«Ломота» – как правильно ставить ударение в слове?

Правильные ударения в словах, как правильно ставить

Орфоэпический минимум, подлежащий проверке на едином государственном экзамене. Ударение нужно ставить на выделенную букву. Для поиска слова можно использовать сочетание клавиш Ctrl+F. Слова расположены в алфавитном порядке. Также посмотрите ударение в словах.

А
агЕнт
алфавИт
аэропОрты, им.п. мн.ч.

Б
балОванный, прич.
баловАть
балУясь
бАнты, им.п.мн.ч
бОроду, вин.п.ед.ч.
бралА
бралАсь
бухгАлтеров, род.п. мн.н

В
вЕрба
вернА
вероисповЕдание
взялА
взялАсь
включЁн
включЁнный
включИм
включИт
включИшь
влилАсь
вОвремя
ворвалАсь
воспринялА
воссоздалА
вручИт

Г
гналА
гналАсь
граждАнство

Д
давнИшний
дефИс
диспансЕр
добелА
добралА
добралАсь
довезЁнный
дОверху
ДоговОр
договорЁнность
дождалАсь
дозвонИтся
дозвонЯтся
дозИровать
докраснА
докумЕнт
донЕльзя
дОнизу
досУг
дОсуха

Ж
жалюзИ, ср.р.и мн.ч.
ждалА
жилОсь

З
завИдно
зАгнутый
зАгодя
закУпорив
закУпорить
зАнял
занялА
зАняло
занятА
зАнятый
заселЁн
запертА
зАтемно
звалА
звонИм
звонИт
звонИшь
знАчимость
знАчимый
зимОвщик
зАсветло

И
избалОванный
Иксы
импЕрский
инстИнкт
исключИт
Исстари
исчЕрпать

К
каталОг
квартАл
киломЕтр
клАла
клЕить
кОнусы,кОнусов
кормЯщий
корЫсть
крАлась
крАны
красИвее
красИвейший
кремЕнь
кренИтся
кровоточАщий
кровоточИть
кУхонный

Л
лгалА
лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.
лилА
лилАсь
ловкА
лыжнЯ

М
мЕстностей род.п. мн.ч
мозаИчный
молЯщий
мусоропровОд

Н
навЕрх
навралА
наделИт
надОлго
надорвалАсь
нажИвший
нажитА
нажИлся-убрать
назвалАсь
накренИт
налилА
налИвший
налитА
намЕрение
нанЯвшийся
нарвалА
нарОст
насорИт
нАчал
началА
нАчали

начАв
начАвший
начАвшись
нАчатый
начАть
нАчатые-убрать
нЕдруг
недУг
некролОг
нЕнависть
ненадОлго
низведЁн
нОвости,новостЕй
нОгтя, род.п ед.ч.

О
обеспЕчение
обзвонИт
облегчИт
облегчИть
облилАсь
обнялАсь
обогналА
ободралА
ободрИть
ободрЁнный
ободрЁн
ободренА
ободрИшься
обострЁнный
обострИть
одолжИт
озлОбить
оклЕить
окружИт
опломбировАть
опОшлят
определЁн
оптОвый
освЕдомиться, освЕдомишься
отбылА
отдалА
отдАв
отключЁнный
откУпорил
отозвалА
отозвалАсь
Отрочество

П
партЕр
перезвонИт
перелилА
плодоносИть
повторЁнный
повторИт
поделЁнный
поднЯв
позвалА
позвонИт, позвонИшь
полилА
положИл
положИть
понЯв
понЯвший
пОнял,
понялА
портфЕль
пОручни
послАла
прибЫв
прИбыл
прибылА
прИбыло
придАное
призЫв
прИнял
прИняли
принУдить
прИнятый
приручЁнный
прожИвший
прозорлИва
процЕнт

С
свЁкла
сверлИт
сверлИшь
сирОты
слИвовый
снялА
снятА
сОгнутый
создалА
созданА
сорИт
срЕдства,им.п.мн.ч.
срЕдствами
стАтуя
столЯр
созЫв

Т
тамОжня
тОрты
тОртов
тОтчас

У
убралА
убыстрИть
углубИть
укрепИт

Ц
цемЕнт
цЕнтнер
цепОчка

Щ
щавЕль
щемИт
щЁлкать

Не нашли нужное слово? Посмотрите здесь:

Амфора
агронОмия
акрОполь
алкогОль
анАлог
анАтом
анонИм
апокАлипсис
арАхис
арЕст
аргумЕнт
асимметрИя
астрОлог
астронОм
атмосфЕра
афЕра
бАржА (равноправные)
бУнгало
блАговест
блуднИца
бюрокрАтия
вЕчеря
вОгнутый
валовОй
вандАлы
вдовствО
вероисповЕдание
ветеринАрия
взАпуски
взапертИ
воздухопровОд
воспроизведЕние
втрИдорога
вчистУю
гЕнезис
гЕрбовый
газопровОд
гастронОмия
гегемОния
гипОтеза
гомеопАтия
граждАнство
грошОвый
дОгмат
дОсыта
дефИс
диалОг
диспансЕр
докумЕнт
донЕльзя
досУг
дотрОнуться
дремОта
духовнИк
евАнгелие
еретИк
жалюзИ
зАгодя
завИдно
завсегдАтай
задОлго
закУпорить
запломбировАть
злОба
знАмение
зубчАтый
игУмен
Издавна
Иконопись
Искоса
Искра знания и искрА зажигания
Исстари
идеОлог
иерОглиф
изОгнутый
избаловАть
издрЕвле
изобретЕние
инАче
инсУльт
искривИться
исчЕрпать
кАшлянуть
кУхонный
кАмбала
каталОг
каучУк
квартАл
кедрОвый
киломЕтр
клЕить
коклЮш
корЫсть
кремЕнь
ломОта
ломОть
лубОчный
мАркетинг
мЕльком
магазИн
мастерскИ
медикамЕнты
метонИмия
молОх
монолОг
мусоропровОд
мытАрство
нАискось
нЕнецкий
наОтмашь
наговОр
назлО
намЕрение
нарОст
начАть
незадОлго
некролОг
ненадОлго
несказАнно
нефтепровОд
низИна
новоприбЫвший
новорождЁнный
обеспЕчение
обетовАнный
облегчИть
обнаружЕние
ободрИть
объезднОй
одОбренный
озвУчение
озлОбленный
ознакОмленный
оперИться
оптОвый
освЕдомить
осведомлЁнный
остриЁ
осужденА
оторвалА
откУпорить
оценЁнный
пАсквиль
пЕтля
пОстриг
пУстошь
пУстынь
патриАрхия
перекрОенный
петлЯ
пиццерИя
плЕсневеть
платО
пломбировАть
поИмка
подзаголОвок
подрОстковый
подчистУю
поискОвый
полтергЕйст
прИкус
предвосхИтить
премировАть
приговОр
принУдить
принЯть
прогИб
проторЁнный
процЕнт
псевдонИм
пулОвер
пургА
путепровОд
рАджа
рАпорт
РевЕнь
рОвненько
рОзги
развитОй
ракУшка
сЕтчатый
сОгнутый
сабО
свЁкла
сегмЕнт
создАвший
создАл
создалА
сОздало
созЫв
сосредотОчение
столЯр
тАинство
твОрОг (двойное ударение)
тУфля
табУ
танцОвщица
тигрОвый
толИка
тошнотА
трУбчатый
трубопровОд
углубИть
уговОр
узаконЕние
украИнский
умЕрший
упрОчение
факсИмиле
фенОмен (необычное явление. Допустимо ударение на последний слог), феномЕн (выдающийся человек)
фетИш
флюорогрАфия
ходАтайство
чИстильщик
щИколотка
Экскурс

