Как развить внимательность у ребенка и научить концентрировать внимание

12 упражнений на развитие концентрации внимания

Замечали ли вы, что ваш разум неугомонно перепрыгивает с одного предмета на другой? Есть у вас проблемы с фокусировкой на чем-то одном в течение нескольких минут? Страдаете ли вы от того, что у вас накопилась куча полуготовых проектов на работе, дюжина нереализованных идей в мозгу, и, следовательно, масса сожалений о том, к чему это все привело, и о своей жизни в целом? Если так, то что вам нужно сделать, чтобы это исправить?

Если вы пришли в спортзал и попытались поднимать тяжести, в результате чего выяснили, что ваши руки и ноги пока слишком слабы для этого, вам нужно будет начать выполнять программу еженедельных упражнений для укрепления мышц. Ваш мозг тоже является своего рода мышцей. И точно так же, как мышцы вашего тела, ваш мозг нуждается в еженедельных упражнениях, повышающих силу вашей концентрации.

Несколько таких интересных упражнений можно найти в книге 1918 года «Сила концентрации» (англ. The Power of Concentration) американского автора Уильяма Аткинсона, которую он написал под псевдонимом Терон Дюмон. Несмотря на то, что некоторые упражнения могут показаться вам несколько глупыми, и при их выполнении вы можете выглядеть как сумасшедший человек, сила вашей концентрации будет постепенно увеличиваться. Используйте это руководство, чтобы усилить свой мозг или получить вдохновение для придумывания собственных упражнений по повышению концентрации.

Практические упражнения на развитие концентрации

Когда лучи солнца сфокусированы на предмете при помощи линзы, они дают намного больше тепла, чем рассеянные лучи от того же источника. То же самое справедливо в отношении внимания. Если ваше внимание рассеянно, вы получите только ординарные результаты. Но сосредоточьте его на чем-то одном, и вы получите превосходные результаты. Когда вы фокусируете внимание на цели каждого вашего действия, осознанно или неосознанно, вы исключаете из сознания все ненужное. В результате, вы генерируете силу, которая принесет вам то, что вы хотите.

Фокусируя мысль, вы увеличиваете ее силу. Упражнения, которые даны ниже, могут казаться утомительными и монотонными — но они полезны. Если вы будете настойчивы, вы убедитесь, что они обладают ценностью и увеличивают вашу способность к концентрации.

Сначала вам будет нужно натренировать тело, чтобы оно повиновалось командам разума. Я также призываю вас научиться сознательно контролировать движения своих мускулов. Вот упражнение, которое поможет вам развить такой контроль.

Упражнение 1: Спокойное сидение в кресле

Сядьте в удобное кресло. Будьте настолько спокойны, насколько возможно. Поначалу это будет не так легко, как может показаться. Вам нужно сосредоточить внимание на том, чтобы сидеть спокойно. Наблюдайте за тем, чтобы не делать спонтанных движений своими мускулами. При помощи небольшой практики вы убедитесь, что можете сидеть спокойно, не двигая мускулами, примерно пятнадцать минут. Сначала я рекомендую сидеть с расслабленным телом пять минут. Если вы можете оставаться совершенно спокойными все это время, увеличивайте промежуток до десяти, а потом до пятнадцати минут. Упражняйтесь столько, сколько необходимо. Но никогда не напрягайтесь в попытках оставаться спокойными. Вы должны быть полностью расслабленными. Привычка к расслабленности очень полезна.

Упражнение 2: Фиксирование взора на пальцах

Сядьте в кресле. Поднимите голову, держите шею прямо, расправьте плечи. Поднимите правую руку, чтобы она была вровень с вашим плечом и указывала направо. Поверните голову, двигая только шеей, и зафиксируйте взор на пальцах. Держите руку полностью неподвижной одну минуту. Выполните то же самое упражнение с левой рукой. Когда вы научитесь держать руку совершенно неподвижно, увеличивайте время до пяти минут. Вытягивая руку, держите ее ладонями вниз, потому что это положение наиболее легкое. Если вам удастся зафиксировать глаза на кончиках пальцев, вы сможете сказать, что ваша рука совершенно спокойна.

Упражнение 3: Фиксирование взора на стакане с водой

Наполните водой небольшой стакан. Возьмите этот стакан своими пальцами, и держите его прямо перед собой. Сосредоточьтесь на стакане и пытайтесь держать его так спокойно, чтобы не было заметно никаких движений воды. Начните с одной минуты, постепенно увеличивая время до пяти минут. Выполняйте это упражнение сначала одной, потом другой рукой.

Упражнение 4: Концентрация на сжатии и разжатии кулаков

Придвиньте стул к столу. Положите на стол свои руки и сожмите их в кулаки, положив на стол тыльной стороной. Пусть большой палец лежит поверх остальных пальцев. Сейчас, сосредоточив внимание на указательном пальце, медленно выпрямляйте его. Наблюдайте за этим действием так, как если бы оно имело огромную важность. Затем, медленно выпрямляйте следующие пальцы. После этого, повторите процесс в обратном порядке. Сначала зажимайте один палец, потом другой — пока у вас не останется сжатый кулак и большой палец, который лежит поверх остальных. Выполните то же упражнение с левой рукой. Делайте его то правой, то левой рукой поочередно — пока вы не выполните его по пять раз с каждой рукой. Через несколько дней, вы можете увеличить количество повторов до десяти раз.

Есть вероятность, что выполняя эти упражнения, вы почувствуете усталость. Но вам важно практиковать эти монотонные упражнения, чтобы с их помощью развивать внимание. Упражнения также помогут вам контролировать движения мускулов. Внимание должно быть сосредоточено на каждом движении руки. Если не концентрировать внимание, упражнения утратят свою ценность.

Упражнение 5: Концентрация на усилении обоняния

Когда вы прогуливаетесь или проходите мимо клумбы, концентрируйтесь на запахах цветов и растений. Постарайтесь различить как можно больше запахов. Затем, постарайтесь выбрать один конкретный запах, и сосредоточиться только на нем. Вы заметите, насколько усилится ваше чувство обоняния. Умение различать потребует от вас полного внимания. Развивая обоняние, вы будете должны выбросить из головы любые мысли, кроме мысли о запахе. Вы также должны будете выбросить мысли обо всех запахах кроме того, на котором концентрируетесь.

Вы найдете множество возможностей для упражнений на развитие обоняния. Находясь на свежем воздухе, чутко принюхивайтесь ко всем запахам. Вы убедитесь в том, что воздух переполнен разными ароматами — но пусть ваша концентрация на одном из них будет такой интенсивной, что и после многих лет выбранный аромат будет напоминать вам обстоятельства этого упражнения.

Цель этих упражнений — развить сосредоточенное внимание. Вы убедитесь, что при помощи практики можете контролировать разум и направлять мысли — точно так же, как вы направляете движения собственной руки.

