«Лекторов» – как правильно ставить ударение в слове?

Правильное ударение в словах. 500 правильных вариантов!

Привет Пикабу! Я зарегистрировался на этом сайте 10 минут назад и сразу захотелось поделиться чем-то полезным, чего иногда не хватает под рукой. Поэтому держите: правильное ударение в 500 словах🙂

Здесь вас ждут как базовые слова, которые каждый из нас использует ежедневно, так и профессиональные, которые чаще встретишь в какой-нибудь брошюре, чем в обиходе.

бухгАлтеров, род.п. мн.н

жалюзИ, ср.р.и мн.ч.

Искра знания и искрА зажигания

Картинка, чтобы глаза отдохнули от текста

лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.

мАркЕтинг (допустимы оба ударения)

мЕстностей род.п. мн.ч

стенА. Во множественном – стЕны. В творительном падеже – со стенОй и со стЕнами.

твОрОг (двойное ударение)

фенОмен (необычное явление)

феномЕн (выдающийся человек)

электропрОвод (провод=проволока – прОвод, а то, что провод=проводит какое-либо вещество – провОд)

языкОвая колбаса, языковАя система

Большинство материала взято с этого источника

Всем спасибо за внимание!

Зачем с буквой Ё слова? По правилам на нее всегда падает ударение.

@sarth, не спи, ты – почти нео!))))

Вас теперь двое.

Грамотности пост#6 Жареная или жаренная?

Мускулатура, подмышки и мыши: этимология

Периодически у почтенной публики возникают вопросы, касающиеся такой интимной части тела, как подмышка.

Во-первых, слитно или раздельно она пишется?

Во-вторых, при чём тут вообще мыши?

Начнём от Адама, то есть с этимологии, и ответим сначала на второй вопрос.

Слово “мышка” (под которой подмышка) действительно происходит от слова “мышь”. А ещё от слова мышь происходит слово “мышца” (в древнерусском произносилось как “мышица”, а писалось до падения редуцированных “мъшьца”).

Дело в том, что перекатывающиеся под кожей бугорки когда-то напомнили нашим предкам бегающих зверьков, и их назвали мышками. Соответственно, то, что находилось под мышкой, живущей в плече, назвали “подмышкой”.

Кстати, слово “мускулы” произошло точно так же. На латыни “мышь” – будет “mus”, а “мышонок”, с уменьшительным суффиксом – “musculus”. Но уже в Древней Греции слово “μῦς” означало и мышь, и мышцу.

Ну а теперь первый вопрос – как правильно написать? Это зависит от того, какой частью речи является это слово в каждом конкретном случае – существительным или наречием.

Существительное отвечает на вопрос “что?” и его производные, в этом случае пишем слитно:

чесать (что?) подмышку

гладкие (что?) подмышки

аромат исходит (от чего?) от подмышек

жмёт (в чём?) в подмышках

А наречие отвечает на вопросы “где?”, “куда?” и пишется раздельно:

Словари

Тот, кто читает лекции перед аудиторией.

II м. устар.

Преподаватель иностранного языка в высшем учебном заведении.

ЛЕ́КТОР, лектора, муж. (лат. lector – чтец).

1. Лицо, читающее лекции.

2. Название должности преподавателя иностранных языков в высшей школе (устар.). Лектор французского языка.

ЛЕ́КТОР, -а, мн. -ы, -ов, муж. Человек, читающий лекции, а также вообще тот, кто читает лекцию.

| жен. лекторша, -и (прост.).

| прил. лекторский, -ая, -ое.

ЛЕКТОР – муж. учитель новых языков при заведении, где учители именуются профессорами. Лекторша, жена его. -ров, -ршин, ему, ей принадлежащий; лекторский, к нему относящийся. Лекция жен. чтение, преподавание, урок, учебный час профессора.

ЛЕ́КТОР, -а, мн -ы, -ов, м

Человек, преподающий студентам в высшем или среднем специальном учебном заведении какой-л. предмет, курс в форме цикла лекций – в устном изложении.

// ж Разг. ле́кторша, -и.

Профессор зоологии М.Н. Римский-Корсаков, сын композитора… доказывал, что Колюша замечательный лектор, талантливый педагог-организатор (Гран.).

ЛЕ́КТОР -а; м. [от лат. lector – чтец]. Тот, кто читает лекции. Пригласить лектора. Л. по международному положению. Блестящий л.

Ле́кторский, -ая, -ое. Л. опыт. Л-ая группа. Ле́кторша, -и; ж. Разг.

Тот, кто читает лекции.

[От лат. lector – чтец]

ле́ктор, -а; мн. ле́кторы, -ов [не лектора́, -о́в]

ле́ктор, мн. ле́кторы, род. ле́кторов (не рекомендуется лектора́, лекторо́в).

ле́ктор, ле́кторы, ле́ктора, ле́кторов, ле́ктору, ле́кторам, ле́ктором, ле́кторами, ле́кторе, ле́кторах

сущ., кол-во синонимов: 6

Syn: профессор

Ant: слушатель

Это слово, называющее человека, читающего лекции, одного корня со словом легенда и восходит к латинскому глаголу legere – “читать”. Буквально – “тот, кто читает”. Со временем приняло значение “преподаватель”.

Из нем. яз. в XVIII в. Нем. Lektor < лат. lector, производное от legere- “читать”. Буквально – “чтец”, затем “преподаватель” и “лектор”.

Заимств. в XVIII в. из нем. яз., где Lektor < лат. lector, суф. производного от legere, «читать». Первоначально – «чтец», затем – «преподаватель» и далее – «лектор».

ЛЕКТОР а, м. lecteur m. <лат. lector.

1. Преподаватель живого иностранного языка. Сл. 18. Французской лектор .. будет .. разбирать со мною эстетически французских лучших авторов. АБТ 2 25. Хотя у французского лектора беру теперь только два урока в неделю, потому что не имею времени. 1803. АБТ 2 55. Лектор новейших языков. Университетская должность. 1835. КС 1890 28 350. Я к вам снова с просьбою за лектора италиянского языка Рубини. Он служил в университете 31 год, честно и добросовестно. 1857. С. П. Шевырев – П. А. Вяземскому. // Стар. и новизна 1901 4 1 165. Федор Иванович Кистер имел ученую степень доктора и был лектором немецкого, и, кажется даже и французского языка при Московском университете. А. Дост. Восп. 75. Лекторами трех новейших языков были: французскаго – аббат Арнольд восторженный чтец не многих своих лириков. Свербеев Зап. 1 104.

2. Титло звания того, кто ясно и внятно читает пред государем: чтец Государев. Ян. 2 537. Иосефус Николаус Делил, короля французского советник и лектор, профессор от математики в королевской парижской коллегии. МАН 2 197. – Лекс. Ян. 1804: лектер; Сл. 18: лектор 1732 (-тер).

