Однокоренные слова – определение, признаки и правила правописания

Однокоренные слова

О чем эта статья:

2 класс, 3 класс, 5 класс

Что такое однокоренные слова в русском языке

Однокоренные слова — это слова разных частей речи, которые объединяет смысловой корень. Однокоренные слова также могут относиться к одной части речи, тогда у них будут разные приставки и суффиксы.

Проще говоря, однокоренными являются близкие по смыслу слова с одним и тем же корнем.

Однокоренные слова так называются, потому что в их морфемном составе есть одна главная часть, которая содержит общее значение — корень.

К примеру, прилагательным «смелый» называют храброго человека, который не боится трудностей и опасностей. Лексическое значение этого слова заключается в корне смел-, который видно в морфемном составе близких по смыслу слов:

Теперь мы знаем, какие слова являются однокоренными. По-другому эти слова еще называются родственными.

Как образуются однокоренные слова

Как мы уже говорили, однокоренные слова образуются при помощи приставок и суффиксов. Процесс образования однокоренных слов называют словообразованием. Приставки и суффиксы дают слову определенный оттенок. Например, слоненок — это не то же, что слон, это его детеныш.

Во 2 классе школьники знакомятся с однокоренными словами и закрепляют знания на протяжение всего времени обучения. Давайте научимся различать однокоренные (родственные) слова от грамматических форм одного слова.

Какие слова не являются однокоренными

Слова с омонимичными корнями

В русском языке есть такое понятие, как омонимичные корни — когда у одинаковых на вид корней разный лексический смысл. Чтобы понять, являются слова родственными или у них просто похожие корни, нужно знать их значения. Если не уверены в значениях — загляните в толковый словарь.

Красавица — красивый, красота, красивенький, покрасоваться, красавчик.

Лексическое значение корня -крас-: привлекательный, приятный вид, впечатляющий.

Краска — красить, подкрасить, перекрасить, краситель, раскраска.

Корень -крас- здесь имеет значение придания чему-либо цвета.

В каждом ряду мы видим родственные однокоренные слова. Но вот слова краситель и красивый не являются однокоренными — просто они имеют омонимичные корни.

Еще примеры неродственных слов с омонимичными корнями:

Любовь — любитель, любимый, любить.

Бурить — бурильщик, буровая, бур.

Буря — бурный, буревестник.

Формы одного слова

Однокоренные слова следует отличать от форм одного и того же слова. Для этого нужно понимать, какие морфемы являются словообразующими, а какие — формообразующими.

Словообразующие морфемы предназначены для образования новых слов. К ним относятся:

Формообразующие морфемы образовывают формы одного и того же слова. К ним относятся:

суффикс прошедшего времени глагола -л-;

суффиксы степеней сравнения прилагательных -е-, -ее, -ше-;

суффикс повелительного наклонения глагола -и-.

Примеры форм одного и того же слова:

Лес — леса, лесу, лесом — окончание образует форму числа и падежа существительного.

Соберу — собрал — суффикс образует форму прошедшего времени глагола.

Слова в одном ряду не являются однокоренными — это формы одного и того же слова. К формам слова всегда относятся слова одной части речи, в то время как однокоренные слова могут принадлежать к разным частям речи.

Зачем подбирать однокоренные слова

Подбирать однокоренные слова — полезный навык, чтобы грамотно писать. Например, можно проверить, какая гласная пишется в безударной позиции в корне, если подобрать родственное слово, где эта гласная будет под ударением. Также через подбор однокоренных слов можно проверить написание согласных в корне.

Проверяемая гласная в корне:

обижа́ть — оби́да;

чистота́ — чи́сто;

хо́лодхоло́дный.

Правописание звонких и глухих согласных в корне:

книжка — книжечка;

дубдубовый;

гибкость — гибок.

Правописание непроизносимых согласных в корне:

солнце — солнечный;

грустный — грусть;

сердце — сердечный.

Однокоренные слова, что это такое? Примеры

Однокоренные сло­ва — это сло­ва (лек­се­мы) раз­ных частей речи с общим смыс­ло­вым кор­нем (при­ме­ры: белый, белеть, бело) или одной и той же части речи, но с раз­ны­ми при­став­ка­ми и суф­фик­са­ми (напри­мер: белый, бело­ва­тый, белень­кий).

Однокоренные сло­ва так назы­ва­ют­ся, пото­му что в сво­ем мор­фем­ном соста­ве име­ют одну и ту же глав­ную смыс­ло­вую часть, в кото­рой заклю­че­но их общее зна­че­ние, то есть один и тот же корень. Научимся отли­чать одно­ко­рен­ные сло­ва, или род­ствен­ные сло­ва, от их грам­ма­ти­че­ских форм.

Понятие об однокоренных словах

Среди огром­но­го коли­че­ства слов рус­ско­го язы­ка мож­но выде­лить ряды слов с общей частью, в кото­рой заклю­че­но их глав­ное лек­си­че­ское зна­че­ние. Конечно же, речь идет о корне и об одно­ко­рен­ных словах.

Эти еди­ни­цы речи объ­еди­ня­ет не про­сто набор оди­на­ко­вых букв и зву­ков, а еще нечто общее, заклю­чен­ное в сло­ве, общая соот­не­сен­ность с чем-либо (пред­ме­том, при­зна­ком, дей­стви­ем, каче­ством и пр.), то есть их лек­си­че­ское значение.

