Как правильно писать классные?
Классный — вне зависимости от того, в каком значении слово употребляется в предложении, оно пишется с двумя буквами «с». Написание этого прилагательного зафиксировано во всех словарях русского языка. Олег принес классный журнал для нового учителя.
Как пишется классный человек?
Морфологические и синтаксические свойства
падеж | мн. ч. | |
---|---|---|
Рд. | кла́ссных | |
Дт. | кла́ссным | |
Вн. | одуш. | кла́ссных |
Как правильно написать классный руководитель?
Литературная норма: классный руководитель. Вариант классная руководительница допустим в разговорной речи.
Как пишется классные ребята?
Правильное правописание: “классно” или “класно”
Давайте с этим разберёмся. Существует два варианта правописания анализируемого слова: “классно”, где в слове пишется две буквы “с”, “класно”, где в слове пишется одна буква “с”.
Как правильно писать классная работа?
Классная работа.) обычно сохраняется. Это делается, чтобы не мешать закреплению стереотипа, что в конце предложения надо ставить точку.
Как пишется слово классный и почему?
Значение слова «классный»
КЛА́ССНЫЙ, -ая, -ое. 1. Прил. к класс (в 3 знач.).
Как пишется слово классный час?
Предложения со словосочетанием «классный час»
Там у нас проходил классный час, в течение которого все знакомились с новенькими и ещё обсуждали разные проблемы. В школе закончились занятия, классная руководительница провела последний классный час и перед нами, учениками, открылась дорога свободы длиной в три месяца.
Как сократить слово классный руководитель?
Сокращение «клас(с)рук» — классный руководитель нужно писать с двумя С? Это слово пишется с одной буквой «с» — «класрук».
Как правильно пишется слово руководить?
Руководить, -ожу, -одишь; несовершенный вид, кем-чем.
Кто такой классный человек?
Классным называют человека, предмет, событие и т. п., которые имеют замечательные свойства, обладают высоким качеством; разговорный стиль.
Как правильно пишется классу?
В слове «класс» всегда пишется две буквы «сс». Эта норма написания установлена в орфографических словарях.
Как правильно пишется весь день?
Предложения со словосочетанием «весь день»
Она почти весь день провела на свежем воздухе и когда села ужинать вечером, то была очень голодная, сонная и чувствовала приятную усталость. В течение всего дня француз стоял у окна и грыз свои ногти, жалуясь на однообразие и скуку.
Как правильно писать зоопарк?
Слово «Зоопарк «пишется с двумя буквами о.
Как правильно написать домашняя или домашняя работа?
Согласно правилам правописания прилагательных, правильный вариант – «домашняя работа».
Как правильно написать домашняя работа в тетради?
Нередко слово пишут раздельно – “Home” и “Work”, допуская при этом серьезную ошибку. Поэтому запомните: слово “Homework” всегда пишется слитно!
Как пишется 2 сентября классная работа?
Рассмотрим, как пишется и читается дата 02.09.2018 — второе сентября две тысячи восемнадцатого года на английском языке.
- 2-е сентября 2018. 2nd September, 2018. The second of September, 2018.
- 2 сентября Классная работа 2nd September Classwork.
- Сегодня воскресенье 2 сентября 2018. Today is Sunday 2nd September, 2018.
Словари
Часть слова между корнем и окончанием, придающая слову новое значение.
СУ́ФФИКС [суфикс] и (разг.) СУФФИКС, суффикса, муж. (от лат. suffixus-подставленный) (линг.). Словообразовательный элемент – часть слова, находящаяся между корнем и окончанием (флексией) и придающая определенное значение слову сравнительно с другими однокоренными словами, напр. иц или ов в словах столица, столовый.
|| В некоторых лингвистических сочинениях (различающих суффиксы словообразовательные и словоизменительные) – всякая часть слова, стоящая за корнем, т.е. в том числе и т.н. флексия.
СУ́ФФИКС, -а, муж. В грамматике: морфема, находящаяся между корнем и окончанием. Словообразовательный с. (напр. чит-а-ю, стрел-к-а, гром-к-ий). Словоизменительный с. (напр. чита-л-а, чита-ющ-ий, скор-ее).
| прил. суффиксальный, -ая, -ое.
