши. Уезжая в служебные поездки, родители оставляли детей на попечении немки-экономки и старой няни, которая перед сном рассказывала Дмитрию сказки, основанные на житие святых.

В дальнейшем биографы пришли к выводу, что рассказы няни стали причиной фанатичной религиозности, в раннем детстве проявившейся в характере создателя стихотворения «Дети ночи». Также на духовное становление поэта оказало влияние и то, что писатель с юных лет сроднился с чувством одиночества, которое впоследствии находило отражение в его книгах и стихах.

Дмитрий Мережковский

В 1876 году Дмитрий поступил в Третью классическую гимназию Петербурга. Мережковский-старший, интересовавшийся прозой и поэзией, первым оценил успехи наследника на поприще стихосложения. В 1880 году отец, воспользовавшись знакомством с графиней Софьей Андреевной Толстой, вдовой поэта Алексея Константиновича Толстого, привел сына в дом к Федору Михайловичу Достоевскому, чтобы он оценил литературный талант отпрыска.

Позже в «Автобиографической заметке» Дмитрий Сергеевич напишет, что во время прочтения работ сильно волновался. Достоевский же, дослушав юного литератора до конца, заявил, что материал крайне сырой и слабый, а чтобы писать шедевры, необходимо пройти через все круги ада и узнать, что такое страдание и непонимание.

Дмитрий Мережковский в последние годы жизни

В 1884 году Дмитрий стал студентом историко-филологического факультета Петербургского университета. Здесь будущий писатель увлекся философией позитивизма, а также проявил интерес к французской литературе. В 1888 году Мережковский защитил дипломное сочинение о философе эпохи Возрождения – Монтене, окончил университет и решил посвятить себя исключительно литературному труду.

Литература

Литературный дебют Мережковского состоялся в 1880 году в журнале «Живописное обозрение». Тогда в издании были опубликованы стихотворения «Тучка» и «Осенняя мелодия». В 1888 году в Петербурге вышла первая книга Мережковского «Стихотворения (1883-1887)», в 1892 – сборник «Символы (Песни и поэмы)» и в 1893 – брошюра «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».

Писатель Дмитрий Мережковский

1899 год стал для Дмитрия Сергеевича поворотным. Писатель в трудах все чаще обращался к религиозным вопросам, а спустя два года, в 1901 году, Зинаида Гиппиус подала Мережковскому идею создания философско-религиозного кружка, в котором интеллигенция могла бы обсуждать насущные вопросы.

Популярность к Дмитрию пришла с его первой романной трилогией «Христос и Антихрист»: «Смерть богов. Юлиан Отступник», «Воскресшие боги (Леонардо да Винчи)» и «Антихрист Петр и Алексей».

Весной 1906 года Дмитрий Сергеевич с супругой отправился во Францию. Именно там вышел в свет совместный с женой и Дмитрием Философовым труд «Царь и Революция». В Париже поэт также начал работу над трилогией на тему русской истории XVIII-XIX веков «Царство Зверя».

В 1908 году публикуется первая часть этой трилогии – «Павел I», за которую писателя чуть не посадили в тюрьму, вторая часть «Александр I» выходит в свет спустя пять лет в 1913 году, а третья «14 декабря» – в 1918-ом.

Полное собрание сочинений Дмитрия Мережковского

В 1909 году библиография поэта пополнилась четвертым сборником стихов под названием «Собрание стихов», а в 1915 году был опубликован сборник «Было и будет: Дневник 1910-1914» и литературное исследование «Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев».

Самые популярные произведения Дмитрия Мережковского 20-30-х годов: «Рождение Богов» (второе название «Сумерки Богов»), «Мессия», «Наполеон», «Тайна Запада: Атлантида-Европа», «Иисус Неизвестный», «Павел и Августин», «Франциск Ассизский» и «Данте».

Личная жизнь

Первым серьезным амурным увлечением Мережковского была дочь издательницы «Северного Вестника». Летом 1885 года писатель даже совершил путешествие с семьей избранницы по Франции и Швейцарии, однако этот любовный роман так ни к чему и не привел.

В январе 1889 года Мережковский вступил в брак с Зинаидой Гиппиус, будущей поэтессой и писательницей, которая стала на всю жизнь его ближайшим другом, идейным спутником и соучастницей духовных и творческих исканий. Союз Мережковского и Гиппиус — самый известный творческий тандем в истории русской культуры «серебряного века».

Зинаида Гиппиус, жена Дмитрия Мережковского

Современники отмечали, что влюбленные, являясь полной противоположностью друг друга, были неотделимы друг от друга. Достоверно известно, после знакомства молодые люди стали ежедневно встречаться в парках, причем встречи эти происходили строго инкогнито. Каждый беззаботно начинавшийся разговор Зинаиды и Дмитрия выливался в жаркую полемику, которая только доказывала их мистическое родство душ.

Гиппиус еще до знакомства с Дмитрием часто предлагали выйти замуж, но свободолюбивая барышня всегда отвечала отказом. С Мережковским все было иначе. У писателей не было этих глупых объяснений в любви, которые дьяволица на дух не переносила, и в один из дней они решили без лишней помпезности узаконить отношения, начав жить вместе.

8 января 1889 года в Тифлисе состоялась церемония венчания. День свадьбы пара никак не отмечала. По возвращении домой каждый из них ушел в работу: Мережковский – в прозу, а Гиппиус – в поэзию. Много позже в мемуарах поэтесса призналась, что для нее это все было настолько несущественно, что на утро следующего дня она уже и не помнила, что вышла замуж.

Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус

Достоверно известно, что интимных отношений между супругами не было. Златокудрую особу в принципе не интересовали плотские утехи, а Мережковский, зная о нраве жены, принимал ее со всеми плюсами и минусами. Зинаиде часто приписывали романы на стороне, но и Мережковский не отставал от супруги. Именно реакция Гиппиус на увлечения мужа вызывала ссоры, которыми омрачался этот союз.

Самый большой скандал в семье вызвали отношения Мережковского с Еленой Образцовой – давней поклонницей писателя. В начале апреля 1901 года барышня приехала в Петербург, и поэт неожиданно закрутил с почитательницей его творчества интрижку. В конце июля 1902-го Образцова прибыла к супругам вновь: формально — чтобы предложить материальную помощь журналу «Новый путь», в действительности — по причинам романтическим. В конечном итоге Гиппиус со скандалом выставила любовницу из дома.

Зинаида Гиппиус, Дмитрий Философов, Дмитрий Мережковский

В 1905 году семья Мережковских сблизились с публицистом Дмитрием Философовым. Литераторы вместе творили и вместе жили. В глазах общества «тройственный союз» писателей был верхом неприличия. Люди осуждали Дмитрия, говоря, что таким поведением супруга опозорила в первую очередь его.

Поборники морали забывали, что с Дмитрием Философовым у поэтессы не могло быть никаких порочных отношений хоты бы потому, что публицист был нетрадиционной сексуальной ориентации, и от одной только мысли о физическом контакте с женщиной его «выворачивало наизнанку».

В итоге супруги предоставили друг другу полную романтическую свободу, принеся ей в жертву чувственную сторону брака. До самого конца совместного жизненного пути Дмитрий и Зинаида ощущали полное духовное и интеллектуальное единение, но о любви между ними речи уже не шло, поэтому Гиппиус и Мережковский постоянно искали новых эмоций на стороне.

Смерть

Мережковский скоропостижно скончался 9 декабря 1941 года от кровоизлияния в мозг. Через три дня состоялось отпевание поэта в православном храме Святого Александра Невского. Похоронили создателя стихотворения «Бог» на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Могила Дмитрия Мережковского

Известно, что на траурной церемонии присутствовало только пара человек, а могильный памятник поставили на средства, собранные французскими издателями.

Мережковский Дмитрий Сергеевич (1865-1941) — биография, творчество и стихи писателя

Первые сборники поэзии

В 1888 году была напечатана первая книга писателя «Стихотворения». Спустя 4 года вышел второй сборник под названием «Символы». Кроме того, творчество Мережковского не ограничивалось стихами и прозой, он также много занимался переводческой деятельностью. Таким образом, к 1896 году вышли его переводы трагедий Софокла, Эсхила и Еврипида.

