Тем не менее – выделяется запятыми или нет?

Выделение запятыми выражения “тем не менее”

Как пишется словосочетание «тем не менее» — раздельно или слитно? Выделяется ли эта вводная конструкция запятыми? Многие учащиеся средней школы с трудом могут найти ответ на этот вопрос. Но знать, как правильно пишется это выражение, нужно обязательно, потому что оно очень часто используется в русском языке, особенно в письменной речи. Словосочетание активно используется в художественной литературе, особенно в произведениях русских классиков (Пушкина, Толстого, Достоевского и других писателей девятнадцатого века).

Также частое употребление данного выражения характерно для научного стиля речи, например, для научных описаний или объяснений различных явлений. Встречается словосочетание и в документах, написанных в официально-деловом стиле, например, в жалобах, претензиях и актах. И, разумеется, эту фразу активно употребляют журналисты, поэтому она часто встречается в текстах, написанных в публицистическом стиле. Изучение выражения входит в обязательный курс русского языка средней школы.

Из этого видео вы узнаете, как правильно писать вводные слова и словосочетания.

Значение выражения

Выражение по сути является синонимом союзов «но», «однако», «несмотря на то что…». Вот классические примеры употребления этого словосочетания:

  1. Я опоздал на первый урок, тем не менее, мне пришлось писать контрольную работу вместе со всеми.
  2. Моя бабушка серьезно болела, тем не менее, она прекрасно управлялась с большим хозяйством и смотрела за внуками.
  3. Современная жизнь сложная, и, тем не менее, она очень интересная.
  4. Мой друг довольно вспыльчивый, тем не менее, он быстро успокаивается.

Допускается употребление словосочетания с союзом «и». А вот со словами «но», «однако» это словосочетание употреблять не рекомендуется, чтобы не возникло тавтологии — повтора.

Для устной речи употребление этой конструкции не столь характерно, но иногда фразу можно услышать и в разговоре. При этом она обычно произноситься быстро и бегло, поэтому многие люди, знакомые с этим выражением, не понимают, как оно правильно пишется, и не знают, выделяется ли оно запятыми. Для того чтобы узнать об этом, рекомендуется ознакомиться со справочной литературой: словарями и учебниками русского языка.

Примеры употребления данного выражения, найденные в классической литературе и газетных текстах, помогут закрепить полученные знания и твердо усвоить правильное написание трудного словосочетания.

Правописание и орфография

Вот какие типичные ошибки допускают школьники, студенты и взрослые люди во время написания этого словосочетания:

  1. Пишут частицу «ни» вместо «не».
  2. Пишут всю фразу в одно слитное слово.
  3. Разбивают фразу на два слова и делают это неправильно.
  4. Неправильно пишут безударную гласную в слове «менее», заменяя «е» на «и».

Нужно твердо запомнить, что выражение состоит из трех отдельных слов. Первое слово «тем» — это творительный падеж от указательного местоимения «тот». Второе слово — частица «не», которая традиционно употребляется для выражения отрицания. Третье слово — наречие, синонимичное наречию «меньше». Антонимом к слову является слово «более» или «больше». Существует аналогичное, но имеющее другой смысл, выражение «тем более», но оно используется в других случаях.

Для того чтобы освоить правильное написание выражения и не делать ошибок, необходимо как можно больше читать и зрительно запоминать, как пишется данное словосочетание. Также можно выполнять практические упражнения в учебниках русского языка и на профильных интернет-сайтах. И, конечно, учащийся может придумывать собственные примеры предложений с этим выражением.

Пунктуация при использовании конструкции

Словосочетание обычно используется в качестве вводной конструкции и, соответственно, выделяется на письме запятыми. Когда предложение с этим оборотом прочитывается вслух, необходимо делать краткие остановки на запятых. Если не ставить запятых в начале и в конце словосочетания, это будет считаться пунктуационной ошибкой, и оценка учащегося за диктант (изложение, сочинение) может быть снижена.

Если словосочетание открывает предложение (стоит вначале), запятая ставится только после слова «менее». Например: «Мой друг был добрым. Тем не менее, иногда он поступал глупо». Если же выражение находится в конце предложения (закрывает его), в таком случае запятая ставится только перед словом «тем». Например: «Я купил хорошую вещь. Но потратил немного денег, тем не менее». Вот основные пунктуационные правила, связанные с данной фразой.

При синтаксическом разборе предложения обычно фразу «тем не менее» относят ко вводным конструкциям. Во многих учебниках русского языка, использующихся в современной учебной программе, вводные слова и вводные конструкции выделяют крестиками (плюсиками). В школьной программе изучения русского языка имеется отдельный раздел, посвященный вводным словам и вводным конструкциям. В частности, в данном разделе рассматривается и употребление фразы «тем не менее», рассказывается о ее правописании и пунктуации.

Словосочетание «тем не менее» употребляется в русском языке довольно часто, особенно в письменной речи, поэтому очень важно писать его правильно и выделять на письме соответствующими знаками препинания. Только в этом случае письменная речь будет по-настоящему грамотной. Правильное использование вводных слов и вводных конструкций говорит о том, что человек является грамотным и имеет хорошее образование. При возникновении трудностей следует проконсультироваться со справочной литературой и орфографическими словарями.

Видео

Подробнее о вводных конструкциях вы узнаете из этого видео.

Поиск ответа

Всего найдено: 266

Вопрос № 308724

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, нужно ли ставить запятую после ” тем не менее “. Спасибо. Тем не менее , хоть вам и придется приложить немало усилий, кисть в итоге станет чистой.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 308487

Добрый день! Скажите, пожалуйста, “самый главный” – это плеоназм?

