«Подчеркивать» – как правильно ставить ударение в слове?

Орфограммы 1. Как подчеркивать орфограммы (подчеркнуть буквы гласные и согласные, знаки)

Дети забывают именно эти основные орфограммы, перед ВПР (всероссиийская проверочная работа).

Если не уделить им должного внимания во время обучения в 1-4 классе, то придется понервничать родителям во время сдачи ребенком ВПР в четвертом классе, а ребенку просидеть несколько часов повторяя их.

Орфограммы, которые нужно повторить перед ВПР

1. Орфограмма «Буквы И, А, У после шипящих»это правило дети проходят в 1-ом классе, но многие к 4-му о нем вообще не помнят.

  • Cочетания ЖИ, ШИ пишутся с буквой И (ЖИть, уЖИ, ШИрма, камыШИ).
  • Cочетания ЧА, ЩА пишутся с буквой А (ЧАйка, даЧА, роЩА, чаЩА).
  • Cочетания ЧУ, ЩУ пишутся с буквой У (ЧУдо, криЧУ, ЩУка, таЩУ).

2. Орфограмма «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН»об этой орфограмме вообще мало кто помнит и часто дети именно в ней допускают ошибки.

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН пишутся БЕЗ мягкого знака (Ь) (удоЧКа, ночной, коНЧик, моЩНый).

3. Орфограмма «Буквы И и Ы после буквы Ц»

  • Пиши Ы – в окончаниях слов и в суффиксе –ЫН (купЦЫ, спиЦЫ, бойцы, куницы,Спицын).
  • Пиши И – в остальных случаях после Ц пишется и (ЦИркуль, ЦИфры, ЦИтрусовые).

Слова исключения

Очень легко запомнить, с помощью коротенькой скороговорки.

ЦЫган на ЦЫпочках ЦЫпленку ЦЫцнул ЦЫц

4. Орфограмма «Разделительный Ь и Ъ»

Пишется Ь знак — перед Е, Ё, И, Ю, Я в корне слова или перед окончанием (вЬЮга, серЬЁзный, друзЬЯ, семЬЯ). В некоторых иностранных словах перед О (медалЬОн, почтальон, шампиньон)

Пишется Ъ знак – перед Е, Ё, Ю, Я

  • После приставок , которые оканчиваются на согласную (поДЪезд, СЪёмка, оБЪяснить).
  • В иностранных словах (объект, адъютант, субъект).
  • В сложных словах с первой частью ДВУХ -, ТРЁХ -, ЧЕТЫРЁХ — (ДВУХъякорный, ТРЁХъярусный).

5. Орфограмма «Безударные гласные в корне слова» — чаще всего просто забывают проверять.

Чтобы проверить, какой буквой обозначает безударный гласный звук в слове, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным (сОва – сОвы; примЕрять (мЕрка) одежду; примИрять (мИр) друзей).

6. Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова» — всегда просите ребенка проговаривать слова, и если сомневается как писать обязательно проверять эту орфограмму.

Чтобы проверить, какой буквой обозначить парный по глухости – звонкости согласный звук, нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: глаЗ – глаЗА, гриБ – гриБЫ, лоДка – лоДОчка, подскаЗка – подскаЗЫвать.

7. Орфограмма «-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах» — часто в этой орфограмме дети допускают ошибки, потому что не могут правильно поставить вопрос.

Чтобы не ошибаться в написании -ТСЯ и -ТЬСЯ , нужно ставить к глаголам вопросы: что делатЬ? смеятЬся, что делает? смеётся.

  • Если мягкий знак (Ь) есть в вопросе, то он ПИШЕТСЯ и в глаголе.
  • Если вопросе НЕТ мягкого знака (Ь) нет, то и в глаголе он НЕ пишется.

8. Орфограмма «Гласные и согласные в приставках» — одна из часто забываемых орфограмм.

  • В безударных приставках ДО-, О-, ОТ-, ПО-, ПОД-, ПРО- пишется буква О (ДОлетел, Опоздал, ОТплыл, ПОговорил, ПОДписал, ПРОшёл).
  • В безударных приставках ЗА-, НА-, НАД- пишется буква А (ЗАгрустил, НАписал, НАдкусить).
  • В руссом языке есть приставка С- и НЕТ приставкиЗ- (Сдать, Сгореть, Сходить) — это правило необходимо запомнить.

9. Орфограмма «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» — одна из самых сложных орфограмм для запоминания младшими школьниками.

ПРИ-
близость к чему-либо : ПРИшкольный участок (участок около школы), ПРИдорожная трава (трава у дороги);
приближение, прибавление, присо единение к чему-либо : ПРИбежал к финишу (приблизился
к финишу, ПРИшить пуговицу (присоединить пуговицу к ткани);
неполное действие : ПРИкрыть (не полностью закрыть), ПРИглушить звук (немного заглушить, не выключив полностью);

ПРЕ-
близкое к слову очень или слишком : ПРЕзлой (очень злой), ПРЕмного (очень много);
близкое к приставке ПЕРЕ- : ПРЕградить дорогу (перегородить дорогу чем-либо).

10. Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова»

Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово , в котором этот согласный произносится отчётливо (месТность (месТо), позДний (опозДать), НО : ужаСНый (ужаСен), интереСНый (интереСен), прекраСНый (прекраСен).

Т.О. в статье собрана подборка основных орфограмм, которые дети часто забывают на ВПР.

Я работаю в школе уже 30 лет. Не помню ни одного года, чтобы на методическом объединении учителей, на совещаниях разного уровня не стоял вопрос об орфографической грамотности учащихся. Эта проблема была и остается главной и до конца не решаемой. Учитель должен видеть, когда и на каком материале он работает над каждой орфограммой, видеть систему в данном вопросе. Особенно это важно для начинающего учителя. Я составила сетку орфограмм за курс начальной школы по годам обучения.

Предложение

  1. Различение предложения и группы слов.
  2. Оформление предложения на письме (большая буква и точка).
  3. Имена собственные.
  1. Гласные ударные и безударные.
  2. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
  3. Словарные слова.

Правописание согласных.

  1. Различение гласных и согласных звуков и букв.
  2. Согласные парные и непарные.
  3. Согласные звонкие и глухие.
  1. Гласные – согласные.
  2. Ударные – безударные.
  1. Гласные-согласные.
  2. Ударные безударные.

Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.

  1. Гласные –согласные.
  2. Ударные – безударные.
  1. Гласные –согласные.
  2. Ударные – безударные.

Разделительные ъ и ь знаки.

  1. Наблюдение за произношением слов.
  2. Работа разделительных ъ и ь.

