Педагогические способности: общая характеристика, структура педагогических способностей.
Успех в деле обучения и воспитания школьников, безусловно, требует от обучающего и воспитывающего человека высоких нравственных качеств, высокого уровня знаний, профессиональных умений и навыков, высокого уровня общей культуры. Однако одного этого мало. Требуется и наличие некоторых специфических психологических особенностей личности. Эти особенности относятся как к умственной, так и к эмоциональной и волевой сферам личности. Они тесно связаны друг с другом, влияют друг на друга и образуют единое целое. Поскольку эти особенности отвечают требованиям, которые предъявляет человеку педагогическая деятельность, и определяют ее успешность, они являются педагогическими способностями.
Педагогические способности — очень сложная, слитная и многогранная психологическая категория. Однако в структуре педагогических способностей можно выделить ряд существенных компонентов, своего рода частных способностей. Исследования психологов позволяют выделить несколько компонентов педагогических способностей. Условно все педагогические способности можно подразделить на 3 группы: личностные (представляющие собой черты, качества личности), дидактические (связанные с передачей информации) и организационно-коммуникативные (связанные с организаторской функцией и общением).
Личностные способности
Расположенность к детям. Это основной стержень в структуре педагогических способностей. Под ним понимается любовь и привязанность к детям, желание и стремление работать и общаться с ними. Расположенность учителя к детям выражается в чувстве глубокого удовлетворения от педагогического общения с ними, от возможности проникнуть в своеобразный детский мир, во внимательном, доброжелательном и чутком отношении к ним, не перерастающем, однако, в мягкотелость, уступчивость, безответственную снисходительность и сентиментальность, в искренности и простоте обращения с детьми. Учащиеся очень наблюдательны и тонко чувствуют, искренне любит учитель свое дело или лишь выполняет тягостную для него обязанность. Важное для учителя личностное качество — выдержка, способность всегда, в любой обстановке, в непредвиденной ситуации владеть собой, сохранять самообладание, управлять своими чувствами, темпераментом, не терять контроля над своим поведением. Сказанное не означает, что учитель должен всегда искусственно сдерживать свои чувства. Он может и повеселиться, и порадоваться вместе с учащимися.
Он может и гневаться, и возмущаться, и обижаться, но при этом не должен выходить из себя, терять над собой контроль, переходить на крикливо-злой, грубый и оскорбительный тон. Спокойствие и выдержка не должны переходить в безразличие и равнодушие. Большое значение имеет в этой связи находчивость учителя, способность быстро ориентироваться, решать, как надо вести себя в той или иной ситуации. Важная способность учителя — это способность всегда пребывать на уроке в оптимальном для работы психическом состоянии, которое отличается бодростью, жизнерадостностью, достаточной живостью, но без излишней возбудимости. Чтобы ни случилось, учитель всегда должен входить в класс оптимистически настроенным, с благожелательной улыбкой.
Дидактические способности
Способность объяснять. Это способность делать свою мысль понятной для другого, пояснять и разъяснять трудное и непонятное. Способный учитель делает содержание учебного предмета доступным для учащихся, преподносит им материал или проблему ясно и понятно, вызывает интерес к предмету, возбуждает у учащихся активную, самостоятельную мысль. Учитель умеет в случае необходимости трудное делать легким, сложное — простым, непонятное — понятным. В основе этого лежит постоянная установка на учет психологии учащихся. Учитель учитывает уровень их подготовки, развития, помнит о том, что они знают и чего еще не знают, что уже могли забыть, предвидит и предупреждает возможные затруднения учеников.
Малоопытным учителям материал часто кажется простым, понятным и не требующим каких-то особых разъяснений. В этом случае они ориентируются на себя, а не на учащихся, рассматривают материал применительно к себе. Опытный учитель способен представить себя на месте учащихся, стать на позицию ученика. Учительисходит из того, что ясное и понятное взрослому человеку может быть совсем неясным и непонятным школьникам. Поэтому учитель специально продумывает и планирует характер и форму изложения.
Речевая способность. Это способность ясно и четко выражать свои мысли и чувства в речевой форме, сопровождаемой выразительной мимикой и пантомимикой (речевую способность иногда называют ораторской). Речевая способность одна из важнейших в профессии учителя, так как передача информации от учителя к учащимся носит в основном второсигнальный, словесный характер. Здесь имеют в виду как внутренние (содержательные) особенности речи, так и внешние ее особенности. Речь учителя должна отличаться внутренней силой, убежденностью. Ученики должны чувствовать заинтересованность в том, что говорит учитель. Он выражает мысли просто и попятно для учащихся. Очень оживляют речь и юмор, шутка, легкая доброжелательная ирония.
