Прилагательное как член предложения – примеры употребления

Урок русского языка в 5 классе на тему: “Имя прилагательное как член предложения”
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Урок русского языка в 5 классе на тему: “Имя прилагательное как член предложения”

Скачать:

ВложениеРазмер
imya_prilagatelnoe_kak_chlen_predlozheniya.rar418.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 5 классе.

Тема: «Имя прилагательное как член предложения».

  • Дать представление о синтаксической роли имен прилагательных, о различии синтаксической роли прилагательных в полной и краткой форме.
  • Учиться различать полные и краткие прилагательные, определять их роль в предложении, правильно ставить ударение в кратких прилагательных;
  • развивать логическое мышление, память, внимание;
  • развивать коммуникативную, лингвистическую компетенции;
  • развивать умение ставить цель, намечать пути её решения, делать выводы.
  • Воспитывать интерес к русскому языку, развивать творческие способности учащихся;
  • воспитывать ответственность, требовательность к себе;
  • способствовать формированию навыков культуры общения.

Тип урока: урок изучения нового материала.

– презентация «Имя прилагательное как член предложения»

– на карточках задания для групповой и индивидуальной работы.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

2.Вступительное слово учителя.

Дорогие ребята, наш сегодняшний урок я хочу начать с замечательного стихотворения, которое поможет нам окунуться в атмосферу сказки, чуда, необыкновенных открытий. А называется оно «Сказка про краски».

Если б все на свете было одинакового цвета,

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

Кто решился бы отныне,

Приходя домой усталым, на зеленой спать перине

Под зеленым одеялом?

И зеленою водою на рассвете умываться,

Любоваться, как над вами,

Зеленея, птицы реют,

Над зелеными домами

Ярко солнце зеленеет.

Видеть мир привыкли люди

Белым. Желтым. Синим. Красным.

Пусть же все на свете будет

Удивительным и разным.

Учитель: Чтобы рассказать об удивительном и разном нам нужны особые слова. Как вы думаете, слова какой части речи вдохновили поэта на создание этого стихотворения?

Дети: Имена прилагательные.

Слад 2. Имя прилагательное.

3. Повторение пройденного.

Учитель: Что привлекает ваше внимание в этом слове с орфографической точки зрения? Какая орфограмма, изученная в 5 классе, встретилась в слове прилагательное? Объясните её.

Дети: Правописание О и А в корне –ЛАГ-//-ЛОЖ-.

Правописание приставок ПРЕ-,ПРИ-( пишем и, потому что в значении приближение, присоединение).

Ответы на вопросы:

1.В каком разделе русского языка изучается имя прилагательное?(морфология).

2.Что изучает морфология?( слово как часть речи).

3.Что такое имя прилагательное? ( Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?каков?)

Учитель: С чем неразрывно связано имя прилагательное в речи?

Дети: С именем существительным.

Учитель: Действительно, имя прилагаельное очень плотно дружит в речи с существительными, идут с ним рука об руку. Как правильно пояснить эту связь прил. и сущ.?(согласуются с сущ. в роде, числе и падеже)

Учитель: В каких единицах языка мы можем увидеть тесную дружбу этих частей речи?Где мы это можем пронаблюдать?

Дети: В словосочетаниях.

Учитель: Из словосочетаний что мы строим?

Проверка домашнего задания. Слайд 3.

Учитель: Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.

На доске размещены рисунки детей «Весеннее вдохновение».

Какие имена прилагательные вы зашифровали в своих рисунках? Назовём их в составе словосочетаний.

Дома вы должны были составить 10 словосочетаний о весне. Назовите их.

Сделайте вывод, для чего нужны имена прилагательные в речи?

Имя прилагательное неразрывно связано с именем существительным и используется для его уточнения. Они украшают нашу речь, делают ее образной и выразительной.

4. Объяснение нового материала.

Учитель: На предыдущих уроках мы говорили о прилагательном как о части речи. Изучали морфологические признаки. Для чего нам это нужно знать?

Кроме этого нужно знть признаки прилагательного. Чтобы уметь правильно употреблять его в своей речи, не допускать граматических ошибок, правильно связывать прилагательное с другими словами в предложении. Сегодня мы углубимся в изучение этой части речи.

Слайд 4. Тема урока: «Имя прилагательное как член предложения».

Какие цели поставим перед собой? Чему мы можем научиться? Что должны вспомнить?

Оформим работу в тетради. Запишите число. Классная работа. Тему урока.

Слайд 5. Сравните два предложения.

Вчера стояла солнечная погода. Погода солнечная.

В первом предожении прилагательное является определением. Оно стоит перед существительным.

Во втором предложении прилагательное выполняет роль сказуемого. Оно стоит после существительного.

Если прилагательные полные, важен порядок слов для определения роли в предложении.

Учитель: А как взаимосвязаны между собой форма прилагательного и его роль в предложении?

Дети: Полные прилагательные могут быть и определением, и сказуемым. Краткие только сказуемыми.

Слайд 6. Схема. Представим в виде схемы синтаксическую роль имени прилагательного.

Чай обладал приятным вкусом. Вкус чая приятен.

1) Записать предложение на доске, разобрать по членам предложения:

Весна. Берёзы распускают свои клейкие листья. Воздух лёгок и чист.

Как мы можем распространить первое маленькое предложение?

Ранняя весна. Весна ранняя.

Какую роль будет выполнять прилагательное:1- определение; 2- сказуемое.

Устно преобразуйте последнее предложение так, чтобы прилагательные стали определениями.

