Интересные идеи для уроков истории

Современное образование

Последние статьи на сайте:

Необычный урок истории

Уроки истории у многих ассоциируются с труднозапоминаемыми датами и чередой нескончаемых войн, разделов, смен престола и т.д. Поток материала, порой написанного скучно и серо, не позволяет школьником разглядеть по-настоящему интересную историческую науку. Вы скажете, что всё зависит от учителя. Всё не всё, но многое, это точно. В современной школе арсенал педагогического инструментария настолько велик, что даже тихие (и не очень) троечники могут всей душой полюбить историю. Приведём лишь несколько примеров того, как можно урок истории сделать ярким и необычным.

Демократичность урока

История является одной из немногих учебных дисциплин, где ученик может максимально активно действовать на уроке, он может определять его ход и вносить свои коррективы. Это не какое-то новшество, а одна из возможностей урока. Развивать мышление, логику, умение сравнивать и анализировать, сопоставлять факты, прогнозировать развитие событий, – всё это успешно отрабатывается на уроке истории. Учителю стоит отойти от лекционной подачи материала и взять в союзники природное любопытство ребёнка, его желание самому докопаться до сути вопроса, сделать открытие, угадать. Идя на урок, учитель уже может видеть его картину, он заранее настраивается на то, что историками-исследователями будут сами ребята, а уж роль вольных слушателей нужно исключить. Зачастую учителя боятся не успеть рассказать обо всём на уроке, упустить важные моменты, мол, это чревато пробелами в знаниях ученика. Это ошибочное мнение. Если самые яркие, ключевые моменты вы преподнесёте ребёнку в необычной форме, он сам дома захочет ознакомиться со всей темой. Это как в детективе, хочется быстрее дочитать, чтобы узнать имя убийцы. Один самых популярных таких приёмов – использование визуального источника на протяжении всего урока. Проверив домашнее задание, учитель представляет ребятам картину, или фотографию, которая связана с темой урока. Проанализировав один визуальный источник, можно проникнуть в изучаемую эпоху, можно ответить на многие вопросы о сути события, о личности исторического персонажа, о контексте события. Это так называемая «затравка». Произошло погружение ученика в тему урока, и он уже готов исследовать дальше. Учитель должен вспомнить о функции шоумена и использовать азарт и эмоциональность детей в учебных целях. Не просто спрашивать: «Почему человек на рисунке делает то-то и то-то?», а предварять это словами «А сейчас – супервопрос!», «Ответ на этот вопрос приблизит нас к разгадке очередной тайны истории!». Дети в восторге от такого учителя. Если они просят вас побольше рассказать о не самом главном моменте в теме, с удовольствием и увлечённо рассказывайте, это мотивирует их на самостоятельное продолжение изучения темы. Подробности и детали запоминаются подчас лучше основ.

Время от времени не лишним будет проводить анкетирование, пусть ребята укажут понравившиеся им моменты на уроках, формы урока, пожелания. Это координирует вашу работу и, несомненно, увеличит эффективность урока.

Учимся, играя

Уроки в виде интеллектуальных игр не должны проводиться раз в год. Ребятам нравится чувствовать себя героем игры, быть внутри события. Можно не изобретать велосипед, а воспользоваться форматами известных программ «О счастливчик!», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Своя игра». Хороши такие формы для итогового контроля.

Помните, что для детей важен антураж. На помощь придут наглядности и реквизит. Успех ребят тоже должен материализоваться. И не только в оценки, но и в памятные грамоты, медальоны, удостоверения.

Чтобы максимально активно задействовать в таком мероприятии класс, распределите ребят на группы. Основная аудитория будет непосредственными участниками, других попросите помочь в мультимедийной презентации (они не только проявят умение работы на компьютере, но и запомнят вопросы с ответами, а значит, овладеют материалом). Можно поручить ребятам и роли ведущих, жюри, архивариуса. Это только кажется, что такой урок требует грандиозной подготовки. Дети всё сами выучат, сделают и подготовят, вам нужно только правильно распределить роли и продумать сценарий урока-игры. Он ведь послужит вам в будущем, так и целая копилка сценариев нестандартных уроков наберётся.

Смотрим кино

Киносеанс можно устроить прямо в классе. Одного урока в сорок пять минут, скорее всего, будет недостаточно. Но сделать спаренный урок возможно, заранее об этом побеспокоившись. Сегодня выходит много программ в документальном ключе: интересных и понятных школьнику. Отыскать их запись в Интернете несложно. И если художественный фильм разбивать на два урока не стоит, то документальную программу (если она долго идёт), разбить можно. Конечно, предварительно вы должны заинтересовать ребят. Разрекламируйте видеоматериал, расскажите о своих личных впечатлениях после его просмотра, задайте «вопрос для внимательных». Такие уроки развивают стройность мышления, художественный и эстетический вкус, внимание.

