Диктанты по русскому языку – 4 класс 4 четверть

Диктанты по русскому языку для 4 класса

Темы диктантов для 4 класса:

Диктант Жаркое лето (84 слова)

Вот и наступило жаркое лето. Долгие солнечные дни сменяют.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант “Новогодняя ночь” (95 слов)

Зима – пора волшебства. Только зимой можно увидеть, как.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант В вечные льды из энциклопедии «Что есть что» (155 слов)

С давних пор Север считали непроходимым и опасным для.

Диктант В лес пришла весна (97 слов)

Наступила самая мягкая и светлая пора. Весна. Особенно.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант В осеннем лесу (67 слов)

Красиво было в лесу в этот ранний час. Тихо шумели, качались.

Диктант В старом лесу по И. Тургеневу (145 слов)

Лес, в который мы вступили, был чрезвычайно стар. На.
Автор: Тургенев И.

Диктант Весенний первоцвет (86 слов)

Еще в полях лежит снег, а на склонах холмов, сквозь снежные.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Весенняя капель (107 слов)

Весенняя капель – это первые звуки весны. Еще снежные.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Весной (75 слов)

Стоят жаркие весенние дни. На деревьях уже набухают почки.

Диктант Дыхание весны (63 слова)

Весна – самое чарующее время года. Зима еще пытается.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант За грибами (61 слово)

Кто не любит бродить по лесу осенью? Это настоящая грибная.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Запятая внутри сложных предложений (116 слов)

Расставьте запятые Умей жить и тогда__когда жизнь.

Диктант Зима (102 слова)

На дворе – зима. Всё вокруг стало белым и нарядным. Снег шел.

Диктант Зима в городе (87 слов)

Незаметно подкралась зима. Еще вчера осенние грозы.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Зима в лесу (82 слова)

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света.

Диктант Зимние игры (124 слова)

Зима – самое холодное время года. Мороз неустанно.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Зимние краски (90 слов)

Считается, что зима носит исключительно белые одеяния. Дома.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Зимние краски (90 слов)

Считается, что зима носит исключительно белые одеяния. Дома.

Диктант Зимний день (102 слова)

На дворе – зима. Всё вокруг стало белым и нарядным. Снег шел.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Зимний день (59 слов)

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё.

Диктант Золотая пора (71 слово)

Осень по праву можно назвать золотой порой. Природа словно.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Как мужик убрал камень (103 слова)

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал.

Диктант Конец осени (62 слова)

Пока ещё стоят тёплые осенние деньки. Деревья готовятся к.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Краски лета (88 слов)

Лето – самое разноцветное время года. В лесу – настоящее.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Ласточки (72 слова)

Прошли ненастные и хмурые дни. Деревья и кусты освободились.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Лесное чудо (88 слов)

Живёт где-то на свете маленькая фея. Не с кем ей играть, вот.

Диктант Лесной голосок (112 слов)

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали.

Диктант Летний отдых (78 слов)

Наступило долгожданное лето. Начались самые.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Летняя гроза (87 слов)

Потемнело, нахмурилось небо. Побежали мрачные грозовые.

Диктант Летняя рыбалка (90 слов)

Этим летом мы с дедушкой отправились на рыбалку. Идти нужно.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Лето в деревне (69 слов)

Наша семья проводит лето в деревне у бабушки. Мама и папа.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Лето на море (99 слов)

Летом мы отдыхали на Черном море. Интересно, почему его.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Могучий дуб (68 слов)

Рос на опушке могучий дуб. Был он самым заметным в округе.

Диктант Осень хозяйка (80 слов)

Осень разукрасила природу самыми яркими красками. Клёны и.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Природа поздней осенью (61 слово)

Заканчиваются осенние деньки. Совсем не весело природе.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Прогулка (83 слова)

Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Хорошо и радостно в эту.

Диктант Прозвища зимы (112 слов)

Как только не называют зиму русские поэты и писатели. А. С.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Сирень (91 слово)

Под моим окном расцвел куст сирени. Теплый майский ветер.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант Совесть (91 слово)

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а.

Диктант Трусиха (84 слова)

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не.

Диктант Умей владеть собой (82 слова)

Человек должен подавлять в себе злость, скверное.

Диктант Цветущая липа По А. Трофимову (87 слов)

Я шел по лесу и уловил сильный запах липы. Свернул с дорожки.
Автор: Трофимов А.

Диктант Чудесная пора осени (62 слова)

Летели и летели осеннее листья. Ветер подхватил их и погнал.

Диктант Щедрая осень (70 слов)

Как быстро пролетело весёлое лето. Наступила красивая и.
Автор: Журнал “Сезоны года”

Диктант №343 (67 слов)

Выпишите первое слово из пятого предложения и сделайте его.

Диктант №344 (65 слов)

Выпишите три последних слова из второго предложения и.

Диктант №345 (79 слов)

Выпишите из текста слово с разделительным мягким знаком и.

Диктант №346 (66 слов)

Напишите транскрипции двух первых слов седьмого.

Диктант №347 (63 слова)

Напишите транскрипции трёх последних слов последнего.

Диктант №349 (73 слова)

Найдите в тексте название частей света и сделайте.

Диктант №350 (68 слов)

На востоке появилась бледная узкая полоска. Постепенно в.

Диктант №351 (70 слов)

Сделайте фонетический разбор двух последних слов из.

Диктант №352 (69 слов)

Сделайте фонетический разбор двух первых слов из.

Диктант №353 (68 слов)

Сделайте фонетический разбор предпоследнего слова из.

Диктант №354 (65 слов)

Сделайте фонетический разбор третьего и четвёртого слов.

Диктант №355 (70 слов)

Подчеркните в первом предложении буквы, обозначающие.

Диктант №356 (65 слов)

Сделайте фонетический резбор первого слова первого.

Итоговые контрольные диктанты для 4 класса

Представленные итоговые контрольные диктанты для 4 класса по четвертям позволят подготовиться к их написанию.

Тексты диктантов содержат изученные орфограммы начальной школы и интересны по содержанию.

Тексты диктантов взяты из произведений классиков, соответствующие программе по русскому языку 4 класса.

Итоговые контрольные диктанты по русскому языку 4 класс

Итоговые контрольные диктанты за I четверть

Осень

Ранняя осень. Красив и печален русский лес в эти чудесные дни. Гущу золотой листвы прорезают объятые огнём клёны. Медленно летят с берёз лёгкие пятачки листьев. Между деревьями блещут серебром тонкие нитки паутины. Краснеет поздний гриб. Тишина в лесу. Грустно шелестит под ногами мягкий ковёр листвы. Воздух свежий и прозрачный. Вода в лесных ручьях чистая и холодная. Ещё зелёный стоит дуб. Но вершины берёз уже оголились. (66 слов) По И. Соколову-Микитову

Белка в лодке

Раннее весеннее утро. Узкая длинная лодка двигалась через залитые речной водой местные луга. Рыбак готовился ставить сеть на леща. Он медленно подъехал к кустам лозняка. На одном из кустов в редких ветвях рыбак разглядел странный рыжий грибок. Вдруг этот удивительный гриб взлетел и прыгнул прямо в рыбачью лодку.

Дивным грибком оказалась мокрая озябшая белочка. Рыбак довез рыжую пассажирку до берега. Зверек выпрыгнул на сушу и убежал в лесную чащу. (72 слова) По В. Бианки

Русалочка

Солнце ещё не встало. Русалочка увидела длинную лестницу дворца. Она присела на широкую ступеньку. Месяц освещал все чудным голубым сиянием. Русалочку била дрожь. Она выпила волшебную жидкость и упала без чувств.

Вскоре русалочка очнулась. По телу бродила жгучая боль. Перед ней стоял прекрасный принц. Русалочка потупила глаз. На месте хвоста белели две маленькие ножки. Русалочка прикрылась золотыми волосами. Принц спросил, кто она. Но Pуcалочка не могла объяснить. Она только грустно смотрела на принца.