Списки с правильными ударениями очень важны для решения задания A1 из ЕГЭ по русскому языку, поэтому рекомендуется сохранить ссылку на эту страницу.

Правильное ударение в словах. 500 правильных вариантов!

Привет Пикабу! Я зарегистрировался на этом сайте 10 минут назад и сразу захотелось поделиться чем-то полезным, чего иногда не хватает под рукой. Поэтому держите: правильное ударение в 500 словах🙂

Здесь вас ждут как базовые слова, которые каждый из нас использует ежедневно, так и профессиональные, которые чаще встретишь в какой-нибудь брошюре, чем в обиходе.

бухгАлтеров, род.п. мн.н

жалюзИ, ср.р.и мн.ч.

Искра знания и искрА зажигания

Картинка, чтобы глаза отдохнули от текста

лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.

мАркЕтинг (допустимы оба ударения)

мЕстностей род.п. мн.ч

стенА. Во множественном – стЕны. В творительном падеже – со стенОй и со стЕнами.

твОрОг (двойное ударение)

фенОмен (необычное явление)

феномЕн (выдающийся человек)

электропрОвод (провод=проволока – прОвод, а то, что провод=проводит какое-либо вещество – провОд)

языкОвая колбаса, языковАя система

Большинство материала взято с этого источника

Всем спасибо за внимание!

Зачем с буквой Ё слова? По правилам на нее всегда падает ударение.

@sarth, не спи, ты – почти нео!))))

Вас теперь двое.

Грамотности пост#6 Жареная или жаренная?

Мускулатура, подмышки и мыши: этимология

Периодически у почтенной публики возникают вопросы, касающиеся такой интимной части тела, как подмышка.

Во-первых, слитно или раздельно она пишется?

Во-вторых, при чём тут вообще мыши?

Начнём от Адама, то есть с этимологии, и ответим сначала на второй вопрос.

Слово “мышка” (под которой подмышка) действительно происходит от слова “мышь”. А ещё от слова мышь происходит слово “мышца” (в древнерусском произносилось как “мышица”, а писалось до падения редуцированных “мъшьца”).

Дело в том, что перекатывающиеся под кожей бугорки когда-то напомнили нашим предкам бегающих зверьков, и их назвали мышками. Соответственно, то, что находилось под мышкой, живущей в плече, назвали “подмышкой”.

Кстати, слово “мускулы” произошло точно так же. На латыни “мышь” – будет “mus”, а “мышонок”, с уменьшительным суффиксом – “musculus”. Но уже в Древней Греции слово “μῦς” означало и мышь, и мышцу.

Ну а теперь первый вопрос – как правильно написать? Это зависит от того, какой частью речи является это слово в каждом конкретном случае – существительным или наречием.

Существительное отвечает на вопрос “что?” и его производные, в этом случае пишем слитно:

чесать (что?) подмышку

гладкие (что?) подмышки

аромат исходит (от чего?) от подмышек

жмёт (в чём?) в подмышках

А наречие отвечает на вопросы “где?”, “куда?” и пишется раздельно:

«Ломота» – как правильно ставить ударение в слове?

Исключите из списка те слова, ударение в которых вы определяете безошибочно. Сосредоточьтесь на оставшихся. Распределите их в отдельные группы по какому-либо признаку. Например, в 1-ую группу внесите слова с ударением на первом слоге, во вторую – с ударением на втором и т.д. Для быстрого заучивания слов из каждой группы, попробуйте придумать с ними какую-нибудь историю (это может быть одно предложение или небольшой текст). И чем она будет фантастичнее и неправдоподобнее, чем ярче будут созданные вами образы, тем быстрее вы запомните нужные слова.

Например, необходимо запомнить следующие слова:

Всё хохотим да хохотим! (С.Белорусец)

38. Вот ведро,
И мусор вот.
Мусор – в мусоропровОд.

Попробуйте сами придумать подобные рифмовки с нужными вам словами.

Ну а если у вас нет способностей к стихосложению, то можно ограничиться и самыми примитивными рифмовками, например, такими:

А вот в немецком языке ударение в словах падает на второй слог:

квартАл
дефИс

Как научить школьника правильно ставить ударение?
Довольно часто ребёнок слышит неверное употребление слова и воспринимает это как норму.
Эффективен для запоминания нормативного произношения слов приём сложения рифмовок. Учащимся предлагается подобрать рифмующееся слово к предложенному учителем.Наиболее созвучные пары слов записываются на доске, после этого идёт работа в группах по составлению рифмующихся строчек .Самые ритмичные , запоминающиеся, смешные стихи разучиваем хором.
(Свёкла- Фёкла)
Тётка Фёкла ела свёклу.

(ЦемЕнт- инструмент)
Я беру свой инструмент,
Быстро развожу цемЕнт.

(квартАл – устал)
Брёл я долго и устал,
Перешёл седьмой квАртал.

Что за странный носорог
Ел и твОрог , и творОГ.

Дети очень любят сочинять стихи, подбирать рифмующиеся слова, но не всегда для такой работы имеется время на уроке. Данный приём вполне уместен на занятиях кружка, а плоды коллективного труда –рифмовки- используются на уроках.
Вольно или невольно ребёнок, читая подобные вирши, правильно ставит ударения, так как без этого строчки не рифмуются.
Слышен в классе диалог:
Обсуждают каталОг.

Детей не нужно баловАть,
Чтоб зубки не пломбировАть.