Речь учителя должна быть живой, образной, интонационно яркой и выразительной, эмоционально окрашенной, с четкой дикцией, отличаться отсутствием стилистических, грамматических, фонетических погрешностей. Однообразная, тягучая, монотонная речь очень быстро утомляет, вызывает скуку, вялость, безразличие, равнодушие. Слишком торопливый темп речи мешает усвоению и тоже быстро вызывает утомление. Так же влияет и громкость речи. Чересчур громкая, резкая, крикливая речь учителя нервирует учащихся; слабый, тихий голос учителя плохо слышен. Жесты оживляют речь, но слишком частые, однообразные, суетливые жесты и движения раздражают.
Академические способности. Под этим понимают способности в области соответствующего предмета, точнее, области науки. Крайне желательно, чтобы учитель литературы обладал хотя бы небольшими литературными способностями, учитель математики — математическими способностями, учитель труда или физики — конструктивно-техническими способностями и т. д. Способный в своей области учитель, с большой творческой инициативой, не только знающий, но и умеющий многое делать своими руками, всегда вызывает любовь учащихся и служит примером для подражания.
Под академическими способностями также понимают эрудицию учителя, капитальность его знаний, широту его умственного кругозора. Такой учитель знает свой предмет значительно шире и глубже, чем это нужно для урока, свободно владеет материалом, постоянно следит за новым в своей пауке. Он изучает опыт других учителей, заимствует у них все цепное, по никогда слепо не копирует чужую работу, как бы она хороша ни была, понимая, что у него другой класс, другие ученики и сам он другой человек. Надо помнить, что учитель, который перестает учиться, перестает быть учителем. («И. И. прямо-таки профессор! Мы часто думаем: а есть ли что-нибудь в его области, чего он не знает?»)
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
33. Педагогические способности, их структура и развитие.
Педагогическим способностями – совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.
Ведущими свойствами в педагогических способностях являются: педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний.
Педагогический такт – это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся. Педагогический такт предполагает: уважение к школьнику и требовательность к нему; развитие самостоятельности учащихся во всех видах деятельности и твердое педагогическое руководство их работой;
Педагогическая наблюдательность – это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся.
Дидактические способности – способности передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей, преподносить им материал или проблему ясно и понятно, Академические способности – способности к соответствующей области наук Перцептивные способности – способность проникать во внутренний мир ученика, воспитанника, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности учащегося и его временных психических состояний.
Речевые способности – способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики.
Организаторские способности–способность организовать ученический коллектив, сплотить его, воодушевить на решение важных задач и способность правильно организовать свою собственную работу.
Авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета.
Коммуникативные способности – способность к общению с детьми, умение найти правильный подход к учащимся, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения взаимоотношения, наличие педагогического такта.
Педагогическое воображение (или прогностические способности) – это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий, в воспитательном проектировании личности учащегося, связанного с представлением о том, что из ученика получится в будущем, в умении прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя.
В настоящее время концепция педагогических способностей, развиваемая Н.В. Кузьминой, представляет собой наиболее полную системную трактовку. В этой концепции все педагогические способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы.
Педагогическая система определяется как множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающего поколения и взрослых людей.
В трактовке Н.В. Кузьминой педагогическая система включает пять структурных элементов: цели, содержание образования (учебная информация), средства педагогической коммуникации, учащиеся и педагоги. Кроме того, ученый рассматривает и функциональные компоненты.
Функциональные компоненты – это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся и тем самым обусловливающие движение, развитие, совершенствование педагогической системы и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, выживаемость. Выделяются пять основных функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский. Эти же элементы являются элементами индивидуальной педагогической деятельности.
В связи с этим в структуре педагогических способностей выделяются два ряда признаков:
1. Специфическая чувствительность педагога как субъекта деятельности к объекту, процессу и результатам собственной педагогической деятельности, в которой учащийся выступает в роли субъекта-объекта педагогического воздействия.
2. Специфическая чувствительность педагога к учащемуся как субъекту общения, познания и труда, поскольку главными средствами воспитания являются виды деятельности формирующейся личности (т. е. самого учащегося) и способы их организации в целях получения искомого конечного результата.
