«Мате» – как правильно ставить ударение в слове?

Мате: не трава, не чай, не зелье

Художник П. Перевезенцев

Люди по-разному относятся к мате. Для многих это просто безалкогольный бодрящий напиток. Продвинутые пользователи, такие как Хулио Кортасар, сравнивают мате с абзацем, после которого можно начинать с красной строчки, и с отпущением всех грехов. И все больше становится желающих им полечиться. А почему бы и нет, если индейцы гуарани, которые пили мате испокон веков, верили, что он обеспечивает здоровую старость? Испанские и португальские колонизаторы переняли у местных жителей привычку к мате, и теперь жители Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая жизни без него не мыслят. Каждый уругваец заваривает по 8–10 кг мате в год. И даже минимальное потребление на юге Бразилии, 3–5 кг, превышает расход чая в самой чаелюбивой стране мира, Турции, где тратят немногим более 3 кг.

С приходом европейцев началась путаница с названиями. Утвердившееся во всем мире «йерба мате» происходит от испанского hierba mate — трава мате, хотя «мате» на языке кечуа обозначает не напиток, а сосуд для его приготовления. Индейцы гуарани сам напиток называли зельем, а сырье для него — большой травой. Однако же мате безвреден, поэтому никакое он не зелье, и тем более не трава. Его приготовляют из листьев и молодых веточек вечнозеленого дерева падуба парагвайского Ilex paraguariensis, растущего в араукариевых влажных лесах. В Бразилии листья прямо в лесу и собирают. В Аргентине предпочитают выращивать падуб на плантациях, что позволяет механизировать уборку. Начали выращивать падуб в Испании и Португалии.

Свежие листья и молодые ветки 10–180 секунд прогревают над огнем примерно при 500°С. На этом этапе все клеточные ферменты прекращают работать, а сами листья становятся хрупкими. Но они еще влажные, и их сушат при 100°С, нередко с дымком. Сушка занимает от 8 до 24 часов, после чего мате не меньше года выдерживают в специальных камерах, где он приобретает аромат. Выдержанные листья и веточки перемалывают до нужного размера и расфасовывают. Это зеленый мате. Если залить его холодной водой, получается напиток под названием терере (его пьют в Парагвае и на среднем западе Бразилии), если горячей — чимаррао.

Есть еще обжаренный мате (чай мате) — его делают из стеблей и листьев, которым от 6 до 12 месяцев, 8 минут выдерживают при 400°С, полчаса сушат в ротационном барабане при 350°С и 15 минут поджаривают при 120°С. Еще один напиток, мате кокидо, готовят из зеленого мате как травяной чай и продают в пакетиках.

На вкус мате влияют освещенность, время сбора и возраст листьев, особенности технологического процесса, обжаривание.

Интерес к мате растет с середины 1990-х годов, когда исследователи выяснили, какие биологически активные компоненты он содержит. Прежде всего это полифенолы (хлорогеновая кислота и производные кофейной кислоты), а полифенолы — это антиоксиданты. Судя по их количеству, мате более сильный антиоксидант, чем зеленый чай.

Другая группа соединений — пуриновые алкалоиды ксантины, в первую очередь кофеин (1–2% сухой массы) и теобромин. После сушки содержание кофеина в листьях снижается примерно на треть, зато он существенно лучше экстрагируется из сухих листьев, чем из свежих. Обычная порция мате — 50 г листьев, залитых полулитром горячей воды; в ней не менее 260 мг кофеина, примерно в три раза больше, чем в чашечке крепкого кофе.

Сапонины, как и кофеин, горчат. Хорошо, что в мате добавляют веточки — напиток получается не таким горьким. Многие сапонины обладают антипаразитическим действием, в том числе могут погубить возбудителя сонной болезни Trypanosoma bruce. Есть в листьях парагвайского падуба витамины и неорганические соединения, особенно много марганца.

Действие мате, его экстрактов и отдельных соединений исследовали на животных и клеточных культурах, но нас, как обычно, интересуют только результаты, полученные на человеке.

Несколько клинических исследований посвящено влиянию мате на перекисное окисление липидов, которое играет ключевую роль в развитии атеросклероза. Добровольцы, здоровые или с повышенным содержанием липидов, пили чай неделю или три месяца. Пол-литра мате в день действительно защитили их липиды от окисления и активировали экспрессию некоторых генов антиоксидантной защиты. Это значит, что мате может снизить риск сердечно-сосудистых заболеваний у людей из группы риска, но эпидемиологических исследований, подтверждающих или опровергающих это предположение, нет. Поэтому полученные результаты следует рассматривать как предварительные.

Шесть исследований свидетельствуют, что мате снижает содержание жиров в крови, столько же работ этот эффект не подтверждают. Механизм действия мате в данном случае неясен.

Концентрацию глюкозы мате снижает только у грызунов, а у людей — нет. Исключение составляют два бразильских исследования. В одном 29 больных сахарным диабетом 2-го типа и 29 человек в предиабетическом состоянии 60 дней пили мате в сочетании с диетой или без нее. Напиток снизил уровень глюкозы в крови только у диабетиков, не соблюдавших диету. Мате в сочетании с диетой на концентрацию глюкозы не повлиял. Этот результат необъясним и потому недостоверен. В другой работе двухмесячный курс мате также помог больным диабетом, но не предиабетом. Исследователи предположили, что концентрация глюкозы в крови должна быть достаточно высокой, чтобы эффект проявился.

Мате богат кофеином, а кофеин — термогенное соединение, поэтому от него ждут помощи в борьбе с лишним весом. Клинических исследований на эту тему немного. Чай мате и экстракты из него увеличивают расход энергии и ускоряют расщепление жиров по сравнению с группой плацебо. При этом экстракт не влияет на давление и работу сердца. Исследователи полагают, что жиры расщепляет не только кофеин, но и другие компоненты мате, возможно хлорогеновая кислота.

Нам, однако, интересны не биохимические маркеры, а количество потерянных килограммов и сантиметров. Оказывается, ничего и не потеряно! Испытуемые, сидя на низкокалорийной диете, подкрепленной физическими упражнениями и 1200 мг экстракта зеленого мате ежедневно, за шесть недель похудели на полкило (группа плацебо умудрилась набрать 200 г). В другом испытании не помогли и 3000 мг экстракта. За 12 недель испытуемые не похудели, но зато ели, что хотели.

Немного эффективнее капсулы, в которых экстракт йерба мате смешан с экстрактами других растений и пищевыми волокнами. Так, в двойном слепом исследовании 22 здоровых датчанина с избыточным весом за 45 дней похудели на 5 кило, принимая капсулы с экстрактами мате, гуараны Paullinia cupana и дамианы Turnera diffusa, и сохранили этот вес в течение года. Группа плацебо потеряла только 300 г. Капсулы замедляют опорожнение желудка, создавая у пациента чувство сытости. Однако вклад мате в этот эффект определить невозможно.

Совсем недавно мате обвиняли в канцерогенности. По данным эпидемиологических исследований, жители некоторых районов Бразилии и Уругвая, где традиционно пьют много мате, чаще заболевают разными типами рака, включая опухоль ротовой полости, гортани, пищевода и мочевого пузыря. Надо сказать, что любители мате зачастую много курят, а курение — известный фактор риска. Однако мате увеличивает риск заболевания раком независимо от курения.

Возможно, канцерогены попадают в мате в процессе обработки. В 2006 году бразильские ученые исследовали 200 взрослых здоровых мужчин и женщин, курящих и не курящих. В моче людей, которые не курили, а только пили мате, обнаружили полициклические ароматические углеводы. И чем больше они пьют, тем больше у них канцерогена. Следовательно, эти участники получили полициклические ароматические углеводы из мате, а в листья они, скорее всего, попали из дыма во время сушки.