Урок исторических загадок

Замечательно, если вы время от времени обратитесь и к такой форме урока. Это тоже своего рода игра: весь класс разделён на подгруппы, каждая из которых трудится над решением загадки истории. Чтобы ответить на ключевой вопрос, необходимо сделать ряд заданий. Это могут быть и тесты, и логические цепочки, и узнавание исторических персонажей по картинке, и блицы, – что угодно! Но в конце работы дети должны ответить на главный вопрос. В нем не обязательно должен крыться какой-то исторический факт. Нет, факты, даты, события ребята повторят в процессе решения заданий. Ключевой вопрос должен развивать их аналитическое мышление, образное мышление, должен иметь воспитательное значение. Так почему же советская армия победила в Великой Отечественной войне? Почему произошло восстание на Сенатской площади? Почему логичным было наступление Эпохи Возрождения? Предоставьте возможность самим ребятам ответить на эти вопросы.

Привить интерес к истории может талантливый учитель. Объединяйте ребят и они будут с удовольствием ждать нового урока. Можно всем классом найти и отправить вопрос на «Что? Где? Когда?», можно собрать классную коллекцию репродукций великих картин, можно найти время на уроке для обсуждения интересных для ребят событий. И если учитель не будет односложно отвечать на детский вопрос «А почему затонул «Титаник»?», детская увлечённость историей наверняка вырастет.

Как сделать урок истории в школе интересным?

Никто не будет спорить, что знание дат, имен и терминологии крайне важно. Но для чего? На этот вопрос могут ответить не все школьники, а вот любой студент исторического факультета ответит: «чтобы ориентироваться в ткани истории, искать причинно-следственные связи, вникать в суть процессов». Возможно, конечно, не так высокопарно. Тем не менее, в высшей школе преподавание истории не сводится к работе с датами и сухому запоминанию фактов. Умения рассуждать, анализировать, искать, сверять данные, группировать их выходят на первый план.

Но как же сделать преподавание истории в школе интересным? Используя лучшие методы преподавания и проявляя творческий подход. И для этого, предугадывая возражения вечно загруженных педагогов, не потребуется много времени.

1. Актуализируйте тему, связав её с настоящим

На любом уровне преподавания любого периода всегда можно постараться показать учащимся связь прошлого и настоящего. Почему их, детей XXI века, должно заботить, что происходило в России в XVII столетии? Один из лучших способов укрепить эту связь — установить контакт с настоящим. Ученики гораздо больше заботятся о предмете, если понимают, насколько он важен для их текущей жизни.

  • Например, если вы преподаете историю Великой русской революции, начните урок с упражнения, в котором учащиеся напишут абзац о своем понимании последствий этого события. История, конечно, не знает сослагательного наклонения, но заданная как «Что было бы с Россией, если бы Революции 1917 года не было?» тема привлечет повышенное внимание.
  • Вы можете начать урок, посвященный реформам Александра II, продемонстрировав, как определенные писатели XIX столетия формировали в умах общественности необходимость преобразований. После задайте вопрос: могут ли современные писатели и блогеры повлиять на реформы в государстве? Сравните уровень творчества, условия, рамки.
  • Также хороший способ сделать историю доступной – это вовлечь учеников в т.н. региональную историю. Например, если вы живете с Сергиевом Посаде, ваш рассказ о Смутном времени явно не обойдется без осады Троице-Сергиевой лавры.

2. Сосредоточьтесь на обучении навыкам

3. Избегайте заданий, которые проверяют исключительно навыки запоминания

Выучил — сдал — забыл. Дата, которая в сознании ученика не связана с событием, а через него — с чередой других событий и явлений, это ненужная дата. Лучше создавайте задания, показывающие, что именно ученики могут сделать с тем, что знают.

Презентации, онлайн-выставки, исторический клуб в социальной сети, проект по устной истории (интервьюирование ветеранов, например) — все это даст учащимся возможность глубже погрузиться в историю, дискурсы и концепции, которые раскроют для них не только факты, но и образ мыслей людей прошлого.

