Как сделать урок химии интересным
Разделы: Химия
Основной формой работы учителя остаётся урок. Школьные уроки – это дорога к вершинам знаний, процесс совершенствования и интеллектуального роста ученика. Насколько ценными и интересными будут секунды и минуты, часы и годы, проведенные учеником за школьной партой, во многом зависит от стараний учителя. Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: “Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом”. Многие опытные и начинающие педагоги задаются вопросом, как провести интересный урок? Как сделать каждый урок интересным и необычным? Как грамотно использовать хорошо знакомые педагогические приемы и методики, чтобы проводить запоминающиеся уроки? Отметим лишь некоторые возможные направления работы учителя в этом направлении.
Нетрадиционный подход к названию темы урока в соответствии с текстом программ
Какие бывают уроки? Хорошие, интересные, необычные, а ещё скучные – ответит на этот вопрос ученик. А почему скучные? Эта тенденция обусловлена, во-первых, повышением уровня сложности содержания обучения, во-вторых, снижением интереса к предмету, связанного с трудностями восприятия, в-третьих, отсутствием положительной мотивации к учению. Привлечь внимание учащихся к уроку с самой первой минуты можно, применив такой методический приём, как необычное название урока. Например, заменить пугающую для учащихся тему “Урок обобщающего повторения по теме “Углеводороды” на “Музей трудовой славы углеводородов”. Или, например, “Бензол” на “Случайное открытие Майкла Фарадея”. Кроме темы можно озвучивать так называемое “имя урока” в виде яркого афоризма, крылатой фразы, эмоционально выражающего в сжатом виде суть главной идеи урока.
Тема урока: “Урок обобщающего повторения по теме “Первоначальные химические понятия”.
Основная идея урока: ХИМИЯ НА ЗАЩИТЕ РОДИНЫ.
Тем, кто шёл в бой за Родину, выстоял и победил ….
Тем, кто был сожжён в бухенвальдских печах,
Тем, кто на речных переправах шёл, словно камень, ко дну.
Тем, кто навеки, безымянный канул в фашистском плену,
Тем, кто ради правого дела сердце был отдать готов,
Тем, кто под машины ложился вместо понтонных мостов.
Всем тем, кто ушёл в бессмертие и победил, посвящается наш урок.
Активное включение процесса воспитания в процессе обучения
Еще в древности был сформулирован принцип воспитывающего обучения: “Non scholae, sed vitae discimus” – “мы учимся не для школы, а для жизни”.
До недавнего времени содержание этого принципа в отечественной педагогике было ограничено искаженным представлением о конечном результате образования как о получении знаний, умений и навыков, а не развитии личности. Поэтому так часто можно услышать от учеников и их родителей: зачем нам учить химию или физику, или математику, они нам не пригодятся в жизни. Когда слышишь такие рассуждения, понимаешь, что учитель не смог раскрыть воспитательные и развивающие возможности своего предмета, не смог донести до учеников, что любая наука изучает, в конечном счете, человека, определенную сторону человеческой жизни, в любой науке заложен огромный нравственный гуманистический потенциал.
Анализ работы над данной проблемой показал, что, если учитель на уроке успешно раскрывает и использует воспитательный и развивающий потенциал своего предмета, у учеников формируется гуманистическое мировоззрение, активная жизненная позиция.
Патриотическое воспитание на уроках химии в 9 классе.
Направление | Тема урока |
Достопримечательности России. |
1. Алмазный фонд.
2. Царь – пушка. Царь – колокол.
2. Железо. Сплавы железа.
1. И.А. Каблуков, В.А. Кистяковский – гидратация ионов.
Д.И. Менделеев – гидратная теория растворов.
2. В.А. Чернов, А.Д. Зеленский, М.С. Цвет – теория ионного обмена.
3. М.Е. Вольпин, В.Б. Шур, А.Е. Шилов – биологическая фиксация азота.
4. А.А. Мусин – Пушкин – получение аллотропной видоизменений фосфора – фосфора фиолетового.
5. Д.Н. Прянишников – основоположник химизации отечественного сельского хозяйства.
6. Б.В. Дерягин, Б.В. Спицын – получение впервые в мире алмазов при низких давлениях.
7. М.В. Ломоносов – основоположник научного подхода к производству стеклянных изделий в России.
8. П.П. Аносов – впервые опубликовал научное обоснование получения стали.
1. Электролитическая диссоциация.
2. Реакции ионного обмена.
3. Азот. Общая характеристика.
4. Фосфор. Общая характеристика.
5. Минеральные удобрения.
6. Углерод. Аллотропия углерода.
7. Силикатная промышленность. Производство стекла.
8. Получение сплавов железа.
1. Брянский завод ирригационных машин.
2. Дятьковский хрустальный завод.
3. Брянский сталелитейный завод.
4. Фокинский цементный завод.
5. Брянский фосфоритный завод.
6. Брянский химический завод.
7. Брянский хладокомбинат.
8. Брянский хлебозавод.
9. Брянский камвольный комбинат.
10. Бумажная фабрика.
11. Тепличное хозяйство п. Добрунь.
2. Силикатная промышленность. Производство стекла.
3. Получение сплавов железа.
4. Силикатная промышленность. Получение цемента.
5. Минеральные удобрения.
10. Полимеры. Целлюлоза.
11. Минеральные удобрения.
1. Каменное зодчество.
Керамика (гжель, дымковская игрушка).
2. Художественная обработка металла (финифть, филигрань).
3. Декоративная роспись на металле и лаковая живопись (жостовские подносы, палехская лаковая живопись).
