Скорее всего – выделяется запятыми или нет?

СКОРЕЕ ВСЕГО

Смотреть что такое СКОРЕЕ ВСЕГО в других словарях:

СКОРЕЕ ВСЕГО

скорее всего нареч. разг. (а также скорей всего) 1) Наиболее вероятно. 2) Употр. как вводное словосочетание, указывая на вероятность чего-л.

СКОРЕЕ ВСЕГО

скорее всего как видно, по всей видимости, может статься, может быть, по всей вероятности, видать, как будто, небось, очевидно, как мне видится, наверное, наверно, кажется, похоже, к тому идет, что, есть шансы на, вероятно, как мне кажется, пожалуй, к тому дело идет, что, возможно, вроде, видимо, как я погляжу, видно, что ль, верней всего, надо думать, по-видимому, может случиться, что ли, вроде бы, как можно заключить, думается, вернее всего, очень может быть, по всему вероятию, верно, как видится, пожалуй что, есть шансы, что, надо полагать, должно быть, судя по всему, не исключено, что Словарь русских синонимов. скорее всего нареч, кол-во синонимов: 46 • вернее всего (45) • верней всего (46) • верно (110) • вероятно (76) • видать (52) • видимо (60) • видно (84) • возможно (96) • вроде (89) • вроде бы (57) • должно быть (54) • думается (56) • есть шансы на (39) • есть шансы, что (40) • к тому дело идет, что (32) • к тому идет, что (43) • кажется (78) • как будто (70) • как видится (36) • как видно (59) • как мне видится (61) • как мне кажется (64) • как можно заключить (33) • как я погляжу (61) • может быть (58) • может случиться (21) • может статься (48) • наверно (69) • наверное (72) • надо думать (56) • надо полагать (56) • не исключено, что (55) • небось (60) • очевидно (95) • очень может быть (45) • по всей вероятности (55) • по всей видимости (56) • по всему вероятию (50) • по ходу (8) • по-видимому (76) • пожалуй (70) • пожалуй что (52) • похоже (66) • судя по всему (56) • что ли (45) • что ль (45) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: вернее всего, верней всего, верно, вероятно, видать, видимо, видно, возможно, вроде, вроде бы, должно быть, думается, есть шансы на, есть шансы, что, к тому дело идет, что, к тому идет, что, кажется, как будто, как видится, как видно, как мне видится, как мне кажется, как можно заключить, как я погляжу, может быть, может случиться, может статься, наверно, наверное, надо думать, надо полагать, не исключено, что, небось, очевидно, очень может быть, по всей вероятности, по всей видимости, по всему вероятию, по ходу, по-видимому, пожалуй, пожалуй что, похоже, судя по всему, что ли, что ль. смотреть

СКОРЕЕ ВСЕГО

• СКОРЕЕ ВСЕГО•• [AdvP; Invar; usu. sent adv; fixed WO]===== ⇒ very probably, the probability is great (that. ):- most likely (probably );- in all lik. смотреть

СКОРЕЕ ВСЕГО

скорее <скорей> всегоТолько в указ. ф. Наиболее вероятно, вероятнее всего.Скорее всего пуля попала в Пушкина случайно, уже с промаха. (Ф. Достоев. смотреть

СКОРЕЕ ВСЕГО

Разг. Экспрес. Наиболее вероятно. Я письмо перечту, я на пальцах ещё погадаю — Отправлять или нет? И скорее всего не пошлю (К. Симонов. Пять страниц).С. смотреть

СКОРЕЕ ВСЕГО

скорее всего קָרוֹב לְווַדַאיСинонимы: вернее всего, верней всего, верно, вероятно, видать, видимо, видно, возможно, вроде, вроде бы, должно быть, дум. смотреть

СКОРЕЕ ВСЕГО

см. вероятнее всего; по всей вероятности Синонимы: вернее всего, верней всего, верно, вероятно, видать, видимо, видно, возможно, вроде, вроде бы, дол. смотреть

СКОРЕЕ ВСЕГО

很可能[是]Синонимы: вернее всего, верней всего, верно, вероятно, видать, видимо, видно, возможно, вроде, вроде бы, должно быть, думается, есть шансы на, е. смотреть

СКОРЕЕ ВСЕГО

скорее всего как видно, по всей видимости, может статься, может быть, по всей вероятности, видать, как будто, небось, очевидно, как мне видится, наверное, наверно, кажется, похоже, к тому идет, что, есть шансы на, вероятно, как мне кажется, пожалуй, к тому дело идет, что, возможно, вроде, видимо, как я погляжу, видно, что ль, верней всего, надо думать, по-видимому, может случиться, что ли, вроде бы, как можно заключить, думается, вернее всего, очень может быть, по всему вероятию, верно, как видится, пожалуй что, есть шансы, что, надо полагать, должно быть, судя по всему, не исключено, что

СКОРЕЕ ВСЕГО

<²sn'a:rast>1. snarast hon är snarast elak–она, скорее всего, злая

Когда запятая НЕ ставится. Из Памятки корректору

ВСЕГДА без запятых:
«В первую очередь»
«На первый взгляд»
«Скорее всего»
«Вроде»
«Вроде бы»
«Наверняка»
«Конечно же» (если есть «же», то ВСЕГДА без запятых)
«В общем-то»

Запятая НЕ ставится в начале предложения:
«До того как… я оказалась…»
« С тех пор как…»
«Перед тем как…»
«Несмотря на то что…»
«По мере того как…»
«Для того чтобы…»
«Вместо того чтобы…»
«Вообще же…»
«В то время как…»
«Тем более что…»
«Тем не менее…»
«При том что…» (при том – отдельно); перед «что» запятая НЕ ставится.
«В случае если…»
«После того как…»
«Причём…»

«Причём» – выделяется запятой только в середине предложения (слева).

«Тем не менее» – запятая ставится в середине предложения (слева).

Если «однако» в значении «но», тогда запятая с правой стороны НЕ ставится.

«В конце концов» – если в значении «в итоге», то запятая НЕ ставится.

«Наконец» в значении «наконец-то» – запятыми НЕ выделяется.

«Исходя из этого, …» – в начале предложения запятая ставится. НО: «Он поступил так исходя из…» – запятая НЕ ставится.

«Действительно» – в значении «в самом деле» – запятыми НЕ выделяется.

«…, а следовательно, …», «…, а может быть, …» – запятая после «а» НЕ ставится.

«Ведь если…, то…» – запятая перед «если» НЕ ставится, так как дальше идёт частица «то». Если частицы «то» нет, тогда запятая перед «если» ставится!

«Меньше чем на два года…» – запятая перед «чем» НЕ ставится, т.к. это НЕ сравнение.

Запятая перед «КАК» ставится только в случае сравнения.

«Такие политики, как Иванов, Петров, Сидоров…» – запятая ставится, т.к. есть существительное «политики».
НО: «… политики, такие как Иванов, Петров, Сидоров…» – перед «как» запятая НЕ ставится.

Запятые НЕ ставятся:
«Дай бог», «не дай бог», «ради бога» – запятыми не выделяется, + слово «бог» пишется с маленькой буквы.
Не путайте с однородными членами

1. Не являются однородными и поэтому НЕ разделяются запятой следующие устойчивые выражения:
ни то ни сё;
ни рыба ни мясо;
ни стать ни сесть;
ни конца ни края;
ни свет ни заря;
ни слуху ни духу;
ни себе ни людям;
ни сном ни духом;
ни туда ни сюда;
ни за что ни про что;
ни дать ни взять;
ни ответа ни привета;
ни вашим ни нашим;
ни убавить ни прибавить;
и так и сяк;
и день и ночь;
и смех и горе;
и холод и голод;
и стар и млад;
о том о сём.

