Анатоль Курагин – характеристика князя в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”

Образ и характеристика Анатоля Курагина в романе “Война и мир”: внешность и характер, описание в цитатах

Меню статьи:

Неординарные личности в литературе, искусстве, да и собственно, в реальной жизни часто выглядят намного привлекательнее, чем добропорядочные и честные. Повесы и франты вызывают чувство зависти у представителей их пола и восхищение и влюбленность у противоположного. При этом все прекрасно могут знать самые непривлекательные стороны характера этих персонажей, но все равно слетаются к ним, как мотыльки на свет. Анатоль Курагин из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» – классический представитель такого образа.

Внешность Анатоля Курагина

Все красивые люди имеют схожее описание – они все лишены каких-либо отличительных внешних отличительных признаков. Лицо его имеет правильные черты лица. Он отличается от остальных представителей аристократии высоким ростом и стройным станом (в основном персонажи романа Толстого среднего роста).

Предлагаем ознакомиться с “Образом и характеристикой Андрея Болконского” в романе Льва Николаевича Толстого “Война и мир”

В романе Толстой описывает его как безумно красивого чернобрового, но детального описания не дает. «Мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом», у него «прекрасные большие глаза» – на этом описание Анатоля заканчивается. О его красоте мы узнаем из реакции на него других персонажей романа – и мужчины и женщины застывают с благоговением, увидев этого молодого человека. Восклицание: «Как хорош!» часто преследует молодого Курагина.

О его телосложении мы знаем крайне мало – во время войны с Наполеоном он «большой, полный человек», но был ли он такой комплекции всегда – сказать сложно.

Биография

Анатоль Курагин – сын Василия Сергеевича Курагина, аристократа, министра и важного чиновника. Кроме Анатоля, в семье Курагиных еще двое детей – сестра Елена и брат Ипполит.

Анатоль получил превосходное образование за границей, потому как «тамошнее воспитание гораздо лучше нашего», предположительно учился он во Франции. Как и все аристократы, Анатоль предпочитает французский в своей повседневной речи.

К сожалению, его образованность не стала гарантом приспособленности в жизни и умения верно распоряжаться своими капиталами и временем.

Кроме того, в обществе долгое время ходили слухи, что у Анатоля была любовь со своей сестрой Еленой, князь Василий, удалил своего сына во избежание инцеста.

Анатоль часто приходит в гости к сестре и ведет себя неподобающим для брата образом – он целует обнаженные плечи Елены, нежно ее обнимает: «Анатоль ездил к ней занимать у нее денег и целовал ее в голые плечи. Она не давала ему денег, но позволяла целовать себя», поэтому вопрос о том, была ли любовная связь у Анатоля со своей сестрой – вопрос спорный.

Как и большинство представителей аристократии, Курагин отдает предпочтение военной службе. «Во время стоянки его полка в Польше один польский небогатый помещик заставил Анатоля жениться на своей дочери. Анатоль весьма скоро бросил свою жену и за деньги, которые он условился высылать тестю, выговорил себе право слыть за холостого человека».

Как ни скрывал Анатоль факт своей женитьбы, слухи об этом все же проникли в общество. После того как Наталья Ростова узнала об этом, она поняла, что Курагин – обманщик и решилась на самоубийство, несмотря на свою влюбленность и решительные намерения сбежать.

Он участвует в военных событиях 1812 года против Наполеоновских войск и получает серьезное ранение – ему приходится ампутировать ногу. Дальнейшая судьба красавца-Анатоля неизвестна, Толстой ничего не рассказывает о нем больше, предположительно, что он умер во все том же 1812.

Личность и характер Анатоля Курагина

Если бы Курагин был героем народного эпоса, то его постоянным эпитетом было бы слово «глупый». В романе Толстой часто использует для передачи такие слова как «дурень», «болван». Ни образование, ни общение с разными слоями общества не учат уму молодого дворянина – его поступки все так же не отличаются ни умом, ни сообразительностью. Он прожигает свою жизнь, не задумываясь о своем будущем. «Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка».

Курагин обожает проводить время в пьянках и кутежах: «Он не пропускал ни одного кутежа у Данилова и других весельчаков Москвы». «Одно, что он любил, – это было веселье и женщины». Ему приятно общество женщин, хотя он старается показать абсолютно противоположные чувства. «Кроме того, в обращении с женщинами у Анатоля была та манера, которая более всего внушает в женщинах любопытство, страх и даже любовь, – манера презрительного сознания своего превосходства». Этот принцип срабатывает как нельзя лучше – чем отрешенней он кажется женщинам, тем привлекательней и желанней он выглядит в их глазах. Он буквально «сводит» молодых барышень с ума.

Курагин становится героем всех балов и попоек. После изрядно выпитой доли алкоголя Анатоль ведет себя очень агрессивно: «Ему хотелось сломать что-нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло».

Факт присутствия трезвых людей неким образом огорчает Курагина, он старается споить всех присутствующих. Он пытается постепенно втянуть в свои кутежи Безухова, часто спаивает его.

Окружающие, не задействованные в кутежах и дебошах Курагина, напрямую отзываются о нем как о «настоящем разбойнике», как впрочем и о его друге Федоре Ивановиче Долохове. Отличительной чертой, вызывающей благосклонность к Долохову в обществе, является его умение занять выгодное положение, красноречиво и ясно высказаться. Таких умений, несмотря на намного лучший уровень знаний, Анатоль лишен – он порой с трудом умеет выразить свою мысль, а о поэтической или лирической речи и говорить нечего. «Анатоль был не находчив, не быстр и не красноречив в разговорах».

Анатоль привык жить на широкую ногу. Праздная жизнь требует многочисленных финансовых затрат, которых часто не хватает Курагину, для полноценной жизни, но этот факт не расстраивает молодого, наделенного оптимистическим восприятием действительности, человека. Когда денег на кутежи и пиршества не хватает, Анатоль берет деньги в долг, но при этом не то, что не спешит отдавать занятые деньги, но и даже никоим образом не собирается приводить в действие возврат. «Он проживал более двадцати тысяч в год деньгами и столько же долгами, которых кредиторы требовали у отца». Естественно, что такое положение вещей не устраивало отца и ставало причиной его недовольства, тем более, что аппетит сына неумолимо продолжал расти. Со временем князь Василий престает скрывать своей беспомощности перед сложившейся ситуацией: «этот Анатоль мне стоит сорок тысяч в год, – сказал он, видимо не в силах удерживать печальный ход своих мыслей». Долгам Анатоля Курагина не видно конца и края, такое положение вещей заставляет отца вынести жестокий вердикт, отец решает больше не платить долги вместо сына, он «в последний раз платит половину его долгов».

Курагин – человек, обладающий веселым нравом. «На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение».

Курагину не интересны ни карьерный рост, ни обустройство своей жизни, он предпочитает жить одним днем, хочет, чтобы его жизнь всегда была похожа на праздник.

Самоуверенность и самодовольство – вот еще одни составляющие его характера. Он страдает от завышенной самооценки. «В душе своей он считал себя безукоризненным человеком, искренно презирал подлецов и дурных людей и со спокойной совестью высоко носил голову».

