Разбор слова по составу
Разобрать слово по составу − значит указать, из каких частей оно состоит. К значимым частям слова (морфемам) относятся:
Корень − главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Однокоренные слова с корнем – лес- : лес , лес ной, лес ник, про лес ок, без лес ный.
Приставка − значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Лететь − вы лететь, пере лететь, при лететь, у лететь.
Суффикс − значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
Дом − дом ик , дом ишк о, дом ищ е.
Окончание − изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание образует форму слова.
Трудная задач а , решать задач у , две задач и .
Не следует путать понятия «однокоренные слова» и «формы слова». Например: книг а и книг у − не однокоренные слова, а формы одного слова, которое стоит в разных падежах и поэтому имеет разные окончания.
Основа − это часть слова без окончания, в которой заключено его лексическое значение. Основа слова включает в себя корень, а также приставку(-и) и суффикс(-ы) (если они есть).
Если слово не изменяется, то у него нет окончания и всё слово составляет основу. Например, при разборе по составу неизменяемого существительного «пони» получаем: корень − пони, окончания нет, основа слова − пони.
Разбор слова по составу называют также морфемным разбором. Слово, заданное для морфемного разбора, обозначается в тексте цифрой 2 .
Порядок разбора слова по составу
- Определить, к какой части речи относится разбираемое слово:
а) задать вопрос;
б) определить, что означает слово.
Найти окончание:
а) изменить слово так, как это свойственно словам данной части речи;
б) сравнить изменения слова;
в) отделить изменяющуюся часть. Это окончание. Обвести его рамочкой: –.
а) подобрать слова, которые можно объяснить с помощью одного слова;
б) сравнить родственные слова, чтобы найти общий отрезок. Это и есть корень. Обозначить его дужкой: –-.
Найти приставку:
а) отделить часть слова перед корнем;
б) образовать другие слова с этой частью;
в) проверить, действительно ли этот отрезок — одна приставка (получается ли целое слово, если убрать приставку — часть слова, стоящую перед корнем);
г) отделить значимую часть (или части) перед корнем. Это и есть приставка (или приставки). Обозначить приставку условным значком: -.
Найти суффикс:
а) выяснить, есть ли в слове отрезок между корнем и окончанием;
б) подобрать слова, имеющие отрезок с тем же значением и звуковым составом;
в) проверить, действительно ли это один суффикс (можно ли образовывать слова с этим суффиксом или суффиксами). Отметить суффикс условным значком: –-.
Образец устного разбора слова по составу
На придорожной 2 траве блестят росинки.
- Определяю, к какой части речи относится слово придорожный: задаю вопрос какой?, слово обозначает признак по месту. Это прилагательное.
- Найду в слове окончание: изменю слово по числу — придорожные, по падежу — придорожную, по роду — придорожное. Сравниваю: меняется -ой на -ые, на -ую и -ое. Значит, -ой — это окончание. Обвожу его рамочкой: – ой .
- Найду в слове основу. Часть слова без окончания и есть основа — придорожн – . Обозначаю основу слова условным значком.
- Ищу корень. Слово придорожный можно объяснить словом дорога. Тем же словом объясняются слова дорожка, бездорожье, дорожный. Все эти слова по значению связаны со словом дорога, все имеют одинаковую часть -дорог- (-дорож-) — чередуются г–ж. Это корень. Обозначаю дужкой: – дорож – .
- Ищу приставку. Перед корнем часть при-, значит, в этом слове есть приставка при-. Без этой приставки остаётся слово дорожный. Подбираю другие слова с приставкой при-: пришкольный, пригородный, приморский. Отмечаю приставку значком: при – .
- Ищу суффикс. Между корнем и окончанием в слове есть часть -н-. Это суффикс. Слово придорожный обозначает признак. Ищу другие слова, обозначающие признак, с той же частью: дальний, холодный, книжный. Суффикс -н- встречается в словах, отвечающих на вопрос какой? и обозначающих признак. Отмечаю суффикс значком: – н – .
- Слово придорожной состоит из четырёх частей: окончания -ой , корня -дорож- , приставки при- и суффикса -н- :
.
Основа слова придорожн – .
Читайте также другие темы раздела «Русский язык для начальной школы»:
- Русский алфавит, или Азбука (+ стих для запоминания русского алфавита)
- Гласные звуки и буквы
- Согласные звуки и буквы (+ фразы для легкого запоминания звонких и глухих согласных звуков + таблица)
- Фонетический (звуко-буквенный) разбор слова
Правила проведения морфемного разбора слова
Морфемный разбор слова — что это такое в русском языке
Морфемным разбором в русском языке называется разбор по составу. Этот вид грамматического задания, обозначающийся цифрой 2, широко распространен в русском языке, поскольку является одним из принципов русской орфографии.
