Грамматические признаки причастия – правила определения и значение

Глава 12. Морфология. Причастие

§1. Что чем считать?

О взглядах на природу причастий. Для взрослых и старшеклассников. Для остальных.

Интерпретации причастий различны. Одни авторы считают, что причастия – особая форма глагола, другие рассматривают их как самостоятельную часть речи. Эти взгляды отражены в учебниках. Не удивляйся поэтому, если, взяв в руки учебник другого автора, ты увидишь и иную интерпретацию. От решения, какой точки зрения следовать, зависят ответы на некоторые вопросы:

  1. Сколько частей речи выделяется в русском языке?
  2. Какую форму: неопределённую форму глагола или причастие в форме м.р. ед.ч. И.п. – считать начальной формой?
  3. Каковы границы глагольных слов, сколько форм имеет глагол?

Автор сайта считает причастия особой глагольной формой. Почему?

  • Потому что не видит оснований для выделения их в отдельную часть речи.
  • Потому что патриотично придерживается взглядов, культивируемых на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова.
  • Потому что считает эту позицию не только научно обоснованной и соответствующей здравому смыслу и более широкому лингвистическому контексту, но и практически полезной для ребят.

Мои научные предпочтения могут никого не заинтересовать, а вот практические соображения актуальны для многих. Поэтому на последнем утверждении стоит задержаться. Для практической грамотности важно, чтобы ребята легко, автоматически соотносили причастия с глаголами, от которых они образованы. Это нужно, во-первых, для определения спряжения глагола: от этой информации зависит написание суффиксов причастий настоящего времени. Во-вторых, для определения основы инфинитива: суффикс глагольной основы инфинитива нужно знать для определения гласных в причастиях прошедшего времени. Умение верно находить неопределённую форму соответствующего глагола – одно из универсальных умений. Оно будет требоваться постоянно: от 6-го класса до 11-го. Если считать причастие глагольной формой, то вопрос о поиске начальной формы, возникающий в ходе обучения постоянно, будет способствовать развитию ребёнка, осознанию единой природы глагольных форм, своеобразия глагольных категорий вида, переходности, возвратности, времени, спряжения. В этом случае дети лучше чувствуют глагольную природу данных категорий и легче ориентируются в различении причастий и отглагольных прилагательных. Наконец, это важно для развития лингвистического мышления в целом, изучения иностранных языков (отнесение причастий к глагольным формам имеет общие истоки), поскольку такая интерпретация поддерживается материалом иностранных языков, например английского.

§2. Общая характеристика причастия

1. Значение: признак предмета по действию. Вопросы: какой? что делающий? что делавший? что сделавший?

2. Морфологические признаки: Особенности морфологической формы: причастия обладают признаками как глагола, так и прилагательного.

  • Постоянные (неизменяемые) признаки – это признаки глагола:
    • вид: СВ и НСВ,
    • переходность,
    • возвратность,
    • время (настоящее и прошедшее),
    • залог.
  • Непостоянные (изменяемые) признаки – это признаки прилагательного:
    • род,
    • число,
    • падеж,
    • полнота-краткость (у страдательных причастий).

3. Синтаксическая роль в предложении. В предложении полные причастия, как и полные прилагательные, бывают определением либо частью сказуемого, а краткие, как и краткие прилагательные, только частью сказуемого.

Подробнее:
о глагольных морфологических признаках см. Раздел 11. Морфология. Глагол.
о морфологических признаках прилагательного см. Раздел 8. Морфология. Прилагательное.

§3. Формы причастий

Причастия бывают: действительными и страдательными.

Что это значит?
Мы знаем, что причастие обозначает признак предмета по действию.
Существительное, обозначающее предмет, является определяемым словом, а причастие – определением, которое выражает признак предмета по действию. По действию – означает, что причастие выражает не любой признак, а только такой, который в реальной ситуации связан с действием. Любящая мать – это та, которая любит, спящий малыш – это тот малыш, который спит, изучаемые в школе предметы – это предметы, которые изучают. При этом возможны две принципиально разные ситуации:

1) действие осуществляет сам предмет,
2) действие осуществляется над предметом каким-либо производителем действия.

Действительные причастия

Если действие осуществляется самим предметом, то причастие называется действительным. Примеры:

Мальчик, сидящий на подоконнике…

определяемое слово мальчик, определение сидящий на подоконнике (мальчик сам производит действие: сидит)

Девочка, болтающая по телефону…

определяемое слово девочка, определение болтающая по телефону (девочка сама производит действие: болтает)

Страдательные причастия

Если действие направлено на предмет, а его производитель кто-либо другой, то причастие называется страдательным. Примеры:

Посуда, вымытая в посудомоечной машине, сверкала, как новая.

Определяемое слово посуда, определение вымытая в посудомоечной машине (посуда не сама себя вымыла, это сделал кто-то).

Эссе, написанное мной на прошлой неделе, потерялось.

Определяемое слово эссе, определение написанное мной на прошлой неделе (эссе написал говорящий, оно не написало себя само).

Страдательные причастия имеют полную и краткую форму.

§4. Полная – краткая форма страдательных причастий

Сорта тюльпанов, выведенные в Голландии, высоко ценятся во всём мире.

выведенные – полная форма

Эти сорта тюльпанов выведены в Голландии.

выведены – краткая форма

Полные и краткие формы страдательных причастий изменяются так же, как полные и краткие формы прилагательных.
Полные формы изменяются по числам, по родам (в ед.ч.), и по падежам. Примеры:

Сорт темной, почти чёрной розы, выведенный во Франции, называется Эдит Пиаф.

выведенный – ед.ч., м.р., И.п.

Мы живём в стране, занимающей шестую часть суши.

занимающей – ед.ч., ж.р., П.п.

Наши дома, расположенные по соседству, были вовсе не похожи.

расположенные – мн.ч., И.п.

Краткие формы изменяются по числам и в ед.ч. по родам. Падежей у кратких форм быть не может. Примеры:

Книга написана и отдана в издательство.
Роман написан и даже уже опубликован.
Эссе написано и напечатано в журнале.
Письма написаны и отосланы.