2. НЕ разделяются запятой:

1) Глаголы в одинаковой форме, указывающие на движение и его цель.
Пойду погуляю.
Сядь отдохни.
Пойди посмотри.

2) Образующие смысловое единство.
Ждёт не дождётся.
Посидим поговорим.

3) Парные сочетания синонимичного, антонимичного или ассоциативного характера.
Искать правду-истину.
Конца-краю нет.
Честь-хвала всем.
Пошло-поехало.
Всё шито-крыто.
Любо-дорого посмотреть.
Вопросы купли-продажи.
Встречать хлебом-солью.
Связать по рукам-ногам.

4) Сложные слова (вопросительно-относительные местоимения, наречия, которым что-то противопоставлено).
Уж кому-кому, а вам нельзя.
Уж где-где, а там всё есть.

Устойчивые выражения со сравнением (без запятых):
беден как церковная мышь
белый как лунь
белый как полотно
белый как снег
биться как рыба об лёд
бледный как смерть
блестит как зеркало
болезнь как рукой сняло
бояться как огня
бродит как неприкаянный
бросился как безумный
бубнит как пономарь
вбежал как сумасшедший
везёт как утопленнику
вертится как белка в колесе
видно как днём
визжит как поросёнок
врёт как сивый мерин
всё идёт как по маслу
все как на подбор
вскочил как ошпаренный
вскочил как ужаленный
глуп как пробка
глядел как волк
гол как сокол
голодный как волк
далёк как небо от земли
дрожал как в лихорадке
дрожал как осиновый лист
ему всё как с гуся вода
ждать как манны небесной
ждать как праздника
жить как кошка с собакой
жить как птица небесная
заснул как мёртвый
застыл как статуя
затерялся как иголка в стоге сена
звучит как музыка
здоров как бык
знать как облупленного
знать как свои пять пальцев
идёт как корове седло
идёт рядом как пришитый
как в воду канул
кататься как сыр в масле
качается как пьяный
колыхался (колышется) как студень
красив как бог
красный как помидор
красный как рак
крепок (крепкий) как дуб
кричит как оглашенный
лёгкий как пёрышко
летит как стрела
лысый как колено
льёт как из ведра
машет руками как мельница
мечется как угорелый
мокрый как мышь
мрачный как туча
мрут как мухи
надеяться как на каменную стену
народу как сельдей в бочке
наряжать как куклу
не видать как своих ушей
нем как могила
нем как рыба
нестись (несётся) как угорелый
нестись (несётся) как шальной
носится как дурак с писаной торбой
носится как курица с яйцом
нужен как воздух
нужен как прошлогодний снег
нужен как пятая спица в колеснице
нужен как собаке пятая нога
ободрать как липку
один как перст
остался как рак на мели
остановился как вкопанный
острый как бритва
отличаться как день от ночи
отличаться как небо от земли
печь как блины
побледнел как полотно
побледнел как смерть
повторял как в бреду
пойдёшь как миленький
поминай как звали
помнить как во сне
попасть как кур во щи
поразить как обухом по голове
посыпаться как из рога изобилия
похожи как две капли воды
пошёл ко дну как камень
появиться как по щучьему велению
преданный как собака
пристал как банный лист
провалиться как сквозь землю
проку (толку) как от козла молока
пропал как в воду канул
прямо как нож по сердцу
пылал как в огне
работает как вол
разбирается как свинья в апельсинах
развеялся как дым
разыграть как по нотам
расти как грибы после дождя
расти как на дрожжах
свалиться как снег на голову
свеж(ий) как кровь с молоком
свеж(ий) как огурчик
сидел как прикованный
сидеть как на иголках
сидеть как на угольях
слушал как заворожённый
смотрел как зачарованный
спал как убитый
спешить как на пожар
стоит как истукан
стройный как кедр ливанский
тает как свечка
твёрдый как камень
темно как ночью
точен как часы
тощий как скелет
труслив как заяц
умер как герой
упал как подкошенный
упёрся как баран
упёрся как бык
упрям(ый) как осёл
устал как собака
хитёр как лиса
хитрый как лиса
хлещет как из ведра
ходил как в воду опущенный
ходил как именинник
ходить как по ниточке
холодный как лёд
худой как щепка
чёрный как смоль
чёрный как чёрт
чувствовать себя как дома
чувствовать себя как за каменной стеной
чувствовать себя как рыба в воде
шатался как пьяный
шёл как на казнь
ясно как дважды два четыре
ясно как день и др.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.11.2013. Как надо было расставить запятые
  • 27.11.2013. Делаем домашку по русскому
  • 24.11.2013. Работа в утерянном жанре
  • 21.11.2013. Сиреневый суслик
  • 19.11.2013. За окном ноябрь, а к нам прилетела первая ласточка
  • 17.11.2013. Дефис
  • 15.11.2013. Как писать цифры. Из Памятки корректору
  • 12.11.2013. Слитно или раздельно? Из Памятки корректору
  • 11.11.2013. Когда ставить запятую. Из Памятки корректору
  • 09.11.2013. Когда запятая НЕ ставится. Из Памятки корректору
  • 08.11.2013. А про Лавку-то забыли??
  • 07.11.2013. Драматургия для детей
  • 04.11.2013. 45 вопросов, чтобы создать запоминающегося перса
  • 02.11.2013. Граммотность и громатика

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

10 основных случаев постановки запятых: примеры из цитат. Часть 2

В первой части я уже рассказала вам о трёх правилах постановки запятых. Сегодня я напомню о других правилах пунктуации. Может, кто-то узнает что-то новое для себя!

Итак, где и когда ставится запятая?

4. Запятая всегда ставится перед союзами а, но, зато, да (в значении «но»)

5. Запятой разделяются однородные члены предложения

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному члену предложения и выполняют одинаковую синтаксическую функцию. Между собой соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью.

Запятая между однородными членами предложения

Однородные члены предложения характеризуют объект с одной стороны.

Красные, жёлтые, синие цветы украсили луг (цвет).

В палисаднике распустились большие красные тюльпаны (большие — размер, красные — цвет). Это неоднородные члены предложения, между ними нельзя поставить союз «и», поэтому запятую не ставим.

♦ Не ставится запятая в цельных фразеологизированных сочетаниях с повторяющимися союзами и… и, ни… ни (они соединяют слова с противопоставляемыми значениями): и день и ночь, и стар и млад, и смех и горе, и там и сям, и то и се, и туда и сюда…

♦ Не ставится запятая при парных сочетаниях слов, когда третьего не дано: и муж и жена, и земля и небо.

Любовь — это когда хочется петь и днем и ночью. Без гонорара и менеджера.
Фрэнк Синатра

6. Запятой разделяются два или несколько простых предложений в составе одного сложного

Эти предложения могут быть:

А) Бессоюзные.

Ненависть не решает никаких проблем, она только создает их.
Фрэнк Синатра

Здесь два предложения: 1. Ненависть не решает никаких проблем. 2. Она только создает их.

Б) Сложносочиненные (предложения с сочинительными союзами а, но, и…).

Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду, и смысл его под силу понять только мудрому.
Пауло Коэльо «Алхимик»

Здесь два предложения, связанных союзом «и»: 1. Чем необыкновенней что-либо, тем проще оно с виду. 2. Cмысл его под силу понять только мудрому.

Чтобы не ошибиться в постановке знаков препинания, всегда старайтесь сложное предложение разложить на простые.

Важно! Запятая не ставится, если у предложений есть общий член или общее придаточное предложение.

К ночи ливень прекратился и стало тише.

К ночи ливень прекратился.

К ночи стало тише.

К ночи — общий член.

