Повествовательное предложение – правила и примеры

Повествовательное предложение

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 115.

Средняя оценка: 4.6

Всего получено оценок: 115.

В русском языке более простые единицы, такие, как слова и словосочетания, складываются в более сложные – предложения. И если у небольших единиц нет интонационной нагрузки, то у каждого предложения – собственная интонация. Они отличаются по тому, насколько сильно они выражают чувства, а также по цели высказывания – ученик узнает об этих особенностях в 3 классе на русском языке.

Повествовательное предложение: особенности и цели высказывания

Понять, что это за языковая единица, несложно уже по названию – она о чем-то повествует, рассказывает. Таким образом, повествовательные предложения в русском языке нужны для того, чтобы говорящий мог рассказать о каком-то факте, о своих чувствах и мыслях, описать природное явление и так далее. То есть повествовательным называется такое предложение, в котором содержится сообщение о чем-либо или о ком-либо.

В конце повествовательного предложения может стоять не только точка, но и восклицательный знак, ведь в данном случае между интонационной нагрузкой и целью высказывания нельзя поставить знак равенства.

Вот примеры повествовательных предложений.

Наступила яркая, бушующая весна – в данном предложении излагается факт, сообщается о наступлении нового времени года.

Хорошо на речке летом! – говорящий высказывает свой эмоциональный настрой, выражает радость и удовольствие. Благодаря восклицательному знаку изменяется интонация предложения.

Повествовательное предложение может быть как положительным, так и отрицательным: Мы пошли на каток. – Мы не пошли на каток.

Интонационные оттенки повествовательных предложений, их структура

В основном для таких синтаксических единиц характерен спокойный тон сообщения, который на письме отражается поставленной в конце предложения точкой. В некоторых случаях к сообщению добавляется эмоция, что на письме отражается постановкой восклицательного знака. Чувства, которые дополнительно передаются таким образом, могут быть самыми разными – это и гнев, и возмущение, и радость, и восторг. При этом одно и то же повествовательное предложение может быть произнесено с разной интонацией (что отражается и на письме) – два таких предложения будут нести одну и ту же информацию, но с разными интонационными оттенками.

Что касается структуры таких предложений, то они могут быть как нераспространенными, так и распространенными. Например, “Он стоял” – повествовательное нераспространенное предложение, которое с помощью подлежащего и сказуемого сообщает о каком-то факте.

В то же время предложение “Он стоял на высокой скале” сообщает о том же факте, но в более распространенной форме.

Как нераспространенные, так и распространенные предложения могут иметь один или два главных члена, это никак не влияет на цель их высказывания.

Например: “Начало светать” – односоставное повествовательное предложение, а “Солнце вставало из-за горизонта” – двусоставное. При этом они рассказывают об одном и том же природном явлении.

Что мы узнали?

Согласно определению, повествовательное предложение рассказывает о каких-то фактах и явлениях, а также чувствах и мыслях говорящего, то есть цель этого высказывания заключается в том, чтобы о чем-то рассказать. При этом по интонации такое предложение не обязательно будет невосклицательным – к сообщению, которое в нем содержится, может добавляться эмоциональная окраска – и тогда оно становится восклицательным. Таким образом, на письме в конце повествовательного предложения можно ставить как точку, так и восклицательный знак. По структуре они могут быть нераспространенными и распространенными, иметь один или два главных члена.

Повествовательное предложение

Повествовательное предложение, как следует из его названия, должно повествовать, то есть сообщать информацию. Передача информации – первичная функция языка, соответственно, этот тип предложений в нём максимально востребован. С ним человек ежедневно сталкивается в бытовой речи, в сообщениях средств массовой информации, в письменных объявлениях, рекламе и пр.

  • Опять дождь пошёл.
  • Следующая станция – Садовая.
  • На прошлой неделе силами жителей благоустроены газоны и клумбы во дворе.
  • Продаётся бывшая в употреблении детская коляска.

Каждое из приведённых высказываний сообщает читателю (или слушателю) определённый объём сведений, то есть представляет собой пример повествовательного предложения.

  1. Место повествовательных предложений в системе синтаксиса
  2. Характеристики повествовательных предложений
  3. Интонационная окрашенность
  4. Состав повествовательного предложения
  5. Строение грамматической основы
  6. Распространённость и нераспространённость
  7. Осложнённое повествовательное предложение
  8. Полные и неполные повествовательные предложения

Место повествовательных предложений в системе синтаксиса

Предложение – синтаксическая единица, содержащая одно или несколько слов и выражающая законченную мысль. Мысль эта представляет собой повествование, вопрос или побуждение, в соответствии с чем предложения подразделяются на типы по цели высказывания .

Тип предложенияХарактеристикаПримеры
Повествовательное (декларативное)утвердительноеСодержит информацию утвердительного характера.Птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту.
отрицательноеСодержит отрицание факта, события, действия.Товар не привезли со склада.
Вопросительноесобственно вопросительноеЗаключает в себе вопрос, предполагающий необходимость ответа.Чья собака бегает по улице?
вопросительно-утвердительноеЗапрашивает подтверждения информации.Вы ведь в августе собираетесь на курорт?
вопросительно-отрицательноеСодержит заведомое отрицание того, о чём задан вопрос.Что он может понимать в музыке, не имея слуха?
вопросительно-побудительноеПредставляет собой выраженное в форме вопроса побуждение.Вы не передадите мне соль?
вопросительно-риторическоеНе требует ответа, поскольку он содержится в самом вопросе.Какой толк спать перед работающим телевизором?
ПобудительноеВыражает побуждение, оформленное в виде приказа, требования, рекомендации, просьбы, мольбы.Возьмите сухие дрожжи и разведите тёплой водой.

Высказывания побудительного характера завершаются на письме точкой, многоточием или восклицательным знаком.

Характеристики повествовательных предложений

Представленные в таблице типы синтаксических конструкций характеризуются по:

  • интонации;
  • составу;
  • строению грамматической основы;
  • наличию второстепенных членов;
  • наличию элементов, требующих постановки разделительных и выделительных знаков;
  • целостности высказывания.