Нужно уметь различать краткие формы причастий и краткие прилагательные, так как они пишутся по-разному. О различиях в правописании см.: Суффикс н в кратких формах страдательных причастий. Правописание прилагательных. Краткие прилагательные.

§5. Образование причастий

Разные глаголы имеют разное количество причастных форм. Это зависит от вида и переходности глагола.

Переходные глаголы НСВ имеют 4 формы причастий:

1) действительное причастие настоящего времени: читающий,
2) действительное причастие прошедшего времени: читавший
3) страдательное причастие настоящего времени: читаемый,
4) страдательное причастие прошедшего времени: читанный.
Глагол читать НСВ. От глаголов НСВ возможны формы как прошедшего, так и настоящего времени.

Переходные глаголы СВ имеют 2 формы причастий:

1) действительное причастие прошедшего времени: купивший,
2) страдательные причастия прошедшего времени: купленный.
Глагол купить СВ. Формы настоящего времени от глаголов СВ невозможны.

Непереходные глаголы НСВ имеют 2 формы причастий:

1) действительное причастие настоящего времени: гуляющий,
2) действительное причастие прошедшего времени: гулявший.
Глагол гулять НСВ. От глаголов НСВ возможны формы прошедшего и настоящего времени.

Непереходные глаголы СВ имеют единственную форму причастия:

действительные причастия прошедшего времени: прогулявший.
Глагол прогулять НСВ. Форма настоящего времени от него невозможна.

О соотношении видо-временных глагольных форм см. подробнее: Раздел 11. Морфология. Глагол.

От глаголов СВ возможны причастия прошедшего времени. От глаголов НСВ возможны причастия как прошедшего, так и настоящего времени. Будущего времени у причастий не бывает.
От переходных глаголов можно образовать формы и действительных, и страдательных причастий. От непереходных – только действительных причастий. Образование страдательных причастий от непереходных глаголов невозможно.

  • некоторые переходные глаголы не имеют форм страдательных причастий настоящего времени, например: бить, писать, шить, мести. Битый, писаный, шитый, метёный – формы страдательных причастий прошедшего времени;
  • некоторые переходные глаголы не имеют форм страдательных причастий прошедшего времени, например: любить, искать. Любимый, искомый – формы страдательных причастий настоящего времени;
  • от глагола брать формы страдательных причастий не образуется.

Подобные исключения фиксируются в словарях. Например, см.: Борунова С.Н., Воронцова В.Л., Еськова Н.А. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р.И. Авенесова. 4-е изд. М.: Русский язык. 1988.

О правописании суффиксов причастий см. Правописание причастий.

§6. Причастия – не причастия: отглагольные прилагательные

Учись различать причастия и отглагольные прилагательные.
Причастие – если предмет участвует в действии, для причастий актуальны характеристики глагола: вид, время.
Прилагательное – если действие уже не актуально, результат стал постоянным признаком: мороженые продукты, сушёные грибы, варёное мясо.

1. Полная форма

1). Слово в полной форме с суффиксами -н-, -нн-, -е-, -енн- является:

  • отглагольным прилагательным, если оно образовано от глагола НСВ и не имеет при себе зависимых слов: некошеная трава (от косить – НСВ);
  • причастием, если оно образовано от глагола СВ или имеет при себе зависимые слова: купленные газеты (купить – СВ), не кошенная до середины июля трава (до середины июля – зависимые слова)

2). Слово в полной форме с суффиксами -им-, -ем- является:

  • отглагольным прилагательным, если оно образовано от непереходного глагола: сгораемый (от сгорать – непереход.гл.), мыслимый (от мыслить – непереход.гл.), неувядаемый (от увядать – непереход.гл.);
  • причастием, если оно образовано от переходного глагола НСВ: склоняемый (от склонять), называемый (от называть), несмываемый (от смывать), незабываемый (от забывать), – причастия, т.к. глаголы переходные НСВ.

2. Краткая форма

В кратких причастиях, как и в полных, остаётся глагольный компонент значения, связанный с видом и временем. Фильм снят., Письмо написано., Картина повешена., Бельё выстирано (действие в прошлом, результат актуален в настоящем). Можно добавить: только что, например: Письмо написано только что. Можно без изменения смысла трансформировать в пассивную конструкцию: Фильм сняли., Письмо написали., Картину повесили.

В кратких прилагательных признак постоянен: Она воспитанна и образованна. То есть ей вообще свойственны эти признаки. Нельзя добавить: только что. Нельзя трансформировать в пассивную конструкцию.

§7. Причастный оборот

Причастный оборот – это причастие с зависимым словом или зависимыми словами.

Зависимое и определяемое слово – это разные слова. Определяемое слово – то слово, к которому относится причастие, от которого зависит его форма. Зависимое слово – это слово, которое распространяет причастие. Его форма зависит от формы причастия.

Туман, опустившийся на реку ночью, днём рассеялся.

Определяемое слово – туман. Причастие – опустившийся, форма зависит от формы определяемого слова: туман (какой?) опустившийся – ед.ч., м.р., И.п. Зависимые слова – на реку ночью, форма зависимых слов, если они изменяемые, зависит от причастия: опустившийся (на что?) на реку – В.п.

Причастный оборот – опустившийся на реку ночью.

В предложении причастный оборот выполняет роль обособленного или необособленного определения. С этим различием связано пунктуационное оформление причастных оборотов. Однако к морфологии это уже не относится. Для желающих познакомиться с темой подробно можно порекомендовать А20. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

Причастие

Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию. Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? (что делающий? что сделавший?)

Причастия делятся на действительные и страдательные.

Действительные причастия обозначают признак предмета по действию, совершаемому самим предметом. Например: бегающий ребенок, т.е. ребенок, который бегает сам.

Страдательные причастия обозначают признак предмета по действию, направленному другим предметом на этот предмет. Например: прочитанная учеником книга, т.е. книга, которую прочитал ученик .

