«КлаССно» или «клаСно» – как правильно пишется?

Как правильно писать классные?

Классный — вне зависимости от того, в каком значении слово употребляется в предложении, оно пишется с двумя буквами «с». Написание этого прилагательного зафиксировано во всех словарях русского языка. Олег принес классный журнал для нового учителя.

Как пишется классный человек?

Морфологические и синтаксические свойства

падежмн. ч.
Рд.кла́ссных
Дт.кла́ссным
Вн.одуш.кла́ссных

Как правильно написать классный руководитель?

Литературная норма: классный руководитель. Вариант классная руководительница допустим в разговорной речи.

Как пишется классные ребята?

Правильное правописание: “классно” или “класно”

Давайте с этим разберёмся. Существует два варианта правописания анализируемого слова: “классно”, где в слове пишется две буквы “с”, “класно”, где в слове пишется одна буква “с”.

Как правильно писать классная работа?

Классная работа.) обычно сохраняется. Это делается, чтобы не мешать закреплению стереотипа, что в конце предложения надо ставить точку.

Как пишется слово классный и почему?

Значение слова «классный»

КЛА́ССНЫЙ, -ая, -ое. 1. Прил. к класс (в 3 знач.).

Как пишется слово классный час?

Предложения со словосочетанием «классный час»

Там у нас проходил классный час, в течение которого все знакомились с новенькими и ещё обсуждали разные проблемы. В школе закончились занятия, классная руководительница провела последний классный час и перед нами, учениками, открылась дорога свободы длиной в три месяца.

Как сократить слово классный руководитель?

Сокращение «клас(с)рук» — классный руководитель нужно писать с двумя С? Это слово пишется с одной буквой «с» — «класрук».

Как правильно пишется слово руководить?

Руководить, -ожу, -одишь; несовершенный вид, кем-чем.

Кто такой классный человек?

Классным называют человека, предмет, событие и т. п., которые имеют замечательные свойства, обладают высоким качеством; разговорный стиль.

Как правильно пишется классу?

В слове «класс» всегда пишется две буквы «сс». Эта норма написания установлена в орфографических словарях.

Как правильно пишется весь день?

Предложения со словосочетанием «весь день»

Она почти весь день провела на свежем воздухе и когда села ужинать вечером, то была очень голодная, сонная и чувствовала приятную усталость. В течение всего дня француз стоял у окна и грыз свои ногти, жалуясь на однообразие и скуку.

Как правильно писать зоопарк?

Слово «Зоопарк «пишется с двумя буквами о.

Как правильно написать домашняя или домашняя работа?

Согласно правилам правописания прилагательных, правильный вариант – «домашняя работа».

Как правильно написать домашняя работа в тетради?

Нередко слово пишут раздельно – “Home” и “Work”, допуская при этом серьезную ошибку. Поэтому запомните: слово “Homework” всегда пишется слитно!

Как пишется 2 сентября классная работа?

Рассмотрим, как пишется и читается дата 02.09.2018 — второе сентября две тысячи восемнадцатого года на английском языке.

  • 2-е сентября 2018. 2nd September, 2018. The second of September, 2018.
  • 2 сентября Классная работа 2nd September Classwork.
  • Сегодня воскресенье 2 сентября 2018. Today is Sunday 2nd September, 2018.

Словари

Часть слова между корнем и окончанием, придающая слову новое значение.

СУ́ФФИКС [суфикс] и (разг.) СУФФИКС, суффикса, муж. (от лат. suffixus-подставленный) (линг.). Словообразовательный элемент – часть слова, находящаяся между корнем и окончанием (флексией) и придающая определенное значение слову сравнительно с другими однокоренными словами, напр. иц или ов в словах столица, столовый.

|| В некоторых лингвистических сочинениях (различающих суффиксы словообразовательные и словоизменительные) – всякая часть слова, стоящая за корнем, т.е. в том числе и т.н. флексия.

СУ́ФФИКС, -а, муж. В грамматике: морфема, находящаяся между корнем и окончанием. Словообразовательный с. (напр. чит-а-ю, стрел-к-а, гром-к-ий). Словоизменительный с. (напр. чита-л-а, чита-ющ-ий, скор-ее).

| прил. суффиксальный, -ая, -ое.

СУ́ФФИКС -а; м. [от лат. suffixus – прикреплённый] Лингв. Часть, находящаяся между корнем и окончанием. Уменьшительный, ласкательный с. Глагольные суффиксы. Вычленить, определить с. в слове.

