Глаголы прошедшего времени – правописание, формы и примеры

Правописание глаголов в прошедшем времени

Урок 74. Русский язык 4 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Правописание глаголов в прошедшем времени”

Здравствуйте, друзья мои! Сегодня мы с вами рассмотрим тему «Правописание глаголов в прошедшем времени».

Здравствуй, Вирус! Ты спрашиваешь, почему глаголы в форме прошедшего времени мы рассматриваем отдельно от глаголов настоящего и будущего времени?

Помните ли вы, друзья мои, что при спряжении глаголов настоящего и будущего времени в зависимости от лица и числа меняются их личные окончания? Это мы сейчас ещё раз увидим, выполнив спряжение глаголов «собрать» и «звонить».

Глагол «собрать» мы будем спрягать в форме будущего времени, так как он отвечает на вопрос что сделать? и не имеет формы настоящего времени.

Глагол «звонить» проспрягаем в форме настоящего времени, ведь он отвечает на вопрос «что делать?» и в будущем времени имеет сложную форму. А нам сейчас это не нужно.

Итак, спрягаем глаголы.

А теперь давайте эти же глаголы поставим в форму прошедшего времени.

Вы обратили внимание на то, что глаголы прошедшего времени по лицам не изменяются? Совершенно одинаково пишутся они с местоимениями «я», «ты», «он» – «собрал», «звонил».

И во множественном числе написание глаголов также не зависит от лица. «Мы», «вы», «они» – «собрали», «звонили».

Чем же ещё отличаются глаголы прошедшего времени от тех, которые стоят в форме настоящего и будущего времени?

Как мы уже отметили, по лицам они не изменяются. Зато в единственном числе третьего лица изменяются по родам.

Вспомните! В настоящем и будущем времени мы говорим: «Он соберёт, звонит. Она соберёт, звонит. Оно соберёт, звонит». Независимо от рода местоимений глаголы одинаковы.

А вот в прошедшем времени мы говорим так: «Он собрал, звонил. Она собрала́, звонила. Оно собрало, звонило». При этом у глаголов, стоящих в форме мужского рода, нулевое окончание, у глаголов в форме женского рода – окончание , а в форме среднего рода – окончание .

А теперь, друзья мои, ещё раз внимательно посмотрите на все эти глаголы, стоящие в прошедшем времени. Что общего есть у них всех? Кто догадался? Это суффикс -л-. Суффикс -л- является показателем прошедшего времени глаголов. Этот суффикс служит не для образования новых слов, а для образования формы прошедшего времени. Поэтому в основу слов он не входит.

Я хочу дать вам маленькую подсказку: «Если вас попросят в любом тексте найти глаголы прошедшего времени, знайте, что чаще всего это будут глаголы с суффиксом -л-».

Возьмём, например, отрывок из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева «Внучка».

Бабушка, ты тоже

Маленькой была?

И любила бегать,

И цветы рвала?

И играла в куклы

Ты, бабуся, да?

Цвет волос какой был

У тебя тогда?

Вирус, и вы, друзья мои, отыщите в нём глаголы прошедшего времени!

Ну что же, молодец, Вирус! Это глаголы «была», «любила», «рвала», «играла», «был». У каждого из них есть суффикс -л-.

Кстати, вы обратили внимание на то, что у некоторых глаголов прошедшего времени в женском роде ударение перебегает на последний слог, окончание? Был – была, рвал – рвала.

А теперь посмотрите! Что в глаголах прошедшего времени стоит перед суффиксом -л-? Чаще всего это буква, которая обозначает гласный звук.

Например, в глаголе «была» это буква «ы». «Любила» – буква «и». «Рвала» и «играла» – буква «а». Но это не просто буквы. У большинства глаголов это суффиксы, которые подсказывают нам, к какому спряжению относится глагол. Если в глаголе слог с этой буквой ударный, то нам легко написать его перед «л». Но что делать, если этот суффикс безударный? Например, какую букву писать перед суффиксом -л- в глаголах «лаял» или «таял»?

Нет, Вирус, ни суффикс -и-, ни суффикс -е- в этих словах не пишется. Сейчас я открою вам один маленький секрет.

Для того, чтобы определить, какую букву писать перед суффиксом -л-, надо:

· поставить нужный нам глагол в неопределённую форму;

· отбросить суффикс -ть;

· а на его место поставить суффикс -л-.

Та буква, которая стояла перед суффиксом -ть, будет стоять и перед суффиксом -л-.

Например: листать – листал, гореть – горела, светить – светило, тянуть – тянули.

У глаголов «таял» и «лаял» неопределённая форма «таять» и «лаять». Значит в прошедшем времени пишем «таял» и «лаял» с суффиксами -я- перед -л-. А если вы не знаете, какая буква пишется перед суффиксом -ть в неопределённой форме, это всегда можно уточнить в орфографическом словаре. Ведь в словарях глаголы даны именно в неопределённой форме.

Итак, ещё раз хочу повторить, что показателем прошедшего времени глагола является суффикс -л-.

Однако надо быть очень внимательными и каждый раз задавать себе вопрос: «Это действие уже происходило или произошло?»

Потому что у некоторых глаголов первого лица единственного числа настоящего и простого будущего времени тоже может появиться буква «л».

Например, «любить – я люблю», «ловить – я ловлю», «поспать – я посплю» . Как видите, эти глаголы обозначают действия, которые совершаются сейчас или совершатся через некоторое время. Буква «л» здесь входит в состав основы и суффиксом не является.