Упражнение 6: Концентрация на внутренних процессах

Ложитесь и полностью расслабьте мускулы. Сосредоточьтесь на биении сердца, не обращая внимание ни на что другое. Думайте о том, как этот великолепный орган перекачивает кровь, доставляя ее в каждый орган вашего тела. Попытайтесь представить, как кровь выходит из этого великого резервуара и поступает прямо к кончикам ваших ног. Представляйте, как другой поток идет к рукам и кончикам ваших пальцев. Спустя какое-то время вы сможете действительно почувствовать, как кровь проходит через ваш организм.

Упражнение 7: Концентрация на сне

Так называемый «водный метод» прост, но очень эффективен. Он предназначен для людей, которые хотят заснуть. Поставьте стакан с чистой водой на стол в ту комнату, где вы спите. Сядьте в кресло рядом со столом и смотрите на стакан воды. Думайте о том, насколько он спокоен. Затем, представьте, как вы входите в это спокойное состояние. Через короткое время вы заметите, что ваши нервы успокаиваются, и вас начинает клонить в сон. Иногда для того, чтобы заснуть, нужно представлять себя сонными. Некоторым людям удалось победить бессонницу за счет того, что они представляли себя неодушевленным предметом — например, пустым бревном в глубинах холодного и спокойного леса.

Страдающие от бессонницы люди могут лично убедиться в том, что эти упражнения, успокаивающие нервы, очень эффективны. Держитесь в своем разуме мысли, что засыпать несложно. Устраните всякий страх перед бессонницей. Практикуйте эти упражнения, и у вас получится заснуть.

Упражнение 8: Разговор перед зеркалом

Сделайте на вашем зеркале две отметки, вровень с вашими глазами. Считайте, что это — два глаза другого человека, которые смотрят на вас. Сначала вы будете немного моргать. Не двигайте головой, стойте прямо. Сосредоточьте все мысли на том, чтобы поддерживать голову спокойной. Не позволяйте другим мыслям входить в ваш разум. Держа голову прямо, оставаясь спокойными в глазах и в теле, думайте о том, что вы выглядите как надежный мужчина или надежная женщина — как человек, которому каждый может доверять.

Стоя перед зеркалом, дышите глубоко. Пусть в комнате будет много свежего воздуха — так, чтобы вы словно купались в нем. Как только воздух проникнет в каждую клетку тела, ваша робость исчезнет. Ее заменят спокойствие и сила.

Человек с позой настоящего мужчины, умеющий контролировать мускулы лица и глаз, всегда будет привлекать к себе внимание. Беседуя, он будет производить хорошее впечатление на всех, с кем вступает в контакт. Он приобретет чувство спокойствия и силы, которое заставит любую оппозицию отступить назад.

Будет достаточно ежедневно выполнять это упражнение три минуты.

Упражнение 9: Восточный способ концентрации

Сядьте в кресло. Держите спину прямо. Зажмите одним пальцем правую ноздрю. Сделайте глубокий и медленный вздох — настолько медленный, чтобы вы могли сосчитать до десяти — и затем выдохните через правую ноздрю, также считая до десяти. Повторите это упражнение с противоположной ноздрей. Его нужно выполнить не меньше двадцати раз за один присест.

Упражнение 10: Контроль над желаниями

Желания сложнее всего поддаются контролю. Именно поэтому, упражнения с желаниями обладают большой ценностью. Научившись контролировать желание, вы чудесным образом укрепите свою способность к концентрации. Помните: у вас есть все необходимое для того, чтобы заниматься своими делами. Не тратьте время, чтобы думать о других людях или сплетничать о них.

Если ваше наблюдение покажет, что какой-то человек может причинить вред, храните это знание при себе. Позднее ваше мнение может оказаться неправильным. Но, независимо от того, правильно оно или нет, вы укрепляете свою волю, контролируя желание поделиться своими мыслями.

Если вы услышали хорошую новость, сопротивляйтесь желанию рассказать о ней первому встречному — и это также принесет вам пользу. Чтобы избавиться от желания говорить, вам потребуется концентрация всех ваших сил. Когда вы почувствуете, что имеете полный контроль над всеми вашими желаниями, тогда уже вы можете делиться новостями. Но умейте подавлять желание делиться новостями до тех пор, пока вы полностью не готовы говорить. Люди, не способные контролировать желания, часто говорят вещи, о которых стоит молчать — и этим вовлекают себя и других в ненужные проблемы.

Если у вас есть привычка нервничать, выслушивая неприятные новости, контролируйте себя. Учитесь выслушивать все без удивления и тревоги. Говорите себе: «Ничто не заставит меня потерять самоконтроль». Вы на опыте убедитесь, что такой самоконтроль важен в вашем бизнесе. Вы заработаете репутацию здравомыслящего предпринимателя — и это со временем станет вашим ценным деловым активом. Конечно, случай меняет обстоятельства. Иногда от нас требуется энтузиазм. Но всегда ищите возможность практиковать самоконтроль. «Человек, управляющий своим духом, больше повелителя города».

Упражнение 11: Чтение

Думать — значит концентрировать мысли на том, что перед нами. Все мужчины и женщины должны научиться мыслить ясно. Прекрасное упражнение, которое помогает в этом — прочитать какую-либо короткую историю, и затем пересказать ее. Прочтите статью в газете, и затем постарайтесь выразить ее содержание в нескольких словах. Чтение для усвоения существенно важной информации требует внимания и концентрации. Если вы не способны записать то, что читаете, ваша концентрация слаба. Вместо записи, вы можете пересказать содержание устно. Уединитесь в своей комнате и вслух перескажите содержание статьи — так, как если бы вы с кем-то беседовали. Вы убедитесь, что подобные упражнения важны для развития концентрации и умения думать.

После того, как вы выполнили несколько этих простых упражнений, возьмите книгу и читайте ее двадцать минут — а затем запишите на бумаге то, что вы прочли. Скорее всего, поначалу вы не будете помнить многие детали. Но, при некоторой тренировке, вы сможете подробно пересказать все, что прочитали. Чем лучше ваша концентрация, тем подробнее ваш пересказ.

Если ваше время ограничено, прочитайте короткое предложение, а затем попытайтесь записать его слово в слово. Научившись это делать, читайте по два предложения и больше, а потом записывайте их. Эта практика принесет хорошие результаты, если вы будете продолжать ее до тех пор, пока не выработаете привычку.

Используйте свободное время для перечисленных упражнений, и это разовьет вашу способность к концентрации. Вы убедитесь, что для того, чтобы запомнить каждое слово в предложении, необходимо устранить из разума все слова кроме тех, которые вы хотите запомнить. Эта сдерживающая сила — уже достаточная компенсация того времени, которое вы потратили на выполнение упражнения. Конечно, ваш успех во многом будет зависеть от развития способности живо представлять то, что вы читаете. Как выразил ту же мысль один автор, мы должны позволить горам, о которых мы читаем, вставать перед нами, а рекам, о которых мы читаем, журчать у наших ног.

