Почерк или “поДчерк” – как правильно писать?

«Подчерк» или «почерк»: как пишется слово?

Очень часто возникают сомнения в написании созвучных слов, которыми так богата русская речь. «Подчерк» или «почерк» — как написать, и нужна ли буква «д»? А, может быть, оба варианта верны? Разберемся во всем последовательно.

  1. Как правильно пишется?
  2. Морфемный разбор слов «подчерк» и «почерк»
  3. В каких случаях пишут «подчерк»
  4. Примеры предложений
  5. В каких случаях пишут «почерк»
  6. Примеры предложений
  7. Ошибочное написание слов «подчерк» и «почерк»
  8. Как правильно: почерк или подчерк?
  9. Правильно пишется
  10. Какое правило?
  11. Морфологические и синтаксические свойства
  12. Примеры предложений
  13. Неправильно пишется
  14. Значение
  15. Синонимы
  16. Заключение
  17. почерк
  18. Морфологические и синтаксические свойства
  19. Произношение
  20. Семантические свойства
  21. Значение
  22. Синонимы
  23. Антонимы
  24. Гиперонимы
  25. Гипонимы
  26. Родственные слова
  27. Этимология
  28. Фразеологизмы и устойчивые сочетания
  29. Перевод
  30. Библиография
  31. Морфологические и синтаксические свойства
  32. Произношение
  33. Семантические свойства
  34. Значение
  35. Синонимы
  36. Антонимы
  37. Гиперонимы
  38. Гипонимы
  39. Родственные слова
  40. Этимология
  41. Фразеологизмы и устойчивые сочетания
  42. Морфологические и синтаксические свойства
  43. Произношение
  44. Семантические свойства
  45. Значение
  46. Синонимы
  47. Антонимы
  48. Гиперонимы
  49. Гипонимы
  50. Родственные слова
  51. Этимология
  52. Фразеологизмы и устойчивые сочетания
  53. Морфологические и синтаксические свойства
  54. Произношение
  55. Семантические свойства
  56. Значение
  57. Синонимы
  58. Антонимы
  59. Гиперонимы
  60. Гипонимы
  61. Родственные слова
  62. Этимология
  63. Фразеологизмы и устойчивые сочетания
  64. Морфологические и синтаксические свойства
  65. Произношение
  66. Семантические свойства
  67. Значение
  68. Синонимы
  69. Антонимы
  70. Гиперонимы
  71. Гипонимы
  72. Родственные слова
  73. Этимология
  74. Фразеологизмы и устойчивые сочетания
  75. Морфологические и синтаксические свойства
  76. Произношение
  77. Семантические свойства
  78. Значение
  79. Синонимы
  80. Антонимы
  81. Гиперонимы
  82. Гипонимы
  83. Родственные слова
  84. Этимология
  85. Фразеологизмы и устойчивые сочетания
  86. Морфологические и синтаксические свойства
  87. Произношение
  88. Семантические свойства
  89. Значение
  90. Синонимы
  91. Антонимы
  92. Гиперонимы
  93. Гипонимы
  94. Родственные слова
  95. Этимология
  96. Фразеологизмы и устойчивые сочетания
  97. Как правильно писать: почерк или поДчерк?

Как правильно пишется?

Чтобы убедиться в правильности написания, прибегнем к информации, изложенной в орфографическом словаре. К нашему удивлению, мы найдем здесь оба варианта, поэтому подробнее исследуем этот термин.

Что такое «почерк»? Это существительное, образованное от глагола черкать. Оно отражает индивидуальную манеру письма человека, начертание рукописного текста, по которому составляется его психологический портрет или определяется возраст.

Толкование слова «подчерк» иное. Существительное происходит от глагола «подчеркивать» и подразумевает проведение нижней черты. Это способ выделения написанного или набранного на компьютере текста.

Морфемный разбор слов «подчерк» и «почерк»

Оба существительных имеют корень «черк» и различные приставки.

В одном случае — это приставка «по»,

в другом — «под». Здесь кроется еще одна сложность, так как иногда вместо буквы «д» используют букву «т» в приставке, что тоже является ошибкой.

В каких случаях пишут «подчерк»

Примеры предложений

Легче запомнить корректное написание помогут следующие фразы:

  1. Старушка жаловалась на плохое зрение, поэтому врач оставила под названием препарата жирный подчерк.
  2. Она так была сосредоточена на составлении рекламации, что когда дверь внезапно открылась, от неожиданности она оставила на бумаге тоненький подчерк.
  3. Станислав писал настолько небрежно, что подчерк, оставленный им, можно было перепутать с перечеркиванием.
  4. Конверт попал к почтальону, и он уверенной рукой обвел имя и фамилию адресата, а также оставил под адресом три широких подчерка.

В каких случаях пишут «почерк»

Примеры предложений

Уместно написать это слово в следующих фразах:

  1. Врачебный почерк — это что-то удивительное, даже коллеги не могут понять, что написано в рецепте.
  2. У него очень красивый почерк, несмотря на то, что учится он неудовлетворительно.
  3. У Ольги вполне разборчивый почерк, хотя ей приходится писать очень быстро. На работе ее все торопят, поэтому времени совсем не хватает.
  4. Почерк может говорить очень много о человеке: мелкие буквы свидетельствуют о жадности, а очень крупные — о расточительности.
  5. Он бросил на стол стопку бумаг, исписанных интересным почерком с завитушками.
  6. Ей нужно ежедневно работать для того, чтобы усовершенствовать свой почерк. Она же девочка, она должна писать красиво.
  7. Красивые листки шершавой бристольской бумаги были украшены аккуратным женским почерком и забавными рисунками.
  8. Писала она без помарок, но почерк ее выдавал, поэтому начальник сразу понял, кто написал анонимное письмо.

Ошибочное написание слов «подчерк» и «почерк»

Каждый вариант, употребленный в несоответствии со смысловым наполнением текста, является ошибкой.

Неправильно использовать словоформы «размашистый подчерк» или «тройной почерк», так как они не соответствуют заложенному контексту.

Разобравшись в этом вопросе, не останавливаемся, а продолжаем совершенствоваться. Грамотное письмо нужно нам для того, чтобы тренировать свою память и «не упасть в грязь лицом» в самый неподходящий момент.

Как правильно: почерк или подчерк?

Русский язык богат на созвучные понятия, которые очень легко спутать не только в написании, но и в толковании. В большинстве случаев люди начинают сомневаться при необходимости употребления в письменной или устной речи понятия почерк. Нужно ли прописывать согласную Д? Почерк или подчерк — как правильно писать? Может быть, оба варианта верны?

Правильно пишется

В случае возникновения сомнений в написании той или иной словоформы необходимо искать ее в орфографическом словаре. В нашем случае, нас ждет приятная неожиданность: исследуемый термин может писаться и так, и так. Только речь идет о совершенно разных толкованиях.