Повторять такие рифмовки можно хором во время физкультминуток, подбирая различные упражнения на расслабление.
ДремОта и зевОта уходят за ворота.
(потягивание)
Если прикоснёшься к иве,
Станешь ты ещё красИвей.( наклоны)
Стишки быстро запоминаются. А если на уроках создаются речевые ситуации для развития орфоэпических навыков, то успех работы обеспечен.
Постепенно у учителя появляется целая коллекция рифмовок, которые помогают учащимся справиться с проблемами произношения, формообразования.
У меня в ушах звенит,
Телефон опять звонИт.

Вырвали за целый день весь щавЕль и весь ревЕнь.

Рифмовки в готовом виде можно использовать на уроках в различных классах , делиться с коллегами. Даже выпускники берут на вооружение такой дидактический материал для подготовки к ЕГЭ: задания по орфоэпии часто вызывают у них затруднения.
Прием использования рифмовок предлагает Е.И.Никитина (Е.И. Никитина Уроки русского языка в 5 классе Москва” Просвещение”2001)на занятиях по морфологии, орфоэпии.

Если есть всё время тОрты,
не малы ли будут шорты.

Для тренировки нормативного формообразования существительных методист предлагает осложнённое списывание рифмовок:

Уважают человека
у туркмен, татар, узбеков,
у таджиков и армян,
у монголов и цыган,
у якутов и тунгусов,
у башкир и белорусов,
у киргизов и грузин,
у бурят и осетин.
( Б. Успенский).
Для уроков по теме “Окончания существительных” можно предложить и такие рифмовки:

В детской сказке колобок без чулок и без сапог,
Ведь не шьют для колобков ни ботинок, ни носков.

Обошёл я кухню, обнаружил туфлю.

Такие элементы занимательности методически целесообразны, они положительно влияют на речевую культуру ребёнка.
Очень важно, чтобы строки, предназначенные для запоминания, были построены по законам русского языка.

Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс
олимпиадные задания по русскому языку (4 класс)

Олимпиадные задания по русскому языку 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
russkiy_olimpiada.docx19.01 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный тур, 2020 – 2021 учебный год

  1. Поставь в словах ударение в соответствии с современными нормами русского языка.
    Жалюзи, красивее, позвонят, торты, иконопись, балованный, ломота, искра.
  2. К данным устойчивым словосочетаниям допишите близкий по значению глагол.
    Вставляет палки в колёса- ____________________
    Обведёшь вокруг пальца- _____________________
    Выбьетесь из сил- _____________________________
    Пропускает мимо ушей- ______________________________
    Зарубить на носу- _________________________
  3. Найдите в стихотворении однокоренные слова к слову вода. Подчеркните их.
    Дождик льёт- кругом вода,
    Мокнут столб и провода,
    Мокнут кони и подвода,
    Дым над крышами завода.
    От бегущих быстрых вод
    Задрожал водоотвод.
    Протекает небосвод-
    На земле водоворот,
    А по лужам у ворот
    Дети водят хоровод.
  4. К паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном
  1. В каком слове есть только твёрдые согласные? Подчеркни слово.

Мел, лось, тема, можешь, матч.

  1. Вставь пропущенные знаки препинания в предложения.

Какими только красками не пылает осенний лес Ты видел такой лес В сентябре деревья теряют свой наряд Пёстрый ковёр шуршит под ногами

  1. О чём идёт речь?
    Его не кажут, им клюют, с ним оставляют. ________________________

8. Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях.
Известн… кафе,
старин… рояль,
прозрачн… тюль,
хохлат… какаду,
чёрн… вуаль,
горяч… кофе,
детск… шампунь,
стар… мозоль.

9. Прочитай предложение, найди ошибки, запиши правильно.

а). Повар посолил суп солью – ________________________________________________

б). У Юры жил молодой котенок – ____________________________________________

в). На хрустальной люстре было много висячих висюлек – _____________________________________________________________________________

10. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
___________________________________________________________________
Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
___________________________________________________________________
Польская: как заяц в ананасе.
_____________________________________________________________________

11. Запиши слова, обозначающие «комнаты» в разных учреждениях:

В зоопарке -______________________ в самолёте -__________________

В поезде -________________________ на корабле -__________________

В больнице – _____________________ в школе – ____________________

12. Одним словом объясните значения заимствованных слов.

13. Почти из всех этих существительных можно убрать по одной букве так, что получатся числительные. Только из одного числительное так не получается. Подчеркни это слово.

1) сорока; 2) семя; 3) сито; 4) шерсть; 5) дева.

14. Перед тобой фонетическая запись двух предложений. Запиши эти

предложения буквами по правилам орфографии.

[пашол йа в л’эс/, на йолку вл’эс. сижу на йэли, штоб волки ни сйэли.]

школьной олимпиады по русскому языку среди учащихся 4 классов

2020– 2021 учебный год

1. Жалюз и , крас и вее, позвон я т, т о рты, и конопись, бал о ванный, лом о та, и скра. (4 балла)

2. Мешает, обманешь, устанете, не слушает (прослушивает), запомнить (5 баллов)

3. Вода, вод, водоотвод, водоворот. (4 балла)

4. Крепкие (1 балл)

5. Можешь (1 балл)

8. . Известное, старинный, прозрачный, хохлатый, чёрная, горячий, детский, старая (8 баллов)

9. Повар посолил суп. У Юры жил котенок. На хрустальной люстре было много висюлек. (3 балла)

10. Тише едешь, дальше будешь. Язык до Киева доведёт. Как сыр в масле. (3 балла)

11. Клетка, купе, палата, салон, каюта, класс (6 баллов)

12. Перерыв, проба, конец (3 балла)

14. Пошёл я в лес, на ёлку влез. Сижу на ели, чтоб волки не съели. (2 б)

Диктанты 5 класс 4 четверть

Поверочные и итоговые контрольные диктанты 5 класс (контрольные работы с грамматическим заданием – школа России) для выявления прочности знаний у учащихся по русскому языку, а также умений использовать навык безошибочного воспроизведения слуховой информации.

