Категория состояния как часть речи в русском языке

Категория состояния в русском языке

Категория состо­я­ния — это само­сто­я­тель­ная часть речи, объ­еди­ня­ю­щая без­лич­ные предикаты.

Что такое категория состояния?

Среди частей речи рус­ско­го язы­ка выде­ля­ют осо­бую часть речи, кото­рая, на пер­вый взгляд, похо­жа по внеш­ним при­зна­кам на наре­чие с суф­фик­сом или крат­кую фор­му един­ствен­но­го чис­ла сред­не­го рода при­ла­га­тель­но­го. Понаблюдаем, какой частью речи в зави­си­мо­сти от кон­тек­ста может быть сло­во «хму­ро»:

Из-за густой пеле­ны обла­ков осен­нее небо (како­во?) хму­ро (хму­рый — хму­ро, кратк. ф. при­лаг. сред. рода)

Незнакомец взгля­нул на нас (как?) непри­яз­нен­но и хму­ро (наре­чие).

Сегодня за окном хму­ро и пас­мур­но (кате­го­рия состояния).

В послед­нем пред­ло­же­нии сло­во «хму­ро» обо­зна­ча­ет состо­я­ние при­ро­ды и явля­ет­ся син­так­си­че­ским ядром без­лич­но­го пред­ло­же­ния — ска­зу­е­мым, кото­рое не свя­за­но с под­ле­жа­щим. По этим грам­ма­ти­че­ским при­зна­кам назо­вем его сло­вом кате­го­рии состояния.

Слова кате­го­рии состо­я­ния могут обо­зна­чать неди­на­ми­че­ское состо­я­ние чело­ве­ка и окру­жа­ю­щей сре­ды, например:

В неболь­шом уют­ном кафе тес­но и наку­ре­но .

Что же такое кате­го­рия состо­я­ния в рус­ском язы­ке? Суммируя наши наблю­де­ния, дадим сле­ду­ю­щее опре­де­ле­ние этой само­сто­я­тель­ной части речи в рус­ском языке.

Грамматические признаки слов категории состояния

  1. неиз­ме­ня­е­мость;
  2. нали­чие ана­ли­ти­че­ских форм вре­ме­ни, созда­ва­е­мых в кон­тек­сте глаголом-связкой;
  3. син­так­си­че­ская роль ска­зу­е­мо­го без­лич­но­го предложения.

Ему необ­хо­ди­мо поду­мать , преж­де чем согла­сить­ся с вашим предложением.

Отличие категории состояния от наречия

Как уже отме­ча­лось, кате­го­рию состо­я­ния мож­но лег­ко спу­тать с наре­чи­ем, обра­зо­ван­ным от каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных с помо­щью суф­фик­са . Но всё же раз­ли­чия меж­ду сло­ва­ми этих двух само­сто­я­тель­ных частей речи имеются.

Слово состо­я­ния

Наречие

Только в кон­тек­сте мож­но отли­чить сло­во кате­го­рии состо­я­ния от омо­ни­мич­но­го наре­чия или фор­мы при­ла­га­тель­но­го, кото­рое име­ет окончание:

  • дедуш­ка хмур и неразговорчив;
  • небо хмур о ;
  • мама хмур а .

Группы слов категории состояния. Примеры

К кате­го­рии состо­я­ния при­над­ле­жат сло­ва раз­ных частей речи, при­чём толь­ко те, кото­рые исполь­зу­ют­ся в роли глав­но­го чле­на (ска­зу­е­мо­го) в одно­со­став­ном без­лич­ном предложении.

Слова кате­го­рии состо­я­ния обра­зу­ют сле­ду­ю­щие группы:

1. сло­ва с суф­фик­сом , соот­но­си­мые с каче­ствен­ны­ми наре­чи­я­ми и крат­ки­ми фор­ма­ми прилагательных:

  • холод­но
  • весе­ло
  • сумрач­но
  • мороз­но
  • тес­но
  • ненаст­но
  • тем­но

2. сло­ва, соот­но­си­мые по грам­ма­ти­че­ской фор­ме с крат­ки­ми стра­да­тель­ны­ми при­ча­сти­я­ми сред­не­го рода:

  • обна­ру­же­но
  • ука­за­но
  • наку­ре­но
  • реше­но
  • выяс­не­но
  • запер­то

3. сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие неди­на­ми­че­ское состо­я­ние и соот­но­си­мые с существительными:

  • пора (пора идти спать);
  • неохо­та (неохо­та вста­вать рано);
  • лень (лень соби­рать вещи);
  • грех (грех осуж­дать ближнего);
  • охо­та (охо­та пошалить);
  • досуг, недо­суг (недо­суг посмот­реть фильм)

3. сло­ва, не соот­но­си­мые с дру­ги­ми частя­ми речи:

Семантические разряды слов категории состояния

Слова кате­го­рии состо­я­нии по их зна­че­нию услов­но мож­но раз­де­лить на две боль­шие группы:

1. каче­ствен­ные безлично-предикативные сло­ва, обозначающие

  • физи­че­ское и пси­хи­че­ское состо­я­ние живых существ (боль­но, радост­но, страш­но, душ­но);
  • физи­че­ское состо­я­ние окру­жа­ю­щей сре­ды (пас­мур­но, дожд­ли­во, свет­ло, тем­но);

2. модально-предикативные сло­ва, обо­зна­ча­ю­щие необ­хо­ди­мость, готов­ность, жела­ние, воз­мож­ность выпол­нить дей­ствие (мож­но, нуж­но, лень, охо­та, невоз­мож­но).