  • изменяются по родам (растущий мальчик м.р., растущая девочка – ж.р., растущее дерево ср.р.) ; числам (летящий самолет ед.ч., летящие птицы – мн.ч.) и падежам (летящий самолёт И.п., летящего самолёта Р.п., летящему самолёту Д.п., летящий самолёт В.п., летящим самолётом – Т.п., о летящем самолёте П.п.).
  • страдательные причастия имеют полную и краткую форму: прочитанная книга (полная форма) книга прочитана (краткая форма). Краткие причастия не изменяются по падежам.

Признаки глагола у причастия:

  • причастия бывают возвратные и невозвратные. Например: опустивший (невозвратное) опустивший ся (возвратное).
  • причастия имеют форму настоящего и прошедшего времени: смеющийся ребенок что делающий? настоящее время; смеявшийся ребенок – что делавший? прошедшее время.

Запомните: формы будущего времени у причастия НЕТ.

Действительные причастия настоящего времени образуются от основы глагола настоящего времени + -ущ –, – ющ – (I спр.): бега ющ ий, ид ущ ий; + -ащ-, –ящ- (II спр.) : вод ящ ий, дыш ащ ий. Действительные причастия прошедшего времени образуются от основы глаголов прошедшего времени + -вш- , -ш- : лете вш ий, увяд ш ий .

Страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов -ем– , –ом – в I спр.: наклоня ем ый, вед ом ый ; -им – во II спр.: слыш им ый . Страдательные причастия прошедшего времени образуются с помощью суффиксов: – енн -, -ённ -, -нн -, -: увид енн ый, удивл ённ ый, сказа нн ый, оде т ый.

В предложении полное причастие является определением, причастие в краткой форме – именной частью составного сказуемого. Например: Пожелтевшие листья тихо падали на землю. Она была удивлена нестандартным ответом.

Морфологический разбор причастия

1.Часть речи (или особая форма глагола).

2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

3. Постоянные признаки:

б) возвратное или невозвратное;

4. Непостоянные признаки:

а) полная или краткая форма (у страдательных);

б) падеж (у причастий в полной форме);

г) род (в единственном числе).

5 Синтаксическая роль в предложении.

Образец: Восходящее солнце ярко освещало верхушки деревьев.

1. (Солнце) какое? восходящее – причастие.

2. Нач.ф.- восходящий

3. Постоянные признаки: действительное, невозвратное, в настоящем времени,несовершенного вида.

4. Непостоянные признаки: в полной форме, в И.п., в ед. ч., в ср. род.

5. (Солнце) какое? восходящее – согласованное определение.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Грамматические признаки причастия – правила определения и значение

Начальной формой причастия является форма именитель­ного падежа единственного числа мужского рода (Им.п., ед.ч., м.р.). Обозначая признак предмета по действию, причастие со­четает признаки глагола и прилагательного.

Причастия образуются от глагола и обладают некоторыми его постоянными признаками. Причастия бывают совершен­ного ( прочитавший, взволнованный ) и несовершенного вида ( читавший, волнуемый ). Вид причастия совпадает с видом глагола, от которого оно образовано ( взволнованный — от гла­гола совершенного вида взволновать , волнуемый — от глагола несовершенного вида волновать ).

Как и глагол , причастия имеют признак времени, но для причастия этот признак является постоянным. Причастия бы­вают прошедшего ( слушавший ) и настоящего времени ( слу­шающий ). Причастий будущего времени не бывает!

Причастия от возвратных глаголов имеют те же суффиксы, что и от невозвратных, но к окончанию добавляется -ся ( тянущийся ).

Как и прилагательное , причастие согласуется с существительным в роде, числе и падеже (это его непостоянные признаки): играющий ребёнок, играющей девочке, играющим детям . Некоторые причастия, подобно прилагательным, могут образовывать краткую форму: построенный — построен, рождённый — рождён .

Все причастия делятся на действительные и страдательные. Как образуются действительные причастия настоящего и прошедшего времени читайте в конспекте «Действительные причастия». Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего времени читайте в конспекте «Страдательные причастия».

Некоторые причастия отступают от общего правила их образования: расти — росший, идти — шедший, грести — гребу — грёбший, скрести — скребу — скрёбший .

Синтаксическая роль

В предложении причастия выполняют функцию:

  • определения (полная форма). Сорва нн ый девочкой цветок вскоре увял.
  • именной части составного сказуемого (полная и краткая форма). Цветок сорва н девочкой сегодня. (Почему здесь пишем одну Н — читайте в конспекте ТУТ).

Причастие может иметь при себе зависимые слова. Все вместе они образуют причастный оборот, который является единым членом предложения — определением . В человеке есть желания, заслуживающие уважения, и есть желания, не заслуживающие такового (М.Горький).

План морфологического разбора.

I. Часть речи, общее грамматическое значение; глагол. от которого образовано причастие это.

II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (Им.п., ед.ч., м.р.)
2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное; б) время; в) вид; г) возвратность.
3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страдательных причастий); б) падеж, в) число; г) род.

III. Синтаксическая роль.

ВНИМАНИЕ. Нужно различать!

Сравним: читальный зал — прилагательное, признак по назначению, и читающий человек — причастие, признак по действию; сме­лый — осмелевший, тёмный — темнеющий, хлопотливый — хлопочущий . Также причастия образуются при помощи свой­ственных только им суффиксов: –ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш- (-ш-), -ем-, -им-, -ом-, -т-, -енн– (последний встречается у прилагательных).

Алгоритм различения причастий,
прилагательных и наречий на -о / -е

◊◊◊ Иногда причастие рассматривают не как самостоятельную часть речи, а как особую форму гла­гола (на нашем сайте эта тема не рассматривается).

Вы смотрели конспект по русскому языку «Причастие как часть речи«. Продолжение темы «Причастие это» в следующих конспектах:

Что такое причастие в русском языке?

Причастие — это осо­бая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та по дей­ствию и соче­та­ет грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки гла­го­ла и прилагательного.