На самом же деле, он недалеко ушел от этих самых «подлецов». В нем преобладают чувства бестактности, подлости. Он мерзавец, каких еще нужно поискать. Он пользуется неопытностью и наивностью Натальи Ростовой и подстрекает ее на побег.

В образе Анатоля Курагина сложно отыскать положительные черты характера.

К таким, пожалуй, можно частично причислить щедрость, которая становиться скорее пороком, чем благородным чувством, ведь щедрость Курагина направлена на обустройство пьянок и веселья для себя и своих друзей. Талантов Курагина тоже днем с огнем не сыщешь: он не обладает музыкальными или хореографическими талантами, не отличается ни умением вести разговор, ни целеустремленностью. Кажется, что единственное, в чем преуспел молодой человек – это пьяные кутежи и любовные похождения. Да и последние порой становиятся частичной заслугой других людей. Так, например, сестра Елена пишет письмо Наталье, вместо нерадивого и не умеющего красиво изъясняться брата, Долохов придумывает план побега Натальи и Анатоля.

Военная служба Анатоля Курагина

Подобно большинству молодых людей Анатоль Курагин находится на военной службе. Вначале он служит в гвардии, затем становится служащим в армии. Его не привлекает продвижение по карьерной лестнице. О его повышениях заботится отец, который, благодаря связям, смог обеспечить сыну» должность адъютанта главнокомандующего».

Анатоль предпочитает жить одним днем, его удручает мысль о том, что ему нужно что-то планировать или чего-то добиваться в жизни (если это не признательность новой пассии).

Толстой мало что говорит о том, как проявлял себя Курагин на фронте. Вполне вероятно, что таким образом автор хотел подчеркнуть апатию и безразличие Курагина ко всему, что не имело отношение к торжествам, пьянкам и дебошам.

Анатоль Курагин и княжна Мария Болконская

Анатоль не видит ничего постыдного в женитьбе по расчету. «А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает» – говорит молодой человек. Он считает, что мир не должен заканчиваться на супруге, в обществе всегда много хорошеньких женщин, с которыми можно восполнить нехватку в интимной жизни. Именно такая его позиция становится причиной сватовства к княжне Болконской.

Анатоль вместе со своим отцом направляются в Лысые горы, чтобы посвататься на молодой девушке.

Для Болконских их визит был подобным взрыву бомбы – он принес много суеты в их жизнь. Несмотря на то, что Курагин крайне неперспективный жених, вопрос с отказом в женитьбе еще не решен окончательно.

Княжна Мари крайне непривлекательна, она не пользуется популярностью в обществе, поэтому и женихов у девушки нет. Она имеет все возможности остаться старой девой. Болконские это осознают, да и сама девушка тоже. Она не спешит броситься в объятья Курагина, но все же прихорашивается и наряжается к его приходу. Для княжны Мари, не избалованной вниманием мужчин, встреча с Анатолем была очень волнительна.

«Красота его поразила ее. Анатоль заложил большой палец правой руки за застегнутую пуговицу мундира, с выгнутой вперед грудью, а назад – спиною, покачивая одной отставленной ногой и слегка склонив голову молча, весело глядел на княжну, видимо совершенно о ней не думая».

В это время в голове Анатоля крутилось всего две мысли. Первая заключалась в том, что княжна необыкновенно уродлива. Вторая была ей полным противоречием, но направлена была не на Болконскую, а на ее компаньонку, к которой Курагин все больше и больше начинает испытывать «страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам». Эти мысли не смогла предугадать молоденькая Мари, но ее отец был более проницателен – он ошарашен таким поведением потенциального жениха. Разрубить Гордиев узел помогла случайность. Мари становиться свидетелем неприятной сцены. «Она подняла глаза и в двух шагах от себя увидала Анатоля, который обнимал француженку и что-то шептал ей». Курагину не удается выкрутиться из этой ситуации. Он получает отказ.

Наталья Ростова и Анатоль Курагин

Анатоль Курагин стал причиной разбитых сердец не одной девушки. В случае с Натальей Ростовой его любовные шалости чуть было не обернулись трагедией в жизни девушки.

Анатоль успешно пользуется своей красотой для того, чтобы вызвать у молодой девушки ответное чувство и это ему легко удается – доверчивая Наталья искренне верит в добропорядочность Курагина.

Любит ли Наталью Анатоль? Сомнительное дело, скорее всего, что нет. Для Курагина – это очередная шалость и способ навредить князю Андрею.

Впервые молодые люди встретились в опере. Анатоль заинтересовался молоденькой девушкой и попросил сестру их познакомить. Елена с удовольствием выполняет его просьбу. «Он, почти улыбаясь, смотрел ей прямо в глаза таким восхищенным, ласковым взглядом, что казалось, странно быть от него так близко, так смотреть на него, быть так уверенной что нравишься ему, и не быть с ним знакомой». Курагину удается с легкостью покорить сердце девушки.

Он очень красив, а Наталья не имеет опыта в общении с молодыми людьми противоположного пола.

Открытые намерения Курагина, его нескрываемое плотское желание по отношению к ней будоражит ум девушки. Он становится причиной испытать новые эмоции и чувства. Возбуждение, которое Наталья испытывает по отношению к Курагину, ее пугает и приятно радует одновременно. Ростова «чувствовала себя страшно близкой к этому человеку». На момент знакомства с Курагиным девушка уже была помолвлена с князем Андреем Болконским. Эта помолвка не была актом насилия, Наталья не испытывала отвращения к предстоящей свадьбе. А сама личность князя была мила и прелестна для девушки. Дело здесь обстояло в поведении молодых людей. Князь Андрей действует в рамках этикета, он не хочет смущать Наталью своими плотскими желаниями. Он слишком идеален. Анатоль же наоборот пренебрегает этими правилами, чем вызывает интерес и любопытство со стороны девушки.

Ростова воспринимает чувства Анатоля за действительность. Она не догадывается, что это очередной обман с его стороны. Курагин же, подстегиваемый интригой и вошедший в азарт, остановиться не может. Он с помощью сестры пишет Наталье письмо, где открывает девушке свои как бы возникшие чувства любви и привязанности, агитирует ее на побег. Это письмо достигло нужной цели – Наталья отказывает Болконскому и готовиться бежать с Курагиным. К счастью для девушки, этим планам не суждено было сбыться. Побег не удался, Наталью все еще не покидает надежда – она верит, что любовь способна преодолеть все препятствия, но этой надежде не суждено было сбыться. В то время когда, Ростова изводится от волнения, Курагин спокойно разъезжает на санях: «Лицо его было румяно и свежо, шляпа с белым плюмажем была надета на бок, открывая завитые, напомаженные и осыпанные мелким снегом волосы». Он не испытывает ни угрызений совести, ни стыда.

Пьер Безухов забирает и горе влюбленного письма Наташи Ростовой. Родственники быстро отправляют Анатоля из Москвы, во избежание новых неприятностей.

Со временем девушка узнает, что Анатоль и вовсе был женат, поэтому никак не мог на ней жениться. Ее чувства к Анатолю сильны, в то же время она осознает, что ее жестоко обманули, в отчаянии девушка пьет мышьяк, но нужного эффекта добиться не получается – она признается в содеянном, и Наталью спасают.

