Словарные слова по русскому языку для школьников 6 класса

Не путайте:

  • Прецедент – инцидент.
  • Палисадник – поликлиника.
  • Тренер – тренировка.
  • Следующий – будущий.
  • Сверстник – ровесник.
  • Шорох – шёпот.
  • Искусство – искусный.
  • Чувствовать – участвовать.
  • Щётка – трещотка.

Словарные слова для 5 – 6 классов

Авиасалон, авиасъёмка, автоколонна, автопилот, акваланг, аквамарин, акварель, аквариум, акватория, аккуратный, активный, аллея, алюминиевый, алюминий, аморальный, антигуманный, антинародный, апельсин, аполитичный, арена, аритмичный, арматура, ароматный, артиллерия, артист, атлет, атмосфера, багровый, багряный, балет, балкон, баскетбол, бассейн, бахрома, баян, бегемот, безвкусный, безмятежный, беречь, беседовать, бетон, библиотека, билет, бинокль, биография, биология, бирюзовый, благодарить, благодарный, благородный, блаженство, блаженствовать, блеснуть, блистать, богатырь, брошюра, будущее, бульон, в общем, вагон, вверху, вдалеке, вдали, вдвоём, великолепие, великолепный, велогонки, велосипед, вестибюль, ветеран, витрина, влево, внизу, вокзал, вокруг, волнение, воображение, вообще, воспалённый, восстание, восторг, восторгаться, восхищаться, впечатление, впечатлять, впечатляющий, вправо, вскоре, втроём, выдавать, выдавить, выражение, выразительный, галерея, гараж, гардероб, гармония, гвоздика, гектар, генерал, географ, географический, геолог, геология, геометрический, геометрия, герб, гербовый, героический, гимнастика, гипербола, гитара, гладиолус, гореть, горизонт, горизонтальный, гостиная, гостиница, грамматика, грамотный, громадный, громоздкий, гуманизм, давать, давить, далёкий, дальнейший, двести, девяносто, деепричастие, дезинформация, демонтаж, диалог, диван, дирижёр, дискуссионный, дискуссия, дистанция, долина, долинный, достижение, дощатый, драгоценный, желание, жестокий, жестокость, жечь, жонглёр, жужжать, жюри, завтра, завтрашний, заглавие, загораться, закреплять, запах, запись, здание, здесь, здоровье, зелёный, знакомиться, знаменитый, значение, значительный, зоолог, зоология, издалека, издали, изображать, изображение, изредка, изумительный, изумрудный, иллюстрация, инженер, интеллигент, интерес, интересный, интонация, информация, искусный, искусство, исполин, исполинский, исследование, истребитель, истребить, исчезать, кабинет, казаться, как будто, калейдоскоп, календарь, каморка, канал, карабкаться, карикатура, карикатурный, карниз, катастрофа, квартира, квартира, кипятить, коварный, коварство, коверкать, ковырять, количество, коллективный, коллекция, коллекция, колонна, колоссальный, колотить, колотушка, колыхать, колышущийся, колючий, командир, командировка, компьютер, конвейер, конструировать, конструктивный, конструкция, конфета, корзина, коричневый, корреспондент, космонавт, костюм, кочевник, кристалл, крыжовник, лагуна, ладонь, лазоревый, лазурный, легенда, лежанка, лейтенант, лиловый, лингвистический, магнитофон, магнитофон, мало-помалу, маляр, мандарин, маршрут, матч, медаль, медальон, местоимение, метафора, мечта, микрофон, миллиард, миллион, могучий, монолог, наверное, налево, направо, напрягаться, наслаждаться, невежа, невежда, негодовать, недоразумение, недоумевать, независимость, ненавидеть, необходимость, необъятный, необыкновенный, необычный, неохватный, непреодолимый, несмотря на, носорог, носорожий, носорожья, обвинять, оберегать, обитатель, обиход, облегчение, обогащать, обозначать, обоняние, образ, обращение, общество, объяснять, огорчаться, огромный, одиннадцать, олицетворение, оптимизм, орнамент, оскорбить, ослепительный, осторожный, отдалённый, отечество, отовсюду, отражать, отражение, отсюда, отчество, очевидец, ошеломить, павильон, палисадник, пансионат, парашют, паркет, парламент, пародия, пассивный, пастух, патриот, патриотизм, педаль, пейзаж, пейзажист, передавать, перила, перископ, пессимизм, песчаный, печатать, пианино, пиджак, пичужка, платформа, племянник, побеждать, подавлять, поддаваться, подзаголовок, подоконник, подражать, подчинение, пожалуйста, показаться, поколение, полемизировать, полемика, полемический, политика, политический, помидор, по-моему, помощник, поражение, поразительный, порхать, посвятить, посетить, поскользнуться, почерк, почтальон, поэзия, правильный, превратить, предавать, предатель, предел, предмет, президент, президентский, президиум, презирать, прекословить, прекрасный, прекратить, прелестный, премьера, пренебрегать, преобразовать, преодолеть, препинание, преподавать, препятствие, пререкаться, преследовать, пресмыкаться, престиж, престол, прибор, привет, приветливый, привилегия, привыкать, пригласить, приглашать, пригодиться, приготовить, приду, призвание, прийти, приказать, приключение, прилежный, приличие, применение, применять, пример, примитивный, приобрести, природа, присмотреться, приспособить, присутствовать, присяга, присягать, притворный, причина, приятель, приятно, прогресс, прогрессивный, продолжаться, продолжение, произведение, пропаганда, просвещение, профессия, равнина, разгадать, раздаваться, разделить, раздражать, разъединять, ракета, ракета, рапорт, расписание, рассвет, рассказ, рассказывать, расставаться, расстояние, рассчитать, расцвет, расчёт, расчётливый, расшифровать, рекорд, религиозный, религия, ремень, репертуар, репетировать, репродукция, республика, реформа, решать, ровесник, ромашка, румяный, рюкзак, салат, салфетка, салют, сатира, сбить, сверкать, сверстник, свидетель, свиной, сгиб, сдать, сейчас, сельдерей, серебристый, серьёзный, сжать, сигнал, симпатичный, симфония, следующий, сократить, солдат, соломенный, соревноваться, состязание, спартакиада, специальность, спортсмен, справа, справедливый, сражаться, стадион, стеречь, стихотворение, стремиться, так как, так что, талант, театр, телевидение, телевизор, телеграмма, телефон, телефон, телефонный, температура, терраса, территория, типография, торжественный, торопиться, торопливый, трамвай, транскрипция, тревога, тревожный, тренер, тренироваться, трибуна, триста, троллейбус, убеждение, уважать, увлекать, угадать, угодить, удалить, удивительный, удовольствие, украшение, университет, утверждать, учреждение, фарфор, фасоль, фаянс, фигура, физиономия, философ, фиолетовый, фойе, фонарь, фонтан, фотоаппарат, фразеологизм, футбол, хоккей, центнер, человечество, чернила, честность, четыреста, чехол, чувствовать, шампиньон, шампунь, шевелить, шоколад, шоссе, Шотландия, шофёр, штукатур, штукатурить, эвкалипт, эгоизм, экзамен, экземпляр, экипаж, экономить, экскаватор, эмблема, энергия, эскимо, юмор, юный, янтарный.