Причастие в русском языке

Чтобы понять, что такое при­ча­стие в рус­ском язы­ке, ука­жем, что оно обра­зу­ет­ся от гла­го­ла с помо­щью харак­тер­ных фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суффиксов:

  • гла­дить — глад ящ ий кош­ку;
  • отпра­вить — отпра­ви вш ий пись­мо;
  • коле­бать — колебл ем ый вет­ром;
  • ука­зать — ука­за нн ый ею.

Причастие — это осо­бая неспря­га­е­мая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обла­да­ет при­зна­ка­ми при­ла­га­тель­но­го. С одной сто­ро­ны, при­ча­стие обо­зна­ча­ет при­знак, как и при­ла­га­тель­ное, но, с дру­гой сто­ро­ны, это при­знак осо­бен­ный, кото­рый свя­зан с дей­стви­ем.

Имя при­ла­га­тель­ное обо­зна­ча­ет посто­ян­ный при­знак пред­ме­та без­от­но­си­тель­но ко вре­ме­ни (пла­ток какой? синий), а при­ча­стие — это гла­голь­ная фор­ма, выра­жа­ю­щая при­знак, свя­зан­ный с тече­ни­ем времени.

К при­ме­ру, в сло­во­со­че­та­нии «пла­ва­ю­щая утка» при­ча­стие «пла­ва­ю­щая» обо­зна­ча­ет при­знак. К нему мож­но задать вопрос прилагательного:

И в то же вре­мя этот при­знак свя­зан с дей­стви­ем в насто­я­щем времени:

Сравним с дру­гой фор­мой причастия:

Здесь речь идет о пти­це, кото­рая пла­ва­ла рань­ше, до момен­та речи об этом, то есть в про­шлом. Признак свя­зан с уже совер­шен­ным действием.

Подытожим наши наблю­де­ния опре­де­ле­ни­ем, что такое при­ча­стие в рус­ском языке.

Причастие сов­ме­ща­ет в себе при­зна­ки двух само­сто­я­тель­ных частей речи: гла­го­ла и прилагательного.

Признаки прилагательного у причастия

Как и при­ла­га­тель­ное, причастие

1. обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопросы:

  • отец, (какой?)ненавидящ ий ложь;
  • бабуш­ка, (какая?) любящ ая внуков;
  • зда­ние, (какое?) осве­щен­ное солнцем;
  • род­ствен­ни­ки, (какие?) при­е­хав­шие в гости;

2. изме­ня­ет­ся по паде­жам и чис­лам , то есть склоняется:

ПадежМужской родЖенский родСредний родМн. чис­ло
И. п.игра­ю­щийигра­ю­щаяигра­ю­щееигра­ю­щие
Р. п.игра­ю­ще­гоигра­ю­щейигра­ю­ще­гоигра­ю­щих
Д. п.игра­ю­ще­муигра­ю­щейигра­ю­ще­муигра­ю­щим
В. п.игра­ю­ще­гоигра­ю­щуюигра­ю­щееигра­ю­щих
Т. п.игра­ю­щимигра­ю­щейигра­ю­щимигра­ю­щи­ми
П. п.об игра­ю­щемоб игра­ю­щейоб игра­ю­щемоб игра­ю­щих

3. при­ча­стие изме­ня­ет­ся по родам:

  • вымыт ый стол
  • вымыт ая тарелк а
  • вымыт ое окн о

4. согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным в роде, чис­ле и падеже:

  • выгру­женн ый песок
  • мимо выгру­женн ого песк а
  • с выгру­женн ым песк ом

В пред­ло­же­нии при­ча­стие выпол­ня­ет син­так­си­че­скую роль определения.

В густой кроне дере­вьев на вет­ках сидят пою­щие скворцы.

Признаки глагола у причастия

Как и гла­гол, от кото­ро­го обра­зо­ва­но при­ча­стие, оно име­ет грам­ма­ти­че­ские категории:

  • несо­вер­шен­ный (что делать? петьпев­ший);
  • совер­шен­ный (что сде­лать? запеть — запев­ший).

2. дей­стви­тель­ный или стра­да­тель­ный залог

Причастие в фор­ме дей­стви­тель­но­го зало­га обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, кото­рое совер­ша­ет сам производитель:

  • чита­ю­щий книгу;
  • смот­рев­ший в окно вагона.

Причастие в фор­ме стра­да­тель­но­го зало­га обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, кото­рый испы­ты­ва­ет дей­ствие со сто­ро­ны, под­вер­га­ет­ся чьему-то воздействию:

  • вле­ко­мый ветром;
  • испе­чен­ный на мас­ле блин;
  • рас­тер­тый в порошок.

3. Причастие сохра­ня­ет переходность/непереходность про­из­во­дя­ще­го глагола:

  • несу­щий корзинку;
  • плы­ву­щий по реке.
  • бежать — бегу­щий по тропинке;
  • стро­ить ся — стро­я­щий ся у дороги.

5. у при­ча­стий раз­ли­ча­ют насто­я­щее и про­шед­шее время:

  • гово­рить — гово­ря­щий по телефону;
  • устать — устав­ший к кон­цу работы.

Действительные причастия

Действительное при­ча­стие обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, кото­рый сам про­из­во­дит дей­ствие или испы­ты­ва­ет опре­де­лен­ное состояние.

Действительные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ гла­го­лов насто­я­ще­го вре­ме­ни пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов с помо­щью суф­фик­сов -ущ-/-ющ- (I спр.), -ащ-/-ящ- (IIспр.):

  • ска­кать (I) — они скач ут — скач ущ ая лошадь;
  • пол­зать (I) — они пол­за ют — пол­за ющ ий жучок;
  • дышать ( II ) — они дыш ат — дыш ащ ий пол­ной грудью;
  • ста­рить­ся ( II ) — они стар ят ся — стар ящ ие лицо морщины.

Действительные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ неопре­де­лен­ной фор­мы пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов с помо­щью суф­фик­сов -вш- (после глас­но­го), -ш- (после соглас­но­го) и окон­ча­ний прилагательных:

  • сте­ли ть — сте­ли вш ий пол;
  • шур­ша ть — шур­ша вш ий камыш;
  • вез ти — вез ш ий тележ­ку.