  • Например, если вы собираетесь рассказать в рамках истории искусств о художниках-передвижниках, нет особого смысла создавать текст с вариантами ответов: «кто написал “Грачи прилетели?”», «кого можно назвать мастером “пейзажа настроения”». Лучше попросить каждого ученика внести вклад в онлайн-выставку. Назначьте каждому школьнику художника и попросите выбрать наиболее значимые картины, сопроводить все это биографической справкой и объяснением, почему работы этого творца были исторически значимыми. Естественно, по выставке необходимо будет «прогуляться», чтобы найти параллели с творчеством «других» художников, иначе в голове останется информация только по своему вопросу.
  • Если вы рассказываете об истории Европы XX века, вместо того, чтобы обсуждать термины «социализм», «коммунизм», «национализм» абстрактно, разделите класс на группы и назначьте каждой страну. Ребята будут работать вместе, чтобы создать презентацию, в которой будет показана специфика и влияние этих течений на историю. Только так школьники смогут получить реальное и глубокое понимание того, что означает «национализм» или «социализм», как эти системы влияли на политическое, культурное и экономическое устройство стран. Здесь же можно добавить актуализацию из первого совета.

Восемь идей нестандартных уроков

Нестандартный урок – что это?

Основное отличие нестандартного урока от обычного – не шаблонность, вне шаблонность, в какой-то степени неформальность. В нестандартном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок – более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету изучении, к участникам урока, его действующим лицам.

Часто необычный урок отличает и то, что педагог не декларирует ясно учебные цели урока, они как бы скрыты, и становятся понятны детям только после проведения урока. На таком уроке могут не выставляться оценки в обычном их понимании.

Польза нестандартных уроков

  • Нестандартные уроки помогают избавиться от ярлыков на учащихся: каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.
  • Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.
  • Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
  • Нестандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми (хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться.

Восемь идей необычных уроков

  • Урок-диспут. Инициированный педагогом спор на общественно значимую и неоднозначную тему. Дети высказывают разные точки зрения по заявленной теме, необязательно выступать со своей личной точкой зрения, детям может быть намеренно дана точка зрения, с которой они не согласны, но в рамках урока они должны защищать ее.
  • Деловая игра. На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение.
  • Урок-конференция. Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада.
  • Урок-встреча. На урок приглашается третье лицо (писатель, ученый, ветеран, путешественник, военный, иностранец и т.д.).
  • Урок-концерт, инсценировка. Такие уроки наиболее подходят для уроков литературы, литературного чтения, иностранного языка.
  • Интегрированный урок. Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (литература и физика, английский язык и биология – чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока – показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью.
  • Урок-игра. Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти.
  • Урок-исследование. Отличие данного урока в том, что входе решения поставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшие действия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должны сформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.

Нестандартный урок имеет своей целью не развлечение, а обучение с интересом

Конечно, идей необычных уроков достаточно много, и каждая требует отдельного рассмотрения. Не забудьте также посмотреть наши рекомендации, как провести интересный урок.

А какие нестандартные уроки используете вы и используете ли вообще? Ждем ваших откликов в комментариях и статьи.

Материалы по теме на нашем сайте:

Литература:
И.А. Резенова “Необычные уроки обычных детей” (http://www.pandia.ru/text/77/204/79470.php)
О. Субаева “Как организовать и провести урок-исследование” (http://him.1september.ru/article.php? >

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Есть мнение?
Оставьте комментарий

Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями

Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст

7 идей, как сделать уроки истории интересными

7 идей, как сделать уроки истории интересными

Часто детям скучно на уроках истории: приходится заучивать много дат и определений. Как их заинтересовать? Наш новый блогер Константин Андреев рассказывает, как сделать уроки истории интересными для подростков, какими методами пользоваться, как работать с источниками.

Учитель всегда фиксирует формулировки Федеральных государственных образовательных стандартов, которые дадут ему возможность свободнее работать со своими учениками. В ФГОС можно увидеть формулировку про метапредметные результаты: «…умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность» (5-й класс). Педагогу есть на что опереться для обоснования выбора тех или иных форм работы с историческими источниками.

Принципы использования исторических источников в работе с подростками

Основные принципы использования исторических источников в работе с подростками напоминают, что образовательный процесс должен быть интересен и ученику, и учителю. Педагог имеет полный арсенал инструментов, чтобы общение с прошлым доставляло пользу, вызывало эмоции, удивляло, настраивало, вдохновляло.

1. В основе работы лежит деятельность. О деятельностном подходе к образованию написано много хорошего. В контексте работы с историческими источниками важны перспективы преобразования окружающей подростка действительности.

2. Значимый результат. У учащегося должно быть ощущение, что работа с историческим документом является значимой не только для него, но и для кого-то ещё — может даже, для общества в целом. Это даёт позитивные эмоции, перспективы действиям, вдохновляет на более тщательное отношение к текстам, дневникам, письмам, автографам, фотографиям.

3. Гармоничное сочетание групповой и индивидуальной работы. Очень часто ребёнок работает с документом, изучает его, а его опыт не используется группой. Его маленькие открытия просто не находят свидетелей среди одноклассников и педагогов. Тайное открытие — тоже открытие, но необходимо чувствовать и понимать более глубокие процессы, происходящие в коллективе.