Нужно изменить краткую форму на полную и поставить прилагательное перед существительным.

Легкий и чистый воздух.

2) В это же время – индивидуальное задание на доске:

Ч..десен веч..р в в..сенн..м л..су.

На зол..те неба чётко выделяет..ся тонк..е кружево берёзовых веток.

Разобрать по членам предложения, выборочно объяснить орфограммы.

(Учитель диктует прилагательные. Дети на слух должны определить, полное прилагательное или краткое. Если прилагательное краткое, дети встают с места, если полное – на месте хлопают в ладошки).

Красивый, недобр, высокий, низок, зол, богатый, светел, темный, колюч, горячий, краток, могуч, краткий, красив.

Работа с учебником.

Обратимся к учебнику. Найдите упражнение № 873 страница 118. Прочитайте сначала про себя, приготовьтесь к выразительному чтению. Теперь прочитаем.

1). Какие буквы вставим? Почему?

2). Какими членами предложения будут имена прилагательные?

3). Прочитайте последнее предложение, укажите грамматическую основу, чем выражено сказуемое?

Дополнительно: какая морфема, часть слова отсутствует у прилагательных в последнем предложении?(окончание)

Они сечас представлены в какой форме? ( краткой)

Нужно ли добавлять окончания или можно оставить стихотворение без изменений?

(если не добавить окончания, нарушится ритм стиха, рифма).

По цепочке записываем на доске и определяем роль прилагательных в предложении.

Работа по группам.

Запишите пословицы. Укажите синтаксическую роль кратких прилагательных.

1ряд- Для умелой руки все работы легки.

2ряд- Корень учения горек, да плод сладок.

3 ряд- Сам стар, да душа молода.

Обратите внимание! Пословицы 2 и 3 ряда построены на явлении атонимиии. В пословице 1 ряда изменим слова на антонимичные, противоположные по смыслу. Изменится ли смысл и значение пословицы при этом? Ведь пословица — это краткое, поучительное высказывание.

Работа по карточкам. Взаимопроверка.

Восстановите и обозначьте пропущенные окончания имён прилагательных.

На солнце нельзя было теперь взглянуть, лохмат___ ослепительн ___ потоками оно лилось с вышины. Пo син___ небу плыли облака, словно кучи снега. Весен___ ветерки свежи. Пахло травой и птичь___ гнездами.

Перед домом лопнули больш___ почки на душист ___ тополях, на припёке кричали куры. В саду из разогретой земли лезла трава, весь луг подёрнулся бел___ и жёлт__ звездочками.

Слайд 9. Проверка.

Найдите в тексе предложение, котором прилагательное выполняет роль сказуемого.(№3)

Попробуйте распространить 2 предложение прилагательными. Чем они будут являться в предложении?(определение).

5. Подведение итогов урока.

Составьте паспорт имени прилагательного .

Имя прилагательное – это……………. которая обозначает ……………., отвечает на вопросы………….. Имена прилагательные изменяются………………… . Имена прилагательные согласуются с …………………В предложении прилагательное является чаще всего…………., а может быть и ……………… .Прилагательное делает нашу речь ………………. .

6. Домашнее задание:упр.874.

7. Рефлексия. Слайд 10.

Учитель: Ребята наш урок подошёл к концу. Давайте же выясним, смогли ли мы достичь поставленных целей. Внимательно посмотрите на экран. С помощью речевых моделей выскажите свое мнение о том, что у вас получилось, а над чем ещё нужно поработать.

Сегодня я узнал(а)…Было интересно…Я выполнял(а)…Я понял(а), что…

Теперь я могу… Я почувствовал(а), что…Я приобрёл(а)…Я научился/научилась…

У меня получилось…Я могу…Меня удивило… Урок дал мне для жизни…

Какими членами предложения могут быть прилагательные, имеющие составную степень сравнения?

Если можете, приведите примеры.

Не соглашусь с предыдущим ответом, так как в нём прилагательное тёмный употреблено не в составной, а в простой сравнительной степени. Прилагательные в форме простой сравнительной степени, действительно, в предложениях чаще всего выполняют роль сказуемого – являются именной частью составного именного сказуемого (со связкой выраженной (были темнее) или с нулевой связкой (темнее) – это не столь важно, главное в том, что связка быть не превращает простую сравнительную степень в составную) .

Синтаксическая роль прилагательных в форме составной сравнительной степени отличается от роли прилагательного в простой сравнительной степени.

Прилагательные в форме составной сравнительной степени (она образуется путём прибавления к исходному прилагательному слов более, менее) в предложении чаще всего бывают определениями, реже сказуемыми, например:

✔ Более внимательные ученики выполнили задание правильно (ученики какие? более внимательные – определение)
✔ Более старательные девочки вышили платочки аккуратнее, чем мальчики (девочки какие? более старательные – определение)
✔ Саша был менее заметным, чем Паша (Саша был каков? был менее заметным – сказуемое, составное именное со связкой был) .
✔ Саша менее заметный, чем Паша (Саша каков? менее заметный – сказуемое, составное именное с нулевой связкой) .