Страдательные причастия

Страдательные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, над кото­рым совер­ша­ет­ся или уже про­из­ве­де­но дей­ствие извне. Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют­ся толь­ко от пере­ход­ных гла­го­лов. Эти фор­мы так­же обла­да­ют кате­го­ри­ей времени.

Страдательные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ насто­я­ще­го вре­ме­ни с помо­щью суф­фик­са -ем- (от гла­го­лов I спря­же­ния) или суф­фик­са -им- (от гла­го­лов II спряжения):

  • отте­нять (I) — мы отте­ня ем — отте­ня ем ый сумра­ком;
  • вво­зить ( II ) — мы ввоз им — ввоз им ый с юга.

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов совер­шен­но­го вида с помо­щью суф­фик­сов -нн-, -енн-, -:

  • собра ть — собра нн ый уро­жай;
  • обна­ру­жи ть — обна­руж енн ый враг;
  • запе­ре ть — запер т ый дом.

Страдательный при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни име­ют пол­ную и крат­кую форму:

  • посе­ян­ный — посеян;
  • раз­ре­шен­ный — разрешен.

Краткие фор­мы при­ча­стий, как и при­ла­га­тель­ных, не скло­ня­ют­ся, а толь­ко изме­ня­ют­ся по родам и числам:

  • он увле­чён
  • девуш­ка увле­чен а
  • дитя увле­чен о
  • все увле­чен ы .

Причастия могут поте­рять при­знак дей­ствия и пере­хо­дить в име­на при­ла­га­тель­ные. Наиболее часто пере­хо­дят в при­ла­га­тель­ные стра­да­тель­ные при­ча­стия. Некоторые из них совсем утра­ти­ли связь с глаголом:

  • натя­ну­тые отношения;
  • рас­те­рян­ный вид;
  • при­под­ня­тое настроение;
  • сдер­жан­ный характер.

Морфологический разбор причастия

Начальная фор­ма при­ча­стия — это пол­ная фор­ма име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода.

I. Особая фор­ма гла­го­ла — причастие

1. началь­ная форма

II . Постоянные при­зна­ки:

а) дей­стви­тель­ное или страдательное

III . Непостоянные при­зна­ки:

а) пол­ная или крат­кая форма;

б) падеж (в пол­ной форме);

г) род (в един­ствен­ном числе).

IV . Синтаксическая роль

Примеры

Ольга толк­ну­ла створ­ки рас­сох­ших­ся ставен.

Рассохшихся — это осо­бая гла­голь­ная фор­ма причастие

  • н. ф. рас­сох­ший­ся
  • дей­стви­тель­ное
  • про­шед­шее время
  • совер­шен­ный вид
  • воз­врат­ное
  • пол­ная форма
  • роди­тель­ный падеж
  • мно­же­ствен­ное число.

Синтаксическая роль — определение.

Село рас­по­ло­же­но на высо­ком бере­гу реки.

Расположено — это осо­бая гла­голь­ная фор­ма причастие

  • н. ф. рас­по­ло­жен­ный
  • стра­да­тель­ное
  • про­шед­шее время
  • совер­шен­ный вид
  • невоз­врат­ное
  • крат­кая форма
  • един­ствен­ное число
  • сред­ний род

Синтаксическая роль — сказуемое.

Видеоурок

Причастие как часть речи

В различных учебниках дают отличающиеся определения причастию. По одной методике это особая форма глагола, так как дает ответы на похожие вопросы. В других источниках – это самостоятельная часть речи. Для того, чтобы разобраться, посмотрим на причастия, образованные от глаголов.

  • Изучать – изучающий , изучавший , изучивший.
  • Проходить – проходящий , проходивший , прошедший.

Много общего выявляется с прилагательным, так как оно тоже обозначает признак предмета, в начальной форме дает ответ на вопрос «какой?» и может склоняться. Рассмотрим варианты склонения по роду и числу.

  • Мужской род, ед. число — Интересующий , знающий , восходящий , исполняемый .
  • Женский род, ед. число — Интересующая , знающая , восходящая , исполняемая .
  • Средний род, ед. число — Интересующее , знающее , восходящее , исполняемое .
  • Множественное число — Интересующие , знающие , восходящие , исполняемые .

Определение причастия с примерами

Учитывая вышесказанное, сформулируем общее трактование понятия.

Причастие – это самостоятельная часть речи, объединяющая в себе свойства прилагательного и глагола и обозначающая признак предмета по действию.

Для лучшего понимания темы рассмотрим несколько примеров. Возьмем глагол в настоящем времени и преобразуем его. Сделать это можно с использованием суффиксов -ущ- ( -ющ- ), -ащ- ( — ящ- ), -ем- (реже -ом- ), -им- .

Примеры причастий

  • Щекочет – щекоч ущ ий , щекочущая , щекочущее , щекочущие .
  • Колется – кол ющ ий , колющая , колющее , колющие .
  • Учит – уч ащ ийся , учащаяся , учащееся , учащиеся .
  • Смотрит – смотр ящ ий , смотрящая , смотрящее , смотрящие .
  • Проверяет – проверя ем ый , проверяемая , проверяемое , проверяемые .
  • Весит – вес ом ый , весомая , весомое , весомые .
  • Мнит –мн им ый , мнимая , мнимое , мнимые.

С помощью других суффиксов можно узнать, о прошедшем времени: -вш- , -ш- , -енн- , ( -нн- ), -т- .

  • Молчал – молча вш ий , молчавшая , молчавшее , молчавшие .
  • Замёрз – замерз ш ий , замерзшая , замерзшее , замерзшие .
  • Увидел – увид енн ый ,увиденная, увиденное , увиденные .
  • Прочитал – прочит анн ый , прочитанная , прочитанное , прочитанные .
  • Сжал – сж ат ый , сжатая , сжатое , сжатые .

Вид причастия определяет, какой суффикс будет использоваться. Эти примеры показывают, как они составляются из глагола, но показывают признак предмета, как прилагательное.