Анатоль Курагин и князь Андрей

Естественно, слухи о поступке Анатоля Курагина по отношению к Наталье Ростовой старались приостановить сами родственники, как со стороны Натальи, так и со стороны Анатоля – обнародование такой правды сыграло бы негативную роль на репутации обоих семьей.

Семьи стали ждать реакции Болконского, который может обнародовать информацию.

Князя Андрея переполняют чувства. Он чувствует себя униженным и оскорбленным. Из-за дурного и неблагородного поведения Курагина Болконский попал в глупую ситуацию – Наталья Ростова отказывает ему в замужестве. Так как Андрей испытывает к девушке самые что ни на есть нежные чувства, такой отказ становится тяжелым ударом по его самолюбию. Несмотря на всю абсурдность происходящего, Болконский понимает, что ситуацию переиграть нельзя, даже если сама Наталья уже осознала всю свою ошибку и желает стать женой Болконского.
«Князь Андрей уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить». Болконский хочет отомстить Курагину и вызвать его на дуэль.

Андрей способен даже в такой ситуации здраво мыслить, поэтому он не пишет Анатолю писем (это может скомпрометировать Наталью), а гоняется за Курагиным.

Эта гонка заканчивается в военном госпитале, куда после ранения приносят Болконского. Князь Андрей среди раненых видит знакомый силуэт. «В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина». Ни Болконский, ни Курагин уже не в состоянии сводить личные счеты. Да и в этом уже нет необходимости – Болконского отпускает чувство обиды, он прощает Анатоля.

Таким образом, Анатоль Курагин в тексте является абсолютным негативом. У него практически отсутствуют положительные качества характера. Он не отличается ни умственными способностями, ни смекалкой, ни доблестью на поле битвы. У Курагина нет цели в жизни, ему привычно плыть по течению, не планируя свою жизнь. В первую очередь он марионетка, но не в руках родственников, как это часто бывает, а в руках своих друзей-дебоширов, в частности Долохова. Именно Долохов придумывает план побега Курагина и Ростовой, подстрекает Анатоля на новые шалости и глупости. Личность Анатоля Курагина привносит негатив по отношению ко всем, с кем молодой человек контактирует.

Анатоль Курагин

Анатоль Курагин в романе “Война и мир” – тот персонаж, который является противоположностью Андрея Болконского и Пьера Безухова. Его жизнь легкая и яркая, похожая на непрекращающийся праздник: женщины, игры, развлечения, кутёж. За бесцельное прожигание жизни и сломанные судьбы автор “наказывает” героя справедливо и ужасно – ему ампутируют ногу после Бородинского сражения, позже он умирает.

Семья и воспитание Анатоля Курагина

Отец Анатоля – князь Василий, хитрый и расчётливый человек. Его моральное “наследство” передаётся всем троим детям. Удивительно красивый молодой юноша имеет пустую, безнравственную натуру. Он глупый и поверхностный человек, не имеет целей, ни к чему не стремится, не уважает чувств других людей. Отсутствие настоящей человеческой теплоты, поддержки и любви в семье привело к тому, что Анатоль не умеет любить, он не привязывается к женщинам, они служат средством для развлечения. За ним числится множество разбитых сердец и судеб. Молодой человек воспитывался за границей, в том числе в Париже. Однако аристократическое воспитание и образование не помогло бестолковому сыну князя Василия – он постоянно попадает в неприятности, из которых отец вытаскивает чадо, оплачивает его долги, спасает репутацию.

Анатоль и Элен, его сестра, абсолютно одинаковы в плане нравственных принципов: они добиваются своих целей любыми средствами. Такие люди не созданы для семьи, у них нет детей, автор не даёт продолжения их жизням в потомках.

Характеристика героя

Анатоль отличается безупречной внешностью и фигурой, он удивительно красив. Не смотря на то, что герой не отличается особым умом, он в совершенстве владеет наукой соблазнения. Важно отметить тот факт, что автор многократно упоминает в различных эпизодах особенную красоту молодого человека. Как известно любимые персонажи у Л. Н. Толстого имеют непривлекательную внешность, их красота – в душевных качествах, в моральной позиции. Привлекательная внешность Анатоля ни что иное как контраст с его внутренним миром, пустым и чёрствым. Любовь – чувство, которое Анатоль никогда не испытывал, в этом смысле он нравственный инвалид.

Для героя флирт и ухаживания за девушками такая же игра, как и карты – результат может быть разным, Анатоль увлечён самим процессом. Молодые неопытные девушки влюбляются в него с первого взгляда, в их число попала и наивная Наташа Ростова. К счастью, Марья Дмитриевна узнаёт о том, что Наташа решила сбежать с Анатолем (который, как выясняется, скрывает то, что он женат на полячке) и спасает девушку от позора. Анатоль вынужден уехать из Москвы, расставание с Наташей он переносит легко.

Лучший друг Анатоля Курагина – Долохов, он всегда поддерживает товарища в кутежах, пьянках и драках. Анатоль, по замечанию автора, не просто “дурень”, а буйный, “беспокойный” дурак. Будучи в подпитии, он стремится к разрушению – ломает вещи, бьёт стёкла, лезет в драку. Характеристика героя такова: “Он не пропускал ни одного кутежа у Долохова и других весельчаков Москвы, напролет пил целые ночи, перепивая всех, и бывал на всех вечерах и балах высшего света…”. В Петербурге Анатоль славился теми же “подвигами” и имеет репутацию прославленного повесы и кутилы. Природа не наградила его умением вести красноречивые разговоры, петь, танцевать, ему чуждо искусство. Анатоль влюблён в собственную персону, самодовольство и самолюбование особенно свойственны его натуре.

Жизненные принципы и судьба Анатоля Курагина

Твёрдых жизненных принципов у героя нет: он наслаждается жизнью, сплошным весельем, отсутствием ответственности перед кем бы то ни было. Именно это служит причиной того, что Анатоль доволен жизнью, он не печалится о прошлом и не беспокоится о будущем… Герой абсолютно уверен, что он хороший, добрый человек: “в душе своей он считал себя безукоризненным человеком, искренно презирал подлецов и дурных людей и с спокойной совестью высоко носит голову…”. Ему не свойственно стремление к самопознанию, раскаяние или самобичевание. Он просто живёт подобно любому эгоисту, переступая через чувства окружающих.

Характеристика Анатоля Курагина, образ, описание внешности и характера | Роман “Война и мир” Толстого

Наташа Ростова и
Анатоль Курагин.
Художник А. Николаев

Анатоль Курагин является одним из ярких второстепенных героев романа “Война и мир” Льва Толстого.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Анатоля Курагина в романе “Война и мир”, описание внешности и характера персонажа.