2. Металлы. Обработка металлов.
3. Металлы. Обработка металлов.
Использование межпредметных связей и как следствие межпредметной координации учебного материала.
За последние годы в химии уделяется все больше внимания проблеме взаимосвязей между живым и неживым. Успешное развитие современных исследований на грани живого и неживого в области таких дисциплин как молекулярная биология, генетика, физиология растений и животных, экология, биохимия, биофизика, бионика, космическая биология убедительно подтверждает необходимость всестороннего изучения в школе закономерностей процессов жизни.
В связи с приближением содержания учебного курса химии к современному уровню химической науки, в дидактике химии также усиливается внимание к установлению последовательных связей между преподаванием биологии, химии, физики, астрономии и физической географии. Такие межпредметные связи целесообразны на всех этапах обучения химии, рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам. Опыт работы показал, что систематическое использование межпредметных познавательных задач в форме проблемных вопросов, количественных задач, практических заданий обеспечивает формирование умений учащихся устанавливать и усваивать связи между знаниями из различных предметов.
Химия и русский язык.
Тема “Железо. Сплавы железа”.
Пословицы и поговорки:
- Человека губит горе, железо – влага (турецкая).
- Сердце ржавеет, как ржавеет железо (арабская).
- Пока железо в работе, его ржа не берёт (азербайджанская).
- Ржа – на железе, а неправда – в человеке не утаится (русская).
- Если ты настоящий человек, будь крепким, как сталь (киргизский).
- Терпеливый даже железо разорвёт (татарская).
- Старательный горы свернёт, старанье железную верёвку оборвёт (узбекская).
- Крепок, как стальной мяч (японская).
- Человек прочнее железа, твёрже камня, нежнее розы (турецкая).
- Сколько не бей по железу, ему всё не почём (азербайджанская).
Химия и история.
Тема “Металлы”.
Формула минерала | Цвет | История минерала |
Александрит |
(BeAl2)O4
Al2O3
CuCO3(OH)2
Be3Al2(SiO3)6
Римский император Нерон через изумрудный монокль наблюдал горящий Рим.
Ca2Mg5(OH)2(Si4O11)2
AI6Cu(OH)8(PO)45H2O
Использование ситуационных задач с практическим применением
В современной концепции химического образования прикладная направленность подчеркивается как важное требование обновления содержания, однако в последние годы обнаруживается стойкая тенденция к ее ослаблению, что, несомненно, приводит к снижению качества усвоения учебного материала учащимися. Объем учебного времени, предназначенного для изучения химии, уменьшается при практически неизменном объеме содержания образования.
Однако сокращение учебного времени далеко не единственная и не самая главная причина ослабления практической направленности обучения. Учащиеся крайне редко получают возможность использовать теоретические знания по химии для объяснения производственных процессов, экологических и биологических явлений, химических процессов, протекающих в организме человека и т. п. Недостаточно используются в учебном процессе задачи производственного и экологического содержания. Вместе с тем усиление практической направленности изучения химии не только расширит кругозор учащихся, усилит воспитательное воздействие на формирование их мировоззрения, повысит уровень знаний, сформирует грамотное поведение в быту, природе, на производстве, но и позволит изменить отношение к химии. И как следствие, осуществление перехода от человека знающего к человеку знающему, понимающему, деятельному.
Примеры задач с практическим содержанием по разным темам курса химии.
1. Питьевая сода (гидрокарбонат натрия), применяющаяся в кулинарии и пищевой промышленности, при нагревании разлагается, и за счет выделения газа тесто разрыхляется. Какой объем углекислого газа (н. у.) выделится при разложении 8,4 г гидрокарбоната натрия?
2. Массовая доля фосфора составляет примерно 1% от массы тела человека. Рассчитайте массу фосфора в вашем организме.
3. Четыре подряд съеденных мороженых обернулись для Насти температурой и ангиной. Врач назначил ей почаще полоскать горло 2%-м раствором фурацилина. Сколько 250-граммовых стаканов этого средства попало в канализацию, если было израсходовано 8 стандартов фурацилина по 10 таблеток каждый? Каждая пилюля весит по 0,5 г.
Использование упражнений на применение знаний в измененных обстоятельствах.
В настоящее время для получения хорошего образования недостаточно ограничиться рамками школьного учебника, а также разобраться в решении типовых задач. И на это есть веские причины. На смену поколений, умеющих работать в заданных условиях, должно прийти поколение, способное самостоятельно ориентироваться и действовать в условиях, постоянно меняющихся. Это поколение, умеющее использовать свои знания в нестандартных, требующих проявления творческих способностей ситуациях, в условиях неопределенности, когда неясно, какие знания и какой науки нужно использовать, не определен план действий, зачастую неизвестен и конечный результат поиска.
В таких условиях сложно переплетаются логические и интуитивно-образные построения, приходится постоянно осмысливать и переосмысливать свои действия и действия товарищей. В процессе поиска решения постоянно возникает необходимость преодоления интеллектуальных трудностей. Но только это преодоление приводит к оригинальному решению. Не случайно говорят, что творчество – это мучение, приносящее радость.
Именно поэтому включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию полученных знаний в аналогичной, частично-измененной и полностью измененной ситуации – одно из главных требований к современному уроку.
Примеры творческих задач по разным темам курса химии.
1. На уроках учителя и ученики часто пользуются цветными мелками. С их помощью записи на доске получаются более выразительными и легко запоминаются. Что делать, если цветного мелка в кабинете нет. Попытайтесь изготовить его самостоятельно, придать ему нужную форму, да к тому же сделать так, чтобы мел не пачкал руки при письме.
