Окончание – правила и примеры правописания у разных частей речи

Окончания в русском языке

Окончания — это сло­во­из­ме­ни­тель­ные мор­фе­мы в соста­ве суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний и чис­ли­тель­ных, при­ча­стий и лич­ных форм глаголов.

Чтобы понять, что такое окон­ча­ние в мор­фем­ном соста­ве слов раз­ных частей речи, выяс­ним его грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки. Окончание мож­но ука­зать в соста­ве толь­ко изме­ня­е­мых слов. Узнаем, какие быва­ют окон­ча­ния и при­ве­дем примеры.

Грамматические признаки окончания

Окончания, или флек­сии (лат. flexio — сги­ба­ние, пере­ход), — это слу­жеб­ные мор­фе­мы, нахо­дя­щи­е­ся после кор­ня или после суф­фик­са, например:

  • дорог а ;
  • длин н ая ;
  • тво я ;
  • перв ый ;
  • при­пис ыва ю ;

Окончания выра­жа­ют грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние рода, чис­ла, паде­жа у имен­ных частей речи,

лица и чис­ла у глаголов:

  • хорош ий (м. р.), хорош ая (ж. р.), хорош ее (ср. р.), хорош ие (мн. ч.);
  • дерев о (и. п.), мимо дерев а (р. п.), к дерев у (д. п.) и т. д.;
  • два­дцат ый (им. п. ед.ч.), два­дцат ого (р. п. ед. ч.), о два­дцат ом (п. п. ед. ч.);
  • твой тво его , тво ему , твои м , о тво ём ;
  • пры­га ю (1 лицо ед. ч.), пры­га ешь (2 лицо ед. ч.), пры­га ете (2 л. мн. ч.).

Окончания слу­жат для свя­зи слов в сло­во­со­че­та­нии и предложении:

  • красн ый флаг;
  • красн ая полоска;
  • красн ое зарево;
  • красн ые огоньки.

Они оста­но­ви­лись на пере­крёст­ке: горел крас­ный свет (Анатолий рыба­ков. Страх).

Суммируем все выше­ска­зан­ное и дадим точ­ное опре­де­ле­ние, что такое окон­ча­ния в рус­ском языке.

Как определить окончание в слове?

Чтобы най­ти окон­ча­ние, нуж­но изме­нить сло­во: про­скло­нять или про­спря­гать. Та часть сло­ва, кото­рая изме­ня­ет­ся, и будет являть­ся его окончанием.

Например: опре­де­лим окон­ча­ние у суще­стви­тель­но­го «кра­со­та», изме­нив его по падежам:

  • р. п. нет (чего?) кра­сот ы ;
  • д. п. стрем­люсь (к чему?) к кра­сот е ;
  • в. п. вижу (что?) кра­сот у и т. п.

Очевидно, что в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла окон­ча­ни­ем явля­ет­ся мор­фе­ма :

крас от а — корень/суффикс/окончание.

У неко­то­рых слож­ных суще­стви­тель­ных и чис­ли­тель­ных суще­ству­ет несколь­ко окончаний:

  • счет -фак­тур а — чего? счёт а — фак­тур ы , чему? счёт у -фак­тур е , о чём? о счёт е -фак­тур е ;
  • тр и ст а — тр ёх сот , тр ём ст ам , тр емя ст ами , о тр ёх ст ах .

Нулевое окончание

У ряда слов име­ет­ся нуле­вое окон­ча­ние, мате­ри­аль­но не выра­жен­ное бук­ва­ми или зву­ка­ми, например:

  • маль­чик ;
  • речь ;
  • мой ;
  • тёмен ;
  • окру­жён .

Чтобы выявить нуле­вое окон­ча­ние, изме­ня­ем сло­во по паде­жам или числам:

  • лицо (кого?) маль­чик а ;
  • иду (к кому?) к маль­чик у ;
  • наши маль­чик и .

В падеж­ных фор­мах иссле­ду­е­мо­го суще­стви­тель­но­го нуле­вое окон­ча­ние про­яв­ля­ет­ся в виде букв. Значит, в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа сло­ва «маль­чик» обо­зна­чим его квад­ра­ти­ком в конце.

Слова, не имеющие окончаний

В поис­ках окон­ча­ния будем иметь в виду, что эту мор­фе­му в сво­ем соста­ве име­ют толь­ко изме­ня­е­мые сло­ва. У неиз­ме­ня­е­мых слов и форм слов окон­ча­ний не быва­ет. Не име­ют флек­сий сле­ду­ю­щие части речи и фор­мы слов:

1. нескло­ня­е­мые существительные

  • паль­то — корень;
  • дра­же — корень;
  • али­би — корень;
  • так­си — корень;

2. нескло­ня­е­мые прилагательные

  • рука­ва реглан ;
  • цвет хаки ;
  • час пик ;
  • юбка мак­си ;

3. наре­чия

  • когда — корень;
  • отве­тить быстр о — корень/суффикс;
  • бежать в при прыж к у — приставка/приставка/корень/суффикс/суффикс;
  • одеть­ся по — зим н ему — приставка/корень/суффикс/ суффикс;

4. фор­мы про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­ных и наречий

  • кни­га (како­ва?) инте­рес­нее филь­ма ( инте­рес н ее — корень/суффикс/суффикс);
  • мёд (каков?) сла­ще саха­ра ( слащ е — корень/суффикс);
  • сде­лать гро­мч е — корень/суффикс;
  • выгля­деть весел ее — корень/суффикс;

5. дее­при­ча­стия

  • у бег а я — приставка/корень/суффикс/суффикс;
  • про чит а в — приставка/корень/суффикс/суффикс.

Вывод

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить окон­ча­ние в сло­ве, пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

  1. опре­де­лим часть речи иссле­ду­е­мо­го слова;
  2. выяс­ним, изме­ня­ет­ся сло­во или нет;
  3. изме­ним сло­во по паде­жам, родам, чис­лам или лицам;
  4. срав­нив фор­мы сло­ва, выде­лим в нем окончание.

Видеоурок

ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ

Буквы Е/И в падежных окончаниях имён существительных

Чтобы проверить падежное окончание имени существительного, надо определить его склонение (по форме Им. п. и роду) и падеж.

Думать о лошади (3 скл., П.п.) — думать о лошадке (1 скл., П.п.), гулять по площади (3 скл., Д.п.) — гулять по площадке (1 скл., Д.п.), деревья в инее (2 скл., П.п.), скучать по матери (3 скл., Д.п.) — скучать по маме (1 скл., Д.п.).

ПРИМ. 1. Если в Им.п. существительные оканчиваются на -ия, -ие, -ий, то в Р.п., Д.п., П.п. они не имеют окончания -е: санаторий — в санатории, армия — в армии, здание — о здании.

ИСКЛ. к дитяти (Д.п.), о дитяти (П.п.); на острие (П.п.); в забытьи (П.п.).