Суффикса́льный, -ая, -ое. С. способ словообразования. С-ая часть слова.

су́ффикс (лат. suffixus – прикреплённый), разновидность аффикса, морфема, следующая за корнем (русский «дом-ик») или основой (русский «широт-н-ый») и предшествующая окончанию.

СУФФИКС – СУ́ФФИКС (лат. suffixus – прикрепленный), разновидность аффикса (см. АФФИКС), морфема, следующая за корнем (в русском языке «дом-ик») или основой (в русском языке «широт-н-ый») и предшествующая окончанию.

СУФФИКС (лат. suffixus – прикрепленный) – разновидность аффикса, морфема, следующая за корнем (в русском языке “дом-ик”) или основой (в русском языке “широт-н-ый”) и предшествующая окончанию.

Часть слова, стоящая между корнем и окончанием и придающая слову иной смысл по сравнению с другими однокоренными словами.

[От лат. suffixus – прикрепленный]

Сведения о происхождении слова:

Слово происходит от латинского suffixus ‘подставленный’, но не сохраняет ударение на втором слоге, как в языке-источнике.

Сведения о старой норме ударения:

В старинных словарях, однако, можно встретить ударение суффи́кс.

су́ффикс и устарелое суффи́кс.

су́ффикс, су́ффиксы, су́ффикса, су́ффиксов, су́ффиксу, су́ффиксам, су́ффиксом, су́ффиксами, су́ффиксе, су́ффиксах

сущ., кол-во синонимов: 2

суффикс (< лат. suffixus прикрепленный)

Аффиксальная морфема, расположенная в слове после корня или после другого суффикса: чита-тель, чита-тель-ниц(а).

1) словообразовательные суффиксы (выступают как самостоятельное средство словообразования, так и в качестве части комплексного словообразовательного форманта: префиксально-суффиксальный, суффиксально-постфиксальный, префиксально-суффиксально-постфиксаль-ный, сложносуффиксальный способы словообразования, сложение с префиксацией и суффиксацией, сращение с суффиксацией, сокращение с суффиксацией).

2) словоизменительные (формообразующие) суффиксы служат дня образования грамматических форм слова: читать, писала, писавший.

суффикс (от лат. suffixus – прибитый, приколоченный). Служебная морфема, находящаяся после корня (непосредственно или после другого суффикса) и служащая для образования новых слов или их несинтаксических форм.

Суффикс словообразовательный (словообразующий). Суффикс, служащий для образования новых слов. Банщик, искатель, связист, москвич, бумажник, бодрость, авторство, листаж; лесной, искусственный, январский, дубовый; советовать, сапожничать, дебатировать, ахнуть; хорошо, дружески, по-новому, по-волчьи.

Суффикс формообразующий (словоизменительный). Суффикс, служащий для образования форм слов. Новее, дороже, тоньше; лежа, читая, написав.

Некоторые суффиксы по-разному трактуются исследователями. Так, суффикс возвратных глаголов и возвратных форм глагола -ся называют также возвратной частицей (в “Грамматике русского языка”, т. I, изд. АН СССР, 1952, стр. 415, рядом стоят оба термина – суффикс -ся и возвратная частица -ся). Суффиксы инфинитива -ть и -ти некоторою исследователи (П. С. Кузнецов, Н. М. Шанский) называют окончаниями на том основании, что -ть и -ти у инфинитива как исходной формы глагола (если ее не противопоставлять остальным формам глагола – предикативным и атрибутивным, а включать в глагольную парадигму) не используются в косвенных (спрягаемых) словоформах глагольной парадигмы, а заменяются окончаниями, не участвуют в образовании производных от глагола слов, что характерно для окончаний, а не для суффиксов.

Суффикс словоформообразующий. Суффикс, служащий для образования другой формы слова и вместе с тем нового слова. Лужок, ноские (суффиксы указывают на реальную уменьшительность или увеличительность и вместе с тем выражают субъективно-эмоциональную оценку). см. суффиксы субъективной оценки.

Суффикс простой. Суффикс неделимый, не выделяющий в своем составе морфем. Марксизм, ректорат, новость, ленинградец. Суффикс составной. Суффикс, образованный из двух морфем. Свирепствовать (-ствова-), лодырничать (-нича-), вмешательство (-тельство), шиповник (-овник).

Как правильно писать телефоны на сайтах. Совет администраторам и верстальщикам

Слово «префикс» встречается не то чтобы часто, но иногда с ним сталкиваться приходится, особенно когда звонишь по мобильному телефону и тебя просят набрать префикс. Что это такое вообще? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, из каких частей состоит телефонный номер: код страны, префикс и сам номер. Префиксом является код оператора сотовой связи: например, 8 998 000-00-** (префикс выделен).