2. Для проведения урока биологии, посвященного дыханию, потребовалась известковая вода. Приготовление её путем растворения оксида или малорастворимого гидроксида кальция и последующего фильтрования раствора требует значительного времени.
Предложите быстрый способ приготовления известковой воды и проверьте его на практике.
3. Многие лекарственные препараты представляют собой простые вещества, кислоты, соли, основания. Изучите свойства выданного вам лекарственного препарата и определите, к какому классу веществ он может относиться.
4. Нередко юные химики сетуют на недостаток реактивов. Но ведь некоторые из них можно получать из предметов, обычно выбрасываемых на свалку.
Попытайтесь найти такое сырье из отходов, а также предложите простые и доступные способы получения из него соединений олова. Проверьте на опыте выдвинутые предложения.
Внеклассные мероприятия по химии
Презентации по химии [273] |
Печатные тесты по химии [47] |
Контрольные работы по химии [72] |
Компьютерные программы по химии [17] |
![]() Презентация подготовлена для проведения внеклассного мероприятия по химии. Можно также использовать и на уроке химии. Данное мероприятие направлено на развитие логического мышления, интереса к предмету химии. Игра сопровождается музыкальными заставками. Звуковое сопровождение осуществляется автоматически. Разработка создана в PowerPoint 2007. При запуске необходимо выбрать «Включить это содержимое». Презентация «Своя игра по химии» создана с подсчетом очков. Когда участник (например, первый игрок) выберет вопрос, после щелчка по этому вопросу появится содержимое вопроса. После верного ответа ведущий вводит набранное количество баллов в соответствующем поле и щелкает по кнопке. Полученные очки добавляются и автоматически суммируются. Можно выбрать вопрос на разное количество баллов из соответствующего раздела или темы. После ответа цифры меняют свой цвет, что позволяет игроку регулировать выбор стоимости вопроса. Ответы проверяются по кнопке, расположенные рядом с цифрами 10, 20, 30 и т,д.
Целевая аудитория: для 9 класса Внеклассное мероприятие «Химический турнир» направлено на закрепление знаний учащихся 8 класса по изученным темам, повышение интереса к предмету химии, на реализацию творческого потенциала учащихся в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности. Игра представлена в виде презентации.
Целевая аудитория: для 8 класса Презентация подготовлена для проведения внеклассного мероприятия по химии. Можно также использовать и на уроке химии. Данное мероприятие направлено на развитие логического мышления, интереса к предмету химии. В процессе игры на слайдах по щелчку появляются вопросы, по следующему щелчку – звук. Благодаря настроенным триггерам к фигурам, в правом углу слайда отображается сумма, которую игрок получает в результате правильного ответа. При этом одновременно происходит изменение цвета фигуры верного ответа, исчезновение фигур с неверными ответами.
Целевая аудитория: для 9 класса Среди карбоновых кислот Цели и задачи: стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать.
Целевая аудитория: для 10 класса Игра «Что? Где? Когда?» на тему «Химия и война» проводится с обучающимися 8-9 класса. В игре по очереди принимают участие две команды по 6 человек в каждой. На экране игрового поля находится волчок со стрелкой, положение которой и будет определять, на какой из 12 вопросов необходимо ответить участникам викторины. Цель: систематизировать знания обучающихся о химических элементах, используемых в годы войны; о вкладе учёных-химиков в победу в ВОВ; стимулировать обучающихся к получению новых знаний.
Целевая аудитория: для 9 класса Цель: повышение познавательного интереса к предметам естественнонаучного цикла, развитие логического мышления учащихся, реализация межпредметных связей.
Целевая аудитория: для 9 класса Викторина может быть использована не только во внеурочное время, но и на уроках химии для актуализации знаний учащихся при изучении темы “Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева”.
Целевая аудитория: для 11 класса УМК. Учебник: Габриелян О.С. Химия. Вводный курс. 7 класс: учебное пособие. – М.: Дрофа, 2009.
Целевая аудитория: для 7 класса Можно использовать отдельные задания на разных уроках в 9 классе для привлечения внимания, а можно воспользоваться таковыми заданиями и в конце 8 класса.