ЛЕКТОР (лат. lector – читатель, от legere – читать). 1) преподаватель одного из новых языков в университете; также учители при католических и епископальных семинариях. 2) при начале христианства, у католиков лицо, которому поручалось чтение Библии в церквах. 3) чтец вообще.

– Трибун, несущий знания.

– Тот, кто «распинается» перед аудиторией.

– Говорящее «снотворное» для студента.

– Человек, излагающий учебный предмет.

– Кто рассказывал о жизни на Марсе в кинокомедии Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь»?

– Именно так древние греки называли раба-чтеца.

– Роль Сергея Филиппова в фильме «Карнавальная ночь».

1. Учреждение, занимающееся устройством публичных лекций.

2. Помещение, где такие лекции проводятся.

ЛЕКТО́РИЙ, лектория, муж. (лат. lectorium). Учреждение, занимающееся устройством публичных лекций.

|| Помещение, здание такого учреждения.

ЛЕКТО́РИЙ, -я, муж.

1. Учреждение, ведающее организацией публичных лекций; сами такие лекции.

2. Помещение для публичных лекций.

ЛЕКТО́РИЙ -я; м. [лат. lectorium] Организация, занимающаяся устройством публичных лекций; помещение, предназначенное для чтения публичных лекций.

Организация, занимающаяся устройством публичных лекций, а также помещение для чтения публичных лекций.

* Студенческий лекторий.

Курсы подготовки пропагандистов в высшем учебном заведении.

• В высших учебных заведениях создаются студенческие лектории или школы молодого лектора. В состав студенческого лектория входят старшекурсники, отличники учебы, Ленинские и именные стипендиаты. Денисова, 196.

лекто́рий, -я (зал для публичных лекций)

лекто́рий, лекто́рии, лекто́рия, лекто́риев, лекто́рию, лекто́риям, лекто́рием, лекто́риями, лекто́риях

10 ударений в существительных из орфоэпического словника ЕГЭ с «запоминалками»

Готовиться к ЕГЭ с «Грамотатором» стало проще. Не нужно заучивать слова из словника или словаря паронимов. Достаточно прочитать наши рифмы, и правильное ударение легко запомнится. А для закрепления результата можно воспользоваться нашими карточками. Разумеется их можно использовать не только на экзамене, но и в жизни, чтобы не ошибаться при произношении слов. Сетевое издание «Учительская газета» и «Грамотатор» предлагают разобрать очередную «партию» существительных из орфоэпического словника.

Ударения – одна из проблем в русском языке. Дело в том, что правила, которое закрепляло бы необходимость ударять на определенный слог, как например, во французском или немецком языках, не существует. И даже грамотные люди часто сомневаются и путаются в ударениях. А уж на экзамене запутаться в них еще вероятнее.

«Грамотатор» уже рассмотрел ряд слов из Орфоэпического словника, предложив запомнить ударения с использованием простых рифм. А для лучшего результата можно скачать наши карточки, разместить их на видном месте и незаметно для себя запоминать правильное произношение и написание слов.

Сегодня нас ждут еще 10 существительных из орфоэпического словника ЕГЭ-2022. Итак, приступим.

Борода́ – бо́роду

Слово «борода» трудностей не вызывает, а вот при изменении по падежам начинаются проблемы. А множественное число их добавляет. Давайте разбираться.

Орфоэпический словник ЕГЭ-2022 в винительном падеже предлагает ударение на первый слог – бо́роду. С ним полностью согласны именитые орфоэпические словари (под редакцией И.Л.Резниченко, а также Р.И.Аванесова), Словарь трудностей русского языка Д.Э.Розенталя и М.А.Теленковой и Русское словесное ударение М.В.Зарвы.

При этом указанные словари дают не только винительный падеж слова, но и множественное число – бо́роды, но в родительном падеже – боро́д, в дательном – борода́м, творительном – борода́ми, в предложном – о борода́х.

То есть ударение во множественном числе с первого слога в именительном падеже смещается последовательно на второй слог (в родительном) и на третий в последующих падежах.

А запомнить легко с нашими рифмами.

Мужчин греет борода́ –

Не страшны им холода́.

Очень рады хо́лоду,

Пока мужчины мо́лоды,

Они бреют бо́роды.

Ведь на фарфоровый заво́д

Мужчин пускают без боро́д.

По истории следа́м

Мы пройдемся по годам:

Потчуют в садах хлеба́ми

Нас бояре с борода́ми

Удивимся мы сада́м

И боярским борода́м

Гражда́нство

Достоверно неизвестно, откуда появилось произношение «гра́жданство». Возможно, от слова «гра́ждане». Откуда бы оно ни произошло, слышим мы его довольно часто.

Однако, если в жизни неправильная постановка ударения приведет лишь к тому, что мы прослывем не очень грамотным человеком, то на экзамене ошибка может стоить баллов.

Орфоэпический словник ЕГЭ-2022 дает ударение на второй слог – «гражда́нство». Именно оно является единственно верным. Других вариантов мы не найдем ни в одном словаре.

Если до этого были сомнения в постановке ударения в слове «гражданство», то с нашими рифмами они быстро рассеются. В нужный момент стишок обязательно всплывет в памяти и не позволит ошибиться.

Приехав в госуда́рство,

Получи гражда́нство

Дефи́с

Не так часто встречаются люди, которые говорят «де́фис». Однако слово внесено в орфоэпический словник, а значит проблемы с ударением всё-таки бывают.

Итак, словари предлагают единственно верное произношение – с ударением на второй слог. Все производные от него имеют неизменное ударение – дефи́сное, дефи́сом.

Мы уверены, что наши читатели произносят «дефи́с» правильно, но с рифмой будет ещё проще.

«Кис-кис» пиши через дефи́с.

Дешеви́зна

Действительно, порой можно услышать дешевизна́. Говорить так неправильно, а уж на экзамене «дешевизна́» может стоить дорого. Мало того, что ни один словарь такого слова не знает, так еще и классик с детства нас учил, что правильно только дешеви́зна. Вспомним сказку «О попе и работнике его Балде» А.С.Пушкина. Какими словами она заканчивается?

А Балда приговаривал с укоризной:

– Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.

Тут и рифму придумывать не надо, достаточно запомнить цитату из сказки.

Досу́г

Действительно, слово «до́суг» режет слух. А многие именно так и говорят. Особенно часто его употребляют как раз сотрудники досуговых учреждений. Возможно, это профессиональный сленг.

А словари против, они дают единственно верное ударение – досу́г. Более того, многие из них – Русское словесное ударение М.В.Зарвы, Орфоэпический словарь русского языка. Произношение.Ударение И.Л.Резниченко, Орфоэпический словарь Р.И.Аванесова – специально предупреждают, что «до́суг» говорить неправильно.