Главное — не употребить букву Т.

Какое правило?

Правописание изучаемой лексической единицы зависит от смыслового наполнения.

Подчерк — имя существительное, образованное от глагола с помощью приставки ПОД: подчеркнуть.

Почерк — существительное, образованное с помощью приставки ПО от слова почеркать.

Морфологические и синтаксические свойства

Морфологический разбор поможет разобраться, как пишется почерк и в каких случаях это уместно.

Словоформа относится к отглагольному неодушевленному, нарицательному существительному. В зависимости от контекста может выступать разным членом предложения.

Если говорить все же о подчерке, то словоформа является неодушевленным существительным мужского рода в единственном числе.

Примеры предложений

Разобраться с уместным использованием каждого понятия помогут наглядные примеры.

  1. Ах, какой у него красивый и аккуратный почерк, с милыми завитушками.
  2. Врачебный почерк распознать крайне трудно: он скорее напоминает кардиограмму, нежели отдельные слова.
  3. Она так спешила закончить предложение, что нечаянно оставила под последним словом тоненький подчерк.
  4. Чтобы расставить акцент на важности рецептурного препарата, доктор оставила под названием медикамента жирный подчерк.

Неправильно пишется

Каждый вариант писать надо с уверенностью в понимании заложенного контекста. Лексема может быть написана с ошибкой, если словоформа не соответствует смысловому наполнению предложения. Поэтому, каждый вариант может оказаться неправильным, если проявить невнимательность.

Значение

В зависимости от значения написание созвучных изучаемых лексем отличается наличием звонкой согласной Д.

Почерк — индивидуальная манера письма, по которой составляется описание характера написанных слов и предложений. По нему можно составить психологический портрет и возрастную категорию человека, написавшего текст.

Употребление термина подчерк в речи подразумевает подведение черты — подчеркивания.

Синонимы

Если возникли сомнения в правописании изучаемой лексической единицы, попробуйте найти слово с подобным значением, которое будет для вас более простым в написании. К примеру, уместные синонимы в данном случае: шрифт, манера письма, стиль написания, интонация, письмо.

Заключение

Русский язык любит проявлять свое коварство: то некоторые звуки передаются на письме другими буквенными сочетаниями, то созвучные словоформы с похожими, но разными понятиями… Чтобы не упасть в грязь лицом, необходимо постоянно развиваться и запоминать интересные лексемы, которые нередко используются в речи. Можно работать с правилами правописания русского языка, с исключениями или словарными понятиями; а можно разбирать лексемы на простых примерах. Это отличная тренировка для развития зрительной и письменной памяти. Ведь никто не знает, кому когда какие знания пригодятся. Помните: развитие — первый шаг к совершенству.

почерк

Морфологические и синтаксические свойства

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 3a по классификации А. А. Зализняка). Встречается также разг. вариант склонения по схеме 3c(1): мн. ч. — почерка́, почерко́в, почерка́м, почерка́ми, почерка́х.

Корень: -почерк- [Тихонов, 1996].

Произношение

  • МФА: ед. ч. [ˈpot͡ɕɪrk] мн. ч. [ˈpot͡ɕɪrkʲɪ]

Семантические свойства

Значение
  1. манера изображения букв на письме ◆ Почерк был незнаком девушке; без особого любопытства она вскрыла конверт и вытащила аккуратно сложенный листок. А. С. Грин, «Джесси и Моргиана» ◆ В чистописании главное не почерк, главное, чтоб ученики не забывались. А. П. Чехов, «Неудача»
  2. перен. свойственная кому-либо характерная манера делать что-либо ◆ Почерк преступления показался следователю знакомым.
  3. перен. редк. быстрое, размашистое движение пером, карандашом по бумаге при письме; росчерк ◆ Да, классик я — но до известной меры: // Я б не хотел, чтоб почерком пера // Присуждены все были землемеры, // Механики, купцы, кондуктора // Виргилия долбить или Гомера. А. К. Толстой, «Портрет»
Синонимы
  1. рука
  2. рука
  3. росчерк
Антонимы
Гиперонимы
Гипонимы

Родственные слова

Этимология

Происходит от гл. черкать, далее из праслав. *čьrkati, от кот. в числе прочего произошли: русск. черкать, черкнуть, укр. черкати, словенск. čŕkati. Связано с čьrtati (ср. русск. черта, чертить). Использованы данные Толкового словаря русского языка с включением сведений о происхождении слов (2007). См. Список литературы.

Как правильно: почерк или подчерк?

Русский язык богат на созвучные понятия, которые очень легко спутать не только в написании, но и в толковании. В большинстве случаев люди начинают сомневаться при необходимости употребления в письменной или устной речи понятия почерк. Нужно ли прописывать согласную Д? Почерк или подчерк — как правильно писать? Может быть, оба варианта верны?

  1. Правильно пишется
  2. Какое правило?
  3. Морфологические и синтаксические свойства
  4. Примеры предложений
  5. Неправильно пишется
  6. Значение
  7. Синонимы
  8. Заключение

Правильно пишется

В случае возникновения сомнений в написании той или иной словоформы необходимо искать ее в орфографическом словаре. В нашем случае, нас ждет приятная неожиданность: исследуемый термин может писаться и так, и так. Только речь идет о совершенно разных толкованиях.

Главное — не употребить букву Т.

Какое правило?

Правописание изучаемой лексической единицы зависит от смыслового наполнения.

Подчерк — имя существительное, образованное от глагола с помощью приставки ПОД: подчеркнуть.

Почерк — существительное, образованное с помощью приставки ПО от слова почеркать.

Морфологические и синтаксические свойства

Морфологический разбор поможет разобраться, как пишется почерк и в каких случаях это уместно.

Словоформа относится к отглагольному неодушевленному, нарицательному существительному. В зависимости от контекста может выступать разным членом предложения.

Если говорить все же о подчерке, то словоформа является неодушевленным существительным мужского рода в единственном числе.

Примеры предложений

Разобраться с уместным использованием каждого понятия помогут наглядные примеры.

  1. Ах, какой у него красивый и аккуратный почерк, с милыми завитушками.
  2. Врачебный почерк распознать крайне трудно: он скорее напоминает кардиограмму, нежели отдельные слова.
  3. Она так спешила закончить предложение, что нечаянно оставила под последним словом тоненький подчерк.
  4. Чтобы расставить акцент на важности рецептурного препарата, доктор оставила под названием медикамента жирный подчерк.

Неправильно пишется

Каждый вариант писать надо с уверенностью в понимании заложенного контекста. Лексема может быть написана с ошибкой, если словоформа не соответствует смысловому наполнению предложения. Поэтому, каждый вариант может оказаться неправильным, если проявить невнимательность.

