Переходные и непереходные глаголы в русском языке

Переходные и непереходные глаголы

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 4002.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 4002.

В русском языке определенные категории глаголов могут присоединять прямое дополнение. В этом случае речь идет о переходности глаголов. В статье подробно описаны особенности переходных и непереходных глаголов с приведением наглядных примеров.

Что такое переходность глаголов?

Переходность глагола – грамматическая категория глагола, отражающая способность глагола присоединять прямое дополнение. То есть, переходность указывает, может ли глагол управлять беспредложными существительными, обозначающими объект действия (предмет, человека, животное и т. д.).

В русском языке существуют переходные и непереходные глаголы, которые различаются по значению и особенностям управления.

Особенности переходных глаголов

Переходные глаголы – это глаголы, обозначающие отношение либо действие, направленное на определенный объект (предмет, лицо) и переходящее на этот объект. Переходные глаголы управляют беспредложной формой существительного в винительном падеже.

Если глагол находится в отрицательной форме, то управление осуществляется существительным в родительном падеже. Также управление родительным падежом возможно тогда, когда речь идет о части объекта.

которые читают вместе с этой

С лексической точки зрения переходные глаголы могут обозначать:

  • Процесс создания, изменения или уничтожения объекта (написать книгу, сжечь полено);
  • Чувственное восприятие (ощущать тепло, слышать шорохи);
  • Воздействие на объект, которое не изменяет его (благодарить друзей, гладить кота);
  • Отношение к объекту (ненавидеть грубость, предпочитать кофе).

От переходных глаголов образуются страдательные причастия.

Особенности непереходных глаголов

Непереходные глаголы – глаголы, обозначающие действие, которое не переходит на прямой объект и не нуждаются в таком объекте. Как правило, с существительными в винительном падеже такие глаголы не сочетаются.

С лексической точки зрения непереходные глаголы могут обозначать:

  • Психическое, физическое состояние, положение в пространстве (грустить, заболеть, присесть);
  • Движение и существование (ходить, передвигаться, быть, являться);
  • Профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, лентяйничать);
  • Становление и выявление качеств (подрастать, краснеть, уменьшаться).

Как определить переходность глагола?

Подводя итоги, можно выделить 3 основных способа определить переходность глагола:

  • Переходные глаголы управляют существительными и местоимениями в винительном или родительном падеже без предлога (водить машину, не пить воды);
  • Непереходные глаголы при сочетании с существительными в винительном падеже требуют использования предлога (пересесть в машину, поссориться из-за спора).
  • Все возвратные глаголы являются непереходными (собираться, строиться, влюбиться).

Переходные и непереходные глаголы

Одним из постоянных грамматических признаков глагола является переходность. Глаголы в русском языке бывают переходными и непереходными.

Посмотрим, что такое переходность глагола?

Переходность — это грамматическая категория глагола, которая демонстрирует отношения между субъектом и объектом.

Переходные глаголы

Переходные глаголы – это глаголы, действия которых переходят на другой объект. Данные глаголы управляют прямым дополнением, которое обычно выражено существительным в форме винительного падежа без предлога или местоимением.

Например:

  • победить (кого?) соперника
  • поднять (что?) платок
  • различать (что?) цвета
  • рассмотреть (кого?) воспитателя

Как видно из примеров, действия перечисленных глаголов переходят на другой предмет или объект, поэтому они и называются переходными.

Запомните, что обязательным признаком переходности глагола является наличие объекта, на которое направлено действие.

Теперь выясним, какими членами предложения могут быть выражены данные объекты:

1. существительным в форме винительного падежа без предлога

  • поцеловать (кого?) маму
  • написать (что?) картину

2. местоимением

  • поблагодарить (кого?) её
  • увидеть (что?) кого-либо

3. существительным в форме родительного падежа, которое обозначает часть от целого.

