Диктанты по русскому языку – 9 класс 3 четверть

Диктанты по русскому языку

Тексты диктантов по разным классам (https://urokislv.ru/ )

5 класс

6 класс

7 класс

  • Диктант по русскому языку за 1 четверть в 7 классе.docx (18.52 kB)
  • Диктант по русскому языку за 2 четверть в 7 классе.docx (20.19 kB)

8 класс

9 класс

  • Диктант по русскому языку 9 класс 1 четверть.docx (21.91 kB)
  • Диктант по русскому языку 9 класс 2 четверть.docx (20.31 kB) Диктант по русскому языку 9 класс 3 четверть.docx (20.68 kB) Итоговый диктант за год в 9 классе.docx (20.95 kB)

5 класс

Правописание падежных окончаний имён существительных

м., ж. р. с окончаниями –а, -я

м. р. без окончания, с. р. без окончания

ж. р. без окончания

Рады тишин. ходили от стрелк. к стрелк. в утренней дымк. среди тишин. пыль на тропинк. на опушк. леса, по бокам алле. описание Волг. в школ. в техникум. в институт. начинается учебный год, на праздник. в училищ. на алле. в парк. в тишин. степи, в деревн. на площад. на поверхност. воды, на пристан. в тетрад. выйти к опушк. прибл. жаться к цел. по знакомой местност. идти по карт. на листьях сирен. у края рощ. подниматься по лестниц. спектакль в театр. в юност. увлекаешься, вернуться к ноч. отдыхать в лагер. расположиться на полян. нет настоящей тен. запах полын. в пышной зелен. радостно на сердц. стоять на площад. под. ехать к гости. иц. от ал. е. вправ. жить в Рос. и. служить на границ. уроки географи. служить в арми. идти по ал. е. не встретить Мари. находиться в здани. играть на виолончел. и роял. оборудование аудитори. рисунок на открытк. заботиться о здоровь. отдыхать в санатори. оазис в пустын. в минуты радост. и печал. в живописном ущель. в постоянном движени. вода в графин. купаться в мор. идти вместе по жизн. сообщение о прибыти. поезда, о научном открыти. уроки астрономи. говорить о поэзи. собрали кол. екци. растений, об алюмини.

Идём по улиц. приближаемся к станци. встретимся на остановк. трол. ейбус на перекрёстк. говорили о Натали. к Клавди. Петровн. у Евдоки. Аркадиевны, к Мари. Петровн. о Дарь. Ильиничн. снег лежит на тропинк. алле. на зелёной ел. и пихт. спит в берлог. в своей постел. с ветк. на ветку, бродит по дорог. возле деревн. был в здани. записано в Конституци. на темен. в пламен. огня, подошёл к знамен. расположиться в долин. стоять у знамен. находиться в вестибюл. расти на свобод. нога в стремен. отвечать по истори. постареть от врем. н. участвовать в экспедици. проходить по алле. звать по имен. предупредить об опасност. в пламен. костра, заботиться об урожа. стоять в размышлени. быть во всеоружи. быть в раздумь. слушать лекцию в планетари. по фамили. прочитать в энциклопеди. заниматься в студи. расписаться в получени. отдыхать в санатори. упрекать в равнодуши. читать в хрестомати. не забывать о сострадани. и милосерди. храбрость в сражени. ошибаться в сочинени. запутаться в решени. задач. отвечать на географи. ошибка при умножени. при склонени. существительных, родился на юге Росси. не теряла врем. н. о здоровь. Анны Сергеевн. в выражени. лица, говорил об отц. дяд. жизнь в Петербург. стыдился своей заносчивост. неудач. рас. просить о работ. о здоровь. сказал при прощани. присутствовать при репетици. сообщить о пьес. и её репетици. под. ехать к башн. крепост. найти отр. жение в легенд. в предани. в летопис. побывать в подземель. остановился на распуть. задержаться в укрыти. виднеться в поднебесь. жить в Заполярь. чу. ствовать на рас. тояни.

Правописание О – А на конце наречий

Если есть приставки в-, на-, за-

Примеры: влево, наглухо, затемно

Если есть приставки из-, до-, с-

Примеры: издалека, дотемна, справа

В наречиях, образованных от прилагательных без приставки

Примеры: быстрый – быстро, долгий – долго

7 класс
Поворот слев. направ. уехать надолг. вытереть досух. изредк. переписываться, переработать занов. начать снов. накалить докрасн. друзья издавн. обратиться запрост. выйти засветл. наскор. позавтракать, возвратиться затемн. накормить досыт. глядит испуганн. посмотреть искос. расположиться справ. запереть наглух. вскрикнуть сдавлен. взглянуть влев. доходчив. об. яснить, сначал. выслушать, идти медленн. близк. от дома, сердит. ответить, ещ.

Правописание суффиксов причастий

если причастие образовано от глагола 1 спряжения

быть- будущий, стелить – стелющий

если причастие образовано от глагола 2 спряжения

дышать – дышащий, красить – красящий

перед –вш- пишется та же гласная, что и перед – ть в неопределённой форме глагола

красить – красивший, увидеть – увидевший

перед –ш- пишется та же согласная, что и перед окончанием неопределённой формы глагола

привезти – привёзший, сберечь – сберёгший

если причастие образовано от глагола 1 спряжения

читать – читаемый, заменять – заменяемый

если причастие образовано от глагола 2 спряжения

растворить – растворимый, зависеть – зависимый

перед –нн- пишется та же гласная, что и перед

-ть в неопределённой форме глагола

увидеть – увиденный, расстрелять – расстрелянный

пишется, если причастие образовано от глагола на –ить, -ти, -чь

построить – построенный, унести – унесённый

Чита. щий ученик, вид. мый объект, хорошо слыш. щий, молч. щий человек, запёкш. йся п. рог, брос. вший мяч, чит. ная книга, вид. нный фильм, атаку. щий б. тальон, атаку. мый противник, атакован. ый б. тальон, скошен. ая трава, вид. мые горы, спалён. ая жнива, сверка. щая вершина, нач. вшийся шторм, бушу. щее море, бор. щийся народ, стро. щийся дом, прерыва. мый звонком, хран. мый т. лисман, выг. ревшая трава, се. вший зерно, засе. нное поле, изуч. ный м. териал, выстро. ный посёлок, увлеч. нный человек, подстрел. ный зверь, обстрел. ные окопы, замеш. ный раствор, замеш. ный в пр. ступлении человек, обещ. ная поддержка, разрушен. ая стена, услыш. ная новость, сломле. ное сопротивление, слом. ный в. лосипед, обветрен. ое лицо, утер. ные документы, утрач. ные ил. юзии, прострел. ная нога, подслуш. ный разговор, ч. тавший книгу, г. ряший лес, подн. мавш. ся самолёт, атаку. щий противника, крич. щий ребёнок, о начавш. мся шторме, вез. щий воз, кле. вший обои, засе. ное поле, вынес. ный из огня, вымытый пол, люб. мый бабушкой, прозвуч. вшая тоска

Правописание суффиксов глаголов

в прошедшем времени и в неопределённой форме, если глагол в 1 лице единственного числа настоящего или будущего времени заканчивается на –ую, юю.

Советую – советовал – советовать; танцую – танцевал – танцевать

в прошедшем времени и в неопределённой форме, если глагол в 1 лице единственного числа настоящего или будущего времени заканчивается на – ываю, – иваю.