А еще рак пищевода и ротовой полости вызывают напитки горячее 65°С, будь то кофе, чай, мате или что-нибудь еще. В 2016 году Международное агентство по изучению рака классифицировало пристрастие к очень горячим напиткам как канцерогенное. Влияние холодного мате на частоту возникновения рака у людей не проверяли, животным он не вредит. Так что мате не виноват, а виноваты температура и способ обработки листьев.

В то же время уругвайские ученые сообщили, что регулярное употребление мате снижает риск рака груди. Они опросили 572 заболевших раком груди и 889 женщин, обратившихся в клинику по другим причинам. Защитный эффект мате зависит от суточной порции, стажа и интенсивности потребления и более выражен у женщин в менопаузе.

Что сказать о мате в заключение? Для здоровья он скорее полезен, однако клинических исследований, посвященных ему, мало, их данные противоречивы, а долговременных наблюдений нет вообще. Еще меньше работ, посвященных безопасности пищевых добавок с мате.

А еще в мате иногда подмешивают листья других видов падуба, которые практически лишены кофеина. Но подделку можно обнаружить в лаборатории, поскольку разные виды содержат разный набор сапонинов. Увы, простым пользователям сложно проследить за качеством мате.

Поиск ответа

Всего найдено: 1183

Вопрос № 254738

Здравствуйте! Хотелось бы знать, где правильное ударение в слов е перезвонит

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 254716

Где ставится ударение в слов е “ракушка” – на первый или второй слог?

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительный вариант: рак у шка.

Вопрос № 254715

Подскажите, как правильно ставить ударение в слов ах – ходатайство, ходатайствовать

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: ход а тай , ход а тайство , ход а тайствовать .

Вопрос № 254670

где ставится ударение в слов е дождались

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительный вариант: дождал и сь .

Вопрос № 254637

здравствуйте, подскажите, как правильно поставить ударение в слов е ведомость в родит.падеже во множ.числе?

Ответ справочной службы русского языка

Предпочтительно: в е домостей , но допустимо и ведомост е й .

Вопрос № 254618

Здравствуйте.
Хотелось бы узнать, где ставится ударение в слов е «боль» во множественном числе родительном падеже (напр. «возникновение головных болей»).
Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Ударение остается на корне, правильно: б о лей.

Вопрос № 254556

Здравствуйте! Как поставить ударение в слов е кулинария?Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Допустимы оба варианта: кулин а рия и кулинар и я (второй вариант предпочтителен для речи дикторов).

Вопрос № 254547

Здравствуйте!
Интересует как правильно поставить ударение в слов е каталог, если оно используется не в качестве значения “список”, а в компьютерной речи как сущность файловой системы.
Чаще всего ударение ставят на второй слог, верно ли это?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно только катал о г (во всех значениях).

Вопрос № 254506

Правильное ударение в слов е кабомба.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 254467

Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, правильное ударение в слов е “фаленопсис” (вид орхидеи).
Заранее спасибо.
Ксения

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 254422

Добрый день! Как правильно поставить ударение в слов е : страхОвщик или страховщИк? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 254402

как рпавильно поставить ударение в слов е первообразная и почему?

Ответ справочной службы русского языка

Словарная рекомендация: первообр а зный, первообр а зная.

Вопрос № 254295

подскажите пожалуста, как правильно поставить ударение в слов е средства. является ли ошибкой ударение на букву а?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: ср е дства , ударение на А – ошибка.

Вопрос № 254294

как правильно поставить ударение в слов е каталог – на кат-а-лог или катал-о-г?

Ответ справочной службы русского языка

Вопрос № 254274

Здравствуйте.
Куда падает ударение в слов е “боке”?
Имеется в виду фотографический термин “эффект боке”.

Ответ справочной службы русского языка

Ударение на последнем слоге: эффект бок е .

Чай Мате: полезные свойства и противопоказания

Мате – напиток, получаемый из высушенных листьев падуба парагвайского. Для его изготовления идут верхние листочки и молодые побеги растения. Напиток этот заваривают проливами. А пьют из одного сосуда с семьей или друзьями, неспеша потягивая через специальную трубочку. Он очень полезен для здоровья, красоты и долголетия.

Чай мате: что это

Мате – напиток с древней историей. Первыми стали заваривать листья падуба еще коренные жители Парагвая – индейцы кечуа и гуарани. Напиток получался крепкий и густой, с ярким табачным привкусом. Он наполнял их энергией, здоровьем и силой. Выпив мате, индейцы часами охотились, ловили рыбу и занимались хозяйством без желания и необходимости поесть.

Сначала его пили узким кругом лиц. Потом этот чай стал популярен не только в Парагвае, а также в Аргентине, Мексике, Америке и Бразилии. Здесь его тянули, как говорят, курили из общего сосуда, который передавали по кругу. Сегодня Мате является национальным напитком Аргентины. Его полюбили и пьют во многих странах мира.

Из чего делают чай мате

Падуб парагвайский, как его еще называют трава мате, растет во влажном тропическом и субтропическом климате. Это вечно зеленый кустарник с твердой древесиной и беловатой корой. В Парагвае и Бразилии листья и ветки падуба собирают прямо в лесу. А в Аргентине и Португалии это растение культивируют на плантациях.

Главное в приготовлении сухого мате – это высокая температура. Так, собранные листья и побеги сразу прогревают при температуре 500-600 градусов в специальных печах. Это позволяет моментально высушить листву и запечатать всю пользу внутри. Части растений становятся хрупкими и ломкими. Теперь печь остужают и просушивают сырье при 300 градусах в течение суток.

Потом мате выдерживают в специальных камерах, где он приобретает дымный аромат и характерный табачный привкус. Далее идет процесс изменения и фасовки. Если мате обжаривают, то он приобретает слегка копченый вкус и аромат.

Сорта мате

Чай мате имеет несколько названий. Среди них – йерба, мате или матэ. Все они активно используются в речи и обозначают парагвайский чай из падуба. Существует множество производителей. Лучшим считается мате из Аргентины и Парагвая, где он изначально появился и распространен сейчас.

Есть несколько вариантов классификации мате. Самые популярные – по месту произрастания, вкусу самого напитка и степени помола. Помол листьев падуба бывает мелкий, средний и крупный. На средний и крупный помол идут листья и побеги падуба. Для мелкого помола используются только листья.

По месту произрастания и производства существует 4 вида мате:

  1. Аргентинский. Его делают из всех частей падуба. Он имеет смешанный древесно-травяной вкус и аромат.
  2. Парагвайский. Также изготавливается из стеблей и листвы падуба. Обладает более ярким вкусом и терпкостью.
  3. Бразильский. Это чисто листовой мате с мелкой структурой яркого зеленого цвета. Его вкус однородный, мягкий с легким дымным вкусом и ароматом.
  4. Уругвайский. Этот мате также делают из листьев, которые перемалывают в мелкий порошок. Его вкус насыщенный, сладковатый, некоторые сорта отдают табаком.

По вкусовым характеристикам выделяют 5 видов:

  1. Традиционный. Такой мате обладает богатым насыщенным вкусом и слегка горчит.
  2. Мягкий. Этот напиток терпкий и обволакивающий, рекомендуемый для первой пробы и новичков.
  3. С дымком. При приготовлении данный вид мате выдерживается в специальных печах и пропитывается дымом.
  4. Копченый. Он выжаривается на сильном огне прямо на открытом воздухе, за счет чего получает слегка копченый привкус.
  5. Органик. Идеальный мелкомолотый мате, который имеет нежный вкус без горечи и делается только из листвы падуба.