  • попробуйте (чего?) гречки, сиропа
  • выпил (чего?) вина, воды
  • купил (чего?) огурцов, мороженого

4. существительным в форме родительного падежа или местоимением при сказуемом с отрицанием:

  • не подождешь (кого?) друга
  • не убрал (чего?) посуды
  • не увидел (кого?) её
  • не вижу (чего?) никого

Также, запомните, что страдательные причастия прошедшего времени образуются от переходных глаголов.

Например:

  • засеять – засеянный отцом огород
  • разбросать – разбросанные дочкой вещи
  • расколоть – расколотый сильным ударом зуб

Непереходные глаголы

Непереходные глаголы – глаголы, действия которых не направлены на какой-либо предмет. Данные глаголы не управляют прямым дополнением, в отличие от переходных глаголов.

Например:

  • переживать (о ком?) о родителях
  • поверить (во что?) в чудо
  • думать (над чем?) над задачей

Запомните, что все возвратные глаголы являются переходными:

вернуться, показаться, тревожиться и др.

Посмотрим, с какими словами употребляются непереходные глаголы:

1. с существительными в форме родительного падежа

  • отвыкнуть (от чего?) от машины
  • достичь (чего?) высот
  • идите (мимо чего?) мимо дома

2. с существительными в форме дательного падежа:

  • сочувствовать (кому?) близкому
  • служил (чему?) Родине
  • соскучился (по чему?) по городу

3. с существительными в форме винительного падежа с предлогом:

  • верила (во что?) в любовь
  • попасть (во что?) в историю
  • войти (во что?) в дом

Примечание: переходные глаголы также употребляются с существительными винительного падежа, НО без предлогов.

4. с существительными в форме творительного падежа:

  • повеяло (чем?) холодом
  • утомила (чем?) присутствием
  • гордимся (чем?) успехом

5. с существительными в форме предложного падежа:

  • плавать (в чём?) в купальнике
  • стоять (на чём?) на площадке
  • думать (о чём?) о море

Чтобы правильно определить, глагол переходный или непереходный, предлагаем следующий алгоритм.

Переходный или непереходный глагол? Как определить?

Является ли глагол переходным или нет, определяется по предложению.

Воспользуемся следующим алгоритмом:

  1. Найти дополнение к глаголу (если дополнения нет, то глагол – непереходный).
  2. Определить падеж дополнения.
  3. глагол является переходным:
  • если дополнение выражено существительным в форме винительного падежа без предлога.
  • если дополнение выражено существительным в форме родительного падежа или местоимением при сказуемом с отрицанием.
  • если дополнение выражено существительным в форме родительного падежа, которое обозначает часть от целого.
  • если дополнение выражено местоимением.

Во всех остальных случаях глагол – непереходный (смотреть выше).

Пример: “За годы жизни в мегаполисе я уже успел отвыкнуть от машины.”

Нам нужно выяснить, является ли глагол “отвыкнуть” переходным или непереходным. Находим в предложении дополнение – “от машины”.

Теперь нужно определить падеж дополнения (от машины).

От чего? – от машины – родительный падеж.

Согласно правилу, если дополнение выражено существительным в форме родительного падежа, то глагол является непереходным.

Глаголы переходные и непереходные – что это такое

  1. Что такое переходность
  2. Непереходные формы
  3. Свойства многозначных слов
  4. Порядок определения грамматических свойств

Переходность глагола – одна из самых сложных тем, изучаемых в 6 классе. Овладев данным понятием, можно избежать ошибок, а также расширить свой лексический диапазон за счет правильно образованных словоформ.

Что такое переходность

одными в русском языке называются глаголы, которые могут управлять дополнением без предлога. Чаще всего управляемое слово стоит в винительном падеже.

Таблица 1. Примеры обеих форм

ПереходныеНепереходные
Тащить чемоданГулять на улице
Заметить номерПрыгнуть с мостков
Нарисовать картинуЗвонить родителям
Запомнить стихотворениеУправлять автомобилем

Подчиненная часть речи при этом может быть именем существительным либо местоимением.

Пример: На реке отец увидел ее. Увидел – переходный тип.