Каждый префикс закреплен за тем или иным оператором сотовой связи и уже по этому можно идентифицировать, с номера какого оператора связи вы получили входящий звонок. Но поскольку префиксов сегодня не так уж мало, каждый из них запомнить сложно, поэтому есть даже специальные программы, которые показывают, с номера какого сотового оператора связи вам звонят (в некоторых случаях это действительно необходимо знать).

А теперь — куда более наглядный пример. Открываем приложение «Телефон».

И прекрасно видим эти самые префиксы.

Правда, показываются они только на номерах, не добавленных в телефонную книгу. Чтобы увидеть номер и префикс абонента из телефонной книги, надо открыть его карточку.

Данные — перед вами.

Все чаще пользователи сталкиваются с незнакомым словом «Префикс», изучая возможности телефона, и спрашивают что это. Разберемся с этимологией этого понятия и разберем как определить префикс телефона.

Значение слова префикс

Каждый мобильный и стационарный телефон имеет номер, который состоит из кода страны с кодом оператора и кодом самого номера. Код оператора называется префикс. К примеру, телефонный номер +7 908 111 11 11 содержит префикс 908. У каждого оператора существует свой префикс. Это дает идентифицировать оператора и номер телефона любому абоненту, которому поступает вызов.

Как определить оператора по телефонному префиксу

Сегодня существует множество ресурсов и программ для определения этой информации. Некоторые сайты даже создают табличные файлы, чтобы узнать все российские и зарубежные префиксы. Для получения необходимой информации, нужно зайти на сайт, ввести телефон в специальное поле, нажать поиск и через пару минут изучать результат. Есть ресурсы, где нужно ввести данные региона и название оператора, таким образом получив префикс.

Чем отличается телефонный префикс от сетевого

Первый класс предназначен для использования их большими сетями. В них много узловых номеров и префиксов. Второй класс нужен для оснащения интернетом какой-то крупной компании или университета. Третий класс используется в здании с небольшим количеством персональных компьютеров.

В целом, понятие «номер телефона с префиксом» означает — номер телефона с кодом оператора. Отличается от сетевого тем, что тот имеет префикс из адреса и хостинга.

Как надо

Запомните правило. Если вы верстаете контактную форму, то префикс +7/8, код (495) и сам номер 123-45-67 должны быть написаны единым стилем без сокращений. Вот так:

Вы можете выделять цифры цветом, увеличивать или уменьшать, но чтобы это относилось ко всему номеру одновременно.

Неправильно

Телефон дан без префикса +7/8

Когда на сайте пишут (499) 123-45-67 или (499) 1234567, то iOS предложит вам набрать номер 4991234567. По такому нельзя никуда дозвониться. Мода на убирание префиксов пришла из печатной продукции. Но там это вынужденный шаг, сам с этим сталкивался, когда верстаешь рекламный разворот крупной торговой сети с указанием всех телефонов магазинов, а контактный врез ограничен по площади. Первым делом мы резали +7 и 8, оставляя только код + номер.

Вебмастера это переняли. Однако, когда в 2009 году айфон стал различать телефонные номера на сайтах, то отсутствие префикса вело к неправильному набору.

Телефон дан картинкой

В стиле 2000-х. У некоторых веб-мастеров не хватает знаний в CSS, чтобы координаты контактной формы смотрелись во всех браузерах одинаково, поэтому контакты делают в виде картинки и заверстывают в общий макет. Вот только Safari не умеет распознавать подобные изыски. Клиент на входе в магазин получает подножку.

Код и телефон написаны разными стилями

Противоположный случай – когда верстальщик отлично владеет CSS и хочет сделать акцент на номере, оставив при этом префикс с кодом. Смотрится красиво, но айфон не поймет мотивов веб-мастера. Избегайте таких случаев.

Так же код часто пишут одним цветом, а номер другим. Тоже в топку, если хотите дружить с потенциальными клиентами, ищущих в интернете информацию о фирме прямо с телефона.

Повторюсь еще раз. ПРЕФИКС + КОД + ТЕЛЕФОН должны быть набраны вместе в едином стиле:

+7 812 987-6543 +7 (495) 1234567 8 8790 23-23-09

iPhones.ru Мобильный Safari умеет различать на сайтах телефоны в окружении другого текста. Это удобно, потому что тапаешь по номеру на веб-странице – и сразу открывается окошко с предложением сделать исходящий вызов абоненту. Однако многие веб-мастера усложняют жизнь потенциальным клиентам. Давайте внесем ясность, как делать правильно. Как надо Запомните правило. Если вы верстаете контактную форму, то префикс +7/8,…

Вопрос знатокам: что такое префикс сотовых операторов? что это за цифры?