Он взял девушку за руку и повёл во дворец. (83 слова) По Г.Х. Андерсену

Итоговые контрольные диктанты за II четверть

Под необъятным небом лежат луга – краса родной природы. Пройди по лугу в горячий солнечный день. Посмотри на прекрасные цветы. Полюбуйся полётом прелестной бабочки. Послушай гудение шмеля и жужжание пчелы. Вдохни и почувствуй чудесные запахи цветов и трав. Какой удивительный мир окружает тебя. Ощути эту красоту. Оберегай её, сохраняй мельчайшие частицы жизни луга!

Часто ребята рвут на лугах редкие цветы. Ради забав ловят насекомых. Разве не жаль губить цветок или живое существо?

Ты враг живой природы или её постоянный защитник? (79 слов) По А. Плешакову

Белая лилия

У пруда тишь. Молчат высокие мрачные ели. Не шуршит камыш. На поверхности пруда маленькие листочки ряски. Только рядом с берегом вода чистая. Сквозь водяную толщу темнеет круглый предмет.

Посветлело. Над поверхностью пруда промчалась лёгкая тень. В небе блеснул весёлый золотой луч. Солнце вставало. Кусочек водной глади постепенно освещался. Круглым предметом в толще воды оказалась лилия. Длинная гибкая ножка медленно распрямлялась и совершала подъём головки цветка. Вот головка уже на поверхности. Лепестки раскрылись. Зелёные листья тарелочкой легли на воду. Засияло прекрасное белое лицо – чашечка. В чашечке загорелись золотые язычки. (90 слов) По В. Бианки

Приспособился

Осенью медведь устроил себе прекрасную берлогу. Нашёл заросший частым ельничком склон холма. Надрал когтями узкие полоски коры, свалил их в яму на холме, забросал пушистым мхом. Подгрыз низкие елочки вокруг ямы. Они улеглись над ямой шалашиком. Медведь залез в шалаш и уснул.

Но объявились охотничьи собаки, учуяли медведя. Чуть убежал! Спрятался в другом месте. Весной обнаружил, что отлично выспался на дереве. Ствол был сломан бурей. Верхние ветви росли в небо. Летом орёл натаскал в воздушную яму сучья и мягкую подстилку. Вывел птенцов и улетел. Зимой в колыбели устроился медведь. (90 слов) По В. Бианки

Берегите природу

Подъезжает электричка. Пассажиры высыпают на перрон. Многие в руках, корзине, сумке тащат лесную добычу. Весной – чудовищные охапки черёмухи. Летом – длинные еловые шапки с шишками. Осенью – ветки с рябиной или калиной. Зимой – пушистые ёлочки к празднику. Эти люди не любят, не жалеют природу.

Как безжалостно уродуют они речные берега и лесные поляны! В одном месте набросали кучу мусора. В другом – мыли машину. В третьем – разжигали костёр. Часто даже обычная прогулка бывает причиной массы трагедий в лесной жизни. Вспугнули птичку, и она стала жертвой хищника. (85 слов) По В. Владиславскому

Итоговые контрольные диктанты за III четверть

Коллекция бабочек

Однажды друг показал медвежонку Рикики коллекцию бабочек. Рикики она понравилась. Только бабочки не летали и не шевелили крыльями. Их прикололи булавками к картонным листам. Медвежонок хотел составить свою коллекцию бабочек. Он стал ловить их сачком на местном лугу. Но бабочки кружились и разлетались по сторонам.

Тогда Рикики поставил в комнате много цветов в горшках и открыл окна. Через час друзья заглянули к медвежонку. Комната была полна бабочек. Рикики объяснил, что это его коллекция. Только бабочки у него живые и свободные. (82 слова) Из сборника «Рикики, Рудуду и их друзья»

Май

Однажды вечером лес стоял как туманом объятый. Этот лёгкий зеленоватый туман окутал все деревья: и берёзы, и осины, и ольху. Ранним утром над лесом встало солнце. На каждой берёзке, на всякой веточке точно маленькие зелёные пальчики показались. Это распускались молодые листочки. Тут и начался массовый лесной праздник. Засвистел, залился трелью соловей в кустах лозняка. Из каждой тёплой весенней лужи неслось урчанье и кваканье лягушек. Цвели деревья и ландыши. Майские жуки с жужжаньем носились между деревьями. Бабочки порхали с цветка на цветок. Звонко куковала кукушка. (85 слов) По В. Бианки

Как изобрели светофор

Случайно в лесу встретились тропинки возле местных муравейников. Получился опасный перекрёсток. Муравьи спешат. Сбились в кучу, дорогу уступать не хотят. Тут объявился весёлый паучок с предложением о помощи. У него глаза были разного цвета. И зелёного, и красного, и жёлтого. Паучок уселся на длинной паутинке над перекрёстком и давай мигать своими цветными глазками. Мигнёт зелёным – муравьи из левого муравейника ползут, груз тащат. Их соседи переступают лапками, ждут. Мигнёт красным – жители левого муравейника стоят, соседи ползут. Весельчак сигналит жёлтым – все муравьи стоят. Подсмотрели это люди и придумали светофор. (90 слов) По И. Шахраю

Контрольные диктанты за IV четверть

Повторение

Мы подъехали к опушке соснового бора. Перед нами была Широкая лужайка с зелёной травой, белыми медуницами, лиловыми колокольчиками.

Стоял горячий полдень. Легко и радостно порхали над лугом цветистые бабочки. Мягко трещали в высокой траве кузнечики. Им откликались резкими голосами неизвестные птички.

Здесь никто не пугал серебристых стрекоз. Никто не топтал чудесные цветы и густые травы. Тишь и покой.

В узком кольце сирени блестел под лучами солнца пруд. Тихо шептался с лёгким ветерком камыш. А на припёке колыхалась золотистой волной рожь. (80 слов) По С. Дурылину

Доктор Айболит

Врач местной ветеринарной лечебницы увидел у входа собаку. Скулит, просит впустить. Зачем? Пришла на приём к врачу! Доктор осмотрел её и обнаружил острое воспаление уха.

У доктора золотые руки и отзывчивое сердце. Он сделал лёгкую операцию. Собака терпела, не дёргалась, перестала скулить. Доктор покормил её и выпустил на улицу.

На следующее утро дворняга снова ждала доктора. Без приглашения вошла и запрыгнула на операционный стол. Доктор сделал прогревание. Ровно неделю собака приходила как на приём.

Однажды доктора встречали две собаки. Одна была знакомая дворняга. У другой был ободран бок. Срочно требовалась операция. Для этого и привёл Шарик подругу к врачу. Доктор промыл рану и зашил бок. (107 слов) По Б. Рябинину

Роса

С полей, с лугов, с вод легко поднялись туманы и растаяли в небесной лазури. В лесу туманы задержались, опоздали с подъёмом. Солнечные лучи с трудом пробивались сквозь туманную толщу в глубину чащи. На них можно было смотреть прямо и даже считать.

Зелёные дорожки дымились. Туман поднимался. Вода мелкими пузырьками садилась на широкие листья, на узкие хвоинки колючей ёлочки, на узорчатые паучьи сети, на телеграфные провода.

Солнце поднималось и нагревало воздух. Капельки на скользкой телеграфной проволоке начали сбегать одна к другой. На деревьях они тоже сливались.

Крупные радужные капли срывались на землю. Будто природа пролила радостные слёзы. (97 слов) По М. Пришвину

Ёлка для насекомых

Расцвела ива. Её толстые ветки спрятались за лёгкими жёлтыми шариками. Она стала пушистой, воздушной, солнечной.

Цветение ивы — чудесный праздник для разных насекомых. У нарядного нового куста шумно и радостно. Как на ёлке. Жужжат мохнатые шмели. Пчёлы проверяют по очереди длинные нити тонких тычинок. Порхают прелестные бабочки. Вот жёлтая с вырезными крыльями лимонница. Вот рыжая глазастая крапивница. А вот на мягкой жёлтой пуховке уселась траурница. Она совсем закрыла её своими мрачными крыльями. Вытянула хоботок и нащупывает им в душистой глубине между тонкими тычинками сладкий нектар. (87 слов)

Пробуждение

Около тропинки стоит крепкий молодой дубок. На вершине дубка висит скворечник. Ранним утром из домика выглянул скворец. Он уселся на тонкой веточке и начал передразнивать соловья.