Видеоурок «Слова категории состояния. Морфологический разбор категории состояния»

Категория состояния – что это такое, как не путать ее с наречием и каким членом предложения она всегда является

Она обозначает состояние человека или окружающей среды. Ни от чего не зависит.

Категория состояния – это самостоятельная часть речи. То есть у нее есть две вещи: значение и вопрос. Значение категорий состояния – состояние человека, окружающей среды или какого-то предмета. Вопрос, который можно к ней задать – «как?».

Слова категории состояния часто путают с наречиями, потому что многие из них заканчиваются на -о: грустно, холодно, одиноко.

Что обозначают слова категории состояния

Состояние в широком смысле. Это может быть состояние:

  1. Человека: больно, весело, хорошо, радостно, печально, одиноко.
  2. Окружающей среды: холодно, безлюдно, шумно, тихо.

Чаще всего у таких слов есть суффикс «-о». Но бывают слова, которые обозначают состояние и без него. Например: «Мне неохота учиться», «Мне лень идти в школу».

Как не путать категорию состояния с наречием

К ней никогда нельзя задать вопрос от какого-нибудь слова. Она всегда сама по себе. Смотрите: «Мне грустно» – никакой вопрос к слову «грустно» задать нельзя. Это от него задаются вопросы к другим словам: грустно (кому?) мне.

Еще три примера, чтобы вы запомнили:

  1. На улице сегодня очень холодно. Холодно (где?) на улице, (когда?) сегодня, (в какой степени?) очень.
  2. В моей комнате темно. Темно (где?) в комнате (чьей?) моей.
  3. Иногда мне бывает весело. Бывает весело (кому?) мне (когда?) иногда.

Чем категория состояния является в предложении

Составным именным сказуемым. Всегда. Составное именное – то есть в нем есть именная часть – вот эта самая категория состояния – и еще глагол-связка «быть». В настоящем времени эта связка опускается, но появляется, если время прошедшее или будущее:

  1. Мне [есть] лень учить русский.
  2. Вчера мне было лень учить русский.
  3. Завтра мне будет лень учить русский.

Даже если связка в настоящем времени опущена, вы все равно говорите, что слово «лень» является составным именным сказуемым.

Если в предложении есть слово категории состояния, подлежащего в нем нет. Его просто нет. Или подлежащее, или категория состояния. Запомните это.

Как ее разбирать по составу

Все слова категории состояния – неизменяемые. То есть у них нет окончания. Его нет в принципе, вы не должны даже пустой квадратик рисовать.

Это касается всех слов, в том числе таких, как «лень». Сравните два примера:

  1. Лень мешает мне работать. Здесь «лень» – существительное, оно является подлежащим, отвечает на вопрос «что?». О состоянии речи нет. Поскольку это существительное, его можно склонять и у него появляется окончание: «Я не знаю, что делать с лень-ю», «Как избавиться от лен-и».
  2. Мне лень работать – «лень» превращается в слово категории состояния. Вы наверняка почувствовали, как изменилось значение – теперь уже имеется в виду именно состояние, а не качество характера. Поскольку это категория состояния, окончания у нее нет. Даже нулевого нет, то есть пустой квадрат вы тут НЕ рисуете.

Как не путать категорию состояния с другими словами на -о

В школе вас могут завалить вот таким заданием: «Определите часть речи слов на -о в приведенных предложениях». Я вам сейчас объясню, а вы проиграйте мое объяснение в голове несколько раз, попробуйте подобрать свои примеры, чтобы не путаться.

Надо запомнить вот что:

  1. Если предложение односоставное безличное (подлежащего нет, только сказуемое) и сказуемым является слово на -о – это категория состояния.
  2. Если есть подлежащее, а слово на -о – сказуемое – это краткое прилагательное.
  3. Если есть подлежащее и сказуемое (не слово на -о), а слово на -о – обстоятельство – это наречие.

Три примера с комментариями:

  1. На улице темно. В предложении подлежащего нет, оно односоставное. К слову «темно» нельзя задать вопрос ни от какого слова. Оно обозначает состояние окружающей среды. Это категория состояния, а ее функция в предложении – составное именное сказуемое. В этом сказуемом есть опущенная связка «быть» и именная часть – слово «темно». Чтобы увидеть связку, поставим предложение в прошедшее время: На улице было темно. Или в будущее: На улице будет темно.
  2. Играть на пианино тяжело. В предложении есть подлежащее: играть. Значит, категории состояния тут быть не может. Найдем сказуемое: (что говорится о подлежащем?) [что играть] тяжело. Слово «тяжело» является сказуемым, поэтому оно – краткое прилагательное.
  3. Во дворе пышно цвели тюльпаны. Предложение двусоставное: (что?) тюльпаны, (что делали?) цвели. Слово «пышно» зависит от глагола «цвели» (значит, это сразу не категория состояния), отвечает на вопрос «как?» – это наречие, оно выполняет функцию обстоятельства образа действия.

Учим русский язык Полезные справочные и занимательные материалы по русскому языку.

