Занимательные задания – сборник вопросов с ответами по русскому языку для школьников 2 класса

Задания для индивидуальной работы по русскому языку для учащихся 2 класса

1. Раздели слова на слоги:

2. Раздели слова для переноса:

3. Подчеркните в предложении все гласные буквы:

Марина села на скорый поезд до Москвы.

4. Подчеркни в предложении все согласные буквы:

Марина села на скорый поезд до Москвы.

5. Подчеркни слова в которых буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука:

Мел, клён, балуется, ёлка, добряк, льёт, каюта, пряник.

6. Поставь ударение в словах:

Магазин, портфель, краны, тёрка, свёкла, стол, книга, белка, мел.

7. Подчеркни в словах буквы мягких согласных звуков:

Ксюша, маленький, котёнок, капуста.

8 . Подчеркни в словах буквы твёрдых согласных звуков:

Ксюша, маленький, котёнок, капуста.

9. Подчеркни слова, которые правильно разделены на слоги:

Лей-ка, по-ду-май, стро-й-ка, сто-йте, я-сли, чай-ник.

10. Выпишите те слова, в которых букв больше, чем звуков. Посчитай количество звуков и букв.

Коньки, машина, мальчик, топор, ягуар.

11. Выпиши те слова, в которых букв меньше, чем звуков. Посчитай количество звуков и букв.

Яблоко, лось, Ксения, машина, орешки.

___________________________________

___________________________________

12. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова:

Н…га – ___________________, стр…ла -_____________________,

В…да – ___________________, гр…бы – ______________________,

Арбу… -__________________, моро… – ______________________,

Гр…чи – __________________, сугро… – ______________________.

13. Вставь пропущенные буквы:

Коло…, арбу…, расска…, ланды…, чи…, эта…, тетра…ь, творо…, фарту…, сапо… .

14. Вставь пропущенные буквы:

Н…га, стр…ла, в…да, к…за, с…ды, сл…ды, тр…ва, гр…бы, хл…ба, з…рно, з…ма, г…ра, м…ря, д…ревья, с…ва, з…мля.

16. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком:

Осенью, беличья, десять, мальчик, просыпалась, деревья, листья.

15. Вставь пропущенные буквы:

Ж…знь, ш…шка, ч…стица, ч…довище, ноч…ка, доч…ка, щ…вель, ч…сто, ч…десный, душ…стый, ч…дный, ш…повник, ч…совщик.

17. Определи, что содержит предложения, правильный ответ подчеркни:

1. Сегодня утром мы с родителями отправились в поход.

(сообщение, приказ, просьба, вопрос)

2. Что ты сегодня будешь делать? (сообщение, приветствие, вопрос, совет)

3. Доброе утро, мой малыш! (сообщение, приветствие, вопрос, совет)

18. Раздели текст на предложения, соблюдая правила оформления предложений:

С деревьев облетели последние листья ветер гнал по небу серые облака однажды гадкий утёнок оказался в маленькой избушке старый пёс дремал в углу по полу разгуливала белая курица.

19. Посчитай в словах количество звуков и букв:

Балет: ____б., _____зв.

Медальон: _____б., _____зв.

Бельчонок: _____б., ______зв.

Ябеда: _______б., ______зв.

20. Измени число слова:

21. Определи число имен существительных:

Тополя, львы, жираф, подушка, палас, этажи, этажерка, кактус, дневник,

диски, черепаха, рыбки, перья, открытка, коровы, телефон, тополя.

22. Запиши по 4 слова имен существительных, отвечающих на вопрос:

23. Найди в словах ошибки и исправь их:

Шырина, чюдо, чящя, циган, птици, кочька, анна, таполя, дуп, михаил, Росия,

клас, сорока, варона, машына, Ирина александровна, рика волга, деревя.

25. Найди в каждой группе слов лишнее и подчеркни его:

Корова, баран, тигр, гитара, ворона.

Ромашка, роза, сирень, ласточка, трава.

Пальто, свитер, колготки, мальчик, бант.

26. Найди в предложениях имена существительные и подчеркни их:

Машина тихо ехала по дороге. Сорока сидела на дереве. На небе ярко светит луна. Лев, тигр и ягуар – дикие животные.

27. Подчеркни имена существительные, которые отвечают на вопрос кто? – одной чертой , а имена существительные, которые отвечают на вопрос что? – двумя чертами.

Сирень, сорока, гладить, бегать, желтый, пальто, воробей, стол, белый,

тетрадь, мальчик, мама, спит, зеленеет.

28. Подчеркни только те слова, в которых все согласные мягкие:

Карина, Юля, хижина, ель, сирень, чаща, чайник, Митя, мель, Марина.

29. Подчеркни только те слова, в которых все согласные твердые:

Снежинка, машина, жизнь, телега, жук, шмель, цирюльник, Москва, мороз.

30. Найди в тексте имена собственные, исправь в них ошибки.

Дядя коля жил в городе кореновск на улице красная. Утром он встретил своего друга игоря. Они отправились на прогулку на катере по реке волга.

31. Запиши по 2 слова – имени собственного:

32.Запиши по 2 слова – имени собственного:

33. Вставь пропущенные буквы:

… рбуз, в…р…бей, р…бота, р…бята, пл…ток, п…тух, с…п…ги, сах…р, дев…чка, т…релка, т…традь, х…р…шо, яг…да, …зык.

34. Вставь где надо мягкий знак:

Мал…чик, колокол…чик, лос…, Ол…га, медвед…, руч…и, ноч…ка, туч…ка, мощ…ност…, конеч…но.

35. Найди и подчеркни слова, которые обозначают действия предметов.

Морж, кричать, лежит, мороз, станок, гудит, спит, диван, кровать,

красивая, могучая, чинить, свистеть, компьютер.

36. Подбери к именам существительным глаголы.