Но в голосе пересмешника не было сочности и богатства, которыми природа одаряет прекрасных певцов. Солист почуял неудачу и переключился на более лёгкие песни.

Он искусно проквакал лягушкой, поворковал нежным голубем. В конце с печалью пропел жалостную песню горлинки.

Концерт скворца разбудил сонные окрестности. Животные и птицы подали свои голоса. (76 слов) По М. Алексееву

Май

Май – соловьиная пора, месяц птичьих песен и плясок. Это чудесная весна леса и воздуха. Полная победа весеннего солнца над мрачным холодом долгой зимы.

Кипучая жизнь уже захватила землю и воду и без устали шагает дальше. Лес надевает праздничный наряд. Крылатые насекомые тучами летают в воздухе. На охоту за ними отправилась летучая мышь. Реют в высоком небе ласточки и стрижи, в свободном полёте парят орлы, трепещут жаворонки.

Открыли ульи узкие летки. Зажужжали жильцы с золотистыми крыльями. Всё в природе объято радостью жизни. Всё поёт, играет, пляшет. (86 слов) По В. Бианки

Кто сажает лес?

За речкой росли только молодые пушистые ёлочки. Потом среди них появились маленькие дубки.

Дубовая роща находится далеко. Не мог ветер тяжёлые жёлуди в эти места принести. Интересно, кто здесь дубки посадил?

Однажды ранней осенью я бродил по ельнику. Мимо пролетела сойка. Она попрыгала возле трухлявого пня и полетела к реке. Я присмотрелся к пню. В широкой ямке между его корнями лежали два жёлудя. Сойка их на зиму спрятала.

Вот и объяснение, откуда молоденькие дубки в ельничке. Сойка жёлудь спрячет и забудет. А он весной прорастёт. (88 слов) По Г. Снегирёву

Звери торопятся

Июльская ночь в два с половиной раза короче дня. Большинство зверей ведут ночной образ жизни. В это время года много у них дел.

У барсучат уже прорезались глазки, окрепли коготки. На хребте поднялась жёсткая шёрстка. Настала пора их лесным наукам обучать. Сегодня нужно наведаться на овсяное поле. По пути проверить муравейники.

У лисы своя учебная программа. Лисята уже прыгают. Всю семью кумушка ведёт в поле.

Ёжик и его потомство семенят по опушке.

Коротка летняя ночь! (77слов) По И. Боброву

Вершина лета

Июль – самый жаркий месяц в году. Всё живое спешит запастись теплом, солнцем.

Взъерошили перья и купаются в тёплом песке воробьи. Барсучата выползают из норы побегать по мягкой травке. Свернулся колечком на пеньке уж, греется под солнышком.

Июльский день молчалив. В лесу тишь. Изредка прозвучит песенка зяблика. Ему робко откликнется синичка. Затрещат испуганные дрозды. Замолчали до весны соловьи и кукушки, славки и пеночки.

Июль славится тихой спокойной погодой. Но может похвастать и сильными ливнями. Резко хлещут они по крышам, бьют по дорожной пыли, пляшут по золотистым колосьям ржи. (93 слова) По И. Тарасову

Как медведица рыбу ловила

На берег Амура спустилась медведица с медвежонком и стала ловить рыбу. Она ловко выхватывала больших рыбин и бросала их через спину на песок. Рыбины били хвостами, сползали к воде и уходили в речку. Медвежонок бегал и подталкивал их. А медведица всё бросала рыбу. Вдруг она оглянулась, заревела, обхватила голову лапами и закачалась из стороны в сторону. Вот так помощник!

Медвежонок получил затрещину, укатился в малинник и затих. А медведица снова занялась рыбной ловлей. Теперь она бросала рыб далеко в траву. (84 слова) По Т. Белозёрову

Контрольные диктанты для 4 класса

В связи с тем, что подборки диктантов — самые востребованные разделы на данном сайте про школу, продолжаю публиковать контрольные и проверочные диктанты для начальных классов.

Уже зарекомендовали себя тексты диктантов для начальной школы:

Теперь займемся четвертым классом. Год выпускной, ответственный, в конце маячит экзамен, поэтому готовится будем тщательно. Представленные диктанты можно использовать в качестве заданий для самостоятельной работы

Диктанты по темам для 4 класса с заданиями

Диктант по теме «Имя Прилагательное»

Зима в лесу

Взошло, заиграло над лесом зимнее солнце. Лучи яркого света янтарным блеском зажгли снега. Серебристым инеем украсились гибкие ветки берез. На белоснежной скатерти полян видны чудесные узоры звериных и птичьих следов. С тихим свистом летят к высоким елям клесты. Вдалеке пустил весеннюю трель пестрый дятел. Проворная белочка перемахнула с еловой ветки на соседнее дерево. Пропищала под кочкой в зимнем гнезде мышь. Из мягкого снега вылетели красавцы тетерева, расселись на березах и стали клевать душистые почки. Эти нарядные птицы живут дружными стаями. (82 слова.)

Грамматическое задание:

1) указать падежи существительных и прилагательных во втором и пятом предложениях;

2) подчеркнуть главные члены в шестом предложении и выписать словосочетания;

3) разобрать по составу прилагательное: серебристым (янтарным);

4) разобрать имя прилагательное как часть речи в восьмом предложении.

Зимние краски

Считается, что зима носит исключительно белые одеяния. Дома надели белые снежные шапки. Деревья укрылись от мороза под белоснежным пледом. Дороги замело, закутало белым покрывалом. Всё белым-бело вокруг.

Но если приглядеться, то снег не всегда белого цвета. Под лучами солнца сугробы переливаются всеми оттенками розового и желтого. На обочине дороги, там, где сквозь снег проглядывает земля, снег становится бурым и даже коричневым.

Еще больше красок в снежном одеянии природы можно наблюдать вечером. Закат окрашивает снег в лиловые, сиреневые и фиолетовые тона. А длинные сосульки становятся похожи на синие стрелы.

Грамматическое задание:

1. Найдите в тексте имена прилагательные. Укажите их число и падеж.

2. Разберите по составу слова: длинные, проглядывает.

3. Сделайте грамматический разбор последнего предложения.

Диктант «Зимний день» с заданиями

Стоит чудесный зимний день. Над нами ясное голубое небо. Всё вокруг покрыто пушистым снегом. Мы въехали в лес. Деревья стоят словно в сказке. На стволе сосны мы заметили пёстрого дятла. Он ловко долбит шишку. Синички и воробьи подбирают семена. Вдруг мы увидели рыжую белку. Она быстро мелькнула среди деревьев. На снегу птичьи следы. Хорошо в лесу! (59 слов)

Грамматическое задание:

1. Выписать три словосочетания «прил. + сущ.». Выделить окончания и указать падеж имён прилагательных.

2. Списать, вставляя подходящие по смыслу прилагательные.

На … небе загорелись … звёзды.

Зима

На дворе – зима. Всё вокруг стало белым и нарядным. Снег шел всю ночь и успел покрыть землю, деревья и дома белым пушистым покрывалом.

На небе – ни облачка. Солнце посылает скупые лучи, но от этого становится еще веселее. На снегу, как на белом листе бумаги, вырисовываются иероглифы птичьих следов. Возле забора воробьи затеяли драку из-за корочки хлеба. Хрипло каркнула ворона, взмахнула крыльями и полетела прочь. С ветки осыпалась облако снежной пыли.

Если долго стоять на одном месте, то коварный мороз забирается за воротник шубы, начинает щипать щеки, нос и уши. Как будто тонике иголочки впиваются в кожу. Сразу становится очень холодно.

Диктант для 4 класса по теме «Местоимение»

Лесной голосок

В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел.

Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует.

Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая – кукушка!

Грамматическое задание:

1. Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж.

2. Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки.

Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе.

Контрольный диктант по теме «Глагол» 4 класс

Совесть

Нина не приготовила уроки, решила не идти в школу, а украдкой пошла в рощу. Она положила завтрак и книги под куст, а сама побежала за красивой бабочкой.