С уважением, Valery Z

Лучшие ответы

Гамлет: Ирина Майорова: Зайцев Андрей:

как говорил наш препод по вышмату «цифровой суффикс»

никита кардаков:

татьяна журавлёва:

то, что впереди, не суффикс, наверное, а приставка))

Видео-ответ

Ответы знатоков

MI:

код страны и города (сотового оператора)

+7 916 555-55-55 = префикс + телефонный номер

никита кардаков:

Юрий Шиллер:

префикс в телефоне это обращение к человеку перед его именем (Александр например), будет указан при написании смс: м-р, господин, фрау ит. д. а суфикс это приставка к имени например 2, будет написано как Александр 2;

Владимир Ильюков: Ангелина Ветрова:

Если у вас одно предприятие, то ничего, если несколько, то 2 буквы, по которым можно это предприятие идентифицировать, Например предприятие «Счастье» префикс-СЧ

митяй:

а может и 3 буквы, по которым в номерах будет указываться КСТ000012

.online-ufa Онлайн:

В программах 1С используются несколько различных префиксов:

Подробнее о префиксах в программах 1С online-ufa /content/articles/prefix-1c/

Крафт в ПоЕ

На сайте poedb я решил проверить, можно ли сотворить доспехи с “+1 максимум призрака” и “усиление эффекта подношения”, но почему-то свойство на количество приспешников имеет вес нулевой и исчезает (вместе со всеми свойствами Спуска) при нажатии на любое ископаемое.

Возможно я что-то пропустил, типа больше нельзя через ископаемое делать свойства на максимум приспешников или ещё что-то?

На сайте poedb я решил проверить, можно ли сотворить доспехи с “+1 максимум призрака” и “усиление эффекта подношения”, но почему-то свойство на количество приспешников имеет вес нулевой и исчезает (вместе со всеми свойствами Спуска) при нажатии на любое ископаемое.

Возможно я что-то пропустил, типа больше нельзя через ископаемое делать свойства на максимум приспешников или ещё что-то?

+1 призрак это свойство Спуска. Его можно получить только дропом с точек “Содержит предметы приспешников”. Ископаемые полностью перековывают шмотку, так что при использовании резонатора с ЛЮБЫМИ ископаемыми Вы потеряете это свойство.
Чтобы получить усиление эффекта подношений на такую броню, надо закрыть на ней префиксы и кинуть выху охотника. С некоторой вероятностью Вы получите Подношения в свободный суффикс. На лиге в дальнейшем можно переролить это свойство, семечком удалить свойство влияния, добавить свойство влияния, и удалить ненужные моды, докрафтив нужные.

Всем доброго дня!

Подскажите пожалуйста как накрафтить на боевой посох (у которого есть расколотое свойство) “+2 к уровню всех камней умений чар” и “+3 к уровню всех камней умений физических чар” ?
Нигде не нашел таких аффиксов на сторонних сайтах по крафту, однако такие посохи есть в продаже.

Всем доброго дня!

Подскажите пожалуйста как накрафтить на боевой посох (у которого есть расколотое свойство) “+2 к уровню всех камней умений чар” и “+3 к уровню всех камней умений физических чар” ?
Нигде не нашел таких аффиксов на сторонних сайтах по крафту, однако такие посохи есть в продаже.

Если под боевым посохом подразумевается воинский, то на него свойства эти не накрафтить и на трейде таких нет. Если же обычный посох, то нужно переменками наролить +2 к уровню всех камней умений чар. Сделать импринт и кинуть царя. Потом накрафтить со станка “не может иметь свойства атак” и через огород добавить физ. св-во. Если не прокнуло сразу, то делает убрать/добавить физ. св-во пока не получится (должно довольно быстро получиться, там всего пара модов). Если расколотый мод это префикс, то ловим “+2 к уровню всех камней умений чар” царями и отменами.

Всем доброго дня!

Подскажите пожалуйста как накрафтить на боевой посох (у которого есть расколотое свойство) “+2 к уровню всех камней умений чар” и “+3 к уровню всех камней умений физических чар” ?
Нигде не нашел таких аффиксов на сторонних сайтах по крафту, однако такие посохи есть в продаже.