Перенос слов.

  1. Деление слов на слоги.

Предложение

  1. Виды предложений(по цели высказывания и по интонации).
  2. Нахождение подлежащего и сказуемого.
  3. Фразеологизмы.

Безударная гласная в корне слова.

  1. Однокоренные слова.
  2. Нахождение корня слова.
  3. Выделение проверочного слова.
  4. Безударные гласные в корне двусложных слов.
  5. Словарные слова.

Правописание согласных.

  1. Правописание парных согласных на конце слова.

Правописание безударных гласных в окончаниях существительных.

  1. Распознавание частей речи.
  2. Грамматические признаки части речи.
  3. Правописание предлога и приставки (слитное и раздельное).

Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.

Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.

  1. Части речи.
  2. Грамматические признаки частей речи.
  3. Правописание предлогов и приставок.

Местоимение

  1. Различение частей речи.

Разделительные ъ и ь знаки.

  1. Разделительный ъ и ь.

Перенос слов.

  1. Правило переноса.

Предложение.

  1. Постановка в конце предложения нужных знаков.
  2. Выделения главных и второстепенных членов предложения.
  3. Распознавание предложений с однородными членами.
  4. Словосочетания.
  5. Фразеологизмы.

Безударная гласная в корне слова.

  1. Состав слова.
  2. Правописание безударных гласных в корне слова в сложных словах по составу.
  3. Словарные слова.

Правописание согласных.

  1. Правописание парных согласных в корне слова.
  2. Непроизносимые согласные.
  3. Слова с удвоенными согласными.
  1. Состав слова.
  2. Изменение существительных по падежам (знать названия падежей и вопросы).
  3. Различение имен существительных по склонению.
  4. Способ проверки.
  5. Существительные женского и мужского рода с шипящим на конце.
  6. Связь слов в предложении.
  7. Словосочетания.
  8. Анонимы и синонимы.
  1. Связь слов в предложении.
  2. Словосочетания.
  3. Состав слова.

Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.

  1. Состав слова.
  2. Части речи.
  3. Грамматические признаки.

Местоимение.

Разделительные ъ и ь знаки

  1. Состав слова и разделительные ъ и ь.

Перенос слов.

Предложение

  1. Распознавание видов предложений.
  2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
  3. Разбор предложения по членам предложения.

Безударная гласная в корне слова.

  1. Правописание слов с безударной гласной в корне слова в самостоятельных и творческих работах.
  2. Нахождение данной орфограммы в тексте и ее объяснении.
  3. Словарные слова.

Правописание согласных.

  1. Правописание слов с парными согласными на конце и в середине слов, с непроизносимыми и удвоенными согласными в самостоятельных и творческих работах.

Правописание безударных гласных в окончаниях существительных.

  1. Нахождение изученных орфограмм и их объяснение.
  2. Употребление полученных знаний в письменной речи.

Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.

  1. Падеж имени прилагательного.
  2. Падежные окончания.
  3. Способ проверки.
  4. Амонимы и синонимы.

Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.

  1. Глагол – время, число, спряжение.
  2. Соотнесение по спряжению.
  3. Правило правописания.
  4. Неопределенная форма глагола.
  5. ь на конце глагола.
  6. ться и тся

Местоимение

  1. Распознавание местоимения как части речи.
  2. Число и лицо.
  3. Местоимение с предлогом.

Разделительные ъ и ь знаки.

  1. Употребление слов с ъ и ь.

Перенос слов.

  1. Соблюдение правил переноса.

Подчеркивание орфограмм – это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.

Орфограммы – это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.

Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм – двумя.

Список обязательных орфограмм первого класса

  • Большая буква в начале предложения.
  • Имена собственные.
  • Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
  • Мягкий знак – показатель мягкости.
  • Разделительный мягкий знак*.
  • Сочетания ЧК-ЧН.
  • Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  • Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
  • Имена собственные.
  • Предлоги.

* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.

* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора

М ы – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

М ашей – пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.

Идём – орфограмм нет.

Гулять – орфограмма – мягкий знак показатель мягкости.

В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

Ч а щу – ча пишем с А. Орфограмма – сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной

Чащ у – щу пишем с У. Орфограмма – сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.

Ц ветут – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Цве ту́т – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВÉ Т. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).

Ландыш и – ши пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.

. – В конце предложения ставится точка.

В от – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.

Бе жи́т – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕ Г.

Беж и т – жи пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.

Ко лю́чий – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКÓ Л.

Ёж – орфограмма – парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖ И К.

. – В конце предложения ставится точка.

П ищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Пи щáт – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово пи ск.

Пищ а т – ща пишем с А. Орфограмма – сочетания ча-ща пишутся с буквой А.

Пуш и стые – ши пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И.

Мыш ки – орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ш и .

. – В конце предложения ставится точка.

П тички – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Птичк и – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.

В ь ю т – орфограмма – разделительный мягкий знак.

Гнёзда – орфограмм нет.

. – В конце предложения ставится точка.

Выделяем орфограммы

1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.

2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.

3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях – двумя чертами, гласную одной.

4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.

5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.

6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней – двумя.*

дуб – дуб ы , лож ка – лож е к

7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву – двумя. Если непроизносимой согласной нет – подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове – первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней – двумя чертами.*

мест ный – мест о , опасн ый – опас е н

8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет – двумя.

9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.

*некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней – одной чертой.

С четвертого класса при обозначении орфограммы учитель может требовать обозначить часть слова, в которой найдена орфограмма – приставку, корень, суффикс или окончание.

Какой линией подчеркнуть причастие в предложении

  1. Как подчеркивается
  2. Полное причастие
  3. Краткое причастие

Причастие считается самостоятельной частью речи, которое, однако, совмещает в себе признаки глагола и прилагательного. Отдельные же источники определяют его лишь как особенную форму глагола, обозначающую признак предмета, создаваемый действием самого предмета.

В.И. Даль так отзывался о нем: «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». Так в действительности, ведь оно объединяет собой другие части речи, поэтому по праву считается одним из сложнейших. Если разобраться, какая роль ему определена в предложении, можно понять, как подчеркивается причастный оборот.

Как подчеркивается

Схожесть причастия с прилагательным состоит в том, что эти части речи могут иметь формы: полную и краткую. Они отвечают на разные вопросы, выполняют разные роли, по-разному подчеркиваются в предложении. Часто возникает вопрос: как все-таки подчеркивается причастие, какой линией? Ответ прост: каждый конкретный случаи нужно рассматривать по отдельности, задавая к слову правильный вопрос.