На тропинке ей встретился малыш. В руке он держал букварь с тетрадкой. Девочка решила подшутить над ним и назвала малыша прогульщиком.

Оказалось, что мальчик убегал от собаки и заблудился. Нина повела его через рощу. Забрать завтрак и книги она постыдилась и оставила их под кустом.

Прибежала собака. Книг не тронула, а завтрак съела. Нина заплакала. Она не жалела завтрак, её грызла беспощадная совесть.

Грамматическое задание:

1. Выписать из текста три глагола, указать их время, лицо, число.

2. Поставь глаголы в неопределённую форму.

Пришла, идёт, посмотрит.

Диктанты по теме «Предложение» и «Однородные члены предложения»

Трусиха

Ребята играли в войну. Валю с братом Андрюшей в игру не принимали. Валя была трусиха. А Андрюша умел только плакать. Вдруг ребята услышали крики. Пёс Лохмач сорвался с цепи. Дети бросились врассыпную, только Андрюша остался на улице. Валя кинулась к брату. Огромный пёс нёсся прямо на девочку. Она заслонила Андрюшу, бросила в собаку игрушку и громко закричала. Наперерез Лохмачу бежал сторож. Он схватил пса за ошейник и увёл. Ребята выходили из своих убежищ. Андрюша уже улыбался, а Валя плакала навзрыд. Она очень испугалась.

Грамматическое задание:

1. Выписать из текста предложение с однородными членами. Подчеркните основу предложения.

2. Выписать сложное предложение. Подчеркнуть основу предложения.

В осеннем лесу

Красиво было в лесу в этот ранний час. Тихо шумели, качались деревья. С листьев стекали свинцовые капли росы. На мху, в траве уже лежали следы осени. Остро пахло сырой землей, прелыми листьями. Из вороха старых листьев, травы, валежника выглядывают грибы. Мы вошли в редкий березняк. А вот и лесной царь — белый гриб. Он стоял на крепкой ножке, в золотисто-коричневой шапке. Гриб был очень хорош.

Слова для справок: свинцовые, золотисто-коричневый, ворох.

Грамматическое задание: Найти в тексте предложение с однородными дополнениями, разобрать его по членам, выписать словосочетания.

Чудесная пора осени

Летели и летели осенние листья. Ветер подхватил их и погнал к речке. По зеркальной воде поплыли золотые монетки. На краю деревни заиграл рожок. Это пастух собирал стадо. Я выхожу из дома, беру весла и иду к речке. Восток светлеет, розовеет. Удивительная тишь кругом. Река словно похорошела, выпрямилась. Под первыми лучами солнца засверкали, заискрились капельки воды. Стояла чудесная пора осени.

Слова для справок: собрал, словно

Грамматическое задание: Iв. В 6-м предложении подчеркнуть главные члены, разобрать его по составу, указать части речи. IIв. В 10-м предложении подчеркнуть главные члены, рать его по составу, указать части речи.

Диктант на «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе»

Как мужик убрал камень

На площади в одном городе лежал огромный камень. Он занимал много места и мешал проезду на лошади. Призвали инженеров и попросили помощи в уборке камня. Первый предложил порохом разбить камень на части и вывезти их. Он запросил оплату в восемь тысяч рублей. Другой инженер придумал под камень подвести большой каток и свалить его на пустоши. По стоимости это будет шесть тысяч рублей. А один мужик взялся камень за сто рублей убрать. Он выдумал выкопать подле камня яму, свалить его туда и заровнять землёй. Мужик так и сделал. Ему дали сто рублей за работу и сто рублей за умную выдумку.

Прогулка

Ранним утром я иду в соседнюю рощу. Хорошо и радостно в эту весеннюю пору на душе! Передо мной ряды белых берёз. Сквозь листочки на траве играют золотые лучики солнца. В чаще кустов и деревьев звонко распевают птицы. Звуки их песен разливаются по всей окрестности. В полном разгаре настоящая весна.

В глубоком овраге у берёзовой рощи журчит холодный ключ. Сяду я на пенёк у ключа, достану кружку и кусок хлеба. Приятно выпить студёной ключевой водицы и вдохнуть полной грудью наполненный радостью жизни воздух!

Грамматическое задание:

1. Выполни синтаксический разбор предложения:

I в. Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев.

II в. Солнце льёт на землю жаркие лучи.

2. Укажи падежи существительных и прилагательных в предложении:

В ночном небе вспыхнули огни праздничного салюта.

Проверочные диктанты по русскому языку 4 класс

Могучий дуб

Рос на опушке могучий дуб. Был он самым заметным в округе. Стоял великан и осматривал всю местность, тихо шелестел листвой. Пышным ковром стелилась изумрудная трава под деревом.
Однажды к дубу пришли люди и поставили скамейки. Теперь здесь с утра до позднего вечера толпился народ. Свежесть манила всех. На опушке любили играть дети. Всем дуб дарил радость. Хорошо посидеть на мягкой травке! Это стало любимое место отдыха.

Летняя гроза

Потемнело, нахмурилось небо. Побежали мрачные грозовые тучи. Затих старый бор, приготовился к бою. Сильный порыв ветра вырвался из-за вершин деревьев. Закружилась пыль по дороге и умчалась.

Засверкали молнии, прокатился по небу гром. Ударили по листьям первые тяжёлые капли дождя. Вдруг на землю обрушилась сплошная стена воды.

Быстро проходит летняя гроза. Светлеет, проясняется туманная даль. Небо начинает голубеть. Над полем и лесом, над водной гладью плывёт лёгкий пар. Уже выглянуло горячее солнце, но дождь ещё не прошёл. Это падают дождинки с деревьев и блестят на солнце.

Цветущая липа

Я шел по лесу и уловил сильный запах липы. Свернул с дорожки и направился к опушке. Дерево цвело. «Оно победит на любом конкурсе красоты», – подумал я. Липа пожаловалась: «Неумелый портной сшивал сегодня облака». Я закинул голову и увидел, что дерево примеряет платья облаков. Ветер отбрасывает ее бело-снежную одежду в сторону. Все окрестные липы готовились к балу цветения. Пошел грибной дождь. Сквозь тучку выглянул радостный луч солнца, в небе выстроилась разноцветная радуга. Липа решила перекинуть радугу через платье. Такого чудесного наряда на празднике еще никто не видел. (87 слов)

Умей владеть собой

Человек должен подавлять в себе злость, скверное настроение. Не бывает в жизни радостным и удачным каждый день. Обезьяны в минуты возбуждения бьют себя в грудь, собака рычит и скалит зубы, слон размахивает хоботом. Человек обязан владеть собой! Выдержка ценится людьми, но нелегко даётся. Ты сел играть с товарищем. У тебя чудесное настроение. Но вот ты проигрываешь. Сразу становишься подозрительным, проверяешь каждый ход, споришь, ссоришься. Будь справедлив и скажи себе: «Мой друг был сильнее». Сумей овладеть своими чувствами. Самообладание сослужит тебе хорошую службу. (82 слова)

Лесное чудо

Живёт где-то на свете маленькая фея. Не с кем ей играть, вот и убежала она как-то в лес. Идет навстречу лев, а крошка фея львов никогда не видела. Зарычал он грозно, присел, к прыжку готовится! А фея ласково улыбается, поиграть с ним собирается. Удивляется лев! Почему его не боятся? Плохо это или хорошо? Сердиться нужно или смеяться?.

Протянула фея льву волшебную палочку. Лев сначала слева к палочке подошёл, потом справа. Так и не взял. Но сердиться уже никак не получалось. Фея и грозный лев скоро подружились.

Диктанты по русскому языку – 4 класс 4 четверть

© О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова

© ООО «Издательство ACT»

Хотите, чтобы ребенок писал грамотно? Этот комплект книг станет незаменимым помощником ученику четвертого класса, желающему качественно отработать все орфограммы, изучаемые на уроках русского языка. К каждой орфограмме подобраны специальные диктанты. Они помогут ребенку надежно закрепить полученные знания по данной теме. Но этим не исчерпывается содержание книги. Существенной частью работы является повторение ранее пройденных тем, причем не только третьего, но и второго классов. Тексты, собранные в этом пособии, предназначены для письма под диктовку. Для самостоятельной работы ученика предназначена вторая книга комплекта, где в тех же самых диктантах он должен выбирать из нескольких приведенных орфограмм правильный вариант написания.