37. Запиши глаголы, которые отвечают на вопросы (по 2 слова к каждому вопросу):

38. Соедини стрелками:

39. Подчеркни имена прилагательные волнистой линией.

Бегает, спит, мама, Елена, машина, красная, большой, смешной, роза, валенки,

Викторина по русскому языку во 2 классе

Викторина приурочена к Дню словарей и энциклопедий.Занимательные вопросы, интересные задания по русскому языку.

Содержимое разработки

Открытое внеклассное мероприятие к Дню словаря

Викторина по Русскому языку во 2 классе

«Наш великий, могучий, прекрасный русский язык»

– прививать любовь к родному языку;

– закреплять знания и умения, полученные на уроках;

– воспитывать у уч-ся бережное отношение к родному слову;

-развивать интерес к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;

– расширять словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке.

Личностные УУД:

формировать интерес к предметно-исследовательской деятельности;

Регулятивные УУД:

-формировать умение принимать роль в учебном сотрудничестве;

Познавательные УУД:

-формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

Коммуникативные:

-формировать умение воспринимать другое мнение и позицию, договариваться, приходить к общему мнению.

I.Органицационный момент

II.Сообщение темы и целей мероприятия

Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости, участники нашей викторины. Сегодня у нас викторина по русскому языку. Не случайно мы проводим ее сегодня ,22 ноября- в День словарей и энциклопедий( СЛАЙД 2) Главный гость сегодня – его величество русский язык. Могуч и прекрасен русский язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские писатели.

Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

–Дети, а какие словари вы знаете? (Примерные ответы детей : орфографический, толковый, словарь синонимов, словарь антонимов.После ответов детей вывешиваются изображения словарей на доску( ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

— А каких авторов- составителей словарей вы знаете ?

(Примерные ответы детей: Владимир Даль, Сергей Ожегов, не знаем)

— Действительно , Владимир Иванович Даль является составителем «Толкового словаря живого великорусского языка», Сергей Иванович Ожегов является одним из составителей «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова ( СЛАЙД 3).

Класс делится на 4 команды. Команды придумывают название.

III. Конкурс первый –« Представление команд» ( СЛАЙДЫ 4, 5, 6, 7, 8).

Каждая команда представляет свою эмблему, капитана, девиз. Конкурс оценивается в один балл. Команды : « Почемучки», « Умники», « Семицветик» , « Знайки».

IV. Конкурс второй – « Словарный» ( СЛАЙД 9)

В этом конкурсе необходимо вначале вставить пропущенные буквы, а затем разделить все слова на две группы : школа и животные( СЛАЙДЫ 10,11,12).

Конкурс оценивается в один балл за каждый правильный ответ:

К..рандаш, л..сица, з..яц, т. традь, р..бота, к..рова, уч..ник , д..журный ,с..бака, м..дведь.

V. Конкурс третий –« Алфавит» ( СЛАЙД 13)

Конкурс основан на знании алфавита. В нем необходимо по зашифрованным буквам отгадать спрятанное слово( СЛАЙДЫ 14, 15). Конкурс оценивается в один балл за правильно отгаданное слово : НОЯБРЬ:

Следующая буква за « М»

Первая буква перед « П»

Последняя буква Алфавита

Следующая буква за « А»

Буква между « П» и « С»

Четвертая буква от конца Алфавита

VI. Конкурс четвертый –« Загадкино»( СЛАЙД 16).За каждое правильно найденное слово один балл.

Найдите слова , которые спряталсь в словах ( СЛАЙД 17, 18):

Хлев , коса, щель, зубр, столб, укол, удочка, точки.

VII.Конкурс пятый -« Назови одним словом» ( СЛАЙД 19).Каждое правильно названное слово один балл.

Храбрый человек? ( храбрец), болтливый человек? ( болтун) , ленивый человек? ( лентяй), богатый человек? ( богач), грубый человек? ( грубиян),веселый человек? ( весельчак) ( СЛАЙДЫ 20, 21)

VIII.Конкурс шестой- « Ударение- волшебное превращение»( СЛАЙД 22)

Правильно расставь ударение в выделенных словах( СЛАЙДЫ23, 24, 25, 26):

В дом войти никто не мог , на двери висит ЗАМОК .

Я песок руками рою, королевский ЗАМОК строю.

На стенке ГВОЗДИКИ торчат,

Повешу я на них плакат.

ГВОЗДИКИ, розы, маргаритки,

Растут на клумбе у калитки.

Конкурс оценивается в один балл за каждое правильно поставленное ударение:

Учитель : мы заканчиваем нашу викторину, и я надеюсь, что сегодня вы почерпнули для себя много нового и интересного( подсчитываем баллы, оглашаем результаты ).

От слова грязного, гнилого освободим нашу гордую речь!

Русское светлое, красивое слово от черного слова будем беречь!

Сборник . “Занимательные задания на уроках русского языка 1-2 классах в начальной школе”

Сборник грамматических игр и заданий

для 1-2 классов в начальной школе.

Составила: Алексеенко Татьяна Борисовна

учитель начальных классов.

Наиболее эффективный прием обучения детей 1-2 классов на уроках русского языка – это введение в урок элемента игры и занимательности.

Игра на уроке не самоцель, не средство развлечь учеников. Это обычное упражнение, облечённое в занимательную форму (рассказ-шутку, сказку, загадку, ребус, чайнворд и т.д.). Занимательность нередко достигается повышенной трудностью, нестандартностью, а подчас и необычностью поставленной задачи, которую приходится решать ученику. Содержание же игры служит выполнению учебной цели: закреплению и углублению знаний.

В процессе игры, связанной, например, с русским языком, дети незаметно для себя практикуются в разграничении сложных языковых явлений, отыскивают примеры, соответствующие тому или иному правилу, с большим удовольствием упражняются в написании трудных слов, а в результате приобретают более прочные практические и орфографические навыки.

