Повествовательное предложение
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 115.
Средняя оценка: 4.6
Всего получено оценок: 115.
В русском языке более простые единицы, такие, как слова и словосочетания, складываются в более сложные – предложения. И если у небольших единиц нет интонационной нагрузки, то у каждого предложения – собственная интонация. Они отличаются по тому, насколько сильно они выражают чувства, а также по цели высказывания – ученик узнает об этих особенностях в 3 классе на русском языке.
Повествовательное предложение: особенности и цели высказывания
Понять, что это за языковая единица, несложно уже по названию – она о чем-то повествует, рассказывает. Таким образом, повествовательные предложения в русском языке нужны для того, чтобы говорящий мог рассказать о каком-то факте, о своих чувствах и мыслях, описать природное явление и так далее. То есть повествовательным называется такое предложение, в котором содержится сообщение о чем-либо или о ком-либо.
В конце повествовательного предложения может стоять не только точка, но и восклицательный знак, ведь в данном случае между интонационной нагрузкой и целью высказывания нельзя поставить знак равенства.
Вот примеры повествовательных предложений.
Наступила яркая, бушующая весна – в данном предложении излагается факт, сообщается о наступлении нового времени года.
Хорошо на речке летом! – говорящий высказывает свой эмоциональный настрой, выражает радость и удовольствие. Благодаря восклицательному знаку изменяется интонация предложения.
Повествовательное предложение может быть как положительным, так и отрицательным: Мы пошли на каток. – Мы не пошли на каток.
Интонационные оттенки повествовательных предложений, их структура
В основном для таких синтаксических единиц характерен спокойный тон сообщения, который на письме отражается поставленной в конце предложения точкой. В некоторых случаях к сообщению добавляется эмоция, что на письме отражается постановкой восклицательного знака. Чувства, которые дополнительно передаются таким образом, могут быть самыми разными – это и гнев, и возмущение, и радость, и восторг. При этом одно и то же повествовательное предложение может быть произнесено с разной интонацией (что отражается и на письме) – два таких предложения будут нести одну и ту же информацию, но с разными интонационными оттенками.
Что касается структуры таких предложений, то они могут быть как нераспространенными, так и распространенными. Например, “Он стоял” – повествовательное нераспространенное предложение, которое с помощью подлежащего и сказуемого сообщает о каком-то факте.
В то же время предложение “Он стоял на высокой скале” сообщает о том же факте, но в более распространенной форме.
Как нераспространенные, так и распространенные предложения могут иметь один или два главных члена, это никак не влияет на цель их высказывания.
Например: “Начало светать” – односоставное повествовательное предложение, а “Солнце вставало из-за горизонта” – двусоставное. При этом они рассказывают об одном и том же природном явлении.
Что мы узнали?
Согласно определению, повествовательное предложение рассказывает о каких-то фактах и явлениях, а также чувствах и мыслях говорящего, то есть цель этого высказывания заключается в том, чтобы о чем-то рассказать. При этом по интонации такое предложение не обязательно будет невосклицательным – к сообщению, которое в нем содержится, может добавляться эмоциональная окраска – и тогда оно становится восклицательным. Таким образом, на письме в конце повествовательного предложения можно ставить как точку, так и восклицательный знак. По структуре они могут быть нераспространенными и распространенными, иметь один или два главных члена.
Повествовательное предложение
Повествовательное предложение, как следует из его названия, должно повествовать, то есть сообщать информацию. Передача информации – первичная функция языка, соответственно, этот тип предложений в нём максимально востребован. С ним человек ежедневно сталкивается в бытовой речи, в сообщениях средств массовой информации, в письменных объявлениях, рекламе и пр.
- Опять дождь пошёл.
- Следующая станция – Садовая.
- На прошлой неделе силами жителей благоустроены газоны и клумбы во дворе.
- Продаётся бывшая в употреблении детская коляска.
Каждое из приведённых высказываний сообщает читателю (или слушателю) определённый объём сведений, то есть представляет собой пример повествовательного предложения.
- Место повествовательных предложений в системе синтаксиса
- Характеристики повествовательных предложений
- Интонационная окрашенность
- Состав повествовательного предложения
- Строение грамматической основы
- Распространённость и нераспространённость
- Осложнённое повествовательное предложение
- Полные и неполные повествовательные предложения
Место повествовательных предложений в системе синтаксиса
Предложение – синтаксическая единица, содержащая одно или несколько слов и выражающая законченную мысль. Мысль эта представляет собой повествование, вопрос или побуждение, в соответствии с чем предложения подразделяются на типы по цели высказывания .
