Неопределённая форма глагола в русском языке

Неопределенная форма глагола

О чем эта статья:

Понятие глагола

Глагол в русском языке — часть речи, которая обозначает действие или состояние и выражает это при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.

Глаголы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? что делал? что сделал? что делают? что будет делать?

Примеры глаголов:

что делает? поет;

что сделал? спел;

что будет делать? споет.

Шесть форм глаголов:

Понятие неопределенной формы глагола

Неопределенная форма глагола — это неизменяемая форма, у которой нельзя определить категории времени, лица, числа и рода. Она только называет глагольное действие.

Правило русского языка объясняет неопределенную форму глагола так: данная форма называет действие, процесс или состояние независимо от того, когда, кем и как это действие, процесс или состояние осуществляются.

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать?

Примеры глаголов в неопределенной форме:

что делать? играть, читать ;

что сделать? поиграть, почитать .

Рассмотрим еще один пример: слово «страдать» — это начальная форма глагола, действие звучит как «страдание», но кто и когда страдал по инфинитиву понять невозможно.

Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы:

-ть, если перед ним в слове стоит гласный звук, который также является суффиксом ( стоять, молчать, хотеть, скакать );

-ти, если перед ним в слове стоит согласный звук, который является частью корня ( пойти, нести, везти, ползти ).

Неопределённая форма глагола часто употребляется вместе со словами: нужно, можно, нельзя . Например: нужно сделать, можно бегать, нельзя хулиганить.

В предложении глаголы в форме инфинитива могут быть частью составного сказуемого, сказуемым, подлежащим, в редких случаях определением, дополнением или обстоятельством.

Основа инфинитива

В рус­ской мор­фо­ло­гии у гла­го­ла раз­ли­ча­ют:

осно­ву насто­я­ще­го вре­ме­ни;

Основа инфи­ни­ти­ва слу­жит фор­мо­об­ра­зу­ю­щим нача­лом:

Для гла­го­лов про­шед­ше­го вре­ме­ни:

пол­зать — пол­зал, пол­за­ла, пол­за­ло, пол­за­ли;

под­везти — под­вез, под­вез­ла, под­вез­ло, под­вез­ли;

Для гла­го­лов услов­но­го накло­не­ния:

пол­зал бы, пол­за­ла бы, пол­за­ло бы, пол­за­ли бы;

под­вез бы, под­вез­ла бы, под­вез­ло бы, под­вез­ли бы;

Для дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни:

Для стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни:

Для дее­при­ча­стий совер­шен­но­го вида:

Образование инфинитива

Чтобы определить инфинитив, нужно обратить внимание на суффиксы глаголов в неопределенной форме.

Неопределенная форма глагола образуется от основы глагола, от которой также образуются личные формы при помощи суффиксов:

-ть, -сть (бороться, спать);

-ти, -сти (прийти, зайти);

-чь (стричь, достичь) — этот суффикс объединяет часть глагольной основы, которая оканчивается на «к/г» (выражается в чередующейся «ч») плюс нулевой суффикс инфинитива (выражается мягким знаком).

Некоторые глаголы, корень которых заканчивается на -чь, не имеют этого окончания.

беречь — корень/нулевое окончание;

пренебречь — корень/нулевое окончание;

привлечь — приставка/корень/нулевое окончание;

запечься — приставка/корень/нулевое окончание/постфикс.

Грамматические признаки инфинитива

Инфинитив — неизменяемая, неспрягаемая форма глагола. Ее нельзя спрягать, представлять в другом времени или лице.

У инфинитивов есть только постоянные глагольные признаки, а именно:

Вид — совершенный, несовершенный;

Инфинитив несовершенного вида выражает действия, которые продолжаются во времени, и не имеют конкретной привязки. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос «что делать?»: готовить, отдавать.

Инфинитивы совершенного вида говорят о том, что действие уже совершено или будет совершено, о том, что результат уже есть или еще будет. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?»: переписать, помыть.

Возвратность — возвратные, невозвратные.

Возвратные глаголы неопределенной формы отличаются от невозвратных наличием постфиксов:

-ся-, если корень слова оканчивается на согласный: мыл — умылся;

-сь-, если корень слова оканчивается на гласный: сложить — сложилось.

Переходность — переходные, непереходные.

Переходные глаголы могут сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Они передают действие на объект.

После переходного глагола можно поставить вопрос «что?» или «кого?»:

читать (что?) статью;

качать (кого?) ребенка.

Непереходные не передают действие и после них неуместны вопросы «что?», «кого?»: веселиться, летать.

Все возвратные глаголы непереходные: решиться, беречься.

Спряжение — 1 спряжение (делать, смешать) и 2 спряжение (любить, чертить).

Окончания глаголов неопределенной формы, которые относятся к первой группе: -е, -ю (кроме глаголов исключений). Формы этих глаголов имеют окончания: -у и -ю, -ешь и -ёшь, -ет и -ёт, -ем и -ём, -ете и -ёте.