Говоря о частях слова, следует отметить, что в лингвистике они называются морфемами. Среди них выделяют:
- корень — значимая часть, в которой заключено основное лексическое значение, например, «лес»;
- суффикс — значимая часть, которая находится за корнем и меняет лексическое значение слова, например, «лесок»;
- приставка — значимая часть, которая всегда находится перед корнем и способна изменить лексическое значение, к примеру, «перелесок»;
- окончание — изменяемая часть, которая меняет форму слова и объединяет слова в предложения, к примеру, «перелеска»;
- основа — часть слова без окончания.
Состав у слова может быть совершенно разным. Оно может состоять только из корня или из двух корней и более. Что касается суффиксов и приставок, то их может быть несколько, а может не быть ни одного. Чтобы правильно выполнить разбор, нужно познакомиться с некоторыми принципами выполнения.
Правила проведения, основные принципы
Специалистами определен ряд принципов, позволяющих безошибочно выполнить морфемный разбор:
- Первым делом нужно определить часть речи, поскольку неизменяемые части речи не имеют окончаний. К тому же за каждой частью речи закреплены свои суффиксы: у существительных, к примеру, это –ИСТ, -К- и другие, у прилагательных –Н-, -АН-, -ЯН- и прочее.
- После рекомендуется найти окончание, где это возможно. Для этого нужно изменить форму слова, поставив его во множественное число или изменить, к примеру, прилагательные и существительные по падежам, а глаголы проспрягать: дорога – дороги, зеленому – зеленый, читаешь – читаю. Чтобы не ошибиться в суффиксах и окончаниях глагола, следует помнить, что их изменение должно осуществляться в том времени, в котором находится разбираемый глагол.
- Через подбор однокоренных слов находим корень. Подбирая однокоренные слова, следует помнить про корни-омонимы. Так называются те, корни, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, как, например, ВОДА И ВОДИТЬ.
- Находим приставки и суффиксы. Чтобы найти приставку, помним, что ее можно убрать или заменить другой: ЗАХОДИТЬ-ВЫХОДИТЬ. Чтобы правильно определить суффикс, нужно постараться определить его лексическое значение. При затруднении предполагаемый суффикс можно подставить к другому слову: МОТОЦИКЛИСТ — ФУТБОЛИСТ. Оба представленные варианта являются существительными, кроме того, их объединяет суффикс –ИСТ-, который обозначает профессию или род деятельности. Перечень основных морфем всегда представлен в учебнике.
Помочь выполнить морфемный разбор могут знания в области словообразования. При установлении соответствия они позволяют безошибочно осуществлять членение морфем, например в слове «безукоризненность». Суффикс -ОСТЬ- показывает связь существительного с прилагательным «безукоризненный». В представленном прилагательном можно выделить суффикс –ЕНН-, поскольку видно существительное УКОРИЗНА. Это же слово позволяет выделить приставку БЕЗ-. Откинув таким образом известные морфемы, можно увидеть слово УКОР, убрав при этом суффикс -ИЗН-. В оставшемся варианте можно выделить корень -КОР- и приставку У-, поскольку имеется однокоренное слово КОРИТЬ.
Какие способы могут использоваться
В морфемном разборе встречается много двояких моментов, а выбор правильного варианта может быть обусловлен учебной программой и принадлежностью учебного заведения к той или иной лингвистической школе.
Кардинальными считаются различия между школьной программой и вузовской. В школах, например, не делают акцент на этимологии слова, как это происходит в вузах. Если говорить о школьной программе, то ярким примером двоякого отношения к морфемам считается инфинитив. Одни считают, что, например, -ТЬ в инфинитивах является окончанием, а другие утверждают, что это суффикс начальной формы.
Школьная программа базируется преимущественно на учениях в области морфологии А.Н. Тихонова, который, например, в слове «благодарность» предлагает выделять один корень «благодарн». С точки зрения автора слово «дар» утратило актуальность в современном русском языке, по этой причине морфема не считается самостоятельной. С таким подходом к делу не согласна, например, лингвист Т.Ф. Ефремова, которая предлагает даже в слове «прекрасный» выделять корень «крас», поскольку раньше слова КРАСНЫЙ И КРАСИВЫЙ считались однокоренными.
Таким образом, современные учёные-лингвисты не могут найти единый подход к выполнению морфемного разбора, поэтому большинство вариаций являются допустимыми.
План морфемного разбора слова, примеры
Морфемный разбор часто путают со словообразовательным, что проявляется в неправильном оформлении на письме. Во избежание этого следует запомнить, что словообразовательный разбор представляет собой пару вытекающих друг из друга производных и производимых слов, например, лесной — лес. Чтобы словообразовательный разбор представленных слов был полным, нужно в обоих словах выделить основы ЛЕС и суффикс -Н-, после в скобках отмечается способ словообразования. В данном случае он будет суффиксальным.