Слова категории состояния.

Категория состояния (имя состояния) – это самостоятельная часть речи, в которую входят неизменяемые слова, обозначающие состояние предмета (живых существ, природы, окружающей среды) и отвечает на вопрос как?, каково?: Вам будет немного скучно… Существует и другое название – предикативы.

Это относительно новая часть речи. В некоторых учебниках слова категории состояния не признаются самостоятельной частью речи и рассматриваются как особая группа наречий – наречия состояния. Некоторые ученые относят к ним и краткие прилагательные (рад, согласен, должен), и наречные выражения (быть начеку, быть замужем).

К словам категории состояния относят только те слова, которые являются главным членом безличных предложений (сказуемым) или входят в его состав : Мне недосуг спорить с вами; Надо торопиться; Грех смеяться над людьми.

Общее грамматическое значение слов категории состояния – состояние .

Морфемные признаки (сходно с наречиями): специфических признаков нет, но большинство слов категории состояния имеет суффикс -о-: скучно, весело.

Морфологический признак – неизменяемость (сходно с наречиями).

Синтаксическая функция: сказуемое в односоставном безличном предложении (в предложении без подлежащего) : Грустно (сказуемое).

    В предложении с именами состояния

  • часто употребляется дополнение (существительное и местоимение) в дательном падеже без предлога: Ему грустно(кат.сост. грустно – сказуемое, Ему – дополнение, Д.п. );
  • существительное и местоимение в родительном и предложном падежах с предлогами: Легко на сердце от песни веселой; Чудесно в лесу.
  • К словам категории состояния может примыкать инфинитив, который входит в состав сказуемого: Скучно нам сидеть дома. (скучно сидеть – сказуемое).
  • Слова категории состояния употребляются со связкой быть, указывающей время: Было душно . Иногда в роли связки выступают глаголы становиться, делаться, казаться: Душно стало; Внезапно сделалось темно.
  • Разряды слов категории состояния по происхождению:

      Слова на -о, соотносимые с наречиями и краткими формами прилагательных (до 90% всех слов категории состояния) : свежо, приятно, прохладно, душно, жарко, весело, удобно, приятно, красиво, тоскливо и т.п.
      Слова категории состояния, образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения (как наречия и прилагательные). Способы и средства образования степеней сравнения слов категории состояния, прилагательных и наречий обычно совпадают.

    • Сравнительная степень (простая) образуется при помощи суффиксов -ее (ей) и (иногда с добавлением приставкипо-): К вечеру потише стало; Веселее и приятнее было ходить на речку.
    • Превосходная степень (обычно составная) образуется при помощи слова всех, прибавляемого к сравнительной степени: Всего обиднее стало матери; Ему тошнее всех в неволе.
  • слова, образованные от существительных: пора, время, грех, стыд, охота и др. Напр.,
    Мне лень вставать рано. Грех смеяться. Шутить не время. Пора домой.
  • Неизменяемые слова, которые не находят соответствий в других частях речи: надо, можно, нельзя, нет, жаль . Напр., Вам нельзя опаздывать.
  • Разряды слов категории состояния по значению.

    1. Качественные выражают:
      • состояние природы: жарко, знойно, прохладно, солнечно, ветрено, сумрачно, холодно, пыльно и др. Было сухо и пыльно;.
      • состояние окружающей среды: грязно, сыро, темно, росисто, сухо, светло и др.: Голо и неприветливо в лесу;
      • физическое состояние человека и животных: больно, дурно, зябко, щекотно, тошно, душно, тяжело, жарко, холодно и др.: Тепло ему стало.
      • душевное (эмоциональное) состояние человека: весело, грустно, обидно, жутко, досадно, горько, радостно, смешно, жалко, приятно, совестно, боязно, печально, стыдно, легко, тяжело, скучно: Опять тревожно,больно сердцу стало.
        Слова категории состояния, обозначающие физическое и душевное состояние человека, обязательно связаны с дательным падежом лица. Если дательный падеж отсутствует, то состояние приобретает обобщенный смысл: Ивану стало досадно. Досадно, когда тебя не замечают.
      • интеллектуальное состояние человека: интересно, ясно, понятно, известно, характерно и др.: Ясно было, что на поезд мы опаздываем;
    2. Модальные выражают:
      • оценку какого-либо состояния, положения: легко, хорошо, красиво, верно, правильно, трудно и др.: Хорошо в лесу; Было приятно смотреть на их работу.
      • временные отношения: поздно, долго, рано: Пока не поздно, надо что-то сделать.
      • пространственные отношения: далеко, близко, высоко, низко, узко и др.: Мне было далеко до дому.
      • возможность (невозможность), долженствование, необходимость, оценка различных ситуаций и состояний: можно, нельзя, надо, нужно, необходимо, невозможно, должно, надобно и др. Нельзя читать чужие письма.

    Список использованной литературы.

    • Справочник школьника под ред. В.Славкина, “Слово”, 1994
    • Бабайцева В.В. Русский язык. Теорияю 5-9 кл., М.:Дрофа,2208, – 414 с.
    • Панова Е.А., Позднякова А.А. Справочные материалы по русскому языку для подготовки к экзаменам. – М.: – ООО “Издательство Астрель”, 2004.-462 с.
      • Баранов М.Т., Костяева А.А., Прудникова А.В. Русский язык. Справочные материалы, М.:Просвещение,2209, – 285 с.

