Глаголы-исключения I и II спряжения – правила правописания и определения
Спряжением называется изменение глаголов по лицам и числам. По типу спряжения глаголы делятся на две группы — глаголы I спряжения и глаголы II спряжения.
Спряжение глагола определяется по:
Ко II спряжению относятся:
К I спряжению относятся:
11 глаголов-исключений лучше всего запомнить с помощью детской считалочки:
Гнать, держать, дышать, зависеть,
ненавидеть и обидеть,
а еще терпеть, вертеть,
слышать, видеть и смотреть.
К вышеуказанным правилам, изучаемым в средней школе, существует целый ряд дополнений, примечаний и объяснений:
- Чтобы определить спряжение глагола, надо вначале узнать: ударным или безударным является его личное окончание. Именно с этого начинается алгоритм определения спряжения глагола! Подробнее в конспекте «Правописание личных окончаний глаголов».
- В современных справочниках и словарях брезжить уже относится ко второму спряжению, ранее он имел формы по первому спряжению..
- К I спряжению также относятся еще несколько глаголов на -ить: почить, вить, бить, лить, пить, шить, гнить, жить, зыбить, ошибиться и образованные от них. В основном из-за того, что личное окончание в 3 лице является ударным: бьёт, бьют.
- Ко II спряжению относятся еще несколько глаголов -еть: блестеть, болеть (о части тела, например, болит нога), велеть, висеть, глядеть, гореть, греметь, гудеть, гундеть, дудеть, звенеть, зреть (смотреть), зудеть, кипеть, кишеть, коптеть, корпеть, кряхтеть, лететь, пыхтеть, свербеть, свиристеть, свистеть, сидеть, сипеть, скорбеть, скрипеть, смердеть, сопеть, тарахтеть, хотеть (кроме 2 лица ед. ч. наст. вр.), храпеть, хрустеть, шелестеть, шипеть, шуметь (и образованные от них);
- Ко II спряжению относятся еще несколько глаголов -ать: бежать (кроме бегу, бегут), бренчать, брюзжать, бурчать, верещать, визжать, ворчать, дребезжать, дрожать, жужжать, журчать, звучать, кричать, лежать, молчать, мчать, мычать, пищать, рычать, спать, стучать, торчать, трещать, урчать, фырчать, шуршать, шкварчать (и образованные от них);
- Ко II спряжению относятся некоторые глаголы на -ять: стоять, бояться, состояться.
I и II спряжения глаголов. Личные окончания
Лицо
I спряжение
II спряжение
Разноспрягаемые и особо спрягаемые глаголы
Разноспрягаемыми называются глаголы, которые имеют имеют часть форм от I-го спряжения, а часть от II-го: бежать, хотеть, а также образованные от них. Или имеют формы на выбор чтить — чтут/чтят, также сыпать — сыплют/сыпят (согласно словарю Лопатина), трепать, щипать и ряд других.
Единственное число
Множественное число
Особо спрягаемыми называются глаголы, которые имеют нехарактерную (архаическую) для глаголов I и II спряжений систему окончаний: дать, есть, создать, быть, надоесть (и производные от них: съесть, поесть, воссоздать и пр.).
Единственное число
Множественное число
Следует запомнить правописание некоторых глаголов в инфинитиве!
- веЯть, блеЯть, чуЯть, лаЯть, реЯть, таЯть, сеЯть, чаЯть и надеЯться, лелеЯть, кашлЯть, каЯться, стоЯть – их писать в начальной форме надо только через -Ять.
- клеИть, вялИть, строИть, жалИть, метИть, молвИть и манИть, беспокоИться, осилИть, ездИть, бросИть, победИть – их писать в начальной форме надо только через -Ить.
Различайте глаголы!
Конспект урока по русскому языку «Спряжение глагола». Выберите следующее действие:
- Вернуться к Списку конспектов по русскому языку.
- Найти конспект по Кодификатору ОГЭ Русский язык.
Памятка глаголов-исключений 1 и 2 спряжения
- Как определить спряжение глагола
- Глаголы 1 спряжения
- Глаголы 2 спряжения
- Как выучить исключения
- Ритмичная запоминалка
- Ассоциативный рассказ
- Таблица с картинками
Изучая правила орфографии в русском языке, постоянно натыкаешься на слова-исключения. Обычное заучивание не приводит к эффективному результату. Со временем эти слова забываются. Для фиксирования в памяти нелогичной информации разработаны способы, которые будем использовать для запоминания глаголов-исключений 1 и 2 спряжения.
Спряжение – это способ, который позволяет изменить глагол по 3 формам лица в единственном и множественном числе.
Знание основных правил и слов-исключений поможет в правильном написании окончаний.
Как определить спряжение глагола
- Найти неопределенную форму (задать вопросы: «Что делать?», «Что сделать?»).
- Посмотреть какая гласная буква стоит перед -ть.
Глаголы 1 спряжения
Определяются по буквам, которые стоят перед -ть в суффиксах: а, о, у (ну), е, я.
- а-ть – покупать, собирать;
- о-ть – колоть, полоть;
- у (ну)-ть – тонуть, подкапнуть;
- е-ть – реветь, потеть;
- я-ть – веять, сочинять.
Проспрягаем глагол «покупать»:
Число | Лицо | 1 спряжение | |
Окончания | Примеры | ||
Единственное | 1 (я) | -у, -ю | покупаю |
2 (ты) | -ёшь, -ешь | покупаешь | |
3 (он, она, оно) | -ёт, -ет | покупает | |
Множественное | 1 (мы) | -ём, -ем | покупаем |
2 (вы) | -ёте, -ете | покупаете | |
3 (они) | -ут, -ют | покупают |
Не относятся к 1 только:
- брить;
- стелить;
- зиждиться;
- зыбиться.