Морфологические признаки

Полное причастие

Вопросы, на которые отвечает:

  1. Какой? -ая,-ое,-ие – любящий,-ая,-ее,-ие.
  2. Что делающий? что сделавший? – бежавший.

Полные причастия выполняют функцию определения и считаются самыми распространенными.

Например: Прибежавшие мальчики и девочки весело и шумно начали играть в салки.

В этом предложении прич. является слово “прибежавшие”. Нужно поставить к нему вопрос, чтобы определить, каким членом предложения является. Мальчики и девочки (какие?) – прибежавшие. В данном примере считается определением. Определение в предложении будет подчеркиваться волнистой линией, выглядит так: Прибежавшие мальчики и девочки весело и шумно начали играть в салки.

Если эта часть речи употребляются с зависимыми словами, то образуют обороты. Если в предложении от него можно поставить смысловой вопрос к зависимому слову, то считается оборотом.

Например: Мальчики и девочки, выбежавшие во двор, весело и шумно начали играть в салки.

Образованный оборот тоже считается определением, и, следовательно, его тоже нужно подчеркнуть волнистой линией: Мальчики и девочки, выбежавшие во двор , весело и шумно начали играть в салки.

Примеры оборотов и их подчеркивание:

  • Птицы, улетевшие осенью в теплые края , весной вернутся обратно.
  • Газеты, переставшие уже давно интересоваться этим загадочным происшествием , не уделили ему больше ни одного слова и ни одной строчки.

В редких случаях полные прич. могут выступать в роли сказуемого в именительном или творительном падеже, так как именно они являются основными падежными формами именной части сказуемого.

  • Цветы лежали (именительный падеж: какие?) забытые.
  • Цветы были (творительный падеж: какими?) забытыми.

Краткое причастие

Образованы от полных страдательных причастий и имеют два времени: прошедшее и настоящее, отвечают на вопросы:

Краткие причастия в тексте осуществляют функцию сказуемого.

Например: Старая история уже закончена.

На этом примере прич. – “закончена”. Теперь к этому слову нужно поставить вопрос. История (какова?) – закончена. В этом примере прич. выполняет синтаксическую функцию сказуемого, следовательно, подчеркивается двумя линиями: Старая история уже закончена .

Примеры предложений в качестве определения и сказуемого, и какими линиями подчеркиваются

Таким образом понять, как нужно подчеркивать причастие, несложно. Нужно лишь правильно задать вопрос, а затем разобраться, какую роль в предложении выполняет – определения или сказуемого.

Орфограммы 1. Как подчеркивать орфограммы (подчеркнуть буквы гласные и согласные, знаки)

Дети забывают именно эти основные орфограммы, перед ВПР (всероссиийская проверочная работа).

Если не уделить им должного внимания во время обучения в 1-4 классе, то придется понервничать родителям во время сдачи ребенком ВПР в четвертом классе, а ребенку просидеть несколько часов повторяя их.

Орфограммы, которые нужно повторить перед ВПР

1. Орфограмма «Буквы И, А, У после шипящих»это правило дети проходят в 1-ом классе, но многие к 4-му о нем вообще не помнят.

  • Cочетания ЖИ, ШИ пишутся с буквой И (ЖИть, уЖИ, ШИрма, камыШИ).
  • Cочетания ЧА, ЩА пишутся с буквой А (ЧАйка, даЧА, роЩА, чаЩА).
  • Cочетания ЧУ, ЩУ пишутся с буквой У (ЧУдо, криЧУ, ЩУка, таЩУ).

2. Орфограмма «Буквосочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН»об этой орфограмме вообще мало кто помнит и часто дети именно в ней допускают ошибки.

Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, ЩН пишутся БЕЗ мягкого знака (Ь) (удоЧКа, ночной, коНЧик, моЩНый).

3. Орфограмма «Буквы И и Ы после буквы Ц»

  • Пиши Ы – в окончаниях слов и в суффиксе –ЫН (купЦЫ, спиЦЫ, бойцы, куницы,Спицын).
  • Пиши И – в остальных случаях после Ц пишется и (ЦИркуль, ЦИфры, ЦИтрусовые).

Слова исключения

Очень легко запомнить, с помощью коротенькой скороговорки.

ЦЫган на ЦЫпочках ЦЫпленку ЦЫцнул ЦЫц

4. Орфограмма «Разделительный Ь и Ъ»

Пишется Ь знак — перед Е, Ё, И, Ю, Я в корне слова или перед окончанием (вЬЮга, серЬЁзный, друзЬЯ, семЬЯ). В некоторых иностранных словах перед О (медалЬОн, почтальон, шампиньон)

Пишется Ъ знак – перед Е, Ё, Ю, Я

  • После приставок , которые оканчиваются на согласную (поДЪезд, СЪёмка, оБЪяснить).
  • В иностранных словах (объект, адъютант, субъект).
  • В сложных словах с первой частью ДВУХ -, ТРЁХ -, ЧЕТЫРЁХ — (ДВУХъякорный, ТРЁХъярусный).

5. Орфограмма «Безударные гласные в корне слова» — чаще всего просто забывают проверять.

Чтобы проверить, какой буквой обозначает безударный гласный звук в слове, нужно изменить слово так, чтобы безударный гласный стал ударным (сОва – сОвы; примЕрять (мЕрка) одежду; примИрять (мИр) друзей).

6. Орфограмма «Проверяемые согласные в корне слова» — всегда просите ребенка проговаривать слова, и если сомневается как писать обязательно проверять эту орфограмму.

Чтобы проверить, какой буквой обозначить парный по глухости – звонкости согласный звук, нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: глаЗ – глаЗА, гриБ – гриБЫ, лоДка – лоДОчка, подскаЗка – подскаЗЫвать.

7. Орфограмма «-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах» — часто в этой орфограмме дети допускают ошибки, потому что не могут правильно поставить вопрос.

Чтобы не ошибаться в написании -ТСЯ и -ТЬСЯ , нужно ставить к глаголам вопросы: что делатЬ? смеятЬся, что делает? смеётся.

  • Если мягкий знак (Ь) есть в вопросе, то он ПИШЕТСЯ и в глаголе.
  • Если вопросе НЕТ мягкого знака (Ь) нет, то и в глаголе он НЕ пишется.

8. Орфограмма «Гласные и согласные в приставках» — одна из часто забываемых орфограмм.

  • В безударных приставках ДО-, О-, ОТ-, ПО-, ПОД-, ПРО- пишется буква О (ДОлетел, Опоздал, ОТплыл, ПОговорил, ПОДписал, ПРОшёл).
  • В безударных приставках ЗА-, НА-, НАД- пишется буква А (ЗАгрустил, НАписал, НАдкусить).
  • В руссом языке есть приставка С- и НЕТ приставкиЗ- (Сдать, Сгореть, Сходить) — это правило необходимо запомнить.

