Задания для индивидуальной работы по русскому языку для учащихся 2 класса
1. Раздели слова на слоги:
2. Раздели слова для переноса:
3. Подчеркните в предложении все гласные буквы:
Марина села на скорый поезд до Москвы.
4. Подчеркни в предложении все согласные буквы:
Марина села на скорый поезд до Москвы.
5. Подчеркни слова в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука:
Мел, клён, балуется, ёлка, добряк, льёт, каюта, пряник.
6. Поставь ударение в словах:
Магазин, портфель, краны, тёрка, свёкла, стол, книга, белка, мел.
7. Подчеркни в словах буквы мягких согласных звуков:
Ксюша, маленький, котёнок, капуста.
8 . Подчеркни в словах буквы твёрдых согласных звуков:
Ксюша, маленький, котёнок, капуста.
9. Подчеркни слова, которые правильно разделены на слоги:
Лей-ка, по-ду-май, стро-й-ка, сто-йте, я-сли, чай-ник.
10. Выпишите те слова, в которых букв больше, чем звуков. Посчитай количество звуков и букв.
Коньки, машина, мальчик, топор, ягуар.
11. Выпиши те слова, в которых букв меньше, чем звуков. Посчитай количество звуков и букв.
Яблоко, лось, Ксения, машина, орешки.
___________________________________
___________________________________
12. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова:
Н…га – ___________________, стр…ла -_____________________,
В…да – ___________________, гр…бы – ______________________,
Арбу… -__________________, моро… – ______________________,
Гр…чи – __________________, сугро… – ______________________.
13. Вставь пропущенные буквы:
Коло…, арбу…, расска…, ланды…, чи…, эта…, тетра…ь, творо…, фарту…, сапо… .
14. Вставь пропущенные буквы:
Н…га, стр…ла, в…да, к…за, с…ды, сл…ды, тр…ва, гр…бы, хл…ба, з…рно, з…ма, г…ра, м…ря, д…ревья, с…ва, з…мля.
16. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком:
Осенью, беличья, десять, мальчик, просыпалась, деревья, листья.
15. Вставь пропущенные буквы:
Ж…знь, ш…шка, ч…стица, ч…довище, ноч…ка, доч…ка, щ…вель, ч…сто, ч…десный, душ…стый, ч…дный, ш…повник, ч…совщик.
17. Определи, что содержит предложения, правильный ответ подчеркни:
1. Сегодня утром мы с родителями отправились в поход.
(сообщение, приказ, просьба, вопрос)
2. Что ты сегодня будешь делать? (сообщение, приветствие, вопрос, совет)
3. Доброе утро, мой малыш! (сообщение, приветствие, вопрос, совет)
18. Раздели текст на предложения, соблюдая правила оформления предложений:
С деревьев облетели последние листья ветер гнал по небу серые облака однажды гадкий утёнок оказался в маленькой избушке старый пёс дремал в углу по полу разгуливала белая курица.
19. Посчитай в словах количество звуков и букв:
Балет: ____б., _____зв.
Медальон: _____б., _____зв.
Бельчонок: _____б., ______зв.
Ябеда: _______б., ______зв.
20. Измени число слова:
21. Определи число имен существительных:
Тополя, львы, жираф, подушка, палас, этажи, этажерка, кактус, дневник,
диски, черепаха, рыбки, перья, открытка, коровы, телефон, тополя.
22. Запиши по 4 слова имен существительных, отвечающих на вопрос:
23. Найди в словах ошибки и исправь их:
Шырина, чюдо, чящя, циган, птици, кочька, анна, таполя, дуп, михаил, Росия,
клас, сорока, варона, машына, Ирина александровна, рика волга, деревя.
25. Найди в каждой группе слов лишнее и подчеркни его:
Корова, баран, тигр, гитара, ворона.
Ромашка, роза, сирень, ласточка, трава.
Пальто, свитер, колготки, мальчик, бант.
26. Найди в предложениях имена существительные и подчеркни их:
Машина тихо ехала по дороге. Сорока сидела на дереве. На небе ярко светит луна. Лев, тигр и ягуар – дикие животные.
27. Подчеркни имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? – одной чертой , а имена существительные, которые отвечают на вопрос что? – двумя чертами.
Сирень, сорока, гладить, бегать, желтый, пальто, воробей, стол, белый,
тетрадь, мальчик, мама, спит, зеленеет.
28. Подчеркни только те слова, в которых все согласные мягкие:
Карина, Юля, хижина, ель, сирень, чаща, чайник, Митя, мель, Марина.
29. Подчеркни только те слова, в которых все согласные твердые:
Снежинка, машина, жизнь, телега, жук, шмель, цирюльник, Москва, мороз.
30. Найди в тексте имена собственные, исправь в них ошибки.