    Категория состояния.

    Урок 35. Русский язык 7 класс ФГОС

    В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

    Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

    Получите невероятные возможности

    Конспект урока “Категория состояния.”

    · Сегодня мы поговорим о состояниях и словах, которые их обозначают.

    · Выясним признаки этих слов.

    · А в конце получим характеристику новой части речи.

    Каждому из нас понятно слово «состояние». Мы интересуемся состоянием наших близких, спрашивая их: «Как ты себя чувствуешь?». И получаем ответ, например: «Мне жарко».

    Нам интересно не только физическое, но и душевное состояние: на вопрос «А ты как поживаешь?» − может последовать ответ: «Мне почему-то грустно».

    Состояние погоды нас тоже волнует. И мы можем выразить его по-разному. Можем сказать: «На улице стоит страшная жара!». А можем просто: «На улице жарко». Какая фраза звучит привычнее? Конечно же, вторая.

    С помощью подобных предложений мы выражаем состояние природы, окружающей среды, физическое и душевное состояние человека.

    На улице холодно. Вокруг тихо. Мне больно. Всё понятно.

    Сказуемое в таких предложениях выражается специальными словами. Они называются словами категории состояния.

    Категория состояния – это самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние природы, окружающей среды, физическое и душевное состояние человека.

    Слова категории состояния не изменяются.

    Можно сказать мне холодно, грустно, жарко, понятно.

    Можно заменить местоимение на «тебе» или «вам». Можно даже добавить глагол «было»: вам было холодно, грустно, жарко, понятно. Или глагол «стало». Слова категории состояния от этого не изменятся.

    Но постойте-ка. Какая же это категория состояния, если эти неизменяемые слова так похожи на наречия? Действительно, эти слова мы часто встречали среди наречий.

    Дело в том, что категория состояния – относительно молодая часть речи. По сравнению со старичком-глаголом и более молодым наречием категория состояния – сущий младенец!

    И потому ученые до сих пор не пришли к единому мнению по поводу сказуемого в таких предложениях, как «На улице жарко». Одни говорят, что жарко – это наречие. А другие – что это категория состояния.

    Чем категория состояния отличается от других частей речи? Рассмотрим два предложения.

    У меня болит зуб.

    Мне очень больно.

    В первом случае есть субъект − что-то, что совершает действие. Зуб болит. Поэтому в предложении есть подлежащее. А во втором случае просто сообщается состояние человека. Поэтому подлежащего нет, а есть только сказуемое – слово категории состояния больно.

    Действительно, во всех предложениях, которые мы рассматривали раньше, нет подлежащих.

    Дело в том, что, когда мы говорим о состоянии, подлежащие не нужны.

    Странно будет при виде чего-то страшного закричать: «Я испытываю страх!»

    А вот если мы крикнем: «Мне страшно!» − это гораздо лучше передаст наше состояние. И заметьте, в этом предложении подлежащего не будет.

    Все мы помним сказку Морозко, где Морозко спрашивает у главной героини: «Тепло ли тебе, девица?» В этом предложении нет подлежащего, только сказуемое, которое выражается словом категории состояния. Потому что Морозко спрашивает героиню о ее состоянии.

    Итак, категория состояния обычно выполняет функцию сказуемого в предложении без подлежащего. Заметьте, именно так категорию состояния можно отличить от наречий и прилагательных.

    Попробуем отличить слова категории состояния от других частей речи.

    Весеннее тепло сменило зимний холод. Определим подлежащее и сказуемое. Что? – тепло. Что сделало? – сменило. Слово тепло здесь обозначает субъект – то, что выполняет действие. Это – подлежащее. И, конечно, существительное.

    Сегодня мы оделись тепло. Начнем с определения подлежащего и сказуемого. Кто совершает действия? – мы. Это подлежащее. Мы сделали что? – оделись. Это сказуемое. Оделись – как? – тепло. Это обстоятельство. Какая часть речи отвечает на вопрос «как?», примыкает к глаголу и является обстоятельством? Конечно, наречие. Тепло – это наречие.

    В маленькой комнате очень тепло. Где здесь подлежащее? Его нет. Никто не выполняет действий, просто сообщается о состоянии комнаты. У нас есть только сказуемое – тепло. Это – слово категории состояния.

    Мы можем говорить о состоянии в настоящем времени: «Мне грустно».

    А можем – в прошедшем времени: «Вчера мне было грустно».

    Или даже в будущем времени: «Завтра мне будет грустно».

    А еще мы можем отразить изменения нашего состояния: «Вдруг мне стало грустно».

    Как вы думаете, с какими словами могут сочетаться слова категории состояния? Было, будет, стало.

    Слова категории состояния часто выступают в предложении с такими глаголами, как было, будет, стало, станет и т.д.

    А можем ли мы сравнить два состояния между собой?

    Теплее – слово категории состояния в сравнительной степени.

    Состояние может быть выражено в сравнительной степени.

    На улице становилось всё тише.

    Сегодня темнее, чем вчера.

    С каждым шагом делалось легче.

    Что же нам требуется запомнить?

    Категория состояния − это часть речи, которая обозначает состояние. Она не изменяется. Она является сказуемым в предложении без подлежащего. Сочетается со словами было, будет, станет, стало и другими. Слова категории состояния могут употребляться в сравнительной степени.

