Степени сравнения прилагательных в русском языке – правила и способы образования

Степени сравнения прилагательных

Степень сравнения — это общее название форм имён прилагательных, выражающих различные степени признака предмета.

Степени сравнения имеют только качественные прилагательные, которые обозначают изменяющийся признак. В русском языке есть три степени сравнения имён прилагательных: положительная, сравнительная и превосходная .

Обычно прилагательные называют признак предмета, не сравнивая его с другими:

трава зелёная , конфета сладкая .

Такие прилагательные стоят в форме положительной степени.

Положительная степень сравнения — это форма качественного прилагательного, обозначающая признак предмета вне сравнения.

Предметы могут обладать признаками, которые проявляются в большей (меньшей) или самой большой (самой малой) степени, например:

рубашка светлее , погода теплейшая , здание самое высокое .

В этих случаях используется сравнительная и превосходная степень сравнения прилагательных.

Степени сравнения прилагательных
Положит.СравнительнаяПревосходная
ПростаяСоставнаяПростаяСоставная
-ee (-ей)
-е, -ше
более
(менее)
-ейш-
-айш-
наиболее
(наименее,
самый)
быстрыйбыстр ее менее быстрыйбыстр ейш ий самый быстрый

Сравнительная степень

Сравнительная степень прилагательных называет признак, который у данного предмета или лица проявляется в большей или меньшей степени, чем у того, с которым его сравнивают. Например:

конфета вкуснее , чем шоколадка;

зимой погода холоднее , чем летом;

девочки аккуратнее мальчиков.

Сравнительная степень имеет две формы: простую и составную.

Простая сравнительная степень имён прилагательных указывает только на то, что признак представлен в большей (но не в меньшей) степени. Она образуется путём прибавления суффиксов к основе положительной степени:

мил ый – мил ее , мил ей ;

сильн ый – сильн ее , сильн ей .

-Е:

    Если основа прилагательных оканчивается на Г, К, Х, Д, Т, СТ, то происходит чередование конечного согласного основы:

дорог ой – дорож е ,

громк ий – громч е ,

тих ий – тиш е ,

прост ой – прощ е .

У прилагательных с суффиксами -К-, -ОК-, -ЕК- данные суффиксы усекаются:

близ к ий – ближ е ,

шир ок ий – шир е

стар ый – стар ше .

Если основа прилагательных оканчивается на Г, К, то конечный согласный основы усекается:

долг ий – доль ше ,

тонк ий – тонь ше .

Формообразовательные суффиксы (-ЕЕ, -ЕЙ, -Е, -ШЕ) не изменяют значения слова и не образуют нового слова, поэтому они не включаются в основу слова. Обратите внимание, что у прилагательных в форме простой сравнительной степени нет окончаний.

К форме простой сравнительной степени можно добавить приставку ПО-, которая обозначает небольшое увеличение признака, например:

больше – по больше, ниже – по ниже.

Иногда простая форма сравнительной степени образуется от слов, имеющих другую основу. Например:

хороший – лучше , плохой – хуже , маленький – меньше .

Прилагательные в простой форме сравнительной степени не изменяются по родам, числам и падежам. Простая сравнительная степень — это неизменяемая форма имён прилагательных.

Некоторые качественные прилагательные не имеют формы простой сравнительной степени, например:

лысый, глухой, рослый, деловой и др.

Составная сравнительная степень имён прилагательных образуется с помощью слов более и менее, которые ставятся перед прилагательными в положительной степени:

зелёный – более зелёный, горькая – менее горькая.

Прилагательные в составной форме сравнительной степени изменяются по родам, числам и падежам:

менее кислый компот (м. р.) — менее кислая конфета (ж. р.);

более яркое солнце (ед. ч.) — более яркие звёзды (мн. ч.);

менее сложная работа (и. п.) — о менее сложной работе (п. п.).

Вспомогательные слова более и менее по родам, числам и падежам не изменяются.

Сравнение двух предметов по какому-либо признаку можно выразить по-разному:

Левый домик выше правого.

Левый домик выше , чем правый.

Левый домик более высокий , чем правый.

Превосходная степень

Превосходная степень прилагательных указывает, что предмет обладает высшей степенью признака, то есть превосходит другие предметы по данному признаку. Например:

вкуснейшая конфета, самая холодная зима.

Превосходная степень имеет две формы: простую и составную.

Простая превосходная степень имён прилагательных образуется с помощью суффиксов путём прибавления их к основе прилагательных в форме положительной степени:

    -АЙШ- (с чередованием последней согласной буквы основы):

строг ий – строж айш ий,

кратк ий – кратч айш ий,

тих ий – тиш айш ий.

Примечание: суффикс -АЙШ- всегда находится под ударением: строжа́йший, мягча́йший.

вкусн ый – вкусн ейш ий,

стар ый – стар ейш ий.

НАИ- + -Ш- (с усечением суффикса -ОК-):

выс ок ий – наи выс ш ий.

вкусн ый – наи вкусн ейш ий.

Приставка НАИ- употребляется с простой превосходной степенью для обращения внимания на абсолютное превосходство данного признак:

редкий – редчайший – наи редчайший,

крепкий – крепчайший – наи крепчайший.

Иногда простая форма превосходной степени образуется от слов, имеющих другую основу. Например:

хороший – лучший , плохой – худший , маленький – меньший .

Прилагательные в простой форме превосходной степени изменяются по числам, родам и падежам:

высочайший – высочайшие,

добрейший – добрейшая,

сильнейший – сильнейшего.

Составная превосходная степень имён прилагательных образуется двумя способами:

    С помощью слов самый, наиболее, наименее, которые ставятся перед прилагательными в положительной форме:

самый смелый, наиболее богатый, наименее значимый.

Такие прилагательные изменяются по родам, числам и падежам:

самый смелый – самая смелая,

самый смелый – самые смелые,

самый смелый – самого смелого.

Слова наиболее и наименее являются неизменяемыми:

наиболее смелая, наименее красивые, в наименее долгом.