4. Распределение ролей и их осознание участниками процесса. Грамотное распределение ролей и функций среди учащихся при взаимодействии с документами может дать особый результат. Роли могут быть игровыми (в основном используются для младших подростков) или более серьёзными и несущими с собой элементы ранней специализации.

5. Возможность выбора и определение индивидуального пути в решении задач.

6. Чётко осознаваемые подростками действия. Ребёнок должен понимать, для чего что-то делает, почему так, а не иначе.

7. Сочетание эмоционального и рационального отношения к документам. Необходимо видеть личность автора, пытаться понять его, но помнить, что из документа можно взять не только это.

8. Использовать результаты работы с источниками в дальнейших исследованиях. Ориентируясь на вышеперечисленные принципы, можно сделать процесс изучения истории более насыщенным, позитивным и полезным. Подростки, которые осознают, что изучение исторических источников — это не только урок истории, но и возможность более глубоко понять время, научиться работать с источниками личного происхождения, которые могут храниться в семье, могут применять полученные знания и умения в жизни более осознанно.

Формы взаимодействия с историческими источниками на уроках

1. Чтение документа по ролям. Часто для вовлечения в активное изучение источников, текстов, документов педагоги используют чтение по ролям, которое может быть полноценным действием. На основе этого можно выстроить всё занятие или его часть.

Игровая составляющая добавляет неформальности и позволяет включить в процесс даже не склонных к выступлениям и декламациям учеников.

Знакомя учащихся с определённым периодом или событием, учитель заранее готовит тексты, которые размещает, например, в конвертах, прикреплённых снизу к сиденью стульев (варианты размещения могут быть разные: разложенные в книгах, положенные в шкатулку и другие). Дети, обнаруживая тексты, выдержки из документов, читают их по очереди (например, по датам написания, если они известны). В процессе прочтения формулируются основные позиции, вопросы.

Подобная форма может применяться при актуализации знаний на занятиях. Она должна быть тщательно подготовлена, а документы и тексты — иметь внутреннюю драматургию.

2. Расшифровки письменных источников личного происхождения. Для этого необходимо иметь комплект письменных источников, связанных между собой. Подобными комплектами могут быть переписка (письма), дневники, тетради, записные книжки, рукописные книги рецептов и прочее.

В Музее истории ГУЛАГа уже несколько лет реализуется проект «Лаборатория „Прожито“» (в сотворчестве с электронным корпусом дневников «Прожито»), в рамках которого участники могут приобщиться к расшифровке подлинных дневников прошлого. Недавно для работы в лаборатории стали привлекать школьников. Особенностью такой формы познания является самостоятельная и групповая работа. Каждый получает доступ к отсканированной странице текста, с которой работает, и становится ответственен за расшифровку и «редактуру» отрывка дневника или письма. После завершения расшифровки фрагменты зачитываются в хронологическом порядке. Ученик, расшифровывающий текст, может интерпретировать его, в ходе прочтения расставлять акценты и знакомить с ними других слушателей. Это особо ценно, когда документы связаны между собой и другим крайне важно знать, что указывается в другом документе.

Основой для расшифровок могут служить документы, хранящиеся в школьном музее. В этом случае значимость проделанной работы не вызывает сомнений, а «оцифрованный» источник может быть использован в дальнейшем.

Используя расшифровки, можно получить материал для дальнейшей работы. Так, расшифровав комплект писем московского школьника 1930–40-х годов, участники образовательных программ Музея истории ГУЛАГа создали таблицу, в которой зафиксировали информацию из этих писем.

В таблицу подростки вносили информацию о ценах на продукты, о погоде, о взаимоотношениях с разными людьми, что позже позволило более полноценно проанализировать время, элементы повседневности подростка 1930-х годов.

Создание таких таблиц с критериями, на которые дети обращают внимание при работе с историческими источниками, может быть продиктовано темой, которую проходят на уроке, а иногда может использоваться и в рамках других предметов. Полученная и зафиксированная при анализе информация может лечь в основу проектно-исследовательской работы, создания мультимедиаматериалов (например, по истории школы, семьи, района или города).

3. Сопровождение текстов, воспоминаний иллюстрациями. Предложите детям сопроводить имеющийся текст иллюстрациями. Изображения (фотографии, живописные произведения и прочее) можно найти в интернете, а на их основе смонтировать видео. Для монтажа есть масса простых бесплатных программ и приложений.

Визуальный ряд можно подбирать и под фрагменты записанных воспоминаний. Например, ребёнок может дома по разработанному заранее опроснику записать на диктофон рассказ своей бабушки или одного из родителей и сопроводить иллюстрациями аудиофрагмент.

