Личные окончания глаголов
О чем эта статья:
Лицо и окончания глаголов
Для начала вспомним определение глагола.
Глагол — часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс и выражает это значение при помощи категорий вида, залога, наклонения, времени и лица.
Глаголы отвечают на вопросы: «что делать?», «что сделать?», «что делал?», «что сделал?», «что делает?», «что будет делать?».
Каждый глагол в форме настоящего или будущего времени можно соотнести с определенным лицом или с участником речи:
- я (что делаю?) играю;
- ты (что делаешь?) играешь;
- он, она, оно (что делает?) играет.
Личная форма глагола — это такая форма, в которой глагол изменяется по лицам.
С точки зрения грамматики лицо глагола выражается с помощью окончания, которое называется личным. Личные окончания глаголов сопряжены с местоимениями, с помощью которых можно обозначить лицо, которое выполняет действие или участвует в нем.
В русском языке есть три формы лица глагола в единственном и множественном числе:
1. Первое лицо показывает, что субъект действия — говорящий:
- я плаваю — мы плаваем;
- я смеюсь — мы смеемся.
2. Второе лицо отражает действие собеседника:
- ты плаваешь — вы плаваете;
- ты смеешься — вы смеетесь.
3. Третье лицо указывает на то, что субъект действия не является ни говорящим, ни собеседником:
- он, она, оно плавает — они плавают;
- он, она, оно смеется — они смеются.
Правописание личных окончаний глаголов
Личные окончания глаголов — это система окончаний спрягаемых форм глаголов, которые отражают лицо и число глагола. Правописание личных окончаний глаголов зависит от их спряжения.
Спряжение глаголов — это изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени. Глаголы не спрягаются в прошедшем времени, а также в сослагательном и повелительном наклонениях.
В русском языке у глаголов два типа спряжения — первое и второе. Так выглядит парадигма личных окончаний глаголов:
- I спряжение: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют);
- II спряжение: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -aт (-ят).
Приведем примеры личных окончаний глаголов в таблице:
Управляю
Выберу
Управляем
Выберем
Спорю
Понравлюсь
Спорим
Понравимся
Управляешь
Выберешь
Управляете
Выберете
Споришь
Понравишься
Спорите
Понравитесь
Управляет
Выберет
Управляют
Выберут
Спорит
Понравится
Спорят
Понравятся
Алгоритм написания личных окончаний глаголов:
- Убедиться, что глагол употреблен не в форме повелительного наклонения или прошедшего времени — для них действуют другие правила. Личные окончания есть только у глаголов в форме настоящего или будущего времени.
- Если в слове есть приставка вы-, нужно ее убрать, проверить ударное окончание и написать ту букву, которую мы слышим под ударением. Например, если убрать приставку у глагола выбер_шь, получится берешь. Под ударением в окончании буква е, значит, ее мы и пишем: выберешь.
- Если приставки вы- нет, нужно поставить глагол в неопределенную форму (что делать? что сделать?) и определить спряжение. Дальше остается выбрать из соответствующего столбика нужное окончание.
Чтобы писать личные окончания глаголов правильно, нужно:
- отличать личные формы глагола от других;
- уметь ставить глагол в неопределенную форму;
- знать глаголы-исключения;
- уметь определять тип спряжения;
- помнить, что в I спряжении в личных окончаниях стоят буквы е, ю, у, а во II спряжении — и, а, я.
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Личные окончания глаголов могут быть ударными и безударными.
Глаголы с ударными личными окончаниями не требуют дополнительной проверки, их спряжение определяется сразу. Безударные личные окончания мы проверяем инфинитивом глагола.
По правилу безударных личных окончаний глаголов ко II спряжению относятся:
- Глаголы с инфинитивом на -ить (исключения: брить, зиждиться, стелить);
- Семь глаголов с инфинитивом на -еть: вертеть, терпеть, обидеть, смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть;
- Четыре глагола с инфинитивом на -ать: слышать, гнать, держать, дышать.
Все остальные глаголы относятся к I спряжению.
Алгоритм написания безударных личных окончаний глаголов:
- Ставим глагол в неопределенную форму («что делать?», «что сделать?»).
- Выясним, какая гласная буква стоит перед окончанием -ть (ать, оть, уть, ить).
- По этой гласной букве определяем I или II спряжение (учитываем глаголы-исключения).
- Выбираем гласную букву е/и, а/я или у/ю в безударном окончании.
Безударные личные окончания глаголов школьники проходят в 4 классе. Если вы только начали изучать эту тему и хотите запомнить, как определить безударное личное окончание глагола — чаще обращайтесь к правилам и словарю.
Правописание разноспрягаемых глаголов
Разноспрягаемые глаголы — особый вид глаголов, которые при изменении по лицам и числам имеют окончания то I, то II спряжения. К ним относятся глаголы бежать, хотеть, чтить.
Определяем лицо глагола в русском языке по таблице
- Категория лица глагола
- Порядок определения лица глагола
- Связь категории лица с другими признаками глагола
- Лицо и время
- Лицо и наклонение
- Личные и безличные глаголы
- Определение лица возвратного глагола
Глагол является самой гибкой частью речи в русском языке. У него есть множество характеристик спрягаемости и способностей к словообразованию. К ним относятся залоги, наклонения, числа, времена, лицо глагола – соотнесение отношения с говорящим, которое изучают в 2-4 классах.
Категория лица глагола
Категория лица выступает как важнейший морфологический признак: она отвечает за соотнесение говорящего с объектом сообщения, а также является признаком, который определяет формообразующие суффиксы и окончания. Также помогает связывать сказуемое с подлежащим. В русском языке лицо глаголов – это признак непостоянный, но он всегда указывает на субъект действия. Используется 3 лица в ед. и мн. числе.