И в отдельности каждая из этих книг может принести большую пользу. Но, по нашему замыслу, максимальный эффект достигается при их комбинированном применении. Например, первые два-три диктанта новой темы учитель дает ученику по книге для самостоятельной работы. Затем, после работы над ошибками, учитель еще раз диктует их по этому пособию. Следующий текст он диктует ученикам уже без подготовки.

В заключение хотим обратить внимание на один важный момент. При диктовке следует ясно проговаривать все орфограммы, еще не пройденные учеником. Если у вас возникают сомнения, относится та или иная орфограмма к числу пройденных, вы можете свериться с данным пособием.

Вот и пришло первое сентября. В этот праздничный день радостные и счастливые ученики столпились у подъезда школы. В руках они держали великолепные букеты цветов. Школьники из разных классов стояли вперемежку тесными группами. Часть детей находилась на ступеньках лестницы. Слышались весёлые голоса и смех. К пришкольному участку часто подъезжали машины. Это бывшие ученики спешили поздравить своих старых учителей. Учащиеся пока не заходили в школу. Они слушали интересное выступление известного профессора. Он много лет назад окончил эту школу. (76 слов)

В конце октября начался листопад. Пожелтевшие и покрасневшие листочки кружились в воздухе. Это был печальный и прекрасный осенний танец. Случалось, что яростный порыв ветра превращал танец в пляску. Лес стал красивым и грустным. Масса листьев покрывала широкие аллеи, узкие дорожки и тесные тропки. Часто стояла ненастная погода. Иногда яркое солнце согревало воздух. Но напрасно. Рано или поздно наступит зима. (59 слов)

Стоял чудесный осенний денёк. Солнце ласково светило на ясном небе. Жужжали последние мошки. Птичьи стаи тянулись на юг. На полянах и во дворах вороны собирались в группы. В каждой было до десятка птиц. Осенью вороны тоже кочуют к югу. Но далеко не улетают. А воробьи селятся близко с жильём человека. Здесь можно найти много съедобных объедков. Добрые люди часто делают для птиц кормушки. Их развешивают на деревьях, на окнах. (69 слов)

Поздней осенью мы вышли в лес на прогулку. Было раннее утро. В лесу стояла тишь. Изредка раздавались птичьи голоса. Тонны жёлтых и красных листьев лежали под ногами. Они ещё не превратились в скользкую серую массу. Лес без листвы казался грустным и пресным. Мы обошли окрестности, перешли по мосткам глубокий овраг и остановились перед большим подъёмом. Нам навстречу бежала группа детей. Эти ребята участвовали в школьном кроссе. И мы решили размяться и добежать до дома. После пробежки мы с аппетитом позавтракали. (81 слово)

Юннаты Алла, Римма и Серёжа решили собрать коллекцию пожелтевших и покрасневших осенних листьев. Ранним утром вышли они в близкий лесок. Дорога лежала через большой парк. Длинная аллея привела детей на берег пруда. Ночь была холодная, и водную гладь покрывал хрупкий ледок. Местами торчал высохший камыш. По ледку ходила воронья стая. Несколько десятков птиц разделились на группы. Они искали съедобные зёрнышки. Ребята бросили им корж и калач. Птицы стали радостно клевать хлебный мякиш. (72 слова)

Ранним субботним утром Кирилл и Ольга играли в теннис на площадке во дворе. Группа детей сидела на низкой лестнице и следила за игрой. Территория двора была аккуратно очищена дворниками от осенних листьев. Но жёлтые и красные лоскутки всё падали с деревьев. Вот рыжий кот вылез из железной будки и забежал в подъезд. От дома отъехала зелёная машина. Она въехала на большой подъём и оказалась на шоссе. (66 слов)

Стояла холодная погода. На ясном небе светило осеннее солнце. Вот над верхушками деревьев появилась гигантская туча. Погода становилась ненастной. Яростные порывы ветра сбивали с ветвей деревьев листья и сучья. Но дождь ещё не начался. Грустно жужжали редкие мошки. Они спешили найти убежище. Вот по тропке пробежала робкая мышка. Она боится попасть под дождь. А небесный свод уже затянули тучи. (59 слов)

Был поздний осенний вечер. Низкие серые тучи затянули небесный свод. Сквозь них была видна только узкая полоска месяца. В эту ночь мы не увидим звёздное небо. Сейчас стоит почти полная тишь. Чуть шуршит камыш на берегу озерца. Но тишина не продлится долго. Скоро погода станет ненастной. Польёт дождь, будет грохотать гром. Скользкая грязь и глубокие лужи покроют пустошь рядом с нашим селом. (62 слова)

Однажды ранним воскресным утром мы выехали на природу. Стояла осенняя погода, но было тепло. Пожелтевшие и покрасневшие леса и поля казались очень красивыми. Мы остановили машину и вышли полюбоваться прекрасным пейзажем. Рядом с нашим областным центром есть озерцо. От него до леса тянется пустошь. На берегу озерца лежит четыре бревна. Мы съезжаем с шоссе, объезжаем большие лужи и подъезжаем к гладкой площадке. Дальше не проехать. Но мы уже близко от озерца. (71 слово)

Крыльцо нашего дачного дома расшаталось. Доски были испорчены гнилью. Ходить по лестнице стало опасно. Можно упасть и серьёзно ушибиться. На местном рынке мы купили новые доски и начали мастерить лестницу. Мы работали субботний и воскресный день. Чтобы дерево не сгнило, мы не использовали железных гвоздей и скоб. Гвоздь нам заменил шип из дерева. Крыльцо получилось чудесное. У нас было прекрасное, праздничное настроение. (62 слова)

Начался листопад. Красивые жёлтые и красные листья разбросала осень по аллеям, по дорожкам и тропкам. Но скоро наступит холодная дождливая погода, опавшая листва превратится в скользкую посеревшую массу. А пока вокруг прекрасный пейзаж. Мы идём по дорожке в парк. Мы разгребаем ногами яркие лоскутки. Их здесь килограммы и даже тонны. Вон рыжая белочка на ветке сосны грызёт крепкими зубками прочные скорлупки. А вот бежит робкий заяц. Интересно своими глазами увидеть лесных зверей. Какая чудесная у нас получилась прогулка! (78 слов)

Вчера наш класс ходил на экскурсию в осенний парк. Сначала мы шли по длинной широкой аллее. Её покрывала масса жёлтых и красных опавших листьев. Травка под деревьями оставалась зелёной. Местами она уже пожелтела. Нам попадались редкие мошки, жучки и паучки. Скоро их не будет. Последние птичьи стаи улетели на юг. Когда мы возвращались, небесный свод затянули тучи. Подул резкий ветер. Он яростно срывал с деревьев листву. Погода стала ненастной. Сегодня на уроке русского языка мы писали рассказ о вчерашней прогулке. (80 слов)

Глава 12. Морфология. Причастие

§1. Что чем считать?

О взглядах на природу причастий. Для взрослых и старшеклассников. Для остальных.

Интерпретации причастий различны. Одни авторы считают, что причастия – особая форма глагола, другие рассматривают их как самостоятельную часть речи. Эти взгляды отражены в учебниках. Не удивляйся поэтому, если, взяв в руки учебник другого автора, ты увидишь и иную интерпретацию. От решения, какой точки зрения следовать, зависят ответы на некоторые вопросы:

  1. Сколько частей речи выделяется в русском языке?
  2. Какую форму: неопределённую форму глагола или причастие в форме м.р. ед.ч. И.п. – считать начальной формой?
  3. Каковы границы глагольных слов, сколько форм имеет глагол?

Автор сайта считает причастия особой глагольной формой. Почему?