Значение

В зависимости от значения написание созвучных изучаемых лексем отличается наличием звонкой согласной Д.

Почерк — индивидуальная манера письма, по которой составляется описание характера написанных слов и предложений. По нему можно составить психологический портрет и возрастную категорию человека, написавшего текст.

Употребление термина подчерк в речи подразумевает подведение черты — подчеркивания.

Синонимы

Если возникли сомнения в правописании изучаемой лексической единицы, попробуйте найти слово с подобным значением, которое будет для вас более простым в написании. К примеру, уместные синонимы в данном случае: шрифт, манера письма, стиль написания, интонация, письмо.

Заключение

Русский язык любит проявлять свое коварство: то некоторые звуки передаются на письме другими буквенными сочетаниями, то созвучные словоформы с похожими, но разными понятиями… Чтобы не упасть в грязь лицом, необходимо постоянно развиваться и запоминать интересные лексемы, которые нередко используются в речи. Можно работать с правилами правописания русского языка, с исключениями или словарными понятиями; а можно разбирать лексемы на простых примерах. Это отличная тренировка для развития зрительной и письменной памяти. Ведь никто не знает, кому когда какие знания пригодятся. Помните: развитие — первый шаг к совершенству.

Подчерк

Подчёркивание, по́дчерк ( _ ) — символ hex), 95 (dec). На стандартной компьютерной клавиатуре этот символ расположен совместно со знаком дефиса на клавише, находящейся справа от клавиши 0.

Символ подчёркивания остался со времён пишущих машинок. До распространения текcтовых процессоров этот символ использовался для подчёркивания слов в тексте. Для этого после набора слова каретка пишущей машинки отводилась назад (к началу слова или фразы, подлежащей подчёркиванию) и поверх текста печаталось необходимое количество символов подчёркивания, создающих сплошную линию под текстом. Кроме того, серия знаков подчёркивания (например, такая: ^_________^) позволяла обозначать поля для рукописного ввода на бланках и пр.

В настоящее время символ подчёркивания зачастую применяется для замены пробела в некоторых случаях, когда использование пробела невозможно или нежелательно: в адресах электронной почты, в сети Интернет (в доменной части адреса заменяется на знак минуса), в названиях компьютерных файлов, названиях (идентификаторах) переменных и других объектов в языках программирования и т.д.

Некоторые компьютерные приложения автоматически подчёркивают текст, окружённый знаками подчёркивания. Таким образом _подчёркнутый_ отображается как подчёркнутый. В текстовом процессоре Microsoft Word, при соответствующих настройках автозамены, текст, выделенный знаками подчёркивания, становится курсивным.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Подходы к пониманию проблемы искусственного интеллекта
  • Подчинение

Полезное

Смотреть что такое “Подчерк” в других словарях:

Китай государство в Азии — Содержание: География. История общая. История сношений К. с Европой. Язык и литература. Китайская музыка. Великая империя восточной и центральной Азии известна среди своих обитателей под названиями, ничего общего с европейскими (Китай, China,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Китай, государство в Азии — Содержание: География. История общая. История сношений К. с Европой. Язык и литература. Китайская музыка. Великая империя восточной и центральной Азии известна среди своих обитателей под названиями, ничего общего с европейскими (Китай, China,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

ПОДЧЕРКИВАТЬ — ПОДЧЕРКИВАТЬ, подчеркнуть что. подвести чертою, подбить. Подчеркнутые слова набираются искосью. Выбранил на письме, да еще и подчеркнул, чтобы в глаза кинулось! ся, страд. Подчеркиванье ·длит. черкнутие однокр. подчерк муж. подчертка жен., ·об.… … Толковый словарь Даля

каллиграфия — и; ж. [от греч. kalligraphia красивый подчерк] Искусство писать чётким, ровным и красивым почерком. * * * каллиграфия (от греч. kalligraphía красивый почерк), искусство красивого и чёткого письма. История каллиграфии связана с историей шрифта и… … Энциклопедический словарь

Апомнемоневмата — записи о примечат. поступках, деяниях, выражениях и прочем выдающ. людей, сделан. на основе личных воспомин. (достоверных или выдуманных). Впервые «А.» был озаглавлен труд Ксенофонта, посвящ. хар ристике личности Сократа и его учению;… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Аргиштихинили — город, постр. ок. 776 до н.э. в правл. царя Урарту Аргишти I. В завоев. урартами Айраратской долине была постр. крепость, воздвиг. дворцы и храмы, а в окрестн. разбиты сады и виноградники. Важное знач. А. среди др. урартских центров… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Арьяман — в вед. миф. божество класса адитьев. Образ А. весьма абстрактен. Его хар ристики чаще всего общи всем адитьям. Так, он заполняет воздуш. пространство, дает богатства (даже без просьбы). Он сын Адити. Подчерк. дружеств. А., благосклон.;… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Асселон — Семпроний (ок. 100 до н.э.) рим. историк. В своей хронологич. истории (примерно 145 91) он отвергал простую анналистику и подчерк. необход. анализа причинных связей событий с учетом внутриполитич. особенностей для извлеч. правильных… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Борода — борода, бакенбарды или усы обычны у бл. вост. народов, а также у греков, начиная с микенск. периода до 4 в. до н.э. Со времен Александра Македонского (336 323 до н.э.) бороды, как правило, не носили (исключ. составл. древ. философы, к… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Вавилонское искусство — под этим назв. обычно понимается иск во не только времени господства г. Вавилона (нач. 2 го тыс. до н.э.), но и предшеств. периода (4 3 е тыс. до н.э.), когда древнейш. культурн. очагами на юге Месопотамии были шумеро аккад. госуд.… … Древний мир. Энциклопедический словарь

Диктанты 5 класс 3 четверть

Поверочные и контрольные диктанты по русскому языку 5 класс 3 четверть (контрольные работы с грамматическим заданием – школа России)

Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. Никто её не беспокоил. Спала на ветке большой ели. Не заботилась она ни о ком, только о себе. Прошло время, и у неё появились бельчата. Теперь белка от них не уходила. Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжёлый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Она выскочила, а её беспомощные детки оказались в ловушке. К кому обратиться за помощью? А вдруг кто-нибудь спасёт бельчат. Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое гнездо из мягкого мха осталось целым. Лесная жительница была счастлива. Ничто больше не огорчит её! 98 слов / с грамматическим заданием