В краткой биографии Мережковского важно осветить тот факт, что в 1902 Мережковский и Гиппиус основали религиозно-философский журнал «Новый путь», в котором публиковали произведения на религиозную тему. Супруги занимались журналом до 1904 года, а затем добровольно покинули его из-за идейных разногласий с редакцией.

Краткая биография

  • В 1880 г. состоялась первая публикация его стихов.
  • В 1882 г. он познакомился с поэтом С. Надсоном, побывав на его выступлениях. Знакомство переросло в дружбу двух ярких личностей.
  • 1884-1888 гг. – время обучения в Петербургском университете (историко-филологический факультет). Об учёбе в нём Мережковский в дальнейшем отзывался с пренебрежением как о зря потерянном времени.
  • В годы учёбы познакомился со многими писателями-современниками: А. Плещеевым, Г. Успенским, И. Гончаровым, Я. Полонским, А. Майковым и др.
  • В 1885 г. начал работу в журнале «Северный вестник». Познакомился с писателями В. Короленко, В. Гаршиным, К. Бальмонтом, Ф. Сологубом.
  • В 1886 г. тяжело болел, после этого «повернулся к вере».
  • В 1887 г. умер С. Надсон, эта потеря стала для Мережковского жестоким ударом.
  • В 1888 г. написана первая поэма «Протопоп Аввакум». В этом же году вышла первая книга его стихов.
  • После окончания университета путешествовал по югу России. В Боржоме познакомился с Зинаидой Гиппиус, с которой в январе 1889 г. обвенчался в Тифлисе, затем молодожёны переехали в Петербург. З. Гиппиус стала для него женой, другом и соавтором. С этих пор их жизнь и творчество становятся нераздельными.
  • Смерть матери в 1889 г. воспринял тяжело.
  • В 1880-1889-х гг. усиливаются религиозные взгляды Мережковского, он знакомится с проповедниками, толстовцами, путешествует по России, мечтает стать сельским учителем. Но позже отказывается от идей народничества.
  • В 1891 г. Мережковский и Зинаида Гиппиус путешествовали по Европе.
  • В 1896 г. Мережковского уже считали известным поэтом (так было указано в Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Эфрона).
  • В 1890-х гг. Мережковский пишет меньше стихов и переходит на прозу и публицистику. Его творческая активность поразительна. Формируется его идеология (религиозно-философская концепция «новое религиозное сознание»), верность которой он сохраняет до конца жизни.
  • В 1890-х годах Мережковский начал писать исторические романы.
  • 1906-1908 гг. Мережковские провели в Париже. Здесь сблизились с эсерами, в том числе с Б. Савинковым. Их привлекали его террористические методы борьбы с революционерами.
  • В 1905 г. появилась статья Мережковского «Грядущий хам», в ней он выразил свою позицию по отношению к революции. Большевики, по Мережковскому, это грядущие хамы.
  • Во многих публикациях 1906-1908 гг. выражена его политическая концепция: политическая революция невозможна без духовной.
  • В 1914 г. он выпустил собрание сочинений в 24 томах. Его книги читали, но не любили, его художественный мир оставался закрытым для всех.
  • Приветствовал февральскую революцию 1917 г. и приход к власти Временного правительства.
  • Октябрьскую революцию не принял.
  • В январе 1920 г. Мережковские тайно пересекли границу и уехали из России. В Польше агитировали Пилсудского выступить против Советской России, но безуспешно. Затем уехали в Париж.

З.Н. Гиппиус, Д.В. Философов, Д.С. Мережковский

  • Организовали литературно-философское общество, ставшее центром интеллектуальной жизни русских эмигрантов. Художественная литература его стала интересовать меньше, он писал в основном религиозно-философские трактаты, всё глубже погружаясь в историю.
  • Фашистских главарей (Гитлера, Муссолини) он считал «божественными мессиями», которым предстоит борьба с «антихристом» – большевиками.
  • В 1939 г. Мережковский выступил по радио в Париже с приветственной речью Гитлеру, сравнив его с Жанной д’Арк.
  • Антисоветизм Мережковского привел его к коллаборационизму.
  • Русская эмиграция не приняла позиции Мережковского. Ему объявили бойкот.
  • Умер в Париже 7 декабря 1941 г.

Дмитрий Мережковский незадолго до смерти

Известность в Европе

В 1905 году из-под пера писателя вышла трилогия, которая называлась «Христос и Антихрист», прославившая его на всю Европу. Затем он начал заниматься литературной критикой, а также духовно-религиозной просветительской деятельностью. Также писал много этюдов о других писателях: Достоевском, Майкове, Пушкине, Кальдероне и других выдающихся литераторах.

Дмитрий Сергеевич Мережковский, биография которого связана с жизнью за границей, жил в Париже вместе с супругой и обрёл заслуженную славу. Периодически писатель приезжал в Россию. Однако Октябрьская революция и большевистский режим вызвали протест поэта, и вскоре Мережковский эмигрировал и остался в Париже, более не возвращаясь на родину. В 1927 году поэт с супругой инициировали создание литературно-философского сообщества «Зелёная лампа», в котором принимал активное участие.

Пробы пера

В 1876 году юный Дмитрий стал учеником Третьей классической гимназии Петербурга. Атмосферу заведения уже подросший гимназист позже охарактеризует как убийственную. Чтобы как-то отвлечься от бесконечных зубрежек и выправок, 13-летний Дмитрий начинает пробовать свои силы в поэзии — на свет появляются первые стихотворные строки Мережковского. Стилем написания он подражал «Бахчисарайскому фонтану» Пушкина.

Там же в стенах гимназии начинающий сочинитель открыл для себя творчество Мольера и под влиянием нового увлечения сформировал «мольеровский кружок». Никакой политической подоплеки в организованном Дмитрием сообществе не было, однако в императорской канцелярии посчитали иначе — все члены кружка были приглашены на допрос.

Неизвестно, чем кончилась бы эта история, если бы в нее не вмешался отец Дмитрия. Благодаря своему высокому положению он уладил дело, а заодно узнал о первых проявлениях поэтического таланта у сына. Сергея Ивановича всерьез заинтересовал литературный дар младшего отпрыска и он начал сводить Дмитрия со знатоками сочинительского дела.

Летом 1879 года Мережковский выступил со своими стихами перед княгиней Елизаветой Воронцовой. Престарелая дама была очарована творениями юноши и, разглядев в нем не только талант, но и необыкновенную душевную чуткость, призвала продолжать сочинять.

Следующим знаменитым критиком стал Федор Достоевский, но его вердикт кардинально отличался от мнения Воронцовой. Встреча двух авторов — начинающего и прославленного — состоялась в 1880 году. Читая свои стихи перед Достоевским, юноша краснел, бледнел, запинался и заикался.

«Нетерпеливая досада», не сходившая с лица писателя в течение всего выступления, во время оглашения вердикта выразилась в словах Федора Михайловича: «Слабо. Не годится. Чтобы хорошо писать, надо страдать и страдать». Сергей Иванович поспешил возразить: «Пусть лучше не пишет, чем страдает». Но было поздно — стремление добиться признания уже засело в сознании Дмитрия.

Личная жизнь

Дмитрий Мережковский был женат один раз, детей у пары не было. В 1889 году он женился на Зинаиде Гиппиус, и эта пара прожила вместе 52 года, являясь самым известным супружеским тандемом Серебряного века. Узаконили отношения они быстро и никогда не отмечали день свадьбы.

Мережковский и Гиппиус были очень схожи по увлечениям, и духовная связь для них была превыше всего. Однако достоверно известно, что в плотские отношения супруги никогда не вступали, имея связи на стороне. И если Мережковский относился к увлечениям супруги снисходительно, то она ревновала писателя к его подругам.