Рассчитываю – рассчитывал – рассчитывать; осваиваю – осваивал – осваивать

у глаголов несовершенного вида, перед суффиксом –ва- писать ту же гласную, что и перед -ть в неопределённой форме глагола

признавать – признать, отдать – отдавал

у глаголов прошедшего времени перед суффиксом –л- пишется та же гласная, что и перед -ть в неопределённой форме глагола

построил – построить, увидеть – увидел

Чу. ств. вать усталость, уча. ств. вать в сост. заниях, коч. вать с места на место, в. спитывать брата, вслуш. ваться в разговор, разыгр. вать роль, проектир. вать плотину, потч. вать фруктами, наста. вать на своём, завед. вать отделом, изредк. навед. ваться к пр. ятелям, настойч. во совет. вать, усилен. о рекоменд. вать, проповед. вать научные взгляды, негод. вать от возмущения, электр. фицир. вать посёлок, рас. чит. вать на вн. мание, че. ств. вать победителей, исслед. вать пр. чины, испыт. вать неудобства, ходатайств. вать о финанс. вой помощи, обл. ц. вать стены, красиво танц. вать, созд. вать коми. сию, изд. вать приказ, разв. вать скорость, созр. вать в теплице, над. вать плащ, вып. вать лекарство, застр. вать в пути, посёл. к обезлюдел, уча. ств. вать в диску. сии, проп. гандир. вать научные знания, мотивир. вать свою точку зрения, ше. ств. вать по городу, пр. сутств. вать на м. тинге, ори. нтир. ваться в обст. новке, доклад. вать о результатах эксп. р. мента, обслуж. вать па. сажиров.

Контрольный диктант по теме «Сложносочиненное предложение»

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

С ЗАДАНИЕМ В РАМКАХ ОГЭ

В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ

«СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Разработала :

Камышова Юлия Минияровна

Учитель русского языка

и литературы

МБОУ ОСОШ с. Михайловка

Приморского края

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ С ЗАДАНИЕМ В РАМКАХ ГИА В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Тип урока: урок контроля знаний учащихся.

Цель: выявление пробелов в знаниях учащихся по теме «Сложносочиненное предложение».

– проверить знания учащихся по теме «Сложносочиненное предложение»;

-развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

– развивать самостоятельность в проведении контроля, самоконтроля;

– воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

I. Организационный момент.

II. Чтение учителем текста диктанта.

Наступление на тайгу

1)Остров закрывал утренний густой туман. 2)Поднявшееся солнце ударило по нему золотыми лучами, и туман быстро рассеялся, растаял. 3)Строители расположились на прибрежной полосе земли со всеми завезенными сюда материалами: трубами, машинами, запасами продовольствия. 4)По льду нескончаемо громыхали машины с людьми и ползали мощные тракторы.

5)Первыми на тайгу двинулись двумя колоннами тракторы.6) Моторы угрожающе ревели, и машины в напряжении тряслись. 7)Прошло мгновение – и первые деревья, подломленные под корень, накренились и упали. 8)Рычали тракторы, оглушительно трещали деревья, и лес окутался взметнувшейся в воздух снежной пылью. 9)Как будто гигантским ножом, надвое рассеклась тайга.

10)Широкая просека в лесу заполнилась людьми, и лесорубы и плотники начали расчищать ее под строительную площадку. 11)Всюду почувствовалось присутствие человека.12) На просеке то дружно звенели пилы, то раздавался треск раскалываемого дерева. 13)Лесорубы готовили бревна для устройства дороги, а плотники – полотняный городок.

1)Из предложений 2-3 выпишите слово, в котором правописание гласной в приставке определяется значением «близость». .

2)Из предложений 1-2 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В отымённых прилагательных в суффиксе –ЕНН- пишется НН» .

3)Замените разговорное слово «накренились» в предложении 7 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

4) Замените словосочетание « прибрежной полосе » , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

5) Выпишите грамматическую основу предложения 3.

6)Среди предложений 5-7 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

7) Среди предложений 1-4 найдите предложение с общим второстепенным членом предложения, относящимся к обоим предложениям . Напишите номер этого предложения.

8)Укажите количество грамматических основ в предложении 8. Ответ запишите цифрой.

9)Среди предложений 1-4 найдите предложения с сочинительной связью. Напишите их номера.

1)Из предложений 10-11 выпишите слово, в котором правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного звука.

2)Из предложений 6-7 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени пишется -НН-» .

3)Замените книжное слово «гигантским» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

4) Замените словосочетание « снежной пылью » , построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.

5)Выпишите грамматическую основу предложения 11.

6) Среди предложений 7-9 найдите предложение со сравнительным оборотом. Напишите номер этого предложения.

7) Среди предложений 1-4 найдите предложение с общим второстепенным членом предложения, относящимся к обоим предложениям . Напишите номер этого предложения.

8)Укажите количество грамматических основ в предложении 2. Ответ запишите цифрой.

9)Среди предложений 10-13 найдите предложения с сочинительной связью. Напишите их номера.

III. Запись учащимися текста под диктовку.

IV. Проверка записанного текста.

V. Выполнение грамматических заданий.

VI. Проверка учащимися выполненных заданий и текста в целом.

Диктанты по русскому языку – 9 класс 3 четверть

9-й класс
Тема: «Повторение изученного в 5–8-х классах»

Кролик не успел закончить рассказ. Вдруг он вскинул голову, навострил уши, и ноздри его затрепетали. Через несколько секунд беглецы совсем рядом услышали тяжелую поступь. Неожиданно листья кустарника на другой стороне тропинки разошлись, и оттуда высунулась вытянутая голова с черно-белыми полосками. Морда опущена, зубы скалятся, нос почти касается земли. Потом друзья разглядели крупные мощные ноги и черное туловище. Глаза, злые и умные, уставились прямо на них. Еще кролики увидели зубы, сверкавшие белизной. Какое-то время все неподвижно смотрели на это чудовище. Потом Шишак, стоявший к нему ближе других, повернулся и двинулся прочь. «Пошли отсюда, – шепнул он на ходу. – С ним лучше не связываться».
Друзья побежали за ним и вскоре выскочили на небольшой обрыв. Увидев реку, они замерли и вытаращили глаза. Разумеется, после тяжелой ночи переплыть через нее будет трудно.

(По Р.Адамсу)
(127 слов)

Тема: «Сложносочиненное предложение»

Дремавший рогач приподнял голову, и лохматые уши описали два медленных полукруга, вбирая в себя шорохи и голоса. Что его разбудило? Не то принесенный ветром подозрительный шум, не то просто нюх на опасность.
Но наяву лес не рассказал ему ни о чем тревожном. Старый тур по привычке лизнул голое пятно на черном плече и вновь опустил голову, продолжая прерванный отдых.
Но вдруг он стремительно вскочил на ноги. Жадно раздувшиеся ноздри быка втянули воздух, и глубоко в груди родился грозный рокот. Глаза тура начали наливаться кровью. В воздухе витал ненавистный человеческий дух. Он страшно фыркнул и шагнул вперед, но угроза не помогла. Запах продолжал расти, и тогда бык повел коров прочь.
За убегающим туром летела свора собак и скакали во весь опор охотники. Он легко перелетал поваленные стволы, с треском крушил грудью подлесок. Ярость и унижение толчками бились в сердце быка.