С помощью слов всех, всего, которые ставятся после прилагательных в простой форме сравнительной степени:

смелее всех , богаче всех , интереснее всего .

Такие прилагательные не изменяются по родам, числам и падежам, так как они образованы от простой формы сравнительной степени, которая является неизменяемой.

Примечание: нельзя смешивать слова самый, наиболее, наименее с простой формой сравнительной степени для образования составной формы превосходной степени. Формы:

самые красивее, наиболее труднее, наименее интереснее.

являются неправильными. Также слова самый, наиболее, наименее нельзя использовать с прилагательными в простой форме превосходной степени:

самая вкуснейшая, наиболее быстрейший, наименее мельчайший.

Вместо этих словосочетаний надо использовать простую или составную превосходную степень, не смешивая их:

вместо самая вкуснейшая можно сказать самая вкусная или вкуснейшая;

вместо наиболее быстрейший можно сказать наиболее быстрый или быстрейший;

вместо наименее мельчайший можно сказать наименее мелкий или мельчайший.

Составную форму превосходной степени можно образовать от любого качественного прилагательного.

Степени сравнения имен прилагательных

О чем эта статья:

Определение прилагательного

Прилагательное — это часть речи, которая называет самостоятельный признак предмета. Чаще всего имеет непроизводную основу, то есть ни от чего не образовано, или образовано от существительного.

Прилагательное отвечает на вопросы: «какой?», «какая?», «какое?», «какие?», «чей?».

  • жесткий — непроизводное;
  • солнечный — образовано от существительного «солнце».

Какие прилагательные образуют степени сравнения

Для начала давайте вспомним, на какие разряды делятся имена прилагательные в русском языке.

Отвечают на вопрос «какой?»

Отвечают на вопрос «какой?»

Отвечают на вопрос «чей?»

Обозначают признак предмета — внешний или внутренний

Указывают на материал, место, время; обозначают отвлеченные понятия

Указывают на принадлежность

грустный, смешной, красивый, белый

зимний, шелковый, южный, городской

мамин, Васин, лисий, медвежий

Степени сравнения есть только у качественных прилагательных. Качественные прилагательные обозначают признак предмета, которой может быть выражен в большей или меньшей степени. Этим признаком может быть:

  • вкус (сладкий, горький);
  • цвет (белый, красный);
  • запах (душистый, пряный);
  • размер (большой, длинный);
  • форма (круглый, угловатый);
  • возраст (старый, юный);
  • другое качество (громкий, храбрый).

Формы степеней сравнения прилагательных

В русском языке есть три степени сравнения имен прилагательных: положительная, сравнительная и превосходная. Образуются они с помощью формообразующих суффиксов и слов «более», «менее», «самый» и «всех».

  1. Положительная степень прилагательного — это начальная степень (сильный, славный, добрый). В ней нет сравнения.
  2. Сравнительная степень прилагательного показывает, что в одном предмете качество проявляется сильнее или слабее, чем в другом. Например: «это платье красивее, чем другое». Так мы сравниваем два платья и решаем, в каком из них качество «красивый» проявляется интенсивнее.
  3. Превосходная степень прилагательного обозначает признак в его наивысшем проявлении, например: «это платье — самое красивое».

По форме сравнительная и превосходная степени могут быть простыми, то есть состоять из одного слова, или составными — из нескольких слов.

Для удобства мы собрали в одной таблице все, что важно знать о степенях сравнения прилагательных в русском языке.

Примеры степени сравнения

Обозначает признак, который не сравнивается с другими признаками.

Представлена начальной формой прилагательных (ед. числа, м. р., И. п.) и ее склоняемых форм.

Мокрый, теплый, высокая, угловатые, умный.

Обозначает признак, который проявляется в одном предмете больше (меньше), чем в другом предмете, а также признак, который проявляется в предмете в разное время с разной степенью.

Простую сравнительную степень образуют прилагательные, которые обозначают качественный признак, через присоединение суффиксов -ее (-ей), -е, -ше.

Составная сравнительная степень образуется через добавление к начальной форме служебных слов «более» и «менее».

Более мокрый, теплее, выше, менее угловатый, более умный.

Обозначает признак в наивысшем его проявлении в контексте сравнения с другими признаками либо без него.

Простая превосходная степень образуется при помощи суффиксов -айш, -ейш.

Для усиления превосходной степени можно использовать префикс наи-.

Составная превосходная степень образуется через:

– добавление к начальной форме прилагательного служебных слов: самый, наиболее, наименее;

– добавление местоимения «всех» к простой форме сравнительной степени.

Самый мокрый, теплейший, наивысочайший, наиболее угловатый, всех умнее.

Рассмотрим подробнее, как образуются степени сравнения прилагательных.

Образование простой сравнительной степени

Прилагательное в форме сравнительной степени показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом. Например:

Сегодняшняя ночь была светлее вчерашней.

Сравним с предложением:

А по земле идет светлая ночь, расстилает по косогорам белые простыни (В. Шукшин).

Ночь из первого предложения была не просто светлая, как у Шукшина, а светлее другой ночи, то есть признак «количество света» у сегодняшней ночи выражен интенсивнее, чем у вчерашней.

Способ образования простой сравнительной степени качественных прилагательных — формообразующие суффиксы и -ее (-ей), -ше:

  • большой — больше;
  • короткий — короче;
  • веселый — веселее;
  • полезный — полезнее;
  • радостный — радостней;
  • старый — старше;
  • молодой — младше.

У некоторых прилагательных при образовании сравнительной степени происходят корневые чередования согласных:

  • сладкий — слаще;
  • чистый — чище;
  • яркий — ярче;
  • близкий — ближе;
  • глубокий — глубже.

Форму простой сравнительной степени прилагательных также можно образовать с помощью приставки по- и суффиксов -е, -ее. Вот так:

  • длинный — длиннее, подлиннее;
  • мягкий — мягче, помягче;
  • крутой — круче, покруче.

Прилагательные с приставкой по- чаще используют в разговорной речи.