Целевая аудитория: для 9 класса Разработка представляет собой презентацию, конспект мероприятия, а также видео-реакцию (после распаковки архива, советую переделать гиперссылку на данный видеоматериал – будет неактивна). В данном мероприятии раскрываются межпредметные связи между химией и историей, литературой, биологией, географией, а также есть блок “практическая химия”, где предложены к выполнению 5 простейших реакций (потребуются реактивы из школьной лаборатории). Каждый блок содержит 5 вопросов разного уровня сложности и, соответственно, разного количества баллов. Презентация насыщена внутренними ссылками (очень удобна при работе с интерактивной доской, но также можно работать и с обычным проектором) – нажав на цифру соответствующую количеству баллов, участники попадают на слайд с вопросом, после ответа, кликнув на слайде, всплывает правильный ответ – он же является ссылкой для перехода на основное игровое поле. Возраст участников – 15 лет и выше (я разрабатывала для учителей на День самоуправления). Советую перед мероприятием прорепетировать, проверить работоспособность всех ссылок. Интересные идеи для уроков химииКАК СДЕЛАТЬ УРОК ХИМИИ ИНТЕРЕСНЫМ? ИЛИ ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ХЕМОФОБИИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ Авджи-Оглы Дина Дмитриевна Князева Мария Алексеевна студенты 3 курса факультета биологии и химии, Крымского Федерального Университета им. В.И. Вернадского, РФ, г. Симферополь Дергачева Ирина Николаевна научный руководитель, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей и физической химии, Крымского Федерального Университета им. В.И. Вернадского, РФ, г. Симферополь В жизни химия нужна, Как предмет она важна. И учить ее прилежно Мы должны от А до Я. Что мы носим, что едим, Чем здоровью мы вредим? Как кислоты выливать, Чтобы что-то не взорвать? На все вопросы эти Нам химия ответит! Тема нашего исследования является актуальной, так как химия охватывает почти все аспекты нашей жизни (продукты питания, сельское хозяйство, бытовая химия и т. д.), а так же помогает справиться с некоторыми жизненными ситуациями. Старшеклассники на уроках химии готовятся войти во взрослую жизнь и реализовать себя в определённой профессии. Актуальность изучения химии в этом контексте абсолютно бесспорна! Ведь практически каждая деятельность современных людей связана с химией. Даже формирование влюблённости подчиняется законам этой науки. Целью нашей работы является поиск путей преодоления хемофобии и формирование познавательного интереса к химии. Остановимся сначала на базовых понятиях нашего исследования. Химия — это очень сложная наука, но в тоже время очень интересная и увлекательная. Но, к сожалению, интерес к этому предмету пропадает из-за сложности всей теоретической базы и из-за неумения педагога донести до учащихся все прелести этой науки, т. е. заинтересовать их. Итак, что же такое интерес и как его развить? И что такое хемофобия? Познавательный интерес (от лат. inter esse — «быть внутри») — 1) положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему; 2) (как эмоция) — форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание ею целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отображению действительности. Условия возникновения интереса: Чаще интерес возникает там, где есть новое : новое развлечение, новое дело или новая возможность развития. · создать удобные условия для развития . В частности, сделать новое дело простым, а новый материал — понятным. · «разукрашивать» процесс, привносить в него элементы развлечения, · поощрять новые, творческие начинания, · давать новые, усложненные задачи, которые человеку по силам, · подкреплять ощущение успеха . Хемофобия — иррациональная боязнь химических соединений, одна из форм технофобии и страха неизвестности. Обычно она проявляется в форме предубеждения против «химии», под которой понимаются продукты (обычно косметика либо пищевые продукты), произведённые человеком в промышленных условиях. Иногда под хемофобией понимают нежелание изучать химию в школе либо вузах. Мы провели анализ научной, педагогической, методологической литературы работ современных дидактов. Были разработаны: теория активизации процесса обучения (М.А. Данилов, М.Н. Скаткин, И.Т. Огородников), теория содержательного обобщения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин и другие), теория формирования духовных потребностей (Ю.В. Шаров) и познавательного интереса (Г.И. Щукина), теория проблемного обучения (А.М. Матюшкин, Т.В. Кудрявцев, М.И. Махмутов, И.Я. Лернер). Всего этого не было в 50-е годы. Поэтому есть основание говорить о традиционной дидактике в отличие от дидактики современной. Традиционная дидактика основную цель видела в накоплении учеником определенного объема знаний; она ориентировала учителя на объяснение сущности новых понятий, законов, принципов, правил изучаемой науки, показ приемов умственной деятельности, показ образца действия [1—7]. «Творчески работающий учитель, — пишет Л.В. Занков, — в значительной мере поступает согласно объективным законам обучения и воспитания, при этом он частично опирается на уже известные теоретические положения, частично интуитивным путем как бы нащупывает Законы, еще не открытые наукой» [2, с. 5]. Раскрыв понятийную базу нашего исследования, остановимся на результатах нашего эксперимента, проведенного в общеобразовательных школах г. Симферополя, а также в Таврической академии Крымского Федерального Университета им. В.И. Вернадского в период 2014—2015 гг. В анкетировании принимали участие учащиеся 10—11 классов и студенты факультета биологии и химии (специальность 04.03.01 «химия») Таврической академии Крымского Федерального Университета им. В.