СУ́ФФИКС -а; м. [от лат. suffixus – прикреплённый] Лингв. Часть, находящаяся между корнем и окончанием. Уменьшительный, ласкательный с. Глагольные суффиксы. Вычленить, определить с. в слове.
◁ Суффикса́льный, -ая, -ое. С. способ словообразования. С-ая часть слова.
су́ффикс (лат. suffixus – прикреплённый), разновидность аффикса, морфема, следующая за корнем (русский «дом-ик») или основой (русский «широт-н-ый») и предшествующая окончанию.
СУФФИКС – СУ́ФФИКС (лат. suffixus – прикрепленный), разновидность аффикса (см. АФФИКС), морфема, следующая за корнем (в русском языке «дом-ик») или основой (в русском языке «широт-н-ый») и предшествующая окончанию.
СУФФИКС (лат. suffixus – прикрепленный) – разновидность аффикса, морфема, следующая за корнем (в русском языке “дом-ик”) или основой (в русском языке “широт-н-ый”) и предшествующая окончанию.
Часть слова, стоящая между корнем и окончанием и придающая слову иной смысл по сравнению с другими однокоренными словами.
[От лат. suffixus – прикрепленный]
Сведения о происхождении слова:
Слово происходит от латинского suffixus ‘подставленный’, но не сохраняет ударение на втором слоге, как в языке-источнике.
Сведения о старой норме ударения:
В старинных словарях, однако, можно встретить ударение суффи́кс.
су́ффикс и устарелое суффи́кс.
су́ффикс, су́ффиксы, су́ффикса, су́ффиксов, су́ффиксу, су́ффиксам, су́ффиксом, су́ффиксами, су́ффиксе, су́ффиксах
сущ., кол-во синонимов: 2
суффикс (< лат. suffixus прикрепленный)
Аффиксальная морфема, расположенная в слове после корня или после другого суффикса: чита-тель, чита-тель-ниц(а).
1) словообразовательные суффиксы (выступают как самостоятельное средство словообразования, так и в качестве части комплексного словообразовательного форманта: префиксально-суффиксальный, суффиксально-постфиксальный, префиксально-суффиксально-постфиксаль-ный, сложносуффиксальный способы словообразования, сложение с префиксацией и суффиксацией, сращение с суффиксацией, сокращение с суффиксацией).
2) словоизменительные (формообразующие) суффиксы служат дня образования грамматических форм слова: читать, писала, писавший.
суффикс (от лат. suffixus – прибитый, приколоченный). Служебная морфема, находящаяся после корня (непосредственно или после другого суффикса) и служащая для образования новых слов или их несинтаксических форм.
Суффикс словообразовательный (словообразующий). Суффикс, служащий для образования новых слов. Банщик, искатель, связист, москвич, бумажник, бодрость, авторство, листаж; лесной, искусственный, январский, дубовый; советовать, сапожничать, дебатировать, ахнуть; хорошо, дружески, по-новому, по-волчьи.
Суффикс формообразующий (словоизменительный). Суффикс, служащий для образования форм слов. Новее, дороже, тоньше; лежа, читая, написав.
Некоторые суффиксы по-разному трактуются исследователями. Так, суффикс возвратных глаголов и возвратных форм глагола -ся называют также возвратной частицей (в “Грамматике русского языка”, т. I, изд. АН СССР, 1952, стр. 415, рядом стоят оба термина – суффикс -ся и возвратная частица -ся). Суффиксы инфинитива -ть и -ти некоторою исследователи (П. С. Кузнецов, Н. М. Шанский) называют окончаниями на том основании, что -ть и -ти у инфинитива как исходной формы глагола (если ее не противопоставлять остальным формам глагола – предикативным и атрибутивным, а включать в глагольную парадигму) не используются в косвенных (спрягаемых) словоформах глагольной парадигмы, а заменяются окончаниями, не участвуют в образовании производных от глагола слов, что характерно для окончаний, а не для суффиксов.
Суффикс словоформообразующий. Суффикс, служащий для образования другой формы слова и вместе с тем нового слова. Лужок, ноские (суффиксы указывают на реальную уменьшительность или увеличительность и вместе с тем выражают субъективно-эмоциональную оценку). см. суффиксы субъективной оценки.