Смерть

Мережковский скоропостижно скончался 9 декабря 1941 года от кровоизлияния в мозг. Через три дня состоялось отпевание поэта в православном храме Святого Александра Невского. Похоронили создателя стихотворения «Бог» на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.


Могила Дмитрия Мережковского

Известно, что на траурной церемонии присутствовало только пара человек, а могильный памятник поставили на средства, собранные французскими издателями.

Детские годы

Выдающийся русский прозаик и поэт Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 14 августа (по новому стилю — 2 августа) 1865 года в дворцовом здании на Елагином острове. Литератор — коренной петербуржец.

В обычное время семья Мережковских жила в старом доме неподалеку от Прачечного моста, но на летний сезон перебиралась в одну из дворцовых построек, используя ее как дачу. В стенах дворца будущий литератор и появился на свет. Всего в семье было 9 детей — 6 мальчиков и 3 девочки. Дмитрий был самым младшим ребенком четы.

Род Мережковских был дворянским, но нетитулованным. Отец Дмитрия — Сергей Иванович Мережковский — всю жизнь служил чиновником и достиг немалых карьерных высот. К моменту появления на свет девятого ребенка он дослужился до чина действительного статского советника и работал при императорском дворе, но на этом не остановился. Наивысшим постом в карьере Сергея Ивановича стал тайный советник. Именно в этом чине отец семейства вышел в отставку в 1881 году в возрасте 59 лет.

Мать Дмитрия — Варвара Васильевна Чеснокова — занималась ведением хозяйства и воспитанием детей. Она была дочерью обер-полицмейстера, управлявшего канцелярией в Петербурге. Женщина удивительной красоты, она, несмотря на свой ангельский характер, ловко и умело командовала мужем, который при всей своей эгоистичности и черствости буквально боготворил супругу. Именно Варваре Васильевне принадлежит заслуга в том, что ее дети хотя бы отчасти получали родительское (а, вернее, материнское) тепло и ласку.

Многолетняя служба чиновником ожесточила Сергея Ивановича и превратила его изнутри в настоящий кремень. К детям он относится строго и при этом пренебрежительно.

Благодаря высокому положению отца, семья Мережковских была богатой (в частности — владела великолепным имением-дворцом в Крыму) и могла позволить себе жить с шиком, в роскоши. Однако несмотря на широкие возможности и материальное благосостояние семьи, дом Мережковских был обставлен по-простому, а на обеденном столе не было изысканных блюд или обилия яств.

Скромная жизнь в режиме повышенной бережливости была решением главы семейства. Таким образом Сергей Иванович надеялся уберечь детей от двух распространенных пороков — мотовства и любви к роскоши.

Сопровождая мужа в служебных разъездах, Варвара Васильевна препоручала заботу о детях экономке немецкого происхождения и пожилой няне. Последняя в качестве сказки на ночь рассказывала маленькому Дмитрию жития святых, что в результате стало главной причиной его экзальтированной религиозности на уровне фанатизма.

Впоследствии детские воспоминания Дмитрия выльются в его произведения — «Автобиографические заметки» в прозе и «Старинные октавы» в стихах.

Биография Дмитрия Мережковского

Писатель, философ, переводчик Дмитрий Сергеевич Мережковский родился 14 августа (2 августа по старому стилю) 1866 года в Петербурге. Его отец — крупный чиновник, действительный тайный советник Сергей Мережковский (1821-1908). Мать, Варвара Чеснокова, была дочерью управляющего канцелярией петербургского обер-полицмейстера.

Мережковский был младшим сыном в семье, имевшей девять детей. С 13 лет начал писать стихи. Когда юноше было 15 лет, отец организовал ему встречу с писателем Федором Достоевским, который весьма нелестно отозвался об опытах молодого поэта, напутствовав словами: “Чтобы хорошо писать, надо страдать!”.

В 1881 году в сборнике “Отклик” было опубликовано первое стихотворение Мережковского.

В 1884 году он поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, окончил в 1888 году.
Летом этого же года Мережковский познакомился с поэтессой Зинаидой Гиппиус, в 1889 году они обвенчались. Союз Мережковского и Гиппиус — наиболее известный творческий тандем в истории русской культуры “серебряного века”.

В начале своей литературной деятельности Мережковский занимался переводами с греческого и латинского. В журнале “Вестник Европы” в 1890 году был напечатан ряд его переводов трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Отдельно вышел прозаический перевод “Дафниса и Хлои” Лонга (1896).

С конца 1880-х годов Мережковский выступал в качестве критика: в “Северном Вестнике”, “Русском Обозрении”, “Труде” и других изданиях были напечатаны его этюды о Пушкине, Достоевском, Гончарове, Майкове, Короленко, Плинии, Кальдероне, Сервантесе, Ибсене, французских неоромантиков. Часть их вошла в сборник “Вечные Спутники” (1897).

В 1893 году была издана книга “О причинах упадка современной русской литературы” – крупнейшая из критических работ Мережковского, которая явилась первой попыткой русского символизма осознать себя как направление, имеющее определенные эстетические и религиозно-философские принципы.

Мережковский заявил о себе как о пионере религиозно-философского подхода к анализу литературы, вошел в число наиболее активных и читаемых символистских критиков. Из его критико-публицистических работ отдельно вышли: “Толстой и Достоевский” (2 тома, 1901), “Гоголь и Черт” (1906), “М.Ю. Лермонтов, поэт сверхчеловечества” (1909, 1911), “Две тайны русской поэзии. Тютчев и Некрасов” (1915), брошюра “Завет Белинского” (1915).

В 1888 году в Петербурге вышел первый поэтический сборник Мережковского “Стихотворения (1883-1987)”, в 1892 году – сборник “Символы. Песни и поэмы”, в 1896 году — сборник “Новые стихотворения”.

С начала 1890-х годов Дмитрий Мережковский работал над крупной прозой. Он вошел в литературу как создатель новаторского типа исторического романа, особой вариации мировоззренческого “романа мысли”. В научной литературе такой роман называют обычно историософским (то есть, романом не об истории, а о философии истории).

В 1895 году в “Северном вестнике” был опубликован роман “Отверженный”, ставший впоследствии первой частью знаменитой трилогии “Христос и Антихрист” — романом “Смерть богов. Юлиан Отступник”. Вторая часть трилогии – роман “Воскресшие боги. Леонардо да Винчи” — вышла в 1900 году, третья – “Антихрист. Петр и Алексей” – в 1905 году.

В начале 1900-х годов Мережковский активно участвовал в деятельности Религиозно-философского общества, одним из организаторов которого он был, и связанного с ним журнала “Новый путь”.

В 1906-1914 годах Мережковский и Гиппиус жили в Париже, иногда приезжая в Россию. В этот период писатель работал над своей исторической трилогией “Царство Зверя”, в которую впоследствии вошли пьеса “Павел I” (1908), романы “Александр I” (1911–1913) и “14 декабря” (1918).

В 1917 году Мережковский враждебно принял Октябрьскую революцию, в конце декабря 1919 года через Минск и Гомель нелегально эмигрировал с женой в Варшаву. В октябре 1920 года переехал в Висбаден, с ноября 1920 года жил в Париже.

Во Франции из регулярных воскресных собраний эмиграции в доме Мережковских возникло литературно-философское общество “Зеленая лампа” (1927-1939) – один из центров интеллектуальной жизни русского Парижа. В эмиграции он создавал произведения в жанре религиозно-философского трактата – “Тайна трех. Египет и Вавилон” (1923), “Тайна Запада. Атлантида – Европа” (1930), “Иисус Неизвестный” (1934) и примыкавшие к ним биографические эссе “Наполеон” (1929), “Данте” (1939).

В 1938 году Мережковский опубликовал книги “Лица святых от Иисуса к нам (Павел. Августин. Св. Франциск Ассизский)”, “Жанна д’Арк и Третье Царство Духа”.