Для повествовательных конструкций эти характеристики выглядят следующим образом.

Интонационная окрашенность

Фраза, содержащая передаваемые сведения, высказывается ровным, спокойным тоном или повышенным – в зависимости от настроения и отношения говорящего. По интонации, таким образом, они подразделяются на:

  • невосклицательные ;
  • восклицательные .

На письме интонационная окрашенность передаётся завершающим пунктуационным знаком: невосклицательные заканчиваются точкой или многоточием, восклицательные – знаком препинания с тем же названием.

  • В городе и по области ожидаются осадки в виде снега. (невоскл.)
  • Сколько снегу нападало за ночь! (воскл.)

Состав повествовательного предложения

По составу синтаксические конструкции делятся на:

  1. простые , содержащие одну грамматическую основу;
  • Автобус подъехал к остановке и затормозил .
  1. сложные , в которых две, три и т. д. основы.
  • Посреди площади красовалась огромная лужа , и, отражаясь в ней, кособокие приземистые домики выглядели ещё неказистее .

В образовании сложных фраз с повествовательным значением отмечается одна особенность, которую требуется учитывать. При объединении в единое целое двух простых элементов, один из которых повествовательный, а второй вопросительный, общая конструкция принимает повествовательный характер, как в следующем примере:

  • В заключение экскурсанты поинтересовались , по чьему проекту строилось здание храма.

В составе сложной фразы две части. Первая повествует о действиях преподавателя. Вторая, будучи взята в отдельности, представляет собой вопрос:

  • По чьему проекту строилось здание храма?

Целиком конструкция становится повествованием, поскольку вопрос задан не от лица говорящего. Повествующий сообщает лишь о том, как и кто его задавал.

Строение грамматической основы

Грамматическая основа состоит из:

  1. подлежащего и сказуемого;
  • За поворотом дороги показалось озеро .
  1. только подлежащего;
  • Глухой, непроходимый лес .
  1. только сказуемого.
  • На улице постепенно темнеет .

При этом количество однородных главных членов в составе одной основы ограничивается только здравым смыслом говорящего.

В зависимости от состава основы предложения бывают:

Повествование передаётся каждым из перечисленных типов.

  • Зимний вечер . – Назывное (именует то, о чём идёт речь).
  • Пойду в субботу в театр. – Определённо-личное (действующее лицо угадывается по форме сказуемого).
  • В библиотеку прислали новые книги. – Неопределённо-личное (кто-то действует, но кто – не ясно).
  • Эти таблетки водой не запивают . – Обобщённо-личное (утверждение справедливо для каждого субъекта).
  • Весь день метёт . – Безличное (происходит само по себе, никто не совершает).

Распространённость и нераспространённость

По наличию или отсутствию второстепенных членов определяется распространённость или нераспространённость высказывания.

Фраза, состоящая только из грамматической основы, называется нераспространённой . Частицы и междометия, не несущие синтаксической нагрузки, высказываний не распространяют.

  • Ну, поехали .
  • Река замёрзла .

При добавлении дополнений, определений и обстоятельств фраза становится распространённой, то есть занимает большее пространство как по размеру, так и в смысловом отношении.

  • Лес зашумел . (Нераспр.)
  • Хвойный лес встревоженно зашумел под порывами ветра. (Распр.)

Осложнённое повествовательное предложение

О простом предложении, в структуре которого есть элементы, требующие простановки знаков препинания, говорят, что оно осложнено. Простое повествовательное предложение осложняют:

  1. обращение. Более характерно для вопросительных и побудительных конструкций, но встречается и в повествовательных;
  • Мама , телеграмму принесли.
  1. однородные члены, главные и второстепенные, с обобщающим словом и без него;
  • Бабушка и внучка высаживали на клумбу цветы : высокие мальвы , пылающие алые маки , скромные ноготки . – Однородные подлежащие бабушка, внучка и однородные дополнения мальвы, маки, ноготки с обобщающим словом цветы.
  1. обособленные члены;
  • Туристы, уставшие от долгого пути , разбили лагерь на берегу реки. – Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
  1. уточнения;
  • Вечером, часов в восемь , в дверь нетерпеливо позвонили. – Обособленное уточняющее обстоятельство.
  1. вводные и вставные элементы;
  • В лесу, говорят , малина поспела. – вводное слово;
  • Погода, по сообщениям синоптиков , к концу недели переменится. – вводное предложение;
  • Собачка ( ох уж эти карманные собачки – непременный атрибут модных светских дам ) с выражением превосходства поглядывала на окружающих из-за расстёгнутого воротника норковой шубки своей хозяйки. – вставная конструкция.
  1. междометия.
  • Ах , как торжественно выглядит заснеженный лес под лучами зимнего солнца!

Что касается прямой речи , то среди языковедов не сложилось окончательного мнения о её статусе. Высказывания с прямой речью относят то к осложнённым, то к сложным или вообще выделяют в отдельную разновидность.

Полные и неполные повествовательные предложения

Характерные для разговорной речи неполные предложения , смысл которых не определяется вне речевого или ситуативного контекста, обнаруживаются и среди повествовательных. Стоящим на остановке в ожидании трамвая людям для понимания того, что желанный транспорт показался, достаточно услышать возглас: Идёт!

В высказывании содержится основная информация, остальная дополняется ситуацией. Оно остаётся повествовательным по цели высказывания. То же высказывание вне обстановки неинформативно и не представляет собой законченной фразы.

Повествовательные предложения не предполагают ограничений в принадлежности к любым из обозначенных выше типов синтаксических конструкций. Представляя собой самый употребительный вид по цели высказывания, они составляют большинство и почти в каждом из этих типов, исключая, пожалуй, только осложнённые обращениями.

Повествовательное предложение

  • Что такое повествовательное предложение
  • Восклицательные повествовательные предложения и невосклицательные
  • Строение и виды повествовательных предложений

Что такое повествовательное предложение

Каждый день люди общаются между собой, делятся новостями, рассказывают истории, размышляют о вечном. Происходит это не только в бытовой (устной) речи, но и в письменной: чтение информационных статей, журналов, газет, книг.