Слово «зиждиться» означает опираться на что-нибудь, основываться на чём-нибудь. «Зыбиться» значит колебаться. Это редкие слова и в современной речи часто не употребляются, но знать их надо.
Слово | Лицо | |||||
1 | 2 | 3 | ||||
ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | |
Брить | брею | бреем | бреешь | бреете | бреет | бреют |
Стелить | стелю | стелем | стелешь | стелете | стелет | стелют |
Зиждиться | зиждюсь | зиждимся | зиждишься | зиждетесь | зиждится | зиждятся |
Зыбиться | зыблюсь | зыблемся | зыблешься | зыблетесь | зыблется | зыблются |
Глаголы 2 спряжения
Находятся по суффиксу, в котором перед окончанием -ть стоит буква -и.
- косит – косить;
- варю – варить.
Проспрягаем глагол «проводить» в таблице:
Число | Лицо | 2 спряжение | |
Окончания | Примеры | ||
Единственное | 1 (я) | -у, -ю | провожу |
2 (ты) | -ишь | проводишь | |
3 (он, она, оно) | -ит | проводит | |
Множественное | 1 (мы) | -им | проводим |
2 (вы) | -ите | проводите | |
3 (они) | -ат, -ят | проводят |
- 4 глагола на -ать;
- 7 глаголов на -еть.
Как выучить исключения
Для быстрого и длительного запоминания используют понятные и простые для восприятия способы.
Ритмичная запоминалка
Рифмованные стишки содержат слова, которые надо запомнить. Их необходимо заучивать наизусть и использовать в работе.
Этот способ запоминания вовлекает в образовательный процесс в виде игры, считалки, способствует тренировке памяти и лучшему восприятию.
Ассоциативный рассказ
Ещё один способ запоминания – методом ассоциаций. Заключается в установлении связи между словами, не имеющими ничего общего между собой. Связь может быть шуточной, смешной, сказочной, фантастической. Чем необычнее рассказ, тем легче запомнить:
Что, если друзья не могут терпеть друг друга? Такое бывает – просто ненавидят! Увидишь – смотришь, терпишь и думаешь, как бы посильней обидеть. А всё из-за чего? Никогда не прощу! Взял и побрил мою собаку. Теперь, мне кажется, что она мерзнет и приходится стелить ей тёплую постель. Но мы всё равно общаемся, зависим мы друг от друга – вместе делаем домашку. Хотя недавно я решил задачу, а он провертел тетрадь, а потом у меня списал. Случается, я скажу что-то обидное, а он услышит – и гоняет меня по школе. От быстрого бега аж дышать тяжело! Вот так, ненавидим и жить друг без друга не можем!
Таблица с картинками
Помогает лучше понять и запомнить, особенно с хорошей зрительной памятью. Наглядные таблицы концентрируют внимание, развивают логическое мышление и речь, способствуют усвоению материала. Таблицы, которые всё время на виду, гораздо легче запоминаются.
Подборка правил: глагол
Подборка правил: глагол (определение, признаки, неопределенная форма глагола, вид, спряжение, переходные и не переходные глаголы, возвратность глагола, наклонение, время, орфограммы, морфологический разбор).
Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? и другие (идти, брать, хвалить, сделать).
Признаки
1. Постоянные:
- вид (совершенный/несовершенный);
- спряжение I или II;
- переходность (переходный/непереходный);
- возвратность (глаголы, которые без -СЯ не употребляются).
2. Непостоянные
- наклонение (изъявительное, условное, повелительное);
- число (единственное(иду, шёл, пойду), множественное (идём, шли, пойдём);
- время (прошедшее, настоящее, будущее);
- род (мужской, женский, средний);
- лицо (первое, второе, третье);
- возвратность (глаголы, имеющие возвратные и невозвратные формы).
Неопределённая форма глагола
Неопределённая форма – это начальная форма глагола.
Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы что делать? что сделать?, оканчиваются на -ТИ, -ТЬ или -ЧЬ, не имеют признаков времени, числа, лица и рода (идти, печь, стричь).
Вид глагола
В русском языке глаголы могут быть двух видов: совершенного и несовершенного.
- совершенный вид — глаголы отвечают на вопрос что сделать? и обозначают уже совершённое действие или действие в начальной стадии исполнения (решить, прочесть, спеть, запеть);
- несовершенный вид — глаголы отвечают на вопрос что делать? (решать, читать, петь, запевать).
ЗАПОМНИ!
- Только несовершенный вид:заискивать, перекликаться, перестреливаться, поглядывать, подсвистывать, подсевать, покашливать, приговаривать, принадлежать, разгуливать, сожалеть.
- Только совершенный вид: грянуть, допроситься, загреметь, зашагать, отшуметь, очутиться, перепортить, побежать, полежать, полить, помечтать, понадобиться, попридержать, пораздумать, посидеть, хлынуть.
Спряжение глаголов
Глаголы могут спрягаться, то есть изменяться по лицам и числам.
Выделяют 2 спряжения глагола:
I спряжение — глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ЕТЬ, -АТЬ, -ОТЬ, -УТЬ, -ЯТЬ, -ЫТЬ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -УТ, -ЮТ (петь, прятать, колоть, тянуть, веять, мыть);
II спряжение — глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ИТЬ; в 3-м лице мн. ч. оканчиваются на -АТ, -ЯТ (возить, пилить, тратить).
ИСКЛЮЧЕНИЯ!
- Эти глаголы относятся к I спряжению: брить, стелить, зиждиться, зыбить.
- Эти глаголы относятся ко II спряжению: гнать, дышать, держать, зависеть, слышать, видеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть, смотреть.
Способ определения спряжения глагола
- Если личное окончание ударное , то определяем по личному окончанию:
1. Если -У/-Ю, -ЁШЬ, -ЁТ, -ЁМ, -ЁТЕ, -УТ/-ЮТ, то это I спряжение.