(По М.Семеновой)
(139 слов)

Итоговый диктант

ПОЕЗДКА НА КАВКАЗ

Однажды мама торжественно объявила, что на днях мы на все лето уезжаем на Черное море, в маленький городок Геленджик. Геленджик был тогда очень пыльным и жарким городком без всякой растительности. Только колючие кусты и чахлая акация с желтыми сухими цветочками росли в палисадниках.
Но бухта была очень хороша. В теплой воде плавали, как розовые и голубые цветы, большие медузы. Прибой выбрасывал на берег водоросли, гнилые поплавки от рыбачьих сетей и обкатанные волнами куски темно-зеленых бутылок.
Однажды отец нанял линейку, и мы поехали на Михайловский перевал. На горах весь день лежали, зацепившись за вершины, облака из серой сухой ваты. Кое-где из зелени торчали утесы, а вдали я увидел вершину, горевшую льдом и снегом.
Линейка начала спускаться. Мы въехали в такую чащу, что пришлось остановить лошадей, слезть с линейки и идти дальше пешком. Мы вышли на поляну в зеленом ущелье. Под густыми буками мы увидели старый сарай, стоявший на берегу горной речонки. Мы хотели сразу идти по реке, но мама расстелила скатерть, достала провизию и велела нам перекусить.

(По К.Паустовскому)
(168 слов)

Тема: «Сложноподчиненное предложение с придаточными определительными и изъяснительными»

ВСТРЕЧА С ОРАНГОМ

Сначала это ужасное существо показалось Генри человеком. Но уже в следующий момент мальчик сообразил, что перед ним обезьяна. При виде лохматого чудовища он не мог подавить испуг за сестру, которая была совсем рядом с животным. Первым побуждением Генри было броситься к обезьяне и выстрелить ей в морду. Но в тот самый момент, когда он уже собирался это сделать, Нелли спряталась за дерево. Увидев, что обезьяна не собирается преследовать его сестру, Генри остался на месте.
Очевидно, обезьяна хотела добраться до зарослей водяных лилий у берега. Генри знал, что оранги питаются фруктами. Если фруктов почему-либо не оказывается, то они едят сочные листья и стебли растений.
Мальчик вскочил и быстро побежал к дереву, за которым спряталась Нелли. Там он крепко обнял сестру и попытался успокоить ее, потрясенную встречей с огромной обезьяной. Брат и сестра сообразили, что лучше всего остаться на месте и привлечь к себе осторожнее взрослых.

(По М.Риду)
(145 слов)

Составьте схемы выделенных предложений:

I вариант – курсивом;

II вариант – полужирным шрифтом.

Итоговый диктант

(I полугодие»; повышенной степени сложности)

В лесу, залитом бледным лунным светом, стояла удивительная тишина. Внезапно глухой треск, донесшийся откуда-то издалека, нарушил ночное безмолвие. Охотник Роб Уапп поднял голову и прищурился, пытаясь что-то рассмотреть в той стороне, откуда послышался звук. Старый лесоруб, сидевший вместе с Робом у затухающего костра, продолжал задумчиво курить трубку. Роб вопросительно посмотрел на товарища, и он, заметив это, пробормотал: «Старое дерево свалилось».
Роб ничего не ответил, но тень сомнения скользнула по его открытому, мужественному лицу. В лесу снова наступила тишина, которая казалась даже более торжественной из-за едва слышного журчания ручейка и шипения догорающих поленьев. Охотник и лесоруб сидели молча, думая каждый о своем.
Лесоруб любил и уважал Роба, который был не по годам искусным охотником, прекрасно знавшим нравы лесных зверей. Сам он тоже был хорошим охотником, но, в отличие от Роба, ничем, кроме дичи, в лесу не интересовался. Сейчас он обходил леса, отмечая лучшие ели и сосны, чтобы срубить их зимой. Поэтому мысли его были заняты только деревьями, годными для рубки.

(По Ч.Робертсу)
(159 слов)


Итоговый диктант

(I полугодие; средней степени сложности)

Вслед за внезапным исчезновением бобров у пруда произошла та неожиданная встреча, которая обычно путает самые точные расчеты, разрушает самые верные планы. Приведенный в ярость исчезновением добычи медведь бросился вперед. В это же время обе рыси подскочили в воздух и распластались в полете гигантского прыжка. С яростным визгом и фырканьем они опустились на землю в нескольких шагах от медведя, плотно прижав к головам уши. Короткие рысьи хвосты вздрагивали от злости.
Медведь быстро повернулся к противникам. Он был готов как к атаке, так и к защите. Для него было ясно, что эти рыси спугнули бобров и тем самым испортили ему охоту. Подобного вмешательства не потерпит ни одно из хищных животных.
Но и рысям было очевидно, что в их неудаче виновен медведь. Поэтому рыси чувствовали слепую ярость, которая могла заставить их броситься на любого врага и вцепиться в него зубами и когтями. Но медведь был владыкой леса, и серые хищницы хорошо знали, что и вдвоем им едва ли удастся справиться с ним.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

ГОРНОСТАЙ

Сидел я однажды вечером на старой заросшей дамбе, которая проходила поперёк плавней. Меня сопровождал местный двенадцатилетний мальчик Степа — заядлый охотник и рыболов, который до тонкости знал звериное население этих мест. Степа часто уверял меня, что видел здесь горностаев.

Мы расположились недалеко от норы выдры и, притаившись, ждали, когда она выйдет. 4 Нас облепили комары, которые, к моему удивлению, облюбовали нос моего товарища. 4 Но он терпеливо и молча переносил их укусы, не шевеля даже пальцами. Невдалеке была затоптанная небольшая площадка, на которой выдры по утрам грелись на солнце.

Через некоторое время послышался лёгкий прерывистый шорох и мы заметили маленького зверька с большой чёрной головкой. Минуту спустя мы поняли, что это горностай держит в зубах водяную полёвку.

Впоследствии я установил, что горностай обитает в норе, вырытой в дамбе. Мне стало ясно, по каким тропинкам бродит зверёк, куда он уходит и чем промышляет.

Грамматическое задание

1. Обозначьте в тексте виды придаточных частей: определительные (1 вариант), изъяснительные (2 вариант).

2. Выполните синтаксический разбор предложения:

Мы расположились недалеко от норы выдры и, притаившись, ждали, когда она выйдет. (1 вариант);
Нас облепили комары, которые, к моему удивлению, облюбовали нос моего товарища. (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

9 класс

ПЕРЕПОЛОХ

Кто-то ночью явился к жилью и съел у хозяйки хороший новый веник, который она забыла на крыльце. 4 Шарик не мог съесть веник, не нужен берёзовый веник и коту. Когда взошла луна, я увидела на снегу серенькую тень. Это заяц незаметно проскользнул в огород, обследовал сарай и неслышно забрался на то крыльцо, где вчера лежал новый веник. Теперь я узнала, кто наведывался в деревню прошлой ночью.

Смотрела я в окно и вдруг увидела, как к деревне подбирается лиса. 4 Сначала я подумала, что лиса пришла проверить курятник. Но мне показалось, что она просто подошла к пустому сараю в стороне от деревни и исчезла в нём.

Когда я отважилась заглянуть в окно сарая, то увидела, как, свернувшись клубочком, лиса сладко спала. Разве может быть такое, чтобы лиса приходила в деревню не охотиться, а спать? Удивлённая, отправилась я спать под крышу старого дома.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения:

Кто-то ночью явился к жилью и съел у хозяйки хороший новый веник, который она забыла на крыльце. (1 вариант); Смотрела я в окно и вдруг увидела, как к деревне подбирается лиса. (2 вариант)

2. Обозначьте в тексте виды придаточных частей: в 1 абзаце (1 вариант), во 2-3 абзацах (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

9 класс

ПОДАРКИ ЗИМЫ

Зиме хотелось до Нового года не только прибрать, но и принарядить лес. Она прикидывала, кому что подарить. «Ёлки — мерзлячки», — решила зима и надела на них длинные-предлинные шубы. Стройные светлые берёзки наградила она лёгкими кружевными платьицами, в которых эти длинноногие красавицы стали хрустальными. 4 Всем пням она примерила такие удобные шапки, что хмурые и суровые пни даже повеселели.