Текст состоит из связанных между собой предложений: повествовательных, вопросительных и побудительных. Наибольший объем текста, а порой и весь занимают повествовательные предложения. Целью высказывания последних является сообщение о произошедших, происходящих или будущих событиях.

Стихи, рассказы, новеллы, романы, повести не обходятся без повествовательных предложений. Пример:

Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки глаза у него разбежалися, и не знает он, на что смотреть и кого слушать. (С.Аксаков)

Повествовательные предложения знакомят потенциальных читателей, зрителей с содержанием книг, фильмов, сериалов.

В сказке «Заячьи лапы» Паустовского рассказывается о том, как пожилой мужчина с внуком выходили обгорелого на пожаре зайца, который вывел деда из огня.

Повествовательные предложения помогают философам, научным деятелям высказать свою концепцию, размышления, познакомить с новыми открытиями. Пример:

Мудрость можно использовать в любых ситуациях, она ничего не тратит. Она — воплощение света. (Лао-Цзы)

Восклицательные повествовательные предложения и невосклицательные

Какие есть способы передачи информации в предложении? Все зависит от вкладываемых эмоций, чувств, переживаний. Если мысль высказывается

  • спокойным тоном, то предложение называется невосклицательным;
  • с сильной эмоциональной окраской: радость, восторг, возмущение, злость, отчаяние, то предложение — восклицательное.

Береги честь смолоду. (невосклицательное предложение)

То-то радость и веселье,

То-то детям воля! (восклицательное предложение)

Строение и виды повествовательных предложений

По грамматическому строению повествовательные предложения делят

  • на односоставные (неполные);
  • на двусоставные (полные);
  • простые;
  • сложные;
  • распространенные;
  • нераспространенные.
  1. Приятно пахнет черемухой.

Подлежащего нет, пахнет — сказуемое, односоставное повествовательное предложение.

  1. Приятно пахнет черемуха.

Черемуха — подлежащее, пахнет — сказуемое, двусоставное повествовательное предложение.

Обращение не является подлежащим!

Папочка, ты обещал купить мне машинку!

Осень. Слякоть. Грязь.

Кирилла Петрович подумал, что она сошла с ума, и глядел на нее с изумлением.

Как взмолится золотая рыбка!

  1. Простые предложения имеют только одну грамматическую основу.

Странная мысль промелькнула в сознании.

Мысль промелькнула — одна основа.

Он читал и перечитывал этот небольшой текст в течение целого года.

Он читал и перечитывал — основа предложения с однородными сказуемыми.

  1. Сложные предложения имеют две и более грамматических основ.

Полил сильный дождь, и мы никуда не пошли.

Дождь полил, мы не пошли — две основы.

Николай ногой качал — три основы в предложении.

  1. Повествовательные предложение, в состав которых кроме грамматической основы входят второстепенные члены, называются распространенными. Пример:

Вмиг набежали серые тучи.

Вмиг, серые — второстепенные члены.

  1. Нераспространенные предложения редко встречаются в литературе. Они очень конкретны, в них отсутствуют слова поясняющие действия или описывающие подлежащее. В этих повествовательных предложениях есть только подлежащее или/и сказуемое.

Какие бывают предложения по цели высказывания

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В этой статье мы подробно расскажем, как делятся все предложения (что это?) в русском языке в зависимости от цели высказывания.

Эту тему каждый из нас подробно изучал в школе, причем еще в начальных классах. Естественно, у многих что-то могло и подзабыться со временем. Ну а мы поможем освежить вашу память.

Плюс, эта статья будет крайне полезна тем, у кого дети только пошли в школу.

Виды предложений по цели высказывания

Итак, предложений в русском языке огромное количество, которое стремится к бесконечности. Это факт, с которым вряд ли кто-то будет спорить.

И у всех предложений есть одна цель – донести какую-то информацию до читателей (если мы говорим о письменной речи) или собеседников (в случае устной речи).

И по виду цели все предложения в русском языке можно разделить на три больших категории:

    Повествовательное предложение – то, которое призвано донести какую-то информацию просто как констатацию факта.

На улице не погуляешь, потому что идет дождь.
Мама обещала поехать на выходных в магазин.
Пете задали много уроков.

Вопросительные предложения – те, в которых присутствует вопрос. Они призваны не донести информацию, а наоборот, узнать ее у собеседника.

Ты сделал домашнюю работу?
Если будет солнце, поедешь в выходные на дачу?
Что сказал начальник, когда застал тебя не за работой?

Побудительные предложения – те, которые или мотивируют на какое-то действие, или пробуждают сильную эмоцию. Это может быть приказ, просьба, восклицание и так далее.

Вова, не отвлекай весь класс своей болтовней!
Иванов, срочно зайдите ко мне!
Господи, как же сегодня красиво на небе!

Как несложно заметить, у всех категорий предложений свои знаки на конце.

В повествовательных это просто «точка». В вопросительных – «вопросительный знак», а в побудительных – «восклицательный знак». Это касается письменной речи. А в устной мы просто выделяем нужные слова интонационно.

Важно! Иногда школьники путают и говорят вместо «побудительных предложений» — «восклицательные». Логику (что это?) понять можно, они ориентируются на знак в конце. Но в плане терминологии это неверно.

Теперь давайте чуть подробнее разберем каждую из категорий предложений.

Повествовательные предложения

В повествовательных предложениях идет передача информации. Это может быть как утверждение какого-то факта, так и его отрицание.

Завтра будет теплая погода
Завтра не будет теплой погоды

В устной речи повествовательные предложения звучат спокойно и ровно. А говорящий просто повышает голос на одном из членов предложения, которое является главным, и понижает его ближе к точке.

Вопросительные

В вопросительных предложениях всегда присутствует вопрос. А на конце него ставится или «знак вопроса» (что чаще всего), или «вопросительный и восклицательный» знаки одновременно.

Ты обещаешь сделать это к сегодняшнему вечеру?
Да сколько это может продолжаться?!

Интонационно в вопросительных предложениях голос повышается на том слове, которое является главным в вопросе.