2. Если -У/-Ю, -ИШЬ, -ИТ, -ИМ, -ИТЕ, -АТ/-ЯТ, то это II спряжение. - Если личное окончание безударное , то определяем по неопределённой форме
1. Если неопределённая форма оканчивается на -ИТЬ (кроме брить, стелить), если это один из 7 глаголов на -ЕТЬ (смотреть, видеть, зависеть, ненавидеть, терпеть, вертеть, обидеть), если это один из 4 глаголов на-АТЬ (слышать, гнать, дышать, держать), то это II спряжение.
2. Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к I спряжению.
ЗАПОМНИ!
Глаголы хотеть, бежать относятся к разноспрягаемым.
Переходные и непереходные глаголы
Глаголы в русском языке бывают переходные и непереходные.
- Переходные — обозначают действие, которое переходит на какой-либо предмет, обозначаемый существительным, в винительном падеже без предлога (если действие переходит на часть предмета, винительный падеж заменяется родительным) — провожать сестру, рубить берёзу, читать книгу, шить костюм, выпить молока.
- Непереходные — обозначают действие, которое не переходит на другие предметы (глаголы с суффиксом -СЯ – непереходные) — гулять в саду, спешить на поезд, заниматься спортом, купаться в море.
Возвратные глаголы
Возвратные глаголы – это непереходные глаголы с суффиксом -СЯ.
Многие глаголы в русском языке имеют возвратные и невозвратные формы: мыть(ся), драть(ся), валять(ся), умывать(ся), стучать(ся), гнуть(ся).
Некоторые глаголы без -СЯ не употребляются: смеяться, надеяться, стараться, бояться, гордиться, сомневаться.
Наклонение глагола
В русском языке различаются три наклонения глагола: изъявительное, сослагательное (условное) и повелительное.
- изъявительное наклонение — обозначает действие, которое происходило, происходит или произойдёт (спал, сплю, буду спать).
- сослагательное (условное) наклонение — обозначает действие желаемое или возможное, образуется с помощью формы прошедшего времени глагола и частицы БЫ (я написал бы, вы пришли бы).
- повелительное — обозначает побуждение к действию, приказ, просьбу (принесите, стойте, встань).
Время глагола
Глаголы изменяются по временам (только в изъявительном наклонении). Выделяют настоящее, прошедшее и будущее (простое и сложное) времена глагола.
- Прошедшее время относится к действиям, которые к моменту речи уже завершились. Отвечают на вопросы: что делал? что делала? что делало? что делали?
Изменяются по родам и числам: Я / он шёл. (м. р., ед. ч.); Ты / она шла. (ж. р., ед. ч.); Оно шло. (ср. р., ед. ч.); Мы / вы / они шли. (мн. ч.).
- Настоящее время относится к действиям, которые происходят в момент речи. Отвечают на вопросы: что делаю? что делаешь? что делает? что делаем? что делаете? что делают?
Изменяются по лицам и числам: (Я иду. (1 л., ед. ч.); Ты идёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она идёт. (3 л., ед. ч.); Мы идём. (1 л., мн. ч.); Вы идёте. (2 л., мн. ч.); Они идут. (3 л., мн. ч.)).
- Будущее время относится к действиям, которые произойдут в будущем. Отвечают на вопросы: что сделаю? что сделаешь? что сделает? что сделаем?что сделаете? что сделают?
Изменяются по лицам и числам: (Я пойду. (1 л., ед. ч.); Ты пойдёшь. (2 л., ед. ч.); Он / она / оно пойдёт. (3 л., ед. ч.); Мы пойдём. (1 л., мн. ч.); Вы пойдёте. (2 л., мн. ч.); Они пойдут. (3 л., мн. ч.)).
Формы будущего времени
- простая (от глаголов совершенного вида: увижу, увидишь, увидит, увидим, увидите, увидят).
- сложная (от глаголов несовершенного вида: буду читать, будешь читать, будет читать, будем читать, будете читать, будут читать).
Правописание НЕ с глаголами
ЗАПОМНИ!
НЕ с глаголами всегда пишется раздельно (Не спать! Он не боялся идти в лес.).
ЗАПОМНИ!
Глаголы, которые без НЕ не употребляются: негодовать, недоумевать, ненавидеть, несдобровать, нездоровиться.
Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ
ЗАПОМНИ!
Чтобы узнать, пишется у глагола -ТСЯ или -ТЬСЯ, нужно поставить вопрос. При вопросах что делать?/что сделать? пишется -ТЬСЯ, а при вопросах что делает?/что сделает? пишется -ТСЯ.
- Что делать?купаться, смеяться, возиться, лениться, учиться.
- Что делает?купается, смеётся, возится, ленится, учится.
Спряжение глаголов
Спряжение — это изменение глаголов по лицам и числам .
Общие правила
Глаголы могут спрягаться только в изъявительном наклонении в настоящем и будущем времени. В прошедшем времени глаголы изменяются только по родам.
Термин «спряжение глаголов» имеет два значения, которые не нужно путать:
- Первое значение — изменение глаголов по лицам и числам. Его имеют в виду, когда просят «проспрягать глагол».
- Второе значение — морфологический признак глагола — один из двух классов спряжений. Его имеют в виду, когда требуется определить спряжение глагола по окончанию слова в инфинитиве.
Вопросы и окончания
Составим таблицы вопросов и окончаний глаголов при спряжении (изменении по числам, лицам, родам) в настоящем, будущем, прошедшем временах.
Настоящее время
Глаголы совершенного вида в настоящем времени ставятся в несовершенном виде: построить (инфинитив, сов.вид) – строю, строишь, строит, строим, строите, строят (несов.вид).