Только одно маленькое пятнышко среди белого великолепия портило всё. Это была проталинка! Первая, совсем не ко времени. Было непонятно, откуда она взялась в декабрьском лесу. 4 И с ней бы зима справилась, чтобы весной эта непослушница растаяла последней.

Сколько уже дней бросала зима снег на это пятно, а ему всё нипочём! Здесь бил родник, от которого поднимался пар. Заваленный ветками, прошлогодней листвой, он вился тоненьким ручейком, а зимой спокойно спал под большим мягким сугробом.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения:

Стройные светлые берёзки наградила она лёгкими кружевными платьицами, в которых эти длинноногие красавицы стали хрустальными. (1 вариант);
Было непонятно, откуда она взялась в декабрьском лесу. (2 вариант)

2. Обозначьте в тексте виды придаточных частей в СПП.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

9 класс

ПИНГВИНЫ

Увальней-пингвинов не назовешь скороходами, но они умудряются преодолевать большие расстояния. 4 Если им куда-то надо срочно попасть, они ложатся на брюхо и, быстро перебирая крыльями и лапами, скользят по льду. Устав, снова встают на ноги и топают дальше, время от времени поглядывая на солнце — оно им служит ориентиром.

Когда пингвины слышат песню, то гурьбой спешат к людям. Правда, им нравится не любая музыка. Когда заводили классическую музыку, пингвины кучками стояли вокруг магнитофона, с удовольствием прислушиваясь к звукам. Но стоило мелодии стать более бойкой, как слушатели начинали проявлять беспокойство. Какое-то мгновение пингвины стояли в смущении, а потом они вдруг отворачивались и решительно удалялись прочь. 4

Пингвины еще не совсем познакомились с человеком, но они уже друзья с ним. Поэтому не случайно на станциях, расположенных вблизи колоний этих смешных толстяков, человек уже вывесил таблички: «Берегите наших больших друзей — пингвинов!»

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения:

Увальней-пингвинов не назовёшь скороходами, но они умудряются преодолевать большие расстояния. (1 вариант);
Какое-то мгновение пингвины стояли в смущении, а потом они вдруг отворачивались и решительно удалялись прочь. (2 вариант)

2. Обозначьте в тексте виды придаточных частей в СПП.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

9 класс

ЗИМНИЙ ЛЕС

Не услышишь сейчас задорных птичьих песен, не донесётся знойное жужжание насекомых, не зашепчутся вдруг от лёгкого ветерка листья, а воет подчас, словно голодный волк, ветер, шуршит метель, скручиваясь в спираль, трещат от мороза деревья, словно кто-то пытается расщепить их стволы.* (1 вариант)

Холодное зимнее солнце лишь на несколько часов, запутавшись в ветках деревьев, подарит лесу короткий сверкающий день, и снова опустится долгая морозная ночь. 4 Невиданные кусты, деревья и травы растут в зимнем лесу. Снег превратил их в пышные тропические растения, но он не дал им сочных красок, запахов и, самое главное, жизни. 4 И расцвечивает солнце снег, и сверкает он самоцветами.

Но если бы не был красив зимний лес, никто, наверное, не вспомнил бы его весной. Ведь стоит только зацвести черёмухе, как сравнивают её белоснежные заросли со снежными сугробами, в снежные куртинки превращаются заросли звездчатки, и словно снежная лавина в долине реки цветущая таволга.* (2 вариант)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения:

Холодное зимнее солнце лишь на несколько часов, запутавшись в ветках деревьев, подарит лесу короткий сверкающий день, и снова опустится долгая морозная ночь. (1 вариант);
Снег превратил их в пышные тропические растения, но он не дал им сочных красок, запахов и, самое главное, жизни. (2 вариант)

2. Постройте схему* указанного в тексте предложения.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

10 класс

КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ

Стояли сильные морозы. На балконе всё чаще появлялись шустрые синички, которые с наступлением холодов стали жаться к жилью человека. Мы смастерили подвесные кормушки и положили в них семечки, сливочное масло и несолёное сало.

С раннего утра синички слетались на наш балкон, на котором расположилась птичья столовая. Весёлые, лёгкие и бесшумные, они никогда не ссорились. Поражала их какая-то необыкновенная деликатность, потому что ни одна из синичек не пыталась отнять зёрнышко у другой. Если около коробочки с салом находилась уже птичка, другая пристраивалась так, чтобы не мешать ей, или ждала, когда та кончит есть.

Удивительное дружелюбие птичек, доверие к человеку особенно располагали к ним. Поймать синичку не стоило никакого труда, так как она доверчиво идёт в любую кормушку-ловушку, но делать это просто нечестно. Кроме того, синицы очень тяжело переносят неволю, долго не могут привыкнуть к клетке, разбиваются в кровь, пытаясь вырваться из неё.

На кормушки для синиц, конечно же, обратили внимание и воробьи. Но мы специально сделали кормушки подвесными, качающимися: считается, что такая кормушка, не отпугивая синиц и некоторых других птиц, пугает воробьёв.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

10 класс

ЗАПАХ СЕНА

Больше всего я люблю встречать зимой возы с сеном. Возы издали похожи на копны сена, плывущие по полноводной реке. Я выбегаю навстречу отцовскому возу и, держась за длинное кнутовище, изо всех сил стараюсь взобраться на телегу. Ноги мои скользят по сену, и я никак не могу взобраться.

И вот я на возу и вижу весь наш край — от мельницы, над которой зависла мучная пыльца, до пекарни. Вижу, как вслед за нами остаётся на дороге тонкая зеленовато-желтая дорожка рассыпанного тряской сена. На возу высоко — благодать! И укачивает, как на пароме. Меня издали видят все мальчишки, и им, конечно, завидно.

Нет, кажется, на земле тоньше и пряней запаха сена, присыпанного слегка снежным морозцем, — запах нежный, клеверный, вьюжный. И в этот настой свежего, сухого запаха прошлогодней травы подмешаны влажно-терпкий дух полыни, благородный, сладостный запах вики, перебиваемый морозно-свежим запахом ещё не слежавшегося снега.

Так пахнет только сельская зима возле скирд, возле забытых в лотках стогов. А ещё так пахнет дорога, усыпанная кучками упавшего с возов сена. Это запах вечного, нескончаемого детства, запах одновременно зимы и лета.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

10 класс

По утрам выпадают вязкие холода, днем они отмякают над затвердевшим снегом, кое-где, особенно возле воды, снег покрыт тонкой блестящей корочкой, и, когда с дальней опушки заснежит позёмка, снежинки, как перекати-поле, катятся по этой корочке. И кажется, что вот так же движется время, скользя, не останавливаясь движется по декабрьским снегам время.

Вот уже отвьюжило в сумеречных январских снегах. В редкую полуденную оттепель, которая в этот год почему-то пришлась на январь, видишь верхние ветки берёзы, покрытые синеватым налётом.

Мне дороже всего картина, когда деревья усыпаны густым снежным инеем. Мне всегда хотелось подойти к ним и потрясти их. Иголки инея на кончиках веток сначала понемногу, а потом крупными хлопьями сыплются на тебя, на лицо, на воротник, на плечи. И столько этого инея, что становится на мгновение так бело, что кажется, будто зажжено новое ослепительное солнце.