Дядя коля жил в городе кореновск на улице красная. Утром он встретил своего друга игоря. Они отправились на прогулку на катере по реке волга.
31. Запиши по 2 слова – имени собственного:
32.Запиши по 2 слова – имени собственного:
33. Вставь пропущенные буквы:
… рбуз, в…р…бей, р…бота, р…бята, пл…ток, п…тух, с…п…ги, сах…р, дев…чка, т…релка, т…традь, х…р…шо, яг…да, …зык.
34. Вставь где надо мягкий знак:
Мал…чик, колокол…чик, лос…, Ол…га, медвед…, руч…и, ноч…ка, туч…ка, мощ…ност…, конеч…но.
35. Найди и подчеркни слова, которые обозначают действия предметов.
Морж, кричать, лежит, мороз, станок, гудит, спит, диван, кровать,
красивая, могучая, чинить, свистеть, компьютер.
36. Подбери к именам существительным глаголы.
37. Запиши глаголы, которые отвечают на вопросы (по 2 слова к каждому вопросу):
38. Соедини стрелками:
39. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.
Бегает, спит, мама, Елена, машина, красная, большой, смешной, роза, валенки,
Викторина по русскому языку во 2 классе
Викторина приурочена к Дню словарей и энциклопедий.Занимательные вопросы, интересные задания по русскому языку.
Содержимое разработки
Открытое внеклассное мероприятие к Дню словаря
Викторина по Русскому языку во 2 классе
«Наш великий, могучий, прекрасный русский язык»
– прививать любовь к родному языку;
– закреплять знания и умения, полученные на уроках;
– воспитывать у уч-ся бережное отношение к родному слову;
-развивать интерес к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;
– расширять словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке.
Личностные УУД:
– формировать интерес к предметно-исследовательской деятельности;
Регулятивные УУД:
-формировать умение принимать роль в учебном сотрудничестве;
Познавательные УУД:
-формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
Коммуникативные:
-формировать умение воспринимать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему мнению.
I.Органицационный момент
II.Сообщение темы и целей мероприятия
Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашей викторины. Сегодня у нас викторина по русскому языку. Не случайно мы проводим ее сегодня ,22 ноября- в День словарей и энциклопедий( СЛАЙД 2) Главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские писатели.
Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»
–Дети, а какие словари вы знаете? (Примерные ответы детей : орфографический, толковый, словарь синонимов, словарь антонимов.После ответов детей вывешиваются изображения словарей на доску( ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
— А каких авторов- составителей словарей вы знаете ?
(Примерные ответы детей: Владимир Даль, Сергей Ожегов, не знаем)
— Действительно , Владимир Иванович Даль является составителем «Толкового словаря живого великорусского языка», Сергей Иванович Ожегов является одним из составителей «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова ( СЛАЙД 3).
Класс делится на 4 команды. Команды придумывают название.
III. Конкурс первый –« Представление команд» ( СЛАЙДЫ 4, 5, 6, 7, 8).
Каждая команда представляет свою эмблему, капитана, девиз. Конкурс оценивается в один балл. Команды : « Почемучки», « Умники», « Семицветик» , « Знайки».
IV. Конкурс второй – « Словарный» ( СЛАЙД 9)
В этом конкурсе необходимо вначале вставить пропущенные буквы, а затем разделить все слова на две группы : школа и животные( СЛАЙДЫ 10,11,12).
Конкурс оценивается в один балл за каждый правильный ответ:
К..рандаш, л..сица, з..яц, т. традь, р..бота, к..рова, уч..ник , д..журный ,с..бака, м..дведь.
V. Конкурс третий –« Алфавит» ( СЛАЙД 13)
Конкурс основан на знании алфавита. В нем необходимо по зашифрованным буквам отгадать спрятанное слово( СЛАЙДЫ 14, 15). Конкурс оценивается в один балл за правильно отгаданное слово : НОЯБРЬ:
Следующая буква за « М»
Первая буква перед « П»
Последняя буква Алфавита
Следующая буква за « А»
Буква между « П» и « С»
Четвертая буква от конца Алфавита
VI. Конкурс четвертый –« Загадкино»( СЛАЙД 16).За каждое правильно найденное слово один балл.
Найдите слова , которые спряталсь в словах ( СЛАЙД 17, 18):
Хлев , коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, точки.
VII.Конкурс пятый -« Назови одним словом» ( СЛАЙД 19).Каждое правильно названное слово один балл.
Храбрый человек? ( храбрец), болтливый человек? ( болтун) , ленивый человек? ( лентяй), богатый человек? ( богач), грубый человек? ( грубиян),веселый человек? ( весельчак) ( СЛАЙДЫ 20, 21)
VIII.Конкурс шестой- « Ударение- волшебное превращение»( СЛАЙД 22)
Правильно расставь ударение в выделенных словах( СЛАЙДЫ23, 24, 25, 26):
В дом войти никто не мог , на двери висит ЗАМОК .