Прилагательные в форме составной превосходной степени (образуется путём прибавления к исходному прилагательному слов самый, наиболее, наименее, а также слова всех кк прилагательному в форме простой сравнительной степени) в предложении чаще всего бывают определениями, реже сказуемыми (прилагательные, образованные прибавлением слова всех к простой сравнительной степени – сказуемыми) , например:

✔ Байкал – самое глубокое озеро на планете (какое озеро? самое глубокое – определение) .
✔ Наиболее внимательные ученики выполняют работу в классе быстро (ученики какие? наиболее внимательные – определение) .
✔ Наименее дисциплинированные школьники были лишены возможности отправиться со всеми в поход (школьники какие? наименее дисциплинированные – определение) .
✔ Вася сегодня был наиболее весёлым и находчивым (Вася был каким? был наиболее весёлым и находчивым – однородные сказуемые, составные именные со связкой был) .
✔ Вася выше всех в классе (Вася каков? выше всех – сказуемое, составное именное с нулевой связкой).

Чаще всего, такие прилагательные являются сказумыми.

Мои джинсы были темнее, чем Ваши.

Были темнее – это составное сказумое. Темнее – есть прилагательное.

Не соглашусь с предыдущим ответом, так как в нём прилагательное тёмный употреблено не в составной, а в простой сравнительной степени. Прилагательные в форме простой сравнительной степени, действительно, в предложениях чаще всего выполняют роль сказуемого – являются именной частью составного именного сказуемого (со связкой выраженной (были темнее) или с нулевой связкой (темнее) – это не столь важно, главное в том, что связка быть не превращает простую сравнительную степень в составную) .

Синтаксическая роль прилагательных в форме составной сравнительной степени отличается от роли прилагательного в простой сравнительной степени.

Прилагательные в форме составной сравнительной степени (она образуется путём прибавления к исходному прилагательному слов более, менее) в предложении чаще всего бывают определениями, реже сказуемыми, например:

✔ Более внимательные ученики выполнили задание правильно (ученики какие? более внимательные – определение)
✔ Более старательные девочки вышили платочки аккуратнее, чем мальчики (девочки какие? более старательные – определение)
✔ Саша был менее заметным, чем Паша (Саша был каков? был менее заметным – сказуемое, составное именное со связкой был) .
✔ Саша менее заметный, чем Паша (Саша каков? менее заметный – сказуемое, составное именное с нулевой связкой) .

Прилагательные в форме составной превосходной степени (образуется путём прибавления к исходному прилагательному слов самый, наиболее, наименее, а также слова всех кк прилагательному в форме простой сравнительной степени) в предложении чаще всего бывают определениями, реже сказуемыми (прилагательные, образованные прибавлением слова всех к простой сравнительной степени – сказуемыми) , например:

✔ Байкал – самое глубокое озеро на планете (какое озеро? самое глубокое – определение) .
✔ Наиболее внимательные ученики выполняют работу в классе быстро (ученики какие? наиболее внимательные – определение) .
✔ Наименее дисциплинированные школьники были лишены возможности отправиться со всеми в поход (школьники какие? наименее дисциплинированные – определение) .
✔ Вася сегодня был наиболее весёлым и находчивым (Вася был каким? был наиболее весёлым и находчивым – однородные сказуемые, составные именные со связкой был) .
✔ Вася выше всех в классе (Вася каков? выше всех – сказуемое, составное именное с нулевой связкой).

Русский язык

План урока:

Способы определения имен прилагательных

Вы уже знакомы с этой частью речи с начальной школы. Вспомним, что она характеризует имя существительное и зависит от него. Эти две части речи в предложении стоят в одинаковом падеже, роде и числе, но существительное главное. От него ставится вопрос к имени прилагательному – какой или чей?

  • кружка (какая?) оловянная;
  • очки (какие?) солнечные;
  • автомобиль (чей?) соседский.

Понятие признака включает самые разные значения:

  • величина (маленькая птица, большая собака);
  • пространство и время (утренняя пробежка, прибережный песок);
  • цвет (белая папка, желтое солнце);
  • внутреннее и внешнее состояние (опрятный юноша, настойчивый учитель);
  • протяженность (длинное письмо, короткая дистанция);
  • принадлежность (папин молоток, мамина юбка).

Разряды прилагательных

Единственным постоянным морфологическим признаком имен прилагательных является разряд. В русском языке их три. Разберем по порядку.

Качественные прилагательные

Первый разряд – качественные прилагательные. Они выражают признак предмета, который проявляется в той или иной степени:

  • умная девочка;
  • медленная черепаха;
  • интересная книга.

Такие прилагательные отлично сочетаются с наречиями «очень», «чрезвычайно», «необыкновенно»:

  • очень быстрая лошадь;
  • чрезвычайно сильный мужчина;
  • необыкновенно вкусный торт.

Из простого качественного прилагательного можно образовать сложное методом повтора слов:

  • вкусная-вкусная пицца;
  • ароматная-ароматная груша;
  • сладкий-сладкий сироп.

Качественные прилагательные образовывают однокоренные слова с помощью приставки не-:

  • большая/небольшая конфета;
  • робкий/неробкий школьник;
  • скучный/нескучный праздник.

В основном, такие прилагательные бывают полной и краткой формы:

  • рыжий – рыж;
  • красивый – красив;
  • круглое – кругло.

Некоторые прилагательные бывают только полной формы, другие – только краткой. Особенно ярко это проявляется в устойчивых словосочетаниях и фразеологизмах.

Прилагательные полной формы:

У студентов наступила горячая пора .

Горячая пора – устойчивое выражение, в котором прилагательное «горячая» нельзя употребить в краткой форме.

Парня не тяготило круглое одиночество .

Примеры прилагательных краткой формы:

Они случайно встретились средь бела дня .