Синтаксическая роль находится в зависимости от того, в какой форме слово применяется в предложении. Полная форма или причастный оборот, состоящий из нескольких слов, выступают определением. Примеры:

  • Пролившаяся из стакана вода стекала со стола.
  • Прочитанный роман лежал на полке .
  • Отремонтированные в прошлом году стены выглядели новыми .
  • Приготовленное на огне мясо манило гостей своим ароматом .
  • Собака , поедающая корм из миски, рычала , когда к ней подходили .

Причастие бывает обозначено в предложении, как сказуемое. Чаще всего это краткие формы причастий, находящиеся в составе сказуемого. Примеры:

  • Цветы были выращены на подоконнике .
  • Задания были выполнены в черновике .
  • Откройте ставни, и комната будет озарена светом .
  • Яблоки снаружи казались поспевшими , но внутри были зелеными .

Признаки прилагательного у причастия

В русском языке эти части речи обладают сходствами.

  1. Род, число и падеж определяется по существительному. Например, текущая вода, текущий сок, текущее молоко, текущие ручьи .
  2. Возможность склонения . А именно, изменять по родам, падежам и числам. Например, дышащий, дышащего, дышащим .
  3. Краткая форма . К основе добавляется окончание, зависящее от рода. Причастия мужского рода будут без окончания ( раздет, сломан ), в женском – а ( раздет а , сломан а ), в среднем – о ( раздет о , сломан о ).
  4. Синтаксическая роль . В предложении они могут быть обозначены как определения или входить в состав сказуемого. Краткая форма будет сказуемым. ( Ручка забыта на столе ). Полная форма будет определением. ( На столе лежит забытая ручка ). Оно может быть обозначено, как подлежащее. ( Смотрящий следил за нами внимательно ).
Как отличить причастие от прилагательного

Из-за похожих вопросов, задаваемых к рассматриваемым частям речи, часто возникает путаница.

Отличие в том, что прилагательное образовалось от существительного, а причастие – от глагола.

В словосочетании «резвые дети» основой прилагательного является существительное «резвость» . А если сказать «резвящиеся дети» , то кроме вопроса «какие?» имеет смысл спросить «что делающие?». Основой здесь будет глагол «резвиться» .

Как отличить причастие от отглагольного прилагательного

В русском языке есть также определение отглагольного прилагательного. Его можно назвать прилагательным с основой глагола. Оно образовано от причастия, утратившего глагольное управление. Для определения нужно помнить о суффиксах с привязкой ко времени. В некоторых случаях придется посмотреть на контекст предложения. Это могут быть очень похожие слова, но в случае причастия будет суффикс -енн- ( -нн- ), а в отглагольном прилагательном – суффикс -ен- . Пример:

  • Краш енн ые краской стены – это стены, которые покрасили краской, значит это причастие.
  • Краш ен ые стены – нет контекста, указывающего на связь с глаголом, значит это отглагольное прилагательное.

Только в предложениях и словосочетаниях можно отследить этот контекст.

  • В чашке лежали рез анн ые ножом овощи. Рез ан ые овощи положили в тарелку.
  • Морож енн ое в холодильной камере мясо долго сохраняет свои свойства. Морож ен ое мясо стоит дешевле, чем охлажденное.
  • На вешалке висело нош енн ое вчера платье. Девушка не хотела надевать нош ен ое платье.
  • Краш енн ые краской волосы уже потеряли свой блеск. Краш ен ые волосы отличаются от натуральных.

Признаки глагола у причастия

Рассмотрим схожесть со свойствами глагола.

  1. Связь с действием .
  • Догорающая свеча – свеча, которая догорает.
  • Идущий сверху – тот, который идет сверху.
  1. Возвратность и невозвратность.

Возвратность показывает направленность действия на что-либо или кого-либо, а слово будет оканчиваться на -ся. Остальные будут невозвратными.

  • В аэропорту мы встретили улыбающихся нам гидов.
  • Заступающиеся за дочь родители пожаловались на обидчика.
  • Человек, излечившийся от болезни, по другому смотрит на мир.
  1. Совершенный и несовершенный вид причастий

На вопросы «что сделавший?» отвечают причастия совершенного вида.

  • Позвонивший нам агент навязчиво предлагал свои услуги.
  • Ушедший поезд нельзя было остановить.

Причастия несовершенного вида отвечают на вопрос «что делающий?» , «что делавший?» .

  • Звонящий человек нам не представился.
  • Никто не слышал звонивший в то время телефон.
  • Мы долго смотрели на уходящий поезд.
  1. Настоящее и прошедшее время

Для определения времени нужно узнать, деятельность выполняется сейчас или уже выполнена в прошлом.

  • Настоящее время причастий: изучающий, смотрящий.
  • Прошедшее время: изучавший, изученный, смотревший.
  1. Категория действительного и страдательного залога .

Эти виды причастий рассмотрим подробнее следующим шагом.

Действительные причастия

Если кто-то или что-то производит действие, то относящееся к нему причастие будет действительным. Например, ребенок, слома вш ий игрушку или ребенок, лома ющ ий игрушку . Действительный залог легко определить по суффиксу. В настоящем времени — ущ — ( — ющ — ), — ащ — ( — ящ — ), в прошедшем времени — вш — , -ш- . Примеры: вед ущ ий , чару ющ ий , стро ящ ий , чита вш ий .

Страдательные причастия

Страдательный залог отличается от предыдущего тем, что действие производится над предметом. Например, слома нн ая игрушка . Страдательные причастия также можно определить по суффиксу. В настоящем времени — ем — , — ом — , — им — , в прошедшем времени — енн — , — нн — , -т- . В краткой форме страдательные причастия дают ответ на вопросы «каков?» , «какова?» , «каковы?» .

Примеры : ведомый, очарованный, построенный, читаемый .

Краткая форма : ведом, очарователен, построен, читаем .

Как отличить страдательные причастия от глагола

Иногда можно допустить ошибку, приняв причастие за глагол. Это бывает в тех случаях, когда страдательный залог находится в составной части именного сказуемого. Для того, чтобы определить часть речи, необходимо задавать вопрос отдельно к каждому слову в предложении.