7. Запятой разделяются в сложноподчиненном предложении главное и придаточное

Придаточное присоединяется к главному:

Подчинительными союзами (что, чтобы, как, как будто, так как, потому что, чем тем…):

Запятая между союзными словами

Союзными словами (кто, который, чей, сколько, где, когда, зачем…). Союзные слова являются членами придаточных предложений (в т. ч. могут быть подлежащим):

Если придаточное находится внутри главного, то выделяется запятыми с обеих сторон.

Жизнь не всегда дает вторую попытку, подарки, которые она тебе преподносит, лучше принимать.
Пауло Коэльо «Одиннадцать минут»

8. Запятая при сложных подчинительных союзах

А. Запятая ставится один раз, если есть союзы: благодаря тому что; ввиду того что; вследствие того что; в силу того что; оттого что; потому что; вместо того чтобы; для того чтобы; с тем чтобы; в то время как; после того как; перед тем как; с тех пор как; так же как и др.

Запятая при сложных подчинительных союзах

Б. Однако в зависимости от смысла сложный союз может распадаться на две части: первая входит в состав главного предложения, а вторая выполняет роль союза. В этих случаях запятая ставится только перед второй частью сочетания.

Запятая при сложных подчинительных союзах

В. Запятая не ставится в составе неразложимых сочетаний: сделать как следует (как полагается, как подобает), выполнить как должно (как надо, как нужно), хватать что подвернется, явиться как ни в чем не бывало и др.

Это общие правила постановки запятых в предложениях с подчинительными союзами, но есть частности, требующие отдельного внимания (союз «несмотря на то что», два подряд союза и др.).

9. Запятой выделяются причастные, деепричастные обороты, прилагательные с зависимыми словами и приложения

Запятая ставится между причастными оборотами

Иногда запятой выделяются не только причастные обороты и прилагательные с зависимыми словами, но и одиночные причастия и прилагательные.

Одни лишь маленькие дети, беспризорные, находятся без призора.
Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»

Запятой выделяются деепричастия и деепричастные обороты

♦ Если деепричастный оборот превратился в устойчивое выражение (фразеологизм), запятые не ставятся.

Сказал положа руку на сердце. Бежал сломя голову. Работал спустя рукава (засучив рукава).

Не выделяются запятыми и деепричастия, которые перешли в наречия (шутя, лежа, молча, нехотя, не спеша, стоя и т. д.).

Поднялся нехотя; шёл не спеша; читал лежа.

10. Запятой выделяются сравнительные обороты

Они присоединяются союзами: как, словно, точно, будто, как будто, что, нежели и др.

Запятой выделяются сравнительные обороты

Однако есть целый ряд правил, при которых сравнительные обороты не выделяются запятыми. И эти правила, кстати, мы все проходили в школе. Погуглите. И можете поделиться находками с нами!

Начало

Это, пожалуй, основные случаи постановки запятых. А какие из этих правил для вас стали открытием, в каких случаях вы чаще всего ошибаетесь?

Светлана Кравцова, корректор, редактор, автор блога «Грамотно по-русски»

«К примеру»: правила обособления запятыми

Чтобы в письменной речи не возникало двусмысленности при употреблении сочетания «к примеру», упорядочить текст, сделать его понятным и ясным могут знаки препинания, поставленные по правилам и пунктуационным нормам с учетом интонационного, смыслового и структурного принципов.

Сочетание «к примеру» имеет особые случаи расстановки запятых, вызывающие при написании трудности, как в случае употребления в качестве вводного сочетания, так и в роли второстепенного члена предложения.

Обособление нужно

«К примеру» выделяется запятыми, если слово выступает как вводное. Вводное слово (сочетание) в русском языке формально не связанно с другим членом предложения. Не имея синтаксической роли, оно выражает отношение говорящего к сообщаемому. «Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный» Т.Ф. Ефремовой дает определение слова, как разговорного наречия, которое используется в качестве вводного «раскрывая, конкретизируя предыдущую информацию или поясняя ее содержание».

В контексте предложения параметры «вводности» определяются, если слово:

  1. поясняет, конкретизирует информацию, указывает на течение мыслей, взаимосвязь и порядок;
  2. имеет интонационное выделение в устной речи;
  3. не зависит от других членов предложения: не имеет синтаксической, грамматической связи, нельзя поставить вопрос;
  4. убрав сочетание, не изменяется смысл конструкции;
  5. возможна замена синонимами.

С одной стороны

Для одиночного вводного слова нужно одностороннее обособление, если стоит в начале и конце предложения:

  • К примеру, Николай без запинки прочел матери первую фразу.

С обеих сторон

Запятая ставится от сочетания «к примеру» с обеих сторон в следующих случаях:

Если слово находится в центральной части предложения:

  • Геометрическое выражение чисел, к примеру, на первых этапах сыграло положительную роль в дальнейшем продвижении математики.

При наличии двух вводных слов, следующих друг за другом:

  • Как видно, к примеру, понятие числа прошло длинный путь развития: сначала целые числа, затем дробные, рациональные и действительные.

Если вводное слово стоит в середине обособленного оборота:

  • Смелая идея бесконечности открыла в математике широкие возможности, шедшие вразрез, к примеру, с философскими воззрениями о конечности Вселенной.

Обособление не нужно

Слово не должно выделяться знаками препинания, если является существительным с предлогом («к», «пример») и является второстепенным членом предложения. В качестве дополнения слово определяют по следующим признакам:

  1. является падежной формой существительного + предлог – к чему? дательный падеж;
  2. прилагательное и местоимение – возможные части речи для подстановки между предлогом и существительным;
  3. нельзя убрать слово, не потеряв смысла текста.
  • После написания сочинения по русскому языку мы приступили к примеру по математике.

Кроме того, если вводная конструкция начинает или заканчивает обособленный оборот, обособляться должен оборот целиком.

  • Я хотел бы вернуться в прошлое, во времена Людовика XV к примеру.

Сочетание с сочинительными союзами

При расстановке знаков препинания в компании с сочинительными союзами «а», «но», «и», «да» (в значении «и»), учитывается интонация и контекст. При расстановке запятых при употреблении «к примеру» нужно знать, что:

  1. если, убрав слово или переставив его в другое место, смысл не теряется, не происходит искажение информации и структурности предложения, то выделение запятыми обязательно; в обратном случае, при нарушении целостности и смысловой нагрузки фразы – не ставится;
  2. запятые не ставятся в конструкции «сочинительный союз + слово», находящейся в начале предложения.

Вводные слова русского языка раскрывают его богатство выразительных возможностей, которые в письменной речи всегда обдуманны, строятся по установленному образцу, оформлены в пунктуационном отношении.

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

ХАМЕЛЕОН

Речь пойдёт об интересном животном. Одним глазом хамелеон смотрит вперёд, а другим назад. И всё видит, что делается вокруг.

Вот удобно расположилась на ветке и замерла красивая бабочка. 4 Он повернул голову и равнодушно посмотрел на неё. 4 Кажется, хамелеон и не собирается её трогать. Но вдруг мелькнул язык, и бабочки уже нет. Хамелеон не промахивается. Он несёт гибель и быстрой мухе, и тысячеглазой стрекозе, и маленькому комарику.

На конце длинного липкого языка хамелеона есть тоненькая трубочка. Когда он касается кончиком языка насекомого, то втягивает воздух через трубочку и крепко держит свою добычу.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Он повернул голову и равнодушно посмотрел на неё. (1 вариант); Вот удобно расположилась на ветке и замерла красивая бабочка. (2 вариант)

2. Морфемный разбор слов: длинного, трубочка, посмотрел (1 вариант); тоненькая, комарику, собирается (2 вариант).