  • Потому что не видит оснований для выделения их в отдельную часть речи.
  • Потому что патриотично придерживается взглядов, культивируемых на филологическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова.
  • Потому что считает эту позицию не только научно обоснованной и соответствующей здравому смыслу и более широкому лингвистическому контексту, но и практически полезной для ребят.

Мои научные предпочтения могут никого не заинтересовать, а вот практические соображения актуальны для многих. Поэтому на последнем утверждении стоит задержаться. Для практической грамотности важно, чтобы ребята легко, автоматически соотносили причастия с глаголами, от которых они образованы. Это нужно, во-первых, для определения спряжения глагола: от этой информации зависит написание суффиксов причастий настоящего времени. Во-вторых, для определения основы инфинитива: суффикс глагольной основы инфинитива нужно знать для определения гласных в причастиях прошедшего времени. Умение верно находить неопределённую форму соответствующего глагола – одно из универсальных умений. Оно будет требоваться постоянно: от 6-го класса до 11-го. Если считать причастие глагольной формой, то вопрос о поиске начальной формы, возникающий в ходе обучения постоянно, будет способствовать развитию ребёнка, осознанию единой природы глагольных форм, своеобразия глагольных категорий вида, переходности, возвратности, времени, спряжения. В этом случае дети лучше чувствуют глагольную природу данных категорий и легче ориентируются в различении причастий и отглагольных прилагательных. Наконец, это важно для развития лингвистического мышления в целом, изучения иностранных языков (отнесение причастий к глагольным формам имеет общие истоки), поскольку такая интерпретация поддерживается материалом иностранных языков, например английского.

§2. Общая характеристика причастия

1. Значение: признак предмета по действию. Вопросы: какой? что делающий? что делавший? что сделавший?

2. Морфологические признаки: Особенности морфологической формы: причастия обладают признаками как глагола, так и прилагательного.

  • Постоянные (неизменяемые) признаки – это признаки глагола:
    • вид: СВ и НСВ,
    • переходность,
    • возвратность,
    • время (настоящее и прошедшее),
    • залог.
  • Непостоянные (изменяемые) признаки – это признаки прилагательного:
    • род,
    • число,
    • падеж,
    • полнота-краткость (у страдательных причастий).

3. Синтаксическая роль в предложении. В предложении полные причастия, как и полные прилагательные, бывают определением либо частью сказуемого, а краткие, как и краткие прилагательные, только частью сказуемого.

Подробнее:
о глагольных морфологических признаках см. Раздел 11. Морфология. Глагол.
о морфологических признаках прилагательного см. Раздел 8. Морфология. Прилагательное.

§3. Формы причастий

Причастия бывают: действительными и страдательными.

Что это значит?
Мы знаем, что причастие обозначает признак предмета по действию.
Существительное, обозначающее предмет, является определяемым словом, а причастие – определением, которое выражает признак предмета по действию. По действию – означает, что причастие выражает не любой признак, а только такой, который в реальной ситуации связан с действием. Любящая мать – это та, которая любит, спящий малыш – это тот малыш, который спит, изучаемые в школе предметы – это предметы, которые изучают. При этом возможны две принципиально разные ситуации:

1) действие осуществляет сам предмет,
2) действие осуществляется над предметом каким-либо производителем действия.

Действительные причастия

Если действие осуществляется самим предметом, то причастие называется действительным. Примеры:

Мальчик, сидящий на подоконнике…

определяемое слово мальчик, определение сидящий на подоконнике (мальчик сам производит действие: сидит)

Девочка, болтающая по телефону…

определяемое слово девочка, определение болтающая по телефону (девочка сама производит действие: болтает)

Страдательные причастия

Если действие направлено на предмет, а его производитель кто-либо другой, то причастие называется страдательным. Примеры:

Посуда, вымытая в посудомоечной машине, сверкала, как новая.

Определяемое слово посуда, определение вымытая в посудомоечной машине (посуда не сама себя вымыла, это сделал кто-то).

Эссе, написанное мной на прошлой неделе, потерялось.

Определяемое слово эссе, определение написанное мной на прошлой неделе (эссе написал говорящий, оно не написало себя само).

Страдательные причастия имеют полную и краткую форму.

§4. Полная – краткая форма страдательных причастий

Сорта тюльпанов, выведенные в Голландии, высоко ценятся во всём мире.

выведенные – полная форма

Эти сорта тюльпанов выведены в Голландии.

выведены – краткая форма

Полные и краткие формы страдательных причастий изменяются так же, как полные и краткие формы прилагательных.
Полные формы изменяются по числам, по родам (в ед.ч.), и по падежам. Примеры:

Сорт темной, почти чёрной розы, выведенный во Франции, называется Эдит Пиаф.

выведенный – ед.ч., м.р., И.п.

Мы живём в стране, занимающей шестую часть суши.

занимающей – ед.ч., ж.р., П.п.

Наши дома, расположенные по соседству, были вовсе не похожи.

расположенные – мн.ч., И.п.

Краткие формы изменяются по числам и в ед.ч. по родам. Падежей у кратких форм быть не может. Примеры:

Книга написана и отдана в издательство.
Роман написан и даже уже опубликован.
Эссе написано и напечатано в журнале.
Письма написаны и отосланы.

Нужно уметь различать краткие формы причастий и краткие прилагательные, так как они пишутся по-разному. О различиях в правописании см.: Суффикс н в кратких формах страдательных причастий. Правописание прилагательных. Краткие прилагательные.

§5. Образование причастий

Разные глаголы имеют разное количество причастных форм. Это зависит от вида и переходности глагола.

Переходные глаголы НСВ имеют 4 формы причастий:

1) действительное причастие настоящего времени: читающий,
2) действительное причастие прошедшего времени: читавший
3) страдательное причастие настоящего времени: читаемый,
4) страдательное причастие прошедшего времени: читанный.
Глагол читать НСВ. От глаголов НСВ возможны формы как прошедшего, так и настоящего времени.

Переходные глаголы СВ имеют 2 формы причастий:

1) действительное причастие прошедшего времени: купивший,
2) страдательные причастия прошедшего времени: купленный.
Глагол купить СВ. Формы настоящего времени от глаголов СВ невозможны.

Непереходные глаголы НСВ имеют 2 формы причастий:

1) действительное причастие настоящего времени: гуляющий,
2) действительное причастие прошедшего времени: гулявший.
Глагол гулять НСВ. От глаголов НСВ возможны формы прошедшего и настоящего времени.

Непереходные глаголы СВ имеют единственную форму причастия:

действительные причастия прошедшего времени: прогулявший.
Глагол прогулять НСВ. Форма настоящего времени от него невозможна.

О соотношении видо-временных глагольных форм см. подробнее: Раздел 11. Морфология. Глагол.

От глаголов СВ возможны причастия прошедшего времени. От глаголов НСВ возможны причастия как прошедшего, так и настоящего времени. Будущего времени у причастий не бывает.
От переходных глаголов можно образовать формы и действительных, и страдательных причастий. От непереходных – только действительных причастий. Образование страдательных причастий от непереходных глаголов невозможно.

  • некоторые переходные глаголы не имеют форм страдательных причастий настоящего времени, например: бить, писать, шить, мести. Битый, писаный, шитый, метёный – формы страдательных причастий прошедшего времени;
  • некоторые переходные глаголы не имеют форм страдательных причастий прошедшего времени, например: любить, искать. Любимый, искомый – формы страдательных причастий настоящего времени;
  • от глагола брать формы страдательных причастий не образуется.

Подобные исключения фиксируются в словарях. Например, см.: Борунова С.Н., Воронцова В.Л., Еськова Н.А. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. Под ред. Р.И. Авенесова. 4-е изд. М.: Русский язык. 1988.

О правописании суффиксов причастий см. Правописание причастий.

§6. Причастия – не причастия: отглагольные прилагательные

Учись различать причастия и отглагольные прилагательные.
Причастие – если предмет участвует в действии, для причастий актуальны характеристики глагола: вид, время.
Прилагательное – если действие уже не актуально, результат стал постоянным признаком: мороженые продукты, сушёные грибы, варёное мясо.