Ответ справочной службы русского языка

В сочетании самый главный можно увидеть лексическую избыточность (главный — это уже самый важный, основной). Тем не менее сочетание это не ошибочно, оно широко используется и в живой речи, и в художественной литературе (как в классических, так и современных текстах). Слово самый здесь добавляет экспрессии, так что оно не лишнее.

Вопрос № 308018

Добрый день! Я внимательно изучила ответ на вопрос № 294856 о правилах написания оё в суффиксах существительных и прилагательных. Тем не менее , не могу справиться с аргументацией случая написания трещОтка. Если это отглагольное существительное (от трещать), то почему не пишется в суффиксе Ё по аналогии с тушёнка, сгущёнка? Или это частный случай именно для низкочастотного случая ОТК? Буду признательная за ответ!

Ответ справочной службы русского языка

Написание объясняется в информационно-поисковой системе «Орфографическое комментирование русского словаря». Там же можно прочитать уточненные правила.

Вопрос № 307885

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, как правильно: “Представительство в Республике БолгариИ” или “Представительство в Республике БолгариЯ” Для меня просится второй вариант. Тем не менее , на сайтах в Посольства и Консульства РФ, встречается первый вариант. Статью по поводу “В городе Москва/Москве” на грамоте ру читал.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 307336

Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая после слов ” тем не менее “. Заранее спасибо! “Климат этого региона ему не подходил, тем не менее молодой человек решился на переезд”.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 306839

Нужна ли здесь запятая после ” тем не менее ” : Тем не менее актрисе.

Ответ справочной службы русского языка

Нет, после слов тем не менее запятая не ставится.

Вопрос № 305463

Добрый день. Интересует оформление текстовых диалогов (как при электронной переписке, например). Следует ли их оформлять по правилам обычной прямой речи? Как, допустим, будет выглядеть предложение: “Привет, пойдём гулять сегодня”, — с улыбкой написала Наташа. Нужна ли здесь запятая? Ведь Наташа не произносит предложение вслух или мысленно — это, фактически, просто надпись.

Ответ справочной службы русского языка

Тем не менее это прямая речь, в словах автора есть глагол высказывания написала. Поэтому следует использовать кавычки, запятую и тире, как в Вашем примере.

Вопрос № 305068

Правильно ли расставлены знаки препинания в следующем предложении: ” Тем не менее и Петров, и Сидоров были уверены в неправоте руководства”. Или здесь требуется запятая перед первым союзом “и”? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Пунктуация верна. Запятая перед первым и не нужна. Об обособлении сочетания тем не менее можно прочитать в «Справочнике по пунктуации».

Вопрос № 304696

” Тем не менее ” в начале предложения выделяется запятой? Например: Тем не менее , я был уверен, что этих средств будет достаточно”.

Ответ справочной службы русского языка

Не выделяется: Тем не менее я был уверен, что этих средств будет достаточно.

Вопрос № 304605

Повторно. Нередко эксперты дают ответ формально, не обращая свое внимание на ошибочность самого вопроса либо его обрамления. Вот примеры: Вопрос 304490 – помимо основного ответа по поводу слова НАДЕТЬ стоило обратить внимание на предлог ПОВЕРХ, который пишется слитно, а не раздельно; вопрос 304498 – не может быть такого названия улицы (несклоняемого) – “Девятая рота”, поскольку улица названа в честь героев 9-й роты, т.е. улица (имени) Девятой (9-й) роты (точно так же, как ул.8-го Марта, ул. 1905-го года, но не аналогично ул. Варварка, ул. Большая Полянка и т.д.). Говорить (значит и писать) нужно: “на улице Девятой роты” и не иначе.

Ответ справочной службы русского языка

Благодарим Вас за замечания! Тем не менее в Москве – улица Девятая Рота (официальное название).

Вопрос № 302666

является ли плеоназмом выражение УГОЛОВНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ?

Ответ справочной службы русского языка

Действительно, сочетание избыточно, тем не менее оно широко употребляется и зафиксировано в словарях как корректное.

Вопрос № 301869

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, можно ли писать “несших службу”? В словаре Ожегова вижу слово “несший”, но, тем не менее , причастие “несших” кажется неблагозвучным.

Ответ справочной службы русского языка

Форма нёсших корректна, как и сочетание нёсших службу.

Вопрос № 301791

Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, нужна ли запятая после слова “отрицательный?” ” Тем не менее благодаря очередному изменению тренда на отрицательный, котировки вновь резко упали”.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 300539

Добрый день! У меня немного необычный лингвистический вопрос, возникший при написании статей. Возможно, вы сможете что-то подсказать. Если девушка, например, Ольга Ивановна Годунова, использует псевдоним, например, Саурон или Гэндальф — мужское имя, то каким образом в статье должно склоняться имя? «Саурон сделала» или «Саурон сделал»? Не в рамках описания роли на сцене театра, а просто как избранный псевдоним в повседневной жизни, но в том же сообществе, то есть через строку идет упоминание женского имени. Например: «Саурон сделал(а) доклад». И: «Ольга Ивановна Годунова также утверждает в нем, . » . Другой аналогичный вариант текста в статье, с непосредственным уточнением в скобках: «Саурон (Ольга Ивановна Годунова) сделал(а) доклад». И далее по тексту. Есть ли какие-то законы или правила, регулирующие склонение и семантическое согласование в таких случаях?

