Основные особенности научного мышления Научное мышление и его законы

Научное мышление: суть, основные особенности и место в современном мире

1. Особенности 2. Научная картина мира 3. Связь научного и обыденного мышлений 4. Научное мышление в современном обществе

Научное мышление – термин, хорошо знакомый для работников сферы науки, ученых и исследователей. Однако, стиль научного мышления подразумевает связь с обыденным мышлением, и многие его элементы мы знаем и используем неосознанно всю жизнь.

Научное мышление – это способ мышления, отличающийся определенными характеристиками от мышления обыденного, или эмпирического (эмпирические – пер. с греч. основанные на опыте, наблюдении).

Чтобы уловить связь и разницу между ними, определим два ключевых понятия:

  • Что такое мышление? Это процесс исследовательской и познавательной активности человека, целью которого является объективное отражение в сознании сути предметов, явлений и объектов окружающей действительности.
  • Что такое наука? Это определенная деятельность людей, заключающаяся в разработке, систематизации информации о мире, целью которой является объяснение событий и явлений окружающего мира на базе законов.

Обыденное мышление человек регулярно использует в своей жизни. Оно базируется на повседневном субъективном опыте, с использованием простейшей формы анализа. Тип мышления, характеризующийся научностью, в своем функционировании использует методы доказательности, системности и объективности. Формирование научного вида мышления произошло достаточно недавно, хотя основа его была заложена еще философами Древней Греции.

Особенности

Перечисленные ниже основные особенности научного мышления являются универсальными и определяют основные отличия от обыденного мышления.

  • Объективность. Другие методы познания характеризуются в соединении объективного и субъективного восприятия, например, образ художественной деятельности подразумевает оценку, которую дает человек, создающий ее. И если ее убрать – образ теряет свою ценность. Наука же ориентируется на отделение личностного от объективного (закон Ньютона не дает нам информации о личности этого ученого, о том, что он любил или ненавидел, в то время как любой портрет, выполненный художником, несет в себе отпечаток субъективного видения)
  • Нацеленность на будущее. Стиль научного мышления подразумевает исследование не только объектов, предметов и явлений, актуальных для настоящего времени, но и тех, которые будут важны в будущем. Для науки важно предвидеть как объекты в их изначальном виде будут видоизменяться в какие-либо необходимые для человечества продукты. Это определяет одну из задач науки в целом – определить законы, в соответствии с которыми развиваются объекты. Способ научного мышления определяет возможность конструирования будущего из отдельных фрагментов, существующих в настоящем. Наука занимается тем, что выделяет верные «кусочки», части, формы, которые впоследствии станут нужными человечеству объектами или предметами.
  • Системность. Теоретические принципы, на основании которых строится комплекс знаний, формируют определенную систему. Она строится годами и веками, содержит в себе описание и объяснение фактов и явлений, которые впоследствии определяют понятия и определения.
  • Осознанность. Заключается в том, что методы, которыми осуществляется изучение предметов, объектов, их связей между собой осознаются и контролируются ученым.
  • Наличие своего концептуального материала. Научное познание закрепляет теории, понятия, законы на своем языке – формулы, символы и тп. Формирование этого языка происходит на протяжении всего периода существования науки, и он регулярно обновляется.
  • Обоснованность. В науке существует много предположений и гипотез, которые могут быть на определенном отрезке времени не доказаны. Однако, все они имеют своей целью стать объективно доказанными и обоснованными.
  • Использование эксперимента. Как и эмпирические методы познания, научные методы подразумевают использование экспериментов в ситуациях, когда происходит формирование понятий и теорий. Однако, стиль научного мышления позволяет использовать полученные результаты для большего количества выводов и объектов.
  • Построение теорий. Экспериментальный способ получения информации, человек запечатлевает в форме теории. Теоретические принципы сохраняются на века и передаются из поколения в поколение.

Научная картина мира

Стиль научного мышления определяет формирование научной картины мира.

Научная картина мира – тип системы знаний из разных областей, объединенных одной общенаучной доктриной.

Она соединяет в себе математические, физические, химические, биологические теории и законы, которые дают общее описание мира. Помимо научной картины мира, человек имеет религиозный, художественный, философский и другие взгляды на действительность. Однако только научный тип восприятия характеризуется объективностью, системностью, анализом и синтезом. С течением развития общества, познание мира все больше опиралось на научный способ, что отражается в современной философии, религии, художественных произведениях.

Связь научного и обыденного мышлений

В процессе развития науки, человек пришел к выводу, что разница между данными видами мышлений не является категоричной.

Научный и ненаучный способ познания окружающего мира строится на одном механизме – абстрагировании.

Суть данного явления заключается в способности отвлекаться от конкретных свойств предмета, чтобы выделить его существенные свойства. Признаки начального уровня абстрагирования заключаются в сопоставлении и «сортировке» объектов, предметов, людей в повседневной жизни. Например, человек делит свое окружение на близкое и не приятное ему, на начальников и подчиненных, пищу – на вкусную и не вкусную – для того, чтобы понимать, как вести себя придерживаясь своих целей.

Так же, научный тип и обыденный тип мышления склонны к одним ошибкам: например, если событие следует после чего-либо, значит, оно произошло вследствие него.

Научное мышление в современном обществе

Большинство людей, являясь далекими от науки в целом, регулярно используют в своей жизни ее плоды и способы познания. С 17 века наука занимает в обществе прочное положение, отодвинув на второй план религиозную, философскую картины мира. Однако, ученые отмечают, что в последние десятилетия ситуация снова стала меняться и все большее количество людей выбирают ненаучный способ познания. В связи с такой ситуацией, ведутся разговоры, что происходит формирование двух типов людей:

  • Первый тип – люди, которым близок стиль научного мышления. Этот человек активен, независим, гибок, любит все новое и позитивно относится к переменам. Такой тип любит споры и дискуссии, старается придерживаться объективной оценки мира.
  • Другой тип людей ориентирован на ненаучный способ познания. Им близко все загадочное, интересное, имеющее практическую пользу. Чувства для них важнее сути вещей, они не стремятся к получению доказательств и проверке полученных результатов. Важное место в жизни такого человека определяется вере, авторитетным личностям, их мнениям.

Ученые задаются вопросом: почему современный человек выбирает переориентацию с научного на ненаучный способ познания мира? И приходят к выводу, что во многих вопросах наука оказалась бессильна, а порой и приносила вред. Человек, стремясь защититься, погружается в религию и философию – эти формы картины мира приносят ему успокоение и уверенность в завтрашнем дне.