А запомнить, как всегда, поможет рифма.

Весело в кругу подру́г

Проведём мы свой досу́г.

Ерети́к

Конечно, каждый день мы про еретиков не говорим. Но на уроке истории или при обсуждении художественной литературы вполне можем и встретить. Употребляется это слово и в переносном значении, обозначая человека, отступающего от общепринятых взглядов. И тут заминка! Ере́тик (так говорят часто) или ерети́к? Возможно, ранее вариант «ере́тик» был допустим, поскольку Орфоэпический словарь русского языка И.Л.Резниченко помечает «ере́тик» не как неправильное, а как устаревшее. А в Толковом словаре Д.Н.Ушакова и вовсе дан – «ере́тик».

Однако современные нормы русского языка придерживаются одного правильного варианта – «ерети́к». А «ере́тик» в современных словарях специально отмечен как неправильный.

Кстати, в родительном падеже верное произношение – еретика́. А для рифмы вспомним историю и одного из известных ученых – Галилео Галилея, которого святая инквизиция обвинила в приверженности еретическому учению Николая Коперника.

Скажем смело, напрями́к:

Галилей не ерети́к!

Икс – и́ксы

Ударение в производных от слова «икс» неподвижное. Оно останется на букве «и» при изменении «и́кса» по падежам, а также во множественном числе. Никаких «иксо́в» или «икса́ми»! Только «и́ксы», «и́ксов». Это необходимо запомнить.

Кварта́л

Многих так и тянет сказать «ква́ртал». Возможно, от слова «ква́рта», которое проверочными к слову «квартал» не является.

Кстати, «квартал» употребляется в двух значениях – как период времени, составляющий четверть года, а также как часть улицы.

Бытует мнение, что «квартал» как часть года произносится «ква́ртал», а как часть улицы – «кварта́л». Мнение это неверное.

Правильное ударение во всех значениях на второй слог – кварта́л.

Вновь построенный кварта́л

Подготовился и сда́л

Отчет за весь второй кварта́л

Киломе́тр

Здесь все просто. «Кило» – это приставка, обозначающая 1000 единиц. Надо запомнить, что во всех словах, имеющих корень «метр», ударение падает на него, а не на приставку. Это и миллиметр (приставка милли-), и дециметр (приставка деци-), и сантиметр (приставка санти-), и другие «метры». Более того, нам и в голову не придет сказать «деци́метр» или «санти́метр»! Вот и с километром экспериментировать не надо – только киломе́тр.

Ударение на «метр»

Имеет слово «киломе́тр»

Конус – ко́нусы

В таких словах часто встает вопрос, куда ставить ударение. Лекторы или лектора, бухгалтеры или бухгалтера, конусы или конуса?

Ударение здесь неизменно. В слове «конусы» оно останется на первом слоге, как и в форме именительного падежа – ко́нусы. Оно не сдвинется и при склонении слова – ко́нусов, ко́нусам и т.д.

Это же касается и ле́кторов, и бухга́лтеров. С той лишь разницей, что в слове «ле́кторы» ударение падает на первый слог, а в слове «бухга́лтеры» – на второй.

Мы рассмотрели еще часть слов из Орфоэпического словника ЕГЭ-2022 по русскому языку. Наши рифмы и карточки помогут лучше запомнить ударения и не ошибиться на экзамене и просто в общении.

Подробнее о других словах из Словника – аэропорты, банты, бухгалтеры, вероисповедание, диспансер, каталог, мусоропровод, намерение, обеспечение, призыв, столяр, торты, шарфы, избалованный – можно найти в нашем мини-словаре ударений, материалах «Грамотатора» и «СЛОГиЯ».

Поделиться своим мнением, предложениями или задать вопросы можно, зарегистрировавшись на сайте сетевого издания «Учительская газета». А «Грамотатор» уже готовит для вас новые материалы о трудностях русского языка.

Правильные ударения в словах, как правильно ставить

Орфоэпический минимум, подлежащий проверке на едином государственном экзамене. Ударение нужно ставить на выделенную букву. Для поиска слова можно использовать сочетание клавиш Ctrl+F. Слова расположены в алфавитном порядке. Также посмотрите ударение в словах.

А
агЕнт
алфавИт
аэропОрты, им.п. мн.ч.

Б
балОванный, прич.
баловАть
балУясь
бАнты, им.п.мн.ч
бОроду, вин.п.ед.ч.
бралА
бралАсь
бухгАлтеров, род.п. мн.н

В
вЕрба
вернА
вероисповЕдание
взялА
взялАсь
включЁн
включЁнный
включИм
включИт
включИшь
влилАсь
вОвремя
ворвалАсь
воспринялА
воссоздалА
вручИт

Г
гналА
гналАсь
граждАнство

Д
давнИшний
дефИс
диспансЕр
добелА
добралА
добралАсь
довезЁнный
дОверху
ДоговОр
договорЁнность
дождалАсь
дозвонИтся
дозвонЯтся
дозИровать
докраснА
докумЕнт
донЕльзя
дОнизу
досУг
дОсуха

Ж
жалюзИ, ср.р.и мн.ч.
ждалА
жилОсь

З
завИдно
зАгнутый
зАгодя
закУпорив
закУпорить
зАнял
занялА
зАняло
занятА
зАнятый
заселЁн
запертА
зАтемно
звалА
звонИм
звонИт
звонИшь
знАчимость
знАчимый
зимОвщик
зАсветло

И
избалОванный
Иксы
импЕрский
инстИнкт
исключИт
Исстари
исчЕрпать

К
каталОг
квартАл
киломЕтр
клАла
клЕить
кОнусы,кОнусов
кормЯщий
корЫсть
крАлась
крАны
красИвее
красИвейший
кремЕнь
кренИтся
кровоточАщий
кровоточИть
кУхонный

Л
лгалА
лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.
лилА
лилАсь
ловкА
лыжнЯ

М
мЕстностей род.п. мн.ч
мозаИчный
молЯщий
мусоропровОд

Н
навЕрх
навралА
наделИт
надОлго
надорвалАсь
нажИвший
нажитА
нажИлся-убрать
назвалАсь
накренИт
налилА
налИвший
налитА
намЕрение
нанЯвшийся
нарвалА
нарОст
насорИт
нАчал
началА
нАчали

начАв
начАвший
начАвшись
нАчатый
начАть
нАчатые-убрать
нЕдруг
недУг
некролОг
нЕнависть
ненадОлго
низведЁн
нОвости,новостЕй
нОгтя, род.п ед.ч.