И вспоминаешь, что вот так летели по июню нежная цветочная пыльца и летучий пух одуванчиков. Я подставляю ладони, и на них падают колкие кристаллики инея, только захочу сдунуть их, как когда-то сдувал одуванчиковые пушинки, а их уже нет на ладони.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

10 класс

ДУША СНЕГА

В застывшей, обледенелой, занесённой снегами тишине — только долго-долго вслушайся — услышишь грузный шелест намокшей листвы, сухое потрескивание дрозда, жужжание стрекоз, всплеск волны на перекате, хозяйственный шаг человека. Вот почему зимняя тишина никогда не напоминает об одиночестве, всё, что жило, радовалось, двигалось, летело, текло, запечатлелось в ней на года.

Я глухо понимаю внутреннюю родственность явлений — падают падучие ночные звёзды точно так, как падают обледеневшие декабрьские снежинки. Вот почему мне когда-то казалось, что где-то должны быть насыпи упавших звёзд — белые, иглистые, светящиеся морозно и чисто.

Кажется, вечно падает снег на поле. Который это снег по счёёту? Десятый? Или сороковой? Вот он улёгся хрусткими ломтиками на ясене и затрепетал нежно и окрылённо, задышал, чуть-чуть тепловатый.

А мне думается: «Какая же у снега душа?» Душа снега лёгкая, чистая, трепетная. И слушают эту прозрачную душу все поля зимней России.

Необычное чувство охватывает тебя где-нибудь возле лесного никогда не замерзающего ключа, словно ничего и не изменилось, словно где-то рядом должны быть водоросли, тонкая, ещё не окрепшая травка, просторный запах влажного лиственного тлена.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

10 класс

НЕУКЛЮЖИЕ ПИНГВИНЫ

Увидев пингвина, стоящего в стороне от стаи, вы тут же представите себе пожилого человека во фраке, погружённого в глубокое раздумье. Когда же он сдвинется с места и, неуклюже переваливаясь с боку на бок, заковыляет к проруби, вы вспомните циркового клоуна с его уморительной походкой. Но вот пингвин приковылял к проруби, походил вокруг да около и тяжело плюхнулся в воду. И тут же этот неуклюжий толстяк превратился в живую торпеду.

Как же пингвины выбираются на сушу? Берег крутой, а высота торосов и скал редко бывает меньше полутора метров. Вы думаете, бескрылая птица не способна взять такую высоту? Может, какая другая, но только не пингвин. Сначала он подплывает к берегу и на глаз прикидывает высоту. Потом отплывает в море, разгоняется под водой, пулей вылетает на воздух и плюхается на лёд.

Бывает, пингвин просчитается и ударится о ледяную стенку. Так недолго и кости переломать. Конечно, но у пингвина есть великолепные амортизаторы. Перья у птицы короткие и частые. Они стоят дыбом, а на концах немного загнуты. Вместе с подкожным слоем жира они смягчают любой удар.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

ГОРНОСТАЙ

Сидел я однажды вечером на старой заросшей дамбе, которая проходила поперёк плавней. Меня сопровождал местный двенадцатилетний мальчик Степа — заядлый охотник и рыболов, который до тонкости знал звериное население этих мест. Степа часто уверял меня, что видел здесь горностаев.

Мы расположились недалеко от норы выдры и, притаившись, ждали, когда она выйдет. 4 Нас облепили комары, которые, к моему удивлению, облюбовали нос моего товарища. 4 Но он терпеливо и молча переносил их укусы, не шевеля даже пальцами. Невдалеке была затоптанная небольшая площадка, на которой выдры по утрам грелись на солнце.

Через некоторое время послышался лёгкий прерывистый шорох и мы заметили маленького зверька с большой чёрной головкой. Минуту спустя мы поняли, что это горностай держит в зубах водяную полёвку.

Впоследствии я установил, что горностай обитает в норе, вырытой в дамбе. Мне стало ясно, по каким тропинкам бродит зверёк, куда он уходит и чем промышляет.

Грамматическое задание

1. Обозначьте в тексте виды придаточных частей: определительные (1 вариант), изъяснительные (2 вариант).

2. Выполните синтаксический разбор предложения:

Мы расположились недалеко от норы выдры и, притаившись, ждали, когда она выйдет. (1 вариант);
Нас облепили комары, которые, к моему удивлению, облюбовали нос моего товарища. (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

9 класс

ПЕРЕПОЛОХ

Кто-то ночью явился к жилью и съел у хозяйки хороший новый веник, который она забыла на крыльце. 4 Шарик не мог съесть веник, не нужен берёзовый веник и коту. Когда взошла луна, я увидела на снегу серенькую тень. Это заяц незаметно проскользнул в огород, обследовал сарай и неслышно забрался на то крыльцо, где вчера лежал новый веник. Теперь я узнала, кто наведывался в деревню прошлой ночью.

Смотрела я в окно и вдруг увидела, как к деревне подбирается лиса. 4 Сначала я подумала, что лиса пришла проверить курятник. Но мне показалось, что она просто подошла к пустому сараю в стороне от деревни и исчезла в нём.

Когда я отважилась заглянуть в окно сарая, то увидела, как, свернувшись клубочком, лиса сладко спала. Разве может быть такое, чтобы лиса приходила в деревню не охотиться, а спать? Удивлённая, отправилась я спать под крышу старого дома.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения:

Кто-то ночью явился к жилью и съел у хозяйки хороший новый веник, который она забыла на крыльце. (1 вариант); Смотрела я в окно и вдруг увидела, как к деревне подбирается лиса. (2 вариант)

2. Обозначьте в тексте виды придаточных частей: в 1 абзаце (1 вариант), во 2-3 абзацах (2 вариант).

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

9 класс

ПОДАРКИ ЗИМЫ

Зиме хотелось до Нового года не только прибрать, но и принарядить лес. Она прикидывала, кому что подарить. «Ёлки — мерзлячки», — решила зима и надела на них длинные-предлинные шубы. Стройные светлые берёзки наградила она лёгкими кружевными платьицами, в которых эти длинноногие красавицы стали хрустальными. 4 Всем пням она примерила такие удобные шапки, что хмурые и суровые пни даже повеселели.

Только одно маленькое пятнышко среди белого великолепия портило всё. Это была проталинка! Первая, совсем не ко времени. Было непонятно, откуда она взялась в декабрьском лесу. 4 И с ней бы зима справилась, чтобы весной эта непослушница растаяла последней.

Сколько уже дней бросала зима снег на это пятно, а ему всё нипочём! Здесь бил родник, от которого поднимался пар. Заваленный ветками, прошлогодней листвой, он вился тоненьким ручейком, а зимой спокойно спал под большим мягким сугробом.

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения:

Стройные светлые берёзки наградила она лёгкими кружевными платьицами, в которых эти длинноногие красавицы стали хрустальными. (1 вариант);
Было непонятно, откуда она взялась в декабрьском лесу. (2 вариант)

2. Обозначьте в тексте виды придаточных частей в СПП.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

9 класс

ПИНГВИНЫ

Увальней-пингвинов не назовешь скороходами, но они умудряются преодолевать большие расстояния. 4 Если им куда-то надо срочно попасть, они ложатся на брюхо и, быстро перебирая крыльями и лапами, скользят по льду. Устав, снова встают на ноги и топают дальше, время от времени поглядывая на солнце — оно им служит ориентиром.