Ответ справочной службы русского языка

Правила об употреблении подобных псевдонимов нет, но можно попробовать опереться на прецедент. Псевдоним Жорж Санд устойчиво используется как женское имя. Например:

Отчего, например, так понравилась Жорж Санд? «А потому, ― отвечает Белинский, ― что для нее не существуют ни аристократы, ни плебеи; для нее существует только человек, и она находит человека во всех сословиях, во всех слоях общества, любит его, сострадает ему, гордится им и плачет за него…» [Е. А. Соловьев-Андреевич. Александр Герцен. Его жизнь и литературная деятельность (1897)]

Жорж Санд стала известной сразу по выходу первых романов ― «Индиана» и «Валентина». [А. Всеволжский. Мятежная Аврора (2004) // «Вокруг света», 2004.07.15]

Но один из пятидесяти экземпляров, отпечатанных в 1846 году, приобрела Е. Г. Бекетова, переводчица Вальтера Скотта, Диккенса, Теккерея, Жорж Санд, Гюго, Бальзака и многих других прекрасных писателей. [В. Баевский. Ассиар // «Знамя», 2005]

Однако интересно, что современник писательницы Н. Г. Чернышевский в стать е «Жизнь Жоржа Санда», комментируя публикацию ее мемуаров, склоняет новаторский для того времени псевдоним Джорж Санд как мужское имя, а согласует с ним слова как с женским именем. Ср.:

Едва ли какое-нибудь явление в изящной словесности последних двух или трех лет имело столь сильный успех, как мемуары Жоржа Санда. Казалось, что Жорж Санд намерена дать им [ «Записок»] громадный размер. Итак, вполне переводить «Записки» г-жи Жорж Санд невозможно. Тем не менее , автобиография заключает в себе очень много интересных фактов и прекрасных эпизодов. Иначе и быть не могло. Жизнь Жоржа Санда замечательна не только высоким психологическим развитием: она также богата драматическими [положениями]. Все это вместе сообщает ее «Запискам» высокую занимательность. Кроме того, Жорж Санд принимала сильное участие в исторических событиях, сближалась со многими замечательными людьми, и ее «Записки» прекрасно знакомят нас с некоторыми из них.

Вероятно, в этой статье отражен начальный этап освоения мужского имени как женского псевдонима. Сейчас для нас более естественными кажутся сочетания жизнь Жорж Санд, мемуары Жорж Санд.

Вопрос № 300307

Здравствуйте! У нас в редакции возник спор по двум моментам, и мы обращаемся к вам за помощью. 1. Верно ли склонение названия федеральной сети “Красное&Белое” с таким же знаком между словами: сотрудники “Красного&Белого”. Если не верно, то какой вариант будет правильным? 2. Ни один ваш онлайн-словарь не показывает наличие слова “правоохранение”. Более того, многие специализированные словари тоже не дают такого варианта, только “правоохрана”. Тем не менее в словарях находится слово “правоохранительный”. Так есть или нет слово “правоохранение”? Как можно исправить предложение: “Российское правоохранение чутко реагирует на потребности общества”.

Ответ справочной службы русского языка

1. Склонять нужно, несмотря на нерегламентированное написание знака & в названии.

2. Такое слово может быть образовано, однако в указанном контексте следует заменить его сочетанием правоохранительные органы.

Нужна ли запятая после “тем не менее”?

Сначала определим, чем является словосочетание “тем не менее” в предложении, от этого и зависит постановка знака препинания.

Тем не менее – это союз в сложном предложении. Его значение равно противительным союзам “но”, “однако”. В таком случае, конечно, мы поставим запятую перед союзом “тем не менее”, например:

Хотя многочисленны и разнообразны творения писателя, тем не менее каждое из них живет своей жизнью.

Словосочетание “тем не менее” может быть наречием, равным по смыслу словам “ведь”, ” все – таки”, “несмотря на это”, “вместе с тем”, “впрочем” и пр.

Наречное сочетание “тем не менее” не требует выделения знаками препинания.

Солнце только встало, но тем не менее его лучи уже пробивались сквозь занавеску.

Словосочетание “тем не менее” в предложении может быть либо союзом, либо наречным выражением. Поэтому правильная постановка запятой будет зависеть от контекста.

1) Если “тем не менее” – это противительный союз в сложном предложении (схожий по значению с союзами “но” и “однако”), то запятая ставится в соответствии с правилами построения СПП. То есть перед сочетанием “тем не менее”.

Пошёл дождь, тем не менее я решил сходить в магазин за продуктами.

2) Если “тем не менее” – это наречное сочетание, то запятая не нужна. В этом данное словосочетание будет иметь смысловое значение частицы “все-таки” и союза “но”.

Тем не менее я смог это сделать.

Но тем не менее всё закончилось хорошо.

Иногда возникает соблазн поставить запятую после “тем не менее” в начале предложения – но это будет ошибочно. В этом можно убедиться, если заменить “тем не менее” на близкие по смыслу слова:

Тем не менее я смог это сделать. = Но я смог это сделать. = Всё-таки я смог это сделать.

После лексического сочетания “тем не менее” обязательно проставляется запятая, если оно является союзом. Проверить это можно если вы прочувствуете смысл предложения и поймете что либо это вводная конструкция, либо оно просто служит средством замены по смыслу таким союзам как – однако и но.

Например: После получения плохой оценке в школе, я был опечален, тем не менее, пошел играть в футбол на улицу.

Вариант когда запятая после “тем не менее” ставить не нужно, это тот, когда, данное лексическое сочетание, как часть речи, представляет из себя – наречное сочетание. В таком случае, оно заменяет своим присутствием по смыслу таким предлогам и словам как : все-таки, ведь, несмотря на это.