Весьма популярен купаж. Мате в разных сочетаниях имеет свои названия. Например, агуанте – с цедрой апельсина, спирит – с лаймом и мятой, терере – с лесными ягодами и фруктами, русо – с травами и специями.

Состав и польза чая мате

Полезные свойства мате заметили еще в древности. Так, аборигены, которые питались скромно и больше растительной пищей, но ежедневно пили мате в больших количествах, были выносливыми и сильными, имели крепкий иммунитет. И даже не болели цингой, которая была распространена в то время. При этом они обладали позитивным взглядом на жизнь, всегда смеялись и шутили.

В Аргентине царит настоящая матемания. Здесь его пьют все – от мала до велика. В любом месте и в любое время.

Мате содержит кофеин, за счет которого напиток тонизирует и бодрит. Этот кофеин еще называют матеин. По своему эффекту он похож на кофеин, но с более длительным и мягким действием. В чае мате также присутствуют антиоксиданты, алкалоиды, органические кислоты, сапонины, минералы, витамины – А, С, группы В. Всего насчитывается порядка 200 полезных элементов.

Полезные свойства чая мате:

  1. Восполняет дефицит энергии.
  2. Повышает работоспособность.
  3. Тонизирует организм.
  4. Успокаивает нервы.
  5. Борется с депрессией.
  6. Помогает взбодриться.
  7. Улучшает настроение.
  8. Притупляет голод.
  9. Снимает усталость.
  10. Способствует пищеварению.
  11. Очищает кишечник.
  12. Облегчает похудение.
  13. Выводит лишнюю жидкость.
  14. Делает дыхание свободным и легким.
  15. Восстанавливает обмен веществ.
  16. Расширяет кровеносные сосуды.
  17. Укрепляет иммунитет.
  18. Стимулирует кровоснабжение.

У женщин мате снижает риск онкологических заболеваний, в том числе матки и молочной железы. Для мужчин это напиток повышает потенцию и усиливает половое влечение, что значимо и необходимо в любом возрасте. Напиток полезен при занятиях спортом, так как повышает выносливость и уменьшает боль в мышцах после интенсивных силовых нагрузок.

Он снижает выработку адреналина, благодаря чему снимает многие симптомы переутомления и усталости. Это нервозность, тревога, волнение, раздражительность и агрессия. В современном ритме мате помогает держать себя в тонусе, оставаться подвижным и весёлым на протяжении всего дня. Этот чай не нарушает цикл сна, способствует крепкому и здоровому отдыху ночью.

Как правильно выбрать качественный чай мате

Хороший мате состоит из трех компонентов. Это веточки – 15-20%, измельченная листва – 55-60% и листовая пыль – 20-30% . Сухая смесь лёгкая и пахнет травой. Мате не заваривают. Просушенные и измельченные листья и ветки падуба плотно засыпают в калабас и проливают много раз.

Качественный мате неоднородной консистенции и рассыпчатой структуры, с приятным дымным ароматом. Его вкус мягкий и глубокий, без горечи.

Правила выбора качественного матэ:

  • Неоднородность – важный показатель качества. Хорошо, когда в общей массе видны фрагменты веточек, листиков. Именно они делают вкус чая неповторимым, оригинальным.
  • Лучшие производители – Аргентина и Парагвай. Эти страны обеспечивают 80% всего мирового экспорта мате.
  • Цвет сухого мате варьирует от коричнево-серого до желтовато-бежевого. Если мате зеленого цвета, значит, для его производства использовались только листья падуба. По мнению специалистов это упрощает вкус мате.
  • Качественный сортовой мате выдерживает до 10 завариваний. В итоге он перестает завариваться и теряет аромат.

Как правильно приготовить классический чай мате в домашних условиях

Традиционно парагвайский чай мате пьют из специальной емкости – калабаса или калебаса, как его еще называют, и используют особую трубку – бомбилью. Раньше калабас в Парагвае делали из тыквы-горлянки. Сейчас этот атрибут мате-чаепития делают из самых разных материалов – керамики, фарфора, металла, дерева. Трубочку бомбилью изготавливают из различных сплавов, иногда с серебром или позолотой. Современная интерпретация калабаса и бомбильи – специальный матетермос. В нем готовят, берут с собой и пьют горячий мате.

Как приготовить мате в калабасе:

  1. Заполнить калабас сухим мате на 2/3 объема.
  2. Встряхнуть сосуд, прикрыв верхнее отверстие ладонью, чтобы чай уплотнился.
  3. Теперь можно налить в калабас теплой воды, температурой примерно 40 градусов.
  4. Подождать пару минут, чтобы мате впитал в себя влагу и набух.
  5. Установить бомбилью, наклонив калабас.
  6. Долить горячей воды столько, чтобы напиток был выпит без остатка.
  7. Долить следующую порцию с тем же расчетом.
  8. Каждый раз доливать воды в калабас не до краев, а ровно столько, чтобы выпить.

Одна порция мате хорошего качества может завариваться до 10 раз. Напиток практически не настаивают, так как он быстро набирает крепость и во вкусе появляется горчинка. Мате готовят проливами, то есть просто пропускают горячую воду через сухую смесь. Чем дольше заваривается мате, тем более крепкими и насыщенным он получается.

Специалисты утверждают, что калабас позволяет более эффективно использовать пользу этого чая. Так, при приготовлении его в калабасе происходит экстракция 75% полезных веществ, а в чашке или чайнике – только 35%.

Отсутствие калабаса и бомбильи восполнит турка и чайное ситечко. Турка отлично справляется с ролью калабаса для заваривания мате. А перелив чай в чашку через ситечко получается убрать все, даже самые мелкие частички листьев падуба. Вода для приготовления этого чая не должна превышать 80 градусов. Кипяток также уменьшает пользу растительных составляющих чая.

Еще одна особенность – сухой заварки нужно брать много. В среднем это 5 столовых ложек без горки на литр воды. Для тех, кто раньше пил только чай это кажется не привычным. Но мате готовится немного по-другому, особенно при использовании калабаса. В нем чай заваривается не сразу общим объёмом, а постепенно и равномерно.

Еще Мате заваривают и пьют холодным. Получается замечательный освежающий и бодрящий напиток. Это отличный вариант прохладительного напитка в жару. Мате можно пить с сахаром, фруктами, травами, ягодами, льдом, молоком и сливками. Каждый вид имеет определенные секреты приготовления и свое название. Особенно экзотичным будет вкус мате с солью и кусочком сливочного масла, в калмыцком исполнении.

Норма мате для всех индивидуальна. Здесь нужно ориентироваться по собственному самочувствию и эффекту. Этот чай пьют не каждый день, а через день. При этом не следует выпивать больше двух калабасов за раз. Необходимость и пользу вечернего чаепития также определяют индивидуально. Некоторым мате помогает справиться с вечерним и ночным жором, что в значительной мере помогает поддерживать фигуру в порядке или снижать вес. А другие, из-за бодрящего действия мате, долго не могут уснуть.

Возможный вред и побочные эффекты

Мате является полезным и вкусным дополнением к рацион. Вред здоровью приносит чрезмерное употребление этого напитка. Среди побочных эффектов – аритмия, повышение давления, нарушение сна. Нежелательно сочетать его с курением и алкогольными напитками.

Большое значение имеет качество иербы. Если качество на высоте, то напиток дает энергию, силу, выносливость, бодрость.

Мате снижает эффективность жаропонижающих и диуретических средств, что следует учитывать в лечении некоторых заболеваний. Многие распространенные хронические заболевания также являются ограничением к употреблению этого чая. Мате нельзя пить натощак и если он обжигающе горячий.