Я песок руками рою, королевский ЗАМОК строю.
На стенке ГВОЗДИКИ торчат,
Повешу я на них плакат.
ГВОЗДИКИ, розы, маргаритки,
Растут на клумбе у калитки.
Конкурс оценивается в один балл за каждое правильно поставленное ударение:
Учитель : мы заканчиваем нашу викторину, и я надеюсь, что сегодня вы почерпнули для себя много нового и интересного( подсчитываем баллы, оглашаем результаты ).
От слова грязного, гнилого освободим нашу гордую речь!
Русское светлое, красивое слово от черного слова будем беречь!
Сборник . “Занимательные задания на уроках русского языка 1-2 классах в начальной школе”
Сборник грамматических игр и заданий
для 1-2 классов в начальной школе.
Составила: Алексеенко Татьяна Борисовна
учитель начальных классов.
Наиболее эффективный прием обучения детей 1-2 классов на уроках русского языка – это введение в урок элемента игры и занимательности.
Игра на уроке не самоцель, не средство развлечь учеников. Это обычное упражнение, облечённое в занимательную форму (рассказ-шутку, сказку, загадку, ребус, чайнворд и т.д.). Занимательность нередко достигается повышенной трудностью, нестандартностью, а подчас и необычностью поставленной задачи, которую приходится решать ученику. Содержание же игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний.
В процессе игры, связанной, например, с русским языком, дети незаметно для себя практикуются в разграничении сложных языковых явлений, отыскивают примеры, соответствующие тому или иному правилу, с большим удовольствием упражняются в написании трудных слов, а в результате приобретают более прочные практические и орфографические навыки.
Важной стороной в игре является и воспитательная сторона. Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, вырабатывает умение быстро ориентироваться, находить правильное решение.
Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят в играх, а придя в школу, долгое время не могут быть внимательными, усидчивыми. Только хорошо продуманный план урока помогает учителю выработать у учащихся внимательность и усидчивость. Никакие методы в преподавании не могут заменить игру, особенно в 1 и 2 классах на уроках русского языка. А. С. Макаренко писал так: «В детском возрасте игра – это норма, и ребята должны играть, даже когда делают серьёзное дело». Умело используя это свойство детей, учитель может организовать грамматические игры и задания на своих занятиях, развивая творческие способности детей.
Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы. Нельзя подходить к ребятам очень по серьёзному и забывать, что игра – это тоже учёба. Закономерно поэтому стремление учителей начальных классов шире привлечь на уроке игру, найти новые виды игр и занимательных упражнений, сделать более действенным их использование.
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ИГРА
Способствует развитию связной речи и письма. Это упражнения для тренировки навыков письма, задания на развитие орфографической зоркости, игры с буквами, слогами и целыми словами, задания на развитие речи, а так же скороговорки, загадки, небылицы.
«Строим» новые слова
Поменяйте местами слоги в словах. Какие новые слова у тебя получатся?
Ответ:насос, мышка, ложа, весна, терка, шина, банка, койка.
Слог за слогом «строим слово»
Составь цепочку из слов, в которой последний слог предыдущего слова является начальным слогом следующего. Например: я-ма, ма-ши-на, на-вес, вес-на, на-ле-во и т.д.
Добавьте ещё слог!
Добавьте к слову ещё один или два слога, чтобы получилось новое слово. Например, к слову пар – добавим слог -та, получится слово: парта.
Пограничники
После краткой беседы о пограничниках учитель открывает записанные на доске слова и предлагает ученикам «взять бинокли» (сложить ладони рук) и наблюдать. Заметивши орфограмму «опускают бинокли» и готовятся «докладывать начальнику заставы» правило или проверочное слово. Для разнообразия можно записывать слова в столбик, в строку, с пропущенной орфограммой.
Например:ежи
стрижиРебята
ужи подчёркивают
час орфограмму
Или:мыш. гараж. ч..деса, щ..ка, чиж..к.
Дети вставляют буквы.
Один раз проводится игра «Пограничники», другой – «Космонавты».
Пограничники в ночном наряде
Воспитательный момент – беседа о важности соблюдения тишины, осторожности, умения прислушиваться. «Пограничники слушают с закрытыми глазами (если это словарный диктант или один из видов диктанта). Затем дети открывают глаза и на пальцах показывают, сколько орфограмм услышали и запомнили. Вызванный ученик «докладывает» правила, остальные поправляют или дополняют.
Кошка и мыши.