Первый уровень составляют перцептивно-рефлексивные способности, обращенные к объекту-субъекту педагогического воздействия, т. е. к учащемуся, в связи с самим собой (педагогом). Они обусловливают интенсивность формирования сенсорного фонда личности педагога. Второй уровень составляют проектировочные педагогические способности, обращенные к способам воздействия на объект-субъект учащегося, в целях формирования у него потребности в саморазвитии, самоутверждении, в гражданственном и профессиональном становлении.
Перцептивно-рефлексивные педагогические способности, в свою очередь, по мнению Н.В. Кузьминой, включают три вида чувствительности.
1. Чувство объекта.
2. Чувство меры или такта.
3. Чувство причастности.
Уровень сформированности перцептивно-рефлексивных педагогических способностей обеспечивает формирование педагогической интуиции, которая, в свою очередь, может быть как «хорошей», т. е. помогающей продуктивно решать педагогические задачи, так и «плохой», т. е. подсказывающей неверные решения. Таким образом, перцептивно-рефлексивные педагогические способности «специализируются» на анализе взаимодействия между субъектом профессионально-педагогического творчества и учащимся, за которого он отвечает.
Ваш психолог. Работа психолога в школе.
Самое популярное
Педагогические способности, их содержание и структура |
Лекции и практикум по психологии – Педагогическая психология |
Практикум по педагогической психологии Цель: сформировать у педагогов понятие о педагогических способностях, их содержании и структуре. Осмыслить сущность педагогического такта. Познакомиться с упражнениями на развитие различных педагогических умений и способностей. Определить с помощью тестовых методик склонности и способности педагогов к педагогической деятельности. Оборудование:“банк” педагогических ситуаций, тестовые методики по исследованию склонностей к педагогической деятельности (опросник Павлютенкова), методика КОС. План II . Практическая часть. Теоретический материал. Практическая часть Упражнения для развития коммуникативных, способностей. Упражнения для развития внимания и наблюдательности. 7. “Тренировка умения концентрировать внимание” Представьте, что педагогическая аудитория — это школьный класс. Попробуйте охватить его взглядом, установив тем самым большой круг внимания. Удалось ли это вам? Если нет — попробуйте сузить круг внимания до среднего и, наконец, до малого, добиваясь четкого и ясного осознания объектов, попавших в круг вашего внимания Педагогические способности, их структура и развитие (стр. 1 из 6)Министерство образования и науки Республики Казахстан Курсовая работатема: Педагогические способности. Их структура и развитиеКараганда 2009Способности (как и человека в целом) изучают различные науки — философия, социология, медицина и др. Но ни одна из них не рассматривает так глубоко и разносторонне проблему способностей, как психология. Серьезный вклад в изучение проблемы способностей внесли отечественные ученые С.Л.Рубинштейн, Б.М.Теплов, Н.С.Лейтес и др. Среди многих профессий профессия учителя не совсем обычная. Учителя заняты приготовлением нашего будущего, они воспитывают тех, кто завтра сменит нынешнее поколение. Они, так сказать, работают с “живым материалом”, порча которого приравнивается почти к катастрофе, так как упущены те года, которые были направлены на обучение. Профессия учителя требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям. Только каждый день с радостью отдавая себя детям, можно приблизить их к науке, приохотить к труду, заложить незыблемые нравственные основы. Деятельность учителя – это всякий раз вторжение во внутренний мир вечно меняющегося, противоречивого, растущего человека. Надо всегда помнить об этом, чтобы не поранить, не сломать неокрепший росток детской души. Никакими учебниками нельзя заменить содружество педагога с детьми и далеко не каждый может стать учителем. Именно психология рассматривает педагогические способности, помогает человеку определиться с выбором профессии педагога. Целью данной курсовой работы является рассмотрение педагогических способностей, анализ их структуры и развития. Учителя называют инженером человеческих душ, архитектором характера, врачом болезней роста, тренером интеллекта и памяти. Этот список можно продолжить. Из этого видна актуальность темы работы, т.к. учитель должен непременно быть наделён педагогическими способностями, развивать их и самосовершенствоваться в своей профессиональной деятельности. Глава 1. Определение и классификация способностей1.1 Понятие способностейСпособности — совокупность врожденных анатомо-физиологических и приобретенных регуляционных свойств, которые определяют психические возможности человека в различных видах деятельности. Каждая деятельность предъявляет комплекс требований к физическим, психофизиологическим и психическим возможностям человека. Способность – мера соответствия свойств личности требованиям конкретной деятельности. В структуре личности существенны не отдельные способности, а их комплексы, наиболее полно отвечающие требованиям широких сфер деятельности. Высокая способность к конкретному