Причем в одном и том же предложении может быть несколько таких слов. И в зависимости от ударения меняется и сам вопрос.

Ты уже СДЕЛАЛ домашнее задание по математике?
ТЫ уже сделал домашнее задание по математике?
Ты уже сделал домашнее задание ПО МАТЕМАТИКЕ?

Также вопросительные предложения могут как содержать конкретное вопросительное слово, так и обходиться без него.

Куда ты собрался идти?
Ты пойдешь с нами?

Побудительные

Это предложения, которые содержат приказ, просьбу, совет или призыв. Другими словами, побуждают человека что-то сделать.

Не суй пальцы в розетку! (приказ)
Берегите природу! (призыв)
Передайте мне соль, пожалуйста. (просьба)
Поучи еще чуть-чуть. (совет)

Как видно из этих примеров, побудительные предложения не всегда заканчиваются восклицательным знаком. Иногда у них в конце ставится просто точка.

В устной речи такие предложения распознать весьма просто. Они, как правило, произносятся более повышенным голосом.

Интонация предложений

Часто, когда школьников просят дать характеристику предложению, то нужно не только указать его значение по цели, но также эмоциональную характеристику.

Но тут все весьма просто. Категорий всего две:

  1. Восклицательные предложения;
  2. Невосклицательные предложения.

Отличить их также несложно. Невосклицательное предложение – это простая констатация факта. Оно произносится спокойно, без особых эмоций.

Наступила ночь, за окном засияли звезды.
Мама приготовила очень вкусный суп.

Восклицательные предложения наполнены эмоциями, они выражают чувства тех, кто пишет или говорит. И чаще всего это связано с восхищением, хотя и не обязательно.

Ты посмотри, какие яркие на небе звезды.
Мама, суп очень вкусный.

Вот и все, что нужно знать по этой теме.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Чтоб правильно определить цель предложения важно чтоб тот, кто его высказывает сам имел четкое представление зачем он это говорит.

Вы знаете, я никогда в школе не учил русский язык, все понимал интуитивно. Но как только увидел заголовок здесь, так сразу в памяти выскочило: «Повествовательные, вопросительные и восклицательные».

А также — образ классной руководительницы и по совместительству препода по русскому, которая даже в пятом классе обращалась к ученикам на Вы. Вот уж вдолбила, так вдолбила!

Обособленное обстоятельство – определение, пунктуация, примеры предложений

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

В за­да­нии 16 от уча­щих­ся требуется уме­ние видеть обособ­лен­ные и не­обособ­лен­ные второстепенные члены пред­ло­же­ния и рас­став­лять запятые в пред­ло­же­ни­ях с обособлением. При том, что обособ­лять­ся могут все вто­ро­сте­пен­ные члены, в дан­ное задание вклю­че­ны лишь слу­чаи обособления/необособления опре­де­ле­ний и обстоятельств . Таким образом, в задании могут встречаться сочетания двух видов обособленных членов, и расстановка знаков препинания будет зависеть от особенностей обособления определений (см. пункт 16.1) и обстоятельств (см. пункт 16.2)

16.1 Обособленные определения. Основные понятия.

Обособленные определения — это вы­де­лен­ные по смыс­лу при по­мо­щи ин­то­на­ции и за­пя­тых определения.

Следовательно, необособленные — не выделенные запятыми и интонацией .

Вы­ра­жа­ют­ся как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения чаще всего* полными фор­ма­ми при­ла­га­тель­ных или причастий . Это согласованные определения , то есть оно со­гла­су­ет­ся в роде, числе и па­де­же со своим глав­ным сло­вом (= ГС). Как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения обозначают при­знак предмета (главного слова).

* Обратите внимание : случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.

Если у опре­де­ле­ния нет зависимых слов, то это одиночное определение .

Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при опре­де­ле­нии есть за­ви­си­мые слова, его на­зы­ва­ют распространённым . Самый яркий при­мер распространённого определения— при­част­ный обо­рот (=|ПО|) .

Пример 1. Машина (какая?) (ГС) «скорой помощи» , |стоящая поперёк мостовой |, успе­ла при­влечь зевак. Определение к слову «машина» выражено причастием «стоящая»; от него мы задаём вопрос где? — к «поперёк мостовой». И причастие, и зависимые от него слова включаются в причастный оборот.

Пример 2. Точно так же бы­ва­ют обо­ро­ты при имени прилагательном: На стек­ле (ГС) каком?, |се­реб­ря­ном от инея| , мороз на­ри­со­вал узоры. От при­ла­га­тель­но­го «серебряном» ста­вит­ся во­прос от чего ? к «от инея», следовательно, при­ла­га­тель­ное и за­ви­си­мое слово со­став­ля­ют определительный оборот(=|ОО|).

И причастный, и опре­де­ли­тель­ный обо­рот яв­ля­ют­ся одним чле­ном предложения — определением.

Если опре­де­ле­ний несколько, то они могут быть однородными , если они от­но­сят­ся к од­но­му члену пред­ло­же­ния и между ними есть (или можно вста­вить) союз И или есть запятые;

и неоднородными , если от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам пред­ло­же­ния и между ними нет или нель­зя вста­вить союз И или нет запятых.

Приведём при­ме­ры распространённых од­но­род­ных определений, вы­ра­жен­ных при­част­ны­ми оборотами:

Пример 3: Мальчишка , |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой| , оказался сыном нашего соседа.

К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова

Схема: ГС +(ПО и ПО) .

Как видите, между двумя од­но­род­ны­ми ПО за­пя­тая не ставится, по об­ще­му пра­ви­лу упо­треб­ле­ния за­пя­тых при од­но­род­ных членах, соединённых оди­ноч­ным со­ю­зом И.

Пример 4: В сле­ду­ю­щем при­ме­ре распространённые определения не яв­ля­ют­ся однородными, так как от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам предложения:

Мальчишка , |катавшийся на санках| ,(1) и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим — сосед.

