Односложные, двусложные, трехсложные, четырехсложные слова – правила и примеры

Что такое односложные, двухсложные, трёхсложные и четырёхсложные слова

Односложные, двух­слож­ные, трёх­слож­ные и четы­рёх­слож­ные сло­ва отли­ча­ют­ся коли­че­ством глас­ных зву­ков, обра­зу­ю­щих столь­ко же фоне­ти­че­ских слогов.

Гласный звук явля­ет­ся сло­го­об­ра­зу­ю­щим, поэто­му в фоне­ти­че­ском деле­нии слов ори­ен­ти­ру­ем­ся на коли­че­ство глас­ных зву­ков в их звучании.

Односложные слова

По мини­маль­но­му коли­че­ству глас­ных в сло­ве выде­лим одно­слож­ные сло­ва, кото­рые содер­жат один фоне­ти­че­ский слог. Вспомним, что такое фоне­ти­че­ский слог.

Приложим ладо­шку под под­бо­ро­док и чет­ко про­из­не­сем слова:

На глас­ных под­бо­ро­док уда­рит по ладо­ни один раз. Значит, эти сло­ва явля­ют­ся односложными.

Двухсложные слова

По коли­че­ству сло­гов сло­ва могут быть мно­го­слож­ны­ми: двух-, трёх-, четы­рёх­слож­ны­ми и т.д.

Двусложные сло­ва, как мож­но опре­де­лить по их назва­нию, содер­жат по два глас­ных звук.

При их про­из­но­ше­нии под­бо­ро­док опу­стит­ся на ладонь два раза, так как про­изой­дёт два толч­ка выды­ха­е­мо­го воздуха.

Не все двух­слож­ные сло­ва мож­но пере­не­сти с одной стро­ки на дру­гую в соот­вет­ствии с фоне­ти­че­ским сло­го­де­ле­ни­ем. Ряд слов, в кото­рых гласный-одиночка обра­зу­ет само­сто­я­тель­ный слог, невоз­мож­но пере­не­сти, оста­вив одну бук­ву на стро­ке, например:

  • зме-я — змея
  • у-дар — удар
  • о-браз — образ
  • и-гла — игла
  • а-нис — анис.

Трёхсложные слова

В сло­ве может быть боль­ше глас­ных, чем два. Три глас­ных зву­ка в соче­та­нии с соглас­ны­ми обра­зу­ют трех­слож­ные сло­ва. При про­из­но­ше­нии трех­слож­но­го сло­ва про­ис­хо­дит три толч­ка воз­ду­ха, но один из них силь­нее, кото­рый созда­ет­ся удар­ным глас­ным, а два — сла­бее в без­удар­ных сло­гах. Убедимся в этом, про­из­но­ся слова:

Примеры трёхсложных слов

В трех­слож­ных сло­вах соглас­ные груп­пи­ру­ют­ся с глас­ны­ми по два, три и даже четы­ре зву­ка в сло­ге, например:

  • до-ро-га, бо-ро-да, со-ро-ка;
  • при-ста-вка, кра-со-та, те-ле-фон, ка-ран-даш, бу-ма-жка;
  • взбры-ки-вать, вздра-ги-вать, взгро-мо-ждать, взгля-ды-вать.

Гласный может обра­зо­вать само­сто­я­тель­ный слог в трёх­слож­ном слове:

  • а-ктри-са, а-збу-ка, а-на-нас, а-ра-хис;
  • о-го-род, о-валь-ный, о-све-жить, о-тли-чник;
  • у-голь-ник, у-ра-ган, у-чи-тель, у-щель-е.

Обратим вни­ма­ние, что орфо­гра­фи­че­ский пере­нос слов, при­ве­ден­ных выше, не сов­па­да­ет с их сло­го­де­ле­ни­ем из-за нали­чия в их зву­ко­вом соста­ве гласного-одиночки.

Сравним фоне­ти­че­ское сло­го­де­ле­ние и орфо­гра­фи­че­ский пере­нос слов:

Фонетическое сло­го­де­ле­ние Орфографический пере­нос слов
у-щель-еуще-лье
о-го-родого-род
о-тли-чникот-лич-ник
а-збу-кааз-бу-ка
у-ра-ганура-ган
а-дре-сатад-ре-сат

Четырёхсложные слова

Если в зву­ко­вом обли­ке сло­ва содер­жит­ся четы­ре сло­го­об­ра­зу­ю­щих глас­ных, его назо­вем четы­рех­слож­ным, например:

  • а-за-ли-я, а-лю-ми-ний, а-ра-бе-ска;
  • ка-лей-до-скоп, кры-со-ло-вка, сто-ро-же-вой, ле-ни-ви-ца;
  • о-ста-но-вка, о-ва-ци-я, о-пе-ра-тор;
  • у-чи-ли-ще, у-кла-дчи-ца, у-ро-жай-ный.

Перенос этих слов тоже тре­бу­ет вни­ма­тель­но­сти. При пере­но­се четы­рех­слож­ных слов нель­зя остав­лять на стро­ке или пере­но­сить на сле­ду­ю­щую стро­ку одну бук­ву, хотя фоне­ти­че­ский слог суще­ству­ет в нем самостоятельно.

Сравним:

  • у-ро-жай-ный — уро-жайный, урожай-ный;
  • о-ва-ци-я — ова-ция;
  • а-лю-ми-ний — алю-миний, алюми-ний.

Четырехсложные сло­ва не пре­дел в фоне­ти­че­ском соста­ве. В рус­ском язы­ке суще­ству­ют пяти-, шести-, семи­слож­ные и т.д. сло­ва, например:

  • пяти­слож­ные — у-кра-ше-ни-е, за-я-вле-ни-е, ма-те-ма-ти-ка, ме-ха-ни-че-ский;
  • шести­слож­ные — пре-о-бла-да-ни-е, по-бе-ди-тель-ни-ца, пе-ре-по-я-са-нный, по-ля-ри-за-ци-я;
  • семи­слож­ные — ми-не-ра-ли- за-ци-я, при-со-е-ди-не-ни-е, ре-ко-гно-сци-ро-во-чный.

Формирование слоговой структуры слова

Формирование слоговой структуры слова

Одним из наиболее трудных для коррекции среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавления новых слогов или звуков) . Логопедическая работа по коррекции нарушений звукослоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. И достаточно часто подобные задания учитель-логопед может рекомендовать для повторения дома. Особенно это актуально для детей с моторной алалией.

Выделяют два этапа работы по формированию слоговой структуры слова :

1) Подготовительный этап -развитие чувства ритма, стимулирование восприятия ритмической структуры слова.

Рекомендуется проводить работу по формированию ритмических навыков: можно использовать различные виды ходьбы с музыкальным и речевым сопровождением, танцевальные движения в сочетании с хлопками в ладоши , речь в определенном ритме, отхлопывание ритмов, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона, простые танцевальные упражнения. Упражнение на развитие координации рук: выполнение движений поочередно правой и левой руками, а затем одновременно обеими руками (кулак левой руки – ребро правой руки и т. д.) .

2) Коррекционный этап – воспроизведение ритмических долей в собственной речи ребенка без нарушений сначала по подражанию, затем в самостоятельной речи.