И. Вернадского в количестве 200 человек. Анализ анкетирования показал, что из 100 % опрошенных 46 % считают, что химия им в дальнейшей жизни не нужна, 44 % колеблются с ответом и только 10 % опрошенных уверены, что хотят связать свою жизнь с химией, что данная наука интересна и помогает в различных жизненных ситуациях. Диаграмма 1. Хотели бы Вы связать свою жизнь с химией? На вопрос интересна ли Вам химия как учебный предмет 46 % опрошенных учеников ответило, что интересна и 12 % интересуются исключительно практической стороной химии (лабораторные опыты). Однако ученики подразумевают под лабораторными опытами не деятельность «руками и головой» а лишь яркий показ демонстрации опыта учителем, что весьма поверхностно и не доказывает сущность химического эксперимента в школе. Очевидно, что в данном случае химический эксперимент выполняет функцию наглядности, обучающая и воспитательная функции — остаются в стороне. Нельзя забывать, что учащимся сегодня необходимо развитие памяти, внимания, мышления, воспитания бережного отношения к природе, здоровому образу жизни. Диаграмма 2. Интересна ли Вам химия как учебный предмет? На вопрос когда урок химии Вам интересен 44 % опрошенных ответили, что им нравится учитель. Они в приоритет ставят внутренние качества учителя, а не сам предмет, что тоже поверхностно отражает истинное предназначение химии в школе, нет соответствия дидактическим принципам обучения и, выявляется отсутствие стойкого интереса учащихся к самой науке химии. Диаграмма 3. Когда урок химии Вам интересен? Диаграмма 4. Какие внеклассные мероприятия по химии Вы бы хотели провести? Анализ анкетирования для студентов показал, что из 100 % опрошенных 42 % не хотят связывать свою дальнейшую работу с химией, 21 % — рассматривают перспективу поступления в магистратуру, 25 % — затрудняется с ответом, и только 12 % — уверены что хотят связать свою жизнь с преподаванием химии в школе. Диаграмма 5. Хотите ли вы работать дальше в области химия? На вопрос почему вы поступили на химический факультет 80 % опрошенных студентов ответили что химия нравилась еще в школе, 10 % уговорил декан при поступлении на 1 курс, 10 % проходил по балам на химический факультет, но не проходил по балам куда хотел. Диаграмма 6. Почему вы поступили на химический факультет? Анализируя анкеты студентов и школьников, мы выявили, что все таки химия — предмет интересный, что весьма примечательно. Однако в школу преподавать химию решаются не все студенты и связывают это с высокими требованиями к современному учителю химии. Возникает вопрос, как повысить интерес к химии и исключить хемофобию будущего учителя химии и самих школьников? На наш взгляд, важное условие, которое способствует возникновению интереса к учебной деятельности — это мотивация учащихся направленная на освоение материала. Согласно теории обучения Щукиной Г.И. интересный урок можно создать за счёт трёх условий: 1. содержания учебной информации, когда ученику просто интересен изучаемый материал; 2. используемых приёмов и методов обучения; 3. самой личности учителя. Однако нам кажется, что самым главным составляющим среди этих условий должен быть сам ученик, активно участвующий в выборе учебной информации, а также знаковой является — роль личности учителя [3, c. 160]. В заключении, следует подчеркнуть, опираясь на результаты педагогического эксперимента, что для устранения проблемы хемофобии, необходимо при раскрытии темы урока вносить элементы активных методов обучения, использовать межпредметные связи. Акцент следует ставить также и на внедрение лабораторного эксперимента, позволяющего ученикам более глубоко понимать сущность химических явлений. Более того, при обучении химии учителю следует учитывать индивидуальные и возрастные особенности каждого ученика. Таким образом, выводы, предоставленные сегодня в нашей работе, являются одним из путей, снижающих хемофобию, а значит, направлены на повышение качества обучения химии в школе. 1.Актуальные вопросы формирования интереса в обучении. под ред. Г.И. Щукиной. М., 1984. — 6—13 с. 2.Кузьменко Е.А. Актуальность уроков химии для детей, обучающихся в школах интернатного типа. — 2013. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://pedsovet.su/publ/47-1-0-3765 (дата обращения 02.04.2015). 3.Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975 — 5 с. 4.Маша Боголюбова. О химии в стихах. Творчество учащихся и учителя химии. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://him.1september.ru/2004/14/30.htm (дата обращения 02.04.2015). 5.Общая психология. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://psyznaiyka.net/view-emocii.html? > 6.Психологос. Энциклопедия практической психологии. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/interes (дата обращения 02.04.2015). 7.Щукина Г.И. Учеб. Пособие. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. — 160 с. Восемь идей нестандартных уроковНестандартный урок – что это?Основное отличие нестандартного урока от обычного – не шаблонность, вне шаблонность, в какой-то степени неформальность. В нестандартном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок – более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету изучении, к участникам урока, его действующим лицам. Часто необычный урок отличает и то, что педагог не декларирует ясно учебные цели урока, они как бы скрыты, и становятся понятны детям только после проведения урока. На таком уроке могут не выставляться оценки в обычном их понимании. Польза нестандартных уроков
Восемь идей необычных уроков
Нестандартный урок имеет своей целью не развлечение, а обучение с интересом Конечно, идей необычных уроков достаточно много, и каждая требует отдельного рассмотрения. Не забудьте также посмотреть наши рекомендации, как провести интересный урок. А какие нестандартные уроки используете вы и используете ли вообще? Ждем ваших откликов в комментариях и статьи. Материалы по теме на нашем сайте: Литература: Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя Есть мнение? Понравился материал? Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст Химические опыты для детейХимические опыты для детей должны не только вызывать интерес к наблюдаемому явлению, но и послужить отправной точкой к раскрытию тайн природы, привитию интереса к предмету. Наш сайт по химии предлагает вам подборку простых занимательных химических опытов для детей, которые можно легко провести в домашних условиях. С помощью этих экспериментов можно легко обучить ребёнка основам химии. Большинство занимательных химических опытов совершенно безопасны, но в тоже время очень познавательны и красивы. В случае, если химические эксперименты для детей требуют соблюдения правил обращения с реактивами, это обязательно будет указано в описании опыта. Химические опыты для детей, если требуется, снабжены аннотацией, которые раскрывают сущность эксперимента и которые помогут вам ответить на вопрос любознательного малыша: «Почему так происходит?». Ребенок обязательно должен понять наблюдаемые эксперименты для детей, так как только при этом можно добиться глубоких, а не формальных знаний. Итак, вперед! Невероятный мир занимательной химии ждет вас!