    Давайте еще потренируемся отличать слова категории состояния, только в сравнительной степени.

    Этот мультфильм интереснее, чем тот. В предложении речь идет о мультфильме, значит, есть подлежащее. От него ставится вопрос – мультфильм какой? – интереснее. Значит, перед нами сравнительная степень прилагательного.

    Папа рассказывает интереснее, чем дедушка. Подлежащее – папа. Сказуемое – рассказывает. Рассказывает – как? Слово интереснее примыкает к глаголу. Значит, перед нами наречие.

    Сегодня нам было интереснее, чем вчера. Подлежащего в предложении нет, а слово интереснее сочетается только с глаголом было, больше ни с чем. Значит, это слово категории состояния.

    ГИА по русскому языку. Секрет успеха! 9 класс

    Настройка зачисления на курс

    ГИА по русскому языку. Секрет успеха! 9 класс

    Навигация

    Детский технопарк “Кванториум”

    История и обществознание

    Умники и умницы

    Основы безопасности жизнедеятельности

    МОУ “Лицей прикладных наук”

    МАОУ “Гимназия № 4”

    МОУ “Гимназия №58”

    МОУ “Гимназия № 5”

    МУДО “Центр дополнительного образования”

    ГБУ ДО “Региональный центр допризывной подготовки .

    МОУ Гимназия № 31

    МОУ “Прогимназия № 237 “Семицветик”

    ГА ПОУ СО “СТПТиАС”

    МОУ “Гимназия №89”

    МОУ “СОШ №63 с УИП”

    МАОУ “Гимназия №108”

    МУ ДО “Центр детского творчества”

    Олимпиада_Информатика и ИКТ

    МАУ ДО “Центр дополнительного образования для детей”

    МАОУ “Гимназия № 3”

    ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ»

    МАДОУ “ДС № 236 Лукоморье”

    МУДО “Детско-юношеский центр”

    МУДО “Центр детского творчества”

    ОУ городского подчинения и ГБУ

    Ассоциация попечителей образования

    МАОУ “Физико-технический лицей № 1”

    МУДО «Центр туризма, краеведения и морской подгото.

    МАУ ДО «Дворец творчества детей и молодежи»

    Александрово – Гайский район

    МБОУ СОШ с. Новоалександровка им. Героя Советско.

    МБОУ СОШ№ 1 с.Александров-Гай Саратовской области

    МБОУ ДО «ЦДТ» с. Александров-Гай Александрово-Гайс.

    МОУ – СОШ №1 г. Аткарска

    МОУ – СОШ №3 г. Аткарска

    МОУ-СОШ села Марфино Аткарского района

    МАУ ДО “Центр детского творчества города Аткарска .

    МАОУ Гимназия № 1

    МАОУ Гимназия №2 г.Балаково

    МАОУ “ООШ № 10” г. Балаково

    МАОУ СОШ №13 г. Балаково

    МАОУ “ООШ с. Еланка”

    МАУДО ЦДО г. Балаково

    МБУДО Центр “Созвездие” г. Балашов

    МОУ “СОШ с. Черкасское”

    МОУ “СОШ с. Терса”

    МОУ “СОШ №11” г. Вольск

    ГАПОУ СО “Вольский педагогический колледж им. Ф.И.

    МУДО ВМР «ЦДО «Радуга»

    МОУ “СОШ с. Воскресенское”

    МОУ «СОШ с. Синодское»

    МОУ “ООШ с. Верхазовка”

    МОУ “СОШ п. Первомайский”

    МОУ “СОШ с. Демьяс”

    МУДО «Дом детского творчества»

    МОУ “СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое”

    МОУ “СОШ имени Н.В. Грибанова с. Брыковка”

    МОУ СОШ с. Андреевка

    МБОУ “Дом детского творчества”

    МОУ “СОШ с. Ивантеевка”

    МУ ДО “Дом детского творчества”

    МБУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа г. Калин.

    МБОУ «СОШ с.Симоновка Калининского района Саратовс.

    МБУ ДО «Дом детского творчества г. Калининска Сара.

    МБОУ «СОШ с. Колокольцовка»

    МБОУ “СОШ с. Озерки”

    МБОУ «СОШ с.Симоновка»

    МБОУ “СОШ № 11 с. Золотое”

    МБУДО “ЦТОТД и М г.Красноармейска”

    МОУ “СОШ с.Логиновка”

    МОУ – СОШ с. Лебедевка

    МУ ДО “Районный Дом детского творчества р.п. Горный “

    МБОУ “СОШ № 2 р.п. Лысые Горы”

    МОУ “СОШ № 1 р.п. Лысые Горы”

    МБОУ “СОШ с. Широкий Карамыш”

    МБОУ “СОШ с. Большая Рельня”

    МБУ ДО “ЦДОД” р.п. Лысые Горы

    МБОУ “ООШ с. Юнгеровка”

    МБОУ “СОШ с. Двоенки”

    МБОУ “СОШ с. Атаевка”

    МБОУ “СОШ с. Бутырки”

    МБОУ “СОШ п. Яблочный”

    МБОУ “СОШ п. Октябрьский”

    МБОУ “СОШ с. Невежкино”