Все еще из распахнутой сини неба улыбалось солнце. Природа пробуждалась от зимнего сна. Снег в лесу присел и почернел. Сначала на снегу выступила облетевшая коричневая хвоя. Потом появилось много сухих сучьев, и зажелтели прошлогодние палые листья, проступили проталины. Грачи давно расхаживали по двору и начали вить гнезда в роще. Скворцы и жаворонки тоже располагались на новых квартирах. Отец с восхищением рассказывал, что видел прилетающих лебедей. Прекрасные белые птицы летели высоко, и отец едва мог рассмотреть их ранний прилет. Река разлилась, а вода еще прибывала. Над озером беспрестанно проносились большие стаи перелетной птицы. Они тоже возвратились из мест зимнего пребывания. 102 слова / с грамматическим заданием

Я бывал здесь каждый день. Я садился на еловый пенёк и смотрел на белое чудо. И от сердца отходили мелкие невзгоды. Жизнь казалась чистой и прозрачной, как лесной ручеёк. Мне не верилось, что поляна с белыми ромашками останется целой рядом с городом. Но проходил день за днём, а цветы жили своей жизнью. Над ними ласково гудели шмели. В такт слабым порывам ветра ромашки задумчиво и нежно покачивали головками. Я не был на поляне дня три. И вот прикатил на велосипеде к своим ромашкам. Поляну было не узнать! Чернело пятно костра, валялись банки, осколки бутылок. От былого ромашкового чуда ничего не осталось. 100 слов / с грамматическим заданием

На старой Смоленской дороге стоит кряжистая берёза. Вместо вершины чернеют ожогами острые пики, а ствол весь в бугристых шрамах. Коснулся я морщинистой коры и ощутил под руками холод металла. Всю эту сторону иссекли пули и осколки снарядов. В лихую военную годину тут шёл жестокий бой. И берёза приняла на себя огневой шквал неприятеля. Многим отважным нашим бойцам она спасла жизнь, заслонила их собою от смертельных пуль. Берёза молчаливо и тяжко болела. Дни её колебались на зыбкой грани между жизнью и смертью. Но она выжила, снова зазеленела. Теперь возле неё толпится, обступает со всех сторон шумливая рать березняка. 97 слов / с грамматическим заданием

На лугу пасётся чёрненький бычок. Он тянется влажными губами к Алёшиной ладошечке, подёргивает холкой, сгоняет злую мошкару. — Алёша, я нашла водомерку, — кричит Наташа и разглядывает кого-то в травке. К узкому брюшку тесно прижались прозрачные крылышки. Осенью водомерки вылезают на бережок и прячутся в укромном местечке: под корой пней, во мху, в листочках. Они впадают в оцепенение и спокойно переносят стужу и бескормицу. Почему насекомое не тонет? На его ножках никаких лыж нет. Водомерка такая лёгкая, что не может прорвать плёнку воды. Чтобы ноги у неё не смачивались водой, они покрыты особым веществом. 92 слова / с грамматическим заданием

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой. Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку. С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открывал в природе много тайн и дарил их своим читателям. А вы, ребята, читали его книги? 91 слово / с грамматическим заданием

Контрольный диктант по итогам 3 четверти

ВОДОМЕРКА

На лугу пасётся чёрненький бычок. Он тянется влажными губами к Алёшиной ладошечке, подёргивает холкой, сгоняет злую мошкару.

— Алёша, я нашла водомерку, — кричит Наташа и разглядывает кого-то в травке. К узкому брюшку тесно прижались прозрачные крылышки.

Осенью водомерки вылезают на бережок и прячутся в укромном местечке: под корой пней, во мху, в листочках 4 . Они впадают в оцепенение и спокойно переносят стужу и бескормицу 4 .

Почему насекомое не тонет? На его ножках никаких лыж нет. Водомерка такая лёгкая, что не может прорвать плёнку воды. Чтобы ноги у неё не смачивались водой, они покрыты особым веществом.

(По Ю. Краснощёкову.)

Грамматическое задание

1. Сделайте разбор по составу: чёрненький, разглядывает, местечке (1 вариант); влажными, прячутся, листочках (2 вариант).

2. Составьте схему предложения с прямой речью.

3. Произведите синтаксический разбор предложения:

Осенью водомерки вылезают на бережок и прячутся в укромном местечке: под корой пней, во мху, в листочках 4 . (1 вариант).

Они впадают в оцепенение и спокойно переносят стужу и бескормицу 4 . (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 3 четверти

5 класс

РОМАШКОВАЯ ПОЛЯНА

Я бывал здесь каждый день. Я садился на еловый пенёк 3 и смотрел на белое чудо 4 . И от сердца 3 отходили мелкие невзгоды. Жизнь казалась чистой и прозрачной, как лесной ручеёк.

Мне не верилось, что поляна с белыми ромашками останется целой рядом с городом. Но проходил день за днём, а цветы жили своей жизнью. Над ними ласково гудели шмели. В такт слабым порывам ветра ромашки задумчиво и нежно покачивали головками 4 .

Я не был на поляне дня три. И вот прикатил на велосипеде к своим ромашкам. Поляну было не узнать! Чернело пятно костра, валялись банки, осколки бутылок. От былого ромашкового чуда ничего не осталось.

(По В. Малиновскому.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: пенёк (1 вариант); сердца (2 вариант);

2. Сделайте разбор по составу: еловый, садился, головками (1 вариант); ромашкового, покачивали, ручеёк (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения:

Я садился на еловый пенёк и смотрел на белое чудо 4 . (1вариант);

В такт слабым порывам ветра ромашки задумчиво и нежно покачивали головками 4 . (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 3 четверти

5 класс

О ЧЁМ ВСПОМИНАЕТ БЕРЁЗА

На старой Смоленской дороге стоит кряжистая берёза. Вместо вершины 3 чернеют ожогами острые пики, а ствол весь в бугристых шрамах. Коснулся я морщинистой коры и ощутил под руками холод металла 4 . Всю эту сторону иссекли пули и осколки снарядов.

В лихую военную годину тут шёл жестокий бой. И берёза приняла на себя огневой шквал неприятеля. Многим отважным нашим бойцам 3 она спасла жизнь, заслонила их собою от смертельных пуль.

Берёза молчаливо и тяжко болела. Дни её колебались на зыбкой грани между жизнью и смертью. Но она выжила, снова зазеленела. Теперь возле неё толпится, обступает со всех сторон шумливая рать березняка 4 .

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор слова: вершины (1 вариант); бойцам (2 вариант);

2. Сделайте разбор по составу: кряжистая, зазеленела, годину (1 вариант); бугристых, толпится, березняка (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения:

Коснулся я морщинистой коры и ощутил под руками холод металла 4 . (1вариант);

Теперь возле неё толпится, обступает со всех сторон шумливая рать березняка 4 . (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 3 четверти

6 класс

ОДУВАНЧИК

Листья у одуванчика лежат на земле, расположившись 3 по кругу. Из этой зелёной розетки скоро подымется узкая трубочка. В детстве из неё мы делали дуделки да пищики.