Принадлежность ГЛ к одной из личных форм оставляет информацию о говорящем, соотносит его с объектом разговора, а также о времени происходящего. Например: болеет – продолжительное действие, совершаемое сторонним человеком – ею, им (3 л.) в наст.время.
Примеры изменения по лицам в ед. и мн. числе в таблице
Личные формы ГЛ изъявительного (наст.и будущ.) и повелительного наклонения образуются от основы инфинитива с помощью специальных окончаний и отвечают на особые вопросительные конструкции:
- 1-е лицо глагола («что делаю/сделаю» – ед. ч. и «что делаем/сделаем?» – мн. ч.) – действие совершено человеком, который говорит, или с его участием.
- 2-е лицо глагола указывает на то, что субъектом процесса является адресаты (адресаты) автора высказывания. Соответствующие вопросы – «что делаешь/сделаешь?» в ед. ч. и «что делаете/сделаете?» – во мн. ч.
- 3-е лицо свидетельствует, что действие производит сторонний человек, не участвующий в разговоре. ГЛ 3 л. отвечает на вопросы «что делает/сделает?» в ед. ч. и «что делают/сделают?» в мн. ч.
Наст. время | Единств. число | Множеств. число |
---|---|---|
1-е лицо | Я – смотрю, лежу, пью, сплю, учу | Мы – смотрим, лежим, пьём, спим, учим |
2-е лицо | Ты – смотришь, лежишь, пьёшь, спишь, учишь | Вы – смотрите, лежите, пьёте, спите, учите |
3-е лицо | Он, она, оно – смотрит, лежит, пьёт, спит, учит | Они – смотрят, лежат, пьют, спят, учат |
Порядок определения лица глагола
Если необходимо узнать лицо, достаточно соотнести заданный ГЛ с личным местоимением, задать уместный вопрос, найти окончание слова и сверить с приведенной ниже таблицей.
Пример: Она готовит обед. Субъект действия – она, выражен местоимением 3 л., вопрос к сказуемому – что делает? Н.ф. – готовить, второе спряжение. Окончание -ит- подтверждает ранее сделанный вывод, что, глагол стоит в 3 л.
Связь категории лица с другими признаками глагола
Невозможно усвоить, что такое категория лица глагола, если изучать ее в отрыве от категорий наклонения и времени. Это поможет точнее узнать правописание окончаний и другие характеристики в предложении.
Лицо и время
Лица глагола в русском языке плотно связаны с другим признаком – временем. Они могут образовываться от глагола в неопределенной форме инфинитива в настоящем и будущем времени.
Важно! Спряжение по лицам свойственно только ГЛ в изъявительном и повелительном наклонениях, но и то частично. В прошедшем времени категория лица заменяется категорией рода глаголов. Для наглядности разберем такой пример: зашла – названо действие, совершённое субъектом ж. р. 3 л. ед.ч. в прошедшем времени. Однако без контекста, лишь по грамматическим показателям, невозможно понять, зашла сама рассказчица, ее собеседница или посторонняя.
Лицо и наклонение
Глагол образует три формы наклонения: изъявительное, повелительное и условное. Но использование исключительно формы прошедшего времени в условном наклонении исключает определение лица (невозможно сказать «я посмотрю бы»), потому следует разбирать только 3 категории:
- повелительное наклонение;
- наст. время изъявительного наклонения;
- будущ. время изъявительного наклонения.
Повелительное наклонение имеет неполную парадигму. Не существует особой формы для 1 и 3 лица: они образуются по схеме, приведенной ниже:
Образование личных форм повелительного накл.
Личные и безличные глаголы
Помимо привычных личных глаголов, в русском языке также существуют безличные. Их очень легко спутать из-за совпадения с формой 3 л. изъявительного наклонения, но субъекта действия определить невозможно, оно происходит само по себе. Такие ГЛ являются главным членом предложения, потому что никогда не имеют при себе подлежащего.
Они могут образовываться при помощи частицы –ся (-сь), либо же просто использоваться в безличном смысле:
- Петя спит –> ему не спится. Маша не верит –> ей не верится. Даша читает –> ей не читается.
- Ветер срывает крыши –> ветром срывает крыши. Из крана капает вода –> с крыш капает. Небо темнеет под вечер –> зимой раньше темнеет.
Как отличить личный ГЛ от безличного? В предложении с безличным глаголом никогда не будет подлежащего. Он не спрягается, не склоняется и стоит в форме 3 лица ед. числа, либо в инфинитиве.
Отличие безличных глаголов от личных
Определение лица возвратного глагола
Возвратные ГЛ образуются при помощи частицы -ся (-сь). Например:
- Мама решилась на этот вариант.
- Папа сдался и купил подарок.
- Родители смягчились и устроили праздник.
Для того, чтобы определить лицо возвратного глагола, достаточно определить лицо существительного или местоимения, которое стоит вместе с ним. Для этого необходимо задать соответствующий 1, 2, 3 лицам глаголов вопрос и сравнить с аналогичной формой без постфикса -ся (при ее наличии).
Лица глаголов в русском языке таблица: 1,2 3 лицо, порядок определения, связь категории с другими признаками. ВИДЕОУРОК
Что такое лицо глагола
Лицо глагола — это характерный грамматический признак, который выражает, кто совершает действие. Различают 1, 2 и 3 лицо у глаголов в форме настоящего и будущего времени.
Лица глаголов указывают на того, кто совершает действие. Однако не во всех случаях можно определить соотнесенность действия с участником речи. Поэтому эта категория присуща не всем словам данной части речи.
Свойственна она следующим формам:
- повелительное наклонение,
- изъявительное наклонение будущего времени,
- изъявительное наклонение настоящего времени.
Ни в каких других случаях (прошедшее время, инфинитив) существование данной категории невозможно – она отсутствует.
Значение категории лица глаголов
В русском языке существует три лица глагола в единственном и во множественном числе, выражающих различное значение называемого глаголом действия.