виду деятёльности – талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, — одаренность. Высший уровень способностей, воплощенный в эпохально-значимые свершения, — гениальность (от латинского “genius” — дух). Психические особенности одаренности и тем более гениальности проявляются в высокоразвитом интеллекте, нестандартности мышления, в его комбинаторных качествах, мощной интуиции. Образно говоря, талант—попадание в цель, в которую никто не может попасть; гениальность — попадание в цель, которую еще никто не видит. Предпосылкой гениальных свершений служит творческая одержимость, страсть к поиску принципиально нового, наивысших проявлений гармонии. Одаренные люди отличаются ранним интенсивным психическим развитием, развитию одаренности и гениальности содействуют благоприятные социальные условия, не сковывающие нестандартные черты личности. Общество должно быть духом определенных социальных ожиданий для того, чтобы появился соответствующий гений. Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям и навыкам. Они проявляются в скорости и прочности овладения способами определенной деятельности, выступают как регуляционные особенности психической деятельности индивида. Задатками способностей являются особенности нервной системы, обусловливающие работу различных анализаторов, отдельных корковых зон и полушарий мозга. Врожденные задатки определяют скорость образования временных нервных связей, их устойчивость, соотношение первой и второй сигнальных систем. Природные предпосылки способностей многозначны — на их основе могут быть сформированы различные способности, они поддаются перестройке (рекомбинации). Это обеспечивает компенсаторные возможности психической регуляции: слабость одних нейрофизиологических компонентов восполняется силой других компонентов./1/ 2. В современной психологии и на протяжении всей истории её развития можно встретить разные определения понятия «Способности»: Способности- свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психологических процессов и состояний. Это наиболее широкое и старое определения способностей. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение было распространено в психологии XVIII- XIX веков. 3.Способности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким из всех трёх (автор Б.М. Теплов) /2/ Наиболее полным является третье определение, предложенное Тепловым Б.М.. Можно его уточнить, пользуясь ссылками на работы Б.М.Теплова. В понятии “способности”, по его мысли, заключены три идеи. “Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. В-третьих, понятие “способность” не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека”./3/ Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности. Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. 1.2 Классификация способностейНа исследования проблемы способностей в советской психологии наибольшее влияние оказали труды таких выдающихся теоретиков психологии, как Б. М. Теплов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, Б. Ф. Ломов. Педагогические способности были предметом специального рассмотрения в работах Н. Д. Левитова, Ф. Н. Гоноболина, А. И. Щербакова, Н. Г. Кушкова и других, Почти во все учебники психологии вошло определение способностей, данное Б. М. Тепловым и позднее почти полностью принятое Н. С. Лёйтесом. Способности они определяют как индивидуальные свойства личности, являющиеся условием успешного выполнения одного или нескольких видов деятельности. Б. М. Теплов особое внимание уделял включению трех обязательных признаков способностей: под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих видов деятельности; понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. И еще два положения отстаивал Б. М. Теплов: «врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития», способности «создаются» в деятельности. «Не в том дело, — пишет он, — что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». В связи с этим способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. Отмеченные положения легли в основу всех экспериментальных исследований способностей — музыкальных (Б. М. Теплов), математических (В. А. Крутецкий), изобразительных (В. И. Киреенко), педагогических (Н. Д. Левитов, Е. Н. Гоноболин). Классификаций способностей человека довольно много. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например – у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные. педагогические способности, их структура и формирование.