Используется при прохождении непроизносимых согласных, безударных гласных. Игра проводится после беседы о том, что мышки выходят, когда в доме засыпают. Вызываются ученики по количеству слов или орфограмм в предложениях на доске. Учитель показывает мелом «кошку», а ученики разбирают «мышек» с буквами и прикрепляют их вместо точек. Тот, кто ошибся, считается пойманным. Вариантом этой игры может быть: «Лиса и зайцы», «Охотник и белки», «Щука и рыбёшки», «Жмурки». В последней игре водящий жмурится, а остальные «прячут» в слова фигурки «детей», сидящих, стоящих на коленях и т.д. Водящий сосчитав до 5 (раз, два, три, четыре, пять, я иду проверять), проверяет, все ли фигурки на своих местах, подтверждает словом то, что проверяет.
Ловкий вратарь
Беседа о спорте, о футболистах. Детям раздаются листки бумаги, которые они подписывают, а затем сдают на проверку. Игра проводится на время и по вариантам. Побеждает тот, кто написал больше, правильнее, аккуратнее, поймал больше «мячей». Победителей можно наградить вымпелами, вырезанными – выполнившим работу на «отлично», зелёный – на «хорошо».
Игра проводится во время работы над деформированным текстом. Кто правильно и красиво построит предложения, тот победил.
ХИТРЫЕ ВОПРОСЫ
Что нужно сделать, чтобы из слова дом получить слово дым?
Как слово стул превратить в слово стол?
Занимательные задания – сборник вопросов с ответами по русскому языку для школьников 2 класса
Тридцать занимательных заданий для викторин по русскому языку взяты из моего опыта работы. Конечно, все задания с ответами.
1. В каком слове сорок гласных?
2. В каких словах по сто согласных?
3. За какой согласный звук надо спрятать другой согласный звук, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий?
4. Какое слово жалуется, что ему не хватает до сотни?
5. Какой алфавит состоит всего из шести букв?
6. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького грызуна?
7. Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево?
8. В каком числительном содержится приказ?
9. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это?
10. В каком слове 100 отрицаний.
11. Какова разница в значении между словами индус и индеец?
12. Каково происхождение слова столица?
13. Чем отличаются значения слов приуменьшить и преуменьшить?
14. Каково происхождение слова мешок?
15. Слово среда имеет два значения: “день недели” и “то, что находится вокруг, окружение”. В каком падеже и в чём именно проявляется различие этих двух значений?
16. Определите разряд прилагательного заячий.
17. Что такое звательный падеж?
18. Объясните смысловую разницу в словосочетаниях два часа – двое часов.
19. Какое местоимение женского рода превратилось в существительное – спортивный термин?
20. Назовите 3 глагола, которые не употребляются без -ся.
21. Образуйте совершенный вид от глаголов говорить, ловить, брать.
22. Один ученик в сочинении написал: “Необозримы и необходимы просторы нашей страны”. В чём заключалась его ошибка? Что он имел в виду на самом деле?
23. Есть ли наречие в стихотворении М.Ю. Лермонтова “Парус”. Ответ поясните.
24. Как образовались наречия сегодня и завтра?
25. Какова неопределёная форма глагола вылечу?
26. Одинаково ли звучат при чтении слева направо и наоборот слова дед, казак, шалаш, доход?
27. В слове лёгкий буква г произносится как х. Вспомните ещё 2 слова, имеющих такую же особенность
28. В каком существительном 7 букв о?
29. Отгадайте загадку в стихах:
С буквой о я круг приятелей,
С буквой а – мероприятие.
30. А вот ещё одно стихотворение. О чём оно напоминает?
Смотреть, всё слышать, видеть,
Зависеть, ненавидеть,
Вертеть, держать, дышать,
Терпеть, обидеть, гнать.
Вопросы-шутки
2. Стол, стон, стог, стоп.
6. Ка-мыш – мыш-ка (поменять местами слоги).
Вопросы посерьёзнее
11. Индус – житель Индии; индеец – представитель коренного населения Америки.
12. В древней Руси слово стол означало престол, трон, кресло, на котором сидит князь. Поэтому главный город княжества называли стольным градом или столицей.
13. Приуменьшить – немного уменьшить (приставка при- имеет значение неполного действия). Преуменьшить – очень уменьшить (пре- = очень).
14. Слово мешок произошло от слова мех, так как сначала мешки делались из шкур и имели мех.
15. В винительном падеже ударение падает на разные слоги, например: состояться в сре́ду – поместить в щелочную среду́.
16. Притяжательные и относительные, в зависимости от контекста: (чей?) заячий хвост – (какой?) заячий тулуп.
17. Звательный падеж в древности использовался для обращений: князь – княже, отец – отче и т.п. Мы до сих пор используем форму звательного падежа, причём даже в разговорной речи, например: Боже мой! Господи!
18. Два часа – время; двое часов – два предмета, прибора, измеряющих время.
20. Смеяться, бояться, гордиться, стараться и т.п.