А ещё в подобных словах перед буквой «л» стоят буквы, обозначающие не гласные, а согласные звуки – «б», «в», «п» и некоторые другие. Это и отличает подобные глаголы от глаголов прошедшего времени.

Но вернёмся к глаголам прошедшего времени. Сейчас я предлагаю вам пару строчек из поэмы Николая Алексеевича Некрасова:

. Он бодро шёл, жевал калач,

В подарок нёс жене кумач.

Найдите и в этих строчках глаголы прошедшего времени. Будьте очень внимательны! Вирус, и ты приступай к работе.

Ох, Вирус, Вирус! Я же просил быть очень внимательным. Здесь не два, а три глагола прошедшего времени – «шёл», «жевал» и «нёс».

Вы знаете, друзья мои, есть несколько глаголов прошедшего времени, у которых отсутствует суффикс -л- в форме мужского рода единственного числа. Это те глаголы, которые в неопределённой форме оканчиваются на -ти или -чь.

Однако стоит поменять род или число этих глаголов прошедшего времени, как тут же появляется суффикс -л-.

Ну что же, пришло время подвести итоги нашего урока. Что же вам надо запомнить, друзья мои?

Большинство глаголов прошедшего времени имеет суффикс -л-.

Этот суффикс не входит в основу глаголов.

Глаголы прошедшего времени в единственном числе изменяются по родам.

У глаголов мужского рода нулевое окончание, у глаголов женского рода – окончание

, у глаголов среднего рода – окончание .

Глаголы, которые в неопределённой форме оканчиваются на -чь, -ти, в прошедшем времени мужском роде единственном числе не имеют суффикса , но имеют его в женском и среднем родах и во множественном числе.

У глаголов в прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и перед -ть в начальной форме.

Я надеюсь, теперь вы сможете без труда найти глаголы прошедшего времени и грамотно их писать. Я же прощаюсь с вами, друзья мои. До новых встреч!

Глаголы прошедшего времени – правописание, формы и примеры

Сформулируем правило, которым будем пользоваться при выполнении задания 6 и особенно в речи, для этого обратимся к пособию по практической стилистике Д. Э. Розенталя, где так характеризуется употребление этих глагольных форм в современном русском языке:

«Как правило, суффикс -ну выпадает в приставочных глаголах (погас, промок, высох) и, независимо от приставочного или бесприставочного образования, в формах женского и среднего рода и множественном числе (гасла, гасло, гасли). В мужском роде наблюдаются колебания, но за последние полтора столетия наблюдается тенденция к постепенной утрате названного суффикса и в этой форме».

Примечание: формы мужского рода бесприставочных глаголов в заданиях ЕГЭ не встречаются, так как для них возможны два написания.

6.8.2. Чередование о и а в корнях глаголов несовершенного вида

Приведём примеры задания 6 (примеры из письменных работ учащихся)

не буду ОСПОРИВАТЬ позицию автора (или ОСПАРИВАТЬ?)

ОТТАЧИВАТЬ умение (или ОТТОЧИВАТЬ?)

ОБЕЗБАЛИВАЮЩЕЕ лекарство (или ОБЕЗБОЛИВАЮЩЕЕ?)

Если вы ответили, что верно «оспаривать, оттачивать и обезболивающее», то задание решено правильно. Если допущены ошибки, предлагаем теоретический материал и слова для запоминания в нём.

При образовании видовой пары (пары совершенного или несовершенного вида) у некоторых глаголов в современном русском языке наблюдается чередование о — а в корне , например:

перестрОить (сов. вид) — перестрАивать (несов. вид), о/а;

опозОрить(сов. вид) — опозОривать (несов. вид), нет чередования;

подточИть (сов. вид) — подтАчивать (несов. вид), о/а.

Существуют ли правила, регулирующие, когда о должно (или не должно) меняться на а? Действующим правилом, регулирующим, будет ли меняться а на о, является следующее:

1. Если в глаголе совершенного вида ударение падает не на корневой гласный о, то в парном глаголе несовершенного вида вместо о появляется а. Это правило в настоящее время в литературном языке не знает исключений. Например: в глаголе совершенного вида «отстоЯть» ударение падает не на корень, а на суффикс, следовательно, в глаголе несовершенного вида буква о корня сменится на а и образуется форма «отстАивать», корни соответственно «стой» и «стай». Аналогично: вЫсмотреть — высмАтривать, корни «смотр» и «сматр»; затормозИть — затормАживать, корни «тормоз» и «тормаж».

Обратите внимание: в задании 8 на написание корней было указано, что нельзя проверять слова путём подбора глагола несовершенного вида, так как при этом буква корня меняется с о на а. Отметим также, что это чередование не имеет отношения к тому списку корней с чередованием, который проверяется в задании 8.

2. Если же корневой гласный в глаголе совершенного вида находится под ударением, чередования в несовершенном виде происходить не должно, например: обезбОлить — обезбОливать, уполномОчить — уполномОчивать.

Обратите внимание на формулировку правила 2: в нём сказано — «происходить не должно», но тенденция к замене -о- на -а- в глаголах несов. вида оказалась такой сильной, что охватила почти всю эту группу глаголов. В ряде случаев глаголы, у которых еще в начале ХХ в. зарегистрированы формы с -о-, теперь употребляются только с -а-, а прежний вариант воспринимается как искусственный и устарелый: если, к примеру, в начале прошлого века формы «освОивать» и «дотрОгиваться» были нормальными, то сейчас мы говорим только «освАивать», «дотрАгиваться». Поэтому обозначим третье правило:

3. Под влиянием тенденции к замене о на а ряд слов пишется с буквой а, хоть корень и находится под ударением , например: облагорОдить — облагорАживать (сравните корни!); заморОзить — заморАживать(сравните корни!). Эти слова — исключения из правила 2, их достаточно много.