Окончания глаголов неопределенной формы, которые относятся ко второй группе: -и, -я (кроме глаголов исключений). При спряжении формы этих глаголов имеют окончания: -у и -ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат и -ят.

Также инфинитиву соответствует словоизменительный признак залога:

Бабушка решила приготовить пирог.

Пирог должен скоро приготовиться.

Как мы уже поняли, у инфинитивов есть только постоянные морфологические признаки. Для удобства отразим их в таблице.

Русский язык. 4 класс

Конспект урока

КОНСПЕКТ УРОКА

Русский язык, 4 класс

Урок № 58. Неопределённая форма глагола.

Вопросы, рассматриваемые на уроке

  • вопросы, по которым можно определить глагол.
  • находить глаголы в неопределённой форме по вопросам;
  • оценивать результаты своей деятельности.

Глагол – часть речи, обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол обычно является сказуемым.

Неопределённая форма глагола – форма, в которой нельзя определить число, лицо, род. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Является начальной формой глагола. Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или -ти: рисовать, лепить, нести, идти. Есть также глаголы, которые оканчиваются на -чь: стеречь, прилечь.

  • Канакина В. П. Русский язык. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. —М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Сборник диктантов и творческих работ. 3-4 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. П. Канакина, Г. С. Щёголева. — М.: Просвещение, 2017.
  • Канакина В. П. Русский язык. Проверочные работы. 4 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / В. П. Канакина. — М.: Просвещение, 2017.

Открытые электронные ресурсы по теме урока:

Уроки русского. Неопределённая форма глагола.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Глагол – изменяемая часть речи. У всех изменяемых частей речи есть начальная форма. Начальная форма есть и у глагола. Она отвечает на один из двух вопросов: что делать? или что сделать? Особенность начальной формы глаголов в том, что по ней нельзя определить ни время, ни род, ни лицо. Поэтому её называют неопределённой формой глагола.

Обратите внимание, что глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что сделать?, являются разными словами, даже если они однокоренные:

что сделать?

Очень важно при поиске неопределённой формы глагола, при изменении глагола по лицам и числам не заменять один глагол другим. Вот почему надо следить за приставкой с- в вопросе глагола

Примеры и разбор заданий тренировочного модуля

что сделать?

Падать, упасть, склеить, клеить, рассказывать, рассказать, сбежать, бежать, зацвести, цвести, прилететь, лететь.

Проверьте себя по эталону:

что сделать?

Ольга Николаевна стала объяснять нам, что, для того чтобы успешно учиться, надо правильно распределять свой день. Надо пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Утром делать зарядку, почаще бывать на свежем воздухе. Уроки нужно делать не сейчас же после школы, а сначала часа полтора-два отдохнуть. Уроки обязательно делать днём. Поздно вечером заниматься вредно. Сначала надо делать уроки, которые потрудней, а потом те, что полегче.

Проверьте себя по эталону:

Ольга Николаевна стала объяснять нам, что, для того чтобы успешно учиться, надо правильно распределять свой день. Надо пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Утром делать зарядку, почаще бывать на свежем воздухе. Уроки нужно делать не сейчас же после школы, а сначала часа полтора-два отдохнуть. Уроки обязательно делать днём. Поздно вечером заниматься вредно. Сначала надо делать уроки, которые потрудней, а потом те, что полегче.

  1. Образуйте от имён существительных однокоренные глаголы в неопределённой форме, которые отвечают на вопрос что делать? Запишите их.

Ходьба – ________________, скука – ________________, жизнь – ________________, победа – ________________, лечение – ________________, жалость – ________________, любовь – ________________, горе – ________________, покупка – ________________, молчание – ________________.

Проверьте себя по эталону:

Ходьба – ходить, скука – скучать, жизнь – жить, победа – побеждать, лечение – лечить, жалость – жалеть, любовь – любить, горе – горевать, покупка – покупать, молчание – молчать.

Примеры и разбор заданий контрольного модуля

1. Прочитайте стихотворение. Сколько в нём глаголов в неопределённой форме?

Коли спорить, так уж смело.

Коль карать, так уж за дело.

Коль простить, так всей душой.

Коли пир, так пир горой.

В этом стихотворении …

А) 2 глагола в неопределённой форме;

Б) 3 глагола в неопределённой форме;

В) 4 глагола в неопределённой форме.

2. Отметьте предложение, в котором все глаголы в неопределённой форме.

А) Ребята принялись разглядывать друг друга и рассказывать, кто как провёл лето. (Н. Носов)

Б) Петушок с высокой спицы стал стеречь его границы. (А. Пушкин)

В) Уметь говорить – хорошо, уметь слушать – ещё лучше. (Пословица)

3. Отметьте строку, в которой неверно указан глагол неопределённой формы.

А) вставал – вставать;

Б) решаем – решить;

В) полежите – полежать.