Стоматологи рекомендуют после употребления мате чистить зубы и ополаскивать рот водой.

  • сахарный диабет;
  • гипертония;
  • гастрит, особенно при обострении;
  • холецистит или панкреатит;
  • мочекаменная болезнь;
  • язва желудка и 12-перстной кишки;
  • повышенная кислотность желудка.

Строгим ограничением к употреблению мате является беременность и период лактации, детский и старческий возраст.

Мате – экзотический чай индейцев, их золото, как они сами его называют. Его заваривание и употребление представляет собой целый ритуал, вдохновляющий и неспешный. Он способствует творчеству и ясности мышления. Это напиток для любителей крепких и дымных сортов.

Чай мате: что это такое, как правильно заваривать в калабасе и без него, свойства напитка

С высокой долей вероятности вы слышали такое название. Для аргентинцев и других жителей латинской Америки это традиционный национальный напиток, который всех объединяет. Узнайте, как правильно заваривать и пить чай мате в калебасе, а также в чем заключается эффект, который сделал его знаменитым на весь мир, в нашей статье.

История происхождения

Племена индейцев, населявших Латинскую Америку, вели самобытный образ жизни, отличались уникальной культурой, удивившей европейцев. Парагвай – родина этого сорта.

Сырьем для напитка выступали листья падуба парагвайского, которые имеют второе название – трава мате. Упоминания о нем впервые зафиксированы в XVII веке. Европейские путешественники описывали дерево высотой до пятнадцати метров с блестящими плотными листочками. Особое впечатление на приехавших из Старого Света оказала церемония чаепития. «Волшебные листья» заваривались в сосуде из тыквы (калебасе), а чтобы пить, использовали особые трубочки (бомбильи). Первые рецепты приготовления в Европу привез французский исследователь Август де Сент Хилейрон уже в первой половине XIX века, он же описал свойства листьев падуба.

Химический состав и калорийность

«Парагвайский чай» имеет несколько фракций. Для его приготовления молодые побеги падуба собирают, высушивают и измельчают. В заварке содержатся микроэлементы, белки и углеводы, а также витамины группы В, А, С, Е, Р.

Матеин из всех ксантин-содержащих элементов наиболее всего подходит человеку. С одной стороны, он активизирует работу нервной системы, а с другой – не вызывает зависимости. Он улучшает сон и мягко снижает высокое давление, хорошо воздействует на психомоторику.

Тиамин главным образом влияет на работу головного мозга и центральную нервную систему. Под его воздействием вырабатывается нейромедиатор, который оказывает влияние на процесс памяти, работу сердца и органы пищеварения.

В1 имеет значение в передаче наследственной информации.

Рибофлавин участвует в процессе кроветворения, играет важную роль для формирования гемоглобина. Также имеет значение для зрения и работы надпочечников.

Витамин С способствует укреплению иммунитета, необходим для функционирования головного мозга и сопротивления инфекциям, укрепляет стенки сосудов, участвует в кроветворении.

Ретинол необходим для развития и роста, повышает мембранную защиту клеток.

Токоферол – природный антиоксидант, способный стимулировать сердечную деятельность, расширять сосуды, оказывать противовоспалительный эффект.

Рутин усиливает действие и эффективность аскорбиновой кислоты, укрепляет стенки кровеносных сосудов, является антиоксидантом.

Сырье имеет энергетическую пропорцию белки/жиры/углеводы 50/30/20, содержит магний, калий, железо, серу и другие микроэлементы. Калорийность без каких-либо добавок и сахара составляет 2-5 кКал на 100 г.

Чем полезен чай Мате

Основное действие связано с его бодрящими и тонизирующими свойствами. Он способен воздействовать как стимулятор до 10 часов, при этом не вызывая нарушение сна. Он может смягчить состояние депрессии и нервозности, помогает при бессоннице и перепадах настроения. Он успокаивает тревогу и внутренний эмоциональный дискомфорт. Уникальность этого продукта в том, что он подавляет выделение адреналина, в отличие от кофеиносодержащих напитков. Этим обусловливается его свойство тонизировать деятельность головного мозга и нервной системы и сохранять фазу медленного сна одновременно.

Обоснована его возможная польза для людей, страдающих бронхиальной астмой, ночными задержками дыхания и бронхитами. Теофиллин оказывает бронхорасширяющий эффект, усиливает вентиляцию легких, поддерживает работу дыхательных мышц.

Он станет помощником для проведения процедуры очищения организма, так как прекрасно справляется с выведением токсинов и вредных веществ.

Чем хорош йерба мате:

подавляет чувство голода;

выводит вредные продукты жизнедеятельности организма;

восстанавливает нарушения в обмене веществ, нормализует вес;

оказывает мягкий слабительный и мочегонный эффект;

концентрирует внимание, улучшает память, увеличивает работоспособность;

очищает сосуды и кровь;

снижает уровень холестерина;

влияет на либидо, как у сильного, так и у слабого пола.

Чтобы оценить вкус и пользу мате, необходимо приобретать его у проверенных продавцов таких, как «Русская Чайная Компания».

Для женщин

Некоторые возможные полезные эффекты, из-за которых можно включить его в свой ежедневный рацион:

являясь мощным антиоксидантом, он продлевает молодость, дарит сосудам и коже эластичность и упругость;

детокс-эффект обновляет организм, избавляя от токсинов;

регулируя обмен веществ и уровень холестерина, способствует поддержанию формы, не позволит появиться лишним килограммам;

стимулируя выработку гормонов, снимает мышечные спазмы в дни, когда женщинам это необходимо.

Для мужчин

Он может справиться с функцией поддержания тонуса мужского здоровья, поможет преодолеть тревогу и усталость, депрессию и стресс. При регулярном употреблении у представителей мужского пола в некоторых случаях повышается сексуальное влечение и снижается риск заболеваний предстательной железы. Он также будет незаменимым помощником в занятиях спортом, так как повышает выносливость.

Можно ли пить при беременности

С одной стороны, есть возможность полезного влияния природного источника энергии: антиоксиданты связывают свободные радикалы и омолаживают организм, витамины защищают от раздражительности и стрессов, предотвращают ожирение и нормализуют метаболизм. Комплекс минералов поддерживает работу сердечной мышцы, снимает спазмы и укрепляет кости. Общее оздоровление и укрепление необходимы будущей маме и ее малышу.

Но, как и любой другой в большой дозе, он вполне может нанести вред. Значительное количество продукта сушит кожу, так как в его составе присутствуют дубильные вещества, а также он может спровоцировать тахикардию, потому что содержит такие алкалоиды, как теобромин и теофиллин. Кроме того, он ухудшает усвоение железа.

Медики считают, что, ожидая малыша, нужно ограничить или исключить парагвайский чай из рациона.

Полезен ли при грудном вскармливании

Учитывая экзотичность питья, многие педиатры рекомендуют отказаться от него в этот период. Однако, учитывая последние исследования, опубликованные ВОЗ, употреблять его все-таки можно, но только после достижения малышом шестимесячного возраста. Как и при введении любых других новых продуктов, делать это нужно осторожно, наблюдая за самочувствием и реакцией ребенка. Свою позицию врачи аргументируют тем, что после полугода рацион детей расширяется, поэтому молодая мама может насладиться пользой блюд и напитков, которые были для нее под запретом.

Можно ли пить детям

Родителей, которые имеют желание дать ребенку столь полезный и насыщенный настой, можно понять. Но при всех его целебных свойствах, нельзя забывать о наличии в составе алкалоидов, чье основное действие заключается в стимулировании центральной нервной системы, воздействии на процессы в головном мозге. Учитывая, что нервная система детей формируется вплоть до школьного возраста, лучше избегать дополнительного искусственного воздействия на ЦНС.