Существуют и супплетивные формы сравнительной степени. Супплетивные формы — это формы одного и того же слова, которые образуются от разных корней или основ. Так, при образовании простой степени сравнения меняется корень у прилагательных:

Есть еще такие качественные прилагательные, которые не образуют простой степени сравнения. К ним относятся:

1. Слова древнего происхождения:

  • ранний,
  • рьяный,
  • правый,
  • левый,
  • гордый,
  • сырой,
  • ветхий,
  • робкий.

2. Прилагательные со значением цвета:

  • голубой,
  • малиновый,
  • серый.

3. Названия мастей животных:

  • каурый,
  • вороной,
  • гнедой.

4. Слова, которые образованы с помощью перехода из относительных прилагательных в качественные или от глаголов с помощью суффиксов:

  • -ск-: дружеский, человеческий, юмористический;
  • -ов-: деловой, огневой, боевой;
  • -н-: наливной, напускной, лишний;
  • -л-: загорелый, усталый, жилой.

В предложении прилагательные в форме сравнительной степени выступают в роли сказуемого или несогласованного определения:

Образование составной сравнительной степени

Составную сравнительную степень имен прилагательных можно образовать от начальной формы прилагательного (именительный падеж, единственное число, мужской род) с помощью слов «более», «менее». Примеры:

  • загорелый — более/менее загорелый;
  • энергичный — более/менее энергичный.

Составные формы прилагательных чаще встречаются в книгах.

Образование простой превосходной степени

Превосходная степень сравнения прилагательных показывает, что этот предмет превосходит остальные предметы по какому-то признаку. Например:

  • Ближайшая деревня будет в пятнадцати километрах отсюда.
  • Мобильные телефоны на ЕГЭ под строжайшим запретом.

Простая форма превосходной степени образуется через присоединение к основе слова формообразующих суффиксов -ейш-, -айш-:

  • умный — умнейший;
  • красивый — красивейший;
  • крепкий — крепчайший.

При образовании превосходной формы прилагательного с основой на заднеязычные согласные -г, -к, -х с помощью суффикса -айш- происходит чередование согласных в корне:

Трудные формы прилагательных, написание которых нужно запомнить:

Для усиления превосходной степени еще можно использовать приставку наи-, которая подчеркивает высокую степень качества предмета:

  • умный — наиумнейший;
  • сильный — наисильнейший;
  • хороший — лучший — наилучший.

Составная форма превосходной степени прилагательных

Составная форма превосходной степени прилагательных похожа на составную сравнительную степень. Она тоже складывается из начальной формы прилагательного (именительный падеж, единственное число, мужской род) и вспомогательных слов: «самый», «наиболее», «наименее». Вот так:

  • легкий — самый легкий, наиболее/наименее легкий;
  • грустный — самый грустный, наиболее/наименее грустный.

Есть еще один способ образования превосходной степени сравнения: сравнительная степень прилагательного + слово «всех» (форма родительного падежа местоимения «все»). Например:

  • интересный — интереснее всех;
  • громкий — громче всех;
  • слабый — слабее всех.

Прилагательные в форме превосходной степени сравнения изменяются по числам, родам и падежам:

  • Самым удивительным (ед. ч., Тв. п.) в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках (Ю. Нагибин).
  • О самой грустной (ед. ч., П. п.) поре листопада русскими поэтами сложено множество прекрасных стихов.

Собрали самые распространенные способы образования степеней сравнения на одной картинке, чтобы вам было легче запомнить:

Морфологические ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных

Если не соблюдать морфологические правила образования сравнительных степеней прилагательных, то можно допустить такие речевые ошибки:

  • твой голос звончее вместо звонче;
  • ты более умнее вместо более умный;
  • выводы более глубже вместо более глубокие;
  • кисель стал более жиже вместо более жидким;
  • это самая известнейшая мелодия вместо самая известная;
  • самый тончайший намек вместо самый тонкий намек.

Морфологические нормы русского языка не допускают соединение форм простой и составной степеней сравнения. Поэтому нужно выбрать что-то одно:

  • не более лучшие условия, а лучшие условия или более хорошие условия;
  • не более худшие привычки, а худшие привычки или более плохие привычки.

Степени сравнения прилагательных в русском языке – правила и способы образования

НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

6.4. Образование форм степеней сравнения

Среди норм, присущих именам прилагательным, наибольшие трудности обычно вызывает образование некоторых форм сравнительной и превосходной степени качественных прилагательных и использование этих форм в речи.

Примеры задания 6:

сочинение БОЛЕЕ ПОЛНЕЕ

история самая ИНТЕРЕСНЕЙШАЯ

Напомним, что в данном задании мы действуем по такой схеме: если выделенных слов два, то и заменять нужно два слова. Если же выделено одно слово, то заменять будем только его.

В первом примере выделены два слова, поэтому верными будут два варианта ответа: 1) «более полное»; 2) «полнее».

Во втором примере выделено одно слово, верным будет ответ «интересная».

В третьем примере выделено одно слово, в нём ошибка на образование формы сравнительной степени, ответ: «длиннее»

Если вам не удалось без ошибок выполнить это задание, рекомендуем обратиться к материалу, расположенному ниже.

Обращаем внимание на то, что материал «Справки» направлен не только на успешное выполнение задания 6, но и на повышение общей культуры письменной речи.

6.4.1. Образование форм сравнительной степени

При образовании форм сравнительной степени следует учитывать следующее:

Для образования и простой, и сложной степени берётся имя прилагательное в нулевой степени . (Это не всегда начальная форма, так как нач. форма — это мужской род.)

Рассмотрим образование простой сравнительной степени.

Различным суффиксам, используемым для образования простой сравнительной степени, присущи различные оттенки. Кроме того, на выбор суффикса влияет особенность основы. Комментарии изложены в таблице.

Нулевая степень

Простая степень

Комментарий

Это имя прилагательное в муж., жен., среднем роде или множ. числе

нулевая степень+суффиксы ее/ей/ше/е

Сравнительная степень используется для сравнения признаков предметов между собой: брат выше сестры, этот дом выше соседнего; Оля была серьёзней Нины.