Светящийся цветокСейчас мы поделимся тремя способами, как сделать настоящий светящийся цветок. Нам обязательно понадобится лампа черного света, она же лампа Вуда, она же лампа ультрафиолетового света.Читать далее Волшебные бусинкиКогда вы помещаете в жидкость твердый предмет, такой как бусинка или камень, он либо плавает наверху, либо опускается на дно. В нашем сегодняшнем опыте бусинкиЧитать далее Влияние качества воды на образование мыльной пеныВодопроводная вода очень часто бывает слишком жесткой, т.е. содержит минералы, которые могут мешать очищающей способности моющих средств. Именно поэтому во всем мире достаточно популярны умягчителиЧитать далее Кола и молокоХимические опыты могут быть совершенно безопасными, но очень познавательными. Предлагаем вашему вниманию именно такой эксперимент. Главные действующие лица: кола и молоко. Нам понадобятся только бутылка сЧитать далее Снежинка из буры своими рукамиСнежинка из буры — это химический опыт по выращиванию кристаллов, который безопасен и достаточно прост для детей. Стоит ли упоминать про то, что снежинки действительноЧитать далее Зубная паста для слона«Зубная паста для слона» — простой химический опыт, который очень нравится детям. В результате опыта мы получим огромное количество густой пены. Такой тип химических реакций называетсяЧитать далее Горячий ледС детства всем известно, что лед холодный, а горячий лед — нонсенс. Однако, температура льда запросто может быть выше привычного 0 оС. Опыты английского учёногоЧитать далее Растворим ли школьный мел?Множество людей, обучающихся в образовательных учреждениях, не задаются вопросом, растворим ли школьный мел. Некоторые считают его растворимым, некоторые сомневаются. Проверить, растворим ли школьный мел илиЧитать далее Малахитовое яйцоПредставляем вашему вниманию очень простой, но незаслуженно забытый общественностью опыт по взаимодействию карбоната кальция и медного купороса. С помощью этой химической реакции мы изготовим малахитовоеЧитать далее Свеча из мылаВ давние времена свечи изготавливали из стеарина, поэтому логично предположить, что раздобыв его, мы сможем изготовить свечку самостоятельно. Стеарин можно легко получить из всем известного хозяйственногоЧитать далее Шипящие бомбочки для ванныОтлично расслабиться, отдохнуть, привести тело и дух в порядок можно, если принять ванну с шипучкой. Бомбочки для ванны сравнительно недавно вошли в моду, но теЧитать далее Опыты с лимономОказывается лимон, к которому мы привыкли с детства является кладезью химических веществ, среди которых нас интересуют лимонен и лимонная кислота. С их помощью мы иЧитать далее Снег из памперсаСнег жарким летом? Невозможно — скажете вы. А мы ответим, что зная химию все возможно. Причем добыть этот непременный зимний атрибут проще простого. Сегодня мыЧитать далее Танцующие червячкиСегодня мы попробуем провести очень простой химический опыт для детей. Называется он — Танцующие червячки. Опыт для детей танцующие червячки Для проведения опыта нам потребуютсяЧитать далее Опыт с йодом и крахмаломПредлагаем вашему вниманию очередной волшебный химический опыт с йодом и крахмалом, в котором прозрачная жидкость в считанные мгновения становится синей! Все ингредиенты для этого простогоЧитать далее Химический опыт СветофорСегодня мы проведем занимательный и очень красивый химический опыт под названием Светофор. Этот эксперимент можно смело отнести к лучшим химическим фокусам для детей. Но дляЧитать далее Где взять реактивы для опытовВ нашей стране множество мелких и крупных компаний, в интернете можно найти сайт по химии, которые продают реактивы. Но зачастую заказать можно только достаточную партию,Читать далее Химические цветыХимические цветы — замечательный фокус для детей. Идея химического опыта такова: бумажные цветы опрыскиваются различными «волшебными» растворами и от этого меняют свою окраску. Описание опыта Химические цветыЧитать далее Лакмусовая бумага своими руками«Лакмусовая бумага» — это нарицательное наименование для всех типов индикаторов в химии. Название это происходит от лакмуса — природного красящего вещества, которое было открыто однимЧитать далее Зеленая яичницаВ этой статье мы посмотрим как знание химии поможет приготовить необычное блюдо для детей. Сегодня у нас на завтрак зеленая яичница-глазунья! Казалось бы, что можетЧитать далее Фараонова змеяФараонова змея — это собирательное название химических реакций, результатом которых является многократное увеличение объема реактивов. Во время реакции результирующее вещество быстро увеличивается, при этом извиваясьЧитать далее Как лопнуть шарик при помощи апельсинаИнтересно, а что произойдет если соком из цедры апельсина брызнуть на надутый воздушный шарик? Невероятно, но он просто лопнет! Сейчас мы расскажем как лопнуть шарикЧитать далее Лава лампа своими рукамиЛавовая лампа была запатентована в 1965 англичанином Эдвардом Крэйвен Уолкером. Его лава лампа представляла стеклянную емкость, которая была наполнена жидкими парафином и маслом. Емкость подогреваласьЧитать далее Как надуть шарик содой и уксусомЧто делать если нет гелия для надувания воздушных шариков, а нужно надуть много больших шаров в домашних условиях? Сейчас мы продемонстрируем очень простой, но эффектныйЧитать далее Простые домашние химические фокусы для детейВсем детям очень очень нравятся фокусы. Одни дети любят просто смотреть за тем, как кто-то выполняет фокусы, ну а другие стараются делать их сами. ФокусыЧитать далее Светящаяся жидкость своими рукамиНекоторое время назад в интернете появилось видео, в котором рассказывалось, как создать светящуюся воду. В комментариях горячо спорили: одни утверждали, что это возможно, другие категорическиЧитать далее Пластилин своими