Важной стороной в игре является и воспитательная сторона. Игра требует от участников сообразительности, внимания, учит выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, вырабатывает умение быстро ориентироваться, находить правильное решение.

Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят в играх, а придя в школу, долгое время не могут быть внимательными, усидчивыми. Только хорошо продуманный план урока помогает учителю выработать у учащихся внимательность и усидчивость. Никакие методы в преподавании не могут заменить игру, особенно в 1 и 2 классах на уроках русского языка. А. С. Макаренко писал так: «В детском возрасте игра – это норма, и ребята должны играть, даже когда делают серьёзное дело». Умело используя это свойство детей, учитель может организовать грамматические игры и задания на своих занятиях, развивая творческие способности детей.

Переход от игры к серьёзным занятиям слишком резок, между игрой и регламентированными школьными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужны переходные формы. Нельзя подходить к ребятам очень по серьёзному и забывать, что игра – это тоже учёба. Закономерно поэтому стремление учителей начальных классов шире привлечь на уроке игру, найти новые виды игр и занимательных упражнений, сделать более действенным их использование.

ГРАММАТИЧЕСКАЯ ИГРА

Способствует развитию связной речи и письма. Это упражнения для тренировки навыков письма, задания на развитие орфографической зоркости, игры с буквами, слогами и целыми словами, задания на развитие речи, а так же скороговорки, загадки, небылицы.

«Строим» новые слова

Поменяйте местами слоги в словах. Какие новые слова у тебя получатся?

Ответ:насос, мышка, ложа, весна, терка, шина, банка, койка.

Слог за слогом «строим слово»

Составь цепочку из слов, в которой последний слог предыдущего слова является начальным слогом следующего. Например: я-ма, ма-ши-на, на-вес, вес-на, на-ле-во и т.д.

Добавьте ещё слог!

Добавьте к слову ещё один или два слога, чтобы получилось новое слово. Например, к слову пар – добавим слог -та, получится слово: парта.

Пограничники

После краткой беседы о пограничниках учитель открывает записанные на доске слова и предлагает ученикам «взять бинокли» (сложить ладони рук) и наблюдать. Заметивши орфограмму «опускают бинокли» и готовятся «докладывать начальнику заставы» правило или проверочное слово. Для разнообразия можно записывать слова в столбик, в строку, с пропущенной орфограммой.

Например:ежи

стрижиРебята

ужи подчёркивают

час орфограмму

Или:мыш. гараж. ч..деса, щ..ка, чиж..к.

Дети вставляют буквы.

Один раз проводится игра «Пограничники», другой – «Космонавты».

Пограничники в ночном наряде

Воспитательный момент – беседа о важности соблюдения тишины, осторожности, умения прислушиваться. «Пограничники слушают с закрытыми глазами (если это словарный диктант или один из видов диктанта). Затем дети открывают глаза и на пальцах показывают, сколько орфограмм услышали и запомнили. Вызванный ученик «докладывает» правила, остальные поправляют или дополняют.

Кошка и мыши.

Используется при прохождении непроизносимых согласных, безударных гласных. Игра проводится после беседы о том, что мышки выходят, когда в доме засыпают. Вызываются ученики по количеству слов или орфограмм в предложениях на доске. Учитель показывает мелом «кошку», а ученики разбирают «мышек» с буквами и прикрепляют их вместо точек. Тот, кто ошибся, считается пойманным. Вариантом этой игры может быть: «Лиса и зайцы», «Охотник и белки», «Щука и рыбёшки», «Жмурки». В последней игре водящий жмурится, а остальные «прячут» в слова фигурки «детей», сидящих, стоящих на коленях и т.д. Водящий сосчитав до 5 (раз, два, три, четыре, пять, я иду проверять), проверяет, все ли фигурки на своих местах, подтверждает словом то, что проверяет.

Ловкий вратарь

Беседа о спорте, о футболистах. Детям раздаются листки бумаги, которые они подписывают, а затем сдают на проверку. Игра проводится на время и по вариантам. Побеждает тот, кто написал больше, правильнее, аккуратнее, поймал больше «мячей». Победителей можно наградить вымпелами, вырезанными – выполнившим работу на «отлично», зелёный – на «хорошо».

Игра проводится во время работы над деформированным текстом. Кто правильно и красиво построит предложения, тот победил.

ХИТРЫЕ ВОПРОСЫ

Что нужно сделать, чтобы из слова дом получить слово дым?

Как слово стул превратить в слово стол?

Занимательные задания – сборник вопросов с ответами по русскому языку для школьников 2 класса

Тридцать занимательных заданий для викторин по русскому языку взяты из моего опыта работы. Конечно, все задания с ответами.

1. В каком слове сорок гласных?

2. В каких словах по сто согласных?

3. За какой согласный звук надо спрятать другой согласный звук, чтобы получился одновременный выстрел из нескольких орудий?

4. Какое слово жалуется, что ему не хватает до сотни?

5. Какой алфавит состоит всего из шести букв?

6. Как превратить высокую траву, растущую по берегам водоёмов, в маленького грызуна?

7. Какое местоимение превратится в союз, если прочесть его справа налево?

8. В каком числительном содержится приказ?

9. Иногда его вешают, задирают, везде суют, а иногда с ним остаются. Что это?

10. В каком слове 100 отрицаний.

11. Какова разница в значении между словами индус и индеец?

12. Каково происхождение слова столица?

13. Чем отличаются значения слов приуменьшить и преуменьшить?

14. Каково происхождение слова мешок?

15. Слово среда имеет два значения: “день недели” и “то, что находится вокруг, окружение”. В каком падеже и в чём именно проявляется различие этих двух значений?

16. Определите разряд прилагательного заячий.

17. Что такое звательный падеж?