Проверьте себя по эталону:

Три правильных ответа – «Отличный результат!»

Два правильных ответа – «Хороший результат!»

Один правильный ответ – «Потренируйтесь ещё!»

  1. Задайте вопросы к глаголам в неопределённой форме.

Глаза у вальдшнепа размещены далеко друг от друга, можно (______________) сказать, на затылке. Поэтому ему не надо (________________) поворачивать голову, чтобы (________________) увидеть всё, что происходит вокруг него.

Проверьте себя по эталону:

Глаза у вальдшнепа размещены далеко друг от друга, можно (что сделать?) сказать, на затылке. Поэтому ему не надо (что делать?) поворачивать голову, чтобы (что сделать?) увидеть всё, что происходит вокруг него.

Что такое инфинитив – что он обозначает, как образуется и что про него надо знать

Он отвечает на вопросы «что делать?» и «что сделать?».

Инфинитив – это глагол, который отвечает на вопросы «что делать?» или «что сделать?». Другие его названия: начальная форма глагола, неопределенная форма глагола. Все три правильные.

Примеры инфинитивов: (что делать?) делать, играть, воевать, грустить, ныть; (что сделать?) сделать, вызволить, съесть, спеть, сыграть, отвоевать.

Что означает инфинитив

Он называет действие, как и любой глагол: учиться – то есть получать знания; вспоминать – то есть пытаться воспроизвести в памяти детали какого-то события из прошлого.

Инфинитив может быть совершенного или несовершенного вида. То есть он показывает, есть у действия «предел» или нет. Сравните: читать, играть, звать, танцевать – все эти действия «бесконечные». А вот прочитать, сыграть, позвать, станцевать – здесь уже четко чувствуется «конечность», ограниченность какая-то, то есть у действия есть «предел».

Инфинитив может указывать на возвратность и невозвратность. Возвратность – когда есть «-ся»: умыться, побриться, причесаться – то есть я направляю действие на самого себя, возвращаю его на себя. Невозвратность – когда нет «-ся»: умыть, побрить, причесать – действие направлено на кого-то.

Больше инфинитив ничего не обозначает и ни на что не указывает. У него нет времени, лица, числа. Сравните: пел, пою, поет, пела, пели и петь – личные формы глагола указывают на время, лица, числа, а инфинитив «петь» такой информации не дает.

Инфинитив – неизменяемое слово. В словосочетаниях с зависимым инфинитивом тип связи – всегда примыкание.

Как делать морфемный разбор инфинитива

Надо сразу выделить «-ть» или «-ти». В большинстве учебников русского это окончания, в некоторых других (например, у Бабайцевой) – суффикс. Спросите у своего учителя, как выделять и выделяйте так до 11 класса.

Все то, что остается после «-ть» и «-ти» – это основа инфинитива. В ней вам надо выделить корень, подобрав однокоренные слова. Примеры:

  1. Играть (игра, игры) – корень «-игр-».
  2. Танцевать (танец, танцы) – корень «танц-».
  3. Воевать (воjую, воjна) – корень «воj-».

То, что останется между корнем и окончанием – это суффикс. В слове «воевать» – «-эва-», играть – «-а-», «танцевать» – «-ева-».

Этот суффикс называется суффиксом основы инфинитива.

Есть несколько инфинитивов, которые оканчиваются на «-чь»: печь, беречь, стеречь. «-Чь» у них входит в состав корня. То есть корнем будет все слово.

Как подчеркивать инфинитив в предложении

Он может быть любым членом предложения. Смотрите:

  1. Курить – здоровью вредить. Курить – подлежащее, так как отвечает на вопрос «о чем говорится в предложении?», «вредить» – сказуемое, отвечает на вопрос «что говорится о подлежащем?».
  2. Я хочу спать – «спать» входит в состав составного глагольного сказуемого.
  3. Она умоляла меня остаться – «остаться» здесь – дополнение, потому что относится к другому лицу – не ко ней, а ко мне. Умоляла (о чем?) остаться.
  4. У меня есть дикое желание съесть торт – «съесть» – несогласованное определение. Желание (какое?) съесть торт.
  5. Я иду на речку ловить рыбу – «ловить» – обстоятельство цели, потому что «иду (для чего? с какой целью?) ловить рыбу».

Есть ли инфинитивы в других языках

Да. Например, в английском: «love», «to love» – любить, «cry», «to cry» – плакать. В предложениях в зависимости от контекста этот глагол можно переводить как в начальной, так и в личной форме: «I love you» – «Я люблю тебя» – личная форма. «He makes me cry» – «Он заставляет меня плакать» – «плакать» здесь инфинитив, хоть и без «to».

В немецком глаголы в неопределенной форме – это глаголы с -en: machen – делать, studieren – изучать («штудировать»). Если -en нет, значит глагол в личной форме: «Ich mag lehren» – «Я люблю учиться». «Mag» – личная форма (люблю, мне нравится), «lehren» – инфинитив (учиться).

