Физическое шоу “Физика вокруг нас”
Это итоговое занятие всегда провожу в рамках недели естественно – научных дисциплин. В этом году она проходила в апреле и была приурочена ко Дню Космонавтики. Обучающиеся 7-хклассов в течение всего года на занятиях по внеурочной деятельности готовят это мероприятие, а затем проводят его для ребят начальной школы и обучающихся 5-6 классов. Это очень познавательно для всех! После проведения занятия у ребят наблюдается увеличение интереса к проведению экспериментов. Они начинают больше читать, интересуются научными опытами.
Цели:
- расширение кругозора детей, их знаний по окружающему их миру, развитие познавательного интереса к изучению законов природы.
- развитие наблюдательности, внимания, мышления обучающихся начальной и средней школы.
Задачи:
- обучать детей умению проводить эксперименты с подручными материалами;
- развивать у детей внимание и интерес, эмоциональную отзывчивость;
- формировать у детей элементарные представления о законах природы;
Форма проведения: физическое интерактивное шоу
Целевая аудитория: учащиеся начальной школы, учащиеся средней школы.
Оборудование: воздушные шары, деревянная линейка, 3-х литровая банка, вода, пластиковые бутылки, одноразовые стаканы, трубочки для коктейля, банка из-под кофе, лампа накаливания, стеклянная палочка, мука, шелковая ткань, нитки, скотч.
ТСО: компьютер, проектор.
Ход мероприятия
1. Звучит музыка (фанфары с отсчетом времени, на экране слайд 1 «Физика вокруг нас»).
Ребята выходят из-за кулис или лаборантской.
2. Слайд 2. (музыка «минус» «Нам песня строить и жить помогает»).
Ребята поют песню.
Проникнуть в тайну тел могут дети,
Лишь только надо законы узнать.
Молекул, атомов много на свете,
Но мы сумеем секрет их разгадать.
Мы смело с физикой в ногу шагаем.
Нам помогают законы ее:
По траектории путь вычисляем,
Тела отсчета узнаем легко.
Ньютон открыл нам закон тяготенья –
Теперь мы «тяжесть» и «вес» различим.
Где польза есть, а где вред в силе тренья,
Легко на практике это применим.
Мы ставим опыт, познать чтоб явленье,
И изучаем наследье всех стран:
Как Торричелли измерил давленье,
Как Архимед дал нам выход в океан.
Формы энергии мы изучили,
Умеем мощность, работу искать,
Мы в песне физики курс повторили,
Чтоб отвечать на «четыре» и на «пять»!
1-й ученик. Вы находитесь в кабинете физики. И я вас понимаю, так хочется познакомиться с физикой поскорее! Ведь вы уже слышали, что эта замечательная наука нужна всем: токарю и водолазу, врачу и шоферу, космонавту и пахарю, ученому и клоуну!
Но оказывается, физика – это не только научные книги и сложные приборы, не только огромные лаборатории. Физика – это еще и фокусы, показанные в кругу друзей, это смешные истории и забавные игрушки-самоделки.
И когда ты начнешь изучать физику в школе, эта чудесная наука уже не покажется тебе такой загадочной и мудрой.
Ты скажешь ей как старой знакомой:
Сегодня ребята из 7 класса покажут вам занимательные опыты по физике, которые вы можете повторить самостоятельно.
1-й ученик и 2-й ученик
Диалог. (3 слайд)
– А вы знаете, что такое инерция? Я слышу ответ: «Нет». На самом деле, вы знакомы с ней очень давно!
– Вы никогда не задумывались, что с инерцией встречаетесь каждый день.
– Вспомни, ты бежишь, а ноги за что-то запнулись. Ноги остановились, а ты сам летишь вперед, пока не упадешь на землю.
Коль мы споткнулись – не беда,
Ведь знаем наперед,
Что будем падать мы всегда
Запомните: вперед!
– А бывает и наоборот! Стоит автобус на месте, а потом резко трогается. Автобус уже поехал, а пассажиры еще сидят неподвижно. От этого все откидываются назад.
Сейчас мы покажем вам два опыта, которые демонстрируют явление инерции.
Опыт 1. (слайд 4, а)
Если медленно двигать лист, то стакан будет двигаться за листом, если выдернуть лист быстро, то стакан останется стоять на своем месте благодаря инерции, так как движение резкое, оно не успевает передаться и стакан сохранит свое состояние покоя.
– Ребята, кто хочет попробовать провести опыт?
Можно пригласить 3-4 человек. Они по очереди проводят опыт.
Опыт 2. (слайд 4,б)
Поместим картонку на стакан. Положим монетку на картон по центру. Щелкнем по картонке пальцем.
Картонка быстро движется вперед, а монетка падает в стакан. У вас возникает вопрос: «Почему монета не двигается вместе с открыткой?»
Монета и картонка находились без движения благодаря инерции. Инерция – это свойство предмета не менять свое состояние покоя или движения. При резком выбивании картонки из-под монеты время взаимодействия указанных тел мало, поэтому небольшое трение не может сообщить монете скорость в горизонтальном направлении. Когда мы щелкнули по картонке пальцем, она соскользнула под неподвижно лежащей монетой, и монета упала под влиянием силы тяжести в стакан.
Можно пригласить 3-4 человек. Они по очереди проводят опыт.
3-й ученик (слайд 5)
Земля – третья планета от Солнца. Родители и учителя в школе, наверное, рассказывали, что нам очень повезло! Земля – пока единственная планета в солнечной системе, обладающая атмосферой, содержащей кислород, жидкие океаны на поверхности и жизнь. Ребята, а вы знаете, что такое атмосфера? Это воздух, который окружает Землю. Слой воздуха, превышает 100 км. Основная масса атмосферы сосредоточено в нижнем слое высотой около 15 км от поверхности Земли. Воздух удерживается вблизи земной поверхности благодаря притяжению Земли. Если бы Земля не притягивала воздух, то он рассеялся бы в окружающем Землю пространстве. Этот воздух давит на нас и на все, тела находящиеся вокруг нас.