4. К этому пункту правила типу глаголы (их более 20), которые еще в начале ХХ в. писались только с -о-, теперь колеблются в употреблении. В этих парах вариантов сохраняется/наблюдается/отмечается стилистическое размежевание . Это значит, что у слов отмечается либо разговорный оттенок, либо книжный, либо слово считается устаревающим, и здесь нет единой информации: сколько словарей, столько и мнений. Вам скорее всего известно, что существуют пары от «обуслОвить(ся)» — обуслОвливать(ся) и обуслАвливать(ся), от «сосредотОчить(ся)» — сосредотОчиваться(ся) и сосредотАчивать(ся). При этом в одних словарях эти формы равнозначны, а в других указывается, что современная норма допускает только одну форму. Не стоит излишне волноваться по поводу таких слов: на экзамене их быть не должно.

Предлагаем учащимся и учителям таблицу, объединяющую слова-примеры на четыре пункта правил с пометками о стилевом ограничении, где это представляется важным и возможным. Ещё раз обращаем внимание на то, что материал «Справки» имеет практическую направленность, данный материал важен не столько для выполнения задания 6, сколько для корректировки письменной и устной речи учащихся.

12. Правописание глаголов

§48. Личные окончания глаголов

Различается написание личных окончаний глаголов в настоящем или будущем простом времени:

а) в I спряжении: шь, -ет, -ем, -ете-, -ут или -ют;

б) во II спряжении: шь, -ит, -им, -ите, -aт или -ят.

У глаголов с безударным окончанием спряжение определяется так:

ко II спряжению от) носятся глаголы на ть в инфинитиве, кроме глаголов брить, зиждиться, зыбиться (бреешьбреют, зиждется – зиждутся, зыблется), и следующие 11 глаголов: вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть, гнать, держать, дышать, слышать,а также производные от них. Глагол брезжить имеет разноспрягаемые формы брезжит брезжут. Остальные глаголы относятся к I спряжению (ср.: молоть– мелешь – мелют, сеять – сеешь – сеют).

При определении спряжения надо правильно соотносить интересующую форму с инфинитивом (прогонит от прогнать, прогоняет от прогонять).

Примечание 1. Глагол стелить употребляется только в неопределенной форме и прошедшем времени, личные глагольные формы образуются от глагола I спряжения стлать(стелешьстелют).

Примечание 2. Глаголы выздороветь, опостылеть, опротиветь и некоторые другие этого типа спрягаются в литературном языке по I спряжению: выздоровеешь выздоровеют, опостылеешь опостылеют, опротиветь опротивеют.

Примечание 3. Переходные глаголы с приставкой обез (обес-) спрягаются по II спряжению, а непереходные – по I спряжению. Ср.:

а) обессилить (кого-нибудь): обессилю обессилишь обессилят;

б) обессилеть (самому): обессилею обессилеешь обессилеют.

Соответствующие суффиксы инфинитива и -е- сохраняются в формах прошедшего времени. Ср.: Потеря крови обессилила раненого. Больная девочка обессилела.

Примечание 4. Различаются в написании близкие по звучанию безударные окончания будущего времени совершенного вида те и повелительного наклонения -ите, например:выберете выберите, выйдете выйдите, выметете выметите, выпишете выпишите, вытрете вытрите, вышлете вышлите, крикнете крикните, стукнете стукните.

Примечание 5. Прошедшее время глагола образуется от основы инфинитива с сохранением той гласной, что была перед суффиксом инфинитива, и никак не зависит от принадлежности глагола к I или II спряжению, например: обидеть – обидел, слышать – слышал, сеять – сеял, обессилеть – обессилел, обессилить – обессилил.

Примечание 6. Необходимо обратить внимание на образование разговорных форм глаголов сыпать, трепать, щипать. В отличие от относящихся к I спряжению нейтральных форм сыплешь, сыплет, сыплем, сыплете, сыплют, разговорные формы сыпешь, сыпет, сыпем, сыпете, сыпят (аналогично трепать и щипать) относятся к смешанному спряжению– все личные формы единственного числа и формы 1-го и 2-го лица множественного числа относятся к I спряжению а форма 3-го лица множественного числа – ко II спряжению.

§49. Употребление буквы ь в глагольных формах

Буква ь пишется:

1) в неопределенной форме глагола, например: умывать – умываться, беречь – беречься;

2) в окончании 2-го лица единственного числа настоящего или будущего простого времени, например: купаешь – купаешься, возвратишь –возвратишься;

3) в повелительном наклонении после согласных, например: исправь – исправьте, спрячься – спрячьтесь (но: ляг – лягте);

4) в возвратной частице (суффиксе), стоящей после гласного звука, например: вернусь, вернитесь, вернулись.

Примечание 1. Необходимо различать написание инфинитива глагола и формы 3-го лица настоящего и будущего времени. Ср.: трудно согнуться все согнутся. Он мне нравится— Скоро мне будет нравиться кататься на коньках. Для проверки можно использовать вопросы: что делать? что сделать? и что делают? что сделают? что делает? что сделает?

Примечание 2. У глаголов типа удаться (задаться, предаться, раздаться и др.) различаются формы инфинитива и 3-го лица единственного числа; ср.: это должно удаться это ему удастся.