Поэтому латиноамериканский чай не рекомендуется предлагать до 8 лет, а школьникам он разрешается не чаще одного раза в неделю по утрам.

Польза в процессе похудения

Путешественники, первыми открывшие «зеленое золото», заметили его тонизирующее и бодрящее действие. Его способность к регулированию обмена веществ и снижению веса были обнаружены гораздо позже. Особенностью является то, что, в процессе употребления, вы не будете чувствовать голода. Питательные характеристики продукта позволяют значительное время обходиться без пищи.

Как правильно приготовить Мате

Чтобы чаепитие было не только приятным, но и полезным, важно уметь раскрыть аромат и вкус чая, а для этого, его нужно правильно заварить. Для технологии cimarron, описанной ниже, кроме посуды и сухих листьев падуба, вам понадобится только вода.

Классический способ

Традиционным сосудом в Латинской Америке считается калабас, а для питья понадобится специальная трубочка с фильтром на конце – бомбилья. Поскольку фракция заварки очень мелкая, без нее частички будут попадать в напиток.

Материал, из которого сделана заварочная чашка, роли не играет. Главное, соблюдать последовательность действий, не перемешивать заварку, не давать листьям плавать на поверхности во время питья.

Одной порции хватает на несколько часов традиционного чаепития. Приготовление включает этапы:

Насыпать на ¾ емкость для заваривания сырьем.

Накрыть и потрясти, чтобы листочки уплотнились.

Наклонить сосуд горизонтально и поставить бомбилью.

Повернуть калабас вертикально и налить немного воды, ее температура должна быть около 40°.

Дать впитаться влаге 2 минуты, долить воды 60-80° до уровня заварки, но не закрывать ее.

Заваренную жидкость выпивать сразу, заливать следующую и пить, не настаивая.

Процедуру пролива повторяют до 20 раз.

Такой способ приготовления позволяет извлечь до 80% полезных веществ, а простое настаивание эффективно лишь на 30%.

Как правильно заваривать чай мате без калабаса

Для приготовления можно пользоваться другой посудой из керамики или стекла. Подойдет, например, френч-пресс. Пропорция берется из расчета 10 грамм заварки на 100 мл жидкости, заливается водой 80° и настаивается не более минуты. Повторять процедуру можно до трех раз.

Холодный рецепт

Приятным и освежающим будет в изнуряющую летнюю жару. Порядок приготовления следующий:

положить в емкость по 2 ст.л Yerba mate, сока апельсина или лимона и 8 ст.л сахара;

добавить 250 мл горячей воды (90-95°);

настаивать 5-7 минут;

охладить, в кувшин долить 250 мл воды, добавить мяту и лед.

С молоком

Варят следующим образом:

в доведенное до температуры 60° молоко засыпаются сухие листья (1 ст.л. на 250 мл);

напиток перемешивается, доводится до кипения и снимается с огня.

По вкусу кладут мед, сахар или корицу.

С имбирем и мятой

Такое сочетание особенно хорошо справляется с лишними килограммами. Для приготовления отдельно заваривают имбирь, а потом заливают чаем, остывшим до 80°. В готовый напиток кладут листочки свежей мяты.

Цитрусовый рецепт для иммунитета

Похож по принципу приготовления на классический. Первая порция употребляется из калебаса в горячем виде, а для получения последующих заварка заливается холодным натуральным соком. Или использовать готовый “Лимонный мате” с добавлением лимонной травы, способствующей дополнительному оттенку цитруса в настое.

Тонизирующий

Для усиления эффекта в готовый травяной настой добавляется ложка молотого кофе. Таким рецептом увлекаться не стоит, он обладает очень сильным бодрящим действием.

С земляникой

Разнообразить привычный вкус мате можно, добавив ягоды земляники и листья ежевики в напиток. Напиток обладает нежным ягодным оттенком. Готовый купажированный мате с оптимально сбалансированным вкусом в ассортименте «РЧК».

Как правильно пить

Его употребляют холодным и горячим, добавляют сахар и мед, цитрусовые и лед. Рецептов приготовления у него множество. Выпивать нужно всю заварку, при этом бомбилья обычно издает характерные звуки, смущающие новичков. Ничего неприличного в них нет. В чаепитие они означают только то, что нужно доливать калабас и делать следующую порцию.

Польза и вред чая Мате при некоторых заболеваниях

Как и любой травяной сбор, имеющий очень богатый состав, он требует внимательного к себе отношения тех, кто страдает хроническими заболеваниями или индивидуальной непереносимостью отдельных компонентов.

При сахарном диабете

Способен снижать уровень холестерина и нормализовать обмен веществ. Этими свойствами объясняется его польза для диабетиков. Кроме того, употребление чая не приводит к тахикардии и перепадам давления, которые так опасны людям, страдающим этим недугом.

При панкреатите

Когда заболевание обостряется, напиток нужно исключить из рациона, в период ремиссии можно позволить себе употребление, но не чаще одного раза в неделю.

При холецистите

Употреблять целебный настой нужно с осторожностью. С одной стороны, он имеет мягкий мочегонный эффект и показан в небольших количествах, с другой, может вызвать движение камней в желчном пузыре и спровоцировать ухудшение состояния.

При гастрите и язве желудка

Поскольку он раздражает слизистые, лучше отказаться от питья, особенно при острых болях. Чтобы почувствовать противовоспалительный и ранозаживляющий эффект, достаточно будет нескольких глотков теплого чая один раз в неделю.

При проблемах с нервной системой

Людям с хроническими заболеваниями в этой области мате противопоказан. Если исключить полностью его не удается, ограничьте употребление 1 разом в несколько дней и выпивайте не более половины чашки.

Влияние на сердечно-сосудистую систему

Уникальность растения заключается в том, что оно способно предотвратить проблемы с сердцем. Благодаря своим качествам оно:

улучшает снабжение крови кислородом и микроэлементами;

укрепляет сердечную мышцу;

предупреждает развитие атеросклероза.

Мате для красоты

Парагвайский падуб успешно применяется наружно. С его помощью можно подтянуть возрастные морщинки, сделать кожу более свежей, упругой и ровной, избавиться от «апельсиновой корки».

Скраб

В домашних условиях можно приготовить его самостоятельно:

Залить горячей водой 3 ст.л сухого сырья.

Добавить в 1 стакан морской соли несколько капель эфирного масла.

Втирать полученную смесь массажными движениями вместе с гелем для душа во время принятия ванны.

Применяя его систематически, можно быстро добиться мягкой шелковистой и упругой кожи без особых финансовых затрат.

Обертывание

2 раза в неделю, уделив внимание телу, можно избавиться от целлюлита или заметно сократить его проявление.

Пошаговая инструкция проведения процедуры:

Залить 5 ложек смеси листьев кипятком, чтобы получилась масса густой консистенции.

Положить 2 ложки меда.

Нанести на проблемные участки кожи, закрыть их пищевой пленкой и укрыть. Важно создать эффект парника на полчаса.

Смыть целебный состав.

Может ли навредить и какие противопоказания у чая Мате

К нежелательным последствиям употребления относятся нарушение сердечного ритма и повышение давления. Поэтому его лучше исключить из диеты в случае:

беременности и кормления ребенка до 6 месяцев;

возраста до 8 лет;

при язве и гастрите;

при вирусных и простудных заболеваниях с повышенной температурой.