К при­ме­ру, сло­вом «сме­лый» назы­ва­ют отваж­но­го и храб­ро­го чело­ве­ка, не боя­ще­го­ся труд­но­стей и опас­но­стей. Лексическое зна­че­ние это­го при­ла­га­тель­но­го заклю­че­но в корне смел-, кото­рый ука­жем в мор­фем­ном соста­ве близ­ких по смыс­лу слов:

  • смел ость
  • смель чак
  • о смел еть
  • о смел ить­ся
  • смел о

Все пере­чис­лен­ные сло­ва явля­ют­ся однокоренными.

Однокоренные и родственные слова — это одно и то же?

Чтобы выяс­нить, что вклю­ча­ет в себя поня­тие «одно­ко­рен­ные сло­ва» и мож­но ли их назвать род­ствен­ны­ми, обра­тим­ся к примерам.

Рассмотрим ряд одно­ко­рен­ных слов:

  • дом
  • дом ик
  • дом ашний
  • о дом ашнить
  • дом ище
  • дом ишко

Все эти сло­ва раз­ных частей речи свя­за­ны с поня­ти­ем «дом», зна­чит, это одно­ко­рен­ные сло­ва. Их ина­че назы­ва­ют родственными.

Другой ряд суще­стви­тель­ных: «пте­нец», «пти­ца», «пташ­ка», «птич­ник», «птич­ни­ца» — по смыс­лу свя­зан с пти­цей. Общей частью этих слов явля­ет­ся корень -пт-. Это род­ствен­ные слова.

В мор­фем­ном соста­ве одно­ко­рен­ных (род­ствен­ных) слов «ули­ца», «пере­улок», «зако­улок», «про­улок», «улич­ный» можем выде­лить общую часть -ул- — корень слов.

Не сле­ду­ет путать одно­ко­рен­ные сло­ва с грам­ма­ти­че­ски­ми фор­ма­ми слов. Поясним это на примерах.

Как отличить однокоренные слова от форм слов

Возьмем для иссле­до­ва­ния сло­во «дом», кото­рое име­ет сле­ду­ю­щий мор­фем­ный состав:

Проследим, как это сло­во склоняется:

  • и. п. (что?) дом , дом а
  • р. п. крыль­цо (чего?) дом а , мно­го (чего?) дом ов
  • д. п. направ­ля­юсь (к чему?) к дом у , к дом ам
  • в. п. постро­им (что?) дом , дом а
  • т. п. любу­юсь (чем?) дом ом , дом ами
  • п. п. рас­ска­жу (о чём?) о дом е , о дом ах

Перед нами не род­ствен­ные сло­ва, а падеж­ные фор­мы суще­стви­тель­но­го «дом», у кото­рых корень оста­ет­ся один и тот же, а толь­ко меня­ют­ся падеж­ные окон­ча­ния. Это одно и то же сло­во, толь­ко в дру­гой грам­ма­ти­че­ской «одёж­ке», кото­рую назо­вем его фор­мой.

Сравним с рядом одно­ко­рен­ных слов с кор­нем дом-, при­ве­ден­ных выше.

В этом ряду пред­став­ле­ны фор­мы сте­пе­ней срав­не­ния каче­ствен­но­го при­ла­га­тель­но­го «тем­ный».

Эти сло­ва явля­ют­ся родо­вы­ми фор­ма­ми про­шед­ше­го вре­ме­ни, осо­бы­ми фор­ма­ми при­ча­сти­ем и дее­при­ча­сти­ем гла­го­ла «болеть».

Сравним с фор­ма­ми гла­го­ла «болеть» ряд одно­ко­рен­ных слов:

  • боль
  • боль ница
  • боль ной (суще­стви­тель­ное)
  • боль нич­ный двор
  • за бол еть
  • при бол еть
  • за бол ева­ние и пр.

Видеоурок

Однокоренные слова

Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

  1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи (лес – лесник – лесничий – лесок) или к разным частям речи (лес – лесной).
  2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни: гора – гористый – горный — корень -гор-; угореть – загорать – перегорать — корень -гор-, но эти корни разные по значению. Слова с подобными корнями однокоренными не являются .
  3. Слов, состоящих из корня и окончания (типа вода, село, поле и др.), в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса (сельский, домик, юность и др.); корня, приставки и суффикса (напольный, надомник и др.).
  4. Некоторые корни в “свободном” виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями:
    • – де – — надеть, переодеть;
    • – ня – — занять, нанять, отнять;
    • – пт – — птенец, пташка, птица;
    • – сяг – — присяга, досягать, посягать;
    • – у – — разуть, обуть;
    • – ул – — улица, переулок;
    • – й – — войти, отойти, пройти, зайти.

В слове может быть один корень или два корня.

Родственные слова – это слова, которые имеют один корень и близки по смыслу.

Однокоренные слова — это слова с одинаковым корнем, разных частей речи или одной и той же части речи, но с разными приставками и суффиксами.

Поупражняйтесь с ребенком в поиске родственных слов. Зима – зимы – зимушка – зимний – зимовка – зимующий.

В ПОМОЩЬ ШКОЛЬНИКУ

Как научится подбирать родственные слова?