Тип предложения | Характеристика | Примеры | |
Повествовательное (декларативное) | утвердительное | Содержит информацию утвердительного характера. | Птицы собираются в стаи и готовятся к отлёту. |
отрицательное | Содержит отрицание факта, события, действия. | Товар не привезли со склада. | |
Вопросительное | собственно вопросительное | Заключает в себе вопрос, предполагающий необходимость ответа. | Чья собака бегает по улице? |
вопросительно-утвердительное | Запрашивает подтверждения информации. | Вы ведь в августе собираетесь на курорт? | |
вопросительно-отрицательное | Содержит заведомое отрицание того, о чём задан вопрос. | Что он может понимать в музыке, не имея слуха? | |
вопросительно-побудительное | Представляет собой выраженное в форме вопроса побуждение. | Вы не передадите мне соль? | |
вопросительно-риторическое | Не требует ответа, поскольку он содержится в самом вопросе. | Какой толк спать перед работающим телевизором? | |
Побудительное | Выражает побуждение, оформленное в виде приказа, требования, рекомендации, просьбы, мольбы. | Возьмите сухие дрожжи и разведите тёплой водой. |
Высказывания побудительного характера завершаются на письме точкой, многоточием или восклицательным знаком.
Характеристики повествовательных предложений
Представленные в таблице типы синтаксических конструкций характеризуются по:
- интонации;
- составу;
- строению грамматической основы;
- наличию второстепенных членов;
- наличию элементов, требующих постановки разделительных и выделительных знаков;
- целостности высказывания.
Для повествовательных конструкций эти характеристики выглядят следующим образом.
Интонационная окрашенность
Фраза, содержащая передаваемые сведения, высказывается ровным, спокойным тоном или повышенным – в зависимости от настроения и отношения говорящего. По интонации, таким образом, они подразделяются на:
- невосклицательные ;
- восклицательные .
На письме интонационная окрашенность передаётся завершающим пунктуационным знаком: невосклицательные заканчиваются точкой или многоточием, восклицательные – знаком препинания с тем же названием.
- В городе и по области ожидаются осадки в виде снега. (невоскл.)
- Сколько снегу нападало за ночь! (воскл.)
Состав повествовательного предложения
По составу синтаксические конструкции делятся на:
- простые , содержащие одну грамматическую основу;
- Автобус подъехал к остановке и затормозил .
- сложные , в которых две, три и т. д. основы.
- Посреди площади красовалась огромная лужа , и, отражаясь в ней, кособокие приземистые домики выглядели ещё неказистее .
В образовании сложных фраз с повествовательным значением отмечается одна особенность, которую требуется учитывать. При объединении в единое целое двух простых элементов, один из которых повествовательный, а второй вопросительный, общая конструкция принимает повествовательный характер, как в следующем примере:
- В заключение экскурсанты поинтересовались , по чьему проекту строилось здание храма.
В составе сложной фразы две части. Первая повествует о действиях преподавателя. Вторая, будучи взята в отдельности, представляет собой вопрос:
- По чьему проекту строилось здание храма?
Целиком конструкция становится повествованием, поскольку вопрос задан не от лица говорящего. Повествующий сообщает лишь о том, как и кто его задавал.
Строение грамматической основы
Грамматическая основа состоит из:
- подлежащего и сказуемого;
- За поворотом дороги показалось озеро .
- только подлежащего;
- Глухой, непроходимый лес .
- только сказуемого.
- На улице постепенно темнеет .
При этом количество однородных главных членов в составе одной основы ограничивается только здравым смыслом говорящего.
В зависимости от состава основы предложения бывают:
Повествование передаётся каждым из перечисленных типов.
- Зимний вечер . – Назывное (именует то, о чём идёт речь).
- Пойду в субботу в театр. – Определённо-личное (действующее лицо угадывается по форме сказуемого).
- В библиотеку прислали новые книги. – Неопределённо-личное (кто-то действует, но кто – не ясно).
- Эти таблетки водой не запивают . – Обобщённо-личное (утверждение справедливо для каждого субъекта).
- Весь день метёт . – Безличное (происходит само по себе, никто не совершает).
Распространённость и нераспространённость
По наличию или отсутствию второстепенных членов определяется распространённость или нераспространённость высказывания.
Фраза, состоящая только из грамматической основы, называется нераспространённой . Частицы и междометия, не несущие синтаксической нагрузки, высказываний не распространяют.
- Ну, поехали .
- Река замёрзла .
При добавлении дополнений, определений и обстоятельств фраза становится распространённой, то есть занимает большее пространство как по размеру, так и в смысловом отношении.
- Лес зашумел . (Нераспр.)
- Хвойный лес встревоженно зашумел под порывами ветра. (Распр.)
Осложнённое повествовательное предложение
О простом предложении, в структуре которого есть элементы, требующие простановки знаков препинания, говорят, что оно осложнено. Простое повествовательное предложение осложняют:
- обращение. Более характерно для вопросительных и побудительных конструкций, но встречается и в повествовательных;
- Мама , телеграмму принесли.
- однородные члены, главные и второстепенные, с обобщающим словом и без него;
- Бабушка и внучка высаживали на клумбу цветы : высокие мальвы , пылающие алые маки , скромные ноготки . – Однородные подлежащие бабушка, внучка и однородные дополнения мальвы, маки, ноготки с обобщающим словом цветы.
- обособленные члены;
- Туристы, уставшие от долгого пути , разбили лагерь на берегу реки. – Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.
- уточнения;
- Вечером, часов в восемь , в дверь нетерпеливо позвонили. – Обособленное уточняющее обстоятельство.