Схема: ГС+ПО , И ПО+ГС . Если вы­бро­сить оба оборота, пред­ло­же­ние не сломается: Маль­чиш­ка и сосед ока­за­лись папой и сыном. За­пя­тая под но­ме­ром 1, таким образом, нужна не для од­но­род­ных определений, а для гра­ни­цы пер­во­го при­част­но­го оборота.

16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособ­ле­ния определений

Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка , |катавшийся на санках| , и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном.

Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?

Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.

Причастный (определительный) обо­рот всегда обособляется, если стоит после глав­но­го слова.

Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.

Пример 5: Человек, |не пом­ня­щий прошлого| , ли­ша­ет себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.

Пример 6: Были слыш­ны звуки, |похожие на стоны деревьев| .Схема: ГС+ОО.

Обособился определительный обо­рот, стоящий после после глав­но­го слова

Меняем ме­ста­ми ПО и ГС в приведённых предложениях:

Пример 7. |Не пом­ня­щий прошлого| человек ли­ша­ет себя будущего. Обособ­ле­ния нет, так как схема иная: ПО+ГС

Пример 8. Были слыш­ны |похожие на стоны деревьев| звуки.Обособления нет. Схема: ОО+ГС

Обратите внимание: Нет такого правила: при­част­ный обо­рот вы­де­ля­ет­ся запятыми . Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.

16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособ­ле­ния определений

Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.

1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед опре­де­ля­е­мым словом , если опре­де­ле­ние имеет зна­че­ние при­чи­ны или уступки .

Пример 9: |Измученная мно­го­днев­ной засухой| , земля жадно уто­ля­ла жажду. (Почему земля утоляла жажду? Потому, что была из­му­че­на засухой.) Схема: ПО+ГС.

Пример 10: | Украшенная блестящими шарами |, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.

Пример 11: Выросший в нищете и голоде , Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.

Если зна­че­ния причины нет, то обо­рот по об­ще­му пра­ви­лу не выделяется.

|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день ока­зал­ся заселенным. (Нет причины, нель­зя утверждать, что его за­се­ли­ли потому, что он ока­зал­ся повешенным. Обособ­ле­ния нет, действует базовое правило.)

2.Обособление про­ис­хо­дит всегда, если опре­де­ле­ние от­но­сит­ся к лич­но­му местоимению.

Схема: ПО+(ГС=ЛМ). , где ЛМ личное местоимение.

Пример 12 |Увлечённый разговором| , он прислушался.

Пример 13 Разгорячённый и взволнованный , он вбе­жал в комнату.

Пример 14 Обогащенный новыми понятиями и чувствами , он принялся перечитывать опять свои книги.

Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:

Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой — главное слово-личное местоимение.

Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.

Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.

3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых со­ю­зом и (или без него, с запятой), стоящие после глав­но­го слова.

Схема: ГС+Определение + И+ Определение.

Пример 16 Мартовская ночь, об­лач­ная и туманная , оку­та­ла землю.

Пример 17 Весенний дух, весёлый и беспутный , ходил повсюду.

Обращаем вни­ма­ние на то, что в за­да­ни­ях очень часто встре­ча­ют­ся предложения с двумя−тремя при­част­ны­ми (определительными) оборотами, что услож­ня­ет процесс вы­де­ле­ния их границ. При этом может получиться, что обо­ро­ты либо по­сле­до­ва­тель­но идут друг за другом, либо встра­и­ва­ют­ся один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.

Приведём при­ме­ры разбора наи­бо­лее трудных пред­ло­же­ний с обособ­лен­ны­ми и не­обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми

ПРИМЕР 1. Из­да­ли он уви­дел дом, |не­по­хо­жий на дру­гие| , |по­стро­ен­ный каким-то ита­льян­ским ар­хи­тек­то­ром| .

ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшим­ся после не­дав­ней бури бес­край­ним морем воз­вы­ша­лось небо, уни­зан­ное ярко мер­цав­ши­ми звёздами.

16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия

Обособленные об­сто­я­тель­ства — это оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты . Де­е­при­ча­стие — осо­бая форма глагола, от­ве­ча­ет на во­про­сы что делая? и что сделав?, от­но­сит­ся всегда к гла­го­лу и обо­зна­ча­ет добавочное дей­ствие по от­но­ше­нию к основному. Например, в пред­ло­же­нии Сде­лав боль­шой круг по га­зет­но­му пе­ре­ул­ку в Кис­лов­ке , Левин опять вер­нул­ся в го­сти­ни­цу и, по­ло­жив перед собой часы , сел, ожи­дая две­на­дца­ти. вы­де­лен­ные слова — деепричастия, подчёркнуты как об­сто­я­тель­ства вместе с за­ви­си­мы­ми от них словами, то есть де­е­при­част­ны­ми оборотами (=ДО)

16.2.1 Основное пра­ви­ло обособления де­е­при­ча­стий и де­е­при­част­ных оборотов.

В от­ли­чие от при­ча­стий и при­част­ных оборотов, оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты вы­де­ля­ют­ся запятыми всегда, не­за­ви­си­мо от места их расположения .

Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.

16.2.2 Особые случаи. По­ста­нов­ка запятых при не­сколь­ких сказуемых или не­сколь­ких оборотах (одиночных деепричастиях).

Сложность за­да­ний состоит за­ча­стую в том, что в пред­ло­же­нии могут быть раз­лич­ные комбинации со­че­та­ний обособленных об­сто­я­тельств и сказуемых. Например, при одном ска­зу­е­мом могут быть два (и более) ДО или оди­ноч­ных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каж­до­му свой (свои) ДО. Рас­смот­рим эти ва­ри­ан­ты подробнее.

1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.

Пример 1. В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и, осторожно стрях­нув его со­дер­жи­мое в руку , завернул тол­стую неуклюжую цигарку.

В пред­ло­же­нии два од­но­род­ных сказуемых, ДО от­но­сит­ся к ска­зу­е­мо­му «завернул». Де­е­при­част­ный оборот, на­хо­дя­щий­ся после союза И, от­де­ля­ет­ся от него за­пя­той (союзы не вклю­ча­ют­ся в де­е­при­част­ный оборот). Заметим, что ДО легко ис­клю­ча­ет­ся из предложения, если гра­ни­цы оборота вы­де­ле­ны верно, то пред­ло­же­ние не сломается: В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и завернул тол­стую неуклюжую цигарку.