Смотрите:
– Все материалы об Анатоле Курагине
– Все материалы по роману “Война и мир”

Характеристика Анатоля Курагина в романе “Война и мир”, образ, описание внешности и характера в цитатах

“. исключая Анатоля, вашего меньшого. “

“. как сын князя Василия, Анатоль. “

“. Это брат Безуховой – Анатоль Курагин. “

“. имя, знатность, связи Анатоля Курагина. “

“. Ну, батюшка, молодой князь, как его зовут. “

“. высокий красавец, стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине груди. “

“. очень хорош и большой повеса. “

“. устремил свои прекрасные большие глаза. “

“. с прирожденным ему добродушно-победительным выражением, высоко неся красивую голову, вошел в комнату к отцу. “

“. какой румяный, чернобровый красавец был министерский сын. “

“. Она только почувствовала нежную руку, твердо взявшую ее руку, и чуть дотронулась до белого лба, над которым были припомажены прекрасные русые волосы. “

“. красота его поразила ее. Анатоль, заложив большой палец правой руки за застегнутую пуговицу мундира. “

“. этот мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом. “

“. необыкновенно красивого адъютанта. “

“. на его прекрасном лице не было бы такого выражения. “

“. Он был теперь в адъютантском мундире с одной эполетой и эксельбантом. слегка побрякивая шпорами и саблей. “

“. свою надушенную красивую голову. “

“. положил руку в облитой перчатке на край ее ложи. “

“. Анатоль сидел прямо, в классической позе военных щеголей, закутав низ лица бобровым воротником и немного пригнув голову. Лицо его было румяно и свежо, шляпа с белым плюмажем была надета набок, открывая завитые, напомаженные и осыпанные мелким снегом волосы. “

“. большой, полный человек с закинутой назад головой (вьющиеся волоса, их цвет и форма головы показались странно знакомы князю Андрею) Белая большая полная нога. “

“. Он выбрился, надушился с тщательностью и щегольством, сделавшимися его привычкою. “

“. вы, мой милый, говорят, за границей воспитывались. “

“. Ведь ты их там за границей воспитывал, князь Василий? А? – обратился старый князь к князю Василью. “

“. Я делал, что мог; и я вам скажу, что тамошнее воспитание гораздо лучше нашего. “

“. Еще в Париже ваши проказы знаю. ” (об Анатоле)

“. Она позволила себе спросить, давно ли Анатоль оставил Париж, и как понравился ему этот город. “

“. на красавца кавалергарда. ” (кавалергардcкий полк – престижное место службы)

“– . вы теперь служите в конной гвардии? – спросил старик

“. Анатоль находился в армии, в провинции. “

“. Он был теперь в адъютантском мундире с одной эполетой и эксельбантом. “

“. Он не пропускал ни одного кутежа у Долохова и других весельчаков Москвы, напролет пил целые ночи, перепивая всех, и бывал на всех вечерах и балах высшего света. “

“. И Курагин и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга. “

“. в разгульной жизни его сына Анатоля. “

“. Анатоля Курагина нынче вечером должно было собраться обычное игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка. “

“. Анатоль с своим победительным видом подошел к окну. Ему хотелось сломать что-нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло. “

“. Это совершенные разбойники, особенно Долохов, – говорила гостья. “

“. этот дурень смотрит только на Бурьенку. “

“. Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка. “

Анатоль – не находчивый и не красноречивый человек:

“. Анатоль был не находчив, не быстр и не красноречив в разговорах. “

“. Нет, вы знаете ли, что этот Анатоль мне стоит сорок тысяч в год, – сказал он, видимо не в силах удерживать печальный ход своих мыслей. “

“. Анатоль проживал десятки тысяч. “

“. он проживал более двадцати тысяч в год деньгами и столько же долгами, которых кредиторы требовали у отца. “

“. Он был убежден, что. он сотворен Богом так, что должен жить в тридцать тысяч дохода и занимать всегда высшее положение в обществе. “

“. Отец объявил сыну, что он в последний раз платит половину его долгов. “

“. Мне говорили, что ее брат Анатоль был влюблен в нее, и она влюблена в него, что была целая история и что от этого услали Анатоля. Брат ее – Ипполит. Отец ее – князь Василий. Это нехорошо. “

“. он никогда не знал того, что выйдет из каждого его поступка. “

“. На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него. “

“. глаза его, смеясь и радуясь, смотрели на княжну Марью. “

“. слегка склонив голову, молча, весело глядел. “

“. весело наблюдая прическу княжны. “

“. Одно, что он любил, – это было веселье и женщины; и так как, по его понятиям, в этих вкусах не было ничего неблагородного, а обдумать то, что выходило для других людей из удовлетворения его вкусов, он не мог. “

“. но у него зато была драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность. “

“. После княжны он подошел к руке m-lle Bourienne (это было неприлично, но он делал все так уверенно и просто)..”

“. адъютанта, с самоуверенным и вместе учтивым видом подходящего к их ложе. Это был Анатоль Курагин. “

“. Долохов да Курагин Анатоль – всех у нас барынь с ума свели. “

“. Анатоль. сводил с ума всех московских барынь в особенности тем, что он пренебрегал ими и, очевидно, предпочитал им цыганок и французских актрис. “

“. Кроме того, в обращении с женщинами у Анатоля была та манера, которая более всего внушает в женщинах любопытство, страх и даже любовь, – манера презрительного сознания своего превосходства. Как будто он говорил им своим видом: «Знаю вас, знаю, да что с вами возиться? А уж вы бы рады!» такой у него был вид и такая манера. “

“. Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в положение человека, которому надоела беготня за ним женщин. “

“..«А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает», – думал Анатоль. “

“. Он не был тщеславен. Ему было совершенно все равно, что бы о нем ни думали. Еще менее он мог быть повинен в честолюбии. Он несколько раз дразнил отца, портя свою карьеру, и смеялся над всеми почестями. “

“. он ехал в Москву в должность адъютанта главнокомандующего, которую он ему выхлопотал. “

“. Пьер. под предлогом займа, давал ему деньги. “

“. в деньгах, которые он, очевидно без отдачи, занимал у встречного и поперечного. “

“. Анатоль был всегда доволен своим положением, собою и другими. Он был инстинктивно, всем существом своим убежден в том, что ему нельзя было жить иначе, чем так, как он жил, и что он никогда в жизни не сделал ничего дурного. “

“. И право, вот настоящий мудрец! – подумал Пьер, – ничего не видит дальше настоящей минуты удовольствия, ничего не тревожит его, – и оттого всегда весел. “

“. Он был не скуп и не отказывал никому, кто просил у него. “

“. Он не был игрок, по крайней мере никогда не желал выигрыша, даже не жалел проигрыша. “

“. в душе своей он считал себя безукоризненным человеком, искренно презирал подлецов и дурных людей и с спокойной совестью высоко носил голову. “

“. И как могла она допустить до этого Курагина? Он обманщик и злодей, это ясно. “

“. Это выражение робкой и подлой улыбки, знакомой ему по жене, взорвало Пьера.

– О, подлая, бессердечная порода! – проговорил он и вышел из комнаты. “

“. Вы не можете не понять наконец, что, кроме вашего удовольствия, есть счастье, спокойствие других людей, что вы губите целую жизнь из того, что вам хочется веселиться. “

“. Анатоль. был два года тому назад женат. Два года тому назад, во время стоянки его полка в Польше, один польский небогатый помещик заставил Анатоля жениться на своей дочери. Анатоль весьма скоро бросил свою жену и за деньги, которые он условился высылать тестю, выговорил себе право слыть за холостого человека. “

“. Узнается дело, что ты женат. Ведь тебя под уголовный суд подведут. “

“. но обещать девушке жениться на ней. обмануть, украсть. Как вы не понимаете, что это так же подло, как прибить старика или ребенка. ” (Пьер – Анатолю, том 2 часть 5 глава XX)

“. Раненому показали в сапоге с запекшейся кровью отрез***ую ногу. “

“. В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина. “

“Пьер отдал догнавшую его коляску знакомому, раненому генералу и с ним вместе поехал до Москвы. Дорогой Пьер узнал про смерть своего шурина и про смерть князя Андрея.” (том 3 часть 3 глава IX)

Таков цитатный образ и характеристика Анатоля Курагина в романе “Война и мир” Толстого, описание внешности и характера героя в цитатах.