Прилагательное «бела» является частью устойчивого выражения и употребляется в данном случае только в краткой форме.

Сандалии принято носить на босу ногу

Качественные прилагательные имеют две форм степени сравнения.

  • мягкий—мягче—мягчайший;
  • смелый — смелее — смелейший;
  • жаркий — жарче — жарчайший.

Относительные прилагательные

Такие прилагательные выражают постоянный признак предмета, который нельзя иметь в большей или меньшей степени:

  • материал (бронзовая статуя);
  • время (утренний автобус);
  • место (нижний ящик);
  • двухлетний ребенок (количество);
  • назначение (собачья будка).

Прилагательные можно заменить одинаковыми по смыслу словосочетаниями:

  • Железная машинка – машинка из железа;
  • бумажный кораблик – кораблик из бумаги;
  • Волжское побережье – побережье Волги;
  • спортивный костюм – костюм для занятия спортом.

Примеры относительных прилагательных в предложениях:

Январская стужа принесла много неприятностей (относительное имя прилагательное, обозначающее время).

Жизнь в сельском доме Регину не пугала (относительное имя прилагательное, обозначающее местоположение).

Татьяна один раз в месяц посещает обучающие курсы в Москве (относительное имя прилагательное, обозначающее назначение).

Такие прилагательные изменяются по падежам, родам, числам. Их нельзя сочетать с наречиями меры (достаточно, весьма и т.д.). У них нет синонимов/антонимов, степеней сравнения.

Притяжательные прилагательные

Эти прилагательные выражают принадлежность предмета кому-то. Для них характерен вопрос «чей?». Как правило, школьникам их определить легче всего.

  • Дети наткнулись на (чью?) медвежью берлогу.
  • Маше нравился (чей?) тетин браслет.
  • Роман нашел в лесу (чьи?) лисьи следы.

Границы разрядов имен прилагательных непостоянны. Один разряд может легко перейти в другой:

  • медвежья (притяжательное имя прилагательное) пасть – медвежья (относительное) шапка;
  • заячий (притяжательное) хвост – заячий (качественное) нрав;
  • легкий (качественное) характер – легкий (относительное) металл;

Подробнее такие переходы изучаются в 6 классе.

Напоминаю еще раз, выделяют три разряда прилагательных: качественные, относительные, притяжательные. Первый разряд отличается от остальных по всем языковым признакам. Относительные и притяжательные, наоборот, грамматически очень схожи.

Морфологические признаки имен прилагательных

Разберем несколько примеров.

Дедушка подошел к стеклянному камину

  1. Имя прилагательное, отвечает на вопрос «какому?».
  2. Н.ф. – стеклянный.
  3. Относительное.
  4. Мужской род, дательный падеж, единственное число.
  5. В предложении играет роль определения.

Из кустов показались оленьи рога

  1. Имя прилагательное, отвечает на вопрос «чьи?».
  2. Н.ф. – олений.
  3. Притяжательное.
  4. Множественное число, винительный падеж.
  5. В предложении играет роль определения.

Обратите внимание! В последнем примере нельзя определить род имени прилагательного, потому что множественное число.

Синтаксическая роль имен прилагательных

На синтаксические функции этой части речи влияет ее форма – полная или краткая. В предложении имя прилагательное чаще всего употребляется в роли определения и подчеркивается волнистой линией:

  • Папа рассказал детям смешной анекдот.
  • Мы мчались за красной машиной.
  • Дедовские методы себя оправдали.

Краткая форма прилагательного в предложении выполняет функции сказуемого и подчеркивается двумя прямыми линиями:

  • Мой 7-летний брат умен .
  • Лес был протяжен и зелен .
  • Местный воздух невероятно чист .

Полные прилагательные выступают частью сказуемого, если они стоят в форме именительного (творительного) падежа или в сравнительной (превосходной) степени.

  • Маша – самая лучшая портниха в городе.
  • В центре площади звуки музыки были слышнее .

Внимание! Иногда краткие прилагательные среднего рода схожи с наречиями, но их нельзя путать.

Сравните:

Платье (каково?) широко в талии (прилагательное, синтаксическая функция – часть сказуемого).

Речка разлилась (как?) широко (наречие, в предложении выступает обстоятельством).

Чтобы не запутаться, ставьте вопрос от главного члена предложения (подлежащего) к второстепенному (прилагательному). Помните, имя прилагательное не может быть обстоятельством в предложении!

Прилагательное в роли сказуемого. Примеры

Прилагательное может быть ска­зу­е­мым в пред­ло­же­нии. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний, в кото­рых при­ла­га­тель­ное в раз­ных грам­ма­ти­че­ских фор­мах выпол­ня­ет роль ска­зу­е­мо­го.

Грамматическую осно­ву пред­ло­же­ния состав­ля­ют его глав­ные чле­ны — под­ле­жа­щее и ска­зу­е­мое.

Подлежащее — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет то, о чём гово­рит­ся в пред­ло­же­нии. Подлежащее отве­ча­ет на вопро­сы кто? что?

Оно обыч­но выра­жа­ет­ся суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем в име­ни­тель­ном паде­же:

  • (Кто?) Воробей сел на вет­ку.
  • (Кто?) Она зани­ма­ет­ся гим­на­сти­кой.

Сказуемое — это глав­ный член пред­ло­же­ния, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие, состо­я­ние или при­знак под­ле­жа­ще­го и отве­ча­ет на вопро­сы: что дела­ет пред­мет? что с ним про­ис­хо­дит? каков пред­мет? что он такое? кто он такой?