Упражнение ниже поможет постепенно выучить все словарные слова для 5 – 6 классов. Нужно просто смотреть на всплывающие слова в течение 5 – 7 минут. Если ученик не успеет их прочитать, ничего страшного. Слова постоянно повторяются. Постепенно все слова запомнятся, если прочитывать хоть что-нибудь. Не забудьте о списках слов для 3 – 4 классов. Их надо повторять.

Словарные диктанты со спецификацией, 6 класс Русский язык

Содержимое разработки

Словарный диктант № 1

Морфема, морфология, орфография, орфограмма, грамматика, лингвистика, фонетика, пунктуация, орфоэпия, словосочетание, омонимы, однородные члены, диалог, монолог, алфавит, суффикс, окончание, филология.

Спецификация

Назначение диагностической работы: словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.

Количество слов для словарного диктанта: словарный диктант включает 18 слов с непроверяемыми орфограммами.

Структура диагностической работы: диагностическая работа состоит из слов для записи под диктовку.

обнаруживать орфограммы, правильно писать слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями,

Оценивание словарного диктанта

0 ошибок – отметка «5»

1-2 ошибки – отметка «4»

3-4 ошибки – отметка «3»

5-7 ошибок – отметка «2»

8 и более ошибок – отметка «1»

Примечание: Отличная оценка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

Словарный диктант № 2

Словарные слова из учебника, изученные на момент проведения диктанта.

Багряный, коллекция, пичужка, бордовый, типография, искусство, поражать, экономить, перила, терраса, солдат, профессионализм, профессиональный, иллюстрация, экскаватор, обиход, пиджак, реформа, исследование, командировка

Спецификация

Назначение диагностической работы: словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.

Количество слов для словарного диктанта: словарный диктант включает 20 слов с непроверяемыми орфограммами.

Структура диагностической работы: диагностическая работа состоит из слов для записи под диктовку .

обнаруживать орфограммы, правильно писать слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями,

Оценивание словарного диктанта

0 ошибок – отметка «5»

1-2 ошибки – отметка «4»

3-4 ошибки – отметка «3»

5-7 ошибок – отметка «2»

8 и более ошибок – отметка «1»

Примечание: Отличная оценка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

Словарный диктант № 3

Словарные слова из учебника, изученные на момент проведения диктанта.

Каморка, богатырь, дощатый, орнамент, живописный, картинный, декоративный, прибыть (на работу), пребывать ( на работе), прийти, приказать, пригласить, присутствовать, примерять, примирять, приготовить, приспособить, приобрести, пригодиться, привыкать.

Спецификация

Назначение диагностической работы: словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.

Количество слов для словарного диктанта: словарный диктант включает 20 слов с непроверяемыми орфограммами.

Структура диагностической работы: диагностическая работа состоит из слов для записи под диктовку.

обнаруживать орфограммы, правильно писать слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями,

Оценивание словарного диктанта

0 ошибок – отметка «5»

1-2 ошибки – отметка «4»

3-4 ошибки – отметка «3»

5-7 ошибок – отметка «2»

8 и более ошибок – отметка «1»

Примечание: Отличная оценка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

Словарный диктант № 4

Словарные слова из учебника, изученные на момент проведения диктанта.

Присмотреться, прекратить, преобразовать, превратить, преодолеть, презирать, великолепный, премьера, препятствие, предмет, пример, природа, причина, приключение, прилежный, приятный, телеграмма, состязание, подражать, поражение.

Спецификация

Назначение диагностической работы: словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.

Количество слов для словарного диктанта: словарный диктант включает 25 слов с непроверяемыми орфограммами.

Структура диагностической работы: диагностическая работа состоит из слов для записи под диктовку.

обнаруживать орфограммы, правильно писать слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями,

Оценивание словарного диктанта

0 ошибок – отметка «5»

1-2 ошибки – отметка «4»

3-4 ошибки – отметка «3»

5-7 ошибок – отметка «2»

8 и более ошибок – отметка «1»

Примечание: Отличная оценка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

Словарный диктант № 5

Словарные слова, изученные на момент проведения диктанта.

Корреспондент, генерал, лейтенант, командир, салфетка, Фразеология, этимология, суффиксальный, бессуффиксный, командировка, декоративный, кружево, дощатый, каморка, плащ-палатка, богатырь, орнамент, аквалангист, конура, интерьер, закоулок, поглощать, книгопечатание, исследование, искусство.

Спецификация

Назначение диагностической работы: словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.

Количество слов для словарного диктанта: словарный диктант включает 22 слова с непроверяемыми орфограммами.

Структура диагностической работы: диагностическая работа состоит из слов для записи под диктовку.

обнаруживать орфограммы, правильно писать слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями,

Оценивание словарного диктанта

0 ошибок – отметка «5»

1-2 ошибки – отметка «4»

3-4 ошибки – отметка «3»

5-7 ошибок – отметка «2»

8 и более ошибок – отметка «1»

Примечание: Отличная оценка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

Словарный диктант № 6

Словарные слова, изученные на момент проведения диктанта.

Бордовый, типография, учтивость, обходительность, любезность, вежливость, кинофильм, телевизор, разгореться, утверждать, остаться, касаться, понравиться, ложиться, карниз, квартира, троллейбус, вестибюль, территория , аллея, агрессия , сессия, договорённость, фанера.

Спецификация

Назначение диагностической работы: словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами.

Количество слов для словарного диктанта: словарный диктант включает 25 слов с непроверяемыми орфограммами.

Структура диагностической работы: диагностическая работа состоит из слов для записи под диктовку.

1)обнаруживать орфограммы, правильно писать слова с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями,

Оценивание словарного диктанта

0 ошибок – отметка «5»

1-2 ошибки – отметка «4»

3-4 ошибки – отметка «3»

5-7 ошибок – отметка «2»

8 и более ошибок – отметка «1»

Примечание: Отличная оценка не выставляется при наличии более 3 исправлений.

POVTO.ru

баг а ж (4 класс)

багров е ть (6 класс)

багр о вый (6 класс)

багр я нец (5 класс)

багр я ный (5, 6 класс)

бадминт о н (9, 10, 11 класс)

баз а р (10, 11 класс)

байд а рка (8 класс)

бал е т (5, 9 класс)

балк о н (5 класс)

балл [отметка] (10, 11 класс)

балл а да (10, 11 класс)

балл а ст (9, 10, 11 класс)

балл о н (10, 11 класс)

бан а н (1, 2, 5, 6 класс)

бараб а н (1, 2, 5, 6 класс)

бар а н (2, 3, 5, 6 класс)

бар а нка (2, 3, 5, 6 класс)

барель е ф (10, 11 класс)

бар о кко (10, 11 класс)

баррик а да (10, 11 класс)

б а рхат (10, 11 класс)

баскетб о л (5 класс)

басс е йн (6, 7, 10, 11 класс)

баталь о н (8, 10, 11 класс)

батиск а ф (10, 11 класс)

бат о н (1, 2, 3, 4 класс)

бахром а (6 класс)

бегем о т (5 класс)

безал а берный (10, 11 класс)

безапелляци о нный (10, 11 класс)

б е з вести (проп а сть) (10, 11 класс)

безв е стный (8 класс)