Правильный выбор и хранение

Хранят листья падуба в герметично закрытой посуде, без доступа света. Нельзя допускать, чтобы в них попадала влага. При выборе продукта обязательно посмотрите дату изготовления, он становится горьковатым, если лежит дольше 5 лет. Качественный товар состоит из мелко порезанных листочков, веточек и порошка.

Заключение

Грамотный подход и знание того, что это такое за напиток чай мате, какие полезные свойства и противопоказания у него есть – это залог сохранения и восстановления здоровья, удовольствия от внимательного чаепития.

Диктанты 4 класс

Диктант для 4 класса – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

  • 1 четверть
  • 2 четверть
  • За полугодие
  • 3 четверть
  • 4 четверть
  • Итоговые диктанты
По названию и теме:
4 класс 1 четверть
Поздняя осень

На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжёлые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.

На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки. Слова для справок: кочаны, усыпано.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам предложения четвёртое предложение.
  2. Подчеркнуть словарные слова.
  3. Выписать из текста два слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.
Петька

В заповеднике жил Петька. Это была большая, чёрная, серьёзная птица. Однажды я дал ворону печенье. Он взял печенье и спрятал в подклювный мешок. Я вынул маленькую монетку и показал Петьке. Эту монетку он тоже прятал. Потом Петька слетел на дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок подарки. Ворон вырвал клок травы и воткнул в песчаный домик. (58 слов) Слова для справок: кочаны, усыпано.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нем однородные члены.
  2. Разобрать восьмое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания.
  3. Найти и выписать слово, соответствующее любой схеме:
  4. Разобрать любое из выделенных слов по составу.
  5. В третьем предложении подчеркнуть изученные орфограммы.
  6. Сделать звуковую запись слова путь или ружье (на выбор ученика). Найти предложение с обращением, подчеркнуть обращение.
4 класс 2 четверть
В саду

Поздней осенью я посадил молодые яблоньки. Наступила дружная весна. По дорогам зажурчала вода. Быстро сошёл снег. Ярко заблестели на солнце лужи.

Я пришёл в сад и осмотрел свои яблоньки. Сучья и веточки все были целы. Лопнули почки. Показались алые края цветочных листьев. По саду разносились чудесные песни птиц. В песнях звучала радость встречи с теплом и весной. Легко и спокойно было на сердце. (65 слов) Слова для справок: сошёл, пришёл, спокойно.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Указать над словами первого абзаца часть речи.
  2. Выписать слово с разделительным мягким знаком. Образовать однокоренные слова.
Редкая гостья

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки. (85 слов)

✒️ Грамматическое задание (на выбор учителя):

  1. Разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж).
  2. Над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж (например, во втором, или третьем, или четвертом предложении).
  3. Выписать по одному существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это существительное в предложении, затем в начальной форме.
Контрольный диктант за первое полугодие
Солнце

Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.

Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли ручьи. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце. (69 слов)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть слова с непроизносимой согласной.
  2. Определить во втором предложении склонение и падеж имён существительных.
4 класс 3 четверть
Зимний лес

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями. (82 слова)

✒️ Грамматическое задание (на выбор учителя):

  1. Указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях.
  2. Подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания.
  3. Разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным).
  4. Разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.
Где же приятель?

Пришла весна. Кругом зажурчала вода. Медвежонок отправился гулять по поляне. Вдруг он остановился. Перед ним сидела лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка отпрыгнула. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до большой лужи. Лягушонок прыгнул в воду. Медвежонок сунул лапу в воду. Вода была холодна. Он отдёрнул лапу, потряс ею. Мишка осмотрелся. Куда девался его новый приятель? (72 слова)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Указать в тексте лицо и падеж местоимений.
  2. Разобрать шестое предложение по членам предложения и частям речи.
Журавли

Журавли готовились к отлёту. В золотые дни осени они покружились над родным болотом. Вот и потянулись стройные косяки в тёплые страны.

Журавли летели над лесами, полями,шумными городами. Внизу оставались реки, горы и моря. В глухом лесу птицы сделали отдых.

На востоке показалась ранняя зорька. Чуткие журавли уже проснулись.

Скоро взойдёт яркое солнце. Мы услышим прощальные голоса птиц. Высоко взлетят журавли. До свидания! До радостной встречи весной, журавли!

4 класс 4 четверть
Весна в лесу

Наступила радостная, шумная весна. Теплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями веселые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы.

Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ежик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеек забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи. Все рады весне!

✒️ Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:
    1-й вариант – во 2-м предложении (Теплые лучи. );
    2-й вариант – в 12-м предложении (На макушке. ).
  2. Разобрать по составу слово:
    1-й вариант – пробежала;
    2-й вариант – побегут.
Весеннее солнце

На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла все небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.

Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.

Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:
    1 вариант — в 4-м предложении (Золотые лучи солнца перелетали. );
    2 вариант — в 5-м предложении (Капельки росы заиграли. ).
  2. Разобрать по составу слово:
    1 вариант — загрустила (из 7-го предложения);
    2 вариант — полетел (из 8-го предложения).
Цветёт черёмуха

Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера. (66 слов) Слова для справок: аромат, замер, боятся.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Указать время глаголов.
  2. Выписать из текста глагол в неопределённой форме.
  3. Выписать глагол из последнего предложения. Выполнить морфологический разбор.
Вечерняя прогулка

Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную вечернюю прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираешься вперёд. С облегчением вздохнёшь, когда снова очутишься на солнечной опушке.

Какая перед тобой открывается красота! Внизу, как на ладони, расстилается широкая долина, по которой змеёй извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и моё любимое ближнее озеро.

При солнечном освещении всё это принимает волшебный вид. (79 слов)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Подчеркнуть глаголы в неопределённой форме.
  2. Сделать морфологический разбор глагола из последнего предложения.
Итоговые диктанты за 4 класс
Майское чудо

Ласковое солнце согревает землю своим теплом.

Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крохотные колокольчики. В верхней части еще закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелек. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!

Догадались, о каком растении идет речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи красоту дивной полянки! (86 слов)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Синтаксический разбор предложения.
    1 вариант — 2 предложение;
    2 вариант — 3 предложение.
  2. Морфологический разбор глагола.
    1 вариант — бежишь;
    2 вариант —видишь.
  3. Выполни разбор слов по составу.
    1 вариант — разбежалась, присмотреть, вдыхаешь, внизу, разъярённый
    2 вариант — пронеслось, расписать, засветишь, сверху, слева, объездная.
Летняя прогулка

Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.

На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенёк у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле! (80 слов)

✒️ Грамматическое задание:

  1. Разобрать первое предложение по членам и частям речи.
  2. Выписать из текста по одному имени существительному, прилагательному и глаголу. Разобрать слова по составу.
  3. Выполнить фонетический разбор имён существительных из второго предложения.

Цель диктантов: Повторить и систематизировать изученный на уроках материал, выполнить работу над ошибками.

Контрольные диктанты 4 класс 1 четверть

При написании Контрольные диктанты 4 класс 1 четверть использовались материалы из книги: Е. А. Нефедова, О. В. Узорова. «500 контрольных диктантов по русскому языку. 1–4 классы»

1 четверть

Медвежонок

Капитан привёз из леса на заставу маленького медвежонка. На заставе малышу обрадовались.
Однажды медвежонок лежал на солнышке у завалинки. К нему подошла корова Майка. Мишка вскочил, ощетинился, поднял лапу. Вдруг он почувствовал тёплый молочный запах и подбежал к корове. С тех пор каждое утро медвежонок бегал за Майкой следом и хватал её за ноги. Медвежонок не отступал до тех пор, пока в его миске не было теплого парного молока.