  • Воробей (что дела­ет?) чири­ка­ет весе­ло.
  • Бабушка (что с ней про­ис­хо­дит?) боле­ет.
  • Наша кош­ка (како­ва?) игри­ва.

Как видим, ска­зу­е­мое может обо­зна­чать при­знак под­ле­жа­ще­го, кото­рый выра­жа­ет­ся име­нем при­ла­га­тель­ным. При этом в пред­ло­же­нии нет гла­го­ла, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние, напри­мер:

  • Небо над голо­вой (какое?) без­дон­ное и глу­бо­кое.
  • Маленькие котя­та (како­вы?) шалов­ли­вы и игри­вы.

Обратим вни­ма­ние, что ска­зу­е­мое, выра­жен­ное при­ла­га­тель­ным, как пра­ви­ло, нахо­дит­ся после под­ле­жа­ще­го, что свой­ствен­но рус­ско­му язы­ку. На пер­вом месте сто­ит под­ле­жа­щее, а за ним упо­треб­ля­ет­ся ска­зу­е­мое, хотя быва­ют слу­чаи непря­мо­го поряд­ка слов.

Сравним пред­ло­же­ния:

Наше озе­ро глу­бо­кое.

В пер­вом слу­чае при­ла­га­тель­ное «глу­бо­кое» нахо­дит­ся перед под­ле­жа­щим, оно обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та:

озе­ро какое? глу­бо­кое. Это опре­де­ле­ние.

Во вто­ром слу­чае при­ла­га­тель­ное нахо­дит­ся после под­ле­жа­ще­го «озе­ро», и от него зада­ет­ся к при­ла­га­тель­но­му вопро­сы:

  • что гово­рит­ся об озе­ре?
  • озе­ро какое? глу­бо­кое.

Это ска­зу­е­мое, выра­жен­ное при­ла­га­тель­ным. Оно назы­ва­ет­ся состав­ным имен­ным, так как глав­ным в нем явля­ет­ся имя при­ла­га­тель­ное. При нем могут быть глаголы-связки, утра­тив­шие пол­но­цен­ное лек­си­че­ское зна­че­ние и толь­ко ука­зы­ва­ю­щие на грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки вре­ме­ни, чис­ла, рода, напри­мер:

Вода в реке была холод­ная.

Ветер стал поры­ви­стым и силь­ным.

Сказуемое-прилагательное в разных формах

В роли ска­зу­е­мо­го в пред­ло­же­нии может высту­пать при­ла­га­тель­ное в раз­ных грам­ма­ти­че­ских фор­мах. Рассмотрим эти слу­чаи. Приведем при­ме­ры из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры, когда сказуемое-прилагательное может быть в пол­ной, крат­кой фор­ме или иметь сте­пе­ни срав­не­ния.

Полное прилагательное в роли сказуемого

Прилагательное может быть в фор­ме име­ни­тель­но­го или тво­ри­тель­но­го паде­жа.

Роса была холод­ная, обиль­ная — насто­я­щая сен­тябрь­ская роса (К. Паустовский)

Река тоже при­ня­ла осо­бен­ный вид. Вода в ней кажет­ся свин­цо­вой (И.С. Тургенев).

Шорох листьев в воз­ду­хе казал­ся мне таким же неправ­до­поб­ным, как рас­ска­зы о том, что вес­ной слыш­но, как про­рас­та­ет тра­ва (К.Паустовский)

Это Лешачий омут. Днём, даже под бью­щим в упор солн­цем, вода тут чёр­ная, без про­све­та… А вода тёп­лая, за ночь не успе­ва­ет осты­нуть (В. Тендряков).

Прилагательное в краткой форме в роли сказуемого

Прилагательное в крат­кой фор­ме упо­треб­ля­ет­ся как в оди­ноч­ку, так и в паре с глаголом-связкой, не име­ю­щем пол­но­цен­но­го лек­си­че­ско­го зна­че­ния:

был, будет, являть­ся, казать­ся, ста­но­вить­ся и пр.

Краткое при­ла­га­тель­ное может нахо­дить­ся перед под­ле­жа­щим в отли­чие от пол­ной фор­мы.

Странный звук неожи­дан­но про­нес­ся по лесу. Он был про­тя­жен, низок и гармонично-печа­лен и, каза­лось, выхо­дил из-под зем­ли (А.Куприн)

Река осо­бен­но хоро­ша по утрам (В. Закруткин)

Обширна и мно­го­об­раз­на родив­шая нас стра­на. Неиссякаемы и пол­но­вод­ны реки, пере­се­ка­ю­щие её про­стран­ства. Обширны, зеле­ны леса, высо­ки горы, бли­ста­ю­щие веч­ны­ми лед­ни­ка­ми (И. Соколов-Микитов)

…я сорвал на память пучок рос­ших у моих ног цве­тов. Каждый цве­ток был похож на насто­я­щий мак, и от них пах­ло вес­ною ( И. Соколов-Микитов)

Хороши так­же лет­ние туман­ные дни, хотя охот­ни­ки их и не любят (И.Тургенев)

Чист и про­зра­чен воз­дух. Далеко слыш­ны зву­ки, и отчет­ли­во раз­но­сят­ся голо­са (И. Соколов-Микитов)

Прилагательное в форме сравнительной степени в роли сказуемого

А ввер­ху без кон­ца и пере­ры­ва тянул лес­ной шум, точ­но смут­ные вздо­хи ста­ро­го бора. Но теперь вздо­хи ста­но­ви­лись всё глуб­же, силь­нее (В. Короленко).