- вводные и вставные элементы;
- В лесу, говорят , малина поспела. – вводное слово;
- Погода, по сообщениям синоптиков , к концу недели переменится. – вводное предложение;
- Собачка ( ох уж эти карманные собачки – непременный атрибут модных светских дам ) с выражением превосходства поглядывала на окружающих из-за расстёгнутого воротника норковой шубки своей хозяйки. – вставная конструкция.
- междометия.
- Ах , как торжественно выглядит заснеженный лес под лучами зимнего солнца!
Что касается прямой речи , то среди языковедов не сложилось окончательного мнения о её статусе. Высказывания с прямой речью относят то к осложнённым, то к сложным или вообще выделяют в отдельную разновидность.
Полные и неполные повествовательные предложения
Характерные для разговорной речи неполные предложения , смысл которых не определяется вне речевого или ситуативного контекста, обнаруживаются и среди повествовательных. Стоящим на остановке в ожидании трамвая людям для понимания того, что желанный транспорт показался, достаточно услышать возглас: Идёт!
В высказывании содержится основная информация, остальная дополняется ситуацией. Оно остаётся повествовательным по цели высказывания. То же высказывание вне обстановки неинформативно и не представляет собой законченной фразы.
Повествовательные предложения не предполагают ограничений в принадлежности к любым из обозначенных выше типов синтаксических конструкций. Представляя собой самый употребительный вид по цели высказывания, они составляют большинство и почти в каждом из этих типов, исключая, пожалуй, только осложнённые обращениями.
Повествовательное предложение
- Что такое повествовательное предложение
- Восклицательные повествовательные предложения и невосклицательные
- Строение и виды повествовательных предложений
Что такое повествовательное предложение
Каждый день люди общаются между собой, делятся новостями, рассказывают истории, размышляют о вечном. Происходит это не только в бытовой (устной) речи, но и в письменной: чтение информационных статей, журналов, газет, книг.
Текст состоит из связанных между собой предложений: повествовательных, вопросительных и побудительных. Наибольший объем текста, а порой и весь занимают повествовательные предложения. Целью высказывания последних является сообщение о произошедших, происходящих или будущих событиях.
Стихи, рассказы, новеллы, романы, повести не обходятся без повествовательных предложений. Пример:
Ходит честной купец, дивуется; на все такие диковинки глаза у него разбежалися, и не знает он, на что смотреть и кого слушать. (С.Аксаков)
Повествовательные предложения знакомят потенциальных читателей, зрителей с содержанием книг, фильмов, сериалов.
В сказке «Заячьи лапы» Паустовского рассказывается о том, как пожилой мужчина с внуком выходили обгорелого на пожаре зайца, который вывел деда из огня.
Повествовательные предложения помогают философам, научным деятелям высказать свою концепцию, размышления, познакомить с новыми открытиями. Пример:
Мудрость можно использовать в любых ситуациях, она ничего не тратит. Она — воплощение света. (Лао-Цзы)
Восклицательные повествовательные предложения и невосклицательные
Какие есть способы передачи информации в предложении? Все зависит от вкладываемых эмоций, чувств, переживаний. Если мысль высказывается
- спокойным тоном, то предложение называется невосклицательным;
- с сильной эмоциональной окраской: радость, восторг, возмущение, злость, отчаяние, то предложение — восклицательное.
Береги честь смолоду. (невосклицательное предложение)
То-то радость и веселье,
То-то детям воля! (восклицательное предложение)
Строение и виды повествовательных предложений
По грамматическому строению повествовательные предложения делят
- на односоставные (неполные);
- на двусоставные (полные);
- простые;
- сложные;
- распространенные;
- нераспространенные.
- Приятно пахнет черемухой.
Подлежащего нет, пахнет — сказуемое, односоставное повествовательное предложение.
- Приятно пахнет черемуха.
Черемуха — подлежащее, пахнет — сказуемое, двусоставное повествовательное предложение.
Обращение не является подлежащим!
Папочка, ты обещал купить мне машинку!
Осень. Слякоть. Грязь.
Кирилла Петрович подумал, что она сошла с ума, и глядел на нее с изумлением.
Как взмолится золотая рыбка!
- Простые предложения имеют только одну грамматическую основу.
Странная мысль промелькнула в сознании.
Мысль промелькнула — одна основа.
Он читал и перечитывал этот небольшой текст в течение целого года.
Он читал и перечитывал — основа предложения с однородными сказуемыми.
- Сложные предложения имеют две и более грамматических основ.
Полил сильный дождь, и мы никуда не пошли.
Дождь полил, мы не пошли — две основы.
Николай ногой качал — три основы в предложении.
- Повествовательные предложение, в состав которых кроме грамматической основы входят второстепенные члены, называются распространенными. Пример:
Вмиг набежали серые тучи.
Вмиг, серые — второстепенные члены.
- Нераспространенные предложения редко встречаются в литературе. Они очень конкретны, в них отсутствуют слова поясняющие действия или описывающие подлежащее. В этих повествовательных предложениях есть только подлежащее или/и сказуемое.
Какие бывают предложения по цели высказывания
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. В этой статье мы подробно расскажем, как делятся все предложения (что это?) в русском языке в зависимости от цели высказывания.