Если под боевым посохом подразумевается воинский, то на него свойства эти не накрафтить и на трейде таких нет. Если же обычный посох, то нужно переменками наролить +2 к уровню всех камней умений чар. Сделать импринт и кинуть царя. Потом накрафтить со станка “не может иметь свойства атак” и через огород добавить физ. св-во. Если не прокнуло сразу, то делает убрать/добавить физ. св-во пока не получится (должно довольно быстро получиться, там всего пара модов). Если расколотый мод это префикс, то ловим “+2 к уровню всех камней умений чар” царями и отменами.

Да, обычный посох с расколотым свойством (префикс). Тогда получается, что кидаю царя, если нужное не выпадает, то очищаю и снова кидаю царя и так до тех пор пока не выбью “+2 к уровню всех камней умений чар”. А потом уже через сад добавляю “+3 к уровню всех камней умений физических чар”.
Правильно?
Спасибо!

Переходные и непереходные глаголы

О чем эта статья:

Определение переходности глаголов

Переходность глагола — грамматическая категория, которая показывает, может ли глагол присоединить прямое дополнение. Другими словами, может ли глагол управлять существительными без предлога, которые обозначают объект действия (предмет, человека, животное и т. д.).

Примеры прямых дополнений: посетить (что?) театр, есть (что?) торт.

Примеры непрямых дополнений: подойти (к чему?) к дому, стоять (возле чего?) возле стены.

Особенности переходного типа глаголов

Переходные глаголы — это глаголы, действие которых переходит на другой предмет или объект.

Что могут означать переходные глаголы:

  • процесс создания, изменения или уничтожения объекта (написать книгу, сжечь полено);
  • чувственное восприятие (ощущать холод, слышать шум);
  • воздействие на объект, которое не изменяет его (благодарить родителей, гладить одежду);
  • отношение к объекту (ненавидеть хамство, предпочитать чай).

Действие, которое обозначает переходный глагол, предполагает наличие объекта. Объект, на который направлено действие, может быть выражен:

1. Существительным или местоимением в форме винительного падежа без предлога:

  • встретить (кого?) подругу;
  • нарисовать (что?) картину.

2. Существительным в форме родительного падежа в значении части от целого:

  • выпил (чего?) молока, кофе, чаю;
  • купила (чего?) картошки, хлеба, мяса.

3. Существительным или местоимением в форме родительного падежа при сказуемом с отрицанием:

  • не знал (чего?) адреса;
  • не услышал (чего?) названия.

Переходные глаголы образуют страдательные причастия прошедшего времени, которые обозначают признак предмета. При этом на признак направлено действие со стороны другого предмета. Примеры:

  • засеять грядку — засеянная стариком грядка;
  • покинуть дом — покинутый семьей дом.

Особенности непереходного типа глаголов

Непереходные глаголы обозначают действия, которые не направлены на какой-либо предмет. Они не могут (и не должны) управлять прямым дополнением без предлога.

Примеры непереходных глаголов:

  • беспокоиться (о ком?) о друге;
  • размышлять (над чем?) над вопросом.

Что могут означать непереходные глаголы:

  • психическое, физическое состояние, положение в пространстве (радоваться, привстать);
  • движение и существование (бегать, быть, являться);
  • профессиональные либо непрофессиональные занятия (слесарничать, лентяйничать);
  • становление и выявление качеств (подрастать, бледнеть, увеличиваться).

Непереходные глаголы можно использовать с существительными и местоимениями с предлогами и без них в формах:

1. Родительного падежа:

  • отвыкнуть (от чего?) от телефона;
  • проходите (мимо чего?) мимо магазина;

2. Дательного падежа:

  • скучать (по чему?) по дому;
  • подтолкнуть (к чему?) к знакомству;

3. Винительного падежа с предлогом:

  • верила (во что?) в мечты;
  • войти (во что?) в комнату;

4. Творительного падежа:

5. Предложного падежа:

  • плавать (в чем?) в озере;
  • думать (о чем?) о планах.

Мы разобрались, какие глаголы называются переходными и непереходными. Осталось научиться определять переходность глагола.

Как определить переходность глагола

Есть несколько признаков, по которым можно отличить переходный глагол от непереходного.

  • Переходные глаголы управляют существительными и местоимениями в винительном или родительном падеже без предлога (водить машину, не пить воды).
  • Непереходные глаголы в сочетании с существительными в винительном падеже могут быть только с предлогом (пересесть в машину, поссориться из-за ерунды).
  • Все возвратные глаголы являются непереходными (собираться, влюбиться).