Лицо | Единственное число | Множественное число | ||
---|---|---|---|---|
Вопрос | Окончание | Вопрос | Окончание | |
1 | что делаю? | -у,-ю | что делаем? | -ем/-им |
2 | что делаешь? | -ешь/-ишь | что делаете? | -ете/-ите |
3 | что делает? | -ет/-ит | что делают? | -ут,-ют/-ат,-ят |
Будущее время
Глагол несовершенного вида для формирования будущего времени ставится в совершенный вид: строить (инфинитив, несов.вид) – построю, построишь, построит, построите (буд. вр., сов.вид), читать — читаю, читаешь, читает, читаем, читаете, читают. Будущее время формируется также из связки «быть» + инфинитив: буду строить, будешь строить и т.д.
Лицо | Единственное число | Множественное число | ||
---|---|---|---|---|
Вопрос | Окончание | Вопрос | Окончание | |
1 | что сделаю? | -у,-ю | что сделаем? | -ем/-им |
2 | что сделаешь? | -ешь/-ишь | что сделаете? | -ете/-ите |
3 | что сделает? | -ет/-ит | что сделают? | -ут,-ют/-ат,-ят |
Прошедшее время
Единственное число | Множественное число | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
М.р. | Ж.р. | Ср.р. | |||||
что делал? что сделал? | нулевое окончание | что делала? что сделала? | -а | что делало? что сделало? | -о | что делали? что сделали? | -и |
Повелительное наклонение
Единственное число | Множественное число | ||
---|---|---|---|
Вопрос | Окончание | Вопрос | Окончание |
что делай? что сделай? | -й/-и/-ь | что делайте? что сделайте? | -йте/-ите/-ьте |
Условное наклонение
Вопросы и окончания глаголов в условном наклонении такие же, как в прошедшем времени. Но к ним добавляется частица «бы». Примеры: строить — строил бы, строила бы, строило бы, строили бы; построить — построил бы, построила бы, построило бы, построили бы.
Единственное число | Множественное число | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
М.р. | Ж.р. | Ср.р. | |||||
что делал бы? что сделал бы? | нулевое окончание + бы | что делала бы? что сделала бы? | -а бы | что делало бы? что сделало бы? | -о бы | что делали бы? что сделали бы? | -и бы |
Спряжения
Различают два спряжения: 1 и 2. При этом окончания глаголов четко различают только под ударением. В том случае если ударение падает не на личное окончание, то тип спряжения различают по начальной форме (или инфинитиву). В общем случае, инфинитивы, оканчивающиеся на , относятся к 2-му спряжению, все остальные относятся к 1-му спряжению.
I спряжение | II спряжение | |
---|---|---|
Окончания | -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют | -ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят |
Примеры | берёшь, шьёт, пишет | спешишь, спит, звонят |
Глаголы-исключения
Есть некоторые исключения. Ко 2 спряжению относят:
- все глаголы на -ить (кроме брить, стелить);
- 7 глаголов на -еть (вертеть, видеть, зависеть, ненавидеть, обидеть, смотреть, терпеть);
- 4 глагола на -ать (гнать, держать, слышать, дышать).
Соответственно к 1 спряжению относят:
- все остальные глаголы на -еть, -ать, -ять, -оть, -уть, -ыть, -ть;
- брить, стелить.
Разноспрягаемые глаголы
Два глагола в русском языке относятся к разноспрягаемым: хотеть и бежать. Соответственно и все их приставочные формы тоже: захотеть, прибежать и т.д.
Глагол хотеть в ед.ч. имеет окончания 1 спряжения, а во мн.ч. 2 спряжения.
Глагол бежать в 3 лице мн.ч. имеет окончание 1 спряжения, а во всех остальных лицах — 2 спряжения.
Примечание 1. Три глагола есть, дать, создать имеют особые личные окончания:
- ем, ешь, ест, едим, едите, едят;
- дам, дашь, даст, дадим, дадите, дадут;
- создам, создашь, создаст, создадим, создадите, создадут.
Примечание 2. Некоторые глаголы имеют особенности в образовании и употреблении форм лица. К ним принадлежат глаголы, не имеющие формы 1 лица ед.ч.: дерзать, победить, убедить, очутиться, чудить.
Примечание 3. Есть глаголы, которые имеют две системы личных форм, одна из которых чаще употребляется в разговорном стиле:
- брызгать — брызжешь, брызгаешь;
- мучить — мучаешь, мучишь;
- махать — машешь, махаешь;
- мурлыкать — мурлычешь, мурлыкаешь;
- полоскать — полощешь, полоскаешь.
Глаголы-исключения I и II спряжения – правила правописания и определения
НАПИСАНИЕ ГЛАГОЛОВ И ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ
Для успешного выполнения задания учащиеся должны знать:
—что такое личная форма глагола;
—что такое спряжение, как его определить, в чём его значимость;
—как зависит написание суффикса причастия от спряжения глагола;
—в каких случаях написание суффикса причастия/деепричастия определяется спряжением, а в каких нет.
11.1 НАПИСАНИЯ, КОТОРЫЕ ЗАВИСЯТ ОТ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА.
Правило определения спряжения глагола является базовым, основным правилом для ТРЁХ орфограмм, изложенных в этом пункте.
В зависимости от буквы в окончании все глаголы относят к I или II спряжению . Исключения составляют разноспрягаемые глаголы
Пояснения к таблице.
1. Если личное окончание находится под ударением, то определить спряжение глагола легко: в приведённых парах личные формы глаголов ИДТИ, ПЕТЬ и СИДЕТЬ, КРИЧАТЬ имеют ударные личные окончания.
Глагол относится к I спряжению, если его окончание содержит Е; УТ/ЮТ .
Глагол относится к II спряжению, если его окончание содержит И; АТ/ЯТ .
Слов с ударным окончанием достаточно много: летИТ, спИТ, горИТ, печЁТ, льЁТ.
Обратите внимание: появление приставки ВЫ не влияет на написание окончания: ВЫлетИТ, ВЫгорИТ, ВЫпечЕТ, ВЫльЕТ.