Читайте также:  Развитие внимания у младших школьников Как развить внимание дошкольников

Упражнение 12: Концентрация на часах

Сядьте на стул. Поставьте на стол перед собой часы с секундной стрелкой. Следите глазами за тем, как секундная стрелка делает круг. Выполняйте это упражнение пять минут, не думая ни о чем, кроме секундной стрелки. Это упражнение очень полезно, если у вас есть только пять свободных минут. Пусть каждая мысль в потоке сознания подчинится ей. Поскольку в секундной стрелке нет ничего особенного, это упражнение сложно выполнить — но дополнительные усилия воли, которые для него потребуются, придают ему особую ценность.

Выполняя упражнение, старайтесь быть настолько спокойными, насколько это возможно. Вы приобретете контроль над нервами, и этот успокаивающий эффект положительно скажется на них.

Необходимые понятия о развитии концентрации внимания у ребёнка

Концентрация внимания – базовый и фундаментальный навык, без которого дальнейшее обучение невозможно в принципе. А с учётом того, что мы живём в век информации, отыскать нужный материал и сконцентрироваться именно на нём становится для нас одной из важнейших задач. И сознательные родители задают себе вопрос: как подобрать систему развития концентрации внимания именно под своего ребёнка? Правильно подобранная и выстроенная стратегия больше сработает на профилактику, чем на решение различных проблем в учёбе, общении с одноклассниками и дальнейшей социализации.

Определяемся с терминами

Постараемся не лезть в глубины психологии и психиатрии, но без некоторых определений не обойтись. Итак, под концентрацией внимания принято понимать психический процесс, посредством которого человек фокусируется на тех или иных особенностях окружающего бытия и пространства, выделяя их относительно других статических и динамических объектов. Период концентрации внимания – продолжительность времени, когда человек (в данном случае – один ребёнок или группа детей) может сосредоточиваться и заниматься какой-то конкретной деятельностью. Развитие и постановка данного навыка – комплекс мероприятий и упражнений, направленных на выработку и закрепление у детей умения сконцентрироваться на той или иной задаче.

Принятые нормы

В детской психологии и психиатрии для определения уровня развития концентрации внимания и предупреждения отклонений приняты следующие нормы времени, в течение которого ребёнок может концентрироваться:

  • от рождения до 2 лет – 5-9 мин;
  • от 2 до 3 лет – 5-15 мин;
  • от 3 до 4 лет – 6-20 мин;
  • от 4 до 5 лет – 10-25 мин;
  • от 5 до 6 лет – 15-30 мин;
  • от 6 до 7 лет – 20-35 мин;
  • от 7 до 9 лет – 20-40 мин;
  • от 9 до 10 лет – 25-50 мин.

Обратите внимание: маленькие дети очень непостоянны. Их разум открыт всему новому, они активно осваивают этот мир. Чем ребёнок младше, чем чаще его внимание перескакивает с одного предмета на другой. Впрочем, если ваши дети не сильно вписываются в вышеназванные цифры, не спешите впадать в панику. Развитие концентрации внимания – вещь достаточно индивидуальная, и при соответствующем подходе ваше чадо со временем, скорее всего, наверстает упущенное. В среднем прирост умения концентрироваться должен составлять 3-5 минут за каждый последующий год жизни.

От чего зависит развитие внимания

Полностью процесс развития внимания и умения концентрироваться у детей не изучен до сих пор. Это сложные процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга с параллельным созданием устойчивых и неустойчивых нейронных связей. Но главное, детский мозг не развивается сам по себе. На него оказывает влияние окружающая среда, а в частности – ближайшее окружение, т.е. семья и внутрисемейная атмосфера. Время, проведённое детьми возле телевизора, ноутбука или за планшетом и мобильным телефоном, в 90% случаев следует считать проведённым во вред здоровью. Характерная черта большинства современных видеоигр, фильмов, клипов и прочего медиаконтента – очень высокая скорость смены сюжетной линии, что совсем не способствует развитию концентрации внимания у детей.

Окружающая реальность не конкурент виртуальному миру с его яркими красками и бесконечными возможностями, поэтому не до конца сформированная психика быстро к ним привыкает. Правда, от этого патология нормой не становится. Дети очень легко и быстро привыкают к прекрасному несуществующему миру, но в итоге имеют расконцентрацию внимания, а в отдельных случаях может даже развиться агрессия и зависимость, похожая на наркотическую. Так что тут необходимо работать на профилактику, а если чувствуете, что не справляетесь, то обращайтесь к специалисту.

С чего начинать развивать навык концентрации

Добейтесь позитивного настроя. Или, по крайней мере, отсутствия явной агрессии и неприятия. Постарайтесь обратить всё в игровую форму. А к составным частям среды, необходимой для развития внимания у детей, относится следующее.

  1. Прогулки на солнце и свежем воздухе должны составлять не менее 25-30% от общего времени, которое проводится за играми. Развитие тела и моторики напрямую влияет на развитие тех участков мозга, которые отвечают за концентрацию внимания. Не спешите ругать своих детей за испорченную одежду после игр в прятки, салки, догонялки и т.д., ведь эти игры полезны для развития интеллекта вашего чада.
  2. Постановка дыхания. Тут также отмечается прямая зависимость между объёмом лёгких и умением сосредоточиться. Недостаток кислорода плохо влияет на активность мозга. И тогда мозг вынужден экономить ресурсы и частично или полностью отключать процессы, происходящие не только в теле, но и в нём самом, которые, по его «мнению», не первостепенны. Последствия очевидны: сконцентрироваться не получается или получается плохо, даже если очень нужно. К развитию лёгких и дыхания можно отнести игру на духовых инструментах, пение или речевое дыхание. А из спорта бег и плавание.
  3. Работа руками и рукоделие. Лучше этого для развития внимания пока что не придумали ничего. Условно такие занятия можно разделить на мужские и женские. Девочкам больше подойдёт вышивка, изготовление кукол и браслетов из бисера. Мальчикам – работа с конструктором, создание по готовым шаблонам или произвольно моделей различной техники из картона, пластмассы или дерева.
  4. Любые настольные игры. Помимо внимательности, они развивают навык социализации и взаимодействия между игроками. Впрочем, индивидуальные занятия типа сбора мозаик, головоломок и прочих логических игр дают тот же, а может, даже лучший результат, особенно если ребёнок индивидуалист.
  5. Чтение. В идеале читать ребёнку литературу, соответствующую его возрасту, надо с самого рождения (и даже до рождения). Делайте поправку на возрастное ограничение в его способности быть внимательным. После прочтения попросите вкратце пересказать то, что он услышал. Также попросите его придумать другую концовку того или иного рассказа. Избегайте слишком печальных произведений.
  6. Помощь в домашних делах. Посильный труд и помощь по части уборки и приготовления пищи с похвалой за проявленные усилия – одна из форм ненавязчивого обучения концентрации. Также, если ни у кого нет аллергии или иных противопоказаний, возможным вариантом будет завести кота или небольшую собаку, чтобы ваш сын или дочь могли о нём заботиться.
  7. Поддержка и помощь. Если у детей не получается сделать что-то с первого раза, не торопитесь бросаться на помощь. И не вздумайте ругаться. В первом случае вы лишите своё чадо радости при достижении поставленной цели, во втором есть немалая вероятность получить установку, что труд связан с болью. А всё живое в этом мире стремится избегать боли. Выводы делайте сами.