Письменный морфемный разбор — это выписанное для разбора одно слово. Причем выписывать нужно в той форме, в которой оно представлено в предложении. Дальше работа осуществляется по следующему порядку, который многие принимают за план:
- Определить окончание у изменяемых частей речи. У неизменяемых выделяется словообразующий суффикс.
- Выделяем основу.
- Находим корень.
- При наличии выделяем приставки и суффиксы.
Последовательность выполнения разбора устно не отличается от последовательности выполнения письменного, подробная схема которого представлена выше.
Морфемный анализ слова
Содержание:
Морфемный анализ слова – это разбор слова по составу.
Слово состоит из морфем, минимальных, неделимых значимых частей.
Морфемы слова
Корень – значимая часть слова, содержащая в себе основное лексическое значение; с помощью нее подбирается ряд однокоренных слов. При морфемном анализе выделяется значком . Слова, состоящие из двух корней, называются сложными.
Приставка – неизменяемая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов. При морфемном анализе обозначается значком .
В слове может быть одна, две и более (реже) приставки.
Суффикс – неизменяемая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов. При морфемном анализе обозначается значком .
Слово может содержат более одного суффикса.
Окончание – изменяемая часть слова, стоящая после суффикса или корня (если нет суффикса) и служащая для образования форм одного и того же слова. При морфемном разборе обозначается значком .
Окончание может быть нулевым.
Основа – часть слова без окончания. При морфемном анализе обозначается значком .
Постфикс – часть слова, стоящая после окончания, служащая для образования новых слов. При морфемном анализе обозначается значками .
существует два постфикса – -СЯ, -СЬ.
Способы и принципы морфемного анализа
Для быстрого и правильного морфемного разбора необходимо придерживаться нескольких принципов.
1. Принадлежность к части речи. Изменяемость-неизменяемость слова. В неизменяемых словах полностью отсутствует флексия (окончание). Чтобы правильно ее выделить, необходимо изменить форму слова, не меняя значения:
- правило (ед.ч.) – правила (мн.ч.)
- худею (1 лицо) – худеешь (2 лицо)
- белый (муж.р.) – белая (жен.р.)
наверно, быстро, учитывая – неизменяемые части речи
Морфемы могут различаться в зависимости от части речной принадлежности слова.
2. Подбор однокоренных слов. Нельзя забывать о существующей омонимии корней (одинаковое написание, но разное значение).
Соленый, соль, посолить, пересолить
Солист, солировать, соло
3. Необходимо указать, если в слове есть формообразующие аффиксы (служат для образования формы слова).
Короткий – короче – суффикс образует форму простой сравнительной степени
Служит, служил – суффикс образует форму прошедшего времени
4. Учитывать словообразовательные связи, т.е. для правильного вычленения морфем составить словообразовательную цепочку («способ матрешки»). Вычленять аффиксы, постепенно подбирая производящие основы для конкретного слова.
В данном примере словообразовательная цепочка помогла определить, что в слове льдинка – два суффикса, в слове снежинка один суффикс.
План морфемного анализа слова
- Определить часть речи
- Изменить форму слова и выделить окончание (если есть)
- Определить, есть ли формообразующие суффиксы.
- Выделить основу слова, формообразующие суффиксы не входят в основу слова
- Подобрать однокоренные слова и выделить корень
- Составить словообразовательную цепочку, выделить приставку, суффикс, постфикс
Этапы морфемного анализа
(Как разобрать слово?)
Подберезовика
- Определяем часть речи. Подберезовик – существительное, изменяемая часть речи, значит в нем есть окончание.
- Изменим форму слова, чтобы выделить окончание: подберезовика – подберезовик – подберезовиков – подберезовиком. В исходном слове изменилась часть слова – У, следовательно, это окончание.
- Часть слова без окончания выделим как основу: подберезовик-.
- Для выделения корня подберем однокоренные слова. Лучше, если это будут разные части речи: подберезовик – береза – березовый – березняк. Одинаковая часть слова, передающая основное лексическое значение –БЕРЕЗ–. Для проверки определим лексическое значение исходного слова: подберезовик– гриб, который растет в березовом лесу, вблизи берез.
- Для вычленения словообразующих морфем составим словообразовательную цепочку в обратном порядке, т.е. к каждому производному слову подберем производящую основу.
подберезовик – березовый – береза.
Видим, что в слове отделилась приставка ПОД-, суффиксы –ИК-, -ОВ-. - Выделим словообразующие аффиксы.
- В слове подберезовик нет формообразующих морфем.
Схема (порядок) морфемного анализа
Окончание → основа слова → корень → приставка, суффикс, постфикс
Примеры морфемного анализа
Устный разбор
Класс – существительное, изменяется по родам, числам и падежам: класс-класса-классы. Окончание нулевое.
Все слово является основой – класс-.
Однокоренные слова: классный, классовый. Корень слова – класс-.
Словообразовательная цепочка: класс – классный – классовый. «Способ матрешки» (из большего – меньшее) применить нельзя, т.к. слово состоит из одного корня, основа является производной.