Среди гор в лесной глуши жил старый охотник Емеля с внуком Гришуткой. Отец Гришутки умер три года назад. Мать заели волки, когда она зимой возвращалась поздно вечером с Гришуткой из соседней деревни. Мать закрыла своим телом Гришутку и спасла ему жизнь. 2 Мальчик лежал больной, простудился. Однажды дед собрался на охоту 2 . Гришутка попросил его принести жёлтенького оленёнка. День был жаркий. Но вот знакомый треск. На опушке стоял олень. Емеля стал целиться, но олениха металась 2 из стороны в сторону. Вдруг Емеля увидел в кустах жёлтенького оленёнка на тонких ножках. Охотник снова прицелился. Но тут вспомнил Гришуткину мать, опустил ружьё и свистнул. 2 Оленёнок скрылся в кустах 2 . Весело смеялся Гришутка, когда дед рассказывал 2 о том, как убежал оленёнок. 114 слов

Небо над головой весеннее. В полях бегут шумные и говорливые ручейки. Над влажной землёй кружатся3, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» – журчат весёлые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Поиграй с нами, река». Идёт весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, тёплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает3 землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лёд. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зелёные, жёлтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются. 99 слов / с грамматическим заданием

Березовый лес. Листья вверху. Листья внизу. Они светят и утром, и днем, и в потемках. Сегодня солнце тусклее и ниже, но оно еще бодрит. Хорошо под его лучами! На склоне старого леса в мохнатых розовых шляпках стоят волнушки. Собирай! Под косогором сквозь зелень кустов синеет вода. Над речкой в зарослях острой травы раздается испуганный всплеск. Вот над березовой рощей взмыло стадо гусей. Белокрылые, рослые, они поднимаются в глубину сквозного синего неба. Улетают на целую осень. На целую зиму. До свидания, гуси! Мы будем вас ждать вместе с талой водой на реке. 98 слов / с грамматическим заданием

Вот пишут: “Малая родина. “. Но что это такое? Где ее границы? Как исчислить, измерить, обскакать? По-моему, малая родина – это окоем нашего детства. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа. Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от счастья жить на земле. Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение. Конечно, у каждого человека есть своя малая родина. Но такого окоемного обиталища хватает всем, чтобы за день набегаться до предела сил. И за вечерней кружкой молока начнет безвольно клониться головушка, и мать подхватит чадо и понесет к постели, как с поля боя уносит павшего сестра милосердия. 110 слов / с грамматическим заданием

Пышет знойный полдень. Совершенная тишина. Не колыхнет зеленый широкий пруд. Он точно спит в своих отлогих берегах. Камыши стоят неподвижно. Материк и чистые от трав протоки блестят как зеркала. Все остальное пространство воды сквозь проросло разновидными водяными растениями. То яркие, то темные листья стелются по воде. Глубоко ушли их корни в тинистое дно. Белые и желтые водяные лилии, кувшинки и красные цветочки темной травы разнообразят зеленый ковер пруда. Какая роскошь тепла! Какая нега и льгота телу! Как приятна близость воды и возможность освежить ею лицо и голову! 89 слов / с грамматическим заданием

Я родился в Москве у Никитских ворот. Мои детские годы прошли в пригороде столицы, в большом доме, хозяйкой которого была бабушка. Дом стоял поблизости от железнодорожной станции. По утрам нас будили гудки пассажирских и товарных поездов. (4) Я рос в полных света, солнца и буйной зелени местах, и у меня большой интерес вызывало каждое живое существо: собака, курица, кролик или кошка. (7) Я стал наблюдать их повадки, мимику. Угадывать настроение. Если, например, Буран вилял хвостом, прыгал на лавку, это означало, что пёс пребывал в превосходном расположении духа. Человек должен стремиться понять живое существо, распознать его нрав. Для этого людям нужны любовь, терпение и милосердие к «братьям нашим меньшим». 106 слова

Диктанты 5 класс

Диктант для 5 класса – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

  • 1 четверть
  • 2 четверть
  • 3 четверть
  • Итоговые диктанты
  • Проверочные диктанты
5 класс 1 четверть

Много забот летом у белок. Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов. В голодные годы в лесу бывает мало орехов и шишек. Тогда белки пускаются в далекие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают поля, забегают в селения и города. Никому в лесу не делают вреда миролюбивые веселые белки. С вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям. Весело, радостно играют у старой сосны проказницы белки. (По И. Соколову – Микитову)

✒️ Грамматическое задание

  1. Озаглавьте текст;
  2. Выпишите из текста по одному словосочетанию «сущ. + прил.» и «гл. + сущ.»;
  3. В слове «забегают» графически объясните орфограмму в корне, подберите проверочное слово;
  4. Подчеркните грамматическую основу в 5 – ом предложении («Смело переплывают…»);
  5. Произведите морфемный разбор слова «маленьких»;
2 вариант

Пришла осенняя пора. Стоит ненастная погода. Вчера подул резкий холодный ветер. Он срывает с деревьев листья и разносит их по рощам, по дорогам. Улетают последние птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлетом они долго с криком кружатся над рощей. На рассвете грачи посидели на березах, поднялись и пропали.

А у нас появляются зимние гости. Вот на берёзе сидят чижи и щеглы. Птички клюют вкусные семена берёзы и ольхи. Красногрудые снегири устроились на рябине и клюют ягоды. Зимние гости будут всюду искать себе пищу.

✒️ Грамматическое задание

  1. Озаглавьте текст;
  2. Обозначьте части речи:
    1 вариант — в 4 предложении 2 абзаца
    2 вариант — в 3 предложении 2 абзаца;
  3. Произведите морфемный разбор слов:
    1 вариант — холодный
    2 вариант — разносит;
  4. Обозначьте склонение и падеж всех существительных:
    1 вариант — в 8 предложении 1 абзаца
    2 вариант — в 7 предложении 1 абзаца.
5 класс 2 четверть

Жара заставила зайти нас в рощу. Я бросился под высокий куст орешника. Над ним молодой клен красиво раскинул свои легкие ветки. Иван сел на толстый конец упавшей березы, а я глядел на него. Листья слабо колебались в вышине, их зеленоватые тени тихо скользили взад и вперед по телу Ивана, по его маленькому лицу. Он не поднимал головы и долго молчал. Я лег на спину и начал любоваться мирной игрой листьев на далеком светлом небе.

✒️ Грамматическое задание

  1. Выполните синтаксический разбор 2 предложения;
  2. Составьте схему 4 предложения;
  3. Выделите орфограммы в словах: раскинул, глядел, не поднимал, любоваться;
  4. Выполните морфемный разбор слов: мирной, орешника.
Зимой

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку. Загораются и блестят разноцветные искорки инея. Вода темнеет среди прибрежных зарослей.

Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревья, что ты их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверей.

В зимние дни дома не сидится. Дети и взрослые выходят на прогулку. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди. (93 слова.)