Данный этап проходит в следующем порядке:

· – уточнения артикуляции сохранных звуков;

· – проговаривание слоговых рядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

Гласный +гласный /ау, уа, иа/
Согласный + гласный /ба-ба-ба/;
Гласный + согласный /ам-ам-ам;ох – ох – ух/
Гласный +согласный + гласный /апа-апа-апа/
Согласный + согласный + гласный /ква – ква – ква/
Гласный + согласный + согласный /афт – афт — афт/
Гласный + согласный + согласный + гласный /адна-адна-адна/

· – проговаривание слов за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.

Выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности (классификация слов по А.К. Марковой). Учитывать данную классификацию (см. приложение 2) необходимо и при обучении чтению. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:

1. Двухсложные слова из открытых слогов ( ива, дети ).

2. Трехсложные слова из открытых слогов ( охота, малина ).

3. Односложные слова ( дом, мак ).

4. Двухсложные слова с закрытым слогом ( диван, мебель ).

5. Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова ( банка, ветка ).

6. Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан ).

7. Трехсложные слова с закрытым слогом ( бегемот, телефон ).

8. Трехсложные слова со стечением согласных ( комната, ботинки ).

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом ( ягненок, половник ).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных ( таблетка, матрешка ).

11. Односложные слова со стечением согласных в начале слова ( стол, шкаф ).

12. Односложные слова со стечением согласных в конце слова ( лифт, зонт ).

13. Двухсложные слова с двумя стечениями согласных ( плетка, кнопка ).

14. Четырехсложные слова из открытых слогов ( черепаха, пианино ).

В основе работы над речевым ритмом или ритмом на уровне слова лежит прохлопывание слов по слогам с выделением ударного слога голосом и более громким хлопком.

Нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении слова во фразу или самостоятельную речь.

Усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Нормы развития слоговой структуры слова

у детей разной возрастной категории:

3 года : воспроизведение слов, состоящих:

– из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и т. д.),

– из 3-х слогов (кабина, машина, утята и т.д.)

– из 1 слога, например, (мак, сок, дым, и т.д.)

4-5 лет: воспроизведение слов:

-из открытых слогов без стечения согласных (малина, пуговица,помидоры…);

-из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова (снег, капуста, крыша, кошка, мостик, скворечник, простокваша, лекарство, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство. )

Ребенок должен уметь:

– назвать предметные картинки;

– повторить слова за взрослым;

– ответить на вопросы (Где подстригают волосы. ).

После 5 лет дети повторяют за взрослым предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Кроме того, детям могут самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

Дети школьного возраста должны уметь выполнять задания, как в устной, так и в письменной форме:

– чтение слов сложной слоговой структуры;

– чтение предложений, насыщенных словами разного типа;

– списывание сложных слов и предложений.

Типы слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности

1. Двусложные слова из открытых слогов:

дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина.

Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя,

хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

2. Трехсложные слова из открытых слогов:

лопата, собака, кубики, сапоги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама

3. Односложные слова из закрытого слова:

мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос.

Дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.

4. Двусложные слова с закрытым слогом:

лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф, пенек, денек, тенек, салон, диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран, пожар, повар, полет, буфет, бутон, букет, пилот, питон, пирог, бизон, билет, бисер, петух, пенал, перец, бегун, табун, талон, тазик, топор, товар, томат, дозор, салат, сапог, сачок, судак, сучок, завод, замок, запах, закат, каток, кабан, ковер, козел, фазан, факел, факир, горох, газон, город, голос, вагон, финал, филин, финик, вирус, висок, виток, вираж, шалун, шалаш, шалит, чулок, чугун, чудак, щенок, щегол, щебет, носок, ножик, номер, лопух, локон, лоток, мешок

5. Двусложные слова со стечением в середине слова:

банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, окно, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, лепка, леска, тетка, кошка, мышка, шишка, челка,

Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка.

держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву.

6. Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных:

кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин, пальто, бульон, пастух,

Сергей, Матвей, Антон, Павлик.

Толкал, успел, вертел, чертил, терпел, чистил.

блюдо, блины, слоны, стена,

Плавать, глотать, стучать

Гриша, Степан, Герман, Андрей, Света

7. Трехсложные слова с закрытым слогом:
колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот, петушок, ананас, василек, телефон, барабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, теленок, магазин
пеликан, пирожок, самолет, ледокол,
8. Трехсложные слова со стечением согласных:

яблоко, шахматы, колбаса, конфеты, кукушка, гантели, комната, калитка, ботинки, улитка, капуста, удочка, иголка, беседка, валенки, девочка, лягушка, палатка, петарда, тарелка, булавка.

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом:

панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка, калитка, гантели, улитка, солянка, паяльник, коленка, напильник, автобус, кузнечик, осьминог, индеец, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, половик, будильник, апельсин, виноград, охотник, маятник, кофейник.

10. Трехсложные слова с двумя стечениями:

матрешка, избушка, игрушка, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, морковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка

11, 12 .Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова:

Проговаривание слоговых рядов с данными согласными:

зна – зно – зну – зны
гна – гно – гну – гны
кля – клё – клю – кли
тля – тлё – тлю – тли
нта – нто – нту – нты
ста – сто – сту – сты
дна – дно – дну – дны
фта – фто–фту – фтыи т.д.

флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант, лист, болт, куст, танк, кекс, зонт, лифт, винт, дни, пни, гнуть, клён, ткать, ткань, тля, кто, клин, тля, шарф, болт, фарш, холм, мост.

13. Двусложные слова с двумя стечениями:

звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.

Санкт-Петербург, ул. Ярослава Гашека, д. 30, к. 2

Что такое односложные, двухсложные, трёхсложные и четырёхсложные слова

Односложные, двух­слож­ные, трёх­слож­ные и четы­рёх­слож­ные сло­ва отли­ча­ют­ся коли­че­ством глас­ных зву­ков, обра­зу­ю­щих столь­ко же фоне­ти­че­ских слогов.

Гласный звук явля­ет­ся сло­го­об­ра­зу­ю­щим, поэто­му в фоне­ти­че­ском деле­нии слов ори­ен­ти­ру­ем­ся на коли­че­ство глас­ных зву­ков в их звучании.

Односложные слова

По мини­маль­но­му коли­че­ству глас­ных в сло­ве выде­лим одно­слож­ные сло­ва, кото­рые содер­жат один фоне­ти­че­ский слог. Вспомним, что такое фоне­ти­че­ский слог.

Приложим ладо­шку под под­бо­ро­док и чет­ко про­из­не­сем слова:

На глас­ных под­бо­ро­док уда­рит по ладо­ни один раз. Значит, эти сло­ва явля­ют­ся односложными.

Двухсложные слова

По коли­че­ству сло­гов сло­ва могут быть мно­го­слож­ны­ми: двух-, трёх-, четы­рёх­слож­ны­ми и т.д.

Двусложные сло­ва, как мож­но опре­де­лить по их назва­нию, содер­жат по два глас­ных звук.

При их про­из­но­ше­нии под­бо­ро­док опу­стит­ся на ладонь два раза, так как про­изой­дёт два толч­ка выды­ха­е­мо­го воздуха.

Не все двух­слож­ные сло­ва мож­но пере­не­сти с одной стро­ки на дру­гую в соот­вет­ствии с фоне­ти­че­ским сло­го­де­ле­ни­ем. Ряд слов, в кото­рых гласный-одиночка обра­зу­ет само­сто­я­тель­ный слог, невоз­мож­но пере­не­сти, оста­вив одну бук­ву на стро­ке, например:

  • зме-я — змея
  • у-дар — удар
  • о-браз — образ
  • и-гла — игла
  • а-нис — анис.