Суффикс простой. Суффикс неделимый, не выделяющий в своем составе морфем. Марксизм, ректорат, новость, ленинградец. Суффикс составной. Суффикс, образованный из двух морфем. Свирепствовать (-ствова-), лодырничать (-нича-), вмешательство (-тельство), шиповник (-овник).
Как правильно писать телефоны на сайтах. Совет администраторам и верстальщикам
Слово «префикс» встречается не то чтобы часто, но иногда с ним сталкиваться приходится, особенно когда звонишь по мобильному телефону и тебя просят набрать префикс. Что это такое вообще? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, из каких частей состоит телефонный номер: код страны, префикс и сам номер. Префиксом является код оператора сотовой связи: например, 8 998 000-00-** (префикс выделен).
Каждый префикс закреплен за тем или иным оператором сотовой связи и уже по этому можно идентифицировать, с номера какого оператора связи вы получили входящий звонок. Но поскольку префиксов сегодня не так уж мало, каждый из них запомнить сложно, поэтому есть даже специальные программы, которые показывают, с номера какого сотового оператора связи вам звонят (в некоторых случаях это действительно необходимо знать).
А теперь — куда более наглядный пример. Открываем приложение «Телефон».
И прекрасно видим эти самые префиксы.
Правда, показываются они только на номерах, не добавленных в телефонную книгу. Чтобы увидеть номер и префикс абонента из телефонной книги, надо открыть его карточку.
Данные — перед вами.
Все чаще пользователи сталкиваются с незнакомым словом «Префикс», изучая возможности телефона, и спрашивают что это. Разберемся с этимологией этого понятия и разберем как определить префикс телефона.
Значение слова префикс
Каждый мобильный и стационарный телефон имеет номер, который состоит из кода страны с кодом оператора и кодом самого номера. Код оператора называется префикс. К примеру, телефонный номер +7 908 111 11 11 содержит префикс 908. У каждого оператора существует свой префикс. Это дает идентифицировать оператора и номер телефона любому абоненту, которому поступает вызов.
Как определить оператора по телефонному префиксу
Сегодня существует множество ресурсов и программ для определения этой информации. Некоторые сайты даже создают табличные файлы, чтобы узнать все российские и зарубежные префиксы. Для получения необходимой информации, нужно зайти на сайт, ввести телефон в специальное поле, нажать поиск и через пару минут изучать результат. Есть ресурсы, где нужно ввести данные региона и название оператора, таким образом получив префикс.
Чем отличается телефонный префикс от сетевого
Первый класс предназначен для использования их большими сетями. В них много узловых номеров и префиксов. Второй класс нужен для оснащения интернетом какой-то крупной компании или университета. Третий класс используется в здании с небольшим количеством персональных компьютеров.
В целом, понятие «номер телефона с префиксом» означает — номер телефона с кодом оператора. Отличается от сетевого тем, что тот имеет префикс из адреса и хостинга.
Как надо
Запомните правило. Если вы верстаете контактную форму, то префикс +7/8, код (495) и сам номер 123-45-67 должны быть написаны единым стилем без сокращений. Вот так:
Вы можете выделять цифры цветом, увеличивать или уменьшать, но чтобы это относилось ко всему номеру одновременно.
Неправильно
Телефон дан без префикса +7/8
Когда на сайте пишут (499) 123-45-67 или (499) 1234567, то iOS предложит вам набрать номер 4991234567. По такому нельзя никуда дозвониться. Мода на убирание префиксов пришла из печатной продукции. Но там это вынужденный шаг, сам с этим сталкивался, когда верстаешь рекламный разворот крупной торговой сети с указанием всех телефонов магазинов, а контактный врез ограничен по площади. Первым делом мы резали +7 и 8, оставляя только код + номер.
Вебмастера это переняли. Однако, когда в 2009 году айфон стал различать телефонные номера на сайтах, то отсутствие префикса вело к неправильному набору.
Телефон дан картинкой
В стиле 2000-х. У некоторых веб-мастеров не хватает знаний в CSS, чтобы координаты контактной формы смотрелись во всех браузерах одинаково, поэтому контакты делают в виде картинки и заверстывают в общий макет. Вот только Safari не умеет распознавать подобные изыски. Клиент на входе в магазин получает подножку.