Образ и характеристика Анатоля Курагина в романе Война и мир Толстого сочинение

Одним из ярких и показательных образов в романе «Война и мир» А.Н. Толстого является Анатоль Курагин. Герой романа хорош собой. Его внешность привлекательна тем, что Анатоль имеет высокий рост, хорошо сложен. Лицо его имеет правильные черты. Особо можно выделить красивые волосы, глаза, рот.

За внешним лоском скрывается откровенная глупость и неспособность жить самостоятельно, за свой счёт. Все расходы по содержанию Анатоля покрывал его отец князь Василий. Курагин-младший не стесняется просить деньги и у своей сестры Элен. А денег герою нужно много, потому что вся его жизнь проходит в развлечениях и увеселениях. Жить по-другому он не умел и не хотел. Для Анатоля существовало только две страсти: женщины и развлечения.

К женщинам он относится потребительски. Для него противоположный пол был красивыми игрушками, созданными для развлечения. Для обольщения молодых барышень Курагин не прикладывал практически никаких усилий. Взгляд его был отрешённым, всё в нём выказывало полное безразличие. Этого было достаточно для того, чтобы неопытные девушки обращали на него внимание. Иногда он пользовался и другими приёмами обольщения. Это хорошо видно на примере с Наташей Ростовой, которую Курагин смог увлечь собой.

Анатоль, получивший хорошее образование, тем не менее, не имеет никаких способностей. Он не преуспел ни в чём, кроме как в попойках и весёлом времяпровождении. Но настала тяжёлая година для Отечества и прожжённого мота и щёголя призвали в строй. Автор романа почти не даёт описания, как Анатоль вёл себя во время Бородинской битвы. Скорей всего герой воспринял службу в армии со всей присущей ему безразличностью. Известно только, что он был ранен, и ему ампутировали ногу. И это стало самым большим и страшным испытанием в его жизни.

С самого рождения Анатоль Курагин жил, не зная ни забот, ни хлопот. Он не имел никаких привязанностей, никого не любил. Даже друзья-приятели нужны ему были для того, чтобы весело провести время. И не ранение его покалечило. Его образ жизни сделал из него морального урода.

Вариант 2

Образ Анатоля Курагина не занимает основных, лидирующих мест в романе, он не глубок и не так интересен автору, да и самому читателю, но этот герой играет очень важную композиционную роль в романе, а также благодаря его присутствию наиболее глубоко раскрываются характеры остальных основных персонажей: Наташи, Пьера, Андрея и Сони.

О самом Курагине в романе сообщается совсем немного фактов, что подчеркивает не особую важность его как отдельного характера и образа. Это высокий, очень красивый и обаятельный молодой человек, умеющий очаровывать женщин с первого взгляда, и пользующийся этой своей способностью не для лучших целей. Толстой не погружает читателя в глубины души Курагина, но дает ему ту необходимую характеристику, которая позволяет понять каким собственно человеком он является и как эти его качества влияют на других персонажей.

Какую информацию дает Толстой об Анатоле? Прежде всего, это данные о его семье, по происхождению Анатоль принадлежит к знатному дворянскому роду, благодаря связям и средствам отца он получает образование за границей, но при этом автор подчеркивает, что особыми способностями и знаниями молодой Курагин не обладал. В семье он был не единственным ребенком, он имел брата Иполлита и сестру Елену, или как называли ее на французский манер, Элен. Она была женой Пьера, имела плохую репутацию и связи вне брака. Ходили слухи даже о ее любовных отношениях с братом Анатолем.

Помимо этой истории Курагин был замешан и в других любовных интригах, и одна из них, самая серьезная становится известна Наташе Ростовой в тот момент, когда она собирается бежать с ним. Анатоль оказывается женатым человеком, однажды его полк, в котором он служил, остановился в Польше, где он обольстил дочь мелкого помещика, который не спустил ему это с рук и заставил жениться. Позже Анатоль, любивший свободу и кутежи, оставил девушку при обязательстве выплачивать ее отцу определенную сумму. Этот сюжет и другие его интриги, связанные с женщинами подчеркивают его непорядочность и испорченность, а также говорят о его неспособности к настоящей искренней любви, в которую поверила наивная Наташа, доверившись ему.

В общем, Анатоль представлен в романе любителем кутежей, балов, выпивки и женщин. Он довольно глуп, не имеет особых способностей и талантов, самым примечательным в его образе является только внешность. Анатоль также показан слишком расточительным, он играет в карты и многое проигрывает, тратит большие суммы на веселое времяпрепровождение, для чего много берет в долг, но при этом не заботится о его возвращении. Этот факт также говорит о нем как о человеке, который не исполняет данное слово, он человек настоящего момента, в который он готов пообещать все, чтобы получить именно то, что в этот момент он хочет больше всего. В этом же ключе стоит рассматривать и его историю с Наташей, которой он сумел внушить, что он любит ее и сделает все для ее счастья. На самом же деле он хотел просто получить ее во что бы то ни стало, не задумываясь о том, сможет ли он выполнить данные ей обещания.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Анатоля Курагина в романе Война и мир

Популярные сегодня темы

Андрей Платонов, замечательный писатель, который может так явно и глубоко раскрыть тему доброты человеческой души. Все его произведения пронизаны искренними и дружелюбными чувствами

Данной профессией я мечтал заниматься с раннего возраста, ведь каждый день происходит множество событий, которые необходимо осветить. Каждый день миллионы людей включают телевизор

Чехов один из немногих писателей, который не обронит лишнего слова и не создаст лишнего образа, если это не отразиться на сюжете произведения. Каждый его герой, деталь или описание несут в себе некий скрытый смысл,

При анализе произведений русской классической литературы особое внимание всегда уделяется деталям, оговоркам; любой образ, независимо от роли в повествовании, является «собирательным»

Роман Джорджа Оруэлла «1984» – антиутопическое произведение. В нем читатель видит выдуманный мир, где тоталитаризм достиг своей высшей точки. Ужасный в своей абсурдности, он пугает правдоподобностью

Анатоль Курагин («Война и мир»)

Анатоль — младший сын князя Василия Курагина. Его нет на вечере у Шерер, открывающем роман. Зато о нём много говорит сам князь. При всей неприязни к Курагину-старшему в этом эпизоде невозможно не испытывать сочувствия к нему. Даже в свете его жалеют. Князь Курагин жалуется, что «беспокойный дурак» Анатоль стоит ему 40 тысяч в год и ничего, кроме неприятностей, не приносит. Страшно подумать, что будет дальше. Ясно, что интересы семьи, чувства родителей не слишком волнуют молодого человека.