В 1939 году Мережковский выступил по радио с приветственной речью Гитлеру. Эту акцию, в тайне от Зинаиды Гиппиус, организовал поэт и критик Владимир Злобин. В своей речи Мережковский сравнивал Гитлера с Жанной д’Арк, считал, что он должен спасти мир от власти дьявола. Впоследствии Мережковский пересмотрел свои позиции, но в эмигрантских кругах был подвергнут бойкоту.

В 1940 году писатель работал над циклами “Испанские мистики” и “Реформаторы”. Он собирал материал для книги о немецком поэте и мыслителе Иоганне Вольфганге Гете, читал лекции о Леонардо да Винчи и о Паскале.

7 декабря 1941 года Дмитрий Мережковский скончался от кровоизлияния в мозг в Париже. 10 декабря 1941 года похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Дмитрий Мережковский был 10 раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе – в 1914, 1915, в 1930-1937 годах, но ни одной из них так и не был удостоен.

В 1928 году король Югославии Александр I наградил писателя орденом Святого Саввы.

До Октябрьской революции 1917 года Мережковский был одним из самых издаваемых писателей России. В СССР его произведения не издавались. В современной России Мережковского стали издавать с начала 1990-х годов.

Жена писателя – поэтесса, писательница, мемуаристка Зинаида Гиппиус (1869-1945) была преданным духовным спутником Мережковского, соучастником и вдохновителем (по мнению многих современников, инициатором) его религиозно-философских идей. Последним ее произведением стала неоконченная книга “Дмитрий Мережковский”, изданная в Париже в 1951 году.

Брат писателя, Константин Мережковский (1885-1921), был известным ученым-биологом, специалистом по альгологии, систематике беспозвоночных, антропологии. Автор романа-антиутопии “Рай земной или Сон в зимнюю ночь; сказка-утопия XXVII века” (1903).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ДМИТРИЙ МЕРЕЖКОВСКИЙ (1865-1941)

В отечественной литературе конца XIX – начала XX в. Д. С. Мережковский приобрел одну из самых громких и разноречивых репутаций. Творчески необычайно одаренный, он в разной мере обнаружил в себе талант поэта и прозаика, драматурга и критика, философа и публициста. Но в любом жанре главным объектом интересов Мережковского была духовная и религиозная культура, нашедшая в нем оригинального толкователя. В пору очередной волны секуляризации культуры Мережковский актуализовал известную с древнейших времен мистическую идею о духовном единстве человечества, пророчествовал появление Третьего Завета, который, по его мнению, должен был положить конец многовековой распре между культурами язычества и христианства. В искусстве Мережковский предстал зачинателем русского символизма и по-своему предопределил его религиозно-эстетическую направленность. Он пытался соединить в символизме духовную традицию всей европейской культуры и, осуществляя этот грандиозный замысел, сделал первый шаг к созданию нового вида художественной образности.

Творческая биография и художественный мир Д. С. Мережковского

Будущий деятель русского религиозно-эстетического возрождения Дмитрий Сергеевич Мережковский рос младшим сыном в многодетной семье высокопоставленного чиновника, человека, по детским воспоминаниям писателя, педантичной души и строгого, практичного ума. В автобиографической поэме “Старинные октавы” (середина – конец 1890-х) Мережковский отчужденно писал об отце: “Чиновник с детства до седых волос. Был опытен, знал жизнь, людей и веру./Ничем несокрушимую питал/В практический суровый идеал”.

Жизнь “в суровом доме, мрачном, как могила”, с царившими в нем “казенным духом” и “порядком вечным”, угнетала впечатлительного и явно склонного к мистическим переживаниям ребенка. Здесь, очевидно, следует искать причину ранней устремленности Мережковского мистическими средствами вырваться из плена мертвящей реальности и создать свой мир душевной свободы и гармонии. Эта устремленность обнаруживается и в автобиографической поэме (“И скучную казенную квартиру/Уподоблял я сказочному миру”), и в “Итальянских новеллах” (например, “Любовь сильнее смерти”, 1896; “Превращение”, 1897, и др.). Как бы случайно оброненное в XVII октаве первой части поэмы: “И то, чего не видишь, манит взор” – прямо указывало на мистику как главный объект творческого поиска. Не случайно, в замуштрованной 3-й классической гимназии (“. Царил над нами дух военных рот”), в “застенчивом” мальчике открыто заговорил не кто иной, как “демон возмущенья”. На унизительные казарменные порядки он отвечал непокорностью (“И пуговиц. на сюртуке дерзнул не застегнуть”) и, что особенно важно для понимания основы художественного мира будущего писателя, – противился неуклюжим уловкам учителей-священников объяснить религию методами позитивизма: “. научною теорией потоп,/Иль логикой – существованье Бога”. В дальнейшем, этот инстинктивный духовный протест (“Но дерзкого неверья злое семя/В душе моей росло. “), вызванный искажениями христианской веры приведет Мережковского к поискам “истинного” Христа и христианства, которым он посвятит всю свою жизнь и творчество. В итоге: “. экзамены прошли,/И, как покойник, вставший из могилы,/Я свежестью дышал сырой земли”. Единственным счастливым обретением гимназических лет, как признавался Мережковский, стала “Гонимая отверженная Муза -/Единственная спутница моя”.

Стихотворчество Мережковского продолжалось 27 лет, однако масштаб захватившей его темы духовного возрождения был для него столь серьезным и значительным, что, как ему казалось, не укладывался в рамки лирического жанра: “Стихи чем-то лишним кажутся, – писал Мережковский В. Я. Брюсову, – мне пищу для души подавай, а стихи что, детское”.

Поэтическое призвание привело Мережковского на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. В студенческие годы творческое формирование Мережковского проходило под воздействием влиятельных в 1870-1880-е гг. позитивистских и народнических воззрений. Близкая дружба с кумиром российского студенчества С. Я. Надсоном, знакомство с А. Н. Плещеевым, И. А. Гончаровым, Г. И. Успенским, Н. К. Михайловским, В. M. Гаршиным, В. Г. Короленко во многом определили последующие искания Мережковского. По совету нравственного вождя народничества Г. И. Успенского молодой писатель “ищет истину в миросозерцании народном”, “во власти земли” и совершает своеобразное паломничество в Уфимскую, Олонецкую и Тверскую губернии.

Позже Мережковский будет не раз с благодарностью вспоминать этот опыт, но уже в первом сборнике стихотворений он признается в своей неспособности ему следовать, а вскоре вообще подведет под ним черту: “После “Исповеди” Л. Толстого я смутно почувствовал, что позитивное народничество для меня еще не полная истина”. Одновременно Мережковский укажет новый предмет своего художественного интереса: “Под влиянием Достоевского, а также иностранной литературы, Бодлера и Эдгара По, начиналось увлечение не декадентством, но символизмом”. Оговорка, по поводу декадентства существенна: критика и по сей день нередко называет Мережковского декадентом, хотя болезненная безысходность, прозвучавшая в первом сборнике (в душе “ни веры, ни огня”) и особенно в “Записной книжке”, была навеяна прежде всего трудным поиском путей к преодолению позитивизма и своему мировоззрению, пессимистической рефлексией С. Я. Надсона, а также общей атмосферой поэтического “бездорожья” 1880-х гг. Впоследствии Мережковский неоднократно будет подчеркивать, что между символизмом и декадентством нет ничего общего.

Результатом нового увлечения стали поэтический сборник “Символы” (1892) и первый манифест русского символизма “О причинах упадка и о новых течениях в русской литературе” (1892). Сборник “Символы” первым продемонстрировал новизну эстетической рецепции Мережковского и ее мистико-символический инструментарий. Здесь обозначились две ведущие темы будущего творчества Мережковского: творцы европейской культуры – “вечные спутники” – и центральная коллизия этой культуры – исторический конфликт язычества и христианства.