9. Орфограмма «Правописание приставок ПРЕ- и ПРИ-» — одна из самых сложных орфограмм для запоминания младшими школьниками.

ПРИ-
близость к чему-либо : ПРИшкольный участок (участок около школы), ПРИдорожная трава (трава у дороги);
приближение, прибавление, присо единение к чему-либо : ПРИбежал к финишу (приблизился
к финишу, ПРИшить пуговицу (присоединить пуговицу к ткани);
неполное действие : ПРИкрыть (не полностью закрыть), ПРИглушить звук (немного заглушить, не выключив полностью);

ПРЕ-
близкое к слову очень или слишком : ПРЕзлой (очень злой), ПРЕмного (очень много);
близкое к приставке ПЕРЕ- : ПРЕградить дорогу (перегородить дорогу чем-либо).

10. Орфограмма «Непроизносимые согласные в корне слова»

Чтобы правильно обозначить буквой непроизносимый согласный в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово , в котором этот согласный произносится отчётливо (месТность (месТо), позДний (опозДать), НО : ужаСНый (ужаСен), интереСНый (интереСен), прекраСНый (прекраСен).

Т.О. в статье собрана подборка основных орфограмм, которые дети часто забывают на ВПР.

Я работаю в школе уже 30 лет. Не помню ни одного года, чтобы на методическом объединении учителей, на совещаниях разного уровня не стоял вопрос об орфографической грамотности учащихся. Эта проблема была и остается главной и до конца не решаемой. Учитель должен видеть, когда и на каком материале он работает над каждой орфограммой, видеть систему в данном вопросе. Особенно это важно для начинающего учителя. Я составила сетку орфограмм за курс начальной школы по годам обучения.

Предложение

  1. Различение предложения и группы слов.
  2. Оформление предложения на письме (большая буква и точка).
  3. Имена собственные.
  1. Гласные ударные и безударные.
  2. Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
  3. Словарные слова.

Правописание согласных.

  1. Различение гласных и согласных звуков и букв.
  2. Согласные парные и непарные.
  3. Согласные звонкие и глухие.
  1. Гласные – согласные.
  2. Ударные – безударные.
  1. Гласные-согласные.
  2. Ударные безударные.

Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.

  1. Гласные –согласные.
  2. Ударные – безударные.
  1. Гласные –согласные.
  2. Ударные – безударные.

Разделительные ъ и ь знаки.

  1. Наблюдение за произношением слов.
  2. Работа разделительных ъ и ь.

Перенос слов.

  1. Деление слов на слоги.

Предложение

  1. Виды предложений(по цели высказывания и по интонации).
  2. Нахождение подлежащего и сказуемого.
  3. Фразеологизмы.

Безударная гласная в корне слова.

  1. Однокоренные слова.
  2. Нахождение корня слова.
  3. Выделение проверочного слова.
  4. Безударные гласные в корне двусложных слов.
  5. Словарные слова.

Правописание согласных.

  1. Правописание парных согласных на конце слова.

Правописание безударных гласных в окончаниях существительных.

  1. Распознавание частей речи.
  2. Грамматические признаки части речи.
  3. Правописание предлога и приставки (слитное и раздельное).

Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.

Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.

  1. Части речи.
  2. Грамматические признаки частей речи.
  3. Правописание предлогов и приставок.

Местоимение

  1. Различение частей речи.

Разделительные ъ и ь знаки.

  1. Разделительный ъ и ь.

Перенос слов.

  1. Правило переноса.

Предложение.

  1. Постановка в конце предложения нужных знаков.
  2. Выделения главных и второстепенных членов предложения.
  3. Распознавание предложений с однородными членами.
  4. Словосочетания.
  5. Фразеологизмы.

Безударная гласная в корне слова.

  1. Состав слова.
  2. Правописание безударных гласных в корне слова в сложных словах по составу.
  3. Словарные слова.

Правописание согласных.

  1. Правописание парных согласных в корне слова.
  2. Непроизносимые согласные.
  3. Слова с удвоенными согласными.
  1. Состав слова.
  2. Изменение существительных по падежам (знать названия падежей и вопросы).
  3. Различение имен существительных по склонению.
  4. Способ проверки.
  5. Существительные женского и мужского рода с шипящим на конце.
  6. Связь слов в предложении.
  7. Словосочетания.
  8. Анонимы и синонимы.
  1. Связь слов в предложении.
  2. Словосочетания.
  3. Состав слова.

Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.

  1. Состав слова.
  2. Части речи.
  3. Грамматические признаки.

Местоимение.

Разделительные ъ и ь знаки

  1. Состав слова и разделительные ъ и ь.

Перенос слов.

Предложение

  1. Распознавание видов предложений.
  2. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
  3. Разбор предложения по членам предложения.

Безударная гласная в корне слова.

  1. Правописание слов с безударной гласной в корне слова в самостоятельных и творческих работах.
  2. Нахождение данной орфограммы в тексте и ее объяснении.
  3. Словарные слова.

Правописание согласных.

  1. Правописание слов с парными согласными на конце и в середине слов, с непроизносимыми и удвоенными согласными в самостоятельных и творческих работах.

Правописание безударных гласных в окончаниях существительных.

  1. Нахождение изученных орфограмм и их объяснение.
  2. Употребление полученных знаний в письменной речи.

Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.

  1. Падеж имени прилагательного.
  2. Падежные окончания.
  3. Способ проверки.
  4. Амонимы и синонимы.

Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.

  1. Глагол – время, число, спряжение.
  2. Соотнесение по спряжению.
  3. Правило правописания.
  4. Неопределенная форма глагола.
  5. ь на конце глагола.
  6. ться и тся

Местоимение

  1. Распознавание местоимения как части речи.
  2. Число и лицо.
  3. Местоимение с предлогом.

Разделительные ъ и ь знаки.

  1. Употребление слов с ъ и ь.

Перенос слов.

  1. Соблюдение правил переноса.

Подчеркивание орфограмм – это та тема, которая тянется из 1-2 класса до самого 11-го, и если уяснить для себя принципы подчеркивания в начальных классах, то гораздо легче ребенку будет учиться в старших классах. Все правила русского языка изучаются в начальной школе, далее идет лишь наработка опыта их применения.

Орфограммы – это буквы в слабой позиции. Что это значит? Это те места в слове и предложении, где кто-то может сделать ошибку вопреки правилам или словарю. Но даже если ребенок разобрался, что такое орфограмма, всегда встает вопрос как ее подчеркнуть.