ПРИМ. 2. Существительные оканчивающиеся на -мя и слово путь относятся к разносклоняемым, поэтому их окончания надо запомнить. Кроме того, у существительных на -мя в косвенных падежах, кроме В.п., при склонении появляется суффикс -ен:

Окончания -ым, -ом в Тв.п. имён существительных

В русских фамилиях

С Васей Чаплиным

1. В наименованиях населённых пунктов

2. В нерусских фамилиях

Под Бородином, над Саратовом

С Чарли Чаплином

Окончания -о, -е, -а, -и имён существительных

2. После суффиксов -ышк-, -ишк- и т.п. у сущ. ср.р. и неодушевлённых сущ. м.р.

1. У сущ. общего рода

2. После суффиксов -ышк-, -ишк- и т.п. у сущ. ж.р. и одушевлённых м.р.

3. После суффикса -ищ- и т.п. у сущ. ж.р.

Ножища (большая нога)

1. После суффикса -ищ- и т.п. у сущ. м.р., ср.р.

Ножище (большой нож), заборище

Окончания имён существительных Р.п. мн.ч.

1. В названиях некоторых единиц измерений

2. В названиях некоторых парных предметов

3. В названиях национальностей, оканчивающихся на -н и -р

Ватт, вольт, ампер

Татар, болгар, англичан

Запомните: ботинок, валенок, погон, сапог, чулок, башкир, бурят, румын, туркмен, турок, цыган, барж, вафель, оглобель, оладий, кочерег, яблок, блюдец, полотенец, макарон, туфель, нет простынь и простыней

1. В названиях некоторых единиц измерений

2. В названиях некоторых парных предметов

3. В названиях плодов

4. В названиях национальностей, не оканчивающихся на –н и -р

Килограммов, гектаров, байтов

Носков, гольфов, клипсов

Апельсинов, помидоров, томатов, баклажанов

Калмыков, таджиков, узбеков, якутов, монголов,

Запомните: рельсов, долей, свечей, доньев, верховьев, низовьев, платьев, подмастерьев, устьев

Окончания имён прилагательных и причастий

Окончания имён прилагательных и причастий следует проверять по вопросу, поставленному от определяемого слова: над океаном (каким?) бушующим, хлеба (какого?) ржаного.

ПРИМ. 1. Надо обратить внимание на созвучие прилагательных (причастий) Тв.п. и П.п. м.р. и ср.р.: восходящим солнцем (каким?) — о восходящем солнце (о каком?), а также прилагательных (причастий) В.п. и Тв.п. ж.р.: опавшую листву (какую?) — опавшею листвою (какою?)

ПРИМ. 2. Окончания прилагательных (причастий) Им.п. надо запоминать, а не проверять по вопросам:

Личные окончания глаголов

Написание личных окончаний у глаголов н. вр. или буд. вр. зависит от спряжения:

Чтобы правильно написать безударное личное окончание глагола, надо:

1) определить, что слово является глаголом наст. вр. или буд. вр.;

2) определить лицо и число глагола;

3) задать к глаголу вопрос, определить вид (сов.в. — что сделает? несов.в. — что делает? и т.п.);

4) не перепутав вид, найти инфинитив;

5) определить, на что оканчивается инфинитив;

6) по таблице определить спряжение.

Спряжение глаголов с безударными окончаниями

Глаголы, оканчивающиеся не на -ить: владеть, капать, хромать, зеленеть, выть, грохнуть, колоть

Глаголы, оканчивающиеся на –ить: строить, доить, просить

брить, стелить, зиждиться

гнать, держать, слышать, дышать, смотреть, видеть, терпеть, вертеть, обидеть, ненавидеть, зависеть

ПРИМ. 1. Глаголы, образованные от исключений с помощью приставки и/или постфикса, остаются исключениями: выбрить (I спр.), расстелить (I спр.), возненавидеть (II спр.), не угнаться (II спр.), насмотреться (II спр.), развертеться (II спр.) и др.

7) по таблице выбрать окончание с учётом лица, числа и спряжения:

колышет — колыхать (I спр.), не угонишься — Не угнаться (II спр.).

ПРИМ. 2. Глаголы с приставкой вы-, на которую всегда падает ударение, проверяются по бесприставочному глаголу: выспится — спит, высеют — сеют (сеять, I спр.).

ПРИМ. 3. Глаголы изъявительного наклонения 2 л. мн.ч. имеют окончания -ете (I спр.) и -ите (II спр.). Глаголы повелительного наклонения имеют суффикс -и- и во мн.ч. окончание -те: Крикните (повел, накл. мн.ч.) погромче! Если крикнете (изъяв, накл., 2 л., мн.ч., I спр.) тихо, я не услышу.

ПРИМ. 4. Глаголы хотеть, бежать, брезжить относятся к разноспрягаемым, т. е. они имеют окончания I и II спряжений.

Русский язык

План урока:

Теоретические основы

Теория – основа для грамотного правописания. Если не знать правила и особенности морфем, то написать их верно вряд ли удастся. Рассмотрим, что подразумевается под окончаниями и как определяют эту морфему разные лингвисты.

Что такое окончание. Общая информация

Окончание является видоизменяемой морфемой. Оно не имеет единого вида и в каждой части речи пишется по-разному. Но несмотря на это, окончание помогает не только передавать смысл и значение слова, склоняя его. Эта морфема строит грамотную речь и образовывает новые слова. Однако эти единицы речи не будут являться однокоренными, о чем всегда следует помнить.

Лингвисты по-разному интерпретируют определение окончания. Кроме того, это слово многозначное. Это означает, что смысл слова будет зависеть от общего контекста. В толковом словаре Ожегова можно найти следующее определение окончания с точки зрения грамматики:

«То же, что флексия – изменяющаяся при склонении или спряжении часть слова, которая находится в конце словоформы».

Ушаков определяет эту морфему несколько иначе:

«Часть слова, которая видоизменяется во время спряжения слов или склонения их по родам».

Определения несколько отличаются друг от друга, но при этом общий смысл сохраняется. Таким образом, можно сказать, что они полностью тождественны. Исходя из этого, под окончанием можно понимать часть слова, находящуюся в конце единицы речи и изменяющуюся в зависимости от склонения или спряжения.

Если в других морфемах, например, в приставке или суффиксе, гласные изменяются в зависимости от применяемого правила, то в окончаниях это происходит совсем по другой причине. Это зависит от падежа, в котором стоит слово, или от его склонения. На эти два аспекта нужно обратить внимание во время подбора подходящей буквы.

Функции окончания. Роль в русском языке

В русском языке окончания – это те же самые аффиксы, которые не только сами видоизменяются, но и меняют морфологическое значение того слова, в котором они стоят. Но при этом окончание играет и другие не менее важные роли в нашей речи.

Функции окончания как морфемы:

  • изменяет морфологическое значение слова: род, число, падеж;
  • образует новые формы слов, но при этом не создает однокоренных единиц речи;
  • влияет на смысловую передачу речи: от изменения одного окончание может поменяться и весь смысл.

Чтобы понять, как именно окончание может изменить смысл слова, достаточно разобрать несколько примеров. Омонимичные слова, употребленные с разными окончаниями, соответственно, имеют и неоднозначную интерпретацию.

Смыслоразличительные функции окончаний:

Таким образом, можно заметить, что от окончания зависит очень много в русском языке. Поэтому важно запоминать не только правила, но верное употребление в зависимости от контекста речи.