Почему инфинитив еще называют начальной, или неопределенной формой глагола

Неопределенной – потому что он кроме вида и возвратности ничего не обозначает. Не определено, какого он времени, числа, лица. Ничего непонятно, в общем.

Начальной – потому что от инфинитива начинается образование разных других форм глагола. Смотрите: Читать – читаjэт (глагол в настоящем времени) – читаjущий (причастие); видеть – видел (глагол в прошедшем времени); позвать – позвав (деепричастие).

Латинское слово infinitivus так и переводится – неопределенный.

Неопределённая форма глагола: правило , урок, окончания, таблица

Что такое неопределенной формой глагола (инфинитив)

Инфинитив – это начальная форма глагола, от которой образуются остальные формы глаголов (спрягаемые глаголы, причастия, деепричастия). Именно в инфинитиве представлены глаголы в словарях (например: лежать, отдыхать, трудиться, видеть, учиться). У каждого глагола есть инфинитив.

Инфинитив также называют неопределенной формой глагола. Правило русского языка объясняет это тем, что данная форма называет действие, процесс или состояние не зависимо от того, когда, кем и как это действие, процесс или состояние осуществляются.

Неопределённая форма оканчивается на -ть, -ться, -ти, -тись, -чь, -чься.

Инфинитив может отвечать только на вопросы:

  • «Что делать?»;
  • «Что сделать?».

Невозможно, например, спросить «Что делая?», «Что делает?», «Что делаем?», «Что делают?», «Что делаете?», «Что делала?», «Что будешь делать?», так как инфинитив – это неопределенная форма глагола. Время и лицо остаются неясными, и не дается отсылки к деталям происходящего.

Например:

  • целовать— целоваться
  • нести— нестись
  • беречь— беречься

Если глагол имеет приставку, то при подборе неопределённой формы ее нельзя отбрасывать.

Например:

  • поставит (что сделает?) —н.ф.поставить(что сделать?). Сравни: ставит — ставить
  • убережет (что сделает?) —н.ф.уберечь (что сделать?). Сравни: бережет — беречь

Однако глаголы в неопределённой форме имеют спряжение и вид .

Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется именно по неопределённой форме.

Основа инфинитива

В рус­ской мор­фо­ло­гии у гла­го­ла раз­ли­ча­ют:

  • осно­ву насто­я­ще­го вре­ме­ни;
  • осно­ву инфи­ни­ти­ва.

Основу неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла полу­чим, не учи­ты­вая окон­ча­ния -ть или -ти:

  • у гла­го­ла «пол­зать» осно­вой инфи­ни­ти­ва явля­ет­ся часть полза-;
  • у гла­го­ла «под­вез­ти» осно­вой явля­ет­ся часть подвез-.

Основа инфи­ни­ти­ва слу­жит фор­мо­об­ра­зу­ю­щим нача­лом:

1. для гла­го­лов про­шед­ше­го вре­ме­ни:

  • пол­зать — пол­зал, пол­за­ла, пол­за­ло, пол­за­ли;
  • под­везти — под­вез, под­вез­ла, под­вез­ло, под­вез­ли;

2. для гла­го­лов услов­но­го накло­не­ния:

  • пол­зал бы; пол­за­ла бы, пол­за­ло бы, пол­за­ли бы;
  • под­вез бы, под­вез­ла бы, под­вез­ло бы, под­вез­ли бы;

3. для дей­стви­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни:

  • пол­зать — пол­зав­ший;
  • под­везти — под­вёз­ший;

4. для стра­да­тель­ных при­ча­стий про­шед­ше­го вре­ме­ни:

  • выстра­дать — выстра­дан­ный;
  • рас­сеять — рас­се­ян­ный;

5. для дее­при­ча­стий совер­шен­но­го вида:

  • сде­лать — сде­лав;
  • отве­тить — отве­тив.

Суффиксы инфинитива

Инфинитив оканчивается словообразующими суффиксами:

  • -тьрожать, вырастать, умирать;
  • -чьберечь, жечь, сечь;
  • -тинести, расти, грести.

Также он может дополняться постфиксом -сь (-ся), по которому мы можем судить, какая неопределенная форма глагола является невозвратной, а какая возвратной:

-сь (-ся)маяться, молиться, стеречься.

Грамматические признаки инфинитива

Инфинитив – это форма глагола, которая всегда остается неизменной. Ее нельзя спрягать, представлять в другом времени или лице. Инфинитивы могут иметь лишь постоянные глагольные признаки, которые присутствуют у любых глаголов, вне зависимости от их формы.

Инфинитив, обо­зна­чая обоб­щен­ное дей­ствие, име­ет толь­ко посто­ян­ные гла­голь­ные при­зна­ки:

  1. вид совер­шен­ный или несо­вер­шен­ный;
  2. переходность/непереходность;
  3. возвратность/невозвратность;
  4. спря­же­ние.