В результате появляется уникальный творческий продукт, где внутренний сценарий определён содержанием текста, а иллюстрации могут быть подобраны подростком исходя из сформулированных им задач. При использовании такой формы может получиться качественный ролик, созданный с юмором (если текст позитивный), и это не должно вызывать возмущения, а наоборот, находить поддержку. Ребёнок выстраивает работу с разными материалами и источниками, и связи, которые он организует, опираются на доверие его выбору. Эти работы даже могут быть использованы для психолого-педагогической диагностики.

Тексты, которые имеют в своей основе более деликатную, тонкую и трагическую информацию, могут быть использованы детьми для создания более серьёзного творческого продукта. В подобной работе необходимо обозначить возможность постоянной консультации с педагогами, а может, и со сторонними специалистами (музейными сотрудниками, друзьями школы, родственниками).

4. Документальная анимация. В последние годы развитие мобильной техники (смартфоны, планшеты), а также создание огромного количества программ и приложений обозначило и появление новых форм в работе с детьми. Многие из специфических программ сегодня могут быть использованы педагогом для решения самых неожиданных задач.

Если раньше для того, чтобы снять мультфильм (анимационный фильм), была необходима серьёзная подготовка, специальное рабочее место, качественная камера, то сегодня всё это может заменить смартфон и специальное приложение.

Создание анимационного фильма в технике stop-motion или ролика может оживить любой исторический источник. Причём как в прямом смысле этого слова (текст, буквы или изображение могут двигаться в кадре), так и в переносном (подростками может быть снята сцена из письма, дневника, оживлён рецепт, найденный в поваренной книге прабабушки). Материалом для съёмки ролика может служить практически всё: от канцелярских принадлежностей до самих артефактов и документов, от старых вырезок газет до фотографий из семейных архивов.

Качество ролика, создаваемого индивидуально или совместно, имеет значение, но не является основным. Основное в этом процессе — идеи, коллективная работа и распределение ролей, транслируемые роликом смыслы, образы, предварительная проработка и анализ исторического источника.

Например, в рамках всероссийской акции «Ночь в музее» Музей истории ГУЛАГа провёл мастер-класс по документальной анимации. В основе снимаемого участниками акции ролика была история здания, в которое переехал музей. Получился простой и оригинальный видеоряд, где здание музея представляло из себя силуэт, вырезанный из газеты. С каждым десятилетием силуэт здания менялся за счёт изменений передовиц газет. Совместная работа по подбору материала, определению параметров съёмки, содержания ролика — качественные кейсы не только для подростков, но и для взрослых.

5. Линогравюра. Учитель, используя различные техники, инструменты и формы, может существенно обогатить работу с учащимися, выйти за рамки предмета, использовать знания из смежных или совсем других дисциплин, что может дать результат, опирающийся на мотивацию и интерес подростков.

Особенно интересна подросткам возможность самостоятельно что-то делать, пробовать, создавать. Это требует тщательной подготовки, потому что детям подросткового возраста (особенно мальчикам) нужен быстрый результат, а работа с историческим документом не всегда оперативно даёт результат. Реализовать потребность быстрого результата поможет использование прикладных техник в работе с историческими источниками.

В Музее истории ГУЛАГа для посетителей регулярно организуются мастер-классы по линогравюре, где не только рассказывают про одну из самых распространённых печатных техник, но и работают с текстом. Сначала участники прорабатывают предлагаемый текст из произведения лагерной прозы (в случае с подростками это может быть текст письма, воспоминания, выдержки из мемуаров и прочее), потом учатся художественными средствами показывать разные явления, эмоции, людей. После пробы специальных инструментов учатся гравировать и позже тиражировать получаемое изображение.

6. Линия времени. Часто педагоги ограничивают свои возможности и возможности своих подопечных тем, что абсолютно не используют пространство аудитории, класса. Как правило, парта или несколько сдвинутых вместе парт — это граница пространства, которое задействовано в работе.

Любая форма, которая выходит за границы парт, уже может претендовать на элемент оригинальности и быть интересна ребятам за счёт своей нестандартности.

Профессиональные тренеры и коучи часто используют малярный скотч, на котором удобно писать маркером, в своих тренинговых упражнениях. Им удобно размечать пространство, делать из него временные таблички для обозначения «станций». Из скотча можно сделать линию времени с обозначением дат. Подобная линия времени может быть использована в игровых упражнениях на занятиях. Например, на неё можно наносить информацию из документов. Представим, что из дневника или переписки школьники узнают о событиях в жизни отдельно взятой семьи или человека. Нанесение этих событий на линию времени может визуализировать их, помогать осознавать соразмерность временных отрезков.