Работа “О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы”, составленная из двух лекций, прочитанных в Русском литературном обществе, принесла Мережковскому шумную известность. Находясь под влиянием французского символизма и динамичной смены литературных направлений во Франции, Мережковский с “обидной горечью” констатировал отсутствие эстетической новизны и разобщенность писателей в отечественной литературе. Главными причинами литературного “упадка” в России Мережковский назвал “культурную неотзывчивость” и “удушающий мертвенный позитивизм”. По мнению Мережковского, проповедь утилитаризма привела литературу к “голому натурализму”, мировоззренческой узости и эстетическому вырождению. Критическая часть книги была заведомо полемичной, но в то же время отличалась смелостью, проницательностью и, главное, прочтением русской классики. Ценность русских писателей Мережковский усматривал не в критике действительности, а в открываемых ими масштабах человеческого духа, в способности прорваться к вечному, достичь символического звучания изображаемых явлений. В последующих исследованиях: “Пушкин” (1896), “Лев Толстой и Достоевский” (1901), “Гоголь и черт” (1906), “М. Ю. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества” (1909), “Две тайны русской поэзии: Некрасов и Тютчев” (1915) и др. – русские классики предстали у Мережковского сокровенными символами единства и многообразия и русской духовной культуры.

Позитивизму Мережковский противопоставил “художественный идеализм”, призванный обратить искусство к “темному океану непознанного” и его тайнам, которые в мистических прозрениях открывались писателю. Новое искусство виделось ему актом “посвящения” в новое представление о жизни и творчестве, поэтому основой нового искусства Мережковский назвал мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности. Так впервые были сформулированы главные принципы русского символизма. Для Мережковского символизм призван был запечатлеть гармоничное воплощение “божественного в земном”. Эту цель подхватили и младшие символисты, почему впоследствии были названы “прежде всего людьми религиозного сознания и только потом – поэтами”.

Религиозная тема стала определяющей в последующем литературном творчестве Мережковского. Он развивал ее практически во всех литературных произведениях, оказавшись, по выражению Н. А. Бердяева, “литературным источником” духовного Возрождения2. Эта тема пронизывает все исторические сюжеты и образы его художественных, литературно-критических и публицистических произведений, начиная с раннего сборника “Стихотворения (1883-1887)” и закапчивая посмертным циклом “Испанские мистики” (1939-1941). “Неохристианство” всецело поглощает внимание Мережковского.

Продолжая работать над трилогией “Христос и Антихрист” (1895-1904), он обратился к поискам “нового религиозного сознания”, способного, с его точки зрения, открыть перспективу нового понимания христианства. Вскоре это привело к появлению Санкт-Петербургских Религиозно-философских собраний (1901), учредителями которых, кроме Мережковского, стали Д. В. Философов, В. В. Розанов, В. С. Миролюбов, В. А. Тернавцев, а в 1903 г. к учреждению религиозно-философского и литературного журнала “Новый путь”.

В 1900-е гг. в общественной позиции Мережковского происходят знаменательные перемены. От его прежней политической индифферентности не остается и следа. Всеобщее революционное беспокойство и жажда возрождения христианства превратили его в одного из самых заметных религиозных публицистов, последовательно доказывающего необходимость взаимосвязи религии и общественности. Радикализация взглядов Мережковского происходила столь стремительно, что даже свои мечты о религиозном обновлении он связывал с революцией. В статье “Реформация или революция?” он писал:

“Век реформации для христианства прошел м не вернется, наступил век революции: политическая и социальная – только предвестие последней, завершающей, религиозной”.

Революционные пророчества Мережковский увидел и в духовном бунте русских писателей, что отразилось в его статьях “Лев Толстой и революция” (1908) и “Пророк русской революции. (К юбилею Достоевского)” (1906).

Однако главными препятствиями к религиозному развитию революции Мережковский считал набирающий силу материализм и бездуховность революционных воззрений. Вся его полемическая страсть оказалась направлена против революционного безбожия, выражением которого явился новый варвар, чью генеалогию он раскрыл и заклеймил в знаменитой статье “Грядущий хам” (1906). Выход из кризиса Мережковский видел в “религиозной общественности”, способной противостоять разрушению России и сохранить духовные ценности. Свою концепцию свободы и веры Мережковский изобразил в историософской трилогии “Царство Зверя”: пьесе “Павел I” (1908) и романах “Александр I” (1912) и ” декабря” (1918). Центральную идею новой трилогии Мережковский вложил в уста Муравьева-Апостола: “. соединить Христа с вольностью – вот великая мысль, великий свет озаряющий”; если идти к вольности без Бога – а именно таким путем шли декабристы – “будет и в России то же, что и во Франции, – свобода без Бога, кровавая чаша диавола”, ибо “страшен царь-Зверь; но, может быть, еще страшнее Зверь-народ”.

Очевидно, что, исповедуя такие идеи, Мережковский после Октября 1917 г. не мог оставаться в России. В 1920 г. он вместе с 3. Н. Гиппиус и Д. В. Философовым нелегально покидает родину. В эмиграции Мережковский проявил не меньшую творческую активность. Его антибольшевистские публикации постоянно появлялись в эмигрантской и зарубежной прессе. Он делал доклады и читал лекции, “разъясняющие” суть большевизма, который, по его мнению, Запад недооценивал. В Париже, как когда-то в Петербурге, Мережковский и Гиппиус вновь создали “литературное гнездо”, которое получило название “Зеленая лампа” и сыграло заметную роль в литературной жизни русской эмиграции.

Но и в последовательной борьбе с большевизмом Мережковский продолжал напряженно размышлять над своей главной темой. Как и прежде, он разгадывает тайну происхождения христианства, не переставая изумлять читателя блестящей эрудицией и поразительной способностью открывать в лицах и исторических памятниках европейской культуры беспрерывно борющуюся двойственность “верха и низа”, духа и плоти, язычества и христианства, Христа и Антихриста. Об этом свидетельствуют его романы “Рождение богов. Тутанкамон на Крите” (1924), “Мессия” (1926) и “Данте” (1939), три новые трилогии:

  • – “Тайна трех. Египет и Вавилон” (1923), “Тайна Запада. Атлантида – Европа” (1930), “Иисус Неизвестный” (1932);
  • – “Лица святых от Иисуса к нам”: “Павел и Августин” (1937), “Франциск Ассизский” (1938), “Жанна д’Арк и Третье Царство Духа” (1938);
  • – “Реформаторы”: “Лютер” (1937), “Кальвин” (1938), “Паскаль” (1939);
  • – цикл “Испанские мистики”: “Св. Тереза Испанская” (1939), “Св. Иоанн Креста” (1939), “Маленькая Тереза” (1941).

Мережковский работал с историческим материалом, но не история в позитивистском понимании, а скорее метаистория была предметом его неугасающего интереса. За внешним покровом исторических событий, которые представлялись ему символическими отблесками истинного, но сокрытого от человеческого взгляда бытия, он стремился узреть его тайные связи и законы. Для Мережковского история была не целью, а средством познании, поэтому он так решительно отказывался от звания исторического романиста, которым его нередко наделяли.

Произведения Мережковского складываются в единый, устремленный ввысь мифопоэтический текст, во всекультурной пестроте исторических эпох и времен, поэтических жанров и стилей выразивший дерзновенную жажду автора приблизиться к Создателю, заглянуть в “непознанное”, постичь сокровенную диалектику движущего культурой Духа. Феноменальность этого текста – в грандиозности поставленных целей, оригинальности творческой концепции и открытии новых связей между явным и тайным. Творчество Мережковского явилось значительным этапом в развитии русской религиозно-художественной культуры, а сам писатель стал первым представителем новой генерации русских художников-модернистов, создавшим свою версию историософского романа.

Мережковский Дмитрий Сергеевич (1865-1941) – биография, творчество и стихи писателя

Жизнь и творчество Дмитрия Мережковского

СВЕТЛАНА СИДОРОВА, ЛЕОНИД СУРИС

ДМИТРИЙ СЕРГЕЕВИЧ МЕРЕЖКОВСКИЙ

2.08.1865, Санкт-Петербург — 9.12.1941, Париж

Выдающийся русский прозаик, философ, поэт, литературный критик, драматург Дмитрий Сергеевич Мережковский был младшим ребенком в большой, многодетной семье крупного чиновника, действительного тайного советника, Сергея Ивановича Мережковского (1821–1908). Мать писателя, Варвара Васильевна Чеснокова, была дочерью управляющего канцелярией петербургского обер-полицмейстера. О своей семье, в первую очередь о матери, оказавшей на него в детстве особое влияние, Мережковский рассказывает в автобиографической поэме «Старинные октавы».