Способности – индивидуально-психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. Задатки весьма многозначны, они лишь предпосылки развития способностей. Талант и гениальность являются уровнями способностей. Талант – это высшая степень способностей личности в определенной деятельности, а гениальность – высшая степень проявления творческих способностей. Общие способности – такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности; Специальные способности – система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности. Педагогические способности – совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства. Ведущими свойствами в педагогических способностях являются: педагогический такт; наблюдательность; любовь к детям; потребность в передаче знаний. Педагогический такт – это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми. Педагогическая наблюдательность – это способность учителя, проявляемая в умении подмечать существенные, характерные, даже малозаметные свойства учащихся. Организаторские способности также нужны для деятельности учителя, так как вся педагогическая деятельность носит организаторский характер. Дидактические способности – способности передавать учащимися учебный материал, делая его доступным для детей. Академические способности – способности к соответствующей области наук . Перцептивные способности – способность проникать во внутренний мир ученика. Речевые способности – способность ясно и четко выражать свои мысли, чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Организаторские способности – это, во-первых, способность организовать ученический коллектив, во-вторых, способность правильно организовать свою собственную работу. Авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на учащихся и умение на этой основе добиваться у них авторитета. Коммуникативные способности – способность к общению с детьми, наличие педагогического такта. Педагогическое воображение- это специальная способность, выражающаяся в предвидении последствий своих действий. Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности; имеет особое значение для работы учителя. В настоящее время концепция педагогических способностей, развиваемая представляет собой наиболее полную системную трактовку. В этой концепции всеи педагогические способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы. Система представляется как множество взаимосвязанных элементов, образующих устойчивое единство и целостность, обладающее интегральными свойствами и закономерностями. Структурные компоненты – это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых образует факт их наличия и отличает от всех других Функциональные компоненты – это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся и тем самым обуславливающие движение, развитие, совершенствование педагогической системы и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, выживаемость. Выделяются пять основных функциональных компонентов: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский. Эти же элементы являются элементами индивидуальной педагогической деятельности. Последнее изменение этой страницы: 2016-12-17; Нарушение авторского права страницы Характеристика педагогических способностейНаиболее распространенная классификация, разработанная Н.В.Кузьминой, включает следующие педагогические способности: гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские, проектировочные. Мы предлагаем разработку дробной структуры способностей педагога, предложенную М.И.Станкиным. Экспрессивная способность — умение преподавателя образно и ярко выражать мысли с помощью слова и невербальных средств. В.А.Сухомлинский указывал, что «множество школьных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеет своим источником неумение учителя говорить с учениками». Особо следует отметить необходимость данной способности для педагога-тренера. Умение вдохновить спортсмена на победу, внушить необходимость соблюдения тяжелого тренировочного режима, убедить в целесообразности тех или иных тренировочных нагрузок. Так, Юрий Титов, вспоминая о своем первом выступлении на Олимпийских играх, с благодарностью говорит об умелом замечании Александра Семеновича Мишакова: «Тренеры рискнули – поставили в команду молодого гимнаста. Гадали, спорили, выдержит или не выдержит напряжение неслыханной борьбы. И вдруг после обязательной программы я оказался по сумме многоборья в числе трех лидеров. Смутное чувство радости будоражило и волновало меня. С некоторым испугом даже думал — неужели такое возможно: быть рядом с Виктором Чукариным и лидером японских гимнастов Токаси Оно. То верится, то не верится, как подумаешь о медали, сразу же пугаешься — ведь все может и кончиться, если допущу малейшую ошибку в произвольной программе, на брусьях или на перекладине. И думы, думы, тревоги – где же таится эта возможная ошибка? И вдруг, как остужающий душ, резкие слова Александра Семеновича Мишакова: «Ты что раскуражился? Результат хороший, это верно, пока хороший. Но, ты не спеши, не подсчитывай медали, молод еще, здесь все уже разыграно и поделено за тебя и без тебя. Чемпионов именитых и титулованных здесь хватает. Твои медали в будущем. А сейчас ты должен лишь сделать свои комбинации – и не старайся сделать что-то лучше, чем на тренировке!». Я даже не обиделся. Просто вспомнил, что в спорте случайности бывают, но побеждают все-таки сильнейшие. И мне стало спокойно. Отлегло от сердца. Действительно, что я гадаю про места? лавное я уже сделал — очки команде принес. В результате всех этих «педагогических ухищрений» тренера я остался третьим». Гностическая способность. Способность быстро и точно распознавать предметы, явления, анализировать их и успешно оперировать отраженными образами. Умение быстро найти