Самый распространённый суффикс -ее полностью отвечает литературной, письменной норме.

Если основа прилагательного оканчивается на г, к, х, то при образовании сравнительной степени используется суффикс (с чередованием согласной)

Этот же суффикс с чередованием согласных употребляется при образовании сравнительной степени отдельных прилагательных с основой на д, т, ст, ск, зк. Употребление форм типа простее, молодее является грубой ошибкой.

Розенталь указывает на то, что форма на -ей (скорей, смелей и т. п.) употребляется в разговорном языке и в стихотворной речи. Поэтому не рекомендуется использовать эту форму в письменных работах.

С помощью суффикса -ше образуются формы сравнительной степени лишь у нескольких прилагательных, поэтому употребление форм типа красивше является грубой ошибкой.

приставка по, добавляемая к прилагательному в сравнительной степени, придаёт ему разговорный стиль. Не рекомендуется употреблять в письменных работах. (Это позволит избежать и орфографических ошибок типа «по-лучше» или «по лучше»)

Ряд прилагательных образует сравнительную степень от другого корня.

Сложная сравнительная степень используется преимущественно в книжном стиле: показатели роста внешней торговли в этом году более высокие, чем в прошлом; дальнейшие опыты были более сложные, чем предыдущие. Но иногда и в обыденной речи без такой формы не обойтись: сложная форма сравнительной степени используется вместо простой при существительных, стоящих в косвенных падежах: занят более важной работой (нельзя сказать работой «важнее», возможна лишь разговорная форма — «работой поважнее», что нежелательно), в более трудных случаях, с менее удачным результатом, от более осведомленного лица и т.п.

Сложная сравнительная степень образуется при помощи нулевой степени прилагательного и частиц более/менее, например: голос менее злой, собака менее злая, разговоры менее злые, выражение менее злое; экзамен более лёгкий, работа более лёгкая, раны более легкие; задание более лёгкое; ребёнок более весёлый, более весёлому, о более весёлом.

Для таких форм естественно и нормально склонение по падежам и родам и числам .

Таким образом, исходя из основного правила (простая и сложная форма степеней имён прилагательных образуется от нулевой степени), делаем вывод, что не соответствует нормам литературного языка соединение в одной конструкции простой и сложной формы сравнительной степени типа «более интереснее». Подобные фразы довольно часто встречаются: более лучшее положение, более худшие привычки, рассказ более подробнее, стихотворение менее известнее. Именно такие ошибки необходимо научиться находить и заменять на правильные формы.

Проверьте себя: положение более хорошее/положение лучше; привычки более плохие/привычки хуже; рассказ более подробный/рассказ подробнее; стихотворение менее известно/стихотворение известнее.

6.4.2. Образование форм превосходной степени

Свои особенности есть и при образовании превосходной степени . Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в наибольшей или наименьшей степени.

Нулевая

Простая превосходная

Комментарий

Это имя прилагательное в муж., жен.,среднем роде или множ. числе

нулевая степень+суффиксы ейш/айш

Эта форма превосходной степени (в отличие от такой же формы сравнительной степени) имеет книжный характер: высочайшие вершины знания, строжайшие меры взыскания

как правило, затруднений не вызывает

происходит чередование или выпадение суффикса к

обратите внимание на слово «лучший», оно совпадает с простой сравнительной степенью

нельзя образовать

существует большое число прилагательных, от которых невозможно образовать такую форму.

Сложная превосходная степень употребляется во всех стилях речи; ср.: самые высокие дома в городе; самые строгие воспитатели в школе-интернате.

Сложная сравнительная степень образуется чаще всего при помощи нулевой степени прилагательного и слов самый, наиболее/наименее, например: ответ наименее верный, собака самая верная, друзья наиболее верные, решение наиболее верное; экзамен наиболее лёгкий, работа самая лёгкая, раны самые легкие; задание наименее лёгкое; щенок самый весёлый, самому весёлому щенку, о самом весёлом щенке и т.п.

Для таких форм естественно и нормально склонение по падежам и родам и числам .

Но, как и для формы сравнительной степени, совершенно недопустимо использовать одновременно два способа выражения сравнения : слова «самый/наиболее» в сочетании с прилагательным не «нулевой» степени дают грамматическую ошибку. Такая ошибка очень частотна в речи: самый сладчайший вкус, наиболее выгоднейший проект; Сегодня она была более грустнее, чем вчера; Он самый величайший физик в мире . И это те ошибки, которые нужно научиться видеть в задании 6 и исправлять на верные написания.

Примечание: Подобные конструкции Розенталь считает устаревшими и указывает, что в наши дни сохраняются единичные выражения этого типа: самый ближайший путь, самая кратчайшая дорога, самым теснейшим образом и немногие другие. В некоторых источниках ( в частности, на портале Грамота.ру) признаётся правомерность и литературность словосочетаний «самый лучший» (день) и «самый худший» (год). Вероятно, это связано с тем, что слова «лучший» и «худший» наряду со значением сравнения, которые они получают как формы, образованные от своих прилагательных «хороший» и «плохой», обретают самостоятельное, «несравнительное» значение. Так, например, в современных словарях Ефремовой и Ожегова слово «лучший» имеет собственное «значение самого высокого качества, самого хорошего свойства;» «тот, кто лучше всех».

Проверьте себя: самый сладкий вкус/сладчайший вкус; наиболее выгодный проект/выгоднейший проект; Сегодня она была грустнее, чем вчера; Сегодня она была более грустная, чем вчера; Он самый великий физик в мире/Он величайший физик в мире.

Примечание: Существует ещё один способ образования превосходной сложной степени: при этом соединяется слово всех с простой сравнительной степенью: ты лучше всех, ты умнее всех; мы мудрее всех и т.п. Как правило, ошибок при такой форме не бывает, если, конечно, не допускаются ошибки типа «хужее» или «плохее» всех.