Код и телефон написаны разными стилями
Противоположный случай – когда верстальщик отлично владеет CSS и хочет сделать акцент на номере, оставив при этом префикс с кодом. Смотрится красиво, но айфон не поймет мотивов веб-мастера. Избегайте таких случаев.
Так же код часто пишут одним цветом, а номер другим. Тоже в топку, если хотите дружить с потенциальными клиентами, ищущих в интернете информацию о фирме прямо с телефона.
Повторюсь еще раз. ПРЕФИКС + КОД + ТЕЛЕФОН должны быть набраны вместе в едином стиле:
+7 812 987-6543 +7 (495) 1234567 8 8790 23-23-09
iPhones.ru Мобильный Safari умеет различать на сайтах телефоны в окружении другого текста. Это удобно, потому что тапаешь по номеру на веб-странице – и сразу открывается окошко с предложением сделать исходящий вызов абоненту. Однако многие веб-мастера усложняют жизнь потенциальным клиентам. Давайте внесем ясность, как делать правильно. Как надо Запомните правило. Если вы верстаете контактную форму, то префикс +7/8,…
Вопрос знатокам: что такое префикс сотовых операторов? что это за цифры?
С уважением, Valery Z
Лучшие ответы
Гамлет: Ирина Майорова: Зайцев Андрей:
как говорил наш препод по вышмату «цифровой суффикс»
никита кардаков:
татьяна журавлёва:
то, что впереди, не суффикс, наверное, а приставка))
Видео-ответ
Ответы знатоков
MI:
код страны и города (сотового оператора)
+7 916 555-55-55 = префикс + телефонный номер
никита кардаков:
Юрий Шиллер:
префикс в телефоне это обращение к человеку перед его именем (Александр например), будет указан при написании смс: м-р, господин, фрау ит. д. а суфикс это приставка к имени например 2, будет написано как Александр 2;
Владимир Ильюков: Ангелина Ветрова:
Если у вас одно предприятие, то ничего, если несколько, то 2 буквы, по которым можно это предприятие идентифицировать, Например предприятие «Счастье» префикс-СЧ
митяй:
а может и 3 буквы, по которым в номерах будет указываться КСТ000012
.online-ufa Онлайн:
В программах 1С используются несколько различных префиксов:
Подробнее о префиксах в программах 1С online-ufa /content/articles/prefix-1c/
Крафт в ПоЕ
На сайте poedb я решил проверить, можно ли сотворить доспехи с “+1 максимум призрака” и “усиление эффекта подношения”, но почему-то свойство на количество приспешников имеет вес нулевой и исчезает (вместе со всеми свойствами Спуска) при нажатии на любое ископаемое.
Возможно я что-то пропустил, типа больше нельзя через ископаемое делать свойства на максимум приспешников или ещё что-то?
На сайте poedb я решил проверить, можно ли сотворить доспехи с “+1 максимум призрака” и “усиление эффекта подношения”, но почему-то свойство на количество приспешников имеет вес нулевой и исчезает (вместе со всеми свойствами Спуска) при нажатии на любое ископаемое.
Возможно я что-то пропустил, типа больше нельзя через ископаемое делать свойства на максимум приспешников или ещё что-то?
+1 призрак это свойство Спуска. Его можно получить только дропом с точек “Содержит предметы приспешников”. Ископаемые полностью перековывают шмотку, так что при использовании резонатора с ЛЮБЫМИ ископаемыми Вы потеряете это свойство.
Чтобы получить усиление эффекта подношений на такую броню, надо закрыть на ней префиксы и кинуть выху охотника. С некоторой вероятностью Вы получите Подношения в свободный суффикс. На лиге в дальнейшем можно переролить это свойство, семечком удалить свойство влияния, добавить свойство влияния, и удалить ненужные моды, докрафтив нужные.
Всем доброго дня!
Подскажите пожалуйста как накрафтить на боевой посох (у которого есть расколотое свойство) “+2 к уровню всех камней умений чар” и “+3 к уровню всех камней умений физических чар” ?
Нигде не нашел таких аффиксов на сторонних сайтах по крафту, однако такие посохи есть в продаже.
Всем доброго дня!
Подскажите пожалуйста как накрафтить на боевой посох (у которого есть расколотое свойство) “+2 к уровню всех камней умений чар” и “+3 к уровню всех камней умений физических чар” ?