Основные игры для развития концентрации внимания у детей (без учёта возраста)

Шахматы и нарды. Древнейшие игры, развивающие стратегическое мышление с некоторой долей здорового азарта. Игроку предлагается просчитывать действия на определённое количество ходов вперёд, а также делать поправку на удачу и вероятность.

«Поймай такт». Отстучите в ладоши или карандашом по столу простейшую мелодию, например футбольную кричалку, и попросите ребёнка повторить. Чем лучше он концентрируется, тем длиннее можно выбирать мелодии. А также подключать хлопки по телу, по предметам, мебели и т.д. с последующей просьбой повторить. Аналогичное упражнение можно делать на скорость: чем быстрее такт, тем быстрее определённые, заранее подготовленные движения. И наоборот.

«Слово – действие».
Тут проще объяснить на примере. Например, игра «Фруктовый сад». Вы называете фрукты: яблоко, груша, апельсин, гранат, слива и т.д. После каждого слова он должен выполнить определённые действия: встать на носочки, присесть, подпрыгнуть и т.д. Вначале слова произносятся медленно, потом быстрее. Смотрите, при какой скорости ребёнок начинает путаться. Исходя из последнего, регулируйте тренировки.

«Список – действие».
Работа на расширение «оперативной памяти», т.е. объёма внимания. Ребёнку даются инструкции (обычно список начинается с трёх действий): присесть, назвать дикое животное, взять в руки любой пластмассовый предмет. Когда этот этап освоен, предлагаются задачи более сложные, причём как по количеству позиций в списке, так и по содержанию задачи в каждой позиции. Например, подпрыгнуть столько раз, сколько тебе лет, подойти к предмету на букву «с» и т.д.

«Алфавит». Игра для тех, кто уже выучил буквы. Дайте малышу набор букв и цветные карандаши. Попросите подчеркнуть все гласные одним цветом, а согласные – другим. Справился? Усложните задачу: букву «д» зачёркиваем, букву «о» подчёркиваем, букву «у» обводим кружочком. По окончании смотрите процент правильно выполненных задач. Это также подготавливает ребёнка к тесту перед поступлением в школу (корректурная проба).

Вместо заключения

Когда ребёнок играет, постарайтесь не отвлекать его от игры без веской причины и не совершать параллельных действий (он играет, а вы включили мультики). Старайтесь, чтобы он в любом случае завершил начатое дело. На переключение с одного вида деятельности на другой расходуется слишком много энергии. Чем чаще это будет происходить, тем труднее будет приучать ребёнка концентрировать внимание. Удачи вам в подготовке ребёнка к условиям современной жизни.

Как развить внимание у младших школьников

Советы и упражнения, которые стоит знать родителям и учителям.

Психолог, писатель, автор более 30 книг и пособий по эффективному обучению детей, среди которых «Скорочтение для детей. Как научить ребёнка быстро читать и понимать прочитанное», «Развитие памяти у детей». Основатель сети центров скорочтения, развития памяти и интеллекта у детей TurboRead.ru.

Основная деятельность детей младшего школьного возраста — обучение. Оно вносит существенные изменения в психологические процессы, предъявляя высокие требования к концентрации внимания. Способность детей к эффективной работе в классе — результат умения сосредотачиваться на процессе обучения, теме и содержании урока, словах педагога и собственных действиях. Вот почему так важно развить внимание, которое поможет ребёнку полноценно учиться и успешно справляться с поставленными задачами.

Что такое внимание

Внимание — понятие в когнитивной психологии, означающее избирательную направленность восприятия на определённые объекты. Это особое состояние сознания, при котором субъект (ребёнок) способен сосредоточить познавательные процессы (мышление, восприятие, воображение, память) на конкретных предметах, имеющих личностную или ситуативную значимость.

Внимание — это сосредоточенность человека на предметах и явлениях, наиболее важных для него.

Как формируется внимание у детей

Для формирования навыков внимания в процессе обучения важно соблюдать несколько требований:

  • достаточный темп обучения и отсутствие длительных пауз;
  • опора на активную мыслительную деятельность (применение задач на обобщение и сравнение, поиск примеров и формирование выводов);
  • отсутствие внешних раздражителей, привлекающих непроизвольное внимание и отвлекающих от познавательного процесса (громких замечаний, комментариев, резких движений);
  • чёткость и краткость пояснений до начала выполнения ребёнком какой-либо работы.

Категорически запрещено комментировать действия ребёнка, когда он сосредоточен: вносить замечания, подсказывать. Говоря под руку, вы отвлекаете ребёнка от поставленной задачи и вынуждаете его концентрироваться на ваших словах и вновь на работе, из-за чего наступает утомление и теряется интерес к занятию.

Формированию внимания способствуют различные игры и упражнения на наблюдательность. Поиск соответствий, ошибок, изменений привлекает и поддерживает внимание ребёнка, учит его концентрироваться без дополнительного призыва к внимательности.

Как улучшить внимание детей 7–10 лет

Мелкий объём, недостаточная избирательность, неразвитая переключаемость и устойчивость внимания — недостатки, устраняемые благодаря специальным упражнениям, включаемым в образовательный процесс. Для улучшения внимания ребёнка 7–10 лет необходимо использовать два вида упражнений:

  • специальные упражнения на развитие основных свойств внимания (устойчивости, распределения, концентрации);
  • упражнения, формирующие внимание как личностное свойство.

Невнимательность — результат ориентированности детей на общем, а не на частностях. Схватывая общий смысл рассказа, суть высказывания или математической задачи, дети не вникают в детали, не учитывают важные элементы.

Цель специализированных упражнений — научить ребёнка воспринимать детали на общем фоне.

Развитие внимания младших школьников при правильной организации перерастает во внимательность — неотъемлемую черту успешного человека. Это важно объяснить детям, убедив их в том, насколько необходимы наблюдательность, умение искать недочёты, сопоставлять, видеть изменения. Расскажите детям о том, что внимательные люди всегда имеют цель и с лёгкостью достигают её.

Формируя совместно с ребёнком распорядок дня, вы научите его уделять внимание важным мероприятиям в комплексе и по отдельности. Поэтапно разрабатывая план действий, вы научите школьника концентрироваться на деталях.

Не менее эффективны для улучшения внимания детей упражнения с парным контролем, когда соседи по парте обмениваются результатами работы и ищут друг у друга ошибки. Видя неудачи и недочёты других, дети учатся на чужих ошибках, более внимательно относясь к собственному труду и его результатам.

Улучшить внимание ребёнка можно, приучив её к дисциплинированности, ответственности и аккуратности. Внимательные дети — собранные дети, которые бережно относятся к вещам, умеют заботиться о близких людях и самих себе. Хотите сделать ребёнка ответственным и внимательным? Заведите домашнее животное и поручите школьнику уход за ним.