✒️ Грамматическое задание

  1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку.;
  2. Составьте схему предложения: «Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди;
  3. Синтаксический разбор предложения: Загораются и блестят разноцветные искорки инея.
5 класс 3 четверть

Темнеет, хмурится небо. Набежала мрачная туча. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра закружил пыль по дороге и умчался.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная даль. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь еще не прошел. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце.

✒️ Грамматическое задание

  1. Выполните морфемный разбор слова «туманная»;
  2. Обозначьте орфограммы в словах «д.. ждя», «со…нца»;
  3. Выделите орфограммы в словах: раскинул, глядел, не поднимал, любоваться;
  4. В предложении «Набежала мрачная туча» укажите все части речи, определите род всех существительных.
Белка

Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. 4 Никто её не беспокоил. Спала на ветке большой ели. Не заботилась она ни о ком, только о себе. 4 Прошло время, и у неё появились бельчата. Теперь белка от них не уходила.

Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжёлый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Она выскочила, а её беспомощные детки оказались в ловушке. К кому обратиться за помощью? А вдруг кто-нибудь спасёт бельчат.

Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое гнездо из мягкого мха осталось целым. Лесная жительница была счастлива. Ничто больше не огорчит её! По В. Бианки. (98 слов)

✒️ Грамматическое задание

  1. Выполните морфологический разбор:
    1 вариант — ни о чём ;
    2 вариант — кто-нибудь ;
  2. Выпишите 3 местоимения с разными орфограммами:
    1 вариант — из 1 абзаца;
    2 вариант — из 2 абзаца ;
  3. Выпишите из текста 5 местоимений разных разрядов и укажите их разряд;
  4. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:
    1 вариант — Жила белка в лесу, ни о чём не тужила.
    2 вариант — Не заботилась она ни о ком, только о себе.
Итоговые диктанты за 5 класс
Грабеж среди белого дня

Во дворе стоит глубокая миска с мутной водой. В нее хозяйка бросает корки хлеба для кур.

Щенок Фунтик подошел к миске и вытащил из воды съедобную корку. Молодой жирный петух сердито посмотрел на Фунтика. Петух не мог поверить в этот грабеж. Его глаза наливаются кровью. Петух разъярился. Он растопырил лапы, бросился на Фунтика и клюнул его в голову. Раздался крепкий стук, и щенок с ужасным воплем бросился под дом.

Петух захлопал крыльями, клюнул корку и отбросил ее. Ему не нравился запах корки.

✒️ Грамматическое задание

  1. Выполнить морфемный разбор слов:
    1 вариант — выпускает,
    2 вариант — просидела;
  2. Выделите грамматическую основу
    1 вариант — в 1 предложении 2 абзаца,
    2 вариант — в 6 предложении 2 абзаца, над всеми словами укажите части речи;
  3. Выпишите из текста сложное предложение, начертите его схему.
Весна

Небо над головой весеннее. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

Над влажной землёй кружатся3, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» – журчат весёлые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Поиграй с нами, река».

Идёт весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, тёплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает3 землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лёд. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зелёные, жёлтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются. По В.Бианки. (99 слов)

✒️ Грамматическое задание

  1. Выполните морфологический разбор:
    1 вариант — кружатся;
    2 вариант — согревает;
  2. Морфемный разбор слов:
    1 вариант — забирается, проснись, гонит;
    2 вариант — расходятся, поиграй, бегут (2 вариант);
  3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:
    1 вариант — В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

2 вариант — Над влажной землёй кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки.

Проверочные диктанты для 5 класса

Мы долго бродили по лесу. День кончался, и приближались сумерки. Далекое солнце уходило за горизонт и бросало на землю свои последние лучи. Лесные поляны наливались густой темнотой, и она ползла от земли к верхушкам деревьев: елей, сосен.

Но вот замолкли птицы, только иногда раздается одинокий голосок птички. Скоро с большим трудом мы стали замечать очертания веток, потому что лучи вечернего солнца едва освещали лес. Когда солнце скрылось за верхушками деревьев, след знакомой тропинки стал пропадать.

Вот над елочкой появилась первая звездочка. Ночь вступала в свои права. «Пора возвращаться домой», — решили мы. (91 слово)

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.

Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня. (100 слов)

Мы на Памире. Над розоватыми облаками возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились села, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу.

По берегам рек встречаются развалины старинных крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнезда черные галки, в щелках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней.

Приближаемся к подножию и располагаемся здесь на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная живопись рассказывает о древнем Памире. Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки. (102 слова)

У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет. За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы. Они прекрасные помощники лесоводов.

Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98 слов)

Лунной ночью светло в березовом лесу. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми колоннами. Полна тайн тишина ясной зимней ночи.

В берлоге дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизни зимнего леса. Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным вершинам, цепляются за хвою.

Наступает ночь. Полная тишина. И вдруг хрустнул снежный наст, затрещал сушняк. Медведь взъерошился, навострил уши, сверкнул глазами. Да это лоси! Успокоился лежебока, положил голову на передние лапы, зажмурился.

Разгуляется непогодушка, хлопьями повалит снег, и завоет ветер в вершинах. Убаюкает медведя колыбельная песнь вьюги. Сладко дремлется ему в берлоге. Март — последний месяц спячки лесного хозяина. (108 слов)

В апреле последний снег тает на полях, звенят по оврагам веселые ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются в лесу у деревьев смолистые душистые почки.

Уже прилетели белоносые грачи. Греются на солнышке скворцы. С песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки.

Наступает особенный час в русской природе. До самого неба распахнутся невидимые голубые ворота, и покажутся косяки перелетных птиц. От теплого юга до холодных морей будут слышны их веселые голоса.

Разнообразны и лесные звуки. Вот со стройной березки упала прозрачная капля, и послышался тонкий, хрустальный звон. Чуткому уху охотника уже чудится шепот проснувшейся земли. (101 слово)

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь ещё не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки.

Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришёл в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника. Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у неё с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу. В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев.

Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идёт полная талой воды дорожка. Рядом вьётся сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес. Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных серёжек. Вершины молодых берёз стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на берёзовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдёт день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зелёные язычки молодых листьев. Это самое хорошее время в лесу. Он ещё не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек!

День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев. Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой заблестели звёзды. Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой.

Со времен глубокой древности лебедь служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. В одной легенде говорится о лебединой песне, которую эта птица поет якобы перед своей гибелью.

Однако лебедь не относится к певчим птицам. Гогот или гулкие трубные звуки можно услышать весной. В это время лебеди возвращаются с зимовки и пролетают парами в поднебесье.