6.5. Образование кратких форм имени прилагательного

При употреблении имен прилагательных приходится выбирать варианты кратких форм. Как написать? — Аркадию Кирсанову свойственен (или свойствен?) лиризм; Этот призыв своевремен (или своевременен); Этот человек невежествен (или невежественен)! Даже составители толковых словарей по-разному оценивают некоторые из этих форм — то как допустимые, то как устаревшие. В частности, Лопатин даёт две возможные формы, Ожегов — только одну, краткую.

У писателей прошлого встречаются и краткие прилагательные на -нен, и формы на -енен. Однако в связи со стремлением говорящих к «экономии речевых средств» для современного языка следует считать оправданными более короткие формы:

бездействен, безнравствен, беспочвен, бессмыслен, бесчувствен, величествен, воинствен, двусмыслен, единствен, естествен, злокачествен, искусствен, легкомыслен, медлен, многочислен, могуществен, мужествен, невежествен, ответствен, подведомствен, посредствен, родстдвен, свойствен, соответствен, существен, таинствен, тождествен, торжествен, явствен.

Примечание: В задании 6 такие слова не встречаются, но в письменных работах иногда возникает необходимость в употреблении краткой формы.

Степени сравнения прилагательных – что это такое, как они образуются и что про них надо знать

Их две: сравнительная, превосходная.

У некоторых имен прилагательных есть две степени сравнения: сравнительная и превосходная. Сравнительная – это когда признак проявляется в большей степени. Например, он умный, а я умнее, он красивый, а я красивее.

Превосходная степень – когда признак проявляется в наибольшей степени: этот человек – умнейший, красивейший, сильнейший. То есть равных ему вообще нет.

У каких прилагательных есть степени сравнения

У качественных. То есть таких, которые обозначают «качества» предметов: красивый, мрачный, близкий, редкий.

Относительные прилагательные в принципе не могут иметь разные степени признака. Деревянный стол не будет более деревянным, речная рыба не может стать более речной, меховая шапка – более меховой.

То же касается притяжательных прилагательных, которые обозначают принадлежность: воробьиное гнездо не будет более воробьиным, учительский стол – более учительским, мышиная нора – более мышиной.

Как образуются степени сравнения

Есть три способа: простой, сложный, супплетивный.

  1. Простой – когда в слове меняются суффиксы, корень не меняется, никакие другие слова тоже не добавляются.
  2. Сложный – когда добавляются другие слова.
  3. Супплетивный – когда меняется корень слова.

Разберем сначала сравнительную степень. Простой способ ее образования – с помощью суффиксов -ее, -ей, -е, -ше. Примеры: холоднее, быстрей, звонче, больше.

Сложный – с помощью слов «более» и «менее»: более надежный, менее надежный.

Супплетивный: плохой – хуже, хороший – лучше. Супплетивный встречается редко, у большинства прилагательных его нет. Например, у красивого, бедного, яркого и многих других прилагательных отсутствуют супплетивные формы.

Теперь разберем превосходную степень. Простой способ – с помощью суффиксов -ейш-, -айш- и приставки наи-: храбрый – храбрейший, наихрабрейший, великий – величайший (варианта с наи- нет).

Сложный – с помощью слов наиболее, наименее, самый, всех: наиболее мрачный, наименее мрачный, самый мрачный, всех мрачнее.

Не забывайте о слове «всех»

О нем все всегда забывают, но оно тоже образует превосходную степень. Всех милее = самая милая, милейшая, то есть равных ей в принципе нет, превосходная степень проявления признака.

Супплетивный способ: хороший – лучший, плохой – худший.

Есть ли степени сравнения прилагательных в других языках

Да. И образуются они схожим образом. Приведу примеры из английского. Английское прилагательное nice (красивый) – в сравнительной степени nicer (красивее), в превосходной – the nicest (красивейший).

Аналогично есть супплетивные формы: good – better – the best (хороший – лучше – самый лучший).

И есть сложные формы: Interesting (интересный) – more interesting (более интересный) – the most interesting (самый интересный).

В европейских языках сложные формы обычно используются тогда, когда прилагательное длинное. Чтобы еще больше его не удлинять суффиксами. В русском сложные формы есть и у длинных, и у коротких прилагательных.

Что обязательно надо знать, чтобы не было двоек

«Обычное» прилагательное, от которого начинают образовываться степени сравнения, – это прилагательное в «положительной» степени: молодой (положительная) – моложе (сравнительная), самый молодой (превосходная).

Нельзя смешивать простую и сложную сравнительную степень. Это грубейшая ошибка. Нельзя говорить «этот велосипед более дороже» или «нам тут более веселее чем там», «это еще более худший вариант, чем я думал». Либо «дороже», «веселее», либо «более дорогой», «более весело». От слова «плохой» можно образовать формы «хуже», «худший», «наихудший». Все. Не смешивайте, пожалуйста.

Прилагательное в простой сравнительной степени – это всегда неизменяемое слово. Поэтому окончания у него нет в принципе: теплее, сильнее – окончаний нет, не рисуйте даже пустой квадрат.

Прилагательное в сложной сравнительной степени – изменяемое, у него есть окончания: она более красив-ая, он более красив-ый, они более красив-ые.

Все прилагательные в превосходной степени (любой: простой, сложной, супплетивной) изменяемые, у них есть окончания: теплейш-ая погода, теплейш-ий день, теплейш-ие месяцы.

-Ее-, -ей-, -е-, -ше-, -ейш-, айш- – это суффиксы. Запомните. Суффиксы, а не окончания.

При образовании степеней сравнения может быть чередование корневых согласных: молодой – моложе. Особенно часто чередуются заднеязычные: громкий – громче, редкий – редчайший.

Всё. Учитесь на пятёрки и будьте счастливы.

Словосочетание

Словосочетание — это сочетание двух или нескольких самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет, признак, явление или действие:

словословосочетание
столобеденный стол
письменный стол
листлавровый лист
лист малины
гулятьгулять в парке
гулять с друзьями

Словосочетание состоит из главного слова и зависимого. Зависимое слово уточняет смысл главного. От главного слова к зависимому всегда можно поставить вопрос:

стол (какой?) обеденный,

гулять (с кем?) с друзьями.