Подбирать однокоренные или родственные слова учат еще в начальной школе. Это умение позволяет проверить написание слов. Не все хорошо справляются с таким заданием. Как научить их подбирать родственные слова правильно? Итак:

Основные понятия и правила, которые необходимы для подбора родственных слов:

Однокоренные слова имеют один и тот же корень. Корень — это главная значимая часть слова, в которой заключено его основное лексическое значение, общая часть однокоренных и родственных слов.

Однокоренные слова нельзя путать с формой одного и того же слова. Попробуйте выполнить задания, в которых необходимо будет составить цепочки с однокоренными словами и отдельно – с грамматическими формами. Например:

  • садовник – сад – садовый (однокоренные слова);
  • садовник – садовники – садовнику (формы одного и того же слова).

Обратите внимание на то, что подбор слов с одним и тем же корнем не должен быть механическим. Это может привести к ошибочному результату, т.к. похожие сочетания звуков в корне могут встречаться и в других словах, которые не будут являться родственными. Это можно увидеть на примере слов «водитель» и «водяной». Они не будут являться однокоренными.

Однокоренные слова не всегда являются одной и той же частью речи. Например:

  • водить – водитель – водительский.

Определите части речи этих слов. Если Вы сделаете всё правильно, то у Вас должно получиться, что в данной цепочке однокоренных слов есть глагол, существительное и прилагательное.

Используйте следующий способ образования однокоренных слов: необходимо вспомнить такие части слова, как приставка и суффикс. При помощи этих морфем образуйте однокоренные слова с каким-либо корнем. Например, с корнем «бег». У Вас должна получиться подобная цепочка слов:

бег – побегать – бегающий – перебежчик и т.д.

Работа по образованию однокоренных слов очень важна. Данное умение позволит Вам легко справляться с подбором проверочных слов и не допускать ошибок на письме.

ЭТО ВАЖНО! ЗАПОМНИ!

  • Родственными и однокоренными называются слова, которые произошли от одного и того же слова, т.е. объяснить с помощью одного и того же слова. (Например: лесок – небольшой лес; лесная – находящаяся в лесу; лесник – тот, кто следит за лесом.)

  • Родственные, проверочные слова должны быть связаны по смыслу (тяну — тянет, а не тина).
  • Слова, близкие по смыслу, но не имеющие общей части, – не родственные слова.
  • Подбирая родственные слова, надо искать слова без приставок или с другими приставками.
  • В корнях может происходить чередование согласных или гласных звуков или даже «исчезновение» гласных.

Русский язык

Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет

С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒

План урока:

Однокоренные слова

В нашей речи мы часто встречаем похожие по звучанию, написанию слова, которые схожи и по смыслу.

Сравните: подосиновик, осина, осинник. Что общего у этих слов?

А подсказкой станет ответ на загадку:

В саду у Антошки Яблонька растет.

Ветки высокие ввысь поднимает,

Что ей устоять на земле помогает?

Правильно, корень. Значит осина, подосиновик и осинник – это однокоренные слова. У них общий корень «осин».

Теперь потренируемся, выпиши однокоренные слова, составь из них пары.

  • звездный-звезда;
  • солнце-солнышко;
  • грустный-грусть;
  • здравие-здравствуйте.

А теперь самостоятельно образуем однокоренные слова:

  • гриб;
  • чудо;
  • лес.
  • грибгриб-н-ой – гриб-ник-гриб-ниц-а;
  • чудо – чуд-есн-ый – чудес-а;
  • леслесн-ой – лесник.

Запомни! Подбор однокоренных слов осуществляется с самого маленького, начального слова. Например, лук-луковый-лучок-лучник.

Различие форм и однокоренных слов

Нам нужно научиться различать формы слова и однокоренные слова.

Прочитайте однокоренные слова. Какими частями речи они являются?

Ответ: существительные, прилагательное, глагол.

Части речи однокоренных слов

К существительным можно подобрать однокоренные слова глаголы, прилагательные и другие части речи. Также могут встречаться приставки в однокоренных словах. А форма слова – это изменение по падежам одного и того же слова.

Попробуйте записать однокоренные слова к картинкам.

  • муравеймуравь-ин-ый – муравейник-;
  • домдом-ашн-ий–домов-ой;
  • снегснежинк-а – снег-о-падснег-овик-.

Проверить однокоренные слова очень просто, достаточно, чтобы они относились к одному понятию и имели общий смысл. Например:

  • игра, игр-ушк-а, игр-ов-ой – корень игр-, все они относятся к играм;
  • лестница, лес-н-ик– – не однокоренные, имеют разные корни (лестниц-и лес-) и отличаются по смыслу (лестница – то, по чему ходят, лес – много деревьев).

Запомните! Ударение в однокоренных словах не всегда падает на один слог.

Выделите однокоренные слова и поставьте ударение:

  • гора, горный, гореть;
  • косичка, косить, покос;
  • соль, солонка, солнце.
  • гора́, го́рный;
  • коси ́ ть, поко́с;
  • со́ль, соло́нка.

Теперь попробуйте сами написать однокоренные слова или написать предложения с однокоренными словами. Возьмите те, которые мы уже использовали или придумайте новые. Например: Лесник вышел из леса и попал на лесопилку.

Подчеркните однокоренные слова и укажите части речи.