21. Сказать, поймать, взять.
22. Ученик не понял лексического значения причастия необходимы, поэтому неправильно его употребил: хотел сказать “невозможно оглядеть и обойти”, а получилось “необозримы и очень нужны”.
23. Нет. Слово светлей является сравнительной степенью прилагательного светлый.
24. Сего (этого) + дня = сегодня. За + утро = заутра = завтра.
25. Такую форму в 1-м лице единственного числа имеют два глагола: вылететь и вылечить.
26. Одинаково звучат, т.е. имеют одинаковый звуковой состав слева направо и справа налево лишь шалаш [шалаш] и казак [казак]; дед [д`эт], доход [дахот] при чтении справа налево имеют другой состав и последовательность звуков. Если же учитывать ударения, то ни одно слово не звучит одинаково слева направо и справа налево.
29. Компания – кампания.
30. О том, что эти глаголы на -еть и -ать относятся ко второму спряжению.
Использованная литература
1. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч.1. – М. : Гос. учебно-педагогич. изд-во, 1962.
2. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч.2. – М. : Просвещение, 1967.
3. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М., 1982.
4. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л., 1990.
5. Мекрежинская Е.К., Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика. – Киев : Радянська школа, 1968
6. Сидоров С.В. Организация недели словесности в школе: Методические рекомендации. – Курган : ИПКиПРО Курганской обл., 1997.
АНТОНИМЫ — это… (100 примеров слов)
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным значением. Укажем примеры антонимов, являющихся словами разных частей речи.
Понятие об антонимах
Многообразие и богатство лексики русского языке создают синонимы, антонимы, паронимы и омонимы. Чтобы выяснить, что обозначает лингвистический термин «антонимы», обратимся к его происхождению. Это слово составляют греческая приставка анти-, что значит «против», и слово «онима» — «имя». В результате получим значение слова «антоним» — «противоположное имя».
Дадим точное определение этого термина.
Определение
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением.
А вот какое определение, что такое антонимы дает Википедия:
Анто́нимы (др.-греч. ἀντι- приставка со значением противоположности + ὄνομα «имя») — это сл ова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».
Антонимы, в отличие от синонимов, имеют прямо противоположное лексическое значение:
- умный — глупый;
- день — ночь;
- радушно — неприязненно.
Антонимами, как правило, являются слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос. Они характеризуют предмет, признак или явление с одной и той же стороны, указывая на одно и то же качество, но по значению прямо противоположное. Эти слова составляют антонимические пары.
Примеры слов
Приведем примеры антонимов, принадлежащих к разным частям речи.
Существительные-антонимы
- восход — закат;
- добро — зло;
- утро — вечер;
- мир — война;
- огонь — вода;
- труженик — бездельник;
- лето — зима;
- друг — враг;
- грусть — радость;
- болтун — молчун;
- храбрость — трусость.
Прилагательные-антонимы
- грязный — чистый;
- смелый — трусливый;
- громкий — тихий;
- широкий — узкий;
- толстый — тонкий;
- длинный — короткий;
- сильный — слабый;
- высокий — низкий;
- женственный — мужественный;
- светлый — темный;
- далекий — близкий.
Глаголы-антонимы
- молчать — говорить;
- бежать — стоять;
- радоваться — огорчаться;
- стемнело — рассвело;
- ругать — хвалить;
- взять — отдать;
- построить — поломать;
- защитить — обидеть;
- вымокнуть — высохнуть.
Наречия-антонимы
- зимой — летом;
- утром — вечером;
- пешком — бегом;
- интересно — скучно;
- рано — поздно;
- впереди — позади;
- всегда — никогда;
- тут — там;
- глубоко — мелко.
Что обозначают антонимы?
Понаблюдав за антонимами, выясним, что они выражают разные отношения:
1. временные
- конец — начало;
- днем — ночью;
- ранний — поздний;
2. пространственные
- далеко — близко;
- налево — направо;
- внутри — снаружи;
3. качественные
- любовь — ненависть;
- злость — доброта;
- веселый — грустный;
- молодой — старый;
4. количественные
- много — мало;
- избыток — недостаток;
- дорого — дешево.
Однокоренные антонимы
В лексике русского языка выделяют пары антонимов с разными корнями и однокоренные антонимы. Пару однокоренных антонимов составляют слова, которые имеют в морфемном составе один и тот же корень, но различаются противоположными по значению приставками:
- от нести — при нести;
- в ставить — вы ставить;
- у бегать — при бегать;
- раз деваться — о деваться;
- за крыть — от крыть;
- за гадать — от гадать.
Однокоренные антонимы создает приставка не-:
- веселый — не веселый вид;
- близкий — не близкий путь;
- громкий — не громкий шепот;
- простая — не простая задача;
- мало — не мало вопросов.