О
обеспЕчение
обзвонИт
облегчИт
облегчИть
облилАсь
обнялАсь
обогналА
ободралА
ободрИть
ободрЁнный
ободрЁн
ободренА
ободрИшься
обострЁнный
обострИть
одолжИт
озлОбить
оклЕить
окружИт
опломбировАть
опОшлят
определЁн
оптОвый
освЕдомиться, освЕдомишься
отбылА
отдалА
отдАв
отключЁнный
откУпорил
отозвалА
отозвалАсь
Отрочество

П
партЕр
перезвонИт
перелилА
плодоносИть
повторЁнный
повторИт
поделЁнный
поднЯв
позвалА
позвонИт, позвонИшь
полилА
положИл
положИть
понЯв
понЯвший
пОнял,
понялА
портфЕль
пОручни
послАла
прибЫв
прИбыл
прибылА
прИбыло
придАное
призЫв
прИнял
прИняли
принУдить
прИнятый
приручЁнный
прожИвший
прозорлИва
процЕнт

С
свЁкла
сверлИт
сверлИшь
сирОты
слИвовый
снялА
снятА
сОгнутый
создалА
созданА
сорИт
срЕдства,им.п.мн.ч.
срЕдствами
стАтуя
столЯр
созЫв

Т
тамОжня
тОрты
тОртов
тОтчас

У
убралА
убыстрИть
углубИть
укрепИт

Ц
цемЕнт
цЕнтнер
цепОчка

Щ
щавЕль
щемИт
щЁлкать

Не нашли нужное слово? Посмотрите здесь:

Амфора
агронОмия
акрОполь
алкогОль
анАлог
анАтом
анонИм
апокАлипсис
арАхис
арЕст
аргумЕнт
асимметрИя
астрОлог
астронОм
атмосфЕра
афЕра
бАржА (равноправные)
бУнгало
блАговест
блуднИца
бюрокрАтия
вЕчеря
вОгнутый
валовОй
вандАлы
вдовствО
вероисповЕдание
ветеринАрия
взАпуски
взапертИ
воздухопровОд
воспроизведЕние
втрИдорога
вчистУю
гЕнезис
гЕрбовый
газопровОд
гастронОмия
гегемОния
гипОтеза
гомеопАтия
граждАнство
грошОвый
дОгмат
дОсыта
дефИс
диалОг
диспансЕр
докумЕнт
донЕльзя
досУг
дотрОнуться
дремОта
духовнИк
евАнгелие
еретИк
жалюзИ
зАгодя
завИдно
завсегдАтай
задОлго
закУпорить
запломбировАть
злОба
знАмение
зубчАтый
игУмен
Издавна
Иконопись
Искоса
Искра знания и искрА зажигания
Исстари
идеОлог
иерОглиф
изОгнутый
избаловАть
издрЕвле
изобретЕние
инАче
инсУльт
искривИться
исчЕрпать
кАшлянуть
кУхонный
кАмбала
каталОг
каучУк
квартАл
кедрОвый
киломЕтр
клЕить
коклЮш
корЫсть
кремЕнь
ломОта
ломОть
лубОчный
мАркетинг
мЕльком
магазИн
мастерскИ
медикамЕнты
метонИмия
молОх
монолОг
мусоропровОд
мытАрство
нАискось
нЕнецкий
наОтмашь
наговОр
назлО
намЕрение
нарОст
начАть
незадОлго
некролОг
ненадОлго
несказАнно
нефтепровОд
низИна
новоприбЫвший
новорождЁнный
обеспЕчение
обетовАнный
облегчИть
обнаружЕние
ободрИть
объезднОй
одОбренный
озвУчение
озлОбленный
ознакОмленный
оперИться
оптОвый
освЕдомить
осведомлЁнный
остриЁ
осужденА
оторвалА
откУпорить
оценЁнный
пАсквиль
пЕтля
пОстриг
пУстошь
пУстынь
патриАрхия
перекрОенный
петлЯ
пиццерИя
плЕсневеть
платО
пломбировАть
поИмка
подзаголОвок
подрОстковый
подчистУю
поискОвый
полтергЕйст
прИкус
предвосхИтить
премировАть
приговОр
принУдить
принЯть
прогИб
проторЁнный
процЕнт
псевдонИм
пулОвер
пургА
путепровОд
рАджа
рАпорт
РевЕнь
рОвненько
рОзги
развитОй
ракУшка
сЕтчатый
сОгнутый
сабО
свЁкла
сегмЕнт
создАвший
создАл
создалА
сОздало
созЫв
сосредотОчение
столЯр
тАинство
твОрОг (двойное ударение)
тУфля
табУ
танцОвщица
тигрОвый
толИка
тошнотА
трУбчатый
трубопровОд
углубИть
уговОр
узаконЕние
украИнский
умЕрший
упрОчение
факсИмиле
фенОмен (необычное явление. Допустимо ударение на последний слог), феномЕн (выдающийся человек)
фетИш
флюорогрАфия
ходАтайство
чИстильщик
щИколотка
Экскурс

Списки с правильными ударениями очень важны для решения задания A1 из ЕГЭ по русскому языку, поэтому рекомендуется сохранить ссылку на эту страницу.

Контрольные диктанты в 8 классе
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

Контроль знаний учащихся по русскому языку в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
kimy_8_klass.doc52 КБ
diktant.doc18 КБ

Предварительный просмотр:

На берегу неширокой речки наш отряд расположился на привал. Сначала мы предполагали остановиться на час, но небо начало покрываться облаками, и мы решили переночевать.

Местность оказалась подходящей. Рядом была довольно ровная площадка, окружённая низкими ёлочками. Здесь было удобно установить палатки и разложить костёр. Мальчики расчищали место, ставили палатки, девочки собирали хворост для костра. Между тем безобидные облака, сбившиеся в северной части неба, медленно вырастали в грозовую тучу. Края её, освещённые каким-то чудесным светом, казались ледяными.

Небо затянулось тяжёлой пеленой, нахмурилось по-осеннему. В течение всей ночи лил дождь, сверкали молнии.

К утру ливень прекратился, небо очистилось и заголубело. Но земля кое-где хранила следы непогоды. И справа, и слева от нас бежала вода, а речка превратилась в пенящийся поток.

Выполнить морфемный разбор слов:

Выполнить синтаксический разбор предложения:

Между тем безобидные облака, сбившиеся в северной части неба, медленно вырастали в грозовую тучу.

по теме «Двусоставные предложения»

Красив осенний парк. Метёт багряная метель по его дорожкам. Уходит вдаль аллея, вытканная опавшими листьями. Тих белоствольный строй берёз, на их тонких ветках немного листьев осталось, но каждый дрожит, переливается, сверкает.

В стороне от аллеи – серебристые ели. Концы их лап уже поседели, всем своим видом они дают понять, что к зиме готовы.

А кусты боярышника, как коробейники на ярмарке, развесили напоказ свой товар – крупные красные ягоды.

Но лучше всех понимают и чувствуют осень молодые клёны и дубы. Они, отливая золотом и бронзой, расстилают под собой мягкие ковры и вместе с ветром украшают своими листьями близкие ели, словно примеряя им новогодний наряд.