Эту тему каждый из нас подробно изучал в школе, причем еще в начальных классах. Естественно, у многих что-то могло и подзабыться со временем. Ну а мы поможем освежить вашу память.
Плюс, эта статья будет крайне полезна тем, у кого дети только пошли в школу.
Виды предложений по цели высказывания
Итак, предложений в русском языке огромное количество, которое стремится к бесконечности. Это факт, с которым вряд ли кто-то будет спорить.
И у всех предложений есть одна цель – донести какую-то информацию до читателей (если мы говорим о письменной речи) или собеседников (в случае устной речи).
И по виду цели все предложения в русском языке можно разделить на три больших категории:
- Повествовательное предложение – то, которое призвано донести какую-то информацию просто как констатацию факта.
На улице не погуляешь, потому что идет дождь.
Мама обещала поехать на выходных в магазин.
Пете задали много уроков.
Вопросительные предложения – те, в которых присутствует вопрос. Они призваны не донести информацию, а наоборот, узнать ее у собеседника.
Ты сделал домашнюю работу?
Если будет солнце, поедешь в выходные на дачу?
Что сказал начальник, когда застал тебя не за работой?
Побудительные предложения – те, которые или мотивируют на какое-то действие, или пробуждают сильную эмоцию. Это может быть приказ, просьба, восклицание и так далее.
Вова, не отвлекай весь класс своей болтовней!
Иванов, срочно зайдите ко мне!
Господи, как же сегодня красиво на небе!
Как несложно заметить, у всех категорий предложений свои знаки на конце.
В повествовательных это просто «точка». В вопросительных – «вопросительный знак», а в побудительных – «восклицательный знак». Это касается письменной речи. А в устной мы просто выделяем нужные слова интонационно.
Важно! Иногда школьники путают и говорят вместо «побудительных предложений» — «восклицательные». Логику (что это?) понять можно, они ориентируются на знак в конце. Но в плане терминологии это неверно.
Теперь давайте чуть подробнее разберем каждую из категорий предложений.
Повествовательные предложения
В повествовательных предложениях идет передача информации. Это может быть как утверждение какого-то факта, так и его отрицание.
Завтра будет теплая погода
Завтра не будет теплой погоды
В устной речи повествовательные предложения звучат спокойно и ровно. А говорящий просто повышает голос на одном из членов предложения, которое является главным, и понижает его ближе к точке.
Вопросительные
В вопросительных предложениях всегда присутствует вопрос. А на конце него ставится или «знак вопроса» (что чаще всего), или «вопросительный и восклицательный» знаки одновременно.
Ты обещаешь сделать это к сегодняшнему вечеру?
Да сколько это может продолжаться?!
Интонационно в вопросительных предложениях голос повышается на том слове, которое является главным в вопросе.
Причем в одном и том же предложении может быть несколько таких слов. И в зависимости от ударения меняется и сам вопрос.
Ты уже СДЕЛАЛ домашнее задание по математике?
ТЫ уже сделал домашнее задание по математике?
Ты уже сделал домашнее задание ПО МАТЕМАТИКЕ?
Также вопросительные предложения могут как содержать конкретное вопросительное слово, так и обходиться без него.
Куда ты собрался идти?
Ты пойдешь с нами?
Побудительные
Это предложения, которые содержат приказ, просьбу, совет или призыв. Другими словами, побуждают человека что-то сделать.
Не суй пальцы в розетку! (приказ)
Берегите природу! (призыв)
Передайте мне соль, пожалуйста. (просьба)
Поучи еще чуть-чуть. (совет)
Как видно из этих примеров, побудительные предложения не всегда заканчиваются восклицательным знаком. Иногда у них в конце ставится просто точка.
В устной речи такие предложения распознать весьма просто. Они, как правило, произносятся более повышенным голосом.
Интонация предложений
Часто, когда школьников просят дать характеристику предложению, то нужно не только указать его значение по цели, но также эмоциональную характеристику.
Но тут все весьма просто. Категорий всего две:
- Восклицательные предложения;
- Невосклицательные предложения.
Отличить их также несложно. Невосклицательное предложение – это простая констатация факта. Оно произносится спокойно, без особых эмоций.
Наступила ночь, за окном засияли звезды.
Мама приготовила очень вкусный суп.
Восклицательные предложения наполнены эмоциями, они выражают чувства тех, кто пишет или говорит. И чаще всего это связано с восхищением, хотя и не обязательно.
Ты посмотри, какие яркие на небе звезды.
Мама, суп очень вкусный.
Вот и все, что нужно знать по этой теме.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
Чтоб правильно определить цель предложения важно чтоб тот, кто его высказывает сам имел четкое представление зачем он это говорит.
Вы знаете, я никогда в школе не учил русский язык, все понимал интуитивно. Но как только увидел заголовок здесь, так сразу в памяти выскочило: «Повествовательные, вопросительные и восклицательные».
А также — образ классной руководительницы и по совместительству препода по русскому, которая даже в пятом классе обращалась к ученикам на Вы. Вот уж вдолбила, так вдолбила!