Единственное число:
- 1 лицо глагола – обозначает, что действие совершает непосредственно говорящий, он является субъектом речи (я варю кофе, я куплю яблок).
- 2 лицо глагола – указывает на соотнесенность действия с собеседником (ты читаешь книгу, ты построишь дом).
- 3 лицо глагола – выражает отношение действия к лицу либо к предмету, который не участвует в речи (он идет в кино, она погладит рубашку).
Множественное число:
- 1 лицо глагола – обозначают действие, которое относится к группе лиц, включая говорящего (мы спим, мы решим задачу).
- 2 лицо глагола – указывают на действие, которое относится к группе лиц, включая собеседника (вы думаете о лете, вы поедете в горы).
- 3 лицо глагола – выражают отнесенность действия к группе предметов либо лиц, которые не принимают участие в речи (они собирают грибы, они уберут в доме).
Таблица лиц глагола в русском языке
У глагола в русском языке обозначено три разновидности лица, они могут определяться как в единственном, так и во множественном числах. Каждое сочетание этих двух признаков имеет свое значение.
Разобраться в этих значениях поможет таблица:
Ед. ч. | Мн. ч. | |
1-е л. | Непосредственная соотнесенность названного действия с говорящим (субъектом речи):я найду клад, я читаю роман. | Соотнесенность действия с определенной группой лиц, включая говорящего:мы дышим воздухом, мы читаем роман. |
2-е л. | Соотнесенность названного действия к собеседнику:ты найдешь клад, ты купишь конфет. | Соотнесенность действия с определенной группой лиц, включая собеседника:вы рассказываете, вы купите пирожных. |
3-е л. | Соотнесенность названного действия с объектом (существом/предметом), не участвующим в речи:он найдет клад, она идет в школу. | Соотнесенность действия с группой лиц или предметов, не участвующих в речи:они идут в театр, они получат приз. |
Важно! У 3 л. единственного числа объект может быть выражен тремя вариантами дополнительного значения: объект мужского рода (он), женского рода (она) и среднего рода (оно).
1 лицо глагола
Форма 1 лица глагола обозначает, что действие совершает или будет совершать сам говорящий самостоятельно или вместе с другими участниками действия. Формы 1 лица единственного и множественного числа соотносятся с местоимениями «я» и «мы» и отвечают на вопросы:
- я что делаю? что сделаю?
- мы что делаем? что сделаем?
Я (что делаю?) смотрю фильм. Мы (что делаем?) смотрим фильм.
Глаголы в форме 1 лица имеют характерные личные окончания:
- ед. ч. -у/-ю
- мн. ч. —ем (I спр.), -им (II спр.)
Понаблюдаем, как образуются формы 1 лица настоящего и будущего времени глагола несовершенного вида «говорить» и глагола совершенного вида «привести»:
- я говорю, буду говорить — мы говорим, будем говорить;
- я приведу — мы приведём.
2 лицо глагола
Форма 2 лица глагола обозначает, что действие совершает собеседник говорящего. Грамматические формы 2 лица соотносятся с местоимениями «ты» и «вы» и отвечают на вопросы:
- ты что делаешь? что сделаешь?
- вы что делаете? что сделаете?
Ты (что сделаешь?) польёшь огород. Вы (что сделаете?) польёте огород.
Глаголы в форме 2 лица имеют личные окончания, написание которых с буквой «е» или «и» зависит от принадлежности глагола к первому или второму спряжению:
- ед. ч. -ешь (I спр.) -ишь (II спр.)
- мн. ч.-ете (I спр.), -ите (II спр.)
Посмотрим, как образуются формы 2 лица настоящего и будущего времени:
- ты говоришь, будешь говорить — вы говорите, будете говорить;
- ты приведешь — вы приведёте.
Формы 2 лица единственного и множественного числа имеют глаголы в повелительном наклонении, которые отвечают на вопросы:
- ты что делай? сделай?
- вы что делайте? сделайте?
Формы 2 лица единственного числа повелительного наклонения образуются с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса:
- ты (что делай?) говори, (что сделай?) приведи;
- ты (что делай?) сядь , (что сделай?) набрось .
Формы 2 лица множественного числа повелительного наклонения имеют постфикс -те:
- вы (что делайте?) говорите;
- вы (что сделайте?) приведите.
3 лицо глагола
Форма 3 лица глагола показывает, что действие принадлежит тому, о ком или о чём ведется речь. Формы 3 лица единственного и множественного числа соотносятся с местоимениями «он», «она», «оно», «они» и отвечают на вопросы:
- он, она, оно что делает? что сделает?
- они что делают? что сделают?
Он (что делает?) пилит бревно. Они (что делают?) пилят бревно.
Глаголы в форме 3 лица имеют характерные личные окончания:
- ед. ч.-ет (I спр.), -ит (II спр.)
- мн. ч.-ут/-ют (I спр.), -ат/-ят(II спр.).
Образуем формы 3 лица глаголов настоящего и будущего времени:
- он, она, оно говорит, будет говорить — они говорят, будут говорить;
- он, она, оно приведет — они приведут.
Порядок определения лица глагола
Если необходимо узнать лицо, достаточно соотнести заданный ГЛ с личным местоимением, задать уместный вопрос, найти окончание слова и сверить с приведенной ниже таблицей.
Пример: Она готовит обед. Субъект действия – она, выражен местоимением 3 л., вопрос к сказуемому – что делает? Н.ф. – готовить, второе спряжение. Окончание -ит- подтверждает ранее сделанный вывод, что, глагол стоит в 3 л.
Образец рассуждений
Глагол «поможет» отвечает на вопрос что сделает? Это слово имеет личное окончание -ет . Глагол обозначает, что действие выполняет тот, о ком говорится в тексте. Его можно соотнести с местоимением «он» (он поможет). Значит, этот глагол имеет форму 3 лица единственного числа.