§50. Суффиксы глаголов

1. В неопределенной форме и в прошедшем времени пишутся суффиксы ва-, -ева-, если в 1-м лице единственного числа настоящего или будущего простого времени глагол оканчивается на -ую, -юю, и суффиксы -ыва, -ива-, если в указанных формах глагол оканчивается на -ываю, -иваю.Например:

а) заведую – заведовать, заведовал; исповедую – исповедовать, исповедовал; проповедую – проповедовать, проповедовал; воюю – воевать, воевал; кочую – кочевать, кочевал;

б) закладываю закладывать, закладывал; разведываю разведывать, разведывал; настаиваю настаивать, настаивал.

Указанные глагольные суффиксы сохраняются в формах действительных причастий прошедшего времени; ср.: завед-ова-вш-ий (от завед-ова-ть),бесед-ова-вш-ийзаклад-ыва-вш-ий (от заклад-ыва-ть), подгляд-ыва-вш-ий.

1. Глаголы, оканчивающиеся на ударяемые ать, -ваю, имеют перед суффиксом -ва- ту же гласную, что и в неопределенной форме без этого суффикса, например: залитьзаливать, заливаю; преодолетьпреодолевать, преодолеваю.

Исключения: застрять – застревать, застреваю; затмить – затмевать, затмеваю; продлить – продлевать, продлеваю и некоторые другие.

Примечание. Различается написание глаголов увещевать увещеваю (с ударяемым а) и усовещивать усовещиваю (с безударным -ва-, ср.: усовестить).

2. В глаголах (о)деревенеть, (о)леденеть, (о)костенеть, (о)кровенеть, (о)-стекленеть, (о)столбенеть имеется составной суффикс -енеть.

Что такое лицо глагола в русском языке

У русских глаголов в наборе грамматических категорий есть то, что может менять их словоформу. Это лицо глагола, оно предоставляет информацию о: самом источнике речи, времени совершения действий, устанавливает соотношение между субъектом и объектом разговора. Данная категория имеется не у всех глаголов – её нет у глагольных словоформ прошедшего времени и условного наклонения. Лиц во временных и числовых измерениях всего три – 1, 2 и 3.

  1. Таблица лиц глагола в русском языке
  2. 1 лицо глагола
  3. 2 лицо глагола
  4. 3 лицо глагола
  5. Как определить лицо глагола
  6. Категория лица и спряжение

Таблица лиц глагола в русском языке

В ниже приведенной таблице показано, как взаимодействуют формы глаголов с источником сообщения – субъектом речи, взаимодействие местоимений и глагольных форм.

ЛицоЕдинственное числоМножественное число
1-е л.Говорящий сам производит действиея напишу ответГоворящий обозначают действие, участником которого является сам вместе с кем-либомы гуляем
я иду домоймы построим дачу
2-е л.Субъект речи сам не является производителем действия, но указывает на соотнесенность действия с собеседникомты придешь утромСубъект речи указывают на действие, относящееся к группе лиц, включая его собеседникавы чувствуете холод
ты слушаешь музыкувы поедете на море
3-е л.Говорящий выражает отношение действия к лицу или предмету, не являющимся субъектом в речион споет романсГоворящий выражают отнесенность действия к группе лиц или предметов, не принимающих участия в речиони сажают деревья
она танцует вальсони подметут во дворе

1 лицо глагола

Первое лицо сообщает о действии, совершаемом самим говорящим в настоящем, будущем времени, или совместно с кем-либо, в группе. Формы соотносятся с местоимением «я» или «мы» в зависимости от количества производителей действия и отвечают на вопросы: «я что (с)делаю?», «что (с)делаем?».

  • Я играю со своими друзьями в футбол.
  • Зимой я катаюсь на коньках и лыжах, леплю снеговиков.
  • Мы с дедушкой гуляем по аллеям осеннего парка.
  • Мы с одноклассниками скоро поедем на экскурсию.

Глаголы данной формы имеют характерные личные окончания: «-у», «-ю» в единственном числе, «-ем» – I-го спр. и «-им» – II-го спр. во множественном числе.

Пример образования: считать – считаю, буду считать, считаем, будем считать; принести – принесу, принесем.

2 лицо глагола

Второе лицо глагольной словоформы информирует о том, что действие совершается или совершится собеседником говорящего. Грамматические формы 2-го л. соотносятся с местоимением «ты» и «вы» и отвечают на вопросы – «что (с)делаешь?», «что (с)делаете?».

  • Сходишь сегодня в магазин за продуктами.
  • Ты пойдешь сегодня на каток?
  • Уберите снег со спортивной площадки.
  • Сидите тихо.

Написание гласных окончаниях «е» и «и» в личных гл. 2-го л. зависит от спряжения. У гл. ед. ч. I спр. – «-ешь», у II спр. – «-ишь». У I спр. мн. ч. – «-ете», у II спряжения – «-ите».

Пример образования форм гл. 2-го л. настоящего и будущего времени: жить – живешь, будешь жить, живете, будете жить; посидеть – посидишь — посидите.

Кроме того, формы 2-го лица ед. и мн. числа имеют глаголы повелительного наклонения, отвечающие на вопросы: «что делай?», «сделай?», «что делайте?», «сделайте?». Подобные формы образуются суффиксом «-и-» или нулевым суффиксом: ты пиши, приди; ты сядь, выбрось.

Формы 2-го л. мн. ч. повелит. накл. имеют постфикс «-те»: смотрите; споете.

3 лицо глагола

Третье лицо указывает на то, что действие принадлежит кому-либо или чему-либо, о ком (о чем) сообщает источник речи (говорящий). Формы 3-го л. ед. и мн. ч. соотносятся с местоимением «он», «она», «оно», «они» и отвечают на вопросы: «он(-а, -о) что (с)делает?», «что (с)делают?».