Чист и прозрачен воздух. Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса.

1.Подчеркнуть в предложениях грамматические основы с простым глагольным, составным глагольным и составным именным сказуемыми.

2.Выполнить синтаксический разбор одного составного именного сказуемого.

по теме «Односоставные предложения»

1.Разобрать предложения по данной схеме:

Его в степи без чувств нашли.

глагол прошедшего времени, мн.числа

Осенний лес был пуст и гол.

Нельзя говорить громко.

На улице темнеет.

Соловья баснями не кормят.

У меня нет линейки.

2.Выполнить синтаксический разбор словосочетания:

3. Выполнить синтаксический разбор предложения:

по теме «Однородные члены предложения»

Вот и театр. Его здание – образец современной архитектуры. К широкой двери непрекращающимся потоком движутся люди всех возрастов: пожилые, молодёжь, дети. Рядом со мной идёт офицер-пограничник. «Товарищи, нет лишнего билетика?» – спрашивает девушка в синем берете. Но помочь ей мы ничем не можем. И в партере, и в ложе, и на галёрке – везде полно народу. Сначала многие разговаривают с соседом справа или слева, а потом умолкают.

Ожидание длится недолго. Раздвигается занавес, и зрители попадают во власть чуда. Их взгляды прикованы к сцене.

А там незнакомые тебе люди борются, радуются, огорчаются. За короткое время ты успеваешь с одними по-настоящему сблизиться, других – возненавидеть. Твоё понимание жизни становится глубже и полнее.

Побывать в хорошем театре – огромная радость. Оставьте на время повседневные заботы и поспешите в театр.

1.Подчеркнуть все однородные члены предложения.

2.Обозначить обобщающие слова.

3.Выполнить синтаксический разбор предложения:

Оставьте на время повседневные заботы и поспешите в театр.

Контрольный диктант по теме

«Обособленные и уточняющие члены предложения»

Богатство Чёрного моря

Какое разнообразие форм, цветов, размеров!

Природа приложила все усилия, чтобы защитить и спасти от гибели свои замечательные создания. Она постаралась сделать их как можно более незаметными для человеческого глаза. Она раскрасила их во все оттенки моря.

Например, благородная и дорогая рыба скумбрия, царица Чёрного моря. Её тугое тело, прямое и гладкое, как веретено, окрашено нежнейшими муаровыми тонами, от светло-голубого до тёмно-синего.

Или бычки. Они водятся под берегом, среди скал, а также в песке, поглубже. Поэтому и окрашены они в бурый цвет скал или желтоватый цвет песка.

Большие плоские камбалы, привыкшие жить на тенистом дне тихих бухточек, поражают чёрно-зелёным цветом своей толстой кожи, усеянной плоскими костяными шипами, похожими на ракушки.

Была ещё барабунька, маленькая красно-чёрная горбатая рыбка с крупной, как бы окровавленной чешуёй.

Стада серебряной тюльки кишат на поверхности моря у берега, сливаясь с серебряным кипением утреннего солнца.

Графически обозначить все обособленные и уточняющие члены предложения.

по теме «Обращения, вводные слова и междометия»

Знаете ли вы, ребята, сколько на земле профессий? Свыше пятидесяти тысяч. Одна из них, без сомнения, будет вашей. Для каждого из вас, ребята, есть место, на котором вы почувствуете себя уверенно, твёрдо, будете пользоваться уважением и, может быть, завоюете славу. Но как найти его?

Во-первых, надо хорошо себя изучить, вскрыть свои возможности. Каково зрение, память, острота реакции? Здесь можно посоветоваться с врачом.

Во-вторых, точно разберитесь в своих желаниях. Не выбирайте, например, себе профессию за компанию ( друзья пошли в медицинский колледж, и я с ними), из слепого повиновения ( так хотят родители).

Познакомиться с разными специальностями вы, конечно, можете уже сейчас. Приглашайте представителей различных профессий (мы советуем вам это) на классный час, на собрания, организуйте экскурсии.

Думайте, советуйтесь, изучайте себя.

Найти все вводные слова и указать их значение.

по теме «Способы передачи чужой речи»

Вольфганг Амадей Моцарт

Случилось это, когда мальчику минуло четыре года.

Однажды отец застал его лежащим на полу среди разложенных листов нотной бумаги. Они были сплошь исписаны кривыми строчками нот вперемешку с размазанными кляксами.

– Что ты пишешь? – поинтересовался отец.

-Концерт для клавира.

Отец готов был рассмеяться, но, приглядевшись, замолчал.

Мальчик вскарабкался на стул у клавесина и заиграл.

Малыша звали Вольфганг Амадей Моцарт,

Через несколько лет его имя стало известно всей Европе, где он выступал с концертами. Он играл так, что ни один взрослый музыкант не мог с ним сравниться. Когда Вольфганг садился за инструмент, музыка словно рождалась из-под его пальцев.

Многие говорили: «Этот ребёнок со временем затмит всех музыкантов и станет величайшим композитором, когда-либо жившим на земле».

И Моцарт действительно стал им.

Итоговый контрольный диктант

Короткое северное лето

Однажды утром, когда отчаявшиеся люди уже потеряли надежду на приход лета, северный ветер внезапно стих. Из-за свинцовой мути робко и неуверенно проглянул голубой глазок неба. Потом вдали глухо бухнуло. Тёмные тяжёлые тучи поползли на деревню. Они ползли медленно, грозно клубясь и властно разрастаясь до самого горизонта. И вдруг оглушительный грохот сотряс землю.

Захлопали двери. Люди выбегали на улицу, ставили ушаты под потоки и под проливным дождём радостно перекликались друг с другом. По вспененным лужам носились босоногие ребятишки, всю весну высидевшие дома.

Началось короткое северное лето. Оно зашагало по влажным, курящимся лёгким паром полям с проклюнувшимися всходами, по обочинам дорог, опушённых нежнейшей зеленью, по ожившим перелескам. Играла, ширилась на солнце молодая берёзовая рощица, вся подёрнутая зелёной дымкой.

Предварительный просмотр:

ТЕМА: “ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ”

Лешка бежал выбиваясь из сил. Добежав до поляны, он решил перевести дух, но вдруг услышал голоса. Он снова вскочил и бросился бежать.

“Лешка, постой, постой, постреленыш!” – кричала мать. “Не бойся, Лешка!” – вторил ей отец.

Мальчик решил остановиться. Бежать дальше у него не хватало сил, он задыхался.

“Сынок!” – крикнула ему подбежавшая мать и, упав на землю, зарыдала.

“Мам, ты что, не плачь, мам”, – начал успокаивать ее Лешка.

“Родненький, зачем же ты убег?” – продолжала рыдать мать.

Тут вмешался в разговор отец: “Ну ты, Леха, даешь! Зачем бросился бежать?”