Глагол «укусишь» отвечает на вопрос что сделаешь? Он имеет личное окончание -ишь и обозначает, что действие принадлежит собеседнику. Форму глагола соотнесем с местоимением «ты» (ты укусишь). Значит, это глагол находится в форме 2 лица единственного числа.Внимание!Не все глаголы имеют категорию лица. Лицо не определяют у безличных глаголов (смеркается, рассветает), у неопределенной формы глаголы (гулять, искать) и у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного наклонения (смотрел, смотрела, смотрело) и условного наклонения, которые имеют категорию рода.
Связь категории лица с другими признаками глагола
Невозможно усвоить, что такое категория лица глагола, если изучать ее в отрыве от категорий наклонения и времени. Это поможет точнее узнать правописание окончаний и другие характеристики в предложении.
Лицо и время
Лица глагола в русском языке плотно связаны с другим признаком – временем. Они могут образовываться от глагола в неопределенной форме инфинитива в настоящем и будущем времени.
Важно! Спряжение по лицам свойственно только ГЛ в изъявительном и повелительном наклонениях, но и то частично. В прошедшем времени категория лица заменяется категорией рода глаголов. Для наглядности разберем такой пример: зашла – названо действие, совершённое субъектом ж. р. 3 л. ед.ч. в прошедшем времени. Однако без контекста, лишь по грамматическим показателям, невозможно понять, зашла сама рассказчица, ее собеседница или посторонняя.
Лицо и наклонение
Глагол образует три формы наклонения: изъявительное, повелительное и условное. Но использование исключительно формы прошедшего времени в условном наклонении исключает определение лица (невозможно сказать «я посмотрю бы»), потому следует разбирать только 3 категории:
- повелительное наклонение;
- наст. время изъявительного наклонения;
- будущ. время изъявительного наклонения.
Повелительное наклонение имеет неполную парадигму. Не существует особой формы для 1 и 3 лица: они образуются по схеме, приведенной ниже:
Образование личных форм повелительного накл.
Личные и безличные глаголы
Помимо привычных личных глаголов, в русском языке также существуют безличные. Их очень легко спутать из-за совпадения с формой 3 л. изъявительного наклонения, но субъекта действия определить невозможно, оно происходит само по себе. Такие ГЛ являются главным членом предложения, потому что никогда не имеют при себе подлежащего.
Они могут образовываться при помощи частицы –ся (-сь), либо же просто использоваться в безличном смысле:
- Петя спит –> ему не спится. Маша не верит –> ей не верится. Даша читает –> ей не читается.
- Ветер срывает крыши –> ветром срывает крыши. Из крана капает вода –> с крыш капает. Небо темнеет под вечер –> зимой раньше темнеет.
Как отличить личный ГЛ от безличного? В предложении с безличным глаголом никогда не будет подлежащего. Он не спрягается, не склоняется и стоит в форме 3 лица ед. числа, либо в инфинитиве.
Отличие безличных глаголов от личных
Категория лица и спряжение
Категория лица тесно связана со спряжением глаголов.
В русской грамматике изменение глагола по лицам и числам называется спряжением.
Значение лица глаголов выражается с помощью личных окончаний. Система окончаний 1, 2 и 3 лица единственного и множественного числа соотносится с первым или вторым спряжением глагола.
Глаголы I спряжения имеют в формах 1, 2 и 3 лица окончания, в большинстве которых пишется буква «е»:
- 1 лицо я играю — мы игра́ем
- 2 лицо ты игра́ешь — вы игра́ете
- 3 лицо он игра́ет — они игра́ют.
В формах 1, 2, 3 лица глаголы II спряжения имеют окончания, в которых пишется буква «и». Изменим по лицам и числам глагол «верить»:
- 1 лицо я ве́рю — мы ве́рим
- 2 лицо ты ве́ришь — вы ве́рите
- 3 лицо он ве́рит — они ве́рят.
Определение лица возвратного глагола
Показателями возвратного глагола являются постфиксы (суффиксы в позиции после окончания) –ся и –сь. Например: купаться, смеяться, учиться, надеялась, понизилось, собрался, выбрались.
Важно! Рядом со словами этой формы никогда не могут стоять существительные и местоимения в винительном падеже.
Для того чтобы установить участника действия, обозначаемого словом в данной форме, нужно выполнить следующее:
- Выписать его вместе с примыкающим к нему местоимением или существительным.
- Подставить к существительному местоимение и/или по нему установить значение грамматической категории.
Например, прощаются, купаются, смеются – глаголы 3 л., т. к. к ним можно подставить «они» (3 л.), прощаешься, купаешься, смеешься – 2 лица единственного числа, т. к. к ним подходит местоимение «ты».
Полезное видео: Лицо и числа глаголов
Одну из важнейших глагольных категорий важно знать и в теории, и отработать на практике. Научившись выполнять этот пункт морфологического разбора, в дальнейшем ученик или студент не будет допускать ошибок при письменном изложении своих мыслей.
Глава 5. Словообразование
§1. Что такое словообразование
Лексический состав языка постоянно пополняется. И не только за счёт заимствований из других языков, как кому-то может показаться.
Например, вместе с компьютерами в мир пришло слово компьютер, которое было заимствовано русским языком из английского: computer. Это слово быстро стало широкоупотребительным и уже в русском языке по правилам нашего словообразования от него были образованы другие новые слова:
компьютер→компьютерный,
→компьютерщик,
→компьютеризация
Значит, для образования новых слов у языка есть собственые внутренние механизмы. Их изучает словообразование.
Не удивляйся: термин словообразование употребляется в разных значениях:
1) процесс образования слов в языке;
2) раздел языкознания, эти процессы изучающий.
§2. Производная и производящая основы
Производное слово – это слово, основа которого образована от другой основы и мотивирована ею. Мотивирована – значит, связана с ней по смыслу и объясняется, толкуется ею.