  • Он смотрит по телевизору интересную и познавательную передачу.
  • Кошка ласково мурлычет.
  • Подруги ведут задушевную беседу, прогуливаясь по саду.
  • На улице целый день стоит густой туман.

Глаголы 3-го л. имеют следующие окончания: I спр. ед. ч. – «-ет», II спр. – «-ит». Во мн. ч. гл. I спр. оканчиваются на – «-ут» и «-ют», второго – на «-ат» и «-ят».

Пример образования форм глаголов 3-го л. настоящего и будущего времени, глагола несовершенного вида «жечь» и совершенного «посмотреть»: он (-а/-о) жжет, будет жечь — они жгут, будут жечь; он (-а/-о) посмотрит — они посмотрят.

Как определить лицо глагола

Для определения того, какому субъекту речи принадлежит глагольная словоформа, нужно вычленить личную флексию, определить смысл слова в словосочетании или предложении, задать вопросы.

Глагольные формы 1-го лица соответствуют вопросам «что (с)делаю?», «что (с)делаем?», 2-го – «что (с)делаешь?», «что (с)делаете?». 3-го – «что (с)делает?», «что (с)делают?».

Приведенная ниже таблица иллюстрирует данные глагольные флексии и примеры их употребления:

ЛицоИзъявительное наклонениеПовелительное наклонение
Ед. ч.Мн. ч.Ед. ч.Мн. ч.
1-е л.Я мечтаю.
Я скажу.
Мы мечтаем.
Мы скажем.
Скажем.
Скажемте.
2-е л.Ты мечтаешь.
Ты скажешь.
Вы мечтаете.
Вы скажете.
Мечта
Скажи.
Мечтайте.
Скажите.
3-е л.Он мечтает.
Он скажет.
Они мечтают.
Они скажут.
Пусть он мечтает.
Пускай он скажет.
Пусть они мечтают.
Пускай они скажут.

Необходимо отметить, что образование глагольных форм 1-го и 3-го л. повелит. накл. происходит формообразующими частицами – «давайте», «да», «пусть», «пускай».

Изменение по лицам не касается глаголов, не имеющих лица (вечерело, светает), инфинитива (шить, уметь). Также не определяется лицо у словоформ прошед. вр. (смотрел/-а/-о) и услов. наклонения, которые имеют категорию рода.

Образец рассуждения при установлении личной формы:

  • Кто скажет мне? Глагольная форма «скажет» отвечает на вопрос «что сделает?». Это слово оканчивается на – «-ет». Форма обозначает, что действие выполняет тот, о ком говорится в тексте. Его можно сочетать с местоимением «он» (он скажет). Значит, это 3 л. ед. числа.
  • Слово вылетит, не воротишь. К глаг. «не воротишь» можно задать вопрос «что сделаешь?». Личное окончание «-ишь» обозначает, что действие принадлежит тому, кто разговаривает (общается) с источником сообщения. Форма соответствует местоимению «ты» (ты не воротишь). Значит, глагольное слово находится во 2 л. ед. числа.

Категория лица и спряжение

Как видно из вышеизложенного, категория лица, как правило, теснейшим образом связана со спряжением. В лингвистике изменение глаг. по лицам и числовым параметрам называется спряжением. Подобное значение выражается личными флексиями. Система окончаний соотносится с I или II спряжениями.

  • Глаголы I спр. имеют в указанных формах гласную – «е»: петь (I спр.) – 1 л. «я пою», «мы поём»; 2 л. – «ты поешь», «вы поете»; 3 л. – «он поет», «они поют».
  • Глаголы II спр. – гласную букву «и»: стоять (II спр.) – 1 л. «я стою», «мы стоим»; 2 л. – «ты стоишь», «вы стоите»; 3 л. – «он стоит», «они стоят».

Таким образом, категория лица является одним из важных признаков. Она помогает установить соотнесенность субъекта речи с объектом, фигурирующим в сообщении, определяет в глаголах суффиксы и окончания. Категория лица способствует связи членов основы предложения друг с другом – сказуемого и подлежащего.
В глаголах этот признак непостоянный, благодаря ему можно всегда установить, кто производитель действия. В речи используются всего три лица ед. и мн. числа, но они позволяют получить сведения о времени действия, о соотнесенности субъекта с объектом речи.

Лицо глагола

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 849.

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 849.

В русском языке присутствует такая словоизменительная грамматическая категория, как лицо глаголов. С ее помощью можно узнать, кто именно совершает конкретное действие. Различают три лица глагола как в единственном, так и во множественном числе.

Что такое лицо глагола в русском языке?

Лицо глагола в русском языке – это словоизменительная грамматическая категория глаголов, выражающая соотнесенность называемого глаголом действия с участником речи. То есть лицо глагола указывает на то, кто совершает действие. Категория лица присуща глагольным формам настоящего и будущего времени изъявительного наклонения, а также формам повелительного наклонения.

Значение категории лица глаголов

В русском языке существует три лица глагола в единственном и во множественном числе, выражающих различное значение называемого глаголом действия.

Единственное число:

  • 1 лицо глагола – обозначает, что действие совершает непосредственно говорящий, он является субъектом речи (я варю кофе, я куплю яблок).
  • 2 лицо глагола – указывает на соотнесенность действия с собеседником (ты читаешь книгу, ты построишь дом).
  • 3 лицо глагола – выражает отношение действия к лицу либо к предмету, который не участвует в речи (он идет в кино, она погладит рубашку).