Письменный разбор
Примеры письменного разбора
(формообразующий суффикс –Л-)
(буква –Л- играет роль соединительной гласной – интерфикса, поэтому в основу слова не входит. Нельзя утверждать, что происходит чередование фонем –Б- и –БЛ-, т.к. ни в одной другой форме слова ЛЮБИТЬ такого чередования нет, только в форме 1 лица)
Как разобрать слово по составу?
Разобрать слово по составу следует, указав следующие морфемы: приставку, корень, суффикс, окончание, соединительную морфему, постфикс.
Окончание в составе слова
Выполнение разбора слова по составу, обычно необходимо начинать с выделения окончания, которое не входит в его основу. Для этого определим, изменяемое ли слово перед нами, есть ли у него окончание. С этой точки зрения важно, к какой части речи относится анализируемая лексема.
Помним, что у неизменяемых частей речи и форм слов нет окончания:
1. у несклоняемых существительных
- драже, метро, такси, рагу, каноэ, боа.
2. У несклоняемых прилагательных
- платье миди;
- юбка гофре;
- язык ханты;
- вес нетто;
- брюки хаки.
3. У наречий на конце вычленим только суффиксы:
- быстр о
- неспрост а
- врукопаш н ую
- по-поль ск и
4. В морфемном составе деепричастий имеются формообразующие суффиксы:
- гулять — гуля я
- сбежать — сбежа в
- открыть — откры вши
- нести — нёс ши
5. В форме простой сравнительной степени прилагательных и наречий вычленим суффиксы:
- ходить тиш е ;
- стало радостн ее ;
- говорите громч е .
Основа слова
Выделив окончание в изменяемом слове, которое склоняется, спрягается или изменяется по родам и числам, остальную часть лексемы обозначим как основу слова.
- создани е
- красив ый
- двадцат ый
- отправ им
Помним, что в основу слова не входят формообразующие суффиксы причастий, деепричастий, формы прошедшего времени глагола, постфикс формы повелительного наклонения глагола -те, суффиксы простой сравнительной степени прилагательных и наречий.
Примеры
- леле ющ ий ребенка
- вылиня вш ая рубашка
- вид им ый издали
- задума нн ый проект
- растер т ый в порошок
- гуля я по набережной
- откры в книгу
- вычерти л а график
- нарежь те кусочками
- шагать весел ее
- стал слащ е
Приставка в составе слова
Затем выделим приставку в слове, если она есть. Чтобы убедиться, есть ли эта морфема в слове, можно убрать ее и посмотреть, существует ли в лексике русского языка такое самостоятельное слово, или, второй вариант проверки, — менять предполагаемую приставку на другую:
со рвать — рвать; ото рвать, надо рвать, пере рвать, у рвать.
Результативным способом определения приставки в составе слова является подбор лексем с такой же приставкой:
со драть, со брать, со вместить, со гласиться.
В морфемном составе лексемы может быть несколько приставок, тогда целесообразно составить словообразовательную цепочку и добраться до первого производящего слова:
не без ынтересный — без ынтересный — интересный.
Суффикс в составе слов
Теперь займемся суффиксом слова. Посмотрим, существует ли слово без такого суффикса:
- сед ин а — седой,;
- вклад чик — вклад;
- бодр ость — бодр, бодрый.
Подберем слова с таким же суффиксом и убедимся, что такой суффикс существует:
бодр ость — нежн ость , весёл ость , рад ость .
И теперь после последовательного вычленения всех морфем осталась главная часть слова — корень. Чтобы точно определить границы корня и убедиться, правильно ли мы его выделили, займемся подбором родственных слов. Как известно, общая часть родственных слов, в которой заключено основное лексическое значение слова, и есть корень.
Бодр ость — бодр ый, бодр о (шагать), бодр енький, бодр иться.
Пример разбора слова по составу
Рассмотрим в качестве примера морфемный разбор слова «безрадостный».
Это изменяемое прилагательное, значит, вычленим окончание -ый, сравнив его формы:
- безрадостн ая неделя;
- безрадостн ое настроение;
- безрадостн ые новости.
Определим основу слова — безрадостн-:
Далее укажем приставку без-, как и в составе слов:
- без домный
- без работный
безрадостный ← радост н ый ← рад ость ← рад (нет полной формы прилагательного).
Как видим, в составе прилагательного можем выделить суффиксы -ость-, -н-.
Оставшаяся часть слова -рад- является корнем, который прослеживается в родственных словах:
- радость
- радостный
- радовать (ся)
Закончим разбор по составу итоговой записью:
без рад ост н ый — приставка/корень/суффикс/суффикс/окончание
Видеоурок «Разбор глагола по составу»
Памятка- алгоритм разбора слова по составу (морфемный разбор).