2. Если к од­но­му сказуемому от­но­сит­ся несколько ДО , то есть при со­че­та­нии деепричастных оборотов, знаки пре­пи­на­ния между ними рас­став­ля­ют­ся так же, как и при од­но­род­ных членах предложения:

Пример 2. Он пошел , пошатываясь и все под­дер­жи­вая голову ла­до­нью левой руки , а правой тихо дер­гая свой бурый ус . В пред­ло­же­нии три од­но­род­ных обособленых обстоятельства, от­но­ся­щих­ся к одному сказуемому, за­пя­тые перед И и перед А стоят/не стоят по пра­ви­лу однородных членов.

3. Де­е­при­част­ные обороты, от­но­ся­щи­е­ся к разным глаголам-сказуемым, вы­де­ля­ют­ся по отдельности:

Пример 3. Сергей, постояв еще минуту , мед­лен­но направился к груде угля и, аккуратно под­сте­лив полу шинели , сел на боль­шой кусок антрацита. Ска­зу­е­мых два, к каж­до­му относится свой де­е­при­част­ный оборот.

Если рядом сто­я­щие деепричастные обо­ро­ты относятся к раз­ным глаголам-сказуемым и союз и не вклю­ча­ет­ся в их состав, то каж­дый из них вы­де­ля­ет­ся отдельно:

Пример 4 Он стоял , прислонясь к груде ци­би­ков чая , и, бесцельно по­гля­ды­вая вокруг себя , барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте. Извлечём ДО, чтобы убе­дить­ся в вер­ной постановке зна­ков препинания. Он стоял и барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте.

Обособленные члены предложения

  • Обособление причастных и деепричастных оборотов
  • Обособление определений
  • Обособление приложений
  • Обособление дополнений

Второстепенные члены, выделяющиеся в структуре предложения по смыслу и интонации, называются обособленными и обозначаются на письме с помощью знаков препинания. Такое выделение называется обособлением и помогает лучше понять смысл и конструкцию предложения.

Обособленными могут быть все второстепенные члены предложения, выраженные специальными оборотами.

Обособление причастных и деепричастных оборотов

Причастия представляют собой особую форму глаголов, которые совмещают в себе глагольные и признаковые значения. Причастными оборотами называются сочетания слов, в которых в качестве главного члена выступает причастие. Причастные обороты чаще всего выступают в предложении в роли определений. Примеры:

Записанные в пожелтевшей тетради воспоминания словно ожили перед ее глазами. Друзья, прошедшие вместе через тяжкие испытания, становятся родными друг для друга. Посмотрев на покрытое морщинами лицо матери, Лиза тяжело вздохнула.

Причастные обороты, выступающие в роли определения и стоящие после определяемого существительного, обособляются. На письме данное обособление выражается расстановкой запятых. Если обособленный причастный оборот находится в середине предложения, то запятые ставятся с обеих сторон, а если оборот находится в конце предложения, то запятая ставится только перед ним:

Человек, стремящийся получить все, остается, как правило, ни с чем.

Внимание привлекал только свист, раздающийся откуда-то издалека.

Как выяснилось, символы, напечатанные на камне, представляют собой буквы.

Если же причастный оборот относится к личному местоимению, то он обосабливается независимо от положения:

Запутанный в мрачных и противоречивых мыслях, он ушел.

Она, так любившая прогулки и веселье, отказывалась встретиться с друзьями.

Деепричастия также являются глагольными формами, которые, в отличие от причастий, неизменяемы и более похожи на наречия. Деепричастные обороты показывают параллельное главному второстепенное действие или же признак действия. Примеры:

Получив согласие и одобрение родителей, он отправился в путь.

Уезжая в другую страну, Светлана всегда брала с собой пару книг для вечернего чтения.

Она промолчала, глубоко в душе надеясь, что все уладится.

Деепричастные обороты всегда выступают в предложениях в роли обособленных обстоятельств и выделяются запятыми.

Обособление определений

Кроме определений, выраженных причастными оборотами, обособляются и:

  • распространенные определения с прилагательными и зависимыми о них словами, стоящие после существительных: Она смотрела на маленькую девочку с глазами, полными любви и умиления.
  • два или более согласованных одиночных определений, стоящих после существительного, особенно если перед данным существительным уже стоит согласованное определение: Откуда-то вдали виднелся силуэт, мрачный, таинственный, пугающий. Каждый человек, старый, молодой, бедный, богатый, значим.
  • любые определения, отдаленные от определяемого существительного другими членами предложения: Сотрудник показал нам графики конкурирующих компаний, представляющие уровень продаж.
  • несогласованные определения, относящиеся к собственным именам или личным местоимениям: Перед глазами всплывал облик Ольги, с зелеными выразительными глазами и точеными чертами лица. Удивительно, что вы, с вашими блестящими умениями, не смогли выполнить задание.

Обособление приложений

Приложения представляют собой вид определений, выраженных существительными. В основном одиночные приложения не обособляются и соединяются к определяемому слову с помощью дефиса: Дед-сторож долго разглядывал посетителей и только потом пропустил их внутрь здания.

Но в некоторых случая приложения также обособляются если:

  • они относятся к личным местоимениям: Мы, учителя, должны в первую очередь понимать чувства и психологию детей.
  • они распространенные и относятся к нарицательному существительному: К ним подошел дворецкий, молчаливый седой мужчина лет пятидесяти.
  • они распространенные и относятся к собственному имени: Вскоре к нам присоединилась Надежда, подруга моей сестры.

В случаях, когда смысл обособленного приложения подчеркивается, он может выделяться с помощью тире.

Обособлению подлежат также некоторые приложения с союзом “как”, в частности в случаях, когда сочетание выражает значение причины. Пример:

Как уверенный в себе мастер, он не нуждался в постоянной похвале и восхищении, однако, такое холодное отношение все же оскорбляло его.