Домик – это маленький дом (связь по смыслу)
Домик←дом (слово домик образовано от основы дом с помощью суффикса -ик, производная основа: домик)
Следовательно: слово домик производное, а слово дом нет.
Производная основа – основа нового слова, например: конфетка←конфета, весенний←весна.
Производящая основа – основа, ближайшая по форме и смыслу к производной основе: весна→весенний, конфета→конфетка.
При образовании сложных и составных слов у них бывает две производящие основы: вод (вода) и воз (возить)→водовоз или комбинация производящих основы и слова: жёлт (жёлтый) и красный→жёлто-красный.
Производная основа образована от производящей. Если в современном языке у слова не определяется производящая основа, то слово непроизводное. Это слова, которые не образованы от других слов: весна, там, около.
§3. Средства словообразования
Средство словообразования – это то, с помощью чего образуются слова. Природа словообразовательных средств различна. К ним относятся:
- словообразовательные морфемы
- специальные операции с основой слова
Природа средств различна, но предназначение у них схожее: служить для образования одних слов от других.
Словообразовательные морфемы – это
- приставки, например: за-, на-, до-, пере- в словах записать, написать, дописать, переписать
- суффиксы, например: -тель-, -ик-, -онок- в словах писатель, садик, медвежонок
Cпециальные операции с производящей основой или несколькими основами – это особые действия, которые позволяют образовывать слова без участия приставок и суффиксов, к примеру, такими операциями являются:
- сложение основ: дымоход, водопровод
- сращение основ: труднодоступный, малопонятный
- сокращение основы: спец, комп и некоторые другие.
При образовании слов могут использоваться одно или сразу несколько средств. Например, при образовании слов бездомный, справа, по-нашему использованы одновременно и приставки, и суффиксы.
§4. Способы словообразования
На иллюстрации видно, что бессуффиксный способ словообразования отличается от других. Во многих учебниках об этом способе не сказано ничего: авторы его не выделяют. Однако в КИМах ЕГЭ этот способ учитывается. Поэтому в нашу схему бессуффиксальный способ включён, но его особое место среди прочих, безоговорочно выделяемых всеми авторами учебников, отмечено пунктиром. И в дальнейшем, на других иллюстрациях такая линия покажет, что элемент содержания вызывает разные интерпретации.
У ряда авторов встречается термин бессуффиксальный.
Способ словообразования – сам процесс образования производной основы от производящей основы. Способ определяется в зависимости от средства словообразования. Возможна комбинация разных способов.
Понятия: средство и способ словообразования – разные, эти термины следует различать и употреблять правильно. При этом важно понимать, что способ словообразования определяется в зависимости от используемого средства. Например, если средством является суффикс, то способ суффиксальный, если приставка, то приставочный, если суффикс и приставка вместе, то приставочно-суффиксальный. Названия же операциональных средств и способов словообразования совпадают. У слова нефтепровод средство словообразования – сложение основ, способ словообразования – тоже сложение основ. Не удивляйся этому. Таким образом лингвисты подчеркивают своеобразие операциональных средств, их особой природы.
Для русского языка характерны различные способы словообразования:
- Приставочный: образование слов с помощью приставок: посмотреть←смотреть, пригород←город, недорого←дорого
- Суффиксальный: образование слов с помощью суффиксов: вторник←второй, выдумщик←выдумать (усечение основы), заборище←забор
- Приставочно-суффиксальный: образование слов с помощью приставок и суффиксов: подоконник←окно, втихаря←тихо (усечение основы), затенить←тень
- Бессуффиксный (бессуффиксальный): выход ← выходить, высь ← высокий
- Сложение: соединение частей основ разных слов: лесостепь, диван-кровать
- Сложение в сочетании с суффиксацией: головоломка, вагоноремонтный
- Сращение: долгоиграющий, быстрорастворимый
- Сокращение основы: зав, зам
- Аббревиация, то есть образование сложносокращённых слов: РФ, МГУ, зарплата, военком
- Изменение части речи: больной, столовая
Частотно образование слова сопровождается явлениями, которые облегчают взаимоприспособление производящей основы и словообразующего средства: приставки, суффикса, корня.
- Чередование гласных и согласных, например: дорога→дороженька (чередование г//ж)
- Вставки интерфикса – соединительного элемента, служащего фонетической связкой при сложении основ, например: пар+ ходить (усечение основы)→пароход
- Усечение производящей основы: катать→кат+ок (суффикс глагольной основы –а при образовании нового слова усечен)
Эти явления нужно уметь заметить и прокомментировать.
Слов в языке великое множество. Среди них вы должны находить производные. Они образованы по-разному. Школьная программа требует уметь определять производную и производящую (или производящие) основы. Нужно понимать, с помощью каких средств образовано производное слово, а также называть способ словообразования.
В школьном курсе словообразованию уделяют много внимания, но при обучении теории отводится совсем немного времени. Однако сделать словообразовательный анализ правильно невозможно, если ты не знаешь основ теории. Не обольщайся тем, что тебе легко удаётся словообразовательный разбор самых простых примеров.
Проба сил
Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.
Что такое основа слова в русском языке?
Основа слова — это неизменяемая часть слова без окончания, в которой выражено его лексическое значение.
Какие морфемы составляют основу слова?
Выполняя разбор слова по составу, важно не только определить все его морфемы, но и выделить основу слова. Это умение в дальнейшем поможет в словообразовательном анализе, так как в русском языке от основы слова образуются новые лексемы с помощью приставок, суффиксов и пр.
Каждое слово русского языка складывается из минимальных значимых частей, которые называются морфемами.
В морфемном составе слова можно указать
- приставку ( при город, под текст);
- корень ( товарищ , дом );
- суффикс (болот н ый, ясн о )
- окончание (рощ а , весел ый );
- постфикс (улыбать ся , кто- то )
Все эти морфемы, кроме окончания, составляют основу слова.