“Батя, я не виноват, я со страху бросился”, – начал говорить Лешка.

Задания к тексту:

1) Обведите в тексте обращения.

2) Составьте схему предложения с прямой речью.

3) Выпишите фразеологизм.

ТЕМА: “ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ”

Здравствуй, дорогая моя бабушка!

Как ты живешь? Как твое здоровье?

Бабушка, я часто вспоминаю замечательные летние дни, проведенные у тебя в деревне. Как было хорошо бегать босиком по траве, купаться в речке, ходить с ребятами за ягодами и грибами в лес.

А сейчас зима, приближается праздник Нового года. За окнами падает снег. Представляю, бабушка, как здорово сейчас у тебя.

Я заканчиваю вторую четверть без троек, а по русскому языку и математике у меня пятерки. Немного недотянул до пятерки по истории, но буду больше стараться в следующей четверти.

Как поживает кот Васька и собака Жулька? Передавай им от меня привет, скажи, что скоро увидимся.

Дорогая бабушка, мы тебя все поздравляем с наступающим Новым годом!

Желаем здоровья, радости, счастья! До скорой встречи!

P.S. Бабушка, передай, пожалуйста, это письмо ребятам.

Здравствуйте, Аленка, Коля, Ваня и Леша!

Поздравляю вас с наступающим Новым годом!

Аленка, как твой маленький братишка? Коля, а как твои рыбки? Как ваши успехи в школе, Ваня и Леша?

Напишите мне, расскажите, как живете.

Задания к тексту:

1) Подчеркните обращения.

2) Выполните фонетический разбор выделенных слов.

ТЕМА: “ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ”

Ничего, мой друг, не сбылось из того, что нагадала мне эта старуха.

И право, что за глупость было ей поверить. Сначала я очень расстроился, места себе не находил, думал не доживу до того дня, который она обозначила.

Но сегодня уже 17-е и, мой дорогой друг, ничего не случилось.

Не верь, душа моя, этим гадалкам, не верь, а лучше всего и не ходи к ним вовсе.

Ежели будет скучно, дорогой мой, то лучше приезжай ко мне в деревню. Пойдем на охоту, на тетерева, например. Ух и люблю же я поохотиться. А места у нас какие! Загляденье!

Ну так что, Николаша, приедешь охотиться?

Задания к тексту:

1) Подчеркните обращения.

2) Выпишите назывное предложение.

3) Выпишите вводное слово.

4) Как вы считаете, наш современник написал это письмо или нет? Обоснуйте свое мнение.

Диктанты по русскому языку — 8 класс 1 четверть

Контрольный диктант «Анды»

Анды — самые высокие горы Амери­канского континента, рассекающие его с севера на юг.4 Они поражают меняющи­мися пейзажами. Здесь увидишь непоко­рённые вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебря­ных рек.

После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Доезжаем поездом до небольшого городка и пеш­ком через эвкалиптовый лес добираем­ся до деревеньки. Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами исчезающую тропин­ку, вьющуюся вверх.

Вдали появляется загадочный город, расположившийся на скалистой верши­не. Через пять часов подъёма проходим тяжёлые ворота и входим в крепость, на­ходящуюся на горе.4 На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями. Древний го­род зачаровывает нас.

Объём слов: 121

Грамматическое задание

  1. Выпишите из текста 3 примера разных типов сказуемых.
  2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).
  3. Выполните синтаксический разбор предложения: Анды — самые высокие горы Амери­канского континента, рассекающие его с севера на юг.4 (1 вариант); Через пять часов подъёма проходим тяжёлые ворота и входим в крепость, на­ходящуюся на горе.4 (2 вариант).

Контрольный диктант «Отъезд из замка»

Герцог получил немалое удовольствие, пригласив Дон Кихота и Санчо в замок и забавляясь их чудачеством. Но Дон Кихот начал тяготиться неволей и праздной жизнью, полагая, что настоящий, а не мнимый рыцарь, странствуя, не должен предаваться лени и беспрестанным увеселениям и сидеть сложа руки. Вот почему он попросил позволения уехать.

Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облачённый в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком.4 С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные…4 Восседая на своем сером, Санчо был рад-радёхонек: герцогский управитель вручил ему, не скупясь, двести золотых.

Учтиво поклонившись герцогу, а равно и всем присутствующим, Дон Кихот поворотил Росинанта и, сопровождаемый Санчо, выехал за ворота в открытое поле, говоря:

— Со свободой, Санчо, несравнимы никакие сокровища!

Объём слов: 126

По М. де Сервантесу

Грамматическое задание

  1. Выпишите из текста 3 примера разных типов сказуемых.
  2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).
  3. Выполните синтаксический разбор предложения: Попрощавшись со всеми рано утром, Дон Кихот, облачённый в те же нелепые доспехи, предстал на площади перед замком.4 (1 вариант); С галереи, недоумевая, еле-еле сдерживаясь от смеха, на него глазели все обитатели замка: герцог, герцогиня, придворные…4 (2 вариант).

Контрольный диктант «Волчица»

В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав.4 Днём волки, свернувшись в клубки, дремали, а она вскакивала, кружилась, утаптывая снег, и будила стариков. Волки нехотя поднимались, тыкались в нее холодными носами, а она шутливо огрызалась, кусая их за ноги. Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.4

Однажды ночью волчица поднялась и побежала в поле, а за ней, высунув языки, затряслись старики. Волчихи оставались лежать, потом и они побежали за стаей.

Волки бежали по дороге, а за ними скользили, ломаясь на снегу, тени. Снег в лучах луны блестел алмазами. От деревни послышался звон бубенцов. Казалось, что зазвенели, покатившись по дороге, звёзды, упавшие с неба. Волки, завязая по брюхо, отошли в поле и легли, повернувшись мордами к деревне.

Объём слов: 125

По И. Соколову-Микитову.

Грамматическое задание

  1. Выпишите из текста 3 примера разных типов сказуемых.
  2. Выпишите 3 разных словосочетания и разберите их: из 1 абзаца (1вариант); из 3 абзаца (2 вариант).
  3. Выполните синтаксический разбор предложения: В стае в ту зиму ходила молодая волчица, не позабывшая ребячьих своих забав.4 (1 вариант); Старые волчихи, свернувшись и не поднимая голов, поглядывали на молодую проказницу.4 (2 вариант).

Диктант по русскому языку за 1 четверть 8 класс

С давних времен дружит человек с зеленым миром. Этот мир дает человеку различные строительные материалы, вылечивает многие болезни, украшает жизнь. Некоторые деревья и цветы древние народы обожествляли, создавая легенды об их удивительных свойствах. Символом мужества и мастерства в Древней Греции считался лавр, поэтому лавровым венком или его ветвью украшали победителей битв и турниров, ученых, поэтов, художников.