Использовать линию времени можно по-разному. Варианты её применения ограничены фантазией педагога и способностью школьников выдумывать.

7. Разработка аудиогида. Еще одним видом творческого продукта, полученного в ходе совместной работы подростков, может стать аудиогид. Современные приложения позволяют не только сделать качественный аудиогид, но и опубликовать его для использования неограниченным кругом лиц.

Творческий путь по созданию может быть любым. Представим, что группа школьников разрабатывает аудиогид по истории района, в котором находится их школа, или объектом их исследования становятся мемориальные места в школьном пространстве. Историческими источниками для создания неформального аудиогида могут стать архивные материалы из школьного музея, воспоминания выпускников школы, опросы старожилов города.

Все эти материалы могут приобретать разные формы аудиопредставления. Например, рассказ о «мемориальном кабинете заслуженного учителя» может быть представлен написанным по воспоминаниям диалогом между двумя учениками 1970-х годов. А мемориальная доска с именами погибших может «ожить» благодаря чтению фрагментов их писем с фронта, чтению извещения о их гибели или чтению цитат из наградных листов. Эти документы доступны в специализированных открытых базах данных.

Создание подобных аудиогидов может стать не только элементом занятий, но и полноценным деятельностным проектом по истории школы.

Примеры различных форм заданий и упражнений, которые можно применить на уроках

Для использования разных форм в работе с подростками требуется серьёзное время, подготовка и достаточная свобода педагога (как внутренняя, так и внешняя). Если педагог стремится использовать интересные и живые формы работы, он может начинать с малого. Например, с простых и действенных форм заданий — как аудиторных, так и домашних. Вот несколько форм, которые могут подстегнуть к разработке новых.

1. Википоиск. С помощью «Википедии» за счёт использования гиперссылок в тексте статей перейти от одной статьи (например, «Ленин (Ульянов) Владимир Ильич») к другой (например, «Солнечное затмение»). Необходимо потратить как можно меньше переходов по гиперссылкам и зафиксировать свой уникальный путь. Эту форму можно использовать с элементами соревновательности, давая одинаковые вводные разным группам, ограничивая время выполнения. Эта форма может быть как регулярной разминкой, так и элементом снятия напряжения на уроке.

2. Поиск автографов в книгах. Особыми заданиями можно считать те, которые педагог даёт подросткам для самостоятельного выполнения или же совместно с родителями. Например, задание по поиску автографов на форзацах книг домашней библиотеки может дать интересный результат.

Домашнюю библиотеку можно использовать и для задания сфотографировать расстановку книг и объяснить, почему книги расположены таким образом. Из подобных заданий может выйти полноценный процесс изучения семейной родословной или же того, как пополнялась семейная библиотека в разные годы и разными людьми.

3. Самый старый предмет. У учителей пользуется популярностью задание по поиску самого старого документа, хранящегося в семье. Задание может показаться простым, но оно преследует очень важную цель — обеспечить диалог внутри семьи о тех документах, семейных артефактах, которые способны рассказать историю и побудить на изучение родословной подростка.

Многие из представленных форм работы, заданий, деятельности являются сложными в осуществлении. Учитель не должен бояться подобных трудностей, так как заложенные основы исторического мышления дадут отсроченные результаты.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Как сделать урок интересным?! (из опыта работы методического объединения учителей истории и права)

Как часто мы сталкиваемся с проблемой, как интересно и необыкновенно начать урок?! Ведь известно, что “хорошее начало урока – это половина его успеха”. Каждому из нас необходима та копилка лучших идей и находок, которые помогли бы решить эти непростые задачи. Известные американские педагоги и тренеры Гордо Драйден и Джаннет Вос в своей книге “Революция в обучении” пишут о том, что существующую модель обучения необходимо заменить на индивидуальный подход к обучению каждого ученика. Она должна базироваться на принципах: обучение через самостоятельные открытия, осмысление понятий, активное участие в процессе обучения и адекватная оценка собственных достижений.

Главное задание, которое стоит перед обществом XXI столетия – научить их учиться и мыслить, как применять знания для решения любой жизненной или производственной проблемы. Джаннет Вос пишет: “Обучение должно быть захватывающим, быстрым и наполненным. А еще одно должно охватывать релаксацию, действия, стимулы, эмоции и удовлетворение”.

В мировой педагогической практике существует множество рецептов настоящего обучения. Новизна: – в интеграции хорошо знакомых элементов педагогических методик и приёмов, что в целом формирует интересный, эффективный подход.

Оптимальные условия обучения

Творческий учитель понимает, что огромное значение имеют условия, в которых учатся дети: ставим свежие цветы, вешаем на стену цветной плакат и таблицы, подчеркивая основные тезисы словесно или с помощью рисунков.