Как обозначить окончание. Выделение морфемы

Окончания, как и другие морфемы в русском языке, имеют свое особое графическое обозначение. Оно необходимо для выделения орфограмм на письме и отделения от других элементов в слове. Данное обозначение представляет собой квадратик, вмещающий всю морфему. Он напоминает окошко, из которого выглядывает окончание.

Выглядит это следующим образом:

Во время отработки орфограмм после написания слова необходимо обозначить окончание. Внося его в небольшой квадратик, каждый мысленно обозначает эту морфему у себя в голове. Поэтому в дальнейшем с ее написанием не будет возникать никаких проблем. Для этого и придумано графическое обозначение окончания.

Окончания личных глаголов

Под личными глаголами понимаются такие части речи, которые обозначают действия объектов и способны склоняться по лицам. Окончания в таких глаголах постоянно изменяются, что может стать причиной орфографической ошибки. Рассмотрим правописание окончания личных глаголов, чтобы не допускать ошибок во время написания слов.

Правописание окончаний личных глаголов. Правила и слова-исключения

Для начала необходимо выучить, как склоняются глаголы. Для этого можно обратиться к таблице склонений:

Рассмотрим пример изменения глаголов по лицам на примере глагола «отвечать»:

На этом примере мы можем увидеть, как видоизменяются слова при помощи окончаний. Однако и ошибку в этой морфеме допустить не трудно. Чтобы определить, какое спряжение у глагола, необходимо поставить данную часть речи в начальную форму.

Как определить спряжение глагола:

  • ставим в начальную форму: примерять;
  • смотрим на таблицу спряжений и определяем по окончанию (в данном случае –ять);
  • ответ – 1 спряжение.

Обратимся к таблице спряжений:

Ее нужно обязательно запомнить, включая все слова-исключения. Это поможет ориентироваться в написании окончаний личных глаголов. Перед употреблением того или иного окончания следует определить спряжение глагола, которые можно посмотреть в таблице: каждому спряжению соответствует определенное окончание. К словам-исключениям относят следующие единицы речи:

Окончания глаголов очень схожи с суффиксами причастий. Это тоже очень важно учитывать.

Трудные случаи написания окончаний в глаголах

Существует несколько отдельных правил по правописанию этой морфемы в данной части речи. Их тоже нужно учитывать, чтобы не допускать ошибки. К дополнительным глаголам-исключениям относятся следующие слова:

  • Лаять;
  • Блеять (издавать блеющие звуки);
  • Каяться;
  • Веять (дуть);
  • Лелеять;
  • Маяться;
  • Надеяться;
  • Чуять;
  • Чаять (надеяться);
  • Хаять (ругать);
  • Реять (плавно перемещаться в воздухе);
  • Сеять;
  • Таять.

Они не изменяются и не могут писаться по-другому, потому что их нельзя проверить по правилу или таблице, они не поддаются теоретическим обоснованиям. Все вышеперечисленные слова относятся только к первому спряжению. Также очень важно обращать внимание на приставки в слове, а особенно если есть приставка вы-. Она притягивает к себе ударение, тем самым окончание в таких единицах речи становится безударным. Поэтому во время проверки приставку придется отбросить.

Вытащит – тащить; выберет – берет; выгонят – гонять.

Если глагол стоит в повелительном наклонении, то у него может быть только одна форма написания окончания. Такие слова образовываются при помощи суффикса -и- и специального окончания –те. В том случае, если данная часть речи стоит во втором лице множественном числе и при этом относится к первому спряжению, то пишется окончание –ете.

Поднимите стулья, купите пластырь.

1 лицо множественное число: когда вы поднимете стулья, придите ко мне в кабинет.

При написании окончаний в глаголах могут возникнуть много трудностей, поэтому всегда следует помнить теорию и уметь ее применять на письме.

Суффиксы причастий

Главной функцией причастия является обозначение признака предмета по действию. В этих частях речи тоже легко допустить ошибку. Рассмотрим главные правила.

Правописание суффиксов в причастии. Трудные случаи

Существует несколько категорий правил для написания суффиксов в причастиях. Выделяют действительные и страдательные причастия. Правила для действительных причастий собраны в следующей таблице:

Также существует отдельное правило для причастий, в которых есть -Н-, -НН-. Оно же действует и для отглагольных прилагательных. Необходимо посмотреть на слово, поставить его в начальную форму и определить его спряжение по таблице. Если слово относится к первому спряжению, то использовать суффиксы -ущ- и -ющ-, а если ко второму, то -ащ- и -ящ-.

Таблица правописания причастий:

Эти правила нужно обязательно учитывать во время написания текстов на слух. Если знать правила и уметь их применять, писать можно совершенно без ошибок и помнить все слова-исключения.

Образование деепричастий

Под деепричастием понимают такую часть речи, которая обозначает добавочное действие. Оно образовывается при помощи основы глагола настоящего времени и оканчиваются на определенные конструкции. Разберем этот вопрос более подробно.

Как образуются деепричастия. Их правописание

У деепричастий нет окончания, но они образуются при помощи специальных отглагольных конструкций. В вопросах тестирования часто попадается эта часть речи, поэтому правило нужно запомнить.

Необходимо образовать от деепричастия глагол и определить его вид. Если слово отвечает на вопрос «что делать?» – то несовершенный, если на вопрос «что сделать?» – совершенный. Далее нужно действовать в соответствии с таблицей и выбирать подходящий суффикс. Правильное образование деепричастий происходит следующим образом:

Это правило нужно учитывать не только при написании слов на бумаги, но и при образовании новых форм во время выполнения различных грамматических заданий.

Типовые задания ЕГЭ по русскому языку по теме «Правописание окончаний»

Единый Государственный экзамен по русскому языку представляет собой перечень из 26 заданий. В задании номер 12 проверяют знания из области окончаний различных частей речи. Чтобы его выполнить правильно, необходимо ознакомиться со структурой, отработать все трудные случаи и постоянно повторить правила. Рассмотрим, из чего состоит этот номер в ЕГЭ по русскому языку 2021.

Задание 12. ЕГЭ по русскому 2021

В этом номере выпускникам предстоит ознакомиться с содержанием нескольких строчек и самостоятельно вставить буквы в пропуски. Выбор необходимо обосновать и подкрепить правилом, чтобы точно не ошибиться во время выполнения. Для этого важно хорошо изучить теорию. В ответ может быть занесено сразу несколько значений, поэтому нужно быть предельно внимательными.

Окончания в русском языке

Title: Что такое окончания в русском языке?
Description: Окончания, флексии, имеются у изменяемых слов. Окончания выражают различные грамматические значения и служат для связи слов в словосочетании и предложении.

  • Грамматические при­зна­ки окон­ча­ния
  • Как опре­де­лить окон­ча­ние в сло­ве?
  • Нулевое окон­ча­ние
  • Слова, не име­ю­щие окон­ча­ний
  • Вывод
  • Видеоурок

Окончания — это сло­во­из­ме­ни­тель­ные мор­фе­мы в соста­ве суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний и чис­ли­тель­ных, при­ча­стий и лич­ных форм гла­го­лов.

Окончание

Окончание — это изменяемая часть слова, которая стоит после корня или суффикса. Графически окончание обозначается прямоугольником —

Окончание служит для связи слов в словосочетании или предложении.