безвк у сица (5 класс)

безвк у сный (5 класс)

безж а лостный (10, 11 класс)

беззав е тный (9 класс)

безмят е жный (5, 6, 7 класс)

безош и бочно (10, 11 класс)

без просв е та (10, 11 класс)

без разб о р а и без разб о р у (10, 11 класс)

без спр о с а и без спр о с у (10, 11 класс)

б е з толку и без т о лку (10, 11 класс)

без у держу (10, 11 класс)

без у стали (10, 11 класс)

безынициат и вный (10, 11 класс)

безынтер е сный (10, 11 класс)

безыск у сный (10, 11 класс)

безысх о дный (10, 11 класс)

белиберд а (10, 11 класс)

беллад о нна (10, 11 класс)

беллетр и стика (8, 9 класс)

белор у с (10, 11 класс)

бельэт а ж (8, 10, 11 класс)

б е рег (4 класс)

бер е чь (5 класс)

берёза (2, 4 класс)

бес е да (3, 4 класс)

бес е довать (5 класс)

бескоз ы рка (10, 11 класс)

бескор ы стный (8 класс)

беспрецед е нтный (10, 11 класс)

бесприданница (10, 11 класс)

беспроц е нтный (10, 11 класс)

беспроц е нтно-в ы игрышный (10, 11 класс)

бессм е ртный (8 класс)

бесс о нница (10, 11 класс)

бессп о рный (10, 11 класс)

бессчётный (10, 11 класс)

бесч у вственный (10, 11 класс)

бет о н (6, 10, 11 класс)

бет о нный (9 класс)

бефстр о ганов (10, 11 класс)

бечев а (10, 11 класс)

биатл о н (10, 11 класс)

библи о граф (8 класс)

библиогр а фия (9 класс)

библиот е ка (4, 6, 7 класс)

бид о н (10, 11 класс)

бизнесм е н (8, 11 класс)

бил е т (4, 5 класс)

билли о н (10, 11 класс)

биль я рд (10, 11 класс)

бин о кль (5 класс)

би о граф (8 класс)

биогр а фия (3, 6, 10, 11 класс)

биол о гия (6 класс)

бирюз о вый (5, 6 класс)

бистр о [заведение питания] (10, 11 класс)

благов о нный (9 класс)

благодар и ть (6 класс)

благод а рность (6 класс)

благод а рный (6 класс)

благодар я том у , что (7 класс)

благор о дный (5, 8 класс)

благор о дство (9 класс)

благослов и ть (10, 11 класс)

блаж е нно (7 класс)

блаж е нство (6 класс)

блаж е нствовать (6 класс)

бл е дно-р о зовый (10, 11 класс)

блесн у ть (5, 10, 11 класс)

блест е ть (5, 9 класс)

близкор о дственный (10, 11 класс)

блист а ть (5, 7, 9 класс)

блокн о т (8 класс)

блокп о ст (10, 11 класс)

бог а тство (4 класс)

богат ы рь (6 класс)

б о к о бок (7, 8 класс)

бол о то (1, 2, 3, 4 класс)

большинств о (8 класс)

бомбардир о вщик (10, 11 класс)

бонбонь е рка (10, 11 класс)

борд о вый (6 класс)

борозд а (3, 4 класс)

бор о здчатый (10, 11 класс)

борьба (1, 3, 4, 5 класс)

бот и нки (1, 2, 3, 4 класс)

брандсп о йт (10, 11 класс)

бр а тство (8 класс)

брилли а нт и бриль я нт (10, 11 класс)

брод я чий (7 класс)

брош ю ра (5 класс)

б у дка (2, 3, 5, 6 класс)

б у дто (1, 2, 3, 4 класс)

б у дущее (5, 8, 9 класс)

букин и ст (10, 11 класс)

бул а ный (10, 11 класс)

бульд о зер (3, 4 класс)

буль о н (5 класс)

бумер а нг (10, 11 класс)

бухг а лтер (10, 11 класс)

б ы стро (1, 2, 3, 4 класс)

бьёт (2, 3, 4, 5 класс)

бюллет е нь (8, 10, 11 класс)

Словарные слова русского языка онлайн

Accumsan sed penatibus

Dolor sed fringilla nibh nulla convallis tique ante proin sociis accumsan lobortis. Auctor etiam porttitor phasellus tempus cubilia ultrices tempor sagittis tellus ante diam nec penatibus dolor cras magna tempus feugiat veroeros.

Sed lorem etiam consequat

Tempus cubilia ultrices tempor sagittis. Nisl fermentum consequat integer interdum.

Nibh sed cubilia

Amet nullam fringilla nibh nulla convallis tique ante proin.

Proin sed adipiscing

Amet nullam fringilla nibh nulla convallis tique ante proin.

Gravida aliquam penatibus

Amet nullam fringilla nibh nulla convallis tique ante proin sociis accumsan lobortis. Auctor etiam porttitor phasellus tempus cubilia ultrices tempor sagittis. Nisl fermentum consequat integer interdum.

Sed quis rhoncus placerat

Amet nullam fringilla nibh nulla convallis tique ante proin sociis accumsan lobortis. Auctor etiam porttitor phasellus tempus cubilia ultrices tempor sagittis. Nisl fermentum consequat integer interdum.

Magna laoreet et aliquam

Amet nullam fringilla nibh nulla convallis tique ante proin sociis accumsan lobortis. Auctor etiam porttitor phasellus tempus cubilia ultrices tempor sagittis. Nisl fermentum consequat integer interdum.

Лексика и фразеология в 6-м классе 1

Конспекты трех уроков

6-й класс

Цель уроков, посвященных изучению лексики, – знакомство учеников с языковыми явлениями, которые лежат в основе классификации лексических единиц языка. Ученик должен уметь различать лексические единицы, понимать их значения, правильно писать и употреблять в своей речи.
Предлагаемые три урока включают в себя работу над речью, построение высказывания на лингвистическую тему, составление собственного текста в соответствии с учебной задачей.

УРОК 1

Профессиональные слова

Цель: продолжить знакомство с лексическим составом русского языка, дать представление о профессиональной лексике и ее использовании в речи.

I. Повторение орфографии. Словарный диктант «Удвоенные согласные в корне слова»

Задание. Подчеркните слова, в которых нет удвоенных согласных.

Параллельный, грамматика, прогресс, Россия, биссектриса, суффикс, коридор, профессия, одиннадцать, грамотный, терраса, галерея.

II. Знакомство с новой темой. Профессиональная лексика (§ 14)

Ученики читают материал для наблюдений на с. 28 и разбирают определение профессионализмов, приводя свои примеры.

III. Выполнение упражнений по теме урока (упр. 66, 67, 68)

IV. Работа над развитием навыков связной речи

1. Повторение видов связи предложений в тексте.

Цепную связь ученики повторяют, записывая схематически диалог, который прочитали, знакомясь с новой темой.

– […. ты]?
– [Мне. … карбюраторы].
– [. …это. …]?
– [Карбюратор. …]. [Это слово. ].

Параллельную связь предложений в тексте ученики повторяют, пользуясь заранее нарисованной схемой. Они вспоминают, что при параллельной связи предложений первое (главное в тексте) 2 предложение содержит основную мысль текста, остальные предложения раскрывают (распространяют) ее.