(70 слов) (по В. Коржикову)

Грамматические задания
  1. Последнее предложение разобрать по членам предложения, указать части речи, выписать словосочетания.
  2. В первом предложении второго абзаца найти существительные; указать их склонение и падеж. Выделить окончания.
  3. Выписать из диктанта предложение без союзов с однородными сказуемыми.

Враги змей

Даже у гигантской змеи есть враги. Живёт такой орёл – змееяд. Он питается только змеями. Триста змей съедает его птенец. Ловко истребляет змей мангуст. Он справляется даже с коброй. Его специально держат в том месте, где змеи заползают в дома. На гадюк нападают ежи. Ёжики защищают себя в борьбе колючками. На морских змей нападают хищные рыбы. Гибнут змеи в большом количестве и при пожаре. Среди змей много редких. Многие виды записаны в Красной книге.

Грамматические задания
  1. Выписать из диктанта по одному существительному единственного числа в родительном, творительном и предложном падежах.
  2. Выписать из диктанта три слова с проверяемой безударной гласной в корне. Написать проверочные слова.
  3. Выписать из диктанта одно слово с Ъ. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.

Клёсты

В зимнюю стужу в ельнике стоит тишина. От лютого холода попряталось всё живое. Вдруг появилась целая стайка северных гостей. С шумом пронеслись клёсты над тихой поляной. Птицы облепили вершину ёлки. На самой верхушке висели гроздья аппетитных шишек. Цепкими когтями птицы стали таскать вкусные семена. Между сучьев ёлки спрятаны их жилища. Там уже вывелись птенцы. Заботливые мамы кормят их еловой кашей. Почему клёсты зимуют в нашем крае? У нас им теплее, чем на далёком севере.

(76 слов) (по Г. Скребицкому)

Грамматические задания
  1. В первом предложении найти существительные; указать их склонение и падеж. Выделить окончания.
  2. Выписать из диктанта три слова с Ь – показателем мягкости. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.
  3. Выписать из диктанта по одному прилагательному мужского и женского рода.

Книга

Отец принёс сыну новую книгу. Мальчик долго рассматривал красивые картинки. Художник нарисовал море, корабли.
Откуда пришла книга? Кто придумал чудо из чудес? Жизнь книги берёт начало в лесу. От дерева до книги длинный путь. Люди срубили деревья, отвезли на фабрику. Рабочие распилили их, сварили бумажное тесто. Эту массу раскатали в тонкие полосы и свернули в рулоны. Готовую бумагу отправляют на книжную фабрику.
Там есть наборный, печатный и переплётный цеха. Отсюда книга идёт в библиотеку, магазин.

(76 слов) (по А. Баркову)

Грамматические задания
  1. В первом абзаце найти существительные; указать их склонение и падеж. Выделить окончания.
  2. Выписать из диктанта предложение без союзов с однородными сказуемыми.
  3. Выписать из диктанта одно слово с удвоенной согласной. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.

Гага живёт на севере у моря. Она строит своё гнездо из пуха. Пух птица выщипывает у себя из груди. Потом гага скрепляет его палочками и мхом. Теперь пух не развеет ветер. Гнездо стоит на земле между стеблями низкого кустарника. Кустарник защищает гнездо от ветра. Появились птенцы из яиц. Мать сразу уводит их в море, а гнездо бросает. От дождей и снегов пух свивается в комок. На будущий год это гнездо уже не годится. Местные жители собирают такие гнёзда без всякого вреда для гаг.

Грамматические задания
  1. Выписать из диктанта одно слово с парной согласной в слабой позиции. Написать проверочные слова.
  2. Подчеркнуть среди слов ПОЖАР, ПОХОДКА, ССОРА подходящее под схему: приставка, корень, суффикс, окончание.
  3. Выписать из диктанта два слова такого состава: корень, суффикс, окончание.

Детский сад для пингвинов

Прошло пять недель со дня рождения пингвинёнка. Малыш ступает лапками на снег и уходит в детский сад. Там уже стоят сверстники пингвинёнка. Они сбиваются тесной толпой и согревают друг другу бока. Такие сборища называют детскими садами. Взрослые пингвины оберегают их от буревестников. Родители приходят и в крике и гаме находят своих детей среди тысяч чужих. Они кормят только своих птенцов. Самые прожорливые за один раз глотают по шесть килограммов рыбы. Летом выпускники пингвиньих детских садов плывут на практику в море.

Грамматические задания
  1. Записать слово ПИНГВИНЁНОК в винительном и творительном падежах.
  2. Разобрать по составу слово ДЕТСКИЙ. Написать ещё два слова такого же состава.
  3. Выписать из диктанта три слова с непроизносимой согласной. Написать проверочные слова. Написать ещё два слова на эту же орфограмму.

Кот в сапогах

В дозор пограничники ходят со служебными собаками. А у нас на заставе кот стал в дозор ходить. Однажды один из бойцов принёс на заставу котёнка. Котёнок оказался очень способным. Стоят солдаты на линейке. Кот с ними на левом фланге. Солдаты в дозор уходят. Кот за ними отправляется. На всякий шорох встаёт у котика шёрстка дыбом. Однажды зимой пошёл кот на пост и лапы отморозил. Решили пограничники обуть кота. Но башмачков кошке не купишь. Тогда сшили пушистому пограничнику меховые пимы. Так на заставе появился кот в сапогах.

Грамматические задания
  1. В первом предложении найти существительные; указать их склонение и падеж. Выделить окончания.
  2. Выписать из диктанта предложение с союзом с однородными сказуемыми.
  3. Выписать из диктанта три однокоренных слова к слову КОТ.

Акулы

Существует много видов акул. Они различаются размерами и внешним видом. Длина гигантской китовой акулы пятнадцать метров, а колючей – всего двадцать сантиметров.
Может ли акула напасть на человека? Такие виды есть. Среди них белая и тигровая акулы. Но они не нападают на человека как на средство питания. Акулы едят рыб, черепах, дельфинов и птиц. Китовая акула питается маленькими рыбёшками и крохотными рачками. Акулы ощущают постоянный голод и съедают даже несъедобные предметы. В желудках акул находили куски шин, консервные банки. Разъярённая акула может разрушить лодку и напасть на человека.

Диктанты для 4 класса. Школа России.
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему

Тексты тематических и итоговых диктантов в 4 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
diktanty_4_klass.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс 1 четверть. Тема: «Повторение»

На дворе октябрь. Уже убрали с полей картофель. На огородах срезают капусту. Тяжёлые светлые кочаны лежат в корзинках. Сладкая репка и красная морковка насыпаны между грядками.

На краю леса краснеет рябина. Кудрявое дерево ее усыпано ягодами, словно яркими бусами. По опушкам алеют зрелые ягоды калины. Сильнее дует осенний ветер. В комнатах потеют окошки. Слова для справок: кочаны, усыпано.

1. Разобрать по членам предложения четвёртое предложение.
2. Подчеркнуть словарные слова.
3. Выписать из текста два слова с безударной гласной в корне, подобрать проверочные слова.

Контрольный диктант по русскому языку – «Повторение» 4 класс

4 класс 1 четверть. Тема: «Предложение»

В заповеднике жил Петька. Это была большая, чёрная, серьёзная птица. Однажды я дал ворону печенье. Он взял печенье и спрятал в подклювный мешок. Я вынул маленькую монетку и показал Петьке. Эту монетку он тоже прятал. Потом Петька слетел на дорогу, сделал клювом круглую ямку, запрятал в песок подарки. Ворон вырвал клок травы и воткнул в песчаный домик. (58 слов) Слова для справок: кочаны, усыпано.