Обособленное обстоятельство – определение, пунктуация, примеры предложений
ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
В задании 16 от учащихся требуется умение видеть обособленные и необособленные второстепенные члены предложения и расставлять запятые в предложениях с обособлением. При том, что обособляться могут все второстепенные члены, в данное задание включены лишь случаи обособления/необособления определений и обстоятельств . Таким образом, в задании могут встречаться сочетания двух видов обособленных членов, и расстановка знаков препинания будет зависеть от особенностей обособления определений (см. пункт 16.1) и обстоятельств (см. пункт 16.2)
16.1 Обособленные определения. Основные понятия.
Обособленные определения — это выделенные по смыслу при помощи интонации и запятых определения.
Следовательно, необособленные — не выделенные запятыми и интонацией .
Выражаются как обособленные, так и необособленные определения чаще всего* полными формами прилагательных или причастий . Это согласованные определения , то есть оно согласуется в роде, числе и падеже со своим главным словом (= ГС). Как обособленные, так и необособленные определения обозначают признак предмета (главного слова).
* Обратите внимание : случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.
Если у определения нет зависимых слов, то это одиночное определение .
Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при определении есть зависимые слова, его называют распространённым . Самый яркий пример распространённого определения— причастный оборот (=|ПО|) .
Пример 1. Машина (какая?) (ГС) «скорой помощи» , |стоящая поперёк мостовой |, успела привлечь зевак. Определение к слову «машина» выражено причастием «стоящая»; от него мы задаём вопрос где? — к «поперёк мостовой». И причастие, и зависимые от него слова включаются в причастный оборот.
Пример 2. Точно так же бывают обороты при имени прилагательном: На стекле (ГС) каком?, |серебряном от инея| , мороз нарисовал узоры. От прилагательного «серебряном» ставится вопрос от чего ? к «от инея», следовательно, прилагательное и зависимое слово составляют определительный оборот(=|ОО|).
И причастный, и определительный оборот являются одним членом предложения — определением.
Если определений несколько, то они могут быть однородными , если они относятся к одному члену предложения и между ними есть (или можно вставить) союз И или есть запятые;
и неоднородными , если относятся к разным членам предложения и между ними нет или нельзя вставить союз И или нет запятых.
Приведём примеры распространённых однородных определений, выраженных причастными оборотами:
Пример 3: Мальчишка , |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой| , оказался сыном нашего соседа.
К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова
Схема: ГС +(ПО и ПО) .
Как видите, между двумя однородными ПО запятая не ставится, по общему правилу употребления запятых при однородных членах, соединённых одиночным союзом И.
Пример 4: В следующем примере распространённые определения не являются однородными, так как относятся к разным членам предложения:
Мальчишка , |катавшийся на санках| ,(1) и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим — сосед.
Схема: ГС+ПО , И ПО+ГС . Если выбросить оба оборота, предложение не сломается: Мальчишка и сосед оказались папой и сыном. Запятая под номером 1, таким образом, нужна не для однородных определений, а для границы первого причастного оборота.
16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособления определений
Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка , |катавшийся на санках| , и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном.
Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?
Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.
Причастный (определительный) оборот всегда обособляется, если стоит после главного слова.
Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.
Пример 5: Человек, |не помнящий прошлого| , лишает себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.
Пример 6: Были слышны звуки, |похожие на стоны деревьев| .Схема: ГС+ОО.
Обособился определительный оборот, стоящий после после главного слова
Меняем местами ПО и ГС в приведённых предложениях:
Пример 7. |Не помнящий прошлого| человек лишает себя будущего. Обособления нет, так как схема иная: ПО+ГС
Пример 8. Были слышны |похожие на стоны деревьев| звуки.Обособления нет. Схема: ОО+ГС
Обратите внимание: Нет такого правила: причастный оборот выделяется запятыми . Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.
16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособления определений
Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.
1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед определяемым словом , если определение имеет значение причины или уступки .
Пример 9: |Измученная многодневной засухой| , земля жадно утоляла жажду. (Почему земля утоляла жажду? Потому, что была измучена засухой.) Схема: ПО+ГС.
Пример 10: | Украшенная блестящими шарами |, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.
Пример 11: Выросший в нищете и голоде , Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.
Если значения причины нет, то оборот по общему правилу не выделяется.
|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день оказался заселенным. (Нет причины, нельзя утверждать, что его заселили потому, что он оказался повешенным. Обособления нет, действует базовое правило.)
2.Обособление происходит всегда, если определение относится к личному местоимению.
Схема: ПО+(ГС=ЛМ). , где ЛМ личное местоимение.
Пример 12 |Увлечённый разговором| , он прислушался.
Пример 13 Разгорячённый и взволнованный , он вбежал в комнату.
Пример 14 Обогащенный новыми понятиями и чувствами , он принялся перечитывать опять свои книги.
Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:
Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой — главное слово-личное местоимение.
Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.
Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.
3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых союзом и (или без него, с запятой), стоящие после главного слова.
Схема: ГС+Определение + И+ Определение.
Пример 16 Мартовская ночь, облачная и туманная , окутала землю.
Пример 17 Весенний дух, весёлый и беспутный , ходил повсюду.