  1. Лес-ник (сущ.), лес а (сущ.), лес опилку (сущ).
  2. Гриб-ник (сущ.) собирает гриб ы (сущ.) и не вредит гриб-ниц -е (сущ.).
  3. Снеж-н -ые (прил.) сугробы стали мягкие и дети пошли лепить из снега снеговик-а.

Написание однокоренных слов не займет много времени, но именно практика поможет лучше разобраться в теме.

Корень слова

В корне слова заложена главная информация, смысл слова. Иногда написание гласных в корне слова может вызывать затруднение, поскольку они могут быть безударными или непроверяемыми.

Проверяемые гласные в корне

Рассмотрим гласные в корне слова:

Прочитайте и выделите корень в слове. Безударная буква в корне слова проверяется ударением, поэтому нужно изменить слово.

Ответ: р е ка (р е́ к), м о ря (м о́ ре), с а ды (с а́ д), дер е вья (дер е́ в), ух о дить (х о́ д).

Подберем проверочные слова. Не забудьте указать корень слова.

  • удивить;
  • примерять;
  • коса.
  • ди́во (див);
  • ме́рка (мер);
  • ко́сы (кос).

Непроверяемые гласные

Рассмотрим непроверяемые безударные в корне слова:

Орфографические гласные в корне слова необходимо запомнить, проверить можно только в словаре.

Вставьте пропущенные буквы в корне слова, не забудьте записать корень слова.

Б е рлог-а, к о либри, ар о мат, б а гр-ов-ый, б о рдюр, в е стибюль, т о ршер, д и зентери-я, к а ламбур, к е нгуру, н а тюрморт, ст и пенди-я, б е гемот, юв е лир, инц и дент, пласт и лин, ин е й.

Корни с чередованием

Также нам могут встретиться чередующиеся гласные в корне слова. Написание гласных в корне зависит от последующих букв.

Изучите и перепишите таблицу.

Слова с чередующимися корнями всегда пишутся по правилам, которые нужно выучить. Одни зависят от последующего суффикса «а» (бер-бир, лаг-лож). Также обратите внимание, что слова-исключения в корне содержат букву не по правилу.

Приведите пример корня слова с чередованием.

В корне слова согласные буквы тоже могут чередоваться. Сравните:

  • лу клу чник-;
  • ко тко шк-а;
  • оре хоре шк-а (Р.п.).

Приведите свои примеры.

Окончание

Форма слова – окончание, которое постоянно изменяется. Окончание слова указывает на многие признаки, например, род, число, падеж, склонение, спряжение. Чтобы определить, какое окончание в слове нужно изменить слово по падежам, изменяемая часть и будет окончанием.

Обозначьте окончания в словах.

  • е, о, а, а, е, а, ам, ы, а, ов.

Слова без окончаний

Есть слова без окончаний. Рассмотрим и запомним такие группы слов:

  1. Неизменяемые прилагательные. Например, платье мини (какое), вес нетто (какой).
  2. Неизменяемые существительные. Шимпанзе, алиби, шоу, зебу, рефери.
  3. Наречия (всегда). Легко, справа, рядом.
  4. Деепричастия (всегда). Гуляя, взяв.
  5. Сравнительная степень прилагательных, наречий. Длиннее, шире.

Написание окончаний слов во многом зависит от правил, с которыми нам еще только предстоит знакомство.

Окончания после шипящих и «ц»

Рассмотрим написание окончаний после ц и шипящих в окончании существительных. Окончание о в слове после шипящих и ц пишется под ударением, окончание е пишется в слове без ударения.

Вставьте гласные в окончания слов.

  1. Плющ…м.
  2. Пейзаж…м.
  3. Кирпич…м.
  4. Туче…й.

Проверь себя: [ом], [ем], [ом], [ей].

Правописание слов

Правописание слов определяется множеством правил, касающихся определенной части речи.

Вспомним правописание согласной в приставке слова. Перед звонким согласным и гласной пишется з, а перед глухим – с. Например, во з н аградить (з перед сонорным н).

Придумайте свои слова и укажите правописание слов.

Безударные в корне слова

Как мы помним, правописание безударных в корне слова можно либо проверить ударением, либо посмотреть это слово в словаре. Повторим правила правописания гласных в корне слова:

  • правописание гласных в слове можно проверить ударением;
  • правописание чередующихся гласных слова определяется наличием ударения, суффикса а, последующих букв;
  • правописание слов с безударным непроверяемым гласным определяется только в словаре, например, правописание слова кратчайшие (а в корне) можно проверить только так.

Объясним правописание выделенных слов .

  • угол – уго́льник;
  • плечо – пле́чико;
  • весна – ве́шний;
  • звонок–зво́н;
  • грачата – гра́ч;
  • тропинка – тро́пка;
  • правдивый – пра́вда;
  • линейка – ли́ния;
  • змея – зме́и;
  • плита – пли́тки;
  • звезда – зве́зды;
  • свисток – сви́ст;
  • хлопушка – хло́п;
  • светлячок – све́т;
  • почтальон – по́чта;
  • воздушный – во́здух.

Вспомним правописание сложных слов. Они могут быть соединены буквой о или е. Образуем слова самостоятельно:

  • птица и ловить = птицелов;
  • вода и проводить = водопровод;
  • земля и копать = землекоп.

Запомните! Объяснение правописания слов начинается с морфемы, в которой вызвано затруднение.