В 1880 г. Мережковский по инициативе отца знакомится с Ф. М. Достоевским и читает ему свои стихи, которые писатель оценивает отрицательно. В этом же году Мережковский подружился с С. Я. Надсоном, знакомится с секретарем «Отечественных записок» А. И. Плещеевым.

В 1881 г. состоялась публикация его первого стихотворения в сборнике «Отклик».

В 1884 г. Мережковский становится студентом историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета, увлекается позивитизмом и толстовством, путешествует по России.

Весной 1885 г. писатель посещает смертельно больного Надсона, знакомится с И. Е. Репиным и передвижниками.

Весной 1888 г. Мережковский успешно заканчивает университет и отправляется в путешествие по Кавказу с Н. Минским. В этом же году он знакомится со своей будущей женой — Зинаидой Николаевной Гиппиус и 11 июля делает ей предложение.

Осенью 1888 г. Д. С. вместе с невестой открывает литературные вечера, где бывают К. М. Фофанов, А. И. Плещеев, А. Волынский, Н. М. Минский, появляется никому еще не известный Ф. Сологуб.

В 1888 г. в Петербурге выходит первая книга Мережковского «Стихотворения (1883–1987)».

8 января 1889 года Мережковский и Гиппиус венчаются в Тифлисе.

После свадьбы супруги поселились в Петербурге. В их квартире постоянно собирается цвет интеллигенции Санкт-Петербурга.

Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус становятся друг для друга поддержкой и опорой на 52 года, которые они прожили никогда не разлучаясь, постоянно находясь в духовном общении, и стали при этом двумя крупными писателями, поэтами, мыслителями. Каждый из них оставил после себя свое оригинальное литературное наследие.

Летом 1890 г. писатель начинает работу над романом «Юлиан Отступник».

С 1891 по 1895 г. писатель много работает, изучает исторические материалы, осмысливает явления мировой культуры. В эти годы Дмитрий Мережковский неоднократно посещает Италию, подготавливаясь к написанию романа о Леонардо да Винчи.

Весной 1891 г. Мережковские отправляются в Италию (некоторое время совместно с А. П. Чеховым и А. С. Сувориным) и в Париж. Это время было началом «богоискательства».

В 1892 году выходят «Символы. Песни и поэмы».

Весной 1892 г. Мережковские путешествуют по Италии и Греции. Д. С. пишет очерки «Акрополь», «Плиний Младший», рассказы из итальянской жизни, стихотворения.

В декабре 1892 года, во время путешествия по Италии, семья знакомится с Д. В. Философовым.

В 1893 году опубликовано знаменитое исследование «О причинах упадка и о новых течениях современной литературы» — один из главных манифестов русского символизма.

В 1895 году «Северный вестник» публикует роман Мережковского «Отверженный», ставший впоследствии первой частью знаменитой трилогии «Христос и Антихрист» — романом «Смерть богов. Юлиан Отступник».

В 1896 году выходит сборник «Новые стихотворения».

В 1897 году печатается сборник статей «Вечные спутники. Портреты из всемирной литературы». Книга вызвала широкий резонанс, жаркие споры в литературной среде.

В этом же году Мережковские встречаются с В. Я. Брюсовым, знакомятся с В. В. Розановым.

В 1898–1899 гг. происходит его сближение с «Миром искусства», А. Н. Бенуа, Л. Бакстом, С. П. Дягилевым и другими. Мережковский замысливает создание Новой церкви, церкви Святого Духа.

В 1900 году в журнале «Мир Божий» была напечатана вторая часть трилогии «Христос и Антихрист» — роман «Воскресшие Боги. Леонардо да Винчи».

В 1900–1902 годах, журнал «Мир искусства» напечатал крупное исследование Мережковского «Л. Толстой и Достоевский» — одну из вершин русской философской критики. В эти годы Мережковский ищет единомышленников для создания Новой церкви.

В 1901 году писатель стал одним из создателей Религиозно-Философского собрания.

29 марта 1901 г. Мережковские и Д. Философов совершают богослужение в своей Новой церкви.

В этом году Мережковские совершают поездки в Москву, встречаются с К. Д. Бальмонтом, В. Я. Брюсовым, издателями. Возникает замысел Религиозно-философских собраний.

29 ноября 1901 г. с разрешения обер-прокурора Синода Победоносцева проведено первое заседание Религиозно-философских собраний. Председатель — ректор Петербургской духовной академии Антоний, члены-учредители Д. С. Мережковский, В. В. Розанов, В. А. Тернавцев, В. С. Миролюбов.

6 декабря — знакомство с Андреем Белым.

В 1902 г. у Мережковского появляется замысел создания журнала «Новый путь».

26 марта 1902 г. Мережковский знакомится с А. А. Блоком.

14 октября 1902 г. состоялась премьера «Ипполита» Еврипида в переводе Д. С. Мережковского на сцене Александрийского театра со вступительным словом «О новом значении древней трагедии».

Зимой 1903 г. Мережковский публикует статьи о Гоголе в первом номере журнала «Новый путь».

5 апреля 1903 г. Синод издает указ о запрещении деятельности Религиозно-философских собраний. Мережковский начинает работу над романом «Петр и Алексей». Во время работы над третьей частью трилогии «Христос и Антихрист» Мережковский углубленно изучал историческую эпоху, жил среди старообрядцев, наблюдая их быт.

В сентябре 1903 года Дягилев предложил Мережковскому редактировать отдел беллетристики в журнале «Мир искусства».

В 1904 году в журнале «Новый путь» вышла последняя часть трилогии — роман «Антихрист. Петр и Алексей». Трилогия вызвала широкий резонанс в обществе, была отмечена не только в России, но и в Европе. Высоко оценили творчество Дмитрия Мережковского Томас Манн и Георг Брандес.

В мае 1904 г. Мережковский посещает Льва Толстого в Ясной Поляне.

В августе этого года Мережковский объединяется с философами-идеалистами С. Н. Булгаковым, Г. И. Чулковым в целях спасения журнала «Новый путь». Состояла публикация сборника «Собрание стихов. 1883–1903».

В январе 1905 года Мережковский знакомится с Н. А. Бердяевым, позднее — с Б. К. Зайцевым.

5 января 1905 года у Мережковских и Д. Философова возникает замысел «троебратства» как нового религиозного союза и удаления в «духовную пустыню».

9 января 1905 года Мережковский делегируется закрывать Мариинский театр в знак протеста.

В январе на сцене МХТа состоялась премьера пьесы «Будет радость» в постановке В. И. Немировича-Данченко.

В марте 1905 г. происходит окончательный разрыв с А. Блоком.

Летом этого года Мережковский работает над драмой «Павел I»; встречается с А. М. Ремизовым; публикует статьи «Мещанство и интеллигенция. Грядущий Хам», «Теперь или никогда», «О новом религиозном действии».

24 января 1906 г. — Премьера трагедии Софокла «Антигона» в переводе Мережковского, которая долго откладывалась из-за планов Горького и его группы устроить на ней скандал.

25 февраля 1906 г. Мережковские уезжают во Францию.

Весна — осень 1906 г. У Мережковского возникает замысел создания редакции «Анархии и Теократии», на базе которой готовились сборники под общим названием «Меч», сборник статей Д. Мережковского, З. Гиппиус, Д. Философова «Le Tsar et la Révolution» (Париж) — о проблемах самодержавия и революции в России. Стати были переведены на французский язык.

Д. С. Мережковский

Дми́трий Серге́евич Мережко́вский ( 2 (14) августа 1865 ( 18650814 ) , Санкт-Петербург, Российская империя — 9 декабря 1941, Париж, Франция) — русский писатель, поэт, критик, переводчик, историк, религиозный философ, общественный деятель. Был женат на Зинаиде Гиппиус.