Словосочетания прилагательное+существительное и существительное+существительное могут быть синонимичными, например:

золотая монета – монета из золота,

меховой воротник – воротник из меха,

бритвенный станок – станок для бритья.

Не являются словосочетаниями:

    Подлежащее и сказуемое:

Любые слова, стоящие рядом в предложении, но не связанные между собой по смыслу:

сильный дует.

Слово с предлогом:

у окна, возле дома.

Члены предложения, отвечающие на одинаковые вопросы (однородные члены предложения):

(какой?) уставший и (какой?) сонный.

Устойчивые выражения (фразеологизмы):

спустя рукава.

Сложные грамматические формы:

будет играть, менее дорогой.

Обособленные члены в сочетании с определяемым словом:

. ветка, сломанная ветром.

Смысловая и грамматическая связь

Смысловая связь слов в словосочетаниях устанавливается по вопросам, которые задаются от главного слова к зависимому:

Смысловая связьПримеры
предмет и его признакзасохший цветок
цветок
(какой?) засохший
действие и предметлететь к солнцу
лететь
(к чему?) к солнцу
действие и его признакзаинтересованно разглядывать
разглядывать
(как?) заинтересованно
признак и его степеньпо-весеннему свежий
свежий
(как?) по-весеннему

Зависимое слово связывается с главным не только по смыслу, но и грамматически. Грамматическая связь слов в словосочетании чаще всего выражается с помощью окончания или с помощью окончания и предлога:

домашние тапочки, тапочки (какие?) домашн ие;

ходить по лезвию, ходить (по чему?) по лезви ю.

Признаки словосочетания

Как и любая единица языка, словосочетания имеют свои признаки:

  1. Состав словосочетания — два и более самостоятельных слова.
  2. Смысловое единство этих слов.
  3. Подчинительная грамматическая связь между компонентами в словосочетании.

Простые и сложные

Все словосочетания состоят из главной и зависимой частей. Например, в словосочетании чистая вода главная часть — вода, зависимая — чистая.

По своему составу словосочетания могут быть простыми и сложными. Простое словосочетание — это словосочетание, состоящее из двух знаменательных слов:

мокрые пятна, всегда весёлый, гулять в саду.

Сложное словосочетание — это словосочетание, состоящее из трёх и более знаменательных слов:

гулять в зимнем саду, стол из красного дерева.

Сложное словосочетание образуется путём распространения компонентов простого словосочетания и, следовательно, может быть разделено на простые:

папин стол из красного дерева – папин стол, стол из дерева, из красного дерева.

Глагольные, именные и наречные

По характеру главного слова словосочетания делятся на глагольные, именные и наречные:

глагольныеглавным словом является глаголбегать по траве,
листать книгу,
решать задачу
именныеглавным словом является имя существительное, имя прилагательное, имя числительное или местоимениесвежая краска,
очень скучный,
пять уроков,
кто-то знакомый
наречныеглавным словом является наречиенавстречу мечте,
рядом с домом

Типы подчинительной связи в словосочетаниях

Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью. В русском языке существует три основных типа (вида) подчинительной связи слов в словосочетаниях: согласование, управление и примыкание.

Согласование — это тип подчинительной связи, при котором зависимое слово стоит в том же роде, числе и падеже, что и главное. Например: спелое яблоко — зависимое слово спелое стоит в тех же формах (в единственном числе, среднем роде и именительном падеже), что и главное слово яблоко.

При согласовании с изменением формы главного слова соответственно изменяются и формы зависимого слова. Например:

большая яма (Им. п.), большой ямы (Р. п.), о большой яме (П. п.).

Грамматическая связь при согласовании осуществляется с помощью окончаний. В роли зависимых слов в таких словосочетаниях могут выступать:

  • имена прилагательные: надувной шарик;
  • местоимения-прилагательные: наши друзья;
  • причастия: просмотренный фильм;
  • порядковые числительные: второй год.

Управление — это тип подчинительной связи, при котором главное слово управляет падежной формой зависимого слова. Например:

прочитать книгу (В. п.), журнал (В. п.), страницу (В. п.).

Главное слово прочитать требует поставить зависимые от него слова — книга, журнал, страница, в винительный падеж.

При управлении с изменением формы главного слова форма зависимого слова не изменяется (зависимое слово остаётся в том же падеже). Например:

прочитать книгу (В. п.), прочитал книгу (В. п.), прочитаю книгу (В. п.).

Грамматическая связь при управлении выражается с помощью окончаний или окончаний и предлогов. Например, в словосочетании

гулять по парк у

грамматическая связь передаётся с помощью окончания -у и предлога по.

Примыкание — это тип подчинительной связи, при котором в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (глаголы неопределённой формы, деепричастия, наречия):

учиться читать, бежать прихрамывая, писать грамотно.

При примыкании связь выражается не формами слов, а порядком слов и интонацией.

Неделимые словосочетания

Неделимые словосочетания — это словосочетания, которые в предложениях выполняют роль одного члена предложения:

сломанный ветром, пара часов, два цветка, брат с сестрой.

Синтаксический разбор словосочетания

Порядок разбора словосочетания:

  1. Назвать главное и зависимое слово. Поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  2. Определить, какой частью речи является главное слово.
  3. Определить, какой частью речи выражено зависимое слово.
  4. Назвать средства грамматической связи (выделить окончание у зависимого слова или окончание и предлог).
  5. Определить вид словосочетания по главному слову.
  6. Указать тип подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

При письменном разборе словосочетания, над главным словом ставится символ – × .

Пример. Образец разбора словосочетания: засохший лист.

Устный разбор.