Нигде не нашел таких аффиксов на сторонних сайтах по крафту, однако такие посохи есть в продаже.
Если под боевым посохом подразумевается воинский, то на него свойства эти не накрафтить и на трейде таких нет. Если же обычный посох, то нужно переменками наролить +2 к уровню всех камней умений чар. Сделать импринт и кинуть царя. Потом накрафтить со станка “не может иметь свойства атак” и через огород добавить физ. св-во. Если не прокнуло сразу, то делает убрать/добавить физ. св-во пока не получится (должно довольно быстро получиться, там всего пара модов). Если расколотый мод это префикс, то ловим “+2 к уровню всех камней умений чар” царями и отменами.
Всем доброго дня!
Подскажите пожалуйста как накрафтить на боевой посох (у которого есть расколотое свойство) “+2 к уровню всех камней умений чар” и “+3 к уровню всех камней умений физических чар” ?
Нигде не нашел таких аффиксов на сторонних сайтах по крафту, однако такие посохи есть в продаже.
Если под боевым посохом подразумевается воинский, то на него свойства эти не накрафтить и на трейде таких нет. Если же обычный посох, то нужно переменками наролить +2 к уровню всех камней умений чар. Сделать импринт и кинуть царя. Потом накрафтить со станка “не может иметь свойства атак” и через огород добавить физ. св-во. Если не прокнуло сразу, то делает убрать/добавить физ. св-во пока не получится (должно довольно быстро получиться, там всего пара модов). Если расколотый мод это префикс, то ловим “+2 к уровню всех камней умений чар” царями и отменами.
Да, обычный посох с расколотым свойством (префикс). Тогда получается, что кидаю царя, если нужное не выпадает, то очищаю и снова кидаю царя и так до тех пор пока не выбью “+2 к уровню всех камней умений чар”. А потом уже через сад добавляю “+3 к уровню всех камней умений физических чар”.
Правильно?
Спасибо!
Переходные и непереходные глаголы
О чем эта статья:
Определение переходности глаголов
Переходность глагола — грамматическая категория, которая показывает, может ли глагол присоединить прямое дополнение. Другими словами, может ли глагол управлять существительными без предлога, которые обозначают объект действия (предмет, человека, животное и т. д.).
Примеры прямых дополнений: посетить (что?) театр, есть (что?) торт.
Примеры непрямых дополнений: подойти (к чему?) к дому, стоять (возле чего?) возле стены.
Особенности переходного типа глаголов
Переходные глаголы — это глаголы, действие которых переходит на другой предмет или объект.
Что могут означать переходные глаголы:
- процесс создания, изменения или уничтожения объекта (написать книгу, сжечь полено);
- чувственное восприятие (ощущать холод, слышать шум);
- воздействие на объект, которое не изменяет его (благодарить родителей, гладить одежду);
- отношение к объекту (ненавидеть хамство, предпочитать чай).
Действие, которое обозначает переходный глагол, предполагает наличие объекта. Объект, на который направлено действие, может быть выражен:
1. Существительным или местоимением в форме винительного падежа без предлога:
- встретить (кого?) подругу;
- нарисовать (что?) картину.
2. Существительным в форме родительного падежа в значении части от целого:
- выпил (чего?) молока, кофе, чаю;
- купила (чего?) картошки, хлеба, мяса.
3. Существительным или местоимением в форме родительного падежа при сказуемом с отрицанием:
- не знал (чего?) адреса;
- не услышал (чего?) названия.
Переходные глаголы образуют страдательные причастия прошедшего времени, которые обозначают признак предмета. При этом на признак направлено действие со стороны другого предмета. Примеры:
- засеять грядку — засеянная стариком грядка;
- покинуть дом — покинутый семьей дом.
Особенности непереходного типа глаголов
Непереходные глаголы обозначают действия, которые не направлены на какой-либо предмет. Они не могут (и не должны) управлять прямым дополнением без предлога.
Примеры непереходных глаголов:
- беспокоиться (о ком?) о друге;
- размышлять (над чем?) над вопросом.
Что могут означать непереходные глаголы:
- психическое, физическое состояние, положение в пространстве (радоваться, привстать);
- движение и существование (бегать, быть, являться);
- профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, лентяйничать);
- становление и выявление качеств (подрастать, бледнеть, увеличиваться).