3. Фонетический разбор: речь (1 вариант); языка (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

5 класс

ПЁС И ВОРОНЫ

Всюду лежит снег: на земле, на крышах, на кустах и деревьях. 4 Во дворе деловито разгуливают вороны. Выбежал во двор пёс с кусочком хлеба и лёг на снегу. 4 А вороны уже тут как тут. Окружили его со всех сторон, к самой морде подскакивают.

Пёс рычит, скалит зубы, будто хочет сказать: «Убирайтесь, разбойницы! А то хвосты повыдёргиваю!» Но вороны — птицы дерзкие, ничего не боятся.

Пёс терпел, да как вскочит, как погонится за нахальными птицами. Но разве ворону поймаешь? Ни одной вороны дуралей не поймал. А в это время другие давно уже его хлеб утащили.

(По Г. Скребицкому.)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:
Всюду лежит снег: на земле, на крышах, на кустах и деревьях. (1 вариант); Выбежал во двор пёс с кусочком хлеба и лёг на снегу. (2 вариант)

2. Морфемный разбор слов: выбежал, кусочком, дерзкие (1 вариант); погонится, разбойницы, нахальными (2 вариант).

3. Фонетический разбор: всюду (1 вариант); хлеб (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

5 класс

ДЕКАБРЬ

Суровый декабрь намёл в лесу огромные сугробы, повесил на елях и берёзах снеговые шапки. 4 Ударил ночью мороз. И долго стоит вокруг жалобный скрипучий треск. Это плачут деревья от страшного холода.

Трудная пора наступила для лесных жителей. Не сладко приходится тем, кто коротает длинные зимние ночи на лесных просёлках и в глухих далёких чащобах.

Мороз морозом, но корм добывать нужно. Нет ничего слаще ягод боярышника. И колючие ветки не пугают свиристель. Вот это обед!

Свиристель — птица зимняя, уже привыкла к стуже. Круглый год живёт она в наших северных лесах, кочует в поисках корма. 4

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Суровый декабрь намёл в лесу огромные сугробы, повесил на елях и берёзах снеговые шапки. (1 вариант);
Круглый год живёт она в наших северных лесах, кочует в поисках корма. (2 вариант)

2. Морфемный разбор слов: снеговые, приходится, просёлках (1 вариант); зимняя, повесил, шапки (2 вариант).

3. Фонетический разбор: елях (1 вариант); ягод (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

5 класс

Сильный голод заставил великана лося пройти по глубокому снегу. Огромные сугробы надёжно спрятали прошлогоднюю, пахнущую летом и жарким солнцем траву.

Лоси обходятся корой елей и берёз. И всё чаще они наведываются к лесным кормушкам. Их поставили на больших полянах заботливые лесничие.

А обычным собакам в деревне горевать нечего. Если станет холодно под пушистой шубкой, можно уйти в тёплую избу к людям. А пока они терпеливо сидят и ждут вкусного обеда. 4

Каждому принесла зима свои радости и печали. 4 И надо пережить эту трудную пору и снова встретить быстрые ручьи и яркое весеннее солнце.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

А пока они терпеливо сидят и ждут вкусного обеда. (1 вариант); Каждому принесла зима свои радости и печали. (2 вариант)

2. Морфемный разбор слов: кормушкам, вкусного, принесла (1 вариант); шубкой, весеннее, горевать (2 вариант).

3. Фонетический разбор: солнце (1 вариант); ручьи (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

5 класс

КРУЖЕВА МОРОЗА

Нынче осенью снег лёг внезапно и обильно. 4 В одночасье нахлобучил он гигантские белые папахи на здания города и забил сугробами улицы, сады и парки. 4

Деревья стоят словно вынутые из густой сметаны. Кроны их сверкают под ослепительным солнцем всеми красками радуги. Это «цветёт» на ветвях иней.

Кустарники на газонах напоминают сейчас пышные вологодские кружева. Может быть, знаменитые местные кружевницы в своей работе как раз и оттолкнулись от художества этого самого удивительного на Земле «кружеплёта» — Деда Мороза. Ведь в подлинном творчестве человек всегда учится у природы, перенимает от неё всё наилучшее, интересное и прекрасное.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Нынче осенью снег лёг внезапно и обильно. (1 вариант);
В одночасье нахлобучил он гигантские белые папахи на здания города и забил сугробами улицы, сады и парки. (2 вариант)

2. Морфемный разбор слов: гигантские, кружевницы, учится (1 вариант); местные, кружеплёта, сверкают (2 вариант).

3. Фонетический разбор: осенью (1 вариант); ветвях (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

6 класс

КРОХА

Мы прислушались к шороху и разыскали его источник. 4 Маленький шмелик сидел на цветке розового клевера, который вырастал на нашем лугу. Шмелик ещё не приобрёл свою изысканную золотистую окраску. Солнечный цвет только начал проявляться, а пока насекомое было сероватым, как дымка.

Крошка-шмель весь блестел. Казалось, от солнышка отделился кусочек, летел и опустился на цветок. 4 Шмелик, величиной с ноготок мизинца, уже трудился! Он терпеливо обследовал цветок клевера в поисках сладкого нектара.

Я подумала: «Вот бы родители так прививали любовь к посильному труду у наших детей». И потом будет меньше неумех, которые не приспособились к взрослой жизни. (94 слова.)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Мы прислушались к шороху и разыскали его источник. (1 вариант); Казалось, от солнышка отделился кусочек, летел и опустился на цветок. (2 вариант)

2. Морфемный и словообразовательный разбор слов: разыскали, золотистую, шмелик (1 вариант); подумала, маленький, ноготок (2 вариант).

3. Выписать по 2 примера именных и глагольных словосочетаний: из 1 абзаца (1 вариант); из 3 абзаца (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

6 класс

СТОЙКИЙ СОЛДАТИК

Это растение я знаю с детства. Попробуй его сорвать! Крепко стоит он на ногах, цепко держится за землю.

Цветы у него встречаются разные: и белые, и розовые. Листья 3 особенные, узкие, как ресницы. Листьев-ресничек много на стебле. И своё название цветок получил из-за них. Это — тысячелистник!

На крепком стебельке держит он целую охапку мелких белых или розовых цветочков с жёлтой серединкой. 4 Уходит лето, травы никнут. А тысячелистник стоит! Промчится осень, а там зима подступает, снежком 3 заметает. А стойкий луговой солдатик продолжает нести свою вахту. Его не пугает непогода: проливные дожди, снежные бураны да метели. 4

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

На крепком стебельке держит он целую охапку мелких белых или розовых цветочков с жёлтой серединкой. (1 вариант);
Его не пугает непогода: проливные дожди, снежные бураны да метели. (2 вариант)

2. Морфемный и словообразовательный разбор слов: растение, промчится, луговой (1 вариант); непогода, подступает, снежные (2 вариант).

3. Морфологический разбор имени существительного: листья (1 вариант); снежком (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 2 четверти

6 класс

Совы не боятся морозов и носят первосортные пушистые шубки. 4 На лапках у многих из них надеты пуховые бурочки. Но приходит осень, и многие совы 3 вместе с другими птицами улетают в тёплые края. Мало иметь тёплую шубку, надо, чтобы была пища 3 .

После дождливого ноября пришёл суровый декабрь. Температура понизилась до тридцати градусов мороза. Выпал обильный снег. В лесу полёвок было мало, а на лугах добычи больше.

В начале января потеплело, снег подтаял, а через неделю снова ударили морозы и посыпался снег. Полёвки большую часть времени проводили под надёжным настом и редко появлялись на поверхности. 4 Совы голодали.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор простого предложения:

Совы не боятся морозов и носят первосортные пушистые шубки. (1 вариант);
Полёвки большую часть времени проводили под надёжным настом и редко появлялись на поверхности. (2 вариант)

2. Морфемный разбор слов:
пушистые, приходит, времени (1 вариант); пуховые, проводили, поверхности (2 вариант).

