Диктанты по русскому языку 5 класс 2 четверть

Диктанты 5 класс

Диктант для 5 класса – это вид орфографического упражнения, сущность которого для учащихся состоит в записи воспринимаемого на слух предложения, слова, текста.

  • 1 четверть
  • 2 четверть
  • 3 четверть
  • Итоговые диктанты
  • Проверочные диктанты
5 класс 1 четверть

Много забот летом у белок. Нужно выкормить маленьких бельчат, собрать и спрятать в дуплах запасы орехов, насушить грибов. В голодные годы в лесу бывает мало орехов и шишек. Тогда белки пускаются в далекие и опасные путешествия. Смело переплывают они широкие реки, перебегают поля, забегают в селения и города. Никому в лесу не делают вреда миролюбивые веселые белки. С вершины на вершину друг за дружкой гоняются они по деревьям. Весело, радостно играют у старой сосны проказницы белки. (По И. Соколову – Микитову)

✒️ Грамматическое задание

  1. Озаглавьте текст;
  2. Выпишите из текста по одному словосочетанию «сущ. + прил.» и «гл. + сущ.»;
  3. В слове «забегают» графически объясните орфограмму в корне, подберите проверочное слово;
  4. Подчеркните грамматическую основу в 5 – ом предложении («Смело переплывают…»);
  5. Произведите морфемный разбор слова «маленьких»;
2 вариант

Пришла осенняя пора. Стоит ненастная погода. Вчера подул резкий холодный ветер. Он срывает с деревьев листья и разносит их по рощам, по дорогам. Улетают последние птицы. Вчера улетели грачи. Перед отлетом они долго с криком кружатся над рощей. На рассвете грачи посидели на березах, поднялись и пропали.

А у нас появляются зимние гости. Вот на берёзе сидят чижи и щеглы. Птички клюют вкусные семена берёзы и ольхи. Красногрудые снегири устроились на рябине и клюют ягоды. Зимние гости будут всюду искать себе пищу.

✒️ Грамматическое задание

  1. Озаглавьте текст;
  2. Обозначьте части речи:
    1 вариант — в 4 предложении 2 абзаца
    2 вариант — в 3 предложении 2 абзаца;
  3. Произведите морфемный разбор слов:
    1 вариант — холодный
    2 вариант — разносит;
  4. Обозначьте склонение и падеж всех существительных:
    1 вариант — в 8 предложении 1 абзаца
    2 вариант — в 7 предложении 1 абзаца.
5 класс 2 четверть

Жара заставила зайти нас в рощу. Я бросился под высокий куст орешника. Над ним молодой клен красиво раскинул свои легкие ветки. Иван сел на толстый конец упавшей березы, а я глядел на него. Листья слабо колебались в вышине, их зеленоватые тени тихо скользили взад и вперед по телу Ивана, по его маленькому лицу. Он не поднимал головы и долго молчал. Я лег на спину и начал любоваться мирной игрой листьев на далеком светлом небе.

✒️ Грамматическое задание

  1. Выполните синтаксический разбор 2 предложения;
  2. Составьте схему 4 предложения;
  3. Выделите орфограммы в словах: раскинул, глядел, не поднимал, любоваться;
  4. Выполните морфемный разбор слов: мирной, орешника.
Зимой

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку. Загораются и блестят разноцветные искорки инея. Вода темнеет среди прибрежных зарослей.

Как прекрасна берёзовая роща! Веточки покрыты хлопьями, но от любого прикосновения снежинки осыпаются. В ельнике снег так засыпал деревья, что ты их не узнаешь. Ёлочка становится похожей на причудливую снежную бабу. Всюду виднеются следы лесных зверей.

В зимние дни дома не сидится. Дети и взрослые выходят на прогулку. Каждый хочет почувствовать свежесть первого морозца, сыграть в снежки.

«Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди. (93 слова.)

✒️ Грамматическое задание

  1. Подчеркните в тексте основы сложного предложения: Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в белую шубку.;
  2. Составьте схему предложения: «Здравствуй, зима!» — радостно говорят люди;
  3. Синтаксический разбор предложения: Загораются и блестят разноцветные искорки инея.
5 класс 3 четверть

Темнеет, хмурится небо. Набежала мрачная туча. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра закружил пыль по дороге и умчался.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя. И вдруг на землю обрушилась стена воды. Сверкает молния. Гремит гром.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, яснеет туманная даль. Над полем, над лесом, над водной гладью плывет легкий пар. Уже и солнце яркое выглянуло. Но дождь еще не прошел. Это падают с деревьев капли и сверкают на солнце.

✒️ Грамматическое задание

  1. Выполните морфемный разбор слова «туманная»;
  2. Обозначьте орфограммы в словах «д.. ждя», «со…нца»;
  3. Выделите орфограммы в словах: раскинул, глядел, не поднимал, любоваться;
  4. В предложении «Набежала мрачная туча» укажите все части речи, определите род всех существительных.
Белка

Жила белка в лесу, ни о чём не тужила. 4 Никто её не беспокоил. Спала на ветке большой ели. Не заботилась она ни о ком, только о себе. 4 Прошло время, и у неё появились бельчата. Теперь белка от них не уходила.

Наступила зима. В лесу начались обвалы. Однажды тяжёлый ком снега обрушился с вершины дерева на крышу жилища белочки. Она выскочила, а её беспомощные детки оказались в ловушке. К кому обратиться за помощью? А вдруг кто-нибудь спасёт бельчат.

Белка быстро принялась раскапывать снег. Круглое гнездо из мягкого мха осталось целым. Лесная жительница была счастлива. Ничто больше не огорчит её! По В. Бианки. (98 слов)

✒️ Грамматическое задание

  1. Выполните морфологический разбор:
    1 вариант — ни о чём ;
    2 вариант — кто-нибудь ;
  2. Выпишите 3 местоимения с разными орфограммами:
    1 вариант — из 1 абзаца;
    2 вариант — из 2 абзаца ;
  3. Выпишите из текста 5 местоимений разных разрядов и укажите их разряд;
  4. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:
    1 вариант — Жила белка в лесу, ни о чём не тужила.
    2 вариант — Не заботилась она ни о ком, только о себе.
Итоговые диктанты за 5 класс
Грабеж среди белого дня

Во дворе стоит глубокая миска с мутной водой. В нее хозяйка бросает корки хлеба для кур.

Щенок Фунтик подошел к миске и вытащил из воды съедобную корку. Молодой жирный петух сердито посмотрел на Фунтика. Петух не мог поверить в этот грабеж. Его глаза наливаются кровью. Петух разъярился. Он растопырил лапы, бросился на Фунтика и клюнул его в голову. Раздался крепкий стук, и щенок с ужасным воплем бросился под дом.

Петух захлопал крыльями, клюнул корку и отбросил ее. Ему не нравился запах корки.

✒️ Грамматическое задание

  1. Выполнить морфемный разбор слов:
    1 вариант — выпускает,
    2 вариант — просидела;
  2. Выделите грамматическую основу
    1 вариант — в 1 предложении 2 абзаца,
    2 вариант — в 6 предложении 2 абзаца, над всеми словами укажите части речи;
  3. Выпишите из текста сложное предложение, начертите его схему.
Весна

Небо над головой весеннее. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

Над влажной землёй кружатся3, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» – журчат весёлые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Поиграй с нами, река».

Идёт весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, тёплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает3 землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лёд. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зелёные, жёлтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются. По В.Бианки. (99 слов)

✒️ Грамматическое задание

  1. Выполните морфологический разбор:
    1 вариант — кружатся;
    2 вариант — согревает;
  2. Морфемный разбор слов:
    1 вариант — забирается, проснись, гонит;
    2 вариант — расходятся, поиграй, бегут (2 вариант);
  3. Сделайте полный синтаксический разбор предложения:
    1 вариант — В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

2 вариант — Над влажной землёй кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки.

Проверочные диктанты для 5 класса

Мы долго бродили по лесу. День кончался, и приближались сумерки. Далекое солнце уходило за горизонт и бросало на землю свои последние лучи. Лесные поляны наливались густой темнотой, и она ползла от земли к верхушкам деревьев: елей, сосен.