причины отставания Ника, спортсмена, класса, команды и внести коррективы в учебный процесс; умение анализировать и корректировать собственное поведение и учебный процесс в целом. Гностические (познавательные) способности зависят от уровня развития мышления — способности приобретать, перерабатывать и использовать информацию, которые необходимы для всех, кто занимается интеллектуальной деятельностью. Однако интеллект нельзя сводить к хорошо развитому мышлению. Это — сложное и многоуровневое образование, система психических процессов, обеспечивающая не только познание окружающего мира, но и принятие решений в различных ситуациях, управление своим поведением. Неслучайно психологи выделяют такие виды интеллекта, как общий, обеспечивающий успешность любой деятельности, профессиональный, ориентированный на решение специальных проблем, и социальный, проявляющийся в сфере межличностных отношений. Высокий уровень профессионального интеллекта педагога возможен лишь при целостнЪм развитии его интеллекта. Как результат позитивной направленности и открытости мышления воспринимается такое качество личности педагога, как толерантность — терпимость по отношению к взглядам, убеждениям, поведению студентов и коллег, не соответствующих его собственным. Дидактическая способность — это способность обучать творчески, развивая мышление спортсменов и школьников, приучая их работать на занятиях сознательно, инициативно, самостоятельно. Умение преподнести материал так, чтобы он стал доступным для всех обучаемых и был прочно ими освоен. Одним словом, умение правильно, высокоэффективно построить учебно-воспитательный процесс относится к данной способности. Академическая способность — стремление работать творчески. Креативность — общая способность личности к творчеству, которая определяется не только уровнем развития творческого мышления, создающего нечто новое, оригинальное, но, по мнению К.Роджерса, прежде всего способностью к самосовершенствованию, самоактуализации как проявлению педагогом своей внутренней сущности и индивидуальности. В наши дни, когда наука, в том числе теория и методика физического воспитания, развивается невиданными темпами, необходимо внимательно следить за новинками литературы, за научными работами по своей и смежным дисциплинам, вести исследовательскую работу. Выступая на международном конгрессе «Спорт и физическое воспитание» в Мехико, один из специалистов физического воспитания Р.Фрост (США) говорил: «Мастер-учитель всегда любопытен и мчится учиться. Он никогда не удовлетворяется достигнутым результатом. Он счастлив получить знания от других, будь то его ученики руководители или коллеги». Как-то журналисты спросили у И.Абаджиева, блестящего болгарского тренера, воспитавшего замечательную плеяду штангистов, чемпионов и рекордсменов Европы и мира: «Какое качество, по-вашему, самое важное для тренера?» Так как он какое-то время не отвечал, пытались подсказать: «трудолюбие», «целеустремленность», «честолюбие». Но ответ оказался неожиданным: «Нет, нет, все эти качества результат более важного: постоянного беспокойства. Тренер должен постоянно жить мыслью, что он отстает, что он просто погибнет, если не придумает что-то новое, если что-то не откроет. Я замечал, что это беспокойство невидимым путем передается спортсменам и заставляет их стремиться к тому, что ранее казалось недостижимым». Все сказанное в полной мере относится к учителю физической культуры, который призван формировать интерес к физической культуре и здоровому образу жизни. Организаторская способность предусматривает методически грамотное проведение учебных занятий, умение четко, без потерь времени подготовить и провести любое мероприятие: вечер отдыха, туристический поход, спортивное соревнование и т.п. Организаторская способность учителя проявляется в умении найти каждому ученику, спортсмену интересное для него дело, создать дружескую обстановку в коллективе. Организаторские способности обеспечивают эффективную организацию учебной и внеаудиторной деятельности школьников, управление их взаимодействием в педагогическом процессе. Данные способности проявляются в следующем: – организаторском чутье; способности учитывать психологические особенности ученика и группы при построении педагогического взаимодействия, видеть организаторские возможности школьников; – способности вести за собой, создавать мотивацию к деятельности, увлекать ее перспективами; – способности «заражать» и заряжать других своей энергией, которая во многом зависит от эмоционального потенциала преподавателя, его увлеченности своей деятельностью. Способность к концентрации и распределению внимания, т.