Набрав задуманную высоту, одуванчик распускается 4 . Жёлтое колёсико выкатывается на луг, зацепляя зубчиками своими солнечный диск. Одуванчик, как золотые часы, и восход покажет, и закат отметит. На его жёлтый циферблат часто садятся шмели-ювелиры, выверяя 3 природные ритмы.

Одуванчики растут кучей, заполняя луговину 4 . Кажется, движутся они, вращаясь на свету. Незабываемое ощущение! Что-то отлаживается в это время в душе твоей, согласуясь с гармонией мира.

А когда отцветёт одуванчик, то появится в нём что-то лунное, серебряное. Можно обдуть семена и пустить по ветру. Счастливого взлёта вам, одуванчики!

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: выверяя (1 вариант); расположившись (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор: выкатывается, серебряное, набрав (1 вариант); движутся, счастливого, вращаясь (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

Набрав задуманную высоту, одуванчик распускается 4 . (1 вариант);

Одуванчики растут кучей, заполняя луговину 4 . (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 3 четверти

6 класс

РАЗЛИВ ДНЕПРА

Разлив Днепра был широк и грозен. Жёлтые и розовые дачки на его берегах, подмытые водой, являли собой картину бедствия 4 . В стёкла окон били некрупные злые волны.

Акации цвели, и их цветение было под стать самому разливу. Белые, коралловые и желтоватые гроздья цветов заполняли всё видимое пространство.

Голубые плёсы вольно раскинулись над заборами, дорогами и огородами. Острова, пойменные заросли, некрутые обрывы берегов — всё поглотил гигантский, разлившийся до самого моря Днепр.

В камышовых крепях, частью затопленных 3 , частью всплывших, возились перепуганные ондатры. Вся их страна с домишками, кормовыми угодьями и каналами, прогрызенными в камышах, затонула, как древняя Атлантида. Над ней скользила наша лодка, не разбиравшая 3 никакой дороги 4 .

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: затопленных (1 вариант); не разбиравшая (2 вариант).

2. Выполните морфемный разбор слов: накренившиеся, желтоватые, раскинулись (1 вариант); разлившийся, гигантский, возились (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

Жёлтые и розовые дачки на его берегах, подмытые водой, являли собой картину бедствия 4 . (1 вариант);

Над ней скользила наша лодка, не разбиравшая 3 никакой дороги 4 . (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 3 четверти

6 класс

ПЯТНИСТАЯ СОСЕДКА

Весной кто-то с нами поселился. Мы слышали по ночам слабый шорох, странное шлёпанье по полу 4 . Ощущалось чьё-то малозаметное присутствие. Кто 3 бы это мог быть? Насекомые и мыши не издают таких звуков. Никакие 3 поиски не помогли нам обнаружить неведомое существо.

Мы жили на первом этаже деревянного дома. Комната была самая большая, но сыроватая. На полу возле окна стояли горшочки, бочонки с комнатными растениями: кактусами, лимонами, гортензиями4. Казалось, что новый жилец появлялся именно с этой стороны.

Однажды ночью меня разбудило какое-то громкое хлюпанье. Некто неизвестный плескался в поилке для кошки. Это была пятнистая жаба-жерлянка, которая пряталась у нас всю зиму. Только весна разбудила её. Скоро жерлянка откормится в саду. Пусть уничтожает улиток и других вредителей.

(По Ю. Александрову.)

Грамматическое задание

1. Выполните морфологический разбор: кто (1 вариант); никакие (2 вариант).

2. Выпишите все местоимения, определите разряды: из 1 абзаца (1 вариант); из 2 и 3 абзаца (2 вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор предложения, нарисуйте схему:

Мы слышали по ночам слабый шорох, странное шлёпанье по полу 4 . (1 вариант);

На полу возле окна стояли горшочки, бочонки с комнатными растениями: кактусами, лимонами, гортензиями 4 . (2 вариант).

диктанты за 3 четверть
учебно-методический материал по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Контрольные диктанты за 3 четверть

Скачать:

ВложениеРазмер
3_chetvert_5_i_9_klass.docx13.76 КБ
3_chetvert_7_8_9.docx14.88 КБ
3_chetvert_8_i_9_kl._2016-2017.docx14.04 КБ
3-ya_chetvert_6_7_8.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

по русскому языку

за III четверть 2016 – 2017 уч.г.

В глухих сосновых лесах живут, зимуют, кормятся смолистою хвоей молоденьких сосен глухари.

Глухарь – самая большая, редкостная птица в наших лесах.

Летом глухари скрываются вместе с лосями в глубоких чащобах, в моховых тёмных болотах. За это некоторые деревенские охотники называют глухарей “мошниками”.

Не всякому удаётся увидеть в лесу глухарей, услышать весною их удивительную песню. Только самые терпеливые и умелые охотники знают, где живут, скрываются и поют глухари.

Хорошие, умные охотники берегут редкостных лесных птиц. Они не стреляют, не губят их. Охотники подкрадываются к глухарям и любуются силой и красотой птиц.

1. Произвести синтаксический разбор последнего предложения текста.

2. Произвести морфологический разбор слова:

3. Выписать из 1-го предложения текста все имена прилагательные , указать их род, число, падеж .

3. Выполнить морфемный разбор слов:

охотники, сосновых, называют.

по русскому языку

за III четверть 2016 – 2017 уч.г.

Стало быстро темнеть, пришли тучи летние, грянул первый гром. Лягушки в лужах заволновались так сильно, что от них заколыхалась вода, что крики их заглушили раскаты стихающего грома.

После проливного тёплого дождя Петя занялся рыбой: он поставил в торфяном пруду сети на карасей.

Там на берегу, около сетей, нависая над самой водой, стояло десять маленьких берёзок, веточки их были ещё без листочков, совсем тоненькие.

Солнце садилось пухлое, и, когда село, началась живая ночь: пели все соловьи, все лягушки орали. Но так часто на свете бывает, что, когда всем хорошо, бедному человеку приходит в голову бедная мысль и не даёт ему радоваться. Пете тоже не спалось, и вот пришло ему в голову, что явились воры и унесли сети. Вот почему Петя на рассвете бежит к своим сетям и уже издали видит, что там, где он сети поставил, теперь стоят люди – точно воры.

В ужасной злобе бежит он туда и вдруг останавливается, улыбается, ему стыдно: это не люди – это за ночь берёзы оделись в зелень и как будто люди стоят.

1. Произвести синтаксический разбор 1-го предложения из 1-го абзаца.

2. Построить схему предложения из 2-го абзаца.

3. Указать вид подчинения в СПП из 1-го абзаца.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

листочков, поставил, проливного, нависая, издали.

Предварительный просмотр:

по русскому языку

за III четверть 2015 – 2016 уч.г.