    МОУ СОШ с. Подлесное

    МОУ “СОШ с. Павловка”

    МОУ “СОШ с. Кировское”

    МБОУ-СОШ №6 г. Маркса

    МОУ – СОШ п. Осиновский

    МОУ “СОШ c. Липовка”

    МОУ – СОШ с. Баскатовка

    МОУ – Лицей г. Маркса

    МОУ “СОШ № 4” г. Маркса

    МОУ СОШ с. Звонаревка

    МОУ-СОШ с Орловское

    МУ ДО – Центр внешкольной работы

    МОУ «СОШ п. Динамовский

    МОУ «СОШ с. Гремячка”

    МУ ДО “ДДТ г. Новоузенска”

    МОУ «СОШ р.п. Озинки»

    Метапредметный курс “Биология + Химия”

    МОУ “СОШ п. Сланцевый рудник”

    МОУ “Школа с. Новочерниговка”

    МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки»

    МБОУ “СОШ с. Н. Покровка”

    МБОУ “СОШ с.Натальин Яр”

    МБОУ «СОШ с.Грачев Куст»

    МБОУ “СОШ имени М.М. Рудченко”

    МБУ ДО “Детско-юношеский центр” г. Петровск

    МБУДО «Детско-юношеская спортивная школа имени Т.В.

    МБУДО “ДОООЦ “ДЕЛЬФИН” г. Петровск

    МУ ДО «Дом детского творчества»

    МОУ «СОШ №14 г. Пугачёва им. П.А.Столыпина»

    МОУ СОШ с. Старая Порубёжка

    МОУ “СОШ с. Заволжский”

    МОУ “СОШ №2 г. Пугачева”

    МОУ “СОШ № 13 г. Пугачева Саратовской области имен.

    МБУ ДО “Центр развития творчества детей и юношеств.

    МБОУ “СОШ с. Скатовка”

    МБУ ДО «Дом детского творчества р.п.Ровное»

    МОУ«СОШ с. Багаевка им. Н.В. Котлова»

    МОУ «СОШ с.Березина Речка»

    МОУ «СОШ п. Дубки»

    МОУ «СОШ с. Синенькие»

    МОУ «СОШ р.п. Соколовый»

    МОУ «СОШ с.Усть-Курдюм»

    МУ ДО «ЦДТ р.п. Самойловка»

    МБОУ “СОШ №1” р.п. Степное

    МБОУ-ООШ с. Розовое

    МБОУ “СОШ р.п. Пушкино”

    МБУ ДО-РДДиЮ Советского района.

    МОУ “СОШ с. Сторожевка”

    МОУ “СОШ с. Мизино-Лапшиновка

    МОУ “СОШ с. Ягодная Поляна”

    МОУ “Татищевский лицей”

    МОУ “СОШ с. Вязовка”

    МОУ «СОШ с. Октябрьский Городок»;

    МОУ “СОШ п. Садовый”

    МОУ “СОШ с. Идолга”

    МОУ СОШ № 1 г. Хвалынска

    МОУ ДО “ДДТ “Хвалынский”

    Звуковая культура речи

    Трудовое обучение(технический труд)

    МОУ “СОШ с. Апалиха

    Информатика, физика, астрономия

    МОУ “СОШ №30 им. П. М. Коваленко”

    МАУ ДО “Дворец творчества детей и молодежи”

    МУ ДО “Центр “Позитив”

    МОУ «СОШ п. Пробуждение»

    МБОУ «СОШ с. Генеральское»

    МОУ “СОШ “Патриот” с кадетскими классами”

    МОУ «СОШ с.Заветное»

    МОУ “ООШ с. Квасниковка”

    МОУ «СОШ п. им. К Маркса»

    МОУ «ООШ с. Ленинское»

    МОУ «СОШ с.Широкополье»

    МОУ «СОШ п.Бурный»

    МОУ “СОШ с. Зеленый Дол”

    МОУ «ООШ с. Титоренко»

    МБОУ “СОШ с Красный Яр

    ГАПОУ СО «Энгельсский политехникум»

    МБОУ “СОШ с. Старицкое”

    МОУ “СОШ п. Коминтерн”

    МОУ “СОШ с. Липовка”

    МОУ “СОШ с. Шумейка”

    МОУ «СОШ с.Воскресенка»

    МОУ “СОШ №12 г. Шиханы”

    МУ ДО ЗАТО Светлый

    МОУ СОШ №3 им. В.Н. Щеголева

    МОУ «СОШ №2 им. В.А. Коновалова»

    МБУ ДО «Дом детского творчества Балтайского района

    Дистанционное обучение детей-инвалидов

    Мероприятия для МЦДОДИ

    Российские цифровые образовательные платформы

    15-16.11.2021Семинар “Дистанционные формы обучения.

    Семинар 7 октября 2021

    Семинар 18,19 декабря 2020

    Курсы для преподавателей

    Образовательная сессия 18-20.11.2020

    Семинар 20 августа 2020

    МКУДО “ЦВР” Саратов

    МАУДО «ЦДТ» Кировский район

    МБУ ДО “ДДТ г. Калининск”

    МОУ «СОШ с. Клещевка»

    МОУ СОШ п. Возрождение

    МУ ДО “Дом пионеров и школьников” Романовка

    МБУ ДО “ЦРТДЮ” г. Пугачев

    МУДО ЦДТ “Светлячок” г. Ртищево

    МОУ ООШ с. Поповка

    Семинар 19-20 марта 2020

    Обучающие семинары для СПО

    Семинар для СПО (Базарный Карабулак)

    Семинар 18, 20 декабря 2019 года

    Семинар «Разработка дистанционного курса в СДО Moo.