Грамматический смысл состоит в том, что действие переходит на управляемый объект. При этом зависимое слово можно преобразовать в страдательное причастие прошедшего времени.

Например: Встретить друга – встреченный мною друг. Выпить воды – выпитая ребенком вода.

Зависимое слово может быть выражено следующими конфигурациями:

  • Существительным или местоимением в В.п.: узнать новость, изобразить удивление, научить их, подчеркнуть это.
  • Существительным в Р.п. в значении части чего-либо, некоторого количества целого: Отведайте щей, салата. Выпить воды. Из погреба принесла картошки.
  • Именем существительным или местоимением в родительном падеже, зависящим от конструкции с отрицательной частицей не: Не встретишь тети. Не видел карандашей. Не пригласил их. Не узнал его.

Как отличить переходную форму

Непереходные формы

Непереходный вид глаголов отличается тем, что действие не направлено на предмет. Такие слова можно определить по невозможности управлять словом в винительном или родительном падеже, кроме предложных конструкций.

Например: Думать о стране. Мечтать о море. Петь для них. Заботиться о нем.

Слово, зависящее от части речи со свойством непереходности, нельзя преобразовать в страдательное причастие прошедшего времени.

Правило: возвратные словоформы не нуждаются в подчиненном слове и почти всегда характеризуются непереходностью.

Свойства многозначных слов

Многозначными называются те слова, которые несут различный лексический смысл исходя из контекста. Переходность и непереходность таких глаголов зависит от их значения в каждом конкретном случае.

Пример: Он переводит (что?) текст. Сказуемое “переводит” управляет словом в В.п. (текст). Следовательно, вид переходный.

Рассмотрим другое значение этого слова: Не мешайте ему переводить. Слово “переводить” в данном случае не требует дополнения и характеризуется непереходностью.

Порядок определения грамматических свойств

Рассмотрим алгоритм действий на примере.

  • На столе он увидел (что?) вазу с цветами. Сказуемое имеет подчиненное слово без предлога в В.п. (вазу). Конструкцию можно преобразовать в страдательное причастие: увиденная им ваза. Следовательно, тип переходный.
  • На днях она увиделась с (кем?) друзьями. Сказуемое “увиделась” употреблено с зависимым словом в Т.п. с предлогом (с друзьями). Следовательно, вид переходный.

Рассмотрим, как определить переходность любого глагола, если слово дано вне контекста.

  1. Подобрать зависимое слово в В.п. или Р.п. без предлога.
  2. Преобразовать конструкцию в страдательное причастие.

Если удалось сделать и то, и другое, глагол является переходным, если нет, – непереходным.

Алгоритм определения грамматических свойств

Переходные конструкции сочетаются с дополнением, стоящим в винительном или родительном падеже. Если такое дополнение не требуется или его невозможно подобрать, то перед нами непереходный вид.

Русский язык. 6 класс

Конспект урока

Русский язык

Глаголы переходные и непереходные

Перечень рассматриваемых вопросов

1. Особенности переходных и непереходных глаголов.

2. Употребление переходных и непереходных глаголов в речи.

3. Правописание глаголов.

Переходные глаголы – глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

У переходных и непереходных глаголов в русском языке различные значения.

Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным, числительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными. Остальные глаголы являются непереходными.

Брал (что?) книгу (винительный падеж).

Встречать (кого?) его (винительный падеж).

В некоторых случаях дополнение может стоять при переходном глаголе в родительном падеже:

• при отрицании: не выпить (чего?) молока (родительный падеж);

• при указании на часть предмета: отрезал (чего?) хлеба (родительный падеж).

Все остальные глаголы в русском языке непереходные.

Обычно непереходными являются глаголы с суффиксами:

  • -ся, -сь (торопиться, готовиться, познакомиться, бояться, надеяться, гордиться, очнуться, смеяться, стараться, оперилась, унеслось);
  • -е- (краснеть, обессилеть, висеть);
  • -нича-(-ича) (сотрудничать, капризничать, жадничать).