13 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

1. Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. Наука – это:

  • социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)
  • отрасль духовного производства (НИОКР);
  • особая система знаний (целостная система понятий, законов, теорий).


2. Классификации наук:

  • по предмету и методу познания: естественные, социальные и гуманитарные, о познании и мышлении, технические и математические;
  • по удаленности от практики: фундаментальные и прикладные.


3. Функции науки:

  • культурно-мировоззренческая,
  • познавательно-объяснительная,
  • прогностическая,
  • социальная (социальные прогнозирование, управление и развитие).

4. Общекультурные характеристики науки: рациональность, критичность, индивидуальность, коммуникабельность.


5. Модели развития научного знания:

  • постепенное развитие науки;
  • развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки; Т. Кун «Структура научных революций», 1962);
  • развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания;
  • развитие через интеграцию научного знания.

6. Научное познание – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе


7. Особенности:

  • объективность;
  • развитость понятийного аппарата (категориальность);
  • рациональность (непротиворечивость, доказательность, системность);
  • проверяемость;
  • высокий уровень обобщения;
  • универсальность (исследует любой феномен со стороны закономерностей и причин);
  • использование специальных способов и методов познавательной деятельности.


8. Уровни, формы и методы научного познания

– научный факт – отражение объективного факта в человеческом сознании;

– эмпирический закон – объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся устойчивая связь между явлениями и процессами.

– проблема – осознанная формулировка вопросов (теоретическая и практическая);

– гипотеза – научное предположение;

– теория – исходные основания, идеализированный объект, логика и методология, совокупность законов и утверждений.

– концепция – определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения.

(строгость и объективность)

  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • измерение;
  • классификация;
  • систематизация;
  • описание;
  • сравнение.
  • Единство исторического и логического
  • Восхождение от абстрактного к конкретному
  • Формализация
  • Математизация
  • Математическое моделирование

9. Универсальные методы научного познания:

  • анализ – разложение целого на части;
  • синтез – воссоединение целого из частей;
  • дедукция – выведение общего положения из фактов;
  • дедукция – логическое выведение нового положения из предшествующих;
  • аналогия – сходство нетождественных объектов;
  • моделирование – воспроизведение характеристик одного объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения;
  • абстрагирование – мысленное отвлечение от ряда свойств предметов и выделении какого-либо свойства или отношения;
  • идеализация – мысленное создание каких-либо абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности.


10. Социальные науки
– форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.


11. Классификация социальных наук:

  1. Науки, дающие наиболее общие знания об обществе: философия, социология
  2. Науки, раскрывающие определенную сферу общественной жизни: экономика, политология, социология, культурология, этика, эстетика
  3. Науки, пронизывающие все сферы общественной жизни: история, правоведение


12.Социальное и гуманитарное знание:

Общественные науки

Изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса

Изучение целей, мотивов, ценностей человека, его личностного восприятия

Социальное знание

Гуманитарное знание

Анализ общественных процессов и выявление в них общих закономерных, повторяющихся явлений

Анализ целей, мотивов, ценностей человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений

Особенности:

  • Понимание
  • Обращение к текстам
  • Невозможность сведения к однозначным, всеми признанным определениям

Социальное и гуманитарное знание взаимопроникаемы

13. Социальное познание – процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе

1. Особенности социального познания:

1.1. субъект и объект познания совпадают;

1.2. получаемое социальное знание всегда связано с интерсами индивидов-субъектов познания;

1.3. социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание;

1.4. сложность объекта познания – общества;

1.5. установление только относительных истин, вероятностный характер закономерностей;

1.6. ограниченность применения эксперимента как метода познания.

2. Принципы конкретно-исторического подхода в социальном познании:

2.1. рассмотрение социальной действительности в развитии;

2.2. изучение общественных явлений в многообразных связях;

2.3. выявление общего и особенного в аналогичных явлениях других обществ и эпох.

3. Социальный факт

3.1. объективный факт – событие, имевшее место в определенное время при определенных условиях; не зависит от исследователя;

3.2. научный факт – интерпретированный объективный факт – знание о событии, которое описано с учетом специфики социальной ситуации, в которой оно имело место; зафиксирован в книгах, рукописях и т.д. (интерпретация – истолкование, объяснение).

3.3. виды социальных фактов:

3.3.1. действия, поступки;

3.3.2. материальные и духовные продукты человеческой деятельности;

3.3.3. словесные (вербальные) действия.

3.4. Оценка социального факта:

3.4.1. свойства изучаемого объекта;

3.4.2. соотнесение изучаемого объекта со схожим объектом или с идеалом;

3.4.3. познавательные цели исследователя;

3.4.4. личная позиция исследователя;

3.4.5. интересы социальной группы, к которой принадлежит исследователь.

Научное мышление: значение, особенности и методы

Суть научного мышления и его место в нашей жизни

Формирование научного мышления в качестве основного способа познания окружающей действительности началось относительно недавно, однако его основы и базовые закономерности начали закладывать еще древнегреческие мыслители. И невзирая на то, что сейчас понятие «научное мышление» больше знакомо ученым, исследователям и научным работникам, оно тесно связано с эмпирическим мышлением человека, и определенные его элементы каждый из нас знает и применяет в жизни.

Но все же для установления разницы между обычным и научным мышлением нам стоит обозначить два центральных понятия:

  • Мышление – это познавательная и исследовательская активность человека, стремящегося к объективному отражению в своем сознании сути объектов, предметов и явлений реальности вокруг себя.
  • Наука – это деятельность, состоящая в сборе, разработке и систематизации данных о мире, ставящая перед собой цель объяснить события и явления окружающего мира на основе научных законов.

Отсюда можно сделать вывод: если при эмпирическом мышлении человек оперирует своим субъективным опытом и использует самые простые формы анализа, то при мышлении научном он применяет методы объективности, системности и доказательности. Но по мере развития науки человек пришел к заключению, что различия между двумя рассматриваемыми способами мышлений вовсе не является настолько категоричными, как может показаться на первый взгляд. Они оба выстраиваются на едином механизме – абстрагировании.

Это означает, что человек, познавая мир, применяет свою способность «отключаться» от конкретных характеристик предметов и явлений, чтобы увидеть существенное. В качестве примера можно назвать сопоставление объектов и явлений, людей и предметов и их сортировку.