Общепринято подчеркивание орфограмм одной черточкой, а опознавательных признаков орфограмм – двумя.

Список обязательных орфограмм первого класса

  • Большая буква в начале предложения.
  • Имена собственные.
  • Сочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
  • Мягкий знак – показатель мягкости.
  • Разделительный мягкий знак*.
  • Сочетания ЧК-ЧН.
  • Проверяемые безударные гласные в корне слова.
  • Непроверяемые безударные гласные в корне слова (словарные слова).
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце слова.
  • Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова.*
  • Имена собственные.
  • Предлоги.

* Разделительный мягкий знак проходится не во всех программах первого класса.

* Парные согласные в слабой позиции (сомнительные согласные) в конце и середине слова проходятся не во всех программах первого класса.

Пример диктанта с разбором и подчеркиванием орфограмм

Мы с Машей идём гулять в чащу. Цветут ландыши. Вот быстро бежит колючий ёж. Пищат пушистые мышки*. Птички вьют* гнёзда. (20 слов)

Образец устного разбора

М ы – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

С – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

М ашей – пишем с большой буквы. Орфограмма – имя собственное пишется с большой буквы.

Идём – орфограмм нет.

Гулять – орфограмма – мягкий знак показатель мягкости.

В – это предлог. Значит, пишется отдельно от слова.

Ч а щу – ча пишем с А. Орфограмма – сочетания ча-ща пишутся с буквой А. Ч подчеркиваем 2 черточками, А одной

Чащ у – щу пишем с У. Орфограмма – сочетания чу-щу пишутся с буквой У. Щ подчеркиваем 2 черточками, У одной.

Ц ветут – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Цве ту́т – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово ЦВÉ Т. (Обязательно ставим ударение, чтобы показать, что гласная безударная).

Ландыш и – ши пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ш подчеркиваем 2 черточками, И одной чертой.

. – В конце предложения ставится точка.

В от – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Бы́стро – словарное слово. Пишется БЫСТРО. В конце О. Ударение на звук Ы.

Бе жи́т – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово БЕ Г.

Беж и т – жи пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И. Ж подчеркиваем двумя, И одной.

Ко лю́чий – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово УКÓ Л.

Ёж – орфограмма – парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово ЁЖ И К.

. – В конце предложения ставится точка.

П ищат – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Пи щáт – орфограмма – проверяемая безударная гласная в корне слова. Проверочное слово пи ск.

Пищ а т – ща пишем с А. Орфограмма – сочетания ча-ща пишутся с буквой А.

Пуш и стые – ши пишем с И. Орфограмма – сочетания жи-ши пишутся с буквой И.

Мыш ки – орфограмма парная согласная в слабой позиции. Проверочное слово мы́ш и .

. – В конце предложения ставится точка.

П тички – пишем с большой буквы. Орфограмма – начало предложения пишется с большой буквы.

Птичк и – орфограмма – сочетания ЧК-ЧН пишутся без мягкого знака. ЧК подчеркивается двумя чертами.

В ь ю т – орфограмма – разделительный мягкий знак.

Гнёзда – орфограмм нет.

. – В конце предложения ставится точка.

Выделяем орфограммы

1. Заглавные буквы, знаки препинания, ь показатель мягкости нужно подчеркнуть одной чертой.

2. Подчеркиваем буквы, где можно ошибиться, в словарных словах и ставим ударение.

3. Подчеркиваем сочетания ча-ща, чу-щу, жи-ши. Согласную в этих буквосочетаниях – двумя чертами, гласную одной.

4. Подчеркиваем сочетания чк-чн двумя чертами.

5. Подчеркиваем безударные проверяемые гласные одной чертой и ставим ударение. В проверочном слове гласную, на которую падает ударение, подчеркнем двумя чертами.

6. Подчеркиваем проверяемые парные согласные одной чертой. В проверочном слове эту согласную подчеркиваем тоже одной чертой, а гласную за ней – двумя.*

дуб – дуб ы , лож ка – лож е к

7. Подчеркиваем непроизносимые согласные в корне слов одной чертой. В проверочном слове ту же согласную нужно подчеркнуть тоже 1 чертой, а следующую за ней букву – двумя. Если непроизносимой согласной нет – подчеркиваем подозрительное буквосочетание одной чертой, а в проверочном слове – первую букву буквосочетания одной, а вторую за ней – двумя чертами.*

мест ный – мест о , опасн ый – опас е н

8. Разделительный мягкий знак или твердый знак нужно подчеркнуть одной чертой, а буквы, которые он разделяет – двумя.

9. Удвоенную согласную подчеркиваем одной чертой.

*некоторые учителя требуют в проверочном слове проверяемую согласную подчеркивать двумя, а гласную за ней – одной чертой.

С четвертого класса при обозначении орфограммы учитель может требовать обозначить часть слова, в которой найдена орфограмма – приставку, корень, суффикс или окончание.

Как правильно ставить ударение в словах «баловать», «средства», «столяр», «деньгами»?

Вы уже знаете, как правильно ставить ударение в словах «творог», «обеспечение», «звонит». Во второй части разберем другие распространенные слова.

1. Начал, начался

Следует запомнить правильную постановку ударения: началсЯ, началОсь, началАсь, началИсь, начАвшийся, начАвшись. Совсем иначе оно ставиться в слове «начать»: нАчал, нАчало, началА, нАчали, начАв, начАвший, нАчатый, нАчат, начатА, нАчато, нАчаты. Все остальные варианты являются неправильными.

Великая Отечественная Война началАсь в июне 1941 года.

Мероприятие должно вот-вот начАться.

2. Баловать, баловаться

В глаголах ударение ставиться на букву «а»: баловАть, баловАться. В прилагательных – на гласную «о»: балОванный, избалОванный.

-Знаешь, Серега у матери стал таким избалОванным.

Бабушка балУет своего внука пирожками.

Еще одно слово, вызывающее противоречие в произношении. В слове «средства» ударение ставиться только на первый слог: срЕдства.

Телефон и компьютер – распространенные срЕдства связи.

Активы и пассивы являются основными срЕдствами предприятия.

Является полонизмом, то есть словом, которое было заимствовано из польского языка. Ударение в слове «столяр» ставиться на последний слог: столЯр.

Стены красит нам маляр, шкафчик делает столЯр.

У меня есть один столЯр на примете – мастер своего дела.

Деньги любят все, но не все знают, как правильно ставить ударение в этом слове. Следует запомнить, что делая акцент на первый слог – признак плохого тона. Ударение в слове «деньгами» ставиться только так: деньгАми.