материал по русскому языку (4 класс) по теме
Материал содержит порядок разбора, особенности выделения морфем, примеры и образец рассуждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_razbor_slova_po_sostavu.docx | 28.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Алгоритм разбора слова по составу (морфемный разбор):
Особенности выделения морфемы
Чтобы выделить в слове окончание , определяем часть речи .
Следует помнить, что у неизменяемых слов (н-р: несклоняемые имена существительные, наречия) нельзя выделить окончание. Затем изменяем форму слова ( у сущ.: изменяем число, падеж, у прил.: род, число, падеж.; у глаг.: время, число, род или лицо). Помни, что у неопределенной формы глагола есть показатель ть, ти–(суффикс/окончание), договорились выделять . Изменяемая часть слова- Если окончания в данной форме нет, но оно может проявиться- это нулевое окончание .
Морск-ой, морск-ая, морск-ие, морск-ого;
Гулял , гулял-а, гулял-и…
Часть слова без окончания- основа . Выдели основу
Чтобы определить в слове корень, подбираем родственные (или однокоренные слова). Их общая часть- это .
Лесник-лесной, лесовик- лес-лесок
( Если она есть), стоит вначале слова (попробуйте ее отбросить или заменить, а потом проверьте, есть ли такая приставка в других словах.)
Приставки служат для образования новых слов.
Расчёска образовалось от чесать, рас- можно заменить: при-ческа, кроме того, рас- употребляется в других словах: рас-пределить, рас-пил и т.д
(Если есть), стоит после корня, их может быть несколько, приведи примеры других слов с тем же суффиксом.
Например слово «грузовик», корень груз, оставшуюся часть пробуем разделить: грузов-(ой)/-ик, -ик-это суффикс, он употребляется в других словах: мост-ик, двор-ик; -ов- тоже суффикс, так в словах: сосн-ов-ый, порт-ов-ый
Образец устного разбора:
Найду окончание. Для этого изменю слово по падежам: подставк а , подставк и , подставк е . В слове подставка окончание – а. Подставк – основа.
Найду корень. Для этого подберу однокоренные слова: став ить, у став ленный, за став ить. В слове подставка корень – став – .
Найду приставку. Для этого подберу однокоренные слова с разными приставками (слова с другим корнем с этой же приставкой): приставка, заставка, уставить ( под держка, под бодрить, под прыгнуть). В слове подставка приставка под-. Найду суффикс. Для этого подберу однокоренные слова с разными суффиксами/ без суффикса (слова с другим корнем с таким же суффиксом): подставить, уставленный ( улов к а, провер к а, сбор к а ). В слове подставка суффикс -к-.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Алгоритм грамматического разбора слова по составу.
В материале показаны образец устного разбора слова по составу и схема разбора по составу на письме.
«Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу» Русский язык 3 класс «Школа 2100»
Цель: создать условия для исследования и обобщения знаний о частях слова, развивать умения разбирать слова по составу и составлять слова по схемам.Задачи:- создать условия для исследо.
«Составление слов по схемам. Порядок разбора слов по составу» Русский язык 3 класс «Школа 2100»
Цель: создать условия для исследования и обобщения знаний о частях слова, развивать умения разбирать слова по составу и составлять слова по схемам.Задачи:- создать условия для исследо.
Памятка “Морфемный разбор слов”
Материал поможет ребёнку правильно выполнить разбор слов по составу.
Памятка для морфемного разбора слов
Приступая к морфемному разбору слов, учащиеся должны выяснить лексическое значение слова и его грамматические признаки.
Разбор слова по составу или морфемный разбор.
Разбор слова по составу, или морфемный разбор, — выделение частей, из которых слово состоит. Чтобы научиться делать разборы, необходимо обладать знаниями о частях слова и словообразовании, изуче.
Алгоритм для выполнения морфемного разбора слова.
Для выполнения грамматического задания,отмеченного на страницах учебника условным знаком (цифрой) 2,возникает необходимость оказать помощь обучающимся. Алгоритм способствует показать знания и умения,п.
Морфемный разбор слов
Разобрать слово по составу или сделать его морфемный анализ означает указать, из каких морфем оно состоит. Под морфемой понимается минимально значимая часть слова.
В русском языке существуют следующие морфемы:
- корень — самая главная часть слова, несущая его значение. У однокоренных слов — общий корень. Например, слова «лист», «листочек» и «листва» имеют общий корень —«лист». Бывают слова, которые состоят только из корня — «гриб», «метро», «остров». Бывает, что корня два — «теплоход», «водопад». Бывает, что корней три — не стоит пугаться — «водогрязелечебница». Повтори правило, которое касается соединительных гласных, чтобы не делать ошибки при их написании;
- суффикс — значимая часть слова. Расположена обычно после корня. Используется для образования новых слов. Например, в слове «чайник» «чай» — это корень, «ник» — это суффикс. Суффиксов в слове может не быть. Иногда суффиксов бывает два — например, в слове «подберезовик»;
- приставка — еще одна значимая часть слова. Расположена перед корнем. Назначение такое же, как и у суффикса — с ее помощью образовываются новые слова. В слове «подходит» «ход» — это корень, «под» — это приставка;
- Окончание — изменяемая часть слова. Для чего она нужна? Чтобы связывать слова в предложении;
- Основа — часть слова без окончания.