3. Морфологический разбор имени существительного: совы (1 вариант); пища (2 вариант).

Диктанты по русскому языку — 5 класс 2 четверть

Проверочный диктант «Хамелеон»

Речь пойдёт об интересном животном. Одним глазом хамелеон смотрит вперёд, а другим назад. И всё видит, что делается вокруг.

Вот удобно расположилась на ветке и замерла красивая бабочка. Он повернул голову и равнодушно посмотрел на неё. Кажется, хамелеон и не собирается её трогать. Но вдруг мелькнул язык, и бабочки уже нет. Хамелеон не промахивается. Он несёт гибель и быстрой мухе, и тысячеглазой стрекозе, и маленькому комарику.

На конце длинного липкого языка хамелеона есть тоненькая трубочка. Когда он касается кончиком языка насекомого, то втягивает воздух через трубочку и крепко держит свою добычу.

Объём слов: 91

Грамматическое задание:

  1. Синтаксический разбор простого предложения:
    1 вариант Он повернул голову и равнодушно посмотрел на неё.;
    2 вариант Вот удобно расположилась на ветке и замерла красивая бабочка.
  2. Морфемный разбор слов:
    1 вариант длинного, трубочка, посмотрел;
    2 вариант тоненькая, комарику, собирается.
  3. Фонетический разбор:
    1 вариант речь;
    2 вариант языка.

Диктант «Предзимье»

Отшумела золотая осень, и наступило холодное ненастье. Солнце редко выглядывает из-за туч и уже не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на земле. Сквозь голые ветки далеко видны окрестности.

Деревья в лесу потемнели от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются вкусными орехами, грибами и съедобными семенами. Медведь отъелся за лето, набрал толстый слой подкожного жира. Впереди у него зимняя спячка. Опасно будить косолапого зимой.

Зайцы ждут первого снега. С появлением снега они поменяют летние серые шубки на белые. Зайца в лесу подстерегает много бедствий, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши. Косой хорошо чувствует опасность и не подпускает близко к себе лисицу и волка.

Скоро поля и леса побелеют и зима вытеснит осень.

Объём слов: 124

По Н. Н. Соколову

Грамматические задания:

  1. Сделайте фонетический разбор слов:
    I вариант – предзимье,
    II вариант – отъелся.
  2. Решите фонетическую задачу. Выпишите из первого абзаца слова, в которых:
    I вариант – звуков больше, чем букв;
    II вариант – звуков меньше, чем букв.
  3. Сделайте синтаксический разбор предложений:
    I вариант – Отшумела золотая осень, и наступило холодное ненастье.
    II вариант – Зайца в лесу подстерегает много бедствий, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши.

Диктант «Цирк»

Если бы вы жили в маленьком городишке за пару тысяч верст от столицы, ваше сердце тоже билось бы сильнее в тот день, когда в город вошел походный цирк. Уже больше недели город пестрел афишами. И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: разноцветными тюками, ящиками, бочками, клетками. Ведут слона. В клетках тяжело дышат львы, вертятся и кричат дикими голосами красно-желто-зеленые попугаи. Цирк остановился на выгоне. Где пасутся коровы. Они мычат от страха и сбиваются в кучу. К вечеру поставят палатки для утреннего выступления. Но уже сейчас толпы зевак торопятся к цирку. Солдаты гарнизонного полка покрикивают на назойливых мальчишек.

Объём слов: 98

Выполните синтаксический разбор предложения:

  1. Выписать из первого предложения диктанта:
    I вариант – И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: разноцветными тюками, ящиками, бочками, клетками.
    II вариант – В клетках тяжело дышат львы, вертятся и кричат дикими голосами красно-желто-зеленые попугаи..
  2. Выполните разбор по составу слова:
    I вариант – Походный,
    II вариант – Утреннего.

Диктант «В грозу»

Стоял жаркий июльский день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака объединялись в большую тучу. Прогремел дальний гром.

И вот облака уже закрыли солнце. Оно выглянуло в последний раз и исчезло. В природе все резко изменилось.

Налетел вихрь, задрожала осиновая роща. От порывов сильного ветра молодые осинки гнутся к земле. Пучки сухой травы летят через дорогу. У речки глухо шумит густой камыш. Сверкнула молния, и раздался оглушительный удар грома. Упала первая крупная капля дождя. Хлынул ливень.

Объём слов: 85

Грамматические задания:

  1. Выписать 2 слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.
  2. Разобрать по составу слово осиновая.
  3. Выполнить фонетический разбор слова ливень.
  4. Сделать синтаксический разбор предложения Сверкнула молния, и раздался оглушительный удар грома.

Контрольный диктант «Ёж»

У меня в сторожке жил ручной ёж. Днём он располагался в старом сапоге, вечером любил полежать на циновке у дверцы шкафа, а ночью выходил на добычу. Я часто просыпался от шороха. Это шуршал ёж. Он бежал по тоненькой жёрдочке, ловко ловил беспомощных мышей и быстро расправлялся с ними, а потом ложился отдыхать. Ёж доставлял мне много беспокойства, был большой обжора. Он объедал мои любимые растения и даже ел маленькие росточки в горшочках. Но мне нравилась его хватка. Вот он выходит из убежища, разглядывает каждую щёлку, суёт нос за решётку, выхватывает мелкие крошки, сбрасывает их в кучку. Он был забавен в своих движениях, походке, смешна была его мордочка с чёрными и бесхитростными глазками.

Объём слов: 112

По И. Соколову-Микитову

Грамматические задания:

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    I вариант – пятое предложение;
    II вариант – предпоследнее предложение.
  2. I вариант – выпишите слова с О-Ё после шипящих, обозначьте орфограмму.
  3. II вариант – выпишите слова с приставками на 3-С, обозначьте орфограмму.

Контрольный диктант «Декабрь»

Суровый декабрь намёл в лесу огромные сугробы, повесил на елях и берёзах снеговые шапки(4). Ударил ночью мороз. И долго стоит вокруг жалобный скрипучий треск. Это плачут деревья от страшного холода.

Трудная пора наступила для лесных жителей. Не сладко приходится тем, кто коротает длинные зимние ночи на лесных просёлках и в глухих далёких чащобах.

Мороз морозом, но корм добывать нужно. Нет ничего слаще ягод боярышника. И колючие ветки не пугают свиристель. Вот это обед!

Свиристель — птица зимняя, уже привыкла к стуже. Круглый год живёт она в наших северных лесах, кочует в поисках корма(4).

Объём слов: 92

Грамматическое задание:

  1. Синтаксический разбор простого предложения:
    1 вариант — Суровый декабрь намёл в лесу огромные сугробы, повесил на елях и берёзах снеговые шапки;
    2 вариант — Круглый год живёт она в наших северных лесах, кочует в поисках корма.
  2. Морфемный разбор слов:
    1 вариант — снеговые, приходится, просёлках;
    2 вариант — зимняя, повесил, шапки.
  3. Фонетический разбор:
    1 вариант — елях;
    2 вариант — ягод.

Контрольный диктант «Путник»

Жаркий безоблачный день. Лучи солнца пробиваются сквозь густые растения. От станции тянется бескрайняя дорога. Она удаляется в лес. На каждом шагу бесстрашного путника этой дремучей чащобы подстерегает опасность.

Но вот заросли пройдены. Можно расположиться на отдых. Путник достаёт тушёнку, кусок цыплёнка, цитрусовые и ест с аппетитом. На деревьях звонко пощёлкивают птицы. В ближайших кустах мелькнул полосатый бок страшного зверя. Путник хватается за ружьё, но зверь ушёл сквозь растительность.