1. Полная форма

1). Слово в полной форме с суффиксами -н-, -нн-, -е-, -енн- является:

  • отглагольным прилагательным, если оно образовано от глагола НСВ и не имеет при себе зависимых слов: некошеная трава (от косить – НСВ);
  • причастием, если оно образовано от глагола СВ или имеет при себе зависимые слова: купленные газеты (купить – СВ), не кошенная до середины июля трава (до середины июля – зависимые слова)

2). Слово в полной форме с суффиксами -им-, -ем- является:

  • отглагольным прилагательным, если оно образовано от непереходного глагола: сгораемый (от сгорать – непереход.гл.), мыслимый (от мыслить – непереход.гл.), неувядаемый (от увядать – непереход.гл.);
  • причастием, если оно образовано от переходного глагола НСВ: склоняемый (от склонять), называемый (от называть), несмываемый (от смывать), незабываемый (от забывать), – причастия, т.к. глаголы переходные НСВ.

2. Краткая форма

В кратких причастиях, как и в полных, остаётся глагольный компонент значения, связанный с видом и временем. Фильм снят., Письмо написано., Картина повешена., Бельё выстирано (действие в прошлом, результат актуален в настоящем). Можно добавить: только что, например: Письмо написано только что. Можно без изменения смысла трансформировать в пассивную конструкцию: Фильм сняли., Письмо написали., Картину повесили.

В кратких прилагательных признак постоянен: Она воспитанна и образованна. То есть ей вообще свойственны эти признаки. Нельзя добавить: только что. Нельзя трансформировать в пассивную конструкцию.

§7. Причастный оборот

Причастный оборот – это причастие с зависимым словом или зависимыми словами.

Зависимое и определяемое слово – это разные слова. Определяемое слово – то слово, к которому относится причастие, от которого зависит его форма. Зависимое слово – это слово, которое распространяет причастие. Его форма зависит от формы причастия.

Туман, опустившийся на реку ночью, днём рассеялся.

Определяемое слово – туман. Причастие – опустившийся, форма зависит от формы определяемого слова: туман (какой?) опустившийся – ед.ч., м.р., И.п. Зависимые слова – на реку ночью, форма зависимых слов, если они изменяемые, зависит от причастия: опустившийся (на что?) на реку – В.п.

Причастный оборот – опустившийся на реку ночью.

В предложении причастный оборот выполняет роль обособленного или необособленного определения. С этим различием связано пунктуационное оформление причастных оборотов. Однако к морфологии это уже не относится. Для желающих познакомиться с темой подробно можно порекомендовать А20. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами.

Проба сил

Проверьте, как вы поняли содержание этой главы.

3.8.1. Понятие о причастии. Разряды причастий. Образование причастий

1. Как уже отмечалось (см. п. 3.1. Части речи. Слово и его формы), причастие характеризуется в лингвистике по-разному. Одни языковеды считают причастия особой формой глагола, другие – самостоятельной частью речи. В данном пособии мы придерживаемся последней точки зрения.

Причастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола и отвечает на вопрос какой? Возможны также вопросы что делать? что сделать?

Основные признаки причастия

2. Начальная форма причастия такая же, что и у прилагательного, – единственное число, мужской род, именительный падеж.

Бежавший, строивший, раскрытый.

3. В составе причастий выделяются два разряда: действительные и страдательные.

Действительные причастия обозначают признак, который создаётся действием самого предмета.

Читающий мальчик – тот мальчик, который сам читает ; читавший мальчик – тот мальчик, который сам читал .

Страдательные причастия обозначают признак, который создаётся у одного предмета действием другого предмета.

Прочитанная мальчиком книга – книга, которую прочитал мальчик ; построенный рабочими дом – дом, который построили рабочие .

Страдательные причастия обладают рядом особенностей:

    страдательные причастия образуются только от переходных глаголов;

Построить дом – построенный дом; читать книгу – читаемая книга.

От непереходных глаголов образовать страдательное причастие нельзя!


страдательные причастия имеют полную и краткую форму;

Построенный дом – дом построен, допитое молоко – молоко допито.

Ср.: построенный (кем?) рабочими дом ( рабочие построили дом); рассказанная (кем?) бабушкой сказка ( бабушка рассказала сказку).

4. Образование причастий – причастия образуются от глаголов с помощью специальных суффиксов.

ВремяДействительные причастияПримерыСтрадательные причастияПримеры
Настоящее времяОснова наст. вр. + суффикс:Основа наст. вр. + суффикс:
-ущ- (-ющ-) – I спр.Решающий-ом- (-ем-) – I спр.Решаемый
-ащ- (-ящ-) – II спр.Строящий-им- – II спр.Строимый
Прошедшее времяОснова инфинитива + суффикс:Основа инфинитива + суффикс:
-ш-Нёсший-нн- (-н-)Прочитанный
-вш-Решавший-енн- (-ен-) – от глаголов на -и(ть) – II спр.Построенный
-т-Взятый

Причастия настоящего времени образуются от основ настоящего времени. Для того чтобы выделить эту основу, необходимо отбросить личное окончание глагола в настоящем времени:

а) действительные причастия:

решать (I спряжение): реша- ют → реша- + -ющ- + -ий ( решающий );
строить (II спряжение): стро- ят → стро- + -ящ- + -ий ( строящий );

б) страдательные причастия:

решать (I спряжение): реша- ют → реша- + -ем- + -ый ( решаемый );
строить (II спряжение): стро- ят → стро- + -им- + -ый ( строимый ).

Причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (или основы прошедшего времени):

а) действительные причастия:

решать (основа на гласную): реша- ть → реша- + -вш- + -ий ( решавший );
нести (основа на согласную): нес- ти → нес- + -ш- + -ий ( нёсший );

б) страдательные причастия:

написать (основа не на -ить ): написа- ть → написа- + -нн- + -ый ( написанный );
построить (основа на -ить ): постро/ и-ть → постро- + -енн- + -ый ( построенный );
взять : взя- ть → взя- + -т- + -ый ( взятый ).

Что такое причастие в русском языке?

Причастие — это осо­бая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та по дей­ствию и соче­та­ет грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки гла­го­ла и прилагательного.

Причастие в русском языке

Чтобы понять, что такое при­ча­стие в рус­ском язы­ке, ука­жем, что оно обра­зу­ет­ся от гла­го­ла с помо­щью харак­тер­ных фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суффиксов:

  • гла­дить — глад ящ ий кош­ку;
  • отпра­вить — отпра­ви вш ий пись­мо;
  • коле­бать — колебл ем ый вет­ром;
  • ука­зать — ука­за нн ый ею.

Причастие — это осо­бая неспря­га­е­мая фор­ма гла­го­ла, кото­рая обла­да­ет при­зна­ка­ми при­ла­га­тель­но­го. С одной сто­ро­ны, при­ча­стие обо­зна­ча­ет при­знак, как и при­ла­га­тель­ное, но, с дру­гой сто­ро­ны, это при­знак осо­бен­ный, кото­рый свя­зан с дей­стви­ем.

Имя при­ла­га­тель­ное обо­зна­ча­ет посто­ян­ный при­знак пред­ме­та без­от­но­си­тель­но ко вре­ме­ни (пла­ток какой? синий), а при­ча­стие — это гла­голь­ная фор­ма, выра­жа­ю­щая при­знак, свя­зан­ный с тече­ни­ем времени.

К при­ме­ру, в сло­во­со­че­та­нии «пла­ва­ю­щая утка» при­ча­стие «пла­ва­ю­щая» обо­зна­ча­ет при­знак. К нему мож­но задать вопрос прилагательного:

И в то же вре­мя этот при­знак свя­зан с дей­стви­ем в насто­я­щем времени:

Сравним с дру­гой фор­мой причастия:

Здесь речь идет о пти­це, кото­рая пла­ва­ла рань­ше, до момен­та речи об этом, то есть в про­шлом. Признак свя­зан с уже совер­шен­ным действием.

Подытожим наши наблю­де­ния опре­де­ле­ни­ем, что такое при­ча­стие в рус­ском языке.