Чтобы проиллюстрировать это, достаточно вспомнить, как мы делим свое окружение на близких людей и тех, с кем не желаем общаться, разделяем коллег на подчиненных и начальников, определяем пищу как вкусную или невкусную и т.д. Все это требуется нам, чтобы мы могли лучше понимать, как действовать в тех или иных ситуациях, исходя из своих целей и задач. Но, так или иначе, мы все равно можем выделить две категории людей:

  • Люди, ориентированные на стиль научного мышления. Как правило, они очень активны, психологически гибки, независимы, охотно принимают новое и готовы к переменам. Они предпочитают спорить и дискутировать, стремятся оценивать мир объективно.
  • Люди, ориентированные на стиль ненаучного мышления. Такие люди тяготеют ко всему интересному, загадочному и несущему практическую пользу. В жизни они руководствуются чувствами, оставляя суть вещей, доказательства и проверку результатов на втором плане.

Мы не беремся судить, какой стиль мышления лучше, ведь каждый может придерживаться своих взглядов на этот счет. Но все-таки можем указать на то, что научное мышление (даже если оно применяется лишь иногда) обладает рядом ощутимых плюсов. Во-первых, оно способствует получению основных знаний о множестве объектов и явлений окружающего мира, а значит, служит страховкой от невежества, глупости и безграмотности. Во-вторых, такой способ мыслить прекрасно развивает не только точное и математическое, но и творческое и абстрактное мышление.

В-третьих, научное мышление формирует пытливый ум и мотивирует человека к решению огромного количества задач – учебных, профессиональных, деловых, личных. Кроме того, оно закладывает основы командной работы, а значит, и создает ценность взаимопонимания и взаимной поддержки. Впрочем, о значении науки в жизни человека и общества очень хорошо рассказывается в этом видеоролике.

Читайте также:  Инженерное мышление: уровни оценки и формирование инженерного мышления

Особенности научного мышления

  • Объективность. Если взять любой другой способ мышления и познания, то мы увидим симбиоз объективного и субъективного восприятия. При научном мышлении субъективное и объективное четко разграничиваются. Например, когда мы смотрим на картину художника, вы всегда увидим отпечаток его субъективного взгляда, а когда изучаем законы Ньютона, никакой информации о личности ученого не получаем.
  • Системность. Теоретические основы, на которых зиждется любой комплекс научных знаний, создает конкретную систему. Эта система может выстраиваться десятками и даже сотнями лет, и включает в себя как описания, так и объяснения явлений и фактов, определяющих впоследствии термины и понятия.
  • Обоснованность. Массив научных знаний включает в себя огромнейшее количество теорий, гипотез и предположений. Какие-то из них доказаны, а какие-то – нет. Но в любом случае каждая из них преследует цель быть обоснованно доказанной или опровергнутой в будущем.
  • Устремленность в будущее. Наука и научное мышление предполагают изучение явлений, предметов и объектов, не только актуальных на текущий временной период, но и тех, что будут важны в перспективе. Наука стремится к предвидению развития, видоизменения и трансформации того, что она изучает, в нечто, что будет полезно человечеству в будущем. Этим и обусловлена одна из фундаментальных задач науки – определение законов и закономерностей развития объектов и явлений. Научное мышление позволяет конструировать будущее из отдельных элементов настоящего.
  • Концептуальность. При научном способе мышления все законы, термины и теории закрепляются на конкретном языке – с помощью символов, формул и других знаков. При этом данный язык формируется на протяжении всего времени, пока существует наука, а также находится в состоянии постоянного развития, дополнения и усовершенствования.
  • Осознанность. Абсолютно все научные методы, которые применяют в своей работе ученые и исследователи, изучая явления, объекты и связи между ними, предельно точно осознаются людьми и находятся под их постоянным контролем.
  • Экспериментальный подход. Подобно эмпирическим методам познания, научное познание подразумевает проведение экспериментов, в частности в тех случаях, когда формируются какие-либо понятия и теории. Но только научный способ мышления способствует получению достаточного объема результатов, с помощью которых можно делать достоверные выводы.
  • Построение теорий. Используя экспериментальный способ получения сведений, ученые составляют из информации теории.
  • логическая непротиворечивость – научные знания и их элементы не должны противоречить друг другу;
  • подтверждаемость и воспроизводимость – все достоверные научные знания должны при необходимости снова подтверждаться опытным путем;
  • простота – максимально возможный круг явлений должен объясняться с помощью относительно небольшого количества оснований и без использования произвольных допущений;
  • преемственность – из множества новых идей, конкурирующих друг с другом, предпочтение следует отдавать той, что «менее агрессивна» относительно предшествующего знания;
  • наличие методологии – научное знание должно предполагать использование специальных методов и приемов, и они должны быть обоснованными;
  • точность и формализация – знания, полученные благодаря научному мышлению, должны быть предельно точны и фиксироваться в форме четких законов, принципов и понятий.

Эмпирический уровень знания

Эмпирическое знание – это знание, достоверность которого удалось доказать; знание, основанное на неопровержимых фактах. Вещи, существующие отдельно, фактами назвать нельзя. К примеру, гроза, Пушкин или Енисей – это не факты. Фактами будут служить утверждения, которые фиксируют конкретное отношение или свойство: во время грозы идет дождь, роман «Евгений Онегин» написал А. С. Пушкин, Енисей впадает в Карское море и т.п.

Говоря о научном мышлении, мы можем сказать, что наука никогда не оперирует «чистыми» фактами. Все знания, полученные эмпирическим путем, требуют толкования, исходящего из конкретных предпосылок. В этом плане факты будут иметь смысл лишь в рамках определенных теорий. Эмпирический закон является законом, справедливость которого установлена исключительно из опытных данных, но не из теоретических соображений.

Теоретический уровень знания

  • Теория. Она определяется либо как система центральных идей относительно какой-то области знания, либо как форма научного знания, благодаря которой можно получить целостное представление о закономерностях и взаимосвязях окружающего мира.
  • Гипотеза. Ее можно трактовать либо как форму научного познания, либо как предположительное суждение о причинных связях явлений окружающего мира.
  • Проблема. В качестве нее всегда выступает противоречивая ситуация, в которой при объяснении каких-то явлений возникают противоречия. Проблема требует наличия для своего разрешения объективной теории.
  • Закон. Законом является устоявшееся, повторяющееся и значимое отношение между какими-либо явлениями окружающего мира. Законы могут быть общими (для больших групп явлений), универсальными и частными (для отдельных явлений).