Чтобы научиться различать переходные и непереходные глаголы, можно использовать такой алгоритм:

Глаголы переходные и непереходные

Глагол — самостоятельная часть речи, которая передает действие, процесс или состояние, отражает динамическую природу явлений и предметов, составляет основу языка. Исходная форма не имеет числа и лица, отвечает на вопросы: «что делать?», «что сделать?».

Самая сложная часть речи в русском языке характеризуется множеством морфологических признаков: постоянных и непостоянных. Многие из них мы уже изучили, так, вам уже должно быть известно, как определять лицо глагола, его возвратность и как отличать совершенный вид глагола от несовершенного. Отдельно мы рассматривали и его морфологический разбор. Сегодня же поговорим о переходности.

Переходность глагола является постоянным признаком и относится к основной грамматической категории. Что такое переходные глаголы, как научиться их распознавать и правильно использовать, рассмотрим далее.

Определение переходности глаголов

Переходность глагола — это его свойство (либо его отсутствие), переносить описываемое им действие на сторонний предмет, объект.

В случае переходного глагола, разбирая предложение по его членам, мы увидим, что предмет или объект, на который он способен переносить действие выступает в качестве дополнения, чаще всего в форме винительного падежа, и их связь реализуется без использования предлогов или местоимений: нести (что?) службу , осудить (кого?) преступника , читать (что?) книгу . Здесь мы видим, что действие переходит непосредственно на предмет или лицо.

В обратном случае, глагол обозначает действие, но оно не направлено на тот предмет, который связан с ним и также выступает в качестве дополнения. Связка может иметь форму любого другого падежа и имеет необходимость задействовать предлоги: встретимся (с кем?) с одноклассниками , размышлять (над чем?) над задачей , стоять возле (чего?) балкона . Здесь связь опосредована, нет прямого переноса на дополнение.

Переходность и непереходность глаголов можно определить по любой форме и признаку. При этом обращают внимание на падеж части речи, с которой они употребляются, и возможность задать вопрос без предлога.

Переходные глаголы и их особенности

При наличии переходности глагол требует после себя дополнение в каком-либо падеже без предлога. Действие, которое он выражает, «переходит» непосредственно на предмет. Дополнение может быть выражено: существительным; местоимением; любой частью речи (в значении существительного).

Второстепенные члены предложения, выраженные «беспредложным» дополнением, должны отвечать на вопросы косвенных падежей:

  • Родительного: «кого?», «чего?» (часть от целого, при отрицании): выпить чаю , поесть сладкого ;
  • Винительного: «кого?», «что?»: увидеть собаку , ожидать троллейбус , предупредить коллег .

Законченный смысл появляется только в сочетании с объектом. При этом переходный глагол приобретает конкретное значение. Сравните два примера:

Бабушка вяжет (идет процесс, объект не назван).

Бабушка вяжет (что?) варежки (происходит действие на объект).

Переходные и непереходные глаголы могут быть образованы с помощью приставок. При этом присоединение приставки меняет значение: от процесса до совершения конкретного действия.

  • играть (процесс, нет объекта) – выиграть (что?-в.п.);
  • работать (процесс) – заработать (что?-в.п.);
  • служить – заслужить;
  • бить – выбить.

Несколько предложений с примерами переходных глаголов.

Новые жильцы торопились обставить (что?) квартиру новой мебелью.

Нужно было отстоять (что?) мнение , обосновать (что?) способ решения .

Маленькая Лиза плохо раскрашивала (что?) рисунок красками, поэтому ей дали (что?) карандаши .

Студент зачитал (что?) доклад и завершил (что?) его вопросом к аудитории.

Время шло, а он всё смотрел (что?) фотографии и никуда не торопился.

Непереходные глаголы и их особенности

Непереходные глаголы требуют после себя предлог. Они не употребляются с прямым дополнением и не оказывают влияния на объект. Хотя, стоит признать, что некоторые непереходные глаголы всё же могут иметь «беспредложное» дополнение в форме косвенных падежей, отличных от винительного, которым они не могут управлять, например:

  • Дательного: «кому?», «чему?»: показаться гостю , служить Родине , помочь старику ;
  • Творительного: «кем?», «чем?»: пренебрегать рекомендациями , запахло осенью .

К категории непереходных относятся также все возвратные глаголы (оканчиваются на –ся). С их помощью описывают происходящее: бросаться , браться , купаться , удивляться , примириться и пр.

Примеры предложений для лучшего запоминания.