е. способность на уроках, тренировках и во всех случаях общения со школьниками и спортсменами держать в поле зрения всю учебную группу секцию, класс. Внимательно наблюдая за воспитанниками, нельзя терять контроль за собственной речью, жестами, выражением лица. Страхуя школьников у одного снаряда, необходимо держать в поле зрения всех остальных учащихся. Разговаривая с учащимися, нужно переводить взгляд с одного на другого, подолгу ни на ком не задерживаясь. Стремиться создать впечатление у каждого школьника, что именно он является объектом внимания. Перцептивная способность — способность к адекватному восприятию, дающая возможность проникнуть во внутренний мир ученика. Основа перцепции — в аналитическом подходе к поведению обучаемого, в готовности педагога фиксировать в сознании значимые детали этого поведения, раскрывающие их внутреннее содержание. Плохое настроение школьника, пропуски им занятий, грубость могут быть следствием неблагополучных отношений с товарищами в коллективе или ненормальной обстановки в семье, отклонений в состоянии здоровья. И понять это, помочь ему добиться успехов в учебе можно только хорошо зная, что ему конкретно мешает серьезно учиться и правильно себя вести в коллективе. Способность воспринимать и понимать психологию школьника и спортсмена, его психическое состояние в каждый отдельный момент учебного и тренировочного процесса, способность увидеть, установить по ряду признаков, слушают и понимают ли школьники и спортсмены, наблюдают ли за показом упражнений, работают ли на занятии в полную меру своих сил — все это раскрывает сущность перцептивной способности. Конструктивная способность обеспечивает прогнозирование, проектирование и построение педагогического процесса: постановку целей и задач, разработку планов и проектов их решения, определение условий эффективной организации учебно-воспитательной деятельности, определение возможных результатов. В основе способности человека прогнозировать свою деятельность лежит единство мышления и воображения. Преподавателю необходимо развивать в себе педагогическое воображение — способность предвидеть то, каким может стать тот или иной школьник в будущем. «Как и любому творцу, учителю необходимо представить себе свое творение, — пишет известный педагог М.П.Щетинин. — Чем оно яснее видится в главном, в деталях, тем целенаправленнее идет созидание. Картина со временем уточняется, в нее вносятся коррективы, но она должна постоянно присутствовать в воображении автора. Хороший учитель п ° т своего ученика как бы в трех проекциях: прошлого, настоящего и будущего». Способность к предвидению во многом связана с развитой интуицией, которую обычно определяют как «чувствование», способность целостно схватывать ситуацию, получать знание без осознания путей и условий его получения. Интуиция чаще всего присуща педагогам, обладающим эмоциональной чуткостью и восприимчивостью. Ее также рассматривают как свернутый мыслительный акт, формирующийся в результате длительного опыта аналогичных мыслительных действий. Итак, в структуру конструктивных способностей учителя физической культуры входят: – умения определять цели, задачи, перспективы обучения и воспитания, составлять программы и планы с учетом контингента, специфики условий для занятий; – способность проектировать будущее ученика, предвидеть результаты учебно-тренировочного процесса, выявлять спортивные задатки школьников. Психомоторная способность обеспечивает умение вникнуть в механизм движения, выполняемого школьником, найти слабые моменты и усилить их, умение подобрать индивидуальную спортивную технику, учитывая специфические особенности спортсмена. Знания, опыт, рассуждения здесь необходимы. Именно поэтому мы говорим о психомоторной, а не просто о моторной способности. Заслуженный тренер СССР В.И.Алексеев неоднократно отмечал большую роль изучения закономерностей движения для роста спортивных результатов. Важны не только объем и интенсивность тренировки, но и умение тренера вникнуть в механизм движения, найти индивидуальные ошибки в технике и устранить их. В структуру этой способности входит умение педагога анализировать технику выполнения упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся, умение показать упражнение по частям с разной скоростью и амплитудой, умение подобрать имитационные упражнения. Коммуникативная способность представляет собой ведущую группу педагогических способностей, обеспечивающих межличностное и Деловое общение в процессе воспитания и обучения. Они включают в себя целый комплекс способностей и личностных свойств педагога: – общительность — способность быстро вступать в контакт, ориентироваться в ситуациях общения и адекватно реагировать на действия партнеров по общению; – эмпатия — способность к сопереживанию, эмоциональной сопричастности и пониманию, возникающая у педагога как результат осознания тех чувств и переживаний другого человека, которые он в подобной ситуации испытывал сам (вывод по аналогии), или на основе его способности с помощью воображения и интуиции прочувствовать жизненную ситуацию другого человека. Эмпатия часто возникает в результате эмоциональной идентификации — способности педагога ощущать чувства и переживания другого как свои собственные, поставить себя на место другого человека. Вот почему преподавателю полезно чаще вспоминать те свои состояния и проблемы, которые он испытывал в возрасте своих учеников. Авторитарная способность заключается в умении быстро завоевать авторитет, способность к волевому влиянию на воспитанников. Авторитет приобретается не какими-то искусственными приемами, а всей