Читайте также:  Диагностика внимания младших школьников: методики на внимание для дошкольников

Упражнения для тренировки внимания детей 7–10 лет

Постоянная тренировка внимания и памяти — залог формирования у младшего школьника навыков, необходимых для эффективного и успешного обучения. Включение следующих игр в процесс начального образования позитивно сказывается на успеваемости детей и их способности к концентрации.

Игра «Помню всё»

Игра прекрасно подходит для занятий в паре или малой группе (3–4 человека). Основная задача игроков — запоминать слова в строгой последовательности, а за соблюдением условий следит стороннее лицо (родитель, учитель, ученик, назначенный судьёй), записывая цепочку слов. Чтобы игра не утомляла детей, используйте слова одной тематики: фрукты, овощи, города, страны.

Процесс игры выглядит так: «Морковь», — говорит первый игрок. «Морковь, редис», — произносит другой. «Морковь, редис, томат…»

Ребёнок, перепутавший последовательность или забывший слово, выбывает из игры. Победитель — игрок, не допустивший ни одной ошибки.

Соревновательный характер игры мотивирует детей, заставляя их с интересом участвовать и тренировать свою память и внимательность.

Упражнение «Найди слова»

Игра уместна на уроках русского языка и прекрасно дополняет грамматические упражнения. Детям предлагается отыскать в буквенном ряду слова, выделив лишнее по определённому признаку: часть речи, род, число, падеж.

1 РНАКОТНВПРАКОРОВАЕВРАСОБАКИЦРВМ

Правильный ответ: собаки — лишнее слово, так как это существительное множественного числа.

2 НРАЛЫПАЛЬТОЫЕАРБРАЫЕАШАМПУНЬ

Правильный ответ: шампунь — лишнее слово, так как это существительное мужского рода.

Упражнение «Назови цвет»

Интересное упражнение, которое можно превратить в соревнование с выбором победителя. Суть задания — безошибочно назвать цвета, которыми написаны слова. Игра развивает концентрацию внимания, ведь ребёнок сосредотачивается на цвете шрифта, а не на слове, обозначающем цвет.

Упражнение «Найди отличия»

Классическое упражнение на внимательность. Задача ребёнка — найти все отличия между двумя схожими изображениями, которые можно найти в интернете. Упражнение подходит и первоклассникам, и ученикам 2–4 классов.

Маленьким детям в возрасте 7–8 лет лучше показывать изображения с небольшим количеством крупных элементов в неброских тонах. Детям старшего возраста подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей, рассмотрение которых тренирует не только внимательность, но также улучшает устойчивость и объём внимания — способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.

Концентрация внимания у детей: как развить ценный навык

Концентрация внимания у детей волнует многих родителей. Часто можно услышать: «Ребенок не может сконцентрироваться на уроках! Витает в облаках, не в силах усидеть за партой и три минуты. А вот дома часами собирает конструктор!». Почему так? Как помочь детям развить концентрацию? Собрали частые жалобы родителей и обсудили пути решения с психологом Витой Холмогоровой.

Вита Холмогорова — экзистенциальный психотерапевт, кандидат психологических наук, психолог, коуч, психофизиолог.

Типы нервной системы и концентрация

Часто я слышу: «Он не может сконцентрироваться!». А потом смотрю на ребенка, и… вижу, что может! Только он концентрируется не над тетрадью и учебником, а на тех вещах, которые родителям порой кажутся не значимыми. Он часами печет пирожки, собирает конструктор, вырезает снежинки, расшифровывает послания на азбуке Морзе. Значит, он может и умеет концентрироваться. Но надо подобрать ключ к его концентрации. Им может стать новый подход к образованию ребенка, поведение родителей, поиск мотивации, работа с психологом или с нейропсихологом. И результат будет!

Инертный или лабильный?

…Но прежде вспомним о типах нервной системы. Условно есть лабильный и инертный типы. И конечно, все варианты между ними.

Люди, обладающие инертным типом нервной системы — однодоминантные, как я их называю. То есть в единый момент времени они могут сосредотачиваться только на одной вещи. Таким детям (и взрослым!) очень сложно переключиться с текущей задачи на другую: для них это крайне энергозатратно, требует очень много времени и сил. Эти люди медлительны, зато они погружаются в вопрос очень глубоко и серьезно. Бесполезно кричать такому ребенку: «Убирай русский, доставай математику», и ждать, что он сделает домашку за 7 минут. Это не тот ребенок!

А если охарактеризовать лабильный тип нервной системы, нужно представить человека, который может одновременно держать в голове 100 дел. Он прекрасный организатор, очень гибкий, часто — творческий. Внешне выглядит, будто он «скачет по верхам», но многие обладают глубиной восприятия, и из них получаются, например, прекрасные бизнесмены. У ребенка такого типа на столе одновременно раскрыты русский, математика, английский, комикс с Томом и Джерри, включена музыка и… вдруг оказывается, что уроки выучены. Хоть даже вы отказываетесь в это верить.

И у тех и у других детей могут быть проблемы с концентрацией. Но очевидно, что это разные проблемы! Ребенок с инертным типом нервной системы нуждается в том, чтобы погрузиться в тему, «занырнуть» и поплавать в ней. И в школе его страдания начинаются ровно через 40 минут после начала урока. Занятие заканчивается, а ребенок еще не успел оглядеться на местности и уж точно не готов убрать один учебник с парты, достать другой и начать после русского погружаться в математику.

А в то же самое время дети с лабильным типом нервной системы испытывают сложности с тем, что нужно просидеть 40 минут за одним предметом. Им нужно часто менять деятельность, делать одновременно несколько дел и переключаться, чтобы подключать новую опцию для активирования концентрации.

И когда я вижу перед собой детей с чистым лабильным типом нервной системы или с чистым инертным, я отдаю себе отчет, что для них сегодняшняя система образования не работает. Это плохая новость. Но есть и хорошая! По сути, здесь в наличии не проблема концентрации внимания, а задача родителей организовать процесс образования. И как только этот процесс будет запущен в соответствии с типом нервной системы ребенка, окажется, что у ребенка все хорошо. Он успешен, самодостаточен и перспективен.

Аз, буки, веди: «качаем мышцу» и концентрируемся!

Есть ряд методик, которые помогают концентрироваться «по щелчку», «качать мышцу». Но прежде чем их применять, я призываю родителей осознать, в чем состоит суть проблемы, увидеть «диагноз» — с тем, чтобы занятия проходили гармонично, интересно и эффективно для ребенка.

Памятка от Виты Холмогоровой

  • Для концентрации внимания нужен режим. Сон, свежий воздух, прогулки — даже неловко об этом говорить, банальщина. Но очевидно, что мы, родители, не обеспечиваем это на 100%. А расконцентрированный ребенок нуждается в режиме сильнее, чем обычный: рамки хоть и ограничивают, но одновременно дают необходимую таким детям опору.
  • Есть огромное количество игр с детьми, которые позволяют сконцентрировать внимание. Приведу самые простые примеры.