Вместо того чтобы сидеть на скучном уроке по арифметике, нам выпала удача копать картошку на школьном участке. Главное развлечение наше состояло в том, чтобы на гибкий прут насадить тяжёлый шарик и бросить дальше.

Я наклонился, чтобы слепить шарик потяжелее, но вдруг почувствовал сильный удар между лопаток. Это Витька Агафонов вместо того, чтобы бросить свой комок земли в небо, подкрался ко мне сзади и ударил меня комком, насаженным на прут.

Я никогда не плакал от физической боли. От неё можно кричать, орать, кататься по траве, но не плакать. Зато легко навёртывались слёзы на мои глаза от несправедливости.

Ни один человек не заметил происшествия. Все по-прежнему собирали картошку. Небо по-прежнему было голубое, а солнышко красное. Но я уже не видел ни картошки, ни солнца, ни неба. На душе черно от обиды, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке.

1. Произвести синтаксический разбор 3-го предложения из 4-го абзаца.

2. Выполнить морфологический разбор предлога из 1-го абзаца.

3. Выполнить морфологический разбор союза из 2-го абзаца.

4. Произвести морфемный разбор слов: плакал, скучном, сзади.

по русскому языку

за III четверть 2015 – 2016 уч.г.

Время и люди немного оставили от некогда раскинувшейся здесь просторной хуторской усадьбы. Кое-где останки её выглядывали на поверхность камнем фундамента, осевшим от времени. Ольшаник, потеснив хуторское поле, подступил к самому двору. От колодца ничего не осталось. Вода, оказавшись без надобности, иссякла. На месте стоявшей здесь хаты тянулась к свету дикая груша. С дороги ничего не указывало на бывшую усадьбу. Только одинокая липа, пристроясь возле бывших ворот, одиноко и уродливо удерживала ещё несколько мощных сучьев.

Прилетая из леса, птицы почему-то никогда не садились на её ветви. Вороны, возможно, помнили что-то, чуя в изуродованном дереве дух несчастья, знак давней беды. И только тоненькая молодая рябинка, выбросив на свет считанные листочки, казалась гостьей из иного мира посреди заросшего травой подворья. Всё, кроме времени, принадлежало здесь прошлому. И только человеческая память, превращая прошлое в нынешнее, связывает настоящее с будущим.

1. Произвести синтаксический разбор 1- го предложения из 3-го абзаца.

2. Выписать из текста диктанта предложение с обособленным уточняющим членом предложения.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

прилетая, хуторское, уродливо, подступил.

по русскому языку

за III четверть 2015 – 2016 уч.г.

Этой осенью я ночевал у деда Лариона на Урженском озере; мы пили чай ночью, дожидаясь далёкого и нерешительного рассвета, и за чаем дед рассказал мне историю о зайце.

В августе дед пошёл охотиться на северный берег озера. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны лопухов, сильно тянуло гарью. Поднялся ветер, дым густел, его уже несло белой пеленой по лесу, затягивало кусты, стало трудно дышать.

Дед понял, что начался лесной пожар и огонь идёт прямо на него. Ветер перешёл в ураганный, огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня. Дед был прав: во время урагана огонь шёл со скоростью тридцати километров в час.

Вскоре дед увидел зайца. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает.

Дед побежал за зайцем – заяц вывел его из огня.

1. Произвести синтаксический разбор 3-го предложения из 2-го абзаца.

2. Построить схему последнего предложения из 3-го абзаца.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

рассвета, тянуло, ураганный, дожидаясь, сильно.

Предварительный просмотр:

по русскому языку

за III четверть 2016 – 2017 уч.г.

Далеко-далеко, в северной части Уральских гор, в непроходимой лесной глуши спряталась одна деревушка. В ней всего одиннадцать домов, даже десять, потому что одна избушка стоит совсем отдельно, у самого леса.

Кругом деревни, нависая зубчатыми краями, стеной поднимается вечнозелёный хвойный лес. Из-за верхушек елей и пихт можно разглядеть только несколько гор, которые точно нарочно обошли деревушку со всех сторон громадными синевато-серыми валами.

Избы в этой деревне выстроены без всякого плана, как кто хотел. Две старые хатки стоят высоко, над самой речкой, и смотрят с берега в тёмную воду. Остальные избы разбрелись по деревушке, как овцы. Здесь даже улицы нет, а между домишками, извиваясь, колесит узкая тропа. Да жителям и улицы, пожалуй, не нужно, потому что ездить по ней не на чем: нет здесь ни у кого ни одной телеги. Летом эта деревушка бывает окружена непроходимыми болотами, топями и лесными трущобами. Пройти можно только пешком по отдельным местам, узким тропам, да и то не всегда.

1. Произвести синтаксический разбор 2- го предложения из 2-го абзаца.

2. Выписать из 1-го абзаца пример несогласованных определений.

3. Обозначить в 1-м абзаце обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.

4. Выполнить морфемный разбор слов:

деревушка, непроходимой, выстроены, высоко, спряталась.

по русскому языку

за III четверть 2016 – 2017 уч.г.

Стало быстро темнеть, пришли тучи летние, грянул первый гром. Лягушки в лужах заволновались так сильно, что от них заколыхалась вода, что крики их заглушили раскаты стихающего грома.

После проливного тёплого дождя Петя занялся рыбой: он поставил в торфяном пруду сети на карасей.

Там на берегу, около сетей, нависая над самой водой, стояло десять маленьких берёзок, веточки их были ещё без листочков, совсем тоненькие.

Солнце садилось пухлое, и, когда село, началась живая ночь: пели все соловьи, все лягушки орали. Но так часто на свете бывает, что, когда всем хорошо, бедному человеку приходит в голову бедная мысль и не даёт ему радоваться. Пете тоже не спалось, и вот пришло ему в голову, что явились воры и унесли сети. Вот почему Петя на рассвете бежит к своим сетям и уже издали видит, что там, где он сети поставил, теперь стоят люди – точно воры.

В ужасной злобе бежит он туда и вдруг останавливается, улыбается, ему стыдно: это не люди – это за ночь берёзы оделись в зелень и как будто люди стоят.

1. Произвести синтаксический разбор 1-го предложения из 1-го абзаца.

2. Построить схему предложения из 2-го абзаца.

3. Указать вид подчинения в СПП из 1-го абзаца.

3. Выполнить морфемный разбор слов:

листочков, поставил, проливного, нависая, издали.

Предварительный просмотр:

по русскому языку

за III четверть 2012 – 2013 уч.г.

Полотна Поленова хорошо известны, особенно картина «Московский дворик». В ней как будто выливается чувство радости художника от летнего утра, светлого, погожего, от красоты белокаменной архитектуры и куполов церквей, сияющих в лучах солнца, от ощущения простоты и безмятежности обыденной жизни, сливающейся с окружающим пейзажем.