Обращаем внимание на то, что в заданиях очень часто встречаются предложения с двумя−тремя причастными (определительными) оборотами, что усложняет процесс выделения их границ. При этом может получиться, что обороты либо последовательно идут друг за другом, либо встраиваются один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.
Приведём примеры разбора наиболее трудных предложений с обособленными и необособленными определениями
ПРИМЕР 1. Издали он увидел дом, |непохожий на другие| , |построенный каким-то итальянским архитектором| .
ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшимся после недавней бури бескрайним морем возвышалось небо, унизанное ярко мерцавшими звёздами.
16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия
Обособленные обстоятельства — это одиночные деепричастия и деепричастные обороты . Деепричастие — особая форма глагола, отвечает на вопросы что делая? и что сделав?, относится всегда к глаголу и обозначает добавочное действие по отношению к основному. Например, в предложении Сделав большой круг по газетному переулку в Кисловке , Левин опять вернулся в гостиницу и, положив перед собой часы , сел, ожидая двенадцати. выделенные слова — деепричастия, подчёркнуты как обстоятельства вместе с зависимыми от них словами, то есть деепричастными оборотами (=ДО)
16.2.1 Основное правило обособления деепричастий и деепричастных оборотов.
В отличие от причастий и причастных оборотов, одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми всегда, независимо от места их расположения .
Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.
16.2.2 Особые случаи. Постановка запятых при нескольких сказуемых или нескольких оборотах (одиночных деепричастиях).
Сложность заданий состоит зачастую в том, что в предложении могут быть различные комбинации сочетаний обособленных обстоятельств и сказуемых. Например, при одном сказуемом могут быть два (и более) ДО или одиночных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каждому свой (свои) ДО. Рассмотрим эти варианты подробнее.
1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.
Пример 1. В кармане галифе Сергей нащупал крошки махорки и, осторожно стряхнув его содержимое в руку , завернул толстую неуклюжую цигарку.
В предложении два однородных сказуемых, ДО относится к сказуемому «завернул». Деепричастный оборот, находящийся после союза И, отделяется от него запятой (союзы не включаются в деепричастный оборот). Заметим, что ДО легко исключается из предложения, если границы оборота выделены верно, то предложение не сломается: В кармане галифе Сергей нащупал крошки махорки и завернул толстую неуклюжую цигарку.
2. Если к одному сказуемому относится несколько ДО , то есть при сочетании деепричастных оборотов, знаки препинания между ними расставляются так же, как и при однородных членах предложения:
Пример 2. Он пошел , пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки , а правой тихо дергая свой бурый ус . В предложении три однородных обособленых обстоятельства, относящихся к одному сказуемому, запятые перед И и перед А стоят/не стоят по правилу однородных членов.
3. Деепричастные обороты, относящиеся к разным глаголам-сказуемым, выделяются по отдельности:
Пример 3. Сергей, постояв еще минуту , медленно направился к груде угля и, аккуратно подстелив полу шинели , сел на большой кусок антрацита. Сказуемых два, к каждому относится свой деепричастный оборот.
Если рядом стоящие деепричастные обороты относятся к разным глаголам-сказуемым и союз и не включается в их состав, то каждый из них выделяется отдельно:
Пример 4 Он стоял , прислонясь к груде цибиков чая , и, бесцельно поглядывая вокруг себя , барабанил пальцами по своей трости, как по флейте. Извлечём ДО, чтобы убедиться в верной постановке знаков препинания. Он стоял и барабанил пальцами по своей трости, как по флейте.
Обособленные члены предложения
- Обособление причастных и деепричастных оборотов
- Обособление определений
- Обособление приложений
- Обособление дополнений
Второстепенные члены, выделяющиеся в структуре предложения по смыслу и интонации, называются обособленными и обозначаются на письме с помощью знаков препинания. Такое выделение называется обособлением и помогает лучше понять смысл и конструкцию предложения.
Обособленными могут быть все второстепенные члены предложения, выраженные специальными оборотами.
Обособление причастных и деепричастных оборотов
Причастия представляют собой особую форму глаголов, которые совмещают в себе глагольные и признаковые значения. Причастными оборотами называются сочетания слов, в которых в качестве главного члена выступает причастие. Причастные обороты чаще всего выступают в предложении в роли определений. Примеры:
Записанные в пожелтевшей тетради воспоминания словно ожили перед ее глазами. Друзья, прошедшие вместе через тяжкие испытания, становятся родными друг для друга. Посмотрев на покрытое морщинами лицо матери, Лиза тяжело вздохнула.
Причастные обороты, выступающие в роли определения и стоящие после определяемого существительного, обособляются. На письме данное обособление выражается расстановкой запятых. Если обособленный причастный оборот находится в середине предложения, то запятые ставятся с обеих сторон, а если оборот находится в конце предложения, то запятая ставится только перед ним:
Человек, стремящийся получить все, остается, как правило, ни с чем.
Внимание привлекал только свист, раздающийся откуда-то издалека.
Как выяснилось, символы, напечатанные на камне, представляют собой буквы.
Если же причастный оборот относится к личному местоимению, то он обосабливается независимо от положения:
Запутанный в мрачных и противоречивых мыслях, он ушел.