Инфинитивы совершенного и несовершенного вида

Глаголы неопределенной формы или инфинитивы, как и остальные, бывают совершенного и несовершенного вида.

Инфинитивы также могут быть совершенного и несовершенного вида.

Неопределенная форма глагола несовершенного вида выражает действия, продолжающиеся во времени, и не имеющие конкретной привязки – это как бы вечные действия, и без дополнительных указаний в контексте она не дает нам представления о завершенности или незавершенности действия.

Примеры:

Несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Читать, бежать, смеяться, литься.

  • Я буду поступать в магистратуру.
  • Я решил не поступать в магистратуру.
  • Как мне решить, – поступать в магистратуру, или нет?

Инфинитивы совершенного вида говорят о том, что действие уже совершено, или будет непременно совершено, о том, что результат уже есть, или еще будет (конечно, в случаях отрицания или вопроса, оно может иметь относительно неопределенную окраску).

Примеры:

Совершенного вида отвечают на вопрос что сделать? Прочитать, убежать, засмеяться, вылиться.

  • После прочтения записку следовало сжечь.
  • Благодари меня за то, что тебе не пришлось сжечь эту записку.
  • Тебе дали указания сжечь записку?

В русском языке есть небольшое число двухвидовых глаголов, то есть таких, которые в зависимости от контекста имеют то значение совершенного вида (отвечают на вопрос что сделать?), то несовершенного вида (отвечают на вопрос что делать?). Казнить, женить, жениться, велеть, исследовать, обследовать, арестовать, атаковать и др.

Примеры:

  • Поступило распоряжение впредь казнить всех предателей. – «Что делать?»;
  • Поступило распоряжение казнить предателя. – «Что сделать?»;
  • В деревне привыкли женить девок быстро. – «Что делать?»;
  • К осени Марфе удалось женить всех своих девок. – «Что сделать?»;
  • Сложно велеть своему сердцу. – «Что делать?»
  • Как велеть своему сердцу не любить? – «Что сделать?»
  • Исследовать пещеры – очень интересно, но, вместе с тем, опасно. – «Что делать?»
  • Завтра нам предстоит исследовать эти пещеры. – «Что сделать?»
  • Вы можете атаковать их с любой стороны, в то время как я разобью их в лоб. – «Что делать?»
  • Вы должны будете атаковать их справа, а я зайду с фланга. – «Что сделать?»

Возвратность

Возвратные глаголы неопределенной формы отличаются от невозвратных наличием постфиксов.

  • -ся-(ставится если основа слова т. е. корень заканчивается на согласный, например: мыл-умылся, забрал-забраться);
  • -сь- (ставиться если, основа слова заканчивается на гласный (опусти-опустилось, зли-разозлилась).

Переходность

Переходные глаголы способны сочетаться с существительным, местоимением в винительном падеже без предлога. Они передают действие на объект. Если после слова можно поставить вопрос что? кого? — то переходной глагол.

  • читать (кого? что?) книгу;
  • писать (кого? что?) письмо;
  • качать (кого? что?) ребёнка, люльку.

Непереходные не передают действие и после них вопрос ―Что? Кого? неуместен

Все возвратные глаголы непереходные.

Мыться, решиться, беречься.

Спряжение глаголов

Спряжение глаголов отражает их изменение в соответствии с лицом и числом. Хотя сами инфинитивы не могут иметь лица, числа или рода, а, следовательно, не могут и спрягаться, они тем не менее служат словообразовательной основой для других глаголов, поэтому их относят к какой-либо из двух глагольных групп по типу спряжения – либо к I, либо ко II.

Окончания глаголов неопределенной формы, относящиеся к первой группе: -е, -ю (кроме глаголов исключений). Формы этих глаголов имеют окончания: -у и -ю, -ешь и -ёшь, -ет и -ёт, -ем и -ём, -ете и -ёте.

Окончания глаголов неопределенной формы, относящиеся ко второй группе: -и и на –я (кроме глаголов исключений). При спряжении формы этих глаголов имеют окончания: -у и -ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат и –ят.

Инфинитив и его синтаксическая роль

Синтаксические функ­ции неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­ла шире и раз­но­об­раз­нее, чем у дру­гих гла­голь­ных форм. Неопределённая форма глагола может быть любым членом предложения.

1. Подлежащим: Читать рассказ — ваша задача.

2. Частью сложной формы будущего времени простого глагольного сказуемого: Ты будешь играть на скрипке.

3. Основной частью составного глагольного сказуемого: Я так хочу радоваться жизни! Гражданин обязан выполнять законы своего государства.

4. Второстепенным членом предложения:

4.1. Несогласованным определением: Нам дано задание (какое?) решить задачу.

4.2. Обстоятельством: Он вернулся в дом (с какой целью?) переодеться.

4.3. Дополнением: Сосед мечтает (о чём?) уехать в Москву на постоянное место жительства.