Когда пингвины слышат песню, то гурьбой спешат к людям. Правда, им нравится не любая музыка. Когда заводили классическую музыку, пингвины кучками стояли вокруг магнитофона, с удовольствием прислушиваясь к звукам. Но стоило мелодии стать более бойкой, как слушатели начинали проявлять беспокойство. Какое-то мгновение пингвины стояли в смущении, а потом они вдруг отворачивались и решительно удалялись прочь. 4

Пингвины еще не совсем познакомились с человеком, но они уже друзья с ним. Поэтому не случайно на станциях, расположенных вблизи колоний этих смешных толстяков, человек уже вывесил таблички: «Берегите наших больших друзей — пингвинов!»

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения:

Увальней-пингвинов не назовёшь скороходами, но они умудряются преодолевать большие расстояния. (1 вариант);
Какое-то мгновение пингвины стояли в смущении, а потом они вдруг отворачивались и решительно удалялись прочь. (2 вариант)

2. Обозначьте в тексте виды придаточных частей в СПП.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

9 класс

ЗИМНИЙ ЛЕС

Не услышишь сейчас задорных птичьих песен, не донесётся знойное жужжание насекомых, не зашепчутся вдруг от лёгкого ветерка листья, а воет подчас, словно голодный волк, ветер, шуршит метель, скручиваясь в спираль, трещат от мороза деревья, словно кто-то пытается расщепить их стволы.* (1 вариант)

Холодное зимнее солнце лишь на несколько часов, запутавшись в ветках деревьев, подарит лесу короткий сверкающий день, и снова опустится долгая морозная ночь. 4 Невиданные кусты, деревья и травы растут в зимнем лесу. Снег превратил их в пышные тропические растения, но он не дал им сочных красок, запахов и, самое главное, жизни. 4 И расцвечивает солнце снег, и сверкает он самоцветами.

Но если бы не был красив зимний лес, никто, наверное, не вспомнил бы его весной. Ведь стоит только зацвести черёмухе, как сравнивают её белоснежные заросли со снежными сугробами, в снежные куртинки превращаются заросли звездчатки, и словно снежная лавина в долине реки цветущая таволга.* (2 вариант)

Грамматическое задание

1. Синтаксический разбор предложения:

Холодное зимнее солнце лишь на несколько часов, запутавшись в ветках деревьев, подарит лесу короткий сверкающий день, и снова опустится долгая морозная ночь. (1 вариант);
Снег превратил их в пышные тропические растения, но он не дал им сочных красок, запахов и, самое главное, жизни. (2 вариант)

2. Постройте схему* указанного в тексте предложения.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

10 класс

КОРМУШКИ ДЛЯ ПТИЦ

Стояли сильные морозы. На балконе всё чаще появлялись шустрые синички, которые с наступлением холодов стали жаться к жилью человека. Мы смастерили подвесные кормушки и положили в них семечки, сливочное масло и несолёное сало.

С раннего утра синички слетались на наш балкон, на котором расположилась птичья столовая. Весёлые, лёгкие и бесшумные, они никогда не ссорились. Поражала их какая-то необыкновенная деликатность, потому что ни одна из синичек не пыталась отнять зёрнышко у другой. Если около коробочки с салом находилась уже птичка, другая пристраивалась так, чтобы не мешать ей, или ждала, когда та кончит есть.

Удивительное дружелюбие птичек, доверие к человеку особенно располагали к ним. Поймать синичку не стоило никакого труда, так как она доверчиво идёт в любую кормушку-ловушку, но делать это просто нечестно. Кроме того, синицы очень тяжело переносят неволю, долго не могут привыкнуть к клетке, разбиваются в кровь, пытаясь вырваться из неё.

На кормушки для синиц, конечно же, обратили внимание и воробьи. Но мы специально сделали кормушки подвесными, качающимися: считается, что такая кормушка, не отпугивая синиц и некоторых других птиц, пугает воробьёв.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

10 класс

ЗАПАХ СЕНА

Больше всего я люблю встречать зимой возы с сеном. Возы издали похожи на копны сена, плывущие по полноводной реке. Я выбегаю навстречу отцовскому возу и, держась за длинное кнутовище, изо всех сил стараюсь взобраться на телегу. Ноги мои скользят по сену, и я никак не могу взобраться.

И вот я на возу и вижу весь наш край — от мельницы, над которой зависла мучная пыльца, до пекарни. Вижу, как вслед за нами остаётся на дороге тонкая зеленовато-желтая дорожка рассыпанного тряской сена. На возу высоко — благодать! И укачивает, как на пароме. Меня издали видят все мальчишки, и им, конечно, завидно.

Нет, кажется, на земле тоньше и пряней запаха сена, присыпанного слегка снежным морозцем, — запах нежный, клеверный, вьюжный. И в этот настой свежего, сухого запаха прошлогодней травы подмешаны влажно-терпкий дух полыни, благородный, сладостный запах вики, перебиваемый морозно-свежим запахом ещё не слежавшегося снега.

Так пахнет только сельская зима возле скирд, возле забытых в лотках стогов. А ещё так пахнет дорога, усыпанная кучками упавшего с возов сена. Это запах вечного, нескончаемого детства, запах одновременно зимы и лета.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

10 класс

По утрам выпадают вязкие холода, днем они отмякают над затвердевшим снегом, кое-где, особенно возле воды, снег покрыт тонкой блестящей корочкой, и, когда с дальней опушки заснежит позёмка, снежинки, как перекати-поле, катятся по этой корочке. И кажется, что вот так же движется время, скользя, не останавливаясь движется по декабрьским снегам время.

Вот уже отвьюжило в сумеречных январских снегах. В редкую полуденную оттепель, которая в этот год почему-то пришлась на январь, видишь верхние ветки берёзы, покрытые синеватым налётом.

Мне дороже всего картина, когда деревья усыпаны густым снежным инеем. Мне всегда хотелось подойти к ним и потрясти их. Иголки инея на кончиках веток сначала понемногу, а потом крупными хлопьями сыплются на тебя, на лицо, на воротник, на плечи. И столько этого инея, что становится на мгновение так бело, что кажется, будто зажжено новое ослепительное солнце.

И вспоминаешь, что вот так летели по июню нежная цветочная пыльца и летучий пух одуванчиков. Я подставляю ладони, и на них падают колкие кристаллики инея, только захочу сдунуть их, как когда-то сдувал одуванчиковые пушинки, а их уже нет на ладони.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

10 класс

ДУША СНЕГА

В застывшей, обледенелой, занесённой снегами тишине — только долго-долго вслушайся — услышишь грузный шелест намокшей листвы, сухое потрескивание дрозда, жужжание стрекоз, всплеск волны на перекате, хозяйственный шаг человека. Вот почему зимняя тишина никогда не напоминает об одиночестве, всё, что жило, радовалось, двигалось, летело, текло, запечатлелось в ней на года.

Я глухо понимаю внутреннюю родственность явлений — падают падучие ночные звёзды точно так, как падают обледеневшие декабрьские снежинки. Вот почему мне когда-то казалось, что где-то должны быть насыпи упавших звёзд — белые, иглистые, светящиеся морозно и чисто.

Кажется, вечно падает снег на поле. Который это снег по счёёту? Десятый? Или сороковой? Вот он улёгся хрусткими ломтиками на ясене и затрепетал нежно и окрылённо, задышал, чуть-чуть тепловатый.

А мне думается: «Какая же у снега душа?» Душа снега лёгкая, чистая, трепетная. И слушают эту прозрачную душу все поля зимней России.