Эти здания были построены (каковы?) в прошлом веке.
Автомобиль едва видим (каков?) в тумане.

Морфологический разбор причастия

Для осуществления морфологического разбора составим план, основанный на рассмотренных ранее особенностях.

Определяем общие признаки, как части речи

  • Часть речи, от которой образовалось причастие.
  • На какой вопрос отвечает?
  • Начальная форма (преобразовать слово в мужской род, единственное число).

Определяем морфологичекие признаки

  • Постоянные (залог, вид, время, возвратность).
  • Непостоянные (полная или краткая форма, падеж для полной формы, число, род для единственного числа.

Определяем синтаксическую роль

  • Роль причастия как члена предложения

Примеры морфологического разбора

Рассмотрим два предложения и сделаем морфологический разбор.

Все поле было усыпано яркими цветами мака.

  1. Усыпано – причастие, образованное от глагола «усыпать» , отвечающее на вопрос «каково?». Начальная форма усыпанный .
  2. Признаки.
    • Страдательный залог, совершенный вид, прошедшее время, невозвратное.
    • Краткая форма, единственное число, средний род.
  1. Синтаксическая роль
    • Сказуемое.

Улетевшего попугая уже невозможно было поймать.

  1. Улетевшего – причастие, образованное от глагола «улететь» , отвечающее на вопрос «какого?». Начальная форма улетевший .
  2. Признаки.
    • Действительный залог, совершенный вид, прошедшее время, невозвратное.
    • Полная форма, винительный падеж, единственное число, мужской род.
  1. Синтаксическая роль
    • Определение.

Задание. Найдите причастия в следующих предложениях

  1. Наступившая осень принесла с собой холод и дожди.
  2. В это время городской автобус был переполнен людьми.
  3. Взволнованная молодая мама пыталась успокоить плачущего ребенка.
  4. Огромный стол, покрытый белоснежной скатертью, занимал почти всю комнату.
  5. Птицы, собирающиеся в стаи, готовятся к отлету в дальние края.

Тест на усвоение материала

Для того, чтобы проверить, как вы разобрались в теме, ответьте ещё на несколько вопросов.

Причастие, его грамматические признаки. Образование причастных форм

Причастие – это особая форма глагола, обозначающая признак предмета по действию и обладающая грамматическими признаками глагола и прилагательного, например: На поляне виднелись краснеющие в траве ягоды земляники.

Причастие имеет следующие глагольные признаки: 1) вид (смотревший – посмотревший); 2) настоящее или прошедшее время (смотрящий- смотревший); 3) действительный или страдательный залог (просмотревший – просмотренный); 4) переходность – непереходность (смотревший спектакль, плывущий по реке); 5) возвратность – невозвратность (умывающий – умывающийся).

Подобно прилагательным, причастия склоняются и согласуются с существительными в роде, числе и падеже, например: плывущий плот – плывущего плота, плывущему плоту и т.д. Как и качественные прилагательные, причастия имеют полную и краткую форму, например: дома, построенные в срок – дома построены в срок. Полные причастия чаще всего являются согласованными определениями, краткие – входят в состав сказуемого, ср.: Прочитанные учащимися книги были сданы в библиотеку. – Все книги были прочитаны.

Все причастия в зависимости от залога делятся на два типа: действительныеи страдательные.

Действительные причастия обозначают признак предмета, который самостоятельно производит действие, например: ребёнок, слушающий сказку (сам слушает); ребёнок, слушавший сказку (сам слушал).

Страдательные причастия обозначают признак предмета, который подвергается действию со стороны другого предмета, например: книга, читаемая учеником (которую читает ученик); книга, читанная учеником (которую читал ученик). Страдательные причастия могут иметь две формы: полную и краткую, ср.: построенные (полное причастие) дома – дома построены (краткое причастие). Краткие причастия изменяются по числам, а в единственном – и по родам. Следует помнить, что краткие причастия не склоняются.

В предложении краткие причастия выступают в роли именной части составного именного сказуемого и согласуются с подлежащим в числе и роде, например: Урок окончен. Работа завершена. Письма посланы.

Образование причастий

От переходных глаголов образуются действительные и страдательные причастия, от непереходных глаголов – только действительные причастия.

Действительные причастия настоящего времени образованы от основ глаголов настоящего времени несовершенного вида, переходных и непереходных, при помощи суффиксов –ущ, -ющ (если глагол І спряжения) и -ащ, -ящ (если глагол ІІ спряжения), например: пишут – пишущий, смотрят – смотрящий. Действительные причастия настоящего времени, образованные от возвратных глаголов, сохраняют постфикс –ся: борются – борющийся, строятся – строящийся.

Действительные причастия прошедшего времени образуются от основ инфинитива глаголов несовершенного и совершенного видов, как переходных, так и непереходных, при помощи суффиксов –вш, -ш, например: читать – читавший, везти – везший.

Действительные причастия прошедшего времени, образованные от возвратных глаголов, сохраняют постфикс –ся: умыться – умывшийся.

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени переходных глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов –ем, -ом (если глагол І спряжения) и –им(если глагол ІІ спряжения), например: решают – решаемый, слышат – слышимый. Некоторые переходные глаголы несовершенного вида страдательных причастий настоящего времени не образуют, например: ждать, колоть, мять, брать, тереть.

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основ инфинитива переходных глаголов при помощи суффиксов –енн, -нн, -т, например: посеять – посеянный, увидеть – увиденный, мыть – мытый.

Обычно страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного вида, например: бросил (глагол совершенного вида) – брошенный; бросал (глагол несовершенного вида) – страдательного причастия прошедшего времени образовать нельзя.

№18

Деепричастие, его грамматические признаки. Образование деепричастных форм.

Деепричастие – это особая неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие и относится к сказуемому. Деепричастие обладает грамматическими свойствами глагола и наречия.