В картине нашли отражение детские воспоминания художника. Нетрудно ощутить аромат непосредственности, по-детски наивного восприятия мира, его поэзии, загадочности. Оно передано во всём: и в сосредоточенной позе девочки на переднем плане, и в увлечённости детворы, играющей с котёнком, и в свисающих через забор ветвях деревьев, уходящих в глубь таинственного сада соседней усадьбы.

Проделав круг по центральной части полотна, взгляд зрителя устремляется в глубину двора и за его пределы, где розовеет небо от восходящего солнца. Здесь, на заднем плане картины, снова повторяется уже знакомый ритм: усадебный дом, сарай и церковь с колокольней. Это сходство заставляет предположить, что та же атмосфера покоя и умиротворённости царит в соседнем дворе.

I вариант II вариант

  1. Произвести синтаксический разбор

1-го предложения 2-го предл. из 2-го абзаца

  1. Произвести морфемный разбор слов:

Восходящего, проделав, выливается. Сияющих, повторяется, передана.

  1. Выполнить фонетический разбор слов:

по русскому языку

за III четверть 2012 – 2013 уч.г.

Однажды в летнюю ночь я сидел в моей комнате за письменным столом. Ночь была такая тихая, только с реки доносились до меня какие-то далёкие лёгкие звуки. В полной ночной тишине под полом вдруг послышались какие-то тихие голоса. Они были похожи на шёпот птенцов, которые пробудились в гнезде. Но какие птенцы могли быть в подполье? Я долго не мог понять, кто разговаривает у меня под полом. Потом я догадался, что это ежи.

Ежи – смирные и кроткие звери. Разговаривать, конечно, они не умеют. Это я слышал их возню. Они никому не причиняют вреда и никого не боятся. Днём они спят, а ночью выходят на охоту. Они уничтожают вредных насекомых, воюют с крысами и мышами.

На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги покрывают снежные сугробы, и они преспокойно спят всю зиму.

I вариант II вариант

  1. Произвести синтаксический разбор

4-го предл. из 2-го абзаца 6-го предл. из 2-го абзаца

  1. Выполнить морфологический разбор слова:
  1. Произвести морфемный разбор слов:

Послышались, письменным, охоту. Доносились, маленькие, вреда.

по русскому языку

за III четверть 2012 – 2013 уч.г.

В течение многих веков, тысячелетий меняется форма и высота земной поверхности. Там, где раньше шумело море, впоследствии образовалась суша. С реками и озёрами происходит то же самое, что и с морями. Горы также не остаются неизменными. Особенно сильно разрушаются породы, состоящие из нескольких составных частей. Так как эти части расширяются и сжимаются по-разному, между ними образуются трещины. В них попадает вода. При замерзании она увеличивается в объёме и с громадной силой разрывает самые твёрдые камни.

Растения и животные тоже играют большую роль в разрушении горных пород. Корни растений выделяют кислоту, которая разъедает камень. Если в трещину породы попадёт семя, то оно разрастётся и, постепенно утолщаясь, будет раздвигать её. Вследствие этого происходит выветривание. Самые прочные породы тоже разрушаются.

I вариант II вариант

  1. Произвести синтаксический разбор

4-го предложения последнего предложения

  1. Выполнить морфологический разбор

одного предлога (по выбору); одного предлога (по выбору);

одного союза (по выбору). одного союза (по выбору).

  1. Произвести морфемный разбор слов:

Выделяют, состоящие, земной Разрывает, утолщаясь, горных

Диктанты 5 класс

Диктант для 5 класса – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

  • 1 четверть
  • 2 четверть
  • 3 четверть
  • Итоговые диктанты
  • Проверочные диктанты
5 класс 1 четверть

Много забот летом у белок. Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов. В голодные годы в лесу бывает мало орехов и шишек. Тогда белки пускаются в далекие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают поля, забегают в селения и города. Никому в лесу не делают вреда миролюбивые веселые белки. С вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям. Весело, радостно играют у старой сосны проказницы белки. (По И. Соколову – Микитову)

✒️ Грамматическое задание

  1. Озаглавьте текст;
  2. Выпишите из текста по одному словосочетанию «сущ. + прил.» и «гл. + сущ.»;
  3. В слове «забегают» графически объясните орфограмму в корне, подберите проверочное слово;
  4. Подчеркните грамматическую основу в 5 – ом предложении («Смело переплывают…»);
  5. Произведите морфемный разбор слова «маленьких»;
2 вариант

Пришла осенняя пора. Стоит ненастная погода. Вчера подул резкий холодный ветер. Он срывает с деревьев листья и разносит их по рощам, по дорогам. Улетают последние птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлетом они долго с криком кружатся над рощей. На рассвете грачи посидели на березах, поднялись и пропали.

А у нас появляются зимние гости. Вот на берёзе сидят чижи и щеглы. Птички клюют вкусные семена берёзы и ольхи. Красногрудые снегири устроились на рябине и клюют ягоды. Зимние гости будут всюду искать себе пищу.

✒️ Грамматическое задание

  1. Озаглавьте текст;
  2. Обозначьте части речи:
    1 вариант — в 4 предложении 2 абзаца
    2 вариант — в 3 предложении 2 абзаца;
  3. Произведите морфемный разбор слов:
    1 вариант — холодный
    2 вариант — разносит;
  4. Обозначьте склонение и падеж всех существительных:
    1 вариант — в 8 предложении 1 абзаца
    2 вариант — в 7 предложении 1 абзаца.
5 класс 2 четверть

Жара заставила зайти нас в рощу. Я бросился под высокий куст орешника. Над ним молодой клен красиво раскинул свои легкие ветки. Иван сел на толстый конец упавшей березы, а я глядел на него. Листья слабо колебались в вышине, их зеленоватые тени тихо скользили взад и вперед по телу Ивана, по его маленькому лицу. Он не поднимал головы и долго молчал. Я лег на спину и начал любоваться мирной игрой листьев на далеком светлом небе.

✒️ Грамматическое задание

  1. Выполните синтаксический разбор 2 предложения;
  2. Составьте схему 4 предложения;
  3. Выделите орфограммы в словах: раскинул, глядел, не поднимал, любоваться;
  4. Выполните морфемный разбор слов: мирной, орешника.
Зимой

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку. Загораются и блестят разноцветные искорки инея. Вода темнеет среди прибрежных зарослей.

Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревья, что ты их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверей.

В зимние дни дома не сидится. Дети и взрослые выходят на прогулку. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди. (93 слова.)

✒️ Грамматическое задание

  1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку.;
  2. Составьте схему предложения: «Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди;
  3. Синтаксический разбор предложения: Загораются и блестят разноцветные искорки инея.
5 класс 3 четверть

Темнеет, хмурится небо. Набежала мрачная туча. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра закружил пыль по дороге и умчался.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная даль. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь еще не прошел. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце.