2. Составление текста «Профессиональная лексика на уроках» с использованием параллельной связи предложений в тексте. (Начало текста, тезис, предлагает учитель, ученики добавляют предложения-доказательства, раскрывающие смысл главных предложений текста. Перед учениками также ставится орфографическая задача – использовать как можно больше терминов с удвоенной согласной в корне.)

На уроках математики используются термины . . На занятиях по естествознанию нельзя обойтись без слов . .

На уроках русского языка мы не поймем друг друга, если забудем слова . .

V. Контроль усвоения нового материала. Самостоятельная работа

Задание. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите профессиональные слова. Что они обозначают? Для чего П.Бажов использовал их в тексте?

У Данилы-мастера в городе много зн_комства было по каме(н,нн)ому делу. Вот и пристро_л он мальчонку к стар_му мастеру. А тогда мода была из камней ягоды делать в_ноград см_родину м_лину крыж_вник. Ч_рн_ю см_родину из агата дел_ли, бел_ю – из дурмашков, клубнику – из яшмы. Для к_решков и л_сточков свои камни были офат малахит и орлец. (По П.Бажову)

VI. Подведение итогов урока

Задание на дом: упражнение 69.

Заимствованные слова

Цель: продолжить знакомство с лексическим составом русского языка, дать представление о заимствованной лексике и ее использовании в речи.

I. Повторение понятия о профессиональной лексике. Самостоятельная работа

Задание. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите профессиональные слова. Что они обозначают?

С (не)давн_го времени у человека по_вились помощ(?)ники в умственн_м труде. Комп_ютеры – так они называют(?)ся. А вместе с этим умным помощ(?)ником зазвучали слова дисплей, монитор, процессор, клавиатура.

Какие еще вы знаете профессиональные слова, относящиеся к компьютеру?

II. Знакомство с новой темой. Заимствованные слова (§ 15)

1. Как вы думаете, являются ли перечисленные вами профессиональные слова исконно русскими или они пришли в наш язык из других языков?

(Объявление темы и целей урока.)

2. Работа с учебником. Чтение теоретического материала § 15.

3. Беседа по прочитанному материалу.

Как пополняется словарный состав языка? (На доске и в тетрадях рисуем схему словарного состава русского языка.)

Почему в язык проникают заимствованные слова?

(Здесь можно предложить ученикам прочитать статью А.Т. Арсирия из книги «Занимательные материалы по русскому языку» и выделить основные внеязыковые и языковые причины заимствований.)

Почему в русский язык проникают иностранные слова? Причины этого явления бывают внеязыковые и языковые. Внеязыковые причины коренятся в социально-исторических условиях, при которых разносторонние связи между народами неизбежно и естественно вызывают взаимопроникновение языков.

Одна из языковых причин – стремление устранить многозначность слова или уточнить его значение. Например, слово конец обозначает «предел, граница чего-либо, последний момент (о времени); смерть, расстояние между двумя отдаленными точками и т.д.». Чтобы устранить эту многозначность, было заимствовано из английского языка слово финиш (заключительная часть спортивных соревнований), из итальянского – финал (конец какого-либо события, дела, явления), из греческого – эпилог (заключительная часть литературного произведения).

III. Выполнение упражнений по теме урока

1. Работа над развитием навыков связной речи.

Из каких языков приходят в русский язык новые слова?

Устное выполнение упражнений: 75 – пересказ текста; 72, 76 – составление связных рассказов с использованием иллюстраций и кратких лингвистических сведений, помещенных в упражнениях.

2. Контроль усвоения материала упражнений.

Работа с деформированным текстом. Ученики закрывают учебники и восстанавливают деформированный текст (используя материал выполненных устно упражнений).

Русский язык постоянно обогащается словами из ______________ языков. Из восточных языков к нам пришли слова ______________ . Словами свекла, кукла с нами поделился ______________ язык. Из латинского языка заимствованы названия месяцев ______________ .

3. Работа над развитием навыков связной речи.

Прочитайте теоретический материал. Как можно отличить заимствованное слово от исконно русского? Составьте связный рассказ на тему: «Заимствованное слово можно узнать».

1) Все слова, имеющие в своем составе букву ф, – заимствованные:

2) Все слова, начинающиеся на букву ю, – заимствованные:

3) Все существительные на -ия – заимствованные:

4) Почти все слова, начинающиеся на букву э, – заимствованные:

5) Почти все слова, начинающиеся на букву а, – заимствованные:

агнец (старослав.) – ягненок (русск.)

6) Почти все слова, в корне которых есть удвоенные согласные, – заимствованные:

терраса, туннель, профессия, биссектриса

7) Многие существительные, в корне которых встречаются подряд две гласные буквы, – заимствованные:

8) Многие существительные, которые в соседних слогах имеют одинаковые гласные буквы: а, и, у, – заимствованные:

барабан, сарай, визит, лирика, сундук, кукуруза

9) Слова с неполногласными сочетаниями в корне: -ра-, -ла-, -ле-, -ре- – заимствованы из старославянского языка:

врата – ворота
платок – полотенце
млеко – молоко
брег – берег

4. Контроль усвоения предложенного теоретического материала.

Выполните тест: укажите заимствованные слова.

5. Работа над культурой речи учащихся.

Поработайте редакторами. Прочитайте предложения. В каких предложениях, на ваш взгляд, необходимо использовать заимствованные, а в каких – лучше употребить русские слова? Запишите отредактированные вами предложения. Сделайте вывод, всегда ли уместно употреблять заимствованные слова.

Нельзя ли узнать об этом детально?

Существование абсолютного нуля было предсказано еще М.В. Ломоносовым.

Он абсолютно ничем не интересуется.

В верхних слоях атмосферы дуют постоянные сильные ветры.

Легко дышится в горах: атмосфера здесь чистая, прозрачная.

Малыш регулярно посещает детский сад.

Я не гарантирую, что вечером вы застанете меня дома.

На грядках сорняки доминировали над редиской.

IV. Контроль усвоения нового материала. Самостоятельная работа

Задание. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите заимствованные слова.

Бамбук р_стет нев_роятно быстро и за су_ки мож_т вым_хать на метр. Его молодые побеги с_едобны. Молодой бамбук иногда проламывает асфальт потому(что) он очень с_лен. Уд_вительны и бамбуковые леса которые п_хожи на множество колонн.

Из стеблей бамбука люди стро_т дома, обст_вляют их бамбуковой мебел_ю. А в японск_й арми_ раньше были орудия с бамбуковыми ств_лами. Ра_цветает и пл_доносит бамбук один раз в жизни – раз в сто лет.

Задание на дом: упражнение 77.

Устаревшие слова

Цель: продолжить знакомство с лексическим составом русского языка, дать представление об устаревшей лексике и ее использовании в речи.

I. Тест-опрос по изученным темам раздела «Лексика»

1. Укажите неверное определение языкового явления.

А. Профессиональная лексика употребляется людьми той или иной профессии.
Б. Заимствованные слова – слова, пришедшие в русский язык из других языков.
В. Диалектные слова – слова одной и той же части речи, близкие по значению, но разные по написанию.
Г. Весь лексический словарный состав русского языка состоит из исконно русской и заимствованной лексики.

2. Укажите неверно сгруппированные слова.