Трёхсложные слова

В сло­ве может быть боль­ше глас­ных, чем два. Три глас­ных зву­ка в соче­та­нии с соглас­ны­ми обра­зу­ют трех­слож­ные сло­ва. При про­из­но­ше­нии трех­слож­но­го сло­ва про­ис­хо­дит три толч­ка воз­ду­ха, но один из них силь­нее, кото­рый созда­ет­ся удар­ным глас­ным, а два — сла­бее в без­удар­ных сло­гах. Убедимся в этом, про­из­но­ся слова:

Примеры трёхсложных слов

В трех­слож­ных сло­вах соглас­ные груп­пи­ру­ют­ся с глас­ны­ми по два, три и даже четы­ре зву­ка в сло­ге, например:

  • до-ро-га, бо-ро-да, со-ро-ка;
  • при-ста-вка, кра-со-та, те-ле-фон, ка-ран-даш, бу-ма-жка;
  • взбры-ки-вать, вздра-ги-вать, взгро-мо-ждать, взгля-ды-вать.

Гласный может обра­зо­вать само­сто­я­тель­ный слог в трёх­слож­ном слове:

  • а-ктри-са, а-збу-ка, а-на-нас, а-ра-хис;
  • о-го-род, о-валь-ный, о-све-жить, о-тли-чник;
  • у-голь-ник, у-ра-ган, у-чи-тель, у-щель-е.

Обратим вни­ма­ние, что орфо­гра­фи­че­ский пере­нос слов, при­ве­ден­ных выше, не сов­па­да­ет с их сло­го­де­ле­ни­ем из-за нали­чия в их зву­ко­вом соста­ве гласного-одиночки.

Сравним фоне­ти­че­ское сло­го­де­ле­ние и орфо­гра­фи­че­ский пере­нос слов:

  • у-щель-е — уще-лье; а-збу-ка — аз-бу-ка;
  • о-го-род — ого-род; у-ра-ган — ура-ган;
  • о-тли-чник — от-лич-ник; а-дре-сат — ад-ре-сат.

Четырёхсложные слова

Если в зву­ко­вом обли­ке сло­ва содер­жит­ся четы­ре сло­го­об­ра­зу­ю­щих глас­ных, его назо­вем четы­рех­слож­ным, например:

  • а-за-ли-я, а-лю-ми-ний, а-ра-бе-ска;
  • ка-лей-до-скоп, кры-со-ло-вка, сто-ро-же-вой, ле-ни-ви-ца;
  • о-ста-но-вка, о-ва-ци-я, о-пе-ра-тор;
  • у-чи-ли-ще, у-кла-дчи-ца, у-ро-жай-ный.

Перенос этих слов тоже тре­бу­ет вни­ма­тель­но­сти. При пере­но­се четы­рех­слож­ных слов нель­зя остав­лять на стро­ке или пере­но­сить на сле­ду­ю­щую стро­ку одну бук­ву, хотя фоне­ти­че­ский слог суще­ству­ет в нем самостоятельно.

Сравним:

  • у-ро-жай-ный — уро-жайный, урожай-ный;
  • о-ва-ци-я — ова-ция;
  • а-лю-ми-ний — алю-миний, алюми-ний.

Четырехсложные сло­ва не пре­дел в фоне­ти­че­ском соста­ве. В рус­ском язы­ке суще­ству­ют пяти-, шести-, семи­слож­ные и т.д. сло­ва, например:

  • пяти­слож­ные — у-кра-ше-ни-е, за-я-вле-ни-е, ма-те-ма-ти-ка, ме-ха-ни-че-ский;
  • шести­слож­ные — пре-о-бла-да-ни-е, по-бе-ди-тель-ни-ца, пе-ре-по-я-са-нный, по-ля-ри-за-ци-я;
  • семи­слож­ные — ми-не-ра-ли- за-ци-я, при-со-е-ди-не-ни-е, ре-ко-гно-сци-ро-во-чный.

Что такое односложные, двусложные, трёхсложные и четырёхсложные слова?

Слоги

В одном слоге обязательное есть гласный звук, рядом с которым один или несколько согласных: во-да, сос-на. Слог может состоять только из гласного звука: о-на.

Как понять сколько слогов в слове? Поднесите прямую ладонь к подбородку снизу, слегка его касаясь. Чётко произнесите слово. Сколько раз подборок коснётся ладони, столько и слогов в слове.

Слоги бывают двух видов:

  • открытые;
  • закрытые.

Открытый слог

Открытые слоги заканчиваются на гласный звук, образуются двумя способами. Любой слог состоит из гласного звука, потому что именно он образуется голосом, поэтому слог может быть образован одиночным гласным звуком: э-ко-лог, а-рест.

Второй тип открытого слога — когда за согласным следует гласный: ру-ка, во-ля.

Открытый слог можно произносить долго, пропеть его.

Закрытый слог

Закрытые слоги — это те, в конце которых стоит согласный звук: ар-тист, пок-ров.

Слово может состоять только из открытых слогов или закрытых, либо они могут быть вместе.

  • Только открытые слоги: па-на-ма, шля-па.
  • Только закрытые слоги: подъ-езд, рас-свет.
  • Смешанные слоги: ко-тёл, кар-ти-на.

Основы слоговой структуры

Как определить, сколько слогов в слове? Их количество равно числу гласных звуков, которые отличаются тем, что могут протяжно тянуться: а-а-а, у-у-у, и-и-и. Они считаются слогообразующими:

  • Раки — два гласных звука, два слога (ра-ки).
  • Кит — один гласный звук, один слог (кит).
  • Шея — два гласных звука, два слога (ше-я).

Вам будет интересно: Гурьба — это шумные люди: толкование слова и синонимы

Что становится очевидным из данного примера? Гласный звук может образовывать слог самостоятельно (ше-я) или группировать вокруг себя один или даже несколько согласных:

  • гли-на;
  • лист-ва;
  • пло-вец.

Слова, в которых всего один гласный звук, мы называем односложными:

  • лом;
  • мак;
  • стол;
  • дым;
  • хруст.

Примеры представлены также на картинке чуть ниже.

А если звуков два? Это двусложные слова, которым и посвящена данная статья.

Правила переноса

При написании следует переносить слова на другую строчку в соответствии с делением на слоги, но при этом учитывается морфемное деление слова, то есть части слова при переносе не рекомендуется делить. Братский — брат-ский. Корень слова — -брат-, суффикс — -ск-, поэтому при переносе С присоединили ко второму слогу.

Давайте рассмотрим, какие варианты переноса у слова разукрасить. Разделим слово на слоги: раз-ук-раить: мы подчеркнули 4 гласные буквы, значит, 4 слога. Оптимальный вариант: переносить по делению на слоги. Но, обратите внимание, деление на слоги в этом слове не совпадает с делением на морфемы: раз-у-крас-ить. Остаётся вторая приставка -у-, поэтому вы вправе присоединить её при переносе к любой части слова: раз-украсить, разу-красить.

При переносе нельзя оставлять в конце строки или переносить на другую строчку:

  • Одну гласную: яб-локо.
  • Только согласные: сан-ти-метр.
  • Отделять от предшествующих букв Й, Ъ, Ь: лей-ка.
  • Двойные согласные: рас-свет.

К словам, которые нельзя перенести, также относятся сокращённые существительные (аббревиатура): РФ, МГУ, НАТО, даже если это слово двусложное.