Вода в них (род­ни­ках) все­гда была чище воды рек, озер и дру­гих поверх­ност­ных источ­ни­ков (А. Порядин).

И всё же голод стал силь­нее стра­ха. В мгно­ве­нье ока воро­бей ока­зал­ся на сто­ли­ке, быст­ро, в то же вре­мя огля­ды­ва­ясь, замо­ло­тил клю­ви­ком по зёр­нам (В. Хлиманов).

Главные и второстепенные члены предложения — тотальный разбор

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня мы погорим о том, что такое члены предложения и какие они бывают. Эту тему каждый школьник проходит еще в начальных классах.

Но многое из того, что мы когда-то учили, позабылось. А что-то, возможно, будет для кого-то и открытием.

Главные и второстепенные члены предложения

Члены предложения – это слова и словосочетания, которые связаны друг с другом различными способами. Каждый из них призван дать более точную информацию о предмете повествования.

Все члены предложения делятся на две категории – главные и второстепенные.

  1. К главным относятся подлежащее и сказуемое
  2. К второстепенным – определение, обстоятельство и дополнение

” alt=””>

Подлежащее — самый главный член предложения

Подлежащее – это то, на чем строится все предложение. Это главный член, так же как и сказуемое. Но если можно так сказать, то подлежащее в данном случае главнее.

Распознать его просто. Во-первых, именно вокруг этого слова или словосочетания (что это?) строятся все остальные. А во-вторых, оно всегда употребляется в именительном падеже и отвечает на вопросы «Кто?» или «Что?».

На столе лежит КНИГА
МАША прыгает по лужам

Выделенные слова и есть подлежащее – человек или предмет, о котором и рассказывает конкретное предложение.

Подлежащее может состоять из одного или нескольких слов.

Когда слово одно, то оно может быть следующим:

  1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. Мама (кто?) мыла раму.
  2. МЕСТОИМЕНИЕ. Он (кто?) не выучил уроки.
  3. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ. Слепой (кто?) не мог самостоятельно перейти дорогу.
  4. ПРИЧАСТИЕ. Упавший (кто?) сломал себе ногу.
  5. ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ. Трое (кто?) шли по лесу.
  6. ГЛАГОЛ (только в форме инфинитива). Жить (что?), как говорится, хорошо!

Но есть предложения, в которых в качестве подлежащего выступают сразу несколько слов:

  1. КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Четверо друзей (кто?) поехали в отпуск.
  2. ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Каждый из нас (кто?) должен внести свой вклад.
  3. ЗНАЧЕНИЕ СОВМЕСТИМОСТИ. Отец с сыном (кто?) поехали на рыбалку.
  4. ЗНАЧЕНИЕ ФАЗЫ (периода). На дворе был конец августа (что?).
  5. ПРИНЦИП НЕДЕЛИМОСТИ (слова только вместе обозначают конкретное понятие). Млечный путь (что?) выглядит недосягаемым.
  6. ЗНАЧЕНИЕ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. Что-то непонятное (что?) творилось с ним.

Кстати, в редких случаях подлежащее может употребляться и не в именительном падеже. Но только тогда, когда речь идет о чем-то приблизительном. Например, около десяти самолетов (что?) вылетели на задание.

Сказуемое — второй главный член предложения

Сказуемое – это второй главный член предложения. Оно обозначает действие, которое совершает сказуемое, или его состояние.

Сказуемое отвечает на вопросы – «Что делает?», «Что сделает?», «Что сделал?» и «Каков?». Чаще всего в этой роли выступает глагол, но бывают и другие части речи.

Все сказуемые можно поделить на три части:

  1. ПРОСТОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ. Мама мыла (что делала?) раму.
  2. СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ – оно состоит из глагола и инфинитива. Вася мечтал поступить (что делал?) в институт.
  3. СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ – может быть глаголом или другой частью речи, например, существительным, наречием, причастием, местоимением. Погода была мерзкая (какова?). Пес – верный друг (каков?). У него нервы тверже (каковы?) стали.

Определение — второстепенный член

Определение – это второстепенный член предложения, который всегда относится к существительному, местоимению или части речи, которое в конкретном случае выступает в роли существительного.

Определение отвечает на вопросы – «Какой?», «Который?» и «Чей?».

Все определения делятся на категории:

  1. СОГЛАСОВАННЫЕ – относятся непосредственно к члену предложения в различном падеже, числе и роде. В этой роли часто выступают прилагательные, причастия, числительные и местоимения. Мама мыла грязные (какие?) окна. Он спал уже восьмой (какой?) час.
  2. НЕСОГЛАСОВАННЫЕ – выражаются в виде существительных, сравнительных прилагательных, наречий и глагола в форме инфинитива. Он отдыхал в доме родителей (чьем?).

К определениям также относятся слова существительные, которые пишут с основными через дефис, или являются названиями, которые употребляются часто в кавычках. Например, город-герой, Архип-кузнец, газета «Московский комсомолец».

Обстоятельство

Обстоятельство – это еще один второстепенный член предложения, который обозначает характеристику какого-либо действия или состояния.

Отвечает на вопросы – «Как?», «Где?», «Почему?», «Откуда?», «Каким образом?», «Куда?» и «Зачем?».

Чаще всего обстоятельство выражается в форме наречий, существительных в косвенных падежах глаголом-инфинитивом или деепричастием. Вдали (где?) слышались раскаты грома. Он шел очень тихо (как?). Он приехал из соседней страны (откуда?).