Усталый путник выходит на поляну, ложится в траву и внимательно слушает каждый шорох и шёпот. Разнообразные бабочки и жучки летают вокруг, хлопотливые пчёлы залетают в чашечки цветов. Сердце останавливается от восторга.

Объём слов: 99

По Г. Скребицкому

Грамматические задания:

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    I вариант – третье предложение второго абзаца;
    II вариант – последнее предложение второго абзаца.
  2. I вариант – выпишите слова с чередующимися гласными, графически объясните написание.
  3. II вариант – выпишите слова с приставками на 3-С, графически объясните написание.

Контрольный диктант «Пес и вороны»

Всюду лежит снег: на земле, на крышах, на кустах и деревьях(4). Во дворе деловито разгуливают вороны. Выбежал во двор пёс с кусочком хлеба и лёг на снегу(4). А вороны уже тут как тут. Окружили его со всех сторон, к самой морде подскакивают.

Пёс рычит, скалит зубы, будто хочет сказать: «Убирайтесь, разбойницы! А то хвосты повыдёргиваю!» Но вороны — птицы дерзкие, ничего не боятся.

Пёс терпел, да как вскочит, как погонится за нахальными птицами. Но разве ворону поймаешь? Ни одной вороны дуралей не поймал. А в это время другие давно уже его хлеб утащили.

Объём слов: 92

По Г. Скребицкому

Грамматическое задание:

  1. Синтаксический разбор простого предложения:
    12 вариант — Всюду лежит снег: на земле, на крышах, на кустах и деревьях.;
    2 вариант — Выбежал во двор пёс с кусочком хлеба и лёг на снегу.
  2. Морфемный разбор слов:
    12 вариант — выбежал, кусочком, дерзкие;
    2 вариант — погонится, разбойницы, нахальными.
  3. Фонетический разбор:
    21 вариант — всюду;
    2 вариант — хлеб.

Контрольный диктант «Весенний лес»

Хорошо весной в лесу! Начинает пробуждаться в нём скрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег, над головой видны тонкие ветки со смолистыми почками. Всё больше слышится в лесу птичьих голосов. Начинают петь первые птицы, токуют в глухих местах тяжёлые глухари. Снег осыпан хвоей. На лесных полянах появились первые проталины. На голых кочках видны зелёные листочки брусники. Всюду начинают зацветать подснежники. Пахнет смолистыми почками, корою деревьев. Поют дрозды. На вершине высокого дерева воркует дикий голубь. Скоро зелёною дымкой покроется опушка берёзового леса.

Объём слов: 83

По И. Соколову-Микитову

Грамматические задания:

  1. Произведите синтаксический разбор предложения:
    I вариант – предпоследнее предложение;
    II вариант – последнее предложение.
  2. Выпишите из диктанта два примера, когда одна из букв Е, Ё, Ю, Я обозначает два звука.
  3. Выпишите из диктанта слова на -ТЬСЯ и -ТСЯ, объясните написание.
  4. Произведите фонетический разбор слова:
    I вариант – поют;
    II вариант – корою.

Контрольный диктант «Рыбалка»

Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило дальний лес и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчел. Они спешили собрать медовый урожай.

На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова. К обеду в моем ведерке плескалась рыба.

Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. Слегка повеяло сыростью. Становилось все темнее. Замолкли птицы. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь.

Мы побежали домой, но вымокли до нитки.

Объём слов: 95

Грамматические задания:

  1. выписать два слова, в которых:
    I вариант – звуков больше, чем букв,
    II вариант – букв больше, чем звуков.

Контрольный диктант «Синичка»

Шустрая синичка – полезная птица. Спина у неё серая, грудка жёлтая, на голове чёрная шапочка. В саду она перелетает с ветки на ветку и охотится за жучками. Большой вред наносят они садам. Вредители грызут листья на фруктовых деревьях, портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь и увидишь внутри червяка. Вот этих вредителей ловит синица. Увидит она зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест. А клюв у синицы тонкий, в любую щёлку пролезет.

Много разных жуков съедает она за день. Даже не верится, что у маленькой птички может быть такой аппетит.

Синица — сторож наших садов.

Объём слов: 92

Грамматические задания:

  1. Выполнить полный синтаксический анализ предложения:
    I вариант – Жучки грызут листья на фруктовых деревьях, портят плоды.
    II вариант – Увидит она зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест.
  2. Выписать из 1 предложения словосочетание по схеме. Произвести его синтаксический анализ:
    I вариант – «глаг.+сущ в В.п.».
    II вариант – «прил.+сущ.».
  3. Отметить в тексте предложения, в которых нужно поставить тире между подлежащим и сказуемым. Постановку тире объяснить графически.
  4. Придумать и записать предложение по теме «Птицы – наши друзья» с:
    I вариант – однородными подлежащими.
    II вариант – однородными обстоятельствами.

Итоговый диктант «Здравствуй, зима!»

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку. Загораются и блестят разноцветные искорки инея. Вода темнеет среди прибрежных зарослей.

Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревья, что ты их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверей.

В зимние дни дома не сидится. Дети и взрослые выходят на прогулку. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди.

Объём слов: 93

Грамматическое задание:

  1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку.;
  2. Составьте схему предложения: «Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди;
  3. Синтаксический разбор предложения: Загораются и блестят разноцветные искорки инея.

Словарные диктанты 5 класс

Словарный диктант №1

Словосочетание, вопросительный, восклицательный, повествовательный, гипотеза, молекула, лаборатория, состояние, реакция, жизнедеятельность, витамин, вещество, организм, совершенство, величество, любопытный, что-нибудь.

Словарный диктант №2

Российская Федерация, Конституция Российской Федерации, Герой Российской Федерации, Организация Объединенных Наций, Великая Отечественная война, День Победы, ансамбль, архитектура, парад, достопримечательность, сооружение, церемония.

Контрольные диктанты по русскому языку для 5 класса
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Контрольные диктанты по всем разделам курса “Русский язык” для 5 класса (подойдут к любому УМК)

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrolnye_diktanty_dlya_5_klassa.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольные диктанты для 5 класса.

I. По повторению изученного в начальных классах.

Наступила осень. Светит грустное 2 солнце. На стройных берёзках 2 ещё дрожат жёлтые листочки. Лучи осеннего солнца освещают 2 их. Далеко видны зелёные ели и высокие сосны. Земля покрыта разноцветным ковром.

Я иду по лесной тропинке. Тонкие паутинки блестят на солнце. В вышине звучат птичьи голоса. Вдруг на ветку дерева прыгнула рыжая пушистая белочка. Хорошо брести по лесным дорожкам, дышать свежим воздухом. Интересно узнавать мир вокруг себя.

Но вот подул холодный и резкий ветер. Понеслись по небу низкие облака. В воздухе закружились сухие листья. Вот и мелкий дождь пошёл.

Уже скоро земля покроется первым снежком. Наступит чудесная зима.

Мы идём по узкой дорожке 2 берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. 4 Под его яркими лучами сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим 2 в зелёную чащу. 4 Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этих окрестностях живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую 2 шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Тропинка стала круто подниматься в гору. Там конец нашего лесного путешествия.

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далёкий путь. Наши поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Низкий берег покрыт зелёным ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов.

Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются.

Темнеет, хмурится небо. Набежала мрачная туча. 4 Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный 2 порыв ветра закружил пыль по дороге и умчался.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная 2 даль. 4 Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь ещё не прошёл. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце.

II. По теме «Синтаксис и пунктуация».

Погода стала меняться. Из-за далекого 2 горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.