Каждая часть слова имеет графическое обозначение. Посмотреть, как обозначаются части слова, можно в учебнике по русскому языку, в морфемном словаре или в Интернете.
Правила и исключения при разборе по составу
Разбор слова по составу онлайн несложен, если знать правила, по которым он делается. На начальном этапе можно пользоваться морфемно-орфографическим словарем — он поможет не делать ошибок.
Обязательно в слове должен присутствовать только корень — один или несколько. Слов без корня не бывает. Не бывает слов и без основы. А вот слова без суффиксов, приставок или окончаний очень даже бывают. Этому не стоит удивляться.
Часто бывает, что все слово представляет собой основу. Так бывает, например, у наречий. Они относятся к неизменяемым частям речи. Слово «быстро» не имеет окончания («о» в слове — это суффикс), а потому все слово будет основой.
В проведении морфемного анализа ученику поможет словообразовательный словарь Тихонова. Этот учебник содержит информацию о составе 100 тыс. слов русского языка. Словарем удобно пользоваться, и в период обучения в начальной школе он должен стать твоей настольной книгой.
Тем же, кто обладает навыками работы в сети Интернет, будут полезными ресурсы, на которых можно сделать морфемный разбор слова онлайн. Тренируйся, если занятий в школе на уроках русского языка тебе недостаточно.
Краткая шпаргалка (план) по морфемному разбору слов
Морфемный разбор состоит из следующих этапов:
- Определяем к какой части речи относится слово. Для этого надо задать к нему вопрос. Возьмем для примера слово «поездка». Оно отвечает на вопрос «что?».
- Прежде всего надо найти в слове окончание. Для этого его нужно изменить несколько раз. Изменим его несколько раз — «перед поездкой», «в поездке». Видим, что изменяющаяся часть — «а». Это окончание.
- Разбор слова по составу продолжается определением корня. Подберем однокоренные слова — «поезд», «переезд». Сравним эти слова — не меняется часть «езд». Это и есть корень.
- Выясняем, какая в слове приставка. Для этого анализируем еще раз однокоренные слова — «поезд», «подъезд». Соответственно, в слове «поездка» приставка «по».
- Заключительный этап — это выяснение, где же в слове суффикс. Остается буква «к», которая стоит после корня и служит для образования слова. Это и есть суффикс.
- Обозначаем все части слова соответствующими символами.
Примеры морфемного разбора
Для примера ниже подобраны слова с наиболее интересными вариантами разбора по составу: кляузничать, срываться, поозорничать, интернационализироваться, срядиться, скопиться, умыкаться, денационализироваться, сдаваться, сравниваться, для выполнения разбора других слов воспользуйтесь формой поиска.
Морфемный анализ слова
Title: Морфемный анализ слова
Description: Схема морфемного анализа слова: 1). Назвать часть речи. Определить, изменяется данная словоформа или не изменяется. 2). Выделить окончание (доказать). Изменить слово, установить его значение, указать способ выражения окончания.
Разбор слов по составу
Разбор слова по составу, или морфемный разбор, — выделение частей, из которых слово состоит. Чтобы научиться делать разборы, необходимо обладать знаниями о частях слова и словообразовании, изучение которых входит в школьную программу. При затруднении с разбором прибегают к словарям морфемных разборов, печатным или электронным. Наш сайт содержит словарь морфемных разборов, включающий популярные в школьной программе слова и сложные слова из обихода. На сайте также содержится справочная информация: даются определения частей слов, объясняются способы словообразования, приводятся примеры.
В настоящий момент словарь содержит 100 000 морфемных разборов слов в начальной форме. Знания морфем начальной формы слова (инфинитив, единственное число, мужской род, именительный падеж) в большинстве случаев достаточно для определения морфем слова в разных склонениях, спряжениях, родах и числах. Надеемся, что сайт поможет вам в подготовке домашних заданий.Разборы слов на букву:
А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Словообразовательный анализ.
Словообразовательный анализ (разбор) — это процесс выявления способа образования того или иного слова, а также средств словообразования. Русский язык и литература 4,5,6,7,8,9,10,11 класс, ЕГЭ, ГИА Копировать ссылку Распечатать
Словообразовательный анализ (разбор) — это процесс выявления способа образования того или иного слова, а также средств словообразования. При словообразовательном разборе обычно выявляется основа слова, от которого образовано данное слово, а также последовательность присоединения суффиксов, приставок, сокращения, сращения и т.д.
Что такое словообразовательный разбор?
Уяснив, что такое производное, производящее слово и основа, теперь перейдем непосредственно к словообразовательному разбору слова.