Дополнение

Дополнение – еще один второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей.

Например, «Кого/Чего?», «Кому/Чему?», «Кем/Чем?», «О ком/О чем?».

Выражается в форме существительного, местоимения или именных словосочетаний. Он любил сына (кого?). Этот подарок он приготовил для нее (кому?).

Разбор предложения по членам

В школе ученикам часто дают задание – разобрать предложение по членам. Это означает, что надо найти в нем подлежащее, сказуемое и второстепенные члены, если они есть. А для выделения в тексте каждого члена предложения используют подчеркивания, которые указаны в следующей таблице:

Приведем пример. Нужно разобрать предложение:

Опытный охотник крался тихо по лесу и искал добычу.

В данном случае подлежащим будет слово «охотник». Сказуемых здесь сразу два – «крался» и «искал». Определением будет слово «опытный», так как отвечает на вопрос «какой охотник?». Дополнение – это «добыча» (кого искал?). И обстоятельства здесь тоже два – «тихо» (как крался?) и «по лесу» (где крался?).

И в итоге правильный разбор предложения будет выглядеть как показано чуть выше.

Заключение

В русском языке члены предложения могут находиться в каком угодно месте.

Например, подлежащее, как главное слово, не обязано располагаться в самом начале. Им может и заканчиваться фраза. И этим наш «великий и могучий» отличается от большинства иностранных языков.

Например, в английском любое предложение строится по формуле – сначала подлежащее и сказуемое, а уже потом все остальное. С одной стороны, так, конечно, проще. Но с другой – теряется эмоциональность и разнообразие, которым славится русский язык.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Хотя, в русском языке члены предложения могут располагаться в любом порядке, это часто затрудняет понимание сказанного, особенно для иностранцев.

Предложение

Предложение — это сочетание слов или отдельное слово, выражающее законченную мысль.

В устой речи окончание предложения выражается голосом (интонацией), между предложениями делается остановка (пауза). На письме одно предложение отделяется от другого точкой ( .), вопросительным ( ?) или восклицательным знаком ( !). Первое слово в каждом предложении пишется с большой буквы.

Чашка стоит на столе .

Сегодня выходной !

Как долго нам ещё ждать ?

Слова в предложении связаны грамматически, то есть с помощью окончаний и предлогов, а также по смыслу.

Не является предложением:

  1. Группа слов, не связанных по смыслу: стол, чашка, стоит.
  2. Группа слов, не выражающих законченную мысль: чашка стоит на.

Члены предложения

Члены предложения — это слова, входящие в состав предложения, которые отвечают на какой-нибудь вопрос.

Пример. В предложении

Наша семья осенью переезжает из деревни в город

  1. Чья семья? — Наша.
  2. Кто переезжает? — Семья.
  3. Когда переезжает? — Осенью.
  4. Семья что делает? — Переезжает.
  5. Откуда переезжает? — Из деревни.
  6. Куда переезжает? — В город.

Слова из и в не отвечают на вопросы и поэтому самостоятельными членами предложения не являются, а входят в состав тех членов, к которым относятся.

Члены предложения делятся на главные и второстепенные.

Главные члены: подлежащее и сказуемое

Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое. Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения. Грамматическая основа предложения — это основная часть предложения, которая состоит из его главных членов: подлежащего и сказуемого.

Подлежащее — это главный член предложения, который отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее называет объект, который производит действие, испытывает какое-либо состояние, обладает определённым признаком. Подлежащее подчёркивается одной чертой: подлежащее.

Подлежащее обычно выражается именем существительным или местоимением в именительном падеже.

Дождь шёл весь день. Что шло? — Дождь.

Мы идём в кино. Кто идёт? — Мы.

Сказуемое — это главный член предложения, который отвечает на один из вопросов: что делает? что делается? каков? кто он? что такое? Сказуемое связано с подлежащим и называет его действие, состояние или признак. Сказуемое подчёркивается двумя чертами: сказуемое.

Сказуемое обычно выражается глаголом, но оно может также быть выражено именем существительным и именем прилагательным. От подлежащего к сказуемому можно задать вопрос.

Солнце ярко (что делает?) светит .

На улице (что делается?) темнеет .

Цветок (каков?) красив .

Менделеев – (кто он?) учёный .

Золото – (что такое?) металл .

Подлежащее и сказуемое связаны друг с другом по смыслу и грамматически.

Типы сказуемых

Сказуемое может быть простым и составным. Составные сказуемые делятся на глагольные и именные.

Типы сказуемых

Простое глагольное сказуемоеработают
боится
Составное глагольное сказуемоепродолжают работать
стал бояться
Составное именное сказуемоестали рабочими
остался трусом

Второстепенные члены предложения

Второстепенные члены предложения — это слова, которые поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.

Пример. В предложении

Озорной щенок любопытно разглядывал новую игрушку

подлежащее щенок и сказуемое разглядывал; второстепенные члены предложения: озорной, любопытно, новую, игрушку.

  • Слово озорной поясняет подлежащее щенок, показывая какой щенок разглядывал.
  • Слово любопытно поясняет сказуемое разглядывал и показывает, как разглядывал щенок.
  • Слово игрушку поясняет сказуемое разглядывал и показывает, что разглядывал щенок.
  • Слово новую поясняет второстепенный член предложения игрушку и показывает, какую игрушку разглядывал щенок.