Например: Я был в депрессии, но тем не менее держался изо всех сил.

Можно было бы точнее сказать, если бы видеть все предложение целиком.

Что бы это выяснить, нужно идентифицировать это выражение как часть предложения – чем оно в нем является.

Будучи противительным союзом оно обязано быть выделено запятыми, но они не нужны для выделения этого выражения являющегося наречным сочетанием.

Смотрим на контекст предложения в котором оно используется.

Часто это сочетание просто соединяет части сложного предложения и вопросов не возникает о запятой. Например:

Она очень быстро шла, но тем не менее поезд вот-вот должен был тронуться.

В предложении два подлежащих, два сказуемых и требуется запятая.

А вот если это выражение наречие или наречное выражение, то запятая не нужна.

Тем не менее лето уже заканчивалось.

Запятая после «тем не менее» ставится, если это союз, который можно заменить союзами «однако» или «но», а также тогда, когда это вводная конструкция. Например,

Запятая после «тем не менее» не ставится тогда, когда это наречное сочетание – оно синонимично словам «все-таки», «ведь», «несмотря на это» и др.

Ставить или нет запятую после словосочетания “тем не менее” зависит от того, в какой роли это словосочетание выступает: как наречное сочетание, как союз в сложном предложении или как вводный оборот.

В первом случае словосочетание “тем не менее” равнозначно по значению словам “все-таки”, “несмотря на это” и другим подобным. Запятая в таких предложениях после указанного оборота не ставится.

На улице было пасмурно, но тем не менее вполне комфортно.

Если же словосочетание “тем не менее” выступает в роли союза в сложном предложении, эквивалентного по значению союзам “но” или “однако”, то запятая ставится не после, а перед словосочетанием “тем не менее” (по аналогии с союзами “но” и “однако”).

Мы были готовы ко многому, тем не менее его появление оказалось внезапным.

И, наконец, если это словосочетание используется как вводный оборот и находится в середине предложения, то оно выделяется запятыми с обеих сторон. Определить, является ли словосочетание “тем не менее” вводным оборотом, можно попробовав исключить его из предложения: если предложение без него не теряет или не изменяет смысл, то “тем не менее” – вводный оборот.

Телеграмма, тем не менее, была доставлена адресату.

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ

Смотреть что такое ТЕМ НЕ МЕНЕЕ в других словарях:

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ

тем не менее частица 1) Употр. при противопоставлении чего-л. предшествующему высказыванию; всё же, всё-таки. 2) Употр. при подчеркивании противопоставления в главной части сложноподчиненного предложения, к которой присоединяется придаточная часть с союзами: хотя, несмотря на то что. 3) Употр. как вводное словосочетание, подчеркивая противопоставление одной части предложения другой.

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ

тем не менее См. все-таки, однако. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. тем не менее всё-таки, однако; несмотря на то, впрочем, вместе с тем, все же, все ж таки, со всем тем, как бы то ни было, как-никак, во всяком случае, все-таки, ведь, при всем том, как ни говорите, при всем при том, что ни говорите, что ни говори, опять-таки, как ни говори Словарь русских синонимов. тем не менее предл, кол-во синонимов: 19 • ведь (22) • вместе с тем (40) • во всяком случае (24) • впрочем (7) • все ж таки (17) • все же (18) • все-таки (23) • как бы то ни было (19) • как ни говори (17) • как ни говорите (17) • как-никак (21) • несмотря на то (4) • однако (35) • опять-таки (26) • при всем при том (19) • при всем том (19) • со всем тем (4) • что ни говори (17) • что ни говорите (17) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: ведь, вместе с тем, во всяком случае, впрочем, все ж таки, все же, все-таки, как бы то ни было, как ни говори, как ни говорите, как-никак, несмотря на то, однако, опять-таки, при всем при том, при всем том, со всем тем, что ни говори, что ни говорите. смотреть

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ

• ТЕМ НЕ МЕНЕЕ•• [Invar; usu. coord Conj, contrastive, or sent adv (parenth); often preceded by “и”, “но”, or “а”]===== ⇒ however, despite (the circums. смотреть

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ

Неизм. Однако, несмотря на что-либо, все же.Разница между нами, как видите, большая, но тем не менее… я думаю, что мы друг другу не чужды. (А. Чехов.)Д. смотреть

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ

тем не ме/нее (однако, всё же, несмотря на то), частица и союз Частица: Тем не менее они были довольны (всё же, всё-таки). Союз: Ты обещал прийти вов. смотреть

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ

1) Орфографическая запись слова: тем не менее2) Ударение в слове: т`ем не м`енее3) Деление слова на слоги (перенос слова): тем не менее4) Фонетическая . смотреть

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ

. всё же• Nonetheless (or Nevertheless, or Just the same), this must he considered a real possibility. Синонимы: ведь, вместе с тем, во всяком случае. смотреть

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ

Однако; несмотря на это; вопреки сказанному. Во сне он плакал… и кричал, причиняя посетителям номеров постоянные беспокойства; тем не менее хозяин держ. смотреть

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ

тем не менееבְּכָל זֹאת* * *אף על פי כןבכל זאתדומםדממהעדייןעודעם-זהСинонимы: ведь, вместе с тем, во всяком случае, впрочем, все ж таки, все же, все-та. смотреть

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ

• ennek ellenére • mégis • mindazonáltal Синонимы: ведь, вместе с тем, во всяком случае, впрочем, все ж таки, все же, все-таки, как бы то ни было, как. смотреть