2. Вторые пары слов, личные формы глаголов ПИСАТЬ, ДЕЛАТЬ и СМОТРЕТЬ, ДЫШАТЬ, не имеют ударения на окончании. В них написаны буквы Е- УТ и И -ЯТ только потому, что было установлено: это глаголы I и II спряжения. Список слов с безударным окончанием гораздо более обширен.
Спряжения слова с безударным окончанием определяют, исходя из того, на какие буквы оканчивается глагол в начальной форме (или в инфинитиве, или в неопределённой форме).
Обратите внимание : фраза «на что оканчивается» не равна фразе «окончание слова». У инфинитива нет окончания, он может только оканчиваться на что-то, обычно пишут три последние буквы: читАТЬ (-ать), гнУТЬ (-уть), борОТЬся (-оть), где буква перед ТЬ является суффиксом. Окончание есть у глаголов в личных формах: читаЮТ, гнЁТ, дышАТ. Поэтому неверно: глагол оканчивается на АТ, значит, он первого спряжения.
1) все глаголы на -ИТЬ, кроме
стелить (употребляется только в инфинитиве и прошедшем времени; личные глагольные формы образуются от глагола стлать — стелют),
2) 4 глагола на -АТЬ и 7 глаголов на -ЕТЬ: гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть, и терпеть, и зависеть, и вертеть .
Обратите внимание : добавление приставки не изменяет спряжение глагола. Таким образом, и ЗАгнать, и ПРИсмотреть, и Услышать будут по-прежнему глаголами второго спряжения.
Примечание 1: В начальной школе вас учили определять спряжение по третьему лицу глагола: если ОНИ УТ или ЮТ, то это—глагол I спряжения, а если ОНИ АТ или ЯТ, то II. Да, это правило работает, но только в том случае, если вы точно знаете, как правильно написать третье множественное (ОНИ). В этих примерах—они бор..тся или они слыш..т— выбрать буквы Я/Ю или А/У сложно, а вот умение определять спряжение по инфинитиву не подведёт: бороться (на ОТЬ, I спряжение, значит, пишем ЮТ; слышать (II спр., исключ., пишем АТ).
Примечание 2 : Инфинитив должен быть того же вида, что и личная форма глагола. К примеру, есть слово «настраивает» (он). Инфинитив будет «настраивать», что делать?, несовершенный вид, как и у слова «настраивает». Это первое спряжение, поэтому пишется Е. Если же ошибочно взять инфинитив другого вида, «настроить» (что сделать), то уж выходит второе спряжение, и нужно писать И. Это букву мы напишем в форме «настроИт» (что сделает, совершенного вида).
Примечание 3 . Постфикс СЯ/СЬ не влияет на спряжение.
Примечание 4 . В некоторых инфинитивах написание букв перед ТЬ (ЕТЬ/ИТЬ/ЯТЬ) вызывает сложности. Таблица таких глаголов опубликована в «Справке» к заданию 10.
Примечание 5: К некоторым глаголам подобрать неопределённую форму непросто. Записывайте такие глаголы и запоминайте их начальные формы. Например, слово «уколет» имеет начальную форму уколоть (не уколить), глагол «мелет» имеет форму молоть (не мелить).
Рассмотрим орфограммы, основанные на этом правиле.
11.1.1 Безударные личные окончания глаголов
Чтобы определить, писать в окончании глагола букву И или Е, требуется установить его спряжение.
Первым делом убедитесь в том, что в глаголе нет приставки вы, если же она есть, уберите её и следуйте основному правилу определения спряжения глагола. Не обращайте внимания на постфикс СЯ или СЬ, он не влияет на спряжение. Например, даны слова: постро..шь, устраива..т (он), обид..тся (он), вынес..т (он).
Увидели приставку вы в слове вынес..т, убрали её, осталось слово несЁТ с ударным окончанием.
Остальные глаголы ставим в начальную форму (не путаем ВИД!) и определяем спряжение: построИТЬ (II спряжение, на ИТЬ), устраивАТЬ (I спряжение, на АТЬ, нельзя «устроить», вид не тот), обидЕТЬся (II спряжение, исключение). Вставляем буквы: построИшь, устраиваЕт (он), обидИтся (он), вынесЕт (он).
11.1.2 Безударные гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени
Ключевым моментом этого правила является понимание того, что причастия настоящего времени образуются от основ глаголов настоящего времени, а выбор присоединяемых суффиксов причастий УЩ/ЮЩ или АЩ/ЯЩ зависит от спряжения глагола . Верно образованные и правильно написанные причастия имеют в суффиксе ту же букву, что и глаголы в 3 лице. Сравним:
И это не совпадение не случайно, ведь для образования причастий от глаголов I спряжения используются суффиксы УЩ/ЮЩ, а для образования причастий от глаголов II спряжения — АЩ/ЯЩ.
Как видно из таблицы, гласные буквы в окончаниях глаголов УТ(ЮТ) и АТ(ЯТ) совпадают с буквами в суффиксах причастий: они мечтаЮт — они мечтаЮщие; они колЮт — они колЮщие; они дремлЮт — они дремлЮщие.
Рассмотрим на примерах, как знание правил образования причастий настоящего времени помогает избежать ошибок.
Возьмём глагол «следовать». Образуем от глагола «следовать», 1 спряжения, 3-е лицо: следуЮТ. Уберём окончание, оставим основу, добавим суффикс: следу+ЮЩ+ий=следуЮЩий. Вот почему неверно «следущий», без буквы Ю.
Образуем причастие от слова «быть», 1 спряжение. Ставим в третье лицо, они будУТ Образуем причастие, беря основу: буд+УЩ+ий= будУЩий. Вот почему неверно «будующий», с буквой Ю.