Но вот замолкли птицы, только иногда раздается одинокий голосок птички. Скоро с большим трудом мы стали замечать очертания веток, потому что лучи вечернего солнца едва освещали лес. Когда солнце скрылось за верхушками деревьев, след знакомой тропинки стал пропадать.

Вот над елочкой появилась первая звездочка. Ночь вступала в свои права. «Пора возвращаться домой», — решили мы. (91 слово)

В зрелом возрасте много раз наблюдал я восход солнца. Я встречал его в лесу, когда перед рассветом проходит над макушками ветер, когда четко обозначаются на фоне неба черные вершины деревьев. На траве лежит роса. Множеством блесток сверкает растянутая в лесу паутина. Пахнет смолою росистым утром. Сквозь лесную чащобу стараешься проложить тропинку к реке.

Видел я восход солнца над родными полями, над густыми зарослями кустов возле речки. В прозрачном зеркале воды отражаются побледневшие звезды, тонкий серп месяца. Под пение бесчисленных птиц и шепот камышей поднимается солнце. Прохладная роса на лугах сияет алмазной россыпью. Располагаешься на берегу и ждешь рождения нового дня. (100 слов)

Мы на Памире. Над розоватыми облаками возвышаются скалистые хребты. В долинах расположились села, где растут сады, люди сеют ячмень, пшеницу.

По берегам рек встречаются развалины старинных крепостей. Сейчас их стены и бойницы заросли густой растительностью. В глубоких трещинах вьют гнезда черные галки, в щелках камней ютятся змеи. Вот одна из них сверкнула на солнце и исчезла среди камней.

Приближаемся к подножию и располагаемся здесь на отдых. С наслаждением вдыхаем аромат цветущих растений. Вдруг замечаем на скалах рисунки. Это художник много веков назад нарисовал животных, людей, написал цифры. Наскальная живопись рассказывает о древнем Памире. Мы долго рассматривали эти удивительные рисунки. (102 слова)

У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними. Люди бессознательно бросают спичку, и от ее огня погибают большие участки леса. Много леса вырубают. Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет. За посадками молодых деревьев следит лесовод. Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. Зайцы, мыши обгрызают корни молодых деревьев. Но есть у леса и друзья — птицы. Они прекрасные помощники лесоводов.

Берегите, ребята, лес! Это наше богатство. (98 слов)

Лунной ночью светло в березовом лесу. Свет луны отражается на сугробах, и лес становится похожим на огромный зал с белыми колоннами. Полна тайн тишина ясной зимней ночи.

В берлоге дремлет медведь, но чутко прислушивается он к жизни зимнего леса. Снежинки еле слышно шуршат о кору старых осин, скользят по стройным вершинам, цепляются за хвою.

Наступает ночь. Полная тишина. И вдруг хрустнул снежный наст, затрещал сушняк. Медведь взъерошился, навострил уши, сверкнул глазами. Да это лоси! Успокоился лежебока, положил голову на передние лапы, зажмурился.

Разгуляется непогодушка, хлопьями повалит снег, и завоет ветер в вершинах. Убаюкает медведя колыбельная песнь вьюги. Сладко дремлется ему в берлоге. Март — последний месяц спячки лесного хозяина. (108 слов)

В апреле последний снег тает на полях, звенят по оврагам веселые ручьи, ломают зимний лед реки. Весною пахнет пробудившаяся от зимнего сна земля. Надуваются в лесу у деревьев смолистые душистые почки.

Уже прилетели белоносые грачи. Греются на солнышке скворцы. С песнями поднимаются в синюю небесную даль голосистые жаворонки.

Наступает особенный час в русской природе. До самого неба распахнутся невидимые голубые ворота, и покажутся косяки перелетных птиц. От теплого юга до холодных морей будут слышны их веселые голоса.

Разнообразны и лесные звуки. Вот со стройной березки упала прозрачная капля, и послышался тонкий, хрустальный звон. Чуткому уху охотника уже чудится шепот проснувшейся земли. (101 слово)

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь ещё не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки.

Утренний ветерок пробежал по лесу. Туман пришёл в движение, и показался противоположный берег реки с зарослями густого кустарника. Вдруг послышался шорох гальки. Я оглянулся и рассмотрел две тени. Я предполагал увидеть людей, но это оказались лоси. Они приближались к реке. Я залюбовался животными. Лоси жадно пили воду. Вдруг самка почуяла опасность и стала смотреть в мою сторону. Вода стекала у неё с губ, и от этого расходились круги по спокойной поверхности реки. Лосиха встрепенулась, издала хриплый крик и бросилась к лесу. В это мгновение взошло солнце. Сквозь клубы тумана стали проявляться очертания гор, растущих на том берегу деревьев.

Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идёт полная талой воды дорожка. Рядом вьётся сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес. Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных серёжек. Вершины молодых берёз стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на берёзовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдёт день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зелёные язычки молодых листьев. Это самое хорошее время в лесу. Он ещё не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек!

День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев. Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой заблестели звёзды. Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой.

Со времен глубокой древности лебедь служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. В одной легенде говорится о лебединой песне, которую эта птица поет якобы перед своей гибелью.

Однако лебедь не относится к певчим птицам. Гогот или гулкие трубные звуки можно услышать весной. В это время лебеди возвращаются с зимовки и пролетают парами в поднебесье.

Лебедь неповторимо изящен в каждом своем движении: при плавании, при купании, при подъеме на крылья.

Гнездятся лебеди по глухим озерам, в камышах. Это чуткие и осторожные птицы. Заботы о воспитании лебедят делят между собой мать и отец. В неволе белый лебедь быстро становится ручным. Он мирно живет в зоосадах рядом с черным лебедем — гостем из Австралии.

Контрольные диктанты, 5 класс

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в начальных классах».

Пришёл сентябрь. После знойного лета наступила золотая осень. По опушкам лесов ещё растут подосиновики, душистые рыжики. На большом старом пне жмутся друг к дружке опёнки.

По высокому синему небу бегут облака. Уже улетели ласточки, стрижи. К дальнему пути готовятся дикие гуси, покидают родные болота журавли.

Вот вышел из леса старый лось, поднял голову и заревел. Ранним утром далеко слышно грозный рёв могучего богатыря. Прошли лоси, нашумели, испугали зайца. Страшно ему в осенние прозрачные дни. Кругом всё жёлтое, золотое, а он в белой шубке.

Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи».

Погода стала меняться. Из-за далёкого горизонта неслись и приближались низкие облака. Солнце выглянуло из-за туч, мелькнуло в голубом просвете и исчезло. Потемнело. Налетел резкий ветер. Он зашумел тростником, бросил в воду сухие листья и погнал их по реке. «Дождь пойдёт», – проговорила Нина.

Ветер налетает с новой силой, морщит гладь реки, а потом стихает. Зашуршал камыш, и на воде появились кружки от первых капель. Река покрылась пузырьками, когда сплошной полосой хлестнул проливной дождь. Валерка громко закричал: «Бежим, ребята!»

Но вот ветер утих, появилось солнце. Редкие капли дождя падали на землю. Они повисали в траве, и в каждой капле отражалось солнце.

Грамматические задания:

Выполнить синтаксический разбор второго предложения первого абзаца..

Выполнить пунктуационный разбор последнего предложения первого абзаца.

Контрольный диктант по теме «Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи».

Стоял жаркий июльский день. Косыми жаркими лучами солнце жгло сухую землю. Густая пыль поднималась по дороге и наполняла воздух. Облака объединялись в большую тучу. Прогремел дальний гром.

И вот облака уже закрыли солнце. Оно выглянуло в последний раз и исчезло. В природе всё резко изменилось.

Налетел вихрь, задрожала осиновая роща.

От порывов сильного ветра молодые осинки гнутся к земле. Пучки сухой травы летят через дорогу. У речки глухо шумит густой камыш. Сверкнула молния, и раздался оглушительный удар грома. Упала первая крупная капля дождя. Хлынул ливень.

Грамматические задания:

Выполнить синтаксический разбор 4-го предложения 3-го абзаца. (У речки…)

Выполнить фонетический разбор слова ливень.

Контрольный диктант по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Темнеет, хмурится небо. Набегают мрачные грозовые тучи. Затихает старый бор, готовится к бою. Сильный порыв ветра вырывается из-за вершин деревьев, кружится пылью по дороге и мчится вперёд.