18. Объясните смысловую разницу в словосочетаниях два часа – двое часов.

19. Какое местоимение женского рода превратилось в существительное – спортивный термин?

20. Назовите 3 глагола, которые не употребляются без -ся.

21. Образуйте совершенный вид от глаголов говорить, ловить, брать.

22. Один ученик в сочинении написал: “Необозримы и необходимы просторы нашей страны”. В чём заключалась его ошибка? Что он имел в виду на самом деле?

23. Есть ли наречие в стихотворении М.Ю. Лермонтова “Парус”. Ответ поясните.

24. Как образовались наречия сегодня и завтра?

25. Какова неопределёная форма глагола вылечу?

26. Одинаково ли звучат при чтении слева направо и наоборот слова дед, казак, шалаш, доход?

27. В слове лёгкий буква г произносится как х. Вспомните ещё 2 слова, имеющих такую же особенность

28. В каком существительном 7 букв о?

29. Отгадайте загадку в стихах:
С буквой о я круг приятелей,
С буквой а – мероприятие.

30. А вот ещё одно стихотворение. О чём оно напоминает?
Смотреть, всё слышать, видеть,
Зависеть, ненавидеть,
Вертеть, держать, дышать,
Терпеть, обидеть, гнать.

Вопросы-шутки

2. Стол, стон, стог, стоп.

6. Ка-мыш – мыш-ка (поменять местами слоги).

Вопросы посерьёзнее

11. Индус – житель Индии; индеец – представитель коренного населения Америки.

12. В древней Руси слово стол означало престол, трон, кресло, на котором сидит князь. Поэтому главный город княжества называли стольным градом или столицей.

13. Приуменьшить – немного уменьшить (приставка при- имеет значение неполного действия). Преуменьшить – очень уменьшить (пре- = очень).

14. Слово мешок произошло от слова мех, так как сначала мешки делались из шкур и имели мех.

15. В винительном падеже ударение падает на разные слоги, например: состояться в сре́ду – поместить в щелочную среду́.

16. Притяжательные и относительные, в зависимости от контекста: (чей?) заячий хвост – (какой?) заячий тулуп.

17. Звательный падеж в древности использовался для обращений: князь – княже, отец – отче и т.п. Мы до сих пор используем форму звательного падежа, причём даже в разговорной речи, например: Боже мой! Господи!

18. Два часа – время; двое часов – два предмета, прибора, измеряющих время.

20. Смеяться, бояться, гордиться, стараться и т.п.

21. Сказать, поймать, взять.

22. Ученик не понял лексического значения причастия необходимы, поэтому неправильно его употребил: хотел сказать “невозможно оглядеть и обойти”, а получилось “необозримы и очень нужны”.

23. Нет. Слово светлей является сравнительной степенью прилагательного светлый.

24. Сего (этого) + дня = сегодня. За + утро = заутра = завтра.

25. Такую форму в 1-м лице единственного числа имеют два глагола: вылететь и вылечить.

26. Одинаково звучат, т.е. имеют одинаковый звуковой состав слева направо и справа налево лишь шалаш [шалаш] и казак [казак]; дед [д`эт], доход [дахот] при чтении справа налево имеют другой состав и последовательность звуков. Если же учитывать ударения, то ни одно слово не звучит одинаково слева направо и справа налево.

29. Компания – кампания.

30. О том, что эти глаголы на -еть и -ать относятся ко второму спряжению.

Использованная литература

1. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч.1. – М. : Гос. учебно-педагогич. изд-во, 1962.

2. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Ч.2. – М. : Просвещение, 1967.

3. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. – М., 1982.

4. Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. Занимательно о русском языке. – Л., 1990.

5. Мекрежинская Е.К., Гуревич А.Ю., Зарицкий С.А. Занимательная грамматика. – Киев : Радянська школа, 1968

6. Сидоров С.В. Организация недели словесности в школе: Методические рекомендации. – Курган : ИПКиПРО Курганской обл., 1997.

АНТОНИМЫ — это… (100 примеров слов)

Антонимы — это сло­ва одной и той же части речи с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем. Укажем при­ме­ры анто­ни­мов, явля­ю­щих­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи.

Понятие об антонимах

Многообразие и богат­ство лек­си­ки рус­ско­го язы­ке созда­ют сино­ни­мы, анто­ни­мы, паро­ни­мы и омо­ни­мы. Чтобы выяс­нить, что обо­зна­ча­ет линг­ви­сти­че­ский тер­мин «анто­ни­мы», обра­тим­ся к его про­ис­хож­де­нию. Это сло­во состав­ля­ют гре­че­ская при­став­ка анти-, что зна­чит «про­тив», и сло­во «они­ма» — «имя». В резуль­та­те полу­чим зна­че­ние сло­ва «анто­ним» — «про­ти­во­по­лож­ное имя».

Дадим точ­ное опре­де­ле­ние это­го тер­ми­на.

Определение

Антонимы — это сло­ва одной и той же части речи с про­ти­во­по­лож­ным лек­си­че­ским зна­че­ни­ем.

А вот какое опре­де­ле­ние, что такое анто­ни­мы дает Википедия:

Анто́нимы (др.-греч. ἀντι- при­став­ка со зна­че­ни­ем про­ти­во­по­лож­но­сти + ὄνομα «имя») — это сл ова одной части речи, раз­лич­ные по зву­ча­нию и напи­са­нию, име­ю­щие пря­мо про­ти­во­по­лож­ные лек­си­че­ские зна­че­ния, напри­мер: «прав­да» — «ложь», «доб­рый» — «злой», «гово­рить» — «мол­чать».

Антонимы, в отли­чие от сино­ни­мов, име­ют пря­мо про­ти­во­по­лож­ное лек­си­че­ское зна­че­ние:

  • умный — глу­пый;
  • день — ночь;
  • радуш­но — непри­яз­нен­но.