Через неделю он уже возвращается из командировки .

Анна стояла на пороге и удивлённо смотрела на Дарью Степановну .

Дети ходили в школу пешком, она находилась на соседней улице .

Они встретились у парка , долго о чём-то говорили, затем разошлись.

Дети играли на площадке , пока родители сидели на лавочке .

В исключительных случаях дополнение всё же может стоять в винительном падеже без предлога, но глагол при этом будет непереходным, так как дополнение не является предметом действия.

До отъезда пришлось ждать (что? – в.п.) месяц.

К данной категории относятся глаголы, которые употребляются с инфинитивом (неопределенной формой) и означают разрешение на действие, долженствование или возможность его совершения, например: позволять; разрешать; запрещать; мочь, уметь .

Мама не позволяет играть на улице.

Безличные формы также относятся к непереходным.

Влияние многозначности на переходность

В зависимости от значения глагол может быть переходным и непереходным и употребляться с предлогом или без него. Большинство таких слов означают занятия человека чем-либо.

Как определить переходный или непереходный глагол, если имеется несколько значений?

  1. Убедиться в наличии (отсутствии) предлога.
  2. Задать вопросы винительного падежа: «кого?», «что?».

Например: писать письмо (переходный), писать в редакцию (непереходный);

К таким словам также относятся: встречать, принимать, назначать, присылать, направлять и пр.

Как определить переходность у глагола

Определение переходных и непереходных глаголов в русском языке часто вызывают затруднения. Для того чтобы не было путаницы следует запомнить, если на предмет совершается воздействие, в результате которого он меняется, перемещается – применяется переходный глагол.

Несколько советов, как отличить переходный глагол от непереходного:

  • обратить внимание на предлог;
  • определить слово, на которое направлено действие;
  • задать правильный вопрос;
  • проанализировать значение.

Переходность глагола также определяет семантическое значение.

  1. Созидание. Строить, складывать, конструировать, изобретать, составлять.
  2. Разрушение. Ломать, сбивать, разбивать, жечь, портить, рвать, мять.
  3. Уничтожение. Убивать, травить, разрывать, срезать, давить.

Глаголы, передающие состояние человека, также являются переходными: испытывать горечь утраты , ощущать прилив сил , чувствовать гордость и пр.

Непереходные глаголы означают:

  1. Перемещение. Летать, ходить, бегать, ползать, передвигаться.
  2. Положение в пространстве. Висеть, лежать, сидеть, стоять.
  3. Передача звуков . Звонить, звенеть, шуметь, кричать, стонать, звучать.
  4. Изменение состояния . Высыхать, намокать, затвердевать, затухать, худеть, толстеть.

Среди перечисленных слов есть такие, которые могут иметь несколько значений. При определении переходности следует обратить внимание на конкретные случаи употребления.

Если соблюдать все рекомендации о том, как определить переходный или непереходный глагол, можно избежать затруднительной ситуации.

Переходные и непереходные глаголы в русском языке

Глаголы рус­ско­го язы­ка делят­ся на пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные. Грамматическая кате­го­рия пере­ход­но­сти явля­ет­ся посто­ян­ным при­зна­ком каж­до­го глагола.

Выясним, что такое пере­ход­ные и непе­ре­ход­ные гла­го­лы в рус­ском языке.

Что такое переходные глаголы

Переходными явля­ют­ся те гла­го­лы, кото­рые управ­ля­ют или спо­соб­ны управ­лять пря­мым допол­не­ни­ем, выра­жен­ным чаще все­го фор­мой вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га суще­стви­тель­но­го или место­име­ния, например:

  • пре­вос­хо­дить (кого?) соперника;
  • нести (что?) корзинку;
  • раз­ли­чать (что?) признаки;
  • уви­деть (кого?) её;
  • заме­тить (что?) нечто серое.
ПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫНЕПЕРЕХОДНЫЕ ГЛАГОЛЫ
вез­ти санкибро­дить по лесу
уви­деть мальчикасто­ять на мосту
напи­сать письмопомо­гать маме
учу уро­кируко­во­дить командой

Действие, обо­зна­чен­ное пере­ход­ным гла­го­лом, пред­по­ла­га­ет обя­за­тель­ное нали­чие объ­ек­та. Объект, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие, выражается:

1. суще­стви­тель­ным или место­име­ни­ем в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без предлога:

  • встре­тить (кого?) подругу;
  • нари­со­вать (что?) пейзаж;
  • хва­лить (кого?) его;
  • обо­зна­чить (что?) что-либо;

2. фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го, обо­зна­ча­ю­щей часть от целого:

  • поешь­те (чего?) супа, бор­ща, каши;
  • выпил (чего?) кефи­ра, ква­са, моло­ка, чая;
  • купи­ла (чего?) мор­ко­ви, хле­ба, кол­ба­сы, мяса;

3. фор­мой роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го или место­име­ния при ска­зу­е­мом с отрицанием:

  • не подо­ждешь (кого?) приятеля;
  • не брал (чего?) тетради;
  • не услы­шал (кого?) его;
  • не вижу (чего?) ничего.