рукамиСамодельный пластилин гораздо интересней и приятней по своим свойствам, чем покупной. Он не такой липучий, более мягкий и податливый, цвета хорошо смешиваются между собой. КЧитать далее Съедобное сахарное стеклоСъедобное сахарное стекло — один из вариантов шуточного представления, с помощью него легко разыграть друзей. При известной сноровке из съедобного стекла можно изготовить вполне правдоподобноЧитать далее ХлорофиллХлорофилл — это пигмент, который придает листьям растений зелёный цвет. Хлорофилл обеспечивает растениям процесс фотосинтеза, процесс при котором с помощью солнечного света в растении происходятЧитать далее Раствор для мыльных пузырей своими рукамиИ дети и взрослые любят мыльные пузыри. Конечно можно легко купить готовый раствор для мыльных пузырей в детском магазине, но, согласитесь, куда приятнее «похимичить» вместе с малышом и тутЧитать далее Как сделать лизуна в домашних условияхПомните в детстве у вас была довольно странная игрушка лизун? Сейчас купить его довольно трудно, поэтому в этой статье расскажем как сделать лизуна в домашних условиях,Читать далее Превращаем железный гвоздь в медныйНа простом химическом опыте рассмотрим так называемый процесс меднения металлических изделий, проще говоря медь обладает способностью осаждаться на металлической поверхности. Для проведения эксперимента потребуется: четвертьЧитать далее Химический опыт для детей Резиновое яйцоПредлагаем вашему вниманию очень простой и весьма познавательный химический опыт «Резиновое яйцо». Для проведения эксперимента понадобятся: варёное куриное яйцо, стеклянная емкость, уксус. Помещаем варёное яйцоЧитать далее Химический опыт Дым из пальцевОчень эффектный химический опыт. Можно нагнать такой мистики с его помощью… И, возможно, знание этого эксперимента поможет в оформлении детских любительских спектаклей и представлений. ВедьЧитать далее Химический опыт Несгораемая купюраНесгораемая купюра — очень простой и эффектный химический опыт. Для проведения эксперимента нам понадобится: соль, водно-спиртовой раствор (не менее 50%), щипчики. Добавляем немного соли сЧитать далее Хрустальное яйцо в домашних условияхПредлагаем вашему вниманию ещё один простой и красивый химический опыт по выращиванию кристаллов в домашних условиях. На этот раз с помощью яичной скорлупы. Называется он «ХрустальноеЧитать далее Опыт на смешение жидкостейНа примере этого опыта покажем ребёнку, что разные жидкости имеют различную плотность и что из этого может выйти. Нам понадобится: 1/4 стакана подкрашенной воды, 1/4Читать далее Цветной взрыв в молокеКакой ребенок не верит в волшебство? А какой сам хоть раз не хотел стать волшебником? Предложите своим деткам провести вот такой занимательный химический опыт сЧитать далее Химический опыт ВулканПроизвести впечатление на трехлетнего ребенка можно, добавив обычный уксус в пищевую соду. Насыпьте побольше соды (где-то 2 столовых ложки) в небольшой сосуд и лейте наЧитать далее Невидимые чернилаНевидимые чернила представляют собой раствор для письма на бумаге. Изначально надпись нельзя увидеть, но до тех пор пока к чернилам не будет применено какое-то химическоеЧитать далее Светящийся помидорПопробуйте сделать очень простой, но в тоже время очень эффектный химический опыт «светящийся помидор». Полученный в результате эксперимента светящийся томат категорически нельзя употреблять в пищу, поэтомуЧитать далее Как вырастить кристаллВыращивание кристаллов в домашних условиях — очень длительный, трудоемкий и кропотливый процесс, но он очень увлекательный и однозначно стоящий затраченного времени. Этот опыт очень нравится детям,Читать далее Как учителю не скучать на уроках и полюбить химию«Химия гораздо интересней ярких опытов! Просто нужно, чтобы учителя любили свой предмет», — так считает профессор химического факультета МГУ Вадим Ерёмин. Только ли эффектные эксперименты открывают школьникам красоту науки, что значит для школьной химии — быть современной, и случится ли катастрофа, если отменить ЕГЭ? Основываясь на личном опыте и учёного, и учителя, доктор физико-математических наук, профессор МГУ, сотрудник Центра педагогического мастерства Москвы и знаменитый тренер национальной олимпийской сборной по химии Вадим Ерёмин делится своими размышлениями над этими вопросами. Я профессор Московского университета, поэтому занимаюсь одновременно и преподаванием, и научной работой. Разумеется, одно неизбежно мешает другому. Но уйти только в науку означает копаться в узких задачах, решение которых интересно только тебе и ещё десятку людей во всем мире. Поэтому я стараюсь сочетать роли учёного и учителя, несмотря на нехватку времени. К тому же преподавание помогает чётче формулировать мысли и лучше излагать научные результаты. А наука — понять, что действительно важно знать людям и о чём им следует рассказывать. Где начинается наукаШкола похожа на уменьшенную рабочую модель научного процесса: там не занимаются получением существенных для человечества данных, но это не значит, что школьник не может проводить исследования. Сравнивая питьевую воду в разных домах или замеряя состав воздуха, любой ребёнок заметит определённые зависимости и получит новые активные знания, которые будут важны для него самого. Химия гораздо глубже и интересней ярких опытов! Просто нужно, чтобы учителя по-настоящему любили свой предмет — тогда они смогут показать его богатство, не злоупотребляя зрелищными шоу. Мне с преподавателями химии, кстати, никогда не везло. А если учитель не увлечён своим делом, ему нечего дать ученикам — разве что они сами почувствуют к этим занятиям природные склонности и начнут задавать интересные вопросы. Помню, как только у нас в школе началась химия, я сразу понял — это