Возьмём слово с неясной букой в суффиксе леле(Я/И/Е)ть. Не знаем букву в инфинитиве, значит, не можем определить спряжение. Такие слова нужно запоминать. В «Справке» к заданию 10 это слово было в табличке, потому вписываем лелеЯть, а далее по схеме: спряжение I, значит, они лелеЮТ, значит, лелеЮЩий.
В задании 11 нам предлагается пройти обратный путь, то есть определить спряжение глагола по уже образованному причастию и вставить букву.
Кашля. щий←кашляЮТ←кашлЯТЬ. Спряжение I, суффикс причастия ЮЩ;
Бор..щийся←бор(Ю/Я)тся←борОТЬся. По третьему лицу спряжение не удалось определить, по начальной легко, I спряжение, нужен суффикс ЮЩ;
Увлека..щийся←увлекаЮТся←увлекАТЬся, спряжение I, суффикс причастия ЮЩ;
Мел..щий (кофе, зерно или говорящий ерунду, чепуху )←молОТЬ, спряжение I, суффикс причастия ЮЩ
Запомним слова-исключения из этого правила:
брезжУЩий, зыблЮЩийся, зиждУЩийся, внемлЮЩий.
11.1.3 Безударные гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени
Как и в предыдущем пункте, выбор присоединяемых суффиксов причастий ЕМ или ИМ зависит от спряжения глагола.
Верно образованные и правильно написанные причастия имеют в суффиксе ту же букву, что и глаголы в 1 лице множественного числа (мы). Сравним:
Для образования причастий от глаголов I спряжения используются суффиксы ЕМ/ОМ, а для причастий от глаголов II спряжения— ИМ.
Рассмотрим, как применять это правило на примерах.
Расходу. мый (материал)← (мы) расходуЕМ← так как «расходовАТЬ» — глагол I спряжения , суффикс причастия ЕМ, окончание глагола ЕМ;
Неконтролиру. мый (процесс)←(мы) не контролируЕМ←так как «контролировАТЬ» — глагол I спряжения, суффикс причастия ЕМ, окончание глагола ЕМ.
Запомним слова, написание букв в суффиксе которых вызывает затруднение:
приемлЕМый, неотъемлЕмый, незыблЕМый.
Слово движИМый пишется с ИМ, так как образовано не от слова «двигать», а от ныне устаревшего глагола второго спряжения движити.
11.2 НАПИСАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ ЗАВИСЯТ ОТ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛА.
Сформулируем общее правило, понимание которого позволит не допускать ошибок: причастия и деепричастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива , поэтому достаточно знать, как пишется инфинитив и как происходит образование глагольных форм.
11.2.1 Гласные перед суффиксами действительных причастий прошедшего времени
Написание пропущенной буквы в причастиях типа увидЕвший, обидЕвший, наклеИвший определяется только тем, какая буква была на этом месте в начальной форме глагола , ведь эти слова образованы от основ увидЕть, обидЕть, наклеИть при помощи суффикса ВШ. Эта буква—та же самая, что и перед Л в глаголах прошедшего времени: тот, который увидЕл—увидЕвший, отредактировАл—отредактировАвший, переписывАл—переписывАвший.
Приведём примеры из задания 11
ненавид. вший — суффикс вш указывает на прошедшее время, значит, нужно определить букву в инфинитиве: ненавидЕть. Вписываем эту букву в причастие, ненавидЕвший.
Обратите внимание : то, что глагол входит в список исключений, для данного правила не имеет никакого значения.
Приведём пример ошибочного рассуждения: слово образовано от глагола -исключения, значит, нужно писать и. (Букву и нужно писать, но только в формах не прошедшего времени, а в формах настоящего).
выгор..вший — суффикс вш указывает на прошедшее время, значит, нужно определить букву в инфинитиве: выгорЕть. Вписываем эту букву в причастие, выгорЕвший.
11.2.2 Аналогично правило работает и при определении безударной гласной буквы перед суффиксами деепричастий прошедшего времени :
Сравним пары слов в столбиках:
НастроИвший
ПросмотрЕвший
ПрижАвшийся
ПросмотрЕв
ПрижАвшись
Гласная буква—суффикс начальной формы— перед выделенными суффиксами ОДНА и та же, и она «перешла» вместе с основой начальной формы глагола, от которой обе формы образованы.
Приведём словообразовательные цепочки: обессилЕть→обессилЕвший (причастие), обессилЕть→обессилЕв (деепричастие); измучИть→измучИвший(причастие), измучИть→измучИв (деепричастие); посеЯть→посеЯвший (причастие), посеЯв (деепричастие).
11.2.3 Гласные в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени
Формы страдательных причастий образуются от основ инфинитива при помощи суффикса ЕНН или НН.
Если основа глагола оканчивается не на ИТЬ, то есть с сохранением гласной буквы основы, например:
ЗарисовАть→зарисовА+НН+ый=зарисованный, в слове два суффикса;
замаскировАть→замаскировА+НН+ый=замаскированный, в слове два суффикса;
обстрелЯть→обстрелЯ+НН+ый=обстрелянный, в слове два суффикса.
Таким образом, перед НН пишется та же самая буква, что и в основе инфинитива.
Если основа глагола оканчивается на ИТЬ, то есть с усечением гласной буквы основы, например:
УкусИть→укуш+ЕНН+ый=укушенный, суффикс И усекается, добавляется ЕНН;
подстрелИть→подстрел+ЕНН+ый=подстреленный, суффикс И усекается, добавляется ЕНН;
закрасИть→закраш+ЕНН+ый=закрашенный, суффикс И усекается, добавляется ЕНН.
Таким образом, чтобы правильно написать суффикс причастия, образованного от глагола на ИТЬ, нужно ить заменить на ЕНН.