Многосложные варианты

Если слово состоит из двух слогов, значит, оно является двусложным. В этом случае в его составе неизменно будет два гласных звука, причём он бывает одиночным и самостоятельным либо его окружают согласные: я-корь, и-дол, семь-я, у-дав, о-зон, о-бувь, семь-я.

Двусложные слова могут состоять:

  • из двух открытых слогов: ива, кара, слива, река, школа, крона, кино, ложе, тема, юла, мыши;
  • из двух закрытых слогов: вопрос, бамбук, квартал, столбик, размер, арбуз, костёр, балкон;
  • из одного открытого и одного закрытого слога: агент, анонс, список, город, забор, править, делать, доска, волна, санки, самбо.

Каждое слово можно мысленно разделить вертикальной чертой, чтобы увидеть в его составе открытые и закрытые слоги: а-гент, е-нот, спи-сок, вол-на.

Название термина «трёхсложные слова» также говорит само за себя: в их составе имеется три слога (открытых или закрытых) и три гласных звука. Как и в случае с двусложными, гласный звук может быть как одиночным, так и окружённым несколькими согласными звуками: о-го-род, о-валь-ный, у-щель-е, у-чи-тель, нек-ро-лог.

При произношении делается три толчка выдыхаемого воздуха, но один из них сильнее из-за ударного гласного звука, а два остальных — слабее в безударных слогах. Чтобы правильно ставить ударение в таких словах, рекомендуется использовать словари, где указано их произношение.

Примеры трёхсложных слов: анализ, основа, дорога, ворона, собака, корона, конфета, приставка, телефон, весёлый, убегать, отвечать, означать, подчеркнуть, взбрыкивать.

Как перенести двусложные слова?

Двусложные сло­ва с откры­ты­ми сло­га­ми и закры­ты­ми сло­га­ми, кото­рые обра­зу­ют непар­ные звон­кие соглас­ные, пере­но­сят­ся в соот­вет­ствии с фоне­ти­че­ским сло­го­де­ле­ни­ем.

Примерыру-ка, ли-цо, ко-ра, гру-ша, ли-ра, гла-за, рей-ка, май-ка, ман-ка, лар-чик, бал-кон

Будем учи­ты­вать факт, что неко­то­рые дву­слож­ные сло­ва со скоп­ле­ни­ем соглас­ных в сере­дине мож­но пере­не­сти как по фоне­ти­че­ско­му сло­го­раз­де­лу, так и раз­би­вая это соче­та­ние соглас­ных, напри­мер:

  • друж­ба — дру-жба, друж-ба;
  • серд­це — сер-дце, серд-це;
  • скрип­ка — скри-пка, скрип-ка.

Дополнительный мате­ри­алУзнаем более подроб­но о пра­ви­лах орфо­гра­фи­че­ско­го пере­но­са слов.

Некоторые дву­слож­ные сло­ва начи­на­ют­ся со сло­го­об­ра­зу­ю­щих глас­ных.

Примерыа-рест, а-нонс, о-тёк, о-зон, о-бувь, у-часть, у-дав, и-рис, и-ва, и-дол

Эти сло­ва пишем цели­ком на стро­ке, так как нель­зя отры­вать одну бук­ву от сло­ва.

Что мы узнали?

Что такое двусложное слово, легко понять, посчитав количества слогов в нём: два слога — двусложное. В таком слове должно быть две гласные буквы. Для переноса двусложных слов при написании существуют правила переноса. В качестве примеров для 1–2 класса можно привести слова: шко-ла, ав-тор, юла.

Речевой материал для логопедической работы по формированию слоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Екатерина Бочкова
Речевой материал для логопедической работы по формированию слоговой структуры слов у дошкольников с общим недоразвитием речи

Занятия по коррекции слоговой структуры слов требуют использования достаточного большого количества лексического материала. Логопедами Е. С. Большаковой, Т. А. Ткаченко за основу коррекции слоговой структуры слов взят принцип системного подхода в подборе речевого материала и классификация слов по А. К. Марковой. Лексический материал подобран по 14 типам слоговой структуры слова с возрастающей степенью сложности слов.

В самом начале логопедической работы в игровой форме логопед добивается произнесения слоговыхрядов различной степени сложности только с сохранными звуками по схеме:

гласный + гласный /ау, уа, иа/;

согласный + гласный /ба-ба-ба/;

гласный + согласный /ам-ам-ам; ох-ох-ух/;

гласный +согласный + гласный /апа-апа-апа/;

согласный + согласный + гласный /ква-ква-ква/;

гласный + согласный + согласный /афт-афт-афт/;

гласный + согласный + согласный + гласный /адна-адна-адна/.

Когда данные упражнения ребенку становятся доступными, можно проговаривать слова за взрослым отраженно, называть слова по картинкам, составлять предложения со знакомыми словами.

1. Двусложные слова из открытых слогов: дыня, вода, мыло, вата, кофе, муха, сова, дети, духи, луна, ноги, ива, ваза, ноты, коза, зубы, чудо, сани, лето, зима, лиса, коза, пена, тина.

Таня, Катя, Витя, Оля, Саня, Петя, Валя, Вадя, Женя, Коля, Толя, Галя, хожу, ношу, веду, несу, иду, даю, бегу, беру, ною, пою, сею, вею.

Предложения: Мою руки. Веду Галю. Машу Коле. Несу мыло. Даю маме. Вижу рыбу. Беру вещи. Несу вату. Хочу дыню. Еду к морю. Бегу к маме. Лиса в лесу. Ежи в норе. Часы в доме. Жарю рыбу. Лиса в яме. Нога в луже. Рыба в воде. Щука в реке. Сомы в тазу. Маки в вазе.

Составление предложений: Пью кофе, воду, соки. Ем кашу, мясо. Несу рыбу, вещи, ноты. Мою вазу, ноги, руки, полы, раму, лицо. Ношу шубу, боты, бусы. Чищу зубы, полы, шубу, сани. Даю кашу маме, козе, Тане, папе. Даю маме вазу. Несу Кате вещи. Мама Милу в ванне мыла.

Са-са-са – на носу оса.

Ло-ло-ло – еду я в село.

Ка-ка-ка – у меня рука.

Га-га-га – у меня нога.

Ва-ва-ва – на суку сидит сова.

Ва-ва-ва – вот вода.

Гуси, гуси – га-га-га.

2. Трехсложные слова из открытых слогов: лопата, собака, кубики, са-поги, кабина, панама, утята, голова, малина, газета, мимоза, ягоды, машина, монета, колесо, молоко, корова, дорога, сорока, хижина, рябина, калина, овощи, погода, работа, береза, ребята, курага, замена, фонари, полено, борода, забота, колено, голова, копыто, радуга, железо, сапоги, телега, пижама.

Наташа, Марина, Ирина, Тамара, Катюша, Ванюша, Данила, Валюша, Витюша, Любаша.

Она ходила, ругала, бегала, сидела, летала, мазала, читала, лепила, варила, решала, купила, водила, белила, сеяла, копала, купала.

Они летали, читали, бегали, носили.

Белая, новая, серая, сытая, живая, рыжая, милая, алая; белые, новые, сытые, живые, рыжие, милые, алые.

Предложения: Машина гудела. Ворона летала. Бараны бодали. Собаку ругали. Полено рубили. Корову доили. Канаву вырыли. Марина бегала. Наташа купила бананы. Я сажаю розы. Я рисую козу /машину, корову, ворону/. Мы носили овощи /бумагу, сапоги/. Я купаю собаку. Я читаю газету. Я катаю колесо. Я кидаю монету.