A. Заимствованные слова: апельсин, болото, январь, ветеран.
Б. Профессиональные слова: мольберт, стамеска, стетоскоп, вольтметр.
В. Диалектные слова: сиверко, баргузин, бурак, омшаник.

3. Укажите верное значение слова.

Китель 1) Русская старинная мужская верхняя одежда с длинными полами. 2) Сумка, футляр для стрел. 3) Куртка специальной формы со стоячим воротником. 4) Титул главы монархического государства.

4. Определите неверную характеристику текста.

И как же этот лес хорош поздней осенью. В мягком воздухе разлит осенний запах. Тонкий туман стоит вдали над желтыми полями. Сквозь обнаженные, бурые сучья деревьев мирно белеет неподвижное небо.

1) Предложения в тексте связаны параллельным типом связи.
2) Тип речи – повествование.
3) Для создания картины поздней осени автор использует красочные определения.
4) Один из способов грамматической связи предложений в тексте – употребление в большинстве предложений глаголов настоящего времени.

II. Пунктуационно-орфографический практикум

Задание. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите слово с заимствованным корнем.

Из года в год м_няет лес свои лист_я старые опадают. Так и слова в_тшают и гибнут. Но родят(?)ся и крепнут, как будто дети, им на смену новые.

III. Знакомство с новой темой. Устаревшие слова

1. Беседа по содержанию записанного текста.

О каком языковом явлении говорится в тексте? Встречались ли вы с исчезновением одних слов из языка и появлением в языке новых? Приведите примеры.

2. Работа с учебником. Чтение теоретического материала § 16.

IV. Выполнение упражнений по теме урока

1. Упражнения 78, 79.

2. Прочитайте текст. По каким признакам делят устаревшие слова на историзмы и архаизмы?

Работа над развитием навыков связной речи. Устно перескажите текст.

Много слов исчезло из языка, не сосчитать. Некоторые слова уходят бесследно, потому что устаревают, исчезают из жизни людей предметы, признаки, действия, которые обозначали эти слова. Сейчас нет в нашей жизни крепостных, и с этим словом мы уже встречаемся только в художественных произведениях и учебниках истории. Устаревшие слова, обозначающие понятия, ушедшие из современной жизни, называются историзмами.

После чтения текста и выяснения разницы между историзмами и архаизмами ученики делают запись-схему:

3. Контроль усвоения теоретического материала.

Отметьте слова-историзмы. Устно объясните свое решение.

4. Работа над развитием навыков связной речи. Упражнение 81.

Какую роль играют устаревшие слова в художественной литературе? Когда современные авторы используют в своих произведениях устаревшие слова? Составьте связный ответ на поставленные вопросы.

(Делается вывод о том, что устаревшие слова играют в художественном тексте двоякую роль: с одной стороны, они позволяют нам, современным читателям, почувствовать себя в той исторической обстановке, которую изображает автор, увидеть реалии далекого времени, достоверность героев; с другой – устаревшая лексика делает художественный текст экспрессивным, эмоционально насыщенным, торжественным.)

V. Контроль усвоения нового материала. Самостоятельная работа

Задание. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите устаревшие слова.

Алешка шел рядом с с_нями в которых с_дели трое холопов в военных к_лпаках и кафтанах с высок_ми в_ротниками. Это были работники Василия Волкова. На кол_чуги денег у боярина (не)хватило одел их в кафтаны. Их обг_няло много дворян и боярских детей в кол_чугах и латах и весь уе_д с_езжался на площ_дь.

VI. Подведение итогов урока

Задание на дом: упражнение 80 (составление аргументированного устного ответа на вопросы учебника).

1 Программа для 6-го класса. Учебник русского языка для 6-го класса под редакцией Н.М. Шанского. Авторы: М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, Т.А. Ладыженская и др. М.: Просвещение, 1999.

2 В 6-м классе учащиеся знакомы именно с таким видом параллельной связи предложений в тексте.

Карточки к словарной работе для 6 класса (приложение к рабочей программе учебного предмета “Письмо и развитие речи” по адаптированной общеобразовательной программе для учащихся 6 класса с нарушениями интеллекта

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Краснинская общеобразовательная школа-интернат»

Кемеровская область, Ленинск-Кузнецкий район, село Красное

Карточки к словарной работе

для 6 класса

(приложение к рабочей программе

учебного предмета «Письмо и развитие речи»

по адаптированной программе для учащихся с нарушениями интеллекта

в соответствии с ФГОС УО)

Сизикова Н.А., учитель русского языка

Задания для закрепления правописания изученных слов, коррекционные задания

1-я группа слов

Карточка № 1

Задание. Найди 8 словарных слов

Карточка № 2

Задание.

1. Вставь пропущенные буквы.

2. Что объединяет эти слова?

Телегра_ _а, ко_ _унист, анте_ _а, пе_ _он.

Это слова с безударными гласными.

Слова с удвоенными согласными.

Карточка № 3

Задание. Отгадай и запиши слова по их значению.

То же, что владелец _______________,

Тонкие листы древесины для облицовки столярных изделий __________,

Краткое сообщение, передаваемое по телеграфу ______________,

Тот, кто принадлежит к коммунистической партии ______________,

Устройство для _______________________,

Площадка для посадки и высадки пассажиров ___________________,

Человек мужского пола ________________,

Человек женского пола ________________.

Карточка № 4

Задание.

Выписать из предложений словарные слова, вставляя пропущенные буквы.

Я подошёл к х_зяину дома и попросил воды. Окна в доме были забиты ф_нерой. Мама взяла в руки т_л_грамму и стала читать. На крыше установили новую _нте_ _у. Пассажиры выходили на п_ _ _ он из вагона. Служба в армии – почётная обязанность каждого му_ чины. Жен_ина – хранительница домашнего очага.

Карточка № 5

Задание.

В каждой строчке среди однокоренных слов выбери и запиши изученное словарное слово, вставляя пропущенные буквы. Выдели корень.

Х_зяин, х_зяйский, х_зяйничать

Ф_нерка ф_нера, ф_нерчатый

Карточка № 6

Задание.

Распредели слова по столбикам

Т_л_грамма, к_ммунист, _нтенна, п_ррон, х_зяин, ф_нера

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

Разгадай кроссворд (1)

Человек, который принадлежит к коммунистической партии

Лицо женского пола

Тонкие листы древесины для облицовки столярных изделий

Специальное устройство для передачи и приёма радиоволн

То же, что владелец

Площадка для посадки и высадки пассажиров

Короткое сообщение, передаваемое по телеграфу

Человек мужского пола

Задания для закрепления правописания изученных слов, коррекционные задания

2-я группа слов

Карточка № 1

Задание. Найди 6 словарных слов

Карточка № 2

Задание. Запиши словарные слова, вставляя пропущенные буквы

С_м_на, с_йчас, т_перь, с_р_дина, д_г_вор, выкр_йка

Карточка № 3

Задание. Отгадай и запиши слова по их значению.

Зёрна, предназначенные для посева __________________

Только что, совсем недавно, в настоящий момент________________

В настоящее время, сейчас, в данный момент______________

Место более менее одинаково удалённое от краёв, концов чего-либо

Соглашение, обычно письменное о взаимных обязательствах

Образец для кройки_____________________

Карточка № 4

Задание.