Значение антонимов в речи
Антонимы делают нашу речь более образной и яркой. Противопоставление помогает образно рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие друг на друга картины окружающего мира, оттенить одно качество предмета на фоне другого, сопоставимого с ним, передать более полно и точно чувства и переживания людей. Эти слова обогащают любое высказывание, так как уточняют значение слов. Благодаря антонимам, речь становится выразительной, красивой и точной. Чтобы убедиться в этом, понаблюдаем за высказываниями мыслителей и известных писателей.
От плохого начала и конец бывает плохой (Еврипид).
Радости забываются, а печали — никогда (М. Ю. Лермонтов).
Чтобы любить добро , нужно всем сердцем ненавидеть зло (Ф. Вольф).
И злой и добрый — каждый за свои поступки получают воздаяние (И. Гёте).
Антонимы в пословицах
Не было бы счастья , да несчастье помогло.
Готовь сани летом , а телегу зимой .
Не знаешь, где найдешь , а где потеряешь .
Недосол на столе, пересол на спине.
По одежке встречают , по уму провожают .
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Сначала густо , а под конец пусто .
Глупый ищет место, а разумного и в углу видно.
На черной земле белый хлеб родится.
Полный колос к земле клонится , а пустой к небу тянется .
Контекстуальные антонимы
В антонимические отношения могут вступать слова в зависимости от значения контекста. Такие слова становятся антонимами в определенном сообщении по воле его автора. Контекстуальные антонимы уточняют мысль писателя, делают её образной и помогают создать полную характеристику описываемому явлению или объекту. С их помощью можно выразить предельное противопоставление между рассматриваемыми явлениями действительности, качествами предметов, чувствами людей. Контекстуальные антонимы объёмно и точно выражают авторскую оценку изображаемого.
Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (А. С. Пушкин).
Фразеологизмы-антонимы
Антонимами могут быть не только отдельные слова, а и словосочетания и обороты речи. Устойчивые словосочетания, фразеологизмы, могут иметь противоположное значение, то есть являться антонимами.
Примеры
- во все лопатки — черепашьим шагом;
- работать засучив рукава — работать спустя рукава;
- куры не клюют — кот наплакал;
- слово в слово — вилами по воде писано;
- в двух шагах отсюда — у черта на куличках;
- семи пядей во лбу — без царя в голове;
- от рук отбиться — взять в руки;
- камень за пазухой держать — с открытой душой;
- сидеть сложа руки — работать не покладая рук;
- держать ухо востро — ворон считать;
- лясы точить — воды в рот набрать;
- на чужой шее сидеть — своим горбом жить;
- от доски до доски — с пятого на десятое.
Видеоурок
Что такое антонимы в русском языке? Примеры слов
Антонимы — это слова одной и той же части речи с противоположным значением. Укажем примеры антонимов, являющихся словами разных частей речи.
Понятие об антонимах
Многообразие и богатство лексики русского языке создают синонимы, антонимы, паронимы и омонимы. Чтобы выяснить, что обозначает лингвистический термин «антонимы», обратимся к его происхождению. Это слово составляют греческая приставка анти-, что значит «против», и слово «онима» — «имя». В результате получим значение слова «антоним» — «противоположное имя».
Дадим точное определение этого термина.
Определение
А вот какое определение, что такое антонимы дает Википедия:
Антонимы, в отличие от синонимов, имеют прямо противоположное лексическое значение:
- умный — глупый;
- день — ночь;
- радушно — неприязненно.
Антонимами, как правило, являются слова одной и той же части речи, которые отвечают на один и тот же вопрос. Они характеризуют предмет, признак или явление с одной и той же стороны, указывая на одно и то же качество, но по значению прямо противоположное. Эти слова составляют антонимические пары.
Примеры слов
Приведем примеры антонимов, принадлежащих к разным частям речи.
Существительные-антонимы
- восход — закат;
- добро — зло;
- утро — вечер;
- мир — война;
- огонь — вода;
- труженик — бездельник;
- лето — зима;
- друг — враг;
- грусть — радость;
- болтун — молчун;
- храбрость — трусость.
Прилагательные-антонимы
- грязный — чистый;
- смелый — трусливый;
- громкий — тихий;
- широкий — узкий;
- толстый — тонкий;
- длинный — короткий;
- сильный — слабый;
- высокий — низкий;
- женственный — мужественный;
- светлый — темный;
- далекий — близкий.
Глаголы-антонимы
- молчать — говорить;
- бежать — стоять;
- радоваться — огорчаться;
- стемнело — рассвело;
- ругать — хвалить;
- взять — отдать;
- построить — поломать;
- защитить — обидеть;
- вымокнуть — высохнуть.