В науке о языке принято следующее определение, что такое основа слова:
Из содержания этого определения можно заключить, что окончание как изменяемая часть слова не входит в основу. В изменяемых словах окончание не имеет лексического значения, а только выражает разные грамматические категории:
- озер о , у озер а , озер ом (падеж);
- гор а — гор ы (число);
- по ю , по ём , по ёте (лицо и число);
- шел , шл а , шл о , шл и (род и число).
В составе некоторых слов имеются также формообразующие суффиксы. Их тоже не следует включать в словообразовательную основу слова:
- подума ть — подума л ;
- гуля ть — гуля я ;
- прослуша ть — прослуша в ;
- дума ть — дума ющ ий;
- указа ть — указа вш ий;
- состави ть — составл енн ый;
- умы ть — умы т ый;
- громк ий — громч е ;
- тих ий — тиш айш ий
Как найти основу слова?
У ряда слов основа может быть прерывистой.
Прерывистую основу имеют
1. некоторые возвратные глаголы
- просну ть ся
- улыба ешь ся
2. неопределенные местоимения
- как ой — либо
3. сложные существительные
- поиск счет а — фактур ы
- цвет диван а — кроват и
4. сложные числительные
- пят и десят и
- восьмь ю ст ами
Итак, чтобы выделить основу слова, предпримем следующие шаги:
- определим часть речи;
- выясним, изменяется слово или нет;
- у изменяемого слова выделим окончание (изменим слово по падежам, числам, родам, лицам);
- у неизменяемых форм слов (деепричастий, форм сравнительной степени прилагательных и наречий) выясним формообразующие суффиксы;
- в основу слова включим все морфемы, кроме окончаний и формообразующих суффиксов.
Таблица
Что входит в состав основы | Примеры |
Суффикс – один или несколько | правд ив ый, правд ив ость |
Приставка | под текст, по белить |
Сочетание приставок и суффиксов | от печат ок , по -летн ему |
Приставка, корень, суффикс и постфикс | вы ровн я ть ся |
Примеры
Покрасить (что сделать?) — это глагол в неопределенной форме. Морфема -ть является окончанием (покрасим, покрасите).
Бессильный (какой?) — это прилагательное. Изменим его по родам и числам:
- бессильн ая
- бессильн ое ;
- бессильн ые
Нарисовать (как?) красиво — это наречие, неизменяемая часть речи, у которой нет окончания.
Все слово является основой.
Производная и непроизводная основа слова
В русском языке у слов различают производную или непроизводную основу. Слова, которые не образованы от других лексем, состоят только из корня и окончания:
- голов а
- гром
- земл я
- прав ый
Такие слова имеют непроизводную основу, которая совпадает с их корнем.
Множество слов имеют более сложную производную основу, образованную от других слов с помощью словообразовательных морфем. Производная основа состоит, как правило, из нескольких морфем.
Понаблюдаем:
- весел ый → весель чак
- дом → дом ашн ий;
- крепк ий → креп и ть → у креп и ть → у крепл ени е.
Производная основа включает
а) приставку и корень:
- дед → пра дед ;
- мрак → су мрак ;
б) корень и суффикс:
- рек а → реч н ой;
- аптек а → аптек арь ;
в) приставку, корень и суффикс:
- верх → в верх у ;
- школ а → при школь н ый;
г) приставку, корень, суффикс, постфикс:
- дума ть → о дум а ть ся ;
- улыба ть ся → за улыб а ть ся .
Что такое производящая основа?
Производящей является любая основа, от которой образуются новые слова.
Непроизводная основа слова «вода» является производящей для слов:
- вод а → вод н ый;
- вод а → вод ян ой.
В свою очередь основа производных слов является производящей для других слов:
- водян ой → водян ист ый;
- бездарн ый → бездарь ;
- дедушк а → дедушк ин .
2.10. Словообразование. Основные понятия
1. В языке постоянно образуются новые слова на базе уже имеющихся. Все слова языка можно разделить на производные и непроизводные.
Непроизводные слова – это те, которые не образованы от какого-либо другого однокоренного слова, существующего в языке. Основа таких слов – непроизводная.
Например, стол □ – слово непроизводное, то есть в современном русском языке нет слова, от которого было бы образовано это существительное. Основа слова стол– также непроизводная (она включает только корень стол-).
2. Непроизводная основа обычно включает только корень, хотя иногда непроизводная основа может включать, помимо корня, суффикс, реже – префикс.
Например, основа глагола читать ( чита- ) включает корень чит– и глагольный суффикс –а-. Но данное слово не образовано ни от какого другого однокоренного слова. Поэтому слово и его основа являются непроизводными.
Например, форма читал включает формообразующий суффикс прошедшего времени –л, однако в словообразовании мы не учитываем этот суффикс. Основу слова мы определяем по инфинитиву чита –ть.
2) Большинство бесприставочных непроизводных глаголов имеют основы, которые включают, помимо корня, специальные глагольные суффиксы (-а-, -е-, -и- и др.). Именно по этим суффиксам мы определяем спряжение глагола.
Ср.: пис-а -ть, беж-а -ть, вел-е -ть, реш-и -ть.
Бесприставочных глаголов без специальных глагольных суффиксов (когда корень непосредственно связан с окончанием инфитива –ть) в русском языке очень немного.
Бы -ть, пи -ть, мы -ть, би -ть.
Для того чтобы определить, входит ли конечный гласный основы глагола в состав корня или это суффикс, можно поставить слово в форму настоящего времени. Часть корня сохраняется (хотя при этом могут наблюдаться чередования).
Ср.: пи -ть – пьj -ю (чередования в корне пи-/пj-), мы -ть – моj -ю (чередования в корне мы-/моj-).
Глагольный суффикс у непроизводных глаголов в форме настоящего времени часто (но не всегда!) утрачивается.
Ср.: пис-а -ть – пиш -у, беж-а -ть – бег -у.