Выписать из предложений словарные слова, вставляя пропущенные буквы.

Мы купили в магазине с_м_на моркови. Эту работу лучше выполнить прямо с_йчас. Т_перь перескажите этот рассказ. В с_р_дине грядки вырос большой сорняк. Партнёры подписали д_г_вор и пожали друг другу руки. В швейной мастерской лежали выкр_йки юбок и брюк.

Карточка № 5

Задание.

В каждой строчке среди однокоренных слов выбери и запиши изученное словарное слово, вставляя пропущенные буквы. Выдели корень.

С_м_на, с_м_нной, сем_чко

С_р_динный, с_р_дина, с_р_динка

Д_г_вор, д_г_в_риться, д_г_в_рной

Выкр_ить, выкр_йка, раскр_ить, крой

Карточка № 6

Задание.

Распредели слова по столбикам

С_м_на, с_йчас, т_перь, с_р_дина, д_г_вор, выкр_йка

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

Разгадай кроссворд (2)

Какое слово пропущено?

Стоял на крепкой ножке,

______________ лежит в лукошке.

Соглашение, обычно письменное о взаимных обязательствах

Доскажи словечко

Есть одна игра для вас:
я начну стихи ___________(Е. Благинина)

Какое слово пропущено?

Весна, весна, пришла весна!

Мы учимся в саду,
Как надо сеять __________,
Как делать борозду. (А. Барто)

Место более менее одинаково удалённое от краёв, концов чего-либо

Её использует швея, как образец для кройки

Задания для закрепления правописания изученных слов, коррекционные задания

3-я группа слов

Карточка № 1

Задание. Найди 7 словарных слов

Карточка № 2

Задание. Запиши словарные слова, вставляя пропущенные буквы

Б_гатство, д_быча, см_родина, м_даль, с_лдат, д_ректор, _нж_нер

Карточка № 3

Задание. Отгадай и запиши слова по их значению.

То, что имеет ценность для кого-нибудь_________________

То, что добыто, приобретено, извлечено из недр земли, захвачено с боем, отнято_______________

Кустарник со съедобными ягодами чёрного, белого, красного цвета, сами ягоды_______________

Знак в виде круглой металлической пластинки с различными рельефными изображениями и надписями, выдаваемый в награду за что-либо или в память за что-либо_________________

Военный человек, воин__________________

Руководитель предприятия, учреждения или учебного заведения

Специалист с высшим техническим образованием ________________

Карточка № 4

Задание.

Выписать из предложений словарные слова, вставляя пропущенные буквы.

Лес – б_гатство нашей страны. В этих местах происходит д_быча каменного угля. См_родина – вкусная и полезная ягода. Дедушка рассказал мне историю о том, за что ему вручили м_даль. «Неизвестный с_лдат – чей-то сын или брат».

Д_ректор зашёл в свой кабинет. Инж_нер подготовил новый чертёж.

Карточка № 5

Задание.

В каждой строчке среди однокоренных слов выбери и запиши изученное словарное слово, вставляя пропущенные буквы. Выдели корень.

Б_гатый, б_гатство, разб_г_тел

Д_бывать, д_бытый, д_быча

См_родиновый, см_родина, см_родинка

С_лдатский, с_лдат, с_лдатушки

Карточка № 6

Задание.

Распредели слова по столбикам

Б_гатство, д_быча, см_родина, м_даль, с_лдат, д_ректор, _нженер

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

Разгадай кроссворд (3)

Отгадай загадку:

Черных ягод пышный куст –
Хороши они на вкус!

Военный человек, воин

Специалист с высшим техническим образованием

То, что является ценным для кого-нибудь

Доскажи словечко:

Сидел на ветке рыжий кот.

Он слушал щебет птичий
И ждал, что в когти попадет
Когда-нибудь _________ (С. Маршак)

Задания для закрепления правописания изученных слов, коррекционные задания

4-я группа слов

Карточка № 1

Задание. Найди 8 словарных слов

Карточка № 2

Задание. Запиши словарные слова, вставляя пропущенные буквы

К_фир, п_ченье, см_тана, ш_к_лад, д_путат, пр_дс_датель, к_м_ндир, рап_рт

Карточка № 3

Задание. Отгадай и запиши слова по их значению.

Густой питательный напиток из перебродившего молока__________

Кондитерское изделие из кусочков сладкого теста ____________

Молочный продукт из кислых сливок_______________

Кондитерское изделие – застывшая масса какао с сахаром_____________

Уполномоченное лицо, направленное куда-нибудь для выполнения какого-нибудь поручения______________

Тот, кто ведёт собрание, заседание ________________

Начальник воинской части, подразделения, корабля____________

Служебное сообщение, донесение младшего по званию старшему военному начальнику____________________

Карточка № 4

Задание.

Выписать из предложений словарные слова, вставляя пропущенные буквы.

К_фир и см_тана – молочные продукты. Бабушка испекла вкусное п_ченье. И дети, и взрослые любят ш_к_лад. На собрании мы выбрали д_л_гатов конференции. Пр_дс_датель колхоза зашёл в правление. К_м_ндир отряда сдал рап_рт.

Карточка № 5

Задание.

Распредели слова по столбикам

К_фир, п_ченье, см_тана, ш_к_лад, д_путат, пр_дс_датель, к_мандир, рап_рт

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

Карточка № 6

Задание.

Отгадай загадки и запиши словарные слова. Подбери обобщающее слово.

Жидко, а не вода,
Бело, а не снег.
Начинается на К
Наш продукт из молока

С начинкою, слоеные.

Вкусно – просто объеденье!

Это что? – Это_________

Догадайтесь, кто такая?
Белоснежная, густая.
Сливки взбили утром рано,
Чтоб была у нас _____________

Он живет в своей фольге,

Быстро тает он в руке.

Очень вкусен, очень сладок,

Мажет мордочки ребяток.

Разгадай кроссворд (4)

Кондитерское изделие – застывшая масса какао с сахаром

Тот, кто ведёт собрание, заседание

Начальник воинской части, подразделения, корабля

Густой питательный напиток из перебродившего молока

Молочный продукт из кислых сливок

Служебное сообщение, донесение младшего по званию старшему военному начальнику

Уполномоченное лицо, направленное куда-нибудь для выполнения какого-нибудь поручения

Кондитерское изделие из кусочков сладкого теста

Задания для закрепления правописания изученных слов, коррекционные задания

5-я группа слов

Карточка № 1

Задание. Найди 7 словарных слов

Карточка № 2

Задание. Запиши словарные слова, вставляя пропущенные буквы

_к_ан, ш_ссе, с_сед, м_вз_лей, тр_буна, пр_красный, к_л_ндарь

Карточка № 3

Задание. Отгадай и запиши слова по их значению.

Весь водный покров земли, окружающий материки и острова_________

Автомобильная дорога с твёрдым покрытием______________

Человек, который живёт рядом с кем-нибудь_______________

Большое надгробное мемориальное сооружение______________

Сооружение с рядами скамеек для публики, например, на стадионе

Таблица или книжка с перечнем всех дней в году______________

Карточка № 4

Задание.

Выписать из предложений словарные слова, вставляя пропущенные буквы.