Словообразовательный разбор слова нацелен на то, чтобы указать самую близкую однокоренную лексему, от которой оно было образовано. Результатом этого поиска является составление словообразовательной пары, определяющей соотношение производящего и производного слова.
Понаблюдаем:
- ходить → приходить
- приходить → приход
Обычно, как указывалось ранее, производное слово отличается одной морфемой.
Выделив производящую основу исходного слова, сравним её с основой производного слова, в которой появился новый словообразовательный элемент — приставка, суффикс и т. д.
По тому, какая морфема участвовала в словообразовании, определим способ образования лексемы.Способы образования словПримеры
2) двух основ + суффикс
3) сокращенных основ
Пропуск одной ступеньки в словообразовании (неверное определение производящего слова) влечет за собой ошибочное составление словообразовательной пары:
- ходить — приход; (ходить → приходить → приход);
- мир — примирение (мир → примирить → примирение);
- холод — холодноватый (холод → холодный → холодноватый).
Как следствие этого, словообразовательный разбор выполняется неверно.
Чтобы правильно его выполнить, предпримем несколько шагов.
Схема морфемного анализа слова
1. Назвать часть речи.
Определить, изменяется данная словоформа или не изменяется.
2. Выделить окончание (доказать).
Изменить слово, установить его значение, указать способ выражения окончания (нулевое или материально выраженное). Привести примеры слов с данным окончанием.
3. Выделить основу.
Определить её состав и характер: простая — сложная, членимая — нечленимая, прерывистая или непрерывная.
4. Выделить суффиксы.
Установить их значение, функцию (словообразовательная, формообразующая, основообразующая, оценки), способ выражения. Привести примеры 2-3 слов с такими же суффиксами.
5. Выделить приставки.
Установить их значение и функцию. Привести примеры 2-3 слов с такими же приставками.
6. Выделить корень.
Подобрать родственные слова и формы со всеми алломорфами корня, назвать эти алломорфы. Указать чередование в корне. Определить, свободный корень или связанный (доказать).
7. Указать, есть ли изменения в морфемном составе слова: в составе корня, приставки, суффикса (опрощение, переразложение, усложнение). Установить его причину.
План разбора
План разбора слова по составу состоит в следующем:
- Определяем, к какой части речи относится анализируемое слово.
- Выделяем окончание и основу. Для определения окончания слово изменяют, например, по падежам. Изменяемая часть будет являться окончанием, остальная часть слова без окончания — основой. Следует помнить, что всё слово может являться основой и не иметь окончания, например наречие — неизменяемая часть речи.
- Определяем, входит ли в основу слова кроме корня также приставка и суффикс. Для этого слово сопоставляется с однокоренными словами.
- Убеждаемся, что выделенные приставки и суффиксы имеются в других словах. Для проверки подбираются аналогичные слова и сравниваются с анализируемым.
- Обозначем части слова с помощью графических обозначений.
План словообразовательного анализа.
- Ставим форму в начальную форму.
- Указываем основу слова и определяем, является ли данное слово производным.
- Если слово производное, то необходимо подобрать производящее слово.
- В производящем слове указать основу слова.
- В разбираемом слове указать суффиксы, префиксы (приставки), постфиксы, интерфиксы и т.д. — если они имеются.
- При наличии вышеперечисленных морфем выявить способ словообразования.
Словообразовательный и морфемный разбор
Эти виды разбора слов близки между собой в том плане, что связаны с определением морфем в составе слова.
Следует не путать морфемный и словообразовательный разбор.
Морфемный разбор — это полное членение слова в любой грамматической форме на составляющие его морфемы:
При словообразовательном разборе слово сначала ставится в начальную форму.
Словообразовательный разбор предполагает поиск производящего слова, выделение производящей основы, указание только одной или более производящих морфем и способа образования производного слова.
Слово «монетка» образовано суффиксальным способом от однокоренного существительного «монета».
Примечания .
- Если основа, которую вы выявили, непроизводная, то выявить способ словообразования невозможно.
- Чтобы понять производное или непроизводное слово, нужно посмотреть, какая основа у слова в начальной форме. Если основа начальной формы состоит только из корня, то чаще всего данное слово является непроизводным.
- Если основа слова состоит из корня и приставки или суффикса, или того и другого, то слово является производным.
- Сложное слово всегда будет производным, даже если у него нет суффиксов и приставок.
Примеры морфемного анализа слов
Дождался (дождалØся)
- Глагол, изменяемое слово.
- Дождалась, дождались. Нулевое окончание (Ø) указывает на то, что глагол в м. р., в ед. ч. Примеры слов с таким же окончанием: показалØся, смеялØся.
- Основа дождал—ся — простая, членимая, прерывистая.
- Суффикс —а— — основообразующий, суффикс —л— — формообразующий (значение глаголов прошедшего времени), постфикс —ся— — словообразовательный и формообразующий. Примеры слов с такими же суффиксами: купался, ругался.