Американский доллар перестал быть деньгАми и стал платежным средством в 1971 году.

Даже когда у Антона было туго с деньгАми, он ездил на дорогом автомобиле и жил в роскошном особняке.

Часто встречается вариант с ударным подчеркиванием второй гласной. Однако правильно ставить ударение в слове «позвонИшь» на последний слог. Объясняется это нормами нашего языка: используйте проверочный глагол – «позвонИть».

ПозвонИшь мне, если возникнут какие-либо вопросы.

-Дима, я уже устала все время ждать, когда ты позвонИшь!

Запомните единственно правильный вариант: пАдать.

Осень наступила: листья пАдают уже второй день.

-Помоги мне, я пАдаю!

Чтобы ответить на вопрос, на какой слог поставить ударение, заглянем в словарь орфоэпии Резниченко. Указан следующий вариант: облегчИть.

Он облегчИл свою жизнь, купив стиральную машинку.

Часто девушки плачут, чтобы облегчИть свою душу.

Практически все неправильно произносят это слово, поскольку люди так привыкли – им так удобнее. Но помните о том, что по правильному произношению судят о грамотности человека. Ударение в слове «слИвовый» ставиться только на первую гласную «и», но никак не на вторую. Стоит отметить проверочное слово «слИва».

Я обожаю цельнозерновой хлеб, намазанный слИвовым вареньем и посыпанный измельченным миндалем сверху.

В нашем магазине не оказалось абрикосового нектара, а слИвовый был в наличии лишь в полуторалитровом пакете.

Как правильно поставить ударение в этом слове? Вот ответ: понялА!

Совсем другое дело, когда речь идет о свидетелях: понятЫе.

-Да, я понялА, что это подарок ко дню нашей годовщины.

-Ты понялА, как составлять список задач на день?

Ошибка, характерная для работников судебной системы и органов правопорядка. Ударение ставиться только на второй слог: ходАтайствовать.

Я помню, как Василий ходАтайствовал за друга.

Алексей ходАтайствовал о возвращении им имени отца.

Является неочевидным вариантом. Как следствие, у людей возникают ошибки в произношении. Запомните навсегда: донЕльзя!

-Мда, ты знаешь, Роман донЕльзя упрям.

-Полезай сюда донЕльзя!

Следует выделять фонетически первую гласную букву в слове: чЕрпать, исчЕрпав, исчЕрпать.

-А давайте чЕрпать воду из ручья?

-Они чЕрпали силу друг в друге.

Запомните, что подчеркивается последний слог: долбИт.

Капля по капле и камень долбИт.

Дятел клювом долбИт дерево – так он делает дупло для гнезда.

Удавление в этом слове ставиться на первую букву: Иконопись.

«Троица» — одна из известных Иконописей художника Андрея Рублева.

Иконопись является отраслью религиозной живописи.

В названии красивого школьного украшения для девочек следует подчеркивать первый слог: бАнты, бАнта, бАнтов.

Ее школьное платье была украшено бАнтами.

На древке флага красовались разноцветные бАнты.

Стоит запомнить единственно верный вариант: кУхонный.

-Где у вас кУхонное полотенце?

КУхонный комбайн – неоценимый бытовой прибор, выполняющий различные функции.

Ударение в этом слове ставиться на последнюю гласную: принятА.

Всеобщая декларация прав человека была принятА в конце 1948 года.

Наташа была принятА в нашу баскетбольную команду.

Правильное ударение в словах. 500 правильных вариантов!

Привет Пикабу! Я зарегистрировался на этом сайте 10 минут назад и сразу захотелось поделиться чем-то полезным, чего иногда не хватает под рукой. Поэтому держите: правильное ударение в 500 словах🙂

Здесь вас ждут как базовые слова, которые каждый из нас использует ежедневно, так и профессиональные, которые чаще встретишь в какой-нибудь брошюре, чем в обиходе.

бухгАлтеров, род.п. мн.н

жалюзИ, ср.р.и мн.ч.

Искра знания и искрА зажигания

Картинка, чтобы глаза отдохнули от текста

лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.

мАркЕтинг (допустимы оба ударения)

мЕстностей род.п. мн.ч

стенА. Во множественном – стЕны. В творительном падеже – со стенОй и со стЕнами.

твОрОг (двойное ударение)

фенОмен (необычное явление)

феномЕн (выдающийся человек)

электропрОвод (провод=проволока – прОвод, а то, что провод=проводит какое-либо вещество – провОд)

языкОвая колбаса, языковАя система

Большинство материала взято с этого источника

Всем спасибо за внимание!

Зачем с буквой Ё слова? По правилам на нее всегда падает ударение.

@sarth, не спи, ты – почти нео!))))

Вас теперь двое.

Грамотности пост#6 Жареная или жаренная?

Мускулатура, подмышки и мыши: этимология

Периодически у почтенной публики возникают вопросы, касающиеся такой интимной части тела, как подмышка.

Во-первых, слитно или раздельно она пишется?

Во-вторых, при чём тут вообще мыши?

Начнём от Адама, то есть с этимологии, и ответим сначала на второй вопрос.

Слово “мышка” (под которой подмышка) действительно происходит от слова “мышь”. А ещё от слова мышь происходит слово “мышца” (в древнерусском произносилось как “мышица”, а писалось до падения редуцированных “мъшьца”).

Дело в том, что перекатывающиеся под кожей бугорки когда-то напомнили нашим предкам бегающих зверьков, и их назвали мышками. Соответственно, то, что находилось под мышкой, живущей в плече, назвали “подмышкой”.

Кстати, слово “мускулы” произошло точно так же. На латыни “мышь” – будет “mus”, а “мышонок”, с уменьшительным суффиксом – “musculus”. Но уже в Древней Греции слово “μῦς” означало и мышь, и мышцу.

Ну а теперь первый вопрос – как правильно написать? Это зависит от того, какой частью речи является это слово в каждом конкретном случае – существительным или наречием.

Существительное отвечает на вопрос “что?” и его производные, в этом случае пишем слитно:

чесать (что?) подмышку

гладкие (что?) подмышки

аромат исходит (от чего?) от подмышек

жмёт (в чём?) в подмышках

А наречие отвечает на вопросы “где?”, “куда?” и пишется раздельно:

«Принял» – как правильно ставить ударение в слове?

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ (постановка ударения) проверяются в задании 4.