✒️ Грамматическое задание

  1. Выполните морфемный разбор слова «туманная»;
  2. Обозначьте орфограммы в словах «д.. ждя», «со…нца»;
  3. Выделите орфограммы в словах: раскинул, глядел, не поднимал, любоваться;
  4. В предложении «Набежала мрачная туча» укажите все части речи, определите род всех существительных.
Белка

Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. 4 Никто её не беспокоил. Спала на ветке большой ели. Не заботилась она ни о ком, только о себе. 4 Прошло время, и у неё появились бельчата. Теперь белка от них не уходила.

Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжёлый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Она выскочила, а её беспомощные детки оказались в ловушке. К кому обратиться за помощью? А вдруг кто-нибудь спасёт бельчат.

Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое гнездо из мягкого мха осталось целым. Лесная жительница была счастлива. Ничто больше не огорчит её! По В. Бианки. (98 слов)

✒️ Грамматическое задание

  1. Выполните морфологический разбор:
    1 вариант — ни о чём ;
    2 вариант — кто-нибудь ;
  2. Выпишите 3 местоимения с разными орфограммами:
    1 вариант — из 1 абзаца;
    2 вариант — из 2 абзаца ;
  3. Выпишите из текста 5 местоимений разных разрядов и укажите их разряд;
  4. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:
    1 вариант — Жила белка в лесу, ни о чём не тужила.
    2 вариант — Не заботилась она ни о ком, только о себе.
Итоговые диктанты за 5 класс
Грабеж среди белого дня

Во дворе стоит глубокая миска с мутной водой. В нее хозяйка бросает корки хлеба для кур.

Щенок Фунтик подошел к миске и вытащил из воды съедобную корку. Молодой жирный петух сердито посмотрел на Фунтика. Петух не мог поверить в этот грабеж. Его глаза наливаются кровью. Петух разъярился. Он растопырил лапы, бросился на Фунтика и клюнул его в голову. Раздался крепкий стук, и щенок с ужасным воплем бросился под дом.

Петух захлопал крыльями, клюнул корку и отбросил ее. Ему не нравился запах корки.

✒️ Грамматическое задание

  1. Выполнить морфемный разбор слов:
    1 вариант — выпускает,
    2 вариант — просидела;
  2. Выделите грамматическую основу
    1 вариант — в 1 предложении 2 абзаца,
    2 вариант — в 6 предложении 2 абзаца, над всеми словами укажите части речи;
  3. Выпишите из текста сложное предложение, начертите его схему.
Весна

Небо над головой весеннее. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

Над влажной землёй кружатся3, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» – журчат весёлые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Поиграй с нами, река».

Идёт весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, тёплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает3 землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лёд. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зелёные, жёлтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются. По В.Бианки. (99 слов)

✒️ Грамматическое задание

  1. Выполните морфологический разбор:
    1 вариант — кружатся;
    2 вариант — согревает;
  2. Морфемный разбор слов:
    1 вариант — забирается, проснись, гонит;
    2 вариант — расходятся, поиграй, бегут (2 вариант);
  3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:
    1 вариант — В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

2 вариант — Над влажной землёй кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки.

Проверочные диктанты для 5 класса

Мы долго бродили по лесу. День кончался, и приближались сумерки. Далекое солнце уходило за горизонт и бросало на землю свои последние лучи. Лесные поляны наливались густой темнотой, и она ползла от земли к верхушкам деревьев: елей, сосен.

Но вот замолкли птицы, только иногда раздается одинокий голосок птички. Скоро с большим трудом мы стали замечать очертания веток, потому что лучи вечернего солнца едва освещали лес. Когда солнце скрылось за верхушками деревьев, след знакомой тропинки стал пропадать.

Вот над елочкой появилась первая звездочка. Ночь вступала в свои права. «Пора возвращаться домой», — решили мы. (91 слово)

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.

Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня. (100 слов)

Мы на Памире. Над розоватыми облаками возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились села, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу.

По берегам рек встречаются развалины старинных крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнезда черные галки, в щелках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней.

Приближаемся к подножию и располагаемся здесь на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная живопись рассказывает о древнем Памире. Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки. (102 слова)

У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет. За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы. Они прекрасные помощники лесоводов.

Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98 слов)

Лунной ночью светло в березовом лесу. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми колоннами. Полна тайн тишина ясной зимней ночи.

В берлоге дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизни зимнего леса. Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным вершинам, цепляются за хвою.

Наступает ночь. Полная тишина. И вдруг хрустнул снежный наст, затрещал сушняк. Медведь взъерошился, навострил уши, сверкнул глазами. Да это лоси! Успокоился лежебока, положил голову на передние лапы, зажмурился.

Разгуляется непогодушка, хлопьями повалит снег, и завоет ветер в вершинах. Убаюкает медведя колыбельная песнь вьюги. Сладко дремлется ему в берлоге. Март — последний месяц спячки лесного хозяина. (108 слов)

В апреле последний снег тает на полях, звенят по оврагам веселые ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются в лесу у деревьев смолистые душистые почки.

Уже прилетели белоносые грачи. Греются на солнышке скворцы. С песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки.

Наступает особенный час в русской природе. До самого неба распахнутся невидимые голубые ворота, и покажутся косяки перелетных птиц. От теплого юга до холодных морей будут слышны их веселые голоса.

Разнообразны и лесные звуки. Вот со стройной березки упала прозрачная капля, и послышался тонкий, хрустальный звон. Чуткому уху охотника уже чудится шепот проснувшейся земли. (101 слово)

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь ещё не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки.

Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришёл в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника. Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у неё с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу. В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев.

Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идёт полная талой воды дорожка. Рядом вьётся сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес. Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных серёжек. Вершины молодых берёз стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на берёзовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдёт день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зелёные язычки молодых листьев. Это самое хорошее время в лесу. Он ещё не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек!

День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев. Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой заблестели звёзды. Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой.

Со времен глубокой древности лебедь служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. В одной легенде говорится о лебединой песне, которую эта птица поет якобы перед своей гибелью.

Однако лебедь не относится к певчим птицам. Гогот или гулкие трубные звуки можно услышать весной. В это время лебеди возвращаются с зимовки и пролетают парами в поднебесье.

Лебедь неповторимо изящен в каждом своем движении: при плавании, при купании, при подъеме на крылья.

Гнездятся лебеди по глухим озерам, в камышах. Это чуткие и осторожные птицы. Заботы о воспитании лебедят делят между собой мать и отец. В неволе белый лебедь быстро становится ручным. Он мирно живет в зоосадах рядом с черным лебедем — гостем из Австралии.

Ссылка на основную публикацию