Множественное число:

которые читают вместе с этой

  • 1 лицо глагола – обозначают действие, которое относится к группе лиц, включая говорящего (мы спим, мы решим задачу).
  • 2 лицо глагола – указывают на действие, которое относится к группе лиц, включая собеседника (вы думаете о лете, вы поедете в горы).

Как определить лицо глагола?

Для определения лица глагола выделите личное окончание глагольной формы, определите ее значение в контексте речи, а также поставьте вопросы:

  • Глаголы 1 лицаотвечают на вопросы: Что делаю? Что сделаю? Что делаем? Что сделаем?
  • Глаголы 2 лица: Что делаешь? Что сделаешь? Что делаете? Что сделаете?
  • Глаголы 3 лица: Что делает? Что сделает? Что делают? Что сделают?

Для удобства определения лица глагола приводим личные окончания и примеры употребления лиц глаголов в таблице:

Изъявительное наклонениеПовелительное наклонение
Ед. числоМн. числоЕд. числоМн. число
1-е лицоЯ улыбаюсь;
Я построю
Мы улыбаемся;
Мы построим
Давайте мы улыбнемся;
Давайте мы построим
2-е лицоТы улыбаешься;
Ты построишь
Вы улыбаетесь;
Вы построите
Улыбайся;
Построй
Улыбайтесь;
Постройте
3-е лицоОн улыбается;
Она построит
Они улыбаются;
Они построят
Пусть он улыбается;
Пускай она построит;
Пусть они улыбаются; Пускай они построят;

В повелительном наклонении формы 1-го и 3-го лица образуются при помощи частиц давайте, да, пусть, пускай.

Изменение глаголов по лицам свойственно не для всех глаголов – безличные глаголы (вьюжило, смеркалось) и инфинитив (спешить, шуметь) не имеют категории лица. Не спрягаются по лицам и глагольные формы прошедшего времени.

Ли́ца глаголов в русском языке

Глагол – самостоятельная часть речи, характеризующаяся определенными признаками, такими как вид, переходность, наклонение, время, отсутствующими в других частях речи. Говоря о лице этой части речи, имеется ввиду признак изменения, который у глаголов есть в изъявительном наклонении настоящего и будущего времени, а также в повелительном наклонении.

Лицо глагола – это признак в грамматике, выражающий принадлежность к тому, кто совершает определённое действие. Временные глаголы бывают первого, второго и третьего лица.

У глагола есть несколько характерных признаков, которые позволяют ему отличаться от остальных частей речи. Лицо применяется к глаголам только в настоящем и будущем времени. Грамматические формы присущих ему окончаний показывают, кто совершает или кто планирует совершать определенное, конкретное действие.

Первое лицо глагола

Целевое значение первого лица — уточнить, что действие совершает или будет совершать человек, от лица которого ведётся повествование, лично или вместе с другими участниками беседы. С ними, задействованными в единственном или множественном числе, сочетаются личные местоимения «я», «мы» .

Первое лицо показывает действие, которое совершается или будет совершаться. Оно используется с местоимениями единственного числа «я» и множественного числа «мы» , а также отвечает на вопросы:

  • Что делаю? Что делаем?
  • Что сделаю? Что сделаем?

Я (что делаю?) играю в прятки. Мы (что делаем?) играем в домино.

Эти глаголы обозначаются окончаниями:

  • у / ю в единственном числе;
  • ем (1-е спряжение), им (2-е спряжение) во множественном числе.

Я пиш у , напиш у , мы пиш ем , напиш ем ;

В предложении не всегда необходимо присутствие местоимения. Для эмоционального выражения в описании, оно может опускаться.

«И вот я мчу по тропинке, в лес. Сворачиваю быстро налево. Встаю передохнуть. Опять бегу. Уговариваю себя не поворачивать назад».

В примере только один раз вставлено личное местоимение, но по тексту понятно, что действие принадлежит первому лицу.

Второе лицо глагола

Цель второго лица определить действия, которые будет осуществлять второстепенное лицо.

Задача второго лица глагола — обозначить, что некие действия производит визави первого лица. С такими глаголами употребляются местоимения «ты» либо же «вы» .

Форма второго лица означает, что действие исходит от собеседника. Ей, как выше уже было отмечено, присущи местоимения «ты» или «вы» , вторая форма отвечает на вопросы:

  • Ты что делаешь, что сделаешь?
  • Вы что делаете, что сделаете?

Ты (что сделаешь?) пойдёшь в огород. Вы (что сделаете?) пойдёте в огород.

Ты споришь, будешь спорить. Вы спорите, будете спорить.

Второе лицо имеет повелительное наклонение глагола. Суффикс -и- либо же нулевой участвуют в создании предложения с повелительным наклонением глагола. Выполни! Выполните!

Третье лицо глагола

Принадлежность действия в третьем лице обозначает, что оно принадлежит тому, о ком (или, о чём) идёт в предложении речь. Оба числа третьего лица соотносятся с личными местоимениями.

Третье лицо глагола говорит, что действие относится к тому, о ком ведётся повествование. Характеризуется местоимениями «он», «она», «они», «оно» , содержит вопросы:

  • Что делает, сделает?
  • Что сделают, делают?

Он (что делает?) рубит лес. Они (что делают?) рубят лес.

Он (что делает?) поет песню; они (что делают?) поют песню.

Третьему лицу присущи виды окончаний:

  • единственное число ет (1-е спряжение) или ит (2-е спряжение);
  • множественное ут , ют (1-е спряжение) и ат , ят (2-е спряжение).

Мама корм ит цыплят; Кошка вечером обязательно накорм ит котят.

Артисты выступа ют в школе; Дети глад ят щенят.