От учащихся требуется выписать одно из четырёх слов, в котором неверно выделено ударение — ударная гласная обозначена большой буквой. В ответ вписывается слово без изменений, без выделений большими буквами. Обратите внимание на букву Ё: если слово с ошибкой содержало эту букву, её нужно писать и в ответе. Например, из четырёх слов:

первое имеет неверно выделенное ударение. Выписываем это слово в ответ без изменения, с буквой Ё. Обращаем внимание на то, что вопрос о возможном написании Е вместо Ё решается просто: перед каждым экзаменуемым на экзамене будет бланк, в котором указаны ВСЕ разрешённые буквы и знаки. На данный момент времени в образцах бланках буква Ё есть.

Для тренировки в отработке навыка постановки ударения РЕШУЕГЭ предлагает как слова из Орфоэпического минимума ФИПИ (2019 год), так и слова, не вошедшие или вышедшие из него.

В задания с повышенным уровнем сложности наряду со словами с явно ошибочным ударением включены слова, имеющие два варианта ударения.

Орфоэпический словник ФИПИ 2019

Важной стороной орфоэпии является ударение, то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение на письме обычно не обозначается, хотя в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусских) его принято ставить.

Отличительные особенности русского ударения — его разноместность и подвижность.Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись — на первом слоге; фонарь, подполье — на втором; ураган, орфоэпия — на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на определённом слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других — меняет своё место (сравните: тОнна — тОнны и стенА — стЕну — стЕнам и стенАм). Последний пример демонстрирует подвижность русского ударения. В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. «Однако, — как справедливо отмечает К.С. Горбачевич, — если разноместность и подвижность русского ударения и создают некоторые трудности при его усвоении, то зато эти неудобства полностью искупаются возможностью различать с помощью места ударения смысл слов (мУка — мукА, трУсит — трусИт, погрУженный на платформу — погружЁнный в воду) и даже функционально-стилистическую закреплённость акцентных вариантов (лаврОвый лист, но в ботанике: семейство лАвровых).

Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ». Как установлено учёными, большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка.

Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки.

Имена существительные

бАнты, неподвижн. ударение на 1-ом слоге.

бОроду, вин.п., только в этой форме ед. ч. ударение на 1-ом слоге

бухгАлтеров, род. п. мн. ч., неподвижное ударение на 2-ом слоге

вероисповЕдание, от веру исповЕдать

диспансЕр, слово пришло из англ. яз. через посредство франц.яз., где удар. всегда на последнем слоге

жалюзИ, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

знАчимость, от прил. знАчимый

Иксы, им. п. мн. ч., неподвижн. ударение

квартАл, из нем. яз., где ударение на 2-ом слоге

киломЕтр, в одном ряду со словами

сантимЕтр, децимЕтр, миллимЕтр…

кОнусы, кОнусов, неподвиж. ударение на 1-м слоге во всех падежах в ед. и мн. ч.

крАны, неподвижн. ударение на 1-ом слоге

кремЕнь, кремнЯ, удар. во всех формах на последнем слоге, как и в слове огОнь

лЕкторы, лЕкторов, см. слово бант(ы)

мЕстностей, род. п. мн. ч., в одном ряду со словоформой пОчестей, чЕлюстей…, но новостЕй

мусоропровОд, в одном ряду со словами газопровОд, нефтепровОд, водопровОд

некролОг, см. каталОг

нОвости, новостЕй, но: см. мЕстностей

нОготь, нОгтя, неподвижн. ударение во всех формах ед. ч. Отрочество, от Отрок — подросток

партЕр, из франц. яз., где удар. всегда на последнем слоге

призЫв, в одном ряду со словами позЫв, отзЫв (посла), созЫв, но: Отзыв (на публикацию)

сирОты, им. п. мн. ч., ударение во всех формах мн. ч. только на 2-ом слоге

срЕдства, им. п. мн. ч.

созЫв, см. призЫв

столЯр, в одном ряду со словами малЯр, доЯр, школЯр…

шофЁр, в одном ряду со словами киоскЁр, контролЁр…

Имена прилагательные

У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. Вариативность этих двух типов у одних и тех же словоформ объясняется, как правило, прагматическим фактором, связанным с разграничением малоупотребительных или книжных прилагательных и прилагательных частотных, стилистически нейтральных или даже сниженных. В самом деле, малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные — на окончании.

Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй, околозЕмный и околоземнОй, мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй. Подобные слова не включаются в задания ЕГЭ, так как оба варианта считаются правильными.

И всё же выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Между тем есть довольно последовательная норма, согласно которой ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый — красИв — красИва — красИво — красИвы; немЫслимый — немЫслим — немЫслима — немЫслимо — немЫслимы и т. п.

Количество прилагательных с подвижным ударением в русском языке невелико, но они часто используются в речи, и поэтому нормы ударения в них нуждаются в комментариях.

Ударение нередко падает на основу в форме множественного числа, а также в единственном числе в мужском и среднем роде и на окончание в форме женского рода: прАвый — прав —прАво — прАвы — правА; сЕрый — сер — сЕро — сЕры — серА; стрОйный — стрОен — стрОйно — стрОйны — стройнА.

Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо с простейшими суффиксами (-к-, -н-). Однако так или иначе возникает необходимость обращения к орфоэпическому словарю, так как ряд слов «выбивается» из указанной нормы. Можно, например, говорить: длИнны и длиннЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.

Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе ее: сильнА — сильнЕе, больнА — больнЕе, живА — живЕе, стройнА — стройнЕе, правА — правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва — красИвее, печАльна — печАльнее, протИвна — протИвнее. То же касается и формы превосходной степени.

Правильные ударения в словах, как правильно ставить

Орфоэпический минимум, подлежащий проверке на едином государственном экзамене. Ударение нужно ставить на выделенную букву. Для поиска слова можно использовать сочетание клавиш Ctrl+F. Слова расположены в алфавитном порядке. Также посмотрите ударение в словах.

А
агЕнт
алфавИт
аэропОрты, им.п. мн.ч.