Многие учителя используют музыку в начале урока для создания соответствующего настроения. Выявлено, что именно музыка вводит в специальное состояние релаксации, когда мозг открыт для восприятия и информации. Можно использовать “Четыре времени года” Вивальди, “Музыка на воде” Генделя и т.п.

Методические приёмы, которые влияют на формирование мотивации

Удивляй. Удивление – начальная фаза развития познавательного интереса. “Что произойдёт, если:?” В этих вопросах рассматриваются парадоксальные ситуации. Ученики сами могут предложить подобные ситуации для обсуждения.

– “Что было бы, если бы в 1920 г победили “белые”, а не красные?”.

– “Что было бы, если бы Россия не вступила в “Антанту” и не воевала бы в Первую Мировую войну?” и т.д.

Отсрочка отгадки

В начале урока учитель дает загадку, отгадку на неё можно узнать на уроке во время работы над новым материалом.

Пример:

“Христианство пришло в Киевскую Русь из Византии, поэтому практически все внешние атрибуты повторяли византийские образцы. Но единственным непохожим элементом храмовых сооружений стали крыши. В Византии крыша храма имела форму полусферы, в Киевской Руси – форму “луковицы”. Как объяснить такое отступление от архитектурных канонов?”

(Полусферические крыши не выдерживали натиска снега зимой).

Фантастическая добавка

Учитель дополняет реальную ситуацию элементами фантастики.

Пример. Рассмотреть историческую ситуацию глазами древнего грека или жителя Киевской Руси. Универсальный подход – написать фантастический рассказ (“Один день из жизни феодала”, “Один день из жизни средневекового рыцаря” и т.д.), эссе, стихи, используя знания из предмета.

Кроссворды.

Можно предложить такие работы:

  1. Разгадать кроссворд.
  2. Составить вопросы к словам в заполненном кроссворде.
  3. Заполняя кроссворд, определить, какое ключевое слово выделено, и объяснить его значение.
  4. Создать кроссворд самостоятельно, используя термины, которые были изучены раньше.

Читаем!

Отрывки из художественной и научно-популярной литературы можно использовать на наших этапах уроках и разной целью: для иллюстрации, для постановки вопросов на закрепление полученного материала, на формирование мотивации.

Легко быть смелым:
Если разрешили.
А как же мы до этого все жили?
Рукоплескали глупостям не раз
И это так объединяло нас.
Кричали, что идём вперёд,
А думали совсем наоборот.

(Стихотворение к теме “Годы застоя” (1964-1985 год))

а) С 18 лет Александр Македонский участвовал в сражениях и прославился как воин, но всю жизнь он безуспешно пытался доказать свою непричастность лишь к одной смерти. Чьей?

б) Александр Македонский в юности был отличным бегуном, и отец предложил ему выступить на Олимпийских играх. Какое условие не мог выполнить его отец, чтобы честолюбивый юноша принял его предложение.

(Александр согласен был состязаться только с царями.)

в) Собираясь в 22-х летнем возрасте на войну, Александр раздал друзьям и подданным всё своё имущество. На вопрос, что он оставил себе, по-царски, “скромно” ответил: “Мне будет достаточно:” Чего?

(“Азии”, по другой версии – “надежды”. Многие его друзья отказались от подарков, вдохновленные его ответом и желая походить на полководца).

Творчеству учителя нет предела и поэтому надо стараться, чтобы уроки не просто обучали, но и увлекали.

Методическая копилка (интересные уроки по истории)

Игра “Колесо истории” – это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий проводимых в нашей школьной Неделе истории. Традиционно в нашей школе в теме Недели присутствует сквозная идея, которая становится связующим звеном проводимых внеклассных мероприятий. Такие мероприятия всегда вызывают повышенный интерес у учащихся. В рамках исторической недели проводятся различные образовательно-игровые виды деятельности, такие как Колесо истории. Они хороши тем, что в них могут участвовать разновозрастные команды, то есть каждый класс формирует свою команду. Это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Но типы заданий для всех классов должны быть одинаковыми и желательно присутствие единой тематики.

Организация финального этапа Недели истории в виде игры Колесо истории помогает:

    Вовлечению всех школьников в процесс внеклассной работы (даются опережающие задания, кроссворды, рисунки, рефераты, викторины и т.д.)

Раскрытию творческих способностей (участие в театрализованных представлениях, выпуск газет и т.д.)