Видеоурок «Инфинитив — неопределенная форма глагола»

Инфинитив в русском языке

Инфинитив – неопределенная форма глагола без признаков лица, числа, времени, залога, наклонения и рода: лежать, гнать, читать. Он выражает лишь значения вида (писать — написать), переходности и непереходности (красить, лежать).

Подобно форме именительного падежа у имени существительного, инфинитив является исходной формой глагола, которая даётся в словарях. Инфинитив состоит из основы и суффикса. Большинство глаголов имеет в инфинитиве суффикс -ть, следующий после конечной гласной основы: слабеть, давить, колоть, дуть.

Некоторые глаголы имеют суффикс -ти: идти, везти, ползти, спасти, расти, вести, цвести, плести, мести, нести, гнести, произнести, брести, грести, скрести, трясти, приставочные глаголы с теми же корнями, а также глагол вылезти (употребляется в литературном языке наряду с вылезть). Суффикс -ти всегда стоит под ударением; исключение составляют глаголы с приставкой вы-, имеющие ударение на этой приставке: вырасти, выцвести и др.

Некоторые глаголы имеют в инфинитиве суффикс —чь: жечь, лечь, облечь, влечь, развлечь, печь, стеречь, сечь, течь, пренебречь, стричь, достичь (наряду с достигнуть), толочь, мочь и т.д., а также в приставочных глаголах с теми же корнями: зажечь, перелечь, испечь и др.

В подавляющем большинстве глаголов основа инфинитива совпадает с основой прошедшего времени. Исключение составляют:

1) глаголы, у которых основа инфинитива оканчивается на -ну, а в основе прошедшего времени -ну может отсутствовать:

гибну-ть, гиб и гиб-ну-л; блёкну-ть, блёк и блёкну-л;

2) глаголы с суффиксом -чь, у которых основа инфинитива оканчивается на гласный, а в основе прошедшего времени за этим гласным следует согласный к или г:

бере-чь — берёг, мочь — мог, вле-чь — влёк, пе-чь — пёк;

3) глаголы, у которых основа инфинитива оканчивается на или , а в основе прошедшего времени эти гласные отсутствуют:

тере-ть — тёр, мере-ть — мёр, простере-ть — простёр, ошиби-ться — ошиб-ся и др.;

4) глаголы, у которых основа инфинитива оканчивается на , а в основе прошедшего времени чередуется с :

скрес-ти — скрёб, грес-ти — грёб, или отсекается: мес-ти — мёл, плес-ти — плёл, клас-ть — кла-л, кляс-ть — кля-л, ес-ть — е-л.

В предложении инфинитив выполняет синтаксические функции подлежащего (Курить — вредно), простого глагольного сказуемого (Главное — не волноваться), главного члена инфинитивного предложения (Открыть ему? Построиться!), части сложного глагольного сказуемого (Он хочет спать. Я начал читать.), дополнения (Я прошу Вас говорить громко), несогласованного определения («Нетерпение доехать до Тифлиса овладело мною» Пушкин), обстоятельства цели («Месяц величаво поднялся на небе посветить добрым людям и всему миру» Гоголь).

Инфинитив выступает также в составе формы будущего сложного времени: Я буду писать. Подчинённый в предложении личной форме глагола, инфинитив может быть субъектным или объектным. Субъектный инфинитив обозначает действие, субъект которого совпадает с субъектом личной формы глагола (Он начал писать). Объектный инфинитив обозначает действие, субъект которого является объектом личной формы глагола (Он рекомендовал мне написать статью).

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

  • Индивидуальные занятия
  • Доступные цены
  • Удобные способы оплаты
  • Бесплатный вводный урок
  • Гарантированный возврат денег

Неопределенная форма глагола. Инфинитив в русском языке

Инфинитив – это неопределенная форма глагола. Отвечает на вопросы что делать? что сделать? Примеры глаголов в неопределенной форме: жить, говорить, думать, любить, трудиться, сказать, уйти.

Инфинитив – безличная, начальная форма глагола. У нее нет лица, рода, числа и времени.

Двигаться, освобождать, выздороветь, отказаться.

Здесь нет форм ни 1-го, ни 2-го, ни 3-го лица, нет множественного или единственного числа, нет настоящего, прошедшего или будущего времени, нет ни мужского, ни женского, ни среднего рода.

Термин происходит от латинского слова infinitivus – неопределенный. Именно в этой форме глаголы указаны в словарях.

«Укажите/выпишите глаголы в неопределенной форме». Как узнать инфинитив

Инфинитив – неопределенную форму глагола – можно узнать по суффиксам -ть или -ти. У возвратных глаголов добавляется постфикс -ся или -сь.

Что делать? Гулять, петь, играть, везти, пасти, умываться.

Что сделать? Крикнуть, запрыгнуть, согнуть, принести прокатиться.

Окончание -ть обычно пишется после гласного звука: дума-ть, люби-ть, меша-ть, руби-ть, рожа-ть, вея-ть.