Б
балОванный, прич.
баловАть
балУясь
бАнты, им.п.мн.ч
бОроду, вин.п.ед.ч.
бралА
бралАсь
бухгАлтеров, род.п. мн.н

В
вЕрба
вернА
вероисповЕдание
взялА
взялАсь
включЁн
включЁнный
включИм
включИт
включИшь
влилАсь
вОвремя
ворвалАсь
воспринялА
воссоздалА
вручИт

Г
гналА
гналАсь
граждАнство

Д
давнИшний
дефИс
диспансЕр
добелА
добралА
добралАсь
довезЁнный
дОверху
ДоговОр
договорЁнность
дождалАсь
дозвонИтся
дозвонЯтся
дозИровать
докраснА
докумЕнт
донЕльзя
дОнизу
досУг
дОсуха

Ж
жалюзИ, ср.р.и мн.ч.
ждалА
жилОсь

З
завИдно
зАгнутый
зАгодя
закУпорив
закУпорить
зАнял
занялА
зАняло
занятА
зАнятый
заселЁн
запертА
зАтемно
звалА
звонИм
звонИт
звонИшь
знАчимость
знАчимый
зимОвщик
зАсветло

И
избалОванный
Иксы
импЕрский
инстИнкт
исключИт
Исстари
исчЕрпать

К
каталОг
квартАл
киломЕтр
клАла
клЕить
кОнусы,кОнусов
кормЯщий
корЫсть
крАлась
крАны
красИвее
красИвейший
кремЕнь
кренИтся
кровоточАщий
кровоточИть
кУхонный

Л
лгалА
лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.
лилА
лилАсь
ловкА
лыжнЯ

М
мЕстностей род.п. мн.ч
мозаИчный
молЯщий
мусоропровОд

Н
навЕрх
навралА
наделИт
надОлго
надорвалАсь
нажИвший
нажитА
нажИлся-убрать
назвалАсь
накренИт
налилА
налИвший
налитА
намЕрение
нанЯвшийся
нарвалА
нарОст
насорИт
нАчал
началА
нАчали

начАв
начАвший
начАвшись
нАчатый
начАть
нАчатые-убрать
нЕдруг
недУг
некролОг
нЕнависть
ненадОлго
низведЁн
нОвости,новостЕй
нОгтя, род.п ед.ч.

О
обеспЕчение
обзвонИт
облегчИт
облегчИть
облилАсь
обнялАсь
обогналА
ободралА
ободрИть
ободрЁнный
ободрЁн
ободренА
ободрИшься
обострЁнный
обострИть
одолжИт
озлОбить
оклЕить
окружИт
опломбировАть
опОшлят
определЁн
оптОвый
освЕдомиться, освЕдомишься
отбылА
отдалА
отдАв
отключЁнный
откУпорил
отозвалА
отозвалАсь
Отрочество

П
партЕр
перезвонИт
перелилА
плодоносИть
повторЁнный
повторИт
поделЁнный
поднЯв
позвалА
позвонИт, позвонИшь
полилА
положИл
положИть
понЯв
понЯвший
пОнял,
понялА
портфЕль
пОручни
послАла
прибЫв
прИбыл
прибылА
прИбыло
придАное
призЫв
прИнял
прИняли
принУдить
прИнятый
приручЁнный
прожИвший
прозорлИва
процЕнт

С
свЁкла
сверлИт
сверлИшь
сирОты
слИвовый
снялА
снятА
сОгнутый
создалА
созданА
сорИт
срЕдства,им.п.мн.ч.
срЕдствами
стАтуя
столЯр
созЫв

Т
тамОжня
тОрты
тОртов
тОтчас

У
убралА
убыстрИть
углубИть
укрепИт

Ц
цемЕнт
цЕнтнер
цепОчка

Щ
щавЕль
щемИт
щЁлкать

Не нашли нужное слово? Посмотрите здесь:

Амфора
агронОмия
акрОполь
алкогОль
анАлог
анАтом
анонИм
апокАлипсис
арАхис
арЕст
аргумЕнт
асимметрИя
астрОлог
астронОм
атмосфЕра
афЕра
бАржА (равноправные)
бУнгало
блАговест
блуднИца
бюрокрАтия
вЕчеря
вОгнутый
валовОй
вандАлы
вдовствО
вероисповЕдание
ветеринАрия
взАпуски
взапертИ
воздухопровОд
воспроизведЕние
втрИдорога
вчистУю
гЕнезис
гЕрбовый
газопровОд
гастронОмия
гегемОния
гипОтеза
гомеопАтия
граждАнство
грошОвый
дОгмат
дОсыта
дефИс
диалОг
диспансЕр
докумЕнт
донЕльзя
досУг
дотрОнуться
дремОта
духовнИк
евАнгелие
еретИк
жалюзИ
зАгодя
завИдно
завсегдАтай
задОлго
закУпорить
запломбировАть
злОба
знАмение
зубчАтый
игУмен
Издавна
Иконопись
Искоса
Искра знания и искрА зажигания
Исстари
идеОлог
иерОглиф
изОгнутый
избаловАть
издрЕвле
изобретЕние
инАче
инсУльт
искривИться
исчЕрпать
кАшлянуть
кУхонный
кАмбала
каталОг
каучУк
квартАл
кедрОвый
киломЕтр
клЕить
коклЮш
корЫсть
кремЕнь
ломОта
ломОть
лубОчный
мАркетинг
мЕльком
магазИн
мастерскИ
медикамЕнты
метонИмия
молОх
монолОг
мусоропровОд
мытАрство
нАискось
нЕнецкий
наОтмашь
наговОр
назлО
намЕрение
нарОст
начАть
незадОлго
некролОг
ненадОлго
несказАнно
нефтепровОд
низИна
новоприбЫвший
новорождЁнный
обеспЕчение
обетовАнный
облегчИть
обнаружЕние
ободрИть
объезднОй
одОбренный
озвУчение
озлОбленный
ознакОмленный
оперИться
оптОвый
освЕдомить
осведомлЁнный
остриЁ
осужденА
оторвалА
откУпорить
оценЁнный
пАсквиль
пЕтля
пОстриг
пУстошь
пУстынь
патриАрхия
перекрОенный
петлЯ
пиццерИя
плЕсневеть
платО
пломбировАть
поИмка
подзаголОвок
подрОстковый
подчистУю
поискОвый
полтергЕйст
прИкус
предвосхИтить
премировАть
приговОр
принУдить
принЯть
прогИб
проторЁнный
процЕнт
псевдонИм
пулОвер
пургА
путепровОд
рАджа
рАпорт
РевЕнь
рОвненько
рОзги
развитОй
ракУшка
сЕтчатый
сОгнутый
сабО
свЁкла
сегмЕнт
создАвший
создАл
создалА
сОздало
созЫв
сосредотОчение
столЯр
тАинство
твОрОг (двойное ударение)
тУфля
табУ
танцОвщица
тигрОвый
толИка
тошнотА
трУбчатый
трубопровОд
углубИть
уговОр
узаконЕние
украИнский
умЕрший
упрОчение
факсИмиле
фенОмен (необычное явление. Допустимо ударение на последний слог), феномЕн (выдающийся человек)
фетИш
флюорогрАфия
ходАтайство
чИстильщик
щИколотка
Экскурс

Списки с правильными ударениями очень важны для решения задания A1 из ЕГЭ по русскому языку, поэтому рекомендуется сохранить ссылку на эту страницу.

Ссылка на основную публикацию