Эти формы научного мышления призваны стимулировать научные изыскания и способствовать обоснованию получаемых при их помощи результатов. Также они наглядно показывают всю сложность характера представленного типа мысли. По сути, к ним же можно отнести понятия, суждения, категории, принципы и т.д., но с формально-логической точки зрения они не требуют отдельного рассмотрения. А если изучать их с содержательной стороны, то они больше относятся к теории познания вообще, и на эту тему у нас есть отдельная статья «Теория познания».

Особенностями научного мышления и наличием двух основных уровней научного знания обусловлены, помимо прочего, еще и принципы и методы научного мышления. Рассмотрим их основные положения.

Принципы и методы научного мышления

Одним из основных принципов научного мышления является использование эксперимента. Это схоже с эмпирическим мышлением, но разница состоит в том, что при научном подходе результаты экспериментов распространяются на более широкий круг явлений, а у исследователя есть возможность делать более разнообразные выводы. Делается это посредством построения теорий. Другими словами, одна из особенностей научного подхода заключается в том, что мы можем анализировать и обобщать данные, получаемые в результате экспериментов.

Другой принцип научного мышления гласит, что исследователь всегда должен стремиться к отстраненности и объективности. В то время как эмпирическое мышление всегда предполагает прямое участие человека в эксперименте и последующую его оценку происходящего, научное мышление позволяет наблюдать со стороны. Благодаря этому мы уже не рискуем случайно или намеренно исказить результаты эксперимента.

И, согласно еще одному важному принципу научного мышления, исследователь должен систематизировать данные для построения теорий. Еще на так давно (до XIX столетия) чаще всего использовался эмпирический подход, когда явления рассматривались в отдельности друг от друга, а взаимосвязи между ними почти не изучались. Но сейчас намного б

Что же касается получения самих знаний, то научный способ мышления требует для этого применение специальных методов – способов достижения конкретной цели или решения конкретной задачи. Методы научного мышления (познания), как и уровни научного знания, делятся на эмпирические и теоретические, а также универсальные. К эмпирическим методам можно отнести:

  • Наблюдение – целенаправленное и осмысленное восприятие происходящего, обусловленное поставленной задачей. Главным условием здесь выступает объективность, дающая возможность повторить наблюдение или использовать какой-то другой метод исследования, к примеру, эксперимент.
  • Эксперимент – целенаправленное участие исследователя в процессе изучения объекта или явления, предполагающее активное воздействие на него (объект или явление) с помощью каких-либо средств.
  • Измерение – комплекс действий, преследующих цель определить отношение измеряемой величины к другой величине. При этом последняя принята исследователем за единицу, хранящуюся в средстве измерения.
  • Классификация – распределение явлений и объектов по видам, разрядам, отделам или классам на основе их общих признаков.
  • Формализация – метод, при котором научные знания выражаются через знаки искусственно созданного языка.
  • Математизация – метод, при котором в изучаемую область знания или сферу деятельности человека внедряются математические достижения и методы.
  • историческим называется то, что сложилось с течением времени;
  • абстрактным называется неразвитое состояние объекта или явления, при котором еще нельзя наблюдать устоявшиеся его особенности и свойства;
  • конкретным называется состояние объекта или явления в его органической целостности, когда проявляется все многообразие его свойств, связей и сторон.
  • Анализ – реальное или мысленное расчленение явления или объекта на отдельные элементы.
  • Синтез – реальное или мысленное соединение отдельных элементов явления или объекта в единую систему.
  • Дедукция – выделение из общего частного, из общих положений – положений особенных.
  • Индукция – рассуждения, ведущие от частных положений и фактов к общим выводам.
  • Применение аналогий – логический метод, при котором по сходству объектов и явлений по одним признакам делаются выводы об их сходстве по другим признакам.
  • Абстрагирование – мысленное выделение существенных признаков и связей объекта и отвлечение их от других, являющихся несущественными.
  • Моделирование – изучение явлений и объектов через построение и исследование их моделей.
  • Идеализация – мысленное конструирование понятий о явлениях и объектах, не существующих в реальном мире, но имеющих в нем прообразы.

Краткое резюме

Развитие научного мышления повлияло на формирование научной картины мира – особого типа системы знаний из разных областей, объединенных единой общенаучной доктриной. В ней соединяются биологические, химические, физические и математические законы, дающие общее описание мира. Кроме научной картины, у людей есть философские, художественные и религиозные воззрения на окружающую реальность. Но только научное восприятие можно назвать объективным, системным, синтезирующим и анализирующим. Кроме того, отражение научного восприятия можно найти и в религии, и в философии, и в продуктах художественной деятельности.

Научное познание и научное мышление самым серьезным образом повлияли на альтернативные способы мировосприятия. В современном мире можно наблюдать, что на основании достижений науки происходят изменения в церковных догматах, социальных нормах, искусстве и даже обыденной бытовой жизни людей. Можно смело утверждать, что, что научное мышление – это метод восприятия реальности, улучшающий само качество познания, способствующий самосовершенствованию личности.

В результате у человека возникает комплекс ощутимых преимуществ: он начинает осознавать и понимать наиболее актуальные индивидуальные задачи, ставить более реалистичные и достижимые цели, принимать правильные решения и эффективнее преодолевать трудности. Научное мышление способствует улучшению жизни каждого отдельного человека и общества в целом, а также пониманию смысла жизни и своего предназначения.

Научное мышление: значение, особенности и методы

Несмотря на то, что понятие мышления очень многогранно и включает в себя множество особенностей, способы мышления всегда можно условно разделить на эмпирический и научный.

Эмпирический способ мышления, считающийся обыденным, повседневным, предполагает то, что человек воспринимает мир субъективно, просто постоянно с ним взаимодействуя. Научный же способ отличается. Чем, что это и какое мышление считать научным – разберем в этой статье.

Чтобы узнать больше о способах мышления и научиться применять более 20 техник, чтобы быстро принимать эффективные решения, записывайтесь на онлайн-программу «Когнитивистика».

Суть научного мышления и его место в нашей жизни

Формирование научного мышления в качестве основного способа познания окружающей действительности началось относительно недавно, однако его основы и базовые закономерности начали закладывать еще древнегреческие мыслители. И невзирая на то, что сейчас понятие «научное мышление» больше знакомо ученым, исследователям и научным работникам, оно тесно связано с эмпирическим мышлением человека, и определенные его элементы каждый из нас знает и применяет в жизни.