Лебедь неповторимо изящен в каждом своем движении: при плавании, при купании, при подъеме на крылья.

Гнездятся лебеди по глухим озерам, в камышах. Это чуткие и осторожные птицы. Заботы о воспитании лебедят делят между собой мать и отец. В неволе белый лебедь быстро становится ручным. Он мирно живет в зоосадах рядом с черным лебедем — гостем из Австралии.

Контрольные диктанты по русскому языку для 5 класса
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Контрольные диктанты по всем разделам курса “Русский язык” для 5 класса (подойдут к любому УМК)

Скачать:

ВложениеРазмер
kontrolnye_diktanty_dlya_5_klassa.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольные диктанты для 5 класса.

I. По повторению изученного в начальных классах.

Наступила осень. Светит грустное 2 солнце. На стройных берёзках 2 ещё дрожат жёлтые листочки. Лучи осеннего солнца освещают 2 их. Далеко видны зелёные ели и высокие сосны. Земля покрыта разноцветным ковром.

Я иду по лесной тропинке. Тонкие паутинки блестят на солнце. В вышине звучат птичьи голоса. Вдруг на ветку дерева прыгнула рыжая пушистая белочка. Хорошо брести по лесным дорожкам, дышать свежим воздухом. Интересно узнавать мир вокруг себя.

Но вот подул холодный и резкий ветер. Понеслись по небу низкие облака. В воздухе закружились сухие листья. Вот и мелкий дождь пошёл.

Уже скоро земля покроется первым снежком. Наступит чудесная зима.

Мы идём по узкой дорожке 2 берегом большого озера. Над ближним лесом встаёт солнце. 4 Под его яркими лучами сверкает голубое озеро. За ним широкой полосой легло болото. Тут шагать опасно.

Мы входим 2 в зелёную чащу. 4 Ровными рядами стоят высокие сосны. Редкий луч солнца льётся через густую зелень. Под деревьями прохладно. Тишь и глушь в лесу.

В этих окрестностях живут пушистые белки. Вот зверёк прыгнул с ветки на ветку, уронил сосновую 2 шишку.

Мы постояли у опушки и пошли к деревне. Тропинка стала круто подниматься в гору. Там конец нашего лесного путешествия.

На опушке молодого леса есть пруд. Из него бьёт подземный ключ. Это в болотах и вязких трясинах рождается Волга. Отсюда она направляется в далёкий путь. Наши поэты и художники прославляют красоту нашей родной реки в удивительных сказках, песнях, картинах.

Низкий берег покрыт зелёным ковром лугов и кустарниками. На лугу пестреют цветочки. Их сладкий запах разливается в мягком воздухе. Полной грудью вдыхаешь аромат лугов.

Откос на берегу Волги очень красив. Местные жители любят проводить здесь выходные дни. Они любуются окрестностями, ловят рыбу, купаются.

Темнеет, хмурится небо. Набежала мрачная туча. 4 Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный 2 порыв ветра закружил пыль по дороге и умчался.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная 2 даль. 4 Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь ещё не прошёл. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце.

II. По теме «Синтаксис и пунктуация».

Погода стала меняться. Из-за далекого 2 горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло.

Потемнело. Налетел резкий ветер. Он бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт»,- проговорила 2 Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, снова показалось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. 4 Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце. (По В.П.Астафьеву)

Погода стала меня(т, ть)ся. Из (за) д…лекого 2 г…ризонта н…слись и прибл…жались ни…кие обл…ка. Со…нце выгл…нуло из (за) туч м…лькнуло в голубом пр…свете 2 и и…чезло.

Пот…мнело. Нал…тел ре…кий ветер. Он бросил в воду сухие лист…я и погнал их по р…ке. Дождь пойдёт прогов…рила 2 Нина.

Ветер нал…тает с нов…й силой морщит гладь р…ки а потом ст…хает. Зашуршал к…мыш и на воде по…вились кру….ки от первых капель. Валерка громко закр…чал Бежим ребята

Но вот ветер утих снова пок…залось со…нце. Ре…кие капли д…ждя падали на землю. 4 Они пов…сали в траве и в кажд…й капле отр…жалось со…нце.

1. Озаглавь текст.

2. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания.

3. Сделай морфемный разбор слов под цифрой 2 .

4. Сделай синтаксический разбор предложения под цифрой 4 .

5. Найди в тексте 1 предложение с однородными членами, подчеркни их и вычерти схему.

6. Найди в тексте 1 сложное предложение, подчеркни грамматические основы и вычерти схему.

7. Найди в тексте 1 предложение с прямой речью и нарисуй его схему.

В ожидании зимы.

Наступила дождливая осень. Дни становятся короче, и солнце редко показывается из-за туч. Но и оно уже не согревает озябшую землю. Листья не кружатся в воздухе, а лежат на мокрой земле. 4

Деревья в лесу потемнели 2 от дождя и стоят грустные. Животные готовятся к долгой морозной зиме. Белки запасаются орехами, грибами и съедобными семенами. Медведи отъелись за лето, набрали толстый слой подкожного 2 жира. Скоро они ударятся в зимнюю спячку. Зайцы ждут первого снега. С его появлением они поменяют серые шубки 2 на белые. Зайца в лесу подстерегает много опасностей, а спасают его быстрые ноги и чуткие уши.

Вот стройные косяки журавлей потянулись над полями, лесами, горами. «Возвращайтесь к нам весной, журавли!» – кричат им вслед ребята.

Скоро поля и леса побелеют, и зима вытеснит осень.

III. По теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика».

Утром мы с ребятами отправились на рыбалку. Солнце уже осветило 2 дальний лес и речку с низкими берегами. С лугов ветер доносил сладкий запах цветов и жужжание пчёл. Они спешили собрать 1 медовый 2 урожай.

На берегу рыбаки раскинули свои удочки и ждали хорошего улова 2 . К обеду в моём ведерке уже плескалась живая рыба.

Но вот огромная лиловая туча появилась на горизонте. Она быстро приближалась из-за леса. Тревожно зашевелились, зашептались листья кустарников. 4 Слегка повеяло сыростью. Становилось всё темнее. Резкие порывы ветра зарябили воду в реке и погнали листья. Хлынул проливной дождь. Мы побежали домой, но вымокли до нитки.

IV. По теме «Морфемика».

Всё лето лист..я (под)ст..вляли со..нцу свои ладошки щёчки спинки и ж..вотики. И до того нал..лись и (про)питались со..нцем что (к) ос..ни стали з..л..тыми.