Обособление дополнений

Дополнения обособляются реже, чем определения, приложения и обстоятельства. Обособляются только те дополнения, которые соединяются к дополняемым словам с помощью предлогов кроме, помимо, исключая, включая и др., которые имеют значения включения, исключения и замещения: Весь месяц, за исключением выходных, Степа занимался математикой.

В речи обособленные предложения выделяются интонацией.

Обособленные обстоятельства. Примеры предложений

Обособленные обсто­я­тель­ства — это обсто­я­тель­ства, кото­рые выде­ля­ет­ся в пред­ло­же­нии по смыс­лу, инто­на­ци­он­но и с помо­щью пунктуации.

Прежде чем вести раз­го­вор, что такое обособ­лен­ные обсто­я­тель­ства и в каких слу­ча­ях они выде­ля­ют­ся в пись­мен­ной речи соглас­но пра­ви­лам пунк­ту­а­ции, вспом­ним, что такое обсто­я­тель­ство.

Что такое обособленное обстоятельство

Обстоятельства, как и дру­гие вто­ро­сте­пен­ные чле­ны, могут выде­лять­ся с помо­щью инто­на­ции, что при­да­ет им бо́льшую смыс­ло­вую нагруз­ку в предложении.

Катя шла по тро­пин­ке, напе­вая весе­лую песен­ку .

В этом пред­ло­же­нии ска­зу­е­мое пояс­ня­ет обсто­я­тель­ство обра­за дей­ствия, выра­жен­ное дее­при­част­ным обо­ро­том, кото­рый явля­ет­ся обособ­лен­ным чле­ном пред­ло­же­ния. Его смыс­ло­вое выде­ле­ние под­чер­ки­ва­ет­ся инто­на­ци­ей: голос перед ним повы­ша­ет­ся, затем идет пау­за, после кото­рой обособ­лен­ный обо­рот про­из­но­сит­ся с логи­че­ским уда­ре­ни­ем, при­су­щим обособ­лен­ным чле­нам предложения.

Определение

Виды обособленных обстоятельств

Обособленные обсто­я­тель­ства в зави­си­мо­сти от спо­со­бов выра­же­ния делят­ся на сле­ду­ю­щие виды:

  • дее­при­ча­стия и дее­при­част­ные обороты;
  • суще­стви­тель­ные в кос­вен­ных паде­жах с пред­ло­га­ми (предложно-именные конструкции);
  • срав­ни­тель­ные обороты.

Обособленные обсто­я­тель­ства обо­зна­ча­ют раз­лич­ные усло­вия про­те­ка­ния дей­ствия. Различают сле­ду­ю­щие виды обособ­лен­ных обстоятельств:

  • цели
  • при­чи­ны
  • вре­ме­ни
  • обра­за действия
  • уступ­ки и пр.

На какие вопросы отвечают?

В соот­вет­ствии со зна­че­ни­ем обособ­лен­ные обсто­я­тель­ства отве­ча­ют на вопросы:

  • как?
  • когда?
  • поче­му?
  • с какой целью?
  • вопре­ки чему?
  • несмот­ря на что?

Примеры

(Когда?) Проснувшись рано утром , ста­рик услы­шал , как по кры­ше бара­ба­нит дождь.

Утром он хму­ро при­вет­ство­вал меня, (поче­му?), рас­сер­див­шись нака­нуне из-за мое­го неуем­но­го любо­пыт­ства .

(Вопреки чему?) Несмотря на замо­роз­ки , крас­но­щё­кие ябло­ки кра­су­ют­ся на деревьях.

(Как?) Поднявшись на цыпоч­ки , она загля­ну­ла в окно избы.

В пред­ло­же­нии обособ­лен­ное обсто­я­тель­ство явля­ет­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния и под­чер­ки­ва­ет­ся такой же услов­ной лини­ей, как и любое обстоятельство.

Зашуршав в тра­ве , на лес­ную тро­пин­ку выбе­жал ежик.

Обособленное обстоятельство — деепричастие и деепричастный оборот

Знаки препинания

Рассмотрим основ­ные слу­чаи поста­нов­ки зна­ков пре­пи­на­ния в пред­ло­же­нии с дее­при­ча­сти­я­ми и дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми. Приведем при­ме­ры предложений.

Правило

1. Если обсто­я­тель­ство выра­же­но дее­при­ча­сти­ем или дее­при­част­ным обо­ро­том, то оно выде­ля­ет­ся запя­той в нача­ле и в кон­це пред­ло­же­ния и дву­мя запя­ты­ми — в его середине.

Качаясь, тихо шур­шит камыш в ноч­ной тишине.

С вет­ки бере­зы, зачи­ри­кав, взле­тел шуст­рый воробей.

Медленно спу­стив­шись, баг­ро­вое солн­це ушло за горизонт.

На том бере­гу мель­ка­ли огни, ярко вспы­хи­вая в про­све­тах меж­ду деревьями.

Ручей тихо жур­чит, про­би­ра­ясь меж­ду при­бреж­ны­ми зарос­ля­ми верб.

2. Однородные обсто­я­тель­ства (дее­при­ча­стия и дее­при­част­ные обо­ро­ты), соеди­нен­ные оди­ноч­ным сою­зом «и», выде­ля­ют­ся зна­ка­ми пре­пи­на­ния соглас­но обще­му правилу.

Помолчав и насу­пив­шись, Степан дал мате­ри ключ от подвала.

Она, отвер­нув­шись и сгор­бив­шись, ста­ла очень похо­жа на старушку.

Вздрогнув от сту­ка в дверь и открыв гла­за, он не сра­зу меня узнал.

Учитываем, что оди­ноч­ные дее­при­ча­стия, обыч­но сто­я­щие после ска­зу­е­мо­го и высту­па­ю­щие в роли обсто­я­тельств обра­за дей­ствия, явля­ют­ся близ­ки­ми по функ­ции к наре­чи­ям и не обособ­ля­ют­ся. Это же пунк­ту­а­ци­он­ное пра­ви­ло каса­ет­ся дее­при­част­ных обо­ро­тов, тес­но свя­зан­ных со сказуемым.