Полезные подсказки

Первое и второе лицо в некоторых случаях используются в высказываниях, которые не направлены кому-то лично, а имеют обобщенное понимание. Это наглядно видно в народном творчестве:

«Не говори «гоп» пока не перепрыгнешь».

«Вы» пишется с большой буквы, если обращение идёт к конкретному человеку.

Если «вы» подразумевает отношение сразу к нескольким людям, оно пишется с прописной буквы.

Коллеги, вам необходимо сосредоточиться.

Глаголы, как части речи не всегда имеют лицо. Его нет у безличных глаголов (темнеет, вечереет), а также у глаголов в прошедшем времени изъявительного наклонения (писал, писала) и у условного, которое характеризуется категорией рода.

Таблица лиц глаголов

ЧислоЛицоВопросыПример
Личные окончания
1-е спряжение 2-е спряжение
ЕдинственноеПервоеЯ делаю, сделаю?Я кручу, построю.у , юу , ю
ВтороеТы делаешь, сделаешь?Ты врёшь, крутишь, вспомнишь.ешь , ёшьишь
Третье[ Он, она, оно ] делает, сделает?Он растёт, лепит, покрасит.ет , ётит
МножественноеПервоеМы делаем, сделаем?Мы поём, кричим, построимем , ёмим
ВтороеВы делаете, сделаете?Вы бежите, ремонтируете, позавтракаетеете , ётеите
ТретьеОни делают, сделают?Они рекомендуют, придут, хотят, колышатут , ютат , ят

Алгоритм определения лица глагола

  • Задаем соответствующий вопрос (что делаю? что сделаешь? что делает? и пр.);
  • Определяем какое окончание у глагола;
  • Находим значение, кому принадлежит действие (привязываем глагол к личному местоимению);
  • Делаем вывод, какое лицо у глагола.

Глагол «понравится» соответствует вопросу что сделает? Имеет окончание ет . Обозначает, выполнение действия тем, о ком речь в тексте. Соотносится с местоимением «он» (он поможет). Соответственно, глагол в форме 3-го лица единственного числа.

Глагол «возьмёшь» соответствует вопросу что сделаешь? Имеет окончание ёшь . Обозначает действие, принадлежащее собеседнику. Подходит к местоимению «ты» (ты укусишь). Глагол находится во 2-м лице единственного числа.

Тест по теме. Вопросы по лицам глагола

В заключение нашего урока уместно будет предложить вам пройти небольшую проверку, ответив на вопросы теста и узнав, насколько хорошо вы усвоили материал.

Лицо глагола в русском языке

Лицо гла­го­ла — это харак­тер­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак, кото­рый выра­жа­ет, кто совер­ша­ет дей­ствие. Различают 1, 2 и 3 лицо у гла­го­лов в фор­ме насто­я­ще­го и буду­ще­го времени.

Рассмотрим, что такое лицо гла­го­ла в систе­ме этой само­сто­я­тель­ной части речи.

У гла­го­ла име­ет­ся ряд грам­ма­ти­че­ских при­зна­ков (вид, пере­ход­ность, накло­не­ние, вре­мя и пр.), кото­рые кар­ди­наль­но отли­ча­ют его от суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, место­име­ний и т. д. Категория лица явля­ет­ся сло­во­из­ме­ни­тель­ным при­зна­ком, кото­рый мож­но ука­зать у гла­го­лов толь­ко в фор­мах насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния и в фор­мах пове­ли­тель­но­го наклонения.

Источник изоб­ра­же­ния: igroland59.ru

В мор­фо­ло­гии рус­ско­го язы­ка раз­ли­ча­ют 1, 2 и 3 лицо гла­го­ла. Грамматические фор­мы лица с помо­щью харак­тер­ных окон­ча­ний пока­зы­ва­ют, кто имен­но совер­ша­ет или будет совер­шать дей­ствие. Рассмотрим более подроб­но кате­го­рию лица глаголов.

1 лицо глагола

Форма 1 лица гла­го­ла обо­зна­ча­ет, что дей­ствие совер­ша­ет или будет совер­шать сам гово­ря­щий само­сто­я­тель­но или вме­сте с дру­ги­ми участ­ни­ка­ми дей­ствия. Формы 1 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла соот­но­сят­ся с место­име­ни­я­ми «я» и «мы» и отве­ча­ют на вопросы:

  • я что делаю? что сделаю?
  • мы что дела­ем? что сделаем?

Я (что делаю?) смот­рю фильм. Мы (что дела­ем?) смот­рим фильм.

Глаголы в фор­ме 1 лица име­ют харак­тер­ные лич­ные окончания:

  • ед. ч. -у/-ю
  • мн. ч. —ем(I спр.), -им ( II спр.)

Понаблюдаем, как обра­зу­ют­ся фор­мы 1 лица насто­я­ще­го и буду­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида «гово­рить» и гла­го­ла совер­шен­но­го вида «при­ве­сти»:

  • я говор ю , буд у гово­рить — мы говор им , буд ем говорить;
  • я при­вед у — мы при­вед ём .

2 лицо глагола

Форма 2 лица гла­го­ла обо­зна­ча­ет, что дей­ствие совер­ша­ет собе­сед­ник гово­ря­ще­го. Грамматические фор­мы 2 лица соот­но­сят­ся с место­име­ни­я­ми «ты» и «вы» и отве­ча­ют на вопросы:

  • ты что дела­ешь? что сделаешь?
  • вы что дела­е­те? что сделаете?

Ты (что сде­ла­ешь?) польёшь ого­род. Вы (что сде­ла­е­те?) польё­те огород.