Отдельно стоит отметить случаи, если основа глагола оканчивается на ЕТЬ: некоторые лингвисты считают в причастиях суффикс ЕНН, другие видят два суффикса, Е и НН:
УвидЕть→увидЕ+НН+ый=увиденный, указаны два суффикса;
рассмотрЕть→рассмотр+ЕНН+ый= рассмотренный, указан один суффикс.
При разном подходе к определению состава слова написание буквы Е перед НН остаётся неизменным.
Как вы уже заметили, буквы и перед НН не бывает никогда.
Этим же правилам подчиняются и отглагольные прилагательные, образованные от глаголов несовершенного вида:
пилИть→пил+ЕН+ый=пиленый, суффикс И усекается, добавляется ЕН;
вязАть→вязА+Н+ый=вязаный, в слове два суффикса;
сеЯть→сеЯ+Н+ый= сеяный, в слове два суффикса.
Ряд слов, образованных от ПОХОЖИХ глаголов нужно отметить особо.
выкачАнная (качАть) из колодца вода — выкачЕнная из подвала бочка (выкатИть);
развешАнное бельё (развешАть) — навешЕнная дверь (навесИть); взвешЕннный товар (взвесИть);
замешАнный в авантюру (замешАть) — замешЕнное тесто (замесИть);
вывалЯнный в грязи (вывалЯть) — вывалЕнный мусор (вывалИть).
Знание правильной формы инфинитива помогает и в написании слов
измучЕННый (измучИть), слова «измучанный» нет;
измерЕННый (измерИть, что сделать?, от измерЯть причастия прошедшего времени не образуется);
Деепричастие — признаки и примеры
О чем эта статья:
6 класс, 7 класс
Понятие деепричастия
Сейчас узнаем, что обозначает деепричастие и дадим определение.
Деепричастие — самостоятельная часть речи или особая форма глагола.
Деепричастие отвечает на вопросы:
Примеры деепричастий: рисуя картины, стоя на столе, собравшись у поход, купив подарок.
Деепричастия объединяют значения глаголов и наречий:
называют признак действия (каким образом оно совершается).
Теперь мы знаем, что называется деепричастием. Рассмотрим, от чего образовано и от чего зависит деепричастие.
Грамматические признаки деепричастий
Деепричастия совмещают грамматические признаки глаголов и наречий.
Признаки глаголов:
Вид. Если в вопросе к деепричастию есть буква «с» — вид совершенный, если ее нет – несовершенный:
Жил, (что делая?) создавая музыку — вид несовершенный (нет «с» в вопросе).
Прожил, (что сделав?) оставив след — вид совершенный (есть «с» в вопросе).
Переходность. Деепричастие переходное, если у него есть зависимое слово в винительном падеже без предлога.
Погладив (кого?) кошку — существительное «кошка» стоит в винительном падеже без предлога, значит деепричастие переходное.
Гуляя по улице — деепричастие непереходное, потому что у него нет зависимого слова в винительном падеже без предлога.
Возвратность. Если есть -ся/-сь — деепричастие возвратное, если нет — невозвратное:
Умывшись водой — возвратное (есть -сь).
Умыв лицо — невозвратное (нет -ся/-сь).
Признаки наречий:
Неизменяемость. Деепричастие не склоняется и не спрягается.
В словосочетаниях обычно, как и наречия, примыкают к личным формам глаголов, реже – к инфинитивам или причастиям.
Она плачет, смеясь.
Для наглядности объединили все признаки в следующую таблицу:
Обозначает добавочное к основному действие.
Образуется от глагола, сохраняя его признаки.
Вид (совершенный и несовершенный).
Деепричастие распространяется существительными, наречиями, местоимениями.
Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот.
Деепричастие образует словосочетания:
Одновременно характеризует основное действие, которое показывает как? когда? почему? оно происходит;
Деепричастие относится к глаголу-сказуемому.
В предложении бывает только обстоятельством.
И еще подробнее про образование деепричастий:
Обозначают незаконченное добавочное действие, которое происходит одновременно с действием, которое выражено глаголом.
Образуются от основы настоящего времени глагола с помощью суффикса -а (-я):
узнавая — узнавать (от глаголов с суффиксом -ва- деепричастие образуется от основы инфинитива)
От некоторых глаголов (бьют, рвут, берегут, текут) деепричастия не образуются.
Обозначают законченное добавочное действие, которое, совершается до начала действия, которое выражено глаголом.
Образуются от основы неопределенной формы (прошедшего времени) с помощью суффиксов -в, -ши, -вши:
К суффиксу -в возвратный суффикс -ся.
От некоторых глаголов возможно образование двойных форм (от основы инфинитива и основы прошедшего времени):
От некоторых глаголов деепричастия образуются с помощью суффиксов -а, (-я) (от основы будущего времени):
Синтаксическая роль деепричастия
В предложениях деепричастие зависит от глагола, которое выполняет роль сказуемого.
Чем выражено деепричастие в предложении — второстепенным членом и выполняет синтаксическую роль обстоятельства.
А если рядом с деепричастием стоят зависимые слова, то это уже деепричастный оборот.
При разборе деепричастного оборота, нужно сначала его выделить как обстоятельство, а после — разобрать внутри по членам. Вот так:
Чаще всего деепричастия выделяются запятыми. Но есть такие, которые выделять не нужно:
Одиночные деепричастия, которые перешли в разряд наречий (стоя, сидя, шутя, молча, лежа). Такое деепричастие не обозначает добавочного действия:
Нужно читать, сидя за столом при хорошем освещении.
Он говорил волнуясь (то есть взволнованно).
Когда деепричастие не означает добавочного действия, а означает только признак действия.
Устойчивые выражения, фразеологические обороты, в состав которых входит деепричастие: бежать сломя голову, работать не покладая рук, заговорить скрепя сердце, кричать не помня себя.
Морфологический разбор деепричастия
Морфологический разбор деепричастия — это морфологическая и синтаксическая характеристика слова.