Муж, жених, любимый

Герой в том возрасте, когда многие создают собственные семьи. Какие планы на этот счёт у Анатоля? Он уже женат, но читатель узнаёт об этом только в конце II тома. Супружеские узы для него ничего не значат. Когда-то в Польше небогатый помещик сумел заставить его жениться на своей дочери. Брак не устраивал Анатоля, и вскоре он бросил жену. У тестя он «выговорил себе право слыть за холостого человека» и за это должен был посылать ему деньги. О его женитьбе знали только самые близкие друзья.

Князь Василий принуждает сына жениться на богатой невесте, надеясь перестать платить за него долги. Анатоль не противится желанию отца. Брак настолько ничтожен для него, что стать угрозой для свободной беспутной жизни не сможет. В доме Болконских он не думает о цели своего приезда, он занят поиском развлечений. Подавая недвусмысленные знаки мадемуазель Бурьен, Анатоль начинает осквернять супружеский союз ещё до его заключения. Он в одно мгновение разрушает ту сеть, которую тщательно и продуманно плёл Курагин-старший. Ведь если бы Марья не наткнулась на сцену в зимнем саду, она бы согласилась на брак, и это уничтожило бы её жизнь.

Не только умница княжна Марья поддалась победительному обаянию Анатоля. Наташа тоже едва не стала его жертвой. Сияющий взгляд, улыбка, мужское обаяние заставили наивную девушку забыть о долге перед женихом, родными, перед собой. Она готова убежать с почти незнакомым ей Курагиным, оборвать все связи с миром, в котором жила, где была счастлива. Больше того, в какой-то момент этот мир воспринимается ею как враждебный, препятствующий её счастью.

Жизнь в обществе

Безумные затеи сходят с рук «золотой» молодёжи. Общество снисходительно к развлечениям пьяных молодцов. Привязали к медведю пожилого квартального, пустили плавать в реке. За это баловство пострадал один Долохов, его разжаловали. Пьер уехал в Москву, Анатоля прикрыл отец. Негласный закон общества: богатство и знатность выручат из любой неприятности — один из немногих, признаваемых Анатолем Курагиным. Потому он так свободен в своих поступках: ничего предосудительного не видит в том, чтобы жениться по расчёту, чтобы увезти девушку из честной семьи, покрыть её имя позором. Это для него в порядке вещей. Уклоняться от ответственности тоже. Достаточно вспомнить, как трусливо этот офицер ведёт себя наедине с Пьером после несостоявшегося похищения Наташи или как избегает встречи с оскорблённым Болконским. Представлениям о нравственности в его мире нет места.

Не стоит принимать Анатоля за стихийного бунтаря, противопоставляющего своё поведение законам социума. Те из них, которые в случае надобности защитят его, он очень даже уважает. Остальные, в том числе нравственные, можно нарушать.

Зло в чистом виде

«Где вы — там разврат, зло», — говорит Пьер жене, но это относится ко всем Курагиным. Вся эта семья, сосредоточенная исключительно на своих интересах, просто берёт без раздумий всё, что им нужно. Конечно, при этом страдают люди, ломаются судьбы. Лучше всего суть этого взгляда на жизнь раскрыл тот же Пьер: «Вы губите целую жизнь из того, что вам хочется веселиться». Бывает зло, которое осознаёт последствия своих деяний и имеет свою аморальную цель. Не меньшие беды приносит зло, творящееся бездумно, мимоходом, с улыбкой на лице. Образ Анатоля Курагина является олицетворением такого зла. Скрытое за привлекательной оболочкой, обеспеченное деньгами и поддержкой общества, равнодушное и потому беспощадное, это зло рождено и процветает в недрах элиты. Обнадёживает лишь то, что именно такие, как Анатоль, беспечные, безнравственные дети богатых родителей, рано или поздно разрушат такую элиту изнутри.

Образ и характеристика семьи Курагиных — героев романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир»

Состав семьи Курагиных

Семья Курагиных — одна из влиятельных семей аристократической среды Петербурга. Такое положение создавалось не одним поколением князей Курагиных. Кроме того, значительное влияние в свете было достигнуто и благодаря князю Василию, имевшему престижную должность при дворе Александра I и влиятельные знакомства.

Семья Курагиных в начале романа состоит из главы семьи князя Василия, его жены княгини Алины, двоих сыновей, Ипполита и Анатоля, и дочери Элен.

Краткая характеристика князя Василия Курагина

Краткая характеристика княгини Алины Курагиной

Жена князя Василия — пожилая, «массивная, когда-то красивая, представительная женщина». Она не привила своим детям стремления к добродетели. Толстой часто упоминает, что старая княгиня Курагина завидует своей дочери: её молодости, красоте и замужеству с очень богатым графом Пьером Безуховым.

Краткая характеристика Ипполита Курагина

Князь Ипполит — старший сын князя Василия. Внешне поражал тем, что был очень похож на свою сестру красавицу Элен, но при этом был очень некрасив. Причина была в том, что его «лицо было отуманено идиотизмом», на нём всегда было выражение самоуверенной брюзгливости и скучная неподвижная гримаса. Ипполит был слабым, худым, его руки и ноги всегда находились в каком-то неестественном положении. У него, как и у отца, была неприятная манера хватать собеседника за руку. Глупость князя Ипполита проявлялась в том, что он часто что-нибудь говорил и только потом понимал, что сказал. Говорил он только банальности и только по-французски, по-русски объяснялся с трудом, смеялся отрывисто. Князь Ипполит — нетактичный, подлый, лживый человек. На вечере в салоне Шерер он ухаживал за женой князя Андрея Болконского Лизой и, судя по всему, похвастался виконту, что она его любовница, хотя это была ложь.

В 1805 году князь Ипполит стал служить в посольстве России в Австрии, и в обществе дипломатов его считали шутом из-за косноязычия и глупости, дипломаты часто насмехались над ним.

Краткая характеристика Анатоля Курагина

Младший сын князя Василия очень красив, на его лице часто было выражение добродушного довольства и веселья. Он смотрел на свою жизнь «как на непрерывное увеселение». В разговорах он «был не находчив, не быстр и не красноречив», зато был всегда спокоен и самоуверен. Он не был азартным игроком, у него не было тщеславия, честолюбия, скупости. «Одно, что он любил — это было веселье и женщины» (том 2, часть 5, глава 11). Анатоль не думал о том, что другим людям может быть плохо от удовлетворения этих его пристрастий. Однажды в Польше, где стоял его полк, небогатый помещик заставил его жениться на своей дочери. Анатоль договорился с ним, что будет присылать ему деньги, но за это будет слыть холостым человеком. О его женитьбе знали только близкие друзья.

Безнравственность и эгоизм Анатоля проявились в сватовстве к княжне Марье Болконской (во-первых, он уже женат, во-вторых, в доме Болконских стал ухаживать за компаньонкой княжны мадемуазель Бурьен). А если бы удалось его похищение Наташи Ростовой, то он навсегда сломал бы её жизнь.

Краткая характеристика Элен Курагиной

Дочь князя Василия отличается «античной» красотой и умением вести себя в светском обществе. Но за внешней красотой и аристократическими манерами поведения скрывается глупость, безнравственность и развратность этой женщины. Её холодная красота и всегда одинаковая улыбка — символ блеска и пустоты светского общества.