Например:

Катя читала книгу с красивыми картинками.

Крисивые картинки у Кати в книге.

Чтобы найти окончание в слове, надо изменить слово (по падежам, родам или числам).

При изменении окончаний меняется форма одного и того же слова (книга И. п. — книги Р. п.). В этом отличие форм слова от однокоренных слов, где меняются суффиксы и приставки.

В словах может быть нулевое окончание. Такое окончание не выражено звуком и обнаруживается только при сравнении форм слова (т.е. при его склонении по падежам).

Пример:стол — столы, кровать — кровати.

Нулевое окончание в словах следует отличать от слов, совсем не имеющих окончания — сокол — тихо. Слова, не имеющие окончаний, называют неизменяемыми.

Обычно окончание стоит в конце слова, однако бывают случаи, когда окончание стоит в середине слова: какой — нибудь, слушается.

В некоторых словах бывает больше, чем одно окончание: пятидесяти, к пятистам. Чаще всего это имена числительные.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Грамматические признаки окончания

Окончания, или флек­сии (лат. flexio — сги­ба­ние, пере­ход), — это слу­жеб­ные мор­фе­мы, нахо­дя­щи­е­ся после кор­ня или после суф­фик­са, напри­мер:

  • дорога;
  • длинная;
  • твоя;
  • первый;
  • при­писываю;

Окончания выра­жа­ют грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние рода, чис­ла, паде­жа у имен­ных частей речи,

лица и чис­ла у гла­го­лов:

  • хороший (м. р.), хорошая (ж. р.), хорошее (ср. р.), хорошие (мн. ч.);
  • дерево (и. п.), мимо дерева (р. п.), к дереву (д. п.) и т. д.;
  • два­дцатый (им. п. ед.ч.), два­дцатого (р. п. ед. ч.), о два­дцатом (п. п. ед. ч.);
  • твой — твоего, твоему, твоим, о твоём;
  • пры­гаю (1 лицо ед. ч.), пры­гаешь (2 лицо ед. ч.), пры­гаете (2 л. мн. ч.).

Окончания слу­жат для свя­зи слов в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии:

  • красный флаг;
  • красная полос­ка;
  • красное заре­во;
  • красные огонь­ки.

Они оста­но­ви­лись на пере­крёст­ке: горел крас­ный свет (Анатолий рыба­ков. Страх).

Суммируем все выше­ска­зан­ное и дадим точ­ное опре­де­ле­ние, что такое окон­ча­ния в рус­ском язы­ке.Окончания — это сло­во­из­ме­ни­тель­ные мор­фе­мы, нахо­дя­щи­е­ся после кор­ня или суф­фик­са, выра­жа­ю­щие раз­лич­ные грам­ма­ти­че­ские зна­че­ния и слу­жа­щие для свя­зи слов в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии.

Как определить окончание в слове?

Чтобы най­ти окон­ча­ние, нуж­но изме­нить сло­во: про­скло­нять или про­спря­гать. Та часть сло­ва, кото­рая изме­ня­ет­ся, и будет являть­ся его окон­ча­ни­ем.

Например: опре­де­лим окон­ча­ние у суще­стви­тель­но­го «кра­со­та», изме­нив его по паде­жам:

  • р. п. нет (чего?) кра­соты;
  • д. п. стрем­люсь (к чему?) к кра­соте;
  • в. п. вижу (что?) кра­соту и т. п.

Очевидно, что в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла окон­ча­ни­ем явля­ет­ся мор­фе­ма -а:

У неко­то­рых слож­ных суще­стви­тель­ных и чис­ли­тель­ных суще­ству­ет несколь­ко окон­ча­ний:

  • счет -фак­тура — чего? счёта — фак­туры, чему? счёту-фак­туре, о чём? о счёте-фак­туре;
  • триста — трёхсот , трёмстам, тремястами, о трёхстах.

Как выделить окончание?

Чтобы найти окончание, нужно изменить форму слова: именные части речи – просклонять, глагол – проспрягать. Та часть слова, которая меняется, и является окончанием.

Нулевое окончание

У ряда слов име­ет­ся нуле­вое окон­ча­ние, мате­ри­аль­но не выра­жен­ное бук­ва­ми или зву­ка­ми, напри­мер:

  • маль­чик ;
  • речь ;
  • мой ;
  • тёмен ;
  • окру­жён .

Чтобы выявить нуле­вое окон­ча­ние, изме­ня­ем сло­во по паде­жам или чис­лам:

  • лицо (кого?) маль­чика;
  • иду (к кому?) к маль­чику;
  • наши маль­чики.

В падеж­ных фор­мах нуле­вое окон­ча­ние про­яв­ля­ет­ся в виде букв. Значит, в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа сло­ва «маль­чик» обо­зна­чим его квад­ра­ти­ком в кон­це.Смотрите ещё при­ме­ры слов с нуле­вым окон­ча­ни­ем.

Слова, не имеющие окончаний

В поис­ках окон­ча­ния будем иметь в виду, что эту мор­фе­му в сво­ем соста­ве име­ют толь­ко изме­ня­е­мые сло­ва. У неиз­ме­ня­е­мых слов и форм слов окон­ча­ний не быва­ет. Не име­ют флек­сий сле­ду­ю­щие части речи и фор­мы слов:

1. нескло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные

  • паль­то — корень;
  • дра­же — корень;
  • али­би — корень;
  • так­си — корень;

2. нескло­ня­е­мые при­ла­га­тель­ные

  • рука­ва реглан;
  • цвет хаки;
  • час пик;
  • юбка мак­си;

3. наре­чия

  • когда — корень;
  • отве­тить быстро — корень/суффикс;
  • бежать вприпрыжку — приставка/приставка/корень/суффикс/суффикс;
  • одеть­ся по—зимнему — приставка/корень/суффикс/ суф­фикс;

4. фор­мы про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­ных и наре­чий

  • кни­га (како­ва?) инте­рес­нее филь­ма (инте­реснее — корень/суффикс/суффикс);
  • мёд (каков?) сла­ще саха­ра (слаще — корень/суффикс);
  • сде­лать гро­мче — корень/суффикс;
  • выгля­деть веселее — корень/суффикс;

5. дее­при­ча­стия

  • убегая — приставка/корень/суффикс/суффикс;
  • прочитав — приставка/корень/суффикс/суффикс.

Таблица окончаний падежей

ПадежНа какой вопроса отвечает?Изменение окончания
ИменительныйКто? Что?Степлер_/ Трава
РодительныйКого? Чего?Степлера/ Травы
ДательныйКому? Чему?Степлеру/ Траве
ВинительныйКого? Что?Степлер_/ Траву
ТворительныйКем? Чем?Степлером/ Травой
ПредложныйО ком? О чем?О степлере/ О траве

Расположение окончания внутри слова

Навряд ли вам приходилось сталкиваться с явлением, когда оно располагается внутри слова, но оно также имеет место быть. Более привычное дело, когда оно находится в самом конце. К тому же большинство слов именно так и сформировано.