Опыт 3
И сейчас я покажу опыты со стаканом. Как вы считаете, может ли обыкновенный лист бумаги выдержать стакан воды? Я докажу сейчас, что это возможно. Я наливаю воду до половины, кладу сверху листок бумаги. Придерживая бумаге ладонью, опрокидываю стакан. И вот: отнимаю ладонь, а бумажка по-прежнему будет надежно закрывать стакан, и ни одна капля воды не выльется! Вы спросите: «Почему такое возможно?» Это возможно благодаря атмосферному давлению. Именно атмосфера давит на листок снизу и удерживает его. Давление атмосферного воздуха на бумажку больше давления воды на нее изнутри.
– Кто поможет мне продемонстрировать этот опыт?
Можно пригласить 1-2 учащихся.
Опыт 4 (Диалог 3-го и 4-го ученик)
У меня есть друг, Даня. Я люблю иногда подшутить над ним. Сейчас покажу вам опыт «Напои друга».
– Эй, Даня, иди сюда. Не хочешь попить?
– Хочу. Сегодня пил только с утра.
Даня отворачивает пробку. Из дырочек начинает вытекать вода.
– Даша, ну, ты опять со своими шуточками!
– Даня, ты же знаешь, что я очень люблю физику.
– А почему вода не вытекает из бутылки, ведь там же дырочки?
– А это всё проделки атмосферного давления. Это происходит потому, что на дырочки снаружи действует атмосферное давление. И оно больше, чем давление столба воды в бутылке. Когда мы откручиваем пробку, то на дырочки и внутри бутылки кроме жидкости действует атмосферное давление.
(Слайд 6 «Проявление действия атмосферного давления»)
Оно нам помогает пить, набирать лекарство в шприц, ставить банки, когда мы простудились. Оно помогает держать мыльницу с помощью присоски.
– А у тебя ещё есть опыты с атмосферным давлением?
– Нет. Но у Ани в запасе найдется ещё один.
Кто хочет попробовать «попить» из такой бутылочки?
Опыт 5. 5-й ученик (Слайд 6)
Я продемонстрирую вам еще один опыт. Как вы думаете, ребята, может ли вот такой шарик пролезть в банку?
Как это сделать?
Для этого нам понадобятся чайник с кипятком, трехлитровая банка, воздушный шарик, наполненный водой так, чтобы он немного перекрывал горлышко банки.
Необходимо обдать банку кипятком.
ВНИМАНИЕ! Ребята, когда вы будете повторять этот опыт дома, обратитесь за помощью к старшим. Вы можете обжечься. Поэтому лучше, если вам помогут родители.
После того, как вы нагрели банку, её нужно закрыть воздушным шариком, заполненным водой. Что будет происходить? Воздух в банке нагревается и расширяется, часть его выходит из банки. В этот момент мы закрываем горло шариком. Затем воздух в банке охлаждается. Давление там падает. Возникает разница в давлениях снаружи и внутри банки. Под действием атмосферного давления шарик втягивается в банку.
Переключается на слайд 7 с Гермионой. Звучит музыка из фильма о Гарри Поттере.
Выходит Девочка, облаченная в мантию.
6-й ученик. Где живее электричество? Вы, конечно, знаете, где оно живет: в проводах, подвешенных на высоких мачтах, в комнатной электропроводке и ещё в батарейке от карманного фонаря. Но все это электричество домашнее, ручное. Человек его изловил и заставил работать. Оно накаляет электроплитку и утюг. Сияет в лампочке. Гудит в электродвигателях. Да мало ли что ещё может делать электричество!
Ну а есть ли на свете электричество дикое, неприрученное? – спросите вы. Да есть. Оно вспыхивает ослепительным зигзагом в грозовых тучах. Оно светится на мачтах кораблей в душные тропические ночи. Но оно есть не только в облаках и не только под тропиками. Тихое, незаметное, оно живет всюду. Ты часто держишь его в руках и сам не знаешь об этом. Но его можно обнаружить.
Опыт 6.
Вы читали про Гарри Поттера? Вы помните, с помощью чего он делал свои чудеса? Конечно, вы догадались. С помощью волшебной палочки. И у нас в кабинете физики такая имеется. Для опыта нам понадобится стеклянная палочка, лист бумаги или полиэтиленовый пакет, метровая деревянная линейка, бутылка.
Я заставлю линейку вращаться, не прикасаясь к ней!
Как у меня это получилось? Ответ прост. Это опять электричество! Палочка наэлектризовалась, и к ней притянется абсолютно любое нейтральное тело. Скажу вам по секрету: «Замените палочку пластмассовой расческой, а метровую линейку – обыкновенной, и такой же опыт вы можете показать своим родителям и друзьям дома».
Кто хочет попробовать?
Можно пригласить 3-4 человек. Они по очереди проводят опыт.
Опыт 7
Натрем шарик пакетом и «повесим» на стену. Вы видите, шарик спокойно висит на стене. Наэлектризованный шарик будет долго висеть в таком положении. Притяжение шарика к стене вызвано электричеством.
Кто пожертвует ради науки своими прическами? Приглашаются ребята. Натирают о волосы воздушные шарики и «подвешивают» их на стенку.
Если потереть два предмета, сделанные из разных материалов, то они наэлектризуются. Возьмем второй шарик, так же наэлектризуем его. Поднесем его к муке. Мука облепит шарик и он окажется покрытый инеем.