Ударили по листьям первые крупные капли дождя, и вскоре на землю обрушилась стена воды. Сверкнула молния, прокатился по небу гром.

Быстро проходит летняя гроза. Но вот светлеет туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем, над лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже и солнце горячее выглянуло, а дождь ещё не прошёл. Это капают с деревьев и блестят на солнце дождинки.

Грамматические задания:

Объяснить безударную гласную в корнях глаголов первого абзаца.

Выполнить морфемный разбор слов сильный, обрушилась.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное».

О Михаиле Пришвине.

Детство и юность Пришвина прошли в средней полосе России. Его семья жила в усадьбе около деревни. Здесь от деревни к деревне тянутся леса, поля и огороды, сады с чудесными растениями. Берега рек заросли плакучей ивой.

Ещё мальчиком научился он всматриваться и вслушиваться в природу. Его чуткое ухо слышало шорох листьев и шёпот ветра, а зоркий глаз видел каждый росточек и травинку.

С ружьём и записной книжкой побывал Пришвин на Урале, в Сибири, в Карелии. Он открыл в природе много тайн и подарил их своим читателям.

А вы, ребята, читали его книги?

Грамматические задания:

Выполнить морфемный разбор слов детство, записной.

Выполнить морфологический разбор существительного Пришвина из первого предложения.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

Как хорош лес осенью! С синего неба посылает солнце прощальные лучи. Воздух свеж. Жёлтые, оранжевые, багровые листья тихо падают с деревьев и ложатся на землю. Тишину леса не нарушает пение птиц, они уже улетели в дальние тёплые страны.

Прекрасен лес в зимний морозный день, когда серебристый иней сверкает на ветках деревьев. Рыхлый снег покрыл все тропинки в лесу. Не пройдёшь!

Красив лес и летом. Зелёным ковром покрывают землю травы и мхи, чуть видны из высокой травы цветы. А как прохладно в летнюю жару среди густых чащ! Хорошо лечь под белоствольную берёзку и долго глядеть сквозь ветви в прозрачное небо.

Грамматические задания:

Выполнить морфологический разбор прилагательного зелёным из 2-го предложения последнего абзаца.

Выполнить фонетический разбор слова листья.

Контрольный диктант по теме «Глагол». (I)

Молодые осинки и стройные берёзки спускаются по косогору к широкой луговине. Среди деревьев идёт полная талой воды дорожка. Рядом вьётся сухая пешеходная тропка, и по ней мы углубляемся в лес.

Вот где чувствуется настоящая весна! Ветки осин кажутся пушистыми от длинных серёжек. Вершины молодых берёз стали совсем шоколадного цвета. Посмотришь на берёзовую веточку, а она вся в крупных почках. Пройдёт день, другой, почки начнут лопаться, и из них покажутся зелёные язычки молодых листьев.

Это самое хорошее время в лесу. Он ещё не зеленеет, стоит прозрачный и такой радостный. А как чудесно пахнет прошлогодними прелыми листьями и горьковатой свежестью почек!

Грамматические задания:

Выполнить морфемный разбор глаголов посмотришь, лопаться, покажутся.

Выполнить синтаксический разбор первого предложения.

Контрольный диктант по теме «Глагол». (II)

День кончается. Солнце уже опускается к горизонту, и далеко разливаются его косые лучи. Приближаются сумерки. Мы бродим по лесу. Кажется, что лесные поляны налились густой темнотой. Она словно выползает из-под земли, ложится у наших ног, расстилается внизу по ветвям, взбирается к верхушкам деревьев.

Птицы постепенно замолкают. Скоро уже становится трудно различать очертания веток. След знакомой тропинки стал пропадать, но сквозь просеку ещё видны лучи солнца. Высоко над ёлкой заблестели звёзды. Время от времени раздаётся одинокий голосок птички. Кажется, что она удивляется наступлению таинственной тишины. Ночь прикоснулась к земле и растеклась по ней темнотой.

Грамматические задания:

1. Выполнить морфемный разбор глаголов выползает, растеклась.

2. Выполнить морфологический разбор глагола прикоснулась (из последнего предложения).

3. Выполнить синтаксический разбор последнего предложения.

Контрольная работа по теме «Лексика. Культура речи».

В каких высказываниях раскрывается лексическое значение слова ударник:

А) значение затвора стрелкового оружия или орудия;

Б) имя существительное мужского рода в единственном числе, именительном падеже;

В) музыкант, играющий на ударных инструментах.

Однозначным является слово:

Многозначным является слово:

Слово чистое в предложении В чистом поле серебрится снег волнистый и рябой имеет значение:

А) освобождённое от грязи;

Б) честное, правильное;

Слово великий может сочетаться со словом:

Слово глубокий (-ая, -ое) употреблено в прямом значении в словосочетании:

А) глубокая река;

Б) глубокое чувство;

В) глубокая рана.

Слово лететь употреблено в переносном значении в предложении:

Омонимы употреблены в паре сочетаний:

А) строительный (кран) – водопроводный (кран);

Б) заставить (кого-либо заниматься делом) – заставить (комнату мебелью);

В) лечу (болезнь) – лечу (в Москву).

Синонимы представлены в паре слов:

А) далёкий – дальний;

Б) безветренный – покорный;

В) светиться – гореть.

Слово безмятежный (-ая, -ое) является синонимом к выделенному в словосочетании слову:

А) безоблачная жизнь;

Б) безоблачное небо;

В) безоблачное счастье.

Антонимы выделены в паре словосочетаний:

А) мощная армия – слабая армия;

Б) большое чувство – слабое чувство;

В) тучный человек – полный человек.

Слово пустой является антонимом к выделенному слову в словосочетании:

Б) полный человек;

В) полный чайник.

Выделенные в словосочетаниях русая коса – песчаная коса слова являются:

Выделенные в словосочетаниях медленный темп – быстрый темп слова являются:

Диктанты по русскому языку 5 класс 2 четверть

Русский язык. 5 класс.

Контрольная работа ( диктант с грамматическим заданием) за 2-ую четверть.

Диктант предназначен для учащихся. Дано подробное объяснение орфограмм и пунктограмм. Дан образец выполнения грамматического задания.

Данная работа поможет учащимся подготовиться к итоговому контрольному диктанту за 2-ую четверть.

Орфограммы:

проверяемая, непроверяемая и непроизносимая гласная в корне слова, -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах, -ЧК, Ь знак, окончание существительных, прилагательных.

Пунктограммы:

запятая при однородных членах, в сложном предложении, обращении; восклицательное предложение.

Зима.

Зимою со нце хотя и светит но мало греет. В России зимы продолжают ся долго и бывают иногда очень холодн ми. Реки и озера зам рзают.

З мля покрывается толстым слоем снега. Под ним и в сильные м розы

сохр няют ся семена трав цветов.

Лист еще в конце ос н оп дает с дерев ев и б резовая или дубовая роща зимой ст новит ся прозрач ной. Одни только ели и сосны зелены зимой. На них всю зиму остают ся зеленые иголки.

Многие птицы ул тают на зиму в тёплые края. Ласточ ки, грачи

солов и, дикие гуси и другие птицы пок дают нас еще с осени. Галки вороны сороки вороб и зимуют с нами. Люди пом гайте птицам пережить зиму

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

I вариант.

1.Синтаксический разбор предложения № 5.

  1. Морфемный разбор слов:

берёзовая, замерзают

3.Из первого абзаца выписать 3 слова с проверяемой гласной в корне слова. Подобрать к ним проверочные слова.

II вариант.

1.Синтаксический разбор предложения № 2 последнего абзаца.

  1. Морфемный разбор слов:

становится, ласточки.

3.Из второго абзаца выписать 3 слова с проверяемой гласной в корне слова. Подобрать к ним проверочные слова.

Зимою солнце хотя и светит,(1) но мало греет. В России зимы продолжаются долго и бывают иногда очень холодными. Реки и озера замерзают. Земля покрывается толстым слоем снега. Под ним и в сильные морозы сохраняются семена трав,(2) цветов.

Лист еще в конце осени опадает с деревьев,(3) и березовая или дубовая роща зимой становится прозрачной. Одни только ели и сосны зелены зимой. На них всю зиму остаются зеленые иголки.