Окончание -ти, как правило, появляется после согласного звука: вес-ти, зай-ти, мес-ти, пас-ти, тряс-ти, рас-ти. Однако в случае неударности суффикса он и в указанном случае сокращается в -ть: лезть.

Некоторые глаголы в неопределенной форме заканчиваются на -чь. Стричь, печь, отвлечь, предостеречь, жечь и т.п. При этом -чь – уже не окончание, а часть корня.

Выпишите глаголы в неопределенной форме. Пример задания

Мы подошли, чтобы посмотреть и разобраться, не случилось ли чего.

В этом предложении четыре глагола – подошли, посмотреть, разобраться, случилось.

Два из них отвечают на вопросы что делать? что сделать? – глаголы посмотреть и разобраться. Это и есть инфинитивы – их нам и нужно выписать.

Пример. Неопределенная форма глагола «прочитает»

Допустим, нам нужно образовать неопределенную форму от глагола прочитает (Вася завтра прочитает эту книгу).

Что сделает? Прочитает.

Что сделать? Прочитать.

Неопределенная форма глагола – прочитать.

Пример. Неопределенная форма глагола «будете»

Другое задание – вам нужно образовать неопределенную форму от глагола будете (Вы завтра будете дома?)

Что сделаете? Будете.

Что делать? Быть.

Как записать глаголы в неопределенной форме? Как поставить данные глаголы в неопределенную форму?

«Образуй от данных глаголов глаголы неопределенной формы» – популярное задание из школьных учебников. Как это сделать: как поставить данные глаголы в неопределенную форму?

Глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы что делать? что сделать?

Задайте вопрос: что делать? что сделать? Ответом будет неопределенная форма.

Например, даны личные формы глаголов: девочка гуляла, папа работает, они придумали.

Что сделать/сделать? Гулять, работать, придумать. Это неопределенные формы – инфинитивы.

Морфологический разбор глагола в неопределенной форме. Грамматические признаки инфинитива

Инфинитив имеет только постоянные глагольные признаки при морфологическом разборе:

Морфологический разбор неопределенной формы глагола. Примеры

Я пошел гулять во двор.

(Что делать?) гулять – глагол, обозначает действие;
неопределенная форма;
несовершенный вид;
непереходный;
невозвратный;
I спряжение.
Синтаксическая роль – обстоятельство цели.

Учитель хотел понять, почему мы молчим.
(Что сделать?) понять – глагол, обозначает состояние;
неопределенная форма;
совершенный вид;
переходный;
невозвратный;
I спряжение.
Синтаксическая роль – часть составного глагольного сказуемого (хотел понять).

Инфинитив в предложении: синтаксическая роль инфинитива

Инфинитив может выполнять роль любого члена предложения.

Подлежащее. Обсуждать этот вопрос нет смысла.

Часть сказуемого. Мне очень хочется увидеть вас.

Дополнение. Папа попросил подумать о планах на лето.

Несогласованное определение. У него была привычка разговаривать очень громко.

Обстоятельство цели. Мы отправились в лес собирать грибы.

Предложения с неопределенной формой глагола. Примеры

И представить даже вы себе не можете, как я несчастна! (А.П. Чехов)

Я вышел покурить в буфет. (М.А. Булгаков)

Нам необходимо сейчас же договориться с вами об условиях сдачи полка. (М.А. Шолохов)

Разумеется, он должен был посмотреть картину еще не раз. (Ю. Трифонов)

Я часто стараюсь понять, отчего мой дед был таким угрюмым? (С. Довлатов)

Подумать только, что я сам когда-то мечтал об этом! (Д. Гранин)

Вместе весело шагать по просторам. (М. Матусовский)

Ах, было б только с кем поговорить. (Т. И С. Никитины)

Синтаксические нормы и ошибки употребления

Синтаксические нормы языка — это нормы построения словосочетания и предложения.

Такие нормы связаны, например,

  • с выбором падежа существительных

не видеть ошибку — не видеть ошибки

(Нормативно переходные глаголы при отрицании требуют постановки существительного в Р.п.), т.е. нормативным будет вариант — не видеть ошибок,

Созданный роман Лермонтовым дает представление о герое нашего времени. (Нормативно причастный оборот ставится или перед или после определяемого слова) , т.е. правильным будут варианты:

Созданный Лермонтовым роман дает представление о герое нашего времени или Роман, созданный Лермонтовым, дает представление о герое нашего времени;

  • использованием причастных и деепричастных оборотов

Приехав работать в маленький город, люди ему посоветовали посетить семью Туркиных.

По правилам деепричастие обозначает действие подлежащего, т.е. следует написать: Когда Старцев приехал работать в маленький город, люди посоветовали ему посетить семью Туркиных;

  • однородных членов предложения:

Чехов был знаменитым прозаиком и новеллистом.
Нормативно нельзя соединять в качестве однородных членов родовое и видовое понятия: слово прозаик является родовым (более широким по значению) по отношению к слову новеллист, т.е. нужно было написать: Чехов был знаменитым прозаиком.