Но все же для установления разницы между обычным и научным мышлением нам стоит обозначить два центральных понятия:

  • Мышление – это познавательная и исследовательская активность человека, стремящегося к объективному отражению в своем сознании сути объектов, предметов и явлений реальности вокруг себя.
  • Наука – это деятельность, состоящая в сборе, разработке и систематизации данных о мире, ставящая перед собой цель объяснить события и явления окружающего мира на основе научных законов.

Отсюда можно сделать вывод: если при эмпирическом мышлении человек оперирует своим субъективным опытом и использует самые простые формы анализа, то при мышлении научном он применяет методы объективности, системности и доказательности.

Но по мере развития науки человек пришел к заключению, что различия между двумя рассматриваемыми способами мышлений вовсе не является настолько категоричными, как может показаться на первый взгляд. Они оба выстраиваются на едином механизме – абстрагировании.

Это означает, что человек, познавая мир, применяет свою способность «отключаться» от конкретных характеристик предметов и явлений, чтобы увидеть существенное. В качестве примера можно назвать сопоставление объектов и явлений, людей и предметов и их сортировку.

Чтобы проиллюстрировать это, достаточно вспомнить, как мы делим свое окружение на близких людей и тех, с кем не желаем общаться, разделяем коллег на подчиненных и начальников, определяем пищу как вкусную или невкусную и т.д. Все это требуется нам, чтобы мы могли лучше понимать, как действовать в тех или иных ситуациях, исходя из своих целей и задач.

Но, так или иначе, мы все равно можем выделить две категории людей:

  • Люди, ориентированные на стиль научного мышления. Как правило, они очень активны, психологически гибки, независимы, охотно принимают новое и готовы к переменам. Они предпочитают спорить и дискутировать, стремятся оценивать мир объективно.
  • Люди, ориентированные на стиль ненаучного мышления. Такие люди тяготеют ко всему интересному, загадочному и несущему практическую пользу. В жизни они руководствуются чувствами, оставляя суть вещей, доказательства и проверку результатов на втором плане.

Мы не беремся судить, какой стиль мышления лучше, ведь каждый может придерживаться своих взглядов на этот счет. Но все-таки можем указать на то, что научное мышление (даже если оно применяется лишь иногда) обладает рядом ощутимых плюсов. Во-первых, оно способствует получению основных знаний о множестве объектов и явлений окружающего мира, а значит, служит страховкой от невежества, глупости и безграмотности.

Во-вторых, такой способ мыслить прекрасно развивает не только точное и математическое, но и творческое и абстрактное мышление.

В-третьих, научное мышление формирует пытливый ум и мотивирует человека к решению огромного количества задач – учебных, профессиональных, деловых, личных. Кроме того, оно закладывает основы командной работы, а значит, и создает ценность взаимопонимания и взаимной поддержки. Впрочем, о значении науки в жизни человека и общества очень хорошо рассказывается в этом видеоролике.

Особенности научного мышления

Наука – это особая сфера жизнедеятельности человека, в которой вырабатываются и теоретически систематизируются знания об окружающей действительности, она одновременно представляет собой и деятельность по получению новых знаний, и ее результат, т.е. совокупность тех знаний, которые лежат в основе научной картины мира.

И, конечно же, мышление людей, тяготеющих к науке, отличается от мышления «обычных людей». Вот какие особенности научного мышления мы можем выделить:

  • Объективность. Если взять любой другой способ мышления и познания, то мы увидим симбиоз объективного и субъективного восприятия. При научном мышлении субъективное и объективное четко разграничиваются. Например, когда мы смотрим на картину художника, вы всегда увидим отпечаток его субъективного взгляда, а когда изучаем законы Ньютона, никакой информации о личности ученого не получаем.
  • Системность. Теоретические основы, на которых зиждется любой комплекс научных знаний, создает конкретную систему. Эта система может выстраиваться десятками и даже сотнями лет, и включает в себя как описания, так и объяснения явлений и фактов, определяющих впоследствии термины и понятия.
  • Обоснованность. Массив научных знаний включает в себя огромнейшее количество теорий, гипотез и предположений. Какие-то из них доказаны, а какие-то – нет. Но в любом случае каждая из них преследует цель быть обоснованно доказанной или опровергнутой в будущем.
  • Устремленность в будущее. Наука и научное мышление предполагают изучение явлений, предметов и объектов, не только актуальных на текущий временной период, но и тех, что будут важны в перспективе. Наука стремится к предвидению развития, видоизменения и трансформации того, что она изучает, в нечто, что будет полезно человечеству в будущем. Этим и обусловлена одна из фундаментальных задач науки – определение законов и закономерностей развития объектов и явлений. Научное мышление позволяет конструировать будущее из отдельных элементов настоящего.
  • Концептуальность. При научном способе мышления все законы, термины и теории закрепляются на конкретном языке – с помощью символов, формул и других знаков. При этом данный язык формируется на протяжении всего времени, пока существует наука, а также находится в состоянии постоянного развития, дополнения и усовершенствования.
  • Осознанность. Абсолютно все научные методы, которые применяют в своей работе ученые и исследователи, изучая явления, объекты и связи между ними, предельно точно осознаются людьми и находятся под их постоянным контролем.
  • Экспериментальный подход. Подобно эмпирическим методам познания, научное познание подразумевает проведение экспериментов, в частности в тех случаях, когда формируются какие-либо понятия и теории. Но только научный способ мышления способствует получению достаточного объема результатов, с помощью которых можно делать достоверные выводы.
  • Построение теорий. Используя экспериментальный способ получения сведений, ученые составляют из информации теории.
Читайте также:  Функции воображения: свойства и типы: активное и пассивное воображение

Кроме перечисленных особенностей научного мышления мы можем указать и еще несколько:

  • логическая непротиворечивость – научные знания и их элементы не должны противоречить друг другу;
  • подтверждаемость и воспроизводимость – все достоверные научные знания должны при необходимости снова подтверждаться опытным путем;
  • простота – максимально возможный круг явлений должен объясняться с помощью относительно небольшого количества оснований и без использования произвольных допущений;
  • преемственность – из множества новых идей, конкурирующих друг с другом, предпочтение следует отдавать той, что «менее агрессивна» относительно предшествующего знания;
  • наличие методологии – научное знание должно предполагать использование специальных методов и приемов, и они должны быть обоснованными;
  • точность и формализация – знания, полученные благодаря научному мышлению, должны быть предельно точны и фиксироваться в форме четких законов, принципов и понятий.