План разбора деепричастия
Часть речи. Общее значение.
начальная форма (неопределенная форма глагола);
Синтаксическая роль (подчеркнуть как член предложения).
Давайте посмотрим на примере, как сделать полный морфологический разбор деепричастия.
Пример 1
Журча — особая форма глагола — деепричастие, бежит (что делая? как?) — журча — обозначает добавочное действие.
Начальная форма — журчать. Несовершенный вид, неизменяемая форма.
Бежит (как?) журча (обстоятельство образа действия).
Пример 2
Слушая бабушкины рассказы о прошлом, я всегда удивляюсь.
Слушая — особая форма глагола — деепричастие, удивляюсь (что делая? как?) — слушая — обозначает добавочное действие.
Начальная форма — слушать. Несовершенный вид, переходное, невозвратное.
Удивляюсь (как?) слушая (обстоятельство времени).
Вопросы для самопроверки
Укажите, что обозначает деепричастие в русском языке.
Грамматические признаки каких двух частей речи объединяет деепричастие?
Вспомните различия в образовании деепричастий совершенного и несовершенного вида.
Какую синтаксическую роль или роли может выполнять деепричастие в предложении?
Выполните морфологический разбор деепричастия в предложении: Враг отступил к стене, моля о пощаде.
Что такое деепричастие в русском языке?
Деепричастие — это особая глагольная форма (часть речи), которая обозначает добавочное действие как признак другого процесса, имеет грамматические признаки глагола и наречия и отвечает на вопросы что делая? что сделав? Рассмотрим, что такое деепричастие в русском языке, определим его общее грамматическое значение и характерные признаки.
Выясним, какое значение имеет деепричастие в русском языке, и определим его грамматические особенности в сравнении с другими частями речи.
Деепричастие совмещает морфологические признаки двух самостоятельных частей речи — глагола и наречия.
Деепричастие как глагольная форма
Укажем, что роднит деепричастие с глаголом.
В русском языке деепричастия образуются от глаголов совершенного и несовершенного вида и отвечают на вопросы:
Несовершенного вида
Совершенного вида
Признаки глагола у деепричастия
Начальной формой деепричастия, как и у глагола, является инфинитив, например:
- сохраняя — сохранять; указывая — указывать;
- подбежав — подбежать; устремившись — устремиться.
Далее укажем постоянный морфологический признак деепричастия — это вид, который определим по заданному вопросу:
- (что делая?) играя вальс — несовершенный вид;
- (что сделав?) сыграв вальс — совершенный вид.
Деепричастия обладают грамматической категорией переходности/непереходности:
- читая (что?) книгу (управляет существительным без предлога в форме винительного падежа),
- стоя (у чего?) у окна (существительное в косвенном падеже с предлогом);
Эта глагольная форма бывает возвратной или невозвратной:
- умывать — умывая;
- умыть ся — умывши сь .
Отметим способность деепричастия иметь при себе зависимые слова:
- читая (что?) книгу;
- сидя (на чём?) на скамейке;
- улыбаясь (как?) весело.
Как глагольная форма, деепричастие сохраняет признак действия. Оно обозначает добавочное действие, происходящее одновременно с главным процессом, выраженным глаголом-сказуемым.
Прислушиваясь к шепоту осенней листвы, старик неспешно гулял по аллеям парка.
Если деепричастие заменить спрягаемой формой глагола, то соответствующее действие будет восприниматься как равноправное.
Старик гулял и прислушивался к шёпоту листвы.
Деепричастие может обозначать действие, предшествующее основному:
Написав сообщение, я отправил его по электронной почте.
Я сначала написал , а потом отправил .
Подытожим наши наблюдения и дадим такое определение этой форме глагола:
Признаки наречия у деепричастия
Так же, как и наречие, деепричастие не изменяется, то есть у него нет окончания как словоизменительной морфемы. Например, эта глагольная форма имеет следующий морфемный состав:
( гул я ть ) гул я я — корень/суффикс/суффикс;
( об рад ова ть ся ) об рад ова вши сь — приставка/корень/суффикс/суффикс/постфикс.
С помощью формообразующих суффиксов деепричастие образуется от самостоятельной части речи глагола и сохраняет некоторые глагольные категории, что позволит называть его глагольной формой. Хотя отметим, что некоторые авторы считают деепричастие самостоятельной частью речи.
Синтаксическая роль деепричастия
В предложении деепричастия выполняют синтаксическую роль обстоятельств.
Сравним:
улыбалась как? застенчиво — обстоятельство образа действия, выраженное наречием.
Улыбаясь застенчиво, девушка рассказала о своем участии в конкурсе.
Рассказала как? улыбаясь застенчиво — обстоятельство образа действия, выраженное деепричастием и наречием.
Как видим, как и наречие, неизменяемая форма глагола деепричастие поясняет глагол и примыкает к нему.
Морфологический разбор деепричастия
- особая форма глагола — деепричастие
- н. ф. — инфинитив
- вид (совершенный или несовершенный)
- переходность
- возвратность
- синтаксическая роль в предложении.
Примеры морфологического разбора деепричастия
Моя лодка помчалась по реке, бесшумно и легко вертясь на волнах.
Слово «вертясь» отвечает на вопрос: что делая?
Вертясь — деепричастие, начальная форма — вертеться, несовершенный вид, непереходное, возвратное, обстоятельство образа действия.
Слушая бабушкины рассказы о прошлом, я всегда удивляюсь.
Слушая — деепричастие, начальная форма — слушать, несовершенный вид, переходное, невозвратное, обстоятельство времени.
Приблизившись к открытой двери, я услышал веселый смех.
Слово «приблизившись» отвечает на вопрос: что сделав?
Приблизившись — деепричастие, начальная форма — приблизиться, совершенный вид, непереходное, возвратное, обстоятельство времени (услышал когда? приблизившись).