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ

não obstante, contudo, todavia; (однако) masСинонимы: ведь, вместе с тем, во всяком случае, впрочем, все ж таки, все же, все-таки, как бы то ни было, . смотреть

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ

bununla birlikte,yine de ; özellikleСинонимы: ведь, вместе с тем, во всяком случае, впрочем, все ж таки, все же, все-таки, как бы то ни было, как ни г. смотреть

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ

1) nevertheless2) none the less3) thoughСинонимы: ведь, вместе с тем, во всяком случае, впрочем, все ж таки, все же, все-таки, как бы то ни было, как . смотреть

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ

т’ем не м’енееСинонимы: ведь, вместе с тем, во всяком случае, впрочем, все ж таки, все же, все-таки, как бы то ни было, как ни говори, как ни говорите. смотреть

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ

тем не менееСинонимы: ведь, вместе с тем, во всяком случае, впрочем, все ж таки, все же, все-таки, как бы то ни было, как ни говори, как ни говорите, . смотреть

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ

-Синонимы: ведь, вместе с тем, во всяком случае, впрочем, все ж таки, все же, все-таки, как бы то ни было, как ни говори, как ни говорите, как-никак, . смотреть

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ

虽然. 但是. ; 然而Синонимы: ведь, вместе с тем, во всяком случае, впрочем, все ж таки, все же, все-таки, как бы то ни было, как ни говори, как ни говори. смотреть

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ

тем не менее— neverthelessСинонимы: ведь, вместе с тем, во всяком случае, впрочем, все ж таки, все же, все-таки, как бы то ни было, как ни говори, как. смотреть

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ

тем не менее всё-таки, однако, несмотря на то, впрочем, вместе с тем, все же, все ж таки, со всем тем, как бы то ни было, как-никак, во всяком случае, все-таки, ведь, при всем том, как ни говорите, при всем при том, что ни говорите, что ни говори, опять-таки, как ни говори

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ

Ударение в слове: т`ем не м`енееУдарение падает на буквы: е,еБезударные гласные в слове: т`ем не м`енее

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ

Обаче; независимо от товаобаче, въпреки това

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ

(а) проте; однак; (а всё-таки) а всё-таки; а все ж таки

ТЕМ НЕ МЕНЕЕ

проте; а проте; а втім; однак; а все ж; а все-таки

Диктанты по русскому языку – 4 класс 3 четверть

Диктанты по русскому языку за 3 четверть 4 класса.

Объем диктанта 70—80 слов.

Диктант “Жизнь птиц”.

Наш маленький сад навещали пернатые обитатели лесов и полей. Дети часами следили за дятлом. Он с силой долбил крепким клювом старую сосну. По стволу и сучьям бегали суетливые поползни. Дети закрепили в развилке веток дощечку и насыпали корм.
Они до тонкости узнали птичьи вкусы. Синицы не любили пшено, но очень любили подсолнухи. На мясные обрезки накидывались пугливые сойки. Отважные маленькие воробьи отгоняли от кормушки надутого снегиря. Жизнь птиц была интересна детям. Поздним вечером они возвращались домой. (78)

Слова для справок: обитатели, суетливые, накидывались.

Диктант “Москва”.

Из богатого и славного города Суздаля приехал со своей дружиной князь Юрий Долгорукий. Полюбился князю удобный для обороны холм. Это место слияния узенькой лесной речки Неглинной с полноводной Москвой-рекой.
Место было тихое, водное, рыбное. Обнесли воины холм высоким валом, поставили крепкие ворота. Быстро строились дубовые княжеские терема. Москва всем полюбилась. Она укрепилась и объединила окрестные земли под свою сильную и уверенную руку. Москва стала центром всей великой Руси. (69)

Слова для справок: Суздаля, Долгорукий, Неглинной.

Диктант “Весна на севере”.

В начале мая я уехал из Москвы на север. Как хорошо в эту пору в суровом лесном краю. Природа здесь ликует после долгого зимнего сна. Весной на севере ночь тает, словно остатки льда на реках и озёрах. Ют сплошной темноты зимой идёт переход к летнему дню. Солнцу надо успеть растопить глубокие зимние снега, прогреть озябшую землю. Недолго гостят на севере весна и лето. Вот солнце и спешит в этот короткий срок дать побольше тепла и света. (79)

Диктант “Праздник”.

Медленно иду от полянки к полянке. Сходит снег. Но лес не пробудился. Стоят холодные утренники. Только орешник да ольха ожили и выбросили бурые серёжки. В урожайную осень орешник щедро одарит и человека, и лесного зверя орехами. А какая польза от серой ольхи?
Сходи в лес солнечным мартовским днём. Среди голого леса стоит чудесное дерево. Это ольха. Она вся унизана серёжками. Красавица купается в лучах солнца. От ветерка на землю слетают желтые облачка пыльцы. Весь год будешь помнить праздник ольхи! (80)

Слова для справок: унизаны, купается.

Диктант “Горные леса”.

Все леса хороши с их грибным воздухом и волшебным шелестом листьев. Особенно хороши горные леса около моря. В них был слышен шум далёкого прибоя. С моря постоянно полз седой туман. От обилия влаги быстро рос мох. Он спадал с веток зелёными прядями до самой земли. В горных лесах поселилось весёлое эхо. Оно подхватывало любой звук и несло через скалы. По ночам гулко стонали, скрипели сосны и ели. По их вершинам бойко пробегал ветер и сбрасывал на землю шишки. (80)
(По К. Паустовскому)

Слова для справок: от обилия, подхватывало.

Диктант “Избушка”.