На протяжении многих тысяч лет известна маслина, лающая ценное и важное оливковое масло. Оливковая ветвь – это символ мира. Кедр, символизирующий долголетие и мощь, устойчив и сохраняется в земле очень долго. Его прочная древесина используется для постройки судов и зданий.

Объём слов: 95

Грамматическое задание:

  1. Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами связи ( 1 вариант из 1 абзаца, 2 вариант из 2 абзаца), выполните их разбор;
  2. Выполните морфемный разбор слов:
    1 вариант – вылечивает, создавая, лавровый;
    2 вариант — дающая, сохраняется, долго.

Словарные диктанты 8 класс

Словарный диктант № 1

Абитуриент, аванс, агент, агония, амбулатория, амортизация, апелляция, арбитр, артель, артерия, ассамблея, аттестат, балласт, банкрот, бонапартизм, бюджет, вазелин, вакцина, взаимный, властная, влияние, внимание, восторженный, догорает, ключом, небесный, печёт, пробирается, прыжок, растёт, шёпот.

Словарный диктант № 2

Аэродром, аэропорт, батальон, безопасность, гарантия, гигиена, гипноз, гонорар, дезорганизация, дискриминация, договор, иждивенец, изображение, импорт, инверсия, избирательная кампания, компания друзей, метро, облегчить, образ, оптимист, природа, такси.

Словарный диктант № 3

Дивизион, инстанция, канцелярия, кассация, квартал, коллективизм, комитет, коммюнике, компетентный, компрометировать, конкуренция, констатировать, консультация, конфискация, кооператив, кредит, купюра, ладонь, ландшафт, музей, пропеллер.

Словарный диктант № 4

Комитет, преследование, карнавал, комиссия, конгресс, привилегия, большинство, иллюминация, театр, конференция, репетиция, меньшинство, биография, президент, маршрут, искусный, легендарный, режиссёр, искусство, поражать, ровесник, карнавал, митинг, библиограф, делегат, каникулы, кандидат, легенда, сверстник, преданный, традиция, идеология, преданность, стипендия, депутат, идеал, диплом, истинный, аттестат, свидетельство, талантливый, секретарь, стипендиат, подлинный, обелиск, героизм, гениальный, директор, профессия, преследовать, специальность, приоритет, регулировать, президиум, мужество.

Словарный диктант № 5

Подлинное искусство, поразительные изменения, искусный мастер, неприступные горы, шорохи леса, аттестат зрелости, биография президента, поразить присутствующих, удивить на карнавале, воплотить в жизнь, преданность идеалам, талантливый режиссёр, придать смысл, необоснованные привилегии, превышать полномочия, восхитительная иллюминация, невысохшие капли росы, ничем не прикрытая голова, некому рассказать, недостаёт терпения.

Диктанты 8 класс

Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

  • 1 четверть
  • 2 четверть
  • 3 четверть
  • Итоговый диктант
По названию и теме диктанта:
8 класс 1 четверть

С давних времен дружит человек с зеленым миром. Этот мир дает человеку различные строительные материалы, вылечивает многие болезни, украшает жизнь. Некоторые деревья и цветы древние народы обожествляли, создавая легенды об их удивительных свойствах. Символом мужества и мастерства в Древней Греции считался лавр, поэтому лавровым венком или его ветвью украшали победителей битв и турниров, ученых, поэтов, художников.

На протяжении многих тысяч лет известна маслина, лающая ценное и важное оливковое масло. Оливковая ветвь – это символ мира. Кедр, символизирующий долголетие и мощь, устойчив и сохраняется в земле очень долго. Его прочная древесина используется для постройки судов и зданий.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Выпишите из текста 3 словосочетания с разными видами связи, выполните их разбор
    1 вариант из 1 абзаца;
    2 вариант из 2 абзаца. ;
  2. Выполните морфемный разбор слов:
    1 вариант вылечивает, создавая, лавровый;
    2 вариант дающая, сохраняется, долго.
8 класс 2 четверть

Русская баня упоминается в самых древних исторических источниках. Легендарная княгиня Ольга своих врагов, погубивших ее мужа, сожгла в бане. В другой легенде рассказывается об иностранцах, побывавших на Руси. Их удивляло , что русские хлестали себя в жарком поту распаренным березовым веником, когда уходили в баню мыться.

Этот забавивший иностранцев удивительный обычай сыграл свою роль в судьбе народа. В средние века, когда эпидемии одна за другой косили страны Центральной и Западной Европы, обычай еженедельно мыться спасал народ от болезней, закалял людей, давал жизнестойкость.

Поразительно и то, что бани не >исчезли , когда подавляющее большинство населения переселилось в современные квартиры с ваннами. Бани потеряли свою гигиеническую функцию. В выходные дни люди ходят в баню ради закалки, ради удовольствия.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Озаглавьте текст
  2. Объясните орфограммы в подчеркнутых словах
  3. Выполните морфемный разбор слов: потеряли, погубивших, выходные (дни)
  4. Объясните постановку знаков препинания во 2 предложении 1 абзаца .
8 класс 3 четверть

На этой лесной поляне Европа встречается с Азией. Две елки. Одна – в Европе, другая – в Азии. Холодно на поляне. Люди замерзли, греются, бегая из Европы в Азию и обратно.

Два великих материка встречаются на Уральском хребте, глядят друг на друга через реку Урал. Есть что-то значительное в минуте, когда в первый раз пересекаешь границу материков. Сзади – тысячи километров, впереди – подернутые морозом гребни синих лесов, новые тысячи километров твоей земли.

Первым границу по Уральским горам провел русский географ петровских времен Василий Татищев. Он заметил, что реки с Урала текут в двух направлениях. Одни текут в Печору и Каму, другие – в Обь. Замечено было, что растительность за горами тоже заметно меняется. Татищев первым дал им название: Уральские горы. Так определили границу между Европой и Азией.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Произведите синтаксический разбор 5 предложения из 1 абзаца
  2. Выпишите два односоставных предложения, укажите их вид
  3. Выполните морфемный разбор любого наречия, глагола, деепричастия.
Итоговый диктант за 8 класс

В то утро я впервые услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке. Я смотрел в открытое окно, лежа в постели.

Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. Открылись ворота двора, и пастух-хозяин, в новой синей рубахе, в сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину пустынной улицы, поставил у ног свою шляпу, перекрестился и приложил обеими руками длинный рожок к губам. Рожок заиграл так громко, что даже в ушах звенело. Но это только сначала. Потом он стал забирать выше, жальче. И вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело. Замычали вдали коровы, стали понемногу подходить ближе. А пастух все играл, забыв про все. Играл, запрокинув голову, играл в небо. Когда пастух переводил дыхание, раздавались восхищенные голоса, славившие его игру.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Озаглавьте текст;
  2. Обозначьте в тексте одно обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, и одно определение, выраженное причастным оборотом. Составьте схемы.
Контрольная работа №1 на тему: «Повторение»

Подарки лесного царя

Убавился день, и низкие тучи грозят дождём и снегом. Облетели с веток последние листья. В лесу поселились тишь и пустота, но кое-где оставил лесной царь подарки. Вот у опушки видны кусты шиповника, а в них спрятались плоды. Вот на верхушке орешника прячутся золотче орешки. А вот укрылась под листиком волнушка. На болотистых кочках созрела, но ещё горчит красная клюква.