Можно пригласить 3-4 человек. Они по очереди проводят опыт.
Опыт 8. Опыт с лампочкой (Слайд 8)
5-й ученик. Может ли обычная стеклянная лампочка выдержать вес взрослого человека? Да, это возможно.
Лампочка вставлена в стеклянную банку из-под кофе. Теперь она может выдержать не только ваш вес, ребята, но и вес взрослого человека, если на нее аккуратно встать ногой.
В этом случае вес человека распределяется по длине окружности в месте соприкосновения лампы с горлышком банки. На единицу длины окружности приходится небольшая сила.
Эксперимент показывает, что обычная лампочка может выдержать вес до 120 кг. Однако, если на обуви окажется небольшая песчинка, то лампочка разрушается при малейшей нагрузке.
– Давайте попробуем постоять на лампочке. Кто станет сейчас юным экспериментатором? Приглашаются несколько учащихся.
1-й ученик Опыт 9. (Слайд 9)
Ребята, а я продемонстрирую опыт с воздушными шарами.
Если мы подуем между шарами, то на первый взгляд шары должны отлететь друг от друга. Но такого не происходит. Наоборот, шары притянутся друг к другу. Это происходит из-за того, что давление в струе меньше, чем атмосферное.
Кто умеет хорошо дуть? Приглашаются несколько учащихся.
5-й ученик (Слайд 10). Трудно придумать игрушку проще воздушного шарика. Еще труднее найти нехитрой резиновой оболочке какое-нибудь практическое применение. Надутый шарик можно использовать в различных летающих моделях. Энергия сжатого воздуха, который выходит из шарика, создает реактивную силу. Равная ей сила противодействия толкает резиновую оболочку вперед. Из этого нетрудно сделать вывод: воздушный шарик — это простейший реактивный двигатель.
По принципу реактивного движения передвигаются некоторые представители животного мира, например кальмары и осьминоги. Периодически выбрасывая вбираемую в себя воду, они способны развивать скорость 60-70 км/ч.
(Слайд 11) Основоположником теории космических полетов является выдающийся русский Ученый Константин Эдуардович Циолковский. Он разработал теорию реактивного движения. Благодаря ему сейчас космонавты летают на многоступенчатых ракетах.
Сегодня 12 апреля – День Космонавтики. И это выступление мы посвящаем тем замечательным людям, благодаря которым полеты в космос стали не мечтой, а реальностью!
Сегодня мы запустим свою ракету. Для этого нам необходим шарик, трубочка для коктейля, липкая лента и шелковая нить.
Давайте превратим шарик в модель простейшей ракеты.
(Слайд 12) Опыт 10. Запуск ракеты
3. Завершение вечера
3-й ученик. Сегодня мы подготовили для вас занимательные опыты, которые вы можете повторить дома. Для их проведения не потребуется дорогостоящего оборудования. Все необходимое вы сможете найти у себя дома. Проведя опыты, вы совершите увлекательное путешествие в мир науки – физики. Может быть, это станет первым шагом по дороге научного познания. Давайте скажем большое спасибо ребятам, учащимся 7 класса, которые подготовили для вас это маленькое шоу.
7 простых опытов, которые стоит показать детям
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Есть очень простые опыты, которые дети запоминают на всю жизнь. Ребята могут не понять до конца, почему это все происходит, но, когда пройдет время и они окажутся на уроке по физике или химии, в памяти обязательно всплывет вполне наглядный пример.
AdMe.ru собрал 7 интересных экспериментов, которые запомнятся детям. Все, что нужно для этих опытов, — у вас под рукой.
Огнеупорный шарик
Понадобится: 2 шарика, свечка, спички, вода.
Опыт: Надуйте шарик и подержите его над зажженной свечкой, чтобы продемонстрировать детям, что от огня шарик лопнет. Затем во второй шарик налейте простой воды из-под крана, завяжите и снова поднесите к свечке. Окажется, что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи.
Объяснение: Вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет.
Карандаши
Понадобится: полиэтиленовый пакет, простые карандаши, вода.
Опыт: Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.
Объяснение: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.
Нелопающийся шарик
Понадобится: воздушный шар, деревянная шпажка и немного жидкости для мытья посуды.
Опыт: Смажьте верхушку и нижнюю часть средством и проткните шар, начиная снизу.
Объяснение: Секрет этого трюка прост. Для того, чтобы сохранить шарик, нужно проткнуть его в точках наименьшего натяжения, а они расположены в нижней и в верхней части шарика.
Цветная капуста
Понадобится: 4 стакана с водой, пищевые красители, листья капусты или белые цветы.
Опыт: Добавьте в каждый стакан пищевой краситель любого цвета и поставьте в воду по одному листу или цветку. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что они окрасились в разные цвета.
Объяснение: Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет.
Плавающее яйцо
Понадобится: 2 яйца, 2 стакана с водой, соль.
Опыт: Аккуратно поместите яйцо в стакан с простой чистой водой. Как и ожидалось, оно опустится на дно (если нет, возможно, яйцо протухло и не стоит возвращать его в холодильник). Во второй стакан налейте теплой воды и размешайте в ней 4-5 столовых ложек соли. Для чистоты эксперимента можно подождать, пока вода остынет. Потом опустите в воду второе яйцо. Оно будет плавать у поверхности.
Объяснение: Тут все дело в плотности. Средняя плотность яйца гораздо больше, чем у простой воды, поэтому яйцо опускается вниз. А плотность соляного раствора выше, и поэтому яйцо поднимается вверх.
Кристаллические леденцы
Понадобится: 2 стакана воды, 5 стаканов сахара, деревянные палочки для мини-шашлычков, плотная бумага, прозрачные стаканы, кастрюля, пищевые красители.