Он напра­вил­ся к две­ри _ не колеб­лясь (реши­тель­но).

Листва берез висит _ не шелох­нув­шись (непо­движ­но).

Яркие зар­ни­цы вспы­хи­ва­ли на потем­нев­шем небе _ не пере­ста­вая (друг за другом).

Наши сосе­ди жили ни с кем не знакомясь.

3. При поста­нов­ке зна­ков пре­пи­на­ния, учтем, что сочи­ни­тель­ные сою­зы не вхо­дят в состав обособ­лен­но­го обсто­я­тель­ства, выра­жен­но­го дее­при­ча­сти­ем или дее­при­част­ным оборотом.

И, рас­крыв ей свой сек­рет, он быст­ро ушел.

Но, поко­ле­бав­шись, девуш­ка рас­ска­за­ла сест­ре о сво­ей неудаче.

Исключение состав­ля­ет союз «а», кото­рый по смыс­лу выска­зы­ва­ния невоз­мож­но отде­лить от дее­при­част­но­го оборота.

Изучите тему, а выяс­нив её содер­жа­ние, при­сту­пай­те к кон­троль­ной работе.

Но если в пред­ло­же­нии име­ет­ся про­ти­во­по­став­ле­ние, то запя­тая ста­вит­ся перед и после сою­за «а».

Не выпол­няй­те сра­зу упраж­не­ние, а , про­чи­тав пра­ви­ло, толь­ко тогда при­сту­пай­те к нему.

Не выпол­няй­те сра­зу упраж­не­ние, а…только тогда при­сту­пай­те к нему.

4. Фразеологические обо­ро­ты с дее­при­ча­сти­я­ми, пред­став­ля­ю­щие собой нераз­ло­жи­мые лек­си­че­ские еди­ни­цы, не выде­ля­ют­ся запятыми.

Дети слу­ша­ли рас­сказ­чи­ка рас­крыв рот.

С само­го утра они рабо­та­ли засу­чив рукава.

Разве вы спе­ши­ли сюда сло­мя голову?

Отдыхать — это вовсе не зна­чит сидеть сло­жа руки.

5. Обстоятельства, выра­жен­ные дее­при­ча­сти­я­ми или дее­при­част­ны­ми обо­ро­та­ми, свя­зан­ные сою­зом «и» с дру­гим оди­ноч­ным обсто­я­тель­ством, явля­ют­ся одно­род­ны­ми чле­на­ми пред­ло­же­ния и не выде­ля­ют­ся зна­ка­ми препинания.

Дмитрий осто­рож­но и слег­ка пока­чи­ва­ясь пере­хо­дит к дру­го­му бор­ту корабля.

Она гово­рит тихо и наме­рен­но рас­тя­ги­вая сло­ва .

Обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом

Обстоятельства, выра­жен­ные суще­стви­тель­ны­ми с про­из­вод­ны­ми пред­ло­га­ми «невзи­рая на», «несмот­ря на», «вопре­ки» и непро­из­вод­ным пред­ло­гом «при» име­ют зна­че­ние уступ­ки. Их мож­но заме­нить при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ем уступ­ки с сою­зом «хотя». Эти вто­ро­сте­пен­ные чле­ны пред­ло­же­ния обя­за­тель­но обособ­ля­ют­ся запятыми.

Примеры предложений

Несмотря на высо­кие вол­ны, бар­кас уве­рен­но напра­вил­ся к ост­ров­ку. = Хотя на море под­ня­лись высо­кие вол­ны, бар­кас уве­рен­но напра­вил­ся к островку.

Невзирая на штор­мо­вое пре­ду­пре­жде­ние, мно­гие рыба­ки вышли в море.

Дождь ско­ро пере­стал, вопре­ки про­гно­зу синоп­ти­ков, и из-за свин­цо­вых туч выгля­ну­ло яркое солнце.

Эта жиз­не­ра­дост­ная жен­щи­на, при всей сво­ей без­за­бот­но­сти, пони­ма­ла без­вы­ход­ность сво­е­го положения.

Обстоятельства с пред­ло­га­ми «вслед­ствие», «бла­го­да­ря», «вви­ду», «во избе­жа­ние», «за неиме­ни­ем», «соглас­но», «в силу», «в свя­зи с», по при­чине», «по слу­чаю» и пр. обособ­ля­ют­ся факультативно.

Примеры

Луговые тра­вы, бла­го­да­ря обиль­ным дождям, необык­но­вен­ны сочны.

Иллюминатор, соглас­но бое­вой обста­нов­ке, был тща­тель­но заве­шен плот­ной тканью.

Рыбацкая уха, про­тив вся­ко­го ожи­да­ния, ока­за­лась нава­ри­стой и вкусной.

Эти предложно-именные кон­струк­ции могут обособ­лять­ся, если они доста­точ­но рас­про­стра­не­ны (суще­стви­тель­ные име­ют зави­си­мые сло­ва), име­ют зна­че­ние при­чи­ны или усло­вия и рас­по­ла­га­ют­ся меж­ду под­ле­жа­щим и сказуемым.

Сравним:

Ввиду непо­го­ды мы отло­жи­ли свой поход (вви­ду непо­го­ды = из-за непогоды).

Свой поход в лес за гри­ба­ми мы , вви­ду раз­гу­ляв­шей­ся непо­го­ды , отло­жи­ли на несколь­ко дней.

Обособленное обстоятельство — сравнительный оборот

В каче­стве обособ­лен­но­го обсто­я­тель­ства может высту­пать срав­ни­тель­ный обо­рот, выра­жен­ный суще­стви­тель­ным в падеж­ной фор­ме с сою­за­ми «подоб­но», «буд­то», «как», «слов­но» и пр.

Примеры

Подобно пти­це, она плав­но взмах­ну­ла руками.

Дед жил в лес­ной сто­рож­ке, буд­то ста­рый отшельник.

Дети в ярких кар­на­валь­ных костю­мах собра­лись, слов­но ска­зоч­ные суще­ства, у ново­год­ней елки.

Ссылка на основную публикацию