Непереходные глаголы могут обозначать:

1) психическое, физическое состояние, положение в пространстве (мечтать, заболеть, прилечь);

2) движение (летать, бежать);

3) профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, рукодельничать);

4) становление и выявление качеств (подрастать, бледнеть, увеличиваться).

Обратимся к примерам. Определим переходность и непереходность глаголов в предложениях.

Я всегда говорю правду.

Наш ребёнок уже разговаривает.

Вечером буду учить уроки.

Я выращиваю цветы.

Я попросила его поторопиться.

Дедушка принёс воду из колодца.

Выделим глаголы с существительными в винительном падеже без предлога:

Я всегда говорю правду.

Вечером буду учить уроки.

Я выращиваю цветы.

Дедушка принёс воду из колодца.

Глаголы говорю, буду учить, выращиваю, принёс являются переходными.

В остальных предложениях глаголы непереходные.

Наш ребёнок уже разговаривает.

Я попросила его поторопиться.

Разговаривает, поторопиться, иду.

Можно что-то говорить, учить, выращивать (переходные глаголы). Но нельзя что-то идти, разговаривать, торопиться – непереходные глаголы.

Тренировочные задания

Сортировка элементов по категориям

Распределите словосочетания по принципу: глагол + сущ. в Р. п. и глагол + сущ. в В. п.

Собрать грибов, выпить чаю, угостить друзей, любить сына, приветствовать одноклассников, наполнить коробку, отнести ведро, поймать карася, купить конфет.

Глагол + сущ. в Р. п.: выпить чаю, купить конфет, собрать грибов.

Глагол + сущ. в В. п: любить сына, угостить друзей, приветствовать одноклассников, наполнить коробку, отнести ведро, поймать карася.

Установление соответствий между элементами двух множеств

Определите, что обозначают глаголы в словосочетаниях и распределите их по группам.

Действие, которое непосредственно направлено на прямой объект, т. е. переходит на него.

Действие, не переходящее на прямой объект.

Покупать игрушки, дует ветер, накрывать стол, летит птица, приглашать родственников, идёт дождь.

Правильный ответ:

Действие, которое непосредственно направлено на прямой объект, т. е. переходит на него: покупать игрушки, накрывать стол, приглашать родственников.

Действие, не переходящее на прямой объект: идёт дождь, дует ветер, летит птица.

Определительные местоимения

Определительные местоимения — это слова, указывающие на определённые, но не конкретные признаки предмета. К определительным местоимениям относятся:

сам, самый, весь, всяк, всякий, каждый, любой, иной, другой.

Склонение

Определительные местоимения изменяются по родам, числам и падежам. Местоимения самый, всякий, каждый, любой, иной, другой склоняются, как обычные прилагательные:

Единственное числоМнож. число
М. родЖ. родСр. род
И.инойинаяиноеиные
Р.иногоинойиногоиных
Д.иномуинойиномуиным
В.иного,
иной
инуюиноеиных,
иные
Т.иныминойинымиными
П.об иномоб инойоб иномоб иных

Местоимение всяк не склоняется.

Склонение местоимений весь и сам :

Единственное числоМнож. число
М. родЖ. родСр. род
И.весьвсявсёвсе
самсама́само́са́ми
Р.всего́всейвсего́всех
самого́само́йсамого́сами́х
Д.всему́всейвсему́всем
самому́само́йсамому́сами́м
В.весь, всего́всювсёвсе, всех
сам, самого́саму́само́са́ми, сами́х
Т.всемвсей, все́ювсемвсе́ми
сами́мсамо́йсами́мсами́ми
П.обо всёмобо всейобо всёмобо всех
о само́мо само́йо само́мо сами́х

Значение местоимений

Все определительные местоимения указывают на какой-то обобщённый признак, но каждое из них имеет и своё строго определённое значение:

ЗначениеПример
самУказывает на лицо или предмет, который совершает действие самостоятельно (без посторонней помощи).Я сам построил дом!
Трактор едет сам .
самый1) Подчёркивает важность предмета (лица), обладает значением именно, как раз .В тот самый день.
2) Указывает на близость к предмету.Дом стоит у самого леса.
3) Обозначает наивысшую степень признака. самый сильный, самая быстрая
весьУказывает на что-то, взятое целиком, нераздельное. весь народ, вся жизнь
всякийОбозначает разный, всевозможный .В сумке лежали всякие мелочи.
каждыйУказывает на одного, но обращение направляет на всех.Это должен знать каждый из вас.
любойОбозначает какой угодно на выбор .Это можно нарисовать любым карандашом.
иной, другойУказывает на отличие от остальных . иное мнение, другая книга
другойИмеет значение следующий . другой раз, в другой жизни

Слова всякий, каждый и любой, помимо своих персональных значений, имеют общее значение — один из множества одинаковых . Например:

это может всякий, это может каждый, это может любой.

Синтаксическая роль

Определительные местоимения выполняют в предложениях роль подлежащих, определений или дополнений:

Каждый работал на пределе своих сил.

Что такое определительные местоимения?

Содержание:

Все местоимения в русском языке поделены на девять лексико-семантических групп. К одной из них относятся определительные местоимения.

Определительные местоимения – это небольшая группа слов, отвечающая на традиционные вопросы прилагательных «какой/-ая/-ое/-ие?». Но отдельных качеств лиц и предметов они не выражают, а только указывают на их обобщенные признаки.

К определительным местоимениям относятся слова: «сам», «самый», «весь», «всякий», «каждый», «иной», «любой», «другой», «всяческий», «всяк».

Значение определительных местоимений

  • сам – определяет лицо, производящее действие
    (Сам всё сделаю);
  • весь – указывает на полноту или совокупность чего-либо происходящего или производящего
    (Весь день работал. Все стихи выучил.);
  • всякий – определяет любой предмет или лицо из многих однородных с ним
    (Всякий человек должен трудиться. Всякий труд почетен.);
  • другой, иной – подчеркивают противоположность местоимениям «тот» и «этот»
    (Этот предмет будет нужен, другой – не нужен.);
  • самый, каждый, любой – выражают выделение чего(кого)-либо из ряда однородных лиц и предметов
    (Любая вещь в этом доме для чего-то необходима. Каждый человек достоин счастья).

Склонение определительных местоимений

Определительные местоимения склоняются, кроме устаревшего слова всяк, встречающегося в пословицах и поговорках (Всяк кулик болото хвалит).

Определительные местоимения склоняются, кроме устаревшего слова всяк, встречающегося в пословицах и поговорках (Всяк кулик болото хвалит).

При изменении по падежам местоимения похожи на имена прилагательные:

Падежи

Единственное число

И.п.

са́мый, са́мое, са́мая

Р.п.

Д.п.

В.п.

сам, само́, самоё, самого́, саму́

са́мый, са́мое, са́мую, са́мого

Т.п.

П.п.

(о) само́м, (о) само́й

(о) са́мом, (о) са́мой

В единственном числе родительного, дательного и предложного падежей слова различаются только ударением.

Падежи

Множественное число

И.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

Грамматические и морфологические признаки определительных местоимений

  • Постоянные грамматические признаки указанных местоимений – разряд. В данном случае – «определительный». Отвечают определительные местоимения на вопросы прилагательных, выделяют в речи то лицо(-а) или тот предмет(-ы), в котором(-ых) признак выражен сильнее, чем в группе подобных им названий.
  • Непостоянные признаки – число, род, падеж (склоняются).

Чаще всего определительные местоимения зависят от определяемых слов (имен существительных). Связь с ними осуществляется по смыслу или грамматически – при помощи согласования в роде, числе и падеже.

Формы определительных местоимений

Все определительные местоимения могут менять свою форму. Они склоняются, как причастие и все именные части речи (существительные, прилагательные, числительные) – могут изменяться по родам, числам и падежам. Но единственное местоимение не подчиняется этому правилу, это слово «всяк». Местоимение «всяк» не изменяется по падежам, но может изменяться по родам и числам: всяк, всяка, всяко, всяки.