Опыт: В четверти стакана воды сварите сахарный сироп с парой столовых ложек сахара. Высыпьте немного сахара на бумагу. Затем нужно обмакнуть палочку в сироп и собрать ею сахаринки. Далее распределите их равномерно на палочке.
Оставьте палочки на ночь сушиться. Утром в 2 стаканах воды на огне растворите 5 стаканов сахара. Минут на 15 можно оставить сироп остывать, но сильно остыть он не должен, иначе кристаллы не будут расти. Потом разлейте его по банкам и добавьте разные пищевые красители. Заготовленные палочки опустите в банку с сиропом так, чтобы они не касались стенок и дна банки, в этом поможет бельевая прищепка.
Далее остается только ждать, наблюдать за процессом, а потом — съесть получившееся лакомство.
Объяснение: С остыванием воды растворимость сахара понижается, и он начинает выпадать в осадок и оседать на стенках сосуда и на вашей палочке с затравкой из сахарных крупинок.
Занимательные опыты по физике
Разделы: Физика
Без сомнения, все наше знание начинается с опытов.
(Кант Эммануил. Немецкий философ 1724-1804г.г)
Физические опыты в занимательной форме знакомят учащихся с разнообразными применениями законов физики. Опыты можно использовать на уроках для привлечения внимания учащихся к изучаемому явлению, при повторении и закреплении учебного материала, на физических вечерах. Занимательные опыты углубляют и расширяют знания учащихся, способствуют развитию логического мышления, прививают интерес к предмету.
В данной работе описано 10 занимательных опытов, 5 демонстрационных экспериментов с использованием школьного оборудования. Авторами работ являются учащиеся 10 класса МОУ СОШ № 1 п. Забайкальск, Забайкальского края – Чугуевский Артём, Лаврентьев Аркадий, Чипизубов Дмитрий. Ребята самостоятельно проделали данные опыты, обобщили результаты и представили их в виде данной работы
Роль эксперимента в науке физике
О том, что физика наука молодая
Сказать определённо, здесь нельзя
И в древности науку познавая,
Стремились постигать её всегда.
Цель обучения физики конкретна,
Уметь на практике все знания применять.
И важно помнить – роль эксперимента
Должна на первом месте устоять.
Уметь планировать эксперимент и выполнять.
Анализировать и к жизни приобщать.
Строить модель, гипотезу выдвинуть,
Новых вершин стремиться достигнуть
Законы физики основаны на фактах, установленных опытным путем. Причем нередко истолкование одних и тех же фактов меняется в ходе исторического развития физики. Факты накапливаются в результате наблюдений. Но при этом только ими ограничиваться нельзя. Это только первый шаг к познанию. Дальше идет эксперимент, выработка понятий, допускающих качественные характеристики. Чтобы из наблюдений сделать общие выводы, выяснить причины явлений, надо установить количественные зависимости между величинами. Если такая зависимость получается, то найден физический закон. Если найден физический закон, то нет необходимости ставить в каждом отдельном случае опыт, достаточно выполнить соответствующие вычисления. Изучив экспериментально количественные связи между величинами, можно выявить закономерности. На основе этих закономерностей развивается общая теория явлений.
Следовательно, без эксперимента не может быть рационального обучения физике. Изучение физики предполагает широкое использование эксперимента, обсуждение особенностей его постановки и наблюдаемых результатов.
Занимательные опыты по физике
Описание опытов проводилось с использованием следующего алгоритма:
- Название опыта
- Необходимые для опыта приборы и материалы
- Этапы проведения опыта
- Объяснение опыта
Опыт № 1 Четыре этажа
Приборы и материалы: бокал, бумага, ножницы, вода, соль, красное вино, подсолнечное масло, крашенный спирт.
Этапы проведения опыта
Попробуем налить в стакан четыре разных жидкости так, чтобы они не смешались и стояли одна над другой в пять этажей. Впрочем, нам удобнее будет взять не стакан, а узкий, расширяющийся к верху бокал.
- Налить на дно бокала солёной подкрашенной воды.
- Свернуть из бумаги “Фунтик” и загнуть его конец под прямым углом; кончик его отрезать. Отверстие в “Фунтике” должно быть величиной с булавочную головку. Налить в этот рожок красного вина; тонкая струйка должна вытекать из него горизонтально, разбиваться о стенки бокала и по нему стекать на солёную воду.
Когда слой красного вина по высоте сравняется с высотой слоя подкрашенной воды, прекратить лить вино. - Из второго рожка налей таким же образом в бокал подсолнечного масла.
- Из третьего рожка налить слой крашенного спирта.
Вот и получилось у нас четыре этажа жидкостей в одном бокале. Все разного цвета и разной плотности.
Жидкости в бакалее расположились в следующем порядке: подкрашенная вода, красное вино, подсолнечное масло, подкрашенный спирт. Самые тяжёлые – внизу, самые лёгкие – вверху. Самая большая плотность у солёной воды , самая маленькая у подкрашенного спирта .
Опыт № 2 Удивительный подсвечник
Приборы и материалы: свеча, гвоздь, стакан, спички, вода.
Этапы проведения опыта
Не правда ли, удивительный подсвечник – стакан воды? А этот подсвечник совсем не плох.
- Утяжелить конец свечи гвоздём.
- Рассчитать величину гвоздя так, чтобы свеча вся погрузилась в воду, только фитиль и самый кончик парафина должны выступать над водой.
- Зажечь фитиль.
– Позволь, – скажут тебе, – ведь через минуту свеча догорит до воды и погаснет!
– В том-то и дело, – ответишь ты, – что свеча с каждой минутой короче. А раз короче, значит и легче. Раз легче, значит, она всплывёт.