моё. Новая школьная химия: от лабораторного до обеденного столаНеинтересных веществ вообще не существует! Назовите любое — и я постараюсь рассказать, чем оно необычно. Например, сероводород — казалось бы, всего лишь гнусный вонючий газ. А при этом он служит питанием для древнейших бактерий. А в позапрошлом году с его помощью установили рекорд: оказалось, что под очень большим давлением он обладает сверхпроводимостью при чрезвычайно высокой температуре. Если копнуть, вы непременно найдёте новые любопытные свойства у любого вещества. Поэтому химию зря считают скучной и сложной наукой — я всегда могу показать её простой и интересной. Эта идея и стала основой двух онлайн-курсов, созданных вместе с командой «Лекториума». У меня была ясная цель — работать для учителей химии. Сперва мы сделали узкоспециальный курс, посвящённый подготовке к олимпиадам. Но, хотя в школьном этапе Всероссийской олимпиады ежегодно участвует много детей (до полумиллиона человек), я считаю, что интеллектуальные соревнования совершенно не нужны каждому ребёнку. Поэтому во втором курсе я старался объяснить учителям, как показать совершенно обычные для школьной химии вещи под необычным углом. Дело в том, что сама по себе школьная программа довольно консервативна. Несколько лет назад на химфаке МГУ мы разрабатывали комплект школьных учебников, и их содержание действительно во многом было похоже на учебники 50-летней давности. Но это не означает, что учителя могут пользоваться устаревшими методиками. Нам всё время приходится следить за изменением роли химии в жизни и работать над формой подачи информации. Скажем, зачем нужна серная кислота? Без неё мы жили бы гораздо хуже, потому что она используется для производства фосфорной кислоты, а та — для производства фосфорных удобрений. А без удобрений нам было бы нечего есть. Конечно, свойства серной кислоты остались такими же, но приоритеты в химии с годами сместились. Современная химия всё больше и больше влияет на жизнь людей, поэтому школы взяли курс на преподавание знаний, которые могут пригодиться людям в жизни. Мера успеха: выиграть олимпиаду, сдать ЕГЭ или найти себяСо временем приближаться к реальности начали и способы контроля знаний. Даже самая неприятная часть существующей системы образования — ЕГЭ — больше не предлагает в заданиях бросать натрий в воду. Но, хотя тесты и стали намного более корректными, неизменной осталась их запредельная нудность: ЕГЭ по химии — один из самых неинтересных среди всех предметов. Поэтому своим ученикам, олимпийцам, которые вынуждены сдавать ЕГЭ, я говорю так: «Отключите мозги на 3 часа и включите внимание». Олимпиадные задания куда более творческие: даже на самых первых этапах простые вопросы перед ребятами ставятся неформально. А уж тема олимпиады международного уровня может быть даже философской. Например, соревнования этого года в Баку прошли под утверждением «Жизнь — огромная (химическая) лаборатория» и предложили новый взгляд на химию, не ограниченный потребностями повседневной жизни и промышленности. Умение и желание ребёнка решать задачки такого формата, безусловно, говорит о его способностях, но не является обязательным признаком таланта. Поэтому главное в олимпиадах — их добровольность. Химия объединяет людей с очень разнообразным стилем мышления. Скажем, химик-органик мыслит механизмами реакций, химик-теоретик — уравнениями. Есть люди, которые хорошо чувствуют вещество — им нужно стоять у стола и синтезировать. Есть те, кто сходу объясняет суть эксперимента: они прекрасно понимают, как образуются химические связи и происходит интимный процесс превращения одного вещества в другое. И главное для каждого, кто хочет связать свою жизнь с химией — нащупать свой личный путь. Индивидуальный стиль мышления обычно проявляется всё же в высшей школе, потому что сфера интересов и успехов ребёнка может сильно меняться. Например, подростком я был типичным юным химиком-разрушителем, который любит синтезировать вещества. А когда поступил в университет, выяснилось, что эксперименты нужно делать строго по правилам, экспериментальные установки зарисовывать, а данные записывать в журнал. Мне это показалось скучным, и в результате я стал теоретиком. Современная химия: стирая границыГлавный опыт, который получают в школе — смелость пробовать неизвестное и мыслить шире своих возможностей, — становится ещё более остро востребованным в университете, потому что современный прогресс во многом обязан сближению наук. Например, вместе с моей научной группой мы занимаемся исследованиями элементарных стадий фотосинтеза. Это направление можно назвать «физико-химической биологией»: мы изучаем химические процессы в биологических системах, которые идут под влиянием физических законов. Не зря говорят: «Кто не понимает ничего, кроме химии, тот и её понимает недостаточно». И если химики всегда были вынуждены хорошо знать физику, то теперь стали неплохо разбираться и в биологии, потому что химия XXI века очень сильно с ней связана. Конечно, классические органическая и неорганическая химия никуда не исчезли, но конвергенция наук в последнее время только укрепляется. Большую роль в сближении разных специальностей когда-то сыграли нанотехнологии. Изначально этот бренд придумали физики, чтобы привлечь деньги в науку. Расчёт сработал, и вскоре на нанотехнологии обратили внимание и химики, и биологи, и программисты. К XX веку мы насинтезировали уже столько всего, что пришла пора задуматься: а что дальше? Синтезировать новое вещество и занести его в базу данных не сложно. Вопрос — зачем. Поэтому, начиная с 50-х годов, интерес учёных обратился внутрь человека, а революция в этом направлении произошла после расшифровки молекулы ДНК. 18 февраля 2016, 12:00 |