В словосочетании засохший лист главное слово — лист. Лист (какой?) засохший. Засохший — зависимое слово. Главное слово выражено именем существительным. Зависимое слово выражено именем прилагательным. Зависимое слово связано с главным с помощью окончания -ий. Вид словосочетания по главному слову — именное. Тип подчинительной связи — согласование (зависимое слово согласуется с главным в мужском роде, единственном числе, именительном падеже; при изменении главного слова изменяется и зависимое).

Глагольные словосочетания

  • Что такое глагольное словосочетание
  • Виды глагольных словосочетаний
  • Синтаксические отношения слов в глагольных словосочетаниях
  • Способы синтаксической связи в глагольных словосочетаниях

В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, выделяют именные, глагольные и наречные словосочетания. Благодаря широкой валентности (способность сочетаться с другими словами) глаголов глагольные словосочетания составляют самую большую из вышеперечисленных групп.

Что такое глагольное словосочетание

Глагольное словосочетание – это языковая единица, в котором зависимое слово присоединяется к главному, выраженному глаголом, по смыслу и грамматическим категориям.

Необходимо помнить, что для каждого словосочетания обязательным является наличие подчинительной связи. Поэтому нельзя считать глагольными словосочетаниями:

  • Сочетания, которые формируют грамматическую основу предложения: фиалки расцвели, он удивляется, все ожило, птицы взлетят и т.д.;
  • Сочетания, где глаголы являются грамматически равноправными и присоединяются друг к другу с помощью сочинительной связи: увидел и узнал, нахмурился и задумался, побежал, но не догнал и т.д.;
  • Аналитические или составные формы глаголов, которые характеризуются отсутствием каких-либо внутренних синтаксических связей и выступают в роли единых словесных форм: буду стремиться, буду работать и т. д.

Словосочетания, в которых главный член выражен причастиями или деепричастиями, также следует отнести к глагольным. Например, глагольное словосочетание «покраснеть от злости» практически равнозначно по смыслу со словосочетанием «покрасневший от злости».

Виды глагольных словосочетаний

Зависимые слова в глагольных словосочетаниях могут быть выражены существительными, наречиями или инфинитивом. Существительные при сочетании с глаголом ставятся в определенную предложно-падежную форму, в зависимости от смысловых и грамматических особенностей глагола. Примеры: написать сообщение, убедить друга, подъехать к деревне, совещаться с коллегами и т.д.

Наречия являются неизменяемыми словами и примыкают к глаголам только по смыслу: появиться неожиданно, находиться далеко, съесть немного и т.д.

Важно помнить, что в глагольных словосочетаниях зависимое слово может выражаться только неопределенной формой глагола: научил петь, заставить прийти и т.д. Сочетания личных форм глаголов не являются глагольными словосочетаниями.

Синтаксические отношения слов в глагольных словосочетаниях

Для каждого словосочетания свойственен отдельный вид синтаксических отношений, то есть определенная модель смысловых и грамматических связей.

Для глагольных словосочетаний характерны объектные и обстоятельственные отношения.

Суть объектных отношений состоит в том, что подчиняемое слово обозначает объект, на который направлено действие, выраженное глаголом. Примеры: рисовать картину, подвезти девушку, построить здание, организовать встречу, поймать рыбу, заплести косу, отправить родителям, подарить детям, вбить молотком, научить читать и т.д. Такие отношения имеют место, когда зависимое слово выражено существительным или инфинитивом. В предложениях примером объектных отношений являются сочетания сказуемого и дополнений.

Обстоятельственные отношения свойственны для глагольных словосочетаний с зависимыми словами, выраженными наречиями или падежными формами существительных. Например: научиться быстро, судить непредвзято, вернуться поздно, заметить слева, бледнеть от испуга, поехать в столицу, подготовить для работы и т.д.

Способы синтаксической связи в глагольных словосочетаниях

В глагольных словосочетаниях зависимые слова, выраженные формами существительных, присоединяются к главным с помощью управления. Управление представляет собой вид связи, при котором падежная форма подчиненного слова определяется в зависимости от грамматических особенностей главного: обратиться (к кому?) к специалисту, взять (что?) пальто, попросить (у кого?) у знакомого, ознакомиться (с чем?) с инструкцией, переживать (за кого?) за дочь и т. д.

В случаях, когда зависимое слово выражено неизменяемыми частями речи (наречия и инфинитив), словосочетание связывается с помощью примыкания: произносить четко, смеяться заразительно, говорить уверенно, попросить написать и т.д.

Разбор простого и сложного словосочетания

План синтаксического разбора словосочетания:

  1. Выделить словосочетание из предложения.
  2. Найти главное и зависимое слова, указать, какими частями речи они выражены, поставить вопрос от главного слова к зависимому.
  3. Определить тип словосочетания (глагольное, именное или наречное).
  4. Определить способ подчинительной связи (согласование, управление, примыкание) и указать, чем она выражена (окончанием зависимого слова, окончанием и предлогом, только по смыслу).

Вид связи можно определить по вопросу:

какой? чей? (кроме неизменяемых притяж. мест. его, ее, их) – согласование;

падежные вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чем? (в словосочетаниях могут встречаться различные предлоги, которые являются формальным признаком управления) – управление;

где? куда? когда? откуда? почему? зачем? как? — примыкание.

  1. Определить смысловые отношения между главным и зависимым словом (определительные, объектные, обстоятельственные).

Словосочетание — это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой подчинительной связью по смыслу и грамматически: читать книгу, теплый день.

Словосочетания называют предметы, действия, признаки и т.д., но более точно, более конкретно, чем слова: читать — читать вслух, ручка — шариковая ручка, быстро — очень быстро.

Словосочетание состоит из главного и зависимого слова.

Слово, которое называет предмет, признак, действие и т.д., называется главным.

Слово, которое поясняет, распространяет главное, называется зависимым.

От главного слова к зависимому можно задать вопрос.

Главное слово при разборе словосочетания принято отмечать крестиком.

Не являются словосочетаниями следующие сочетания слов:

1. Сочетание подлежащего и сказуемого, так как это предложение: Магазин закрыт; День жаркий; Поезд прибывает.