Упражнение «Что из чего?».

Дом из соломы. Газета из бумаги. Лопата из железа. Ракета из металла. Ворота из дерева. Сыр из молока. Мяч из резины. Мету, мету, не вымету. Несу. Несу, не вынесу.

Упражнение «Чей предмет?»

Мамина монета. Папина машина. Катина панама. Мишина газета. Васина бумага. Тетина бусина. Валины сапоги.

Упражнение «Добавить слог»

КА / мака. / ата. / соба. / соро. /

ДА / пома… / побе. / пого. / шара. /

ДЫ / похо… / наря. / пара. /

ТА / пала… / ребя. / каю. / защи. / рабо. / забо. / газе. / высо. / боло. / лопа. / воро. / охо. / копы. / раке. /

ГА / бума. / вата. / теле. / доро. / раду. / кура. / белу. /

ВА / заба. / кана. / коро. /

ША / капу. / кало. / поро. / афи. /

Воду, воду, воду, воду лили, наливали. Валю, Валю, Валю, Валю, Валеньку купали.

Ко, ко, ко, не ходите далеко.

Наша река широка, как Ока

Му, му, му, молока кому?

Муха-горюха села на ухо.

Уха была неплоха, хороша была уха!

Катя упала в канаву.

Около кола колокола.

Дарики-дарики, летели комарики.

Упражнение «Один – много»

Лошадь – лошади; лебедь –. ; завод –. ; лопата –. ; халат –. ; салат – дорога – жираф – чудо – котёнок – лисёнок – утёнок – .; ежонок – .; ужонок – .

3. Односложные слова из закрытого слова: мак, лук, мяч, кит, лес, жук, сом, сок, дуб, лев, мед, дом, кот, гусь, дым, нос; дон, сын пар, кот, шум, вес, чем, зал, бил, жил, мыл, дал, пел, сел, ляг, сядь, пой, дай, сыпь, лей.

Предложения: Вот Вася. Вон Таня. Нет Веры. Тут Катя. Вот ваза. Там сом. Вот сад. Там пень. Как дела? Вон лес. Дай чай /суп, мяч, лук/.

Упражнение «Так бывает?»

У жабы шуба? – Нет у жабы шубы.

У рыбы руки? – Нет у рыбы рук.

У мухи лапы? – Да, у мухи лапы.

У кота зубы? – Да, у кота зубы.

У кита ноги? – Нет у кита ног.

У деда сани? – Есть у деда сани.

У мамы бусы? – Есть у мамы бусы.

У Вовы часы? – Есть у Вовы часы.

У дома ухо? – Нет у дома уха.

4. Двусложные слова с закрытым слогом: лимон, веник, паук, банан, огонь, пакет, бидон, гамак, вагон, батон, утюг, петух, каток, диван, совок, канат, живот, жираф, пенек, денек, тенек, салон, диван, один, парад, паром, парус, базар, банан, балет, баран, пожар, повар, полет, буфет, бутон, букет, пилот, питон, пирог, бизон, билет, бисер, петух, пенал, перец, бегун, табун, талон, тазик, топор, товар, томат, дозор, салат, сапог, сачок, судак, сучок, завод, замок, запах, закат, каток, кабан, ковер, козел, фазан, факел, факир, горох, газон, город, голос, вагон, финал, филин, финик, вирус, висок, виток, вираж, шалун, шалаш, шалит, чулок, чугун, чудак, щенок, щегол, щебет, носок, ножик, номер, лопух, локон, лоток, мешок.

Вадим, Тимур, Данил, Семен.

Гудит, болит, ходил, ходит, бежит, берёт, читай, упал, забыл, умыл, занес, подул, забил, писал, читал, думал

Упражнение «Добавляем слог»

Был – за. был; бил – за. был; пел – за. пел; дул – по. дул; мёл – вы. мел; пил – вы. пил; нес – вы. нес; шел – у. шел; дал – по. дал.

Упражнение «Назови ласково»

Пень – пенек; день – денек; тень – тенек; дом – домик; кот – котик; сад – садик; нос – носик; шар – шарик; лес – лесок; мёд – медок; лёд – ледок; дым – дымок; час – часок; воз – возок.

Гу-гу-гу – гудит гудок

Ды-ды-ды – идет дымок

Зу-зу-зу – едет возок.

Тук, тук, тук. Тук, тук, тук.

Это кто был тут? Это бык – бычок. Это кот – коток. Это рак – рачок. Мяу, мяу, кот пищит. У него живот болит.

Лю-ли, лю-ли, лю-ли – полетели гули.

За-за-за – вот идет коза.

Зу-зу-зу – вижу я козу.

Са-са-са – вот летит оса.

Сы-сы-сы – нет осы.

Жи-жи-жи – вот бегут ежи.

Щу-щу-щу – я тебя ищу.

Да-да-да – вот у нас вода.

Би, би, би – гудит машина. Не поеду без бензина.

Ахи, ахи, ахи – ОХ! Маша сеяла горох!

Вот гудит паровоз, Он вагоны повез. Чох, чох, чох!

Чу-чу-чу! Далеко я качу!

Жу-жу-жу. На лужок хожу.

Жу-жу-жу. На жуков гляжу.

Гуси, гуси – га-га-га

Пить хотите? Да-да-да.

Гуси, гуси, вот вода!

Так бегите вы сюда!

Укусила кису муха

И болит у кисы ухо.

От топота копыт пыль по полю летит.

Упражнение «Чей предмет?»

Мамина сумка. Папина полка. Надина булка. Петина майка. Васин замок. Танин мячик. Любин чулок. Катин бидон. Дашин талон. Дядин топор. Васин забор.

Предложения: Жираф ходит. Камень лежит. Козел бежит. Ветер дует. Сахар лежит. Захар рубит щепки. Толик машет рукой. Иван хочет воды. Заяц бежит. У Пети болит бок. У Коли болит нос. У Симы болит рука. Дима несет воду. Петя лечит Люду. Катя лепит пенек.

Упражнение «Что буду делать?»

Пилю – буду пилить; варю –. ; дарю –. ; жарю –. ; хожу –. ; ношу – чиню – бужу – ношу – верю – думаю – пишу – делаю –. ; читаю –. ; нюхаю –. ; копаю – …

Упражнение «Я и ты»

Я веду – и мы ведем; я пою – и мы поем; я несу – и мы несем; я беру – и мы берем; я иду – и мы идем; я сижу – и мы сидим.

5. Двусложные слова со стечением в середине слова: банка, юбка, письмо, ветка, буквы, утка, ванна, нитки, кепка, вилка, тыква, тапки, окно, коньки, майка, такси, ватка, деньки, бубны, пакля, место, тесто, белка, семья, лепка, леска, тетка, кошка, мышка, шишка, челка. Костя, Настя, Герда, Тишка, Жучка, Тошка. Держу, ползу, молчу, верчу, возьму, нарву.

Ву-ву-ву, я вам букву назову.

Су-су-су, я вам тыкву несу.

Су-су-су, киске миску несу.

Киска, киска, где твоя миска?

Ест киска суп из миски.

Сыта киска – пуста миска.

В гости к Васе, В гости к Ване.

6. Двусложные слова с закрытым слогоми стечением согласных: кантик, плитка, компот, бантик, лесник, лейка, чайник, поднос, альбом, дождик, кактус, фонтан, медведь, бублик, магнит, тюльпан, индюк, дельфин, костюм, компас, солдат, павлин, пальто, бульон, пастух. Сергей, Матвей, Антон, Павлик, Гриша, Степан, Герман, Андрей, Света. Толкал, успел, вертел, чертил, терпел, чистил. Блюдо, блины, слоны, стена. Плавать, глотать, стучать.