Многие птицы улетают на зиму в тёплые края. Ласточки,(4) грачи,)5) соловьи,(6) дикие гуси и другие птицы покидают нас еще с осени. Галки, (7)вороны,(8) сороки,(9) воробьи зимуют с нами. Люди,(10) помогайте птицам пережить зиму!(11)

(По К.Ф. Ушинскому)

Орфограммы:

  • проверяемая гласная в корне слова: замерзают (мёрзнут), земля (земли), сохраняются (сохранность), семена (семечко), цветов (цвет), осени (осенний), опадает (падает), становится (станет), улетают (полёт), покидают (покинут), помогайте (поможем).
  • Непроверяемаягласная в корне слова : морозы, берёзовая,
  • непроизносимая гласная в корне слова: солнце (солнышко)
  • -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах: продолжаются (что делают?), покрывается (что делает?), сохраняются (что делают?), становится (что делает?).
  • -ЧК: прозрачной, ласточки
  • Ь знак: с деревьев (Ь в корне перед -Е), соловьи, воробьи (Ь в корне перед -И)
  • окончание существительных:осени (определяется по падежу и склонению: чего?Р.п., 3 скл.)
  • окончание имён прилагательных: холодными (определяется по вопросу: какими?)

Пунктограммы:

  • запятая при однородных членах:1,2,4,5,6,7,8,9
  • в сложном предложении: 3
  • обращении: 10
  • восклицательное предложение: 11

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

I вариант.

1.Синтаксический разбор предложения № 5.

Под ним и в сильные морозы сохраняются семена трав, цветов.

(Что?) семена – подлежащее, сущ.

(Что делают?)сохраняются- сказуемое, гл.

(Чего?) трав, цветов – дополнение , сущ.

(Под чем?) под ним – дополнение, сущ. с предлогом.

(Когда?) в морозы – обстоятельство, сущ. с предлогом.

(Какие?)сильные- определение, прилаг.

(Предложение повеств., невосклиц., простое, распростр., осложнено однородными дополнениями).

  1. Произведите морфемный разбор слов:

берёзовая, замерзают

берёз- корень, ов — суффикс, ая — окончание, берёзов- основа;

за- приставка, мерз – корень, а- суффикс, ют- окончание, замерза – основа.

3.Из первого абзаца выпишите 3 слова с проверяемо гласной в корне слова. Подберите проверочное слово.

Можно выписать слова: зимою -зимы, солнце-солнышко, холодными- холод, замерзают- мёрзнут, земля – земли, цветов- цвет.

II вариант.

1.Синтаксический разбор предложения № 2 последнего абзаца.

Ласточки, грачи, соловьи, дикие гуси и другие птицы покидают нас еще с осени.

(Кто?) ласточки, грачи, соловьи, гуси, птицы – однородные подлежащие, выражены сущ.

(Что делают?) покидают – сказуемое, глагол.

(Какие?) дикие — определение, прилаг.

(Какие?) другие – определение, местоим.

(Кого?)нас- дополнение, местоим.

(Когда?)ещё с осени ( когда?)- обстоятельство, нареч., сущ. с предлогом.

(Предложение повеств., невосклиц., простое, распростр., осложнено однородными подлежащими)

  1. Произведите морфемный разбор слов:

становится, ласточки.

ста- корень; н, ов, ся- суффиксы, ит- окончание;

ласточк- корень, и- окончание, ласточк – основа.

3.Из второго абзаца выпишите 3 слова с проверяемо гласной в корне слова. Подберите проверочное слово.

Можно выписать слова: опадает — падает, деревьев- дерево, зимой-зимы, становится – стало, зелены- зелен.

Диктанты по русскому языку для 5 класса

Сборник диктантов для учеников 5 класса с заданиями разной сложности. Данный раздел содержит тексты диктантов . К каждому диктанту разработаны задания, которые рекомендуется выполнить после написания диктанта.

Темы диктантов для 5 класса:

Диктант Буря (66 слов)

День был сум..р..ч..ный день был п..хож.. на веч..р. Буря, с..жра.
Автор: Новиков-Прибой А.

Диктант На рыбалку (119 слов)

Ранним летним утром мы отправляемся на рыбалку. Заря едва.

Диктант ‘Чудесный день Ю. Олеша (35 слов)

На этот раз день был чудесный: солнце только то и делало, что.
Автор: Олеша Ю. К.

Диктант (102 слова)

Расщедрилась природа и подарила теплые денечки. Но осень.

Диктант (104 слова) По И. Соколову-Микитову

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и.
Автор: Соколов-Микитов И.

Диктант (93 слова)

Морфемный разбор слов расстилается, приближаются.

Диктант (96 слов) Д. 3уев

Октябрь. Играют краски листопада, и насквозь просвечивается.
Автор: Зуев Д.

Диктант (По А. Куприну) (115 слов)

Найдите существительные, которые не имеют формы.
Автор: Куприн А. И.

Диктант «Мышонок Пик» В. В. Бианки

Сонливая вялость все чаще охватывала Пика. Теперь он не.
Автор: Бианки В.

Диктант «Цветы запоздалые», А. П. Чехов (114 слов)

День ясный, прозрачный, слегка морозный, один из тех.
Автор: Чехов А.П.

Диктант Абрикос (А. Смирнов) (124 слова)

Абрикос родом из жарких и безводных гор. Поэтому он хорошо.
Автор: Смирнов А.

Диктант Август (90 слов)

Август – это самый лучший месяц лета. В это время ещё можно.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Балаган Г. Кочетков (46 слов)

Балаган наш размалёван во все цвета радуги. Но длинный этот.
Автор: Кочетков Г.

Диктант Белки (Из энциклопедии) (120 слов)

Идешь по лесной тропинке, любуешься деревьями. Вдруг.

Диктант Белкина сушильня В. Бианки (49 слов)

Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнёзд на.
Автор: Бианки В.

Диктант Боярский сын В. Возовиков (41 слово)

Через полмесяца из Переславля-Рязанского с двумя отроками.
Автор: Возовиков В.

Диктант В графском саду Вс. Соловьёв (44 слова)

В саду этом среди беседок, киосков и всяких живописных.
Автор: Соловьёв Вс.

Диктант В каюте Ю. Клименченко (54 слова)

Капитан открывает скрытую портьерой дверь. Мы оказываемся.
Автор: Клименченко Ю.

Диктант Весенний ливень (149 слов)

В этот день ничто не предвещало грозы. Яркие лучи солнца.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Весна в тайге (107 слов)

Хорошо в тайге ранней весной! Рядом с узкой извилистой.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Весна пришла в лес (127 слов)

Наступила самая шумная и радостная пора. Весна – это время.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Вечер, Артюхова Н. (57 слов)

Т..мно было и поз..но. б..л..шо.. обл..к., от..двинул..с.. . Выгл..нул.
Автор: Артюхова Н.

Диктант Глухари по И. Соколову-Микитову (90 слов)

В глухих сосновых лесах живут, зимуют, кормятся смолистою.
Автор: Соколов-Микитов И.

Диктант Дорога к Байкалу Н. Печерский (62 слова)

Дорога была пустынной. Вокруг — ни кустика, ни дерева.
Автор: Печерский Н.

Диктант Древняя охота В. Песков (60 слов)

Видел охоту с ловчими птицами. Нападающий сокол. Жертва —.
Автор: Песков В.

Диктант Дыхание моря (154 слова)

Зеленоватый сумрачный воздух, наполненный солнечным дымом.

Диктант Жар-птица Народные русские сказки (59 слов)

Вдруг зашумел лес, поднялись волны на море — летит.
Автор: Народные русские сказки

Диктант Зима в Михайловском С. Гейченко (46 слов)

Зима на пушкинской земле бывает капризная — «то как зверь.
Автор: Гейченко С.

Диктант Зимний вечер Вс. Соловьёв. (39 слов)

Зимний морозный вечер уже стоял над Петербургом. В.
Автор: Соловьёв Вс.

Диктант Зимний день (50 слов) (А. Югов.)

П..т..плело. Ст..ял (не) яркий зимний д..нёк. Ш..л тихий и ре..кий.

Диктант Зимняя ночь из журнала (124 слова)

На лес тихо опустилась ночь. По стволам и веткам деревьев.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Зимняя ночь по И. Соколову-Микитову (115 слов)

Наступила ночь в лесу. По стволам и сучьям толстых деревьев.
Автор: Соколов-Микитов И.