Всё это подарки лесного царя. Они тем, кто любит и знает природу.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Разобрать по членам предложения и частям речи первое предложение.
  2. Найти подлежащее и сказуемое в предложении «Вот у опушки видны кусты шиповника …»
  3. Найти и обозначить однородные члены в последнем предложении, составить схему этого предложения.
Контрольная работа №2 на тему: «Повторение»

В начале ноября солнце редким гостем появляется на небе. Всё чаще проплывают над головой низкие дождевые облака. Дуют холодные ветры. Вот резкий порыв ветра пригнул к земле гибкие стебли травы и сорвал с деревьев увядшие листья. Покружилась лёгкая листва в воздухе и легла на землю мягким ковром.

С утра моросит дождь. После него на дорожках сада остаются лужи и липкая, как смола, грязь За ночь лужицы покрываются прозрачной, как стекло, корочкой льда. Скоро-скоро первый снежок покроет землю гладкой белой пеленой.

Задание:

  1. Первое предложение разобрать по членам предложения с указанием частей речи.
  2. Найти и подчеркнуть в них однородные члены предложения, обозначить главное слово.
Контрольная работа №3 по теме: «Состав слова»

Враги и друзья пшеничного поля

Крестьянин вспахал землю. Попало в землю зерно. От влаги оно набухло, проросло и пробилось к свету зелёным листком. Всё поле покрылось нежными побегами. Но тут напали на пшеницу враги – сорняки. Люди начали с ними борьбу. Ведь пшенице надо перезимовать под снегом.

Пришла зима с морозами и метелями. Мороз был врагом пшеницы, а снег – другом. Съёжились от мороза зелёные листочки. Сгубил бы он пшеницу, но выпал снег и накрыл поле тёплым одеялом.

Задание:

  1. Разобрать по составу слова: «Проросло, перезимовали, хлебовозка, листочки».
  2. Обозначить приставки в словах в первом абзаце.
  3. Составить схему последнего предложения, подчеркнуть в нём подлежащее и сказуемое.
Контрольная работа за полугодие

Это случилось в моё первое путешествие по тайге. Прошли бурелом и поставили шалаш под скалой. Внесли вещи и рухнули от усталости на зелёную подстилку.

Разбудил нас грохот и треск. Мы выскочили из шалаша и отбежали под сосны. Только тогда поняли причину камнепада.

У края скалы возились два медвежонка. Они сгребали лапами и сбрасывали их. Булыжники крушили наше жилище. Вдруг появилась медведица и увела своих верхолазов.

Хороший урок мы получили. Нельзя строить в тайге шалаш под скалами

Задание:

  1. Разобрать по составу слова «бурелом, камнепад, верхолазов, отбежали, сгребали, скалой».
  2. Разобрать по членам предложения с указанием частей речи предложение «Мы выскочили из шалаша и отбежали под сосны».
Контрольная работа №5 по теме «Имя существительное».

О Михаиле Пришвине.

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля, огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плачущей ивой.

Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шепот ветра, а зоркий глаз видел каждую травинку.

С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.

А вы, ребята, читали его книги?

Задание:

  1. Написать пять несклоняемых существительных.
  2. Морфологический разбор существительного «заросли ивой».
  3. Разобрать по членам предложения с указанием частей речи предложение «Берега рек заросли плачущей ивой».
  4. Определить склонение существительных в предложении «С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, Карелии».
Контрольная работа №6 по теме: «Имя прилагательное»

Каждую ночь медведь приходил к охотничьей избушке и съедал улов рыбы. Мы поставили капкан с зубьями. Сверху навалили рыбьи головы. А медведи снизу капкан ковырнул, он захлопнулся. Зверь спокойно рыбу съел и убежал.

Зарядили мы ружьё и пошли в тайгу. Вдруг в кустах медвежья голова показалась. Не успели мы ружья вскинуть. Домой мы шли без добычи. У обрыва опять из кустов медведь на нас смотрит. Мы замерли от такого медвежьего нахальства.

Пусть живёт, раз он такой хитрый.

Задание:

  1. Морфологический разбор прилагательного «от медвежьего нахальства».
  2. Определить род прилагательных: Заячий след, лисья нора, тюленье стадо, рысьи глаза, медвежья берлога.
  3. Из второго абзаца выписать предложение с однородными членами и нарисовать его схему.
  4. В первом предложении определить падеж прилагательного.
  5. В первом абзаце найти сложное предложение, найти подлежащее и сказуемое, определить, какими частями речи выражены.
Контрольная работа №7 по теме «Личные местоимения»

На косогоре жила берёзка. Рядом с ней стояла старая ель. Там белка шелушила орешки и роняла семена. Семечки летели и ложились у ног берёзки.

Испугалась красавица. Станут семена ёлками – метёлками и закроют от неё солнце. Обратилась она к ветру за помощью. Для него унести семена подальше пара пустяков.

Растут ёлочки, а берёзка стоит одна далеко от них. Однажды налетел ураган. Испугалась красавица, стала просить ёлочек прикрыть её. Но ёлочки уже не могли летать. Корни их не пускали.

Задание:

  1. Найти сложное предложение и составить схему этого предложения.
  2. Местоимения «от неё» «для него» разобрать как часть речи.
  3. В первом абзаце найти и обозначить в предложениях однородные члены.
  4. Разобрать по членам предложения с указанием частей речи предложение «Обратилась она к ветру за помощью».
Контрольная работа №8 по теме «Глагол. Правописание слов с шипящей на конце.»

Между туч выглянуло солнце. Его последний луч был добрым и грустным. Тихая ночь опускалась на поляну. По листочкам низкого кустарника пробежала едва заметная дрожь. Это ветерок торопился прилечь в мягкой траве. Под корягой чуть журчал студёный ключ. В эту пору цвёл ландыш. Его нежный запах легко узнаёшь. Природа отдыхала. Вдруг на поляну вышел ёж. На колючках он нёс какой-то съедобный груз.

Куда ты спешишь, малыш? И чего пыхтишь? Тебе помочь?

Задание:

  1. Третье предложение разобрать по членам предложения с указанием частей речи.
  2. Определить время глаголов.

Цель диктантов: Повторить и систематизировать изученный на уроках материал, выполнить работу над ошибками.

Ссылка на основную публикацию