Переходные гла­го­лы обра­зу­ют стра­да­тель­ные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни, обо­зна­ча­ю­щие при­знак пред­ме­та, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие со сто­ро­ны дру­го­го пред­ме­та, например:

  • засе­ять — засе­ян­ное паха­рем поле;
  • раз­бро­сать — раз­бро­сан­ные вет­ром листья;
  • поки­нуть — поки­ну­тый жите­ля­ми город;
  • рас­ко­лоть — рас­ко­ло­тый одним уда­ром орех.

Какие глаголы являются непереходными

Непереходные гла­го­лы не спо­соб­ны управ­лять пря­мым допол­не­ни­ем без пред­ло­га и не нуж­да­ют­ся в этом.

Например:

  • бес­по­ко­ить­ся (о ком?) о детях;
  • верить (во что?) в справедливость;
  • сочув­ство­вать (кому?) ему;
  • раз­мыш­лять (над чем?) над проблемой.

Чтобы выяс­нить, какие гла­го­лы отне­сем к непе­ре­ход­ным, срав­ним два предложения:

Он пока­зал бы ей новый, неве­до­мый мир, пре­крас­ные цве­ты под­вод­ных полей (Александр Беляев. Человек-амфибия).

Вскоре на одной сто­роне ули­цы из-за уголь­но­го дома пока­зал­ся моло­дой офи­цер (Александр Пушкин. Пиковая дама).

В этих отрыв­ках из худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний исполь­зу­ют­ся, на пер­вый взгляд, похо­жие глаголы:

  • пока­зал (что?) мир;
  • офи­цер (что сде­лал?) показался.

Глагол «пока­зал» явля­ет­ся пере­ход­ным, так как управ­ля­ет суще­стви­тель­ным в фор­ме вини­тель­но­го паде­жа без пред­ло­га. А воз­врат­ный гла­гол «пока­зал­ся» не может иметь при себе пря­мо­го дополнения.

Например:

  • оби­деть­ся (на что?) на шутку;
  • тре­во­жить­ся (за кого?) за сестру;
  • оскор­бить­ся (чем?) замечанием;
  • сомне­вать­ся (в чём?) в пра­виль­но­сти решения.

Непереходные гла­го­лы не могут управ­лять фор­мой вини­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­но­го или место­име­ния, то есть не име­ют при себе пря­мо­го допол­не­ния. Они упо­треб­ля­ют­ся с суще­стви­тель­ны­ми (место­име­ни­я­ми) с пред­ло­га­ми и без них в формах:

1. роди­тель­но­го падежа:

  • отвык­нуть (от чего?) от привычки;
  • доби­вать­ся (чего?) успехов;
  • про­хо­ди­те (мимо чего?) мимо дерева;

2. датель­но­го падежа:

  • сочув­ство­вать (кому?) подруге;
  • слу­жил (чему?) Отечеству;
  • ску­чать (по чему?) по дому;
  • под­толк­нуть (к чему?) к заня­ти­ям спортом;

3. вини­тель­но­го паде­жа с предлогом:

  • вери­ла (во что?) в судьбу;
  • попасть (во что?) в мир картин;
  • вой­ти (во что?) в зал;
  • подвиг­нуть (на что?) на вели­кие дела;

4. тво­ри­тель­но­го падежа:

  • пове­я­ло (чем?) весной;
  • уто­ми­ла (чем?) рассказом;
  • доро­жим (чем?) временем;
  • шумит (над чем?) над городом;

5. пред­лож­но­го падежа:

  • пла­вать (в чём?) в реке;
  • сто­ять (на чём?) на крыльце;
  • думать (о чём?) о доме.

Чтобы пра­виль­но опре­де­лить, гла­гол пере­ход­ный или непе­ре­ход­ный, пред­ла­га­ем сле­ду­ю­щий алгоритм.

Алгоритм определения переходности/непереходности глагола

Видеоурок

Ссылка на основную публикацию