Сегодня мы познакомимся со сложными числительными, имеющими целых два корня. Их совсем несложно выявить: от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот. Необходимо также отметить, что в двух последних вариациях представлены слова с нулевым окончанием.

Разумеется, крайне непривычно встречать окончание в середине слова. Но забывать про них ни в коем случае нельзя, поскольку, если вдруг аналогичные слова встретятся на экзамене, вы просто растеряетесь. И это совершенно нормальная реакция, так как тема серединных окончаний обычно игнорируется учителями по непонятным причинам. Так что ваша задача — лишь запомнить, что и такие случаи возможны. И спокойно действовать на работе, не волнуясь, не переживая.

Важным моментом также является склонение данных числительных. Когда вы изменяете падежную форму, задействуются оба окончания. И не всегда они совпадают друг с другом. Это тоже стоит отложить в голове на будущее.

Двойное окончание в слове

Как мы поняли из выше сказанного, существуют слова с двойным окончанием. Но кроме тех, что уже были разобраны, есть и другие, которые следует рассмотреть. Иначе есть вероятность того, что вам придется разбирать их уже самостоятельно, без чьей-либо помощи. Ими являются сложные существительные. В данном случае, когда дело касается изменений, затрагиваются окончания обоих частей слова. К таким словам относятся: вагон-ресторан, кресло-качалка, школа-интернат.

И если вы попробуете изменить их, заметите, что изменения влекут за собой обе части слова. Разумеется, это касается не всех сложных слов. У некоторых все же изменяется только одна часть, поскольку у другой попросту отсутствует окончание в слове.

Про эти правила не стоит забывать, если вы хотите получить хорошую оценку на экзамене. Можете даже выписать их в блокнот, чтобы время от времени повторять. Таким образом, заложив материал на долгие годы. Усердно готовьтесь ко всем экзаменам, чтобы уже после его начала, не возникало вопросов «Что такое окончание?». Удачи!

Два окончания в слове.

В сложных словах возможно выделение двух окончаний:

  • у существительных: кресл(о)-кровать() — кресл(а)-кроват(и);
  • у числительных: пять()десят() — пят(и)десят(и).

Но, в сложных существительных и прилагательных, которые пишутся слитно, после первого стоит соединительная гласная, а не окончание: сам-о-лет(), красн-о-кож(ий).

Вывод

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить окон­ча­ние в сло­ве, пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

  1. опре­де­лим часть речи иссле­ду­е­мо­го сло­ва;
  2. выяс­ним, изме­ня­ет­ся сло­во или нет;
  3. изме­ним сло­во по паде­жам, родам, чис­лам или лицам;
  4. срав­нив фор­мы сло­ва, выде­лим в нем окон­ча­ние.

Видеоурок

«Тексты» − как правильно ставить ударение?

И.Р. Калмыкова,
г. Ярославль

Занимательные упражнения и игры к разделу
«Фонетика. Орфоэпия. Орфография»

Ударение как средство смыслового различения слов

Единственный в городе орган

Однажды первоклассник Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в город Ярославль приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей Ярославля своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л.Шишханова».

Петя очень удивился.

«Мама, – спросил он. – Почему во всем Ярославле только один орган? Ведь орган есть у каждого человека, и не один. И какой орган вылечили – сердце? почки? Какая-то странная заметка!»

Мама рассмеялась и сказала: «Петя, ты перепутал два похожих, но разных по смыслу слова».

Какие же слова спутал Петя? Почему возникла эта путаница?

Странные подарки

Первого сентября Артем проснулся рано. Но мамы уже не было, она ушла на работу. На столе лежала записка: «Артем! Возьми гвоздики и подари их твоему любимому учителю по техническому труду, а ирис – твоему классному руководителю Ольге Константиновне».

Артем взял большие гвозди, конфеты ириски и пошел в школу. Гвозди он торжественно вручил учителю труда, а ириски – классному руководителю. Они недоуменно переглянулись. «В чем дело, Артем?» – спросили они.

Что перепутал Артем?

Непонятное слово

Учительница написала Ане в дневник: «Не забудь принести на урок атлас». Аня нашла дома атласный материал и принесла его в школу. На уроке учительница Галина Александровна сказала: «А теперь откройте ваши атласы и найдите в них Африку и Америку». Аня очень удивилась: «Какая Африка? Какая Америка? У меня материал однотонный». Она оглянулась, посмотрела на других ребят – и все поняла.

Почему автор поставил ударение?

Знак ударения в письменном тексте обычно не ставится. Почему же он поставлен в данных предложениях?

1. Я приехал в Москву, плачу и плачу. (П.Вяземский) 2. Что это тут, духи или духи? (Л.Н. Толстой) 3. Дела в приказе Большого дворца было много, и дела путаные. (А.Н. Толстой) 4. И чувства и мысли так и остаются не столько несказанные, сколько несказанные. (А.Эфрон)

Особенности русского ударения

Ударение в русском языке очень своеобразно. В чем его специфика?

Первой особенностью русского ударения является то, что оно свободное, то есть не прикреплено к определенному слогу в слове. Оно может падать и на первый слог (воля, город), и на второй (свобода, природа), и на третий (молоко, молодой) и т.д. Такое ударение называется также разноместным.

В других языках ударение зачастую прикреплено во всех словах к определенному слогу. Например, во французском и турецком языках оно всегда падает на последний слог. Сравни французские слова: одеколон, эскимо, пломбир, туалет, пальто, комбинезон, салют, Париж, дебют.

В польском языке ударение всегда падает на предпоследний слог: Варшава, Освенцим, Краков, Сопот, Висла, Зелена Гура, Вроцлав, Познань. В чешском и венгерском языках оно всегда приходится на первый слог. Возьмем чешские слова: Прага, Карловы Вары, чехи, Влтава – и венгерские: Венгрия, Ференц Лист, Шандор Петефи, Ференц Ракоци.

Второй особенностью русского ударения является его подвижность, то есть способность менять свое место в зависимости от формы слова.

Например: понять – понял – поняла;

стена – нет стены.

Третьей особенностью русского ударения является его изменчивость, которая выражается в том, что с течением времени ударение меняет свое место в слове и появляется новый вариант произношения. Например, раньше говорили: кладбище, паспорт, эпиграф, воздух, библиотека, музыка, призрак, роскошный.

Сейчас такое произношение считается неправильным. Но оно сохранилось в художественных произведениях. И мы можем встретить старое произношение в стихах Пушкина, Лермонтова, Некрасова, баснях Крылова и в произведениях других поэтов и писателей.

Гремит музыка полковая.

Вертит очками так и сяк.

Ворон не жарят, не варят.

А как же читать эти строчки нам, современным людям? Произносить их нужно по-старому, в соответствии с нормой XIX века, так как при изменении ударения на современный лад «ломаются» размер и ритм стиха, исчезают его слаженность, гармоничность.

Процесс изменения ударения идет и сейчас, на наших глазах. Так, если раньше можно было произносить только договор, то сейчас допустимым является и договор. Это касается и таких слов, как камбала, кулинария, феномен, ракушки, августовский. Если раньше такие варианты их произношения, как камбала, кулинария, ракушка, феномен, августовский, считались нелитературными, то теперь они являются допустимыми.