3. Производные слова – это такие слова, которые образованы от других однокоренных слов (или сочетаний слов).
Например: прилагательное ночной образовано от существительного ночь; существительное читатель образовано от глагола читать; прилагательное широкоплечий образовано от прилагательного широкий и существительного плечо.
4. Слово, от которого образовано производное слово, называется производящим (или мотивирующим).
Например, существительное ночь является производящим (мотивирующим) словом для прилагательного ночной, глагол читать – производящее слово для существительного читатель.
Группа производного слова и производящего слова (производящих слов) образует словообразовательную пару.
Например: ночь → ночной; читать → читатель.
5. Основа производного слова называется производной основой, основа производящего (мотивирующего) слова называется производящей (мотивирующей) основой.
Например: ночь □ (производящая основа ноч-) → ночн –ой (производная основа ночн-); чита –ть (производящая основа чита-) → читатель □ (производная основа читатель-).
Сложные слова имеют две и более производящие основы.
Например: семь лет → сем-и-лет-н-ий ; нос □ , рог □ → нос-о-рог □ .
6. Производящая основа может включаться в производную как в полном виде (например: за-жиг-а –ть → за-жиг-а-лк –а), так и в усечённом виде (например: рез-а –ть → рез-к –а – усекается глагольный суффикс –а-).
При образовании производного слова может наблюдаться наложение морфем. Суть этого процесса заключается в том, что одинаковые части конца производящей основы и начала суффикса накладываются друг на друга, в результате устраняются повторы звуков (и букв) на стыке морфем.
Например, в паре: берёз –а → берез-няк □ – наложения морфем нет (конечные звуки производящей основы берёз– и суффикса –ник не совпадают), а в паре: сосн –а → сос-няк □ – конечный согласный производящей основы н (сос н -) и начальный согласный суффикса (- н як) совпадают и накладываются друг на друга.
7. Производящее (мотивирующее) слово может быть как непроизводным, так и производным.
Например: в словообразовательных парах: ночь → ночной; читать → читатель производящие слова (ночь, читать) являются непроизводными; в словообразовательной паре: правдивый → правдивость производящее (мотивирующее) слово правдивый является производным; оно образовано от существительного правда и составляет с существительным словообразовательную пару: правда → правдивый.
8. Совокупность всех однокоренных слов, расположенных с учётом последовательности их образования, называют словообразовательным гнездом. Возглавляет словообразовательное гнёздо исходное слово, или вершина словообразовательного гнезда. Это непроизводное слово, с которым непосредственно или опосредованно связаны все остальные однокоренные слова.
Например, вершиной словообразовательного гнезда: соль, соляной, солонка, солонина, солевой, солить, засолить, засолка и др. – является существительное соль ; вершиной словообразовательного гнезда: говорить, говориться, заговорить, выговорить, выговориться, договориться, договор и др. – является глагол говорить .
Словообразовательная пара (производящее слово → производное слово) – это минимальная единица словообразовательного гнезда.
Помимо пары в словообразовательном гнезде можно выделить словообразовательную цепь (или цепочку) – это ряд однокоренных слов, связанных между собой отношениями непосредственной производности, например: соль → солить → засолить → засолка; соль → соляной → солянка → соляночка; соль → солить → пересолить → пересаливать → пересаливание.
При составлении словообразовательной пары рассматриваются два слова, из которых одно непосредственно связано с другим словообразовательными отношениями!
9. Члены словообразовательной пары – производные слова (производные основы) и производящие слова (производящие основы) – связаны по значению и формально:
производная основа, как правило, сложнее по форме, чем соответствующая производящая, например, в паре: ночь □ (производящая основа ноч-) → ночн –ой (производная основа ночн-) производящая основа включает одну морфему – корень; в производном слове ноч-н –ой основа состоит из корня (ноч-) и суффикса (-н-);
производное слово, как правило, сложнее по значению соответствующего производящего. При этом значение производного слова обычно мотивировано значением производящего: производное слово можно определить с помощью производящего, например: ночной («такой, который свойствен ночи, какой бывает ночью»); читатель («тот, кто читает»).
Однако из этого правила есть исключения.
Например, наречия с префиксом по- , которые пишутся через дефис (например, по-летнему, по-товарищески, по-птичьи), образованы непосредственно от прилагательных (ср.: по-летнему ← летний, по-товарищески ← товарищеский, по-птичьи ← птичий), хотя по значению наречия мотивированы именами существительными (ср.: по-летнему («как летом»), по-товарищески («как товарищ»), по-птичьи («как птица»)).
Учитель → учительница; лифтёр → лифтёрша; шахматист → шахматистка.
2) В парах: глагол – существительное, обозначающее отвлечённое действие, прилагательное – существительное, обозначающее отвлечённый признак, производящим является глагол или прилагательное, а существительное – производным:
пе –ть → пе-ни [j]-е (действие по глаголу), береж-лив –ый → береж-лив-ость □ (отвлечённый признак).
3) Большинство возвратных глаголов образовано от невозвратных:
защищать → защищаться; умыть → умыться.
4) При словообразовании глаголов наиболее типичной является цепочка из трёх членов: непроизводный бесприставочный глагол несовершенного вида → приставочный глагол совершенного вида → приставочный глагол с новым суффиксом несовершенного вида:
пис-а -ть → за-пис-а -ть → за-пис-ыва -ть;
чит-а -ть → про-чит-а -ть → про-чит-ыва -ть.
5) Наречия с суффиксом -о , как правило, образованы от прилагательных:
10. В русском языке возможны случаи, когда производящая и производные основы равны по сложности. В этом случае на первый план выходит мотивированность по значению.
Например, в паре: агит-ирова –ть – агит-атор □ – основы равны по формальной сложности (включают корень и суффикс). Но по значению существительное сложнее глагола (значение существительного мотивировано значением глагола). Поэтому глагол признаётся производящим, а существительное – производным: агитировать → агитатор («лицо, которое агитирует»).