1. Найти любое предложение с однородными членами, подчеркнуть в нем однородные члены.
2. Разобрать восьмое предложение по членам предложения: подчеркнуть главные члены предложения, выписать словосочетания.
3. Найти и выписать слово, соответствующее любой схеме:
4. Разобрать любое из выделенных слов по составу.
5. В третьем предложении подчеркнуть изученные орфограммы.
6. Сделать звуковую запись слова путь или ружье (на выбор ученика). Найти предложение с обращением, подчеркнуть обращение.

Контрольный диктант по русскому языку – «Предложение» 4 класс

4 класс 2 четверть. Тема: «Части речи»

Поздней осенью я посадил молодые яблоньки. Наступила дружная весна. По дорогам зажурчала вода. Быстро сошёл снег. Ярко заблестели на солнце лужи.

Я пришёл в сад и осмотрел свои яблоньки. Сучья и веточки все были целы. Лопнули почки. Показались алые края цветочных листьев. По саду разносились чудесные песни птиц. В песнях звучала радость встречи с теплом и весной. Легко и спокойно было на сердце. (65 слов) Слова для справок: сошёл, пришёл, спокойно.

1. Указать над словами первого абзаца часть речи.
2. Выписать слово с разделительным мягким знаком. Образовать однокоренные слова.

Контрольный диктант по русскому языку – «Части речи» 4 класс

4 класс 2 четверть. Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Ребята жили в деревне недалеко от леса. На лесной опушке под елкой они устроили птичью столовую. Ветки ели защищали кормушку от вьюги. Пищу для птиц дети заготовили еще с осени. Сегодня ребята шли узкой тропинкой навестить друзей. На скатерти снегов видны лисьи, заячьи, птичьи следы. Инеем украсил мороз березку. В домике уже завтракала синичка. Из чащи летела к кормушке стайка щеглов. Вдруг на верхушке елки появилась белка. Зверек огляделся и прыгнул на птичий домик. Редкая гостья ловко стала объедать ягодки с кисти рябинки. (85 слов)

Грамматическое задание (на выбор учителя):

1. Разобрать третье предложение по членам предложения (подчеркнуть главные члены, выписать словосочетания, после каждого имени существительного в словосочетании указать склонение и падеж).
2. Над каждым именем существительным в единственном числе указать падеж (например, во втором, или третьем, или четвертом предложении).
3. Выписать по одному существительному каждого типа склонения сначала в той форме, в которой дано это существительное в предложении, затем в начальной форме.

Диктант по русскому языку – «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Контрольный диктант за первое полугодие

Выплыло из-за леса солнце. Повеселела лесная поляна. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.

Но вот набежала туча и закрыла всё небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья. Лес глухо и грозно зашумел. На земле появились мокрые пятна. С холмов потекли ручьи. Удары грома оглушили всю местность. Но гроза быстро прошла. И снова над лесом светит солнце. (69 слов)

1. Подчеркнуть слова с непроизносимой согласной. 2. Определить во втором предложении склонение и падеж имён существительных.

4 класс Контрольный диктант по русскому языку за первое полугодие

4 класс 3 четверть. Тема: «Имя прилагательное»

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями. (82 слова)

Грамматическое задание (на выбор учителя):

1. Указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях.
2. Подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания.
3. Разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным).
4. Разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.

Контрольный диктант по русскому языку – «Имя прилагательное» 4 класс

4 класс 3 четверть. Тема: «Местоимение»

Где же приятель?

Пришла весна. Кругом зажурчала вода. Медвежонок отправился гулять по поляне. Вдруг он остановился. Перед ним сидела лягушка. Она только очнулась от зимней спячки. Медвежонок протянул к ней лапу. Лягушка отпрыгнула. Мишка принял это за игру. Он тоже сделал скачок. Так они добрались до большой лужи. Лягушонок прыгнул в воду. Медвежонок сунул лапу в воду. Вода была холодна. Он отдёрнул лапу, потряс ею. Мишка осмотрелся. Куда девался его новый приятель? (72 слова)

1. Указать в тексте лицо и падеж местоимений.
2. Разобрать шестое предложение по членам предложения и частям речи.

Контрольный диктант по русскому языку – «Местоимение» 4 класс

4 класс 3 четверть. Тема: «Глагол»

Журавли готовились к отлёту. В золотые дни осени они покружились над родным болотом. Вот и потянулись стройные косяки в тёплые страны.
Журавли летели над лесами, полями,шумными городами. Внизу оставались реки, горы и моря. В глухом лесу птицы сделали отдых.
На востоке показалась ранняя зорька. Чуткие журавли уже проснулись.
Скоро взойдёт яркое солнце. Мы услышим прощальные голоса птиц. Высоко взлетят журавли. До свидания! До радостной встречи весной, журавли!

4 класс 4 четверть

Наступила радостная, шумная весна. Теплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями веселые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы.

Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ежик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеек забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи. Все рады весне!

1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:
1-й вариант – во 2-м предложении (Теплые лучи. );
2-й вариант – в 12-м предложении (На макушке. ).

2. Разобрать по составу слово:
1-й вариант – пробежала;
2-й вариант – побегут.

На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла все небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.
Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.
Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.

1. Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж:
1-й вариант – в 4-м предложении (Золотые лучи солнца перелетали. );
2-й вариант – в 5-м предложении (Капельки росы заиграли. ).

2. Разобрать по составу слово:
1-й вариант – загрустила (из 7-го предложения);
2-й вариант – полетел (из 8-го предложения).

Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера. (66 слов) Слова для справок: аромат, замер, боятся.

1. Указать время глаголов.
2. Выписать из текста глагол в неопределённой форме.
3. Выписать глагол из последнего предложения. Выполнить морфологический разбор.

Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную вечернюю прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираешься вперёд. С облегчением вздохнёшь, когда снова очутишься на солнечной опушке.

Какая перед тобой открывается красота! Внизу, как на ладони, расстилается широкая долина, по которой змеёй извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и моё любимое ближнее озеро.

При солнечном освещении всё это принимает волшебный вид. (79 слов)

1. Подчеркнуть глаголы в неопределённой форме.
2. Сделать морфологический разбор глагола из последнего предложения.

Контрольный диктант по русскому языку – «Глагол» 4 класс

Итоговый контрольный диктант 4 класс

Ласковое солнце согревает землю своим теплом.

Ранним утром ты бежишь в ближнюю рощу. В тенистой прохладе ты видишь редкое чудо. В зелени высокой травы белеет прелестный цветок. На тонкой ножке висят жемчужины. Внизу они похожи на крохотные колокольчики. В верхней части еще закрытые цветы напоминают бубенчики. Широкие листья, словно ладони, охраняют хрупкий стебелек. Слышишь, как звенят колокольчики весны? Ты вдыхаешь тонкий запах нежного цветка. Прекрасный подарок русского леса!

Догадались, о каком растении идет речь? Ландыш подарила нам весна. Не губи красоту дивной полянки! (86 слов)

1. Синтаксический разбор предложения.
1 вариант – 2 предложение; 2 вариант – 3 предложение.

2. Морфологический разбор глагола.
1 вариант – бежишь; 2 вариант – видишь.

3. Выполни разбор слов по составу.
1 вариант: разбежалась, присмотреть, вдыхаешь, внизу, разъярённый
2 вариант: пронеслось, расписать, засветишь, сверху, слева, объездная.

Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.

На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенёк у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле! (80 слов)

1. Разобрать первое предложение по членам и частям речи.
2. Выписать из текста по одному имени существительному, прилагательному и глаголу. Разобрать слова по составу.
3. Выполнить фонетический разбор имён существительных из второго предложения.

Ссылка на основную публикацию