Такая вариативность и подвижность русского ударения создает определенные трудности при произношении не только для иностранцев, но и для русских людей. Очень часто возникают сомнения, как произносить то или иное слово. В этих случаях неоценимую помощь вам окажут словари – орфоэпические, толковые, энциклопедические.

Задания, игры, упражнения

Правы ли классики?

Прочитайте отрывки из стихотворений русских поэтов XIX века. Как вы думаете, не является ли ошибочным ударение в выделенных словах? Неужели Пушкин, Крылов и Некрасов ошибались? Можно ли исправить текст?

И долго с бурными волнами
Боролся опытный гребец.

Воротись, дурачина, ты к рыбке:
Поклонись ей, выпроси уж избу.

Зубастой Щуке в мысль пришло
За кошачье приняться ремесло.

Мы, старики, уж нынче не танцуем,
Музыки гром не призывает нас.

Известно, что слоны в диковинку у нас –
Так за слоном толпы зевак ходили.

Ищем произносительные архаизмы

В приведенных ниже парах слов одно слово является по своему произношению устаревшим. Найдите такие устаревшие слова.

Проверь себя

Прочитайте варианты произношения слов. В каком варианте вы произносите приведенные слова сами? В какой речи – официальной или разговорно-обыденной – используете вы эти варианты?

Закончи текст

Прочитайте незаконченные тексты. Ответьте на вопросы. Придумайте концовки текстов.

а) Эту историю рассказал известный русский ученый-лингвист Р.А. Будагов:

«Как-то я слушал по радио передачу для детей «В мире животных». Научный сотрудник Московского зоопарка интересно и увлекательно рассказывал о том, как у медведицы в неволе родились медвежата и какие они забавные. И вдруг прозвучало: «Новорожденные чувствуют себя хорошо». Я выключил радио. И все из-за того, что. »

Почему же выключил радио известный ученый?

б) А вот какой случай привел ученый Р.А. Будагов из собственной практики:

«Читая лекцию о культуре языка в подготовленной аудитории, я неожиданно для самого себя поставил неправильное ударение в слове принявший и сейчас же заметил насмешливые огоньки в глазах моих слушателей – «ишь, поучает, а сам. ». Я почувствовал, что потеряю внимание и доверие аудитории, если не исправлю ошибку. Пришлось извиняться и повторить предложение с правильным ударением: принявший».

С каким ударением произнес слово принявший известный ученый во второй раз, то есть правильно?

А все из-за того, что ударение в первом слове было поставлено неправильно. Вспомним Максима Горького – «рождённый ползать летать не может». Ударение остается на том же слоге и в слове новорождённый.

Правильно говорить принявший.

Фельетон

Прочитайте стихотворный фельетон В.Масса и Н.Червинского. Выпишите выделенные слова, поставьте правильные ударения. Какое впечатление произвел на вас человек, изображенный в фельетоне?

Говорил он, между прочим,
«Красивее», «Мы так хочем»,
«Досуг, шофер, процент, заем,
Квартал, портфель, билютень»,
«Поверх плана выполняем»,
«Агент звонит целый день».

Коварный творог

Прочитайте шутливое стихотворение и скажите, как не нужно произносить слово творог?

Какую произносительную ошибку допустил кассир? Как правильно сказать?

Мой дядя выяснял лет сорок
И все же выяснить не мог,
Как говорить вернее: творог,
А может, правильней – творог?!
И как-то он в молочной лавке
Его увидел на прилавке, –
Лицо, как роза, расцвело,
Решил купить он полкило.
Но тотчас, на прилавок глядя,
Опять задумался мой дядя:
«Ведь, вероятно, он недорог,
Пойдет в ватрушку и в пирог.
А как спросить: «Почем творог?
А может, правильнее творог?».
Задачу эту смог решить
Мой дядя, лишь дойдя до кассы,
Сказав: «Прошу вас получить
За полкило творожной массы».
Кассирша мало разбиралась
В местоименьях, падеже.
И так сказала: «Не осталось!
Она распродата уже!».

Ответ. В разговорно-бытовой речи допустим и тот, и другой вариант произношения слова творог. Но в соответствии со строгими литературными нормами лучше говорить творог. А кассирша должна была сказать распродана.

Догадайся по рифме

Правильно поставить ударение в слове помогают поэтические тексты, где нужное ударение подсказывает рифма. Прочитайте отрывки из стихотворений и определите ударение в выделенных словах.

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала.

Вот у Коли, например,
Мама – милиционер.
А у Толи и у Веры
Обе мамы – инженеры.

Стоит девочкам начать,
Дай им только волю, –
Будут целый день качать
И баюкать Лелю.

И как отрадно было видеть нам,
Когда наш лен – на всем своем массиве, –
Приподнятый, выравнивался сам
И день за днем все делался
красивей.

(М.Исаковский)

Зарецкий наш и честный малый
Вступили в важный договор,
Враги стоят, потупя взор.

Погиб! К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!

Рассказ школьного портфеля

Знакомьтесь: Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет. »
«Закрыт магазин на обед. »
«Хозяйка моет стаканы. »
«Секёт свеклу. »
«Пекёт блины. »
И до меня дошел черёд:
Портфель он «портфелем» зовет.
Но мне не зря «Родную речь»
Судьбой доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя.
– Петя! – несется со двора. –
Тебе домой идти пора!
– Не трогай малыша, Петя!
Ведь ты большой, а он дитя!
«Петя» обижен на ребят:
– Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил,
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?

Выучи наизусть

Обратите внимание на ударения в выделенных словах. Выучите наизусть это стихотворение.

Выполняя договоры,
Инженеры и шофёры,
Столяры и маляры –
Потрудились все на славу,
Чтоб за месяцы зимы
Возвести домов кварталы.

Рифма-помощница

Вставьте вместо точек слова, расставляя ударения. А поможет вам в этом рифма.

Самолетом правит летчик.
Трактор водит тракторист.
Электричку – машинист.
Стены выкрасил . .
Доску выстругал . .
В доме свет провел . .
В шахте трудится . .
В жаркой кузнице . .
Кто все знает – . !

Отгадай загадки

Запоминать слова с правильно поставленным ударением помогают загадки. Например, такие:

Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Специальный . .

Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все . .

Мнемонические пары

Есть в русском языке слова, в произношении которых многие делают ошибки. Выучить их вам помогут рифмующиеся слова. Прочитайте и запомните слова в парах и тройках.

договор – приговор – разговор
каталог – диалог – некролог
шофёр – монтёр
облегчить – полечить
звонит – говорит
столяр – маляр
документ – инструмент – медикамент
портфель – щавель
средства для детства

Игра «Кто быстрее?»

Распределите слова в три столбика: в первый – слова с ударением на первом слоге; во второй – слова с ударением на втором слоге; в третий – с ударением на третьем слоге.

Побеждает тот, кто сделает быстрее и не ошибется.

Соревнование на лучшего диктора

Расставьте в словах ударения. Кто это сделает без ошибок, тот победитель.

Алфавит, арест, диалог, документ, каталог, квартал, километр, комбайнер, магазин, медикаменты, мельком, морковь, призыв, портфель, процент, случай, столяр, свекла, цемент, шофер, щавель, молодежь, звонить, ремень.