Возьмите два комплекта одинаковых пуговиц. Родитель выкладывает узор, а ребенок пытается его повторить.

Играйте в пантомиму. Или откройте развивающую тетрадь и порешайте задания «найди 10 отличий». При этом делайте акцент на возрасте ребенка и на том, что ему интересно на данном этапе. При этом каждый день старайтесь увеличить продолжительность занятий на минутку-другую.

  • Ребенка, у которого проблемы с концентрацией, необходимо приучать к часам с раннего возраста. Понимание, сколько сейчас времени, будет давать связь с реальностью и опору.
  • Создайте ребенку-школьнику рабочее место так, чтобы в зону обзора не попадали игрушки. Так он не будет «уплывать». Исключите возможность ребенка включить музыку, телевизор. Уберите из зоны доступа продукты питания, включая фрукты и жевательную резинку.
  • Развивая концентрацию у ребенка, старайтесь через игры задействовать все органы чувств. Можно включать даже обоняние и возможность сопоставлять вкусы!
  • Для тренировки концентрации отлично работают приборы с биологической обратной связью (БОС). Ребенку надевают аппаратуру, которая считывает состояние концентрации. И дальше, в зависимости от программы, ребенок учится управлять функциями своего организма и менять изображение на экране путем расслабления мышц, налаживания дыхания. В это время мультимедийная программа демонстрирует, что у ребенка получается реализовать задачу: при стабильной работе мозга машина едет / ракета летит / персонаж продолжает свой путь. С одной стороны, дети, как правило, любят БОС, а с другой — эта терапия разрабатывает и прокачивает «мышцу», отвечающую за формирование концентрации внимания.

Ищем мотивацию!

Часто у детей, родители которых жалуются на слабую концентрацию к деятельности, проблемы вовсе не с отсутствием концентрации, а с… мотивацией!

Ребенок не хочет заниматься математикой. Для него негативная оценка, 2 или 3, не является стимулом к обучению. Ему неинтересно. А волевая сфера — «делай, что должен» — в силу возраста развита не сильно. И в этом случае «надо» — пустой звук. И дальше вопрос состоит только в том, как помочь ребенку найти мотивацию. Тут рецептов нет: это творческий, обоюдный процесс родителя и ребенка — отыскать, что нравится, как нравится, придумать, привнести в жизнь, раскрасить привычную действительность так, чтобы стало интересно. Советский принцип «Без труда не выловишь рыбку из пруда» верен лишь отчасти. На самом деле критерий таланта — легкость. Если найти то, что ребенку дается легче всего, если отыскать мотивацию и раскрыть способности ребенка сегодня, дальше можно будет всю жизнь развиваться в этом направлении.

Случаи из практики

Ольга: «Моя дочь ничего не хочет, вообще. Она часами собирает пазлы, и больше ее не интересует ничего!».

Вита Холмогорова: «Я слышу этот вопрос нередко, и вместе с ним — раздражение и обесценивание в голосе родителей. Выключите эмоции! Я знаю, что у вашей девочки со временем разовьется прекрасное пространственное мышление. Она может стать хорошим математиком, архитектором, графическим дизайнером. Если вы ей поможете! Cегодня она собирает обычные пазлы, завтра вы ей подарите 3D-пазлы. А дальше им на смену придут картонные архитектурные конструкции. Но это при хорошем раскладе — том, где вы будете восхищаться, помогать и развивать талант дочки. В противном случае все будет грустно: девочка в школе так и будет учиться из-под палки, ее обесцененный талант завянет, а если и прорастет в будущем, то не станет таким прекрасным деревом, как если бы путь был прямым».

Елена: «Перед первым классом мой сын мог усидеть за столом над подписями ровно 4 минуты. Три месяца занимались нейрогимнастикой раз в неделю — специалист приезжала к нам домой. Это было мучительно, напоминало пытку ребенка. Простые физические упражнения в определенной последовательности. Сын орал. Психолог увещевала. Я держала сына и двигала вместе с ним его руками — ногами. Через два часа занятий я ложилась на диван без сил до конца дня. Через три месяца сын мог сидеть над прописями уже двадцать минут и начал складывать буква в слова».

В. Х.: «Если бы у моего ребенка были проблемы с концентрацией, я бы первым делом обратилась именно к нейропсихологу. Сначала для диагностики, а в дальнейшем — для коррекции ситуации. В дошкольном и младшем школьном возрасте нейропсихологи — прекрасные помощники педагогам и родителям. Через физические упражнения, повторяемые правой и левой рукой, им удается скорректировать очень широкий спектр проблем, связанных с концентрацией внимания, с кратковременной и долговременной памятью. Нейропсихологи учат читать и писать тех детей, у которых по каким-то причинам этот навык вовремя не сформирован. Браво, Елена, поздравляю вас с сыном с победой!».

Анна: «Сыну невероятно сложно делать домашнюю работу. К примеру, задали по каждому предмету по маленькому заданию, которое можно сделать за 5 минут. Но лучше бы задали решать 3 страницы примеров по математике или сочинение по русскому! Долгое погружение в один предмет дает реальный эффект от занятий, а 5 минут на пять предметов — невыносимо. В итоге вечер заканчивается слезами, уроки не выучены».

В. Х.: «В этой ситуации невооруженным взглядом видно — ребенку необходимо организовать обучение совсем на другом уровне, чем сейчас. Может быть несколько вариантов. И те родители, которые понимают, что нахождение в обычной школе для их ребенка губительно, найдут правильный. Я могу подсказать, что для таких детей очень эффективна вальдорфская система, где вместо уроков и предметов — проекты. Неделю дети реализуют один, погружаясь в него и совершая качественный скачок, следующую — другой. И никакого выхолащивания «прыжками» с предмета на предмет!

Елена Лосева, мама и психолог: «Сын в 8 классе, отличник. Когда начинает «тупить» над уроками и не может сконцентрироваться на чем-то, я захожу в его комнату и начинаю читать стихи на надрыве творческих возможностей. Он меня выгоняет и быстро учит уроки, как нормальный человек, пока мама не пришла».

В. Х.: «Елена нашла нетривиальное решение. Молодец! Круто, что она его нашла, и что оно работает. Когда родители подростков приходят и говорят: «Я ему 100 раз говорила», я спрашиваю: «Слушайте, это хоть раз сработало? Значит, надо поменять тактику! Нужно понять, что это не работает. Включайте креативность и ищите подход!». Елена его нашла, причем решение не лежало на поверхности. Но здесь вывод только один: надо чувствовать своего ребенка и понимать, что каждый индивидуален и требует особого ключика для решения своей задачи!»

Ольга: «Пятнадцатилетний сын разозлил нас с мужем. В порыве эмоций супруг разбил об пол смартфон ребенка. С тех пор, уже месяц, сын ходит в школу с кнопочным телефоном, и… у него появились первые в старшей школе 5! Мы их не видели с 3 класса! Я спрашиваю: «Как ты так начал учиться?». Он говорит: «Так мне скучно на уроках стало. Я стал хоть руку поднимать, телефона-то нет». А можно ли этого достичь, не разбивая смартфон?».