Антонимами, как пра­ви­ло, явля­ют­ся сло­ва одной и той же части речи, кото­рые отве­ча­ют на один и тот же вопрос. Они харак­те­ри­зу­ют пред­мет, при­знак или явле­ние с одной и той же сто­ро­ны, ука­зы­вая на одно и то же каче­ство, но по зна­че­нию пря­мо про­ти­во­по­лож­ное. Эти сло­ва состав­ля­ют анто­ни­ми­че­ские пары.

Примеры слов

Приведем при­ме­ры анто­ни­мов, при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи.

Существительные-антонимы

  • вос­ход — закат;
  • доб­ро — зло;
  • утро — вечер;
  • мир — вой­на;
  • огонь — вода;
  • тру­же­ник — без­дель­ник;
  • лето — зима;
  • друг — враг;
  • грусть — радость;
  • бол­тун — мол­чун;
  • храб­рость — тру­сость.

Прилагательные-антонимы

  • гряз­ный — чистый;
  • сме­лый — трус­ли­вый;
  • гром­кий — тихий;
  • широ­кий — узкий;
  • тол­стый — тон­кий;
  • длин­ный — корот­кий;
  • силь­ный — сла­бый;
  • высо­кий — низ­кий;
  • жен­ствен­ный — муже­ствен­ный;
  • свет­лый — тем­ный;
  • дале­кий — близ­кий.

Глаголы-антонимы

  • мол­чать — гово­рить;
  • бежать — сто­ять;
  • радо­вать­ся — огор­чать­ся;
  • стем­не­ло — рас­све­ло;
  • ругать — хва­лить;
  • взять — отдать;
  • постро­ить — поло­мать;
  • защи­тить — оби­деть;
  • вымок­нуть — высох­нуть.

Наречия-антонимы

  • зимой — летом;
  • утром — вече­ром;
  • пеш­ком — бегом;
  • инте­рес­но — скуч­но;
  • рано — позд­но;
  • впе­ре­ди — поза­ди;
  • все­гда — нико­гда;
  • тут — там;
  • глу­бо­ко — мел­ко.

Что обозначают антонимы?

Понаблюдав за анто­ни­ма­ми, выяс­ним, что они выра­жа­ют раз­ные отно­ше­ния:

1. вре­мен­ные

  • конец — нача­ло;
  • днем — ночью;
  • ран­ний — позд­ний;

2. про­стран­ствен­ные

  • дале­ко — близ­ко;
  • нале­во — напра­во;
  • внут­ри — сна­ру­жи;

3. каче­ствен­ные

  • любовь — нена­висть;
  • злость — доб­ро­та;
  • весе­лый — груст­ный;
  • моло­дой — ста­рый;

4. коли­че­ствен­ные

  • мно­го — мало;
  • избы­ток — недо­ста­ток;
  • доро­го — деше­во.

Однокоренные антонимы

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка выде­ля­ют пары анто­ни­мов с раз­ны­ми кор­ня­ми и одно­ко­рен­ные анто­ни­мы. Пару одно­ко­рен­ных анто­ни­мов состав­ля­ют сло­ва, кото­рые име­ют в мор­фем­ном соста­ве один и тот же корень, но раз­ли­ча­ют­ся про­ти­во­по­лож­ны­ми по зна­че­нию при­став­ка­ми:

  • от нести — при нести;
  • в ста­вить — вы ста­вить;
  • у бегать — при бегать;
  • раз девать­ся — о девать­ся;
  • за крыть — от крыть;
  • за гадать — от гадать.

Однокоренные анто­ни­мы созда­ет при­став­ка не-:

  • весе­лый — не весе­лый вид;
  • близ­кий — не близ­кий путь;
  • гром­кий — не гром­кий шепот;
  • про­стая — не про­стая зада­ча;
  • мало — не мало вопро­сов.

Значение антонимов в речи

Антонимы дела­ют нашу речь более образ­ной и яркой. Противопоставление помо­га­ет образ­но рас­ска­зать о совер­шен­но про­ти­во­по­лож­ных явле­ни­ях, нари­со­вать непо­хо­жие друг на дру­га кар­ти­ны окру­жа­ю­ще­го мира, отте­нить одно каче­ство пред­ме­та на фоне дру­го­го, сопо­ста­ви­мо­го с ним, пере­дать более пол­но и точ­но чув­ства и пере­жи­ва­ния людей. Эти сло­ва обо­га­ща­ют любое выска­зы­ва­ние, так как уточ­ня­ют зна­че­ние слов. Благодаря анто­ни­мам, речь ста­но­вит­ся выра­зи­тель­ной, кра­си­вой и точ­ной. Чтобы убе­дить­ся в этом, пона­блю­да­ем за выска­зы­ва­ни­я­ми мыс­ли­те­лей и извест­ных писа­те­лей.

От пло­хо­го нача­ла и конец быва­ет пло­хой (Еврипид).

Радости забы­ва­ют­ся, а печа­ли — нико­гда (М. Ю. Лермонтов).

Чтобы любить доб­ро , нуж­но всем серд­цем нена­ви­деть зло (Ф. Вольф).

И злой и доб­рый — каж­дый за свои поступ­ки полу­ча­ют воз­да­я­ние (И. Гёте).

Антонимы в пословицах

Не было бы сча­стья , да несча­стье помог­ло.

Готовь сани летом , а теле­гу зимой .

Не зна­ешь, где най­дешь , а где поте­ря­ешь .

Недосол на сто­ле, пере­сол на спине.

По одеж­ке встре­ча­ют , по уму про­во­жа­ют .

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Сначала густо , а под конец пусто .

Глупый ищет место, а разум­но­го и в углу вид­но.

На чер­ной зем­ле белый хлеб родит­ся.