Ударяем по слогу правильно

Интересно, что в русском языке ударение в слове может ставиться как на первые слоги, так и на последующие. При этом нет никакой закономерности.

Дерево — ударная первая позиция, налево — вторая, хорошо — третья.

У некоторых слов очень сложно определить ударный слог, например: щАвель или щавЕль.

Что-что, а есть слова, где вообще от ударения зависит значение всего слова, например: мОшка (насекомое) и мошкА (целая туча насекомых).

  1. Что такое ударение
  2. Виды ударений
  3. Логическое ударение
  4. Словесное ударение
  5. Сложность ударения
  6. Письменная и устная речь
  7. Ударение при подготовке к ЕГЭ
  8. Ударение в словах на букву А
  9. Ударение в словах на букву Б
  10. Ударение в словах на букву Д
  11. Ударение в словах на букву Ж
  12. Ударение в словах на букву З
  13. Ударение в словах на букву К
  14. Ударение в словах на букву Н
  15. Ударение в словах на букву О
  16. Ударение в словах на букву С
  17. Ударение в словах на букву Т
  18. Ударение в словах на букву У
  19. Ударение в словах на букву Ф
  20. Ударение в словах на букву Х
  21. Ударение в словах на букву Ч
  22. Ударение в словах на букву Ш
  23. Ударение в словах на букву Щ

Что такое ударение

Под ударением в слове рассматривают интонационное выделение слога с повышением силы и тона голоса.

Ударным может быть не только слог, но и целое слово в предложении.

Ударение слова в предложении подчёркивает значимость слова для правильного понимания фразы слушающими.

Аналогично ударным может быть целый кусок в тексте. Это необходимо, чтобы акцентировать особое внимание на какой-то мысли.

Если мы хотим сделать ударным слог, слово или часть текста, то мы произносим это место более чётко, добавляем голосу силы и немного протягиваем звучание.

Ударение необходимо для того, чтобы сделать высказывание выразительнее.

Виды ударений

Ударения могут быть логическими и словесными.

Логическое ударение

Логическое ударение ставится для понимания важности слова или словосочетания в предложении. Зачастую именно ударностью слова мы показываем, что хочет сказать автор в данном предложении.

Сравним два выражения:

  1. Я знаю, что могу сделать много ХОРОШЕГО для тебя.
  2. Я знаю, ЧТО могу сделать для тебя.

В первом случае акцент ставится на «хорошего», а во втором предложении — на «что».

От ударной позиции «что» становится понятно: или мы знаем о чём-то, или мы знаем, что именно можем для тебя сделать.

Словесное ударение

Этот вид (или тип) ударения показывает ударность определённого места внутри слова.

Если ударение будет поставлено не верно, то даже весь смысл слова может быть утрачен: зАмок и замОк.

Слоги, на которые падает ударение, называются ударными, остальные — безударные.

Сложность ударения

Русский язык предлагает нормы постановки ударения. И эти нормы разнятся с постановкой ударения в других языках.

Например, в английском, французском и ряде других ударение фиксированное на определенном слоге.

Наш язык ушёл далеко вперёд. И у нас с ударностью дела обстоят по-другому.

Чаще всего мы просто запоминаем на каком-то интуитивно-подсознательном уровне, где нужно ударять, а где нет.

Есть три языковые особенности постановки ударения:

  1. Оно может иметь влияние на морфологические признаки, например, существительного. Сравним: «нОги» и «ногИ». Это и им.падеж множественного числа и род.падеж единственного числа. Одно звучание — разные формы слова.
  2. Ударение в слове может быть двойным. Второе — не основное. Такой случай мы встречаем в сложных существительных, образованных из двух основ двух простых слов: мАлоимУщий.
  3. Ударение может меняться в зависимости от развития и совершенствования языка в целом. Например, сто лет назад Пушкин в слове «музыка» ударение ставил на второй слог. И это было в те времена распространённым явлением: «музЫка уж греметь устала».

Но прошли многие годы, и сейчас норма русского языка велит ставить нам ударение в этом слове на первом слоге «мУзыка».

Письменная и устная речь

Казалось бы, в устной речи мы научились ставить ударение правильно, а в письменной нет надобности ставить ударение.

Но когда мы пишем какие-то строки, мы можем даже не догадываться, что при чтении акцент может упасть даже на те слоги, где обычно слышится безударная позиция.

Например, предлог «по» состоит из одного слога и не является вообще ударным. В сочетании со словами, например: по дорОге, по понедЕльникам и т.п. мы не слышим силы голоса на предлоге.

А вот если мы напишем фразу «По полю бегал храбрый мужик», то при чтении мы на каком-то подсознательном уровне ударяем по предлогу «по». И это правильно, так как при переходе в устную речь предлог и существительное, следующее за ним, становятся единой конструкцией, где ударная позиция отводится как раз на предлог «по».

Ударение при подготовке к ЕГЭ

В тестовых заданиях на ЕГЭ даются упражнения, где требуется определить ударную позицию в слове. Иногда эти задания оказываются самыми сложными для выпускников.

Поэтому перед сдачей экзамена нужно больше читать вслух. Любые тексты, прочитанные вслух помогут запомнить правильность ударных позиций.

Начинаю составлять списки со словами, в которых чаще всего ударение ставится неправильно.

Правила постановки ударений

Правила постановки ударений в именах существительных.

1. Слова иноязычного происхождения, как правило, в русском языке сохраняют место ударения, какое они имели в языке-источнике. В английском языке ударения чаще всего имеют ударения на первом слоге, а во французском – на последнем.
Поэтому английские заимствования звучат так:
гЕнезис, мАркетинг, мЕнеджмент, пОртер;
а французские так:
гравЁр, диспансЕр, жалюзИ, каучУк, партЕр, пюпИтр, шассИ.

2. В словах, обозначающих меры длины и оканчивающиеся на -метр, ударение падает на последний слог:
киломЕтр, сантимЕтр, миллимЕтр, децимЕтр.

3. В сложных словах со второй частью -провод при общем значении «приспособление для транспортировки какого-либо вещества или энергии» ударение падает на корень -вод-:
бензопровОд, водопровОд, мусоропровОд, светопровОд.
НО: электропрОвод, электропрИвод.

4. В словах, оканчивающихся на -лог, ударение падает, как правило, на последний слог: диалОг, каталОг, монолОг, некролОг.

5. В отглагольных существительных сохраняется место ударения, что в исходном глаголе, от которого они образованы:
(веру) исповЕдать – вероисповЕдание
обеспЕчить – обеспЕчение.

6. В некоторых существительных ударение является неподвижным и остаётся на корне во всех падежах:
аэропОрт – аэропОрты
бАнт – бАнты – с бАнтами
бухгАлтер – бухгАлтеров
Икс – с Иксом – Иксы – Иксов
крАн – крАны
лЕктор – лЕкторы – лЕкторов
тОрт – с тОртом – тОрты – тОртами
шАрф – шАрфа – шАрфы – шАрфов.

7. В существительном бАловень ударение падает на корень. Во всех словах, образованных от этого слова, ударение на -БАЛ- НЕ падает:
балОванный, баловАть, балУю, балУясь, избалОванный, набаловАть.