И, правда, свеча будет понемножку всплывать, причём охлаждённый водой парафин у края свечи будет таять медленней, чем парафин, окружающий фитиль. Поэтому вокруг фитиля образуется довольно глубокая воронка. Эта пустота, в свою очередь, облегчает свечу, потому-то наша свеча и догорит до конца.
Опыт № 3 Свеча за бутылкой
Приборы и материалы: свеча, бутылка, спички
Этапы проведения опыта
- Поставить зажженную свечу позади бутылки, а самому стань так, чтобы лицо отстояло от бутылки на 20-30 см.
- Стоит теперь дунуть, и свеча погаснет, будто между тобой и свечёй нет никакой преграды.
Свеча гаснет потому, что бутылка воздухом “Обтекается”: струя воздуха разбивается бутылкой на два потока; один обтекает её справа, а другой – слева; а встречаются они примерно там, где стоит пламя свечи.
Опыт № 4 Вертящаяся змейка
Приборы и материалы: плотная бумага, свеча, ножницы.
Этапы проведения опыта
- Из плотной бумаги вырезать спираль, растянуть её немного и посадить на конец изогнутой проволоки.
- Держать эту спираль над свечкой в восходящем потоке воздуха, змейка будет вращаться.
Змейка вращается, т.к. происходит расширение воздуха под действием тепла и о превращении теплой энергии в движение.
Опыт № 5 Извержение Везувия
Приборы и материалы: стеклянный сосуд, пузырёк, пробку, спиртовая тушь, вода.
Этапы проведения опыта
- В широкий стеклянный сосуд, наполненный водой, поставить пузырёк спиртовой туши.
- В пробке пузырька должно быть небольшое отверстие.
Вода имеет большую плотность, чем спирт; она постепенно будет входить в пузырёк, вытесняя оттуда тушь. Красная, синяя или черная жидкость тоненькой струйкой будет подниматься из пузырька кверху.
Опыт № 6 Пятнадцать спичек на одной
Приборы и материалы: 15 спичек.
Этапы проведения опыта
- Положить одну спичку на стол, а на неё поперёк 14 спичек так, чтобы головки их торчали кверху, а концы касались стола.
- Как поднять первую спичку, держа её за один конец, и вместе с нею все остальные спички?
Для этого нужно только поверх всех спичек, в ложбинку между ними, положить ещё одну, пятнадцатую спичку
Опыт № 7 Подставка для кастрюли
Приборы и материалы: тарелка, 3 вилки, кольцо для салфетки, кастрюля.
Этапы проведения опыта
- Поставить три вилки в кольцо.
- Поставить на данную конструкцию тарелку.
- На подставку поставить кастрюлю с водой.
Данный опыт объясняется правилом рычага и устойчивым равновесием.
Опыт № 8 Парафиновый мотор
Приборы и материалы: свеча, спица, 2 стакана, 2 тарелки, спички.
Этапы проведения опыта
Чтобы сделать это мотор, нам не нужно ни электричества, ни бензина. Нам нужно для этого только… свеча.
- Раскалить спицу и воткнуть её их головками в свечку. Это будет ось нашего двигателя.
- Положить свечу спицей на края двух стаканов и уравновесить.
- Зажечь свечу с обоих концов.
Капля парафина упадёт в одну из тарелок, подставленных под концы свечи. Равновесие нарушится, другой конец свечи перетянет и опустится; при этом с него стечёт несколько капель парафина, и он станет легче первого конца; он поднимается к верху, первый конец опустится, уронит каплю, станет легче, и наш мотор начнёт работать вовсю; постепенно колебания свечи будут увеличиваться всё больше и больше.
Опыт №9 Свободный обмен жидкостями
Приборы и материалы: апельсин, бокал, красное вино или молоко, воду, 2 зубочистки.
Этапы проведения опыта
- Осторожно разрезать апельсин пополам, очистить так, чтобы кожица снялась целой чашечкой.
- Проткнуть в дне этой чашечки два отверстия рядом и положить её в бокал. Диаметр чашечки должен быть немного больше диаметра центральной части бокала, тогда чашечка удержится на стенках, не падая на дно.
- Опустить апельсинную чашечку в сосуд на одну треть высоты.
- Налить в апельсинную корку красного вина или подкрашенного спирта. Оно будет проходить через дырку, пока уровень вина не дойдёт до дна чашечки.
- Затем налить воды почти до края. Можно увидеть, как струя вина поднимается через одно из отверстий до уровня воды, между тем как вода, более тяжёлая, пройдет через другое отверстие и станет опускаться ко дну бокала. Через несколько мгновений вино очутится на верху, а вода внизу.
Опыт №10 Певучая рюмка
Приборы и материалы: тонкая рюмка, вода.
Этапы проведения опыта
- Наполнить рюмку водой и вытереть края рюмки.
- Смоченным пальцем потереть в любом месте рюмки, она запоёт.
1. Диффузия жидкостей и газов
Диффузия (от лат. diflusio – распространение, растекание, рассеивание), перенос частиц разной природы, обусловленный хаотическим тепловым движением молекул (атомов). Различают диффузию в жидкостях, газах и твёрдых телах
Демонстрационный эксперимент «Наблюдение диффузии»
Приборы и материалы: вата, нашатырный спирт, фенолфталеин, установка для наблюдения диффузии.
Этапы проведения эксперимента
- Возьмём два кусочка ватки.
- Смочим один кусочек ватки фенолфталеином, другой – нашатырным спиртом.
- Приведём ветки в соприкосновение.
- Наблюдается окрашивание ваток в розовый цвет вследствие явления диффузии.
Явление диффузии можно пронаблюдать при помощи специальной установки
- Нальём в одну из колбочек нашатырный спирт.