Полный колос к зем­ле кло­нит­ся , а пустой к небу тянет­ся .

Контекстуальные антонимы

В анто­ни­ми­че­ские отно­ше­ния могут всту­пать сло­ва в зави­си­мо­сти от зна­че­ния кон­тек­ста. Такие сло­ва ста­но­вят­ся анто­ни­ма­ми в опре­де­лен­ном сооб­ще­нии по воле его авто­ра. Контекстуальные анто­ни­мы уточ­ня­ют мысль писа­те­ля, дела­ют её образ­ной и помо­га­ют создать пол­ную харак­те­ри­сти­ку опи­сы­ва­е­мо­му явле­нию или объ­ек­ту. С их помо­щью мож­но выра­зить пре­дель­ное про­ти­во­по­став­ле­ние меж­ду рас­смат­ри­ва­е­мы­ми явле­ни­я­ми дей­стви­тель­но­сти, каче­ства­ми пред­ме­тов, чув­ства­ми людей. Контекстуальные анто­ни­мы объ­ём­но и точ­но выра­жа­ют автор­скую оцен­ку изоб­ра­жа­е­мо­го.

Они сошлись. Волна и камень, сти­хи и про­за, лед и пла­мень не столь раз­лич­ны меж собой (А. С. Пушкин).

Фразеологизмы-антонимы

Антонимами могут быть не толь­ко отдель­ные сло­ва, а и сло­во­со­че­та­ния и обо­ро­ты речи. Устойчивые сло­во­со­че­та­ния, фра­зео­ло­гиз­мы, могут иметь про­ти­во­по­лож­ное зна­че­ние, то есть являть­ся анто­ни­ма­ми.

Примеры

  • во все лопат­ки — чере­па­шьим шагом;
  • рабо­тать засу­чив рука­ва — рабо­тать спу­стя рука­ва;
  • куры не клю­ют — кот напла­кал;
  • сло­во в сло­во — вила­ми по воде писа­но;
  • в двух шагах отсю­да — у чер­та на кулич­ках;
  • семи пядей во лбу — без царя в голо­ве;
  • от рук отбить­ся — взять в руки;
  • камень за пазу­хой дер­жать — с откры­той душой;
  • сидеть сло­жа руки — рабо­тать не покла­дая рук;
  • дер­жать ухо вост­ро — ворон счи­тать;
  • лясы точить — воды в рот набрать;
  • на чужой шее сидеть — сво­им гор­бом жить;
  • от дос­ки до дос­ки — с пято­го на деся­тое.

Видеоурок


Что такое антонимы в русском языке? Примеры слов

Антонимы — это сло­ва одной и той же части речи с про­ти­во­по­лож­ным зна­че­ни­ем. Укажем при­ме­ры анто­ни­мов, явля­ю­щих­ся сло­ва­ми раз­ных частей речи.

Понятие об антонимах

Многообразие и богат­ство лек­си­ки рус­ско­го язы­ке созда­ют сино­ни­мы, анто­ни­мы, паро­ни­мы и омо­ни­мы. Чтобы выяс­нить, что обо­зна­ча­ет линг­ви­сти­че­ский тер­мин «анто­ни­мы», обра­тим­ся к его про­ис­хож­де­нию. Это сло­во состав­ля­ют гре­че­ская при­став­ка анти-, что зна­чит «про­тив», и сло­во «они­ма» — «имя». В резуль­та­те полу­чим зна­че­ние сло­ва «анто­ним» — «про­ти­во­по­лож­ное имя».

Дадим точ­ное опре­де­ле­ние это­го термина.

Определение

А вот какое опре­де­ле­ние, что такое анто­ни­мы дает Википедия:

Антонимы, в отли­чие от сино­ни­мов, име­ют пря­мо про­ти­во­по­лож­ное лек­си­че­ское значение:

  • умный — глупый;
  • день — ночь;
  • радуш­но — неприязненно.

Антонимами, как пра­ви­ло, явля­ют­ся сло­ва одной и той же части речи, кото­рые отве­ча­ют на один и тот же вопрос. Они харак­те­ри­зу­ют пред­мет, при­знак или явле­ние с одной и той же сто­ро­ны, ука­зы­вая на одно и то же каче­ство, но по зна­че­нию пря­мо про­ти­во­по­лож­ное. Эти сло­ва состав­ля­ют анто­ни­ми­че­ские пары.

Примеры слов

Приведем при­ме­ры анто­ни­мов, при­над­ле­жа­щих к раз­ным частям речи.

Существительные-антонимы

  • вос­ход — закат;
  • доб­ро — зло;
  • утро — вечер;
  • мир — война;
  • огонь — вода;
  • тру­же­ник — бездельник;
  • лето — зима;
  • друг — враг;
  • грусть — радость;
  • бол­тун — молчун;
  • храб­рость — тру­сость.

Прилагательные-антонимы

  • гряз­ный — чистый;
  • сме­лый — трусливый;
  • гром­кий — тихий;
  • широ­кий — узкий;
  • тол­стый — тонкий;
  • длин­ный — короткий;
  • силь­ный — слабый;
  • высо­кий — низкий;
  • жен­ствен­ный — мужественный;
  • свет­лый — темный;
  • дале­кий — близкий.

Глаголы-антонимы

  • мол­чать — говорить;
  • бежать — стоять;
  • радо­вать­ся — огорчаться;
  • стем­не­ло — рассвело;
  • ругать — хвалить;
  • взять — отдать;
  • постро­ить — поломать;
  • защи­тить — обидеть;
  • вымок­нуть — высохнуть.

Наречия-антонимы

  • зимой — летом;
  • утром — вечером;
  • пеш­ком — бегом;
  • инте­рес­но — скучно;
  • рано — поздно;
  • впе­ре­ди — позади;
  • все­гда — никогда;
  • тут — там;
  • глу­бо­ко — мелко.