- Приставка до— — словообразовательная, обозначает действие, доведённое до конца. Примеры слов с такой же приставкой: доехал, дошёл, долетел.
- Корень —жд-; ждал — ждёт — ожидавший; —жд-//-жд‘-//-жид— — корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «жду», где корень равен основе.
- Исторических изменений в составе слова нет.
Кольцо (кольцо)
- Существительное, изменяемое слово.
- Кольца, кольцом, о кольце. Окончание -о указывает на то, что существительное ср. р., II скл., в И. п. или В. п., в ед. ч. Примеры слов с таким же окончанием: яблоко, облако.
- Основа слова кольц— — простая, нечленимая, непрерывная.
- —
- —
- Корень кольц-; кольца — колец — колечко; кольц-//колец-//колеч‘- — корень свободный, т. к. в современном русском языке есть слово «кольцо», где корень равен основе.
- В морфемном составе слова есть изменения, исторически было: кольцо (родственными словами были кол, колодец). Опрощение. Причина — изменение в фонетическом строе языка в результате падения редуцированных гласных и утраты мотивированного слова.
Ø — нулевое окончание, —и — окончание, **** — основа слова, ** — суффикс, Ø — нулевой суффикс, *** — приставка, **** — корень слова: подписчикØ — подписчики.27 декабря 2010, 20:17 © Наумова ИринаАвтор:
Поделиться публикацией:
Примеры разборов
Покажем примеры разбора слов разных частей речи с разной комбинацией морфем:
- метро — неизменяемое существительное, нет окончания
- лес — существительное с нулевым окончанием
- пришкольный — прилагательное со всеми основными морфемами: приставкой, корнем, суффиксом, окончанием
- ледокол — существительное с двумя корнями и соединительной гласной
- позвала — глагол с приставкой, окончанием, словооразующим суффиксом а и формобращующим суффиксом л, который не входит в основу
- быстро — наречие с суффиксом, не имеет окончания
Подберите нужные слова с необходимыми частями слова через поиск слов по морфемам.
Пример словообразовательного анализа.
Подслеповатый — слово, имеющее значение «не очень хорошо видящий». Основа слова — «послеповат-«, слово образовано от прилагательного «слепой» (основа — «слеп-«) с помощью приставки «под-» и суффикса «-оват-«, т.е. приставочно-суффиксальным способом.
Послеповатый — слепой (приставочно-суффиксальный способ).
Примеры словообразовательного разбора слов
Словообразовательный разбор обозначается цифрой 2 над словом.
Пример 1
В наш город приехали2 артисты цирка.
- Приехали — н. ф. приехать;
- приехать — основа приеха-.
- ехать → приехать ;
- ехать — производящая основа еха-.
- при- + ехать = приехать;
- приставочный способ образования.
Пример 2
На земляничной2 полянке полно душистых ягод.
- земляничной — н. ф. земляничный;
- земляничный — основа земляничн-
- земляника → земляничный;
- земляника — основа земляник-;
- земляника + -н- = земляничный;
- суффиксальный способ образования.
Пример 3
- Удесятерить;
- удесятерить — основа удесятери-;
- десять → десятеро → удесятерить;
- десятеро — основа десятер-;
- у— десятер-и-ть;
- приставочно-суффиксальный способ образования.
Особенности разборов
Обратите внимание: морфемные разборы одних и тех же слов могут быть сделаны по-разному в разных словарях, разными учителями и филологами, в школе и в университете. Каждый «источник» аргументирует разбор по-своему и считает свой разбор правильным.
Разные учителя придерживаются разных программ определения морфем в словах. Ярким примером служат инфинитивы глаголов. Например в слове жить: в одних школах ть отмечается как суффикс, в других — как окончание, в третьих — как суффикс с последующим нулевым окончанием. Мы выделяем морфемы по первому варианту.
Образовательные программы школы и университета в части разбора слов могут различаться. В университетах учитывают этимологию слов, выделяют нулевой суффикс (Азов, бег), рассматривают словообразования от нулевого корня и другие сложные примеры. Мы используем программу, ориентированную на школу, и деление на морфемы по словарю А.Н. Тихонова.
Заметим, что есть различия в словаре А.Н. Тихонова и словаре Т.Ф. Ефремовой. Так А.Н. Тихонов части некоторых слов «вносит» в один корень, при этом Т.Ф. Ефремова выделяет в словах приставку, суффиксы, учитывая этимологию. Примеры таких слов: благодарность, превосходство, прекрасный. Современные учёные не могут сойтись во мнении единого верного разбора отдельных слов русского языка, поэтому разные варианты считают допустимыми.
При разборе слов следует помнить, что бывают слова, содержащие нулевое окончание (автобус), не имеющие окончания (ателье), имеющие несколько корней (авиапочта) и другие сложные варианты. К сложным вариантам на нашем сайте даны объяснения.