Потемнело. Налетел резкий ветер. Он бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт»,- проговорила 2 Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, снова показалось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. 4 Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (По В.П.Астафьеву)

Погода стала меня(т, ть)ся. Из (за) д…лекого 2 г…ризонта н…слись и прибл…жались ни…кие обл…ка. Со…нце выгл…нуло из (за) туч м…лькнуло в голубом пр…свете 2 и и…чезло.

Пот…мнело. Нал…тел ре…кий ветер. Он бросил в воду сухие лист…я и погнал их по р…ке. Дождь пойдёт прогов…рила 2 Нина.

Ветер нал…тает с нов…й силой морщит гладь р…ки а потом ст…хает. Зашуршал к…мыш и на воде по…вились кру….ки от первых капель. Валерка громко закр…чал Бежим ребята

Но вот ветер утих снова пок…залось со…нце. Ре…кие капли д…ждя падали на землю. 4 Они пов…сали в траве и в кажд…й капле отр…жалось со…нце.

1. Озаглавь текст.

2. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания.

3. Сделай морфемный разбор слов под цифрой 2 .

4. Сделай синтаксический разбор предложения под цифрой 4 .

5. Найди в тексте 1 предложение с однородными членами, подчеркни их и вычерти схему.

6. Найди в тексте 1 сложное предложение, подчеркни грамматические основы и вычерти схему.

7. Найди в тексте 1 предложение с прямой речью и нарисуй его схему.

В ожидании зимы.

Наступила дождливая осень. Дни становятся короче, и солнце редко показывается из-за туч. Но и оно уже не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на мокрой земле. 4

Деревья в лесу потемнели 2 от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются орехами, грибами и съедобными семенами. Медведи отъелись за лето, набрали толстый слой подкожного 2 жира. Скоро они ударятся в зимнюю спячку. Зайцы ждут первого снега. С его появлением они поменяют серые шубки 2 на белые. Зайца в лесу подстерегает много опасностей, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши.

Вот стройные косяки журавлей потянулись над полями, лесами, горами. «Возвращайтесь к нам весной, журавли!» – кричат им вслед ребята.

Скоро поля и леса побелеют, и зима вытеснит осень.

III. По теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило 2 дальний лес и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчёл. Они спешили собрать 1 медовый 2 урожай.

На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова 2 . К обеду в моём ведерке уже плескалась живая рыба.

Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. 4 Слегка повеяло сыростью. Становилось всё темнее. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь. Мы побежали домой, но вымокли до нитки.

IV. По теме «Морфемика».

Всё лето лист..я (под)ст..вляли со..нцу свои ладошки щёчки спинки и ж..вотики. И до того нал..лись и (про)питались со..нцем что (к) ос..ни стали з..л..тыми.

(За)шумел (в) л..су з..л..той дождь.Капля (по) листику щёлкн..т и сорвёт(?)ся лист. Синицы (на) ветк.. завозят(?)ся и брызнут лист..я (по) стор..нам. Ветерок вдруг нал..тит и (за)кружит(?)ся пестрый смерч. Лист..я шуршат лопочут скачут качают(?)ся (на) п..утинках.

Шумит з..л..той дождь.

1. Озаглавьте текст.

2. Сделайте морфемный разбор слов: зашумел, листику, завозятся, налетит, пёстрый.

3. Найдите и выпишите из текста 2-3 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделите их.

4. Найдите и выпишите 2-3 слова с чередованием в корне или беглыми гласными, подберите к ним слова с вариантами морфем.

Утренний вет..рок бе..шумно пр..бежал (по) лесу. Туман приш..л в дв..жение и пок..зался

противоположный бер..г реки с зар..слями густых акац..й. Верениц.. обл..ков пот..нулись

(В)друг п..слышался ш..рох гальки. Я огл..нулся и ра..смотрел две ч..рные тени. Я пр..дпол..гал увидеть людей но это ок..зались лоси. Они прибл..жались (к) реке. Я з..любовался ч..десн..ми ж..вотными. Лоси жадно пили воду. (В)друг самка п..чуяла опас(?)ность и стала см..треть (в) мою стор..ну. Вода (з,с)бегала у неё (с) губ и от этого ра..ходились круги по сп..койной п..верхности реки. Лосиха в..треп..нулась и..дала хриплый крик и бросилась (к) лесу.

В это мгн..вение вз..шло со..нце. (С)квозь клубы тумана стали пр..являт(?)ся оч..ртания гор и

р..стущих на том б..регу дерев(?)ев.

Мы на Памире. Над розоватыми 2 облаками возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились сёла, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу.

По берегам рек встречаются развалины стари нн ых крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли 2 густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнёзда чёрные галки, в щёлках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней.

Пр и ближаемся к поднож и ю и располагаемся здесь 1 на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная 2 жив о пись рассказывает о древнем Памире. 4 Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки.

Словарный диктант для подготовки.

Возвышаются над облаками, скалистые хребты, расположились в долинах, вьют гнёзда, сверкнула на солнце, исчезла среди камней, с наслаждением вдыхаем аромат, вдруг замечаем, удивительные рисунки, рассказывать и рассматривать.

Мы на Памире. Над роз..ватыми 2 обл..ками в..звышают(?)ся ск..листые хре..ты. В д..линах ра..пол..жились сёла где р..стут сады люди сеют яч(?)мень пшеницу.

По б..регам рек встр..чают(?)ся ра..валины ст..ринных крепостей. Сейчас их стены и бойниц(ы,и) зар..сли 2 густой р..стительност..ю. В глубок..х трещинах в..ют гнёзда ч..рные галки в щ..лках к..мней ютят(?)ся змеи. Вот одна из них св..ркнула на со..нце и и..чезла среди к..мней.

Прибл..жаемся к п..днож..ю и ра..пол..гаемся (з,с)десь на о..дых. С насл..ждением вдыхаем ар..мат цв..тущих р..стений. (В)друг зам..чаем на скалах р..сунки. Это художник много в..ков н..зад нар..совал ж..вотных людей нап..сал ц..фры. Н..скальная 2 ж..вопись ра..сказывает о древн..м Памире. 4 Мы долго ра..сматривали эти уд..вительные р..сунки.

V. По теме «Имя существительное».

Август – самое лучшее время на Урале. В это время природа отдыхает от жаркого лета. Сочные травы уже отцвели, на берёзах и липах начинают желтеть листочки. Это первые вестники 2 близкой осени. Воздух пропитан душистыми травами.

В такой день идёшь по узкой лесной тропинке среди великанов соснового 2 бора. Рядом торопится собака Азор. Он выслеживает дичь, старательно шарит по кустам. От куста бежит глухарка и беспомощно размахивает крыльями. Маленькие глухарята ещё не умеют летать, но они уже понимают опасность. Цыплята подбегают к кочке и прячут головки в мох. Стоишь и любуешься маленькими хитростями глухарей.

В самолете во время грозы.

Самолёт набирает высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра, он часто проваливается в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх, чтобы подняться над тучей и там переждать грозу.

Все пассажиры молчат, многие задергивают шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летят.

Вдруг самолет клюнул носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу.

Это продолжается минут пять, рядом появляется земля, и самолёт катится по твердой бетонной дорожке.

Словарный диктант для подготовки.

Набирать высоту, моторы натужно гудят, обшивка трещит, проваливаться в воздушные ямы, упрямо лезет наверх, подняться над тучей, переждать грозу, все пассажиры, задёргивать шторы, чёрная туча, волшебная красота, стремительно несётся, на предельной скорости, проскочить через грозу, появляется земля, самолёт катится, по бетонной дорожке.

После путешествия по Карелии мы с мамой отправились отдыхать до осени к дедушке в среднюю полосу России.