    Дополнительное образование 23.09.2019

    Семинар 27 марта 2019 года

    Региональный Краеведческий марафон “Саратовская кр.

    Областной конкурс видео и дистанционных курсов “До.

    Консультационный центр конкурса “Доступное образо.

    Виртуальный исторический класс

    Методическое объединение дистанционных педагогов

    Слова категории состояния

    Слова категории состояния

    Особую группу составляют предикативные наречия, которые обозначают состояние и выполняют функцию сказуемого (предиката) в безличном предложении.
    Без вас мне скучно, – я зеваю; при вас мне грустно, – я терплю… (Пушкин)
    На дворе ещё холодно, но солнце светит уже по-весеннему. (Горький)

    Выражаемое значение

    а) психическое состояние человека: досадно, совестно, боязно, весело, грустно, жалко, смешно, обидно, страшно, скучно;

    б) волевое состояние: лень, охота, неохота, неволя;

    в) физическое состояние живых существ: больно, тошно, душно, противно;

    г) состояние природы, окружающей среды и обстановки: темно, светло, морозно, дождливо, ветрено, уютно, чисто, грязно, сыро, тесно.

    Выражаемое значение

    Выражают модальную оценку различных состоянии и ситуации:

    можно, нужно, возможно, должно, необходимо, надобно, надо, угодно, нельзя;

    поздно, рано, время, пора, далеко, близко, низко, высоко;

    удобно, плохо, хорошо, трудно, легко, грех, ужас, стыд, позор;

    Употребляются в роли главного члена безличного предложения (В комнате душно)

    или в роли сказуемого двусоставного предложения с подлежащим-инфинитивом (Дальше бежать невыносимо).

    Традиционно в школьной практике слова категории состояния относились к наречиям или выделялись в классе наречий и квалифицировались как наречия в роли сказуемого.

    1) Слова категории состояния, обозначающие состояние. Слова этой группы обозначают:

    психическое и физическое состояние человека или состояние животного: стыдно, досадно, совестно, боязно, весело, грустно, смешно, обидно, страшно, скучно (психическое состояние человека); голодно, холодно, щекотно, больно(физическое состояние);

    состояние природы и окружающей среды: темно, светло, тихо, солнечно, ветрено, уютно, чисто, сыро, тесно;

    2) Слова категории состояния с модальным значением, т. е. со значением необходимости, долженствования, возможности, невозможности, желательности. К этой группе относятся слова: надо, надобно, можно, должно, нельзя, нужно, охота, неохота, лень. В предложении они обычно употребляются в сочетании с зависимым инфинитивом: Надо уметь что-то хорошо делать; Нельзя понять; Лень подняться;

    К этой группе слов (собственно-модальным безлично-предикативным словам) примыкают слова со значением достаточности действия, необходимости его прекращения: достаточно, довольно, полно, хватит, будет. Довольно болтать; Ср.: Не надо болтать.

    Слова категории состояния образованы:

    1) От кратких форм качественных прилагательных (наиболее многочисленная группа): весело, легко, смешно, красиво, хорошо;

    2) От наречий: рано, поздно, далеко, близко;

    3) От именительного падежа существительных: грех, стыд, страх, пора, время, лень, охота, неохота..

    Морфологические признаки категории состояния:

    1. Отсутствие форм склонения и спряжения, т.е. неизменяемость.
    2. Наличие суффикса –оу слов, образованных от имен прилагательных и наречий (холодно, обидно, видно, нужно).
    3. Способность выражать значение времени, передаваемого связкой, с которой сочетаются слова категории состояния (грустно, было грустно, будет грустно). Отсутствие связки служит показателем настоящего времени.
    4. Сохранение форм сравнения словами на –о, образованными от кратких имен прилагательных и наречий. (Было тепло – станет теплее).
    5. Соотносительность с теми частями речи, от которых произошла данная категория слов: грустно соотносится со словом грустный, тепло – с теплый.Однако этот признак свойствен не всем словам категории состояния. Например, совестно в современном русском языке не соотносится со словом совестный.Можно не соотносится с можный.

    Синтаксические признаки категории состояния:

    1. Существенный признак этих слов – синтаксическая функция сказуемого в безличном предложении в сочетании с инфинитивом или без него.
    2. Слова категории состояния не согласуются и не управляются, они могут сочетаться со связкой отвлеченной или полуотвлеченной (быть, становиться, делаться), выражающей время и наклонение.
    3. Категории состояния способны распространяться формами имен существительных и местоимением в дательном падеже без предлога и в родительном и предложном с предлогами, т. е. управлять данными формами. Например, Мне (кому?) больно твои упреки слушать; Вам может быть скучно у (кого?) меня, а я душевно рад; На дворе (где?) было темно, хоть глаз выколи.

    Кроме того, при словах категории состояния часто употребляется зависимый инфинитив: Снег на прощание с землей переливал такими алмазами, что больно (что делать?) глядеть; Но эти три березы при жизни никому нельзя (что делать?) отдать.