Мы вышли к избушке. Она стояла на берегу чудесной реки Вишеры. Вековые пихты и ели охраняли её. В тёмном окне блеснул луч солнца. На крыше сидел коршун. Он плаксиво закричал и перелетел на верхушку ели. Мы вошли в избушку. Тишина. На столике у окна стояла банка сгущёнки. Геологов не было дома. Они целый месяц работали в тайге. В избушке мы прожили три дня. Здесь мы оставили чай, сахар, сухари, крупу. Таков закон тайги — делиться с друзьями своими запасами. (79)

Слова для справок: Вишеры, сгущёнки, геологов.

Диктант “Древние мастера”.

На серых камнях видны рисунки. Я осмотрел их. Они удивительно хороши. Мне показалось, что я ощутил тепло древних художников.
Это было около города Беломорска, на реке Выг. Лоси и рыбы, медведи и киты, моржи и белухи были выточены на твёрдом камне.
Человек учился мирно жить с родной природой. Вода и огонь, солнце и звёзды, ветер и звери были объектами его поклонения. Начался дождь. Вода смыла пыль. Древние рисунки чётко выделились на старой скале. Природа решила показать работу мастеров. (80)

Слова для справок: Беломорска, Выг.

Диктант “Весёлая птичка”.

Наступила поздняя весна. Лес покрылся зелёной листвой. Над высоким обрывом висело засохшее дерево. Сколько лет этому лесному старику? К нему подлетела весёлая птичка. Это чиж. Он посидел, огляделся. Вот он вспорхнул, сел на сук ближнего дерева и радостно зачирикал. В хвойном лесу у него есть своё маленькое уютное гнёздышко. Там пять крошечных чижат. В начале весны к звонкой весенней капели присоединилась весёлая песня чижа. Чиж похож на воробья. Он защищает наш лес от вредителей. (76)

Слова для справок: вспорхнул, присоединилась.

Диктант “Тайга просыпается”.

Как легко засыпать в тишине ночной тайги. В костре шипели сырые дрова да постреливали сучья. Я открыл глаза. Высоко в небе холодно сверкал острый месяц. Над палаткой с шумом пролетела ночная птица. Я не смог её разглядеть.
Ветерок тронул ветви деревьев. Послышался плеск воды. Это были первые звуки утра. Просыпалась тайга.
Я спустился к реке. Сквозь туман заметил большого зверя с ветвистыми рогами. Он пил холодную воду. Я подкрался к нему. Это был лесной великан — лось. (78)

Диктант “Цветёт черёмуха”.

Идёт последний месяц весны. Под лучами майского солнца всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. Развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева.
Но вот грянули холода. Утренний туман не поднялся колечками с лесной полянки. Он замер и лёг пушистым инеем на землю. Тишина в лесу. Певчие птицы молчат, они боятся застудить своё горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера. Все ждут тепла. Природа устала от зимних холодов. (81)

Слово для справки: боятся.

Диктант “Тень”.

Удивительная в лесу тишина. Лес отдыхает. Солнечные зайчики сидят смирно. Летит ленивая паутинка от берёзки к берёзке.
Хорошо идти по такому лесу от одной полянки к другой. Чудный запах разлит по всей местности. Идёшь и с каждым шагом отпиваешь глоток чистого воздуха.
На поляне с брусничным настоем стоял медвежонок. Он что-то ловил, а поймать не мог. Малыш перекатывался, хватал, кусал, сердился. Он ловил свою тень. Она от него ускользала. Медвежонок переваливался с боку на бок. Он устал и сел. Послышался шум. Медвежонок бросился в кусты. (86)
По Н. Сладкову

Диктанты 4 класс

Диктант для 4 класса – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

  • 1 четверть
  • 2 четверть
  • За полугодие
  • 3 четверть
  • 4 четверть
  • Итоговые диктанты
По названию и теме:
4 класс 1 четверть
Поздняя осень

На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжёлые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.

На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки. Слова для справок: кочаны, усыпано.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам предложения четвёртое предложение.
  2. Подчеркнуть словарные слова.
  3. Выписать из текста два слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.
Петька

В заповеднике жил Петька. Это была большая, чёрная, серьёзная птица. Однажды я дал ворону печенье. Он взял печенье и спрятал в подклювный мешок. Я вынул маленькую монетку и показал Петьке. Эту монетку он тоже прятал. Потом Петька слетел на дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок подарки. Ворон вырвал клок травы и воткнул в песчаный домик. (58 слов) Слова для справок: кочаны, усыпано.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нем однородные члены.
  2. Разобрать восьмое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания.
  3. Найти и выписать слово, соответствующее любой схеме:
  4. Разобрать любое из выделенных слов по составу.
  5. В третьем предложении подчеркнуть изученные орфограммы.
  6. Сделать звуковую запись слова путь или ружье (на выбор ученика). Найти предложение с обращением, подчеркнуть обращение.
4 класс 2 четверть
В саду

Поздней осенью я посадил молодые яблоньки. Наступила дружная весна. По дорогам зажурчала вода. Быстро сошёл снег. Ярко заблестели на солнце лужи.

Я пришёл в сад и осмотрел свои яблоньки. Сучья и веточки все были целы. Лопнули почки. Показались алые края цветочных листьев. По саду разносились чудесные песни птиц. В песнях звучала радость встречи с теплом и весной. Легко и спокойно было на сердце. (65 слов) Слова для справок: сошёл, пришёл, спокойно.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Указать над словами первого абзаца часть речи.
  2. Выписать слово с разделительным мягким знаком. Образовать однокоренные слова.
Редкая гостья

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки. (85 слов)

✒️ Грамматическое задание (на выбор учителя):

  1. Разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж).
  2. Над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж (например, во втором, или третьем, или четвертом предложении).
  3. Выписать по одному существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это существительное в предложении, затем в начальной форме.
Контрольный диктант за первое полугодие
Солнце

Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.

Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли ручьи. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце. (69 слов)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть слова с непроизносимой согласной.
  2. Определить во втором предложении склонение и падеж имён существительных.
4 класс 3 четверть
Зимний лес

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями. (82 слова)

✒️ Грамматическое задание (на выбор учителя):

  1. Указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях.
  2. Подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания.
  3. Разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным).
  4. Разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.
Где же приятель?

Пришла весна. Кругом зажурчала вода. Медвежонок отправился гулять по поляне. Вдруг он остановился. Перед ним сидела лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка отпрыгнула. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до большой лужи. Лягушонок прыгнул в воду. Медвежонок сунул лапу в воду. Вода была холодна. Он отдёрнул лапу, потряс ею. Мишка осмотрелся. Куда девался его новый приятель? (72 слова)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Указать в тексте лицо и падеж местоимений.
  2. Разобрать шестое предложение по членам предложения и частям речи.
Журавли

Журавли готовились к отлёту. В золотые дни осени они покружились над родным болотом. Вот и потянулись стройные косяки в тёплые страны.

Журавли летели над лесами, полями,шумными городами. Внизу оставались реки, горы и моря. В глухом лесу птицы сделали отдых.

На востоке показалась ранняя зорька. Чуткие журавли уже проснулись.

Скоро взойдёт яркое солнце. Мы услышим прощальные голоса птиц. Высоко взлетят журавли. До свидания! До радостной встречи весной, журавли!

4 класс 4 четверть
Весна в лесу

Наступила радостная, шумная весна. Теплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями веселые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы.

Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ежик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеек забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи. Все рады весне!

✒️ Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:
    1-й вариант – во 2-м предложении (Теплые лучи. );
    2-й вариант – в 12-м предложении (На макушке. ).
  2. Разобрать по составу слово:
    1-й вариант – пробежала;
    2-й вариант – побегут.
Весеннее солнце

На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла все небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.

Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.

Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:
    1 вариант — в 4-м предложении (Золотые лучи солнца перелетали. );
    2 вариант — в 5-м предложении (Капельки росы заиграли. ).
  2. Разобрать по составу слово:
    1 вариант — загрустила (из 7-го предложения);
    2 вариант — полетел (из 8-го предложения).
Цветёт черёмуха

Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера. (66 слов) Слова для справок: аромат, замер, боятся.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Указать время глаголов.
  2. Выписать из текста глагол в неопределённой форме.
  3. Выписать глагол из последнего предложения. Выполнить морфологический разбор.
Вечерняя прогулка

Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную вечернюю прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираешься вперёд. С облегчением вздохнёшь, когда снова очутишься на солнечной опушке.

Какая перед тобой открывается красота! Внизу, как на ладони, расстилается широкая долина, по которой змеёй извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и моё любимое ближнее озеро.

При солнечном освещении всё это принимает волшебный вид. (79 слов)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть глаголы в неопределённой форме.
  2. Сделать морфологический разбор глагола из последнего предложения.
Итоговые диктанты за 4 класс
Майское чудо

Ласковое солнце согревает землю своим теплом.

Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крохотные колокольчики. В верхней части еще закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелек. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!

Догадались, о каком растении идет речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи красоту дивной полянки! (86 слов)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Синтаксический разбор предложения.
    1 вариант — 2 предложение;
    2 вариант — 3 предложение.
  2. Морфологический разбор глагола.
    1 вариант — бежишь;
    2 вариант —видишь.
  3. Выполни разбор слов по составу.
    1 вариант — разбежалась, присмотреть, вдыхаешь, внизу, разъярённый
    2 вариант — пронеслось, расписать, засветишь, сверху, слева, объездная.
Летняя прогулка

Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.

На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенёк у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле! (80 слов)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Разобрать первое предложение по членам и частям речи.
  2. Выписать из текста по одному имени существительному, прилагательному и глаголу. Разобрать слова по составу.
  3. Выполнить фонетический разбор имён существительных из второго предложения.

Цель диктантов: Повторить и систематизировать изученный на уроках материал, выполнить работу над ошибками.

Диктанты для 4 класса. Школа России.
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Тексты тематических и итоговых диктантов в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
diktanty_4_klass.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс 1 четверть. Тема: «Повторение»

На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжёлые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.

На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки. Слова для справок: кочаны, усыпано.

1. Разобрать по членам предложения четвёртое предложение.
2. Подчеркнуть словарные слова.
3. Выписать из текста два слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.

Контрольный диктант по русскому языку – «Повторение» 4 класс

4 класс 1 четверть. Тема: «Предложение»

В заповеднике жил Петька. Это была большая, чёрная, серьёзная птица. Однажды я дал ворону печенье. Он взял печенье и спрятал в подклювный мешок. Я вынул маленькую монетку и показал Петьке. Эту монетку он тоже прятал. Потом Петька слетел на дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок подарки. Ворон вырвал клок травы и воткнул в песчаный домик. (58 слов) Слова для справок: кочаны, усыпано.

1. Найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нем однородные члены.
2. Разобрать восьмое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания.
3. Найти и выписать слово, соответствующее любой схеме:
4. Разобрать любое из выделенных слов по составу.
5. В третьем предложении подчеркнуть изученные орфограммы.
6. Сделать звуковую запись слова путь или ружье (на выбор ученика). Найти предложение с обращением, подчеркнуть обращение.