Что обозначают антонимы?

Понаблюдав за анто­ни­ма­ми, выяс­ним, что они выра­жа­ют раз­ные отношения:

1. вре­мен­ные

  • конец — начало;
  • днем — ночью;
  • ран­ний — поздний;

2. про­стран­ствен­ные

  • дале­ко — близко;
  • нале­во — направо;
  • внут­ри — снаружи;

3. каче­ствен­ные

  • любовь — ненависть;
  • злость — доброта;
  • весе­лый — грустный;
  • моло­дой — старый;

4. коли­че­ствен­ные

  • мно­го — мало;
  • избы­ток — недостаток;
  • доро­го — дешево.

Однокоренные антонимы

В лек­си­ке рус­ско­го язы­ка выде­ля­ют пары анто­ни­мов с раз­ны­ми кор­ня­ми и одно­ко­рен­ные анто­ни­мы. Пару одно­ко­рен­ных анто­ни­мов состав­ля­ют сло­ва, кото­рые име­ют в мор­фем­ном соста­ве один и тот же корень, но раз­ли­ча­ют­ся про­ти­во­по­лож­ны­ми по зна­че­нию приставками:

  • от нести — при нести;
  • в ста­вить — вы ста­вить;
  • у бегать — при бегать;
  • раз девать­ся — о девать­ся;
  • за крыть — от крыть;
  • за гадать — от гадать.

Однокоренные анто­ни­мы созда­ет при­став­ка не-:

  • весе­лый — не весе­лый вид;
  • близ­кий — не близ­кий путь;
  • гром­кий — не гром­кий шепот;
  • про­стая — не про­стая задача;
  • мало — не мало вопро­сов.

Значение антонимов в речи

Антонимы дела­ют нашу речь более образ­ной и яркой. Противопоставление помо­га­ет образ­но рас­ска­зать о совер­шен­но про­ти­во­по­лож­ных явле­ни­ях, нари­со­вать непо­хо­жие друг на дру­га кар­ти­ны окру­жа­ю­ще­го мира, отте­нить одно каче­ство пред­ме­та на фоне дру­го­го, сопо­ста­ви­мо­го с ним, пере­дать более пол­но и точ­но чув­ства и пере­жи­ва­ния людей. Эти сло­ва обо­га­ща­ют любое выска­зы­ва­ние, так как уточ­ня­ют зна­че­ние слов. Благодаря анто­ни­мам, речь ста­но­вит­ся выра­зи­тель­ной, кра­си­вой и точ­ной. Чтобы убе­дить­ся в этом, пона­блю­да­ем за выска­зы­ва­ни­я­ми мыс­ли­те­лей и извест­ных писателей.

От пло­хо­го нача­ла и конец быва­ет пло­хой (Еврипид).

Радости забы­ва­ют­ся, а печа­ли — нико­гда (М. Ю. Лермонтов).

Чтобы любить доб­ро , нуж­но всем серд­цем нена­ви­деть зло (Ф. Вольф).

И злой и доб­рый — каж­дый за свои поступ­ки полу­ча­ют воз­да­я­ние (И. Гёте).

Антонимы в пословицах

Не было бы сча­стья , да несча­стье помогло.

Готовь сани летом , а теле­гу зимой .

Не зна­ешь, где най­дешь , а где поте­ря­ешь .

Недосол на сто­ле, пере­сол на спине.

По одеж­ке встре­ча­ют , по уму про­во­жа­ют .

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Сначала густо , а под конец пусто .

Глупый ищет место, а разум­но­го и в углу видно.

На чер­ной зем­ле белый хлеб родится.

Полный колос к зем­ле кло­нит­ся , а пустой к небу тянет­ся .

Контекстуальные антонимы

В анто­ни­ми­че­ские отно­ше­ния могут всту­пать сло­ва в зави­си­мо­сти от зна­че­ния кон­тек­ста. Такие сло­ва ста­но­вят­ся анто­ни­ма­ми в опре­де­лен­ном сооб­ще­нии по воле его авто­ра. Контекстуальные анто­ни­мы уточ­ня­ют мысль писа­те­ля, дела­ют её образ­ной и помо­га­ют создать пол­ную харак­те­ри­сти­ку опи­сы­ва­е­мо­му явле­нию или объ­ек­ту. С их помо­щью мож­но выра­зить пре­дель­ное про­ти­во­по­став­ле­ние меж­ду рас­смат­ри­ва­е­мы­ми явле­ни­я­ми дей­стви­тель­но­сти, каче­ства­ми пред­ме­тов, чув­ства­ми людей. Контекстуальные анто­ни­мы объ­ём­но и точ­но выра­жа­ют автор­скую оцен­ку изображаемого.

Они сошлись. Волна и камень, сти­хи и про­за, лед и пла­мень не столь раз­лич­ны меж собой (А. С. Пушкин).

Фразеологизмы-антонимы

Антонимами могут быть не толь­ко отдель­ные сло­ва, а и сло­во­со­че­та­ния и обо­ро­ты речи. Устойчивые сло­во­со­че­та­ния, фра­зео­ло­гиз­мы, могут иметь про­ти­во­по­лож­ное зна­че­ние, то есть являть­ся антонимами.

Примеры

  • во все лопат­ки — чере­па­шьим шагом;
  • рабо­тать засу­чив рука­ва — рабо­тать спу­стя рукава;
  • куры не клю­ют — кот наплакал;
  • сло­во в сло­во — вила­ми по воде писано;
  • в двух шагах отсю­да — у чер­та на куличках;
  • семи пядей во лбу — без царя в голове;
  • от рук отбить­ся — взять в руки;
  • камень за пазу­хой дер­жать — с откры­той душой;
  • сидеть сло­жа руки — рабо­тать не покла­дая рук;
  • дер­жать ухо вост­ро — ворон считать;
  • лясы точить — воды в рот набрать;
  • на чужой шее сидеть — сво­им гор­бом жить;
  • от дос­ки до дос­ки — с пято­го на десятое.