Читайте также:  Методики на внимание: методы процессы и механизмы изучения и исследования внимания

В. Х.: «Ищите такую школу, где на уроке нельзя пользоваться телефоном. Во всех учебных заведениях, где учился мой ребенок, это взято за правило! Я подписывала согласие с этим в договоре. И это очень важно! Потому что телефон интересней для ребенка, чем урок — это соблазн и уйма возможностей».

Вероника: «Все, что его интересует 14-летнего сына — это игры на смартфоне. На остальном он не может — не хочет концентрироваться. Что делать?»

В. Х.: «Подростки — история особенная. Мало кто из них готов сосредоточиться на учебе! Скорее, наоборот. И искать, чем увлечь ребенка, на чем его сконцентрировать, надо было раньше. К подростковому возрасту интересы должны быть уже найдены. Но не стоит раньше времени опускать руки. Наблюдайте, что сын делает в те моменты, когда у него нет с собой гаджетов. И глядя на то, чему подросток посвящает свое свободное время, помогите ему сделать на этом акцент, создайте условия для развития этого начала — и, возможно, вы поможете ребенку реализовать его предназначение!

Не видите ничего, кроме игр на смартфоне? Не обесценивайте это! Включайте фантазию! Я думаю, что хороший способ переключить подростка с игр — направить его на занятия (например, программирование), где учат их создавать. И это уже другая история — не про потребление, не про игру круглые сутки напролет, а про созидание, которое помогает пойти за ребенком, развернув его интерес в нужную родителю сторону».

А еще родители часто путают неврологию, при которой ребенок не может сконцентрироваться, и его психологические сложности. Ошибка нередко состоит в том, что детей с неврологией ведут к психологу. И, наоборот, тех, у кого нет неврологических проблем, но кому не помешал бы психолог, бесконечно водят по врачам, пытаясь переложить с себя ответственность за моменты невнимательности, воспитания, педагогической запущенности. Здесь необходимо провести границу и определить, в чем проблема у вашего ребенка, и в какую дверь нужно постучаться, чтобы ее решить. И избавиться от своих иллюзий, чтобы не произошла история, похожая на получившую недавно огласку — про пятилетнюю девочку, которая по вине родителей, почему-то решивших, что она неизлечимо больна, всю свою жизнь провела в стационаре. Вы ведь не этого хотите для своего ребенка, правда?

Школьные вопросы

  • Развитие ребенка
  • Статьи
  • Школьные вопросы
  • Как развить концентрацию у ребенка

Плохая концентрация – плохая успеваемость, поэтому родителям важно научить ребенка концентрироваться

Как развить концентрацию у ребенка

Отсутствие концентрации – распространенная проблема среди детей. Их внимание настолько непостоянно, что даже новые игрушки привлекают их всего несколько часов.

Ситуация становится хуже, когда родители заставляют ребенка выполнять различную деятельность (например, учить уроки), которая требует умственных усилий и концентрации. Но, если ребенок не может сосредоточиться, это еще не значит, что он страдает какими-либо расстройствами обучения (такими как синдром дефицита внимания с гиперактивностью).

Рассмотрим основные причины плохой концентрации у детей и попытаемся разобраться, как родители могут помочь ребенку решить эту проблему. Прежде всего, следует выяснить, действительно ли ребенок не может сосредотачиваться.

Признаки плохой концентрации у детей

У ребенка, имеющего проблемы с концентрацией внимания, могут проявляться некоторые из таких признаков:

  • ребенок не может усидеть на одном месте и легко отвлекается;
  • он часто теряет вещи и неорганизован;
  • он имеет трудности с обучением и запоминанием;
  • он не может сосредоточиться, чтобы выполнить домашнее задание;
  • он постоянно «витает в облаках»;
  • у него плохой почерк по сравнению со сверстниками;
  • он бывает агрессивным или капризным;
  • у него плохо развиты двигательные навыки (например, он плохо бегает или прыгает).

Причины низкой концентрации у детей

1. Недостаточный сон. Детям требуется 8–10 часов сна каждый день, в зависимости от возраста. Если ребенок привык ложиться спать поздно, измените эту привычку и установите для него распорядок. Помогите ребенку ложиться спать раньше, чтобы он получал больше времени на сон.

2. Стресс в семье. Что вызывает стресс у ребенка? Это может быть что угодно – от школы до семейных неприятностей. Чрезмерное давление на ребенка, наставления, чтобы он хорошо учился, занимался спортом и т. д., семейные ссоры и недостаток родительского внимания – все это может быть причиной стресса. Постарайтесь не давить на ребенка и избегайте споров в семье.

3. Неправильное питание. Плохое питание, в частности, употребление продуктов с высоким содержанием сахара и жиров, часто приводит к плохой концентрации. Ребенку хорошо подойдут яйца, цельнозерновой хлеб, молоко, курица, мясо, рыба. Не давайте ребенку кофе, энергетических напитков и вредной пищи.

4. Сложные задачи. Ребенок обычно отказывается выполнять задачи, которые кажутся ему слишком трудными. Сложность задачи определяется возрастом ребенка. Поэтому не давайте своему ребенку слишком сложной работы или задач, которые он не в состоянии понять.

Отдых, здоровый сон и сбалансированное питание помогут решить проблему концентрации у ребенка.

Как развить концентрацию у ребенка

Рассмотрим еще несколько способов, которые помогут ребенку сфокусироваться:

1. Наблюдайте за ребенком

  • сядьте сбоку от ребенка и наблюдайте за ним, когда он играет, разговаривает или читает. Смотрите на выражение его лица и попытайтесь понять, что его интересует;
  • поговорите с воспитателем или учителем ребенка. Поскольку учитель часто взаимодействует с ребенком, он может дать вам много ценной информации;
  • не ругайте ребенка, будьте терпеливы к нему и постарайтесь его понять.

2. Сведите до минимума отвлекающие факторы

Дети не умеют фильтровать шум. Поэтому вам нужно создать подходящую атмосферу, чтобы дать ему сосредоточиться.

  • если ребенок занимается чем-то рядом с вами, не разговаривайте по телефону и не смотрите телевизор;
  • покажите ребенку хороший пример. Установите «спокойное время», во время которого вы читаете книгу или занимаетесь чем-то, пока ваш ребенок учит уроки. Ваш пример будет мотивировать его сделать свою работу лучше.

3. Уменьшайте время, которое ребенок проводит перед монитором

Вместо того чтобы позволять ребенку играть в компьютерные игры, лучше играйте с ним в традиционные игры:

  • покупайте ребенку игры, которые в веселой форме развивают творческое мышление;
  • выделите ребенку определенное время, когда он сможет смотреть телевизор или сидеть за компьютером. Так вы сможете контролировать время, которое он проводит перед монитором;
  • показывайте ребенку пример: меньше смотрите телевизор и меньше используйте мобильный телефон.