- Смочим кусочек ваты фенолфталеином и положим сверху в колбочку.
- Через некоторое время наблюдаем окрашивание ватки. Данный эксперимент демонстрирует явление диффузии на расстоянии.
Докажем что явление диффузии зависит от температуры. Чем выше температура, тем быстрее протекает диффузия.
Для демонстрации данного опыта возьмём два одинаовых стакана. В один стакан нальём холодной воды, в другой – горячей. Добавим в стаканы медный купорос, наблюдаем, что в горячей воде медный купорос растворяется быстрее, что доказывает зависимость диффузии от температуры.
2. Сообщающиеся сосуды
Для демонстрации сообщающихся сосудов возьмем ряд сосудов различной формы, соединенных в нижней части трубками.
Будем наливать жидкость в один из них: мы сейчас же обнаружим, что жидкость перетечет по трубкам в остальные сосуды и установится во всех сосудах на одном уровне.
Объяснение этого опыта заключается в следующем. Давление на свободных поверхностях жидкости в сосудах одно и то же; оно равно атмосферному давлению. Таким образом, все свободные поверхности принадлежат одной и той же поверхности уровня и, следовательно, должны находиться в одной горизонтали плои верхняя кромка самого сосуда: иначе чайник нельзя будет налить доверху.
Шар Паскаля – это прибор предназначен для демонстрации равномерной передачи давления, производимого на жидкость или газ в закрытом сосуде, а также подъёма жидкости за поршнем под влиянием атмосферного давления.
Для демонстрации равномерной передачи давления, производимого на жидкости в закрытом сосуде, необходимо, используя поршень, набрать в сосуд воды и плотно насадить на патрубок шар. Вдвигая поршень в сосуд, продемонстрировать истечение жидкости из отверстий в шаре, обратив внимание на равномерное истечение жидкости по всем направлениям.
10 интересных идей для уроков физики
Которые понравятся юным исследователям
Сконцентрировать внимание школьников на уроках физики бывает сложно. Поэтому находчивые преподаватели используют разные подходы и способы развернуть ситуацию в обратную сторону и сделать занятие интересным.
Предлагаем подборку идей, которые помогут наглядно объяснить законы физики.
Огнеупорный шарик
Подержите надутый воздушный шарик над огнём свечи, чтобы показать ученикам, как он лопнет. Затем проделайте то же самое со вторым шариком, наполненным водой. С ним ничего не произойдёт.
Объяснение: вода внутри воздушного шарика поглощает жар свечи. В результате сам шар не горит и не лопается.
Лавовая лампа
Заполните высокую банку или стакан водой на 2/3 и долейте сверху растительное масло. Засыпьте краситель и ложечку соли.
Объяснение: масло располагается над водой, так как оно легче. Соль тяжелее масла и воды. После её добавления она опускается на дно и тянет за собой масло. После того, как соль растворяется, она отпускает частички масла, и те снова поднимаются к поверхности.
Пакет-непроливайка
Проткните заполненный водой пакетик карандашом. Вода вытекать не будет.
Объяснение: при разрыве полиэтилена его молекулы сильнее притягиваются друг к другу. В результате он стягивается вокруг карандашей.
Огонь-призрак
Расположите горящую спичку возле стены и посветите на неё фонариком. Тени от пламени не будет.
Объяснение: свет свободно проходит сквозь огонь. Поэтому он не отбрасывает тени.
Личная радуга
Налейте в стеклянную миску воду и поместите зеркальце. Направьте на зеркало луч фонаря и поймайте отражённый свет на бумагу. На ней появится радуга.
Объяснение: когда свет проходит сквозь воду, он «разбирается» на части — 7 цветов радуги.
Танцующая монетка
Положите стеклянную бутылку в морозилку на 5 минут, а затем поместите на её горлышко смоченную в воде монетку. Монетка начнёт подскакивать, издавая щелчки.
Объяснение: монетку подбрасывает воздух, который сжался в морозилке, но начал снова расширяться при комнатной температуре.
Камера-обскура
Этот опыт лучше проводить в солнечный день. Затемните помещение (можно заклеить окна плотным картоном). Проделайте в картоне небольшое круглое отверстие. На противоположной от окна стене появится перевёрнутое изображение улицы.
Объяснение: перевёрнутое изображение на стене создают лучи света, проходящие сквозь малое отверстие.
2 яйца
Положите сырое яйцо в стакан с водой. Оно утонет (если нет — яйцо испорчено). Затем положите такое же яйцо в стакан с водой, в которую добавлены 5 больших ложек соли. Яйцо останется на плаву.
Объяснение: плотность яйца больше плотности чистой воды, но меньше плотности раствора соли. Поэтому оно тонет в первом стакане и остаётся на плаву во втором.
Нелопающийся шарик
Нанесите на низ и верх шарика средство для мытья посуды и пронзите его насквозь деревянной шпажкой. Он не сдуется.
Объяснение: снизу и сверху шара располагаются точки минимального натяжения. Благодаря этому воздух остаётся внутри.
Торнадо
Заполните стеклянную банку (лучше высокую) водой на ¾, добавьте в неё несколько капель средства для мытья посуды, а затем — краску и блёстки. Закройте банку и раскрутите её по спирали.
Объяснение: за счёт центробежных сил вода вращается у краёв банки, а блёстки при этом собираются посередине.
Используя эти идеи, можно без большого труда сделать уроки физики интереснее. Есть все шансы, что на такие занятия ученики будут ходить с удовольствием.
Внеклассное мероприятие по физике, посвященное Дню космонавтики
Восемь идей нестандартных уроков
Нестандартный урок – что это?