Деепричастие имеет следующие глагольные признаки: 1) вид (читая, прочитав); 2) возвратность-невозвратность (читая, смеясь; 3) переходность-непереходность (написав (что?) письмо, отправляясь в город).

Деепричастия, как и другие глагольные формы, могут иметь при себе зависимые слова, например: читая книгу (ср. читать книгу, читал книгу, читаю книгу), погуляв в саду (погулять в саду, погулял в саду, погуляю в саду). Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот.

Как и наречие, деепричастие не изменяется, сочетается с глаголами, в предложении является обстоятельством.

Образование деепричастий

Деепричастия несовершенного вида образуются от основ настоящего времени глаголов несовершенного вида при помощи суффиксов –а (-я), например: начинают – начиная, кричат – крича и т.д. Деепричастия от глаголов, у которых в основе настоящего времени суффикс -ва- выпадает, образуются с этим суффиксом, например: издавать – издают – издавая, сознавать – сознают – сознавая, отставать – отстают – отставая. От ряда глаголов несовершенного вида деепричастия не образуются:

· от глаголов на –чьв инфинитиве (печь, беречь, стеречь и др.);

· от глаголов с суффиксом –ну– (киснуть, вянуть, пахнуть и др.);

· от части глаголов первого спряжения, образующих основу инфинитива при помощи суффикса -, а основу настоящего (или будущего простого) времени без этого суффикса (вязать – вяжут, пахать – пашут, плясать – пляшут и др.)

Деепричастия совершенного вида образуются от основ инфинитива глаголов совершенного вида с помощью суффиксов –в, -вши, -ши, например: принять – приняв, засмеяться – засмеявшись, привезти – привезши. Некоторые глаголы образуют деепричастные формы совершенного вида при помощи суффикса –а (-я), например: пройти – пройдя, прочесть – прочтя.

3.5.1. Понятие о наречии. Морфологические признаки наречий. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий

1. Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий, признаки признаков и отвечает на вопросы как? куда? когда? где? почему? зачем? в какой степени?

Основные признаки наречий

Примечание. В ряде пособий, наряду с наречиями, выделяются слова состояния. По форме они похожи на наречия, отвечают на подобные вопросы. Но, в отличие от наречий, в предложении они не зависят от других слов и всегда являются сказуемыми в безличном предложении (ср.: На душе весело ; Ночью светло ). В данном пособии слова состояния включаются в разряд наречий.

2. Разряды наречий по значению:

Значения наречийВопросыПримеры
1образа действиякак? каким образом?Весело, громко, дружно, дружески, шёпотом, вдвоём.
2меры и степенив какой степени? насколько?Очень, немного, чересчур, совершенно, совсем, вдвое.
3местагде? куда? откуда?Далеко, слева, сверху, вдаль, назад.
4временикогда? с каких пор? до каких пор? как долго?Давно, всегда, весной, ночью, допоздна, уже, сперва.
5причиныпочему? отчего?Сгоряча, сослепу, поневоле.
6целизачем? для чего?Нарочно, назло, на смех.

3. Степени сравнения могут иметь наречия на -о ( -е ), образованные от качественных прилагательных:

Ср.: весёлый → весел о ; громкий→ громк о ; быстрый → быстр о .

а) сравнительная степень может быть:

простая (образуется с помощью суффиксов -ее ( -ей ), -е, -ше );

Весело – весел ее , весел ей , громко – громч е , далеко – дальш е .

сложная (образуется с помощью частиц более и менее );

Более весело, менее громко.

б) превосходная степень обычно бывает сложной и состоит из двух слов – формы сравнительной степени наречия и слова всех .

Веселее всех , громче всех .

Ср.: Море спокойно (прилагательное) – Он спокойно ушёл (наречие); На море спокойно (наречие).

Для того чтобы разграничить эти формы, следует помнить, что краткие прилагательные обычно бывают сказуемым в двусоставном предложении; наречия – обстоятельством или сказуемым в безличном односоставном предложении.

2) Простая сравнительная степень прилагательных совпадает с простой сравнительной степенью наречий. Для того чтобы разграничить эти формы, следует заменить простую форму сравнительной степени на сложную форму (они у прилагательных и наречий не совпадают) или заменить сравнительную степень положительной.

4. Морфологический разбор наречий:

План разбора наречия

IЧасть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
IIНачальная форма (неизменяемое слово; форма положительной степени – для качественных наречий). Морфологические признаки:
AПостоянные морфологические признаки:
1неизменяемость;
2разряд по значению;
3для качественных наречий – отметить, если употреблено в сравнительной или превосходной степени.
IIIРоль в предложении (каким членом предложения является наречие в данном предложении).

Образцы разбора наречий

Трофимов шагнул вперёд и застыл навытяжку (Кетлинская).

  1. Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (шагнул) куда?
  2. Н. ф. – вперёд. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие места.
  3. В предложении – обстоятельство места.
  1. Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (застыл) как?
  2. Н. ф. – навытяжку. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие образа действия.
  3. В предложении – обстоятельство образа действия.

Стало совсем темно (Чаковский).

  1. Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (стало) как?
  2. Н. ф. – темно. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие образа действия.
  3. В предложении – именная часть сказуемого в безличном односоставном предложении.
  1. Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (темно) в какой степени? насколько?
  2. Н. ф. – совсем. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие меры и степени.
  3. В предложении – обстоятельство меры и степени.

Солнце ласковее греет в затишье гумен и дворов (Бунин).

  1. Наречие; обозначает признак действия и признак признака, отвечает на вопрос (греет) как?
  2. Н. ф. – ласково. Морфологические признаки: неизменяемое слово; разряд – наречие образа действия; употреблено в простой сравнительной степени.
  3. В предложении – обстоятельство меры и степени.
Упражнение к теме «3.5.1. Понятие о наречии. Морфологические признаки наречий. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий»

Рекомендуем также купить справочник для начальной школы “Русский язык. Грамматический разбор”.

В книге в краткой и доступной форме изложен необходимый справочный материал по всем видам разбора на уроках русского языка за курс начальной школы, представлено много схем и образцов грамматического разбора.

Ссылка на основную публикацию