Мы повторили основные правила правописания слов. Таким образом, правила правописания слов в предложении определяются относительно частей речи и места затруднения.Выберите правописание слова, которое больше всего вызвало вопросов и потренируйтесь с ним.

Чередование гласных и согласных звуков в корне слова

Орфограмма чередование гласных в корне у многих учеников вызывает затруднение, поэтому ее необходимо выучить сразу.

Корни с чередованием гласных

Рассмотрим корни с чередованием, зависящие от согласной.

Правописание гласных в корнях с чередованием в этом случае зависит от последующей согласной буквы.Буква «о» перед «с», буква «а» перед «ст» и «щ». Зар о с ли ( о перед с), р а ст ить (а перед ст), прир а щ ивать (а перед щ).

Например, р(а) ст ение, ск(а) к ать, прил(о) ж ить.

В сочетаниях лаг-лож в первом случае, пред «г» пишется «а» в корне, а перед «ж» – «о».Сложение, слагать. Аналогично с другими чередованиями.

Гласные -е-, -и- в корнях с чередованием встречаются в сочетаниях типа бер-бир, тер-тир, жег-жиг, стел-стил и других. При наличии суффикса –а– пишется –и-, без него – –е-.

Например, перебир-а-ть, поджига-ть, тер-еть.

Правило чередования гласных в корне, зависящем от значения:

Корни (зор)-(зар), (плав)-(плов) определяются чередованием безударных гласных в корне. Без ударения пишется –а-.

Проверь себя: до бир (а)ться, со бир (аю)т, за мер еть, за жиг (а)ть, на тир (а)ть, по стел ить, про тер еть, при бир ( а)ть, вы жиг (а)ть, за пер , за блест ело.

Гласные буквы в корнях с чередованием вставляются по правилам.

Чередование согласных в корне слова

Рассмотрим правило чередования согласных в корне слова. Существительные с чередованием согласного в корне встречаются часто, например, ко т -ко ш ка, подру г а-подру ж ка, ру к а-ру ч ка.Чередование согласных в корне примеры:

  • г-ж-з;
  • б-бл;
  • в-вл;
  • д-ж;
  • т-ч-щ;
  • п-пл.

Чередование согласных в корне, как правило такие, но бывают и другие варианты.

Выпиши корни слов и укажи чередование согласных.

Свет, свеча, любовь, люблю, лупить, луплю, кормить, кормлю.

Проверь себя: (т-ч), (б-бл), (п-пл), (м-мл).

Корень однокоренного слова с чередованием согласных в корнях может меняться, то есть меняется его последняя буква, буквы. Например, дру г – дру ж ба (друг-друж).

Напишите свои варианты чередования согласных в корне.

Наш урок подошел к концу. Надеемся, что вы узнали много нового и полезного.

Особенности и нормы употребления однокоренных слов в предложении

В русском языке встречается довольно много слов с единым корнем — однокоренных. В отличие от других морфем, которые относятся к второстепенным и в ряде случаев вообще не употребляются с основой, корень является необходимым элементом, поскольку выражает основное значение лексем. Употребление однокоренных слов подчиняется стилистическим нормам литературного языка.

  1. Определение и способы образования
  2. Слова, не имеющие родовых групп
  3. Отличия от схожих форм
  4. Особенности словоформ
  5. Омонимичные корни
  6. Правила правописания корней
  7. Использование родственных слов
  8. Однокоренные слова в предложении
  9. Тавтология (немотивированные повторы)

Определение и способы образования

Однокоренными называются лексемы, имеющие одинаковый корень и объединенные общим смыслом. Если сопоставляемые элементы не отвечают хотя бы одному из этих условий, они не являются однокоренными.

К однокоренным (родственным) относятся:

  • слова, близкие по смыслу;
  • одинаковые части речи с дополнительными морфемами.

Не относятся:

  • грамматические формы одной единицы (поле, поля, полем);
  • омонимы, то есть одинаковые по звучанию единицы, которые имеют разное значение: коса, хлопок, ключ и другие.

Компоненты родственной группы образуются за счет присоединения к корню других морфем: приставки, суффикса или и того, и другого. Примеры однокоренных слов:

  1. Группа 1: белый, белеть, набело, беленый, выбелить, обелить. Корень «бел». Все представленные здесь примеры связаны с белым цветом, однако их значения разные.
  2. Группа 2: род, родители, родственник; родовой, родимый, родной, родовитый; родить, зародить. Корень в этом ряду: «род». Трансформация лексем приводит к новым понятиям, наделяет их иной информацией. Родственные элементы могут относиться к разным частям речи, как в данном случае родить — это глагол, родственник — имя существительное, родовитый — имя прилагательное.

Лексемы с одинаковым корнем наделены схожим смыслом, который соотносит их с определенным явлением или его признаком. Такое множество иногда называют также родственными понятиями.

Слова, не имеющие родовых групп

В русском языке есть единицы, которые не предполагают создания родственных групп. Как правило, они имеют иностранное происхождение. К примеру: какаду, жабо, шампунь и другие.

К вариантам, от которых невозможно составление однокоренного множества, относятся:

  • несклоняемые существительные: пони, метро, кино;
  • неизменяемые прилагательные: реглан, беж;
  • предлоги и союзы: и, а, но, если;
  • наречия: везде, всюду, весьма, здесь;
  • междометия: ой, ого, эх.