Она, так любившая прогулки и веселье, отказывалась встретиться с друзьями.
Деепричастия также являются глагольными формами, которые, в отличие от причастий, неизменяемы и более похожи на наречия. Деепричастные обороты показывают параллельное главному второстепенное действие или же признак действия. Примеры:
Получив согласие и одобрение родителей, он отправился в путь.
Уезжая в другую страну, Светлана всегда брала с собой пару книг для вечернего чтения.
Она промолчала, глубоко в душе надеясь, что все уладится.
Деепричастные обороты всегда выступают в предложениях в роли обособленных обстоятельств и выделяются запятыми.
Обособление определений
Кроме определений, выраженных причастными оборотами, обособляются и:
- распространенные определения с прилагательными и зависимыми о них словами, стоящие после существительных: Она смотрела на маленькую девочку с глазами, полными любви и умиления.
- два или более согласованных одиночных определений, стоящих после существительного, особенно если перед данным существительным уже стоит согласованное определение: Откуда-то вдали виднелся силуэт, мрачный, таинственный, пугающий. Каждый человек, старый, молодой, бедный, богатый, значим.
- любые определения, отдаленные от определяемого существительного другими членами предложения: Сотрудник показал нам графики конкурирующих компаний, представляющие уровень продаж.
- несогласованные определения, относящиеся к собственным именам или личным местоимениям: Перед глазами всплывал облик Ольги, с зелеными выразительными глазами и точеными чертами лица. Удивительно, что вы, с вашими блестящими умениями, не смогли выполнить задание.
Обособление приложений
Приложения представляют собой вид определений, выраженных существительными. В основном одиночные приложения не обособляются и соединяются к определяемому слову с помощью дефиса: Дед-сторож долго разглядывал посетителей и только потом пропустил их внутрь здания.
Но в некоторых случая приложения также обособляются если:
- они относятся к личным местоимениям: Мы, учителя, должны в первую очередь понимать чувства и психологию детей.
- они распространенные и относятся к нарицательному существительному: К ним подошел дворецкий, молчаливый седой мужчина лет пятидесяти.
- они распространенные и относятся к собственному имени: Вскоре к нам присоединилась Надежда, подруга моей сестры.
В случаях, когда смысл обособленного приложения подчеркивается, он может выделяться с помощью тире.
Обособлению подлежат также некоторые приложения с союзом “как”, в частности в случаях, когда сочетание выражает значение причины. Пример:
Как уверенный в себе мастер, он не нуждался в постоянной похвале и восхищении, однако, такое холодное отношение все же оскорбляло его.
Обособление дополнений
Дополнения обособляются реже, чем определения, приложения и обстоятельства. Обособляются только те дополнения, которые соединяются к дополняемым словам с помощью предлогов кроме, помимо, исключая, включая и др., которые имеют значения включения, исключения и замещения: Весь месяц, за исключением выходных, Степа занимался математикой.
В речи обособленные предложения выделяются интонацией.
Обособленные обстоятельства. Примеры предложений
Обособленные обстоятельства — это обстоятельства, которые выделяется в предложении по смыслу, интонационно и с помощью пунктуации.
Прежде чем вести разговор, что такое обособленные обстоятельства и в каких случаях они выделяются в письменной речи согласно правилам пунктуации, вспомним, что такое обстоятельство.
Что такое обособленное обстоятельство
Обстоятельства, как и другие второстепенные члены, могут выделяться с помощью интонации, что придает им бо́льшую смысловую нагрузку в предложении.
Катя шла по тропинке, напевая веселую песенку .
В этом предложении сказуемое поясняет обстоятельство образа действия, выраженное деепричастным оборотом, который является обособленным членом предложения. Его смысловое выделение подчеркивается интонацией: голос перед ним повышается, затем идет пауза, после которой обособленный оборот произносится с логическим ударением, присущим обособленным членам предложения.
Определение
Виды обособленных обстоятельств
Обособленные обстоятельства в зависимости от способов выражения делятся на следующие виды:
- деепричастия и деепричастные обороты;
- существительные в косвенных падежах с предлогами (предложно-именные конструкции);
- сравнительные обороты.
Обособленные обстоятельства обозначают различные условия протекания действия. Различают следующие виды обособленных обстоятельств:
- цели
- причины
- времени
- образа действия
- уступки и пр.
На какие вопросы отвечают?
В соответствии со значением обособленные обстоятельства отвечают на вопросы:
- как?
- когда?
- почему?
- с какой целью?
- вопреки чему?
- несмотря на что?
Примеры
(Когда?) Проснувшись рано утром , старик услышал , как по крыше барабанит дождь.
Утром он хмуро приветствовал меня, (почему?), рассердившись накануне из-за моего неуемного любопытства .
(Вопреки чему?) Несмотря на заморозки , краснощёкие яблоки красуются на деревьях.
(Как?) Поднявшись на цыпочки , она заглянула в окно избы.
В предложении обособленное обстоятельство является одним членом предложения и подчеркивается такой же условной линией, как и любое обстоятельство.