Непереходные глаголы можно использовать с существительными и местоимениями с предлогами и без них в формах:
1. Родительного падежа:
- отвыкнуть (от чего?) от телефона;
- проходите (мимо чего?) мимо магазина;
2. Дательного падежа:
- скучать (по чему?) по дому;
- подтолкнуть (к чему?) к знакомству;
3. Винительного падежа с предлогом:
- верила (во что?) в мечты;
- войти (во что?) в комнату;
4. Творительного падежа:
5. Предложного падежа:
- плавать (в чем?) в озере;
- думать (о чем?) о планах.
Мы разобрались, какие глаголы называются переходными и непереходными. Осталось научиться определять переходность глагола.
Как определить переходность глагола
Есть несколько признаков, по которым можно отличить переходный глагол от непереходного.
- Переходные глаголы управляют существительными и местоимениями в винительном или родительном падеже без предлога (водить машину, не пить воды).
- Непереходные глаголы в сочетании с существительными в винительном падеже могут быть только с предлогом (пересесть в машину, поссориться из-за ерунды).
- Все возвратные глаголы являются непереходными (собираться, влюбиться).
Чтобы научиться различать переходные и непереходные глаголы, можно использовать такой алгоритм:
Глаголы переходные и непереходные
Глагол — самостоятельная часть речи, которая передает действие, процесс или состояние, отражает динамическую природу явлений и предметов, составляет основу языка. Исходная форма не имеет числа и лица, отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?».
Самая сложная часть речи в русском языке характеризуется множеством морфологических признаков: постоянных и непостоянных. Многие из них мы уже изучили, так, вам уже должно быть известно, как определять лицо глагола, его возвратность и как отличать совершенный вид глагола от несовершенного. Отдельно мы рассматривали и его морфологический разбор. Сегодня же поговорим о переходности.
Переходность глагола является постоянным признаком и относится к основной грамматической категории. Что такое переходные глаголы, как научиться их распознавать и правильно использовать, рассмотрим далее.
Определение переходности глаголов
Переходность глагола — это его свойство (либо его отсутствие), переносить описываемое им действие на сторонний предмет, объект.
В случае переходного глагола, разбирая предложение по его членам, мы увидим, что предмет или объект, на который он способен переносить действие выступает в качестве дополнения, чаще всего в форме винительного падежа, и их связь реализуется без использования предлогов или местоимений: нести (что?) службу , осудить (кого?) преступника , читать (что?) книгу . Здесь мы видим, что действие переходит непосредственно на предмет или лицо.
В обратном случае, глагол обозначает действие, но оно не направлено на тот предмет, который связан с ним и также выступает в качестве дополнения. Связка может иметь форму любого другого падежа и имеет необходимость задействовать предлоги: встретимся (с кем?) с одноклассниками , размышлять (над чем?) над задачей , стоять возле (чего?) балкона . Здесь связь опосредована, нет прямого переноса на дополнение.
Переходность и непереходность глаголов можно определить по любой форме и признаку. При этом обращают внимание на падеж части речи, с которой они употребляются, и возможность задать вопрос без предлога.
Переходные глаголы и их особенности
При наличии переходности глагол требует после себя дополнение в каком-либо падеже без предлога. Действие, которое он выражает, «переходит» непосредственно на предмет. Дополнение может быть выражено: существительным; местоимением; любой частью речи (в значении существительного).
Второстепенные члены предложения, выраженные «беспредложным» дополнением, должны отвечать на вопросы косвенных падежей:
- Родительного: «кого?», «чего?» (часть от целого, при отрицании): выпить чаю , поесть сладкого ;
- Винительного: «кого?», «что?»: увидеть собаку , ожидать троллейбус , предупредить коллег .
Законченный смысл появляется только в сочетании с объектом. При этом переходный глагол приобретает конкретное значение. Сравните два примера:
Бабушка вяжет (идет процесс, объект не назван).
Бабушка вяжет (что?) варежки (происходит действие на объект).
Переходные и непереходные глаголы могут быть образованы с помощью приставок. При этом присоединение приставки меняет значение: от процесса до совершения конкретного действия.