Если обобщить все вышесказанное, можно заключить, что научное мышление может выполнять познавательную, практически-деятельностную, культурную и культурно-мировоззренческую функции, а также функцию социальную, ведь оно способствует изучению жизни и деятельности людей и нередко определяет пути и способы практического применения имеющихся у нас знаний и навыков.

Здесь же будет уместно сказать и о том, что у любого научного знания (знания, полученного посредством научного мышления) есть два уровня – эмпирический и теоретический.

Эмпирический уровень знания

Эмпирическое знание – это знание, достоверность которого удалось доказать; знание, основанное на неопровержимых фактах. Вещи, существующие отдельно, фактами назвать нельзя. К примеру, гроза, Пушкин или Енисей – это не факты. Фактами будут служить утверждения, которые фиксируют конкретное отношение или свойство: во время грозы идет дождь, роман «Евгений Онегин» написал А. С. Пушкин, Енисей впадает в Карское море и т.п.

Говоря о научном мышлении, мы можем сказать, что наука никогда не оперирует «чистыми» фактами. Все знания, полученные эмпирическим путем, требуют толкования, исходящего из конкретных предпосылок. В этом плане факты будут иметь смысл лишь в рамках определенных теорий. Эмпирический закон является законом, справедливость которого установлена исключительно из опытных данных, но не из теоретических соображений.

Теоретический уровень знания

Теоретические знания могут иметь одну из четырех базовых форм:

  • Теория. Она определяется либо как система центральных идей относительно какой-то области знания, либо как форма научного знания, благодаря которой можно получить целостное представление о закономерностях и взаимосвязях окружающего мира.
  • Гипотеза. Ее можно трактовать либо как форму научного познания, либо как предположительное суждение о причинных связях явлений окружающего мира.
  • Проблема. В качестве нее всегда выступает противоречивая ситуация, в которой при объяснении каких-то явлений возникают противоречия. Проблема требует наличия для своего разрешения объективной теории.
  • Закон. Законом является устоявшееся, повторяющееся и значимое отношение между какими-либо явлениями окружающего мира. Законы могут быть общими (для больших групп явлений), универсальными и частными (для отдельных явлений).

Эти формы научного мышления призваны стимулировать научные изыскания и способствовать обоснованию получаемых при их помощи результатов. Также они наглядно показывают всю сложность характера представленного типа мысли.

По сути, к ним же можно отнести понятия, суждения, категории, принципы и т.д., но с формально-логической точки зрения они не требуют отдельного рассмотрения. А если изучать их с содержательной стороны, то они больше относятся к теории познания вообще, и на эту тему у нас есть отдельная статья «Теория познания».

Особенностями научного мышления и наличием двух основных уровней научного знания обусловлены, помимо прочего, еще и принципы и методы научного мышления. Рассмотрим их основные положения.

Принципы и методы научного мышления

Одним из основных принципов научного мышления является использование эксперимента. Это схоже с эмпирическим мышлением, но разница состоит в том, что при научном подходе результаты экспериментов распространяются на более широкий круг явлений, а у исследователя есть возможность делать более разнообразные выводы.

Делается это посредством построения теорий. Другими словами, одна из особенностей научного подхода заключается в том, что мы можем анализировать и обобщать данные, получаемые в результате экспериментов.

Другой принцип научного мышления гласит, что исследователь всегда должен стремиться к отстраненности и объективности. В то время как эмпирическое мышление всегда предполагает прямое участие человека в эксперименте и последующую его оценку происходящего, научное мышление позволяет наблюдать со стороны. Благодаря этому мы уже не рискуем случайно или намеренно исказить результаты эксперимента.

И, согласно еще одному важному принципу научного мышления, исследователь должен систематизировать данные для построения теорий. Еще на так давно (до XIX столетия) чаще всего использовался эмпирический подход, когда явления рассматривались в отдельности друг от друга, а взаимосвязи между ними почти не изучались. Но сейчас намного большее значение имеет теоретический синтез знаний и их систематизация.

Что же касается получения самих знаний, то научный способ мышления требует для этого применение специальных методов – способов достижения конкретной цели или решения конкретной задачи. Методы научного мышления (познания), как и уровни научного знания, делятся на эмпирические и теоретические, а также универсальные.

К эмпирическим методам можно отнести:

  • Наблюдение – целенаправленное и осмысленное восприятие происходящего, обусловленное поставленной задачей. Главным условием здесь выступает объективность, дающая возможность повторить наблюдение или использовать какой-то другой метод исследования, к примеру, эксперимент.
  • Эксперимент – целенаправленное участие исследователя в процессе изучения объекта или явления, предполагающее активное воздействие на него (объект или явление) с помощью каких-либо средств.
  • Измерение – комплекс действий, преследующих цель определить отношение измеряемой величины к другой величине. При этом последняя принята исследователем за единицу, хранящуюся в средстве измерения.
  • Классификация – распределение явлений и объектов по видам, разрядам, отделам или классам на основе их общих признаков.

Теоретические методы разделяются на следующие:

  • Формализация – метод, при котором научные знания выражаются через знаки искусственно созданного языка.
  • Математизация – метод, при котором в изучаемую область знания или сферу деятельности человека внедряются математические достижения и методы.

При этом важно помнить, что теоретические методы рассчитаны на работу с историческими, абстрактными и конкретными знаниями и понятиями:

  • историческим называется то, что сложилось с течением времени;
  • абстрактным называется неразвитое состояние объекта или явления, при котором еще нельзя наблюдать устоявшиеся его особенности и свойства;
  • конкретным называется состояние объекта или явления в его органической целостности, когда проявляется все многообразие его свойств, связей и сторон.

Универсальных методов существует чуть больше:

  • Анализ – реальное или мысленное расчленение явления или объекта на отдельные элементы.
  • Синтез – реальное или мысленное соединение отдельных элементов явления или объекта в единую систему.
  • Дедукция – выделение из общего частного, из общих положений – положений особенных.
  • Индукция – рассуждения, ведущие от частных положений и фактов к общим выводам.
  • Применение аналогий – логический метод, при котором по сходству объектов и явлений по одним признакам делаются выводы об их сходстве по другим признакам.
  • Абстрагирование – мысленное выделение существенных признаков и связей объекта и отвлечение их от других, являющихся несущественными.
  • Моделирование – изучение явлений и объектов через построение и исследование их моделей.
  • Идеализация – мысленное конструирование понятий о явлениях и объектах, не существующих в реальном мире, но имеющих в нем прообразы.