Яркий представитель Серебряного века, один из основателей русского символизма. Неоднократно номинировался на Нобелевскую премию по литературе, но так её и не получил.

Содержание

Биография

Брат К. С. Мережковского. Отец занимал видное место в дворцовом ведомстве. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Уже в 15 лет помещал стихи в разных изданиях. В это же время, будучи гимназистом, вместе с отцом посетил Ф. М. Достоевского, который нашел стихи подростка слабыми и сказал ему: «Чтобы хорошо писать,— страдать надо, страдать!» Первый сборник стихотворений появился в 1888, второй «Символы» — в 1892 (СПб). Был близким знакомым А. П. Чехова, путешествовал с ним по Италии. В том же 1892 опубликовал доклад «О причинах упадка и новых течениях русской литературы», который вместе со сборником «Символы» считается манифестом символизма и модернистского обновления искусства. Ряд стихотворений Мережковского (особенно «Сакья-Муни») получил большую и долговечную популярность; с начала 1900-х годов, продолжая изредка писать стихи, Мережковский переключился в основном на прозу, философию и публицистику.

В 1896, когда ему ещё не было тридцати, фигурировал в «Энциклопедическом словаре» Брокгауза и Ефрона, где был назван «известным поэтом» (в этом издании год рождения писателя ошибочно был указан как 1866). В 1900 Мережковский, Минский, Гиппиус, В. Розанов и другие основали в Петербурге Религиозно-философские собрания, позже преобразованные в Религиозно-Философское общество. Был достаточно заметной фигурой и в общественной жизни, принимал участие в формировании идеологической платформы кадетов, контактировал с эсерами (в том числе Б.Савинковым и А.Керенским). Масон, как и А.Керенский. При этом жена Д. С. Мережковского, Зинаида Гиппиус, также состояла в масонстве. Участвовал в деятельности масонских лож в эмиграции. Принадлежал к мистическому кругу Александра Блока, являясь его близким другом. Был дружен с А.Белым.

Приветствовал Февральскую революцию 1917. Октябрьские события вызвали его яростный протест, следствием чего стала эмиграция. В конце 1919 года вместе с Гиппиус, Философовым и В. А. Злобиным через Бобруйск, Минск и Вильну выехал в Польшу, затем обосновался во Франции. После эмиграции творчество Мережковского было предано полному забвению в СССР. В литературоведческих работах советского времени если и упоминался, то исключительно как «реакционер», христианский мистик и символист; стихотворения Мережковского, впрочем, изредка перепечатывались в антологиях.

В 1927 году организовал литературное религиозно-философское общество «Зелёная лампа», которым руководил Георгий Владимирович Иванов.

В конце 1930-х годов он изучал идеи фашизма как антагонизм коммунизму. В 1939 лично встречался с Муссолини (правда по большей части для того, чтобы Муссолини помог ему напечатать «Данте») и, вероятно, был знаком с Муссолини именно по масонской линии. В нём Мережковский, вместе с Гиппиус настроенный резко отрицательно по отношению к советской власти — «маленьким красным дьяволам», видел возможного спасителя Европы от «коммунистической заразы».

В 1941 после нападения фашистской Германии на СССР, появилась легенда о том, что Мережковский выступил на парижском радио с благословениями Гитлеру, сравнивая его с Жанной Д’Арк, произнеся радиоречь «Большевизм и человечество», в которой говорит о большевизме как об абсолютном зле и призывает к крестовому походу против него, говорил о победе духовных ценностей, которые несут на своих штыках немецкие рыцари-воины. Был подвергнут бойкоту части эмиграции. Умер в бедности в оккупированном Париже.

Волна интереса к Мережковскому за рубежом пришлась на рубеж 1950—1960-х. В России новое знакомство с наследием писателя началось на рубеже 80-90 годов XX века.

Творчество

Художественное творчество очень обширно и не равноценно по своим достоинствам. Очень много переводил с греческого и латинского: в «Вестнике Европы» 1890-х гг. напечатан ряд его стихотворных переводов трагедий Эсхила, Софокла и Еврипида. Отдельно вышли «Дафнис и Хлоя» Лонга (СПб., 1896). Мережковский часто выступает и со статьями критического характера в «Северном Вестнике», «Русском Обозрении», «Труде» и др. Этюды о Достоевском, Пушкине, Майкове, Короленко, Кальдероне, французских неоромантиках, Ибсене и др. В 1893 издал книгу «О причинах упадка современной рус. литературы». В 1901—1902 вышло исследование «Л. Толстой и Достоевский» (кн. 1-2). Известны труды Мережковского о Гоголе – «Гоголь. Творчество, жизнь и религия», о Чехове – «Чехов и Горький», о Лермонтове «М. Ю. Лермонтов поэт сверхчеловечества» и др.

В критических этюдах Мережковский отстаивает те же принципы, которых практически держится в творческой деятельности. В первых его статьях, например, о Короленко, еще чувствуется струя народничества 1870-х и начала 1880-х, почти исчезающая в работе «О причинах упадка современной литературы», а в последующих статьях уступающая место не только равнодушию к прежним идеалам, но даже какому-то вызывающему презрению к ним. Мораль ницшевских «сверхчеловеков» поразила воображение впечатлительного поэта, и он готов отнести стремление к нравственному идеалу к числу мещанских условностей и шаблонов. Из критических этюдов Мережковского наибольший шум вызвала книга «О причинах упадка современной русской литературы». В ней немало метких характеристик современных литературных деятелей, но общая тенденция книжки неясна, потому что автор еще не решался вполне определенно поставить скрытый тезис своего этюда — мысль о целебной силе символизма. Мережковский — решительный враг «тенденциозной» и утилитарной школы русской критики второй половины XIX века, но собственные его статьи очень тенденциозны, потому что не столько посвящены характеристике разбираемого писателя, сколько служат поводом защищать любимые положения и настроения автора. Так, в блестящем, но крайне парадоксальном этюде о Пушкине (сборник П. Перцова, «Философские течения русской поэзии») он находит в русском поэте «флорентинское» настроение.

Среди поэтов своего времени Мережковский был резко обособлен, как поэт общих настроений. В то время, как К. Бальмонт, Андрей Белый, А. Блок даже касаясь тем общественных, «злободневных», прежде всего говорили о себе, о своем к ним отношении, Мережковский даже в интимнейших признаниях выражал то, что было или должно было стать всеобщим чувством, страданием или надеждою. По тематике сначала тесно примыкал к Надсону. Но, как отмечает В. Брюсов, он сразу сумел взять самостоятельный тон, заговорив о силе и о радости, в отличие отдругих учеников Надсона, «нывших» на безвременье и на свою слабость. Не будучи «гражданским» поэтом, он, однако, охотно разрабатывал такие мотивы, как верховное значение любви к ближнему («Сакья Муни»), прославлял готовность страдать за убеждения («Аввакум») и т. п. На одно из произведений первого периода деятельности Мережковского — поэму «Вера» — выпал его самый крупный литературный успех благодаря простоте сюжета и живым картинам умственной жизни молодежи начала 1880-х. Поэма заканчивается призывом к работе на благо общества.

С 1884 г. будущий поэт и религиозный мыслитель учился на историко-филологических факультетах Петербургского и Московского университетов. Здесь Мережковский увлекся позитивистской философией, а сближение с сотрудниками «Северного вестника» В. Короленко, Г. Успенским, В. Гаршиным обусловило понимание социальных проблем с народнических позиций. Однако это увлечение было недолгим. Знакомство с европейскими символистами и поэзией Владимира Соловьева существенно изменили мировоззренческую ориентацию Мережковского. От «крайнего материализма» он переходит к символизму.