Основное отличие нестандартного урока от обычного – не шаблонность, вне шаблонность, в какой-то степени неформальность. В нестандартном уроке нет жестких требований к тому, как конкретно нужно проводить урок, необычный урок – более творческий, раскрепощенный, требующий от всех участников непосредственного вовлечения и приводящий к возникновению эмоционального отношения к предмету изучении, к участникам урока, его действующим лицам.
Часто необычный урок отличает и то, что педагог не декларирует ясно учебные цели урока, они как бы скрыты, и становятся понятны детям только после проведения урока. На таком уроке могут не выставляться оценки в обычном их понимании.
Польза нестандартных уроков
- Нестандартные уроки помогают избавиться от ярлыков на учащихся: каждый ученик оказывается в нестандартной ситуации и может проявить себя с неизвестной стороны.
- Нестандартные уроки способствуют повышению интереса учащихся к предмету.
- Нестандартные уроки развивают мышление, логику, учат детей рассуждать, принимать решения и отвечать за собственные поступки.
- Нестандартные уроки помогают детям найти контакт друг с другом, учат работать в команде, являются хорошей профилактикой конфликтов между детьми (хотя и на уроке могут случаться конфликты), нестандартные уроки учат общаться.
Восемь идей необычных уроков
- Урок-диспут. Инициированный педагогом спор на общественно значимую и неоднозначную тему. Дети высказывают разные точки зрения по заявленной теме, необязательно выступать со своей личной точкой зрения, детям может быть намеренно дана точка зрения, с которой они не согласны, но в рамках урока они должны защищать ее.
- Деловая игра. На уроке воспроизводится жизненная ситуация или проблема, и в рамках урока происходит ее «обыгрывание» и решение.
- Урок-конференция. Такой тип урока наиболее востребован в старших классах. Детям заранее сообщается тема конференции, класс делится на группы, каждая из которых получает тему для подготовки доклада.
- Урок-встреча. На урок приглашается третье лицо (писатель, ученый, ветеран, путешественник, военный, иностранец и т.д.).
- Урок-концерт, инсценировка. Такие уроки наиболее подходят для уроков литературы, литературного чтения, иностранного языка.
- Интегрированный урок. Уроки, проводимые сразу по двум и более предметам, часто двумя педагогами (литература и физика, английский язык и биология – чем неожиданные сочетание, тем интереснее). Задача интегрированного урока – показать связь между различными предметами, между предметом и реальной жизнью.
- Урок-игра. Урок, на котором дети играют, например, в аналоги телевизионных игр «Своя игра», «Кто хочет стать миллионером» (отличником), «Что? Где? Когда?» и другие. Такие уроки отлично подходят для закрепления и обобщения знаний по предмету, как начальные или заключительные уроки в начале или в конце четверти.
- Урок-исследование. Отличие данного урока в том, что входе решения поставленной проблемы в классе выдвигается гипотеза, а дальнейшие действия сводятся к алгоритму. В результате работы дети должны сформулировать выводы, интерпретировать результат своей деятельности.
Нестандартный урок имеет своей целью не развлечение, а обучение с интересом
Конечно, идей необычных уроков достаточно много, и каждая требует отдельного рассмотрения. Не забудьте также посмотреть наши рекомендации, как провести интересный урок.
А какие нестандартные уроки используете вы и используете ли вообще? Ждем ваших откликов в комментариях и статьи.
Материалы по теме на нашем сайте:
Литература:
И.А. Резенова “Необычные уроки обычных детей” (http://www.pandia.ru/text/77/204/79470.php)
О. Субаева “Как организовать и провести урок-исследование” (http://him.1september.ru/article.php? >
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Нетрадиционные уроки физики как способ повышения интереса студентов первых курсов к изучению предмета
методическая разработка по физике (10 класс) по теме
Данное пособие предлагает нетрадиционные уроки по физике в группах первого курса колледжа. В методическом пособии содержится описание нетрадиционных уроков на различных этапах обучения физики с учетом разного уровня подготовки, поступающих на обучение студентов. Целью таких уроков является не только закрепление знаний, но и формирование познавательной активности первокурсников. Предназначено преподавателям физики колледжей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Netradicionnye_uroki.doc | 934.5 КБ |
Vzaimnye_prevrashcheniya_zhidkostey_i_gazov.ppt | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
“КАМЫЗЯКСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ”
Нетрадиционные уроки физики
как способ повышения интереса студентов
первых курсов к изучению предмета
2011
Данное пособие предлагает нетрадиционные уроки по физике в группах первого курса колледжа. Представленные уроки интересны, построены с выдумкой, различны по структуре, используемым методам и приемам: урок-тренинг, урок-соревнование. Автор использует интересные формы организации учебной деятельности студентов: физическая эстафета, физический диктант, викторины, конкурсы. Целью таких уроков является не только закрепление знаний, но и формирование познавательной активности первокурсников. Предназначено преподавателям физики колледжей.
Содержание
Нетрадиционный урок как средство повышения познавательной деятельности студентов
Урок решения задач по теме «Равномерное движение, неравномерное движение, относительность движения»
Учебное занятие по теме «Взаимные превращения жидкостей и газов»
Урок – игра «Суд над Инерцией» по теме «Основные законы динамики»
Самоанализ урока «Суд над Инерцией»
Урок – встреча с прошлым. Обвиняются Вольта и Гальвани
Урок-театрализованное представление по теме «Силы в природе»
Урок – игра «Счастливый случай»
Урок – соревнование «Удивительное электричество»
Урок – тренинг по теме «Основные положения МКТ»
Презентация к уроку «Взаимные превращения жидкостей и газов»
“Нетрадиционный урок как средство повышения познавательной деятельности студентов”.