Необычное чувство охватывает тебя где-нибудь возле лесного никогда не замерзающего ключа, словно ничего и не изменилось, словно где-то рядом должны быть водоросли, тонкая, ещё не окрепшая травка, просторный запах влажного лиственного тлена.

Контрольный диктант по итогам 1 полугодия

10 класс

НЕУКЛЮЖИЕ ПИНГВИНЫ

Увидев пингвина, стоящего в стороне от стаи, вы тут же представите себе пожилого человека во фраке, погружённого в глубокое раздумье. Когда же он сдвинется с места и, неуклюже переваливаясь с боку на бок, заковыляет к проруби, вы вспомните циркового клоуна с его уморительной походкой. Но вот пингвин приковылял к проруби, походил вокруг да около и тяжело плюхнулся в воду. И тут же этот неуклюжий толстяк превратился в живую торпеду.

Как же пингвины выбираются на сушу? Берег крутой, а высота торосов и скал редко бывает меньше полутора метров. Вы думаете, бескрылая птица не способна взять такую высоту? Может, какая другая, но только не пингвин. Сначала он подплывает к берегу и на глаз прикидывает высоту. Потом отплывает в море, разгоняется под водой, пулей вылетает на воздух и плюхается на лёд.

Бывает, пингвин просчитается и ударится о ледяную стенку. Так недолго и кости переломать. Конечно, но у пингвина есть великолепные амортизаторы. Перья у птицы короткие и частые. Они стоят дыбом, а на концах немного загнуты. Вместе с подкожным слоем жира они смягчают любой удар.

Контрольно – измерительные материалы по русскому языку. 9 класс

Здесь представлены диктанты по основным тема 9 класса. Тексты диктантов могут быть использованы для работы по развитию речи, для комплексного анализа текста.

Содержимое разработки

Контрольно – измерительные материалы по русскому языку. 9 класс.

1. Вводный диктант. Повторение изученного в 5 -8 классах.
По реке.

В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке. Никому ничего не сказав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздействовало на нас.
В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперед.
Ранним утром мы надеялись быть в незнакомой деревеньке.
Мы плыла медленно по течению реки, почти не работая веслами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защелкал соловей, за ним другой. Казалось, весь воздух пронизан чарующими звуками. Мы восхищались соловьиным пением и красотой ночи и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костер и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.

(174 слова)
Грамматическое задание (по вариантам)

1. Синтаксический разбор предложений (1-й абзац):

1) В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие по реке в резиновой лодке.

2) Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух — всё это нехорошо воздействовало на нас.
2. Определить тип предложений:

1) найти односоставное предложение (^ Сначала было жутко ехать незнакомой рекой. — безличное.)

2) найти неполное предложение (Где-то защелкал соловей, за ним другой.)

2. Диктант с грамматическим заданием по теме «Сложносочинённое предложение»
Орлиное гнездо.

Однажды стадо драгоценных диких пятнистых оленей, продвигаясь к морю, пришло на узенький мыс. Мы протянули за ними поперёк всего мыса проволочную сетку и преградили им путь в тайгу. У оленей для питания много было и травы, и кустарника, нам оставалось только охранять дорогих гостей наших от хищников-леопардов, волков и даже от орлов. 4

С высоты горы я стал разглядывать скалу внизу и скоро заметил, что у самого моря, на высокой скале, покрытой любимой оленями травой, паслась самка оленя. Возле неё в тени лежал какой-то желтенький кружочек. Разглядывая в бинокль, я скоро уверился, что это оленёночек.

Вдруг там, где прибой швыряет свои белые фонтаны, стараясь как будто попасть ими в недоступные ему темно-зеленые сосны, поднялся преогромный орёл, взвился высоко и бросился вниз. Но мать услышала шум падающей громадной птицы, быстро схватилась и встретила её: она встала на задние ноги против детёныша и передними копытцами старалась попасть в орла, а он, обозлённый неожиданным препятствием, стал наступать, пока острое копытце не попало в него. 4 (163 слова.)

Грамматическое задание

Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

3. Диктант с грамматическим заданием по теме «Сложноподчинённое предложение»
В степи.
Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. 1) Теснись и выглядывая друг за другом эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает в лиловой дали. 2) Едешь-едешь и никак не разберешь, где она начинается и где кончается… Солнце уже выглянуло сзади из-за горизонта и тихо, без хлопот принялось за свою работу. 3) Сначала далеко впереди, где небо сходится с землею, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похожа на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земле широкая ярко-желтая полоса. Через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо и охватила холмы. 4) Что-то теплое коснулось Егорушкиной спины: полоса света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, и вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой.
5) Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — всё, побуревшее от зноя, рыжее и полумертвое, теперь омытое росою и обласканное солнцем, оживало, чтобы вновь зацвести.

(157 слов.) (А. П. Чехов)
II. Задание
Сделать схемы всех сложных предложений, определить вид придаточных, дать характеристику предложений (сложные предложения подчеркнуты и отмечены цифрами).

1. […, …], (которая…). Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным; главное предложение осложнено деепричастным оборотом и однородными членами; придаточное — однородными членами.

2. [ ], где ( ) и где ( ). Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными с однородным подчинением. Главное предложение осложнено однородными членами.

3. […, где ( ), …, (которая…, . )…]. Сложноподчиненное предложение с параллельной связью между придаточными, расположенными внутри главного предложения, Первое придаточное места, второе — определительное. Главное предложение осложнено однородными членами, второе придаточное — причастным оборотом.

4. [ ]; [. ], и [ ]. Сложное предложение с бессоюзной и сочинительной связью со значением перечисления. Второе предложение осложнено деепричастным оборотом и двумя рядами однородных членов; третье предложение осложнено однородными членами.

5. [. …], чтобы ( ). Сложноподчиненное предложение с придаточным цели. Главное предложение осложнено однородными членами с обобщающим словом и обособленными однородными членами.

За придорожным кустарником поднимался смешанный лес. С левой стороны таинственно поблескивала чёрная вода. Мы ждали только тропинки, чтобы устремиться по ней в глубину леса и узнать, что там. И вот тропинка попалась.

Не успели мы сделать по ней двухсот шагов, как заливистое злое тявканье собачонки остановило нас. Невдалеке стояла изба лесника.

Лесник пригласил нас в дом и хотел распорядиться насчёт стола. Но мы сказали, что нам ничего не нужно и что мы свернули с большой дороги единственно затем, чтобы узнать, что за вода блестит между деревьями.

Вода началась шагах в пятидесяти от порога, но гораздо ниже его, так как дом стоял на бугре. Узкая лодка, на которую мы сели, была настолько лёгкая, что под тяжестью четырёх человек погрузилась в воду по самые края. Необыкновенной красоты озеро окружило нас. Тёмно-зелёные дубы и липы, которыми заросли озёрные берега, четко отражались в неподвижной воде. 4 Редкие и ясные, словно звёзды, покоились на воде цветы белых лилий. Так резко оттенялся каждый цветок чернотой озёрного зеркала, что мы замечали его обыкновенно за двести-триста метров. 4 (По В.Солоухину.)

Грамматическое задание

1. Выполните синтаксический разбор указанных предложений.

2. Найдите сложноподчинённое предложение с несколькими придаточными, составьте схему этого предложения.

3. Определите типы придаточных частей в сложноподчинённых предложениях.