Мой с_сед по парте протянул мне тетрадь. Машина выехала на широкое ш_ссе. Посмотри на к_л_ндарь – приближается январь. «Здравствуй, князь ты мой пр_красный». «На тр_бунах все встают, конькобежцам старт дают». «Но вот сменился караул у входа в м_вз_лей». «Здесь уместились все материки, четыре необъятных _к_ана».

Карточка № 5

Задание.

Распредели слова по столбикам

Ок_ан, ш_ссе, с_сед, тр_буна, пр_красный, кал_ндарь

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

Карточка № 6

Задание.

Собери слова из слогов

Разгадай кроссворд (5)

Весь водный покров земли, окружающий материки и острова

Таблица или книжка с перечнем всех дней в году

Человек, который живёт рядом с кем-нибудь

Автомобильная дорога с твёрдым покрытием

Большое надгробное мемориальное сооружение

Сооружение с рядами скамеек для публики, например, на стадионе

Задания для закрепления правописания изученных слов, коррекционные задания

6-я группа слов

Карточка № 1

Задание. Найди 8 словарных слов

Карточка № 2

Задание. Запиши словарные слова, вставляя пропущенные буквы

Инт_ресный, _п_льсин, м_нд-рин, _гр_ном, _б_рона, г_рбарий, к_нфета, с_рвиз

Карточка № 3

Задание. Отгадай и запиши слова по их значению.

Возбуждающий интерес, занимательный, любопытный_____________

Ароматный, кисло-сладкий, сочный плод цитрусового дерева с кожурой оранжевого цвета _________________

Сочный, ароматный, сладкий плод цитрусового дерева с мягкой кожурой оранжевого цвета _____________

C пециалист в области земледелия и сельского хозяйства_____________

Средства, дающие возможность отражать вооружённое нападение врага

Коллекция засушенных растений______________

Кондитерское изделие в виде плиточки, шарика, батончика___________

Полный набор столовой, чайной, кофейной или другой посуды на определённое количество человек _______________

Карточка № 4

Задание.

Выписать из предложений словарные слова, вставляя пропущенные буквы.

На уроке учительница прочитала нам _нт_ресный рассказ. «Брат очистить попросил ароматный _п_льсин». «М_нд_рин на Новый год к нам с подарками придёт». «Не застать весною дома днём и ночью _гр_нома». Будь готов к труду и _б_роне. Саша собирал в парке листья для г_рбария. Сладкоежки любят это. Это лакомство к_нфета. На день рождения маме подарили новый кофейный с_рвиз.

Карточка № 5

Задание.

В каждой строчке среди однокоренных слов выбери и запиши изученное словарное слово, вставляя пропущенные буквы. Выдели корень.

_нт_рес, _нт_ресный, _нт_ресовался

_гр_ном, _гр_номия, _гр_номический

_б_рона, _б_ронный, _б_роняться

К_нфетный, к_нфета, к_нфетти

С_рвиз, с_рвировать с_рвировка

Карточка № 6

Задание.

Распредели слова по столбикам

Инт_ресный, _пельсин, м_нд_рин, агр_ном, _б_рона, г_рбарий, к_нфета, с_рвиз

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

_______________

Разгадай кроссворд (6)

Доскажи словечко:

Разверните, посмотрите,
И сразу в рот меня кладите.
Тут уж точно нет секрета.
Как зовут меня?________

Коллекция засушенных растений

Сочный, ароматный, сладкий плод цитрусового дерева с мягкой кожурой оранжевого цвета

Ароматный, кисло-сладкий, сочный плод цитрусового дерева с кожурой оранжевого цвета

C пециалист в области земледелия и сельского хозяйства

Полный набор посуды на определённое количество человек

Возбуждающий интерес, занимательный, любопытный

Средства, дающие возможность отражать вооружённое нападение врага

Задания для закрепления правописания изученных слов, коррекционные задания

7-я группа слов

Карточка № 1

Задание. Найди 7 словарных слов

Как выучить словарные слова легко и с удовольствием?

Мы начинаем серию писем, посвященных русскому языку, грамотности, красивому почерку, обучению детей русскому языку.

И сегодня мы поговорим о том, как быстро и эффективно выучить словарные слова. Их, как и таблицу умножения надо выучить.

Но если в таблице умножения всего 100 примеров, то словарных слов в школе изучается не менее 800.

И редкий учитель учит с детьми словарные слова в классе. Обычно, «сложное» и «трудное» детям дается на самостоятельное запоминание, или запоминание с родителями.

Представляем вашему вниманию маленькие хитрости, как запомнить написание словарных слов

Мы разделили их на классические методы, именно так работают со словарными словами в школе, и техники эффективного запоминания слов

Классические способы запоминания словарных слов

1. Чтение слов ребенком. Списать словарные слова в словарик

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова — воспользоваться словарем) и проговорить возможные причины написания слова именно таким образом.

3. Орфографическая работа над словом:
— постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
— звукобуквенный анализ слова,
— деление слова на слоги и для переноса.

4. Заучивание правописания данного слова:
— подбор однокоренных слов,
— составление словосочетания, предложения с этим словом,
— подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

5. Запись слова в орфографический словарик.

6. Письмо по памяти

Методики запоминания слов с помощью техник эффективного обучения

7. К словарному слову, которое нужно запомнить, добавить слово или даже несколько, где проверяемая буква очень хорошо слышится.

Например, слово МОЛОКО. Нужно запомнить О.

Придумываем ассоциации: молоко из лОжки пьет лОшадь

Представляем с ребенком эту картину, акцентируем внимание на том, что лОжка и лОшадь подсказывают нам нужную букву

8. Записать слово с закрытыми глазами.

После того, как ребенок прочитает слово, он записывает его на листах бумаги с завязанными глазами, при этом лучше использовать фломастеры или яркие ручки.

Когда слово написано, его надо рассмотреть.

Данное упражнение доставляет детям массу удовольствия, а главное, задействует различные органы восприятия информации и усиливает эффект запоминания слов.

9. Сравнивать буквы с геометрическими фигурами. А- похожа на треугольник, О — на круг, Е — на прямоугольник.

А дальше, в нужное слово добавлять фигуры или рисовать с помощью них.

Можно представить треугольную тарелку, на которой лежат «странные», прямоулольные и треугольные апельсины

10. Способ мнемотехнический

Когда нужно запомнить букву в словарном слове, можно использовать яркие алфавитные образы, добавляя их в слово и связывая в яркую ассоциацию

Вспомните, А-автобус, Б-барабан и т.д.

Например, нам нужно запомнить как правильно писать АПЕЛЬСИН

Представляем себе Автобус (А) полный АпЕльсинов, который застрял или висит на Ели (Е)

11. Игра “Глаз-фотограф”

Слова напечатаны на полосках бумаги.

Каждое слово на отдельной полоске. Напечатаны крупным печатным шрифтом. Ребенку показывают слово на одну секунду. А потом он по памяти его записывает. За одну игру можно показывать 5-8 слов.

Такая игра развивает внимательность, повышает интерес к обучению.

Уже в этот четверг состоится бесплатный семинар, на котором мы отработаем эти и другие мощные техники запоминания словарных слов.
  • Как быть, когда слов много, а скоро диктант?
  • Как быстро убрать ошибки в словарных словах перед экзаменом (ВПР, ОГЭ, ЕГЭ)
  • Что нужно делать, чтобы запоминить удвоенные согласные, или что делать, когда орфограмм в слове несколько?
  • Какие еще есть эффективные методы запоминания слов?
  • Как быстро научиться писать грамотно?