Глаголы в фор­ме 2 лица име­ют лич­ные окон­ча­ния, напи­са­ние кото­рых с бук­вой «е» или «и» зави­сит от при­над­леж­но­сти гла­го­ла к пер­во­му или вто­ро­му спряжению:

  • ед. ч. -ешь (I спр.) -ишь ( II спр.)
  • мн. ч. -ете (I спр.),-ите ( II спр.)

Посмотрим, как обра­зу­ют­ся фор­мы 2 лица насто­я­ще­го и буду­ще­го времени:

  • ты гово ришь , буд ешь гово­рить — вы говор ите , буд ете говорить;
  • ты при­вед ешь — вы при­вед ёте .

Формы 2 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла име­ют гла­го­лы в пове­ли­тель­ном накло­не­нии, кото­рые отве­ча­ют на вопросы:

  • ты что делай? сделай?
  • вы что делай­те? сделайте?

Формы 2 лица един­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния обра­зу­ют­ся с помо­щью суф­фик­са -и- или нуле­во­го суффикса:

  • ты (что делай?) говор и , (что сде­лай?) при­вед и ;
  • ты (что делай?) сядь , (что сде­лай?) набрось .

Формы 2 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла пове­ли­тель­но­го накло­не­ния име­ют пост­фикс -те:

  • вы (что делай­те?) гово­ри те ;
  • вы (что сде­лай­те?) при­ве­ди те .

3 лицо глагола

Форма 3 лица гла­го­ла пока­зы­ва­ет, что дей­ствие при­над­ле­жит тому, о ком или о чём ведет­ся речь. Формы 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла соот­но­сят­ся с место­име­ни­я­ми «он», «она», «оно», «они» и отве­ча­ют на вопросы:

  • он, она, оно что дела­ет? что сделает?
  • они что дела­ют? что сделают?

Он (что дела­ет?) пилит брев­но. Они (что дела­ют?) пилят бревно.

Глаголы в фор­ме 3 лица име­ют харак­тер­ные лич­ные окончания:

  • ед. ч. -ет (I спр.), -ит ( II спр.)
  • мн. ч. -ут/-ют (I спр.), -ат/-ят( II спр.).

Образуем фор­мы 3 лица гла­го­лов насто­я­ще­го и буду­ще­го времени:

  • он, она, оно говор ит , буд ет гово­рить — они говор ят , буд ут говорить;
  • он, она, оно при­вед ет — они при­вед ут .

Таблица

Единственное чис­ло

Множественное чис­ло

Как определить лицо глагола?

Используя рас­суж­де­ния, при­ве­ден­ные нами, мож­но лег­ко опре­де­лить лицо гла­го­ла. Но все же ука­жем алго­ритм, как поша­го­во опре­де­лить, какое лицо име­ет глагол.

  • 1 шаг — задать вопрос к гла­го­лу (что делаю? что дела­ешь? что дела­ет? и пр.);
  • 2 шаг — выде­лить лич­ное окон­ча­ние глагола;
  • 3 шаг — опре­де­лить зна­че­ние, кто выпол­ня­ет дей­ствие (соот­не­сти гла­гол с лич­ным местоимением);
  • 4 шаг — сде­лать вывод, какое лицо име­ет глагол.

Образец рассуждений

Глагол «помо­жет» отве­ча­ет на вопрос что сде­ла­ет? Это сло­во име­ет лич­ное окон­ча­ние -ет . Глагол обо­зна­ча­ет, что дей­ствие выпол­ня­ет тот, о ком гово­рит­ся в тек­сте. Его мож­но соот­не­сти с место­име­ни­ем «он» (он помо­жет). Значит, этот гла­гол име­ет фор­му 3 лица един­ствен­но­го числа.

Глагол «уку­сишь» отве­ча­ет на вопрос что сде­ла­ешь? Он име­ет лич­ное окон­ча­ние -ишь и обо­зна­ча­ет, что дей­ствие при­над­ле­жит собе­сед­ни­ку. Форму гла­го­ла соот­не­сем с место­име­ни­ем «ты» (ты уку­сишь). Значит, это гла­гол нахо­дит­ся в фор­ме 2 лица един­ствен­но­го числа.

Категория лица и спряжение

Категория лица тес­но свя­за­на со спря­же­ни­ем глаголов.

В рус­ской грам­ма­ти­ке изме­не­ние гла­го­ла по лицам и чис­лам назы­ва­ет­ся спряжением.

Значение лица гла­го­лов выра­жа­ет­ся с помо­щью лич­ных окон­ча­ний. Система окон­ча­ний 1, 2 и 3 лица един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го чис­ла соот­но­сит­ся с пер­вым или вто­рым спря­же­ни­ем глагола.

Глаголы I спря­же­ния име­ют в фор­мах 1, 2 и 3 лица окон­ча­ния, в боль­шин­стве кото­рых пишет­ся бук­ва «е»:

  • 1 лицо я игра ю — мы игра ́ е м
  • 2 лицо ты игра́ е шь — вы игра́ ете
  • 3 лицо он игра́ е т — они игра́ ю т .

В фор­мах 1, 2, 3 лица гла­го­лы II спря­же­ния име­ют окон­ча­ния, в кото­рых пишет­ся бук­ва «и». Изменим по лицам и чис­лам гла­гол «верить»:

  • 1 лицо я ве́р ю — мы ве́р и м
  • 2 лицо ты ве́р и шь — вы ве́р и те
  • 3 лицо он ве́р и т — они ве́р я т .

Вывод

Видеоурок «Лицо и число глагола»

Ссылка на основную публикацию