- играть (процесс, нет объекта) – выиграть (что?-в.п.);
- работать (процесс) – заработать (что?-в.п.);
- служить – заслужить;
- бить – выбить.
Несколько предложений с примерами переходных глаголов.
Новые жильцы торопились обставить (что?) квартиру новой мебелью.
Нужно было отстоять (что?) мнение , обосновать (что?) способ решения .
Маленькая Лиза плохо раскрашивала (что?) рисунок красками, поэтому ей дали (что?) карандаши .
Студент зачитал (что?) доклад и завершил (что?) его вопросом к аудитории.
Время шло, а он всё смотрел (что?) фотографии и никуда не торопился.
Непереходные глаголы и их особенности
Непереходные глаголы требуют после себя предлог. Они не употребляются с прямым дополнением и не оказывают влияния на объект. Хотя, стоит признать, что некоторые непереходные глаголы всё же могут иметь «беспредложное» дополнение в форме косвенных падежей, отличных от винительного, которым они не могут управлять, например:
- Дательного: «кому?», «чему?»: показаться гостю , служить Родине , помочь старику ;
- Творительного: «кем?», «чем?»: пренебрегать рекомендациями , запахло осенью .
К категории непереходных относятся также все возвратные глаголы (оканчиваются на –ся). С их помощью описывают происходящее: бросаться , браться , купаться , удивляться , примириться и пр.
Примеры предложений для лучшего запоминания.
Через неделю он уже возвращается из командировки .
Анна стояла на пороге и удивлённо смотрела на Дарью Степановну .
Дети ходили в школу пешком, она находилась на соседней улице .
Они встретились у парка , долго о чём-то говорили, затем разошлись.
Дети играли на площадке , пока родители сидели на лавочке .
В исключительных случаях дополнение всё же может стоять в винительном падеже без предлога, но глагол при этом будет непереходным, так как дополнение не является предметом действия.
До отъезда пришлось ждать (что? – в.п.) месяц.
К данной категории относятся глаголы, которые употребляются с инфинитивом (неопределенной формой) и означают разрешение на действие, долженствование или возможность его совершения, например: позволять; разрешать; запрещать; мочь, уметь .
Мама не позволяет играть на улице.
Безличные формы также относятся к непереходным.
Влияние многозначности на переходность
В зависимости от значения глагол может быть переходным и непереходным и употребляться с предлогом или без него. Большинство таких слов означают занятия человека чем-либо.
Как определить переходный или непереходный глагол, если имеется несколько значений?
- Убедиться в наличии (отсутствии) предлога.
- Задать вопросы винительного падежа: «кого?», «что?».
Например: писать письмо (переходный), писать в редакцию (непереходный);
К таким словам также относятся: встречать, принимать, назначать, присылать, направлять и пр.
Как определить переходность у глагола
Определение переходных и непереходных глаголов в русском языке часто вызывают затруднения. Для того чтобы не было путаницы следует запомнить, если на предмет совершается воздействие, в результате которого он меняется, перемещается – применяется переходный глагол.
Несколько советов, как отличить переходный глагол от непереходного:
- обратить внимание на предлог;
- определить слово, на которое направлено действие;
- задать правильный вопрос;
- проанализировать значение.
Переходность глагола также определяет семантическое значение.
- Созидание. Строить, складывать, конструировать, изобретать, составлять.
- Разрушение. Ломать, сбивать, разбивать, жечь, портить, рвать, мять.
- Уничтожение. Убивать, травить, разрывать, срезать, давить.
Глаголы, передающие состояние человека, также являются переходными: испытывать горечь утраты , ощущать прилив сил , чувствовать гордость и пр.
Непереходные глаголы означают:
- Перемещение. Летать, ходить, бегать, ползать, передвигаться.
- Положение в пространстве. Висеть, лежать, сидеть, стоять.
- Передача звуков . Звонить, звенеть, шуметь, кричать, стонать, звучать.
- Изменение состояния . Высыхать, намокать, затвердевать, затухать, худеть, толстеть.
Среди перечисленных слов есть такие, которые могут иметь несколько значений. При определении переходности следует обратить внимание на конкретные случаи употребления.
Если соблюдать все рекомендации о том, как определить переходный или непереходный глагол, можно избежать затруднительной ситуации.