4. Диктант с грамматическим заданием по теме «Бессоюзное сложное предложение»

Деревня была где-то за лесом. Если идти в неё по большой дороге, нужно отмахать не один десяток километров; если пойти лесными тропинками, путь урежется вдвое. Толстые корни обхватили извилистую тропу. Лес шумит, успокаивает. В стылом воздухе кружатся жухлые листья. Тропинка, петляя среди деревьев, поднимается на пригорки, спускается в ложбинки, забираясь в чащобу осинника, выбегает на зарастающие ельником поляны, и кажется, что она так и не выведет тебя никуда.

Но вот вместе с листьями начинают кружиться снежинки. Их становится больше и больше, и в снежном хороводе не видно уже ничего: ни падающих листьев, ни тропы.

Осенний день как свеча: тлеет – тлеет тусклым огнём и угаснет. На лес наваливаются сумерки, и дороги совсем не видно; не знаешь, куда идти.

Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна. Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. Марина забирается на дерево и решает переждать длинную ночь в лесу.

Мокрый снег напоил влагой пальто. Холодно, и ноют обмороженные ноги. Наконец в промозглом рассвете неожиданно закричали петухи. Деревня, оказывается, была совсем рядом.

(168 слов) (По Л. Фролову)

Грамматические задания

1. Озаглавить текст диктанта.

2. Найти в тексте БСП и определить смысловые отношения между частями БСП.

3. Выписать по одному словосочетанию на все виды подчинительной связи и разобрать их:

в 1, 2 абзацах – 1-й вариант в остальном тексте – 2-й вариант

4. Сделать синтаксический разбор предложения:

Идти дальше рискованно: осенью северные леса страшны волками. 1- вариант

Жутко и страшно в темноте, а Марина совсем одна. – 2- вариант

5. Итоговый диктант с грамматическим заданием .

Утро в степи.

Ранее весеннее утро – прохладное и росистое. В небе ни облачка. Только на востоке ещё толпятся, бледнея и тая с каждой минутой, предрассветные тучки. Там сейчас выплывет в огненном зареве солнце. Весь безбрежный степной простор кажется осыпанным тонкой золотой пылью. В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы. Степь весело пестреет цветами. Ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни, смешанной с нежным, похожим на миндаль, ароматом повилики. Всё блещет, нежится и радостно тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени. Высоко в воздухе, невидимые глазу, трепещут и звенят жаворонки. Неугомонные кузнечики давно подняли свою торопливую, сухую трескотню. Степь проснулась и ожила. Кажется, она дышит глубокими, ровными и могучими вздохами

Грамматическое задание:

Выполните синтаксический разбор предложения:

I вариант – «В густой буйной траве там и сям дрожат, переливаясь и вспыхивая разноцветными огнями, бриллианты крупной росы».

II вариант – «Только кое-где в глубоких и узких балках, между крутыми обрывами, поросшим редким кустарником, ещё лежит, будто бы напоминая об ушедшей ночи, влажные синеватые тени».

Словообразовательный разбор слов:

I вариант – высоко, бледнея.

II вариант – радостно, переливаясь.

Определение типа связи слов в словосочетании:

I вариант – выписать словосочетание со связью согласование.

II вариант – выписать словосочетание со связью управление.

Диктанты 9 класс

Диктант – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

  • 1 четверть
  • 2 четверть
  • 3 четверть
  • Итоговый диктант
9 класс 1 четверть

Тучу передернуло синим пламенем. Медленно загремел гром. Он то усиливался, то почти затихал. И дождь, подчиняясь грому, начал временами идти сильнее и широко шуметь по листве, потом останавливался. Вскоре сквозь тучи пробилось солнце. Старый пушкинский парк в Михайловском и крутые берега Сороти запылали рыжей глиной и мокрой травой. Стройная радуга зажглась нал пасмурной далью. Она сверкала и дымилась, окруженная космами пепельных туч. Радуга была похожа на арку, воздвигнутую на границе заповедной земли. С особенной силой здесь, в пушкинских местах, возникали мысли о русском языке. Здесь Пушкин бродил с непокрытой головой, со спутанными осенним ветром холодными волосами, слушал влажный гул сосновых вершин, смотрел, прищурившись, откуда несутся осенние тучи, толкался по ярмаркам. Здесь чудесные слова переполняли его, стесняли его душу и, наконец, слагались по огрызком гусиного пера в звенящие строфы.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Озаглавьте текст;
  2. Определите стиль данного текста. Докажите свою точку зрения;
  3. Выполните синтаксический разбор предложения:
    1 вариант – 2 предложение 3 абзаца;
    2 вариант – 3 предложение 3 абзаца.
9 класс 2 четверть

Когда восходит луна, ночь становится бледной и томной. Воздух прозрачен, свеж и тепел, всюду хорошо видно и даже можно различить у дороги отдельные стебли бурьяна. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу, а в непонятной дали высятся, громоздятся друг на друга туманные, причудливые образы. Немножко жутко. А взглянешь на бледно-зеленое, усыпанное звездами небо, на котором ни облачка, ни пятна, и поймешь, почему теплый воздух недвижим, почему природа боится шевельнуться. Ей жутко и жаль утерять хоть одно мгновение жизни. О необъятной глубине неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит и манит к себе, а от ласки его кружится голова. Едешь по степи. Попадается на пути молчаливый курган, бесшумно пролетит над землей ночная птица, на память приходят степные легенды, рассказы встречных и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Определите стиль и тип речи данного текста;
  2. Выпишите из текста 1СПП, определите вид придаточной части, составьте горизонтальную и вертикальную схемы.
  3. Выполните морфемный разбор одного причастия, глагола, наречия.
9 класс 3 четверть

Приближение грозы Солнце склонялось к западу и косыми жаркими лучами невыносимо жгло мне шею и щеки. Невозможно было дотронуться до раскаленных краев брички. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Не было ни малейшего ветерка, который относил бы ее. Все мое внимание было устремлено на верстовые столбы, которые я замечал издалека, и на облака, которые собирались в одну большую, мрачную тучу. Изредка погромыхивал дальний гром. Гроза наводила на меня невыразимо тяжелое чувство тоски и страха. До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, а большая темно-лиловая туча быстро двигалась к нам. Солнце, еще не скрытое облаками, ярко освещает ее мрачную фигуру и седые полосы, которые от нее идут до самого горизонта. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Определите стиль и тип речи данного текста
  2. Выпишите из текста 1 СПП, определите вид придаточной части, составьте горизонтальную и вертикальную схемы
  3. Выполните морфемный разбор одного причастия, глагола, наречия .
Итоговые диктанты за 9 класс

Как ни прекрасен тюльпан своей окраской, как ни оригинальна его форма, но почему – то ни греческая, ни римская мифология не создали о нем никакого сказания. И это тем более странно, что тюльпаны в диком состоянии в обилии растут в Греции, где их не могли не заметить как сами жители, так и все те, которые были творцами мифологии. Первые сведения об этом прелестном цветке мы встречаем в Персии. В этой стране сказаний и песен о розе оригинальный, в виде фонаря или кубка, цветок не мог пройти незамеченным и носил название «турецкая чалма». Он воспет многими персидскими поэтами, которые утверждали, что с красотой этого растения не могут сравниться ни кипарис, ни даже сама роза. Но еще большей любовью пользовался тюльпан на Востоке, у турок, где ежегодно справлялся чудный, волшебный праздник тюльпанов. В Европу тюльпан попал лишь в шестнадцатом веке.

✒️ Грамматическое задание:

  1. Озаглавьте текст;
  2. Выполните графический разбор 3 предложения 2 абзаца, составьте схему. Определите вид подчинения придаточных.

Цель диктантов: Повторить и систематизировать изученный на уроках материал, выполнить работу над ошибками.

Ссылка на основную публикацию