Таковы основные методы научного мышления. Естественно, мы опустили множество деталей и указали лишь основы, но мы и не претендуем на всесторонне рассмотрение этого вопроса. Наша задача – познакомить вас с базовыми идеями и понятиями, и думаем, что мы с ней справились. Поэтому остается лишь подвести итог.

Краткое резюме

Развитие научного мышления повлияло на формирование научной картины мира – особого типа системы знаний из разных областей, объединенных единой общенаучной доктриной. В ней соединяются биологические, химические, физические и математические законы, дающие общее описание мира.

Кроме научной картины, у людей есть философские, художественные и религиозные воззрения на окружающую реальность. Но только научное восприятие можно назвать объективным, системным, синтезирующим и анализирующим. Кроме того, отражение научного восприятия можно найти и в религии, и в философии, и в продуктах художественной деятельности.

Научное познание и научное мышление самым серьезным образом повлияли на альтернативные способы мировосприятия. В современном мире можно наблюдать, что на основании достижений науки происходят изменения в церковных догматах, социальных нормах, искусстве и даже обыденной бытовой жизни людей.

Можно смело утверждать, что, что научное мышление – это метод восприятия реальности, улучшающий само качество познания, способствующий самосовершенствованию личности. В результате у человека возникает комплекс ощутимых преимуществ: он начинает осознавать и понимать наиболее актуальные индивидуальные задачи, ставить более реалистичные и достижимые цели, принимать правильные решения и эффективнее преодолевать трудности.

Научное мышление способствует улучшению жизни каждого отдельного человека и общества в целом, а также пониманию смысла жизни и своего предназначения.

Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки – Теоретический материал (экспресс-курс) – ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.

Современные учёные предлагают несколько моделей развития научного знания.

Постепенное развитие науки

Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа учёного должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников

Развитие науки через научные революции

Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм»1.

Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания

За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. Отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость

Развитие через интеграцию научного знания

Строить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук

Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определённое воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.

Функции современной науки

Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать своё мировоззрение, научные представления — часть общего образования, культуры

Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития

Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Основными особенностями научного познания являются следующие:

— объективность добываемого знания;

— развитость понятийного аппарата (категориальность);

— рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;

— высокий уровень обобщения знаний;

— использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать всё в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако всё, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.

Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.

Научный факт (от лат. factum — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.

Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.

Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.

Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.

Гипотеза (от гр. hypothesis — основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.

Теория (от гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности.

Читайте также:  Pигидность мышления это отклонение психики: Понятие и особенности регидности

Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому её можно рассматривать как систему законов.

Метод (от гр. methodos — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).

Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.

Эксперимент (от лат. experimentum — проба, опыт)

Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования

Исследование какого-либо явления путём активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении

Отсутствие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования

Наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования

Возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств

Создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; материальные воздействия на объект или условия; измерения с применением соответствующих технических устройств

К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.

(от гр. analysis — разложение)

(от гр. synthesis — соединение)

Процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части

Процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей

Познание не может сделать действительного шага вперёд, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза — органическая, внутренне необходимая.

Неразрывно связаны между собой методы индукции и дедукции, которые обусловливают друг друга в процессе познания.

(от лат. inductio — наведение)

(от лат. deductio — выведение)

Путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение

Доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер

Универсальным методом научного познания является аналогия (от гр. analogia — соответствие) — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Моделирование (фр. modele, от лат. modulus — образец, мера) — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.

Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении какого-либо свойства или отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.

К универсальным методам познания относится идеализация — мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально неосуществимых в опыте и действительности. Примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.

К теоретическим методам научного познания принадлежит единство исторического и логического.

Связан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления

Описание исторического процесса во всём его многообразии, с учётом его неповторимых, индивидуальных особенностей

Связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса

Отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизведя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и главных вех его истории

Исторический и логический методы тесно связаны между собой. Исторический метод без логического слеп, а логический без изучения реальной истории беспредметен.

Чтобы мысленно воспроизвести объект в его целостности, используют теоретический метод научного познания, получивший название восхождения от конкретного к абстрактному.

Формализация (от лат. forma — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

Математизация — использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам.

Только единство всех методов современного научного познания обеспечивает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.

С переходом к Новому времени начинается становление естественных наук, которые изучают универсальные и всеобщие связи, господствующие в мире природы.

В эпоху индустриальной цивилизации происходит становление социального и гуманитарного знания.

Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества.

Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств.

Особенности общественных наук

1. Субъект и объект познания совпадают. Общественная жизнь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познаёт здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).

2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания. Общественные науки задевают непосредственно интересы людей.

3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание. Естествознание насквозь инструментально, в то время как обществознание — это служение истине как ценности, как правде; естествознание — «истины разума», обществознание — «истины сердца».

4. Сложность объекта познания — общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания.

Поскольку общество является сложным и многоаспектным понятием, каждая из социальных наук рассматривает определяющую область общественной жизни. Наиболее общие знания об обществе в целом призваны давать такие науки, как философия и социология.

Важнейшие социальные науки

Наука, изучающая прошлое человеческого общества

(от лат. cultura — возделывание, обрабатывание и гр. logos — учение, слово)

Комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю совокупность знаний о культуре

(от гр. polity — права гражданства, политический порядок и logos — учение, слово)

Наука, объектом изучения которой является многообразие политической жизни (институты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдельных обществ, так и мирового сообщества в целом

Наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности

(от гр. societas — общество и гр. logos — учение, слово)

Наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных

Философия (от гр. phileo — люблю и sophia — мудрость)

Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания

(от гр. oikos — домашнее хозяйство и nomos — правило)

Наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности

(от гр. aisthetikos — чувствующий, чувственный)

Наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты

(от гр. ethos — привычка, обычай)

Одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль

5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе изучения общества можно говорить об установлении только относительных истин.

6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент. Наиболее распространённым методом социального исследования является научная абстракция, в научном обществознании исключительно велика роль мышления.

1 Парадигма (от гр. paradeigma — пример, образец) — господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2020 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Наука и особенности научного мышления

Наука – одна из сфер человеческой деятельности, направленной на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мире. Это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. В отличие от других сфер человеческой деятельности, в науке производство знаний является средством, целью и продуктом труда.