На окошке – кошка, под окошком клумба.

Бы, бы, бы, идет дым из трубы.

Вы, вы, вы, у Вовы сливы.

Ил-ил-ил, я вам санки купил

В коробке – гвозди,

в корзине – грозди,

в кузове – грузы,

в лукошке – грузди.

Ан, ан, ан, папа чинит кран.

Уп, уп, уп, мама варит суп.

Аф, аф, аф, в углу стоит шкаф.

Наш Полкан попал в капкан.

Клава купила какао.

Ха, ха, ха, не поймать вам петуха!

Прохор и Пахом ехали верхом.

Если бы да кабы, во рту выросли грибы.Хомяку сказал хорек: «Хвост твой узок, мой – широк!» Я бегу, бегу, бегу Я на месте не стою.

Мы бежим, бежим, Мы на месте не стоим. Я по улице иду и флажок в руке несу. Мы по улице идем. И флажок в руке несем.

7. Трехсложные слова с закрытым слогом: колобок, самолет, помидор, чемодан, бегемот, петушок, ананас, василек, телефон, барабан, водолаз, попугай, молоток, капитан, теленок, магазин, пеликан, пирожок, самолет, ледокол.

Воз-воз-воз, воду возит паровоз.

Говорит великан великану: Головой я до неба достану!Великану в ответ великан: Выпить весь я могу океан!

На горе гогочут гуси, Под горой огонь горит.

8. Трехсложные словасо стечением согласных: яблоко, шахматы, кол-баса, конфеты, кукушка, гантели, комната, калитка, ботинки, улитка, капуста, удочка, иголка, беседка, валенки, девочка, лягушка, палатка, петарда, тарелка, булавка.

Упражнение «Назови ласково»

Оля – Олечка; Коля – Коленька; Таня – Танечка; Миша – Мишенька; Вася – Васенька; Петя – Петенька; Света – Светочка; Нина – Ниночка; ветка – веточка; сетка – сеточка; лента – ленточка; лодка – лодочка; кот – котенок; утка – утенок; лиса – лисенок; лось – лосенок; волк – волчонок; белка – бельчонок.

Где мед, там и мухи.

Была бы охота, закипит работа.

Лапкой Полкан палку толкал.

Покатил Костя в Кострому в гости.

У Фани фуфайка, у Феди туфли.

У Вани свекла, у Вали брюква,

У Васи тыква, у Вовы клюква.

Пока не засохла.

Метил в ворону, попал в корову.

Дарья дарит Дине дыни.

Дон, дон, дон, загорелся кошкин дом.

Тук, тук, тук, прибиваю я каблук.

Будут все играть в футбол и забьют в ворота гол!

Ду-ду-ду, растут яблони в саду.

Спит спокойно сытый сом,

Сладко смотрит сотый сон.

«Кукушка» У леса на опушке, высоко на суку.С утра поет кукушка: ку-ку, ку-ку! Внизу бежит речушка по желтому песку,Поет кукушка звонко: ку-ку, ку-ку, ку-ку!

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом: панамка, пуговка, банкетка, купальник, пипетка, комната, селедка, минутка, калитка, гантели, улитка, солянка, паяльник, коленка, напильник, автобус, кузнечик, осьминог, индеец, автомат, ягненок, шиповник, садовник, памятник, половик, будильник, апельсин, виноград, охотник, маятник, кофейник.

В небе паровоз летает, В море плавает вагон, Волк по воздуху шагает, Кто не верит – выйди вон!

Бегемот разинул рот,

булки просит бегемот.

Охотник поехал на охоту.

Говорит попугай попугаю:

– Я тебя, попугай, попугаю!

Попугаю в ответ попугай:

Попугай! Попугай! Попугай!

Ветер воет, ветер воет, ветер завывает,

У ветлы, у вербы, ивы ветви наклоняет.

Что рисуют дети?

Стас рисует глобус,

А Света – автобус.

Стас рисует квас,

А Света – ананас.

Стас рисует маску,

А Света – колбаску.

Стас рисует сыр,

А Света – сувенир.

Стас рисует нос,

А Света – пылесос.

Стас рисует сок,

А Света – поясок (Л. Н. Смирнова).

10. Трехсложные слова с двумя стечениями: матрешка, избушка, игрушка, Незнайка, винтовка, лампочка, антенна, таблетки, морковка, скакалка, клубника, гвоздика, скамейка, индейка, футболист, гармошка.

Предложения и чистоговорки

Кошка с котенком, а курочка с цыпленком. Кораблем управляет капитан. На клумбе цветут красные маки. В конюшне стоят кони. Катя и Коля слепили снежный ком. У Кондрата куртка коротковата. Няня нянчит Надю с Ниной. У Ваньки – у Встаньки несчастные няньки. Кот копеек накопил, кошке козочку купил. А козе – капустки кочанчик хрусткий.

11, 12. Односложные слова со стечением согласных в начале или в конце слова. Проговаривание слоговыхрядов с данными согласными: зна – зно – зну – зны; гна – гно – гну – гны; кля – клё – клю – кли; тля – тлё – тлю – тли; нта – нто – нту – нты; ста – сто – сту – сты; дна – дно – дну – дны; фта – фто – фту – фты и т. д.

Флаг, хлеб, гном, шкаф, знак, дно, клей, бант, лист, болт, куст, танк, кекс, зонт, лифт, винт, дни, пни, гнуть, клён, ткать, ткань, тля, кто, клин, тля, шарф, болт, фарш, холм, мост.

Тетя Катя ткет ткань.

Та, та, та, хвост пушистый у кота.

Наш гость купил трость.

Ткач ткет ткани на платье Тане.

13. Двусложные слова с двумя стечениями: звезда, штанга, гнездо, спички, птенцы, флажки, клюшка, гвозди, плетка, клетка, клюква, скалка, кнопка, спутник, книжки, пингвин.

Лед да лед, Лед да лед.

А пингвин по льду идет.

А пингвин не упадет.

Сидит сокол в гнезде.

А около – соколята этого сокола.

Соколята, смирно сидите,

Со скалы вниз не соскользните.

14. Четырехсложные слова из открытых слогов: пианино, ежевика, ку-куруза, Буратино, раковина, пуговица, гусеница, помидоры, одеяло, черепаха, ящерица, мухоморы, витамины, макароны, паутина, чемоданы.

Чистоговорки и стихи

Дон, дон, дон, загорелся кошкин дом.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Бала – бала – балалайка, балалайка, поиграй-ка!

Бара – бара – барабан, барабань-ка, барабан!

Барабан, баян и трубы, балалайка, бубен, тубы.

Мы играем, бьем, бренчим, барабаним и трубим!

Забавной обезьяне бросили бананы, бросили бананы забавной обезьяне.

Водовоз вез воду из водопровода.

Белые бараны били в барабаны.

Надо на ножки надевать босоножки.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам.

За уши зайца несут к барабану.

Заяц ворчит: – Барабанить не стану!

Нет настроения, Нет обстановки,

Нет подготовки, Не вижу морковки (В. Берестов).

Дидактические игры и упражнения для коррекции слоговой структуры слова у дошкольников Среди разнообразных нарушений речи у детей с ОНР одним из наиболее трудных для коррекции является такое проявление речевой патологии, как.

Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова Дидактические игры по формированию слоговой структуры слова Цели: • Определение наличия или отсутствия ритмического и структурного искажения.

Дифференцированный подход к коррекции нарушения звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи Современный этап развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики характеризуется повышенным вниманием к обучению.

Формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников с общим недоразвитием речи через взаимодействие с семьей За последние 10 лет данные показатели здоровья населения России прогрессивно ухудшаются. Для детей с тяжелыми нарушениями речи проблема.

Формирование речевой активности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с окружающим миром Формирование речевой активности у детей 6-го года жизни с общим недоразвитием речи в процессе ознакомления с окружающим миром. В современных.

Формирование синонимии и антонимии у дошкольников с общим недоразвитием речи Учитель — логопед Дудорова Валентина Дмитриевна Формирование синонимии и антонимии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Анализ.

Конспект индивидуального занятия по формированию слоговой структуры в подготовительной группе «Космическое путешествие» Конспект индивидуального занятия по речевому развитию (формирование слоговой структуры) в подготовительной к школе группеТема: «Космическое.

Игры и упражнения, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с речевой паталогией «Игры и упражнения, направленные на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с речевой патологией» Цель: Создание условий.

Методическая разработка «Особенности логопедической работы над формированием слоговой структуры у детей с ОНР» Введение Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи одним из наиболее трудных для коррекции.

Сказка, как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи Сказка как средство развития связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,.

Что такое односложные, двусложные,трехсложные и четырехсложные слова?

Слова односложные, двухсложные, трехсложные, четырехсложные имеют в начале своем числительные, которые подскажут, что речь идет о количестве слогов в словах. Сами названия, как видим, “говорящие”.

Если это односложное слово, то один слог в нем составит один гласный звук, например:

том, кот, взгляд, лень, пень, дождь;

В двусложном слове содержится два гласных звука и соответственно два слога:

о-лень, ска-мья, кро-лик.

Трехсложное слово имеет в своем звуковом облике три гласных и три слога:

мо-ло-ко, про-сты-ня, о-го-род, кра-си-вый.

У четырехсложных слов – четыре гласных звука и четыре слога, например:

на-зы-ва-ет, на-ре-чи-е, за-да-ни-е, зна-че-ни-е.

Существуют и пятисложные слова с пятью гласными звуками и пятью фонетическими слогами, например:

со-ста-вле-ни-е, ска-зу-е-мо-е, пре-дло-же-ни-е, о-фор-мле-ни-е.

Односложные, многосложные слова.

Определение одно-, дву-. четырёхсложных слов основываетсяя на том числе слогов, которые эти слова включают. Таковые, имеющие более одного слога, относятся к многосложным.

-односложные: лес, волк, сноп, ход, зов, ночь, кот, лоск, гриф, роль, куст, вид, тип, рис, трость, миг, лик;

-двусложные: зима, птица, лиса, ясень, тамга, вино, сито, кизил, терем, пирог, лицо;

-трёхсложные: рубашка, бумага, канитель, кремнезём, пещера, избушка, калоши, поролон, лицемер;

-четырёхсложные: табуретка, голубятня, пересмешник, тектоника, семантика, риторика, лицемерный;

-пятисложные: оправдание, осязание, осознание, телепатия, информатика, космогония, драматургия, морфология, лицеприятный

Односложные – слова, в которых 1слог, то есть 1 гласная.

Дом, кот, ток, ком, трюм.

Двусложные – 2 слога, 2гласных.

Труба, пакет, ваза, пирог, тропа.

Трёхсложные – 3 слога, 3 гласных.

Дорога, пирожок, перина, крапива, бегунья.

Четырёхсложные – 4 слога, 4 гласных.

Заполярье, варение, соление, шахматистка, двусложное.

Так сказать по сложности слова подразделяются в зависимости от количества имеющихся в них слогов. При этом нужно помнить, что слог обязательным образом подразумевает наличие одной гласной в нём, иначе никак. Так вот следуя этой логики, можно сделать такой вывод:

это зависит от количества слогов в слове-

да- один слог- односложное слово,

надо-два слога- стало быть слово двусложное

написать-три слога – трехсложное слово

пародию- четыре слога- четырёхсложное слово.

В односложных словах имеется один слог: рот, сад, лом.

В двухсложных уже два слога: луна, жаба, туча. Или юла тоже двухсложное слово.

В трёхсложных три слога: газета, лисица, занавесь.

В четырёхсложные, естественно, четыре слога: занавеска.

Все предельно просто. В русском языке слова делятся по слогам и в зависисмости от того сколько слогов в слове и получается:

  • односложное слово,
  • двухсложное,
  • трех,
  • и так далее.

Тем самым, чтобы определить слово по этому критерию, надо разбить его по слогам или выявить все гласные в слове. Чем больше гласных – тем больше слогов и наоборот.

По сути – все просто. Односложное слово имеет один слог, двусложное слово состоит из двух слогов и дальше таким же образом. Допустим, в качестве примера слово муха. Оно является двухсложным словом, так состоит из 2 слогов – му и ха.

Значение (объяснение) данных слов в самом названии (в самом слове).

Одно – сложные, дву – сложные и тд -> один слог, два слога и тд.

Односложным называется слово, которое состоит из одного лишь слога. Примерами таких слов являются следующие: лень, стол, сон, крюк, цирк, честь.

Двусложные слова – это слова, которые состоят из двух слогов: лицо, мясо, ветер, игла и тд.

Трехсложные слова – это слова, где три слога: мармелад, косынка, ветерок и тд.

Пример четырехсложного слова – катамаран.

Определить каким является слово-односложным, двусложным и т.д. очень просто:

  • односложные слова состоят из 1-го слога и 1-ой гласной (дом, сыр, лес);
  • двусложные слова состоят из 2-х слогов и 2-х гласных букв (дача, ваза);
  • трехсложные слова состоят из 3-х слогов и 3-х гласных букв (дорога, собака);
  • четырехсложные слова состоят из 4-х слогов и 4- гласных букв (заполярье, соление).

Безусловно правы! У каждой части слова свои правила написания. К примеру, слово “сдача” пишется с буквой “с”, так как это приставка, а приставки з- не бывает.

Слово “прекрасный” пишется с буквой “е”, потому что пре- это приставка, имеющая в данном случае значение “очень”, то есть очень красивый. У приставки при- свои значения: приближение (прибежать, притянуть), пространственная близость (пришкольный, прибрежный), неполнота действия (присесть, прилечь) и т.д.

Части слова изучает раздел науки о языке – морфемика.

Остриё – это острый конец или режущая кромка чего-Либо: Остриё пики, иголки, ножа.

В переносном значении – главная суть какого-либо явления: Остриё сатиры, полемики.

Пишется и произносится с Ё. Ошибка в произношении возникает из-за факультативности буквы Ё, когда вместо неё пишут Е.

Это существительное 2 склонения ни -ИЕ, но в предложном падеже в соответствии с ударной позицией пишем -ИЕ, на не -ИИ. Например: на острие ножа.

Действительно, очень часто можно услышать неправильное употребление предлогов ИЗ и С, потому что оба эти предлога могут иметь одно и то же значение, а именно: отправление откуда-нибудь; направление обратного движения; указывают место, откуда что-либо удаляется

В одних случаях мы употребляем предлог ИЗ, а в других, казалось бы, аналогичных случаях употребляем предлог С, например: вернулся ИЗ армии, но С флота; приехала ИЗ Челябинска, но С Урала.