Диктант Знойный полдень по С. Аксакову (89 слов)

Пышет знойный полдень. Совершенная тишина. Не колыхнет.
Автор: Аксаков С.

Диктант из журнала (113 слов)

Найдите слова с корнем -раст-, -рос-. Графически объясните.

Диктант Из энциклопедии (120 слов)

Вариант 1 Выпишите слова с чередованием гласных в корне.

Диктант Июль — макушка лета (111 слов)

Ненастье — редкое явление этой чудесной летней поры.

Диктант К наводнению Ю. Герман (65 слов)

Было сыро, холодно, мозгло. Ветер дул с моря. К наводнению.
Автор: Герман Ю.

Диктант Кладовая Пика, В. Бианки, 52 слова

Дни ст..н..вились к..роче, ночи — х..л..днее. На злаках с..зрели.
Автор: Бианки В.

Диктант Колибри по И. Соколову-Микитову (96 слов)

Европа познакомилась с колибри через 60 лет после открытия.

Диктант Кошка-воспитательница (109 слов) По Е. Чарушину

Деревенские ребята принесли с лугов зайчат. Они их на.
Автор: Чарушин Е.

Диктант Крещенские морозы А. Кузнецова (50 слов)

В Ильинском старики не помнили таких суровых крещенских.
Автор: Кузнецова А.

Диктант Купание уток А. Новиков-Прибой (53 слова)

Солнце прощается с лесом, озаряя лишь верхушки его. Снизу.
Автор: Новиков-Прибой А.

Диктант Куцый по В. Чаплиной (110 слов)

Куцый был высокий и тощий лис. Большие, острые уши, чуть.
Автор: Чаплина В.

Диктант Лебедь Из энциклопедии (112 слов)

Со времен глубокой древности лебедь служит символом.

Диктант Летний гром (86 слов)

Ничего не предвещало дождя, но вдруг, на улице потемнело.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Летняя ночь С. Аксаков (57 слов)

Летняя, короткая, чудная ночь обнимала всю природу. Ещё не.
Автор: Аксаков С.

Диктант Лист, Вс. Иванов (45 слов)

Лист был слабо-табачного цвета и только формой напоминал.
Автор: Иванов Вс.

Диктант Лощина Вс. Иванов (38 слов)

Открылась лощина, заросшая дубами. Глубоко внизу, там, где.
Автор: Иванов Вс.

Диктант Любимый фильм В. Железников (71 слово)

Серёжка ждал этого кино целую неделю. И фильм-то был старый.
Автор: Железников В.

Диктант Малая родина по Е. Носову (110 слов)

Вот пишут: «Малая родина…». Но что это такое? Где ее.
Автор: Носов Е.

Диктант Маленькие люди А. Погорельский (59 слов)

Между тем как Алёша с люб..пытств..м всё р..с..матр..вал.
Автор: Погорельский А.

Диктант Маяк С. Диковский (65 слов)

На рассвете мы увидели невысокий деревянный маяк мыса.
Автор: Диковский С.

Диктант Морозная мгла Б. Белов. (33 слова)

Белая мгла висела над крышами. Нагромождения домов и.
Автор: Белов Б.

Диктант На Днепре А. Югов (44 слова)

Недвижим, точно ледяной, лежал Днепр. И под косвенными.
Автор: Югов А.

Диктант На конюшне (49 слов) (В. Бианки.)

Со..нце уже село в д..лёкий лес к..гда Егорка пр..б..жал в.
Автор: Бианки В.

Диктант На краю леса по И. Соколову-Микитову (103 слова)

Вышла на край леса старая лосиха с длинноногим лосенком и.
Автор: Соколов-Микитов И.

Диктант На лесной поляне журнал (117 слов)

Лесную поляну укутал пушистый снежок. Белые хлопья снега.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант На озере А. Чапыгин (48 слов)

Тускло с..яло за дв..рями оз..ро. У бер..га л..жала (полу).

Диктант Неожиданное лето В. Бианки (49 слов)

То холод, ветер ледяной, то вдруг солнышко выглянет, и.
Автор: Бианки В.

Диктант О хитрости И. Гончаров (63 слова)

Хитр..сть — всё р..вно что мелкая м..нета на к..торую (не).
Автор: Гончаров И.

Диктант Овин В. Белов (39 слов)

В овине тепло и уже не дымно. Ровный сплошной жар идёт в.
Автор: Белов В.

Диктант Ожидание зимы 48 слов (М. Волконский)

С п..год..и пр..исх..дило между тем что (то) стран..ое. В самых.

Диктант Осенний лес К. Симонов (48 слов)

После вчерашнего дождя снова стояла сухая ветреная погода.
Автор: Симонов К.

Диктант Осенний наряд А. Новиков-Прибой (51 слово)

Половина сентября, а в лесу no-летнему тепло. Над ветвистыми.
Автор: Новиков-Прибой А.

Диктант Осень в лесу (133 слова)

Как красив осенний лес. Воздух свеж и наполнен ароматами.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Пасха (131 слово)

Пасха, или Воскресение Христово – главный праздник.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Первый сенокос (77 слов)

Пришла пора сенокоса. Я впервые с отцом отправился на луг.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант по А. Волкову (96 слов)

(на выбор учащихся) Определите тему и основную мысль.
Автор: Волков А.

Диктант по А. Куприну (106 слов)

Определите стиль текста и озаглавьте его. Какие правила.
Автор: Куприн А. И.

Диктант по А. Куприну (98 слов)

Какова роль первых предложений каждого абзаца.
Автор: Куприн А. И.

Диктант по А. Тамбиеву (127 слов)

Выпишите слова с орфограммой «Буквы о, е после шипящих в.

Диктант по Г. Скребицкому (122 слова)

Выпишите слова с чередованием гласных в корне и разбе­рите.
Автор: Скребицкий Г.

Диктант по Л. Кудрявцевой (113 слов)

Найдите синонимы слова художник. Являются ли слова молодой.
Автор: Кудрявцева Л.

Диктант по М. Пришвину (97 слов)

1-й вариант: выделите в словах неизменяемые приставки. 2-й.
Автор: Пришвин М. М.

Диктант по Н. Надеждиной (122 слова)

І вариант: определите род и падеж прилагательных.
Автор: Надеждина Н.

Диктант по Н. Сладкову (140 слов)

Выпишите из текста два слова с чередованием гласных в.
Автор: Сладков Н.

Диктант по С. Багрову (98 слов)

(на выбор учащихся) С помощью каких языковых средств.
Автор: Багров С.

Диктант по Ю. Дмитриеву (105 слов)

Что же общего у ядовитого паука тарантула и веселого.
Автор: Дмитриев Ю.

Диктант Поздняя осень (111 слов) + задания

У каждого времени года свое очарование. Живая природа чутко.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Половодье (138 слов)

Наступила весна. Речка избавилась от ледяных оков и.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант После дождя (42 слова) (В. Бианки.)

Тучу пр..н..сло н..ожид..н..о быстро. Разом кон..чился лив..н.. .
Автор: Бианки В.

Диктант Последний звонок Г. Матвеев (73 слова)

Вся школа собралась в зале. Впереди стояли маленькие.
Автор: Матвеев Г.

Диктант Последний снег (48 слов) (Н. Артюхова.)

Сан..ч..ки п..скрип..вая с..ex..ли на м..ст..вую. Вот и сквер.

Диктант Предзакатное солнце (49 слов) (А. Кузнецова.)

(К) веч..ру пр..дз..катное со..нце к..сыми луч..ми поз..лотило.

Диктант Приближение весны А.Перегудов (54 слова)

Приближение весны С каждым днем крепнет весна, — не идёт.
Автор: Перегудов А.

Диктант Пришла зима (96 слов)

В конце ноября морозы все сильнее. Чувствуется приближение.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Прогулка Г.Гребнев. (60 слов)

Юра выл..т..л в солн..ч..ную бе..ветр..н..ую п..году. Его.
Автор: Гребнев. Г.

Диктант Птичка-малиновка (57 слов)

Пр..ех..ла к..р..левна во дв..рец. Выб..ж..ли к ней (на) встречу.

Диктант Птичье царство С. Гейченко (64 слова)

Зимой у птиц всё как было встарь. Для них такая зима — беда.
Автор: Гейченко С.