Такие варианты не образуют родственных групп.

Отличия от схожих форм

Иногда бывает довольно сложно с одного взгляда отличить однокоренные лексемы от схожих с ними вариантов — словоформ и единиц с корнями-омонимами. Главным признаком, по которому их можно различить, является лексический смысл.

Особенности словоформ

Однокоренные слова иногда путают со словоформами одной единицы. Их различие состоит в следующем:

  1. Родственные лексемы обладают общим корнем, но различны, хотя и близки, по значению. Они также могут быть разными частями речи.
  2. Словоформы имеют одно значение и отличаются только грамматическими признаками (падеж, число — для существительных; падеж, число, род — для прилагательных и причастий; лицо, число, время — для глаголов).

Примеры однокоренного ряда: кислый, кислота, кислинка, подкислить. В этом случае все лексемы имеют общий корень «кисл», их значение связано с кислым вкусом.

Примеры словоформ: кислый, кислого, кислому, кислым, о кислом (при изменении по падежам); кислые (при изменении по числам).

Омонимичные корни

Бывают случаи, когда корни совпадают, но при этом они не относятся к однокоренной группе. Такие варианты называются словами с омонимичным корнем. Это тот случай, когда одинаковая морфема имеет разный смысл. Самые распространенные примеры: корни «нос» и «вод».

Примеры: носить — носик; вода — водитель; хлеб — хлебать.

Иногда лексема выглядит очень обманчиво, поскольку внешне напоминает построенные по принципу присоединения суффиксов или приставок. Например, кушетка кажется аналогичным вариантам памятка, нотка. Однако в этом случае корень «кушетк», значит, он не является омонимичным корневой морфеме кушать.

Правила правописания корней

Знание правописания корня обеспечивает его грамотное использование во всех единицах данной группы. Проверка правописания проводится на основании следующих правил:

  1. Правило 1. Безударную гласную в корне можно проверить, подобрав однокоренное слово, в котором эта гласная будет находиться под ударением. Пример: посолить — посол, соль.
  2. Правило 2. Определить написание согласной в конце корня, когда она звучит нечетко, нужно, представив слово в той форме или подобрав к нему такую однокоренную пару, чтобы после этой согласной оказался гласный звук. Пример: хлеб — хлебец; скобка — скоба.

Варианты, проверить которые невозможно, представлены в орфографическом словаре. Их следует запомнить.

С понятием корня и правилами проверки правописания звуков внутри него детей знакомят еще в младших классах и неоднократно возвращаются к ним впоследствии.

Использование родственных слов

Родственные лексемы выполняют несколько функций:

  • при разборе по составу они служат для определения корневой морфемы;
  • при проверке орфограммы (безударного гласного, согласного в конце корня);
  • в предложениях — в предложениях для придания эмоциональной окраски.

Очень часто лексемы из одного ряда позволяют значительно облегчить конструкцию высказывания. Например, когда одним понятием можно заменить целую фразу: Предмет, с помощью которого можно зажечь огонь — зажигалка.

В быту часто по устоявшемуся образцу рождаются новые варианты: поливалка, стиралка. Они являются просторечными и противоречат нормам литературного языка.

Однокоренные слова в предложении

Считается, что повтор одинаковых корневых морфем в пределах одного предложения является стилистической ошибкой, недопустимой в грамотной речи. Однако это не совсем так. Существуют исключения, когда единицы из одного ряда используются с конкретной, вполне обоснованной целью.

Родственные лексемы в высказывании играют важную роль, когда требуется:

  • усиление определенного значения;
  • привлечение внимания слушателя или читателя к какому-то предмету или явлению;
  • придание эмоциональной окраски.

Чаще всего такой стилистический прием используется в фольклорных текстах или их имитациях: лить ливмя, горе горькое и другие. С той же целью единицы из однокорневого ряда также могут повторяться в рекламных слоганах, в политической риторике.

Иногда точно передать мысль можно только с использованием однокоренных лексем, например, в выражениях типа: петь песни, посадить сад и другие. К устойчивым формам относятся словосочетания: варить варенье, загадывать загадки.

Неизбежны подобные сочетания и при употребление составных терминов, как, например: словарь иностранных слов.

Тавтология (немотивированные повторы)

Неоправданное повторение однокоренных слов или одинаковых морфем — это тавтология. Это явление считается грубой речевой ошибкой и требует тщательного отслеживания и исправления. Оно лишает речь выразительности, обедняет ее.

Рекомендуется править текстовые документы с учетом этого явления. Прекрасным подспорьем для этого будут словари синонимов и специальные редакторы в интернете для выявления непреднамеренного применения однокоренных элементов. Однако ни один автоматический сервис не способен в полной мере оценить значимость лексической единицы в контексте. Поэтому единственным эффективным способом борьбы с тавтологиями является пополнение собственного словарного запаса.

Родственные и однокоренные слова: в чем отличие?

Подбирать родственные слова для проверки орфограмм детей учат, начиная с первого класса. Тем не менее, даже некоторые старшеклассники затрудняются с выполнением этого задания. Более того – нередко, взрослые, помогая своим детям с домашним заданием по русскому языку, испытывают трудности. Их сбивают с толку такие определения, как «родственные» и «однокоренные» слова. Многие подзабыли, чем они отличаются друг от друга.