Переходные и непереходные глаголы в русском языке
Глаголы русского языка делятся на переходные и непереходные. Грамматическая категория переходности является постоянным признаком каждого глагола.
Выясним, что такое переходные и непереходные глаголы в русском языке.
Что такое переходные глаголы
Переходными являются те глаголы, которые управляют или способны управлять прямым дополнением, выраженным чаще всего формой винительного падежа без предлога существительного или местоимения, например:
- превосходить (кого?) соперника;
- нести (что?) корзинку;
- различать (что?) признаки;
- увидеть (кого?) её;
- заметить (что?) нечто серое.
ПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ | НЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ |
---|---|
везти санки | бродить по лесу |
увидеть мальчика | стоять на мосту |
написать письмо | помогать маме |
учу уроки | руководить командой |
Действие, обозначенное переходным глаголом, предполагает обязательное наличие объекта. Объект, на который направлено действие, выражается:
1. существительным или местоимением в форме винительного падежа без предлога:
- встретить (кого?) подругу;
- нарисовать (что?) пейзаж;
- хвалить (кого?) его;
- обозначить (что?) что-либо;
2. формой родительного падежа существительного, обозначающей часть от целого:
- поешьте (чего?) супа, борща, каши;
- выпил (чего?) кефира, кваса, молока, чая;
- купила (чего?) моркови, хлеба, колбасы, мяса;
3. формой родительного падежа существительного или местоимения при сказуемом с отрицанием:
- не подождешь (кого?) приятеля;
- не брал (чего?) тетради;
- не услышал (кого?) его;
- не вижу (чего?) ничего.
Переходные глаголы образуют страдательные причастия прошедшего времени, обозначающие признак предмета, на который направлено действие со стороны другого предмета, например:
- засеять — засеянное пахарем поле;
- разбросать — разбросанные ветром листья;
- покинуть — покинутый жителями город;
- расколоть — расколотый одним ударом орех.
Какие глаголы являются непереходными
Непереходные глаголы не способны управлять прямым дополнением без предлога и не нуждаются в этом.
Например:
- беспокоиться (о ком?) о детях;
- верить (во что?) в справедливость;
- сочувствовать (кому?) ему;
- размышлять (над чем?) над проблемой.
Чтобы выяснить, какие глаголы отнесем к непереходным, сравним два предложения:
Он показал бы ей новый, неведомый мир, прекрасные цветы подводных полей (Александр Беляев. Человек-амфибия).
Вскоре на одной стороне улицы из-за угольного дома показался молодой офицер (Александр Пушкин. Пиковая дама).
В этих отрывках из художественных произведений используются, на первый взгляд, похожие глаголы:
- показал (что?) мир;
- офицер (что сделал?) показался.
Глагол «показал» является переходным, так как управляет существительным в форме винительного падежа без предлога. А возвратный глагол «показался» не может иметь при себе прямого дополнения.
Например:
- обидеться (на что?) на шутку;
- тревожиться (за кого?) за сестру;
- оскорбиться (чем?) замечанием;
- сомневаться (в чём?) в правильности решения.
Непереходные глаголы не могут управлять формой винительного падежа существительного или местоимения, то есть не имеют при себе прямого дополнения. Они употребляются с существительными (местоимениями) с предлогами и без них в формах:
1. родительного падежа:
- отвыкнуть (от чего?) от привычки;
- добиваться (чего?) успехов;
- проходите (мимо чего?) мимо дерева;
2. дательного падежа:
- сочувствовать (кому?) подруге;
- служил (чему?) Отечеству;
- скучать (по чему?) по дому;
- подтолкнуть (к чему?) к занятиям спортом;
3. винительного падежа с предлогом:
- верила (во что?) в судьбу;
- попасть (во что?) в мир картин;
- войти (во что?) в зал;
- подвигнуть (на что?) на великие дела;
4. творительного падежа:
- повеяло (чем?) весной;
- утомила (чем?) рассказом;
- дорожим (чем?) временем;
- шумит (над чем?) над городом;
5. предложного падежа:
- плавать (в чём?) в реке;
- стоять (на чём?) на крыльце;
- думать (о чём?) о доме.
Чтобы правильно определить, глагол переходный или непереходный, предлагаем следующий алгоритм.