Почему используется тот или иной предлог? Однозначного ответа нет, поэтому и происходит такая путаница.

И все-таки в сомнительных случаях можно воспользоваться одним простым правилом, если вспомнить, что у этих предлогов есть антонимы: предлог С имеет антоним НА, а предлог ИЗВ.

По этому простому правилу нужно всего лишь составить пары антонимов с этими предлогами, тогда все станет ясно. Например, раз мы говорим “вошёл в кабинет”, значит, правилен вариант “вышел из кабинета”; приехал на Сахалин — уехал с Сахалина. Понятно, что сказать “приехал на деревню” (как на дерево — на самый верх) ну никак нельзя, то и соответствующее антонимичное сочетание “с деревни” не подходит в этом случае.

Из всего вышесказанного делается вывод, что правильно говорить “ПРИЕХАЛ ИЗ ДЕРЕВНИ“.

Слово “небескорыстный” – это прилагательное мужского рода в единственном числе. В женском роде будет “небескорыстная”, в среднем “небескорыстное” и во множественном числе “небескорыстные” (какая?; какое?; какие?). Во всех случаях слово с “не” пишется и слитно и раздельно, определять написание нужно по контексту предложения.

1) “Небескорыстный” пишем в том случае, если в предложении не встречается усиление отрицания, то есть слова “ничуть не”, “отнюдь не”, “вовсе не” и подобные, а так же нет противопоставления с союзом “а”. Согласно правилам, прилагательные будут написаны слитно с “не”, если их можно заменить близким по значению синонимом без “не”. Синоним без “не” к слову “небескорыстный”: меркантильный.

Пример предложения со словом “небескорыстный”: мой поступок по отношению к нему был небескорыстным.

2) “Не бескорыстный” пишем в том случае, если в предложении присутствует противопоставление или усиление отрицания.

Пример предложения со словами “не бескорыстный”: не бескорыстный, а несущий выгоду поступок.

В русском языке в трех случаях частица не пишется со словами всегда слитно, из них два случая относятся к глаголам.

1) Глаголы, которые не употребляются без не, например:

негодовать, невзлюбить, неволить, небрежничать, неглижировать, негодовать, неможется, недоумевать, нездоровиться, неистовствовать, несдобровать, недужиться, ненавидеть, неймется.

Бабушка пожаловалась, что ей сегодня что-то неможется, да и видно было, что ей нездоровится.

Она объяснила нам, что недужиться может чаще всего к ненастью.

Соседка почему-то невзлюбила нашу собаку, мы недоумевали: ведь собака была очень спокойная и дружелюбная.

2) Частица не всегда пишется слитно в составе приставки недо-, например:

недоедать, недовыполнить, недоглядывать, недопонимать, недогружать, недооценивать, недожарить, недоварить.

Мария Степановна недоварила варенье и оно быстро скисло.

Спортсмен недооценил свои возможности, в результате проиграл более слабому сопернику.

Звуко-буквенный разбор: план, примеры

Содержание:

Фонетический разбор – это характеристика звукового состава и строения слова. Такой анализ позволяет видеть орфограмму, правила сочетаний звуков, орфоэпические нормы языка.

Как сделать звуко-буквенный разбор?

Перед фонетическим разбором необходимо вспомнить, что:

  • все звуки и буквы делятся на гласные и согласные;
  • существуют сильная и слабая позиции;
  • есть йотированные гласные, обозначающие два звука;
  • согласные разделяются по мягкости и твердости, глухости и звонкости;
  • буквы Ь и Ъ не имеют звуков.

Порядок фонетического разбора:

  1. записать данное для разбора слово;
  2. разделить его на слоги, т.е. произнести части слова на одном выдохе;
  3. поставить ударение;
  4. составить транскрипцию в квадратных скобках, для чего несколько раз нужно произнести слово вслух и записать его так, как оно слышится;
  5. сравнить слово, написанное по правилам орфографии и в транскрипции, посчитать количество букв и звуков;
  6. выписать каждую букву отдельно столбиком;
  7. рядом с ней указать звук, который она обозначает;
  8. дать характеристику звука: гласныйсогласный, глухойзвонкий, парныйнепарный, твердыймягкий, для Л, М, Н, Р, Й добавить, что они сонорные.

Пример устного фонетического разбора

Выполним фонетический разбор слова эксплуатация.

Слово состоит из шести слогов: экс-плу-а-та-ци-я, потому что в нем шесть гласных – Э, У, А, А, И, Я. Ударение падает на четвертый слог. Медленно проговорим слово по слогам. В слове 12 букв, 13 звуков. Количество букв и звуков не совпадает, т.к. Я обозначает два звука, потому что стоит после гласного. Охарактеризуем звуки по порядку их следования.

  • Буква Э обозначает звук [э], гласный, безударный.
  • Буква К (ка) обозначает звук [к], согласный, глухой, парный, твердый, парный.
  • Буква С (эс) обозначает звук [с], согласный, глухой, парный, твердый, парный.
  • Буква П (пэ) обозначает звук [п], согласный, глухой, парный, твердый, парный.
  • Буква Л (эл) обозначает звук [л], согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный.
  • Буква У обозначает звук [у], гласный безударный.
  • Буква А обозначает звук [а], гласный, безударный.
  • Буква Т (тэ) обозначает звук [т], согласный, глухой, парный, твердый, парный.
  • Буква А обозначает звук [а], гласный, ударный.
  • Буква Ц (цэ) обозначает звук [ц], согласный, глухой, непарный, твердый, непарный.
  • Буква И обозначает звук [ы], гласный, безударный.
  • Буква Я обозначает два звука: [й`], согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный; звук [а], гласный, безударный.

Примеры письменного фонетического разбора

Эксплуатация – экс-плу-а-та’-ци-я [эксплуатацый`а], 6 слогов

э – [э] – гласный, безударный;

к – [к] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

с – [с] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

п – [п] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

л – [л] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;

у – [у] – гласный, безударный;

а – [а] – гласный, безударный;

т – [т] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

а – [а] – гласный, ударный;

ц – [ц] – согласный, глухой, непарный, твердый, непарный;

и – [ы] – гласный, безударный;

я – [й`] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный;

[а] – гласный, безударный.

12 букв, 13 звуков

Яблочный – яб’-лоч-ный [й`аблач`ный`], 3 слога

я – [й`] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный;

[а] – гласный, ударный;

б – [б] – согласный, звонкий, парный, твердый, парный;

л – [л] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;

о – [а] – гласный, безударный;

ч – [ч`] – согласный, глухой, непарный, мягкий, непарный;

н – [н] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;

ы – [ы] – гласный, безударный;

й – [й`] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, непарный, сонорный.

8 букв, 9 звуков

Абстракционизм – аб-страк-ци-о-низм’ [апстракциыан`изм], 5 слогов

а – [а] – гласный, безударный;

б – [п] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

с – [с] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

т – [т] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

р – [р] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный;

а – [а] – гласный, безударный;

к – [к] – согласный, глухой, парный, твердый, парный;

ц – [ц] – согласный, глухой, непарный, твердый, непарный;

и – [ы] – гласный, безударный;

о – [а] – гласный, безударный;

н – [н`] – согласный, звонкий, непарный, мягкий, парный, сонорный;

и – [и] – гласный, ударный;

з – [з] – согласный, звонкий, парный, твердый, парный;

м – [м] – согласный, звонкий, непарный, твердый, парный, сонорный

Ссылка на основную публикацию