Мой дедушка – известный 2 лесник. С карандашом и записной 2 книжкой 2 побывал он на Урале 3 и в Сибири. Он открыл в природе много тайн.

От станции мы шли по просеке 2 , потом свернули 2 по тропинке к речке, перешли мостик и направились к лесу. На опушке нам попались заросли малины 4 . В её густой зелени легко поцарапаться, но через минуту в ладони лежит кучка вкусных ягод. Какой от них запах!

С ветки на ветку перепархивают птицы. Такая тишь ! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. Из -под куста вылез ёж 1 . Пошуршал 2 в траве и исчез.

Доходим до рощи, а за ней на полянке 3 стоит избушка дедушки. Нас радостно встречают дедушка и пёс 1 Дружок . 4

После путешествия по (К, к)арели… мы с мамой отправились о…дыхать до осен… к дедушк… в средн… полосу (Р, р)осси… .

Мой дедушка извес…ный 2 лесник. С карандаш…м и зап…сной кни…кой п…бывал он на (У, у)рал… и в (С, с)ибир… . Он …ткрыл в природ… много тайн.

От станци… мы шли по просек… потом свернули по тропинк… к речк… перешли мостик и направились к лесу. На опушк… нам попались зар…сли малины 4 . В её густой зелен… ле…ко поцарапат…ся но через м…нуту в ладон… л…жит куч(?)ка красных ягод. Какой от них зап…х!

С ветк… на ветку перепархивают птиц… . Такая тиш(?) ! За сто шагов слышно, как уб…гает мыш(?) по сухим лист…ям. Из (под) куста вылез ёж(?). Пошуршал 2 в траве и и…чез.

Доходим до рощ… а за ней на полянк… избушка дедушк… . Нас радос…но встр…чают дедушка 2 и пёс (Д, д)ружок 3 .

VI. По теме «Имя прилагательное».

Жарким летним утром мы собрались на сенокос. Чувство радости жизни, яркого летнего 2 утра полно охватывает меня. Бурыми от загара ногами выбегаю на улицу.

Дорога вьётся мимо берёзовой 2 рощи, вдоль лесного озера. Под зелёной развесистой 2 берёзой лежит седая роса. 4 Ветер по-утреннему свеж. С лугов пахнет сладкой 3 земляникой и ароматным настоем разнотравья.

Нам предстояло косить целебную луговую траву. Полянка ожила, наполнилась звонким смехом, радостными возгласами. К обеду солнце подсушило траву, и мы принялись за укладку большого стога. Холодной зимой эта трава обернётся сладким молоком, сохранившим чудесную силу солнца.

Приятно работать на свежем воздухе и видеть вокруг добрые родные лица.

VII. По теме «Глагол».

Дуб – удивительное растение. Он растёт сотни лет. Молния опалит его огнём, но весной распустятся на чёрных ветках зелёные листочки.

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зелёный, а дуб чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

В дубовой роще кормятся кабаны желудями, а в дупле живёт сыч и летучая мышь.

Иногда смотришь: за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжёлые жёлуди. Это сойка осенью спрятала жёлуди и забыла о них, а они проросли.

Словарный диктант для подготовки.

Удивительное растение, опалит огнём, распустятся на чёрных ветках, зелёные листочки, начинает распускаться, позже всех деревьев, чернеет в чистом поле, зато дольше всех, свернутся в трубочки, в дубовой роще, не опадают всю зиму, кормятся желудями, летучая мышь, молодые дубки, очень удивляешься, тяжёлые жёлуди, проросли весной.

VIII. Итоговые контрольные диктанты.

Среди гор в лесной глуши жил старый охотник Емеля с внуком Гришуткой. Отец Гришутки умер три года назад. Мать заели волки, когда она зимой возвращалась поздно вечером с Гришуткой из соседней деревни. Мать закрыла своим телом Гришутку и спасла ему жизнь. 4 Мальчик лежал больной, простудился.

Однажды дед собрался на охоту 3 . Гришутка попросил его принести жёлтенького оленёнка. День был жаркий. Но вот знакомый треск. На опушке стоял олень. Емеля стал целиться, но олениха металась 2 из стороны в сторону.

Вдруг Емеля увидел в кустах жёлтенького оленёнка на тонких ножках. Охотник снова прицелился. Но тут вспомнил Гришуткину мать, опустил ружьё и свистнул. 4 Оленёнок скрылся в кустах 3 .

Весело смеялся Гришутка, когда дед рассказывал 2 о том, как убежал оленёнок.

О Михаиле Пришвине.

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля, огороды и сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой. Такая тишь! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. Изредка появится из-за туч и сразу пропадёт луч солнца.

Ещё мальчиком научился Пришвин всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С карандашом и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям. А вы, ребята, читали его книги?

О (М, м)ихаиле (П, п)ришвине.

Детство и юность (П, п)ришвина пр..шли (в) средн..й полосе (Р, р)осси. Его сем..я ж..ла (в) усадьб.. около деревн. (З, с)десь (от) деревн.. (к) деревн.. тянут(?)ся леса поля огороды и сады с ч..дес(?)ными р..стениями. Бер..га рек зар..сли плакуч..й ивой. Такая тиш(?) За сто шагов слышно как уб..гает мыш(?) (по) сухим лист..ям. Изре..ка появит(?)ся из (за) туч(?) и сразу проп..дёт луч(?) со..нца.

Ещё мальчиком н..учился (П, п)ришвин всматриват(?)ся и вслушиват(?)ся (в) природу. Его ч..ткое ухо слышало ш..рох лист..ев и ш..пот ветра а зоркий гла(з, с) видел каждый р..сточек и тр..винку.

(С) карандаш..м и зап..сной кни..кой побывал (П, п)ришвин на (У, у)рал..

в (С, с)ибир.. в (К, к)арели. Он открыл (в) природ.. много тайн и под..рил их св..им читателям. А вы ребята читали его книги

Кто сеет в лесу.

Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку стало трудно передвигаться по этой пашне. Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело её. Когда же начнется сев?

Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Поднялся ветер, и полетели бесшумно вниз на жёлтых парашютиках 2 лёгкие семена. Одни ветер с поляны унес, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли здесь ёлочки. Они торчат зелёными свечками. 4 Теперь войдёшь в лес и не увидишь на бороздках свободного 2 места.

Так кроты весною пашут, ёлки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают 2 деревьями.

Зоркий взгляд Пришвина.

Все мы знаем деревья в наших лесах и цветы на лугах 4 . Знаем птиц и разных зверушек. Но Пришвин взглянул 3 на них своим особым зорким взглядом 4 .

Вот он нашёл 3 в лесу удивительную трубочку, в которой оказалась кладовая трудолюбивого зверька. Вот он побывал на именинах осинки, и мы подышали 2 вместе с ним радостью весеннего расцвета. Вот он подслушал 2 песню совсем незаметной маленькой птички на самом верхнем пальчике ёлки.

Мы идём вместе с ним по земле и узнаём бесчисленных маленьких родственников в нашем общем Доме природы, учимся любить свою родную землю и понимать её красоту.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный диктант по русскому языку с грамматическим заданием в 6 классе за 1 четверть.

Итоговый контрольный диктант по русскому языку для учащихся 7 класса с грамматическим заданием.

Данный контрольный диктант можно использовать как срезовый на начало года.

Данный контрольный диктант можно использовать как срезовый на начало года.

Итоговвый контрольный диктант по русскому языку за год. Представлен демовариант и оригинал контрольной работы.

Материал содержит контрольный диктант с грамматическим заданием.

Входная контрольная работа для учащихся 5 класса по русскому языку проводится в форме диктанта с грамматическим заданием. Содержание представленного материала соответствует программе по русскому.

Ссылка на основную публикацию