4. Устанавливайте цели

  • цели должны быть достижимыми;
  • разделите время учебы ребенка на несколько категорий;
  • создайте расписание для всех дел: игры, учебы, хобби и т.д.;
  • давайте ребенку символическое вознаграждение, когда он хорошо выполняет задания в течение недели или месяца.

5. Давайте ребенку ежедневные обязанности

  • давайте ребенку простые ежедневные обязанности, требующие от него порядка;
  • поручайте ребенку дела, соответствующие его возрасту (например, сервировка стола, помощь в приготовлении пищи, сортировка вещей после стирки и т. д.);
  • если у вас дома есть библиотека, попросите ребенка расставить книги в алфавитном порядке;
  • регулярно давайте ребенку новые задачи, чтобы он не потерял интерес.

6. Разделяйте большие задачи на меньшие

Иногда большие задачи пугают детей.

  • ребенку будет легче, если вы разделите большую задачу на несколько мелких;
  • ребенок не почувствует себя обремененным, если будет выполнять задачи, не занимающие много времени. Если ребенок выглядит растерянным, когда ему предстоит прочитать главу из учебника, давайте ему читать по странице или по нескольким абзацам.

7. Цените ребенка и давайте ему вознаграждение

  • ребенок должен быть мотивирован выполнять задачи;
  • он должен чувствовать себя способным выполнить задачу. Это сохраняет его мотивацию и сфокусированность на том, чтобы выполнить задачу как можно лучше;
  • когда вы видите, что у ребенка получается лучше выполнять свою работу, дружественно похлопайте его по плечу или придумайте какое-то символическое вознаграждение.

8. Обратитесь за помощью к школьному психологу

Школьный психолог, работая с ребенком во внеурочное время, может научить его концентрироваться. Вам также следует присоединиться к этим занятиям, чтобы из первых уст узнать способы развития концентрации.

9. Проверьте наличие у ребенка расстройств обучения

  • обратитесь к детскому психологу, чтобы он провел диагностику;
  • диагностика поможет понять причину плохой сосредоточенности ребенка, потому что последняя не всегда связана с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью;
  • для повышения концентрации одни дети нуждаются в медикаментозном лечении, другие – в консультациях психолога, а третьи – просто в благоприятной обстановке.

10. Поддерживайте физическую активность ребенка

Исследования показывают, что подвижные игры и занятия (бег, езда на велосипеде, футбол и т.д.) полезны не только для физического развития, но и для психики ребенка. Эти занятия помогают ребенку лучше концентрироваться на том, что он делает.

11. Выполняйте дыхательные упражнения

Достаточное количество кислорода помогает мозгу правильно функционировать. Для этого выполняйте вместе с ребенком дыхательные упражнения:

  • делать упражнения можно в комнате, возле окна, на террасе или в саду;
  • попросите ребенка лечь на спину. Положите ему на живот мягкую игрушку. Затем попросите ребенка сделать глубокий вдох и поднять игрушку настолько высоко, насколько он сможет, не касаясь ее руками. Если игрушка поднимается высоко, это означает, что в легких много воздуха.

12. Занимайтесь йогой

Некоторые упражнения из йоги способны повысить концентрацию у детей. Они также улучшают осанку, снимают напряжение и расслабляют ребенка.

13. Используйте веселые занятия, чтобы повысить сосредоточенность ребенка

Ребенок будет больше концентрировать внимание на тех занятиях, которые кажутся ему веселыми:

  • проводите свободное время и выходные, играя с ребенком в веселые игры;
  • ребенку хорошо помогает повысить концентрацию раскрашивание рисунков.

3 простых способа научить ребёнка концентрироваться

Научить дошкольника концентрировать внимание — одна из самых сложных задач. Как же с ней справиться?

Отвечает логопед, исполнитель сервиса YouDo Валерия Вепренцева.

Каждый ребенок индивидуален, поэтому однозначно сказать, когда он научится концентрироваться на каком-то деле, нельзя. Один ребенок в год и четыре месяца будет старательно скреплять паззл из двух деталей, слушать, как ему читают книги, рассматривать картинки, а другой и в 4 года будет с трудом сидеть на месте, когда ему поручили какое-то задание.


Одно могу сказать точно: если ребенок чем-то увлечен, он будет полностью поглощен этим делом, а соответственно, развивать способность к концентрации.
Существует приблизительная шкала времени, на которую можно ориентироваться, когда ребенок в целом может концентрироваться на одной задаче в обучении (с небольшими паузами и перерывами):
2 года — до нескольких минут,
3 года — 10-15 минут,
4 года — 20 минут,
5 лет — полчаса,
6 лет — 35 минут.
Подчеркну, что это время будет для каждого ребенка индивидуальным! А также то, что любое занятие стоит разнообразить упражнениями, направленными на отдых и переключение внимания.

Три шага к развитию концентрации

Во-первых, стоит начинать как можно раньше читать ребенку книги.Важно не просто читать, а рассматривать картинки, фиксировать внимание на деталях, просить малыша показать разные предметы на иллюстрациях.
Ребенку постарше — задавать вопросы по тексту.
Во-вторых, следует с раннего возраста учить ребенка играть в настольные игры. Они развивают не только способность к концентрации, но и внимание, логическое мышление, речь, умение договариваться, действовать по очереди.
При этом каждая настольная игра обычно направлена на развитие определенных навыков и включает разные задачи.
С самыми маленькими детьми освойте детское лото. С малышами постарше (от 2 лет) собирайте простые паззлы. У трехлеток и старших дошкольников лучше всего зайдут бродилки.
Также взрослые могут использовать дидактические игры («Найди маму», «Чей домик?»), придумывать самостоятельные игры с палочками Микадо.
Самое важное в процессе игры, чтобы родители показывали ребенку, как это здорово — учиться, трудиться, открывать что-то новое. И тогда результаты не заставят себя ждать.
Самая главная,третья рекомендация —ограничивать время ребенка, которое он проводит с телефоном, телевизором и планшетом.
Наличие телевизора и планшета порождает у некоторых родителей иллюзию того, что можно занять ребенка мультиками, сериалами или компьютерными играми, а самим переключиться на свои дела, делая вид, что досуг ребенка — не проблема родителей. И ребенок, как завороженный, сидит перед телевизором или за компьютером, не тревожит маму и папу.

Бесконечное сидение перед телевизором приводит к тому, что у детей:
• не развивается воображение, так как движущаяся картинка на экране делает его ненужным;
• не развивается мышление, так как мышление предполагает задавание вопросов и поиск ответов на него, а телевизор сразу же предполагает ответы на незаданные вопросы;
• происходит деградация речи: в частности, из-за многих мультфильмов, в которых персонажи общаются на крайне примитивном уровне междометий, а их речь не направлена на ребенка.
Использование гаджетов и телевизора в обучении и развитии неплохо само по себе, но оно наносит непоправимый вред, когда вы перестаете отслеживать, во что играет, что смотрит ваш ребенок и как долго.

Ссылка на основную публикацию