Диктант Ранняя зима А. Субботин (58 слов)

Снег выпал на сухую землю. Рано разгулялись метели в борах.
Автор: Субботин А.

Диктант Рыбаки (90 слов)

Ранним утром я с друзьями отправился на рыбалку. Солнце.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Рябина (136 слов)

Рябина – настоящая осенняя красавица. С наступлением осени.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Рябина А. Смирнов (114 слов)

Вот что мне довелось наблюдать в Саянских горах. Там рос.
Автор: Смирнов А.

Диктант Сад А. Вересов. (43 слова)

Нет в описях лишь маленькой, тесной клетушки в подвале.
Автор: Вересов А.

Диктант Светлячок Н. Печерский (60 слов)

В комнату вошла на цыпочках тишина. Большая круглая луна.
Автор: Печерский Н.

Диктант Святки (122 слова)

Между Рождеством и праздником Крещения проходит.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Сизиф Вс. Иванов (43 слова)

Спустилась ночь. Сквозь ветви дубов глядели звёзды. Ветви.
Автор: Иванов Вс.

Диктант Синичка необыкновенная по Н. Сладкову (132 слова)

Звонкоголосую и белощекую нашу синицу называют большой или.
Автор: Сладков Н.

Диктант Синяя стрекоза (73 слова)

Р..ка (н..) когда (н..) спит — только з..м..ра..т только.
Автор: Осоргин. М.

Диктант Скворцы по А. Куприну (87слов)

Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят.
Автор: Куприн А. И.

Диктант Скворцы по Куприну (110 слов)

У животных много своей, непонятной людям мудрости. Птицы.
Автор: Куприн А. И.

Диктант Следы на снегу из журнала (115 слов)

Наступила холодная зима. Снег огромным пушистым покрывалом.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Снег и сон В. В. Бианки (102 слова)

Птицы больше не прилетали клевать зерно. Трава плотно легла.
Автор: Бианки В.

Диктант Стрелец-молодец (47 слов)

В некотором царстве, за тридевять земель — тридесятом.

Диктант Таёжный закон Н. Печерский (65 слов)

Каждый, кто переночует в таёжной избушке, обязан на.
Автор: Печерский Н.

Диктант Теплица Вс. Иванов (64 слова)

В т..плиц., пахло з..млёй в..дои всюду в..звышались длин..ые (не).
Автор: Иванов Вс.

Диктант Туман (132 слова) + задания

Догорала вечерняя заря. Последние лучи солнца выхватывали.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Удачный поход (97 слов)

Лето подходит к завершению. В окрестных лесах появляются.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Фонтан А. Ладинский (44 слова)

За розовыми колоннами приятно звенели струи фонтана. Они.
Автор: Ладинский А.

Диктант Холодный вихрь А Грин (50 слов)

Рыбачьи лодки, повытащенные на берег, образовали на белом.
Автор: Грин А.

Диктант Черемуха (А. Смирнов) (111 слов)

Черемуха зацветает раньше других деревьев. На фоне еще.
Автор: Смирнов А.

Диктант Шиповник А. Смирнов (142 слова)

Колючие шипы дикой розы встретишь под Москвой и в Сибири, в.
Автор: Смирнов А.

Диктант Шоколад Н. Печерский (71 слово)

Я внимательно осмотрел буфетную стойку и решил купить.
Автор: Печерский Н.

Падежи в русском языке

О чем эта статья:

3 класс, 4 класс

Что такое падежи в русском языке

Падеж — это форма образования и функция слова. Падеж дает слову определенную синтаксическую роль в предложении.

Еще говорят, что падеж — это склонение слов, частей речи, которое характеризуется изменением их окончаний. Сейчас узнаем, какие бывают падежи в русском языке.

6 падежей русского языка:

Именительный падеж определяет начальную форму слова. Остальные пять падежей называются косвенными.

У каждого падежа есть вспомогательное слово — оно помогает определить, на какие вопросы отвечает конкретный падеж.

Повторим еще раз. У каждого падежа есть свои вопросы — они зависят от части речи и грамматических признаков.

Таблица падежей русского языка с вопросами

Прилагательные, причастия, порядковые числительные

какой? какая? какое? какие?

какого? какой? какого? каких?

какому? какой? какому? каким?

какого? (одуш) какой? (неодуш) какую? какое? каких? (одуш) какие? (неодуш)

скольких? (одуш) сколько? (неодуш)

каким? какой? каким? какими?

о каком? о какой? о каком? о каких?

Как правильно определить падеж:

гости пришли — (кто?) гости (Им. п.);

бояться темноты — бояться (чего?) темноты (Р. п.);

сказал сестре — сказал (кому?) сестре (Д. п.);

обнял маму — обнял (кого?) маму (В. п.);

наслаждаюсь закатом — наслаждаюсь (чем?) закатом (Тв. п.);

рассказываю о школе — рассказываю (о чем?) о школе (Пр. п.).

Теперь мы знаем названия падежей в русском языке и на какие вопросы они отвечают. Дальше нас ждут окончания!

От чего зависят падежные окончания:

от категории числа: окончания единственного числа отличаются от окончаний множественного числа;

от категории склонения: окончания прилагательных и причастий зависят от категории рода.

Падежные окончания имен существительных отличаются от падежных окончаний прилагательных и причастий. Чтобы не запутаться, сделали еще одну табличку.

Падежные окончания существительных, прилагательных и наречий

Падеж

Падежные окончания

Имена прилагательные, причастия

ой, ий, ый, ая, яя, ое, ее

нулевое, ов, ев, ей

о, е, а, я, нулевое

нулевое, ы, и, а, я, ей

ой, ий, ый, ую, юю, ое, ее, ого, его, ой, ей

Чтобы лучше усвоить материал, рассмотрим каждый падеж отдельно.

Именительный падеж

Именительный падеж в русском языке — это единственный прямой падеж существительных, который противопоставляется другим падежам по значению и синтаксическим функциям.

Именительный падеж выражает самостоятельное, независимое положение существительного в словосочетании или предложении. Форма именительного падежа единственного числа существительных является начальной формой существительных в русском языке.

Существительные в именительном падеже отвечают на вопросы: Кто? Что?

Примеры существительных в именительном падеже:

укусил (кто?) щенок;

закончился (что?) шампунь.

Чтобы определить именительный падеж, нужно поставить к существительному падежные вопросы и выделить в слове падежное окончание.

В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в именительном падеже для разных склонений.

В русском языке именительный падеж в речи может быть зависимым или независимым.

Независимый именительный падеж может может быть:

Вода остыла. Пирог упал.

Главным членом односоставного номинативного предложения.

Вечер. Улица. Фонарь.

Маша, напиши стих. Дети, закройте дверь.

Зависимый именительный падеж может быть в роли:

Именной части составного именного сказуемого.

Приложения в значении добавочного сообщения.

Ученый Виктор Меркурьев прочел доклад.

Родительный падеж

Родительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает значение предмета, а также субъектные или объектные отношения.

Существительные в родительном падеже сочетаются с предлогами «без», «от», «до», «около», «из», «с», «у», «возле», «подле» и отвечают на вопросы: Кого? Чего?

Примеры существительных в родительном падеже:

книга (кого?) друга;

чтение (чего?) романа.

В следующей таблице собрали возможные окончания существительных в родительном падеже для разных склонений.

торта;

шарфа;

возраста;

хлебца;

договора.

Значение родительного падежа в русском языке зависит от контекста конкретного слова в словосочетании и предложении:

Субъектное значение: приезд гостей, нет идей.

Объектное значение: просить помощи, презентация фильма.

Определительное значение — может обозначать принадлежность, определение либо количество, меру предмета (совет учителя, пакет молока).

Какую роль в предложении может занимать существительное в родительном падеже:

Дополнение (Он устал от работы).

Несогласованное определение (Ей подарили букет цветов).

Обстоятельство (Сестра вернулась из путешествия).

Дательный падеж

Дательный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает в речи определительное, субъектное, объектное и объектно-обстоятельственное значения.

Дательный падеж может быть:

поименным (употребляться при существительных);

приглагольным (употребляться при глаголах).

Слова в дательном падеже сочетаются с предлогами «к», «по» и отвечают на вопросы: Кому? Чему?