С 1899 г. у Мережковского начинается период поворота в мировоззрении. Его занимают вопросы христианства и соборной церкви. Г. Адамович в статье «Мережковский» вспоминает, что «если разговор был действительно оживлен, если было в нем напряжение, рано или поздно сбивался он на единую, постоянную тему Мережковского — на смысл и значение Евангелия. Пока слово это не было произнесено, спор оставался поверхностным, и собеседники чувствовали, что играют в прятки». Осенью 1901 г. у З. Гиппиус зародилась идея создания общества людей религии и философии для «свободного обсуждения вопросов церкви и культуры». Так возникли знаменитые в начале века религиозно-философские собрания, основной темой которых было утверждение, что возрождение России может совершиться только на религиозной основе. Эти собрания проходили вплоть до 1903 г. с разрешения обер-прокурора Священного Синода К. П. Победоносцева и при участии священнослужителей. И хотя христианство «Третьего завета» не было принято, само стремление создать новое религиозное сознание на переломном этапе развития России было близко и понятно современникам.

Значительное место в творческом наследии Мережковского занимает исторический роман. Дебютировал в этом жанре в журнале «Северный Вестник» в 1895 романом «Отверженный». Позже «Отверженный» под названием «Смерть богов. Юлиан Отступник» стал первой частью трилогии «Христос и Антихрист» (также в трилогию входят книги «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи» и «Антихрист. Пётр и Алексей»). Центральная идея трилогии — борьба двух принципов, языческого и христианского, и призыв к утверждению нового христианства (так называемого третьего завета, идея которого и обсуждалась на религиозно-философских собраниях), где «земля небесная, а небо земное». Трилогия была чрезвычайно популярна в Германии. В частности, она оказала большое влияние на творчество немецкого поэта-экспрессиониста Георга Гейма. В этих и других произведениях (романы «Рождение богов», «Мессия», «Александр I» и др., пьесы «Павел I» и др.) мировая история подаётся как вечное борение «религии духа» и «религии плоти» в русле символистской картины мира. В 1920-30-х Мережковский обратился к жанрам историософского трактата и биографического эссе.

В этот период Мережковский издает, по выражению самого автора, — «три книги об одном»: «Тайна Трех. Египет-Вавилон» (1923), «Тайна Запада. Атлантида-Европа» (1929) и «Иисус Неизвестный» (1934), религиозно-философский труд, который считал своей главной книгой.

Вся духовная история человечества мыслится Мережковским как противостояние, антитеза двух начал, двух «бездн» — «бездны плоти» и «бездны духа». «Бездна плоти» воплощена в язычестве, в античном культе героической личности — в «человекобожестве», пренебрегающем «духом». «Бездна духа» — в историческом христианстве, в аскетизме, пренебрегающем «плотью». Оба начала несовершенны. Необходима подлинная «духовная революция» — слияние, синтез двух «бездн», двух «правд». Это слияние возможно, по Мережковскому, лишь в будущей «новой Церкви». Эту церковь Мережковский и Гиппиус именовали «церковью Третьего Завета». Концепция Третьего Завета была заимствована ими на рубеже 1890—1900-х годов у предвестника итальянского Ренессанса, христианского мистика и визионера, жившего в XII в. в итальянской Калабрии — аббата Иоахима Флорского (Иоахима Калабрийского). Согласно этой концепции, «первым заветом» стал «Ветхий Завет» Бога-Отца, «вторым» — «Новый Завет» Бога-Сына, Иисуса Христа, а ныне предстоит явиться «третьему завету» — завету Святого Духа, завету Свободы вослед заветам Закона и Благодати. Так исполнится сокровенная Тайна Святой Троицы и, соответственно, исторический процесс достигнет свой цели, время будет исчерпано, и настанут «новое небо и новая земля» обетованного в Апокалипсисе, библейской Книге Откровения, тысячелетнего Царства Божия.

Это становится магистральной темой всего творчества Мережковского в эмиграции, вплоть до его смерти. Например, Наполеон для Мережковского — “последнее воплощение бога солнца, Аполлона”. Атлантида и Апокалипсис — это конец первого человечества и конец “Второго Завета”. Наполеон — “человек из Атлантиды” и “апокалипсический Всадник” одновременно. Он послан в мир, говорит Мережковский, чтобы сказать людям: “Может быть, скоро конец”. После Наполеона Мережковский в таком же ключе обращается и к исследованию роли Данте в духовной, вечной, истории человечества. Многие почитатели раннего творчества Мережковского, с удовольствием читавшие трилогию «Христос и Антихрист» (сквозь литературную ткань которой, были уже видны гностические мотивы, о которых в 1916 году писал Бердяев в статье, оценивающей раннее творчество Мережковского – Новое Христианство – Д.С.Мережковский ) неоднозначно восприняли христианско-мистическое направление творчества Мережковского. Даже его близкий друг, не оставлявший его даже после эмигрантской изоляции, масон и литературный критик Терапиано, увлеченный зороастризмом и восточной мистикой, не до конца понимал ключевые моменты этого позднего литературного периода Мережковского. Несмотря на это, христианско-мистическое направление творчества Мережковского имело и своих почитателей. Так, публицист и философ Ильин, наоборот, отзывался о Мережковском как о непонятом Учителе человечества и пророке Св. Духа.

Странно и непонятно для поклонников романов Мережковского в 30-х гг. читать его труды с обширнейшей библиографией, целые триптихи о христианстве, Св.Духе, Неизвестном для современных христиан Христе. Но именно таков был внутренний мир Мережковского, который не мог писать ни о чем другом. Уже в 1902 году Александр Блок говорил о Мережковском следующее: “Оставив совершенно этот легкомысленный и ребяческий прием “доверия” или “недоверия” к писателю, который написал пятнадцать томов и “известен в Европе”, придется стать с Мережковским лицом к лицу, вчитаться в него, а это совсем не так легко. Когда крестоносцы шли освобождать гроб господень, они знали, конечно, чей это гроб, и все сказания о главе Адама и о древе крестном и все рассказы о благоуханиях лампад и кипарисов и о синем небе Палестины были для них волнующе живы. И однако, проходя через Рим и Константинополь, многие из них, конечно, промедлив, оставались здесь, придя в неописуемое волнение от чудес совсем другого порядка, от пестроты зданий, пышности одежд, городского разгула и женской красы. Два волнения боролись в них — “ревность по Дому” и волнение от прелести человеческой, от прелести культуры. Эти самые волнения знаем мы в двадцатом столетии, как они знали в одиннадцатом. Их знает и Мережковский, и яростны они в нем, потому что он, глубоко культурный писатель, до изнеможения говорит о Христе, и только о Нем..”

Спустя четверть века, в первом номере журнала “Новый мир” за 1926 год в статье О тайне трех Владимир Злобин писал, что “Мережковский, исповедуя религию Богочеловечества, . подобрал оружие, идею вселенскости /христианства/. Подобрал не с тем, конечно, чтобы, как боятся многие, обратить его против церкви, но чтобы, как и вся подлинная русская культура, послужить Церкви Вселенской.”

Тему мистического христианства и Третьего Завета св. Духа Мережковский продолжал развивать до конца своей жизни. В статье “Последние трилогии Д.С. Мережковского” О.А.Коростелев указывает на то, что в военном Париже осенью 1941 года 76-летний Мережковский, невзирая ни на что, писал свой последнюю книгу, “Испанских мистиков”, – “Одно из последних свидетельств оставил Зайцев, навестивший Мережковского в ноябре 1941 года: “Мережковские сидели в пальто, в квартире нетоплено. Д.С. был несколько размягчен, теплее обычного (а вид неважный – припухлости под глазами, на голове темное пятно, будто от небольшого кровоизлияния). Принесли его новые книги, по-французски – “Паскаль”, “Лютер”. А сейчас работаете, Дмитрий Сергеевич?” – “Пишу о маленькой Терезе. Если Бог даст жизни. ” Текст Маленькой Терезы Мережковский завершил буквально за несколько дней до своей смерти. Начатые было комментарии, которыми Мережковский традиционно сопровождал свои эммигрантские книги, закончить он уже не успел. 7 декабря 1941 года Мережковский скончался. “

Ссылка на основную публикацию