Ведь в век интернет-общения первое впечатление о человеке создается именно по тому, как грамотно он пишет.

Мы разберем лучшие стратегии усилить грамотность на тренинге — Как легко запомнить словарные слова?

На практике отработаем правописание топ 50 самых сложных слов русского языка

А участники Премиум версии так же получат раздаточные материалы- Списки словарных слов по классам в удобной для отработки технологии форме

В апреле мы проведем еще 7 похожих программ, 3 бесплатных и 4 платных

Подробное расписание, а так же специальная акция на апрель в нашей группе — https://vk.com/rkirilina?w=wall-84297351_4208

Вам понравилась статья? Сохраните себе на стену, чтобы не потерять

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Русский язык

Словари. Лексический анализ слова

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Различные виды словарей.

2. Использования словарей различного типа.

3. Лексический анализ слов.

Словарь – это книга, содержащая перечень слов, расположенных в определённом порядке (обычно по алфавиту), с толкованиями или с переводом на другой язык. Составлять словарь.

Поме́та – специальное указание в словаре на какие-либо характерные признаки слова или его употребления. Грамматические, стилистические пометы.

Справочник – книга, в которой можно навести справку, которая содержит краткие сведения по какому-либо вопросу, предмету, области знаний. Технический справочник. Справочник по правописанию.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.

3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

4. Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

5. Тростенцова Л. А., Ладыженская Т. А., Стракевич М. М. Русский язык. Дидактические материалы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2016.

6. Богданова Г. А. Тестовые задания по русскому языку. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Давайте поговорим о словарях русского языка. Вы уже хорошо знаете некоторые из них. Например, «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля, который создавался с 1819 года. Первое четырёхтомное издание вышло в период с 1863 по 1866 год.

Раздел лингвистики, который занимается вопросами составления словарей и их изучения, называется лексикографией, а учёный называется лексикографом.

Самыми известными лексикографами были Владимир Иванович Даль, Дмитрий Николаевич Ушаков, Сергей Иванович Ожегов. О словарях мы так и говорим: словарь Даля, словарь Ушакова, словарь Ожегова.

Словарей в языке много. Перечислим основные: словарь синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, фразеологический, словарь иностранных слов, этимологический. Большинство словарей существует в версии для школьников.

В настоящее время в помощь человеку помимо бумажных словарей созданы словари электронные. Проверка слова идёт сразу по многим источникам, о которых говорится в разделе «О словарях портала».

У любого человека, который регулярно пользуется Интернетом, может возникнуть вопрос: зачем нужны словари? Можно в Интернете найти ответ на любой вопрос, пользуясь поисковой системой.

Желательно в решении спорного вопроса пользоваться и бумажным, и электронным словарём. И при этом смотреть на год выхода словаря в свет. Мы должны понимать, когда слово появилось в языке, успело ли оно прочно в нём закрепиться и попасть в словарь.

Вот пример в доказательство. Как писать слово риелтор?

Это слово, осваиваясь в языке, испытывало колебания в написании (что часто происходит с заимствованными словами), но сегодня нормативным является только один вариант: риелтор. Смотрите «Русский орфографический словарь»: Российской Академии наук, под редакцией Лопатина В. В., Ивановой О. Е. Москва. 2012 год. А в словаре 2004 года было зафиксировано другое написание слова.

Делаем вывод: доверять нужно авторитетным источникам, которые ближе всех находятся к нам по времени.

Чтобы пользоваться словарями без затруднений, нужно знать основные правила и понимать назначение словаря. Посмотрите на три словарные статьи.

Пастель. Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где pastel итал. Pastello «цветной карандаш», суф. производного от pasta «тесто». Цветные карандаши делались из сухих красок на тесте.

Невзрачный, -ая, -ое; -чен, -чна, -чно. Непривлекательный, некрасивый на вид. Н-ая девушка. Н-ая наружность. Н. город. Н-ая квартира, мебель. Н. пейзаж. Невзрачно, нареч. Город выглядел н.

газопрово́д, а! неправ. газопро́вод

степь, степи́ и стéпи, тв. стéпью, предл. в степи́, мн. стéпи, степéй [с ь т ь ]

В первом случае говорится о происхождении заимствованного из французского языка слова пастель, но ничего не говорится о произношении слова, хотя это важно. Это словарная статья из этимологического словаря, его назначение – объяснить происхождение слова в русском языке.

Во второй словарной статье даётся толкование прилагательного невзрачный, примеры его употребления. Даны грамматические пометы. Это фрагмент толкового словаря.

Третий пример из орфоэпического словаря, задача которого – показать произношение слова и его форм.

Как правило, словарная статья толкового словаря включает: слово, грамматические пометы, толкование лексического значения, пример употребления в речи.

Есть интересный словарь, который называется обратным. Все слова в нём, как и в других словарях, расположены по алфавиту, только начиная с последней буквы. Этот принцип используется в грамматическом словаре, так как его основная задача – отразить систему словоизменения.

Некоторые люди пользуются этим словарём, чтобы подобрать рифмы к словам.

Словари в умелых руках – это наши помощники. Пользоваться ими нужно с умом.

Тренировочные задания

Множественный выбор

Найдите неверные утверждения.

Во фразеологическом словаре содержится толкование значений фразеологизмов.

В орфографическом словаре можно узнать, как произносятся слова.

В толковом словаре нет информации о том, какого рода имя существительное.

В словаре иностранных слов есть примеры употребления слов в речи.

Для выполнения задания нужно проанализировать каждое утверждение, помня о назначении каждого словаря. Первое утверждение верно. Во втором утверждении говорится об орфографическом словаре, назначение которого – объяснить написание слова. Утверждение неверно. В третьем утверждении есть ошибка: у существительных в толковом словаре есть грамматическая помета рода. В четвёртом утверждении нет неточностей.

Правильный ответ

В орфографическом словаре можно узнать, как произносятся слова.

В толковом словаре нет информации о том, какого рода имя существительное.

Установление соответствий между элементами двух множеств

Установите соответствие между терминами и определениями.

В российской армии до 1917 г. и некоторых других армиях: солдат или офицер лёгкой конницы. Внешним отличительным атрибутом был высокий, четырёхугольный монгольский головной убор (уланка или конфедератка).

В российской армии до 1917 г. и некоторых других армиях: солдат или офицер некоторых кавалерийских частей (первоначально предназначенных для конных и пеших военных действий).

В российской армии с 18 в. до 1917 г.: всадник тяжёлой кавалерии, защищённый кирасой и каской.

В российской армии и армиях некоторых стран 17-20 вв.: солдат или офицер из частей лёгкой кавалерии. Одежда: кивер (высокая цилиндрическая шапка с козырьком), ментик (меховая накидка), доломан (короткий мундир), рейтузы, сапоги.

Анализируем толкования значений слов и изображения. Следует обратить внимание на особенности одежды. Так, у улана это четырёхугольный головной убор, у кирасира – каска, у гусара – короткий мундир, сапоги, высокая цилиндрическая шапка.

Ссылка на основную публикацию