  • построением сложного предложения

Первое, на что хочу обратить внимание, — это на экономическом положении.

(По синтаксическим нормам сказуемое, выраженное существительным, употребляется в Им.п.)

Правильным будет предложение: Первое, на что хочу обратить внимание, — это экономическое положение

Типы синтаксических ошибок

Наиболее характерные нарушения здесь — это:

  • нарушение порядка слов:

На стендах представлены афиши о выступлениях писателя на немецком, французском, чешском, польском языках.

(Нужно: На стендах представлены афиши на немецком,французском, чешском, польском языках о выступлениях писателя.)

В первом варианте неверный порядок слов создавал двусмысленность,

  • нарушение норм управления:

а) употребление управляемого слова не в том падеже, которого требует управляющее слово:
О том, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1.
(Краткое причастие показано требует, чтобы управляемое слово стояло в В.п.) Правильный вариант: То, каких результатов мы добились, показано в таблице № 1)

б) нарушение управления при синонимичных словах

— уверенность в победу.

Синонимичные слова уверенность — вера требуют постановки слова в разных падежах: уверенность (в чем?) в победе, вера (во что?) в победу;

в) нарушение управления при однородных членах предложения

— покрывает и потворствует дурным наклонностям.

Однородные члены предложения требуют от управляемого слова разных падежей: покрывает (что?) дурные наклонности и потворствует (чему? )им;

г) нанизывание падежей

— располагает составленным агентом списком.

(Употребление цепочки зависимых слов в одном и том же падеже создает двусмысленность: имеет список, составленный агентом).

  • ошибки в употреблении однородных членов предложения:

а) неверное соединение

  • в качестве однородных членов вещественно неоднородных понятий: учебная и перспективная задача;
  • видовых и родовых понятий: апельсины и фрукты;
  • перекрещивающихся понятий: молодежь и девушки;
  • существительного и неопределенной формы глагола: желаю удачи и оставаться с нами;
  • причастного и деепричастного оборотов: отдающий все силы и стремясь…;
  • причастного оборота и придаточного определительного: который сдал работу и получивший…;

б) двусмысленность из-за возможности отнести один из однородных членов в другой ряд:

Слушатели желали писателю избавления от болезней и здоровья.;

из-за несочетаемости одного из однородных членов с другими словами: окружить вниманием и помощью (можно: окружить вниманием, нельзя — окружить помощью);

в) неверное употребление предлогов и союзов при однородных членах предложения:

детский комплекс на Черном море и Подмосковье — нужно: на Черном море и в Подмосковье;

прочитал не только книги, но и законспектировал их, — нужно: не только прочитал, но и ….

  • ошибки при употреблении причастных оборотов:

а) неверная форма причастия (не учтены вид, время, залог или падежная форма):

по пути, начертанном великим Глинкой (в данном случае неверна падежная форма причастия: по пути (какому? ) начертанному;

б) неверный порядок слов:

На столе лежала отредактированная рукопись редактором.

Нужно: Рукопись, отредактированная редактором,… или отредактированная редактором рукопись.

  • неверное употребление деепричастного оборота:

а) не учитывается вид деепричастия:

Подъезжая к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду.

Нужно: Подъехав к реке, мы остановили лошадей и бросились в воду.

б) не учитывается, что действие деепричастия относится к действию подлежащего:

Подбежав к станции, поезд уже отошел. Приехав в город, было еще темно.

Нужно: Когда мы подбежали к станции, поезд уже отошел. Когда мы приехали в город, было еще темно.

  • ошибки при построении сложного предложения:

а) загромождение предложения однотипными придаточными:

Он высказал предположение, что его неверно поняли читатели, сказав, что ему представляется совершенно иная трактовка событий.

Нужно: Он высказал предположения, что его неверно поняли читатели, потому что он совершенно иначе представляет трактовку событий.

б) разнотипность частей сложного предложения:

Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3) размещение списка литературы по алфавиту.

Нужно: Необходимо помнить, что нужно: 1) оставлять места для заметок, 2) обязательно оформлять сноски, 3)размещать список литературы по алфавиту.

в) смещение конструкции:

Главное, на чем настаивал оратор, — это на учете фактора адресата.

Нужно: Главное, на чем настаивал оратор, — это учет фактора адресата.

г) неверное употребление союзов и союзных слов:

Но однако тем не менее мы должны сказать.

Нужно: Но тем не менее мы должны сказать.

д) неправильный порядок слов в сложном предложении:

Перед нами были лошади казаков, морды которых были в пене.

Нужно: Перед нами были казачьи лошади, морды которых были в пене.

Наша презентация

Предлагаем разгадать онлайн кроссворд и видекроссворд по речевым ошибкам — здесь

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь

Ссылка на основную публикацию