    1. В отличие от наречий и прилагательных слова категории состояния никаких слов не определяют. Ср., например, Она смотрела грустно (наречие определяет глагол) – Ее лицо было грустно (краткое прилагательное, определяет имя существительное) – Ей было грустно (слово категории состояния). Таким образом, слова категории состояния выделяются в особую лексико-грамматическую группу на основании семантических, морфологических и синтаксических признаков.

    «Нам будет очень весело» слово весело омонимично краткой форме прилагательного (вопрос каково? к тому и другому) и наречию (вопрос как? к тому и другому)

    Слова категории состояния – это главный член односоставного (безличного) предложения.

    Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
    Усвоил тему — поделись с друзьями.
    Тест на тему «Категория состояния»

    #обсуждения_русский_язык_без_проблем
    вернуться на стр. «Наречие в табл.«, «Морфологический разбор наречия«

    © Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

    ( какой – то или какой то ) как пишется через дефис или раздельно и почему?

    Русский язык | 10 – 11 классы

    ( какой – то или какой то ) как пишется через дефис или раздельно и почему.

    Какой – то так как “то” это суффикс и он не может писатьься отдельно.

    Как пишется слитно раздельно или черех дефис КИСЛО (ЩЕЛОЧНОЙ)?

    Как пишется слитно раздельно или черех дефис КИСЛО (ЩЕЛОЧНОЙ).

    Как пишется : КАК БУДТО?

    Как пишется : КАК БУДТО?

    Через дефис или слитно или раздельно?

    Почему ВО ВТОРЫХ(варежках) пишется раздельно, а не через дефис?

    Почему ВО ВТОРЫХ(варежках) пишется раздельно, а не через дефис?

    Речонка почему пишется (о), а не( ё) Сворачиваем почему пишется послк в (о), а не (а) Неволей почему пишется (не) слитно завороженные почему после р пишется (о), а не (а) Останавливаемся почему после ?

    Речонка почему пишется (о), а не( ё) Сворачиваем почему пишется послк в (о), а не (а) Неволей почему пишется (не) слитно завороженные почему после р пишется (о), а не (а) Останавливаемся почему после т пишется (а), а не (о) Напрямик почему (на) пишется слитно В Вышине почему после ш пишется (и), а не (е) Почему нежданно – негаданно пришется через дефис Попадаем почему после второй п пишется (а) , а не (о) Насквозь почему (на) пишется слитно В глубь почему пишется раздельно Под блестящими почему пишется раздельно Поодиночке почему на коне пишется (е), а не (и) Понемного почему (по) пишется слитно Помогите плиз и укажите часть речи над каждым словом.

    Как пишется (хвойно)смешанный лес через дефис, слитно или раздельно?

    Как пишется (хвойно)смешанный лес через дефис, слитно или раздельно.

    Скучновато(голубой( как пишется слово(слитно, раздельно, через дефис)?

    Скучновато(голубой( как пишется слово(слитно, раздельно, через дефис).

    Почему ?

    Почему пишется дЕфис?

    Почему пишется дЕфис?

    Как пишется в отдалени(и) , почему в словах темно – синей чуть – чуть , далеко – далеко и в других таких же наподобие слов пишутся через дефис а также почему не смотря пишется раздельно?

    Как пишется в отдалени(и) , почему в словах темно – синей чуть – чуть , далеко – далеко и в других таких же наподобие слов пишутся через дефис а также почему не смотря пишется раздельно.

    По нескольку – почему раздельно пишется?

    По нескольку – почему раздельно пишется?

    Ведь, если ому ему ски, то пишем через дефис, а если у то пишем слитно.

    Вы находитесь на странице вопроса ( какой – то или какой то ) как пишется через дефис или раздельно и почему? из категории Русский язык. Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 10 – 11 классов. На странице можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи. Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку, нажав кнопку в верхней части страницы.

    Меня удивило то , что перед тем как снег весной начнёт таять он превращается в такой твёрдый песок.

    Орфограмма – понятие и определение Орфограмма – это ситуация, в которой применяется правило орфографии по написанию буквы или последовательности нескольких букв с целью отражение некоторой последовательности звуков для определенной морфологической си..

    Описание занимает не маловажную роль. Т. к например нельзя понять , что за животное или т. П.

    Обращение – слово, в котором упоминается собеседник. Это может быть имя (Игорь, Антон, Максим), местоимение (ты, вы), слово – обозначение (друг, приятель, дорогой). В данном предложении обращением является слово “друг”, а значит, что запятые при об..

    3 ряд. Благословлять, нагромождение, укрощать.

    – привет – привет – пошли гулять? – когда? – в воскресенье. – с удовольствием. До встречи. – пока – пока.

    1. решать, переписывать, встречаться. (Что делать? ) 2. решить, переписать, встретить. (Что сделать? ).

    Полетать (гл. , над чем? Т. п. ) над гнездом – полёт (сущ. , над чем? Т. п. ) над гнездом ; участвовать в спектакле – участие (сущ. , в чем? П. п. ) в спектакле ; помогать (гл. , кому? Д. п. ) бабушке – помощь (сущ. , кому? Д. п. ) баб..

    Ответ в 11 предложении : у каждого из них еще с юности выработался ряд условных рефлексов.

    Ссылка на основную публикацию