Признаки

Науку как явление можно рассматривать с разных позиций. Это область культуры, ее духовной сферы, а также социальный институт – организованная структура, призванная удовлетворять потребность общества в знании. Науку как вид деятельности характеризуют следующие признаки:

  • постановка цели получения знания – объективной истины;
  • направленность на объект, выявление законов его существования, функционирования, развития и преобразования в результате человеческой деятельности;
  • рационалистический подход – изучение предметов и явлений всегда основывается на разуме;
  • предвидение будущего с целью дальнейшего освоения действительности;
  • наличие комплекса методов и процедур, используемых для обоснования, доказательства и проверки получаемых знаний (эксперимент);
  • объединение полученных знаний в целостную систему;
  • наличие специфического языка – знаков, символов, формул, терминов;
  • наличие гипотез, догадок, вероятностных суждений наряду со строгой доказательностью.

Научное познание – сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, складывающихся в целостную, непрерывно развивающуюся систему.

Классификация

Для описания такого разветвленного, многоуровневого, системного явления как наука, существует общепринятая классификация, разделяющая ее виды на основе отличительных признаков. По предмету исследования науки делятся на 3 вида:

  • Естественные – изучают явления, процессы и объекты материального мира. К ним относят физику, химию, биологию, астрономию и др. Человек также считается частью этого мира и объектом изучения естественных наук.
  • Гуманитарные – изучают человека как духовное существо, а также законы развития общества. Этими науками являются психология, социология, история, культурология, лингвистика, обществознание, филология.
  • Технические – отвечают за развитие техники и технологий, имеют прикладное значение (информатика, архитектура, механика, электротехника). По сути, являются обособившимися ответвлениями естественных наук.

Существуют и другие принципы классификации наук. По методам исследования их подразделяют на теоретические, апеллирующие абстрактными понятиями и математическими вычислениями, и эмпирические, использующие в качестве метода познания опыт и эксперимент. По мере практической реализации достижений науки делятся на фундаментальные и прикладные. Первые – оказывают влияние на мышление, вторые – на образ жизни.

Функции

Наука выполняет в обществе ряд важных функций:

Денежный розыгрыш Вконтакте! Как лучше учиться и меньше уставать? –>

  • познавательная – производство и воспроизводство знаний, их систематизация;
  • культурная – формирование объективного мировоззрения, воспитание личности как субъекта познания и деятельности;
  • образовательная – разработка методов, форм обучения, стратегии образования;
  • практическая – наука выступает непосредственным участником производства, здравоохранения, образования, быта.

В современных условиях все сильнее стала выделяться социальная функция науки. Это проявляется в ситуациях, когда результаты научных изысканий используются в разработке программ социально-экономического развития.

Особенности научного мышления

Научное мышление – это мышление, направленное на познание глубинной сущности материального мира. Противопоставляется обыденному мышлению, базирующемуся на здравом смысле и житейском опыте. Основными особенностями научного мышления являются:

  • объективность;
  • универсальность, широта обобщений;
  • нацеленность на будущее, предвидение того, как объекты будут видоизменяться в дальнейшем;
  • системность полученных знаний;
  • осознанный выбор методов и средств изучения объектов;
  • обоснованность, строгая доказательность;
  • использование эксперимента для подтверждения или опровержения теорий, гипотез.

Научное мышление – это способ познания, основанный на естественнонаучной образовательной базе, а также умении творчески переосмысливать предшествующий опыт – свой и других людей.

Методы научного мышления

Научное мышление имеет целью дать наблюдаемым фактам и явлениям рациональное объяснение. Для решения поставленной задачи требуется использование специальных методов – способов достижения конкретной цели. Методы научного мышления делятся на эмпирические, теоретические и универсальные.

Эмпирические:

  • наблюдение – целенаправленное и осмысленное восприятие происходящего, обусловленное поставленной задачей;
  • эксперимент – активное воздействие на объект или явление в процессе его изучения;
  • измерение – определение отношения одной величины к другой величине;
  • классификация – распределение предметов анализа на основе общих признаков;

Теоретические:

  • формализация – отражение знаний посредством искусственно созданного языка;
  • математизация – внедрение в изучаемую область математических методов и достижений;

Универсальные:

  • анализ – расчленение целого на составные элементы;
  • синтез – соединение разрозненных элементов в единое целое;
  • дедукция – цепь умозаключений, в которой звенья связаны между собой логическими выводами;
  • индукция – рассуждения, ведущие от частностей к общим выводам;
  • аналогии – познание путем сравнения;
  • абстрагирование – искусственное отвлечение отдельных свойств предмета, явления и выделение других для упрощения процесса постижения объекта;
  • моделирование – исследование объектов познания путем построения их моделей;
  • идеализация – глубокое абстрагирование, создание упрощенной модели изучаемого явления, достаточной для достижения цели исследования.

Человеку необходимо воспринимать мир как упорядоченную систему причинно-следственных связей, это необходимо для адаптации к окружающей среде, предвидения событий. Научное мышление отвечает этим потребностям, обеспечивает адекватное объяснение событий и явлений.

Заключение

Наука – одно из важнейших проявлений духовной культуры. Она дает объективное видение картины мира, содействует целостному развитию личности, участвует в решении важнейших проблем общества, реализует себя в качестве непосредственной производительной силы. Уровень развития науки является показателем развития общества и государства.

В своем высказывании автор имел в виду, что человек должен придерживаться чувства меры во всех сферах.

С приближением момента выпуска ребенка из детского сада родители.

«500 дней» или законопроект Шаталина-Явлинского – отклоненная Верховным.

В подсознании большинства людей понятие позитивизма автоматически ассоциируется с.

Коллизионное право – комплекс правовых норм, регулирующих противоречия.

Человек постоянно взаимодействует с окружающей средой.

Жизнь общества настолько разнообразна и специфична, что не может существовать без каких-либо норм и.

В 1366-1367 годах по указу князя Дмитрия Ивановича в столице.

У каждого человека в жизни появлялась хотя бы раз необходимость дополнительного.

Термин «ратификация» (от лат. ratus – утвержденный и facio – делаю) означает придание особо важному документу или.

чёткий или чоткий Правильный вариант написания: «чёткий». Правило В корне слова.

В Древней Руси князь, Боярская дума и демократический элемент политики, вече.

Ссылка на основную публикацию