Примеры существительных в дательном падеже:

позвонить (кому?) маме;

приблизиться (к чему?) к цели.

В таблице ниже собрали возможные окончания существительных разных склонений в дательном падеже.

Существительные в дательном падеже могут выражать такие значения:

Субъектное — употребляется в безличных оборотах: студенту не думается, девочке грустно.

Объектное — употребляется в значении адресата или косвенного объекта: отдать другу, поручить курьеру.

Объектно-обстоятельственное: шагать по дороге, подойти к развилке.

Определительное: памятник Пушкину, цена словам.

Винительный падеж

Винительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает объектное, субъектное или обстоятельственное значения.

Винительный падеж сочетается с предлогами «в», «за», «на», «про», «через» и отвечает на вопросы: Кого? Что?

Примеры существительных в винительном падеже:

переписать (что?) диплом;

слушать (что?) музыку;

ждать (кого?) друга.

Слова в винительном падеже имеют особые падежные формы, которые отличаются у одушевленных и неодушевленных существительных, как видно в этой таблице:

Существительные в винительном падеже могут выражать разные значения:

Субъектное: машину трясет, мужчину укачивает.

Объектное: приготовить пирожки, посоветовать книгу.

Обстоятельственное: ждать целый месяц, встречаться каждый день.

В предложениях существительные в винительном падеже могут быть дополнением и обстоятельством.

Творительный падеж

Творительный падеж в русском языке — косвенный падеж, который выражает субъектное, объектное, определительное и обстоятельственное значения.

Творительный падеж можно использовать в приглагольной или приименной позиции, отвечает на вопросы: Кем? Чем?

Примеры существительных в творительном падеже:

горжусь (чем?) победой;

наслаждаться (чем?) спектаклем;

быть (кем?) режиссером.

В таблице ниже собрали возможные окончания существительных в творительном падеже.

В словосочетаниях и предложениях существительные в творительном падеже могут иметь различные значения:

Субъектное: гвоздь забили молотком, доклад выполнен учеником.

Объектное: восхищаться танцем, обладать навыками.

Определительное: чистка щеткой, она была неумехой.

Обстоятельственное: чертить карандашом, работать ночами, создавать командой.

Существительные в творительном падеже можно употреблять в качестве прямого дополнения или с предлогами. К существительным в творительном падеже подходят предлоги: за, перед, под (подо), с (со), над, меж, между.

Примеры существительных в творительном падеже с предлогами:

гулять под (под чем?) зонтом;

конфликт между (между кем?) братьями;

говорить с (с кем?) другом.

Предложный падеж

Предложный падеж в русском языке — косвенный падеж, который употребляется в речи с предлогами «на», «в», «о», «об», «обо», «при».

Существительные в предложном падеже отвечают на вопросы: О ком? О чем? и имеют объектное, определительное и обстоятельственное значения.

Примеры имен существительных в предложном падеже:

говорить о (о чем?) планетах;

сидеть на (на чем?) стуле;

ехать в (в чем?) трамвае.

У существительных в предложном падеже множественного числа одинаковые окончания, независимо от их склонения.

Особенности изменения существительных всех склонений в предложном падеже показали в таблице.

Какие значения может выражать предложный падеж в словосочетаниях:

Объектное: объявить о новостях, книга о приключениях.

Определительное: небо в облаках, поле в цветах.

Обстоятельственное: отдыхать в санатории, ужинать при свечах.

Родительный падеж существительных

Родительный падеж — это грам­ма­ти­че­ская фор­ма имен суще­стви­тель­ных, кото­рая отве­ча­ет на вопро­сы кого? чего?

Узнаем, что такое роди­тель­ный падеж имён суще­стви­тель­ных в рус­ском язы­ке, какие име­ет зна­че­ния и с каки­ми пред­ло­га­ми упо­треб­ля­ет­ся в сло­во­со­че­та­нии и пред­ло­же­нии. Приведем при­ме­ры суще­стви­тель­ных в фор­ме роди­тель­но­го падежа.

В рус­ском язы­ке име­на суще­стви­тель­ные име­ют строй­ную систе­му изме­не­ния по паде­жам и чис­лам. Термином «падеж» назы­ва­ют спо­соб­ность имён суще­стви­тель­ных изме­нять свою началь­ную фор­му име­ни­тель­но­го паде­жа на дру­гие паде­жи. В рус­ском язы­ке выде­ля­ют шесть паде­жей имён существительных.

ПАДЕЖВОПРОСПРЕДЛОГИ
Именительный
(есть)
кто? что?
Родительный
(нет)
кого? чего?с, у, от, до, из, без, для, вокруг, око­ло, воз­ле, кроме
Дательный
(дать)
кому? чему?к, по, бла­го­да­ря, вопре­ки, согласно
Винительный
(вижу)
кого? что?под, за, про, через, в, на, во
Творительный
(дово­лен)
кем? чем?с, со, за, над, под, меж­ду, перед
Предложный
(думать)
о ком? о чем?в, о, об, на, при, по

Что такое родительный падеж существительных?

Именительный падеж име­ни суще­стви­тель­но­го назы­ва­ет пред­мет или лицо, кон­ста­ти­ру­ет его суще­ство­ва­ние в реаль­но­сти. По при­над­леж­но­сти к опре­де­лен­но­му роду (муж­ско­му, жен­ско­му или сред­не­му) и падеж­ным окон­ча­ни­ям в началь­ной фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа все суще­стви­тель­ные при­над­ле­жат к пер­во­му, вто­ро­му или тре­тье­му скло­не­нию:

  • (кто?) стар­шин а , тёт я , (что?) рук а , бан я — пер­вое склонение;
  • (кто?) стро­и­тель ; (что?) ствол , дерев о — вто­рое склонение;
  • (кто?) дочь , (что?) брошь — тре­тье склонение.

За име­ни­тель­ным паде­жом, пря­мо назы­ва­ю­щим объ­ек­ты дей­стви­тель­но­сти, сле­ду­ет кос­вен­ный роди­тель­ный падеж.

Чтобы обра­зо­вать фор­му роди­тель­но­го паде­жа, вос­поль­зу­ем­ся словами-помощниками «нет» или «не было»:

  • хозя­ин — не было (кого?) хозя­ин а ;
  • зем­ля — нет (чего?) земл и .

Каждое суще­стви­тель­ное в зави­си­мо­сти от типа скло­не­ния, а так­же твёр­дой или мяг­кой осно­вы сло­ва име­ет харак­тер­ные падеж­ные окон­ча­ния в фор­мах роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го и мно­же­ствен­но­го числа.

Понаблюдаем:

  • р. п. не было (кого?) стар­шин ы — стар­шин
  • р. п. нет (кого?) тёт и — тёть
  • р. п. не было (кого?) стро­и­тел я — стро­и­тел ей
  • р. п. нет (чего?) ствол а — ствол ов
  • р. п. нет (чего?) дерев а — деревь ев
  • р. п. голос (кого?) дочер и — дочер ей
  • р. п. нет (чего?) брош и — брош ей .

Часто воз­ни­ка­ют рече­вые ошиб­ки при обра­зо­ва­нии фор­мы роди­тель­но­го паде­жа раз­но­скло­ня­е­мых суще­стви­тель­ных сред­не­го рода с конеч­ным бук­во­со­че­та­ни­ем -мя. В раз­го­вор­ной речи упо­треб­ля­ют­ся фор­мы: «нет вре­мя», » вождь пле­мя», «чело­век без имя». Следует учесть, что у раз­но­скло­ня­е­мых суще­стви­тель­ных в кос­вен­ных паде­жах появ­ля­ет­ся фор­мо­об­ра­зу­ю­щий суф­фикс -ен-. В фор­ме роди­тель­но­го паде­жа эти сло­ва име­ют окон­ча­ние .

  • вре­мя — нет времени;
  • пле­мя — вождь племени;
  • чело­век без имени.

Родительный падеж име­ни суще­стви­тель­но­го, соче­та­ясь с дру­гим суще­стви­тель­ным, име­ет опре­де­ли­тель­ное зна­че­ние, обо­зна­ча­ю­щее при­над­леж­ность дру­го­му пред­ме­ту или лицу:

  • голос (чей?) мамымамин голос;
  • лапа (чья?) елиело­вая лапа;
  • сооб­ще­ние (чьё?) папы — папи­но сообщение.