Эта холодная красавица вышла замуж за Пьера Безухова ради денег и хочет снова выйти замуж при живом муже за иностранного принца ради более высокого положения в обществе. Кроме того, она пользуется покровительством старого очень влиятельного вельможи.

Отношения между членами семьи

Отношение к детям в семье Курагиных не отличается душевностью, теплотой. Князь Василий не любит своих детей, в этом он шутливо признаётся Анне Павловне Шерер, которая хвалила Элен и Ипполита. Однако он заботится о них, старается пристроить на выгодное место Ипполита (но первым секретарём в посольстве в Вене устроить его не удалось, и он стал просто служащим дипломатического корпуса). Младшему сыну Анатолю князь Василий выхлопотал должность адъютанта главнокомандующего и старался, чтобы он женился на богатой невесте. То, что Элен вышла замуж за богатого Пьера Безухова — тоже заслуга её отца, умело воздействовавшего на наивного Пьера. Таким образом, князь Василий старался, чтобы его дети были богаты, имели нужные связи в обществе. Но душевной близости у него с детьми нет, в разговорах он часто упоминает, что они — его крест и обуза.

Жена князя Василия княгиня Алина, тоже не испытывает к своим детям любви. Она завидует дочери: её молодости, красоте и богатству. Мужа она тоже, скорее всего, не любит. Когда Элен, чтобы развестись с Пьером и выйти замуж за иностранного принца, переходит в католичество, старая княгиня сожалеет, что она в молодости не догадалась сделать так же.

Отношения в семье Курагиных между детьми тоже нельзя назвать хорошими. Ходили даже слухи, что Анатоль и Элен были влюблены друг в друга, и чтобы семья не была опозорена, отец удалил Анатоля из своего дома.

Недостатки семьи Курагиных

В этой семье отсутствует душевная близость, Курагины родные только по крови, у них нет духовного родства. Атмосфера, царящая в их доме, способствовала тому, что ни у одного из детей князя Василия нет нравственных принципов. В этой семье ценится следующее:

  • богатство;
  • высокое положение в светском обществе;
  • связи с высокопоставленными людьми;
  • светские удовольствия.

Исходя из таких «ценностей» в этой семье не считаются отрицательными такие качества как лицемерие, безответственность, корыстолюбие, эгоизм, тщеславная самоуверенность. Эти отрицательные черты характера в той или иной мере присутствуют почти у всех членов этой семьи. Толстой подчёркивает, что дети князя Василия глупы, но их глупость маскируется под манерами поведения, принятыми в светском обществе.

Отношение к войне

В салоне Анны Павловны Шерер, в отличие от французского кружка Элен, собирались патриотически настроенные люди. Князь Василий был звеном между этими кружками и часто по ошибке говорил в салоне Шерер то, что нужно было сказать в салоне Элен, и наоборот. Ему хотелось быть значимой фигурой в обоих противостоящих светских лагерях. Мнение своё он менял в зависимости от того, где его озвучивал. Кутузова он очень критиковал. Как только Кутузов был назначен главнокомандующим армий, князь Василий сразу стал его расхваливать. Всё это говорит о двуличности князя Василия Курагина. У него и его дочери нет любви в Родине, нет сочувствия к бедствиям русского народа.

Князь Ипполит во время войны вёл светскую жизнь в Петербурге, а Анатоль воевал и был тяжело ранен в Бородинском сражении.

Вывод

Для Л. Н. Толстого семья — это основа человеческого общества. Семью Курагиных из романа «Война и мир» автор ни разу не назвал семьёй. Для него это просто «дом Курагиных», так как он не считает их семьёй в истинном смысле. По его мнению, это объединение индивидуалистов, для которых главное — исполнение их ничтожных желаний. Курагины олицетворяют безнравственность и порочность светского общества, у них нет ни чести, ни достоинства.

Характеристика образа семьи Курагиных, представленная в статье, может быть полезной для подготовки к уроку литературы и при написании сочинений.

Анатоль Курагин

Анатоль Курагин. Актер В. Лановой. Х/ф «Война и Мир». 1967

Анатоль Курагин – персонаж второго плана романа «Война и Мир», офицер, красавец и ловелас. Это яркий и показательный образ, на фоне которого раскрываются характеры других героев, связанных с ним сюжетной линией. Основные черты Анатоля – глупость, распущенность, полное отсутствие нравственности. Его прототипом стал Анатолий Львович Шостак, который безмерно раздражал писателя своими ухаживаниями за сестрой его жены, Татьяной Берс.

Описание героя

Внешность Анатоля Курагина

У Льва Николаевича Толстого есть одна особенность – всех красивых персонажей он описывает очень кратко, не вдаваясь в подробности. И, наоборот, чем некрасивее герой – тем детальнее его описание. Возможно, это связано с тем, что красивые люди имеют более-менее схожие черты лица, которые можно назвать классическими. Так или иначе, при знакомстве с красавцем Анатолем Курагиным читатель узнает лишь то, что он «мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом», у него «прекрасные большие глаза». То, что он действительно красив, становится понятно по реакции, которую он вызывает у других персонажей. При встрече с ним обычно слышится восклицание «Как хорош!».

Биография

Отец Анатоля – крупный министерский чиновник, князь Василий Курагин. Кроме Анатоля, у него есть еще двое детей – Ипполит и Элен. В свое время, решив, что «тамошнее воспитание гораздо лучше нашего», Анатоль получил образование во Франции, и до сих пор в его речи вместо русских преобладают французские слова.

В биографии Анатоля был момент, который вызывал множество перетолков, но о котором старались не говорить вслух. Дело касалось его отношений с родной сестрой Элен. «Анатоль ездил к ней занимать у нее денег и целовал ее в голые плечи. Она не давала ему денег, но позволяла целовать себя». Узнав об этом, князь Василий немедленно отдалил Анатоля от семьи.

Как и большинство молодых мужчин-аристократов того времени, Курагин состоял на военной службе. Как-то раз, во время пребывания со своим полком в Польше, он соблазнил одну местную девушку, и ее отец «заставил Анатоля жениться на своей дочери. Анатоль весьма скоро бросил свою жену и за деньги, которые он условился высылать тестю, выговорил себе право слыть за холостого человека».

Насколько бы тщательно Анатоль не сохранял эту тайну, она все-таки просочилась в общество. Это известие едва не закончилось трагедией для Наташи Ростовой. Узнав, что Анатоль женат, она поняла, что он всего лишь обманывал ее, и решилась на самоубийство. К счастью, девушку удалось спасти, но эта история еще раз напоминает о безответственной и лживой натуре Анатоля.

Анатоль был участником войны 1812 года и, получив тяжелое ранение, лишился ноги. О дальнейшей его судьбе ничего не известно, предположительно, его не стало в том же 1812 году.

Это был краткий экскурс в биографию Анатоля Курагина. Чтобы лучше понять этого героя, необходимо подробнее рассмотреть его личность.

Черты личности и характер

Создавая образ Анатоля, Толстому приходилось выражать свое отношение к нему, используя такие экспрессивно окрашенные слова, как «болван», «дурень» и т.п. Иначе он никак не мог объяснить ни себе, ни читателям те поступки, которые совершал этот герой. Ни блестящее образование, ни окружение не наделило Анатоля ни одним качеством, которое бы говорило о его уме и рассудительности. Если можно назвать целью прожигание жизни, то это как раз то, чем занимался Анатоль. «Он не был в состоянии обдумать ни того, как его поступки могут отзываться на других, ни того, что может выйти из такого или такого его поступка».