Наречия-антонимы
- зимой — летом;
- утром — вечером;
- пешком — бегом;
- интересно — скучно;
- рано — поздно;
- впереди — позади;
- всегда — никогда;
- тут — там;
- глубоко — мелко.
Что обозначают антонимы?
Понаблюдав за антонимами, выясним, что они выражают разные отношения:
1. временные
- конец — начало;
- днем — ночью;
- ранний — поздний;
2. пространственные
- далеко — близко;
- налево — направо;
- внутри — снаружи;
3. качественные
- любовь — ненависть;
- злость — доброта;
- веселый — грустный;
- молодой — старый;
4. количественные
- много — мало;
- избыток — недостаток;
- дорого — дешево.
Однокоренные антонимы
В лексике русского языка выделяют пары антонимов с разными корнями и однокоренные антонимы. Пару однокоренных антонимов составляют слова, которые имеют в морфемном составе один и тот же корень, но различаются противоположными по значению приставками:
- от нести — при нести;
- в ставить — вы ставить;
- у бегать — при бегать;
- раз деваться — о деваться;
- за крыть — от крыть;
- за гадать — от гадать.
Однокоренные антонимы создает приставка не-:
- веселый — не веселый вид;
- близкий — не близкий путь;
- громкий — не громкий шепот;
- простая — не простая задача;
- мало — не мало вопросов.
Значение антонимов в речи
Антонимы делают нашу речь более образной и яркой. Противопоставление помогает образно рассказать о совершенно противоположных явлениях, нарисовать непохожие друг на друга картины окружающего мира, оттенить одно качество предмета на фоне другого, сопоставимого с ним, передать более полно и точно чувства и переживания людей. Эти слова обогащают любое высказывание, так как уточняют значение слов. Благодаря антонимам, речь становится выразительной, красивой и точной. Чтобы убедиться в этом, понаблюдаем за высказываниями мыслителей и известных писателей.
От плохого начала и конец бывает плохой (Еврипид).
Радости забываются, а печали — никогда (М. Ю. Лермонтов).
Чтобы любить добро , нужно всем сердцем ненавидеть зло (Ф. Вольф).
И злой и добрый — каждый за свои поступки получают воздаяние (И. Гёте).
Антонимы в пословицах
Не было бы счастья , да несчастье помогло.
Готовь сани летом , а телегу зимой .
Не знаешь, где найдешь , а где потеряешь .
Недосол на столе, пересол на спине.
По одежке встречают , по уму провожают .
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Сначала густо , а под конец пусто .
Глупый ищет место, а разумного и в углу видно.
На черной земле белый хлеб родится.
Полный колос к земле клонится , а пустой к небу тянется .
Контекстуальные антонимы
В антонимические отношения могут вступать слова в зависимости от значения контекста. Такие слова становятся антонимами в определенном сообщении по воле его автора. Контекстуальные антонимы уточняют мысль писателя, делают её образной и помогают создать полную характеристику описываемому явлению или объекту. С их помощью можно выразить предельное противопоставление между рассматриваемыми явлениями действительности, качествами предметов, чувствами людей. Контекстуальные антонимы объёмно и точно выражают авторскую оценку изображаемого.
Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (А. С. Пушкин).
Фразеологизмы-антонимы
Антонимами могут быть не только отдельные слова, а и словосочетания и обороты речи. Устойчивые словосочетания, фразеологизмы, могут иметь противоположное значение, то есть являться антонимами.
Примеры
- во все лопатки — черепашьим шагом;
- работать засучив рукава — работать спустя рукава;
- куры не клюют — кот наплакал;
- слово в слово — вилами по воде писано;
- в двух шагах отсюда — у черта на куличках;
- семи пядей во лбу — без царя в голове;
- от рук отбиться — взять в руки;
- камень за пазухой держать — с открытой душой;
- сидеть сложа руки — работать не покладая рук;
- держать ухо востро — ворон считать;
- лясы точить — воды в рот набрать;
- на чужой шее сидеть — своим горбом жить;
- от доски до доски — с пятого на десятое.
Видеоурок
Что такое Антонимы
Антонимы — это слова, которые противоположны по своему значению другим словам той же части. Такие слова образуют антонимические пары.
Противопоставляются сами предметы, действия и явления или их характер, признаки и свойства.
Например, анфас — профиль (сущ. — сущ.), великан — карлик (сущ. — сущ.), истинный — ложный (прил. — прил.), вежливый — грубый (прил. — прил.), забывать — вспоминать (гл. — гл.), защищать — обвинять (гл. — гл.).
Когда же речь идёт о словах, которые похожи по значению, это синонимы. Например, истинный — правдивый, вежливый — воспитанный.
Какие бывают виды антонимов?
Различают полные и контекстные, однокорневые и разнокорневые, соразмерные и несоразмерные антонимы.