Отношение членов предложения друг к другу можно изобразить такой схемой:

Любой второстепенный член зависит от какого-либо другого слова в предложении, а подлежащее и сказуемое ни от каких других слов не зависят и являются таким образом основой всего предложения. Подлежащее и сказуемое и без второстепенных членов могут составить предложение.

Второстепенные члены предложения в зависимости от того, как они поясняют другие члены предложения, делятся на определения, дополнения и обстоятельства.

Определение

Определение — это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? который? чей? Определение подчёркивается волнистой линией: определение.

Определение относится к имени существительному.

Яркие звёзды сияли в ночном небе.
Звёзды какие? — Яркие. Небо какое? — Ночное.

Моя шапка упала в лужу.
Чья шапка? — Моя.

Марине пошёл восьмой год.
Который год? — Восьмой.

Дополнение

Дополнение — это второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём? Дополнение подчёркивается пунктирной линией: дополнение.

Дополнение обычно относится к глаголу.

Я интересуюсь географией .
Интересуюсь чем? — Географией.

На вокзале мы встречали папу .
Встречали кого? — Папу.

Миша позвонил другу .
Позвонил кому? — Другу.

Обстоятельство

Обстоятельство — это второстепенный член предложения, который обозначает, как и при каких обстоятельствах (то есть где? когда? почему? и т. п.) совершается действие. Обстоятельство отвечает на вопросы: как? каким образом? где? когда? куда? откуда? почему? зачем?. Обстоятельство подчёркивается пунктиром с точкой: обстоятельство.

Обстоятельство обычно относится к глаголу.

Зимой мы катаемся на лыжах.
Катаемся когда? — Зимой.

Из уютного магазинчика мы вышли на шумную улицу .
Вышли откуда? — Из магазинчика. Вышли куда? — На улицу.

Лисица подкрадывалась тихо и осторожно .
Подкрадывалась как? — Тихо и осторожно.

Однокоренные слова: примеры

Содержание:

Однокоренные слова – слова, имеющие одинаковый корень, объединяющий все лексемы в один смысловой ряд. Так как корень является главной частью слова, передающей основное лексическое значение, то слова с одним корнем схожи по смыслу, однако точное значение немного различается.

При подборе однокоренных слов в корне могут происходить чередования согласных, выпадение или добавление гласных и согласных.

В чем отличие однокоренных слов от родственных?

Не все однокоренные слова являются родственными. Не забываем, что есть такое понятие в русском языке, как омонимичные корни. Один и тот же корень может обозначать абсолютно разное лексическое значение.

При подборе однокоренных родственных слов ВАЖНО четко понимать значение слова. При необходимости лучше обратиться к толковым словарям.

Сравните примеры:

  • Красавица – красивый, красота, красивенький, красоваться, покрасоваться, красавчик
  • Краска – красить, подкрасить, перекрасить, красильня, краситель, краскопульт, раскраска, раскрашивание

В первом варианте корень –КРАС- имеет основное лексическое значение «привлекательный, приятный вид, впечатляющий»

Во втором случае корень –КРАС- используется в значении «придавать цвет предмету»

Т.к. лексические значения исходного корня абсолютно разные, то и ряды слов нельзя объединять в один.

Еще примеры неродственных слов:

  1. Любовь – любитель, любимый, любить
    Любой – по-любому
  2. бурить – бурильщик, буровая, бур
    буря – бурный, буревестник

Как отличить однокоренные слова от форм слов?

Для этого нужно хорошо различать словообразующие морфемы от формообразующих.

К словообразующим морфемам относятся:

  • приставка,
  • суффикс,
  • постфикс.

Они предназначены для образования новых слов.

К формообразующим относятся:

  • окончание (флексия);
  • суффиксы прошедшего времени глагола –Л-;
  • степени сравнения прилагательных –Е-, -ЕЕ-, -ШЕ-;
  • суффиксы повелительного наклонения глагола –И-.

Они образовывают формы одного и того же слова.

Лес – леса, лесу, лесом окончание образовывает форму числа и падежа существительного

Сильный – сильнее, сильней – суффикс образовывает форму простой сравнительной степени прилагательного

Соберу – собрал суффикс образовывает форму прошедшего времени глагола

Жить – живи – суффикс образовывает форму повелительного наклонения глагола

К формам слова относятся слова одной части речи.

Для чего нужно подбирать однокоренные слова?

1. Главный ответ: от этого зависит грамотность.

Правописание гласных или согласных, находящих в слабой позиции в корне слова можно проверить только с помощью однокоренного слова, в котором эти же звуки встанут в сильную позицию. Данное требование применимо при орфограммах «Правописание проверяемых безударных гласных в корне», «Правописание звонких и глухих согласных в корне», «Правописание непроизносимых согласных».

Приведем примеры:

«Проверяемая гласная в корне»

  • Обижа’ть – оби’да
  • Чистота’ – чи’сто
  • Частота’ – ча’стый
  • Честолюби’вый – че’сть
  • Хо’лодхоло’дный

«Правописание звонких и глухих согласных в корне»

  • Подружка – подруженька
  • Скользко – скользит
  • Книжка – книжечка
  • Дубдубовый
  • Гибкость – гибок

«Правописание непроизносимых согласных в корне»

  • Опасность – опасен
  • Солнце – солнечный
  • Грустный – грусть
  • Сердце – сердечный

2. Однокоренные слова подбирают для составления словообразовательной цепочки и определения способа образования слова.

Ссылка на основную публикацию