деятельностью воспитателя, его повседневным поведением. Слагаемые авторитета — эрудиция педагога, знания и умения, относящиеся не только к его профессии. Авторитет не остается неизменным. Часто педагог с трудом приобретает авторитет и легко теряет его. А когда авторитет теряется или колеблется, восстановить заново его очень трудно. В значительной части случаев авторитет тренера базируется на его спортивной славе, на спортивных успехах в прошлом. Спортивная слава тренера воспринимается как своеобразная гарантия того, что он сможет довести своих питомцев до такого высокого уровня, которого сам достиг в свое время. Причины потери авторитета бывают различные: ■ постоянные промахи в работе; • постоянные неудачи команды или оплошности на занятиях; • ошибочный прогноз, сделанный им в отношении прогресса спортсмена; • бестактные замечания в адрес школьников. А.С. Макаренко выделил следующие формы ложного авторитета: – расстояния (как можно меньше общения с воспитанниками); – чванства, спеси (чрезмерное хвастовство своими заслугами); – педантизма (основывается на бюрократической требовательности); . резонерства (любовь к поучениям, нотациям); – доброты (чрезмерная уступчивость). Мажорная способность, или оптимизм и юмор педагога, позволяющие безболезненно предупредить и ликвидировать самый сложный коНфликт, нейтрализовать самое сильное напряжение, активизировать учебно-тренировочный процесс, любой вид работы и отдыха. Педагог, обладающий этой способностью, всегда оптимистично настроен, подтянут и бодр, готов к полезному действию. Оптимистический тон и доброжелательность преподавателя не менее важны, чем его профессиональная квалификация и педагогическое мастерство. В арсенале опытного воспитателя должны быть и доброжелательная шутка, и веселый рассказ, и пословица. Стать остроумным человеком невозможно, но научиться профессионально использовать шутку в работе может каждый учитель. Умение видеть противоречие в поведении учеников, находить в них комическое -один из показателей зрелости учителя. Оптимизм, энтузиазм обычно заразительны. Увлеченность педагога часто предотвращает нарушения дисциплины. Излишняя же строгость или даже просто суровое лицо старшего вызывает внутреннее сопротивление, протест воспитанников против каждого, даже разумного, требования, снижает работоспособность. Раздраженный или считающий себя оскорбленным педагог перестает контролировать свои поступки, допускает ошибки в методике обучения, несправедливость в отношении школьников, нередко становится объектом их насмешек. Но это происходит тогда, когда учитель не соблюдает следующие педагогические требования: 1. Нельзя смеяться над личностью школьника. Можно шутить по поводу одного конкретного поступка или черты характера ученика. 2. Осмеянию подлежит только то, что школьник в состоянии исправить. Нельзя даже улыбаться, услышав смешную фамилию, увидев какой-то дефект в телосложении, заметив патологические особенности в речи, например, заикание. 3. Позволяя себе шутить, педагог должен терпимо относиться к Шуткам в свой адрес, не пресекая их административными мерами. Личностная способность, или педагогический такт. Такт заключается прежде всего в умении соблюдать чувство меры в отношениях воспитанниками и основывается на уважении к личности. Однако н учитель отмечает: «Легко уважать способных, послушных, аккуратных, смышленых, добрых и честных. Но как уважать вот этого: азах скука и «неразбуженное» мышление? Или вот эту упитанную, которая, еле переваливаясь, с ленцой передвигается по залу, или еще того, с циничной улыбкой и презрением к окружающим». И, тем не менее, когда мы теряем чувство меры, начинается не только наша трагедия, но и тех, которые будут нам вверены. Открывается мелкий счет забытым тапочкам, записанным замечаниям. Дотошная памятливость изнуряет и учителей, и детей, и родителей. Примеры бестактных замечаний встречаются довольно часто. Например, школьники пишут: «Я слабее товарищей, но это не дает преподавателю права называть меня «инкубаторским» или «Я болела около трех месяцев. Располнела. С удовольствием пришла после долгого перерыва на занятия по физкультуре. Попробовала выполнить упражнение на брусьях, но верхняя жердь треснула. И вдруг слышу, преподаватель на весь зал со смешком говорит: «Удивляюсь, как такая туша две жерди не сломала». Подобнее заявления учителя вызывают отчуждение школьников. , Руководством к действию учителя может служить высказывание К.Д.Ушинского, который отмечал, что в работе воспитателя «должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, справедливость без придирчивости, ласковость без приторности, доброта без слабости, порядок без педантизма, а главное, постоянная разумная деятельность». Итак, все общие и педагогические способности взаимосвязаны в личности преподавателя и образуют единую совокупность способностей, вот почему развитие каждой из них зависит от степени развитости всех других. Контрольные вопросы /. Перечислите виды педагогической компетентности. Дайте им характеристику. 2. Раскройте сущность педагогического мастерства. 3. Дайте характеристику педагогическим способностям. |