Формулировки в современных учебниках довольно расплывчаты и не всегда могут прояснить ситуацию. Попробуем же разобраться, что понимается под родственными словами в современной лингвистике, и чем они отличаются от однокоренных.

Родственные слова: даем определение

Итак, родственными в русском языке называются лексемы:

  • с одним и тем же корнем;
  • близкие по своему значению;
  • этимологически восходящие к одному и тому же гнезду (т.е. образованные от одного и того же этимона);
  • различающиеся набором приставок и суффиксов.

Например: лес – лесник – лесничий – лесной; ходить – переходить – выход – входивший – вездеход – ходули.

Родственные лексемы могут относиться как к одной, так и к разным частям речи: боль (имя существительное), больной (имя прилагательное), болеть (глагол), больно (наречие). Имея общий корень, а значит, и общей основной смысл, такие слова немного отличаются друга от друга своим лексическим значением.

Тем не менее объяснить оттенки этих значений можно с использованием того этимона, от которого все они образованы. Больной – тот, кто испытывает боль. Болеть – испытывать боль. Больно – так, как ощущается боль.

Родственные слова отдельно – словоформы отдельно

Важно не путать родственные слова со словоформами. Последние имеют одинаковый корень, но разные окончания (флексии). Солнце – солнца – солнцу; читать – читает – читали – все это не разные лексемы, а формы одного и того же слова. При помощи окончаний меняется только грамматическое значение (падеж, время, лицо, число и т.д.), но лексическое значение остается неизменным.

Корень один – значит, родственные?

Однако, чаще всего родственные слова путают с однокоренными. Немногие способны четко объяснить, в чем их отличие. Более того, часто эти понятия используются как синонимы, что не совсем верно.

Для начала вспомним, что однокоренными называются такие слова, которые имеют одинаковый корень, но разные приставки и суффиксы. В отличие от родственных, они необязательно должны быть схожи по своему значению. С этой точки зрения, существительное водитель и прилагательное водяной являются однокоренными, так как у них общий корень – вод. Но они не являются родственными, так как имеют совершенно разное лексическое значение.

Можно сделать следующий вывод: все родственные лексемы – однокоренные, но далеко не все однокоренные слова – родственные.

Об этом важно помнить при подборе проверочного слова, чтобы не ошибиться с объяснением той или иной орфограммы. Часто учащиеся не обращают внимания на смысл лексем и пытаются объяснить написание прилагательного слезливый – существительным слизь, написание существительного пескарь – словом писк.

Правила подбора родственных лексем в русском языке

Рассмотрим правила, которые помогут вам не ошибиться, выполняя подобное задание.

Выделяем корень. Есть два способа сделать это. Первый – понять, как данное слово образовано. Например, строитель существительное, образованное от глагола строить при помощи суффикса – тель.

Иногда с ходу найти корень не получается. Тогда пробуем изменить начало и конец заданной лексемы: пересказывать – рассказывать, высказывать, сказывать, пересказ, рассказ, сказка, сказочный. Корень здесь – сказ.

Образовываем как можно больше однокоренных слов, не забывая о том, что все они должны быть близки по своему значению.

Здесь нелишним будет напомнить, что в русском языке существует 5 основных способов словообразования:

  1. Приставочный (префиксальный). Например: читать – пере +читать, до + читать.
  2. Суффиксальный. Сыр – сыр + ок, береза – берез + овый, кружево – кружев + ница.
  3. Префиксально-суффиксальный: вода – под + вод +ник, двор – при + двор + ный, мечтать – раз + мечтать +ся.
  4. Безсуффиксный (применяется при образовании имени существительного от глаголов или прилагательных): широкий – ширь, привозить – привоз.
  5. Сложение. Складываться могут слова или их основы, например: школа + интернат – школа-интернат, сам + летает – самолет, белые + зубы – белозубый. Иногда при словообразовании таким способом основа может сокращаться: заработная + плата зарплата.

Существуют и другие, менее распространенные способы словообразования, например, аббревиация (Московский государственный университет МГУ). Однако для подбора родственных лексем в основном используются способы, перечисленные выше.

В процессе поиска однокоренных слов нельзя упускать из виду такое явление, как чередование согласных и гласных звуков в корнях. Более того – иногда гласная в корне может полностью «исчезать». Например: замереть – замирать, излагать – изложение, петь – пою, читать – чтение, светить – свеча, водить – вождение, лепить – леплю. Несмотря на различное звучание, эти пары лексем являются однокоренными. Доказать это легко, опираясь на их схожее лексическое значение.

Объяснить такие чередования можно исторически. Они связаны с утратой некоторых гласных звуков (льсть – льстить), тождеством согласных звуков (гз, скщ, хш: друг – друзья, писк – пищать, слух – слушать) и другими фонетическими процессами.

Иногда слова, изначально родственные и имеющие один корень, с течением времени расходятся по своему лексическому значению. В современном языке их называют «исторически родственными». В качестве примера можно привести лексемы беда – победа, гвоздь – гвоздика, которые сейчас родственными не считаются, хотя имеют общий корень.

Ну и, наконец, самый главный секрет в деле подбора родственных слов – регулярные тренировки и большой словарный запас. Только в этом случае, проверочные слова будут вспоминаться на автомате, а ваше письмо будет грамотным.