Научно-технический прогресс привел к изменению характера труда человека. Возросла степень автоматизации производства, усложнилась техника, увеличились требования к знаниям.
Современные требования, предъявляемые к содержанию образования со стороны общества, производства, родителей и конкретной личности студента диктуют необходимость наполнения образования новым содержанием в инновационном режиме. Однако без осознанного интереса к получению новых знаний со стороны самого студента невозможно сформировать устойчивую теоретическую подготовку. Поэтому особую активность приобрели задачи развития мышления студентов, их умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в новой учебной и трудовой ситуации, в частности уметь самостоятельно применять теоретические знания к решению практических задач.
Давайте вспомним, с каким интересом первокурсники ходят на занятия первые время, они ждут от преподавателя много нового, интересного и необычного. Но проходит время, и интерес к учению пропадает. Неинтересные однообразные уроки, построенные по одной схеме, повторяющиеся изо дня в день, быстро надоедают.
Почему это происходит? В современной дидактике основное внимание уделяется проблемам, связанным с содержанием обучения и его методами, а самой организации познавательной деятельности уделяется гораздо меньше внимания, от этого и идет неумение преподавателя организовать деятельность студентов на занятии.
Снижение уровня знаний студентов в значительной степени объясняется качеством урока: однообразием, шаблоном, формализмом и скукой.
Передо мной стоит важная проблема – пробудить интерес, не отпугнуть первокурсников сложностью предмета, особенно на первоначальном этапе изучения курса физики в колледже. Чтобы студенты хотели и умели получать знания, я стремлюсь активизировать деятельность самих студентов на уроке. Учебный процесс строиться так, что студенты сами получают знания, а преподаватель является организатором этой деятельности.
Важнейшая проблема, волнующая меня, как преподавателя, – повышение эффективности урока. Конечно, урок требует холодной рассудительности и бесстрастной строгости, но все же привкус романтики необходим, как атмосфера радостной приподнятости, сопутствующая поиску, творчеству. Поэтому я стремлюсь найти, как можно больше разных способов оживления урока.
Стремление к разнообразию учебного процесса, пробуждению интереса студентов первых курсов к знаниям по физике, организации учебы в группах так, чтобы она соответствовала требованиям современной жизни, направляла творческую мысль преподавателя на настойчивые поиски новых форм организации уроков физики. Известно, что без разнообразия форм и видов работы на уроке, без их связи с жизнью, с будущей специальностью, невозможно выполнить главную задачу урока: обеспечить оптимальное развитие каждого подростка, создав условия для творческого труда с максимально возможной производительностью.
На мой взгляд, самым эффективным в плане реализации возникшей проблемы является нетрадиционный урок. Меня заинтересовал вопрос, почему при огромном усердии и добросовестном отношении к работе преподаватель не всегда может добиться желаемого результата. Почему после доступного объяснения нового материала студентам трудно излагать его самостоятельно, пользоваться на практике положениями теории? Если хорошо подумать, то все трудности возникают в первую очередь от нашего несовершенства. Любые знания сейчас настолько стремительно устаревают, что роль преподавателя как их информатора и транслятора ослабевает.
В традиционной деятельности педагога основная цель – увеличение количества и качества знаний путем простой передачи их от преподавателя к студенту. Учащийся должен выучить то, что ему хорошо объяснили. В нетрадиционной педагогической деятельности основная цель – развитие способностей учащегося, систематизация знаний. При этом увеличивается количество и качество знаний, но главным является то, что это происходит в процессе развития способностей. Студентов нужно учить способу приобретения знаний, это задача хорошо решается на примерах проведения нетрадиционных уроков, которые, в последнее время, я стремлюсь проводить как можно чаще совместно с первокурсниками.
Урок – гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения.
На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у студентов удовлетворение от самого процесса труда. Не может быть интересным урок, если студенты постоянно включаются в однообразную по структуре и методике деятельность. Рамки традиционного урока становятся тесными, рождаются новые формы организации обучения. Никто не требует отмены традиционных уроков как основной формы обучения и воспитания учащихся. Речь идет о придании тому или иному виду деятельности оригинальных, нестандартных приёмов, активизирующих учащихся на занятиях, повышающих интерес к знаниям, развивающих подростков с учетом их возраста и способностей.
Нетрадиционный урок в корне отличается от классического образца и тем способствует совершенствованию процесса обучения. Нетрадиционные формы обучения приближают обучение к жизни, реальной действительности. Студенты охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество.
Познавательная деятельность на таких уроках вызывает у студентов радость, удовлетворение, увлеченность познанием, обучение обретает подлинную силу. А для того, чтобы увлечь учащихся, их нужно не просто наполнить знаниями, как «пустой сосуд», а зажечь в них «искорку», которая по степени разгорания вела бы их к вершинам познания. И когда преподаватель заставит биться радостно сердце подростка, тогда он будет всемогущ.
Нетрадиционных форм проведения занятий по физике существует множество: это урок-КВН, урок-телемост, урок-«Суд», урок-футбол, урок-театр, урок-путешествие, урок-концерт, урок-исторический обзор, урок– тренинг, урок-практикум и так далее. Все уроки перечислить просто невозможно. И каждый из этих уроков носит в себе определенные цели и задачи. Такие занятия обычно проводятся после изучения теоретического материала и его проработки, их целью является закрепление знаний и формирование навыка решения расчётных, графических и качественных задач
В приведенной таблице отражены многие из них, а также дидактические требования к нетрадиционному уроку.
Нет предела преподавательской фантазии. Самые разнообразные типы нетрадиционных уроков есть в копилке у каждого, творчески работающего преподавателя. Но успешное проведение нетрадиционного урока зависит от ряда действий, как студента, так и преподавателя.