Созданию ощущения праздничного настроения

Представляемый сценарий образовательно-игрового внеклассного мероприятия Колесо истории посвящен теме войн России с древнейших времен до второй мировой войны. Сквозная тематика позволила участвовать в игре на равных разновозрастные команды с 8 по 9 классы. Предполагаемая тематика игры и примерные задания были даны заранее, чтобы стимулировать учащихся к поисково-образовательной деятельности. Положительные стороны: соответствие изучаемых по программе тем с темами Колеса истории способствует расширению и углублению знаний, полученных на уроках, развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

Правила игры:

    участвуют 4 команды (с 8 по 9 класс)

за правильный ответ в блиц-раунде – 2 балла, за неполный ответ – 1 балл, в других раундах баллы указываются отдельно

если нет ответа, шанс выпадает сопернику (поочередно)

если нет ответа, требуется помощь зала (его класс)

очередность устанавливается по жребию.

Предварительные домашние задания:

подготовка примерного сценария для участия в VI раунде “Избирательная кампания”

примерная тематика заданий по параграфам учебных пособий

работа в школьной библиотеке

изготовление флажков команды

выбор названия команды

1 раунд. “От древности до . ” (блиц-раунд)

Вопросы даются по очередности, установленного по жеребьевке

Ответить, быстро и правильно

Конкурирующая команда имеет право на ответ. Для этого они поднимают флажок.

1. У какой реки, впервые, произошло военное столкновение русских с монголо-татарским войском. (1223г. Калка)

2. В каком году Дмитрий Донской сокрушил войско Мамай-хана? (1380г.)

3. Как называется последняя схватка Руси и Золотой Орды, после которого Русь освободилась от монголо-татарского ига? ( “Стояние на Угре”)

4. В каком году была Отечественная война в России против Наполеона Бонапарта? (1812г.)

5. После Крымской войны 1853-1855 годов, что исчезло с вооружения русского флота? (парусный флот)

6. 1877-78 гг. Россия начала войну за освобождение славянских народов Балканского полуострова. С каким государством Россия воевало? ( С Османской империей, Турцией)

7. Дата начала Великой Отечественной войны. (22 июня 1941 г.)

8. Как называется немецкий план нападения на СССР? (Барбаросса)

9. Что такое план “Ост”? (план колонизации и германизации в ходе завоевательных войн 3 рейха)

10. Москва, Ленинград, Киев, Севастополь, Одесса, Волгоград. Что объединяет эти города? (города – герои, ВОВ)

11. Парад Победы 1945 года 24 июня. Кто командовал парадом, а кто принимал? (командовал парадом Маршал Советского Союза К.К.Рокоссовский, парад принимал Маршал Советского Союза Г.К.Жуков)

12. Тегеран, Ялта, Потсдам. Что объединяет эти города? ( В этих городах проходили конференции стран-союзников по антигитлеровской коалиции)

2 раунд. “Исторический портрет”. Конкурс капитанов

Угадать имя исторической личности или названия – 3 балла

Угадать событие и дату – 4 балла

Задание для капитана команды 8 класса

1. Выходец из бедной Корсиканской дворянской семьи. Его во Франции из-за бедности родителей военной школе содержали за государственный счет. (5 баллов)

2. 1793 году он стал героем Тулона. Его план штурма привело к победе. (4 балла)

3. В сентябре 1795 года он получил прозвище “Генерал Вандемьера”. (3 балла)

4. 1798 году в битве при Абукире он разбил англичан и их сторонников. (2 балла)

5. Своей истинной славой он считал создание “Гражданского кодекса” Франции. (1 балл).

Ответ: Наполеон Бонапарт – император Франции.

Задание для капитана команды 9 класса

1. Знаменитый русский полководец конца XVIII века (5 баллов)

2. Родился слабым болезненным ребенком, но решил стать военным. Самостоятельно занимался закалкой организма. (4 балла)

3. Взял штурмом неприступную турецкую крепость Измаил. (3 балла)

4. Командовал русской армией во время знаменитого перехода через Альпы. (2 балла)

5. Непобежденный в 50-ти военных походах генералиссимус армии Российской империи. (1 балл)

Ответ: Великий русский полководец – Александр Суворов.

III раунд. “Синквейн”

Тема “Великая Отечественная война”

(Команды готовятся к этому заданию заранее по заданной теме)

1. В первой строчке указывается тема стихотворения ( можно выбрать из перечня или предложить свой вариант)

2. Во второй строчке в 2-х словах (прилагательное) дается описание темы.

3. В третьей строчке тремя словами дается описание действий в рамках этой темы.

4. Четвёртая строчка – это фраза из 4 слов, показывающих отношение автора к теме, его чувства.

5. Последняя строчка – синоним слова, с которой синквейн начинается (по смыслу)

Пример синквейна и тема дается заранее. Кроме зтого дается примерный перечень названий синквейна

Ссылка на основную публикацию