Предлоги родительного падежа существительных

Родительный падеж име­ни суще­стви­тель­ных может быть обра­зо­ван с помо­щью непро­из­вод­ных и про­из­вод­ных пред­ло­гов:

Предлоги уточ­ня­ют зна­че­ние фор­мы роди­тель­но­го паде­жа, назы­ва­ю­щей объ­ект дей­ствия или его отсут­ствие, вре­мя, место и пр.

Примеры

  • остать­ся до вторника;
  • отплыть от берега;
  • остать­ся без света;
  • капа­ет с ветки;
  • пока­зать­ся из-за дома;
  • рас­тет сре­ди поля;
  • прой­ти мимо здания;
  • оста­но­вить­ся воз­ле калитки.

Варианты окончаний родительного падежа существительных

Существительные муж­ско­го рода вто­ро­го скло­не­ния в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла име­ют вари­ант­ные окон­ча­ния -а/-я или -у/-ю:

  • лож­ка мёд а — хочет­ся мёд у
  • ста­кан кипятк а — дай­те кипятк у
  • зубок чес­нок а — поесть чес­нок у .

Формы роди­тель­но­го паде­жа с окон­ча­ни­ем -а/-я явля­ют­ся сти­ли­сти­че­ски ней­траль­ны­ми. В лите­ра­тур­ной речи исполь­зу­ют­ся сло­ва с окон­ча­ни­ем -а/-я, при­чём в выбо­ре этой фор­мы име­ет зна­че­ние, если суще­стви­тель­ное упо­треб­ля­ет­ся с определением:

  • ста­кан чая — ста­кан тёп­ло­го чая;
  • сугро­бы сне­га — сугро­бы пуши­сто­го снега;
  • струя воз­ду­ха — струя тёп­ло­го воздуха.

Существительные с окон­ча­ни­ем -у/-ю отли­ча­ют­ся раз­го­вор­ным харак­те­ром. Они упо­треб­ля­ют­ся в быто­вой речи в сле­ду­ю­щих случаях:

1. суще­стви­тель­ные с пред­ло­га­ми из, до, с, от

  • вый­ти из лесу;
  • осла­беть с голоду;
  • семь лет от роду;
  • прой­ти до дому;

2. при обо­зна­че­нии части от цело­го у веще­ствен­ных существительных

  • выпить лимо­на­ду;
  • долить кипят­ку;
  • пред­ло­жить чаю;
  • насы­пать перцу;
  • достать сыру;

3. суще­стви­тель­ные с уменьшительно-ласкательным суф­фик­сом -к-

  • попро­бо­вать кваску;
  • поло­жить сахарку;
  • попро­бо­вать сырку;
  • под­но­сить медку;

4. отвле­чён­ные суще­стви­тель­ные с коли­че­ствен­ным значением

  • мно­го шуму;
  • набол­тать вздору;
  • наде­лать скандалу;

5. во фра­зео­ло­ги­че­ских сочетаниях

  • при­пу­стить что было духу;
  • не до смеху;
  • с миру по нитке;
  • сбить с толку.

Синтаксическая роль существительных родительного падежа

В пред­ло­же­нии суще­стви­тель­ные в фор­ме роди­тель­но­го паде­жа чаще все­го выпол­ня­ют син­так­си­че­скую роль вто­ро­сте­пен­ных членов:

В соста­ве неде­ли­мых соче­та­ний со сло­ва­ми более, менее, свы­ше, ряд, часть, боль­шин­ство, мень­шин­ство, мно­го, мало, сколь­ко, несколь­ко, столь­ко и пр., а так­же с чис­ли­тель­ны­ми фор­ма роди­тель­но­го паде­жа суще­стви­тель­ных явля­ет­ся подлежащим.

Примеры

Мы не зна­ем (чего?) горя со спо­кой­ным малышом.

Ветка (чья?) клё­на сту­чит­ся мне в окно.

Дети выбе­жа­ли (отку­да?) из д верей школы.

В лесу под дере­вья­ми еще лежит мно­го сне­га .

Двое р ыба­ков сидят в лод­ке посре­ди озера.

Пять котят весе­ло рез­ви­лись во дворе.

Большинство ребят согла­си­лись прий­ти на тре­ни­ров­ку зав­тра утром.

Меньшинство депу­та­тов про­го­ло­со­ва­ли про­тив проекта.

Часть стра­ниц кни­ги ока­за­лась с каран­даш­ны­ми пометками.

Свыше пяти­де­ся­ти озёр Тверской обла­сти при­вле­ка­ют тури­стов для отдыха.

Видеоурок

Родительный падеж

Один из косвенных падежей в русском языке, вызывающий наибольшие трудности, — это, безусловно, родительный падеж.

Он служит преимущественно для выражения отношений между предметами и субъектами. Можно выделить несколько функций родительного падежа:

  • Функция принадлежности (платье сестры, дом родителей, клуб миллионеров)
  • Отношения – демонстрирует взаимосвязь между предметами и явлениями (звон колоколов, звуки леса, муки совести)
  • Отрицание (нет своего мнения, без головного убора, без объяснения причины)
  • Качества – характеризует свойства (красота осени, зелень листвы, четкость экрана)
  • Количества или сравнения – (десять негритят, множество различий, быстрее ветра)
  • Обозначение действия – (демонстрация навыков, решение задачи, приготовление пищи) и др.

Существительные в родительном падеже отвечают на вопросы: Кого? (одушевленные существительные), Чего? (неодушевленные) и используются с предлогами: возле, без, от, подле, до, из, у, около (возле школы, без разрешения, от зависти, подле реки, до заката, из страны, у ограды, около дерева). В некоторых случаях бывает предпочтительнее задать к существительному не падежный вопрос (кого? чего?), а обстоятельственный: зачем? где? как? откуда? когда? (повторять (зачем?) для уверенности, видел (где?) у магазина, делал (как?) без спешки, ехал (откуда?) из командировки, темно (когда?) после затмения.

Окончания существительных зависят от склонения.

  • В первом склонении имя существительное в родительном падеже будет иметь окончание –и, -ы в единственном числе и нулевое окончание во множественном числе (пример: сливы, кнопки, кнопок, слив)
  • Во втором – окончания –а,-я в единственном числе, во множественном — -ей, -ов, -ий или нулевое (коня, посла, коней, послов, наводнений, граждан)
  • В третьем склонении оканчивается на –и, а во множественном числе – на –ей (лошади, лошадей).

Прилагательные, стоящие в родительном падеже, отвечают на вопрос: Какого? — в мужском и среднем роде, Какой? — в женском и Каких? — во множественном числе. Они имеют соответственно окончания –ого, -его, -ой, -ей, –их (-ых). Пример: зайца (какого?) трусливого, вечера (какого?) летнего, грозы (какой?) летней, мысли (какой?) умной, лета (какого?) жаркого, орешков (каких?) крепких, новостей (каких?) приятных.

Аналогичные вопросы и окончания имеют числительные и причастия, стоящие в родительном падеже (какого? — первого, третьего, тающего; какой? – первой, третьей, тающей; каких? – первых, третьих, тающих). К причастиям можно также задать специальные вопросы: в женском роде – что делающую? что сделавшую? (тающую, растаявшую), в мужском и среднем роде – что делающего? что сделавшего? (тающего, растаявшего), во множественном числе – что делающих? что сделавших? (тающих, растаявших).

Несколько иначе изменяются имена собственные в родительном падеже. Рассмотрим в частности склонение имен, фамилий, отчеств, так как в формальных документах часто используется ФИО в родительном падеже.

Женские имена в родительном падеже заканчиваются на –ы, -и (Насти, Марины, Анастасии, Любови), мужские – на –а, -я (Захара, Андрея) или –ы, -и (Димы, Васи).

Женские отчества будут иметь окончание –ы (Даниловны, Ивановны), мужские — -а (Даниловича, Ивановича).

Что касается фамилий, то женские будут оканчиваться на –ой (Ахматовой, Крупской), а мужские – на –а или –ого (Пушкина, Толстого).

Существует множество исключений, которые не меняют звучание в родительном падеже. В основном это касается иностранных имен и фамилий, например: Глушко, Белых, Павлиашвили, Марго, Мари, Оливье и пр.

Ссылка на основную публикацию