Синтаксическая роль определительных местоимений

Определительные местоимения в предложении играют роль:

подлежащегоДругие пошли за дровами, а я – рыбачил.
сказуемогоЭту машину Петя сам сделал. (именная часть выражена местоимением)
определенияВесь народ, собравшийся около остановки, ждал автобуса.
дополненияХлеб – всему голова
обстоятельстваКаждое лето дети ездили к бабушке в деревню.

Обстоятельство выражается только синтаксически неделимым словосочетанием, в состав которого входит определительное местоимение.

Определительные местоимения (примеры)

Определительные место­име­ния «сам», «самый», «весь», «вся­кий», «иной», «дру­гой», «любой», «каж­дый» ука­зы­ва­ют на при­знак лица или пред­ме­та, кон­крет­но не обо­зна­чая его.

Что такое определительные местоимения?

Местоимения как само­сто­я­тель­ная часть речи объ­еди­ня­ет мно­же­ство слов, ука­зы­ва­ю­щих на пред­мет, при­знак или коли­че­ство.

В рус­ской мор­фо­ло­гии место­име­ния груп­пи­ру­ют в соот­вет­ствии с их зна­че­ни­ем и грам­ма­ти­че­ски­ми осо­бен­но­стям по семан­ти­че­ским раз­ря­дам, сре­ди кото­рых ука­жем опре­де­ли­тель­ные место­име­ния. Уже из назва­ния это­го раз­ря­да место­име­ний мож­но сде­лать вывод, что эти сло­ва что-то опре­де­ля­ют.

Определительные место­име­ния в рус­ском язы­ке ука­зы­ва­ют на обоб­щен­ный при­знак лица или пред­ме­та и отве­ча­ют на вопро­сы: какой? какая? какое? какие?

К раз­ря­ду опре­де­ли­тель­ных место­име­ний при­над­ле­жат сло­ва:

  • сам
  • самый
  • весь
  • вся­кий
  • иной
  • дру­гой
  • любой
  • каж­дый

Указывая на обоб­щен­ный при­знак пред­ме­та, каж­дое опре­де­ли­тель­ное место­име­ние име­ет свое спе­ци­фи­че­ское зна­че­ние:

  • сам — это такой, кто непо­сред­ствен­но про­из­во­дит дей­ствие;
  • весь — это место­име­ние обоб­ща­ет всю сово­куп­ность при­зна­ков пред­ме­та;

Весь небо­склон затя­ну­ло гро­зо­вы­ми свин­цо­вы­ми туча­ми.

  • вся­кий — место­име­ние име­ет зна­че­ние «любой из груп­пы подоб­ных» , а так­же «раз­ный»;

Всякий чело­век, навер­ное, хочет отдох­нуть у моря.

  • иной, дру­гой — место­име­ния ука­зы­ва­ют на лицо или пред­мет, отли­ча­ю­щий­ся сво­и­ми при­зна­ка­ми от дру­гих лиц или пред­ме­тов;

У меня иной взгляд на эту про­бле­му.

  • самый, любой, каж­дый — эти место­име­ния выде­ля­ют один пред­мет из груп­пы подоб­ных.

Возьми любой цвет­ной каран­даш и отметь им это чис­ло в кален­да­ре.

Местоимение «весь» в фор­ме сред­не­го рода име­ет зна­че­ние уси­ли­тель­ной части­цы.

К вече­ру в лесу ста­но­вит­ся всё мрач­нее и тише.

Морфологические признаки определительных местоимений

Определительные место­име­ния, ука­зы­вая на обоб­щен­ный при­знак пред­ме­та, заме­ща­ют в речи имя при­ла­га­тель­ное. По зна­че­нию и грам­ма­ти­че­ской фор­ме они соот­но­сят­ся с име­на­ми при­ла­га­тель­ны­ми и изме­ня­ют­ся по родам, чис­лам и паде­жам точ­но так же, как сло­ва этой само­сто­я­тель­ной части речи.