Причастие сов­ме­ща­ет в себе при­зна­ки двух само­сто­я­тель­ных частей речи: гла­го­ла и прилагательного.

Признаки прилагательного у причастия

Как и при­ла­га­тель­ное, причастие

1. обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та и отве­ча­ет на вопросы:

  • отец, (какой?)ненавидящ ий ложь;
  • бабуш­ка, (какая?) любящ ая внуков;
  • зда­ние, (какое?) осве­щен­ное солнцем;
  • род­ствен­ни­ки, (какие?) при­е­хав­шие в гости;

2. изме­ня­ет­ся по паде­жам и чис­лам , то есть склоняется:

ПадежМужской родЖенский родСредний родМн. чис­ло
И. п.игра­ю­щийигра­ю­щаяигра­ю­щееигра­ю­щие
Р. п.игра­ю­ще­гоигра­ю­щейигра­ю­ще­гоигра­ю­щих
Д. п.игра­ю­ще­муигра­ю­щейигра­ю­ще­муигра­ю­щим
В. п.игра­ю­ще­гоигра­ю­щуюигра­ю­щееигра­ю­щих
Т. п.игра­ю­щимигра­ю­щейигра­ю­щимигра­ю­щи­ми
П. п.об игра­ю­щемоб игра­ю­щейоб игра­ю­щемоб игра­ю­щих

3. при­ча­стие изме­ня­ет­ся по родам:

  • вымыт ый стол
  • вымыт ая тарелк а
  • вымыт ое окн о

4. согла­су­ет­ся с суще­стви­тель­ным в роде, чис­ле и падеже:

  • выгру­женн ый песок
  • мимо выгру­женн ого песк а
  • с выгру­женн ым песк ом

В пред­ло­же­нии при­ча­стие выпол­ня­ет син­так­си­че­скую роль определения.

В густой кроне дере­вьев на вет­ках сидят пою­щие скворцы.

Признаки глагола у причастия

Как и гла­гол, от кото­ро­го обра­зо­ва­но при­ча­стие, оно име­ет грам­ма­ти­че­ские категории:

  • несо­вер­шен­ный (что делать? петьпев­ший);
  • совер­шен­ный (что сде­лать? запеть — запев­ший).

2. дей­стви­тель­ный или стра­да­тель­ный залог

Причастие в фор­ме дей­стви­тель­но­го зало­га обо­зна­ча­ет при­знак дей­ствия, кото­рое совер­ша­ет сам производитель:

  • чита­ю­щий книгу;
  • смот­рев­ший в окно вагона.

Причастие в фор­ме стра­да­тель­но­го зало­га обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, кото­рый испы­ты­ва­ет дей­ствие со сто­ро­ны, под­вер­га­ет­ся чьему-то воздействию:

  • вле­ко­мый ветром;
  • испе­чен­ный на мас­ле блин;
  • рас­тер­тый в порошок.

3. Причастие сохра­ня­ет переходность/непереходность про­из­во­дя­ще­го глагола:

  • несу­щий корзинку;
  • плы­ву­щий по реке.
  • бежать — бегу­щий по тропинке;
  • стро­ить ся — стро­я­щий ся у дороги.

5. у при­ча­стий раз­ли­ча­ют насто­я­щее и про­шед­шее время:

  • гово­рить — гово­ря­щий по телефону;
  • устать — устав­ший к кон­цу работы.

Действительные причастия

Действительное при­ча­стие обо­зна­ча­ет при­знак пред­ме­та, кото­рый сам про­из­во­дит дей­ствие или испы­ты­ва­ет опре­де­лен­ное состояние.

Действительные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ гла­го­лов насто­я­ще­го вре­ме­ни пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов с помо­щью суф­фик­сов -ущ-/-ющ- (I спр.), -ащ-/-ящ- (IIспр.):

  • ска­кать (I) — они скач ут — скач ущ ая лошадь;
  • пол­зать (I) — они пол­за ют — пол­за ющ ий жучок;
  • дышать ( II ) — они дыш ат — дыш ащ ий пол­ной грудью;
  • ста­рить­ся ( II ) — они стар ят ся — стар ящ ие лицо морщины.

Действительные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ неопре­де­лен­ной фор­мы пере­ход­ных и непе­ре­ход­ных гла­го­лов с помо­щью суф­фик­сов -вш- (после глас­но­го), -ш- (после соглас­но­го) и окон­ча­ний прилагательных:

  • сте­ли ть — сте­ли вш ий пол;
  • шур­ша ть — шур­ша вш ий камыш;
  • вез ти — вез ш ий тележ­ку.

Страдательные причастия

Страдательные при­ча­стия обо­зна­ча­ют при­знак пред­ме­та, над кото­рым совер­ша­ет­ся или уже про­из­ве­де­но дей­ствие извне. Страдательные при­ча­стия обра­зу­ют­ся толь­ко от пере­ход­ных гла­го­лов. Эти фор­мы так­же обла­да­ют кате­го­ри­ей времени.

Страдательные при­ча­стия насто­я­ще­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ насто­я­ще­го вре­ме­ни с помо­щью суф­фик­са -ем- (от гла­го­лов I спря­же­ния) или суф­фик­са -им- (от гла­го­лов II спряжения):

  • отте­нять (I) — мы отте­ня ем — отте­ня ем ый сумра­ком;
  • вво­зить ( II ) — мы ввоз им — ввоз им ый с юга.

Страдательные при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни обра­зу­ют­ся от основ неопре­де­лен­ной фор­мы гла­го­лов совер­шен­но­го вида с помо­щью суф­фик­сов -нн-, -енн-, -:

  • собра ть — собра нн ый уро­жай;
  • обна­ру­жи ть — обна­руж енн ый враг;
  • запе­ре ть — запер т ый дом.

Страдательный при­ча­стия про­шед­ше­го вре­ме­ни име­ют пол­ную и крат­кую форму:

  • посе­ян­ный — посеян;
  • раз­ре­шен­ный — разрешен.

Краткие фор­мы при­ча­стий, как и при­ла­га­тель­ных, не скло­ня­ют­ся, а толь­ко изме­ня­ют­ся по родам и числам:

  • он увле­чён
  • девуш­ка увле­чен а
  • дитя увле­чен о
  • все увле­чен ы .

Причастия могут поте­рять при­знак дей­ствия и пере­хо­дить в име­на при­ла­га­тель­ные. Наиболее часто пере­хо­дят в при­ла­га­тель­ные стра­да­тель­ные при­ча­стия. Некоторые из них совсем утра­ти­ли связь с глаголом:

  • натя­ну­тые отношения;
  • рас­те­рян­ный вид;
  • при­под­ня­тое настроение;
  • сдер­жан­ный характер.

Морфологический разбор причастия

Начальная фор­ма при­ча­стия — это пол­ная фор­ма име­ни­тель­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода.

I. Особая фор­ма гла­го­ла — причастие

1. началь­ная форма

II . Постоянные при­зна­ки:

а) дей­стви­тель­ное или страдательное

III . Непостоянные при­зна­ки:

а) пол­ная или крат­кая форма;

б) падеж (в пол­ной форме);

г) род (в един­ствен­ном числе).

IV . Синтаксическая роль

Примеры

Ольга толк­ну­ла створ­ки рас­сох­ших­ся ставен.

Рассохшихся — это осо­бая гла­голь­ная фор­ма причастие

  • н. ф. рас­сох­ший­ся
  • дей­стви­тель­ное
  • про­шед­шее время
  • совер­шен­ный вид
  • воз­врат­ное
  • пол­ная форма
  • роди­тель­ный падеж
  • мно­же­ствен­ное число.

Синтаксическая роль — определение.

Село рас­по­ло­же­но на высо­ком бере­гу реки.

Расположено — это осо­бая гла­голь­ная фор­ма причастие

  • н. ф. рас­по­ло­жен­ный
  • стра­да­тель­ное
  • про­шед­шее время
  • совер­шен­ный вид
  • невоз­врат­ное
  • крат­кая форма
  • един­ствен­ное число
  • сред­ний род

Синтаксическая роль — сказуемое.

Видеоурок

Ссылка на основную публикацию