Зашуршав в траве , на лесную тропинку выбежал ежик.
Обособленное обстоятельство — деепричастие и деепричастный оборот
Знаки препинания
Рассмотрим основные случаи постановки знаков препинания в предложении с деепричастиями и деепричастными оборотами. Приведем примеры предложений.
Правило
1. Если обстоятельство выражено деепричастием или деепричастным оборотом, то оно выделяется запятой в начале и в конце предложения и двумя запятыми — в его середине.
Качаясь, тихо шуршит камыш в ночной тишине.
С ветки березы, зачирикав, взлетел шустрый воробей.
Медленно спустившись, багровое солнце ушло за горизонт.
На том берегу мелькали огни, ярко вспыхивая в просветах между деревьями.
Ручей тихо журчит, пробираясь между прибрежными зарослями верб.
2. Однородные обстоятельства (деепричастия и деепричастные обороты), соединенные одиночным союзом «и», выделяются знаками препинания согласно общему правилу.
Помолчав и насупившись, Степан дал матери ключ от подвала.
Она, отвернувшись и сгорбившись, стала очень похожа на старушку.
Вздрогнув от стука в дверь и открыв глаза, он не сразу меня узнал.
Учитываем, что одиночные деепричастия, обычно стоящие после сказуемого и выступающие в роли обстоятельств образа действия, являются близкими по функции к наречиям и не обособляются. Это же пунктуационное правило касается деепричастных оборотов, тесно связанных со сказуемым.
Он направился к двери _ не колеблясь (решительно).
Листва берез висит _ не шелохнувшись (неподвижно).
Яркие зарницы вспыхивали на потемневшем небе _ не переставая (друг за другом).
Наши соседи жили ни с кем не знакомясь.
3. При постановке знаков препинания, учтем, что сочинительные союзы не входят в состав обособленного обстоятельства, выраженного деепричастием или деепричастным оборотом.
И, раскрыв ей свой секрет, он быстро ушел.
Но, поколебавшись, девушка рассказала сестре о своей неудаче.
Исключение составляет союз «а», который по смыслу высказывания невозможно отделить от деепричастного оборота.
Изучите тему, а выяснив её содержание, приступайте к контрольной работе.
Но если в предложении имеется противопоставление, то запятая ставится перед и после союза «а».
Не выполняйте сразу упражнение, а , прочитав правило, только тогда приступайте к нему.
Не выполняйте сразу упражнение, а…только тогда приступайте к нему.
4. Фразеологические обороты с деепричастиями, представляющие собой неразложимые лексические единицы, не выделяются запятыми.
Дети слушали рассказчика раскрыв рот.
С самого утра они работали засучив рукава.
Разве вы спешили сюда сломя голову?
Отдыхать — это вовсе не значит сидеть сложа руки.
5. Обстоятельства, выраженные деепричастиями или деепричастными оборотами, связанные союзом «и» с другим одиночным обстоятельством, являются однородными членами предложения и не выделяются знаками препинания.
Дмитрий осторожно и слегка покачиваясь переходит к другому борту корабля.
Она говорит тихо и намеренно растягивая слова .
Обособленное обстоятельство, выраженное существительным с предлогом
Обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами «невзирая на», «несмотря на», «вопреки» и непроизводным предлогом «при» имеют значение уступки. Их можно заменить придаточным предложением уступки с союзом «хотя». Эти второстепенные члены предложения обязательно обособляются запятыми.
Примеры предложений
Несмотря на высокие волны, баркас уверенно направился к островку. = Хотя на море поднялись высокие волны, баркас уверенно направился к островку.
Невзирая на штормовое предупреждение, многие рыбаки вышли в море.
Дождь скоро перестал, вопреки прогнозу синоптиков, и из-за свинцовых туч выглянуло яркое солнце.
Эта жизнерадостная женщина, при всей своей беззаботности, понимала безвыходность своего положения.
Обстоятельства с предлогами «вследствие», «благодаря», «ввиду», «во избежание», «за неимением», «согласно», «в силу», «в связи с», по причине», «по случаю» и пр. обособляются факультативно.
Примеры
Луговые травы, благодаря обильным дождям, необыкновенны сочны.
Иллюминатор, согласно боевой обстановке, был тщательно завешен плотной тканью.
Рыбацкая уха, против всякого ожидания, оказалась наваристой и вкусной.
Эти предложно-именные конструкции могут обособляться, если они достаточно распространены (существительные имеют зависимые слова), имеют значение причины или условия и располагаются между подлежащим и сказуемым.
Сравним:
Ввиду непогоды мы отложили свой поход (ввиду непогоды = из-за непогоды).
Свой поход в лес за грибами мы , ввиду разгулявшейся непогоды , отложили на несколько дней.
Обособленное обстоятельство — сравнительный оборот
В качестве обособленного обстоятельства может выступать сравнительный оборот, выраженный существительным в падежной форме с союзами «подобно», «будто», «как», «словно» и пр.
Примеры
Подобно птице, она плавно взмахнула руками.
Дед жил в лесной сторожке, будто старый отшельник.
Дети в ярких карнавальных костюмах собрались, словно сказочные существа, у новогодней елки.