2. Ряд однородных членов предложения, так как они связаны сочинительной связью (т.е. равноправны): книги, газеты, журналы; лёгкий, но тёплый; то дождь, то снег.

3. Сочетание служебного слова со знаменательным, так как это словоформа: около дома (около — предлог), тоже пришёл (тоже — союз), словно во сне (словно — частица).

4. Составные формы слов: буду заниматься, более интересный, самый умный.

5. Фразеологические обороты, так как в них слова утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом: бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (= обманывать).

Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматически:
Смысловая связь слов в словосочетании устанавливается по вопросам, которые ставятся от главного слова к зависимому:

Грамматическая связь слов в словосочетании выражается с помощью окончания или окончания и предлога:

— ×——————↓ ×———————↓
рабочее (какое?) место, рассказать (о чём?) о поездке.

Виды словосочетаний

А. В зависимости от того, какой частью речи выражено главное слово, словосочетания делятся на три группы:

  1. Именными словосочетаниями называются такие, в которых главное слово выражено:

существительным : майский день, разбитая ваза, седьмой дом, наш двор, капли дождя, желание понять, езда верхом;

прилагательным : полезный детям, интересный для меня, абсолютно неизвестный, способный простить;

числительным : три товарища, пятеро из нас;

местоимением : что-нибудь важное, что-то невероятное, некоторые из них.

  1. Глагольными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

глаголом : выйти на улицу, говорить правду, умножить на пять, громко смеяться, идти подпрыгивая;

причастием : сообщивший родным, подъехавший к пристани, беседующий с друзьями, громкоговорящий;

деепричастием : читая газету, остерегаясь простуды, прося помощи, предложив вернуться.

  1. Наречными называются словосочетания, в которых главное слово выражено

наречием: весьма удачно, по-прежнему интересно, налево от дома, незадолго до рассвета, где-нибудь во дворе.

Б. По характеру смысловых отношений выделяются три группы словосочетаний (по аналогии с второстепенными членами предложения):

  1. Определительные словосочетания обозначают предмет и его признак:глубокая река, весёлое настроение, лесные цветы.
  2. Объектные словосочетания указывают на действие и предмет, на который оно переходит: подметать пол, написавший записку, копая колодец, положить на стол, чтение книги.
  3. Обстоятельственные словосочетания указывают на действие и его признак: хорошо выспаться, говорить тихо, высоко подпрыгнуть.

В. По количеству компонентов выделяются две группы словосочетаний:

  1. Простые словосочетания состоят из двух знаменательных слов: заниматься спортом, новый ученик, рассматривать фотографии.
  2. Сложные словосочетания состоят из трёх и более знаменательных слов и образуются в результате распространения слова целым словосочетанием или распространением словосочетания другим словом: выполнение домашнего задания (слово выполнение распространено словосочетанием домашнее задание), новый ежемесячный журнал (словосочетание ежемесячный журнал распространено словом новый); читать книгу — читать интересную книгу — читать очень интересную книгу — долго читать очень интересную книгу.

Г. По степени спаянности компонентов:

  1. Синтаксически свободные словосочетания— результат свободного объединения двух самостоятельных слов, каждое из которых обладает полноценным лексическим значением. В таких словосочетаниях главное слово является главным и грамматически, и по смыслу, а зависимое уточняет значение главного в том или ином отношении. Каждый из компонентов свободного словосочетания в предложении является отдельным членом предложения. Свободные словосочетания легко разлагаются на составные части: контрольная работа, задачник по математике, работать круглосуточно.
  2. Синтаксически несвободные (цельные) словосочетания— это соединение слов, в котором грамматически зависимое слово является главным по смыслу, а грамматически главное слово является недостаточным с точки зрения семантики (информации). Синтаксически несвободные словосочетания не разлагаются на составные части. В предложении синтаксически цельные словосочетания являются одним членом предложения: два дома, несколько студентов, мало времени.

Модели несвободных (цельных) словосочетаний:

  1. Количественно-именные словосочетания. В них главное слово обозначает количество (число, объём, размер), но не имеет предметного значения, а зависимое — слово с предметным значением в родительном падеже: три карандаша, двое ребят, столько людей, много машин, множество книг.
  2. Словосочетания со значением избирательности.
    В них главное слово — местоимение или числительное, зависимое — существительное или местоимение в родительном падеже с предлогом «из»:один из нас, каждый из присутствующих, некоторые из учеников, кто-то из ребят.
  3. Словосочетания с метафорическим значением. Главное слово употреблено в переносном значении и называет то, на что похож предмет, зависимое слово — прямое название предмета:серп месяца, шапка кудрей, зеркало реки, пламень уст (С. Есенин), листьев медь (С. Есенин), костёр рябины (С. Есенин).
  4. Словосочетания со значением неопределённости. Главное слово — неопределённое местоимение, зависимое — согласуемое прилагательное, причастие: что-то неприятное, кто-то незнакомый, некто сидящий.
  5. Словосочетания со значением совместности. Такие словосочетания называют равноправных участников совместного действия. Главное слово — существительное или местоимение в именительном падеже, зависимое — существительное в творительном падеже с предлогом «с»: брат с сестрой, Коля с товарищем, мы с приятелем. Словосочетания, построенные по такой модели, являются цельными только в роли подлежащего и только в том случае, если сказуемое стоит во множественном числе: мама с дочкой готовили обед; Николай с Денисом ходили в лес.Если подлежащее стоит в единственном числе, словосочетание является свободным:отец с сыном пошёл в зоопарк (подлежащее — отец, с сыном — дополнение).
  6. Контекстуально-цельные словосочетания. Цельность их возникает только в контексте предложения или сложного словосочетания:умный человек сумеет разобраться в этом;девушка с голубыми глазами, человек высокого роста.
  7. Словосочетания в составных сказуемых, включающие в себя вспомогательные глаголы, глаголы-связки или другие вспомогательные компоненты: Он начал рассказывать о приключениях в джунглях Амазонки; Мы хотим вам помочь; Она выглядела усталой.
Ссылка на основную публикацию