Правила постановки ударений в именах прилагательных.
1. В некоторых прилагательных ударение такое же, как и в исходных существительных, от которых они образованы:
слИва – слИвовый
кУхня – кУхонный
щавЕль – щавЕлевый.

2. Ударный слог полной формы некоторых прилагательных остаётся ударным и в краткой форме:
красИвый – красИв – красИва – красИво – красИвы
немЫслимый – немЫслим – немЫслима – немЫслимо – немЫслимы.

3. В некоторых частотных прилагательных с подвижным ударением оно падает на корень в полной форме – в единственном и множественном числе; а также в краткой – в мужском и среднем роде. В краткой форме женского рода ударение переходит на окончание:
прАвый – прАв – прАво – прАвы – правА
стрОйный – стрОен – стрОйно – стрОйны – стройнА.

4. Если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной форме оно будет на суффиксе -Е- или-ЕЕ-:
больнА – больнЕе, сильнА – сильнЕе, стройнА – стройнЕе.
Если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно там и сохраняется:
красИва – красИвее, печАльна – печАльнее.

Правила постановки ударений в глаголах.

1. Ударение в глаголах прошедшего времени обычно падает на тот же слог, что и инфинитиве:
гулЯть – гулЯл, гулЯла
прЯтать – прЯтал, прЯтала.

2. В другой группе глаголов ударение во всех формах неподвижно, а в женском роде прошедшего времени переходит на окончание:
брАть – брАл, бралА, брАло, брАли
лгАть – лгАл, лгалА, лгАло, лгАли.
взялА, взялАсь, влилАсь, ворвалАсь, воспринялА, воссоздалА, гналА, гналАсь, добралА, добралАсь, ждалА, дождалАсь, занялА, заперлА, заперлАсь, звалА, звалАсь, лилА, лилАсь, навралА, надорвалАсь, назвалАсь, налилА, нарвалА, началА, облилАсь, обнялАсь, обогналА, ободралА, отбылА, отдалА, отозвалА, отозвалАсь, перелилА, позвалА, полилА, понялА, прибылА, рвалА, снялА, создалА, сорвалА, убралА.

3. У глаголов класть, красть, красться, слать, послать, отослать ударение в форме женского рода прошедшего времени НЕ падает на окончание, а остаётся на основе:
клАла, крАла, крАлась, слАла, послАла, отослАла.
Исключение составляют глаголы с ударной приставкой ВЫ-, которая всегда перетягивает ударение:
лилА – вЫлила, крАла – вЫкрала.

4. В глаголах, оканчивающихся на -ИТЬ, при спряжении ударение падает на окончания: -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ:
включИть – включИшь, включИт, включИм, включИте, включАт
вручИть – вручИшь, вручИт, вручИм, вручИте, вручАт
дозвонИться – дозвонИшься, дозвонИтся, дозвонИмся, дозвонИтесь, дозвонЯтся
кровоточИть – кровоточИшь, кровоточИт, кровоточИм, кровоточИте, кровоточАт.
По той же схеме спрягаются глаголы:
звонИть, исключИть, наделИть, накренИться, насорИть, обзвонИть, облегчИть, ободрИть, ободрИться, одолжИть, окружИть, повторИть, перезвонИть, позвонИть, сверлИть, укрепИть, щемИть.

5. В следующих глаголах, оканчивающихся на –ИТЬ, ударение НЕ падает на окончание:
опОшлить – опОшлят
освЕдомиться – освЕдомишься.

6. В глаголах, образованных от имён прилагательных, ударение чаще всего падает на -ИТЬ:
быстрый – убыстрИть, острый – обострИть, лёгкий – облегчИть, бодрый – ободрИть, глубокий – углубИть.
НО: глагол озлОбить, образованный от прилагательного злой, этому правилу не подчиняется.

7. В возвратных глаголах ударение в форме прошедшего времени часто переходит на окончание или суффикс (в глаголах прошедшего времени мужского рода):
начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь
принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

Правила постановки ударений в причастиях.

1. В действительных причастиях прошедшего времени с суффиксом -ВШ- ударение, как правило, падает на ту же гласную, что стоит в слове перед этим суффиксом:
зажИвший, налИвший, посмотрЕвший.

2. В страдательных причастиях прошедшего времени, образованных от глаголов изогнуть, загнуть, согнуть ударение падает на приставку:
изОгнутый, зАгнутый, сОгнутый.

3. В кратких страдательных причастиях прошедшего времени женского рода ударение падает на окончание:
занятА, запертА, заселенА, нажитА, налитА, ободренА, снятА, созданА.

4. Если ударение в полной форме падает на суффикс -ЁНН-, то в краткой форме оно сохраняется только в мужском роде, а в остальных формах переходит на окончание:
включЁнный – включЁн, включенА, включенО, включенЫ
довезЁнный – довезЁн, довезенА, довезенО, довезенЫ
заселЁнный – заселЁн, заселенА, заселенО, заселенЫ.
По той же схеме изменяются причастия:
наделЁнный, низведЁнный, ободрЁнный, отключЁнный, повторЁнный, поделЁнный, приручЁнный.

5. В полных формах причастий с суффиксом -Т-, образованных от глаголов с суффиксами -О- и -НУ- в инфинитиве, ударение падает на один слог вперёд:
полОть – пОлотый, колОть – кОлотый, согнУть – сОгнутый, завернУть – завЁрнутый.

Правила постановки ударений в деепричастиях.

1. Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в инфинитиве глагола, от которого они образованы:
задАть – задАв, залИть – залИв, занЯть – занЯв, начАть – начАв, поднЯть – поднЯв, предпринЯть – предпринЯв, создАть – создАв.

2. В деепричастиях с суффиксом -ВШ-, -ВШИ- ударение падает на гласную букву, которая стоит в слове перед этими суффиксами:
начАв, отдАв, поднЯв, прибЫв, начАвшись.

Правила постановки ударений в наречиях.

1. На приставку ДО- ударение падает в следующих наречиях:
дОверху, дОнизу, дОсуха.
НО: добелА, донЕльзя.
2. На приставку ЗА- ударение падает в словах:
зАгодя, зАтемно, зАсветло.
НО: завИдовать – завИдно.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 28.02.2019. Сегодня последний день зимы
  • 27.02.2019. День скорби
  • 26.02.2019. Народные приметы на все случаи жизни
  • 25.02.2019. Научная фантастика
  • 24.02.2019. Праздники 24 февраля 2019 года
  • 23.02.2019. Что такое 23 Февраля?
  • 22.02.2019. 22 февраля день покупок подарков мужчинам
  • 21.02.2019. Праздники 21 февраля 2019 года
  • 20.02.2019. Праздники 20 февраля 2019 года
  • 19.02.2019. Полнолуние 19 февраля 2019
  • 18.02.2019. Правила постановки ударений
  • 17.02.2019. Всемирный день доброты 17 февраля станьте добрее!
  • 16.02.2019. 16 февраля – День счастливой семейной жизни
  • 15.02.2019. Праздник Сретения Господня
  • 14.02.2019. День Святого Валентина
  • 10.02.2019. 10 февраля – день рождения домового

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Ссылка на основную публикацию