(За)шумел (в) л..су з..л..той дождь.Капля (по) листику щёлкн..т и сорвёт(?)ся лист. Синицы (на) ветк.. завозят(?)ся и брызнут лист..я (по) стор..нам. Ветерок вдруг нал..тит и (за)кружит(?)ся пестрый смерч. Лист..я шуршат лопочут скачут качают(?)ся (на) п..утинках.

Шумит з..л..той дождь.

1. Озаглавьте текст.

2. Сделайте морфемный разбор слов: зашумел, листику, завозятся, налетит, пёстрый.

3. Найдите и выпишите из текста 2-3 слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, выделите их.

4. Найдите и выпишите 2-3 слова с чередованием в корне или беглыми гласными, подберите к ним слова с вариантами морфем.

Утренний вет..рок бе..шумно пр..бежал (по) лесу. Туман приш..л в дв..жение и пок..зался

противоположный бер..г реки с зар..слями густых акац..й. Верениц.. обл..ков пот..нулись

(В)друг п..слышался ш..рох гальки. Я огл..нулся и ра..смотрел две ч..рные тени. Я пр..дпол..гал увидеть людей но это ок..зались лоси. Они прибл..жались (к) реке. Я з..любовался ч..десн..ми ж..вотными. Лоси жадно пили воду. (В)друг самка п..чуяла опас(?)ность и стала см..треть (в) мою стор..ну. Вода (з,с)бегала у неё (с) губ и от этого ра..ходились круги по сп..койной п..верхности реки. Лосиха в..треп..нулась и..дала хриплый крик и бросилась (к) лесу.

В это мгн..вение вз..шло со..нце. (С)квозь клубы тумана стали пр..являт(?)ся оч..ртания гор и

р..стущих на том б..регу дерев(?)ев.

Мы на Памире. Над розоватыми 2 облаками возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились сёла, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу.

По берегам рек встречаются развалины стари нн ых крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли 2 густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнёзда чёрные галки, в щёлках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней.

Пр и ближаемся к поднож и ю и располагаемся здесь 1 на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная 2 жив о пись рассказывает о древнем Памире. 4 Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки.

Словарный диктант для подготовки.

Возвышаются над облаками, скалистые хребты, расположились в долинах, вьют гнёзда, сверкнула на солнце, исчезла среди камней, с наслаждением вдыхаем аромат, вдруг замечаем, удивительные рисунки, рассказывать и рассматривать.

Мы на Памире. Над роз..ватыми 2 обл..ками в..звышают(?)ся ск..листые хре..ты. В д..линах ра..пол..жились сёла где р..стут сады люди сеют яч(?)мень пшеницу.

По б..регам рек встр..чают(?)ся ра..валины ст..ринных крепостей. Сейчас их стены и бойниц(ы,и) зар..сли 2 густой р..стительност..ю. В глубок..х трещинах в..ют гнёзда ч..рные галки в щ..лках к..мней ютят(?)ся змеи. Вот одна из них св..ркнула на со..нце и и..чезла среди к..мней.

Прибл..жаемся к п..днож..ю и ра..пол..гаемся (з,с)десь на о..дых. С насл..ждением вдыхаем ар..мат цв..тущих р..стений. (В)друг зам..чаем на скалах р..сунки. Это художник много в..ков н..зад нар..совал ж..вотных людей нап..сал ц..фры. Н..скальная 2 ж..вопись ра..сказывает о древн..м Памире. 4 Мы долго ра..сматривали эти уд..вительные р..сунки.

V. По теме «Имя существительное».

Август – самое лучшее время на Урале. В это время природа отдыхает от жаркого лета. Сочные травы уже отцвели, на берёзах и липах начинают желтеть листочки. Это первые вестники 2 близкой осени. Воздух пропитан душистыми травами.

В такой день идёшь по узкой лесной тропинке среди великанов соснового 2 бора. Рядом торопится собака Азор. Он выслеживает дичь, старательно шарит по кустам. От куста бежит глухарка и беспомощно размахивает крыльями. Маленькие глухарята ещё не умеют летать, но они уже понимают опасность. Цыплята подбегают к кочке и прячут головки в мох. Стоишь и любуешься маленькими хитростями глухарей.

В самолете во время грозы.

Самолёт набирает высоту. Моторы его натужно гудят, обшивка трещит от встречного ветра, он часто проваливается в воздушные ямы, но упрямо лезет наверх, чтобы подняться над тучей и там переждать грозу.

Все пассажиры молчат, многие задергивают шторы, чтобы не видеть страшной чёрной тучи. Только мальчик смотрит в окно. Ему нравится эта дикая, волшебная красота, эта страшная чернота, над которой они летят.

Вдруг самолет клюнул носом и стремительно несётся к земле. Лётчик бросает машину вниз, потому что только на предельной скорости можно проскочить через грозу.

Это продолжается минут пять, рядом появляется земля, и самолёт катится по твердой бетонной дорожке.

Словарный диктант для подготовки.

Набирать высоту, моторы натужно гудят, обшивка трещит, проваливаться в воздушные ямы, упрямо лезет наверх, подняться над тучей, переждать грозу, все пассажиры, задёргивать шторы, чёрная туча, волшебная красота, стремительно несётся, на предельной скорости, проскочить через грозу, появляется земля, самолёт катится, по бетонной дорожке.

После путешествия по Карелии мы с мамой отправились отдыхать до осени к дедушке в среднюю полосу России.

Мой дедушка – известный 2 лесник. С карандашом и записной 2 книжкой 2 побывал он на Урале 3 и в Сибири. Он открыл в природе много тайн.

От станции мы шли по просеке 2 , потом свернули 2 по тропинке к речке, перешли мостик и направились к лесу. На опушке нам попались заросли малины 4 . В её густой зелени легко поцарапаться, но через минуту в ладони лежит кучка вкусных ягод. Какой от них запах!

С ветки на ветку перепархивают птицы. Такая тишь ! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. Из -под куста вылез ёж 1 . Пошуршал 2 в траве и исчез.

Доходим до рощи, а за ней на полянке 3 стоит избушка дедушки. Нас радостно встречают дедушка и пёс 1 Дружок . 4

После путешествия по (К, к)арели… мы с мамой отправились о…дыхать до осен… к дедушк… в средн… полосу (Р, р)осси… .

Мой дедушка извес…ный 2 лесник. С карандаш…м и зап…сной кни…кой п…бывал он на (У, у)рал… и в (С, с)ибир… . Он …ткрыл в природ… много тайн.