Контрольный диктант по русскому языку – «Предложение» 4 класс

4 класс 2 четверть. Тема: «Части речи»

Поздней осенью я посадил молодые яблоньки. Наступила дружная весна. По дорогам зажурчала вода. Быстро сошёл снег. Ярко заблестели на солнце лужи.

Я пришёл в сад и осмотрел свои яблоньки. Сучья и веточки все были целы. Лопнули почки. Показались алые края цветочных листьев. По саду разносились чудесные песни птиц. В песнях звучала радость встречи с теплом и весной. Легко и спокойно было на сердце. (65 слов) Слова для справок: сошёл, пришёл, спокойно.

1. Указать над словами первого абзаца часть речи.
2. Выписать слово с разделительным мягким знаком. Образовать однокоренные слова.

Контрольный диктант по русскому языку – «Части речи» 4 класс

4 класс 2 четверть. Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки. (85 слов)

Грамматическое задание (на выбор учителя):

1. Разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж).
2. Над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж (например, во втором, или третьем, или четвертом предложении).
3. Выписать по одному существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это существительное в предложении, затем в начальной форме.

Диктант по русскому языку – «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Контрольный диктант за первое полугодие

Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.

Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли ручьи. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце. (69 слов)

1. Подчеркнуть слова с непроизносимой согласной. 2. Определить во втором предложении склонение и падеж имён существительных.

4 класс Контрольный диктант по русскому языку за первое полугодие

4 класс 3 четверть. Тема: «Имя прилагательное»

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями. (82 слова)

Грамматическое задание (на выбор учителя):

1. Указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях.
2. Подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания.
3. Разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным).
4. Разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.

Контрольный диктант по русскому языку – «Имя прилагательное» 4 класс

4 класс 3 четверть. Тема: «Местоимение»

Где же приятель?

Пришла весна. Кругом зажурчала вода. Медвежонок отправился гулять по поляне. Вдруг он остановился. Перед ним сидела лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка отпрыгнула. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до большой лужи. Лягушонок прыгнул в воду. Медвежонок сунул лапу в воду. Вода была холодна. Он отдёрнул лапу, потряс ею. Мишка осмотрелся. Куда девался его новый приятель? (72 слова)

1. Указать в тексте лицо и падеж местоимений.
2. Разобрать шестое предложение по членам предложения и частям речи.

Контрольный диктант по русскому языку – «Местоимение» 4 класс

4 класс 3 четверть. Тема: «Глагол»

Журавли готовились к отлёту. В золотые дни осени они покружились над родным болотом. Вот и потянулись стройные косяки в тёплые страны.
Журавли летели над лесами, полями,шумными городами. Внизу оставались реки, горы и моря. В глухом лесу птицы сделали отдых.
На востоке показалась ранняя зорька. Чуткие журавли уже проснулись.
Скоро взойдёт яркое солнце. Мы услышим прощальные голоса птиц. Высоко взлетят журавли. До свидания! До радостной встречи весной, журавли!

4 класс 4 четверть

Наступила радостная, шумная весна. Теплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями веселые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы.

Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ежик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеек забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи. Все рады весне!

1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:
1-й вариант – во 2-м предложении (Теплые лучи. );
2-й вариант – в 12-м предложении (На макушке. ).

2. Разобрать по составу слово:
1-й вариант – пробежала;
2-й вариант – побегут.

На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла все небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.
Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.
Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.

1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:
1-й вариант – в 4-м предложении (Золотые лучи солнца перелетали. );
2-й вариант – в 5-м предложении (Капельки росы заиграли. ).

2. Разобрать по составу слово:
1-й вариант – загрустила (из 7-го предложения);
2-й вариант – полетел (из 8-го предложения).

Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера. (66 слов) Слова для справок: аромат, замер, боятся.

1. Указать время глаголов.
2. Выписать из текста глагол в неопределённой форме.
3. Выписать глагол из последнего предложения. Выполнить морфологический разбор.

Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную вечернюю прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираешься вперёд. С облегчением вздохнёшь, когда снова очутишься на солнечной опушке.

Какая перед тобой открывается красота! Внизу, как на ладони, расстилается широкая долина, по которой змеёй извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и моё любимое ближнее озеро.

При солнечном освещении всё это принимает волшебный вид. (79 слов)

1. Подчеркнуть глаголы в неопределённой форме.
2. Сделать морфологический разбор глагола из последнего предложения.

Контрольный диктант по русскому языку – «Глагол» 4 класс

Итоговый контрольный диктант 4 класс

Ласковое солнце согревает землю своим теплом.

Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крохотные колокольчики. В верхней части еще закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелек. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!

Догадались, о каком растении идет речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи красоту дивной полянки! (86 слов)

1. Синтаксический разбор предложения.
1 вариант – 2 предложение; 2 вариант – 3 предложение.

2. Морфологический разбор глагола.
1 вариант – бежишь; 2 вариант – видишь.

3. Выполни разбор слов по составу.
1 вариант: разбежалась, присмотреть, вдыхаешь, внизу, разъярённый
2 вариант: пронеслось, расписать, засветишь, сверху, слева, объездная.

Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.

На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенёк у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле! (80 слов)

1. Разобрать первое предложение по членам и частям речи.
2. Выписать из текста по одному имени существительному, прилагательному и глаголу. Разобрать слова по составу.
3. Выполнить фонетический разбор имён существительных из второго предложения.

Ссылка на основную публикацию