Сравним:

  • весел ый маль­чик, весел ая речь, весел ое настро­е­ние, весел ые дети;
  • кажд ый чело­век, кажд ая вещь, кажд ое стро­е­ние, кажд ые сло­ва.

Местоимение «самый» обра­зу­ет пре­вос­ход­ную сте­пень при­ла­га­тель­ных:

  • гром­кий — самый гром­кий;
  • сла­бый — самый сла­бый.

При име­нах суще­стви­тель­ных оно уси­ли­ва­ет вре­мен­ное или про­стран­ствен­ное зна­че­ние:

  • самый низ, самый верх;
  • в самый пол­день, в самую темень.

Склонение определительных местоимений (таблица)

ПадежиЕдинственное чис­лоМножественное чис­ло
Муж. родСр. родЖен. род
И. п.весь
сам
любой
дру­гой
все
само
любое
дру­гое
вся
сама
любая
дру­гая
все
сами
любые
дру­гие
Р. п.все­го
само­го
любо­го
дру­го­го
всей
самой
любой
дру­гой
всех
самих
любых
дру­гих
Д. п.все­му
само­му
любо­му
дру­го­му
всей
самой
любой
дру­гой
всем
самим
любым
дру­гим
В. п.весь (все­го)
само­го
любой (любо­го)
дру­гой (дру­го­го)
все
само
любое
дру­гое
всю
саму
любую
дру­гую
все (всех)
самих
любые (любых)
дру­гие (дру­гих)
Т. п.всем
самим
любым
дру­гим
всей (всею)
самой (самою)
любой (любою)
дру­гой (дру­гою)
все­ми
сами­ми
любы­ми
дру­ги­ми
П. п.обо всем
о самом
о любом
о дру­гом
обо всей
о самой
о любой
о дру­гой
обо всех
о самих
о любых
о дру­гих

Синтаксическая роль определительных местоимений

Синтаксические свой­ства опре­де­ли­тель­ных место­име­ний опре­де­ля­ют­ся их соот­не­сен­но­стью с име­на­ми при­ла­га­тель­ны­ми. В пред­ло­же­нии место­име­ния это­го семан­ти­че­ско­го раз­ря­да выпол­ня­ют син­так­си­че­скую функ­цию имен при­ла­га­тель­ных, кото­рые они заме­ща­ют.

Чаще все­го в пред­ло­же­нии опре­де­ли­тель­ные место­име­ния быва­ют согла­со­ван­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми, ино­гда — имен­ной частью ска­зу­е­мо­го.

Педагог гово­рил о вза­и­мо­от­но­ше­ни­ях детей и роди­те­лей в семье и иных вопро­сах вос­пи­та­ния.

Бывают вся­кие люди , кото­рые посту­пят в такой ситу­а­ции по-другому.

Обратим вни­ма­ние, что опре­де­ли­тель­ные место­име­ния могут обра­зо­вать с суще­стви­тель­ным син­так­си­че­ски неде­ли­мое сло­во­со­че­та­ние, кото­рое явля­ет­ся одним чле­ном пред­ло­же­ния.

Каждую осень Матвей ходил на завет­ную делян­ку за белы­ми гри­ба­ми.

Сам гене­рал при­вет­ство­вал ново­бран­цев.

Определительные место­име­ния «весь», «каж­дый», «иной», «любой», «дру­гой» могут высту­пать в роли суще­стви­тель­но­го и быть под­ле­жа­щим или допол­не­ни­ем в пред­ло­же­нии.

Примеры:

В совре­мен­ном обще­стве каж­дый стре­мит­ся полу­чить обра­зо­ва­ние.

Иной так сде­ла­ет , что потом ввек не раз­бе­решь­ся.

Не рой яму дру­го­му , сам в неё попа­дешь.

Видеоурок


Ссылка на основную публикацию