От станци… мы шли по просек… потом свернули по тропинк… к речк… перешли мостик и направились к лесу. На опушк… нам попались зар…сли малины 4 . В её густой зелен… ле…ко поцарапат…ся но через м…нуту в ладон… л…жит куч(?)ка красных ягод. Какой от них зап…х!

С ветк… на ветку перепархивают птиц… . Такая тиш(?) ! За сто шагов слышно, как уб…гает мыш(?) по сухим лист…ям. Из (под) куста вылез ёж(?). Пошуршал 2 в траве и и…чез.

Доходим до рощ… а за ней на полянк… избушка дедушк… . Нас радос…но встр…чают дедушка 2 и пёс (Д, д)ружок 3 .

VI. По теме «Имя прилагательное».

Жарким летним утром мы собрались на сенокос. Чувство радости жизни, яркого летнего 2 утра полно охватывает меня. Бурыми от загара ногами выбегаю на улицу.

Дорога вьётся мимо берёзовой 2 рощи, вдоль лесного озера. Под зелёной развесистой 2 берёзой лежит седая роса. 4 Ветер по-утреннему свеж. С лугов пахнет сладкой 3 земляникой и ароматным настоем разнотравья.

Нам предстояло косить целебную луговую траву. Полянка ожила, наполнилась звонким смехом, радостными возгласами. К обеду солнце подсушило траву, и мы принялись за укладку большого стога. Холодной зимой эта трава обернётся сладким молоком, сохранившим чудесную силу солнца.

Приятно работать на свежем воздухе и видеть вокруг добрые родные лица.

VII. По теме «Глагол».

Дуб – удивительное растение. Он растёт сотни лет. Молния опалит его огнём, но весной распустятся на чёрных ветках зелёные листочки.

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зелёный, а дуб чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

В дубовой роще кормятся кабаны желудями, а в дупле живёт сыч и летучая мышь.

Иногда смотришь: за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжёлые жёлуди. Это сойка осенью спрятала жёлуди и забыла о них, а они проросли.

Словарный диктант для подготовки.

Удивительное растение, опалит огнём, распустятся на чёрных ветках, зелёные листочки, начинает распускаться, позже всех деревьев, чернеет в чистом поле, зато дольше всех, свернутся в трубочки, в дубовой роще, не опадают всю зиму, кормятся желудями, летучая мышь, молодые дубки, очень удивляешься, тяжёлые жёлуди, проросли весной.

VIII. Итоговые контрольные диктанты.

Среди гор в лесной глуши жил старый охотник Емеля с внуком Гришуткой. Отец Гришутки умер три года назад. Мать заели волки, когда она зимой возвращалась поздно вечером с Гришуткой из соседней деревни. Мать закрыла своим телом Гришутку и спасла ему жизнь. 4 Мальчик лежал больной, простудился.

Однажды дед собрался на охоту 3 . Гришутка попросил его принести жёлтенького оленёнка. День был жаркий. Но вот знакомый треск. На опушке стоял олень. Емеля стал целиться, но олениха металась 2 из стороны в сторону.

Вдруг Емеля увидел в кустах жёлтенького оленёнка на тонких ножках. Охотник снова прицелился. Но тут вспомнил Гришуткину мать, опустил ружьё и свистнул. 4 Оленёнок скрылся в кустах 3 .

Весело смеялся Гришутка, когда дед рассказывал 2 о том, как убежал оленёнок.

О Михаиле Пришвине.

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля, огороды и сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой. Такая тишь! За сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. Изредка появится из-за туч и сразу пропадёт луч солнца.

Ещё мальчиком научился Пришвин всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С карандашом и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям. А вы, ребята, читали его книги?

О (М, м)ихаиле (П, п)ришвине.

Детство и юность (П, п)ришвина пр..шли (в) средн..й полосе (Р, р)осси. Его сем..я ж..ла (в) усадьб.. около деревн. (З, с)десь (от) деревн.. (к) деревн.. тянут(?)ся леса поля огороды и сады с ч..дес(?)ными р..стениями. Бер..га рек зар..сли плакуч..й ивой. Такая тиш(?) За сто шагов слышно как уб..гает мыш(?) (по) сухим лист..ям. Изре..ка появит(?)ся из (за) туч(?) и сразу проп..дёт луч(?) со..нца.

Ещё мальчиком н..учился (П, п)ришвин всматриват(?)ся и вслушиват(?)ся (в) природу. Его ч..ткое ухо слышало ш..рох лист..ев и ш..пот ветра а зоркий гла(з, с) видел каждый р..сточек и тр..винку.

(С) карандаш..м и зап..сной кни..кой побывал (П, п)ришвин на (У, у)рал..

в (С, с)ибир.. в (К, к)арели. Он открыл (в) природ.. много тайн и под..рил их св..им читателям. А вы ребята читали его книги

Кто сеет в лесу.

Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю её изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку стало трудно передвигаться по этой пашне. Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело её. Когда же начнется сев?

Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Поднялся ветер, и полетели бесшумно вниз на жёлтых парашютиках 2 лёгкие семена. Одни ветер с поляны унес, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли здесь ёлочки. Они торчат зелёными свечками. 4 Теперь войдёшь в лес и не увидишь на бороздках свободного 2 места.

Так кроты весною пашут, ёлки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают 2 деревьями.

Зоркий взгляд Пришвина.

Все мы знаем деревья в наших лесах и цветы на лугах 4 . Знаем птиц и разных зверушек. Но Пришвин взглянул 3 на них своим особым зорким взглядом 4 .

Вот он нашёл 3 в лесу удивительную трубочку, в которой оказалась кладовая трудолюбивого зверька. Вот он побывал на именинах осинки, и мы подышали 2 вместе с ним радостью весеннего расцвета. Вот он подслушал 2 песню совсем незаметной маленькой птички на самом верхнем пальчике ёлки.

Мы идём вместе с ним по земле и узнаём бесчисленных маленьких родственников в нашем общем Доме природы, учимся любить свою родную землю и понимать её красоту.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольный диктант по русскому языку с грамматическим заданием в 6 классе за 1 четверть.

Итоговый контрольный диктант по русскому языку для учащихся 7 класса с грамматическим заданием.

Данный контрольный диктант можно использовать как срезовый на начало года.

Данный контрольный диктант можно использовать как срезовый на начало года.

Итоговвый контрольный диктант по русскому языку за год. Представлен демовариант и оригинал контрольной работы.

Материал содержит контрольный диктант с грамматическим заданием.

Входная контрольная работа для учащихся 5 класса по русскому языку проводится в форме диктанта с грамматическим заданием. Содержание представленного материала соответствует программе по русскому.

Ссылка на основную публикацию