Аналогичное явление наблюдается в паре истор-и [j]-я – истор-ик □ . Основы равны по формальной сложности (включают корень и суффикс). Но по значению второе существительное (историк) сложнее первого (история) и мотивировано первым: история → историк («тот, кто занимается историей»).
Иногда производная основа может быть даже проще производящей.
Например, существительное вход образовано от глагола входить: в-ход-и –ть → в-ход □ . При этом производная основа существительного включает две морфемы – приставку и корень, а производящая основа глагола включает три морфемы – приставку, корень и глагольный суффикс. Но значение существительного мотивировано значением глагола (вход – «место, через которое входят куда-либо»).
худож-ник □ → худож-ниц –а («женщина-художник».
2) При одинаковой сложности в паре: бесприставочный глагол несовершенного вида – бесприставочный глагол совершенного вида – производящим признается глагол несовершенного вида:
3) При одинаковой сложности в паре: приставочный глагол совершенного вида – приставочный глагол несовершенного вида – производящим обычно является глагол совершенного вида:
4) Бессуффиксные существительные, обозначающие отвлечённое действие, место по действию, обычно являются производными:
бег, торг, выход, осада.
Они, как правило, образованы от однокоренных глаголов, хотя формально такие существительные равны по сложности или проще производящих глаголов:
беж-а –ть → бег □ , торг-ова –ть → торг □ , вы-ход-и –ть → вы-ход □ , осад-и –ть → осад –а.
5) Бессуффиксные существительные, обозначающее отвлечённый признак, обычно являются производными:
Они, как правило, образованы от однокоренных прилагательных, хотя формально равны по сложности или проще производящих прилагательных:
Непроизводные и производные основы
Слова русского языка различаются по строению основы, или морфологическому составу.
Основы всех знаменательных слов по своему морфологическому составу делятся на две группы: основы непроизводные и производные. Слова вода, гора имеют непроизводную основу, а паводок, пригорок – производную (вод-а, гор-а, па-вод-ок, при-гор-ок).
Непроизводная основа (немотивированная) – это единое целое, неразложимое на отдельные морфемы (значащие части); производная основа (мотивированная) – составное единство, членимое на отдельные морфемы.
Членимость производной основы на значащие части является морфологической особенностью этой основы и отличает ее от непроизводной. Это свойство производной основы наличествует в ней лишь тогда и до тех пор, пока в языке наличествует непроизводная основа, соответствующая данной производной. Основы слов горец, курица, палочка являются производными; они расчленяются на отдельные морфемы потому, что в современном языке имеются соответствующие им непроизводные основы: гор-а, кур-ы, палк-а.
Производная основа теряет способность члениться на морфемы и становится непроизводной, если соответствующая ей непроизводная основа исчезает из языка или перестает соотноситься с ней. Так, основы слов палка, лавка, миска, кочка утратили членимость на отдельные морфемы, стали в современном языке непроизводными потому, что соотносившиеся с ними в древнерусском языке непроизводные основы (пала, лава, миса, коча) выпали из словаря современного русского литературного языка. Основы слов мешок, столица, обруч, погост, живот, прелесть также перешли в разряд непроизводных, так как перестали соотноситься с имеющимися в современном русском литературном языке непроизводными основами (мех, стол, рука, гость, жить, лесть).
Непроизводная основа, соотносимая с производной, может наличествовать в языке в двух разновидностях: как отдельное слово (в чистом виде) и как отдельная морфема (в связанном виде), сочетающаяся с аффиксами или другой основой. Основы слов хвостик, звонарь, лесок являются производными, так как соотносятся с непроизводными основами хвост, звон, лес, которые выступают в современном русском языке в качестве отдельных, самостоятельных слов. Основы слов спешк-а, выдержк-а, стирк-а являются производными, но соотносимые с ними непроизводные основы (спеш-, держ-, стир-) не являются самостоятельными словами, а выступают исключительно как связанные основы, в качестве морфем-корней (по-спеш-и-ть, за-держ-а-ть, вы-стир-а-ть).
Для отнесения основы к производным основам достаточно наличия в современном языке хотя бы одного родственного слова, которое имеет соотнесенную основу в чистом или связанном виде (ср.: павлин – пава, палец – шестипалый, ветка – ветвь). Основа считается производной и в том случае, если суффикс, выделяющийся при соотнесении основ, является непродуктивным и не встречается в других основах (ср.: молодой – молодежь, тлеть – тлен).
Различие между основами непроизводной и производной не исчерпывается их морфологическими свойствами. Это различие распространяется и на лексическое значение основ.
Непроизводная основа слов вал, стакан, город, море не дает возможности ответить на вопрос, почему данные предметы в действительности именно так называются. Значение непроизводной основы как бы заложено в ней самой, является немотивированным. Значения производных основ слов валик, подстаканник, городище, приморский в некоторой степени осмысленны и мотивированны. Значения таких основ складываются из значений отдельных морфем, входящих в основу: валик мы осмысливаем как «небольшой вал», подстаканник – как «подставка, в которую вставляется стакан», городище – как «громадный город», приморский – как «расположенный на берегу моря».
Таким образом, производная основа обозначает предмет действительности путем установления связи этого предмета с другими предметами опосредствованно, а непроизводная основа – непосредственно, чисто условно. Указанное различие в значении непроизводной и производной основы не является всеобщим; ср.: ножик – нож, зонтик – зонт.
Противопоставление производной и непроизводной основ выражается в том, что производная основа: 1) расчленяется на отдельные морфемы, 2) существует как производная до тех пор, пока наличествует соответственная ей непроизводная, 3) обозначает предметы действительности опосредствованно; непроизводная основа: 1) морфологически не расчленяется, 2) обозначает предметы действительности условно и немотивированно.