Кутежи и женщины были повседневной бытностью Курагина. Без него не обходилось ни одно увеселительное мероприятие Москвы. «На всю жизнь свою он смотрел как на непрерывное увеселение». В отношениях с женщинами он придерживался принципа: «чем меньше женщину мы любим…», и эта позиция вызывала у них настоящую одержимость. После выпитого алкоголя Анатоль становился крайне агрессивным: «Ему хотелось сломать что-нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло».

Привычка жить на широкую ногу требовала регулярных финансовых вливаний, поэтому Курагин постоянно одалживал деньги, но не любил их возвращать. «Он проживал более двадцати тысяч в год деньгами и столько же долгами, которых кредиторы требовали у отца». «Этот Анатоль мне стоит сорок тысяч в год, – однажды признался отец, не в силах скрывать свое разочарование сыном. В конце концов, князь Василий наотрез отказался выплачивать бесконечные долги Анатоля, предоставив ему самому решать свои проблемы.

Курагин никогда не задумывался ни о смысле жизни, ни о своем будущем. Ему представлялось, что он до конца своих дней будет пребывать на этом празднике кутежа и разврата. Однако сам о себе Анатоль был куда лучшего мнения. «В душе своей он считал себя безукоризненным человеком, искренно презирал подлецов и дурных людей и со спокойной совестью высоко носил голову». Курагин был начисто лишен каких-либо талантов или способностей. Он не был музыкально развит, плохо танцевал, не умел поддержать разговор ввиду скудости своей речи. Даже письмо Наташе о плане побега за него написала сестра Элен, потому что он совсем не умел на бумаге излагать свои мысли. Единственной относительно положительной чертой Анатоля была щедрость. Но она, скорее, также являлась больше пороком, чем добродетелью – все его деньги уходили на организацию очередных пьянок и развлечений.

Военная служба Анатоля Курагина

На военной службе Анатоль сначала оказался в гвардии, потом стал служащим армии. Он не стремился сделать военную карьеру, этим занимался его отец, князь Василий. Именно он, благодаря своим связям, добился того, чтобы Анатолю дали должность адъютанта главнокомандующего. Толстой опустил подробное описание его службы. По-видимому, этим он хотел показать полное безразличие Анатоля к этой теме.

Анатоль и княжна Марья Болконская

Когда князь Василий заговорил о том, что неплохо бы женить Анатоля на княжне Марье Болконской, герой подумал: «А отчего же не жениться, коли она очень богата? Это никогда не мешает». Именно эта его позиция и привела их с отцом в имение Лысые Горы.

Княжна Марья, лишенная женской привлекательности, уже почти принадлежала к категории старых дев. Однако, она вела себя достойно, несмотря на волнение. Нужно признать, что Анатоль ей очень нравился: «Красота его поразила ее. Анатоль заложил большой палец правой руки за застегнутую пуговицу мундира, с выгнутой вперед грудью, а назад – спиною, покачивая одной отставленной ногой и слегка склонив голову молча, весело глядел на княжну, видимо совершенно о ней не думая». Действительно, Анатоль не думал о княжне, он думал о том, насколько она уродлива.

Все мысли Курагина в тот момент занимала компаньонка Марьи, француженка Бурьен. Глядя на нее, Анатоль все больше начинал испытывать «страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам». Это было незаметно неопытной Марье, но ее проницательный отец, князь Болконский, был поражен таким поведением «будущего зятя». Случайно увиденная сцена объятий Анатоля с Бурьен поставила крест на этой помолвке. Получив отказ, Курагины покинули поместье Болконских.

Наталья Ростова и Анатоль Курагин

На момент встречи с Анатолем Наташа Ростова была официальной невестой Андрея Болконского. Курагин, увидев девушку в опере, решил, что непременно добьется ее. Его ухаживания и почти открытое плотское желание порождали в ней новые, неизвестные чувства, которые ее и возбуждали, и волновали одновременно. Наташа «чувствовала себя страшно близкой к этому человеку». Юная, неопытная Наташа страстно влюбилась в Курагина, и написала Андрею письмо о разрыве помолвки. Анатоль скрыл, что женат на польской девушке. Возбужденный интригой и азартом, он предложил Наташе побег.

План Курагина был раскрыт, и побег был сорван. В то время как Наташа, рыдая, объявляла, что жизнь ее кончена, Анатоль, почти забыв об этом инциденте, беспечно прогуливался по Москве. «Лицо его было румяно и свежо, шляпа с белым плюмажем была надета на бок, открывая завитые, напомаженные и осыпанные мелким снегом волосы». В этом и был весь Курагин – безнравственный, лживый и циничный.

Анатоль и князь Андрей

Для оскорбленного предательством Наташи князя Андрея, жизненной целью стала месть Курагину. Ему уже не было важно, что девушка осознала свою ошибку, главным для него было – восстановление собственной чести. «Князь Андрей уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить». Андрей принял решение вызвать Курагина на дуэль.

Встреча соперников произошла в военном госпитале, куда Андрея привезли после ранения. В одном из больных он увидел знакомый силуэт. «В несчастном, рыдающем, обессилевшем человеке, которому только что отняли ногу, он узнал Анатоля Курагина». Если Анатоля терзала физическая боль, то Андрей изнывал от боли душевной. Этот контраст очень ярко характеризует обоих героев. Если Анатоль был уже почти мертв, как человек, то Андрей, наоборот, возродился в своей духовности. Но ни тому, ни другому, уже не было никакого дела до сведения счетов. Андрей осознал это и простил Курагина.

Роль героя в произведении

Образ Курагина в романе является абсолютно отрицательным. У героя нет практически ни одного положительного свойства характера. Он не наделен ни талантами, ни способностями, ни смекалкой. Он, подобно упавшему в воду бревну, просто течет по течению, попутно привнося негатив и страдания в жизни тех, кому не повезло соприкоснуться с этим героем.

Анатоль Курагин получился у Толстого человеком в красивой обертке, под которой ничего нет, кроме пустоты. Тем не менее, его роль в романе состоит в том, что те герои, которые связаны с ним по сюжету, приобретают правильный жизненный опыт, который выводит их на верный путь. Этим персонажем Толстой проиллюстрировал духовное падение некоторых представителей высшего света. Он показал, что любовь и безнравственность – вещи несовместимые по отношению к непреходящим и вечным жизненным ценностям.

  1. Тимрот А.Д. Герои и образы романа «Война и мир».–Тула, 1966
  2. Фойер К.Б. Генезис «Войны и мира». СПб., 2002.
  3. Долинина Н. По страницам «Войны и мира»: Заметки о романе Л.Н. Толстого «Война и мир». – Л.: Детская литература, 1978.
  4. Все герои произведений русской литературы: Школьная программа: Словарь-справочник. – М.: Олимп, 2002.
  5. Стахорский С.В. Энциклопедия литературных героев М.: Аграф, 1997.
  6. Курляндская Г.Б. Нравственный идеал героев Л.Н. Толстого и Ф.М Достоевского. – М., 1988.
Ссылка на основную публикацию