Видеоурок

Что такое Антонимы

Антонимы — это слова, которые противоположны по своему значению другим словам той же части. Такие слова образуют антонимические пары.

Противопоставляются сами предметы, действия и явления или их характер, признаки и свойства.

Например, анфас — профиль (сущ. — сущ.), великан — карлик (сущ. — сущ.), истинный — ложный (прил. — прил.), вежливый — грубый (прил. — прил.), забывать — вспоминать (гл. — гл.), защищать — обвинять (гл. — гл.).

Когда же речь идёт о словах, которые похожи по значению, это синонимы. Например, истинный — правдивый, вежливый — воспитанный.

Какие бывают виды антонимов?

Различают полные и контекстные, однокорневые и разнокорневые, соразмерные и несоразмерные антонимы.

Полные

Антонимические пары составляют такие слова, значение которых крайне противоположно. Примеры: пустой — полный, худой — толстый, войти — выйти, правда — ложь, лёгкий — тяжёлый.

Контекстные (они же неполные или квазиантонимы)

Не доходят до предела в своем различии. Это слова являются антонимами в конкретном случае, при определённом контексте. Противопоставление лишь условное. Причиной может быть то, что у слова есть много значений или это задумка автора.

Примеры: пышный — бедный (пышный используется в значении богатый; полные антонимы: богатый — бедный); один — много (ведь полный антоним к слову много — это мало); великий — маленький (полные антонимы: большой — маленький); обожать — ненавидеть (ср. любить — ненавидеть).

Однокорневые

Такие слова-антонимы, у который одинаковый корень и к которым добавляется приставка. Эта приставка и придаёт слову антонимичный смысл.

Примеры: приходить — уходить, пристёгивать — отстёгивать, военный — антивоенный, человечный — античеловечный, революция — контрреволюция

Разнокорневые

У этих антонимов разные корни. Антонимичный смысл образуется, когда противопоставляются предметы, действия или их признаки/свойства.

Примеры: рано — поздно, любить — ненавидеть, да — нет, левый — правый.

Соразмерные по действию

Это такие антонимы, которые предельно противоположны по значению. Между ними нет других понятий. Они не только отрицают друг друга, но и несут в себе какое-то содержание, действие.

Примеры: лёгкий — тяжёлый, удар — контрудар, разбирать — собирать.

Несоразмерные по действию

Их значение не доходит до крайности. Второе слово из антонимической пары не несёт в себе действия или содержания. Оно лишь отрицает действие/содержание первого слова.

Примеры: думать — раздумать, молодой — средних лет.

А бывает так, что нет антонима?

Бывает. К словам без антонимов относят те, которые имеют конкретное значение, не имеют синонимов и не несут в себе какого-либо признака (качество, количество, время, пространство). Например:

  • Слова с конкретным значением без признака: собака, часы, мотоцикл, кровать, холодильник.
  • Термины: тангенс, биссектриса, логарифм, ампер, температура.
  • Местоимения: я, ты, они.
  • Имена собственные: Москва, Египет, Дунай, Тихий океан.
  • Числительные: два, пять, десять.
  • Относительные прилагательные: деревянный, школьный, спортивный, двухлетний.
  • Притяжательные прилагательные: мамина, папина.
  • Качественные прилагательные, которые обозначают цвет: жёлтый, синий, красный.

Примеры антонимов

любимый — ненавистный;
молодой — старый;
надземный — подземный;
закономерный — случайный;
разговорчивый — молчаливый;
храбрый — трусливый;
главный — второстепенный

жизнь — смерть;
защита — нападение;
материалист — идеалист;
разум — чувство;
красота — безобразие;
знание — незнание;
дружба — вражда

начинать — кончать;
помогать — мешать;
запрещать — позволять;
усиливать — ослаблять;
говорить — молчать;
замораживать — размораживать;
привинчивать — отвинчивать

хорошо — дурно;
близко — далеко;
вдоль — поперёк;
нельзя — можно;
часто — редко;
умно — глупо;
глухо — звонко

под самым носом — у чёрта на куличиках (близко — далеко);
на всех парах — черепашьим шагом (быстро — медленно);
как по маслу — через пень колоду (легко — тяжело);
в поте лица — валять дурака (трудиться — лениться);
голова садовая — семи пядей во лбу (глупый — умный)

Примеры контекстных антонимов в поэзии

Авторы подобрали свои антонимы, которые становятся антонимами лишь условно и в определённом контексте.

“От других мне хвала — что зола, от тебя и хула — похвала”. А. Ахматова (полные антонимы: похвала — ругань).

“О чём тоскуешь ты? Девицы веселятся, во всём лесу весёлый гул идёт, то песенки, то звонкий смех, то шёпот”. А. Островский (полные антонимы: веселиться — грустить).

Прошлое страстно глядится в грядущее. Нет настоящего. Жалкого — нет”. А. Блок (полные антонимы: прошлый — будущий).

Утраченное мне дороже, чем обретённое. Оно так безмятежно, так погоже, но прожитому не равно”. Д. Самойлов (полные антонимы: приобретать — терять).

“Его болезнь, боярин, многосложна: не плоть одна страдает — болен дух“. А. Толстой (полные антонимы: дух — тело).

“Да здравствует солнце, да скроется тьма!”. А. Пушкин (полные антонимы: свет — тьма).

Контекстные антонимы часто встречаются в пословицах:

Лучше воду пить в радости, чем мёд в кручине (радость противопоставляется кручине (грусть)).

Лучше умереть с честью, чем жить с позором (честь — позор; тогда как полный антоним чести — бесчестье).

Ссылка на основную публикацию