Видео

С помощью этого видео вам будет легче понять, что такое родственные слова и формы слов.

Времена глаголов

Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам, то есть глагол может указывать на время, в которое происходит названное им действие. В русском языке существует три времени глаголов:

  • прошедшее время,
  • настоящее время,
  • будущее время.

Время, в форме которого может стоять глагол, связано с видом глагола. Глаголы несовершенного вида могут иметь форму всех трёх времён:

Прошедшее: спал, гулял.

Настоящее: спит, гуляет.

Будущее: будет спать, будет гулять.

Глаголы совершенного вида могут иметь форму только двух времён:

Прошедшее: заснул, погулял.

Будущее: заснёт, погуляет.

Глаголы условного и повелительного наклонения по временам не изменяются.

Прошедшее время

Глаголы прошедшего времени указывают, что действие уже произошло, то есть совершалось в прошлом, до разговора о нём. Они отвечают на вопросы что делал? что делали? или что сделал? что сделали? Например:

Вчера весь день (что делал?) читал.

Дети летом (что делали?) загорали.

Телефон вчера (что сделал?) выключился.

Птицы осенью (что сделали?) улетели.

Глаголы несовершенного вида в прошедшем времени указывают, что действие происходило в прошлом, без указания, было ли оно доведено до конца. Глаголы совершенного вида в прошедшем времени указывают, что действие было доведено до конца или совершилось один раз. Сравните:

дети (что делали?) загорали,

дети (что сделали?) загорели.

В глаголах прошедшего времени после шипящих под ударением произносится звук о, а пишется буква ё, например:

ш ёл, приш ёл, сж ёг, подж ёг.

Слово бывало совместно с глаголами, стоящими в разных временах, позволяет обозначать действия, которые происходили в далёком прошлом и неоднократно повторялись, например:

Раньше бывало и печку топили.

Зимой бывало придёт медведь к избе и угощение просит.

Пойдёшь бывало к озеру, а тут и дождь начинается.

Окончания глаголов прошедшего времени

Прошедшее время глагола образуется от неопределённой формы глагола. У инфинитива отбрасывается -ть и прибавляется суффикс — так образуется глагол прошедшего времени мужского рода:

стира ть – стира л.

Для образования глагола женского рода после суффикса -л- добавляется окончание :

стира л – стира л а.

Для образования глагола среднего рода после суффикса -л- добавляется окончание :

стира л – стира л о.

Для образования глагола во множественном числе после суффикса -л- добавляется окончание :

стира л – стира л и.

ИнфинитивРодМнож. число
мужскойженскийсредний
– -ть
свети ть
+
свети л
+ -ла
свети ла
+ -ло
свети ло
+ -ли
свети ли

Обратите внимание, что перед суффиксом пишутся те же гласные, что и в неопределённой форме перед суффиксом -ть, например:

гул я ть – гул я л ,

меш а ть – меш а л ,

дар и ть – дар и л .

У некоторых глаголов в прошедшем времени в мужском роде суффикса не бывает, например:

спас, запер, нёс, тряс.

Род и число глаголов прошедшего времени

Глаголы прошедшего времени изменяются по числам. Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются ещё и по родам.

Единственное числоМножественное число
Мужской родчиталчитал и
Женский родчитал а
Средний родчитал о

Род глагола можно определить по его окончанию:

  • Мужской род: что делал? – нулевое окончание (спал).
  • Женский род: что делала? – окончание (спал а).
  • Средний род: что делало? – окончание (спал о).

Многие глаголы прошедшего времени имеют ударение на основе, кроме глаголов женского рода, в которых ударение переходит на окончание , например:

спа́л – спала́,

гна́ло – гнала́,

рва́ли – рвала́.

Обратите внимание, что глаголы в прошедшем времени не изменяются по лицам:

я гулял, ты гулял, он гулял;

мы гуляли, вы гуляли, они гуляли.

Настоящее время

Глаголы настоящего времени указывают, что действие совершается сейчас, то есть в данный момент, когда о нём говорят. Они отвечают на вопросы что делает? что делают? Например:

Он сейчас (что делает?) читает.

Дети (что делают?) загорают на пляже.

Глаголы в форме настоящего времени могут обозначать постоянно происходящие действия или долго длящиеся (длительные), не связанные с временем их обсуждения, например:

Люди спят по ночам.

Телефон работает третий год.

Форму настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида.

Будущее время

Глаголы будущего времени указывают, что действие еще не произошло, то есть оно совершится в будущем, после разговора о нём. Они отвечают на вопросы что будет делать? что будут делать? или что сделает? что сделают? Например:

Завтра он (что будет делать?) будет читать.

Дети летом (что будут делать?) будут загорать.

Программа (что сделает?) обновится.

Птицы осенью (что сделают?) улетят.

Будущее время может быть простое и сложное:

1) Будущее простое время имеют глаголы совершенного вида, например:

Я нарисую портрет.

Будущее простое время обозначает, что действие будет закончено или будет иметь результат.

2) Будущее сложное время имеют глаголы несовершенного вида. Форма будущего сложного времени состоит из двух слов: глагола быть, стоящего в будущем простом времени, и инфинитива. Например:

Я буду рисовать портрет.

Будущее сложное время обозначает, что данное действие будет происходить или будет повторяться.

Ссылка на основную публикацию