Полные
Антонимические пары составляют такие слова, значение которых крайне противоположно. Примеры: пустой — полный, худой — толстый, войти — выйти, правда — ложь, лёгкий — тяжёлый.
Контекстные (они же неполные или квазиантонимы)
Не доходят до предела в своем различии. Это слова являются антонимами в конкретном случае, при определённом контексте. Противопоставление лишь условное. Причиной может быть то, что у слова есть много значений или это задумка автора.
Примеры: пышный — бедный (пышный используется в значении богатый; полные антонимы: богатый — бедный); один — много (ведь полный антоним к слову много — это мало); великий — маленький (полные антонимы: большой — маленький); обожать — ненавидеть (ср. любить — ненавидеть).
Однокорневые
Такие слова-антонимы, у который одинаковый корень и к которым добавляется приставка. Эта приставка и придаёт слову антонимичный смысл.
Примеры: приходить — уходить, пристёгивать — отстёгивать, военный — антивоенный, человечный — античеловечный, революция — контрреволюция
Разнокорневые
У этих антонимов разные корни. Антонимичный смысл образуется, когда противопоставляются предметы, действия или их признаки/свойства.
Примеры: рано — поздно, любить — ненавидеть, да — нет, левый — правый.
Соразмерные по действию
Это такие антонимы, которые предельно противоположны по значению. Между ними нет других понятий. Они не только отрицают друг друга, но и несут в себе какое-то содержание, действие.
Примеры: лёгкий — тяжёлый, удар — контрудар, разбирать — собирать.
Несоразмерные по действию
Их значение не доходит до крайности. Второе слово из антонимической пары не несёт в себе действия или содержания. Оно лишь отрицает действие/содержание первого слова.
Примеры: думать — раздумать, молодой — средних лет.
А бывает так, что нет антонима?
Бывает. К словам без антонимов относят те, которые имеют конкретное значение, не имеют синонимов и не несут в себе какого-либо признака (качество, количество, время, пространство). Например:
- Слова с конкретным значением без признака: собака, часы, мотоцикл, кровать, холодильник.
- Термины: тангенс, биссектриса, логарифм, ампер, температура.
- Местоимения: я, ты, они.
- Имена собственные: Москва, Египет, Дунай, Тихий океан.
- Числительные: два, пять, десять.
- Относительные прилагательные: деревянный, школьный, спортивный, двухлетний.
- Притяжательные прилагательные: мамина, папина.
- Качественные прилагательные, которые обозначают цвет: жёлтый, синий, красный.
Примеры антонимов
любимый — ненавистный;
молодой — старый;
надземный — подземный;
закономерный — случайный;
разговорчивый — молчаливый;
храбрый — трусливый;
главный — второстепенный
жизнь — смерть;
защита — нападение;
материалист — идеалист;
разум — чувство;
красота — безобразие;
знание — незнание;
дружба — вражда
начинать — кончать;
помогать — мешать;
запрещать — позволять;
усиливать — ослаблять;
говорить — молчать;
замораживать — размораживать;
привинчивать — отвинчивать
хорошо — дурно;
близко — далеко;
вдоль — поперёк;
нельзя — можно;
часто — редко;
умно — глупо;
глухо — звонко
под самым носом — у чёрта на куличиках (близко — далеко);
на всех парах — черепашьим шагом (быстро — медленно);
как по маслу — через пень колоду (легко — тяжело);
в поте лица — валять дурака (трудиться — лениться);
голова садовая — семи пядей во лбу (глупый — умный)
Примеры контекстных антонимов в поэзии
Авторы подобрали свои антонимы, которые становятся антонимами лишь условно и в определённом контексте.
“От других мне хвала — что зола, от тебя и хула — похвала”. А. Ахматова (полные антонимы: похвала — ругань).
“О чём тоскуешь ты? Девицы веселятся, во всём лесу весёлый гул идёт, то песенки, то звонкий смех, то шёпот”. А. Островский (полные антонимы: веселиться — грустить).
“Прошлое страстно глядится в грядущее. Нет настоящего. Жалкого — нет”. А. Блок (полные антонимы: прошлый — будущий).
“Утраченное мне дороже, чем обретённое. Оно так безмятежно, так погоже, но прожитому не равно”. Д. Самойлов (полные антонимы: приобретать — терять).
“Его болезнь, боярин, многосложна: не плоть одна страдает — болен дух“. А. Толстой (полные антонимы: дух — тело).
“Да здравствует солнце, да скроется тьма!”. А. Пушкин (полные антонимы: свет — тьма).
Контекстные антонимы часто встречаются в пословицах:
Лучше воду пить в радости, чем мёд в кручине (радость противопоставляется кручине (грусть)).
Лучше умереть с честью, чем жить с позором (честь — позор; тогда как полный антоним чести — бесчестье).